Слово на отпевании. Проповедь на погребение

Намедни случилось быть на похоронах брата Якименко Сергея Яковлевича. Известный в христианском мире пастор и руководитель Русского Христианского Радио собрал на свой прощальный обед весь цвет евангельского сообщества. Тут служители независимого братства и миссионерских союзов, ассоциаций, объединений, регистрированных и не регистрированных союзов, автономных церквей и миссий. В мирное время всё это собрание было бы расценено не иначе, как экумения, но смерть не место для богословских разборок. Море цветов, дополняло картину великого, общего для всех горя утраты и демонстрации сопричастности к делу и телу усопшего.

Уход каждого такого воина есть великая потеря. Невосполнимая. Трагичная для семьи. Не менее трагичная для церкви. Каждый выступавший подчёркивал это. Каждый, кому не хватило времени, молча соглашался с выступающими.

Уход Сергея Яковлевича моё сердце тронул особо. Понимаю умом провидение Божье и Его святую волю принимаю безоговорочно. Братство наше Евангельское невелико. Число делателей призванных Богом совсем малое. Тем тягостнее чувство утраты. Велика потеря! При серьёзном понимании духовного процесса для каждого христианина очевидно, что вместе с добрыми словами при погребении, стоит ещё иногда сказать несколько добрых слов при жизни. В противном случае, цена слов сказанных мёртвому телу такая же, как и цена мёртвого тела. Не слышно слов любви среди немногих, ещё живых христиан. Нам нужно усилие воли, молитва Отцу Любви, и специальные уроки любви. «Покажите в вере вашей ЛЮБОВЬ! Прилагая к сему всё старание, покажите ЛЮБОВЬ»!

Этот призыв заставляет включить волю. Силою Духа Святого умертвить своё я. Подчинить себя Ему. Применить всё старание. Облечься в любовь Его. Показать любовь ближнему. Такой результат возможен только в личном общении с Господом. Чтение Писания. Молитва. Размышления. Хочу подчеркнуть. Не богословские книги, но только слово Бога открывает нам Его. Не чей-то опыт, изложенный в книгах, но личное обращение к Богу, разговор с Ним, как с отцом, откровенный, за закрытыми дверями, один на один. Победа совершается в сражении. Не бывает духовных побед в бессмысленных походах по киношкам, по кафешкам. Не бывает духовных побед в тусовках, посиделках, сплетнях, даже если это «духовные» сплетни. Сергей Якименко шёл в зоны, шёл в подворотни к пацанам, в подвалы к наркоманам, в кабинеты к чиновникам. Он был бойцом армии любви, он вёл бой с грехом на передовой, отдавая себя, спасая обречённых на смерть. Так действует любовь. Его сердце вмещало всех разделённых и воюющих христиан. Таково сердце, исполненное любовью.

Жизнь сместилась в Интернет- пространство. Потрясающая возможность общения и распространения Евангелия по всему миру. Но холодный монитор компьютера исторгает из себя яд унижения, осуждения и оскорбления. Форумы христиан полны цинизма и склок. Это горькая правда, которая открывает содержание сердца. Из сердца исходит… Что в сердце есть, то и изливается. Бесчувственный экран перед глазами. Холодные кнопки мёртвых букв в руках. Укрывшись в маске, не видя слёз ближнего, не видя уст болью парализованных, беспощадно бьют друг друга братья. Каждый — судья. Каждый — обладает истиной. Каждый — вне подозрений. Этот дух масок проникает в церковные собрания, в семейные общения. Вот уже братья и сёстры не знают, о чём можно разговаривать. Личные встречи становятся тягостными.

Теряется столь важное и невыразимо ценное, о чем пишет апостол любви Иоанн: «надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна». (2 Иоанн. 1: 12) Иоанн понимал и утверждал важность извлечения радости от общения. Он понимал свою задачу именно в том, чтобы его служение приносило радость. Как пишет он об этом в начале своего послания: «И это пишем мы, чтобы радость ваша была совершенна». (1Иоан.1:4) На самом деле ведь это и есть Евангелие, «Радостная весть». Сам Иисус — Слово, Жизнь, Путь, Истина — так и говорит: «Это сказал Я вам, чтобы радость Моя в вас была, и радость ваша будет совершенна». (Иоан.15:11).

Когда Иисус ещё не был на земле, и народ ходил во тьме, пророки Духом Божьим предвозвещали: «И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобой любящие имя Твое». (Пс.5:12) «А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости». (Пс.67:4) «Да возрадуются и возвеселятся о Тебе все, ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: «Велик Бог!» (Пс.69:5) Можно ещё добавить текст Нового Завета о том, что произошло, когда Христос родился на земле: «Не бойтесь. Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» (Лук. 2: 10)

И я, озираясь, всматриваюсь в лица святых. «Возрадовался я, когда сказали мне: «Пойдем в дом Господень». (Пс. 121:1) Нет радости на лицах. Нет её в словах проповедников. Нет в словах беседующих святых. Радость под запретом. Радость – это плотское. Это даже не обсуждается.

Однако: «За то, что ты не служил Господу, Богу твоему, с весельем и радостью сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь, Бог твой, в голоде, и жажде, и наготе, и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя». (Втор. 28: 47-48) Неужели? Неужели такое возможно?

«О чём радоваться?»- Спрашивают горем убитые спасённые. « Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деян.5:41). Не так давно это было. И радость была. Правда, было бесчестие. Было избиение. Было презрение. Но радость была! Есть она и сегодня, встречаются такие неразумные в нашей среде. Но мудрые наставники и наставницы враз образумят их и, припугнув адскими муками, введут в ряды достойных унылых. Однако слово Бога говорит: «Ибо Царство Божие – не пища и питье, но праведность, и мир, и радость в Святом Духе». (Рим.14:17) И ещё: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера». (Гал.5:22) И опять нужно умерщвление плоти. Нужно радикальное переосмысление своего христианства. Нужно погружение в Писание, в Дух Божий, дабы вернуть себя из унылой телесной храмины в свет Его церкви: «чтобы и вы имели общение с нами; а наше общение – с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом» . (1Иоан.1:3) Плод Духа произрастает при исполнении Духом. (Ефес. 5: 18)

Мы часто слышим слова Господни: «и по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь». (Матф.24:12) Слова Господа воспринимаются нами как подтверждение того, что причина утраты любви находится вне нашей ответственности. Есть объективный процесс разложения мира, рост зла, ненависти, беззакония, и потому любовь охладевает и исчезает. Тем более, что сам Господь сказал об этом. Почти алиби! Ничего нельзя противопоставить. Предопределено. Любовь охладеет! Однако в послании Ефесской Церкви Господь говорит: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься». (Откр.2:4,5)

Что это значит? Объективно, любовь охладеет. Ничего не поделаешь. Но для Церкви остается приказ Её главы: «Покайся! Ты не имеешь права оставлять самое главное дарование Бога – любовь!» Это приказ мне. Это приказ тебе. Это приказ каждому, кто Иисуса почитает своим Господом! И нет извинений. Включай волю. Отвергай своё я. Умерщвляй свою плоть. Облекись в любовь. Твори дела любви! Ты ниспал! Это уже произошло. Ты ниспал с вершины славы. С горы преображения. С высот духовных. Ты уже в опасности. Не покаешься – сдвину светильник твой. И там, где был свет, будет тьма! И где было правильное представление о происходящем, будет искаженное. Сдвинутый светильник оставляет нас во тьме. И вместо радости – страх. Сердце, не озарённое светом Божьей любви, не может любить. Не умеет прощать. Не способно снисходить. Не может слышать стона раненых. Вспомни, вернись, исправь, восстанови любовь! Без любви – ты медь звенящая!

Наш Спаситель и Учитель дал нам пример: «явил делом, что, возлюбив Своих, находящихся в мире, до конца возлюбил их». Вы знаете продолжение. Он, учитель и Господь, омыл ноги своих учеников! Затем сказал: «Итак, если Я, Господь и Учитель, омыл ноги вам, то и вы должны омывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам». (Иоан.13:14,15) Комментарии излишни. Кто из нас не знает этого текста? А кто делает? Кто исполняет слово Господа? Да, я знаю, мы все знаем и то, и это, но знаем и то, что и то, и это чепуха.

Слова Иисуса ясны, пример дан прямой. В чём дело? Апостол Павел написал в Коринф о том, что женщины должны покрывать голову, а мужчины напротив, не должны покрывать голову. На деле, мужчины покрывают голову, ничтоже сумняшеся, вообще проблем нет. О покрывалах женских написаны тонны макулатуры. И самая актуальная тема в евангельском мире — женское покрывало. Как же, Божье слово говорит! Аргумент бесспорный. Но почему Божье Слово говорит, причём устами Бога говорит, и пример дан, но мы равнодушно пропускаем мимо ушей? Уверен, каждый задумывался над этим. Напрашивается: Властвовать – это приятно. Поэтому кругом запреты! Служить – это сложно. Поэтому омывать ноги это просто символ. Вывод: Плоть торжествует. Дух в поражении.

Попытка жить так, как учит Дух благодати, как учит Слово Спасителя, неизбежно вызовет бурю гнева и осуждения. И все мы смиренно смолкаем. Ведь и апостол Павел учит нас: «не буду есть мясо вовек, чтобы не соблазнялся ближний мой». Но, однако, апостолы даже перед судом и опасностью ареста заявили: «позволительно ли нам слушать вас более, нежели Бога»? А нам слабо? Или нам просто неизвестна воля Бога?

Мы евангельские христиане-баптисты первым пунктом своих принципов веры утверждаем:

«Библия является единственным, непогрешимым Божественным авторитетом в вопросах веры и практической жизни»! На самом деле это принцип Реформации — только Писание!

Этот принцип означает то, что во все времена, во всех культурах, принятых доктринах, мы свои убеждения основываем на Слове Божьем. Это принцип означает, что на все вопросы, которые возникают у верующих в разных культурах и в разные времена, ответы мы ищем в Святом Писании, а не в книгах богословов прежних лет. Этот принцип означает, что даже если существуют прекрасные богословские работы по всем актуальным вопросам веры, я свои отношения с Богом основываю на Священном Писании, а не на богословских трактатах. Какими бы авторитетными не были авторы, они- мои братья. Но моё спасение в Господе. Через познание Господа. Его жертвы. Его воскресения. Его благодати! Это означает, что Господь и Его Слово являются главенствующими для меня.

Такое понимание ведёт нас к тому, что каждый верующий свою веру и своё спасение основывает не на богословских трудах прошлых лет, но только исключительно на познании Господа, открытом нам в Священном Писании. (Фил. 3: 7-21) Я уже слышу: «Но тогда будет столько толкований, сколько людей в церкви». Может быть, нам именно то и надо, чтобы каждый христианин читал Писание, размышлял над Писанием, находил в Нём Истину, Путь и Жизнь! Только так мы можем прийти к вере в Божью благодать: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех людей, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке». (Тит.2:11,12) Слово Божье, которое, следуя нами заявленному принципу: «является единственным, непогрешимым Божественным авторитетом в вопросах веры и практической жизни»! Это Слово утверждает: «Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете всё». (1Иоан.2:20)

Мы, родившиеся в православном окружении, видим, как непосильным бременем сделались утверждения людей живших почти пару тысяч лет назад. Освятив их труды и их жизнь однажды, люди церкви неизбежно отложили Слово Божье. Оно стало вторичным. Оно умолкло для церкви. Главным стало Предание. Новые поколения христиан с благоговением читали и изучали труды отцов, комментировали их, и описывали в свою очередь жития святых. Евангелие стало ненужным. Следующие за ними поколения только ссылались на труды предыдущих богословов, которые комментировали труды предыдущих, и уже редкостью стали ссылки на труды отцов церкви. Утрачено и Предание. Теперь к их трудам добавились их портреты, их пояса и остатки ложек, их тленные и нетленные мощи… И власть спасать теперь принадлежит вещественным началам!? И язык мёртвый самый святой. И календарь мёртвый самый живой. Православие имеет множество внутренних конфликтов. Силы, консервирующие традиции, велики. Силы, зовущие к обновлению Евангелием, слабы. Их развитие только в исходе из православия. И в этом трагедия Церкви. Мы свидетели тому, как мёртвая буква убивает дух! Без сарказма, с глубокой болью.

Ибо и мы, евангельские христиане-баптисты, не имеем прививки от опасности, смогли скатиться в традиционализм. Главным органом управления стали советы, пасторы, лидеры, руководители. Однако: « В начале, было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». (Иоан.1:1) Не слышно: «Так говорит Господь». Слышно: «Так братья решили. Такое решение принял совет. Так решил пресвитер».

Мы стали препятствовать творчеству в церквах. Мы стали осуждать всякие отличия в практике своих братьев и сестёр. Мы не приемлем элементов иных культур в своей среде. Мы жестоки по отношению к молодёжи, к своим детям, если они пытаются петь новые песни, тем более, если они пытаются осваивать новые жанры. Разделения по пустякам свидетельствуют о глубоком поражении внутри нашего сообщества. Мы чаще суеверны, нежели святы. Мы чаще исполнены страхов, нежели силы. Мы скорее верны своим понятиям, нежели Слову Божьему. Мы не способны вести богословский диалог с людьми, имеющими иные взгляды на некоторые богословские вопросы. Тем самым мы обрекаем себя на вымирание.

А ведь можно встречаться братьям из разных церквей и союзов не только у гроба очередного служителя. Устранить вражду. Простить обиды. Прекратить суд. Объявить мир и любовь. Встать в молитвенном единстве за Божью правду. И мир придёт в поместные церкви. И мир придёт в сердца людей. И Господь во славе засияет над Россией. «Ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир».

Ничто так не остужало моего пыла к служению, ничто так не угашало моего порыва “добрым подвигом подвизаться”, как необходимость проповедовать на похоронах….

Я не спал днями и ночами, пребывая в борении. И проблема была не только в том, ЧТО сказать, но и в том, КАК это сказать. Если, например, в моей жизни наметился подъем, если я полон энергии и бодрости, каким образом я смогу войти в страдание и боль других людей? Кто я, чтобы пытаться отразить в своей проповеди боль утраты, которую переживает убитая горем семья? Смогу ли я подобрать правильные слова, чтобы достойным образом почтить покойного?

Но однажды, когда я проповедовал на похоронах своего отца, Бог открыл мне кое-какие истины в данном контексте - не только как проповеднику, но и как члену семьи, скорбящей об утрате.

Разумеется, проповедь на похоронах не должна быть поверхностной или легкомысленной. Мы нуждаемся в большой поддержке Святого Духа, нас ободряющего. Мы должны просить у Бога помощи, однако это не отменяет нашей обязанности внимательно и осторожно подбирать слова. Раздавленные горем люди весьма ранимы, поэтому наши слова могут оказать колоссальное на них воздействие. Таким образом, речь наша на похоронах должна быть продуманной и мудрой.

Хочу предложить вам пять советов, чего следует избегать, если вы приглашены для проповеди на похоронах.

1. Не говорите о покойном только в прошедшем времени.

Одна из обязанностей проповедника на похоронах - прославить Господа свидетельством о том, как покойный брат (покойная сестра) любил Его, как жил для Его славы. Однако, описывая благочестивую жизнь усопшего, мы иногда так много говорим о том, “что было”, что забываем упомянуть о том, “что есть”. Если мы верим, что покойный сейчас находится со Христом, что в загробном мире он жив, значит, необходимо подчеркнуть это, говоря о нем в настоящем и будущем временах. Этим мы напомним скорбящей семье и другим слушателям о надежде Евангелия.

2. Не забывайте смотреть на смерть верующего с Божьей точки зрения.

Этому нас учит Пс. 115:16 - “Дорога в очах Господних смерть святых Его!” Бог прославляется тем, когда Его дети возвращаются к Нему домой. Созерцать ничем не сокрытое лицо Бога - это величайшая радость, какую верующий только может иметь. Быть в Его присутствии на небесах - это окончательное достижение наших чаяний освящения и начало великой, бесконечной эпохи прославления.

3. Не игнорируйте факт утраты.

Вокруг нас всегда есть те, кто пережили тяжелую утрату. Под утратой я подразумеваю не только тех, кто лежит в гробу, но и тех, кто мертвы по своим грехам. Утрата близких нам людей напоминает нам о том, что смерть - это реалия жизни, что однажды все мы перейдем в мир иной. Если и есть самое подходящее место для проповеди о серьезности греха и важности Божьей благодати, то оно - возле тела почившего святого, перед лицом реальности смерти. Умоляйте присутствующих покаяться, чтобы оно смогли затем радоваться вечной жизни во Христе. В такие моменты умерший святой - “живее всех живых”, он более живой, чем это можно представить, он находится в присутствии Того, Кто Сам есть жизнь.

4. Не пытайтесь идеализировать почившего.

Людей вдохновляет пример лишь реальных жизней. А реальная жизнь полна радости и печали, успехов и неудач. Заслужившие уважение почившие святые подвизались добрым подвигом веры. Пример их реальной жизни может ободрить живых.

5. Не забывайте указывать на реальность небес - провозглашайте эту реальность.

Церковь нуждается в том, чтобы слышать проповеди о нашем небесном доме и изучать эту тему на основании Писания. Недостаточное внимание этой теме разоблачает слабость нашей веры, надежды и радости. Дорогое Божье дитя, почившее, ныне наслаждается Богом и всеми богатствами небесного Царства. Мы должны как можно чаще хотя бы на несколько минут вырывать людей из земной реальности “теперь и сейчас” - реальности, которая иссушивает нашу духовную радость - и поднимать их над землею, чтобы у них была возможность увидеть все с точки зрения Бога и вечности. Напоминайте присутствующим, что христиане всегда окружены Божьей благодатью, что впереди их ждет небо - только небо.

На Тайной вечере, перед началом Страстных дней Господь сказал Своим ученикам: “Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня” (Ин 14:28) .

И, отзываясь на Его слова, Церковь, исполненная веры и надежды, поет: Блажен путь, воньже идеши днесь, душе, якоже уготовася тебе место упокоения.

Мы сегодня переполнены грустью, потому что в последний раз прощаемся с человеком, которого любили и уважали. Но нам следовало бы радоваться - исполнилось его самое заветное желание. К этому стремился он всей душой. Не к этой ли цели - к встрече с Господом - было направлено все борение его личности, подчас мятущейся и непредсказуемой? К встрече с Господом, Которого он познал своим сердцем и Которого искал на протяжении всего - очень трудного - жизненного пути, искал с присущими ему решимостью и мужеством. Он часто повторял: “Для меня жизнь - Христос, а смерть - приобретение”.

А теперь он дошел до конца своего пути. Он пал ниц перед своим Господом, Богом и Спасителем в безмолвном поклонении, он вошел в тайну богообщения.

Перед тем как продолжить, позвольте мне зачитать нес­колько отрывков из Писания, выбранных почти пятьдесят лет назад самим отцом Львом в память человека, им горячо любимого.

“Укрепи меня по слову Твоему, и буду жить; не посрами меня в надежде моей” (Пс 118:116) .

“А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!” (Иов 119:25–27) .

“Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение. Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена” (Иер 31:3–4) .

“Я есмь воскресение и жизнь: верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек” (Ин 11:25–26) .

“Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало?” (1 Кор 15:54–55) .

И еще - эту молитву:

“Боже всемилостивый и всепрощающий, просим и молим Тебя о душе раба Твоего, которого Ты призвал от века сего. Не оставь ее в руке вражеской и не забывай вовеки. Но скажи святым Своим Ангелам, чтобы приняли ее и привели к вратам райским. Надеявшаяся на Тебя, да не страждет она от адских мук, но да исполнится вечной радостью. Во Христе, Господе нашем. Аминь”

Эти слова веры и надежды мы можем теперь обратить к Господу от имени самого отца Льва. Он лежит во гробе, и все, что было в нем тленно, обратится в прах. Все сумерки души осветились и тьма рассеялась; там, где царила буря чело­веческого бытия, часто делавшая общение с ним трудным, мешавшая понимать его тем, кто плохо знал его, ныне только мир.

Теперь зерна отделены от плевел. Земное вскоре вернется в землю. Но что сказать о пшенице? Все мы, и немногие, собравшиеся здесь, и сотни, а может быть, и тысячи слышавших или читавших его слова, не являемся ли полем, на котором он сеял щедрою рукой - в интимных частных беседах, в узком кругу друзей, в размышлениях и проповедях, в книгах, адресованных всем, - сеял повсюду эту пшеницу, семенем которой была сама его живая душа, призывавшая бодрствовать и жить? Не носим ли мы печать его апостольства? И не должен ли каждый из нас спросить себя самого, куда упало семя: на камень, на край поля, в терние или, быть может, дай-то Бог - на плодородную землю?

Не свидетельствует ли нам отец Лев, что искреннее покаяние и всецелое обращение способны превратить самую бесплодную почву в землю избранную, в которой Слово сможет прорасти и приносить плод святости и вечности? Сколько он трудился - вспахивал, удобрял, взращивал - не ожидая благодарности!

“Советы отца Льва были чисты, как алмаз, - но столь же тверды”, - это определение - такое точное - принадлежит одной из его духовных дочерей.

Однажды все мы предстанем перед Господом. Отец Лев, с самого детства отдавшись сердцем бедности, будет стоять перед Господом безмолвно, с пустыми руками. Пустыми потому, что он раздал все, кроме осознания себя грешником, единственная надежда которого - в щедрой любови Божией.

Как же будет чудесно, если те, кто не впустую слышал его слова и действительно любил его, принесут Господу плод своей жизни и скажут Ему: “Я только поле, отец Лев был сеятелем, его слова - семенем. Пусть вся моя жизнь послужит к его славе!”

Те, кто сегодня сеет со слезами, будут пожинать с радостью, а сеятель и Господин жатвы разделит эту радость. Но чтобы так свидетельствовать своей жизнью, нужно принести плоды. Отец Лев пронес и передал нам светильник, и огонь, горящий и сияющий в его пламени, низведен на землю Самим Христом - это горение Святого Духа.

Отец Лев покинул этот мир в день воскрешения Лазаря. Он проведет свою первую Пасху там, где “несть печаль ни воздыхание”, где жизнь вечная разливается победоносно и могущественно, заполняя собой все, где день незаходимый.

Мы сегодня опустим в могилу все, что было в нем тленного, несовершенного, с радостью и надеждой предвкушая день, когда мы сможем воскликнуть: “Смерть, где твое жало? Где же твоя победа?” В этот день мы единым сердцем и едиными устами вознесем спокойную, светлую хвалу: “Le Christ est ressuscitе! Христос воскресе! Cristos anesti!” Аминь.

Перевод с французского Ф. Иогансона под редакцией Е. Майданович

В нашем храме в редкий день не бывает отпеваний, обычно один-три гроба, но случается и больше, максимально, если не ошибаюсь, я отпевал одновременно десять покойников. Люди, стоящие у гроба, как правило не церковные совсем, единицы ходят в храм и имеют опыт молитвы, таких всегда узнаешь по глазам. Сердца близких умершего удручены горем и открыты для слов утешения и помощи. Стараюсь достучаться до них, не торопясь и внятно читая тексты чина погребения и произнося проповедь. Обычно говорю три слова, перед отпеванием для настроя на молитву, кратко перед чтением разрешительной молитвы с призывом простить и попросить прощение и последние слова произношу после предания земле, напутствуя и предлагая близким что то поменять в себе ради умершего.

Слово перед отпеванием.
Братия и сестры, сегодня вы собрались помолиться о ваших усопших близких и родных. Мы привыкли помогать дорогим наш людям всякими земными способами: заботой, вниманием, материально, сочувствием, советом, поддержкой. Когда же человек умирает, очень часто мы упрекаем себя в том, что не все сделали для него, были забывчивы, не сказали друг другу каких то главных и важных слов. Сейчас все земные средства помощи уже не нужны нашим ушедшим близким, но мы все таки можем им помочь. Когда люди выполняют работу то напрягают мышцы, делая что то тяжелое, или волю, принимая решение. Сейчас же надо напрячь наши сердца и пусть молитвы, что мы сейчас будем петь и читать, будут теми главными словами, которые вы не успели сказать, пусть из сердец ваших будет изливаться те внимание и поддержка, которых может быть не хватало раньше в ваших отношениях с умершим. Мы живем не только подчиняясь государственным установлениям или законам природы, есть еще духовные правила жизни, одно из них гласит: как ты относишься к людям, так и к тебе будут относиться. Оно подобно закону переливающихся сосудов в физике. И Господь судит о умерших и по тому, что они оставили в наших сердцах. Образно выражаясь, Он смотрит на нас всех сверху и думает: надо же как они любят этого человека, значит он заслужил такой любви и моей милости. Поэтому напрягите ваши сердца и будем молиться.

Слово после отпевания.
Вы плачете, а ведь это слезы о нас самих: как же мы будем дальше жить, как нам теперь не хватает наших близких. Одна женщина, трагически потерявшая мужа как то призналась после панихиды: я три года жду, чтобы кто то сказал мне те слова, что облегчат горе, но так и не услышала их. Мне тогда подумалось, действительно нет таких человеческих слов, только Господь может дать измученным сердцам облегчение. Поэтому люди чаще всего не хотят думать и говорить о смерти, пытаются быстрей забыться, закрутиться в работе, в суете. Но посмотрите как относятся к смерти истинные христиане, взгляните на церковный календарь, дни памяти святых почти всегда дни их кончины, а так как большинство святых мученики, то тяжелой, жестокой, насильственной. Когда то близкие убиенных мучеников тоже страдали и плакали, прошло время и эти дни стали называться для нас не траурными датами, а праздниками. Если будем молиться за своих усопших, то со временем и для нас даты их успения будут не временем плача и скорби, а встречи и утешения.
Но все равно сердце человеческое хочет помочь усопшим и земными способами, тогда посмотрите вокруг, сколько же на земле горя, несчастий, нужды. Если мы поможем кому то ради наших близких то мы им поможем. Но думается самая большая жертва для них-это мы сами. Может быть они хотели, чтобы мы в чем то изменились к лучшему и исправились в плохом, почему бы не исполнить их волю сейчас. А если вы хоть иногда бываете в храме, то может быть начать это исправлению с искренней исповеди, открыть себя для Господа, чтобы он принял эту нашу жертву и дал утешение всем, живым и усопшим. Аминь.

Сегодня, глядя на тело умершего человека, невольно начинаешь думать о жизни и смерти , о временном и вечном. Все мы, так или иначе, думаем об этих вещах, но житейская суета и повседневные заботы не дают нам, как следует поразмыслить над этим. Но вот еще вчера мы разговаривали с этим человеком, а теперь он в другом мире, и перед нами лишь осиротевшее тело без души.

Мудрый Соломон несколько тысяч лет назад сказал:

«Лучше ходит в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира, ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу» Еккл.7:2.

Другими словами, когда мы видим бездыханное тело, когда смерть как никогда близка к нам и мы ощущаем ее особенно остро, мы все внезапно понимаем, что таков конец всякого человека. Кто бы ты ни был, богатый или бедный, умный или глупый, президент или просто рабочий, - все мы одинаково отдадим свой долг, свои кости земле. Но в таком случае невозможно не задуматься о том, что нас ждет там, по ту сторону гроба?

Почему нам страшно думать об этих вещах, и мы подсознательно стараемся закрыть эту тему, так и не ответив на главный вопрос жизни? Надо сказать, что это вечные вопросы, на которые должен дать ответ каждый здравомыслящий человек. Ведь если ты не понимаешь этого, то нет смысла ни в каком твоем действии, да и в самом существовании!

Представьте целеустремлённого человека, который быстро идет по улице сосредоточенно глядя вперед, и на вопрос «Куда ты?» он отвечает «Не знаю». Мы сочтем такового человеком не в себе. Но не в похожей ли ситуации оказываемся мы с вами, когда на самые главные вопросы мы смущенно молчим, не зная, что сказать, а порой и просто убегаем от них. А жизнь проходит, и наступает момент, когда все мы оказываемся на пороге вечности. Болезнь, война, катастрофа, голод или эпидемия может пройти мимо нас, но ни один не сможет избежать смерти. Так не пора ли задуматься над тем, что будет после земной жизни ?

Мой знакомый работал санитаром длительное время. Он рассказывал, что ему не раз приходилось видеть последние минуты умирающих людей. Самое страшное, о чем он помнит, это глаза этих людей. Выражение ужаса и отчаяния, когда ты уже не можешь спокойно размыслить и дать ответы на вечные вопросы, и необходимость переступить покров земного бытия, - все это со сверхъестественным страхом изображено в зрачках умирающего.

Конечно, всем нам страшно об этом думать, ведь мы так любим жизнь! Великий мыслитель и писатель Достоевский был приговорен к расстрелу, и когда уже ему на голову одели мешок и должен был прозвучать залп выстрелов, прискакал гонец и передал телеграмму от императора. В ней говорилось, что ему заменяют смертную казнь на 4 года каторги. После он детально описывал свои чувства от пережитого. Он говорит, что если бы в тот миг, когда он стоял с мешком на голове, ему предложили бы остаться в живых, но при условии, что он будет до самой смерти стоять на краю пропасти и не двигаться, он, не задумываясь, согласился бы, ведь это такое безмерное счастье – просто жить!

Но так случается, что всем мы, рано или поздно, умираем. Никто не знает, кто из нас, стоящих здесь, будет следующим. И не важно, какое у тебя здоровье, и не имеет значения, сколько у тебя денег на то, чтобы вылечиться от любой потенциальной болезни, - внезапный сердечный приступ вполне здорового сердца, или несчастный случай на пути с работы домой может оборвать нашу хрупкую жизнь. И это мудро сделано, что мы не знаем ни дня, ни часа своей кончины. Потому Христос и говорит: «Всегда будьте готовы».

В Откровении Иоанна Богослова написано о том, что будет после смерти:

«И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное». (Откровение 20:11-15)

Каждый из стоящих у гроба должен серьезно задуматься, что ждет лично его, когда смерть придет за ним. Написано в Писании, что пред лицом Бога пишется памятная книга, и что «судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» .

Если мы сегодня не задумаемся об этом, то поверьте, завтра ощущение нашей скоротечности и смертности притупится, а послезавтра совсем пропадет. Евтушенко однажды сказал фразу, которая стала мрачным девизом нашей с вами современности: «Проклятие века – спешка» .

Так давайте сегодня, когда мы провожаем в последний путь дорогого нам человека, задумаемся: кто ты человек, откуда ты, и куда идешь?

Все религии мира, так или иначе, говорят нам о бессмертии души. Екклесиаст еще три тысячи лет назад пророчески сказал: «И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, который и дал его» Еккл.12:7 . Есть в нас то, что невозможно засыпать землей и песком: это дух, совесть, мысль, любовь, вера! Это не подвластно тлению!

Христос говорит:

«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет».(От Иоанна 11:25)

Сегодня, когда мы все еще живы и можем свободно рассуждать о высоком, давайте попробуем, хотя бы несколько минут в день выделять на то, чтобы думать о вечности . Что ждет нас там, по ту сторону гроба, куда всем мы, рано или поздно перейдем.

Сегодня ушел он, лежащий перед нами, а завтра кто-то из нас самих. Однако будем помнить и утешаться тем, что он не исчез, а находится в другом мире, ибо мы знаем, что «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых» (От Марка 12:27).

У Бога нет мертвых, у Бога все живы. У Бога – все живы!