Звуковой анализ слов в русском языке: схема. Звуковой анализ слова: что это и как правильно его делать

Как только родители начинают задумываться о том, как обучить свое чадо навыкам чтения, кроме букв и слогов появляется понятие «звуковой анализ слова». Однако не каждый понимает, зачем необходимо обучать ребенка, не умеющего читать, его делать, ведь это может только вызвать путаницу. Но, как оказывается, от умения правильно разбираться слова на звуки зависит в будущем умение правильно писать.

Звуковой анализ слова: что это

Прежде всего, стоит дать определение. Итак, звуковым анализом слова называют определение по порядку их размещения звуков в конкретном слове и характеристика их особенностей.

Зачем же детям нужно учиться выполнять звуковой анализ слова? Для разработки фонематического слуха, то есть умения четко различать звучащие звуки и не путать слова, например: Тима — Дима. Ведь если ребенок не научен четко различать на слух слова, он не сможет их правильно записывать. А данное умение может пригодиться не только при изучении грамматики родного языка, но и при изучении языков других стран.

Порядок разбора слова по звукам

При выполнении звукового анализа любого слова необходимо в первую очередь поставить ударение, далее разделить его на слоги. Потом выяснить, сколько букв в слове и сколько звуков. Следующим шагом будет постепенный анализ каждого звука. После этого подсчитывается, сколько в анализируемом слове гласных и сколько согласных. Поначалу детям лучше давать для анализа простые односложные или двухсложные слова, например их имена: Ваня, Катя, Аня и другие.

Когда ребенок понемногу разобрался с тем, как правильно проводить анализ на простых примерах, стоит усложнять разбираемые примеры слов.

Звуковой анализ слова: схема

При работе с самыми маленькими детьми для лучшего усвоения информации используются специальные цветные карточки.

С их помощью дети учатся создавать схему звукового анализа.

Карточка алого цвета используется для обозначения гласных звуков. Синяя — твердых согласных, зеленая — мягких. Для обозначения слогов используют двухцветные карточки в той же цветовой гамме. С их помощью можно учить ребенка характеризовать звуки и целые слоги. Также необходимы карточка для обозначения ударения и карточка, показывающая разделение слова на слоги. Все эти обозначения, помогающие учить ребенка делать звуковой анализ слова (схема играет вэтом не последнюю роль), утверждены официальной школьной учебной программой России.

Гласные звуки их краткая характеристика. Дифтонги

Прежде чем начать анализировать слово, важно знать, какими особенностями обладают все фонетические звуки (гласные/согласные). При обучении детей на ранних этапах необходимо давать информацию только о самым простых свойствах, все остальное ребенок будет изучать в старших классах.

Гласные звуки (их шесть: [о], [а], [э], [ы], [у], [и]) бывают ударными/безударными.
Также в русском в наличии есть буквы, которые в определенной позиции могут давать пару звуков — ё [йо], ю [йу], я [йа], е [йэ].

Если они следуют за согласными — звучат как один звук и придают мягкости предшествующему звуку. В других позициях (начало слова, после гласных и "ъ" и "ь") звучат как 2 звука.

Краткая характеристика согласных

Согласных звуков в нашем языке тридцать шесть, но графически их обозначает всего двадцать один знак. Согласные быват твердыми и мягкими, а также звонкими и глухими. Также они могут/не могут образовывать пары.

В таблице ниже перечислены звонкие и глухие звуки, способные образовывать пары, и те, которые не обладают такой способностью.

Стоит помнить: согласные звуки [й`], [ч`], [щ`] при любом положении — мягкие, а согласные [ж], [ц], [ш] — всегда твердые. Звуки [ц], [х], [ч`], [щ`] — абсолютно всегда являются глухими, [м], [н], [л], [р], [й`] — (сонорыми) или звонкими.

Мягкий и твердый знаки не дают звуков. Мягкий знак делает предыдущий согласный мягким, а твердый знак играет роль разделителя звуков (к примеру, в украинском подобную роль играет апостроф).

Примеры звукового анализа слов: «язык» и «группа»

Разобравшись с теорией, стоит попробовать попрактиковаться.

Например, можно провести звуковой анализ слова «язык». Данное слово довольно простое, и даже начинающий сможет его разобрать.

1) В данном примере два слога «я-зык». 2 слог является ударным
2) Первый слог образован с помощью дифтонга «я», который стоит в начале слова, а следовательно, состоит из 2 звуков [й`а]. Звук [й`] — это согласный (согл.), мягкий (мягк.) (карточка зеленого цвета), второй звук [а] — гласный, безударный (алая карточка). Для обозначения этого слога в схеме можно взять также двухцветную зелено-красную карточку.

4) Слог 2 «зык». Он состоит из трех звуков [з], [ы], [к]. Согласный [з] — тверд., звонкий (карточка синего цвета). Звук [ы] — гласн., ударный (карточка красного цвета). Звук [к] — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета).
5) Ставится ударение и проверяется путем изменения анализируемого слова.
6) Итак в слове «язык» два слога, четыре буквы и пять звуков.

Стоит учитывать один момент: в данном примере слово «язык» разбиралось как для учеников первого класса, которым еще не известно, что некоторые гласные в безударной позиции могут давать другие звуки. В старших классах, когда ученики будут углублять свои познания в фонетике, они узнают что в слове «язык» безударная [а] произносится как [и] — [йизык].

Звуковой анализ слова «группа».

1) В анализируемом примере 2 слога: «гру-ппа». 1 слог является ударным.
2) Слог «гру» составляют три звука [гру]. Первый [г] — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук [р] — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук [у] — гласн., ударн. (карточка алого цвета).
3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.
4) Во втором слоге «ппа» три буквы, но они производят всего 2 звука [п:а]. Звук [п:] — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета). Также он является парным и произносится длинно (синяя карточка). Звук [а] — гласн., безударный (алая карточка).
5) Ставится ударение в схеме.
6) Итак, слово «группа» состоит из 2 слогов, шести букв и пяти звуков.

Умение делать простейший звуковой анализ слова не является чем-то сложным, на самом деле это довольно простой процесс, но от него зависит многое, особенно если у ребенка проблемы с дикцией. Если разобраться, как правильно его делать, это поможет произносить слова на родном языке без ошибок и будет способствовать развитию умения грамотно их записывать.

Привет двоечники. Бродил недавно по просторам интернета и наткнулся на учебник по русскому языку. Вспомнил эту школу, в которую приходилось ходить каждый день и просиживать штаны. Несмотря на то, что я всегда учился ну…. скажем неплохо, повторить этот опыт я бы не хотел. В учебнике нашёл урок про то, как правильно составляется структура предложений. И решил написать про это статью, чтобы вы, застигнутые ностальгией по школьным временам, или, вдруг, необходимостью, не бродили в поисках учебниках по русскому языку, а пришли ко мне в блог. И вот вам стразу проверка:

Лимит времени: 0

Навигация (только номера заданий)

0 из 10 заданий окончено

Информация

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается...

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0 )

  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

  1. Задание 1 из 10

    1 .

    Найдите среди представленных предложений структуру [ __ и __ ====== ]

  2. Задание 2 из 10

    2 .

    Найдите среди представленных предложений структуру [│О│,…]

  3. Задание 3 из 10

    3 .

    Найдите среди представленных предложений структуру [│ВВ│,…].

  4. Задание 4 из 10

    4 .

    Найдите среди представленных предложений структуру [│ДО│, Х …].

  5. Задание 5 из 10

    5 .

    Найдите среди представленных предложений структуру [ Х,│ ПО│,…].

  6. Задание 6 из 10

    6 .

    Найдите среди представленных предложений структуру «[П!]»- [а].

  7. Задание 7 из 10

    7 .

    Найдите среди представленных предложений структуру «[П..,│О│!] - [а]. - [│ВВ│,…П..]».

  8. Задание 8 из 10

    8 .

    Найдите среди представленных предложений структуру […..], и […..].

  9. Задание 9 из 10

    9 .

    Найдите среди представленных предложений структуру […..], (что ….).

  10. Задание 10 из 10

    10 .

    Найдите среди представленных предложений структуру […..], (который ….).

Кто-то возразит: «Школа давно закончилась, напишем без схем». Такая точка зрения вполне справедлива. Для тех, кто общается с помощью СМС и игровых чатов. Итак, сегодня тема нашего занятия звучит так: «Как составить схему предложения?» Тем более если вы копирайтер или хотите им стать и зарабатывать больше чем ваша училка, знание схем предложений, к сожалению, необходимо.

Порядок составления схемы предложения


Для составления схемы понадобятся графические обозначения. Равноправные предложения в составе сложного предложения обозначим квадратными скобками. Подчиненное вместе с союзом – круглыми скобками. Главное слово, от которого задается вопрос, — крестиком.

Схема простого предложения

Рассмотрим сразу пример. Начнем с самого легкого задания для начальной школы.

Это простое двухсоставное предложение. Различают также односоставное, когда главные члены предложения выражены одним подлежащим или одним сказуемым. Простые предложения бывают распространенными, как в нашем случае, или нераспространенными, к примеру:

Обращаем внимание на сказуемое. Оно может быть простым или сложным:

  • Простым: «Михаил сочинял ».
  • Составным глагольным: «Миша хотел писать на диване ».
  • Составным именным: «Миша был другом для меня ».

В простом предложении может быть обращение:

Иван, сядь в левый ряд . Схема предложения следующая

[│О│,…..].

Важно выделить обращение запятыми так же, как и вводные слова.

К несчастью, такое случалось довольно часто

[│ВВ│,…..].

Не забываем найти и выделить деепричастный или причастный обороты.

Не отрывая глаз, смотрел на нее пес

[│ДО│, Х …].

Вид, открывшийся перед ним, был похож на зачарованное царство холода.

[ Х,│ ПО│, …..].

В литературных текстах, в текстах-рассуждениях часто встречается прямая речь.

«Не заходи во двор!»- громко крикнул незнакомец.

«[П!]»- [а].

«Ура, братцы!- закричал он. – Кажется, наше дело начинает идти на лад».

«[П..,│О│!] — [а]. — [│ВВ│,…П..]».

Итак, училка по английскому. Представьте у меня все пятерки (80 процентов), я иду на красный диплом техникума, олимпиады, конференции – меня знают все. И эта…... ну…. женщина ставит мне тряк. Я ей говорю: вы что не нормальная, посмотрите на мои оценки, вы что творите? И нифига – якобы принцип. Хотя какой на хер принцип, когда она ставила четверки спортсменам, которые не приходили вообще на пары и за банку кофе ставила пятерки. И ей все это говорили, Паше надо поставить хотя бы четверку. Короче жесть. Уже на защите диплома вмешался сам директор и она поставила мне 4 уже после защиты, но красный диплом был потерян.

Схема сложного предложения.

Различают несколько видов сложных предложений. Рассмотрим их по порядку.

Сложносочиненное — это два простых равноправных предложения, соединенные сочинительным союзом.

Стены тоннеля раздвинулись, и путешественники очутились в огромном подлунном гроте.

Схема здесь несложная […..], и […..].

В сложноподчиненном предложении одна часть главная, вторая подчиняется, сопутствует первой.

Отдельные колонны были так огромны, что доставали своими вершинами до самого свода.

[…..], (что ….).

Окружающий воздух был намного чище того, который он вдыхал дома.

[…..], (которым ….).

Подчинение в таких предложениях происходит с помощью подчинительных союзов.

Бессоюзное предложение аналогично сложносочиненному, но не имеет союза.

Телевизионная студия предлагала смехотворно малую сумму – Мига рассердился.

[…..] — […..].

В нашем примере недовольство Миги вызвано действиями, произведенными в первой части сложного предложения. Но союза нет, его заменяет знак тире.

Не запутайтесь, составляя схему с разными типами связи. Разбить такие предложения, при этом не потеряв главную мысль, бывает очень сложно.

Дно тоннеля уходило вниз, поэтому идти было легко и просто: казалось, кто-то толкает в спину, и впереди скоро зажжется свет.

[…..], (поэтому ….): [│ВВ│,...], и [....].

Сложное предложение может иметь несколько придаточных частей, вытекающих одно из другого. Это последовательное подчинение.

Ребятам сообщили, что завтра будет праздник, который закончится карнавальным шествием.

(который ….).

Различают также параллельное подчинение. От главного предложения задаются разные вопросы к придаточным частям. Придаточные части в данном случае могут практически без изменения сделаться отдельными простыми предложениями.

Когда пришел фотограф, Серенький завернул акцию в платочек, чтобы спрятать ее за пазуху.

↓ когда? ↓ зачем?

(когда ….), (чтобы ….).

В русском языке выделяют однородное подчинение. Это перечисление простых предложений. К ним задается одинаковый вопрос от главной части, и соединяются они одинаковым союзом.

Наблюдая весной за природой, можно заметить, как прилетают птицы, как появляются нежные листочки, как зацветают первые цветы.

↓ что? ↓ что? ↓ что?

(как ….), (как ….), (как ….).

Основные виды предложений рассмотрены. Читая и анализируя текст, внимательно просматривайте большие по конструкции предложения. Выделяйте главную информацию. Мысленно задавайте вопросы от главного слова или главной части к придаточной или подчиненной. Это поможет уловить суть и правильно расставить знаки препинания.

Всем творческих успехов. Ну и найдите 10 отличий на этих картинках и напишите за сколько у вас это получилось сделать.

Найди 10 отличий

Ольга Гордеева

ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА ?

Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный – Исогласный, звонкий – глухой, мягкий твердый)

Звуковая схема слова – это последовательность квадратиков – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове .

КАК ВЫПОЛНЯТЬ С РЕБЕНКОМ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА ?

Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики .

Сделаем звуковой анализ слова ДОМ :

ддд-ом – первый звук Д – он согласный , звонкий, твердый - обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.

д – ооо – м - второй звук О - он

гласный – обозначим его красным квадратиком.

до –ммм - третий звук М – он согласный , звонкий, твердый – обозначим его синим квадратиком с колокольчиком.

В слове ДОМ 3 звука , 2 согласных и 1 гласный.

Согласные звуки Д и М .

Гласный звук О .

Назовем звуки по порядку : Д О М.

Напишем слово буквами :ДОМ

ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА КИТ

кькькь – ит – первый звук Кь – согласный , глухой, мягкий, обозначим зеленым квадратиком.

В слове кит 3 звука : 2 согласных и 1 гласный. Согласные Кь и Т. Гласный И. Назовем звуки по порядку Кь , И, Т.

ПОДСКАЗКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .

Буквы, обозначающие звонкие звуки :

М, Б, Г, Д, Н, В, Ж, Л, Р, З, Й.

Буквы, обозначающие глухие звуки :

П, К, Х, Т, Ф, Ш, С, Ч, Щ, Ц.

Звонкий или глухой звук дети определя-ют положив руку на горло. Если во время произнесения звука «горло звенит» - звук звонкий . Если «не звенит» - глухой

Буквы, обозначающие всегда твердые звуки : Ш, Ж, Ц.

Буквы, обозначающие всегда мягкие звуки : Щ, Ч, Й.

Остальные буквы могут обозначать два звука твердый и мягкий : Т и Ть, П и Пь, К и Кь, Д и Дь и т. д.

Мягкость и твердость звуков дети

определяют на слух :

МЕЛЬ – звук ль мягкий .

МЕЛ – звук л твердый .

КОТ – звук К твердый .

КИТ – звук Кь мягкий .

Родители могут проконтролировать следующим образом :

Если на письме после согласной буквы пишутся А, О, У, Ы, Э – то она обозначает твердый звук .

Если на письме после согласной буквы пишутся буквы Е, Ё, Ю, Я – то она обозначает мягкий звук .

Звуков Е ,Ё,Ю,Я – не бывает, это гласные буквы, обозначающие мягкость согласного на письме.

Звонкие согласные звуки на конце слов в речи оглушаются и заменяются парным глухим : Д – Т, Г – К, Б – П, Ж – Ш, В – Ф, З – С.

Пишем ЛЁД - говорим [ЛЁТ]

Пишем НОЖ - говорим [НОШ]

Пишем СНЕГ - говорим[ СНЕК]

Буквы Е, Ё, Ю, Я, стоящие в слове после согласной обозначают соответственно звуки Э , О, У, А.

Все это необходимо учитывать при выполнении звукового анализа слова .

Составление звуковых схем к словам.

Данный вид работы мы также можем назвать звуко-буквенным разбором слова или фонетическим разбором .

Помнить: звуки можно услышать или произнести. Буква - это знак для обозначения звука. Букву можно написать, прочитать, увидеть.

Фонетика - раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог.

Звуки, которые произносит человек, мы называем звуками речи. Звуки речи образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха.

Гласные звуки состоят только из голоса, выдыхаемый воздух проходит через рот свободно, не встречая преграду. Гласные звуки можно долго тянуть, петь. Гласные звуки мы будем обозначать красным цветом -

В русском языке гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Гласные звуки бывают ударными и безударными.

Когда мы произносим согласные звуки , воздух встречает преграду (губы, зубы, язык). Одни согласные состоят только из шума - это глухие согласные. Другие - из голоса и шума. Это звонкие согласные.

Согласные также делятся на твёрдые и мягкие.

Твёрдые согласные обозначают синим цветом -

мягкие - зелёным -

С чего начать работу?

Начинайте работу с простых слов - односложных или двусложных. Подумайте, как заинтересовать ребёнка.

Может вы научите составлять слова куклу Машу или любимого зайку? Или будете отгадывать загадки и составлять схему слова-отгадки?

А может быть слово (карточка или картинка) спрятаны и вы поиграете в игру “холодно-горячо”?

Очень хорошо, если вы придумали что-то интересное и появился стимул к работе.

Алгоритм работы при составлении звуковой схемы слова

1.Проговариваю слово.

2.Считаю количество звуков, отмечаю звуковые окошки.

3.Слушаю звук, анализирую его: гласный или согласный; если согласный - твёрдый или мягкий.

4.Выбираю нужный цвет.

5.Считаю: сколько в слове всего звуков, сколько гласных, сколько согласных - сколько из них твёрдых согласных, сколько мягких.

Фрагмент занятия.

Отгадай загадку.

Сидит дед в сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

Давай, составим схему слова лук.

1. Делим слово на слоги.

Произносим с хлопком в ладоши - лук. В этом слове 1 слог.

2. Из каких звуков состоит слог?

Произносим протяжно л-у-к.

Первый звук - [л]. Это согласный твёрдый звук . Выбираем нужную карточку твёрдого согласного (синий цвет).Второй звук - [у]. Это гласный звук. Выбираем нужную карточку гласного звука (красный цвет). Третий звук [к] - твёрдый согласный. Выбираем карточку для твёрдого согласного (синий цвет).

3. Обозначим звуки буквами. Звук [л] обозначаем буквой “эль”. Звук [у] - буквой “у”. Звук [к] - буквой “ка”.

Ударение в односложных словах не ставим.

ЛЕНТА БУКВ.

Для составления звуковых схем слов необходимы следующие заготовки:


Звуко-буквенный анализ нужен для того чтобы тренировать ребенка сначала читать слова так как написано, а потом просить его читать орфоэпические, то есть так, как привычно в устной речи. Чем раньше вы начнете такие занятие с ребенком, тем лучше у дошкольников будут навыки чтения и правописания.

Чтобы провести позиционный анализ слов и донести это обучение и умение для дошкольников, нужно провести звуковой анализ. Определите, где слышится звук - в начале слова, в конце или середине. Началом слова считается первый звук, концом – последний. Середина слова – это не первый и не самый последний звук.

Чтобы дети могли понять, в чем состоит такой анализ слова, нужно произнести слово, выделяя, пусть и слегка утрированное, нужный нам звук. Чтобы обучение для дошкольников было более понятным, приведем примеры. В слове аист нам нужно понять, где находиться нужный звук «а».

Звуковой анализ слов

Начните произносить слово а-а-а-аист и вы поймете, что звук находиться в начале слова. В слове ша-а-а-арик «а» находиться в средине слова. Такая схема будет простой и логичной и она сможет помочь провести позиционный анализ слов и закрепить это умение у дошкольников.

Картинки и схемы


Очень удобно проводить звуковой анализ и обучение ему при помощи схем и картинок к ним. Прежде чем начать выполнять звуковой анализ, нужно разобраться с тем, что звуки бывают гласные, согласные твердые и согласные мягкие.

Чтобы каждый ребенок в группе других детей, изучающих русский язык, нормально усвоил все тонкости анализа, нужно будет использовать картинки и схемы. Обычно это картинка, под которой расположены пустые клеточки, в которые нужно схематично вписать буквенно- слоговой анализ слова. Часто подготовительная группа детского сада использует в таких заданиях цветные фишки, которые означают определенные звуки.

Допустимо использование таких же цветных фишек еще и в старшей группе . Фишки могут быть выполнены в виде кружочков, квадратиков или магнитиков, правильное использование которых указывает на то, что ребенок может провести разбор слов по звуковому анализу. Это умение чрезвычайно важно когда происходит грамоте. Благодаря этому у малышей развивается речь, они лучше усваивают и понимают русский язык.

Использование картинки со схемами разбора слов может использоваться как игра, ведь обучение грамоте не должно быть нудным. Игра может иметь соревновательный характер, а может использовать для того, чтобы дети просто отточили свою речь и лучше усвоили русский язык. Звуковой синтез также очень важен, так как это процесс соединения звуков в слова. Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.

Порядок разбора слова по звукам

Чтобы провести разбор слов по звуковому критерию, вам нужно будет использовать примерно ту же схему, которую используют все преподаватели, проводя обучение грамоте. Чтобы разбор слова прошел правильно и успешно, нужно:

  1. Слово, выбранное под звуковой разбор, нужно произнести вслух и с использованием правильного ударения. Без понимания на слух звучания слова вы не сможете охарактеризовать его фонетическую сторону. Такое выговаривание должно происходить как игра, не нужно отдельно выговаривать каждую букву, так только исказиться ваша речь. Обычно дети воспринимают такие упражнение как игровое обучение. Деткам прививается умение проводить звуковой синтез, с произношением лучше усваивается русский язык и происходит обучение грамоте.
  2. Нужно записать фонетическую транскрипцию. Оформляя графические звучания слов, нужно будет учитывать некоторые особенности звучания звуков. К примеру, буквы Я, Ю, Е, Ё не имеют отдельного звука. Их обозначают двумя звуками, но в слабых позициях йотированный призвук исчезает.
  3. Каждое из слов нужно будет разделить на доступное количество слогов. Учитывайте, что количество слогов в слове будет равно количеству гласных звуков. Слоговой разбор нужно производить с использование фонетической транскрипции.
  4. После выделения слогов нужно будет поставить ударение. Так можно будет определить главные в слабой и сильной позиции. Если главная в сильной позиции, то она способствует тому, что звук будет более четким и речь будет красивой.
  5. Все звуки нужно будет охарактеризовать. Гласный может быть ударный и безударный, согласный может быть мягким, звонким, твердым или глухим.
  6. Нужно будет указать количество звук и количество букв. Их количество часто бывает не одинаковым. Например Ь и Ъ не оформляются звуками, а такие буквы как Я, Ю, Е, Ё обычно обозначаются двумя звуками.

Фонетический разбор


Дети должны знать, что чтобы речь была красивой, нужно не только обучаться орфографии и грамоте, но еще и пробовать совершать фонетический слоговой разбор и звуковой синтез. Язык достаточно сложен и дети лучше всего воспринимают разбор слогов, синтез и всевозможные правила в грамоте, если они представлены, как обучающая игра.

Звуки А, О, У, Ы, Э указывают на твердый согласный звук. На мягкий согласный звук указывают Я, Е, Ю, И, Е. Изучая язык, речь и фонетический синтез, дети должны понимать, что такой процесс обучения – это своеобразная игра, где язык сначала раскладывается на составляющие и происходит его синтез. Звуки Л, М, Н, Р, Й – непарные звонки согласные звуки. Х, Ц, Ч, Щ – это мягкие согласные. Б, В, Г, Д, Ж, З – парные звонкие согласные звуки, П, Ф, К, Т, Ш, С – парные глухие согласные, Ж, Ш, Ц – твердые, а Ч, Щ, Й – мягкие.

Уважаемые родители, на этапе обучения грамоте ребята учатся составлять звуковую схему или, по-другому, модель слова. Помогите ребёнку разобраться в составлении звуковой модели слова.

Я приведу примеры звуковых схем по программе “Школа России”. Там обозначения разных звуков различаются по цвету.

Итак, освежим в памяти знания по фонетике, которые вы получили в школе.

Гласных звуков в русском языке шесть – [а], [о], [у], [ы], [э], [и]

Согласные образуют пары по твёрдости-мягкости, по глухости- звонкости.

Есть непарные согласные.

Мягкий знак и твёрдый знак звуков не обозначают.

Буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласного звука, обозначают один звук, если стоят после согласного.

В таблице мы видим букву и под ней звук или звуки, которые обозначают этой буквой.

Например, буквой Б обозначают два звука [б], [б"]. Буквой Ж один звук [ж].

Разберём составление звуковой модели слова ПИСЬМО.

Делим слово на слоги: ПИ-СЬМО (как разделить слово на слоги можно посмотреть здесь http://сайт/?p=1742)

Первый слог – ПИ. Это слияние. Гласный звук [и] обозначает мягкость согласного. Первый звук [п"] – мягкий согласный, второй звук [и] – гласный.

Второй слог – СЬМО. Первый звук [с"] – мягкий согласный. Дальше идёт слияние – МО. Гласный звук [о] обозначает твёрдость согласного. Звук [м] – твёрдый согласный. Звук [о] – гласный. Ставим ударение.

В итоге получается такая схема:

Мы с ребятами делаем затем транскрипцию (как мы слышим слово).

А затем записываем слово: письмо.

Гласные звуки, которые находятся в верхнем ряду таблички – а, о, у, ы, э обозначают твёрдость согласного звука.

Гласные буквы я, ё, е, ю стоят после мягкого согласного, звук [и] тоже обозначает мягкость согласного.

Но необходимо помнить, что есть согласные, которые всегда твёрдые. Они обозначены в таблице только синим цветом: [ж], [ш], [ц]. Есть согласные, которые всегда мягкие, они обозначены только зелёным цветом: [ч"], [щ"], [й"].

Будьте внимательны при разборе слов с йотированными гласными.

Вот пример разбора слова ЯБЛОКО.

В начале слова йотированные гласные обозначают два звука.

Надеюсь, что статья помогла вам немного разобраться в составлении звуковой схемы слова.

В других программах просто другие обозначения звуков. Могут быть не квадратики, а кружки. По другому обозначена твёрдость-мягкость. Но разобраться можно, подставив нужные обозначения.

Материалы о составлении звуковой схемы можно посмотреть ещё

Если ваш ребёнок любит раскраски, посетите сайт ЕСЛИ РАСКРАСКИ.НЕТ. Здесь вы найдёте бесплатные раскраски для девочек и мальчиков. Большие раскраски онлайн бесплатно, раскраски из сказок и мультфильмов.

Фонетический разбор слова всё чаще вызывает затруднения, хотя подобные задания выполняют уже в начальной школе. Суть разбора – услышать и перенести на бумагу звучание слова. Для большинства детей задание является сложным и непонятным. Попробуем помочь ребятам провести разбор слова, ответить на основной вопрос, сколько звуков в слове.

Вконтакте

Особенности фонетики

Наука о языке имеет свою классификацию. Одним из ее разделов является фонетика. Она изучает звуковой состав языка . Интересно звуковое соотношение в человеческой речи:

  • произнести можно несколько сотен звуков;
  • используется для передачи мыслей более 50;
  • в письменной речи существует всего 33 изображения звуков.

Для понимания фонетики следует выделить звуки и буквы, четко их различать .

  • буквы – знаковое изображение слышимого, их пишут и видят;
  • звуки – произносимая единица речи, их произносят и слышат.

Написание и произношение одного слова чаще всего не совпадает. Знаков (букв) может быть меньше или больше, чем звуков . Возможен вариант, когда произносится один звук, а на письме фиксируется буквенное изображение другого. Такие несоответствия объясняются орфографическими и орфоэпическими правилами. Фонетика оставляет за собой только нормы произношения. Какие понятия встречаются в разделе «Фонетика»:

  • звук;
  • слог;

Каждое понятие имеет свои особенности, количество терминов. Так создается целая наука. Что такое фонетический разбор слова? Это характеристика его звукового состава слова .

Фонетика — схема

Принципы и правила

Основные сложности, которые появляются при фонетическом разборе, — это частое несоответствие буквы ее произношению. Сложно воспринимать слово не как написанное, а как слышимое. Принцип фонетического анализа – концентрация внимания на правильности произношения . Несколько советов по проведению звукового анализа слов:

  1. Определить особенности звучания.
  2. Записать транскрипцию каждой буквы.
  3. Не подгонять звуки под буквы, например, жи или ши звучат [жы], [шы] .
  4. Внести коррективы, четко проговаривая каждую минимальную единицу речи.

Фонетический разбор слова выполняется в определенной последовательности. Часть данных придется заучить, другую информацию можно приготовить в виде памятки. Особые разделы фонетики нужно понять. Фонетические процессы, которые считаются основными в школьном образовании:

  1. Оглушение и озвончение . Позиции, при которых согласные становятся глухими, — конец слова. Дуб [дуп].
  2. Смягчение согласных в позиции перед мягкими. Чаще становятся мягкими: з, с, д, т, н. Здесь — [з’д’эс’].
  3. Оглушение звонких согласных перед глухими. Зубки — [зупк’и].
  4. Озвончение глухих перед звонкими. Сделать — [зд’элат’], косьба — [каз’ба].

В высших учебных заведениях фонетических процессов, изучаемых студентами-филологами, больше:

  • аккомодация,
  • диссимиляция,
  • редукция.

Такие процессы дают более глубокое понимание фонетики и преобразования речевых норм . Они помогают будущим учителям увидеть, в чем могут ошибиться дети, как провести объяснение сложных тем.

Фонетический разбор слова — пример.

Характеристика гласных и согласных

При делении слова на звуки наукой о языке признано распределение на две большие группы:

  • согласные;
  • гласные.

Основное различие — в анатомическом образовании. Гласные – произносятся голосом без препятствий с участием гортани и органов полости рта. Воздух выходит из легких без помех. Согласные при образовании встречают препятствия. Это могут быть различные органы или их комбинация: язык, губы, зубы.

Гласные

В языке их насчитывается всего 6: а,о,у,ы,э,и, а для передачи на письме потребуется 10 буквенных знаков. Есть в полугласная . В школьном курсе ее считают согласным – это «й» . Он помогает услышать буквы я,ё,е,ю. В этом случае будут слышны два звука:

  • йа – я;
  • йэ – е;
  • йу – ю;
  • йо – ё.

Раздвоение появляется в определенных условиях:

  1. В начале слова: Юра, Яша, Елена.
  2. После гласных: тихая, синее, голубое.
  3. После твердого и мягкого знаков: вьюга, съезд.

В других позициях, после согласных, они смягчают, но двойного звучания не создают .

Гласные можно разделить на две группы.

  1. Указывают на предыдущий твердый согласный: а, о, у, ы, э.
  2. Предупреждают, что впереди стоит мягкий согласный: я,е,ё,и,е.

Основная характеристика, которая требуется для выполнения разбора слова по звукам в школе, касается ударения. Гласные могут быть 2-х видов: ударные и безударные.

Фонетическое построение, сколько звуков в слове становится понятно только после проведения анализа и представления его в виде схемы.

Звуки речи

Согласные

В русском языке согласных всего двадцать . Их можно распределить по характеристикам, которые потребуются для анализа:

Парные по звонкости и глухости имеют одинаковую артикуляцию, именно поэтому они могут заменять друг друга при произношении. Звонкий в определенных позициях становится глухим .

Внимание! Школьникам для запоминания парных можно предложить запомнить первые согласные алфавита.

Модель слова

Для образного восприятия и понимания структуры единицы речи разработана звуковая модель слова . Что собой представляет такой разбор слов? Простыми словами – это составление схемы в виде цветных карточек разных форм: квадрат и прямоугольник. Цветовое разграничение:

  • твердые согласные – синий квадрат;
  • мягкие согласные – зеленый квадрат;
  • гласные – красный квадрат;
  • слог, где твердый согласный с гласным – прямоугольник, разделенный по диагонали, синий с красным (два треугольника);
  • слог, где мягкий согласный с гласным, — прямоугольник, разделенный на две части по диагонали, зеленый с красным.

Звуковая модель слова – это выложенные в определенной последовательности цветные карточки. Модель используется в дошкольных учреждениях и начальных классах. Она помогает детям учиться читать . При правильном объяснении педагог создает условия для слияния единиц речи в единое целое. Обучение проходит по картинкам просто и легко . Кроме этого, модель разбора слов на звуки и буквы – это способ услышать разницу произношения согласных и гласных.

Таблица звуко-буквенного разбора слова.

Алгоритм проведения анализа

Рассмотрим, как проводится звуковой анализ слова. Слово анализируется письменно. Процесс можно сравнить с транскрипцией, к которой мы привыкли при изучении иностранных языков. Порядок анализа:

  1. Запись орфографического написания разбираемого понятия.
  2. Разделение на слоговые части, на возможное разделение по слогам (переносы).
  3. Постановка ударения, правильное нахождения его места.
  4. Распределение по порядку их звучания.
  5. Характеристика.
  6. Подсчет количества букв и звуков.

Для упрощения задачи слово записывается в столбик по отдельным буквам , затем рядом каждая буква раскладывается на звуки с описанием их характеристик.

Пример. Фонетический разбор слова «все»

Всё – 1 слог

в- [ф] — согл. твердый, глухой и парный;

с — [с’] – согл., мягкий, глухой и парный;

ё — [о] – гласный и ударный.

Фонетический разбор слова юла.

Фонетический разбор слова «лазер», пример

Ла-зер – 2 слога

л — [л]- согл., твердый, звонкий и непарный;

а — [а] – гласный и ударный;

з — [з’] – согл., мягкий, звонкий и парный;

е — [э] – гласный и неударный;

р — [р] – согл., твердый, звонкий и непарный.

Все этапы анализа развивают фонематический слух. Он нужен не только будущим музыкантам.

Слух помогает при обучении ораторскому искусству , овладении русской орфографией, им активно пользуются полиглоты.

Разделение на слоги

Звуковая схема слова начинается с деления его на слоги. Наименьшая единица устного речевого строения – это слог. Подсказкой для ребенка является количество гласных: сколько их, столько слогов. В русском языке слоговое деление на значимые части подчиняется определенным требованиям. Правила фонетики не всегда совпадают с делением слов на части для переноса.

Виды слогов:

  • открытые — заканчиваются на гласный;
  • закрытые – на согласный;
  • прикрытые – неприкрытые, которые начинаются с согласного.

Разборы слова по слогам строятся по правилам:

  1. Слог обязательно содержит гласный, один согласный (даже значимая часть, например, приставка) не могут быть слогом: с-де-ла-ть – неправильно, сде – лать – правильно.
  2. Слог начинается чаще с согласной, если за ним идет гласный, он не может остаться отдельной частью: ко-ро-ва – правильно, кор – ова – неправильно.
  3. Знаки, твердый и мягкий, входят в предыдущий: конь – ки, подъ – езд.
  4. Буквы, образующие единый звук, не делятся на части: по – зже [жэ], у- чи — ться [ца] .

Внимание! Порядок разбора со временем меняется.

Родители часто обнаруживают, что их учили по-другому. В слоговом делении также появились новые правила.

  1. Раньше удвоенные согласные в середине слова распределялись по разным частям. Сейчас их вводят в слог, который они начинают: кла – ссный, ка – сса, ма-сса .
  2. Глухие согласные звуки переходят к следующему слогу, звонкие согласные — к предшествующему: бул-ка, то – чка.

Фонетический разбор слов

Уроки русского. Звуки и буквы

Заключение

Теперь вы знаете, как делается звуковой анализ слова и создается схема, передающая его звучание в живой речи. Разбор слов помогает развить фонетический слух , укрепляет память, разъясняет некоторые орфографические правила. Знание алгоритма разбора позволит сделать все быстро и грамотно.

Составление звуковых схем к словам.

Данный вид работы мы также можем назвать звуко-буквенным разбором слова или фонетическим разбором .

Помнить: звуки можно услышать или произнести. Буква - это знак для обозначения звука. Букву можно написать, прочитать, увидеть.

Фонетика - раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог.

Звуки, которые произносит человек, мы называем звуками речи. Звуки речи образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха.

Речевой аппарат - это гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо.При составлении звуковых схем к словам необходимо уметь делить звуки на гласные и согласные.

Гласные звуки состоят только из голоса, выдыхаемый воздух проходит через рот свободно, не встречая преграду. Гласные звуки можно долго тянуть, петь. Гласные звуки мы будем обозначать красным цветом -

В русском языке гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Гласные звуки бывают ударными и безударными.

Когда мы произносим согласные звуки , воздух встречает преграду (губы, зубы, язык). Одни согласные состоят только из шума - это глухие согласные. Другие - из голоса и шума. Это звонкие согласные.

Согласные также делятся на твёрдые и мягкие.

Твёрдые согласные обозначают синим цветом -

мягкие - зелёным -

С чего начать работу?

Начинайте работу с простых слов - односложных или двусложных. Подумайте, как заинтересовать ребёнка.

Может вы научите составлять слова куклу Машу или любимого зайку? Или будете отгадывать загадки и составлять схему слова-отгадки?

А может быть слово (карточка или картинка) спрятаны и вы поиграете в игру “холодно-горячо”?

Очень хорошо, если вы придумали что-то интересное и появился стимул к работе.

Алгоритм работы при составлении звуковой схемы слова

1.Проговариваю слово.

2.Считаю количество звуков, отмечаю звуковые окошки.

3.Слушаю звук, анализирую его: гласный или согласный; если согласный - твёрдый или мягкий.

4.Выбираю нужный цвет.

5.Считаю: сколько в слове всего звуков, сколько гласных, сколько согласных - сколько из них твёрдых согласных, сколько мягких.

Фрагмент занятия.

Отгадай загадку.

Сидит дед в сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

Давай, составим схему слова лук.

1. Делим слово на слоги.

Произносим с хлопком в ладоши - лук. В этом слове 1 слог.

2. Из каких звуков состоит слог?

Произносим протяжно л-у-к.

Первый звук - [л]. Это согласный твёрдый звук. Выбираем нужную карточку твёрдого согласного (синий цвет).Второй звук - [у]. Это гласный звук. Выбираем нужную карточку гласного звука (красный цвет). Третий звук [к] - твёрдый согласный. Выбираем карточку для твёрдого согласного (синий цвет).

3. Обозначим звуки буквами. Звук [л] обозначаем буквой “эль”. Звук [у] - буквой “у”. Звук [к] - буквой “ка”.

Ударение в односложных словах не ставим.

ЛЕНТА БУКВ.

Для составления звуковых схем слов необходимы следующие заготовки: