Человеческая деятельность, ее многообразие. Деятельность человека и её основные формы II

Человек сумел приспособиться к жизни в самых разнообразных условиях. Многообразие деятельности его можно найти там, где господствует вечная жара и там, где тепла вообще не бывает - в низинах и на высоких горах, в джунглях и в голой пустыне.

Область действия человека

Оказывается, что более 56 процентов людей проживают в зоне не выше двухсот метров над уровнем моря. Тем не менее эта зона по площади занимает чуть больше четверти земной суши. Человек может жить без вреда для себя и потомства не только в высокогорных районах, а и в такой местности, что находится ниже уровня Мирового океана. В горных странах люди не ощущают никаких неприятностей, связанных с высотой.

В Боливии, Афганистане, Эфиопии, Перу, Мексике высота составляет преимущественно 1000 метров над уровнем моря. В Тибете более двадцати поселений расположены на высоте, превышающей пять тысяч метров. В Перу имеется самый высокогорный в мире поселок, где люди живут на высоте 5200 метров. А в Мексике, возле самого кратера вулкана Попокамепетль, на высоте 5420 метров долгое время жили работники, которые добывали серу. На такой высоте без кислородных аппаратов, кроме них, никто никогда не работал длительное время.

Под морем и на Крайнем Севере

Сорок процентов голландцев, приблизительно 5 миллионов человек, живут и работают буквально на дне морском, предварительно осушенном. Две пятых территории их маленькой густонаселенной страны лежит ниже уровня Мирового океана. Вся эта земля отвоевана у моря. Иногда море разрушает ограды и пытается вернуть забранную у него территорию. Но люди не сдаются: укрепив плотины, они заставляют море отступать и вновь на отвоеванной плодородной земле сеют хлеб, сажают сады и огороды. Благодаря достижениям науки и техники человечество имеет возможность заселять такие места, где раньше оно жить не могло.

Многообразие деятельности человека распространилось даже на Крайний Север. Эта местность успешно заселяется людьми, человек идет туда жить не потому, что ему стало тесно на нижних широтах. Далекий Север скрывает в своих недрах бесчисленные богатства - руду разных металлов, нефть, газ.

В далеком сибирском Заполярье, где раньше оседлая жизнь даже не мыслилась, где из-за вечной мерзлоты нельзя было построить ни одного сооружения, построен большой город - Норильск. Там сооружены многоэтажные современные дома, вечную мерзлоту перехитрили, и жители Норильска пользуются всеми благами, доступными современному горожанину.

Наука считает, что сейчас на планете нет таких мест, где человек не смог бы жить, если ему это будет необходимо. В средней школе на уроке обществознания в 10 классе многообразие деятельности раскрывается как способ существования людей.

С чего началась деятельность человека?

Человек отличается от всех остальных биологических существ, населяющих нашу планету, тем, что обладает многообразием деятельности, которая включает в себя разные стороны взаимодействия человечества с миром. Это форма активности человека, которая направлена на изменение окружающего мира и себя в том числе. Вначале своего развития человечество приспосабливалось к климатическим и географическим условиям, чтобы выжить.

В те времена высыхание реки или затопление реками полей могло значительно повлиять на жизнь того или иного поселения, характер и виды его хозяйственной деятельности. Понадобилось уйма времени и стараний для того, чтобы подчинить природу своим потребностям. Люди построили всевозможные каналы, дамбы. Человек научился управлять природной стихией. Направленное многообразие деятельности человечества началось с изготовления орудий труда. Только люди могут воздействовать на среду с помощью сотворенных ими средств.

Первая деятельность

История деятельности человека ведет свои истоки еще с первобытных времен с самых первых орудий труда. были у наших предков еще четверть миллиона лет назад. Ножи из металла начали использовать около 8 тыс. лет назад. Самые древние гвозди были изготовлены из меди на Ближнем Востоке и датируются приблизительно 3500 годом до нашей эры.

Уже 5-6 тысяч лет тому назад были изобретены первые гончарные круги - большие столы, которые вращал помощник гончара, в то время как сам гончар придавал глине форму. Позже гончарные круги были снабжены маховиком и педалью, вращающими стол быстро и равномерно.

Развитие науки и техники

Человек - существо разумное и любопытное. Все многообразие форм деятельности человек с помощью своей наблюдательности и логики взял из природы, наблюдая за птицами и животными, изучая природные явления. Робот - управляемый компьютером человек-механизм - фантазия писателей-фантастов.

Тем не менее роботы как запрограммированные машины, которые могут приспосабливаться к новым ситуациям, существуют уже с 1913 года, когда американец Сперри разработал для самолетов автопилот, поддерживающий постоянный курс и самостоятельно исправляющий отклонения самолета от маршрута.

В 1940 году в США был изобретен робот-руки, который мог совершать всевозможные манипуляции с радиоактивными веществами. С 1970 года существуют которые совершают сборку, сварку, лакирование на автомобильных предприятиях. Сейчас уже невозможно представить промышленное производство без таких роботов, которые внедрились буквально в любую отрасль промышленности.

Промышленная революция в 17-19-м веках, когда ручной труд был заменен машиной, изменила труд и в сельском хозяйстве. Усовершенствование орудий труда позволило добывать значительно больше пищи. Первую современную севалку сконструировал в 1701 году англичанин Джетро Талл, в этой конструкции использовались элементы музыкального органа, в том числе и педаль.

Первые серийные трактора сконструировал Генри Форд в 1916 году. Около 5 тысяч лет назад люди впервые смешали медь и олово и получили новый металл - бронзу. Он сыграл настолько важную роль в развитии науки и техники, что в его честь назван целый исторический период - бронзовый век.

Чуть позже, около 3,5 тысячи лет назад, во время железного века, люди впервые переплавили железную руду в железо. В то время кто владел железом, тот владел миром, ведь для изготовления оружия и военной техники этот металл подходил больше, чем бронза. Затем был изготовлен чугун в Европе в 1400 году, а первая нержавеющая сталь появилась в 1913 году, когда англичанин смешал сталь с хромом.

Средства передвижения в небе, по воде и суше

Яркими примерами многообразия деятельности служат различные транспортные средства, созданные человеком. Еще задолго до начала использования электродвигательной силы инженеры мечтали о том, чтобы плыть на корабле под водой. Голландец ван Дреббель в 1620 году сконструировал подводную гребную лодку с герметизированными отверстиями для весел. Эта лодка была похожа на бочку с плавниками.

В 1801 году американец построил подводную лодку, которая могла двигаться под водой много часов, а первый ядерный подводный аппарат был спущен на воду в 1955 году. Первые работающие на бензине автомобили сконструировали немцы Бенц и Даймлер, которые имели вид карет, в них лошадей заменил вмонтированный двигатель. Французы Танхар и Левассор изобрели автомобиль, который больше напоминает современный.

Первый паровой локомотив был изобретен в 1800 году англичанином Тревитиком, и только через четверть века между английскими городами начал курсировать первый пассажирский поезд. В 1981 году в Европе началась эпоха скоростных поездов. Именно тогда между Парижем и Лионом со скоростью 260 километров в час начал ходить первый сверхскоростной экспресс. В 1903 году знаменитые братья Райт совершили первый полет на самолете с мотором, преодолев расстояние 260 метров. С этого времени началась эпоха авиации.

Первый реактивный самолет с двумя реактивными двигателями построил в 1939 году немецкий инженер фон Охайн. Еще 1000 лет тому назад у китайцев были ракеты, которые использовались как военное оружие. В 1932 году, в войне с монголами, они использовали стрелы, оснащенные ракетами. Первые современные ракеты, предшественники космических ракет, использовались как артиллерийское оружие в Англии. Сегодняшние космические челноки покоряют просторы Вселенной, расширяя познания человечества.

Компьютер и Интернет

Мы испытываем удивление каждый раз, когда видим многообразие видов деятельности человека и отдаем себе отчет, как быстро и широко компьютеры распространили свое влияние на все области нашей жизни - производство, быт и досуг. Самой первой вычислительной машиной можно считать древнегреческий абак. Механические машины для вычислений строили в 17-м веке Паскаль и Лейбниц.

А первая ЭВМ была построена в США в 1946 году. Персональные компьютеры появились в 1976 году, а Интернет начал покорять мир в 1980 году.

Искусство и музыка

Человек усовершенствовал не только научные знания, окружив себя технически комфортным существованием. Духовное развитие играет важнейшую роль во взаимодействии человека с окружающим миром. Трудно представить себе современный мир без музыки, изобразительного искусства, литературы, театра или кино.

Они открывают нам необъятный мир красоты, наполняют душу целебным бальзамом, смыслом бытия, вдохновляют на новые победы и заставляют забывать окружающие нас проблемы. Без этого мир человека был бы серым и безрадостным, а сам человек стал бы подобен роботу.

Покорение космоса

Еще 500 лет назад наши предки верили, что Земля - это плоский диск, находящийся в центре мироздания. С тех пор астрономия не только изменила наши представления о родной планете, но и представила совершенно другую картину Вселенной. Сегодняшние космические челноки покоряют просторы Вселенной, расширяя познания человечества.

Были получены удивительные данные. Человечеству есть чем гордиться и восхищаться, ведь многообразие деятельности получило новую открывшуюся перспективу - покорение космических просторов.

Несмотря на многообразие человеческой деятельности, все блага цивилизации и технические достижения, мы остаемся частью природы, живем по ее милости. Природа время от времени напоминает об этом человечеству, которое иногда забывается в своей тяге к прогрессу.

Сохранение невосполнимых ресурсов природы, ее первозданной красоты и уникальности должно стать задачей всего человечества, ведь все мы тоже часть природы, живем внутри, подчиняемся ее законам и не можем существовать без нее.

Деятельность — это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Главная особенность деятельности в том, что ее содержание не определяется целиком потребностью, которая ее породила. Потребность в качестве мотива (побуждения) дает толчок к деятельности, но сами формы и содержание деятельности определяются общественными целями , требованиями и опытом.

Различают три основных вида деятельности : игру, учение и труд. Целью игры является сама осуществляемая «деятельность», а не ее результаты. Деятельность человека, имеющая своей целью приобретение знаний, умений и навыков, называется учением . — это деятельность, целью которой является производство общественно необходимых продуктов.

Характеристика деятельности

Под деятельностью понимают специфически человеческий способ активного отношения к миру — процесс, в ходе которого человек творчески преобразует окружающий мир, превращая себя в деятельного субъекта, а осваиваемые явления — в объект своей деятельности.

Под субъектом здесь понимается источник активности, действующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, то чаше всего именно он именуется субъектом.

Объектом называют пассивную, страдательную, инертную сторону взаимоотношений, над которой производится деятельность. Объектом деятельности может быть природный материал или предмет (земля в сельскохозяйственной деятельности), другой человек (студент как объект обучения) или сам субъект (в случае самообразования, спортивных тренировок).

Для понимания деятельности следует учитывать несколько ее важных характеристик.

Человек и деятельность неразрывно связаны. Деятельность есть непременное условие человеческой жизни: она создала самого человека, сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие культуры. Следовательно, человека вне деятельности не существует. Верно и обратное: нет деятельности без человека. Только человек способен к трудовой, духовной и иной преобразовательной деятельности.

Деятельность есть преобразование окружающей среды. Животные приспосабливаются к природным условиям. Человек способен активно изменять эти условия. Например, он не ограничивается собирательством растений для пищи, а выращивает их в ходе сельскохозяйственной деятельности.

Деятельность выступает в качестве творческой, созидательной активности: человек в процессе своей деятельности выходит за границы природных возможностей, создавая нечто новое, не существовавшее ранее в природе.

Таким образом, в процессе деятельности человек творчески преобразует действительность, себя самого и свои социальные связи.

Более подробно сущность деятельности раскрывается в ходе ее структурного анализа.

Основные формы деятельности человека

Деятельность человека осуществляется в (производственной, бытовой, природной окружающей).

Деятельность — активное взаимодействие человека со средой обитания, результатом которого должна быть ее полезность, требующее от человека высокой подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, эмоциональной устойчивости.

Изучение человека в процессе осуществляет эргономика, цель которой — оптимизация трудовой деятельности на базе рационального учета возможностей человека.

Все многообразие форм деятельности человека можно разграничить на две основные группы по характеру выполняемых человеком функций — физический и умственный труд.

Физический труд

Физический труд требует значительной мышечной активности, характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхатель-ную, нервно-мышечную и др.), а также требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 мДж (4 000-6 000 ккал) и выше в сутки.

Умственный труд

Умственный труд (интеллектуальная деятельность) — это труд, объединяющий работы, связанные с приемом и переработкой инфор-мации, требующий напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления. Суточный расход энергии при умственном труде составляет 10-11,7 мДж (2 000-2 400 ккал).

Структура деятельности человека

Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времении.

Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат

Рассмотрим все компоненты деятельности поочередно.

Потребность в действии

Потребность — это нужда, неудовлетворенность, ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования. Для того чтобы человек начал действовать, необходимо осознание этой нужды и ее характера.

Наиболее разработанная классификация принадлежит американскому психологу Абрахаму Маслоу (1908-1970) и известна как пирамида потребностей (рис. 2.2).

Маслоу разделил потребности на первичные, или врожденные, и вторичные, или приобретенные. Они в свою очередь включают в себя потребности:

  • физиологические - в пище, воде, воздухе, одежде, тепле, сне,чистоте, жилье, физическом отдыхе и т.д.;
  • экзистенциальные — безопасность и защищенность, неприкосновенность личной собственности, гарантированная занятость, уверенность в завтрашнем дне и т.д.;
  • социальные - стремление к принадлежности и причастности к какой-либо социальной группе, коллективу и т.д. На этих потребностях базируются ценности привязанности, дружбы, любви;
  • престижные - основанные на желании уважения, признания другими личных достижений, на ценностях самоутверждения, лидерства;
  • духовные - ориентированные на самовыражение, самоактуализацию, творческое развитие и использование своих навыков, способностей и знаний.
  • Иерархия потребностей много раз изменялась и дополнялась различными психологами. Сам Маслоу на поздних этапах своих исследований добавил в нее три дополнительные группы потребностей:
  • познавательные — в знании, умении, понимании, исследовании. Сюда можно отнести желание открывать новое, любознательность, стремление к самопознанию;
  • эстетические — стремление к гармонии, упорядочению, прекрасному;
  • трансцендирования — бескорыстное стремлен ие помочь другим в духовном самосовершенствовании, в их стремлении к самовыражению.

По мнению Маслоу, для удовлетворения высших, духовных потребностей необходимо первоначально удовлетворить те потребности, которые занимают место в пирамиде под ними. Если полностью удовлетворены потребности какого-либо уровня, у человека возникает естественная необходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня.

Мотивы деятельности

Мотив - основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. Потребность станет мотивом, если она осознана не просто как , а как руководство к действию.

В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т.д.

Интересом называется конкретная причина действий, определяющая . Хотя потребности у всех людей одинаковы, разные социальные группы имеют свои интересы. Например, различны интересы у рабочих и владельцев заводов, мужчин и женщин, молодежи и пенсионеров. Так, для более важны инновации, для пенсионеров — традиции; у предпринимателей интересы, скорее, материальные, а у людей искусства — духовные. У каждого человека есть и свои личные интересы, основанные на индивидуальных склонностях, симпатиях (люди слушают разную музыку, занимаются разными видами спорта и т.п.).

Традиции представляют собой социальное и культурное наследие, передаваемое из поколения в поколение. Можно говорить о традициях религиозных, профессиональных, корпоративных, национальных (например, французских или русских) и т.д. Ради некоторых традиций (например, воинских) человек может ограничивать свои первостепенные потребности (сменив безопасность и защищенность на деятельность в условиях высокого риска).

Убеждения — твердые, принципиальные взгляды на мир, основанные на мировоззренческих идеалах человека и подразумевающие готовность человека отказаться от ряда потребностей (например, комфорта и денег) ради того, что он считает правильным (ради сохранения чести и достоинства).

Установки — преимущественные ориентации человека на определенные институты общества, которые накладываются на потребности. Например, человек может быть ориентирован на религиозные ценности, или на материальное обогащение, или на общественное мнение. Соответственно и поступать он будет в каждом случае по-разному.

В сложных видах деятельности обычно можно выявить не один мотив, а несколько. В таком случае выделяют основной мотив, который считается движущим.

Цели деятельности

Цель - это сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего. Любая деятельность предполагает целеполагание, т.е. способность самостоятельно устанавливать цели. Животные в отличие от человека не могут устанавливать цели сами: их программа деятельности заранее предопределена и выражена в инстинктах. Человек способен формировать собственные программы, создавая то, чего никогда не было в природе. Поскольку в активности животных отсутствует целеполагание, она не является деятельностью. При этом если животное никогда не представляет заранее результатов своей активности, то человек, начиная деятельность, держит в сознании образ ожидаемого предмета: до того, как создать нечто в реальности, он создает это в уме.

Однако цель может быть сложной, и для ее достижения иногда требуется ряд промежуточных шагов. Например, чтобы посадить дерево, нужно приобрести саженец, найти подходящее место, взять лопату, выкопать яму, поместить в нее саженец, полить его и т.д. Представления о промежуточных результатах называются задачами. Таким образом, цель разбивается на конкретные задачи: если все эти задачи будут решены, то будет достигнута и общая цель.

Средства, используемые в деятельности

Средства - это используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т.п. Например, чтобы выучить обществознание, необходимы лекции, учебники, задания. Чтобы быть хорошим специалистом, требуется получить профессиональное образование, иметь опыт работы, постоянно практиковаться в своей деятельности и т.д.

Средства должны соответствовать целям в двух смыслах. Во-первых, средства должны быть соразмерны цели. Иначе говоря, они не могут быть недостаточными (иначе деятельность будет безрезультатной) или избыточными (иначе энергия и ресурсы будут потрачены зря). Например, нельзя построить дом, если для этого недостаточно материалов; бессмысленно также покупать материалов в несколько раз больше, чем нужно для его постройки.

Во-вторых, средства должны быть моральными: нельзя оправдывать аморальные средства благородством цели. Если цели аморальны, то аморальной является вся деятельность (по этому поводу герой романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» Иван спрашивал, стоит ли царство мировой гармонии одной слезинки замученного ребенка).

Действие

Действие - элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий. Например, преподавательская деятельность состоит из подготовки и чтения лекций, проведения семинарских занятий, подготовки заданий и т.д.

Немецкий социолог Макс Вебер (1865-1920) выделял такие типы социальных действий:

  • целерациональные - действия, ориентированные на достижение разумной пели. При этом человек четко рассчитывает все средства и возможные препятствия (генерал, планирующий сражение; бизнесмен, организующий предприятие; преподаватель, подготавливающий лекцию);
  • ценностно-рациональные — действия, основанные на убеждениях, принципах, моральных и эстетических ценностях (например, отказ пленного передать врагу ценные сведения, спасение утопающего с риском для собственной жизни);
  • аффективные - действия, совершенные под влиянием сильных чувств — ненависти, страха (например, бегство от противника или спонтанная агрессия);
  • традиционные — действия, основанные на привычке, часто являющиеся автоматической реакцией, выработанной на основе обычаев, верований, образцов и т.д. (например, следование определенным ритуалам в свадебной церемонии).

Основу деятельности составляют действия двух первых типов, поскольку только они имеют осознанную цель и носят творческий характер. Аффекты и традиционные действия способны лишь оказывать некоторое влияние на ход деятельности в качестве вспомогательных элементов.

Особыми формами действий являются : поступки — действия, которые имеют ценностно-рациональное, нравственное значение, и деяния — действия, имеющие высокое положительное социальное значение. Например, помочь человеку-это поступок, выиграть важную битву — деяние. Выпить стакан воды — обычное действие, которое не является ни поступком, ни деянием. Слово «деяние» часто используется в юриспруденции для обозначения действия или бездействия, которое нарушает правовые нормы. Например, в законодательстве «преступление — это противоправное, общественно опасное, виновное деяние».

Результат деятельности

Результат — это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Например, результатом учебы могут быть знания, умения и навыки, результатом — , результатом научной деятельности — идеи и изобретения. Результатом деятельности может быть и сам , поскольку в ходе деятельности он развивается и меняется.

В общественных науках под деятельностью понимается форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира,

В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат. Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом - тот, кто ее осуществляет. Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь. Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для достижения поставленной цели. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.

Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые в той или иной мере людьми, они становятся главным источником их активности. Огромную роль играют и убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путях и средствах, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно - о процессе деятельности). Неизменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей и как следствие - аналогичную социальную реальность.

Различают деятельность практическую и духовную. Первая направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества. Содержанием второй является изменение сознания людей.

Практическая деятельность подразделяется на:

А) материально-производственную;

Б) социально-преобразовательную.

В духовную деятельность включают:

А) познавательную деятельность;

Б) ценностно-прогностическую деятельность;

В) прогностическую деятельность.

В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как разрушительная или созидательная.

Деятельность оказывает огромное влияние на личность, являясь той основой, на которой происходит развитие последней. В процессе деятельности индивид самореализуется и самоутверждается как личность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Оказывая преобразовательное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной среде, но перестраивает и совершенствует ее. Вся история человеческого общества - это история деятельности людей.

В общественных науках под деятельностью понимается форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира,

В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат. Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом - тот, кто ее осуществляет. Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь. Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для достижения поставленной цели. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.

Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые в той или иной мере людьми, они становятся главным источником их активности. Огромную роль играют и убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путях и средствах, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно - о процессе деятельности). Неизменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей и как следствие - аналогичную социальную реальность.

Различают деятельность практическую и духовную. Первая направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества. Содержанием второй является изменение сознания людей.

Практическая деятельность подразделяется на:

А) материально-производственную;

Б) социально-преобразовательную.

В духовную деятельность включают:

А) познавательную деятельность;

Б) ценностно-прогностическую деятельность;

В) прогностическую деятельность.

В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как разрушительная или созидательная.

Деятельность оказывает огромное влияние на личность, являясь той основой, на которой происходит развитие последней. В процессе деятельности индивид самореализуется и самоутверждается как личность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Оказывая преобразовательное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной среде, но перестраивает и совершенствует ее. Вся история человеческого общества - это история деятельности людей.



Россия на пути к рыночной экономике. Переход к рыночной модели экономического развития в России был начат правительством России в октябре 1991 г. Тогда же была подготовлена и первая программа радикальных экономических реформ. Основными ее направлениями были: переход к свободному ценообразованию, разгосударствление и приватизация государственных предприятий в промышленности, торговле и сфере услуг. С помощью этих мер авторы программы рассчитывали, с одной стороны, ослабить существующий экономический кризис, ликвидировать дефицит, а с другой стороны, создать в России новый класс - класс собственников. Результаты экономических реформ противоречивы. Самой серьезной проблемой, с которой пришлось столкнуться правительству в начале реформ, стала проблема освоения населением новой системы ценностей и формирование у граждан качеств, необходимых для успешного ведения своего дела в условиях рынка: инициативности и ответственности. Кроме того, переход к свободному ценообразованию, так называемая либерализация цен, привел фактически к конфискации денежных средств у населения, резкому снижению уровня жизни. Государство отказалось от проведения патерналистской социальной политики, оказывая поддержку лишь тем слоям населения, которые были не в состоянии позаботиться о себе сами: сиротам, инвалидам, пенсионерам. Однако несмотря на многочисленные заявления и предпринимаемые усилия, до сих пор не удается обеспечить этим категориям граждан минимальный жизненный уровень. Лишение населения накопленных денежных средств не позволило достичь эффективности при реализации программы разгосударствления и приватизации. Под разгосударствлением понимается процесс сужения государственного сектора в экономике, создание условий для развития иных, негосударственных форм собственности, а в конечном итоге - многоукладной экономики. Под приватизацией понимается процесс передачи государственной собственности в частные руки. Приватизация может быть осуществлена в различных формах: а) бесплатной раздачи гражданам части государственной собственности; б) аренды с последующим выкупом; в) преобразования государственных предприятий в акционерные общества; г) выкупа предприятий на конкурентной основе. Если на первом этапе приватизации преобладали первые три формы, то в последнее время началась активная продажа предприятий на аукционах. Однако цель приватизации - создание широкого слоя частных собственников в стране - пока не достигнута. Положительным итогом проводимых реформ можно считать формирование в стране рыночной инфраструктуры, т. е. сети коммерческих банков, фондовых и товарных бирж, аукционов, без которой нормальное функционирование рыночной экономики невозможно. Идет разработка правовой базы, регулирующей экономические процессы в стране. Решен и ряд стратегических задач: остановлена инфляция, достигнута относительная финансовая стабилизация, которая дала возможность провести деноминацию рубля.

Деятельность и общение.

Деятельность - это форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира. Обязательным элементом в структуре любой деятельности является ее субъект, т. е. осуществляющий ее индивид. Часто для достижения поставленной цели и получения необходимого результата приходится прибегать к взаимодействию с другими субъектами, общаться с ними.

Общение - это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения:

1) общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);

2) общение с реальным субъектом и иллюзорным партнером (например, человека с животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);

3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (под ним подразумевается общение человека со своим внутренним голосом);

4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).

Основными формами общения являются диалог, обмен мнениями в виде монолога или реплик.

Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу, ибо любое общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность и общение - противоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не сама деятельность. Третьи рассматривают общение в его взаимосвязи с деятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.

От общения необходимо отличать коммуникацию. Коммуникацией называется процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает) и обратная связь между субъектами, в отличие от процесса общения, отсутствует.

Государство и экономика.

Современный рынок не регулируется только с помощью механизма свободного ценообразования. Действуя стихийно, законы рынка дают не только положительный эффект, но и порождают негативные тенденции в экономике, такие, как монополизм, безработицу и др. Ограниченность возможностей рыночного механизма регулирования экономики стала особенно очевидна в конце XIX - начале XX в., когда на смену эпохе свободной конкуренции пришли монополии, захватившие производство и рынок сбыта товаров. В 1929-1933 гг. в мире разразился экономический кризис, следствием которого было падение объемов производства и массовая безработица.

Кризис 1929-1933 гг. заставил ученых-экономистов пересмотреть многие положения экономической теории. В частности, до середины 30-х гг. XX в. среди них господствовало мнение о том, что безработица является по своей сути всего лишь отражением «превышения предложения» на рынке труда, вызванного слишком высокой заработной платой. А поскольку немногие работодатели могут нанимать людей, обеспечивая им высокие заработки, то результатом является безработица. Но, считали ученые, свободный рынок со временем решит эту проблему. Однако в период мирового экономического кризиса 1929- 1933 гг. этого не произошло.

В 1936 г. английский экономист Дж. Кейнс выпустил в свет книгу «Общая теория занятости, процента и денег». В ней он доказывал, что проблемы, с которыми в период кризиса столкнулись капиталистические страны, могут быть решены только в том случае, если рыночная экономика будет регулироваться государством. Вмешательство последнего поможет свести к минимуму отрицательные последствия, вызываемые действием рыночных законов.

Взгляды Дж. Кейнса оказали огромное влияние как на мировую экономическую мысль, так и на практику организации хозяйственной жизни в различных странах.

Сегодня ведущие государства мира становятся все более активными участниками рыночных отношений. Они используют различные методы, регулирова ния экономической жизни.

1. Правовые методы

Заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство, с помощью которого государство препятствует появлению в экономике предприятий-монополистов, поскольку монополия, по своей природе отрицая конкуренцию, ведет экономику к застою и загниванию. Правительства различных стран принимают законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса, поддерживая таким образом разнообразную структуру производства.

2. Финансово экономические методы

К ним относятся прежде всего налоги. Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его. Государство оказывает определенное влияние на экономику при проведении своей денежной политики. Под денежной политикой понимают политику государства по управлению денежной массой и кредитами. Главную ответственность за ее проведение, как правило, несет государственный банк страны, который регулирует ставку банковского процента. С ее помощью банк либо ограничивает, либо расширяет возможности получения предпринимателями кредита на развитие производства.

Государство также может помочь товаропроизводителям, вводя таможенные пошлины. Пошлина - это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей. Он вводится для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние. Тем самым государство, с одной стороны, сдерживает импорт, а с другой - защищает соответствующие отечественные отрасли (так, например, поступает правительство РФ при защите отечественных производителей автомобилей). 3. Экономическое программирование

Заключается в том, что государство составляет примерные планы развития экономики на некоторый период. Но в отличие от командной экономики, где подобные планы являются обязательными и внедряются при помощи приказов сверху, в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на практике обычно оказывают определенное влияние на частных товаропроизводителей.

Таким образом, в современных условиях государство активно вмешивается в экономику, стараясь воздействовать в зависимости от необходимости на ситуацию на том или ином рынке (производства, обмена, труда и т. п.). Однако опыт многих стран доказывает, что подобное вмешательство не должно быть тотальным - экономику нельзя держать в полном подчинении у государства. Вот почему основные принципы государственного регулирования экономики могут быть сформулированы следующим образом: государство должно экономике не мешать, помогать и лишь при необходимости ее ограничивать.

— это форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира.

В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат. Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом — тот, кто ее осуществляет. Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь. Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для достижения поставленной цели. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.

Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности . Эти потребности могут быть физиологическими , социальными и идеальными . Осознаваемые в той или иной мере людьми, они становятся главным источником их активности. Огромную роль играют и убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путях и средствах, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно — о процессе деятельности). Неизменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей и как следствие — аналогичную социальную реальность

Различают деятельность практическую и духовную. Первая направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества. Содержанием второй является изменение сознания людей.

Практическая деятельность подразделяется на:

а) материально-производственную;

б) социально-преобразовательную.

В духовную деятельность включают:

а) познавательную деятельность;

б) ценностно-прогностическую деятельность;

в) прогностическую деятельность.

В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как разрушительная или созидательная.

Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразующую деятельность (преобразование общества).

Духовная деятельность связана с изменением сознания людей В нее входят: познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях) ценностно-ориентированная д деятельность (Положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирования их мировоззрения) прогностическая деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности).


Все эти виды деятельности связаны между собой. Например, проведению реформ (социально-преобразующая деятельность ) должен предшествовать анализ их возможных последствий (прогностическая деятельность). А идеи французских просветителей Вольтера, Ш Монтескье, Ж-Ж Руссо, Д Дидро сыграли большую роль в подготовке французской резолюции XVIII в (социально-преобразующая деятельность). Материально-производственная деятельность способствовала познанию природы, развития наук, то есть познавательной деятельности, а результаты познавательной деятельности (научные открытия) способствуют совершенствованию производственной деятельностияльності.

В многообразии видов деятельности человека можно выделить творческую и разрушительную. Результаты первой - города и села, цветущие сады и возделанные поля, изделия ремесленников и машины, книги и кинофильмы, лечением больных их и воспитание детей. Разрушительная деятельность - это прежде всего войны. Гибель людей, разрушены жилища и храмы, опустошенные поля, сожженные рукописи и книги - это последствия локальных и мировых, гражданских и колониальных войн.

Но разрушительной может быть и административная деятельность людей, которые имеют власть. И в наше время есть немало руководителей, которые, говоря о благе народа, разрушают природу: вырубают леса, уничтожают пастбища, разрушаю ют почвы, загрязняют воды и атмосферу. По поводу разрушительной деятельности в народе говорят: "Ломать - не строить". Но чаще разрушительная деятельность порождается не злой волей, а ограниченностью возможностей достичь желаемого положительного результата.

Среди многих характеристик деятельности особое место занимает деятельность творческая. Она требует каждый раз нестандартных, нешаблонных действий.

Что же такое творчество? Наиболее ярко творчество проявляется в деятельности ученых, изобретателей, писателей, художников. Иногда говорят, что это люди творческих профессий самом деле не все люди, профессионально занятые наукой, делают открытия. В то же время множество других видов деятельности содержит в себе элементы творчества. С этой точки зрения, творческой является любая деятельность людей, преобразующая природный мир и социальную действительность согласно их целей и нужд.

Деятельность оказывает огромное влияние на личность, являясь той основой, на которой происходит развитиеличности. В процессе деятельности индивид самореализуется и самоутверждается как личность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Оказывая преобразовательное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной среде, но перестраивает и совершенствует ее. Вся история человеческого общества — это история деятельности людей.

Современная наука признает, что любой человек в той или иной степени имеет способности к творческой деятельности. Наряду с названными выделяются такие виды деятельности , как труд, игра, учение.