Чёрная сотня и красная сотня.

Темная ночь освещалась лишь лунным светом и догорающим костром в центре круга, состоящего из матрасов и спящих на них людей, старого бумбокса, небольшого переносного холодильника и старого фургона. Несмотря на угрожающую надпись «БЕГИ» на нем, сейчас все было спокойно. Все четверо Роуди-3 мирно спали, хотя Вогл, спящий, лежа животом вниз на холодильнике, иногда восклицал что-то из разряда «ВОЗЬМИ БОЛГАРКУ, ВОЗЬМИ ЕЕ», но это никому не мешало. Гриппс спал на одном из матрасов, Кросс громко сопел на другом, а Мартин задремал в потрепанном кресле, даже во сне держа биту закинутой на плечо. Крушащие Спрингсборо, на самом деле, выглядели угрожающе и во сне тоже, наверное, поэтому никто из окружных зверушек не рискнул полакомиться человечиной. Уж слишком это необычная человечина.
Последняя, пятая из этой тройки, Аманда спала на водительском сидении, так как когда все уснули, ей захотелось почитать под более-менее нормальным освещением. Книга наскучила, и девушка использовала ее как не самый худший вариант подушки.
Аманда проснулась от тихого цоканья по панели передач.
- Ой. – Только это она успела произнести, перед тем как размашистые черные крылья полоснули острыми перьями по лицу, а в глазах потемнело от резкой боли, будто бы что-то острое врезалось в щеку. Не будучи уверенной, приступ это или нет, как на это реагировать, Аманда села, нащупывала рану, чтобы взглянуть на себя в зеркало заднего вида. Палец угодил в теплое, тихо причмокнув. – Ч-ч-черт. – В щеке Аманды буквально не хватало небольшого кусочка. Она закричала, прикрывая лицо уже окровавленной рукой.
Из закрытых окон, из лобового стекла на Аманду налетели вороны. Огромные, кричащие от голодной жадности вороны впивались своими когтями в руки и лицо, целясь клювами в глаза.
Дверь открылась, гулкий удар об землю заглушили хриплый крик, смешанный с рыданием. Аманда отмахивалась, заливаясь несуществующей кровью и слезами, быстро теряя силы и совсем не понимая, что это приступ. Единственное, что было очевидным – смерть близко. Мозг начинал гнить от страха, а сердце норовило выпрыгнуть из горла, чтобы кровь хлынула быстрее и все это кончилось. Таблетки были брошены с холма в ритуальном прощании с прошлой жизнью, хотя сейчас ничего не поможет. Ни таблетки, ни прошлая жизнь.
Бита отлетела в сторону, кресло чуть не перевернулось. Уже охрипнув, свернувшись на земле, не отмахиваясь, а, только закрывая лицо, Аманда не слышала, как Мартин бежит к ней, не слышала, как подбираются другие Роуди с разных сторон. Вогл перебрался через фургон, Кросс и Гриппс подбежали с двух его сторон, а Мартин, погружаясь в воронье облако первым, начал вытягивать боль, страх и отчаяние, чей голубой свет горел ярче, чем костер.
- Простите… - Что-то похожее на это можно было разобрать, пока дыхание Аманды восстанавливалось. В глазах становилось все темнее, девушка растянулась во весь рост, все еще тихо хныкая. Ее попытались поднять на ноги, но колени подогнулись и Мартин поднял ее на руки.
- Опасно тебе спать одной. – Аманда не ответила, уткнувшись носом в плечо одного из своих спасителей. – Ночной перекус закончен. Я справлюсь. – Парни побрели обратно по «кроватям». Обернувшись, Аманда увидела, как Кросс машет ей.
- Крылья. Черные крылья. – Когда Мартин посадил ее в свое кресло, девушка чуть отпружинила и вцепилась в подлокотники так, что пальца побелели. – Черные, черные крылья. – Тихий, безумный шепот Аманды заставлял реально волноваться.
- Слушай. – Мартин сел у ног Аманды. – Что бы ты ни видела, ты всегда можешь рассказать. – Девушка подняла на него глаза, полные слез и громко судорожно вздохнула.
- Я…не..з-знаю…- Теперь она плакала, не зная, как трактовать свои ощущения. Единственное, что сейчас Аманду пугало – есть возможность потерять всех Роуди. Осознание этого было таким невыносимым. – Что буду без вас…делать! - Аманда Бротцман никогда не бросалась на шею к парням, но сейчас она упала в объятия Мартина, истерически боясь того, что они вдруг все исчезнут. Вороны не были просто птицами. Было ли это послание? Именно так думал Мартин, сидя на земле и крепко обнимая напуганную до смерти Аманду.

Я…я была уверена, что крылья заберут вас. – Часом позже, раскуривая одну сигарету на двоих, они разговорились. И о приступе, и о крыльях, и обо всем на свете. – И я все еще боюсь этого. Правда. – На Мартина Аманда не смотрела. Но он ткнул ее в плечо, привлекая внимания.
- Мы никуда от тебя не денемся. – Уверенно произнес мужчина, сделав затяг. – И ты тоже никуда от нас не денешься. – Они встретились взглядами и Аманда усмехнулась.
- Почему? Потому, что я вкусная? – В ответ Мартин только покачал головой, так, будто он только что-то объяснил что-то и его неправильно поняли.
- Потому, что ты здесь. – Он показал на свое сердце, как ему казалось, прогнившее до дыр. – И здесь. – Показал на висок. – Потому, что ты – наша. Судьба свела нас и не разведет. – Растроганная Аманда потянулась обнять Мартина, теперь это давалось куда легче. Сигарета кончилась, начался рассвет. Когда парни начали просыпаться, Аманда предложила позавтракать, так что первым делом Роуди-3 отправились к ближайшей забегаловке. Снова смех, несуразные комментарии, Аманда пыталась научиться косить глаза, как это делает Гриппс и когда у нее получилось, под всеобщий гогот, девушка вдруг заметила:
- Знаете, а ведь стоит отдать Дирку должное. – Все затихли, Аманда пояснила, проигнорировав толчок тревоги в груди. – Если бы не он, мы бы не встретились! – Все закивали, но быстро перешли к шуткам и байкам, по ходу которых каждый добавлял что-то свое. Мартин – замечания, Гриппс – подробности, Кросс – претензии, Вогл – говорящие ананасы, а Аманда добавляла варианты, как лучше было бы разрушить тачку или киоск. Идиллия.

«Черносотенец» сегодня ассоциируется у большинства людей с образом здоровенного, неграмотного мужика, для которого нет большей радости, чем побить студента, интеллигента или еврея, в общем «прогрессивную часть человечества». Усилия леволиберальной, а затем и советской пропаганды не пропали зря. А ведь еще в «Малом толковом словаре русского языка» П. Е. Стояна (Пг., 1915) напротив слов черносотенец или черносотенник стояло — «русский монархист, консерватор, союзник ».

«Чёрная сотня» - исконно русский социальный термин, употребляемый в летописях и документах с XII века. В допетровской Руси чёрными назывались те сословия, которые несли «тягло», т. е. платили налоги. В тогдашнем черносотенстве не было ничего зазорного. Напротив, Нижегородская черная сотня, собравшаяся вокруг Козьмы Минина, спасла Москву и всю Россию от поляков.

В этом историческом смысле термин «чёрная сотня» к XVIII веку вышел из употребления. Но на рубеже XIX-XX веков он начинает иронически применяться к разным монархическим группировкам и прежде всего к созданному в 1905 году Союзу русского народа (еше часть черносотенного движения возникла из народного движения за трезвость).

Главный пункт программы Союза русского народа гласил: «Убежденно исповедуя, что благо родины — в самодержавном единения Царя с народом, Союз отмечает, что современный бюрократический строй, заслонивший светлую личность русского Царя от народа и присвоивший себе часть прав, составлявших исконную принадлежность русской самодержавной власти, привел отечество наше к тяжелым бедствиям и потому подлежит коренному изменению... путем учреждения Государственной Думы, как органа, являющего из себя создание непосредственной связи между державною волею Царя и правосознанием народа».

В п. 5 говорится о народности русской и ее положении в России: «Русской народности, собирательнице земли Русской, создавшей великое и могущественное государство, принадлежит первенствующее значение в государственной жизни и в государственном строительстве.

Примечание 1. Союз не делает различия между великороссами, белороссами и малороссами.

Примечание 2. Все учреждения государства Российского объединяются в прочном стремлении к неуклонному поддержанию величия России и преимущественных прав русской народности, но на строгих началах законности, дабы множество инородцев, живущих в нашем отечестве, считали за честь и благо принадлежать к составу Российской империи и не тяготились бы своей зависимостью».

Впрочем, для евреев вступление в Союз было невозможно «даже в том случае, если они примут христианство» (п. 15, прим. 2).

Заметим, что черносотенцы никогда не призывали к убийству кого бы то ни было — ни по политическим, ни по религиозным мотивом. Приписываемые им погромы фальшивка большевистской (и вообще левой) агитации (достаточно сказать, что основные погромы прошли в то время, когда черносотенных организаций фактически не существовало, в в 1906 г. было три погрома, но все в Царстве Польском, где черносотенцы не имели серьезного влияния). Однако они вели непримиримую борьбу с Революцией и, в частности, этот организованный отпор не позволил смуте 1905-1907 годов разнести вдребезги Российское государство. Обыкновенно считается, что с 1905 и по 1909 год ежедневно от рук революционеров погибало от 12 до 18 человек чиновников, жандармов, офицеров, гражданских лиц. По данным, которые приводил в своей книге «Борьба за правду» присяжный поверенный П. Ф. Булацель (расстрелян чекистами в 1919 году), только с февраля 1905 по ноябрь 1906 года были убиты и тяжело ранены 32 706 человек из простого народа, не считая государственных служащих и военных. Вот «обычный» для того времени террористический акт: 14 мая 1906 г. днем на Соборной площади в Севастополе от взрыва бомбы погибает 8 человек, из них 2 детей, не менее 40 получают тяжелые ранения. Дума в лице социалистов и кадетов потребовала амнистии террористу.

Не случайно, революция 17-го года уже готовилась как обычный заговор — левые не забыли полученный урок народного сопротивления.

Шествие Московского отделения Союза русского народа по Красной площад и

Революционеры, в свою очередь, отвечали черносотенцам лютой ненавистью и бешеным террором. В частности, В.И. Ленин из своего женевского далека требовал в октябре 1905 года: "Отряды революционной армии должны тотчас же изучить, кто, где и как составляет чёрные сотни, а затем не ограничиваться одной проповедью (это полезно, но этого одного мало), а выступать и вооружённой силой, избивая черносотенцев, убивая их, взрывая их штаб-квартиры и т. д. и т. д."

И большевистские боевики старались вовсю. Только в марте 1908 года в в городе Бахмаче Черниговской губернии была брошена бомба в дом председателя местного Союза русского народа, в городе Нежине был подожжён дом председателя союза, причём погибла вся семья, в селе Домьяны убит председатель отдела, в Нежине убиты два председателя отделов.

Кто же были те люди, которые составляли лицо черносотенного движения, кого призывал избивать и взрывать Ильич?

Частью это были те же рабочие, об улучшении жизни которых будто бы так заботились большевики. В Киеве был создан Союз русских рабочих под председательством рабочего Клеоника Цитовича (расстрелян чекистами в 1919 году), который объединял в своих рядах свыше 3000 человек. В Екатеринославе на заводе Брянского общества был создан отдел, в котором состояло свыше 4000 человек. По поручению Петербургского комитета РСДРП (б) было осуществлено вооружённое нападение на чайную «Тверь», где собирались рабочие Невского судостроительного завода, состоявшие членами Союза русского народа. Сначала большевистские боевики бросили две бомбы, а затем расстреляли из револьверов выбежавших из чайной людей. Были убиты двое и ранены 15 рабочих.

В "Чёрные сотни" также массово вступали мещане и прочие городские обыватели. Только в течение зимы и весны 1905 г. черносотенные организации возникли более чем в 60 городах, а до конца 1907 года открылось почти 3000 отделений Союза русского народа. По подсчетам Департамента полиции, черносотенцев насчитывалось около 500 тысяч человек. Сами же черносотенцы числили в своих рядах до трех миллионов единомышленников. По-видимому, это была самая массовая организация русского народа за всю его историю. Для сравнения: октябристы числили в своих рядах около 80 тысяч человек, кадеты — до 70 тысяч; эсеры — около 50 тысяч; социал-демократы (всех толков и течений) — около 30 тысяч человек.

Верхушку же черносотенного движения составляли без преувеличения лучшие люди России, которыми гордится русская наука и культура. Вот несколько фамилий навскидку. Товарищем (то есть заместителем) председателя Главного совета Союза русского народа был выдающийся филолог своего времени академик Соболевский. В черносотенные организации входили 32 епископа, среди них будущий патриарх Тихон и митрополит Антоний Храповицкий, который в юные годы был близок с Достоевским и явился прототипом образа Алеши Карамазова.

Св. Иоанн Кронштадтский и его заявление о вступлении в Союз русского народа

В списке членов черносотенных организаций найдем также создателя первого в России оркестра народных инструментов Андреева, одного из крупнейших медиков профессора Боткина, великую актрису Савину, известного всему миру византиниста академика Кондакова, талантливых поэтов Константина Случевского и Михаила Кузмина, превосходных живописцев Константина Маковского и Николая Рериха, выдающегося книгоиздателя Сытина, историка Иловайского, по книгам которого училась вся Россия, знаменитого ученого Мичурина, командира крейсера «Варяг» Руднева, а также вдову Достоевского, Анну Григорьевну. Рисунок Хоругви Русской Монархической партии была выполнена иконописцем Гурьяновым и знаменитым художником В. М. Васнецовым.

Знак Союза русского народа

Назвать этих людей подонками общества едва ли возможно.

Сдается, что и сам Федор Михайлович, доживи он до этого времени, подался бы в черносотенцы. Ведь стал же он на сторону мясников, поколотивших студентов, которые явились в Охотный ряд с революционными лозунгами. Простая истина: чем чаще экстремисты получают по физиономии, тем спокойнее живется обычным гражданам.

Острецов В

Чёрная сотня и красная сотня

В. ОСТРЕЦОВ

ЧЕРНАЯ СОТНЯ и КРАСНАЯ СОТНЯ

"Молим вас, русские люди!

"Жидо-масоны подняли такой гвалт, что правительство, не

нравственной поддержки от русских людей, стало колебаться и

может уступить наглым вожделениям врагов"

Из окружного послания" Союза Русского Народа к русским

людям от октября 1915 г.

"...Союз Русского Народа - единственная политическая партия

в России, имеет соприкосновение о действительною массою

простого, серого люда. Вот в чем кроется и действительная сила

Союза, и его живучесть... С религией и верой в монархию шутить

Из документов департамента полиции 1909 г.

Если мы посмотрим на русскую жизнь начала века, то обнаружим много удивительного и непонятного. В стране существовало более десятка политических партий. "Запрещенные" социал-демократы легально заседали в Государственной Думе, а представители партий порядка и поддержки правительства не могли попасть в Думу. Революционных боевиков, если они не попадались на месте убийства полицейского или городового, отпускали с миром. Убийцы министров бежали с каторги и через несколько недель пили кофе на берегу Женевского озера. Политические ссыльные ехали в Сибирь за свой счет, а сопровождавшие их жандармы исполняли роль лакеев, бегали покупать продукты охраняемым и только что не отгоняли мух от спящих злодеев. Ниспровергатели строя печатались в легальных органах печати и тут же обвиняли строй в жуткой деспотии. Ссыльным выдавалось жалование, дворянам - офицерское, остальным - солдатское. Ссыльные расширяли кругозор и писали политические трактаты о том, как режим погряз в жестокости и лжи, из чего следовало, что сами пишущие к этим двум порокам отношения не имеют.

Выступающие в Думе требовали отменить смертную казнь за убийство полицейских, губернаторов и городовых, как, впрочем, и министров, и горячо приветствовали сообщения о новых убийствах. Премьер-министр на оскорбления требовал сатисфакции, то бишь звал к барьеру обидчика по образу Евгения Онегина и Ленского. Начиная с 1905 г. ежедневно социалисты убивали от 10 до 18 человек решительно ни в чем не повинных людей, часто просто прохожих, а либералы-интеллигенты обвиняли правительство в жестокости за то, что оно наказывает убийц.

Депутаты получали за свои призывы свергнуть правительство от этого же правительства 10 рублей в день, то есть по курсу 1985 г. минимум 400. Газеты и журналы той поры в большинстве своем напоминают сегодняшние. Так и кажется, что их редакторы и авторы статей прошли курс марксистско-ленинских "наук". Слова "царизм" и "самодержавие" сочетались со словами "отсталый" и "реакционный", "помещик" был не иначе как "крепостником". Лекции по марксисткой политэкономии читались в Политехнической музее Москвы. Цензуры на экономическое учения в России не было, так как они считались по наивности или недомыслию тех лет просто прикладными к народному хозяйству науками.

В стране существовала паспортная система. Но для того чтобы получить паспорт, приехавшему в 1906 г. в Петербург журналисту и врагу полиции В. Л. Бурцеву понадобилось всего 15 минут. Этот грозный документ был заполнен в участке со слов самого беспаспортного врага режима. Поездка в Париж, Берлин и любую страну была обыденна для любого гражданина "деспотической" России. Иностранцы очень любили сами ездить к нам и приезжали десятками тысяч. Валюта была, но только одна - рубль. Финансовое состояние России в начала века было самым устойчивым в мире. Золотое содержание рубля росло даже во время войны с Японией. Сама война, стоившая России около 2,5 миллионов рублей, для внутренней жизни империи шла незаметно. Налоги выросли лишь на 5%.

В то время как пресса, преимущественно либерально-еврейская, не переставала причитать о застое и реакции, личные доходы граждан - рабочих, крестьян, мелких служащих - выросли за двадцать лет почти в шесть раз. Государственный бюджет за это время - в три раза. В 1905 г. была построена Сибирская железная дорога, связавшая Москву с Владивостоком. Протяженность железных дорог за двадцать лет - с 1894 по 1914 - увеличилась в два раза. В кратных размерах увеличилась добыча угля, меди, выплавка чугуна и стали. Русские товары на Дальнем Востоке вытесняли японские и английские, как вследствие более высокого качества, так и по причине дешевизны. Русские ткани вообще не знали конкуренции ни по качеству, ни по цене, ни по красоте.

Благодаря поддержке правительства в стране с начала века быстро пошло в гору кооперативное движение, особенно на селе. Русские императорские университеты готовили лучшие кадры в мире. Западноевропейцы делали печальные прогнозы относительно будущности своих стран. Простейшие экономические расчеты показывали, что к 30-м гг. Россия будет безусловно доминировать над всей Европой. За двадцать лет численность русских за счет естественного прироста увеличилась более чем на 50 миллионов человек. Даже если бы мы не знали ничего, кроме этой цифры, и то могли сказать, что жизнь в стране была свободной, достаточно сытной, а в завтрашний день человек смотрел уверенно.

Деревня благодаря реформам, проводимым по личной инициативе Царя, освобождалась от гнета общинного землевладения, приобретала новые орудия труда. Сбор хлеба увеличился за те же двадцать лет в два раза.

Но... поднимающееся русское государство ждали суровые испытания. Чиновная администрация уже давно тяготела к общей всем либералам культуре, она искала наслаждений и ни во что не верила. Именно правительство России вело страну под гильотину всеобщего разрушения. Одни и те же школы и университеты готовили и чиновную интеллигенцию, и интеллигенцию революционную. У обеих были одни и те же кумиры. И те и другие боялись ими же самими выдуманных обзывалок - "реакция", "обскурант", "пережиток прошлого". Имея общий язык с леворадикалами, правительство очень скоро оказалось у них в плену. Боясь ярлыков, правительство, бесконечно отступая, дошло до Думы, где было разрешено на государственные деньги вести агитацию против государства.

Но самым страшным было то, что возобновились убийства состоящих при должности лиц - городовых, министров, губернаторов, полицейских, даже простых солдат. Правительство, следуя за мнением "гуманного, интеллигентного общества", восприняло эти акты бандитизма чуть ли не как справедливое и должное возмездие своим же слугам за какие-то их грехи: зря по убьют. Витте, премьер-министр страны в 1906 г., просто считал убийц-революционеров героями, а сами убийства чем-то вроде спорта (см. С. Ю. Витте. "Воспоминания", т. 3, с. 43).

С началом века началась та путаница понятий, которая сопровождает нас все последующие годы. Возникли ругательные термины: "черносотенец", "погромщик", "националист". Казалось бы, погромщиками следовало назвать тех, кто громил народ, его обычаи и культуру. Но леворадикалы, для которых характерна тактика перевертышей, все своя пороки приписывали другим.

Русская жизнь не может быть понятна без учета того, что в среде интеллигенции тон задавали евреи и полукровки - русско-еврейские, польско-еврейские. Из их среды шло особое неприятие коренных начал русского народа. С помощью денег евреи легко получали дворянство и приобщались к высшему обществу. Эта среда, крикливая, самоуверенная, легко схватывающая вещи по формальному признаку и неспособная проникнуть в глубь предмета, была склонна конструировать идеологические схемы-псевдоистории с крайним упрощением (Бердяев, Милюков и др.), заниматься конструированием схем улучшенного будущего, в котором себя видела вершительницей судеб. Народ русский был для этих людей чужд по всему своему складу. Отсюда такая жестокость даже в теориях. Отсюда и ставка в бунте и терроре на неоперившуюся молодежь, необразованную, но уже обозленную теориями классовой борьбы.

«…то, что Зюганов проиграл выборы в 1996 году (реально он их выиграл, но его заставили смириться с фальсификациями), это было трагедией России, а не моей личной трагедией… поражение Зюганова было для России потерей последнего шанса на возрождение».

В ыходящая в Москве газета "Черная Сотня", являясь печатным органом одноименной организации, претенциозно заявляет о своей преемственности Черносотенному движению, существовавшему в России в 1905-1917 гг. (причем, сам термин "Черная Сотня" относился ко всему Движению в целом, ни одна монархическая организация не присвоила себе это собирательное название). При первом взгляде на газету у неискушенного подлинной монархической печатью читателя может сложиться впечатление, что издание это действительно монархическое, черносотенное. Это ложное впечатление создают немногочисленные, действительно положительные, публикации о Православии, исторические справки о Монархическом движении, фотографии Святых, а также внешнее оформление газеты (православная символика, русский девиз "За Веру, Царя и Отечество!", помещенный на титульном листе), являющиеся своеобразной ширмой. Однако, при дальнейшем рассмотрении, становится совершенно очевидно, что и газета, и сама организация имеют национал-большевистскую закваску и, конечно, с истинным Черносотенным движением ничего общего не имеют.

В "ЧС" № 10-11 "97 в рубрике "Казаки настоящие" помещена статья "Русский Православный воин" (Автор предыдущего материала этого же номера весьма оригинально поделил казаков на две категории: русских православных воинов и... жидовствующих скоморохов. Видимо, по мнению автора, ко второй категории относятся писатели, ученые и другие представители казачьего сословия, не избравшие путь воинского служения). Редакция газеты поздравляет И.В.Безуглого со вступлением в должность атамана Таманского отдела Всекубанского Казачьего Войска и публикует выдержки из его речи на круге казаков, в которой атаман Безуглый из традиционного русского девиза "За Веру, Царя и Отечество!" почему-то выкидывает слово "Царь", заменяя его на "Народ", что, видимо, более соответствует мировоззрению "казаков настоящих". Публикация снабжена фотографией атамана, на которой изображен невзрачный мужичонка в "традиционной форме Кубанского Казачьего Войска" - черном мундире с отложным воротничком и черном же галстуке поверх белой рубашки (аккурат в такой же форме щеголяет свита "Николая III" Дальского). Истинный облик атамана Безуглого, раскрывается в его "слове", опубликованном в газете "Вести славян Юга России", № 23 "97. Говоря о первоочередных задачах, атаман Безуглый в числе прочего заявляет: "Мы доведем борьбу с космополитизмом, начатую Сталиным, до ее логического конца...". Вот кого газета "Черная Сотня" причисляет к "казакам настоящим" и пропагандирует на своих страницах. Здесь же заметим, что "Черная Сотня" с большим уважением относится к известной национал-большевистской газете "Русский Вестник", помимо прочего, периодически украшающей свои страницы портретами Сталина, Жукова и других красных полководцев (последнее, в сущности, неудивительно, ведь главный редактор "Русского Вестника" А.Сенин - бывший заведующий сектора идеологического отдела ЦК КПСС).

Называя себя ревнителями чистоты Православия, "черносотенцы" тем не менее всецело ориентируются на Московскую патриархию, до сих пор не раскаявшуюся в сергианстве, экуменизме, сотрудничестве с врагами Бога и Церкви, и продолжающую упорствовать в этом, которая имеет такое же отношение к Русской Православной Церкви, какое имела Советская коммунистическая власть к Исторической России, существовавшей до 1917 года. Сам г-н Штильмарк неоднократно подчеркивал свое преклонение перед покойным митрополитом С.-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычевым), называя его "истинным православным пастырем". Известно, однако, что последний испытывал большие симпатии к оккультистам и колдунам, которых он неоднократно благословлял и в мероприятиях которых участвовал (1 ). Не являются секретом и совпатриотические воззрения митр. Иоанна, которые, например, выражались в симпатиях к личности Сталина и в "освящении" красных тряпок.

Впрочем, совпатриотических настроений своего духовного авторитета придерживаются и сами "черносотенцы". Так, например, 9 мая 1997 г. в "День Победы" горстка последователей Штильмарка в Санкт-Петербурге дружно шагала под красными флагами вместе с представителями различных коммуно-"патриотических" организаций. Небезынтересно и следующее высказывание Штильмарка: "отвечая на вопрос читателя газеты о моем взгляде на перспективу президентских выборов, я ответил, что на выборах необходимо выдвинуть одного оппозиционного кандидата, кто бы им ни был... Мне представлялось возможным поддержать даже Зюганова... Теплилась надежда, что он сможет изменить ситуацию... К сожалению, я ошибся, и моя ошибка стала видна после того, как Зюганов в Страсбурге умолял членов "совета Европы" включить Россию в эту маленькую структуру, жестко регламентирующую внутреннюю политику стран-участников" ("ЧС", № 2 "96, стр. 7). Не говоря уж о том, что человек, называющий себя монархистом, а тем более черносотенцем, никоим образом не может связывать каких-либо надежд с коммунистами, 70 лет терзавшими Русский народ, отметим то, что свою "ошибку" Штильмарк заметил лишь после страсбургской речи Зюганова. Не будь этого - не было бы и "ошибки"! Впрочем, к "простым коммунистам" Штильмарк все же не равнодушен - ведь это "честные люди, любящие Родину... Рядовые коммунисты - это наши союзники..." ("ЧС", № 1 "94, стр. 4).

Также интересно отметить, что в телевизионной передаче "Национальный интерес" (конец осени 1997 года) г-н Штильмарк, представленный в качестве преподавателя, расточал комплименты офицерам ФСБ и группы "Альфа". Удивительно, как человек, называющий себя черносотенцем, может восторгаться прямыми наследниками тех, кто на заре октября расстреливал членов монархических организаций прямо по спискам!

Еще одной отличительной чертой "Черной Сотни" являются систематические грязные выпада в адрес Глав Российского Императорского Дома в изгнании начиная с Государя Императора Кирилла I (2 ) и заканчивая нынешней Главой Династии - Великой Княгиней Марией Владимировной и Ее Сыном и Наследником Великим Князем Георгием Михайловичем. Впрочем, в контексте всего вышесказанного, это и не удивительно. Настоящие черносотенцы всегда были верноподданными Русских Государей, служили Им не за страх, а за совесть. И, казалось бы, лица, считающие себя монархистами и преемниками Черносотенного движения, должны молиться и делать все возможное, чтобы Глава Дома Романовых - избранник Божий смог взойти на Русский Престол, по праву Ему принадлежащий. Но нет, "Черная Сотня" думает иначе: "...мы реалисты и прекрасно понимаем, что сейчас ни о каком царе речи идти не может. Мы духовно не доросли до Самодержавного правления" ("ЧС", № 1 "96, стр. 5). Это очень созвучно высказываниям И. Ильина, также выступавшего против предрешения формы правления: "Царь... О, это нечто высокое... Мы не достойны Его иметь, мы не умеем Его иметь, нужно научиться Его иметь... Подождем Его иметь"(3 ). Любопытно, что И. Ильин, возведенный в ранг "выдающегося русского мыслителя" в своей от начала и до конца лживой и клеветнической статье "Черносотенство" (газета "Слово", 1926 г. №№ 88-90, Рига) утверждал, что "после большевиков самый опасный враг России - это черносотенцы. Это искази-тели национальных заветов, отравители духовных колодцев, обезьяны русского государственно-патриотического обличил...". Организация же "Черная Сотня" относится к И. Ильину с большим уважением и пропагандирует его труды на страницах своей газеты. Порочный круг псевдочерносотенства группы Штильмарка этим штрихом окончательно замыкается.

Итак, русская поговорка "не все то золото, что блестит" придется здесь весьма кстати. Блеск "духовности", излучаемый "Черной Сотней" - это лишь ржа, которая должна быть начисто стерта, чтобы впредь не прельщать русского человека.

Сергей Хазанов-Пашковский

(газета «Монархистъ», №36, 1998 год)

1- Подробнее об этом см. Р. Добровольский, "Божьи скоморохи", или колдовство под церковным омофором", СПб, 1994.

2 - Митрополит Антоний (Храповицкий), один из виднейших идеологов и вдохновителей Черносотенного движения в своем Обращении 1929 г. говорит следующее: "Отцы и братие, умоляю вас, отрекитесь окончательно от треклятой революции против Бога и Царя и предайтесь во имя Отца и Сына и Святаго Духа законному Царю нашему Кириллу Владимировичу и законному Наследнику Его Владимиру Кирилловичу".

3 - И. Ильин был замечательно развенчан одним из идеологов Черносотенного движения протоиереем Владимиром Востоковым в докладе "Когда Желябовы смеются - Россия плачет".

От редакции:

К опубликованной статье весьма уместно добавить комментарий известного политика Андрея Савельева, лидера партии «Великая Россия», который в декабре минувшего года высказался о своем бывшем соратнике следующим образом:

«Признаю, что я глубоко ошибался в г-не Штильмарке. Вы, господа, не имеете никакого отношения к исторической "Черной сотне". Не по Сеньке шапка. Вы не православные, а истинные нехристи и предатели интересов русского народа. Я вас не признаю людьми одной веры и одного со мной народа. Вы хуже инородцев и иноверцев. Бог уже наказал вас немощью и бесплодием, а за предательство накажет еще раз. Обойдемся без сопливых».

ВВЕДЕНИЕ

Мы видим, что после 17 октября 1905 г. консервативно-монархическое движение громко заявило о себе и стало известно в стране. Вскоре деятелей этого движения стали называть черносотенцами. Это название изначально было дано им их политическими противниками, но они приняли его и считали его почетным. Термином "черная сотня" в средневековой Руси обозначалось тяглое население городских посадов - простой "черный люд".

"Сотня" была в древнерусских городах низовой административно-территориальной единицей управления и самоуправления, а также подразделением народного ополчения. Принимая данное им название, черносотенцы помнили, что в тяжелые годы Смутного времени начала XVII в. "нижегородская черная сотня" - посадский люд Нижнего Новгорода, сплотившаяся вокруг купца, торговца мясом, Козьмы Минина, спас Россию от иноземных захватчиков. Минин и князь Пожарский содействовали восстановлению твердой власти, самодержавной монархии, и возрождению России в XVII в. Все эти аспекты подробно разъяснил видный черносотенный публицист В.А.Грингмут в своей брошюре "Руководство монархиста-черносотенца", вышедшей в свет в 1906 г. Он писал: "Враги самодержавия назвали "черной сотней" простой, черный русский народ, который во время вооруженного бунта 1905 г. встал на защиту самодержавного Царя. Почетное ли это название, "черная сотня"? Да, очень почетное. Нижегородская черная сотня, собравшаяся вокруг Минина, спасла Москву и всю Россию от поляков и русских изменников". Таким образом, деятели монархического движения подчеркивали свою тесную связь с традициями русской народной жизни. Делался упор на традиционную преданность простых русских людей монарху, на исконную связь между царем и народом. "Простой русский народ всегда за самодержавие" таков был главный постулат идеологии черносотенцев.

Рождение Черной сотни

Консервативно-монархическое, "охранительное" движение громко заявило о себе лишь во время Первой Русской Революции. Тяжелейшая политическая ситуация потребовала идейного и организационного оформления правого движения. В то же время это движение имело глубокие корни в русской жизни. Идейные основы черносотенцев были неразрывно связаны с консервативной традицией русской общественной мысли, берущей свое начало от Н.М.Карамзина. Кроме того, одна из наиболее влиятельных организаций, которые позже получат наименование "черносотенных", оформилась еще до Первой Русской революции. В 1900 г. ряд монархически настроенных писателей и публицистов, "убедившись в той опасности, которую представляла для русского дела космополитичность высших слоев высшего общества, признал желательным дать жизнь националистическому кружку". 26 января 1901 г. был утвержден устав организации, получившей название "Русское собрание". Среди ее учредителей были князья Голицын и Шаховской, граф Апраксин, епископ Серафим, профессор Б.В.Никольский. Задачей, которую ставило перед собой Русское собрание, провозглашалось "изучение русской и славянской народной жизни в ее настоящем и прошлом; разработка вопроса словесности, художества, народоведения и народного хозяйства, охранение чистоты и правильности русской речи". Министр внутренних дел В.К.Плеве, занявший этот пост в 1902 г., вначале с большой настороженностью отнесся к непредусмотренной никакими циркулярами организации. Но, убедившись в ее строго охранительном направлении, он даже принял звание почетного члена общества. Деятельность Русского собрания заслужила одобрение и императора Николая II. Русско-японская война всколыхнула патриотические настроения в определенной части русского общества. Патриотическое воодушевление и сплочение русских людей вокруг престола пошло на пользу "Русскому Собранию". Отделения "Собрания" открываются по всей стране. При этом провозглашенная ранее культурно-просветительская деятельность приобретает все более выраженную политическую направленность. 31 декабря 1904 г. делегацию "Собрания" принял Николай II. Верноподданные монархисты не преминули упрекнуть своего монарха в том, что даже в стенах Зимнего дворца "раздаются голоса, дерзновенно требующие отказа от наших родных святынь", и предупредить его, что "Русское собрание не может быть молчаливым свидетелем подобного явления". По мере разрастания революции Русское Собрание превращалось в центр притяжения всех правых сил. К 1906 г. в организации насчитывалось более полутора тысяч человек. При этом она сохраняла элитарный характер. Рескрипт императора А.Г.Булыгину, возвестивший об установлении в России представительного строя, подтолкнул правое, консервативно-монархическое крыло русского общества к политическому и организационному оформлению. Уже в апреле 1905 г. аристократический кружок, собиравшийся в доме графов Шереметевых, объявил о создании "Союза русских людей". Среди учредителей новой организации были князь Голицын, архимандрит Анастасий, известнейший историк Д.И.Иловайский. "Союз" ставил перед собой цель "стараться правильно выполнить царскую волю и без корысти выбирать по первому государеву призыву истинно достойных людей". В то же время часть монархистов, группировавшаяся вокруг редакции крайне правой газеты "Московские ведомости", выступила против каких бы то ни было реформ государственного строя. Тогда же в апреле при редакции открылось Центральное бюро Монархической партии, заявившей о намерении бороться за еще большее укрепление неограниченной самодержавной власти, возвеличение единой Православной церкви и развитие русской национальной идеи. Мы видим, что в монархическом лагере сразу обозначилось два направления. Первое было готово приспосабливаться к происходящим переменам; второе не принимало никаких перемен вообще. События, последовавшие после 17 октября, стали пробой сил черносотенного движения. Оказалось, проповедуемые ими идеи находят достаточно широкий отклик в самых разных слоях населения. Монархические организации росли как грибы после дождя. Вскоре у них появляется несомненный лидер. На его роль быстро выдвинулась новая организация, оформившаяся лишь в начале ноября 1905 г.,- Союз русского народа (СРН) во главе с А.И.Дубровиным. Александр Иванович Дубровин служил прежде военным врачом, защитил докторскую диссертацию, потом осел в Петербурге, где работал в детском приюте. В председатели нового союза попал случайно, будучи радушным хозяином квартиры, на которой собирались черносотенцы. По понятным причинам, в историографии установились резко отрицательные оценки не только программных установок Союза русского народа, но и личности ее руководителя. Отмечалось, что А.И.Дубровин "ораторскими талантами не блистал, зато оказался незаурядным мастером закулисных интриг и довольно скоро установил в организации режим своей личной диктатуры". Под руководством Дубровина Союз русского народа стал ведущей силой в монархическом движении. СРН удалось преодолеть элитарный характер существовавших ранее монархических организаций и стать по-настоящему массовым движением. В 1906-07 гг. СРН получил действительно широкую массовую поддержку и насчитывал более 300 тыс. членов. Вне всякого сомнения, "Союз…" был крупнейшей правой партией и, по-видимому, вообще крупнейшей партией в дореволюционной России. Согласно уточненным данным общая численность всех правых организаций к 1908 г. не превышала 410 тысяч. Это, конечно, не 3 миллиона, но и это весьма внушительная цифра!

Идеология Черной сотни

Черносотенцы считали себя духовными наследниками "отцов славянофильства" и создателей теории "официальной народности". Но, стремясь создать массовое политическое движение, они нередко преподносили идейное наследие правых мыслителей прошлого, XIX, века в весьма упрощенной форме и трактовали его достаточно произвольно. Один из участников монархических съездов прямо призывал вместо маловразумительных для народа мудреных философских теорий начертать на черносотенном знамени "несколько кратких и сильных выражений, которые понятны русскому слуху: Россия для русских! За Веру, Царя и Отечество!.. Долой революцию! Не надо конституции! За самодержавие, ничем на земле не ограничиваемое!" Главнейшей составной частью идеологии черносотенства был русский национализм. В уставе СРН говорилось, что "русской народности, собирательнице земли Русской, создавшей великое и могущественное государство, принадлежит первенствующее значение в государственной жизни и в государственном строительстве". Но Россия была многонациональной страной, среди представителей всех населявших ее народностей было немало людей верой и правдой служивших царю и России, и руководители монархических организаций не могли этого не учитывать. Потому не следует думать, что черносотенцы отторгали от себя всех людей нерусского происхождения. Среди видных черносотенцев были имевший еврейское происхождение В.А.Грингмут, молдавский общественный деятель Паволаки Крушеван, градоначальник столицы В.Ф. фон дер Лауниц, ялтинский градоначальник Думбадзе, полковник Мин. "Истинно русским" человеком считался тот, кто предан России и Государю императору, олицетворявшему единство, независимость и могущество державы. Главным отличительным признаком "истинно русского" для черносотенцев была приверженность неограниченному самодержавию, которое одно выражает высшие общие интересы русского народа и подчиняет им узкие интересы отдельных личностей и социальных групп. Главным было не национальное происхождение, а верность России, ее историческим заветам и ее благу, как его понимали лидеры черносотенцев. Эта позиция предопределяла подход черносотенцев к национальным группам, населяющим Россию. В уставе СРН говорилось: "Все учреждения государства российского объединяются в прочном стремлении к неуклонному поддержанию величия России и преимущественных прав русской народности, но на строгих началах законности, дабы множества инородцев, живущих в нашем отечестве, считали за честь и благо принадлежать к составу Российской империи и не тяготились бы своей зависимостью". Одновременно черносотенцы заявляли, что "племенные вопросы в России должны разрешаться сообразно степени готовности отдельной народности служить России и Русскому народу в достижении общегосударственных задач". Далее. В пропаганде черносотенных союзов иногда использовалось разделение наций на дружественные и враждебные. При этом главным критерием отнесения в тот или иной разряд служила степень участия представителей данной нации в национально-освободительном или революционном движении. Такой подход едва ли можно счесть дальновидным. Несправедливо было возлагать ответственность на всю нацию за участие ее представителей в разжигании Революции. Тогда среди представителей любой из населяющей Россию национальностей верных России граждан было больше, чем непримиримых революционеров и сепаратистов. Кроме того, такой подход накалял межнациональные противоречия в стране и серьезно угрожал единству империи. Наиболее здоровым черносотенцы считали общество допетровской Руси. Они видели в нём своеобразный идеал единения и гармонии всех сословий. Что же нарушило эту социальную гармонию? Привнесение чужого, иноземного влияния начиная с Петра I. Роковую роль сыграло знаменитое "окно, прорубленную в Европу". Владимир Грингмут замечал, что Пётр приказал России "забыть самобытные русские предания, броситься в погоню за европейскими обычаями и учреждениями безо всякого разбора, не отличая них драгоценного золотого от обманчивой мишуры". В результате между царём и народом выросло "средостение" - чиновничество со своими интересами, чуждыми народу. В программе "Союза русского народа" говорилось: ""Союз русского народа" признаёт, что современный чиновничий строй, осуществляемый в громаднейшем большинстве случаев безбожными, нечестивыми недоучками и переучками заслонил светлый образ Царя от народа". Против чиновничества боролась и интеллигенция. Но черносотенцы считали, что интеллигенты сами хотят встать "между государем и народом", подменить народные интересы своими. Одна из прокламаций столичного СРН в 1905 г. призывала: "Крестьяне, мещане и люди рабочие! Послушайте, что умышляет господчина. В городских думах и земствах сидят господа, а в больших городах адвокаты, профессора, студенты, учителя, погорелые помещики, одворянившиеся купцы и прочие господа, называющие себя интеллигенцией... Не признавайте её властью и правительством, разнесите в клочья, помните, что в государстве вы сила, вас сто миллионов, а интеллигенции и пяти не будет. Довольно терпеть эту интеллигентную шваль...". Столь же критически черносотенцы относились и к буржуазии. В 1907 г. в газете черносотенцев "Русское знамя" отмечалось: "Наша доморощенная буржуазия не национальна, и родилась она у нас с испорченной сердцевиною. Русская буржуазия, не имея свежести самобытной, заразилась гнилью Запада... Наша буржуазия всегда останется такою же чуждою народу, какой является она в настоящее время". Выход для общества черносотенцы видели в возвращении "исконным началам: Самодержавию, Православию, Народности". Власть государя должна выражать интересы не отдельных сословий, считали они, а всей нации в целом. Для этого она должна быть свободна от всевозможных "конституций и парламентов". Что же касается православия, то главное несчастье церкви черносотенцы видели в её подчинении государству. Духовенство слилось с чиновничеством, церковь превратилась в придаток государства. Корень этого зла тоже уходит в Петровские реформы. Многие черносотенцы выступали за восстановление на Руси патриаршества, как это было в допетровскую эпоху. Наконец, своей важнейшей задачей черносотенцы считали ограждение русского народа от всевозможных "инородных влияний". Они выдвигали лозунг "Россия для русских!". Самым опасным из "инородных влияний" черносотенцы считали еврейское. Стремясь ослабить накал социальных противоречий в стране, черносотенцы старались переключить внимание на национальные вопросы. Желая укрепить единство русской нации, сгладить острые социальные противоречия, черносотенцы говорили о наличии национального врага. Преуменьшая серьезность социальных и политических противоречии внутри русского народа, черносотенцы причину всех бед видели в кознях внешнего врага, чужака, привносящего смуту в страну. Этот враг отождествлялся прежде всего с евреями, но дело было не только в них. Несмотря на то, что Союз Русского Народа состоял преимущественно из простонародья, поначалу к этому общественному движению примкнуло немало дворян, духовенства, купечества и чиновничества.

Роль Черной сотни в политической истории России

С начала XX в. и до сего дня широко бытует мнение о грубых, силовых, погромных методах работы черносотенцев. У истоков этой точки зрения стояли политические противники Черной сотни. Вполне естественно, что начиная с 1905 г. российская либеральная и революционная печать со всех сторон накинулась с бранью, клеветой и доносами на Союз Русского Народа и на его основателя доктора А.Дубровина. И сегодня широко распространена точка зрения, что исторический пафос Союза Русского Народа в том, что он на деле показал и правительству, и обществу, что с затеянным революционерами "освободительным" движением можно и должно бороться силою, применяя те именно способы, которыми пользовались сами "освободители". Это утверждение заключает в себе долю истины, такая мысль не могла не появиться в головах противников Революции после сильнейшей революционной вспышки. Но эта мысль не получила безусловного преобладания даже в среде самых крайних правых партий. Новейшие исследования показывают, что у нас нет оснований считать Союз Русского Народа террористической организацией. Одно из самых страшных преступлений, которые вменяют в вину черносотенцам еврейские погромы. Действительно отношение черносотенцев к консолидированной еврейской нации было далеко не благожелательным. Евреи не принимали православия - духовной основы русского народа и государства. Евреи активно участвовали в Революции, этого невозможно было не заметить. Кроме того, евреи играли видную роль не только в социалистических партиях, но и в деловом мире России. С евреями связывали распространение чуждого России "капиталистического духа" - духа неприкрытого эгоизма и погони за материальными благами, духа алчности, наживы, обмана и грабежа. Черносотенцы разделяли "хищническую" деятельность "еврейского капитализма", результатом которой являются разорение крестьян, биржевые спекуляции и т. д., и "созидательную" деятельность "истинно русского" предпринимательства. Вместе с тем, широко распространенное мнение о черносотенцах как организаторах еврейских погромах не соответствует истине. Остановимся на наиболее масштабных и значительных погромах, имевших место в октябре 1905 г. Уже указывалось, что это были стихийные движения, не имеющие отношения к правым организациям. Эту точку зрения подтверждает более или менее правдивый и весьма подробный обзор событий 1905 г, данный В.П.Обнинским, левым кадетом, политическим противником черносотенцев, в его книге "Новая жизнь, вышедшей в свет в 1909 году. Отметив, что "свобода", дарованная манифестом 17 октября, "застала большую часть населения неподготовленной к этому событию", Обнинский именно этим объяснял "крайние решения... справа и слева", - то есть, в том числе, и вал погромов. А далее он выразил глубокое удивление по поводу того, что за "крайними решениями справа, то есть погромами - не просматривается никакой "организации". Обнинский писал: Если влияние слева не отрицается политическими партиями, поставившими на своих знаменах вполне определенные надписи, то вопрос о воздействии справа и сейчас, (то есть в 1909 году) не потерял своей остроты и таинственности. Дело в том, что в дни 18-30 октября не существовало партий правее конституционно-демократической, и кадры будущих "монархических" организаций находились еще в распыленном состоянии".

Черносотенцы заявили о себе как реальная политическая сила в годы Революции 1905 - 1907 гг. Их помощь правительству была очень значимой. В условиях очень сильной растерянности правительственной власти, в условиях ненадежности войск, верноподданнические демонстрации сыграли очень важную роль. Оговоримся, что речь пока идет о потенциальных черносотенцах. Черносотенные партии начали организационно оформляться уже после 17 октября 1905 г. Консервативные силы организовали отряды народного ополчения, по образцу казачьих сотен. В то же время происходила консолидация интеллектуальных сил черносотенцев, правой интеллигенции, чиновников, людей тесно связанных с самодержавием. Организационное оформление происходило достаточно быстро и уже в конце 1905 г. консолидированные правые организации активно помогали монарху и правительству в борьбе с Революцией. Довольно любопытен тот факт, что перед отправкой Семеновского полка на усмирение московского восстания в декабре 1905 г., по приглашению генерала Мина, полк часто посещали выдающиеся члены Союза Русского Народа и Русского Собрания. Видные черносотенцы проводили в полку политическую работу и объясняли офицерам и солдатам смысл и значение творившейся разрухи государства. СРН, как и другие крайне правые организации, пользовался симпатией и поддержкой многих высших должностных лиц и самого царя. Государь Император весьма споспешествовал Союзу Русского Народа, видя в нем надежную опору монархии. 23 декабря 1905 г., принимая делегацию Союза, Николай II провозгласил: "Объединяйтесь, русские люди. Я рассчитываю на вас. Я верю, что с вашей помощью мне и русскому народу удастся победить врагов России... Поблагодарите всех русских людей, примкнувших к Союзу русского народа". Вскоре царь стал почетным членом организации. Основным источником финансирования монархических союзов были государственные ведомства - от Министерства двора до Министерства народного просвещения. Значительная часть секретного фонда МВД также предназначалась черносотенцам. Личную лепту вносил и царь, пожертвовавший только Русскому собранию 100 000 рублей. Только монархические партии могли себе позволить материальную помощь своим членам. Все же симпатии властей к Черной сотне не следует переоценивать. Многие государственные деятели начала XX в, занимающие различные должности в министерствах и ведомствах, исповедовали умеренно либеральные взгляды. Граф С.Ю.Витте, В.Н.Коковцов, В.И.Тимирязев, князь Васильчиков, барон Э.Ю.Нольде и многие другие правительственные чиновники весьма негативно относились к членам Союза Русского Народа и в своих ведомствах подвергали справедливой и несправедливой критике и гонениям членов этого союза. Граф С.Ю.Витте оставил в своих воспоминаниях весьма нелестную характеристику черносотенцев. Он называл их "героями вонючего рынка". Эти "хулиганы самого низкого порядка", по его словам, преследовали в "громадном большинстве случаев цели эгоистические, самые низкие, желудочные и карманные. Это типы лабазников и убийциз-за угла". Сергей Юльевич также писал: "На знамени их высокие слова "самодержавие, православие и народность", а приемы и способы их действий архилживы, архибессовестны, архикровожадны. Ложь, коварство и убийство - это их стихия. Во главе стоит всякая сволочь, как Дубровин, Грингмут, Юзефович, Пуришкевич, а по углам спрятавшись - дворцовая камарилья". Неоднократно указывалось на выгодность для правительства такой ситуации, при которой правые "стояли немного в стороне, как будто бы они "критиковали" правительство справа". По мнению советских историков, это было выгодно как потому, "что позволяло в какой-то мере отмежеваться от откровенно уголовных и продажных элементов, составлявших основное ядро "массовой базы" черной сотни". Раздоры внутри "Союза русского народа" привели к его расколу и созданию ряда организаций, пользовавшихся материальной поддержкой Министерства внутренних дел. В начале мировой войны основными черносотенными организациями являлись: 1. "Союз русского народа" во главе с членами Думы Н.Е.Марковым - 2-м и Г.Г.Замысловским. Их органом была газета "Земщина"; 2. "Союз русского народа" во главе с А.И.Дубровиным (не признававшим вообще Государственной думы). А.И.Дубровин издавал листок "Русское знамя"; 3. "Союз Михаила-архангела" во главе с бессарабским помещиком, членом Думы М. В. Пуришкевичем. 4. В 1915 г. в Москве был создан "Отечественный патриотический союз". Организационный раскол был связан не только с личными амбициями лидеров правых. В черносотенном движении сложились два различных направления. Одно направление защищало в первую очередь интересы и привилегии дворянства землевладельцев, правление возглавляли Владимир Пуришкевич и Николай Марков. Последний как-то раз удачно сравнил весь класс помещиков вымирающими зубрами. В защите этих "зубров" от вымирания он видел свою основную задачу. Другое направление во главе с Александром Дубровиным было ближе к низам общества. Его организация охватывало часть крестьянства. В лозунгах часто своеобразно отражались крестьянские требования. Например, А.И.Дубровин резко выступил против уничтожения общины в ходе столыпинской земельной реформы. Характерным выразителем этого течения черносотенства я проповедник из Царицына иеромонах Илиодор (в миру Сергей Труфанов). Илиодор входил в "Союз русского народа. В страстных и зажигательных проповедях он призывал бороться с богачами, чиновниками и интеллигентами. Историк С.Степанов писал: "Проповеди монаха привлекали толпы жителей заводских поселков под Царицыном. Он говорил с ними на понятном им языке и о понятных им вещах, Вообще события в Царицыне чем-то напоминали народные движения XVII-XVIII вв. Среди них распространялись слухи, что Илиодор побочный брат императора Николая II". На выборах в I Государственную думу черносотенцы не получили ни одного мандата. Сами они объясняли это тем, что почти не участвовали в предвыборной борьбе. А.И.Дубровин так говорил о Думе: "Как верный монархист, я не имею права своим участием санкционировать существование этого сборища, посягающего на неограниченные права монарха". Во II Государственной думе было около 16 крайне правых депутатов. Самым заметным и ярким из них считался Владимир Митрофанович Пуришкевич. Советский историк Семён Любош так описывал его: "Совершенно голый череп, рыжая бородка и необыкновенная вертлявость. При этом крикливый голос и вызывающая манера говорить. У Пуришкевича именно тон делал всю музыку. Самые обыкновенные фразы часто приобретали в его устах необыкновенно оскорбительный характер. Так как совершенное бессилие Думы выяснилось очень скоро, то перманентные выходки Пуришкевича в глазах большой публики оживляли парламентскую безнадёжность". В Таврический дворец специально приходили "полюбоваться на Пуришкевича". Осуждая "крамольную" Думу, В.М.Пуришкевич тем не менее ценил свой депутатский мандат. Когда прошёл слух, что его собираются сделать губернатором, Пуришкевич сказал по этому поводу: "Из попов в дьяконы не идут. Дурак я был бы променять положение депутата Госдумы и товарища председателя СРН на положение казённого чиновника". Все черносотенцы горячо выступали за роспуск II Государственной думы, в которой преобладали левые. Иеромонах Илиодор даже говорил, что в левую часть Государственной думы надо бы бросить бомбу. Николай II не раз принимал А. Дубровина и высоко ценил его выступления против Государственной думы. 3 июня 1907г. она, наконец, была распущена царским указом. На следующий день Николай совершил поразивший всех шаг: он направил А.И.Дубровину телеграмму, в которой говорилось: "Да будет же мне "Союз русского народа" надёжной опорой, служа для всех и во всём примером законности и порядка". В III Государственной думе крайне правые получили около 45 мест. Ряды депутатов-черносотенцев пополнились ещё одним ярким лидером - членом курского СРН Николаем Марковым. По внешнему облику он очень напоминал Петра I, и его быстро окрестили Медным всадником. Руководитель кадетов Павел Милюков называл Маркова "стоеросовым помещиком дворянином". Состав III Государственной думы был гораздо более правым, чем во II Думе. Большие преимущества на выборах получили помещики. Это, в конечном итоге, привело к расколу среди черносотенцев. До сих пор они могли единым фронтом выступать против "революционной" Думы. Теперь их взгляды на Думу резко разошлись. "Дубровинское" направление категорически отрицало необходимость такого учреждения. Народу не нужен парламент, в котором заседают помещики и "денежные мешки", считал Дубровин. Это новая перегородка, отделяющая государя от народа. Такая позиция во многом отражала точку зрения простонародья. Вожди "дворянского" направления черносотенства думали иначе. Их отношение ясно выразил в 1910 г. Н.Е.Марков: "Можно быть недовольным третьей, четвертой Думой, двадцатой, разгоните их, выберете настоящую, русскую, но как учреждение Государственная дума необходима: без этого России не существовать". В 1908 г. "Союз русского народа" раскололся. В.М.Пуришкевич создал новую черносотенную организацию "Союз Михаила Архангела". В его программе подчеркивалось, что единственное отличие нового союза от СРН признание необходимости законодательной Думы. В Думе черносотенцы играли роль "пробивной силы" при обсуждении правых законопроектов. В частности, они выступали за ограничение прав инородцев в России. Марков восклицал с Думской трибуны в 1910 г.: "Россия, тебе грозят азиаты, грозят подвластные тебе инородцы. Опомнись Россия, наша инородчина вконец обнаглела. Говорим вам: "Прочь мелкота, Русь идет!"". Вместе с другими правыми черносотенцы голосовали за ограничение автономии Финляндии. В.М.Пуришкевич говорил: "Пора это зазнавшееся Великое княжество Финляндское сделать таким же украшением русской короны, как Царство Казанское, Астраханское, Царство Польское и Новгородская пятина, и мне кажется, что дело до этого и дойдет". (Рукоплескания справа). В IV Думе черносотенцы увеличили свое представительство до 140 депутатов, превратившись в самую крупную фракцию. Годы первой мировой войны стали годами упадка черносотенного движения. С началом войны сократилась правительственная поддержка правым организациям. Во-первых, это было связано с тем, что либералы в начале войны провозгласили политику внутреннего мира и формально, на словах, отказались от борьбы с правительством. В таких условиях, правительство находило неудобным продолжать активно поддерживать их политических противников. Во вторых, сами черносотенцы отказались от активной политической борьбы, полагая, что все усилия должны быть в первую очередь направлены на ведение войны. Приближение революционного взрыва сопровождалось резким сползанием влево общественных настроений. С 1915 г. началось "полевение страны", которое, вне всякого сомнения, сужало массовую базу правых организаций. Изменилось и настроение общественных верхов, которые, за годы войны, разуверились в способности правительства одержать победу и отказали власти в доверии. Вместе с престижем монархии падал и престиж правых, монархических партий. Голословные обвинения в сочувствии внешнему врагу некоторых лидеров черносотенцев, которые до войны сочувствовали сближению с Германией, довершили падение популярности правых. Так или иначе, но все позиции, завоеванные с 1905 г., были потеряны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Манифест 17 октября обозначил наметившееся в ходе революции новое для России явление: противостояние не между властью и обществом, а внутри самого народа. Одни не желали принимать "огрызки гражданских прав" из рук ненавистной власти, непримиримость к которой слишком глубоко укоренилась в их умах. Они стали на путь бескомпромиссной революционной борьбы. Другие, ощутившие на себе все неудобства и лишения революционного времени, стремились вернуться к привычному укладу. К этой уставшей от неурядиц, жаждавшей порядка любой ценой, массе и апеллировали монархические организации. Многие черносотенцы - люди, по всему складу своему консервативные, осторожные, предпочитавшие хранить то, что имели. Очень часто они имели определенный достаток, определенное стабильное социальное положение. И не обязательно это были очень богатые люди, принадлежавшие к верхам общества. Речь могла идти, например, о зажиточном крестьянине, который дорожил своим достатком, почетным положением в своей общине, уважением односельчан. Политический консерватизм правых, черносотенных организаций, проистекал очень часто их житейской осторожности и консерватизма их участников. Эти люди не стремились к новшествам, для них важнее было сохранить то, что уже имелось у общества, у страны, у государства. Наследие русского прошлого, исторический опыт русской государственной жизни они ставили выше, чем туманные, а самое главное весьма рискованные проекты реформ. Прокатившаяся после издания Манифеста 17 октября 1905 г. волна уличных столкновений и погромов стала результатом попытки вооруженной защиты власти одной частью народа от посягательств на нее другой его части. По сути, это была первая вспышка гражданской войны в России.