Главное про византийскую выставку в третьяковке. Выставка «Шедевры Византии

Бывает ведь так, и у вас, наверное, тоже — ждешь от события чего-то необычного, идешь с таким настроением, что прикоснешься к прекрасному или хотя бы интересному. Так вышло у меня с выставкой «Шедевры Византии», статью о которой я прочла на сайте Арнамик Информ, и впечатлилась.

Может еще, сработала ассоциация с проходящей в это же время в Третьяковке выставкой «Шедевры Ватикана», распиаренной настолько, что билеты на нее невозможно купить задолго до окончания.

Как бы то ни было, собрались. В Третьяковской галерее мы бываем время от времени, поэтому экспонаты постоянных экспозиций нам знакомы. Шли именно на «Шедевры Византии».

Выставка размещается в 38 зале.

Можно, проходя через множество предшествующих ему залов, окинуть взглядом картины любимых художников, кивнув им, словно приветствуя хороших знакомых. Репин, Суриков, Перов, Иванов, Врубель, Куинджи, Верещагин — все на местах.

А вот и «Шедевры Византии». Посмотрим…

На выставке всего 18 экспонатов, представляющих произведения византийского и поствизантийского искусства, привезенных в рамках культурного обмена из музеев и частных собраний Греции.

Иконы, кацеи, воздУхи, экземпляры Библии — все это должно показать единство культуры русской и византийской. И обозначить византийские предметы поклонения как источник вдохновения русских мастеров.

Хотя в целом к иконописи я отношусь ровно, без благоговейного поклонения, на выставке оказались экспонаты, поразившие мое воображение.

Это даже не вырезанный из дерева образ Великомученика Георгия XIII века из Афин (он слева на фото, молодой человек пристально рассматривает его) — уж резных икон и резных деревянных скульптур я насмотрелась, путешествуя по миру.

Удивили меня двусторонние иконы. Таких оказалось две. Одна «пара» с изображением с одной стороны того самого Великомученика Георгия со сценами жития, а с другой — Великомучениц Марины и Ирины. Вторая — с изображением с разных сторон Богоматери с младенцем и Распятия с другой стороны.

Самым древним экспонатом выставки считается процессионный крест Х века, созданный в правление Македонской династии.

На нём выгравированы образы Иисуса Христа, Богоматери, некоторых святых.

В общем, экспонаты выставки «Шедевры Византии» — да, вызывают почтение… Но культурного шока я не испытала.

Повторюсь, я не знаток и не ценитель храмовой живописи. Мне сюжеты показались знакомыми. Так, окинула взглядом. Можно пытаться заставить себя прочувствовать «пыль веков», глядя на изображения, но не сложилось.

Скажу честно, выставка оставила равнодушной. Видать, недостаточно развит мой культурный уровень.

Сожалею, что не смогла передать и донести до вас, дорогие читатели, то прекрасное и возвышенное, которое, вероятно, надеялись вызвать организаторы выставки. Предлагаю сходить самим и посмотреть. Выставка продлится ориентировочно до 9 апреля, если не продлят, как это бывает. Лучше, если сложится свое впечатление.

В Третьяковской галерее открылась выставка «Шедевры Византии». Рассказываем главное, что надо знать, чтобы ею насладиться -- в том числе отличную новость про покупку билетов.

ЧТО ПРИВЕЗЛИ: 18 произведений искусства, в том числе 12 икон.

Несмотря на достаточно маленькое количество произведений (выставка заняла всего один зал), проект целиком оправдывает свое название «Шедевры Византии». Практически каждый экспонат здесь - действительно шедевр. Во-первых, впечатляет их древность - мы можем увидеть здесь предметы с конца Х по начало XVI века. Во-вторых, все они очень красивы и, как принято говорить, превосходны по своему художественному уровню. Уцелевшие после падения Константинополя в 1453 году и распада Византийской империи, бережно хранимые во время Османского владычества над Грецией и соседними православными землями - теперь они не только предметы культа или произведения живописи, но и свидетельства трагедий истории.

Характерный пример - икона «Распятие» XIV века (с «Одигитрией» на обороте) - один из прекрасных образцов византийского искусства эпохи Палеологов. Изящное тонкое письмо, радующая глаз гармония золотого и лазурного - и при этом лики святых варварски уничтожены.

ОТКУДА: своими экспонатами с Москвой поделился афинский Византийский и Христианский музей.

Он, увы, известен лишь знатокам, и туристы, прибывающие в Афины за античным искусством, часто о нем забывают. Однако это один из самых любопытных музеев города. Основанный в 1914 году, первоначально он располагался в небольшой вилле, когда-то принадлежавшей светской львице, жене наполеоновского офицера, герцогине Пьяченцы. К концу ХХ века особняк, стоявший посреди роскошного парка, явно перестал вмещать все огромные коллекции Византийского музея. К Олимпиаде 2004 года музей открылся после реконструкции - под газонами и клумбами парка, в толще земли, разместились три подземных этажа, в то время как особнячок остался на поверхности нетронутым. Колоссальное подземное пространство прямо-таки набито сакральным искусством византийского и пост-византийского периода. И его посетители наверняка не заметят, что какие-то вещи улетели в Москву.

Впрочем, отсутствие в постоянной экспозиции знаменитого «Святого Георгия» XIII века явно бросится в глаза посетителям афинского музея. Эта необычная икона выполнена в технике рельефа. Православные художники обычно так не делали, однако эта работа была создана во времена Крестовых походов, под влиянием западноевропейских мастеров. А вот обрамление привычное, каноническое - из клейм.

Другой важный экспонат выставки, кстати, размещенный кураторами на самом эффектном месте в зале - масштабная икона «Богоматерь Кардиотисса». Этот эпитет переводится с греческого как «Сердечная» и является вариантом иконографии «Гликофилуса» («Сладкое лобзание»). При взгляде на шедевр понимаешь, что такие нежные прозвища этот канон изображения получил не зря: Младенец так ласково тянет ручки к Матери, так мило прижимается к ней щечкой, что почти забываешь о том, что перед нами - предмет культа, а не зарисовка из жизни. Сохранилось и имя иконописца (для Руси это не очень привычно, а вот греческие мастера часто подписывали свои работы). Ангелос Акотантос жил и работал на Крите, в ту эпоху бывшем под властью Венецианской республики. Он считается одним из самых важных греческих художников XV века.

Вероятно, из константинопольских мастерских конца XIV- начала XV века происходит икона, которая будет любопытна всем обладательницам популярного в России имени «Марина». Дело в том, что святую Марину Антиохийскую в традиционном православном искусстве изображают достаточно редко. Позднепалеологовскя икона, на которой святая предстает в ярко-красном мафории и с распятием (символом мученичества) в руке, происходит из церкви Святого Герасима в Аргостолиона на острове Кефалония и является одним из старейших сохранившихся образов великомученицы.

ДРУГИЕ СОБРАНИЯ: кроме этого музея, в выставке в Москве приняли участие греческие частные коллекционеры. Сами понимаете, увидеть вещи из подобных собраний - это уникальный шанс.

Из собрания Э. Велимезиса - Х. Маргаритиса происходит небольшая, но очень изысканная икона «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни» XVI века. Этот сюжет привычен и для русской иконописи сюжет - Иоанн Креститель изображен с крыльями, у его ног на блюде лежит его собственная отрубленная голова, а с другой стороны между деревьями воткнут топор. Однако тонкость и гармоничность письма подскажут, что эта красота родом из тех земель, где веками не исчезала иконописная традиция, заложенная в византийских иконописных мастерских.

Из афинского музея Бенаки, основанного в 1930 году миллионером Эммануилом Бенакисом, прибыл старейший экспонат выставки - серебряный процессионный крест, созданный в конце Х века. На этом двустороннем ювелирном изделии можно разглядеть тонкие гравировки фигур Христа и святых. Помимо Иоанна Златоуста, Василия Великого и других популярных святых, на кресте изображен редкий святой - Сисиний. Из надписи на рукояти известно, что он был святым покровителем заказчика этого креста.

МЕСТО: выставка расположилась в главном здании Третьяковской галереи в зале №38 (обычно там висит Малявин и Союз русских художников ). Кураторы выставки особенно подчеркивают, что в соседних залах - постоянная экспозиция древнерусского искусства. И, насладившись афинской выставкой, стоит сделать два шага и посмотреть, что творили в это же время в северном углу православных земель.

БИЛЕТЫ: заранее покупать не надо. Выставка проходит в зале, находящемся среди постоянной экспозиции, и чтобы попасть на нее - достаточно купить обычный входной билет в музей. Хорошая новость для тех, кто устал осаждать сайт с онлайн-продажей билетов на выставку шедевров из Ватикана в соседнем Инженерном корпусе (которая на днях была продлена до 1 марта).

Г осударственная Третьяковская галерея открывает византийскую экспозицию в рамках перекрестного Года культур России и Греции. Ее экспонаты - иконы, книги и предметы декоративно-прикладного искусства - отражают эволюцию искусства Византии в Средние века.

Богоматерь с Младенцем. XII век

Выставка «Шедевры Византии» в Третьяковской галерее

Каждое из 18 произведений, представленных на выставке «Шедевры Византии», - настоящий памятник своей эпохи. Уцелевшие после падения Константинополя в 1453 году и распада Византийской империи экспонаты передали Третьяковской галерее афинский Византийский и Христианский музей и частные собрания Греции.

Одна из самых необычных икон экспозиции - сцены из жития великомученика Георгия. Она выполнена в технике высокого рельефа, что было несвойственно для православных иконописцев. Икона была создана во времена Крестовых походов, когда большое влияние на византийских мастеров оказывали художники из Западной Европы.

Ярким примером расцвета византийского искусства XIV века является двусторонняя икона «Богоматерь Одигитрия», на обороте которой находится еще одна икона - «Распятие». Сохранилось изящное тонкое письмо, насыщенная цветовая гамма - гармония золотого и лазурного, - что было характерно для икон эпохи Палеологов. Так же изысканно выглядит и темперная икона «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни» XVI века, которая изображает распространенный иконописный сюжет. Иоанн Креститель написан крылатым, что символизирует его чистоту. На иконе Иоанн изображен как вестник пришествия и мученической смерти Христа.

Богоматерь Кардиотиса. 1-я пол. XV века

Великомученик Георгий со сценами жития. XIII век

Великомученица Марина. Конец XIV - начало XV века

В центре экспозиции расположена масштабная икона «Богоматерь Кардиотисса» (в переводе с греческого - «сердечная»). Изображение младенца Христа и Богоматери проникнуто нежностью, лишено привычной строгости. Автор этой необыкновенной иконы - Ангелос Акотантос, известный греческий художников XV века.

Самый древний экспонат выставки прибыл в Москву из афинского музея Бенаки, основанного в 1930 году миллионером Эммануилом Бенакисом. Это серебряный процессионный крест, созданный в конце Х века, на котором тонко выгравированы фигуры Христа и святых. Любопытно, что на кресте изображен редко упоминающийся святой мученик Сисиний. Надпись на рукояти гласит, что он был святым покровителем заказчика этого креста.

Выставка «Шедевры Византии» проходит в главном здании Государственной Третьяковской галереи до 9 апреля. Экспозиция находится в зале №38, рядом с залами древнерусского искусства. Это соседство позволяет гостям выставки проследить параллели в русском и византийском искусстве тех лет.

Новая выставка в Третьяковской галерее - «Шедевры Византии». Это восемнадцать экспонатов из греческих музеев. Их возраст от конца X века до начала XVI, когда Восточной Римской империи уже не было, а наименования Византия ещё не было. Редчайшие образцы иконописи расположены рядом с залами древнерусского искусства. Так что можно тут же сравнить работы родоначальников стиля и их учеников, в том числе и величайшего из них - Андрея Рублева.

Вольтер считал, что византийская культура в целом - это сборник высокопарных фраз и описаний чудес, позорящих человеческий разум. Именно в эпоху просвещения, как принято считать, родились все мифы про Византию, о её деспотизме, суеверии, алчности, и нравственном разложении. С мифами бороться, как известно, не стоит. Надо изучать. Выставка византийских шедевров - полезнейший предмет изучения, глава государства проявил к нему интерес.

Выставка «Шедевры Византии» оформлена с аскетизмом монашеской кельи. Но, как известно, все по-настоящему стоящее не слишком эффектно. Обычно перед съемкой коррепонденты всегда уточняют у куратора выставки, чтобы дать задание оператору: что нужно снять обязательно, а что можно пропустить. Но на этот раз «Новостям культуры» посоветовали снимать все экспонаты. Второстепенных произведений здесь нет.

«Первая половина XIV века. "Распятие" - двусторонняя икона. Это действительно шедевр. Константинопольские мастера, столичная работа. Вы посмотрите, как при минимализме художественных средств достигается максимум выразительности! Здесь золото, мы видим различные оттенки синего и различные оттенки охры. Больше ничего. Посмотрите, какое колористическое богатство», - рассказывает куратор выставки Елена Саенкова.

На этой выставке можно увидеть как блестящие образцы иконописи, созданные в константинопольских мастерских для столичных соборов, так и образа, написанные в тиши монашеских келий для небольших провинциальных храмов. Есть и такие, глядя на которые и не скажешь, что это икона.

«Святой великомученик Георгий. Это фактически скульптура, выполненная из дерева, раскрашенная в окружении клейм великомученика. Традиция раскрашенного рельефа не типична для Византии. Это первая встреча Византии и Запада», - поясняет Елена Саенкова.

Ошибаются те, кто думает, что в Третьяковской галерее открылась выставка об искусстве Византии. Эта выставка не об искусстве и даже не о самой Византии. Она о чем-то неизмеримо большем, чего не поняли ни крестоносцы, разорившие империю в начале XIII века, ни османы, захватившие Византию в середине XV. По-настоящему Византию поняли только в России.

«Особенность этой выставки не только в том, что впервые в залах галереи византийское искусство. У нас впервые есть возможность реально ощутить истоки всего того, что мы называем Россия, Русь, Святая Русь», - говорит заведующая отделом древнерусского искусства Третьяковской галереи Наталья Шередега.

Владимиру Путину, побывавшему прошлым летом на Афоне на торжествах, посвященных тысячелетию русского присутствия на Святой Горе, в числе первых экспонатов показали небольшую икону, представленную на выставке. Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказывает: стилистические особенности иконы позднее взяли на вооружение русские иконописцы.

Еще более древний памятник Византии - процессионный серебряный крест конца Х века. Именно тогда Русь приняла христианство. Возможно, таким же крестом святой князь Владимир крестил свой народ.

На выставке можно увидеть пять столетий блестящей византийской культуры. Здесь есть экспонаты, которые формально демонстрируют и ее закат. Например, икона Святителя Николая написана спустя 50 лет после падения Византии. Но в действительности Византия жива и не только в памятниках иконописцев, уехавших после краха империи на Крит. Прежде всего, она жива в культуре Руси - наследницы Византии.

С 8 февраля по 9 апреля в Третьяковской галерее в Москве проходит выставка «Шедевры Византии», на которой представлены редкие христианские реликвии, такие как процессионный крест X века, Евангелие Тетр и двусторонняя резная икона великомученика Георгия Победоносца.

Экспонаты предоставлены музеем Бенаки , Византийским и Христианским музеем в Афинах и частной коллекцией Э. Велимезиса-Х. Маргаритиса в рамках Перекрестного года России и Греции. Специально для читателей «Фомы» куратор выставки Елена Михайловна Саенкова рассказала о трех самых необычных экспонатах.

При размещении экспонатов мы не выстраивали хронологическую линию, поскольку большинство памятников сложные, рассматривать их нужно с двух сторон.

Елена Михайловна Саенкова, доцент кафедры истории и теории христианского искусства ПСТГУ

Процессионный крест

Серебро, позолоченное серебро, гравировка, чернь. Музей Бенаки

Самый ранний экспонат - двусторонний крест X века. Он выносился на процессиях: крестных ходах, литаниях. Крестный ход - русское слово, греки применяют выражение «литания». Соответственно, он большого размера. У него есть ручка, которую могли крепить на стационарном основании, чтобы он находился, например, в алтаре за престолом и мог крепиться к древку, на котором несли крест перед процессией. Такие кресты в древней Византии выносили перед Святыми Дарами во время Херувимской песни (великий вход на ) - духовенство обходило с Дарами весь храм, а не только солею (возвышение перед иконостасом), как теперь. Эта традиция до сих пор есть в Греческой Церкви. Крест использовался в больших городских крестных ходах, которые насчитывали иногда несколько часов пути. Это мог быть крестный ход по случаю праздника или по случаю вражеского нашествия, когда совершались особые молитвы об избавлении от врага.

В определенные дни церковная процессия (наш теперешний крестный ход) начиналась в Св. Софии (собор на территории современной Турции, сейчас в нем расположен музей. - Прим. ред.) и направлялась в храм, посвященный памяти празднуемого святого или события, в котором вся Церковь - а не отдельный «приход» - эту память праздновала. Так, например, 16 января, в день празднования «уз св. Апостола Петра процессия - по указанию „Устава Великой Церкви“ - выходит из Великой Церкви (то есть Святой Софии) и направляется в храм св. Петра, где и совершается праздничная Евхаристия». Так вот, пение антифонов и совершалось во время этой процессии и заканчивалось у дверей храма чтением «молитвы входа» и самим входом в храм духовенства и народа Божия для совершения Евхаристии. Отсюда многообразие антифонов, их «изменчивость» в зависимости от празднуемого события, отсюда существование до сего дня особых антифонов, предписанных в дни больших Господних праздников и т. п. Иногда, однако, вместо антифонов пелись специальные тропари святому, и тогда «Устав», отмечая эти тропари, предписывает: «…И входим в Церковь св. Петра и поется „Слава“ с тем же тропарем. Антифонов нет, а сразу Трисвятое…»

Протопресвитер Александр Шмеман. Евхаристия. Таинство Входа

Если внимательно рассматривать, можно увидеть, что образ Христа Пантократора, который традиционно для таких крестов располагался в центре, поднят на верхнюю перекладину. Получилось, что он смещен со своего исторического места. Это связано с тем, что посредине (в средокрестии) была вложена чтимая реликвия. Считают, что здесь было Древо Честного Животворящего Креста, - это должна была быть слишком значимая реликвия, чтобы изменить иконографическую программу, сместив из центра образ Спасителя. Когда реликвия пропала, не известно. Теперь на ее месте медная вставка, приблизительно XVIII века - изображение Христа, восстающего из гроба. Очевидно, у реликвии была непростая судьба.

На лицевой стороне креста выгравированы полуфигуры Христа Пантократора, Богоматери, архангелов Михаила и Гавриила. В медальонах, завершающих концы креста, представлены святители , Василий Великий, целители , мученики Прокопий и Сисиний.

На обороте креста в центральном медальоне представлен , по сторонам от него - великомученики Георгий и Феодор Тирон, а на вертикальной оси - равноапостольные Константин и Елена. На обороте также есть надпись, в которой упомянут не только заказчик Сисиний, но и некий пресвитер по имени Иоанн.

Евангелие Тетр (Четвероевангелие)

XIII век. Минускул. Пергамен, чернила, темпера, золото. 216 листов. Музей Бенаки

Это Четвероевангелие содержит традиционный порядок евангельского повествования, когда перед каждым началом располагается образ евангелиста. Книга небольшая, предназначалась для личного употребления. Написана в Константинопольской императорской мастерской, уровень исполнения очень высокий - рукопись могла принадлежать императору или кому-то из церковных иерархов. Рукопись написана на пергамене, оклад более поздний.

У рукописи хорошая сохранность - только немного осыпался лик евангелиста Луки. Миниатюры евангелистов писались по той же технологии, что и иконы, только на листе пергамента. В общем-то хорошее состояние книги обусловлено тем, что она находились в чьей-то частной библиотеке. По всему тексту зачала (пронумерованные фрагменты текстов Евангелия) сопровождаются золотыми инициалами. Евангелие раскрыто на листе с изображением , восседающего на деревянном кресле и держащего в руках стилос и раскрытый кодекс, в который он записывает слова Божественного Откровения.

Великомученик Георгий, со сценами жития. Великомученицы Марина и Ирина (?)

Двусторонняя икона, XIII век, дерево, резьба, темпера. Византийский и Христианский музей

Двусторонняя резная икона, которая сохранилась в единственном экземпляре. Есть несколько примеров деревянной высокой скульптуры с окружением из клейм со сценами жития святого, но их 2-3, не больше. Двусторонних образов, где на лицевой стороне резьба, больше нет. Икона замечательна тем, что создана предположительно по заказу ктитора (жертвователя) - женщины, портрет которой находится слева от ног святого. Ее имя не сохранилось.

Ктиторские изображения очень распространены. Фактически это своеобразный средневековый портрет ктитора в молении. Люди, которые не замечают изображение женщины у ног святого, воспринимают икону просто как образ святого великомученика Георгия, молящегося Христу. Если мы начинаем рассматривать иконографическую программу в целом, мы понимаем, что перед нами заказчица иконы, которая молится Георгию, и он ее молитвы передает Спасителю. Это была очень распространенная византийская форма. Получается такая цепочка: человек - святой - Бог. Точно также мы обращаемся в молитве к Богородице, к святым и просим за нас ходатайствовать ко Христу. Ктиторы, как правило, не предстоят сами в молении ко Христу, как это делает святой. Они скромно преподносят свой дар Господу в виде храма или монастыря, с надеждой выражая свою мольбу о спасении.

В русской иконописной традиции была такая же практика, но памятников сохранилось немного. Есть большая книга Александра Сергеевича Преображенского «Ктиторский портрет древней Руси» , в которой это подробно описано.

В XIII веке, после захвата Константинополя латинскими рыцарями (1204 год, Четвертый Крестовый поход), в результате тесных контактов византийских и западноевропейских мастеров возникает интереснейшее явление - мастерские крестоносцев. Примером такого взаимодействия служит рельефный образ великомученика Георгия со сценами его жития. Техника резьбы по дереву, в которой выполнена фигура святого Георгия, не характерна для византийского искусства резьбы и была, очевидно, заимствована из западной традиции, в то время как великолепное обрамление из клейм было создано в соответствии с канонами византийской живописи.

На обороте иконы в молении ко Христу представлены великомученица Марина и святая, которую по иконографии можно идентифицировать как святую Екатерину или святую Ирину. Понять сложно, поскольку обе были из царского рода и изображаются в православной традиции в похожих венцах. Последняя могла быть небесной покровительницей Ирины Комниной (Ирины Дукены), супруги болгарского царя Ивана Асеня II и матери Михаила Асеня. Возможно, именно ее ктиторский портрет представлен на лицевой стороне, а образ великомученика заказан в память о ее муже.

Другие экспонаты выставки

Гостеприимство Авраама

Первая половина XV века, дерево, темпера, Византийский и Христианский музей

На иконе изображена трапеза трех Ангелов, явившихся у дубравы Мамре, описанная в 18 главе Бытия. Согласно ветхозаветному тексту, явившиеся странники предсказали Аврааму и Сарре рождение Исаака, от которого произойдет новый народ.

С раннехристианского времени библейское событие явления трех странников Аврааму имело несколько символических толкований. Прокопий Газский писал: «Что касается трех мужей (явившихся Аврааму), то одни утверждают, что это были три ангела; другие, что один из трех – Бог, а остальные Его ангелы; а еще другие, что здесь говорится о прообразе Пресвятой и Единосущной ». Последнее из трех толкований, ставшее приоритетным с IX-X веков, было положено в основу иконографии представления иконы.

Богоматерь с Младенцем

XIII век, дерево, темпера, Византийский и Христианский музей

Икона Богоматери с Младенцем отличается редкими иконографическими деталями, среди которых – скрещенные и обнаженные по колено ножки Младенца и необычный жест Богоматери, придерживающий пяточку Христа.

Художественные особенности образа, наряду с особенностями иконографии, свидетельствуют о создании иконы в византийской провинции, возможно на Кипре, в начале XIII столетия.

Святитель Николай, архиепископ Мирликийский, на троне

Около 1500 года, дерево, темпера, собрание Э. Велимезиса – Х. Маргаритиса

Святитель Николай Мирликийский изображен восседающим на троне в архиерейском облачении. Представленный образ является ранним примером такого типа иконографии, получившего распространение в поствизантийском искусстве. Интересной особенностью иконы является наведенные золотом изображения пророков, апостолов и Христа Эммануила на ножках трона, на епитрахили и палице святителя.

Великомученица Марина

Конец XIV – начало XV века, дерево, темпера, Византийский и Христианский музей

Великомученица Марина Антиохийская – раннехристианская святая, пострадавшая в конце III – начале IV века, – представлена в традиционной иконографии, характерными признаками которой являются ярко-красный мафорий и крест в правой руке, символизирующий страдания за Христа.

Виртуозное владение приемами позднепалеологовской живописи, драгоценность колорита и глубокая продуманность образа, наделенного большой художественной интенсивностью, свидетельствуют о подлинном мастерстве, сохранившемся в византийском искусстве в первой половине XV века – в последний период существования империи.

Богоматерь Кардиотисса

Ангелос Аконтантос, первая половина XV века, дерево, темпера, Византийский и Христианский музей

Особенностью иконы Византийского музея является изображение Младенца, поза которого исполнена сильного движения. Этот тип иконографии Богоматери, на представленной иконе, носящей эпитет Кардиотиссы, является вариантом иконографии «Гликофилусы» и отражает эмоциональную сторону взаимоотношений Богоматери с Сыном.

Внизу иконы начертана надпись «XEIP AГГEЛOY» («Рука Ангела»), сообщающая имя мастера – Ангелоса Аконтантоса, известного критского иконописца XV века.

Богоматерь Одигитрия

Вторая половина XV века, дерево, темпера, собрание Э. Велимезиса – Х. Маргаритиса

Иконография образа находит аналогии в более ранних византийских памятниках, созданных в XIV столетии, в то время как стиль иконы свидетельствует о ее создании уже в поствизантийский период мастерами так называемой критской школы иконописи.

Иоанн Предтеча Ангел пустыни

Начало XVI века, дерево, темпера, собрание Э. Велимезиса – Х. Маргаритиса

Изображение я с ангельскими крыльями восходит к словам пророка Малахии о том, что приходу Господа будет предществовать явление Его Ангела, который приготовит народ израильский к встрече с Богом.

Изображенный как аскет-пустынник в милоти и гамантии, Иоанн обращается ко Христу с молитвой. Внизу слева между ветвями дерева воткнут топор – деталь, иллюстрирующая слово эсхатологического пророчества Иоанн Предтечи: «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь».

Богоматерь с Младенцем, процветший Крест

Конец XIV века, дерево, темпера, Византийский и Христианский музей

Обратная сторона. Конец XIV века, дерево, темпера, Византийский и Христианский музей

Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол уготованный (Этимасия)

Двусторонняя икона, вторая половина XIV века, дерево, темпера, Византийский и Христианский музей

Богоматерь указывает правой рукой на Младенца, напоминающего своим фронтальным положением и благословляющим жестом, обращенным к зрителю, образ Христа Пантократора. В углах иконы представлены два склоненных Ангела, руки которых покрыты тканью хитонов в знак благоговения перед Небесным Царем. Двунадесятые праздники на полях дополняют догматический смысл образа посредника – воплощение Господа на земле ради спасения человеческого рода.

Богоматерь Одигитрия. Распятие

Двусторонняя икона, XIV век, дерево, темпера, Византийский и Христианский музей

В центре композиции возвышается крест с распятым Спасителем. Эмоциональная напряженность события нашла выражение в изображениях двух слетающих ко Христу ангелов и в тонкой, скорбно сжавшейся фигуре Богоматери, облаченной в драгоценный синий мафорий. По другую сторону от креста представлен юный апостол , изображение фигуры и одежд которого свидетельствует о всплеске интереса к античной классике в искусстве палеологовской эпохи.

Воздух

Конец XIII – начало XIV века. Шелк (основа), хлопчатобумажная подкладка, шелковые, серебряные и золотые нити; ткачество, золотое и лицевое шитье. Музей Бенаки

Воздух – покров для священных сосудов, используемый во время . Представленная сцена «Раздаяние вина» является частью композиции . По периметру воздуха проходит литургическая надпись, заимствованная из Евангелия от Матфея и повествующая об установлении Евхаристии на . У данного воздуха, полагавшегося на потир, вероятно, был парный с изображением «Раздаяния хлеба», которым покрывали дискос – блюдо для евхаристического Хлеба.

Кацея

Вторая половина XIII века. Медь, чеканка, гравировка, эмаль. Музей Бенаки

Рукоять кацеи

Около 1300 года. Бронза, литье, гравировка. Музей Бенаки

Кацея является разновидностью кадила и напоминает ковшик или чашу с рукоятью. Этот богослужебный предмет использовался в Византии с довольно раннего времени, хотя письменные упоминания о нем фиксируются в монастырских типиках лишь с XI века.

На представленных рукоятках двух кацей сделаны изображения. В одном случае это образы мучеников Феодора и Димитрия, а другом – Богородицы Одигитрии, имеющий эпитет «Терапиотиса». Изображения на рукоятях кацей нередко были связаны с посвящением храмов, из которых они происходили. Так, вероятно, эпитет «Терапиотиса» может указывать на то, что представленный на выставке фрагмент принадлежал кацее из константинопольской церкви Богородицы Терапиотисы, которую упоминает в своем «Хождении» (1348/1349) русский паломник Стефан Новгородец.

Евангелие Апракос (Лекционарий)

Около 1300 года. Минускул. Пергамен, чернила, темпера, золото. 338 листов. Музей Бенаки

Представленный кодекс, являющийся Евангелием апракос (лекционарием), содержит евангельские отрывки, расположенные в порядке церковного года и читаемые за Богослужением. Рукопись не содержит полностраничных миниатюр, но имеет богатый декор. В начале каждого из четырех Евангелий сделаны крупные заставки, орнаментальные мотивы которых восходят к образцам лепесткового стиля в византийских рукописях X–XII веков. Интерес представляют также инициалы, которыми оформлены отрывки евангельского текста.

Воскрешение Лазаря

XII век. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей

«Воскрешение Лазаря» является фрагментом эпистолярия, представлявшего собой горизонтальную доску с изображением двунадесятых праздников, которая помещалась на предалтарной преграде – темплоне. Стиль и техника живописи иконы, размеры опиленной доски, а также необычный красный фон сближают ее с иконами «Преображение» из собрания Эрмитажа и «Рождество Христово» и «Тайная вечеря» из монастыря Ватопед на . Все четыре иконы являются фрагментами некогда единого эпистолярия, находившегося в одном из афонских монастырей.

Выставка открыта с 8 февраля по 9 апреля 2017 года по адресу: Лаврушинский переулок, 10, зал 38 постоянной экспозиции.

В подготовке материала использованы подписи к экспонатам выставки.