Уваров сергей семенович. Родился министр народного просвещения Российской империи Сергей Семёнович Уваров

Биографический словарь, т. 1-4

граф (25.08.1786 Москва - 4.09.1855, там же), гос. деятель, президент АН, пом. дир. ПБ в 1812-33.


Из дворян. Получил домашнее образование, владел европ. яз., в т. ч. древ.: греч. и лат. Службу начал в 1801 в Коллегии иностр. дел, в 1806 определен в рус. посольство в Вене, в 1809 назначен секр. посольства в Париже. Живя за границей, У. познакомился с братьями А. и В. Гумбольдтами, И. В. Гете, А. Л. Ж. Сталь и др. За границей появились и первые лит. произв. Писал тр. на рус., фр. и нем. яз. По этому поводу Гете сказал о нем: "Подобно художнику в области гармонии, он играет на различных инструментах, смотря по тому, какой лучше выражает его мысли и чувствования".

5 марта 1812 дир. ПБ А. Н. Оленин возбудил ходатайство перед министром нар. просвещения о назначении У. на должность пом. дир., как "известного по своим знаниям в науках и художествах и по особенной склонности к библиографическим занятиям". 12 марта У. утвержден пом. дир. Б-ки. В его функции входило исп. обязанностей дир. во время отсутствия последнего. Борясь с нарушителями закона об ОЭ, Оленин неоднократно обращался к У. как попечителю учеб, округа с просьбой дать указание Ценз, к-ту, чтобы на кн. указывалось не только ценз, разрешение, но и обязанность издателей представлять в ПБ два экз. При этом напоминалось, что У. как пом. дир. должен разделить с Олениным "попечение о пользе сего книгохранилища, открытого для общественного употребления". С назначением в 1833 министром нар. просвещения У. сложил с себя обязанности пом. дир., пообещав "всеми мерами способствовать к дальнейшему усовершенствованию" Б-ки. Все "положения" для посетителей Б-ки утверждались министром У. Он поддерживал ходатайства Оленина о материальных поощрениях и наградах сотр. Б-ки. В период пребывания на должности пом. дир. ПБ У. занимал разл. посты в гос. структурах. До 1821 он оставался попечителем Петерб. учеб, округа, по его "предначертанию" был основан в 1817 Гл. пед. ин-т, позднее преобразов. в Петерб. ун-т. В 1818 назначен президентом АН, в 1822-24 был дир. Деп. мануфактур и внутр. торговли, в 1823-26 - управляющим гос. заемным и коммерч. банками, в 1826 определен сенатором. В 1832 У. был назначен пом. министра нар. просвещения, а с 1833 по 1849 был министром. При нем основан "ЖМНП", стали публиковаться отчеты по упр. м-вом, учрежден ун-т в Киеве, открыт ряд учеб, заведений, возобновлен обычай командировать молодых ученых за границу. Он авт. формулы "православие, самодержавие, народность", введенной в его гр. герб и полож. в основу его деятельности по нар. образованию, что сказалось в стремлении затруднить доступ к получению образования лицам недворянского происхождения, усилить контроль над ун-тами и гимназиями. Как министр нар. просвещения У. одновременно был и начальником Гл. упр. цензуры. При нем усилились ценз, строгости: запрещалось освещать в печати крест, вопрос, запрещался ввоз в Россию фр. романов. В апр. 1834 приказал цензуровать произв. А. С. Пушкина "на общем основании" и исключил несколько стихов из поэмы "Анджело". После гибели Пушкина потребовал от цензоров соблюдения в некр. "надлежащей умеренности и тона приличия" и был недоволен "пышной похвалою", напечат. в "Лит. прибавлениях к "Рус. инвалиду"".

У. принимал участие в лит. жизни и был не чужд науч. интересам. Как знаток греч. лит., У. советовал Н. И. Гнедичу переводить "Илиаду" Гомера гекзаметром. Был частым гостем олеиинского салона, участвовал в лит. группе "Арзамас", почет, чл. ОЛРС. В 1810 опубликовал "Проект Академии Азиатской"; в 1811 избран почет, чл. АН. Будучи ее президентом, он в 1841 реорганизовал АН, влив в нее Рос. акад. в форме II Отд-ния рус. яз. и словесности (ОРЯС). При нем был значительно расширен штат академиков по естеств. и точным наукам, появились "Тр. Акад.", ежегод. "Записки" (4 сер.), выпускались "Известия" (2 отд.), возобновлен "Технол. журн.". У. был избран чл. Королевского о-ва наук в Геттингене, Акад. надписей и словесности Франции, Королевского ист. о-ва в Мадриде и др. Для изучения и публ. памятников древ, письменности и культуры в 1837 при М-ве нар. просвещения создал Археогр. комис.

Награжден орденами Андрея Первозванного, Иоанна Иерусалимского, Владимира 2-й степени, Анны 1-й степени и др. Имел чин д. т. сов.

Похоронен в церкви с. Холм Гжатского у. Смоленской губ.

Для увековечения памяти У. его сын, археолог А. С. Уваров учредил в АН Уваровскую премию, внеся в ее фонд 75 тыс. р. серебром. Премию присуждали за соч. по истории России и др. славян, стран, словесности, искусств и художеств тех же стран, а также за драм, произв. Первая премия была присуждена в 1857 почет, чл. ПБ Д. А. Ровинскому за кн. "История русских школ иконописания до конца XVIII века". В послед, годы среди награжд. премией были сотр. Б-ки В. В. Стасов, Н. П. Собко, Д. Ф. Кобеко, Н. П. Лихачев, Н. Д. Чечулин.

Соч.: Essai sur les Mysteres d"Eleusis (Paris, 1812); О преподавании истории относительно к народному воспитанию (СПб., 1813); Eloge funebre de Moreau (SPb., 1813); Empereur Alexandre et Bonaparte (SPb., 1814); Nonnos von Panopolis der Dichter (SPb., 1817); Речь президента Императорской Академии наук, попечителя Санкт-петербургского учебного округа, в торжественном собрании Главного педагогического института 22 марта 1818 (СПб., 1818); Un exarnen critique de la fable d"HercuIe commenteer par Dupuis (SPb., 1820); Ueber das vorhomerische Zeitalter (SPb., 1821); Речь президента Академии наук в торжественном собрании оной по случаю столетия 29 декабря 1826 (СПб., 1826); A la memoire de 1"Empereur Alexandre (SPb., 1826); A la memoire de 1"Imperatrice Elisabeth (SPb., 1826); A la memoire de I"lmperatrice Marie (SPb., 1828); Записка, читанная президентом Академии наук в общем ее собрании 21 марта 1832 года (СПб., 1832); О Гете: В торжеств, собр. С.-Петерб. Акад. наук, читано президентом Акад. 22 марта 1833 г. (М., 1833); Рим и Венеция, в 1843-м году (Дерпт, 1846); Штейн и Поццо-де-Борго (Дерпт, 1847); Исследование об элевсинских таинствах (СПб., 1847; Общий взгляд на философию словесности (СПб., 1848); Проект цензурного Устава, внесенный в Государственный совет гр. Уваровым в 1849 году и недоработанный Советом (СПб., 1849?); Совершенствуется ли достоверность историческая? (Дерпт, 1852); Десятилетие Министерства народного просвещения, 1833-1843: (Зап., представл. гос. имп. Николаю Павловичу министром нар. просвещения гр. Уваровым в 1843 г. ...) (СПб., 1864).

Библиогр.: РА. 1871.

Справ.: БСЭ; СИЭ; Брокгауз; Геннади; Межов. История.

Лит.: 12-е января 1843 года: 25 лет. назначения президентом АН. СПб., 1843; Плетнев П. А. Памяти графа С. С. Уварова, президента имп. Академии наук //Учен. зап. 2-го Отд-ния АН. 1856. Кн. 2, вып. 1; Давыдов И. И. Воспоминание о графе Сергее Семеновиче Уварове //Там же; Маркевич Б. Князь Григорий Щербатов о графе Уварове. М., 1870; Погодин М. П. Для биографии Сергея Семеновича Уварова //РА. 1871; Вигель Ф. Ф. Записки. Ч. 2-3. М., 1892; Иконников; Грот Я. К. Переписка с П. А. Плетневым: В 3 т. СПб., 1896; Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности министерства народного просвещения, 1802-1902. СПб., 1902; Очерки истории исторической науки в СССР. М., 1955. Т. 1; Вацуро В. Э., Гиллельсон М. И. "Сквозь умственные пло-тины". М., 1986; Уваров и Дондуков //Иезуитова Р. В., Левкович Я. Л. Пушкин в Петербурге. Л,. 1991.

100-летие. С. 62, 74, 140, 149.

Арх.: Арх. РНБ. Ф. 1, оп. 1, 1812, № 4; ЦГАЛИ. Ф. 1179; СПбФ ИРИ РАН. Ф. 136; РИМ. Ф. 17.

Иконогр.: Русские портреты XVIII и XIX столетий. СПб., 1909. Т. 5; Морозов А. В. Каталог моего собрания русских гравированных и литографированных портретов. М., 1913.

(1786-1855) российский государственный деятель

В российской истории граф Сергей Семенович Уваров знаменит прежде всего как автор официальной идеологии, определившей развитие русской культуры середины XIX века. Впоследствии эту идеологию назвали охранительной, а определить ее можно тремя словами: православие, самодержавие, народность. С тех пор прошло более полутора веков, но ее влияние можно ощутить и сегодня.

Сергей Уваров родился в семье видного деятеля екатерининских времен, вице-полковника лейб-гренадерского полка Сергея Уварова. Крестной матерью младенца стала сама императрица, что в значительной мере определило его дальнейшую судьбу. Впрочем, все родственники Уварова по линии отца и по линии матери были видными придворными. Один из них, князь А. Куракин, устроил Сергея на службу при дворе, и в 1803 году ему уже пожаловали чин камер-юнкера.

Как и пристало отпрыску благородной семьи, Сергей Уваров получил блестящее домашнее образование. Он изучал европейскую культуру, историю античности, знал несколько иностранных языков.

В 1801 году его зачислили на службу в Коллегию иностранных дел. В течение трех лет он оставался в России, а затем был направлен в русское посольство в Вену. В Австрии молодой дипломат продолжил самообразование, много путешествовал. Он познакомился с немецким естествоиспытателем Александром Гумбольдтом и специально ездил в Веймар, чтобы встретиться со знаменитым немецким писателем и философом Иоганном Гёте .

Через год Сергея Семеновича Уварова переводят в Париж, где он становится секретарем русского посольства. Во Франции он продолжает завязывать связи, знакомится с известной французской писательницей Жерменой де Сталь и становится постоянным посетителем ее литературного салона.

Однако неожиданно его судьба меняется: он знакомится с приехавшей во Францию графиней Е. Разумовской, дочерью одного из первых сановников империи графа Алексея Разумовского, и вскоре женится на ней. Благодаря браку он стал состоятельным человеком и мог позволить себе уволиться со службы. К тому же этот брак оказался счастливым, жена родила ему трех дочерей и сына.

Вместе с женой Сергей Уваров возвращается в Россию и по протекции тестя, занимавшего пост министра народного просвещения, становится попечителем Санкт-Петербургского учебного округа. В новой должности ему пришлось разрабатывать университетский устав и концепцию высшего образования в России.

Много времени Сергей Уваров отдает и публицистике: он выпускает несколько книг, в которых разрабатывает идеи, впоследствии ставшие основой его теории официальной народности. Наибольшей популярностью пользуется книга Уварова, в которой он анализирует причины поражения Наполеона. Одним из первых он написал, что победа над французской армией стала возможна благодаря подъему национальных сил.

Идеалом для Сергея Уварова стало единение народа и царя. В то время он осуждал любое проявление деспотизма и произвола, считая, что России необходим просвещенный монарх. Можно сказать, что Уваров занимал либеральные позиции, даже был членом литературно-художественного кружка «Арзамас», где познакомился с Василием Жуковским , Александром Пушкиным и будущими декабристами. Но он никогда не поддерживал предложений о насильственном изменении существующего в России строя.

Однако после восшествия на престол Николая I и суда над декабристами, убеждения Сергея Уварова резко меняются. Теперь он выступает против любого проявления либерализма. С его точки зрения, залогом незыблемости самодержавия является контроль над обучением молодого поколения. Но в отличие от Бенкендорфа, Уваров понимал, что репрессии не помогут. Либеральным идеям необходимо противопоставить собственную концепцию. И он начинает вырабатывать соответствующее представление, в котором обосновывает место России в мире и излагает свой взгляд на внутреннее положение в стране.

Старания Уварова были замечены. В 1826 году Николай I включает его в состав Государственного совета в качестве сенатора, чуть позже назначает товарищем (заместителем) министра народного просвещения.

Сергей Семенович Уваров впервые написал о том, что Россия является страной совершенно особенной, она не нуждается ни в каком влиянии Запада. Уникальность страны, по Уварову, заключается в том, что здесь сохраняется вера в спасительные начала, без чего она не может благоденствовать. Этими началами он считал государственное устройство, православную веру и опору на народные корни.

Теорию Сергея Уварова поддержали многие представители русского общества, в том числе император. Ему поручают составить новый цензурный устав, с помощью которого предполагалось регулировать социальную жизнь. Позже этот документ был прозван «чугунным», так как в нем запрещались малейшие проявления инакомыслия, и прежде всего - религиозное вольномыслие.

Николай I принял концепцию Сергея Уварова. В 1834 году он назначает его министром народного просвещения. В Извещении попечителям учебных округов о своем назначении Уваров писал: «Наша общая обязанность состоит в том, чтобы народное образование совершалось в соединенном духе самодержавия, православия и народности». Такова была программа его деятельности.

Но далеко не все деятели русской культуры оказались на его стороне и поддержали его начинания. Через год в журнале «Телескоп» появляется «Философическое письмо» Петра Чаадаева , автор которого впервые показал опасность изоляции России от европейской культурной жизни. Реакция властей оказалась весьма резкой: журнал был закрыт, его издатель Н. Надеждин отправлен в ссылку, а Чаадаев был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест.

Выдвинутая Сергеем Семеновичем Уваровым триада оказалась не обычным лозунгом: в каждое из трех понятий вкладывалось строго определенное содержание. В частности, православную веру он считал единственно возможной для всех народов России. Вслед за этим начались преследования людей других вероисповеданий, в частности старообрядцев.

Самым сложным понятием в концепции Уварова оказалась народность. Парадокс заключался в том, что он заимствовал его у немецких философов и не без успеха попытался приспособить к русской ментальности.

Под народностью Уваров подразумевал насаждение патриархального образа жизни, безропотное послушание властям и царю. Он считал, что эти черты характера исконно присущи русскому человеку.

Сергей Семенович Уваров полагал, что в самой России нет причин для каких-либо серьезных конфликтов, следовательно, родное отечество превосходит все остальные европейские страны. Показательна оценка высказываний министра, которую дал Петр Вяземский в своих записных книжках. Он назвал подобные восхваления патриархального образа жизни квасным патриотизмом.

Сергей Уваров очень активно занимался усовершенствованием системы образования: он хотел, чтобы оно стало классическим, но доступным прежде всего детям дворян и чиновников. Уваров решительно пресек инициативу графа Сергея Строганова , который предлагал сделать университеты общедоступными.

Уваров одновременно занимал пост министра народного просвещения и должность президента Академии наук. Это привело к тому, что вся научная деятельность стала бюрократической, а количество естественнонаучных журналов сократилось. Любое инакомыслие считалось крамолой и не допускалось, поэтому в Академии резко снизилось количество самостоятельных проектов.

Казалось, нововведения Сергея Уварова разрушают сложившиеся нормы поведения и приводят к монополизации сознания. Но на самом деле этого не произошло, и с конца тридцатых годов разгорается полемика между западниками и славянофилами. Она оживила общественную жизнь, расширила контакты. В это же время развивается литературная критика, которая стала формировать новое мышление.

Недостатки системы Сергея Уварова стали особенно заметны после европейских революций 1848 года. Авторитет министра в глазах императора поколебался, так как ему оказалось не под силу искоренить вольнодумство в учебных заведениях. Граф тяжело переживал происходящее. 6 января 1849 года у него произошел «нервический удар», и по состоянию здоровья его вскоре отправили в отставку. Правда, Николай I лично принял его и за безупречную службу пожаловал ему орден Андрея Первозванного.

После выхода в отставку, Сергей Семенович Уваров поселяется в своем имении Холм, расположенном неподалеку от Гжатска. Там он почти безвыездно прожил пять лет и умер в 1855 году.

ЛЕКЦИЯ XVIII

(начало)

Система народного просвещения при Николае I. – Взгляды императора Николая. – Министерство Уварова. – Его принципы. – Уставы 28 декабря 1828 г. – Университетский устав 1835 г. – Московский университет при Строганове

Министерство Уварова

Сергей Семенович Уваров. Портрет работы В. Голике, 1833

Теперь нам приходится остановиться на ходе просвещения в России и на развитии умственного и политического движения среди интеллигенции в 30-х и 40-х годах.

Адмирал Шишков, унаследованный императором Николаем от предыдущей эпохи, оставался во главе Министерства народного просвещения, как я уже говорил, до 1828 г.; затем с 1828 по 1833 г. министерством управлял пиетист Ливен. С 1833 г. министром сделался один из наиболее знаменитых министров народного просвещения – С. С. Уваров, который управлял этим ведомством до начала третьего периода царствования Николая – до 1849 г. Уваров главным образом и наложил свою печать на деятельность Министерства народного просвещения в Николаевскую эпоху, хотя в сущности он являлся главным образом лишь талантливым исполнителем велений самого Николая. Роль Уварова в деле народного просвещения по значительности проведенных при нем преобразований почти столь же важна, как роль Канкрина в истории русских финансов и роль Киселева в истории крестьянского законодательства. Мы видели, что Николай Павлович обратил внимание на вопросы народного просвещения сразу же по вступлении на престол; он связывал вопрос о направлении народного образования или, вернее, воспитания с направлением политической мысли и задавался целью так поставить систему народного воспитания, чтобы она являлась системой, предотвращающей возможность развития всяких революционных стремлений. Ввиду этого император Николай с самого начала царствования принял ряд своеобразных мер в сфере народного образования, о которых я упоминал уже в одной из предыдущих лекций. Охранительное направление, принятое с самого же начала царствования в деле народного просвещения, получает особенную выдержанность и силу после 1831 г. Верным и решительным исполнителем этого курса и является сменивший в 1833 г. более слабого кн. Ливена рекомендованный Карамзиным Сергей Семенович Уваров. О том, каков был Уваров до 20-х годов, о его довольно смелой оппозиции реакционным стремлениям министерства Голицына в самом начале его деятельности, я уже говорил в свое время, но надо сказать, что Уваров той эпохи и Уваров николаевских времен – это как бы две различные личности. От Уварова прежнего времени к 30-м годам осталась только его солидная научная образованность, а его политические взгляды изменились коренным образом, по-видимому, в соответствии с теми карьерными стремлениями, которые в это время в нем возобладали. Вы помните, что в 1818 г. он в своей речи на акте в главном педагогическом институте говорил, что свобода есть лучший дар Бога и что ради нее не следует опасаться замешательств, сопряженных иногда с конституционным устройством. В письме к Штейну он подшучивал над людьми, которые желают просвещения и в то же время боятся его результатов; он говорил, что они как бы желают огня, который не жег бы. Теперь он свои прежние идеи оставил в стороне и явился главным образом исполнителем тех взглядов, которыми руководился сам император Николай. Прежде всего Уваров усвоил себе ту идею, что вооружать нацию необходимыми знаниями надо лишь в той мере, в какой это необходимо для технических нужд государства, притом строго охраняя публику от проникновения в умы зловредных политических идей.

Еще в Комитете 1826 г. с этой именно точки зрения были пересмотрены уставы средних и низших училищ, причем соответственно взглядам императора Николая на задачи народного просвещения была разорвана сеть учебных заведений, построенная когда-то по плану Янковича де-Мириево, и введены новые уставы и новые программы гимназий и уездных училищ, утвержденные 28 декабря 1828 г. Эта реакционная мера прошла еще в тот период царствования Николая; который я характеризовал как период, вообще непротивный прогрессу.

Православие, самодержавие, народность

Уваров, еще в бытность товарищем министра при Ливене, получил в 1832 г. командировку, целью которой было обозрение Московского университета и других провинциальных учебных заведений, постановки в них преподавания и выяснение того, как приводится в исполнение устав 1828 г., а также, наконец, какие преобразования требуются в организации университетов. Возвратившись из этой поездки, Уваров представил характерный письменный отчет, который был составлен с таким тонким пониманием взглядов императора Николая, что непременно должен был провести автора его на министерский пост. В отчете Уваров так излагал свои впечатления от ревизии Московского университета:

«Утверждая, что в общем смысле дух и расположение умов молодых людей ожидают только обдуманного направления, дабы образовать в большем числе оных полезных и усердных орудий правительства, что сей дух готов принять впечатление верноподданнической любви к существующему порядку, я не хочу безусловно утверждать, чтобы легко было удержать их в сём желаемом равновесии между понятиями, заманчивыми для умов недозрелых и, к несчастью Европы, овладевшими ею, и теми твердыми началами, на коих основано не только настоящее, но и будущее благосостояние отечества; я не думаю даже, чтобы правительство имело полное право судить слишком строго о сделанных, может быть, ошибках со стороны тех, коим было некогда вверено наблюдение за сим заведением; но твердо уповаю, что нам остаются средства сих ошибок не повторять и постепенно, завладевши умами юношества, привести оное почти нечувствительно к той точке, где слияться должны, к разрешению одной из труднейших задач времени, – образование правильное, основательное, необходимое в нашем веке, с глубоким убеждением и теплой верою в истинно русские охранительные начала православия, самодержавия и народности, составляющие последний якорь нашего спасения и вернейший залог силы и величия нашего отечества» .

Император Николай увидел в авторе этого отчета надежную опору для проведения в умы молодого поколения тех идей, которые сам он признавал спасительными и необходимыми. Уже ставши министром, Уваров определенно говорил, что он главной задачей своего управления Министерством народного просвещения ставит: сдерживать наплыв новых идей в Россию, хочет продлить ее юность, и что если ему удастся задержать ее развитие лет на 50, то он умрет спокойно .

«В нынешнем положении вещей и умов нельзя, – писал он в только что цитированном отчете своем, – не умножать, где только можно, число «умственных плотин». «Не все оныя, может быть, окажутся равно твердыми, равно способными к борьбе с разрушительными понятиями; но каждая из них может иметь свое относительное достоинство, свой непосредственный успех» .

Этот отчет и лег в основание всей последующей политики Министерства народного просвещения. Таким образом, во главе министерства был поставлен один из образованнейших русских людей того времени, каким был, несомненно, Уваров; и человек этот ставил себе трудную задачу укреплять и вводить в умы молодого поколения «истинное просвещение» и в то же время охранять их от заноса революционных идей и настроений. Можно подумать, что он сам теперь уверовал в существование такого огня, который не жег бы! В этом направлении велась и средняя школа, но нельзя не сказать, что чем дальше, тем больше освобождалась ее программа от излишних наук и познаний.

Русские учебные заведения при Николае I

Еще в комитете Шишкова шли большие споры о том, как построить преподавание в гимназиях, и было постановлено, что наиболее желательная программа – классическая. При этом возникли разногласия по вопросу о том, вводить ли один латинский язык или и греческий. Многие члены комитета стояли за введение наряду с латинским и греческого языка и придавали этому введению обоих языков важное значение. Но император Николай признал, что греческий язык лишний, что он будет только обременять учащихся. В соответствии с этим греческий язык был устранен из обыкновенных гимназий, так как признавали необходимым или ввести греческий язык в полном объеме, или совсем его не вводить. Его решили ввести лишь в немногих столичных гимназиях.

При этом, несмотря на то что была принята классическая система, ни естествознание, ни логика, ни даже ознакомление с современным положением страны, которое должно было даваться статистикой, вначале не были исключены из курса гимназий. Но чем дольше испытывалась эта система, чем дольше Уваров оставался министром, тем больше убеждались в бесполезности столь широкой программы, и первоначально включенные в нее предметы мало-помалу один за другим из нее выкидывались; так, в 1844 г. была устранена статистика, в 1847 г. – логика, а перед тем, в 1846 г., был сокращен курс математики, так что в конце концов программа обучения в средней школе к концу 40-х годов и к концу управления Уварова все более и более понижалась.

В это время дворянство стало охотнее отдавать своих детей в гимназии. Это обусловливалось, с одной стороны, необходимостью иметь диплом для службы, а с другой стороны – тем, что к этому времени иссяк в значительной мере тот контингент вольных учителей, который был ранее к услугам помещиков в виде различных иностранных эмигрантов. Таким образом, виды правительства осуществлялись и потребность в гимназиях в дворянских кругах все увеличивалась. Соответственно шел и рост числа гимназий: в 1826 г. их было 48, а в 30-х годах – 64; число учащихся было в начале царствования 7 тыс., а к концу – 18 тыс. человек. Увеличилось и число уездных училищ, но качество преподавания и там понижалось, а не развивалось. Этому содействовала и перестройка самого управления учебным ведомством. По прежнему уставу 1804 г., который ознаменовал собою самый блестящий период в истории русского просвещения, во главе управления в провинции стояли университеты. Теперь, во-первых, организация самих университетов по уставу 1835 г. была изменена, а затем они были совершенно устранены от заведования учебными делами в средних и низших училищах, которое всецело сосредоточилось теперь в руках попечителей учебных округов, причем такими попечителями во многих местах сделаны были местные генерал-губернаторы, а в Сибири – губернаторы, Большая часть этих попечителей при Николае назначалась из военных генералов, которые, по мере того как настроение правительства становилось консервативнее, выбирались все чаше из таких лиц, которые способны были главным образом обуздывать и подтягивать.

Университеты также были перестроены заново по уставу 1835 г. Этот устав совершенно изменил положение университетов, значительно ограничив их автономию. Правда, наружно некоторые следы ее остались: оставлено было право выбора ректора, предоставлено было самим профессорам замещать свободные кафедры; но одновременно с этим было предоставлено и министру народного просвещения право не утверждать избранников совета и назначать своих кандидатов, а так как министр народного просвещения широко пользовался своим правом, то право выбора постепенно на деле сошло на нет.

Следует, однако же, отметить, что в университетах сохранилась еще забота о возможно лучшей подготовке профессоров, так что в 30-х годах широко практиковались даже командировки молодых кандидатов за границу. Эти командировки дали в 40-е годы блестящие результаты. Благодаря им явилась целая плеяда молодых русских ученых, которая дала очень много для следующего поколения русской интеллигенции: достаточно вспомнить имена Грановского, Редкина, Крюкова, Буслаева (в Москве), Меера (в Казани), Неволина, Куторги (в Петербурге). В Московском университете этому в особенности способствовал попечитель граф С. Г. Строганов, который, сам будучи очень образованным человеком, деятельно заботился об улучшении профессорского состава, что не помешало ему в то же время вмешиваться в систему преподавания и даже в программы отдельных профессоров, подсказывать им желательное направление и вообще распоряжаться в университете, как заправскому хозяину. Таким образом, и тут комбинировалось желание, с одной стороны, улучшить систему преподавания, а с другой – определить тон и направление его. Во всяком случае, университет потерял свое независимое автономное устройство, которым он пользовался по уставу 1804г. до реакционного министерства кн. Голицына, при котором университетская автономия нарушена была во многих местах фактически.

Что касается числа университетов, то в этот период был открыт (в 1834 г.) Киевский университет Св. Владимира, но это не был вполне новый университет, так как он заменил собою Виленский, который был закрыт вскоре после восстания 1831 г.

Такова общая картина народного образования во втором периоде царствования Николая.

Редер Христиан Федорович (1769–1828)

Портрет графа С.С. Уварова. 1810-е

Картон, масло. 43 х 30,5

Поступление: От М.Л. Карповой в 1935 г.

Портрет поступил в Пушкинский Дом как изображение графа С.С. Уварова в молодости работы неизвестного художника. Авторство Х.Д. Редера было установлено благодаря хранившейся в Пушкинском Доме идентичной литографии, изданной в литографском заведении

П.Ф. Гельмерсена в Петербурге.

Х.Д. Редер – живописец, рисовальщик и литограф, учился в Дрездене у Ф. Казановы, с 1800 г. жил в России; один из первых русских литографов.

Граф Сергей Семенович Уваров возглавлял Императорскую Академию наук с 18 января 1818 г. по 4 сентября 1855 г.

Вторая четверть XIX века была важным поворотным периодом в деятельности Императорской Академии наук. Реформам, проводимым в системе академической науки 1830–1840-х гг., предшествовал социально-экономический кризис, который повлиял и на положение отечественной науки. Академия наук претерпевала большие трудности: финансирование учреждения оставалось в пределах штатного расписания устава 1803 г. Происходил заметный отток зарубежных ученых. Членам Академии приходилось отвлекаться от научных занятий ради заработка вне ее стен.

С.С. Уваров родился в Петербурге 15 августа 1786 г. (по М.П. Погодину, С.В. Рождественскому в Москве) (1). Он принадлежал к старинному дворянскому роду татарского происхождения, со 2-й половины XV века состоявшего на русской службе. Уваров получил хорошее домашнее образование, слушал лекции в Гёттингенском университете в Германии, 30 января 1798 г. он поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел юнкером. 27 июня 1799 г. был «исключен из службы по малолетству», а 7 июня 1801 г. вновь принят. С 26 марта 1803 г. – переводчик, с 1 января 1804 г. – камер-юнкер Двора Его Императорского Величества. С 21 июня 1806 г. С.С. Уваров был назначен в русское посольство в Вене, с 22 октября 1809 г. – секретарем посольства в Париже. 31 декабря 1810 г., возвратившись в Петербург, Уваров стал попечителем Санкт-Петербургского учебного округа, членом Главного правления училищ и действительным статским советником. 2 марта 1812 г. его утвердили помощником директора Императорской Публичной библиотеки.

12 января 1818 г. С.С. Уваров был назначен президентом Императорской Академии наук (2) с оставлением в должности Попечителя учебного округа. В 1821 г., в конце правления Александра I, он ушел в отставку с должности попечителя учебного округа в Петербурге (3).

С 28 июля 1822 г. по 21 ноября 1824 г. Уваров был директором Департамента мануфактур и внутренней торговли Министерства финансов. 13 июня 1824 г. стал тайным советником, 22 августа 1826 г. по должности управляющего Государственными заемными и Коммерческими банками – сенатором. 21 августа 1832 г. С.С. Уваров был назначен товарищем министра народного просвещения с оставлением в должности президента Академии наук. 21 апреля 1834 г. он был утвержден в должности министра народного просвещения. 2 апреля 1838 г. С.С. Уваров получил высший чин Российской империи – действительного тайного советника.

Каниевский (Каневский, Коневский) Ксаверий Ян Ксавериевич (1805-1867)

Портрет графа С.С. Уварова, президента Императорской Академии наук. 1844

Холст, масло. 116 х 90

На изображении справа внизу подпись художника: J.X. Kaniewski pinx.1844

Поступление: Из Правления Академии наук в 1927 г.

Д.А. Ровинский упоминает данное изображение в списке портретов президентов и директоров Императорской Академии наук: «Граф Серг<ей> Сем<енович> Уваров, президент с 1818 по 1855 г. Портрет поколенный, писанный в 1844 г. академиком Ксавер<ием> Ксав<ериевичем> Каниевским с натуры» (См.: Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб., 1889. Т.4. Стб.256). Вероятно, парадный портрет С.С. Уварова был создан по заказу Академии наук.

Ксаверий Ян (Иван-Ксаверий Ксавериевич) Каневский (Каниевский; Коневский) (1805-1867) – живописец, портретист. Пенсионер Виленского университета, посторонний ученик петербургской Академии художеств, где учился у А.О. Орловского; в 1845 г. получил звание академика.

Инв. ПД-48969

© ИРЛИ (Пушкинский Дом) РА

Брюллов Александр Павлович (1798–1877) с собственного оригинала

Портрет графа С.С. Уварова. 1820-е

Бумага, литография. 36 х 27,2

На изображении слева от центра подпись: A. Brulloff

Поступление: От Ф.А. Темчиной (из собрания

М.Д. Ромма) в 1996 г.

2 октября 1849 г. С.С. Уваров уволен от должности министра народного просвещения с оставлением в должностях члена Государственного совета и президента Императорской Академии наук.

С вступления в должность президента Академии наук С.С. Уваров уделял большое внимание естественным наукам, сохранению коллекций музеев. Идея Уварова об организации востоковедческого центра была реализована в открытии Азиатского музея.

30 января 1830 г. были утверждены «Дополнительные пункты к Академическому Регламенту 1803 г.», благодаря которым увеличилась численность академиков, проведено новое разделение по наукам в связи с развитием научных направлений. Одним из главных изменений в организационной структуре Академии наук явилось образование на базе разросшегося академического музея, коллекции которого уже не помещались в здании Кунсткамеры, восьми различных по своему профилю музеев.

В 1832 г. С.С. Уваров поручил трем академикам, Я.Д. Захарову, П.Н. Фусу и Г.И. Гессу, составить проект нового Устава Академии.

30 декабря 1834 г. как министр народного просвещения С.С. Уваров подал в Государственный совет докладную записку о необходимости организационных преобразований в Академии наук.

января 1836 г. Императорская Академия наук по распоряжению Николая I получила новый Устав и Штат (6). Сохранив существенные черты прежней организации, она получила возможность значительно стимулировать свою научную деятельность, привести в порядок и обогатить новые академические музеи: Минералогический, Ботанический, Зоологический, Зоотомический с лабораторией, Ботанический сад, Нумизматический кабинет, Собрание азиатских и египетских древностей и Этнографический кабинет.

Формирование структуры Академии наук во время руководства ею С.С. Уварова было завершено соединением Академии наук с Российской академией и разделением ведущего научного учреждения на три отделения: Физико-математическое отделение, Отделение русского языка и словесности, Историко-филологического отделения. Достижением нового устава стало и бесцензурное получение сочинений отечественных авторов Библиотекой Академии наук. Это была большая победа, так как с 1828 г. цензура, до того существовавшая на основании сравнительно либерального устава 1825 г., после принятия нового цензурного устава, формально оставалась в ведении министерства народного просвещения, а фактически перешла под контроль III Отделения.

Обязанности президента по новому Уставу не претерпели заметных изменений; лишь добавилось одно уточнение в деятельности главы Академии, а именно: «Президент один имеет право делать в Собрании предложения касательно управления Академии» (7).

Академия, наконец, освобождалась от обязанности обучения академических гимназистов, так как в стране уже действовала сеть новых университетов. Что касается изменений финансирования Академии, то фактически произошло индексирование средств после инфляции, и общая сумма ассигнования увеличилась вдвое. Изменения в области финансирования диктовались потребностями развития новых направлений в науке и инфляцией за последние 30 лет. По уставу 1803 г. всего на содержание Академии отпускалось 120 000 рублей. В проекте нового Устава предполагалось, что сумма увеличится вдвое – до 240 000 рублей (8).

Общее настроение членов Академии перед принятием устава было приподнятое. В воздухе витала надежда на грядущие перемены, значительно повысился авторитет научной деятельности.

C.С. Уваров старался привести в порядок научные учреждения министерства народного просвещения, которые бы могли, «сохраняя все выгоды европейского просвещения, подвергнув умственную жизнь России вровень с прочими нациями, дать ей самостоятельность народную, основать ее на началах собственных и привести в соответственность с потребностями народа и государства» (9).

18 ноября 1836 г. вышло «Положение о производстве в чины и об определении пенсий и единовременных пособий по ученой части Министерства народного просвещения», которое стало завершающим аккордом реформ 30-х годов в области науки (10). Служащие министерства разделялись на два разряда, по которым происходило производство в чины. К 1-му разряду относились «все лица, состоящие в ученой и в учительской службе по ведомству Министерства народного просвещения в должностях профессора, адъюнкта, прозектора, лектора или учителя языков в университетах, Главном педагогическом институте и лицеях, астроном-наблюдатель при Дерптском университете, старшие учителя Московского дворянского института, гимназий и дворянских уездных училищ. Все вышеназванные лица производятся в чины по выслуге сроков, установленных в Положении 25 июня 1834 г., то есть имеющих аттестаты об окончании наук в высших учебных заведениях» (11).

В этом «Положении» ничего не говорится о членах Академии наук. По §22 Устава 1836 г. ординарные академики, прослужившие в этом звании 20 лет, имели право прибавки к жалованию в размере 1000 рублей, а по §29 относились к 6-му классу чинов «Табели о рангах». Однако академики и адъюнкты Академии наук не попадали в систему разделения по разрядам Министерства народного просвещения, потому что ко 2-му разряду по «Положению» относились лица, хотя и состоявшие в службе по ученой части, но не занимавшие ученых и учительских должностей. Вероятно, члены Академии в министерстве находились на особом положении: штатное разделение по разрядам их не коснулось.

Другим важным событием в жизни Академии было объединение ее с Российской академией. 11 апреля 1841 г. на докладной записке о смерти президента Российской академии адмирала А.С. Шишкова, Николай I написал: «Представить проект соединения Российской академии с Академией наук» (12). Желая сохранить самостоятельное существование Академии как учреждения, «завещанного России Петром Великим» и призванного разрабатывать преимущественно точные науки, Уваров составил план такого ученого учреждения, которое под общим названием «Императорских соединенных академий» распадалось бы на три автономные части: Академию русской словесности, Академию истории и филологии и Академию наук, занимающуюся точными науками» (13). Каждая академия имела бы своего президента и вице-президента, конференцию, непременного секретаря. Общими органами всех трех академий стала бы Канцелярия и Общее собрание всех действительных членов. Но этот план император отверг. Еще 12 июня 1841 г. вышло его повеление о соединении Российской академии с Академией наук. Николай распорядился, чтобы «под общим названием Императорской Академии наук состояло три отделения: собственно Академия наук; второе отделение словесности, в коем и заключалась Российская Академия; третье отделение истории и древностей, с коим поставить в сношение и Археографическую комиссию» (14). По рескрипту на имя министра народного просвещения от 19 октября 1841 г. Российская Академия присоединена к Академии в виде особого ее отделения.

Диц Самуэль Фридрих (1803-1873)Портрет графа С.С. Уварова. 1840

Бумага, тушь, карандаш. 38 х 30

Справа от изображения карандашом подпись художника: JDiezt1840;

под изображением надпись на французском языке: dessine d apres la nature / St Petersburg mai1840. (создан с натуры / С.-Петербург май 1840). На обороте карандашом: Гр. Сергъй Семеновичъ Уваровъ / През. АН и мин. Нар. Просв.

Поступление: От И.С. Зильберштейна в 1938 г., ранее - в собрании П.Д. Эттингера.

Представляя Николаю I проект учреждения Отделения русского языка и словесности (ОРЯС), C.С. Уваров просил оставить за ним право самому назначить членов Отделения. Разрешение было дано, и в состав ОРЯС вошли прославленные русские писатели: И.А. Крылов, В.А. Жуковский, П.А. Вяземский; крупные филологи и историки: К.И. Арсеньев, М.П. Погодин, П.М. Строев, А.Х. Востоков; представители высшей церковной и административной иерархии: митрополит Филарет, Архиепископ Иннокентий, кн. П.А. Ширинский-Шихматов, А.И. Красовский и др. Большинство членов Российской академии получили звания почетных членов Отделения, а не действительных или почетных членов Академии наук. Членами-корреспондентами Отделения стали такие выдающиеся отечественные и зарубежные лингвисты, как В.И. Даль, П. Шафарик, В. Караджич.

Основными задачами Отделения были завершение работы по составлению словаря и грамматики русского языка. Члены Отделения усердно трудились также и в области истории, археографии и археологии. Первым председательствующим ОРЯС был назначен председатель Археографической комиссии князь П.А. Ширинский-Шихматов. 23 декабря 1841 г. Отделение открыло свои заседания.

Вполне в демократическом духе выглядит и небольшое нововведение в жизнь Академии, датированное 12 маем 1849 г.: «О дозволении избирать в члены Комитета Правления Императорской Академии наук экстраординарных академиков и адъюнктов», (15) то есть решено было принимать в члены правления и молодых членов Академии, более энергичных и менее загруженных научной работой.

Структурная реорганизация Императорской Академии наук, связанная с формированием ее трех Отделений, привели к дальнейшим изменениям в ее Уставе. Уже к концу 40-х годов потребовалась корректировка системы избрания действительных членов. 11 августа 1849 г. было принято »Положение о порядке избрания в действительные члены Императорской Академии наук» (16).

Если по Уставу 1836 г. выборы новых действительных членов (ординарных академиков и адъюнктов) проводились сразу на заседании Конференции или Общего собрания, (§§63–66) то с реорганизацией структуры Академии, созданием трех Отделений, вся основная выборная деятельность переносится в Отделения.

В Уставе 1836 г. были слабо разработаны условия конкурсного поступления в Академию наук. К середине XIX в. статус ведущего научного учреждения страны требовал дальнейшей разработки и этого вопроса. Кандидаты на место действительного члена Академии сначала проходили баллотировку по Отделениям, а затем, получив не менее двух третей голосов, представлялись Отделением Общему собранию для окончательного избрания. «Если бы два кандидата при баллотировке в Отделении получили бы законное число избирательных шаров, – читаем в §9 «Положения», – то Общее собрание производит окончательное избрание одного из сих кандидатов». В случае равенства голосов и в этой ситуации, решающее слово (голос) за Президентом (§10).

Роль С.С. Уварова в деле организации деятельности Академии наук огромна. Министерство народного просвещения было первой инстанцией по разрешению вопросов, возникающих в научных учреждениях. Далее прошения, докладные записки и другие документы поступали на рассмотрение Государственного совета, законодательного учреждения, основанного еще Александром I 30 марта 1801 г. Академия наук, находясь в непосредственном подчинении министерства народного просвещения, вносила предложения, проекты на обсуждение Государственного совета и получала окончательную высшую резолюцию по поводу принятия организационных, кадровых и прочих решений из рук императора. Тем самым Академия выполняла §7 и §13 Устава 1836 г.: «Академия обязана доводить до сведения правительства всякое сделанное ее членом или иностранным ученым открытие, коего приспособление к практике может с какой-либо стороны быть полезно, или для сохранения здоровья жителей, или для усовершенствования промышленности, искусств, фабрик, мануфактур, торговли, мореплавания и прочего» (17). Академия и все члены ее (§13) состоят «под особым высочайшим покровительством, оставаясь в ведении министра народного просвещения, чрез которого восходят к его императорскому величеству все дела Академии, требующие высочайшего рассмотрения» (18).

С принятием нового Устава и присоединением к Академии наук Отделения русского языка и словесности закончились преобразования в Академии не только в николаевскую эпоху, но и в период деятельности С.С. Уварова на посту как президента Академии, и министра народного просвещения. Этот Устав действовал вплоть до 1927 г., когда структура Академии подверглась коренному переустройству.

19 августа 1839 г. состоялось открытие Главной астрономической обсерватории в Пулково. По богатству и совершенству своего оборудования Пулковская обсерватория занимала ведущее место в мире. Задачей нового астрономического учреждения являлось определение положений звезд на небесной сфере, расстояний до звезд и т.д. 12 октября 1839 г. Уваров был удостоен Высочайшего рескрипта за устройство Пулковской обсерватории. В апреле 1849 г. открылась Главная физическая обсерватория, ей подчинялись все обсерватории Горного ведомства. Одной из сторон деятельности обсерватории являлся контроль за метеорологической службой страны.

Организационная деятельность С.С. Уварова на посту министра народного просвещения с 21 марта 1833 г. также принесла значительные изменения в области народного образования. Во главу деятельности министерства Уваров положил широкую программу, основанную на исторических принципах русской государственности и культуры: «…приноровить общее всемирное просвещение к нашему народному быту, к нашему народному духу, утвердить его на исторических началах православия, самодержавия и народности» (19). Стремясь удержать контроль над умами, правительство предприняло наступление на проникновение опасный влияний с Запада – распространяющихся в обществе материалистических и демократических идей. Провозглашенная С.С. Уваровым программа официальной народности включала в себя в качестве незыблемого элемента социальной жизни принцип самодержавия. С.С. Уваров был уверен в правильности государственной системы, основанной на самодержавии, и считал, что попытка европеизации России обрекает ее на социальную катастрофу. «Мы, то есть люди девятнадцатого века, – писал С.С. Уваров, – в затруднительном положении, мы живем среди бурь и волнений политических. Народы изменяют свой быт, обновляются, волнуются, идут вперед. Но Россия еще юна, девственна и не должна вкусить, по крайней мере, теперь еще, сих кровавых тревог. Надобно продлить ее юность и тем самым воспитать ее. Вот моя политическая система. Если мне удастся отодвинуть Россию на пятьдесят лет от того, что готовят ей теории, то я исполню свой долг и умру спокойно» (20).

За время своего министерского правления С.С. Уваров успел претворить основные принципы своей программы в ряд важных преобразований, затронувших все стороны учебной системы и выразившихся в новой организации управления учебными округами на бюрократических началах, ограничении университетской автономии и академической свободы по новому университетскому уставу 1835 г.

В марте 1849 г. Уваров поддержал в «Современнике» статью профессора Петербургского университета И.И. Давыдова «О назначении русских университетов и участии их в общественном образовании» (21). Рассуждая о высоком назначении университетов, автор стремился «обнаружить легкомыслие поверхностных мечтателей и уличить их в несправедливости» их к высшим учебным заведениям (22). Цензурный комитет 2 апреля усмотрел в этой статье апелляцию к общественному мнению, что тогда было недопустимо (23). 21 марта Уваров подал царю доклад, где поддержал И.И. Давыдова и всю ответственность за статью брал на себя. В апреле 1848 г. С.С. Уварову было поручено образовать ведомственный комитет по пересмотру цензурного устава, а в сентябре 1849 г. в Государственный совет был представлен новый проект Устава о цензуре, который, однако, был впоследствии «похоронен» «Комитетом 2 апреля».

Выйдя по состоянию здоровья в отставку с поста министра народного просвещения, Уваров, по пожеланию академиков, оставался до конца своей жизни президентом Императорской Академии наук (24).

Неизвестный художник по литографии И.П. Беггрова 1820-х годов (?)

Портрет графа С.С. Уварова. 1833

Бумага, акварель. 20 х 17 (изобр.); 40 х 37 (паспарту)

Поступление: Из ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН в 1939 г., туда передан из архива РАН в 1928 г.

Сергей Семенович Уваров был удостоен многих почетных званий. Так, 16 января 1811 г. он был избран почетным членом Императорской Академии наук, 5 марта 1818 г. – почетным членом-учредителем Императорского Московского общества сельского хозяйства, 30 марта 1818 г. – почетным членом Общества любителей Российской словесности при Императорском Московском университете и утвержден президентом Йенского общества любителей латинской словесности, 14 апреля 1828 г. – членом Российской академии, 25 декабря 1838 г. утвержден по избранию почетным попечителем Краковского университета в Царстве Польском. 7 января 1844 г. – почетным членом Императорского Университета Св. Владимира в Киеве, 7 октября 1845 г. – почетным членом Императорского Русского географического общества и др. Кроме того, состоял почетным членом королевских обществ наук в Гёттингене и Копенгагене, Королевского исторического общества в Мадриде, Французской Академии надписей и словесности (25).

За годы службы Уваров неоднократно награждался орденами: Иоанна Иерусалимского (1802); Св. Владимира 2-й (1816) и 1-й степени (1818); Св. Анны 1-й степени (1826), а годом позже алмазными знаками к этому ордену за труды по Академии наук; орденом Белого орла (1834 г.); Св. Александра Невского (1835). В июле 1846 г. Уваров получил титул графа Российской империи; 6 декабря 1850 г. ему вручили высший орден Российской империи – орден Св. Андрея Первозванного (26).

Скончался С.С. Уваров 4 сентября 1855 г. и похоронен в родовой усыпальнице с. Холм Гжатского уезда Смоленской губ.

Д.и.н., вед.н.с. СПб филиала ИИЕТ РАН М.Ф. Хартанович

С.С. Уваров. Портрет.

Литография.

Печатал Поль Пети.

Не ранее 1849 г.

СПФ АРАН. Р.X. Оп.1-У. Д.8.

Титульный лист Устава Академии наук, утверждённый императором Николаем I.

Типогр. экз.

СПФ АРАН. Ф.1. Оп.2-1836. Д.9. Л.4.

Указ императора Александра I о назначении С.С. Уварова президентом Императорской Академии наук.

СПФ АРАН. Ф.1. Оп.2-1818. Д.4. Л.2.

Основные труды Уварова С.С.: О преподавании истории относительно к народному воспитанию. СПб., 1813; О Гете // В торжественном собрании Академии наук читано президентом Академии. М., 1833; Общий взгляд на философию словесности. СПб., 1848; Совершенствуется ли достоверность историческая? Дерпт, 1852; К истории классицизма в России // Русский архив. 1899. №11.

Литература о С.С. Уварове: Плетнев П.А. Памяти графа С.С. Уварова. СПб., 1855; Щербатов Г.А. Характер и значение графа С.С. Уварова // Санкт-Петербургские ведомости. 1869. №334. 4 декабря; Погодин М.Н. Для биографии графа С.С. Уварова // Русский архив. 1871. №12; Барсуков Н.П. С.С. Уваров и адмирал Шишков // Русский архив. 1882. №6; Исабаева Л.М. Общественно-политические взгляды С.С. Уварова в 1810-е годы // Вестник МГУ. Серия 8. История. 1990; Хартанович М.Ф. Николай I и граф С.С. Уваров – реформаторы Академии наук // Вестник РАН. 1995. Т.65. №12.

Источники: Санкт-Петербургский филиал Архива РАН (СПФ АРАН):

Фонд 5. Опись 3. Материалы по деятельности Уварова С.С. (1786–1855) в министерстве народного просвещения. Объем документов – 5 дел. Хронологические рамки: 1832–1833 г.; Российский государственный исторический архив (РГИА): Ф.733. Оп.12. Д.175. Материалы о службе в Академии наук (1818–1855); Ф.1162. Оп.6. Д.567. Материалы о службе в Государственном Совете (1834–1850).

Примечания

  1. Шилов Д.Н. Государственные деятели Российской империи.1802–1917. Биобиблиографический справочник. СПб., 2001. С.682.
  2. История Академии наук СССР. М.; Л., 1964. С.20.
  3. Хартанович М.Ф. Ученое сословие России. Императорская Академия наук второй четверти XIX в. СПб., 1999. С.15.
  4. Хартанович М.Ф. Указ. соч. С.35.
  5. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф.733. Оп.12. Д.8. Л.181.
  6. Летопись Российской Академии наук. 1803–1860. Т.2. / Отв. ред. М.Ф. Хартанович. СПб., 2002. С.257.
  7. Уставы Российской Академии наук. 1724–1999. М., 1999. С.114.
  8. Там же. С.43.
  9. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства Народного Просвещения. 1802–1902. СПб., 1902. С.331.
  10. Хартанович М.Ф. Указ. соч. С.5.
  11. Рождественский С.В. Указ. соч. С.31.
  12. Хартанович М.Ф. Указ. соч. С.50.
  13. Там же. С.46.
  14. Сборник постановлений по МНП. СПб., 1875. Т.2. Отд.2. №106. Стб.256–266.
  15. СПФ АРАН. Ф.1. Оп.1а. Д.38. Л.31.
  16. Там же. С.46.
  17. Уставы Российской Академии наук. С.106.
  18. Там же. С.108.
  19. Хартанович М.Ф. Указ. соч. С.21.
  20. Хартанович М.Ф. Указ. соч. С.27.
  21. Шевченко М.М. Сергей Семенович Уваров // Российские консерваторы. М., 1997. С.127.
  22. Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П. Погодина. СПб., 1896. Кн.X. С.532.
  23. Шевченко М.М. Указ. соч. С.127.
  24. Хартанович М.Ф. Указ. соч. С.28.
  25. Шилов Д.Н. Указ. соч. С.683.
  26. Шилов Д.Н. Указ. соч. С.682–683.

Герой этой статьи - Уваров Сергей Семенович. 5 сентября 1786 г. Русский государственный деятель и антиковед. Министр просвещения и тайный советник. Почетный член и наук. Разработал идеологию официальной народности.

Семья

Уваров Сергей Семенович (дата рождения по старому календарю 25 августа 1786 г.) родился в Санкт-Петербурге, в дворянской семье. Все родные по отцовской и материнской линиям являлись придворными. Отец, Семен Федорович, был подполковником конной гвардии. Отважный, жизнерадостный, любил танцы вприсядку и играть на бандуре.

Князь Потемкин сделал его своим адъютантом и женил на завидной невесте - Дарье Головиной. Крестной матерью Сергея Семеновича была сама императрица Екатерина Великая. Когда юному Уварову исполнилось 2 года, он остался без отца. Воспитанием сына занималась мать. Потом тетя - Наталья Ивановна (в замужестве княгиня Куракина).

Образование

Как и все дети из благородных семей, Сергей получил отличное домашнее начальное образование. Занимался в доме князя Куракина. Учитель Сергея - французский аббат Манген. Юный Уваров оказался очень одаренным юношей. И с легкостью осваивал европейскую культуру, иностранные языки, историю античности и т. д.

В результате с детских лет Уваров Сергей Семенович прекрасно знал французский и некоторые другие языки, прекрасно разбирался в словесности. Позднее выучил латинский, английский и древнегреческий. Сочинял стихи на разных языках и талантливо их декламировал. Благодаря восхищению взрослых привык к успеху и в последующие годы стремился сохранить это отношение к себе.

Служба

Службу Сергей начал в 1801 г. в В 1806 г. был отправлен в Вену, в русское посольство. В 1809 г. стал секретарем посольства в Париже. За эти годы у Сергея Семеновича сформировались политические убеждения. Он стал сторонником просвещенного абсолютизма. В 1810 г. ушел с дипломатической службы.

Творчество

В первые годы службы Уваров Сергей Семенович, фото портретов которого есть в данной статье, написал первые эссе. Познакомился со многими государственными деятелями, писателями, учеными. Это не только увеличило его кругозор, такие встречи помогли развить эстетический утонченный вкус, широту интересов.

У Сергея появилось стремление к постоянному самообразованию. Именно в эти годы у него проявился большой интерес к античным древностям, и он занялся их коллекционированием. В 1810 г. была напечатана его 1-я крупная работа - «Проект Азиатской академии». В ней выдвигалась идея формирования российского научного учреждения, которое должно изучать восточные страны.

Сергей Семенович считал, что распространение восточных языков приведет к пониманию отношения Азии к России. Это поприще Уваров называл ключом национальной политики.

Творческая и государственная деятельность

С 1811 по 1822 гг. Уваров Сергей Семенович, деятельностькотороготесно связана с образованием и творчеством, был попечителем Санкт-Петербургского учебного округа. Потом - директором департамента внутренней торговли и мануфактур. В 1824 г. стал тайным советником, а в 1826 г. - сенатором.

Являлся членом и одним из организаторов литературного общества «Арзамас». В нем у него было прозвище «Старушка». Но через пару лет к этому обществу охладел.

В январе 1811 г. Сергей Семенович был избран в почетные члены Императорской Академии наук. В 1818 г. стал ее президентом, коим и оставался до конца своей жизни. В апреле 1828 г. избран в почетные члены Российской Академии, а в 1831 г. стал ее действительным членом. Помимо перечисленных организаций, он участвовал в деятельности:

  • Парижской академии надписей и словесности;
  • Королевского Копенгагенского общества наук;
  • Мадридского Королевского общества;
  • Геттингенского общества наук;
  • Королевского Неапольского общества.

Уваров Сергей Семенович, биография которого связана с творчеством и образованием, входил в круг Алексея Оленина - выдающегося археолога, художника, литератора и директора Публичной библиотеки. У него постоянно собирались мастера разных поколений. Для Уварова общество, которое окружало Оленина, стало своеобразной уникальной школой.

Тем более что сам Алексей Николаевич был одним из основателей русской археологии. Уваров писал про него, что Оленин - любитель древностей и занимался всеми предметами, которые относятся к этому понятию. Его интересы простирались от древних камней до керченских драгоценностей и московских памятников. В 1816 г. получил почетное членство в Институте Франции за франкоязычный труд.

Натура Уварова Сергея Семеновича

Одна дама из высшего света охарактеризовала Уварова как аристократического баловня красавиц и собраний. Это был остроумный, веселый и ловкий человек с присущим ему оттенком самолюбия. Но во многих больших партиях, в которых он состоял, он все равно оставался чужим.

Уваров был очень любопытным и с широкими интересами. Только службой не ограничивался и активно участвовал в общественной жизни Петербурга.

Уваров Сергей Семенович: реформы и развитие образования

В 1826 г. - год празднования юбилея Академии наук Уваров воспользовался случаем построить новые здания и отремонтировать старые. Император с братьями были избраны в почетные академики, что обеспечило уважение к АН дворянства. Уваров провел выборы, в результате которых в членах академии оказались многие русские и заграничные умы.

В апреле 1832 г. получил назначение замминистра просвещения и с 1833 г. по 1849 г. был уже полноправным министром. В 1833 г., когда вступал в эту должность, написал во все учебные округа, что образование должно быть дано в духе соединения православия, народности и самодержавия. Эта триада впоследствии стала воплощением русской доктрины монархов.

Уваров Сергей Семеновичстарался усилитьконтроль правительства над гимназиями и университетами. При нем было положено начало российскому реальному образованию и заграничной практике. Он смог вывести на новый уровень просвещение. На европейский уровень вышли гимназии и университеты. А Московский университет стал одним из ведущих.

В 1934 г. Уваров создал «Журнал народного просвещения», который выходил до 1917 г. Сергей Семенович сам выработал план, составил рубрики, назначил суммы гонораров и пригласил лучших из «пишущей братии». Журнал рассылался не только в России, но и за границу.

В марте 1846 г. Уваров, будучи не только министром просвещения, но и действительным тайным советником, получит титул графа.

Отставка

В 1849 г., во время революции, проводил инспекции публикаций статей по защите университетов. Эта деятельность пришлась не по нутру Николаю I, который написал, что все должны лишь повиноваться, а свои рассуждения не высказывать. После таких слов Сергей Семенович по собственной инициативе ушел в отставку.

Наследие

В собственном имении, находившемся под Москвой, Уваров Сергей Семенович создал ботанический сад. Впоследствии он стал народным достоянием. А. Бунге назвал в честь Сергея Семеновича одно растение из семейства Вербеновых уваровией. Так же назван и один из минералов. В 1857 г. сыном Сергея Семеновича была учреждена Уваровская премия.

Село Поречье

В имении графа, которое находилось в селе Поречье, в те времена постоянно проводились литературные вечера. Это селение расположено в 20 километрах от пос. Уваровка и в 40 км от г. Можайска.

Сейчас главная достопримечательность здесь - дворец графа. Это здание имеет два корпуса. Крыша сделана из стекла. Сейчас под ним находятся растения, которые выращивал граф в своем зимнем саду. Лес возле дворца графа также имеет огромную ценность. Во время своих путешествий Сергей Семенович всегда привозил редкие растения или диковинки. И высаживал их в прилегающей к дворцу лесопарковой зоне.

С тех пор там так и остался расти каштан, которому уже исполнилось 300 лет. Есть ель - "трезубец Зевса" и т. д. Зимний сад расположен рядом с центральным зданием, а павильон его сделан из металла и стекла. При жизни графа он отапливался при помощи котельной. Оттуда шла горячая вода в трубы, прикрепленные к стенам.

Личная жизнь

Уваров Сергей Семенович женился в 1811 г. на графине Разумовской. Она была дочерью графа. В их браке родилось четверо детей - сын и три дочери. Елизавета умерла, так и не выйдя замуж. Александра сочеталась браком с Урусовым Павлом Александровичем. Наталья вышла замуж за Балабина Ивана Петровича. А сын Алексей стал известным русским археологом и ученым, любителем старины. Женился на Щербатовой П. С.

Все Петербургское высшее общество обсуждало гомосексуальные пристрастия Уварова. В одном из произведений Пушкина он был высмеян в связи с назначением своего возлюбленного Дондукова-Корсакова на должность вице-президента Академии.