Когда отмечают поминки. Можно ли поминать раньше? Даже не можно, а только раньше поминают

После физической смерти человек остаётся в памяти родственников и близких людей. Поэтому в день его кончины они собираются, чтобы вместе вспоминать его. При этом существуют определённые правила, которые стали традициями. Это произнесение проникновенных слов, чтение стихов и молитв. Об этом и будет рассказано в статье.

О некоторых традициях поминовения

  • Поминовение (или поминки) представляет собой ряд ритуальных действий, позволяющих поддерживать память об умерших. В основном организацией поминальных дней занимаются родственники. Если таких не осталось - то друзья или другие близкие люди.
  • Обычно поминальные традиции опираются на те или иные верования - язычество, мусульманство, индуизм. Поэтому у разных народов они различны. У русских правила поминовения тесно связаны с христианской верой. Иногда смешиваются ритуалы, взятые из разных религиозных направлений и местных обычаев. Часто на этой основе создаются определённые обряды.
  • В русской христианской традиции существует ряд основных правил, отступление от которых происходит редко. Например, заупокойные и другие молитвы читаются в церкви только в том случае, если умерший был крещён по православному обряду. А также в храмах не молятся за тех, кто самостоятельно свёл счёты с жизнью, проповедовал еретические верования.

Поминальные даты

  • Православные христиане устраивают поминки непосредственно после похорон.
  • В ближайшее время после кончины поминают усопших трижды: первый раз - на третий день после кончины; второй раз - на девятый; третий раз - на сороковой.
  • Впоследствии поминки устраиваются каждый год в день смерти.

Поминки после похорон и на год смерти

Значение поминальных дней

Поминание в каждый из указанных дней имеет свой особый смысл, связанный с событиями христианской истории.

Третий день

Поминальная трапеза на третий день совершается в связи с вознесением на небо Иисуса Христа на третий день после его распятия. Воскресение из мёртвых и переход к вечной жизнь является основной доктриной христианского учения. Согласно церковному преданию, после смерти человеческая душа «скитается» до того, как высшими силами будет определено, куда она направится до Страшного суда - в рай или в ад. Первые три дня душа усопшего ещё находится на земле, посещая места своей жизни в телесной оболочке и людей, с которыми человек был связан.

Девятый день

На девятый день поминки совершаются как чествование ангелов , которые просят Бога о помиловании души усопшего. В это время душа умершего человека облетает райские обители, знакомясь с формами иной жизни. На девятый день на поминки приглашаются ближайшие родственники. Вблизи стола, за которым они обедают, ставится фотография покойного. Рядом с ней ставится наполненный водкой стакан, на него кладётся кусочек хлеба. Нужно отметить, что обычай ставить стакан берёт корни в языческих верованиях. Для истинных христиан он неприемлем.

Сороковой день

После девяти дней , душе представляются картины мучений грешников, отбывающих посмертное наказание в аду. Это продолжается по сороковой день. В этот день Всевышним окончательно определяется, куда будет отправлена душа покойного. На поминки на сороковой день приглашаются все желающие, а также те, кто отсутствовал на похоронах.

Как проводить помины в годовщину смерти

Вот некоторые правила, соблюдаемые на поминках в годовщину смерти .

Что заказывают в церкви на годовщину смерти

Согласно христианскому учению, чтение молитв о душах усопших является долгом живых . Благодаря этому, участь грешников облегчается. Именно на вознесение прошений Всевышнему о прощении грехов умерших направлено чтение заупокойных молитв в церкви. Заказать панихиду можно не только в годовщину смерти, но и в другие дни.

В храмах для таких молитв существуют специальные виды служб:

  1. Поминовение покойных во время Божественной - главного христианского богослужения.
  2. Панихиды.
  3. Литии.
  4. Чтение Псалтири.

Как поминают во время Литургии

Этот вид поминовения является наиболее значимым. Упоминание имён умерших совершается:

Один из выдающихся знатоков церковного устава святитель Афанасий (в миру - Сахаров) отмечает, что чтение поминальных молитв во время проскомидии и после освящения святых даров является самым важным. Он говорит, что такие молитвы, хотя и негласные, по своей силе и действенности не могут сравниться ни с какими другими молитвами и даже подвигами в память усопших.

Панихида

В переводе с греческого языка панихида буквально означает ночную службу . Это название применяется для моления по усопшим в связи с тем, что по своей структуре она похожа на одну из частей всенощного бдения. А ещё и потому что древние христиане совершали службы в ночное время. Это было вынужденным явлением, так как они подвергались непрестанным гонениям. Панихида является одним из самых распространённых служений, заказываемых для того, чтобы поминать умерших родственников в день годовщины смерти. Панихиды, кроме храма, совершаются и на дому, и на могиле. На ней можно молиться как об одном, так и о нескольких покойниках.

Лития

Неусыпаемая псалтирь

  • Это молитва читается беспрерывно на протяжении нескольких суток. Обычно её заказывают в монастырях, где монахи читают её сидя, сменяя друг друга. Псалтирь - это сборник древних псалмов, написанных в основном библейским царём Давидом. Они имеют великую силу и считаются великой милостью для усопших душ. По прочтении Неусыпаемой псалтири грешные души очищаются, побеждают демонов и поднимаются из адского пламени.
  • С древних времён Неусыпаемую псалтирь, как и другие молитвы, на поминках родственников читают и дома. Для этого существует ряд правил, которых необходимо придерживаться. Чтобы молитвы могли возыметь действие, правила должны выполняться с большой точностью. Родственника заранее договариваются о том, в каком порядке они будут читать Неусыпаемую псалтирь.

Как правильно заказывать поминовение в церкви

Правила домашнего чтения молитв на годовщину смерти

Правила чтения псалтири на годовщину смерти выглядят так .

  1. Объединившись в группу, родственники прочитывают Неусыпаемую псалтирь целиком в продолжение одних суток.
  2. Придя к себе домой, каждый из них читает одну из двадцати частей псалтири, называемую кафизмой (что значит сидя), упоминая всех, кто также участвует в обряде. Это создаёт ощущение единства всех молящихся в это время за душу усопшего.
  3. На следующий день вариант чтения каждым родственником у себя дома повторяется, но уже с чтением другой части псалтыри.
  4. Всего молитвы нужно повторить не менее сорока раз.

В заключение нужно сказать о том, что перед тем, как начать поминки за столом, нужно подобрать соответствующие слова на годовщину смерти , чтобы не обидеть родственников и память покойного. Иногда собравшиеся читают поминальные стихи на годовщину смерти. Лучше, если они будут содержать тёплые чувства в отношении усопшего, а не только выражать горечь утраты.

В год после смерти человека считается, что душа умершего уже нашла успокоение. За год, который прошел со дня смерти человека, считается, что его душа воссоединилась с душами предков и теперь можно поминать всех усопших. По христианским обычаям существуют специальные родительские дни (радоница), когда поминают всех усопших.

Важно!!!

В день, когда исполняется год после смерти человека, Близкие и родственники в первой половине дня посещают могилу усопшего и заказывают в церкви заупокойную службу.

По христианским обычаям на могилу кладут только живые цветы и венки из них. Традиция украшать могилу живыми цветами восходит к древним римлянам, которые в мае приносили на могилы предков букеты живых цветов. В России в 1889 году Синод Православной церкви запретил на похоронах, проводимых по христианским обычаям, использовать венки и надписи на них. Запрет объяснили тем, что все эти цветики-веночки отвлекают верующих от основного занятия на похоронах - молитвы о спасении души усопшего. Запрет до наших дней изжил себя. Сегодня традиционно кладут на могилу живые цветы и венки, полагая, что человек, как и цветок никогда не умирает бесследно и ему даровано воскресение и вечная жизнь, так как душа человека бессмертна.


Памятник

К годовщине обычно устанавливают на могиле памятник с краткой эпитафией по усопшему. После того, как в церкви будет отслужен молебен, родственники идут на кладбище, где украшают могилу цветами и жгут поминальные свечи. Всех присутствующих приглашают на поминальный обед, который может быть организован дома или в кафе.

В чем разница поминок на годовщину смерти от поминок сразу после похорон?

Разница в том, что к годовщине на могиле устанавливают памятник и считается, что душа усопшего уже нашла успокоение.


Смысл поминок

В меню поминального обеда традиционно включены кутья, блины и яйца. Из остальных блюд подают самые привычные и те, которые любил покойник. Не перегружайте стол излишествами в виде икры и огромных тортов. Из алкоголя выпивают, не чокаясь, только одну рюмку водки на помин души. Вино и другие алкогольные напитки не подают.


Поминки на 1 год после смерти правила проведения

Рассмотрим номерологическим (числовым) методом событие, которое связано с уходом человеческого существа из жизни, т.е. состояние смерти. Пребывание в невидимом мире занимает какое-то время, которое на условном языке землян видимого мира обозначено в сорок дней. Это число 40 стало для нас важным знаковым числом, его мы приписываем Душе человека, продолжающего своё бытие в другой реальности.

Обратим внимание на действия, совершаемые нами в память по ушедшим близким людям, друзьям, знакомым, называемые – поминки.

То, что мы делаем.

Возвратясь с кладбища (или из крематория), мы собираемся вместе, чтобы в этот день почтить память об умершем человеке.

Это первые поминки.

На девятый день мы собираемся второй раз и это уже вторые поминки.

Третьи поминки – приходятся на сороковой день.

Пользуясь номерологическим языком (методом познания) попробуем объяснить правильность наших действий во время смерти близкого нам человека, знакомого или любого другого.

Номерология – это наука, объясняющая смысл происходящих событий. Она указывает на точность, выявляя ошибки, заблуждения (что происходит от незнания) в чём-либо. Эта точность позволяет правильно совершать любые действия, согласованные с Природой, чтобы не уклоняться от гармонии.

Пояснение.

Смерть – состояние перехода (от жизни к другому состоянию бытия), который занимает определённый отрезок времени. Методом аналогии мы можем найти подобие смерти в нашей жизни. Время смерти придётся на ночную часть суток, когда «умирает» прошедший День (утро, день, и вечер – триединство). Ночь для нас будет являться временем перехода, а сон – смертью.

Утро мы можем принять за начало своей жизни, если будем так рассматривать всю жизнь; день – это вся наша жизнь до старости, а вечер – наша старость и завершение жизни. Ночь – наша смерть и уход из жизни.

Нумеруя по порядку части суток, получим: 1 – утро, 2 – день, 3 – вечер, 4 – ночь. Число 4 окажется переходным: от одних суток к другим, а значит, и от одной жизни к другой.

Наши сновидения, являющиеся символом смерти, окажутся «поминками» для нас, т.к. чаще всего в сновидениях вспоминаются события земной жизни, и это утро, день и вечер. Эти поминки совершаются в состоянии перехода от одних суток к другим, чем является ночь.

Переход получил у нас свой символ – это число 4. Таким образом, то, что предшествует переходу, т.е. старость, конец, вечер – будет символично числом 3.

Умерший человек проходит свой смертный путь в невидимом для нас, но не для него, мире также от 1 до 4. И там есть начало пути, словно утро, продолжение пути – день и завершение его – вечер. Далее переход – ночь.

О Теле человека.

В такие «ночи-переходы» мы можем поминать ушедших из нашей жизни людей.

Для того чтобы понять: что собою представляют эти периоды, надо знать устройство человеческого существа. В этом мире, где живём мы, у нас есть Тело, которое всем видно. Но оно лишь качество , отражающее невидимое количество . Это количество – есть невидимые три тела: эфирное – жизненное тело, астральное – чувствительное тело и ментальное – мыслительное тело. Вместе с физическим видимым Телом все тела составляют одно существо человека. (1 + 2 + 3 + 4 = 10, а 10 = 1 + 0 = 1 – единица).

С окончанием жизни (а конец – это число 3) умерший начинает прощаться со своим Телом плоти, которое имеет четыре тела: три невидимые количественные и одно видимое качественное (начинает «прощаться» с каждым телом по очереди).

Первое тело, которое оставляет усопший – это физическое, качественно -видимое Тело. Т.к. оно качественное , то оно не делится на части и не измеряется по отдельности. Проживая части Суток (утро, день и вечер), Тело остаётся единым, но четвёртым по счёту, а считаются три количественных тела невидимого мира.

Так же и время ночи, являясь четвёртой частью – едино для сновидений, где бывает всё поочерёдно: и утро, и день, и вечер.

Это означает: что три тела – это три единицы (1 1 1), которые отображаются в четвёрке своим триединством. Для того чтобы это представить, надо вообразить треугольник (полу квадрат), который отражается точно таким же треугольником, при этом мы уже получаем новое качество в виде квадрата, а не двух треугольников.

Число четыре – 4 отличается от числа три – 3 одной единицей, которая добавляется как «единство» двух треугольников. (Два треугольника, соединённые – это квадрат, или четырёхугольник при различных углах треугольников.)

В момент смерти усопший, оставляя Тело, теряет сначала качественное физическое Тело (квадрат) и функции (треугольник, который отражал другой треугольник). Начинается жизнь без Тела, но она уже кратковременна, т.к. без Тела видимого качественного не может существовать количественное тело (состоящее из трёх). Эта жизнь определяется числом 3, т.к. тройственность вещей мира – это основа, первокирпичик всей жизни (треугольник – первая замкнутая фигура после линии и угла, которые считаются числами 1 и 2).

В Номерологии все составные части чего-либо рассматриваемого соединяются знаком «плюс» (+), а функция частей (действие, работа, сила…), производящая какой-либо результат – это знак «умножения» (х). Этими знаками придётся воспользоваться, чтобы объяснить то, что происходит после того, как усопший оставляет физическое Тело.

Что происходит.

Попав в эфирный мир – первый по счёту, человек начинает воспринимать мир эфирным зрением. В отличие от качественного физического Тела, где зрение не является качественным , а меняется на обратное – количественное , поочерёдное, это тело даёт преимущество качественного восприятия: вся жизнь земная здесь «на ладони», т.е. просматривается целиком. На Земле она была прожита во времени, где события сменяли одно другое (по частям).

По земному времени это происходит три дня (трое суток). На четвёртые сутки (ночь-переход) усопший оставляет первое эфирное тело, оставшись в теле втором – астральном. В этом отрезке пути происходит чувственное восприятие (стыд, гордость, мучения, совесть, радость, восхищение, огорчение, спокойствие и т.д. – всё это возникает от созерцания ранее прошедшей жизни; это вроде Суда, где отмечаются в различии хорошие и плохие поступки). Это восприятие происходит девять дней (как 3 х 3, т.е. удвоенная тройка, т.к. мир и тело – вторые по счёту).

То, что мы не делаем, но то: как надо делать.

Таким образом, поминки по усопшим мы можем совершить в первый раз в день похорон, т.е. на четвёртый день (4 – переход).

Во второй раз мы уже прибавим (+) пребывание в двух мирах (первом эфирном – 3 дня и втором астральном – 9 дней), получая при этом время второй астральной смерти, т.е. 3 + 9 = 12 (12 = 1 + 2 = 3). И не на девятый день от смерти физического тела, а (через девять) – уже на тринадцатый, мы можем поминать ушедшего человека, т.к. предел жизни астрального тела – это 12 дней (3 + 9), а переход произойдёт в следующее земное время, т.е. на день четвёрки (13 = 1 + 3 = 4).

Третье тело ещё остается жить, и эта жизнь занимает время трёх троек (3 х 3 х 3) трёх миров, т.е. двадцать семь дней (27).

Человек в это время понимает ментальным телом (телом мысли) всё, что касается жизни на Земле. Понимает то, зачем он вообще воплощался, и разочаровывается, если не вспомнил свою космическую задачу, прожив жизнь только удовлетворяя своё Тело (сексом, деньгами, едой, работой, воспитанием других людей или детей), не работая над собой, над своей Душой.

Предел пребывания в мире ментальном, третьем – 27 дней, а в сумме с другими мирами (сложение частей – знак «+») получается число 39 = 3 + 9 + 27 (а число 39 – это 3 + 9 = 12 = 3). А на следующий земной день произойдёт переход в другую реальность, где пребывает Душа человека, освободившаяся от четырёх тел. Это третья четвёрка – день сороковой (40).

Записав в одну строчку путь усопшего по дням переходов, мы получим:

(3) + (3 х 3) + (3 х 3 х 3) = 3 + 9 + 27 = 39,

или 3 + 3 (в квадрате) + 3 (в кубе) = 39,

а, прибавив качество –1 (единство), получим число 40, как полное число осуществления процесса смерти.

Таким образом, в поминальных днях участие принимают четвёрки – 4. А вот наше невежество приводит к искажениям типа «испорченного телефона», и мы впадаем в «не точность», что характерно для нашей жизни (а точность даёт знание Номерологии!), и при «не точности» время поминок переместится (что и происходит) с тринадцатого дня (13 = 4) на девятый. Значит, мы поминаем как будто бы живых, а не умерших, совершаем действия ранее положенного дня.

Число 13.

Однако дошло до наших времён «переходное» число 4 в виде трёх четвёрок вместе с единицей, их единством: 4 – четвёртый день поминок, 4 – тринадцатый день поминок и 4 – сороковой день, т.е. 4 + 4 + 4 = 12 + 1 = 13. Число 13 является для нас «опасным» не случайно. Оно осталось в нашей памяти (уже не от испорченного телефона) из древних времён, когда знание о тайном и невидимом мире было открыто людям.

Но число 13 (4) переходное не только в смерти, но и в рождении. Сорок (4) недель – и человек рождается в видимый мир, поэтому число 13 – двойственно по своей сути (важно направление пути: к видимому миру, или к невидимому).

Откуда знать родившемуся человеку о том, что собою представляет не только число 13, а и другие числа, которые «живут» вместе с нами? Кто задумывался над вопросами «почему» и «как» что-то происходит? Многие принимают мир в виде вопроса «что это?» и получают в ответе только название вещей и явлений, вроде как знакомство с тем, с чем придётся жить.

(Информацию о числе 13 можно прочесть на странице Форума данного сайта: http://nomer7777.ucoz.ru/forum/2-4-1).

Глядя на этот Круг Универсума можно понять о днях Перехода, это каждый четвёртый Круг:

Если мы хотим обрести себе спутника жизни, то нам мало знать лишь его имя. Нам важно его проявление, т.е. манера его поведения, свойства, присущие Душе, которые через Тело только отражены. Нам важнее Душа, т.к. Тело бывает красивым, но поведение напоминает моральное уродство. Тело лишь может симпатизировать нам (быть приятным для глаз – зрение), но любим мы за внутреннее качество, которое выражается количеством знаковых выражений через тело, (манеры двигаться – походка, жестикуляция, выражение мысли, манера говорить – всё то, что является личным достоинством человека, его качествами Души – всё это знаки, её отражающие).

Поминки на 1 год после смерти правила проведения

Поминки являются воплощением живой Идеи, у которой мы знаем только имя – ритуал. Повторяя бессмысленные действия, отвечающие на вопрос «что» (надо делать после смерти человека), мы похожи на робота, на какое-то бездумное существо.

Мы во многих вещах повторяем за теми, кто родился раньше нас, т.к. не задаём вопросов: «как» (правильно) и «почему» (надо делать что-либо, что могло быть поставлено вопросом «что это перед нами?»). Мы следуем бездумно, а потом спрашиваем «почему нам снится умерший?», на что получаем ответ в виде совета: «Свечу поставь!». Так при помощи сновидения и умершего в нас рождается вопрос «почему». Уже можно понять это как знак на отсутствие связи , т.к. память – это связь времён: того, что ушло в прошлое и унесло близкого человека, и того, что приходит из будущего, которое мы, живущие сегодня, воспринимаем настоящим.

Ритуал провожания.

Поминки как событие имеют свою внутреннюю жизнь, т.к. то, что мы совершаем – это внешнее проявление (ритуал). Но проявление может быть совершенным (хорошим) и несовершенным (плохим). И если мы уж совершаем во имя Памяти свои действия, то желательно добиться эффекта в сделанном, что будет связью с умершим, который либо провожается нами в свой дальнейший путь (при числе 4), либо не провожается (при числе 3).

А пока получается: мы пришли провожать на вокзал человека, поезд которого будет завтра. Человека нет возле поезда, но мы слепо совершаем ритуал провожания. А завтра он поедет один… Не простившись во время, он будет опечален нашим отсутствием. Эту печаль может неосознанно (в земном мире и теле) чувствовать Душа живущих людей (хотя в своём мире она чувствует осознанно). Но разве у нас есть органы, чтобы видеть что-то внутреннее и слышать его, если мы слепы и глухи? Мы являемся теми, о ком можно сказать – «не имеющие глаз, чтобы видеть», и «не имеющие ушей, чтобы слышать». Нам необходим целитель, чтобы мы обрели Прозрение во многих вещах.

Новая тема.

Лично для меня таким целителем явилась Номерология, т.к. это наука о Цельности Мира, о его, не делённом на части, Естестве.

Всегда надо помнить, что конечная Цель (цельность) нашей жизни – это смерть. Но смерть – это не Конец (не число 3).

Смерть – это переход (число 4), но переход куда?

Метод Номерологии позволит ответить на этот вопрос, но это уже будет новая тема. В ней я постараюсь осветить путь, по которому продолжится наше дальнейшее существование, связанное с числом 5, т.к. четвёртые поминки мы отмечаем спустя год, а год равен числу 365, как количество суммарных последовательных дней. Данное число указывает на число 5, как сумма 365 = 3 + 6 + 5 = 14 = 1 + 4 = 5.

Поминки как слово (сумма порядковых номеров букв алфавита) указывают на число 4, т.к. П 17 + О 16 + М 14 + И 10 + Н 15 + К 12 + И 10 в итоге дают сумму = 94, а это 9 + 4 = 13, или 1 + 3 = 4

Поминки помогают душе перейти на небо в рай. В православии поминальные слова и молитвы - это прошение перед Богом за усопшего перед окончательным приговором. как ритуал –это коллективная трапеза родных и близких в память об усопшем.

Как правильно провести поминки

Говорят, человек по-настоящему умирает тогда, когда о нем перестают помнить близкие и все те, кому он когда-то был дорог. Сохранить светлую память о покинувшем этот мир человеке - миссия, которую надо принять и нести вопреки неумолимо бегущему времени и событиям, разделившим жизнь на «до» и «после» утраты. Благодарность за то, что человек жил рядом с нами, не заменить высокопарными словами на похоронах , которые, увы, бывает, со временем перетекают в редкие воспоминания о когда-то живом человеке. Помнить - значит сохранить в памяти светлые моменты из жизни ушедшего, его хорошие поступки и дела.

О чем мы забыли

Наши мудрые предки придумали проводить поминки - своеобразный набор ритуалов, посвященный памяти ушедшего человека. Прошли века, а эта традиция сохранилась и по сей день помогает людям пережить горестное событие, соблюдая в трауре все почести покойному. Поминки столетней давности и современный ритуал существенно различны.

Так, сегодня не все идут в церковь, чтобы организовать панихиду об усопшем и освятить блюда для поминальной трапезы, и еще реже ходят на кладбище на могилу почившего человека. Хотя каждый из этих ритуалов считается обязательным в поминках и выполнялся нашими бабушками и дедушками не только в дни траура, но и спустя годы после похорон. Еще одно нарушение вековых традиций на сегодняшних поминках - часто допускаемое употребление алкоголя. Поминать ушедшего человека обильными возлияниями - мягко говоря, неправильно. Отсюда хмель, неуместное веселье, а порой и склоки и нелицеприятные выяснения отношений между родственниками. Разбираться на поминках, кому что достанется от имущества покойного, - без преувеличения, высшее проявление неуважения к только что ушедшему из жизни человеку. Но, увы, жизнь показывает, что и такие случаи не редкость в наше время. Помянуть усопшего достойно — наш абсолютный долг.

Православные поминки

Тем не менее многие христианские традиции соблюдаются большинством неукоснительно. Одна из них - проводить поминки строго . Почтить память отошедшего в мир иной человека нужно несколько раз. Первые поминки, согласно христианским традициям, проводятся в день похорон , то есть на третий день после смерти .
Следующие поминки должны приходиться на девятый день после ухода близкого. В этот день принято собираться, как правило, в узком семейном кругу, вспоминать покойного лишь добрыми словами и молиться за упокой его души. Молитвы на поминках верующего, независимо от того, на какой день они приходятся, должны произноситься всегда. Если вы и собравшиеся не знаете, как правильно провести православные поминки , лучше пригласить священнослужителя или духовного настоятеля, к которому вы обращались во время других важных жизненных событий - венчания, крестин. Молитва - не что иное, как обращение к богу, поэтому в эти мгновения на поминках должна царить тишина и покой.
На 40-дневные поминки, или сороковины , следует звать всех, кто хорошо знал усопшего.

О том, как лучше оформить приглашение на поминки — см.


О поминках устами священнослужителей

Поминальная трапеза: блюда и этикет

Вековая традиция на поминках - накрывать в этот день для собравшихся поминальный стол. Еда на православных поминках особенная, и готовят ее с соблюдением определенных правил и традиций.
Поминальная трапеза, организованная в столовой или кафе, - допустимый вариант для тех, кто хочет избавить себя от лишних хлопот в и без того непростые дни. Тем же, кто хочет приготовить угощения дома , своими руками и при этом соблюсти все правила поминального стола, хорошую службу сослужит статья с описанием основных блюд и рецептами - традиционными и постными.

Во время поминальной трапезы следует соблюдать тишину, громко не разговаривать (отдельно отметим, что мобильные надо перевести в беззвучный режим), не смеяться, и уж тем более, не выяснять отношения с кем-то из родственников. В случае некорректного поведения других гостей допустимо их одернуть, напомнив правила поведения на поминках . В эти часы мысли собравшихся должны быть сосредоточены на одном человеке, которого сейчас нет рядом, но память о котором для них по-прежнему дорога. Есть во время поминальной трапезы нужно не спеша, обязательно попробовав традиционные блюда (кутью и блины), но при этом соблюдать умеренность и не наедаться до отвала, словно во время свадебного пира.

Как рассаживать гостей

Независимо от того, где проводят поминки - дома или в банкетном зале , - собравшихся рассаживают за столом в определенном порядке. Первыми свои места занимают самые близкие родственники покойного - супруги, родители, родные братья, сестры. Они садятся рядом с местом, которое принято оставлять пустым на всех православных поминках как дань памяти усопшему. Дальше гости должны рассаживаться, соблюдая принцип родства или по старшинству. Важный момент: женщина должна сидеть рядом с мужчиной , на поминках лучше избегать соседства мужчин друг возле друга. При этом и супругов следует рассадить отдельно. Рядом с местом, которое оставлено пустым, на поминках иногда ставят портрет покойного и стакан с водкой, поверх которого кладут ломоть черного хлеба. Эту традицию принимают не все, считая, что алкоголь на поминках не допустим по христианским канонам.

Как одеваться (дресс-код) на поминках

Собираясь на поминки, важно продумать свой внешний вид и одежду , поскольку дресс-код не менее важен, чем приготовление блюд и нюансы поведения за поминальным столом. Так, не допускается, чтобы гости приходили в разноцветных и пестрых одеяниях. Женщинам лучше выбрать закрытое платье темного цвета до колен, а на голову повязать платок (желательно темных тонов). Вместо платья можно облачиться в костюм, но также классического покроя, без больших вырезов и открытых участков. Мужчинам предпочтительно прийти в темном костюме, в то время как рубашка может быть немного светлее пиджака и брюк. Если снять пиджак, то уместна также и темная рубашка и более светлый галстук сдержанной расцветки. Когда на поминках присутствуют дети, одевать их следует также в спокойном, выдержанном стиле.

Поездка на кладбище

В день поминок, кроме непосредственно самой трапезы, принято посещать могилу покойного. Сделать это можно как до, так и после угощений за поминальным столом. Перед поездкой на кладбище следует позаботиться о цветах и свежих венках . Цветы можно привезти как в форме букетов, так и в виде саженцев, если, к примеру, вы хотите, чтобы могила всегда была красивой и ухоженной. Если правила кладбища не ограничивают, то можно посадить на могиле дерево, но не в цветник. Для этого подходят хвойные растения (ель, сосна, пихта), символизирующие вечную жизнь.
Рядом с памятником можно оставлять ритуальные символы или предметы, которые были важны для покойного при жизни или могли бы стать таковыми. Это может быть свежая семейная фотография, если покойный так и не увидел, как появились на свет его внуки, или любимая мягкая игрушка, если судьба разлучила вас с родственником, который ушел из жизни в юном возрасте. Перед уходом с кладбища наведите порядок на могиле . Уберите сорняки, протрите монумент или освежите краску на ограде - это укрепит память о дорогом человеке и поможет снять груз печали, а может, и вины.

Поминки у мусульман

Поминальные традиции у мусульман имеют такие же древние корни, как и у православных верующих, но все же между ними существуют большие различия.
По мусульманским традициям усопшего хоронят как можно раньше, поскольку считается, что пока тело не нашло последний приют, душа человека не может вознестись на небо и терзается от мучений на Земле. Первые мусульманские поминки проводят в день похорон . Почившего человека готовят к погребению, совершая омовения и укутывая его в саван. К этому ритуалу допускаются только люди, обладающие большим авторитетом — как правило, старшего возраста и самые близкие родственники. Если предстоят похороны женщины, то к ней на это время допускаются только женщины. Если из жизни уходит мужчина, на омовения приходят мужчины. Пока тело не погребено под землей, рядом с ним всегда находятся люди, потому что покойного нельзя оставлять одного, — таким образом его как бы оберегают. Перед тем как процессия двинется в сторону кладбища, над покойном читают молитвы из Корана , и это обычно делает специально приглашенный мулла.

Хоронят же покойного только мужчины: по мусульманским традициям женщинам нельзя присутствовать на погребении. При этом мулла несколько раз читает молитвы за упокой души ушедшего человека и скорейшего попадания ее на небеса.

Поминальная трапеза и хаер

После похорон проводятся первые поминки. На них могут присутствовать все, кто приехал поддержать родных и близких усопшего. Для собравшихся накрывают стол, но в отличие от православных традиций, мусульманская поминальная трапеза не предполагает приготовление каких-то определенных блюд. И все же, на поминки у мусульман принято готовить суп с лапшой, мясо, вареный картофель и капусту, а из сладостей подавать национальные блюда - баусак и чак-чак, а также сладкий плов из риса и сухофруктов.

Во время трапезы принято вести себя тихо и внимать молитвам муллы. В прошлом за поминальным столом могли сидеть только мужчины, сегодня трапезу наравне с ними делят и женщины . Детей к поминальному столу, как правило, не допускают.

Поминальный этикет

Во время поминальной мусульманской трапезы принято раздавать от имени каждого присутствующего хаер, или подаяние. Хаер дают всем , кто сидит за столом. После каждого подаяния, которое совершается по кругу, мулла читает молитву. В качестве подаяния на мусульманских поминках можно раздавать деньги (сумма всегда остается на усмотрение раздающего), платки, мыло или чай. Как и у христиан, у мусульман не принято разговаривать за поминальным столом, но при этом присутствующие даже не произносят речей о покойном , оставляя все переживания как бы внутри себя.

Событие обязывает собравшихся выглядеть соответствующим образом. Женщины должны быть одеты в закрытые платья или кофты и длинные юбки . На голове обязательно должен быть повязан платок . При этом одежда преимущественно светлая и белая . У мужчин также - костюмы сдержанных цветов, либо рубашки и брюки в светлых тонах, на голове — тюбетейка. После трапезы гости не задерживаются и быстро расходятся. Нетронутые блюда и сладости хозяева дома раздают всем собравшимся в виде гостинцев.

Поминки на 7-й, 40-й дни и годовщина

Следующие поминки у мусульман проводятся на седьмой и сороковой день после ухода человека из жизни, а также спустя год и более. На каждое поминальное мероприятие принято приглашать муллу , родственников и просто людей, знавших усопшего. Традиции обязывают накрывать скромный стол, читать молитвы и совершать подаяния на каждых поминках. Поминки, которые проходят через неделю после смерти, на 40 дней и в годовщину, как правило, проходят в узком кругу близких и родственников покойного. Но у каждого, кто был знаком с ним, есть возможность почтить память усопшего в любое время. По мусульманским традициям, во имя ушедшего человека можно раздавать милостыню нуждающимся и совершать молитвы в мечети. Во время вторых и следующих поминок собравшиеся, в том числе и женщины, могут по желанию посещать могилу усопшего.

Возможно, кто-то скажет, что организовать и провести поминки по всем канонам — будь то христианские поминки, мусульманские или светские, - не всегда выполнимо. Одни родственники далеко живут, у других неотложные дела… Но какие бы события ни происходили вокруг, как бы ни складывались обстоятельства, важно помнить: поминки - это скромный, не требующий изысков и пафоса обряд , главное в котором - это содержание, которое вы вкладываете в свои действия, с какими мыслями об ушедшем накрываете стол или приходите на кладбище. Поминки - это, прежде всего, возможность для близких и родных сохранить в сердце светлую память о человеке, которого больше никогда не будет рядом.

«Изготовление памятников.ру» - это портал о памятниках и служба заказов, где можно, сравнив фото и цены, купить памятник в Москве или в Вашем городе по лучшей цене. Заполните заявку, и её увидят гранитные мастерские сделают вам предложение.

Но выигрыш не только в цене! Рекомендации от нескольких мастеров позволят получить новые идеи и обрести уверенность в правильном выборе.

Христианская церковь учит нас, что сотворенный некогда бессмертным человек в силу первородного греха Адама и Евы утратил этот величайший дар. С тех пор он стал тленным и, пройдя жизненный путь, отпущенный ему Господом, покидает земной мир, унося с собой тяжесть совершённых, но не искупленных покаянием грехов. Поэтому крайне важны для обретения им вечного покоя наши молитвы и обряды. О том, как усопших поминают в годовщину смерти (год после кончины), и пойдёт разговор в этой статье.

Поминания усопшего, предшествующие годовщине смерти

После того как перестало биться сердце человека и он предстал пред вратами вечности, православная церковь предписывает его троекратное поминовение. Совершается оно на третий, девятый и сороковой день после кончины. Вкратце упомянуть о них необходимо, поскольку в противном случае неполным будет рассказ и о том, как помянуть усопшего в годовщину смерти.

Поминание покойного в третий день совершается в ознаменование трёхдневного воскресения Спасителя нашего Иисуса Христа. Принято считать, что первые два дня после расставания с телом душа, сопровождаемая ангелами, ещё скитается возле мест, дорогих ей по земным воспоминаниям. На третий же день ангелы возносят её на небо для поклонения Всевышнему. Таким образом, день первого предстояния пред Господом является началом поминального цикла, завершением которого станет годовщина смерти. Как поминать по церковному обычаю в этот пока ещё отдалённый день, будет рассказано ниже.

Следующий обряд совершается в девятый день, символизирующий собой девять чинов ангельских, ходатайствующих пред Господом об упокоении души усопшего Его раба. Церковь учит, что после третьего дня душа покидает земной мир и переносится ангелами в райские обители, которые созерцает в течение шести дней.

После этого она совершает вторичное поклонение Господу и повергается в ад, где ей предстоит пробыть до сорокового дня, непрерывно созерцая муки, претерпеваемые нераскаявшимися грешниками. И лишь после того, как душе были явлены блаженства праведных и страдания нечестивцев, она предстаёт перед Всевышним, который по земным делам определяет место её пребывания до Страшного Суда.

Третий, девятый, и особенно сороковой день столь же важны, сколь и годовщина смерти. Как помянуть покойного на этих этапах его пребывания в загробном мире - тема особого разговора, мы же обратимся к обряду, совершаемому через год после его ухода из жизни.

Ежедневное молитвенное поминание усопших

Среди православных людей испокон веков сложился благочестивый обычай поминать в церкви в годовщину смерти всех, кто ушёл из жизни, независимо от того, сколько лет прошло с того печального дня. Однако это не избавляет от необходимости дома во время чтения утреннего и вечернего молитвенного правила, а в наши дни всё большее количество людей соблюдает это церковное предписание, наряду с содержащимися в них текстами, произнести несколько заупокойных молитв. Найти их можно на страницах обычного православного Молитвослова.

Время, прошедшее со дня кончины близкого нам человека, притупляет боль понесённой утраты, но, несмотря на это, необходимо помнить о том, сколь необходимы ему за порогом вечности поминальные молитвы, особенно в день, когда наступила годовщина смерти. Как поминать усопшего, чтобы помочь его душе освободиться от тяжести грехов? Об этом писали многие отцы церкви, стяжавшие славу своими богословскими трудами.

Предварительное очищение собственной души

Если обратиться к их сочинениям, то в большинстве из них можно увидеть, сколь большое значение авторы придают душевной и телесной чистоте тех, кто намерен своими молитвами облегчить посмертную участь близких ему людей. Иными словами, прежде чем приступить к молитве о прощении чужих грехов, необходимо покаяться в своих собственных. Всем известно, что молитва праведника бывает чаще услышана, чем просьбы того, кто погряз во грехе.

Кроме того, говоря о том, как правильно поминать в годовщину смерти, святые отцы настоятельно рекомендуют начать подготовку к этому важному делу с поста, пусть даже непродолжительного. Один - максимум два дня воздержания от скоромной пищи - мясных, рыбных и молочных продуктов, помогут, поборов плотские и подчас греховные устремления, столь присущие человеческой природе, направить помыслы на предстоящее молитвенное общение с Богом. Обращаем внимание на то, что пост в данном случае не является обязательным требованием, но лишь рекомендуется, как проверенное средство очищения собственной души и тела.

Это поможет нашим молитвам о прощении грехов близкого человека быть услышанными и обрести благодатность. Церковь учит, что за порогом смерти поздно будет каяться в содеянном при жизни, и только оставшиеся на земле способны умолить Бога облегчить участь усопшего.

Продолжая разговор о том, как правильно поминать усопших в годовщину смерти, нельзя не вспомнить и обычай заблаговременно до наступления этой даты заказывать в церкви регулярное поминовение усопшего в течение сорока дней. Называется этот обряд сорокоустом и берёт своё начало с первых веков установления христианства на Руси. В данном случае он служит как бы подготовительным этапом к основным действиям, предстоящим в день поминовения.

С чего начать церковное поминовение?

Несмотря на всю важность домашних молитв, основное значение всё же придаётся церковной службе в день, когда наступает годовщина смерти. Как помянуть усопшего в храме Божьем, следует заранее узнать у священника, который поможет исполнить этот обряд в полном соответствии с традициями Православной церкви. Мы же остановимся лишь на некоторых общепринятых правилах.

Обычно перед началом литургии подаётся записка с именем покойного для его поминовения в алтаре. В неё, кстати, могут быть вписаны имена и других близких людей, оставивших этот мир в разное время. Все они также нуждаются в молитвенной поддержке. Кроме того, в день годовщины смерти, как и в любое другое время, весьма уместным будет заказать панихиду по усопшему.

Что такое панихида?

Поскольку это заупокойное чинопоследование, с давних времён принятое в русском православии, имеет особое значение, то продолжая разговор о том, как помянуть усопшего в годовщину смерти, стоит остановиться на нём подробнее. Согласно правилам, изложенным в Требнике - богослужебной книге, регламентирующей порядок совершения таинств и иных священнодействий, панихида может проводиться как в церкви, так и в доме покойного, куда приглашается с этой целью священник, а также на кладбище или в том месте, где оборвалась жизнь близкого человека. Панихида по своей структуре весьма близка к чину отпевания. Отличие заключается лишь в том, что из него в данном случае исключается несколько молитв.

Коливо, просфоры и милостыня - неотъемлемые части обряда

Кроме того, в Требнике, указывающем, как поминают усопших в годовщину смерти дома, на кладбище и в храме, предписывается по завершении церковного обряда ставить на канун - небольшой прямоугольный стол с распятием, где обычно горят поминальные свечи, - блюдо, наполненное кутьёй - кашей, приготовленной из цельных зёрен пшеницы и политой мёдом. По церковной традиции, оно именуется коливом. Покидая же церковь, следует забрать с собой одну или несколько просфор и съесть их дома натощак ещё до начала поминальной трапезы.

Независимо от того, совершалась ли поминальная служба в церкви, или родные усопшего ограничились скромным домашним обрядом, весьма рекомендуется в этот день, как и в любой другой, раздавать милостыню тем, кого превратности жизни заставили с протянутой рукой искать себе пропитания. Это по-человечески доброе дело является к тому же исполнением одной из главных Божьих заповедей, предписывающей любовь к ближним и помощь всем, кто в ней нуждается. Её следует неукоснительно соблюдать всю жизнь, а не только в день, когда наступает чья-либо годовщина смерти.

Как помянуть близкого человека на кладбище?

Отдавая дань памяти близкому человеку, в годовщину смерти принято также посещать его могилу. Именно там наиболее остро ощущается нами невосполнимость понесённой потери. Весьма желательно за несколько дней до этого, придя на кладбище, проверить, в надлежащем ли порядке находятся надгробие, крест и ограда. Если требуется что-то отремонтировать или покрасить, то следует сделать это незамедлительно, и в любом случае произвести уборку. Осенью - смести с могилы опавшие листья, зимой - убрать снег, а весной и летом желательно посадить живую рассаду.

В годовщину смерти побывать на кладбище можно как до похода в церковь, так и после него. Жёстких установок в данном случае не существует, и каждый может поступать так, как ему удобнее. Исключением могут быть лишь те случаи, когда родные усопшего желают, чтобы литию на могиле отслужил священник. Обычно на территориях кладбищ имеются церкви, куда можно с такой просьбой обратиться, причём лучше это сделать заранее, так как у батюшки в этот день могут быть назначены и другие требы.

Обрядные традиции, регламентирующие порядок того, как правильно поминать усопших в годовщину смерти, допускают совершение всех надлежащих действий и без участия священника. В этом случае кто-то из присутствующих, а среди них, как правило, бывают наиболее близкие родственники и друзья усопшего, сам может прочитать поминальные молитвы. Особенно же благодатными они будут, если присутствующие станут делать это поочерёдно. Неотъемлемой частью посещения могилы является также возложение живых или искусственных цветов и венков.

Поминальные трапезы на могиле и дома

По окончании чтения молитв наступает время короткой поминальной трапезы, совершаемой прямо у могилы. Традиция православной церкви предписывает вкушать на ней блины, кисель, а также кутью, речь о которой шла выше. Можно добавить к этому нехитрому меню также фрукты и домашнюю выпечку.

К сожалению, в советский период, когда господство атеистической идеологии оторвало людей от исконных церковных обычаев, выработались совершенно чуждые истинному благочестию стандарты. Одним из них стала традиция распивать на могиле спиртные напитки, а нередко и попросту напиваться. С полной уверенностью можно заявить, что это в корне противоречит церковным правилам, причём неважно, в обычный день посещается могила или это годовщина смерти.

В этот же день принято совершать поминовение усопшего и за домашней трапезой, на которую приглашают родственников, а также тех, кто знал и любил его при жизни. Нередко одним из участников застолья бывает священник. Иногда с этой целью арендуют помещение в кафе или ресторане. Чтобы поминки прошли в соответствии с установившейся традицией, следует соблюдать ряд нехитрых правил, изложенных ниже.

Началу домашней трапезы, как и той, что была совершена на кладбище, должна предшествовать та же поминальная молитва об усопшем. Если в дом приглашён священник, то читает он, если нет, то кто-то из родных или несколько человек поочерёдно. Молитва в данном случае важна и для упокоения души усопшего, и для настроя присутствующих на торжественный лад, соответствующий данному моменту.

Особенности поминального стола

Вполне естественно, что каждая хозяйка старается накрыть по возможности богатый стол, изобилующий различными блюдами, и угодить тем самым вкусам всех собравшихся. Однако следует учитывать, что церковный календарь помимо скоромных дней, то есть тех, в которые не накладываются ограничения на перечень вкушаемых продуктов, предусматривает также и посты, как однодневные, так и многодневные.

Поскольку поминки сами по себе являются частью православной традиции, то и меню трапезы должно соответствовать требованиям, предъявляемым церковью к тому дню, на который выпала годовщина смерти. Как помянуть усопшего лишь постными угощениями - вопрос, который самостоятельно решает каждая хозяйка.

Важно учесть, что как бы ни был обильно сервирован стол, трапеза должна начинаться с традиционного вкушения всё той же кутьи. В этом обычае заложен вполне определённый смысл. Пшеничные или какие-либо иные зёрна, из которых она приготовлена, символизируют воскрешение души, а политый сверху мёд - наслаждение, которое ожидает праведников в вечной жизни.

Как соблюсти должную обстановку за столом

Ещё одним важным моментом, связанным с домашней трапезой, является правильный выбор спиртных напитков. Если на кладбище их употребление неуместно, о чём шла речь выше, то за домашним столом или в ресторане это допустимо. Однако, чтобы не была омрачена память дорогого человека и его годовщина смерти, поминать день его ухода из жизни следует, приняв к сведению совет, изложенный ниже. Это поможет избежать неприятных ситуаций, нередко возникающих вследствие излишних возлияний.

Чтобы подстраховаться, не рекомендуется ставить на стол крепкие сорокоградусные напитки. Лучше отдать предпочтение церковному кагору или каким-то лёгким винам. В то же время необходимо следить за тем, чтобы даже их употребление не вышло за рамки разумного. В противном случае поминальная трапеза может легко перерасти в обычный банкет, во время которого воспоминания об усопшем уступят место смеху и веселью, неуместным в данной обстановке.

Крайне недопустимы за поминальным столом скандалы, брань и выяснение отношений. Желательно, чтобы в течение всего обеда речь велась только о покойном, вспоминались различные эпизоды из его жизни, а также рассказывалось обо всём, что сделал он хорошего людям.

Можно предложить гостям просмотреть имеющиеся в доме фотографии умершего или видео, на котором он запечатлен. Даже если усопший не всегда отличался достойным поведением, плохое в этот день должно быть забыто. Вместо этого подобает делать акцент на всём хорошем, что он оставил после себя.

Ещё два немаловажных вопроса

Нельзя упустить из виду и такой весьма существенный вопрос: что делать, если с каким-либо из больших церковных праздников совпадает годовщина смерти? Как поминать - до или после, если в день самого праздника поминальные молитвы не приняты (например, в Пасху)? В этом случае совершение обряда переносится на ближайший выходной, или иной удобный день. Но и в этом случае побывать в церкви, исповедаться, причаститься, поставить свечу за упокой души и подать милостыню следует именно в годовщину смерти.

Есть и ещё одна немаловажная проблема, которую ставит перед родными усопшего годовщина смерти (1 год), когда поминать приходится людей некрещёных либо иноверцев, а то и самоубийц. Можно ли вообще за них молиться, и если такое допустимо, то как это правильно делать?

Ответ можно найти в послании апостола Павла к Колоссянам, где он говорит, что для Христа «нет ни эллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа…», а все равны для грядущего Царствия Божьего. Поэтому молиться можно и нужно обо всех людях, поскольку для каждого усопшего важным этапом его пребывания в загробном мире является годовщина смерти. Помянуть раньше или позже - это зависит от календарной даты, о чём шла речь выше.

Единственное, что следует учесть, - это установленное правило подавать в церкви поминальные записки лишь с именами тех, кто при жизни прошёл обряд крещения и не отяготил себя грехом самоубийства. За всех же прочих нужно молиться самому, в церкви и дома, на кладбище, а также том месте, где смерть оборвала дни их жизни. Нужно просить Господа даровать отпущение содеянных ими грехов и упокоить души в Царствии Небесном.