Конспект занятий «Лекарственные травы» в подготовительной группе. Экологический проект "лекарственные растения" подготовительная к школе группа

Цель: пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты».
Задачи:
расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
Формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении, в инсценировках и играх;
Способствовать развитию памяти, восприятия;
Воспитывать эстетические чувства.

Вид проекта: информационно-творческий, коллективный
Возраст детей: 4-7 лет
Продолжительность проекта: средней продолжительности
Социальные партнёры: дети, родители, воспитатели, логопед группы, музыкальный руководитель.
Формы реализации проекта:
Занятия;
дидактические, с\р игры;
беседы;
рассматривание иллюстраций, открыток;
экскурсии в осенний лес и овощной магазин;
использование мультимедийных презентаций;
работа с родителями.
Предполагаемый результат:
Расширятся знания детей об осени, ее признаках и дарах;
Пополнится словарный запас;
Сформируется активнось и заитнересованность в образовательном процессе детей у родителей.

Цели: закрепить представления детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования. Развивать игровое творчество, смекалку. Воспитывать бережное отношение к растениям. Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы- описания, сказки, загадки.

Для детей: Собрать фотографии, картинки с изображением лекарственных растений, загадки, стихи, рассказы о лекарственных растениях.

Для педагогов: Отобрать нужную информацию, разучить стихи и песни с детьми. Организовать деятельность детей и родителей по группам.

Для родителей: отобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений, изготовление газеты «Бабушкины рецепты», помощь в подборе информации.

Проект рассчитан на детей 6-7 лет и их родителей.
Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители.
Продолжительность проекта 1 месяц.

Проблема: Ограниченные возможности детей в общении с природой.
Расширить представление детей о лекарственных растениях (экскурсии, наблюдения).

Планируемый результат: Закрепить знания о взаимосвязи человека и природы, о пользе лекарственных растений.

Подготовительный этап:

Проведение в ДОУ семинара для педагогов, познакомить их с содержанием и методикой, целями и задачами проекта.
Обсудить, что могут сделать в рамках проекта воспитатели, музыкальный руководитель. Составление перспективного плана на месяц.

Воспитатели – главные действующие лица в организации работы.

Музыкальный руководитель - подбирает песни, музыкальные игры, связанные с тематикой проекта.

Сотрудничество с родителями - перед началом работы по проекту рассказываем родителям о целях и задачах, стараемся убедить их в необходимой помощи, серьезно относиться к исследованиям детей.

Подготовка материала и оборудования.

Для проведения исследования понадобиться:
Тетради и альбом для оформления результатов наблюдений.
Карандаши, фломастеры.
Фотографии, иллюстрации с изображением лекарственных растений.
Высушенные растения и их плоды.
Оборудование для приготовления салата и чая, посуда для дегустации.

Дети - перед началом работы по проекту проводим беседу о лекарственных растениях.

Цель - выяснить представление детей о лекарственных растениях их отношений к ним, заинтересовать проблемой.

Освоение проекта

Разделить группу из 30 детей на три рабочие подгруппы.

1 подгруппа

Сбор фотоматериала, иллюстраций с изображением лекарственных растений (с описанием).

2 подгруппа

Оформление выставки «Наши зеленые друзья»»
Рисунки детей.

3 подгруппа

Разучивание песен и стихотворений.

Мероприятия: чтение литературных произведений, беседы, занятие, экскурсия, наблюдения, рисование, дидактические игры, развлечение.

1.Чтение литературных произведений.
Чтение отрывков из рассказа “Огород на опушке” А.Стрижева.
Чтение А. Онегова “Тропинка полевая”,
Ю. Дмитриева “Кто в лесу живет и что в лесу растет”,
Н. Павловой “Загадки цветов”,
А. Плешакова “Зеленые страницы” и др.
Заучивание загадок и стихов о растениях.

2.Беседы.
2.1.Беседа «Зеленая аптека»
Рассказать детям о том, какую большую пользу приносят человеку лекарственные растения, расширить представления детей о мире растений, познакомить детей о взаимосвязи растительного мира и человека. Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: Иллюстрации с изображением лекарственных растений, засушенные лекарственные растения.

2.2. «Друг или враг».
Рассказать детям о многообразии растений, научить отличать съедобные растения от несъедобных., отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению, по запаху). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, а также с изображением вредных для здоровья человека растений.

3.Занятие «Лекарственные растения – средства оздоровления человека»
Цели: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах сбора и хранения. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: Иллюстрации с изображением лекарственных растений, засушенные растения, гербарий лекарственных растений нашего района, чайник, стаканы, пакетики с лекарственными растениями, горячая вода.
Практическая деятельность на занятии: наблюдение, рассматривание, приготовление травяных лекарственных напитков.

4.Экскурсия к подножию холмов.
Цели: познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии трав произрастающих в нашем районе, познакомить с тем какие лекарственные растения растут около холмов(крапива, одуванчик, подорожник, пижма и др.).Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

5. Наблюдение «Наш верный друг- подорожник»
Цели: познакомить детей с лекарственным растением- подорожником, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья подорожника, стебли, познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы подорожнику, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: наблюдение проводится на участке детского сада где растет подорожник.

6. Дидактические игры.
6.1. Дидактическая игра «Вершки – корешки» – в игре познакомить детей с тем, какие части дикорастущих съедобных трав используются в пищу.
Материал: засушенные лекарственные растения (ромашка, крапива, подорожник, душица).

6.2. Дидактическая игра «Узнай растение»– упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху.
Материал: разные виды лекарственных растений (душица, пижма, подорожник, ромашка, чистотел)., отдельные части лекарственных растений (стебель, корень, листья).

6.3. Дидактическое упражнение «Определи по запаху» (мята, душица и др.)- упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.
Материал: засушенные лекарственные растения, зашитые в холщовые мешочки.
Действия: дети подносят к носу по одному разные мешочки и по запаху определяют, какое растение находится в мешочке.

7.Презентация детских рисунков «Наши зеленые помощники».

8. Детский праздник «Юные натуралисты»
конспект прилагается.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК
«ЮНЫЕ НАТУРАЛИСТЫ»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях, о том, какую пользу приносят они человеку.
Участники: две команды детей, болельщики – родители, жюри, ведущая – воспитатель.
Оборудование: элементы туристического снаряжения; аптечка; высушенные растения и их плоды; иллюстрации с изображением съедобных и лекарственных дикорастущих растений; оборудование для приготовления салата, чая, посуда для дегустации; спортивный инвентарь.
В: Решили, в поход идем, но во время похода нужно выполнить несколько заданий бабушки-травницы.
Задание 1. Игра “Собери рюкзак”.
В: Представьте, что вы собираетесь в поход. Из предложенного материала вы должны отобрать вещи, которые вы возьмете с собой. Каждая команда собирает вещи для одного рюкзака.
Задание для капитанов. Капитаны команд вместе с жюри проверяют результат и оценивают работу.
Задание 2. Решение проблемной ситуации:
В: “В результате загадочных обстоятельств продукты питания и аптечка исчезли. Можно ли обойтись без продуктов питания? Если да, то каким образом? (Задание для одной команды.)
В: Можно ли обойтись без аптечки. Если да, то какой выход вы предлагаете?
(Задание второй команде.)
Задание 3. Игра “Цепочка слов”.
В: Назовите (по очереди) названия съедобных видов дикорастущих растений. Выигрывает та команда, которая заканчивает цепочку.
В: Задание 4. Из предложенного материала (живые растения) отберите съедобные виды растений и разложите в соответствии с карточками-символами: салатника – травы, из которых готовят салат, чайника – травы, из которых заваривают чай.
Задание 5. Дидактическая игра “Узнай по запаху”.
В: В коробочках с отверстиями в крышках приготовлены растения. Предложить по запаху узнать растение и назвать его.
Привал. Игры-эстафеты: “Перевозка “арбузов”.
Задание 6. Игра “Собери растение”.
В: Каждой команде предлагается собрать одно или два растения из отдельно нарисованных частей.
Задание 7. Проблемная ситуация “Как оказать помощь?”.
В: Во время похода бывают разные ситуации: кто-то нечаянно поранился, кого-то ужалила пчела, у кого-то ушиб. А аптечки у нас нет. Отберите травы, которые можно использовать при порезах (листья крапивы и чистотела).
В: Отберите травы, которые могут помочь при ушибах и укусах насекомых. (Измельченные листья подорожника).
Каждая команда выполняет свое задание.
Задание 8. Творческое задание “Нарисуй знак”.
В: Каждой команде придумать и нарисовать знак на одно из знакомых ядовитых растений.
Можно привлечь к помощи родителей.
Задание 9. Приготовление салата на основе листьев щавеля, одуванчика.
Жюри оценивают выполненную работу, победителям вручается грамота «Ю

Программные задачи:

    продолжить уточнить и расширить знание детей о разнообразии лекарственных растений Кубани.

    закрепить знание об их строении.

    формировать представление об использовании лекарственных растений в медицине.

    учить детей готовить настои из растений.

    развивать наблюдательность, внимание.

    воспитывать гуманное отношение к природе.

Методы и приёмы:

    художественное слово, вопросы, рассматривание картинок, составление рассказов описание, наблюдение, уточнение, поощрение показа с объяснением.

Словарная работа:

Лекарственные растения, календула, ромашка, одуванчик, аптека, настой, ополаскивание, ангина, ожог, ушиб, клумба, вода прозрачная, бесцветное.

Материал к занятию:

-«Волшебная книга», иллюстрации лекарственных растений, стаканы, горячая вода, атрибуты к игре, пакетики с засушенными лекарственными травами.

Предварительная работа:

    экскурсия на луг, в парк, рассматривание лекарственных растений, чтение и заучивание стихов, загадывание загадок, дидактическая игра: «Вершки и корешки».

Ход занятия:

Раздаётся стук в дверь, входит почтальон, здесь подготовительная группа д/с «Зёрнышко».

Дети: Да это наша группа.

Почтальон: Получите посылку из леса от Совушки - Совы - умнейшей головы.

Воспитатель: Спасибо за посылку. Давайте её откроем. Интересно, что же нам с детьми, достаёт книгу, читает «Волшебная книга». Посмотрите какая она необычная,

красивая (открывает звучит музыка).Послушайте, какая ласковая и нежная мелодия, как будто приглашает нас в путешествие. А путешествие будет в страну лекарственны) растений Кубани. Ребята, вот я сказала « растение Кубани», а где находится эта Кубань.

Дети: Кубанью называют наш Краснодарский край, в котором мы с вами живём. Воспитатель: А почему так называют наш край?

Дети: Потому что в нашем крае протекает широкая- полноводная река Кубань. Воспитатель: Правильно, а как называется наш посёлок, в котором мы живём.

Дети: посёлок Кубанский.

Воспитатель: Назовите города Краснодарского края.

Дети: Новороссийск, Анапа, Кропоткин, Краснодар, Тихорецк, Сочи, Ейск, Армавир.

Воспитатель: Сегодня нам Сова предлагаете помощью «Волшебной книги» отправиться в страну лекарственных растений Кубани. А почему некоторые растения называют лекарственными?

Дети: Потому что они лечат от разных болезней.

Воспитатель: Правильно, а какие вы знаете лекарственные растения. Богата Кубань лекарственными растениями которые помогают человеку. Вы готовы отправиться в путешествие но я должна вас предупредить, что путешествие будет непростым впереди вас ждут сложные задания. Справитесь? Тогда открываем первую страничку: звучит музыка. Это страничка приглашает нас посетить «зелёную аптеку». А что это такое?

Дети: Это то место где продают лекарства- таблетки, мази, микстуры, бинты, и много* другое.

Воспитатель: А как вы думаете, что значит зелёная аптека?

Дети: Наверно, там продаются лекарственные растения.

Воспитатель: Правильно. Вот сейчас мы с вами пройдём туда. Нужно пройти по этой дорожке, перешагнуть через эти камешки, пролезем под этой веточкой, и перейти по мостику через ручеёк. Вот наша «Зелёная аптека.!» располагайтесь поудобнее, а я открываю следующую страничку «звучит музыка».

Следующая страничка загадок и отгадок. Совушка приготовила для вас интересные загадки.

1. На зелёной круглой ножке Вырос шарик у дорожки Ветерок вдруг прошуршал И развеял этот шар. (одуванчик)

Воспитатель: Дети найдите пожалуйста одуванчик. Это очень нужное и полезное растение. Оно растёт не только в Краснодарском крае, но и по всей России. Мы рассматривали одуванчик на лугу. Кто хочет о нём рассказать?

Дети: Одуванчик растёт на лугу. У него есть корень, стебель, резные листья и жёлтый цветок, похожий на шарик.

Воспитатель: Послушайте, я вам расскажу, чем полезен одуванчик. В листьях одуванчика очень много витаминов, если его положить в салат, он повышает аппетит. Но листья свежие очень горькие из-за белого сока. Помните, как мы немного отщипывали от листочка и видели белое молочко, которое там и называется «млечный сок» чтобы убрать горечь, нужно листики просто залить кипятком на несколько минут. Листья и корни помогают при кашле. Кто знает стихотворение об одуванчике?

Одуванчик, одуванчик, золотистый сарафанчик,

Он везде произрастает, его даже дети знают.

Аппетит он улучшает и при кашле помогает.

Лучший при ожогах лекарь, одуванчик как аптека.

Воспитатель: Молодцы: вот много узнали полезного об этом растении. А вот другая загадка:

    Стоит в поле кудряшка- белая рубашка,

Сердечко золотое, что это такое.

Дети: это ромашка.

Воспитатель: Кто хочет рассказать об этой красавице?

Дети: ромашка растёт везде на полянке, на лугу, около речки, у неё высокий прямой стебель, он тонкий и ветвистый. Листья тонкие, узкие, очень похожие на укроп, цветочки маленькие беленькие и их у ромашки иногда жёлтая серединка.

Воспитатель: Ромашка- это распространённое растение её можно встретить по всей России. Вы наверное слышали такие слова «Ромашковая Русь». «Ромашковая Родина моя», эти слова относятся и к нашему краю, и нашему посёлку. Ромашка- лучший доктор при ангине. Настоем ромашки можно полоскать горло, промывать горло, нос, ополаскивать волосы.

Послушайте последнею загадку на этой странице.

    Растёт на клумбе огонёк оранжевый цветок,

Ты отыщи его, дружок, он очень нужный огонёк.

Дети: это календула.

Воспитатель: Кто хочет рассказать об этом ярком и нужном растении?

Дети: Календула растёт на клумбе. У неё есть корень, сочный стебель, сочные продолговатые зелёные листья и яркие оранжевые или жёлтые цветы.

Воспитатель верно: а как календулу называют в народе?

Дети: ноготки

Воспитатель: А почему его так называют?

Дети: Потому, что семена, которые мы собираем, очень похожи на скрученные изогнутые, ноготки.

Воспитатель: Ноготки применяют для заживления ран, при ангине, простуде, насморке.

Воспитатель: Кто знает стихотворение, про календулу?

Дети: По цветкам есть знатоки?

Что же это? ноготки

лепестки у них сорвите, потом горло полощите при ангине, при простуде лучше доктора не будет.

Воспитатель: Это страница закрывается, а новая открывается, (звучит музыка).Сегодня мы с вами говорим о 3 лекарственных растениях (ромашке, одуванчике, календуле). Но вы знаете что есть ещё много лекарственных растений. На столе приготовлены пакетики с сухими лекарственными растениями, вы с ними знакомы., подойдите и выберите себе пакетик сейчас поиграем в игру «Что не стало». А на следующей страничке игра собери лекарственное растение из частей (дети на ковре собирают полянку из лекарственных растений называя их). Слышите звучит красивая мелодия, это сова нас приглашает в лабораторию. Дети приходите в минилабораторию, готовят настой из лекарственных трав. Сейчас внимательно наблюдайте и помогайте мне. Из каких лекарственных трав мы будем готовить настойки?

Дети: календула, одуванчик, ромашка.

Воспитатель: верно. Сейчас мы приготовим противоспалительный настой, которым можно полоскать горло, промыть, уши, нос, ополоснуть волосы.

Дети: настой из лекарственных растений.

Воспитатель: для этого берём чистый стакан насыпаем в него 1 ложку столовую л/р (дети помогают). Теперь я залью траву кипятком. Настой называется настоем потому, что он долго настаивается. Скажите какая вода, которой я заливала травы, а сейчас, какая стала?

Дети: была вода чистая, прозрачная, бесцветная.

Воспитатель: накрываем настой крышкой и посмотрим, как меняется цвет воды. Дети: вода меняет цвет.

Воспитатель: верно, растения отдают воде свой цвет и свои лечебные свойства. Вот и получается настой, которым можно лечиться. А теперь открываем последнюю страницу нашей Волшебной книги. Здесь изображена сама совушка. Она приглашает выпить чаю из л/р. Мы с вами сегодня много узнали, много рассмотрели и научились готовить настой из лекарственных трав. А еще сейчас попьем чай из липы с медом. Очень вкусный, душистый, ароматный, получился чай. Будте все здоровы.

Елена Тишина
Конспект НОД в подготовительной группе «Лекарственные растения»

Конспект НОД в подготовительной группе

«Лекарственные растения »

Интеграция образовательных областей :Познавательное развитие. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Физическое развитие. Здоровье.

Цель : Закреплять знания детей о пользе и применении лекарственных растений

Задачи :

Расширение представлений о лекарственных растениях нашего края , их значение в жизни человека : оздоровительном, эстетическом;

Об их взаимосвязи с окружающей средой;

Знакомство со стихами, загадками о лекарственных растениях ;

уточнить и закрепить знания детей о правилах их сбора, хранения и применения лекарственных трав ;

Развивать память, логическое мышление, внимание, умение анализировать, связную речь.

Воспитывать бережное отношение к растениям , окружающей среде.

Предварительная работа : беседа о Красной книге; рассматривание картинок о растениях , находящихся на грани исчезновения, беседы о пользе лекарственных растений , о правильном их сборе и безопасном поведении с ядовитыми растениями , игры – определи по запаху, вершки и корешки, узнай растение ; экскурсия в лес, отгадывание загадок, заучивание стихотворений.

Оборудование : картинки и карточка с изображением лекарственных трав (лопух, одуванчик, крапива, подорожник, ромашка, тысячелистник.) Иллюстрации с изображением ядовитых растений , музыка «Вальс цветов» .

Ход НОД.

Изображение растений

Посмотрите, что вы видите?

Ребята, для чего нам нужны растения на нашей планете - Земля?

(Растения помогают дышать , радуют нас красотой, лечат от болезней. Без них бы не было жизни на Земле.)

Очень давно, ребята, люди заметили, что звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет люди передавали друг другу свои знания о лечебных свойствах растений . Сейчас можно купить книгу или справочник о лечебных травах, где подробно написано как можно использовать лекарственное растение . Но важно знать : нужно посоветоваться с врачом, прежде чем применять лекарственное растение .

А сейчас время поиграть в дидактическую игру «Собери ромашку» .

Воспитатель предлагает детям пройти на полянку. Рядом стоит вспомогательное панно с табличками, картинками, схемой цветка.

Ромашка разделена на части : корень, стебель, лист, лепестки. Дети должны собрать цветок - ромашку. На помощь ребятам прилетает пчела. Пчела вместе с детьми еще раз повторяет части цветка. Затем она предлагает взять ребенку :

Что идет сначала? Корень. Верно.

Дети составляют ромашку.

Пчела : «Мы вместе сложили цветок. Это ромашка.

Что вы знаете про это растение ? (можно гадать на ромашке, есть песни про это удивительное растение )

Ромашка это очень полезное лекарственное растение .

Ее добавляют в шампунь, чтобы волосы легко расчесывались. Ромашку добавляют в чай от простуды.

Чтение стихотворения ребенком (выученное заранее) М. Киселевой «Если вдруг ты заболел…»

Если вдруг ты заболел,

Не спеши с таблетками, пригласи своих друзей

С зелеными ветками.

Они и красивей, и тоже лечебные,

Бывают и горькие, но очень полезные.

Помногу их пить тоже нельзя,

Бывают опасными эти друзья.

О каких друзьях говорится в стихотворении? лекарственных растениях )

Да, если лекарственными растениями умело пользоваться , то можно сохранить здоровье на долгие годы. Нас окружают растения : каждая поляна или уголок леса – целая зеленая аптека.

Говорят, что лечение травами известно с давних времен. Люди заметили, что растения , которыми они питаются, могут еще быть и целебными. У нас на территории детского сада много таких растений . Предлагаю убедиться в этом и приглашаю пройти к «Зеленой аптеке» на экологической тропе детского сада.

(занятие продолжается на территории детского сада)

Первое лекарственное растение , о котором я хочу рассказать, вам хорошо знакомо, послушайте загадку.

(Ребенок загадывает загадку. Когда дети отгадывают загадку, ребенок который загадывает показывает каточку с растением )

Ребенок : Тонкий стебель у дорожки,

на конце его – сережки,

на земле лежат листки-

маленькие лопушки.

Нам он как хороший друг,

Лечит раны ног и рук.

Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (подорожник- карточка)

Почему оно так называется?

Рассказывает ребенок : Подорожник растет вдоль дорог . Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляет в почве, стебелек с соцветием. Оно тоже жесткое и упругое. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения . Подорожник называют «зеленым бинтом» . Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.

Послушайте следующую загадку :

Ребенок :Не пустили в огород-

Оттого она и жжет. (крапива -карточка)

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня. (крапива)

Почему же все-таки крапива обжигает?

Оказывается на листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Внутри волосков – едкая жидкость.

Рассказывает ребенок : Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи. В ней содержатся вещества, убивающие микробы. Она хорошо останавливает кровь, а еще укрепляет волосы.

А сейчас ребята загадают загадки о таких лекарственных растениях , которые помогают нам, если мы заболели. Будьте внимательны и постарайтесь их отгадать.

Ребенок : Летом рад я свежей

Ягоде медвежьей,

А сушеная в запас

От простуды лечит нас. (малина - карточка)

Рассказывает ребенок : Малина - прекрасное ягодное растение , да и доктор незаменимый. Отвар сухих плодов и варенье используются для лечения простудных заболеваний. Противопростудным средством является и «малиновый чай» - так называют заваренные кипятком верхушки малиновых побегов с листьями, цветками, незрелыми плодами. Душистые, сладкие, нежные вызревшие плоды, как будто вобравшие в себя все тепло и солнечный свет июльских дней и яркими огоньками горящие в зелени листьев, так и манят к себе. Окраска плодов малины может быть либо красной, либо желтой. Считают, что красноплодная малина богаче биологически активными веществами и, значит, полезнее. Желтоплодная малина нежнее и слаще.

Ребенок : Весной растет ,

Летом цветет,

Осенью осыпается,

А цветок – на медок,

Лечит от гриппа,

Кашля и хрипа. (липа- карточка)

Стихотворение «Липа» читает ребенок

Посмотрите дети -

Это липы цвет,

Ароматы лета,

Нам принес в привет,

Чай его душистый,

Любит стар и мал,

Очень многим людям

Он здоровье дал :

Сбил температуру,

Горло подлечил,

Горькую микстуру

Детям заменил,

И от кашля средства

Просто лучше нет -

Вот какой кудесник

Этот липов цвет!

Вот из этого прекрасного стихотворения мы узнали о пользе цветов липы.

Ребенок : Нарядные платьица,

Желтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одежке. (ромашка-карточка)

Ребенок : Носит этот мальчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице,

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное. (Одуванчик - карточка)

Физкультминутка «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик,

Стебель тоненький, как пальчик (пружинка)

Если ветер быстро, быстро (руки вверх)

На поляну полетит

Все вокруг зашелестит (руки вверх и машут)

Одуванчика тычинки (бег на месте)

Разлетятся хороводом (потянуться вверх, вздохнуть и опустить руки)

И сольются с небосводом.

Используют одуванчик в медицине. Причем используются и корни, и листья и сок растения . Препараты на основе одуванчика помогают от многих болезней свойствами.

Известны и косметические свойства одуванчика – маска из его -свежих листьев хорошо увлажняет кожу. А настой из цветков одуванчика помогает бороться с веснушками

Ребенок :Выпускает он листы

Широченной широты,

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не оберешь,

На себе их все найдешь (лопух-карточка)

Лопух (репейник)

У этого растения несколько названий - лопух, репей или репейник. Летом лопух цветет. Его лилово-красные хохлатые цветки довольно красивы. Когда отцветут, на их месте появляются круглые корзиночки с острыми колючками-крючками. С помощью этих колючек они цепляются ко всему, что окажется рядом. Есть даже такая поговорка : «Прицепился, как репей. Из листьев лопуха готовят настойку, которой потом опрыскивают садовые растения . Такие растения дадут хороший урожай, потому что им не страшны будут гусеницы и другие вредители. Лопух большой очень часто используют в медицине. Для приготовления лекарств чаще всего используют корни, реже листья и плоды. С помощью этого растения лечат болезни , заживляют раны, укрепляют волосы. (Можно показать детям пузырек с репейным маслом) .

Даже такое простое, сорное растение как лопух , он же репей, репейник, может одарить, научить, накормить, вылечить. Берегите это зеленое богатство, растущее у нас под ногами !

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Физкультминутка «Аленький цветочек»

(дети выполняют движения под аудиозапись)

Есть на свете цветок алый-алый,

Яркий, пламенный, будто заря,

Самый солнечный и небывалый,

Он мечтою зовётся не зря.

Может там за седьмым перевалом

Вспыхнет свежий, как ветра глоток,

Самый сказочный и небывалый,

Самый волшебный цветок.

Самый сказочный и небывалый,

Самый волшебный цветок.

Как вы думаете ребята, где и когда собирают лекарственные растения ? Как правильно их сушить?

ЗАПОМНИТЕ ПРАВИЛА СБОРА ЛЕКАРСТВЕННЫХ ТРАВ ,

Цветки собирают, когда растение цветет .

Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались.

Собирают в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса, сушат под навесом.

Нельзя собирать вблизи дорог. Они опасны, так как содержат много вредных веществ – поглощают выхлопные газы машин.

Не рвать растения , которые занесены в красную книгу. Это редкие растения , их охраняют от исчезновения.

Растения , которые детям и взрослым незнакомы, собирать в лечебных целях нельзя – это может быть очень опасно!

Но рвать и топтать их тоже не следует, они могут быть полезны некоторым животным.

Запомните крепко накрепко – ядовитые и незнакомые растения рвать нельзя !

Рефлексия.

О чем мы сегодня говорили? (о лекарственных растениях ,

Лечиться можно не только с помощью таблеток, но и лечебными травами. Но для этого надо хорошо в них разбираться и правильно заготавливать.)

На прощание пчела Майя повторяет с детьми лекарственные растения и проводит с детьми хоровод «Краски лета» , с использованием карточек лекарственных растений .

Ребенок : Лес, как сказочное царство,

Там кругом, растут лекарства ,

В каждой травке, в каждой ветке -

И микстура, и таблетки.

Ну, а чем и как лечить

Родители и воспитатели нас могут научить.

Все целебные растения .

Знают они без исключения.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться.

Находить в лесу растения ,

Что пригодны для лечения!

Ведь из трав лесного царства,

Люди делают лекарства .

Все ребята, молодцы, потрудились от души!

Мы закрепили наши знания о лекарственных растениях , своими умениями.

Ребенок : Растения мы знаем , бережем и охраняем,

В книгу Красную они,

Уж давно занесены.

Люди рвут их не на потеху,

Отнесут их все в аптеку.

В заключение нашей деятельности я хочу прочитать вам стихотворение о бережном отношении к природе.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все : и я и ты

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Природу друг мой охраняй!

Никого не обижай!

Не губи деревья ты!

Сохрани в лугу цветы!

Я подарю вам открытки с изображением лекарственных растений . Спасибо всем вам за подготовку и проведение сегодняшнего мероприятия. Все большие молодцы!

Интеграция образовательных областей: Безопасность (безопасный отдых на природе), познание, чтение художественной литературы, музыка.

  • Учить детей укреплять своё здоровье в процессе общения с природой.
  • Расширять и уточнять представления детей о деревьях и растениях луга.
  • Закреплять умения правильно вести себя в природе (не ломать кустов и ветвей деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и т.д.).
  • Формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать.

(Занятие начинается в группе, а затем дети переходят в зал.)

Воспитатель:

Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите – письмецо.
Может – это лучик солнца,
Что щекочет мне в лицо?
Может – это воробьишко,
Пролетел и обронил?
Может кот письмо, как мышку,
На окошко заманил?

От кого пришло это письмо, вам хочется узнать?

Тогда вам нужно отгадать загадку?

Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон, и гомон птичий,
Охраняет – кто?

(Лесничий.)

Правильно отгадали, письмо пришло от Лесничего-деда Луки. Вот, что он пишет.

Дорогие ребята, сегодня в осеннем лесу праздник: “День рождения леса”. Приглашаю Вас к себе на праздник в лес.

Ну, что ребята, пойдём?

(Дети идут и находят конверт с заданием, на нём написано “Собери лес”. Дети собирают картину.)

Дети, в какой лес мы свами пойдём? (Смешанный.)

Почему он так называется?

Какие знакомые деревья вы видите в смешанном лесу?

Ну, а теперь мы свами пойдём в смешанный лес. (Дети входят в зал.)

Куда мы свами попали? А что это за домик – давайте посмотрим.

Маленький Гномик сидит у окошка,
Гномику, видно, скучно немножко.
Скучно сидеть ему одному
К Гномику, дети, сейчас я пойду.

(Стучит в окно, из домика выходит Гном и улыбается.)

Долго Вас я, дети ждал,
И чуть-чуть, не задремал.
Проводить вас на полянку,
Дед – Лука мне наказал.
По тропиночке пойдём,
Звонко песню запоём.

Песня: “Здравствуй лес”.

Говорят, что за рекой
Есть дремучий лес.
Говорят, что он стоит
На краю небес.
Мы пойдём в него пойдём,
И орехов наберём,
И грибы найдём.

Скажем хором,
Здравствуй, лес!
Покажи нам хоть одно
Из своих чудес.
Покажи где зайцы спят,
Белок покажи,
А потом, потом, потом –
Сказку расскажи.

Хорошую песню вы подарили лесу, звонкую, весёлую, лес любит песни, потому, что он очень музыкальный. Он умеет петь, шелестеть, шуршать. Музыка леса прекрасна.

Воспитатель: Лес – дети любят и уважают, пословицы про него знают.

  • Лес – богатства и краса,
    Береги свои леса.
  • Лес видит, а поле слышит.
  • Лес да вода – поле красят.
  • Враг природы тот,
    Кто леса не бережёт.
  • Лесная сторона не одного волка кормит,
    А и мужика досыта кормит.

Гном. Интересные и хорошие пословицы вы знаете о лесе.

Много стихов, песен сложено о главном и самом красивом дереве России – берёза. Шумит она своей листвой, украшает лес, нашу землю, но иногда и грустит – как будто жалуется на кого-то.

– А что, вы знаете о берёзе?

(Дети рассказывают, что берёза – это лекарственное дерево, люди пьют берёзовый сок, собирают почки листья, чагу и заваривают чай, заготавливают берёзовые веники для бани, гонят дёготь – изготавливают мыло, шампунь.) Чтение стихов о берёзе, хоровод “Ай да берёза”.

(Дети идут и поют первый куплет песни, и находят грибы.)

– Какие грибы вы знаете?

А вот я сейчас проверю, как вы их знаете.

Игра – а с грибами “ Кто быстрее и больше наберёт грибов”.

Вот теперь то, я убедился, что вы хорошо знаете грибы.

– А что ещё растёт в лесу? (Цветы, ягоды) .

Хотите, я вам загадаю загадки, и вы узнаете, о чём мы дальше будем беседовать. Садитесь поудобнее на полянке и слушайте.

Низок – да колюч,
Сладок – да пахуч.
Ягоду сорвёшь –
Всю руку обдерёшь. (Шиповник.)

Ходит Маринка в зелёной косынке,
Осенью ей зябко, покраснели лапки.
Мы нарвём лапок – сразу восемь шапок.
Попробовал Борька, сморщился: горько. (Рябина.)

Как на стёжки, на дорожки,
Висят алые серёжки.
За одною наклонился,
А десяток я набрал.
Я клонился – не ленился,
Кружку целую набрал! (Земляника.)

Сколько бус рассыпано на лесной опушке,
Девочки подружки соберут их в кружки.
Трудятся, стараются девочки проворные,
Потому-что вкусные эти бусы чёрные. (Смородина.)

Молодцы, правильно отгадали загадки. За это я вас угощу смородиной.

(Гном угощает детей смородиной.)

Подкрепились? Путь наш продолжается, идём дальше.

Ах, как здесь вкусно пахнет. (Брызгают освежителем воздуха, цветочным.)

– Куда же мы попали? (На цветочную поляну.)

Как здесь много цветов, а какие здесь цветы? Что-то я забыл.

Вы не подскажете? (Выходит ромашка.)

Много трав растёт полезных,
На земле страны родной.
Могут, справится с болезнью –
Мята, пижма, зверобой.

(Появляется Лесная ведьма, с пучком дурмана в руках.)

Лесная ведьма.

Я хочу тебе дружок –
Дать в букет ещё цветок.

(Протягивает пучок дурмана.)

Разгадала твой обман!
Посмотрите, вот дурман.
Ядовитая трава –
Разболится голова,
От подарка твоего,
Забирай назад его.

(Ведьма убегает.)

Ох уж эта Лесная ведьма! Так и норовит сделать гадости. То порошок ядовитый подбросит, то траву ядовитую.

(Крадучи возвращается Лесная ведьма.)

Лесная ведьма.

Я одумалась, ребята,
Лучше вместе в лес пойдём.
Соберём шалфей и мяту,
Нежных ландышей нарвём,
Дома их поставим в воду…

Поняла я, братцы, сразу
Хитрый замысел её. (Ромашка заговаривает ребят от ведьмы, а ведьма грозит кулаком и убегает.)
Мы растенья эти знаем,
Бережём и охраняем.
Мы их рвём не на потеху,
Отнесём мы их в аптеку.
Из даров лесного царства –
Люди делают лекарство.

Гном. А из каких лекарственных трав люди делают лекарство, вы знаете?

Вот я насушил травы, а не знаю, лекарственная она или нет, и от чего можно её принимать. (Дети находят знакомые травы и рассказывают.)

Тысячелистник – останавливает кровь при порезах. Соком из листьев или засыпают ранки сухими листочками. Настоем травы уничтожают в садах тлю, паутинных клещей.

Зверобой – применяют настой для заживления ран ожогов на теле. Также пьют от кашля.

Одуванчик – из цветков одуванчика варят варенье, также употребляют корни этого растения, которые заготавливают осенью или ранней весной пока не распустились цветы. Их просушивают, заваривают и пьют как кофе, также употребляют при заболевании печени, слабительное средство, при болезни желудка. И для улучшения аппетита. Из листьев одуванчик делают салаты.

Пижма – собирают цветы и употребляют при заболевании печени и желчного пузыря. В домашнем обиходе применяют от моли и мух.

Ромашка – цветки ромашки завариваю от кашля и ангины. Отваром ромашки моют голову.

А ещё дети, я слыхал, что есть растения барометры. Скажите, среди этих лекарственных растений есть барометры. (Одуванчик.) А как можно узнать погоду по одуванчику?

Воспитатель. Вот видите, всё мы знаем о лесе, – какие деревья, травы, грибы, ягоды растут в лесу, и какую они приносят пользу.

Так давайте же поздравим лес, С Днём рождения. И крикнем – “Лес

С Днём рождения”. (Дети поднимают руки вверх и хлопают в ладоши, а в ответ слышится шелест листьев.)

Слышите, лес благодарит нас. (Фонограмма – шум леса.)

Ребята, что-то наш лесничий Дед Лука задерживается, дома его где-то нет. Где же он?

В лесу с утра до вечера
Дежурил, Дед Лука.
Дремучий лес доверчиво,
Встречает лесника.
Лесными коридорами
По тропкам, по траве,
Идёт с глазами добрыми –
На праздник к детворе.

(Заходит Дед Лука.)

Дед лука. Здравствуйте ребята!

Поздравляю вас с лесным праздником!

Лес – большой друг не только человека, но и птиц, животных.

Кто из вас хочет быть моим помощником. Сейчас я проверю, какие из вас получатся лесники. Поиграю с вами в игру “Угадай правило”.

(Показывается знак, а дети рассказывают, что он обозначает.)

  • “Береги муравейники. Помни: муравьи – санитары леса”.
  • “Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков”.
  • “Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, грибы очень нужны природе”.
  • “Не ломай, не руби ветви деревьев и кустарников”.
  • “Не разжигай костёр. От огня задыхаются и гибнут многие растения, насекомые и животные”.
  • “Не рви в лесу, на лугу цветы. Пусть красивые цветы остаются в природе”.
  • “Не разоряй птичьих гнёзд! Не прикасайся к ним, иначе птицы – родители навсегда покинут своё гнездо”.

И правила вы все знаете, а выполняете ли вы их, когда приходите в лес?

Ребята, я ещё хочу поиграть свами в игру “Кто скорее соберётся около своего дерева”.

Воспитатель: Ну, вот и заканчивается праздник в лесу, пора прощаться нам с Гномом, с Дедом Лукой и всеми жителями леса. Давайте поблагодарим их за это, скажем большое спасибо.

Дед Лука. Прощаясь свами, я угощу вас дарами леса.

Педагог. Что такое лекарственные растения?

Дети. Те, с помощью которых человек излечивается от разных болезней.

Педагог. Растительный мир подарил человеку большое богатство — лекарственные растения, которые стали для него источником жизни, пищи, здоровья. Издавна люди подмечали у некоторых растений лечебные свойства. Сведения о них передавались из поколения в поколение.

В далеком прошлом лекарственные растения были почти единственным средством от заболеваний. А сейчас?

Дети . Сейчас используются различные медицинские препараты.

Педагог . Но лекарственным растениям отводится и в настоящее время большая роль в лечении различных заболеваний. Целебная сила заключена в неповторимой смеси природных живых соков.

Таким образом, к лекарственным растениям относятся те, которые благотворно влияют на организм человека, излечивают его от разных недугов. Назовите их?

Дети называют растения. Правильно. Василек, герань луговая, душица, земляника лесная, зверобой, календула, кислица, клевер луговой, кошачья лапка, лопух, мать-и-мачеха, медуница лекарственная, фиалка душистая, хвощ полевой, шалфей.

Рассмотрим лекарственные растения на примере фиалки душистой. Встречается фиалка в лесах. Цветет в апреле — мае. Цветки сине- фиолетовые, имеют пять лепестков, из которых два направлены вверх, два вбок, один вниз. В сырую погоду цветоножка (стебель) сгибается, и цветок оказывается под листом. Листья округлой формы.

Семена разносятся муравьями. Цветки издают приятный аромат.

Растение используется при простудных заболеваниях.

На солнечной опушке

Фиалка расцвела,

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.

В траве она хоронится,

Не любит лезть вперед.

Но кто-то ей поклонится

И бережно возьмет.

Е. Серова

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Педагог дает описание любого, хорошо знакомого дошкольникам, лекарственного растения, дети называют его.