Жкх общедомовые приборы учета. Общедомовые приборы учета в многоквартирных домах: кто должен устанавливать, оплачивать

Новым законом прописаны сроки энергоресурсов, воды и электроэнергии. Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применение при осуществлении расчетов за них определены Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - закон).

Кто должен устанавливать приборы учета энергоресурсов? Кто должен оплачивать установку приборов учета? А кто должен их поверять?

Согласно Федеральному закону «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ до 1 января 2012 года () собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов , природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных в эксплуатацию (при этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены общедомовыми приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии , а также индивидуальными и общими для коммунальной квартиры приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии ).

Что такое прибор учета тепловой энергии?

Прибор (или узел) учета тепловой энергии - это комплекс приборов и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию его параметров. Конструктивно узел учета представляет собой набор «модулей», которые врезаются в трубопроводы. В узел учета тепла входят: вычислитель, преобразователи расхода, температуры, давления, приборы индикации температуры и давления, а также запорная арматура. Сигналы с водосчетчика (импульсы) и сигналы с термометров сопротивления поступают в микропроцессор тепловычислителя, где с помощью высокоточного аналого-цифрового преобразователя преобразуются в цифровую форму. Далее происходит их интегрирование и вычисление тепловой энергии.

Обязательна ли установка приборов учета энергоресурсов?

Да, обязательна . Согласно закону расчеты за энергетические ресурсы, включая воду (статья 5 пункт 2 закона), должны осуществляться на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета. В законе четко определены крайние сроки установки приборов учета энергетических ресурсов (далее - энергоресурсов).

До 1 января 2011 г . приборы учета должны быть установлены и введены в эксплуатацию в зданиях, строениях, сооружениях используемых для размещения органов государственной власти, органов местного самоуправления, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

До 1 января 2011 г . собственники нежилых зданий, строений, сооружений и иных объектов обязаны завершить оснащение таких объектов коллективными (общедомовыми) приборами учета энергоресурсов, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию.

До 1 января 2012 г . собственники помещений в многоквартирных домах, жилых домов, дачных домов или садовых домов с централизованной подачей ресурсов обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета энергоресурсов (всех, кроме тепловой энергии).

С 1 января 2012 г . вводимые в эксплуатацию и реконструируемые многоквартирные жилые дома должны оснащаться индивидуальными теплосчетчиками в квартирах. С момента принятия Закона не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений без оснащения их приборами учета энергоресурсов и воды.

Кто должен оплачивать установку приборов учета?

Закон обязывает собственников зданий, строений, сооружений, жилых, дачных или садовых домов, помещений в многоквартирных домах нести расходы на установку приборов учета.
Если собственник не в состоянии оплатить прибор учета и его установку сразу, организация-поставщик энергоресурсов обязана предоставить рассрочку по платежам со сроком до 5 лет .
Процент за кредит устанавливается по ставке рефинансирования Центробанка РФ. Субъект Российской Федерации или муниципальное образование вправе предоставлять за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета поддержку отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергоресурсов. Квартиры в многоэтажных домах, являющиеся муниципальной собственностью, оснащаются приборами учета электроэнергии за счет бюджетных средств.

Нужно ли собственникам помещений многоквартирного дома (МКД) собирать общее собрание для принятия решения об установке приборов учета?

Да, нужно .

Прежде чем приступать к организации в доме учета тепла, необходимо коллективное решение собственников, принятое большинством голосов на общем собрании. Поскольку будущий узел учета станет общедомовой собственностью, оплата оборудования и работ целиком или частично (в случае участия в федеральных, областных или муниципальных программах) распределяется между всеми собственниками квартир. Задача управляющей компании или правления ТСЖ, ЖСК донести информацию до собственников, что установка приборов учета необходима согласно закону об энергосбережении и отказ от установки грозит принудительными мерами по установке приборов учета со стороны энергоснабжающей организации и разбирательством в суде. УК или правление ТСЖ, ЖСК должны предложить собственникам варианты: перечень компаний, с которыми имеется возможность заключить договор на установку приборов учета энергоресурсов и их предложения по стоимости работ и качеству предлагаемого оборудования.

Кто имеет право устанавливать приборы учета энергоресурсов?

имеют право устанавливать организации-поставщики энергоресурсов и специализированные организации. Данные организации должны иметь профильных специалистов необходимого уровня квалификации, деятельность по установке приборов учета должна быть прописана в уставных документах организации, организация должна быть членом СРО в строительстве и иметь выданное СРО свидетельство о допуске к данному конкретному виду работ. Поставщики энергоресурсов не только имеют право, а обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

До 1 июля 2010 г . энергоснабжающие организации должны были предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов и лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении приборами учета используемых энергоресурсов.

Какая ответственность за отказ от установки приборов учета?

Если до 1 января 2011 г. и для части потребителей до 1 января 2012 г. (см. выше) в ответ на предложения по установке приборов учета от поставщика энергоресурсов потребитель не установит счетчик, то энергоснабжающая организация вправе принудительно его установить, и взыскать по суду с потребителя все расходы по установке плюс судебные издержки. Согласно закону до конца 2012 г. кампания по установке приборов учета должна закончиться. Все категории потребителей энергоресурсов должны быть «оприборены». Ресурсоснабжающие организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждены Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 № 149.

Кто осуществляет контроль за соблюдением обязанностей по установке приборов учета энергоресурсов?

Контроль за соблюдением данных обязанностей осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и их территориальные органы в субъектах РФ.

Предусмотрены ли штрафные санкции за не соблюдение обязанностей по установке приборов учета энергоресурсов?

Да, предусмотрены .

Законом об энергосбережении (статья 37) внесены поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП). Несоблюдение требований законодательства об установке приборов учета (стадии проектирования, реконструкции, капитального ремонта, строительства) - штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., на организацию от 500 до 600 тыс. руб. Несоблюдение требований к поставщикам энергоресурсов по предложению установки приборов учета собственникам жилых домов, дачных, садовых домов и их представителям. Штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., на юрлиц от 100 до 150 тыс. руб. Необоснованный отказ или уклонение организации, на которую возложена обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения, либо несоблюдение установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов - штраф

  • на должностных лиц от 20 до 30 тыс. рублей;
  • на ИП - от 20 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц - от 50 до 100 тыс. руб.
Несоблюдение требований об оснащении жилого дома приборами учета лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов - штраф на ответственное лицо от 10 до 15 тыс. руб., на юрлиц от 20 до 30 тыс. руб. Несоблюдение требований об оснащении нежилых зданий, строений, сооружений приборами учета лицами, ответственными за их содержание - штраф на должностных лиц от 10 до 15 тыс. руб., на ИП от 25 до 35 тыс. руб., на юрлиц от 100 до 150 тыс. руб.

Кто осуществляет техническое обслуживание и ремонт приборов учета?

Собственник обязан обеспечить эксплуатацию приборов учета в соответствии с техническими требованиями на прибор. Таким образом, у владельца узла учета должен быть заключен договор на техническое обслуживание приборов учета с обслуживающей организацией (например, это может быть организация по установке приборов учета, энергоснабжающая организация, управляющая компания). Работы по ремонту приборов учета выполняются на предприятиях-изготовителях приборов или специализированном ремонтном предприятии в соответствии с утвержденным технологическим процессом. После ремонта прибора учета необходимо провести внеочередную поверку.

Кто осуществляет и оплачивает поверку приборов учета?

В обязанности собственника входит обеспечение достоверности показаний приборов учета, в частности, их своевременная метрологическая поверка, т.е. поверка оплачивается из собственных средств собственника. Метрологическое обеспечение достоверности показаний приборов учета заключается в периодической их поверке в специализированной организации (например, в лаборатории регионального центра стандартизации и метрологии или в организации, имеющей в своем распоряжении соответствующие испытательные лаборатории). На основании постановления правительства РФ № 250 от 20.04.10 г. начиная с 2012 г. поверка средств измерений количества электроэнергии, расхода холодной и горячей воды и газа, должна осуществляться только аккредитованными государственными региональными центрами метрологии.

Поскольку в устройство узла учета тепловой энергии входит и расходомер, то это требование будет относиться и к коммерческому учету тепловой энергии. Суть метрологической поверки заключается в испытаниях прибора учета на более точном оборудовании.

Периодичность поверки указана в паспорте на прибор учета. Межповерочный интервал (МПИ) приборов учета тепловой энергии и счетчика горячей воды, как правило, составляет 4 года, а счетчика холодной воды - 6 лет Практика эксплуатации показала: ни у одного из отечественных теплосчетчиков фактический МПИ на совпадает с паспортным, утвержденным при проведении испытаний на утверждение типа средств измерении (СИ). Для подавляющего большинства отечественных приборов учета фактический МПИ не превышает 1 года (хотя иногда встречаются образцы, у которых МПИ составляет 2 года) при заявленном МПИ в 3-5 лет и сегодня все отечественные производители приборов учета тепла негласно признают данный факт.

Каковы последствия эксплуатации неповеренных приборов?

Эксплуатация не поверенного прибора учета запрещается и расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учета со всеми вытекающими для потребителя последствиями. Непосредственно на время проведения поверки разрешается оплата услуг по усредненному расходу.

Какие приборы учета энергии можно применять?

Следует устанавливать только те приборы учета, которые включены в государственный реестр средств измерений и допущенные к применению на территории Российской Федерации. Однако даже включение прибора в Госреестр не гарантирует его качества. Поэтому необходимо вводить систему качества в теплоснабжении, помогающую теплоснабжающим и теплопотребляющим организациям применять передовой опыт, прогрессивное оборудование и новые технологические решения в области коммерческого учета тепловой энергии. Кроме того, правилами пользования электрической, тепловой энергии, воды и газа установлены требования к классу точности применяемых приборов учета не ниже установленного порога. Класс точности - это возможная погрешность прибора учета в диапазоне измерений, выраженная в процентах. Чем больше число, обозначающее класс точности, тем ниже точность прибора.

Где и как устанавливаются приборы учета тепловой энергии?

Узел учета тепловой энергии и теплоносителей должен размещаться, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом. При размещении узла учета не на границе эксплуатационной ответственности потери тепловой энергии и теплоносителей на участке тепловой сети между местом установки узла учета и указанной границей определяются расчетным путем или по результатам замеров и учитываются дополнительно; величину потерь следует указывать в договоре теплоснабжения. Монтаж осуществляется на основании проекта и нормативной документации. Принимают и пломбирует узлы учета теплоснабжающая организация, выдававшая ТУ и отпускающая тепловую энергию. МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА Принятие федерального закона № 261 ФЗ «Об энергосбережении....» поставило перед производителями приборов учета, внедренческими фирмами, потребителями энергоресурсов, региональными администрациями конкретную задачу - оснащение всех потребителей тепловой энергии и воды приборами учета в кратчайшие сроки - в пределе до 1 января 2013 г. При общем понимании не­обхо­димости таких работ возникает сомнение - насколько реально разработчики этого закона оценили возможности производственных, внедренческих, сервисных, согласующих структур, наконец, конечных потребителей ресурсов в реализации такого масштабного решения? За предыдущие до принятия закона 15-17 лет приборами учета по разным оценкам оснащены ориентировочно 40 % всех потребителей ресурсов (средний темп оснащения - 2,5% потребителей в год). В оставшиеся после принятия ФЗ № 261 три года предполагается оснастить приборами оставшиеся 60% потребителей (темп оснащения приборами - 20% в год) при неопределенном порядке финансирования этих мероприятий.

За рамками закона № 261 ФЗ и документов, принятых в его развитие, остались вопросы сервисного обслуживания и обеспечения эффективной работы приборов учета энергоресурсов в течение всего срока их службы. Хотя любому специалисту из технической (да и не только технической) сферы понятно, что любое техническое изделие требует периодического обслуживания, создание системы сервиса в период гарантийного и послегарантийного срока эксплуатации.

Узел учета тепловой энергии или воды - достаточно сложный технический объект, и для его надежной бесперебойной работы, обеспечивающей достоверный учет энергоресурсов, нужны и технические средства (диагностические приборы и установки, ремонтная база, запчасти и пр.), и квалифицированный ремонтно-сервисный персонал, и методическая база (монтажная, ремонтная, сервисная, метрологическая документация), организационная (административная) структура по обеспечению проведения всех сервисных работ. Возможно, вопрос о создании сервисных служб разработчиками закона № 261-ФЗ сознательно отложен на будущее, исходя из того, что межповерочный интервал приборов учета тепловой энергии и воды составляет, как правило, 4 года? Вероятно, за 3 года предполагается оснастить все здания и сооружения приборами учета, а уж затем приступать к созданию сервисной базы? Однако следует принять во внимание, что в 2006 г. Правительством РФ принято постановление № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которое стимулировало установку приборов подомового учета тепла и воды.

Приборы, установленные в соответствии с этим постановлением начиная с 2006 г., уже в 2010 г. начали поступать на поверку. Спрос на услуги по поверке и ремонту приборов учета существенно вырос, в 2011 и последующих годах можно ожидать его дальнейшего роста. В соответствии с требованиями Федерального закона № 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» главным и практически единственным критерием для определения поставщика приборов (узлов) учета энергоресурсов является цена контракта. Поскольку в финансировании установки домовых узлов учета или организации конкурсов на размещение таких заказов принимают участие местные администрации (как непосредственно, так и через контролируемые управляющие компании), то большинство конкурсов проводится на основании требований закона № 94 ФЗ.

Требования минимума цены на контракт приводит в ряде случаев к установке узлов учета с приборами, арматурой низкого качества, что неизбежно приводит к быстрому выходу оборудования из строя. И при таком исходе владелец узла учета уже в первые годы эксплуатации вынужден нести серьезные затраты по внеочеред­ным ремонтам, поверкам, монтажу/демонтажу оборудования. Отсутствие сервисных структур по ремонту и поверке приборов учета энергоресурсов еще более усугубляют ситуацию, и сводят к минимуму предполагаемую экономию от внедрения систем учета энергоресурсов.

Каргапольцев В.П. , ООО «Промавтоматика-Киров», г. Киров

Объясняем, для чего нужен ОДПУ и кто должен оплачивать его установку.

– В квитанциях по оплате ЖКХ за ноябрь месяц 2017 г. УК включила графу «Оплата установки ОДПУ». Сумму, которую указывает УК, мы должны будем оплачивать в течении пяти лет, плюс ко всей этой сумме - 40% за банковские начисления и комиссия при оплате квитанции каждый месяц 10%. От УК оповещения собственников дома об этой плате не было! Ранее на общих собраниях шёл разговор о возможности оплаты установки ОДПУ собственниками дома, но люди были не согласны, и было принято решение оплачивать такие работы за счёт услуги «Содержание общего имущества». И это не маленькие суммы тоже! Законно ли решение УК о дополнительных поборах с собственников нашего дома без их согласия и возможно ли оплачивать установку ОДПУ из услуги «Содержание общего имущества»?

В соответствии с постановлением правительства РФ в отношении объектов, где ещё не установлены общедомовые счётчики, действуют повышающие коэффициенты к нормативам. С 2017 года коэффициент равен 1,6. То есть жильцы домов без ОДПУ платят в 1,6 раз больше. Так что сегодня жить без общедомового счётчика стало совсем не выгодно. Это постановление действует с 2013 года, однако до сих пор общедомовые счётчики установлены далеко не везде.

Для чего нужен общедомовой счётчик?

ОДПУ позволяет контролировать фактическое потребление ресурса в доме и фиксировать его реальные объёмы - воды, электроэнергии, газа и тепла. Поэтому, прежде всего, общедомовой счётчик устанавливается для того, чтобы не переплачивать за потери на магистральных сетях поставщика.

Расходы на коммунальные услуги формируют два фактора: установленные тарифы и объём потреблённого ресурса. Тарифы на ЖКХ растут постоянно, и повлиять на это у потребителя нет возможности. Тем не менее, влияя на второй фактор - объём потреблённого ресурса, у управляющей компании и собственников квартир появляется реальная возможность сэкономить.

Установка ОДПУ позволяет:

    оплачивать за потребление ресурса по факту;

    разграничить убытки за потери на магистральных сетях между ресурсоснабжающей организацией и собственниками;

    фиксировать потерю ресурсов.

Таким образом, наличие ОДПУ - это единственный способ определить реальное потребление ресурсов в доме.


Нужен ли общедомовой счётчик, если в квартирах стоят индивидуальные приборы учёта?

Если в квартирах установлены индивидуальные приборы учёта (ИПУ), собственники оплачивают то, что потребили по факту. Однако помимо индивидуального потребления в квитанциях на оплату за коммунальные ресурсы выставляется ещё и общедомовой расход (общедомовые нужды - ОДН).

В идеале в категорию общедомового расхода должно входить потребление ресурса на обслуживание общедомового имущества (например, лестничных площадок, лифтов, крыш, чердаков и подвалов, детских площадок). Но на практике под эту категорию попадает весь ресурс, который не был учтён индивидуальными приборами учёта, в том числе и всевозможные утечки. В результате объём ресурса, списанного в графу ОДН, может разрастаться до аномальных 30% от индивидуального потребления, а то и выше. В то время как «нормальным» считается ОДН, не превышающий 1,5 - 2%.

При отсутствии общедомового прибора учёта определить, где находятся утечки, невозможно. Они могут быть как в системе самого дома, так и в сетях от ресурсной организации до домна подходе к нему. Наличие ОДПУ даёт возможность оплачивать только тот объём ресурса, который действительно пришёл в дом.

Само по себе наличие общедомового счётчика не спасает от завышенного ОДН: остаются утечки внутри самого дома и ещё около десятка причин, влияющих на рост этой статьи расходов. Однако установка общедомового счётчика является первым шагом на пути к сокращению расходов.

Общедомовые приборы учёта тепла нужно установить и ввести в эксплуатацию до 1 января 2019 года в соответствии с ч. 2 ст. 9 № 279-ФЗ . Обязанность по их установке лежит на собственниках помещений в МКД. Однако невыполнение жителями требований законодательства может негативно отразиться на работе УО. Узнайте, почему.

Обязанность установить ОДПУ теплоэнергии

Решение об установке ОДПУ принимают собственники помещений в МКД на общем собрании. Инициировать такое собрание может как управляющая организация, чтобы уведомить собственников о необходимости установить прибор учёта и решить вопросы о его установке, так и собственники помещений в МКД. На собрании рекомендуем обсудить вопросы о:

  • способе установки прибора учёта - силами РСО или подрядной организации;
  • сроках установки прибора учёта;
  • размере взноса на его установку и ввод в эксплуатацию;
  • способе финансирования - единым платежом или в рассрочку.

В какие сроки нужно установить счётчик тепла

Обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учёта теплоэнергии собственникам помещений в МКД необходимо в срок до 1 января 2018 года, согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ .

Управляющие организации, ТСЖ и ЖСК, в свою очередь, обязаны сообщить эти сведения собственникам до 31 декабря 2018 года (ч. 7 ст. 12 № 261-ФЗ). Если этого не сделать, УО получит штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей (ч. 5 ст. 9.16 КоАП РФ).

Если собственники не обратят внимания на уведомления управляющей организации и не установят ОДПУ теплоэнергии, ресурсоснабжающая организация установит его самостоятельно до 1 января 2021 года. Оплачивать установку будут собственники помещений в МКД.

В случае принудительной установки ресурсоснабжающей организацией ОДПУ теплоэнергии, собственники помещений не смогут заранее согласовать с РСО стоимость прибора, его установки, ввода в эксплуатацию и порядка расчётов за его установку. Жители будут расплачиваться за установку прибора в течение пяти лет, при этом размер выплат будет учитывать ставку рефинансирования. В итоге может получиться так, что за принудительную установку ОДПУ жители заплатят на порядок больше.

Когда прибор учёта можно не устанавливать

Устанавливать ОДПУ теплоэнергии не придётся, если для этого нужно провести реконструкцию или капитальный ремонт здания.

Многое также зависит от места установки прибора учёта. Если после установки ОДПУ невозможно будет обеспечить его нормальную эксплуатацию, устанавливать его нет необходимости. Должную эксплуатацию обеспечить не получится, если:

  • внутридомовые сети МКД в аварийном состоянии;
  • невозможно будет обеспечить доступ к прибору учёта для его обслуживания и снятия показаний;
  • в помещении, предназначенном для установки ОДПУ, нарушен температурный режим, уровень электромагнитных помех и влажности.

Если прибор учёта в МКД не был установлен из-за отсутствия технической возможности, этот факт нужно зафиксировать актом по форме приказа Минрегиона РФ от 29.12.2011 № 627 . В противном случае обязанность собственников помещений многоквартирного дома по установке ОДПУ будет считаться неисполненной.

Что будет в случае неустановки ОДПУ тепла

Бывает так, что собственники помещений не соглашаются на предложение управляющей организации установить ОДПУ тепла и оплачивать расходы за прибор и его установку в рассрочку. Решения установить прибор учёта другим способом на общем собрании они также не принимают. Тем не менее обязанность установить ОДПУ теплоэнергии остаётся и установить счётчик всё равно придётся.

В случае, если ОДПУ не будет установлен до 1 января 2019 года, ресурсоснабжающие организации смогут применять повышающий коэффициент при расчёте размера платы за тепловую энергию для домов, не оборудованных ОДПУ.

Такую надбавку можно будет считать убытком для управляющей организации. Собственники не исполнят свои обязательства, а плату за отопление управляющая организация обязана рассчитывать им исходя из нормативов потребления. Повысить размер такой платы УО не может. Значит, разницу между начисленными ресурсоснабжающей организацией суммами и начислениями потребителям коммунальных услуг управляющим организациям придётся оплачивать самостоятельно.

Общедомовые счетчики всех коммунальных ресурсов, в том числе тепловой энергии на отопление и горячую воду, должны устанавливаться ЗА СЧЕТ ВСЕХ СОБСТВЕННИКОВ, в долях пропорционально площади квартиры (квартир), принадлежащих каждому собственнику. Кто должен устанавливать общедомовые счетчики?Решение об этом принимает общее собрание собственников дома. Ваше право – выбрать тип счетчика, его стоимость, надежную монтажную организацию, которая его установит за приемлемую плату и даст Вам соответствующую гарантию. Если Вы это не сделаете сами, то с 1 июля 2012 года законное право сделать это ПРИНУДИТЕЛЬНО ИМЕЕТ (И ДАЖЕ ОБЯЗАНА) ресурсоснабжающая организация (Водоканал, Теплоэнерго и т.п.) или УК за последующую оплату, которая наверняка будет не ниже, чем если бы Вы сами выбрали монтажную организацию. Оплата жителями этой установки может быть произведена с рассрочкой платы до 5-ти лет.

Кто обязан устанавливать общедомовые приборы учета

  • 1 Основные законодательные положения
  • 2 Кто должен оплачивать установку ОДПУ
  • 3 Порядок процедуры принятия решений об установке счетчиков и оплате работ
  • 4 Нюансы оплаты установки ОДПУ
  • 5 Особенности процедуры

Основные законодательные положения Законодательство РФ требует от собственников квартир оснащения дома общедомовыми приборами учета. Фото № 1 Абсолютно любая сфера жизнедеятельности гражданина РФ регулируется соответствующим законодательным актом.

Важно

Что касается процедуры установки ОДПУ, то в юридическом плане она не столь сложна, но наполнена немалым количеством нюансов. Рассматривая данную тему под разным углом, может потребоваться обращение к некоторым Федеральным законам и Жилищному Кодексу РФ (ЖК РФ).

Кто должен устанавливать общедомовые приборы учета тепла?

Вот что об этом сказано в Федеральном законе РФ от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ»Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…»: «…5.
До 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, ОБЯЗАНЫ ОБЕСПЕЧИТЬ оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.….. 12.

Установка общедомовых приборов учета

Внимание

Этот вид расходомеров очень чувствителен к присутствию в теплоносителе взвешенных твёрдых частиц, создаёт гидравлическое сопротивление потоку, поэтому применяется крайне редко как общедомовые счетчики на отопление. Ультразвуковые счётчики дороже, но надёжнее в эксплуатации и точнее определяют расход.


Прибор не требует частого обслуживания, не создаёт сопротивления, но ему необходимо определённое пространство (прямой участок установленной длины перед и после себя). Если в трубопроводе течёт не совсем чистая вода, то погрешность измерений увеличивается. Электромагнитные измерители тоже реагируют на качество поставляемой воды, но совсем незначительно, не требуют прямых мерных участков. Такие приборы учёта в основном используют в многоквартирных домах как коллективные.

Кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета – от и до

Инфо

В суммарном расходовании теплоэнергии вычисляется та часть, которая приходится на ваше жилое помещение, далее она множится на установленный тариф. Формула расчета отопления по общедомовому счетчику выглядит следующим образом: Р=Q общая*S/S общая*T, где:

  • Q общая – объём потреблённого тепла по показаниям устройства учёта в Гкал.
  • S общая – площадь всех жилых, свободных и служебных помещений в доме в кв.

м.
  • S – отапливаемая площадь в кв. м. К ней не относятся балконы, лоджии, террасы и веранды.
  • T – установленный в регионе тариф на отопление.
  • Стоит заметить, что перерасчет по отоплению по общедомовому счетчику должен выполняться в любом случае исходя из среднего температурного режима за отопительный сезон.

    Общедомовые счетчики на отопление в многоквартирных домах

    Выполнять задачу должна организация, поставляющая тепло в жилые дома, а также на их плечи ложатся обязательства по обслуживанию и поверке тепловых счётчиков до тех пор, пока жильцы не организуют собственное объединение совладельцев. Важно! Основную сумму от стоимости оборудования и его установки организация берёт на себя, однако в будущем эти затраты будут компенсироваться путём сбора с жильцов дополнительных средств на протяжении нескольких лет. Установка общедомового счетчика на отопление Получить информацию о возможности установки приборов учёта можно в вашей управляющей компании либо в проектном бюро. Но нужно учитывать тот факт, что установка подобного оборудования сопряжена с решением организационных моментов – собственники некоторых квартир могут отказаться от дополнительных расходов.

    Нюансы оплаты установки ОДПУ Как оплатить установку ОДПУ? Фото № 4 При решении установить ОДПУ необходимо учитывать некоторые нюансы оплаты работ по установке. Точнее, они следующие:

    • Оплата работ осуществляется со всех собственников многоквартирного дома в равном объеме.
    • По предложению ЖУК или компании, постанавливающей ресурсы в конкретный дом, жильцы могут провести оплату работ в рассрочку.
    • Срок, за который жильцы должны выплатить рассрочку, имеет максимальный предел – 60 месяцев. Более точно он устанавливается в соответствующем договоре.
    • Рассрочка также может быть оформлена и при установке счетчика в частном доме.
    • В некоторых ситуациях дополнительных сборов со всех жильцов многоквартирного дома можно избежать.

    Необходимость монтажа теплосчётчика Дело в том, что с лета 2012 года на всей территории Российской Федерации установка счётчиков отопления стала обязательной, однако сумма оплаты станет ниже только после выполнения ряда мероприятий, таких как:

    • Качественное утепление здания.
    • Полное остекление дома.
    • Замена деревянных окон на металлопластиковые.
    • Утепление фасада дома «шубой», выполненной из минваты или пенопласта.

    Жильцам, которые пользуются услугами централизованного теплоснабжения, необходимо понимать, что вне зависимости от того, считают они монтаж счётчиков выгодным или нет, это никак не влияет на необходимость их установки, так как в соответствии с федеральным законом №261 многоквартирные дома должны быть оборудованы измерителями в обязательном порядке.

    Чья обязанность устанавливать общедомовые приборы учета тепла

    Но как показывает практика, не все собственники помещений оказались готовы нести такие расходы, ведь установка прибора учета на один из видов коммунального ресурса может обойтись около 100 000 рублей на сегодняшний день. Кроме того, прежде чем установить общедомовой прибор учета нужно провести обследование состояния инженерных систем в доме на предмет потерь, и при необходимости произвести ремонт или дополнительную изоляцию труб водоснабжения и отопления для того чтобы избежать лишней утечки.

    Решение об установке общедомовых приборов учета принимается на общем собрании собственников помещений. Здесь же утверждается смета со стоимостью, объемами работ и порядке оплаты, а также выбирается организация, которая готова такие работы произвести.

    Когда приборы учета будут установлены, их необходимо ввести в эксплуатацию или сказать по-другому, поставить на коммерческий учет.
    Собственники помещений в многоквартирном доме несут обязанность по содержанию всего общедомового имущества в таком доме. Соответственно и установка нового оборудования, в том числе общедомовых приборов учета, которая является обязательной согласно Федеральному закону Российской Федерации от 23 ноября 2009 г.

    N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), ложится на плечи собственников помещений. Приборы учета на все виды коммунальных ресурсов: холодное, горячее водоснабжение, отопление, электроснабжение и газоснабжение необходимо было установить ещё до 01.07.2012.

    На сегодняшний день обходиться без общедомового прибора учета (ОДПУ) управляющим компаниям становится все менее выгодно. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 №344, в отношении объектов, где еще не установлены общедомовые счетчики, уже начинают действовать повышающие коэффициенты к нормативам. А к 2017 году коэффициент возрастет до 1,6 раза.

    В этой статье расскажем, кто должен оплачивать общедомовые приборы учета, и как организовать установку общедомового счетчика в многоквартирном доме.

    Зачем нужен общедомовой прибор учета

    Общедомовой прибор учета позволяет контролировать фактическое потребление ресурса в рамках дома и фиксировать реальные объемы поставленного ресурса - воды, электроэнергии, газа и тепла. Поэтому, прежде всего, ОДПУ устанавливается для того, чтобы не переплачивать за объем потерь на магистральных сетях поставщика.

    Расходы на коммунальные услуги формируют 2 фактора: объем потребленного ресурса и утвержденные тарифы. Тарифы на услуги ЖКХ растут каждые полгода, и повлиять на их рост у потребителя нет возможности. Тем не менее, влияя на второй фактор - объем потребленного ресурса, у управляющей компании и собственников квартир появляется реальная возможность сэкономить расходы.

    Установка ОДПУ позволяет:

    • оплачивать за потребление ресурса по факту;
    • разграничить убытки за потери на магистральных сетях между РСО и собственниками;
    • фиксировать потерю ресурсов.

    Таким образом, наличие ОДПУ - это единственный способ определить реальное потребление ресурсов в доме.

    Нужен ли общедомовой счетчик, если в квартирах стоят индивидуальные приборы учета

    Если в квартирах установлены индивидуальные приборы учета (ИПУ), собственники оплачивают то, что потребили по факту. Однако помимо индивидуального потребления, в квитанциях на оплату за коммунальные ресурсы, выставляется еще общедомовой расход (ОДН).

    В идеале, в категорию общедомового расхода должно входить потребление ресурса на обслуживание общедомовых территорий. Но на практике, под эту категорию попадает весь ресурс, который не был учтен индивидуальными приборами учета - в том числе, всевозможные протечки. В результате, объем ресурса, списанного в графу ОДН, может разрастаться до аномальных размеров в 30% от индивидуального потребления и выше. В то время как «нормальным» считается ОДН, не превышающий 1,5-2%.

    При отсутствии общедомового прибора учета, определить, где находятся протечки, невозможно. Они могут быть как в системе самого дома, так и в сетях от ресурсной организации до дома.

    Наличие общедомового учета дает возможность оплачивать только тот ресурс, который действительно был поставлен в дом.

    Само по себе наличие общедомового счетчика не спасает от завышенного ОДН - остаются еще протечки внутри самого дома и еще около десятка причин, влияющих на рост этой статьи расходов.

    Однако установка общедомового счетчика является первым шагом на пути к сокращению расходов.

    В каких домах необходима установка общедомового прибора учета

    Установка общедомовых приборов учета зависит от степени благоустройства дома. Общедомовые счетчики воды, электроэнергии, газа и тепла в обязательном порядке должны быть в домах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, а также к системам:

    • централизованного теплоснабжения;
    • централизованного водоснабжения;
    • централизованного газоснабжения;
    • другим системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

    При этом такие требования не распространяются на ветхие, аварийные объекты, и на объекты, в которых:

    • мощность потребления электрической энергии составляет менее 5 кВт⋅ч;
    • максимальный объем потребления тепловой энергии составляет менее двух десятых Гкал/ч;
    • максимальный объем потребления природного газа составляет менее 2 м³/ч.

    Кто оплачивает установку общедомовых приборов учета

    В соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении», расходы за установку ОДПУ полностью ложатся на собственников жилого дома.

    Собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку общедомового прибора учета на основании счетов, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества. ПП РФ от 13.08.2006 №491, п. 38(1)

    При установке общедомовых приборов учета каждому собственнику предъявляется к оплате счет, в котором, помимо общей информации о стоимости ОДПУ, имеется информация о том, сколько должен оплатить конкретный собственник.

    Расходы каждого собственника определяются в виде доли, пропорциональной доле в праве общей собственности на общее имущество. Для вычисления этой доли общая площадь помещения делится на общую площадь дома и умножается на площадь общего имущества.

    Например, если площадь помещения составляет 100 м², площадь дома – 9 000 м², а общего имущества – 1500 м², то доля собственника составит: 100 / 9000 х 1500 = 16,67 м².

    Нужно ли проводить общее собрание собственников

    Из «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» следует, что ОДПУ являются общим имуществом. В частности, такие счетчики входят в состав внутридомовых инженерных систем. Поэтому для установки ОДПУ требуется решение общего собрания собственников помещений. О необходимости проведения такого собрания собственникам должна сообщить управляющая компания.

    Несмотря на то, что роль управляющей компании при проведении общего собрания ограничена только ознакомительными мероприятиями, в случае, если собственники не будут уведомлены о необходимости установки приборов учета, управляющей компании грозит штраф.

    Согласно п. 5 статьи 9.16 КоАП, если организации, отвечающие за содержание МКД, уклоняются от разработки и доведения информации о мероприятиях, направленных на энергосбережение, до собственников жилья, контролирующим органом в отношении УК, ТСЖ будет направлено предписание о наложении административной ответственности в виде штрафа:

    • для должностного лица в объеме от 5 000 до 10 000 рублей;
    • для юридического лица – от 20 000 до 30 000 рублей.

    Каким образом собственники расплачиваются за установку общедомовых приборов учета

    Оплата за установку ОДПУ производится одним из следующих способов:

    1. Единоразово в 100% размере внести денежные средства до или после установки счетчика.
    2. Использовать право рассрочки на 5 лет. В этом случае доля собственника за оплату общедомового прибора учета выставляется в квитанции за коммунальные услуги равными частями в течении 5 лет. При этом, кроме стоимости прибора, дополнительно оплачивается процент за рассрочку в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
    3. Использовать средства исполнителя коммунальных услуг, выделенных на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

    Средства, выделенные на мероприятия по энергосбережению

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнитель коммунальных услуг должен направлять полученную разницу между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента, на мероприятия по энергосбережению.

    Поскольку разница между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента может направляться только на мероприятия по энергосбережению, такие средства имеют целевой характер расходования, и по правилам бухгалтерского учета необходимо обеспечить их раздельный учет и хранение от прочих поступлений.

    Рассмотрим пример. Допустим, объем воды по нормативу на человека за месяц - 7 м³. Повышающий коэффициент в 2016 г. - 1,4. При тарифе 14,63 руб. за 1 м³, получаем следующее: 7 х 1,4 х 14,63 = 143,37 руб.

    При этом сумма без нормативов получилась бы следующей: 7 х 14,63 = 102,41 руб.

    Таким образом, разница между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента за воду составляет: 143,37 - 102,41 = 39,96 руб. Именно эта сумма должна направляться исполнителем на мероприятия по энергосбережению.

    Установка общедомового прибора учета считается мероприятием энергосбережения, поэтому, если собственники МКД решили установить прибор учета и на счету исполнителя коммунальных услуг имеются целевые накопления, их необходимо направить на оплату услуг по установке ОДПУ.

    Если собственники отказываются платить за установку

    В случае, если собственники отказываются оплачивать установку ОДПУ, такие приборы будут принудительно установлены ресурсоснабжающей организацией.

    В соответствии с п.12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении», собственники обязаны предоставить доступ сотрудникам РСО к местам установки счетчиков и оплатить расходы на установку приборов учета. В случае отказа возместить ресурсоснабжающей организации расходы на установку, собственникам дополнительно придется оплачивать затраты, связанные с принудительным взысканием.

    Почему работы по установке не выполняются за счет средств текущего ремонта

    Текущий ремонт - это своевременная плановая профилактика инженерных коммунальных систем, основной способ устранения неисправностей и мелких повреждений. Целью текущего ремонта является защита имущества от преждевременного износа.

    В соответствии с «Методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда» (МДК 2–04.2004), затраты на текущий ремонт здания должны составлять не менее 0,4 – 0,55 % от его восстановительной стоимости. Нецелевое расходование средств текущего ремонта нарушает график планово–предупредительного ремонта, систематическое неисполнение которого может привести к аварийной ситуации, внезапному выходу из строя насосного оборудования, обрушению коммунальных объектов, а также нарушению работоспособности элементов здания и узлов учета энергоресурсов.

    Проводить работы по установке ОДПУ за счет средств текущего ремонта допускается, если имущество находится в удовлетворительном состоянии. Но, как правило, физический износ жилищного фонда составляет 70–80% и требует реконструкции.

    Соблюдение графика проведения планового текущего ремонта является основным условием экологической и технической безопасности проживания жильцов в доме. Поэтому на практике оплата установки общедомовых приборов учета происходит либо за счет собственников, либо из отдельных целевых накоплений на энергосбережение дома.

    ОДПУ - первый шаг к автоматизированному сбору показаний

    Установка общедомовых приборов учета - важный шаг в деле энергосбережения и с 2013 года является обязательной для тех домов, чье состояние позволяет произвести установку.

    Обязанность по установке ОДПУ возложена на собственников помещений в многоквартирном доме. При этом в задачи управляющей компании входит уведомление собственников о необходимости такой установки и контроль за исполнением на всех стадиях.

    Наличие общедомовых счетчиков дает управляющей компании возможность не только снизить ОДН в своем доме, но и развернуть полноценную систему автоматизированного сбора показаний . На сегодняшний день такие системы уже получили широкое распространение в многоквартирных домах за счет возможности быстрой обработки показания, экономии на персонале и повышении собираемости оплат.

    Смотрите систему автоматизированного сбора показаний «СТРИЖ»

    В продолжение статьи.