Запрещенная и разрешенная пища. Что такое кошерная еда у ортодоксальных евреев

Две тысячи лет назад, после изгнания евреев из Палестины, образовались две основные общности: сефардская, состоящая из выходцев из Испании, Йемена и Марокко, и ашкеназская - выходцы из Франции, Германии, Польши, России и других европейских стран. И если сефардская еврейская кухня впитала в себя пряный колорит Средиземноморья и Ближнего Востока, то ашкеназская, напротив, отличается сдержанностью и простотой. Евреи в Европе жили, как правило, бедно, и им приходилось постоянно изобретать, как достойно и сытно накормить большую семью. Неудивительно, что именно ашкеназские хозяйки славятся умением приготовить из одной курицы знаменитый в традиционной еврейской кухне обед из трех блюд. Это бульон, фаршированная куриная шейка и котлеты.

Традиционные еврейские овощные котлеты

Евреи приходили в чужие для них страны, старались приноровиться к новым продуктам и способам приготовления, но они приносили и сохраняли традиции еврейской национальной кухни. В каждой общине - в Северной Африке и Испании, в далеком Ашкеназе (Герма-ния), Польше или Индии - был свой резник, или шохат, забивавший скот и обрабатывавший мясо согласно одним и тем же правилам. Всегда и везде в еврейских общинах разделяли молочное и мясное. Чтобы отличить свой хлеб в общественной пекарне, еврейские хозяйки стали заплетать его в косы - так традиционных еврейских рецептах появились халы.

Еврейская кухня: шаббат

Особенностью еврейской кухни является постоянная необходимость готовиться к Субботе - еженедельному празднику в еврейской семье. В Субботу устраивают три праздничных стола: вечером в пятницу, утром или днем в субботу и последний - на исходе дня. Первые трапезы начинаются, как и в другие праздники, с освящения дня - кидуша , произнесения благословений на вино. После- кидуша следует омовение рук, благословение хлеба, который обмакивают в соль (в осенние праздники - в мед), и начинается первая перемена блюд еврейской кухни.

Закон, оберегающий субботний отдых, не рекомендует правоверному еврею заниматься трудом, а одним из понятий «труда» является перебор чего-либо, разбор по частям. Мудрые еврейские женщины и здесь нашли выход, они изобрели фаршированную рыбу, тефтели, рубленые котлеты... Из них просто не нужно вынимать косточки, подобных блюд в еврейской кухне достаточно.

Разогревать пищу по субботам на открытом огне нельзя, но с другой стороны - еда, которую подают на стол, должна быть вкусной и питательной. В каждой общине есть свои уникальные еврейские блюда , которыми можно насытиться как холодными, так и теплыми, а также те, которые можно поставить в печь на всю ночь и утром достать горячими - хамин (чолнт), кугели и запеканки.


Хамин (чолнт), блюдо еврейской кухни

Рецепты еврейской кухни

Многие блюда, прочно вошедшие в нашу жизнь, сегодня никак не ассоциируются с еврейской кухней. Например чизкейк был придуман еврейскими хозяйками на Украине. И лишь во время первой волны переселения в Америку его рецепт попал в Нью-Йорк. А знаменитая закуска времен СССР «Рыба под маринадом» при ближайшем рассмотрении оказывается ничем иным, как храйме - популярным еврейским блюдом из Северной Африки.

Но есть и примеры, когда еда из другой кухни заимствовалась и готовилась на свой лад еврейскими хозяйками, а теперь ассоциируется у нас именно с еврейской кухней. Такова, например, история форшмака - холодной закуски из рубленой селедки с яблоками. Изначально это было немецкое блюдо из телятины с сельдью, вроде запеченного в духовке паштета.

Форшмак

Кошерная еврейская еда

Кашрут - это свод законов о пище и ее приготовлении. Им очень подробно определено, можно ли и как именно готовить и употреблять в пищу различные виды мяса, птицы и рыбы. Именно на основе этих заповедей существует закон, по которому евреи не едят свинину, конину, не едят зайчатину, крольчатину, морепродукты, хищных птиц и рептилий.

  • В традиционной еврейской кухне существует правило разделять посуду для приготовления мясной и молочной пищи. Ввсе кастрюли, формы, миски, ножи, доски - с помощью которых готовят молочную пищу, нельзя использовать для приготовления мясного и наоборот.
  • Для того чтобы мясо стало кошерным и могло быть использовано в национальной еврейской кухне, скотина да и птица должны быть зарезаны с соблюдением определенных ритуалов и правил. Законам кошерного забоя скота обучаются в ешиве (религиозном учебном заведении).
  • После забоя мясо должно быть тщательно отделено от жил , в частности от «седалищного нерва», о котором специально упомянуто в Торе. Профессия того, кто удаляет жилы и седалищный нерв у скотины, имеет название «менакер». Знакомо, не правда ли? Так же как и «резник», или «шохет», это популярные еврейские фамилии, указывающие род занятий предков их носителей.

  • Евреи считают, что душа - в крови животного, и поэтому кровь в кошерной еврейской кухне запрещена в пищу. Для того чтобы сделать пригодными для еды (откошеровать) кроветворные органы, их нужно определенным образом подготовить.
  • Для того чтобы рыба была кошерной, у нее должны быть плавники и чешуя. Если того или другого нет, как у осетровых или сома, - она некошерна, соответственно, и икра ее тоже некошерна. Некошерны также стерлядь, скат, акула, угорь и морепродукты (лангусты, устрицы, раки, омары, креветки, осьминоги).
  • Молочные продукты и молоко в традиционной еврейской кухне должны быть от кошерного животного, без примесей. Для того чтобы получить сертификат «кошерного» молока, за процессом дойки обязан наблюдать соблюдающий закон еврей.
  • Сыры, заквашенные сычужным ферментом, некошерны. Но сейчас достаточно сыров, которые производятся с искусственно выращенными ферментами и без проблем используются в кошерной еврейской кухне на них обычно стоит сертификат кошерности, проставленный раввинатом.
  • Желатин также продукт животного происхождения, а потому некошерен. Вместо него в еврейских рецептах используют агар.
  • Вина и алкогольные напитки, приготовленные не из винограда (водка, ликеры, текила, ром), не нуждаются в разрешении на кашрут.

February 4th, 2018

Все знают, что иудеи и мусульмане не употребляют в пищу свинину, но мало кто задумывался, почему же у них так заведено. Обычно всё сводится к объяснениям, что свинья считается грязным животным. Но ведь во времена, когда зарождались религии, остальной скот был ненамного чище! Да и сами люди часто жили в ужасных антисанитарных условиях.

В чем же дело?

Кашрут или кошер - свод строгих пищевых ограничений, основанный на законах Торы и Талмуда. Кошер позволяет есть мясо только тех животных, которые являются одновременно и парнокопытными, и жвачными - от овец до жирафов.

Однако свинину и зайчатину кошер запрещает употреблять в пищу, ведь свиньи не жуют жвачку, а зайцы не имеют копыт. Существовало и объяснение поведения «полукошерных» животных: во сне свиньи, якобы, горделиво выставляют свои «правильные» копыта, но прячут морду, а зайцы - наоборот, поджимают из стыда лапки.

Мясо кошерных животных должно приготавливаться профессиональным мясником, шохетом, забивающим скот одним особым движением, ни в коем случае не прокалывая мяса и не задерживая ход ножа. Шохеты проходят долгое обучение перед тем, как приступить к выполнению обязанностей.

Законов разделки мяса в иудейской традиции масса: важно не только участие шохета в забое скота, но и проверка животного на болезни, которую выполняет машгиах, и очистка менакером туши от сала и жил, запрещенных кошером. Употребление морепродуктов также строго регламентируется: у них обязательно должны быть чешуя и плавники, то есть, моллюсков и ракообразных есть строго запрещено.

Каждая хозяйка обязана просеивать муку во избежание попадания в нее червей и внимательно осматривать овощи в фрукты в поиске личинок. Запрет на поедание насекомых дает только одно исключение: можно есть саранчу (Лев. 11:22).

Также кошер запрещает есть продукты, содержащие кровь (поэтому мясо при разделке посыпают солью, ее впитывающей), яйца птиц с одинаковыми, тупыми или острыми, концами (как правило, одинаковые концы бывают у яиц хищных птиц), и алкоголь, который не сделан религиозными евреями с соблюдением множества специальных правил. Строго запрещено «варить козленка в молоке матери», смешивать молоко с мясом за один прием пищи. Впрочем, проверить кошерность уже готовой еды едва ли представляется возможным формальными методами, и потому это право обычно предоставляется раввину.

К тому же другие народы терпимо относятся к свиньям, хотя эти животные во всём мире одинаково любят поваляться в грязи. Так в чём же тогда загвоздка?

Оказалось, что этот запрет заинтересовал даже ученых. Они говорят, что каждое пищевое табу в религии легко объясняется с точки зрения здравого смысла. Это не какая-то прихоть верующих фанатиков, а реальные меры предосторожности!

Как нечистое животное, свинья упоминается уже в Торе (IX век до н. э.). Отвращение к свинье у евреев было столь сильным, что вместо слова «свинья» они часто говорили «давар ахер», буквально — «другая вещь», то есть нечто, что лучше даже не называть своим именем.
Негативное отношение иудеев и мусульман к свиньям объясняют нечистоплотностью этих животных, пожирающих даже свои экскременты, и тем, что в жарком климате в их мясе быстро накапливается трупный яд. Однако еврейские законоучители неизменно подчеркивали, что не следует искать здесь каких-то рациональных причин, мотивация Господа от человека скрыта.

Этнографы считают, что все дело в особенностях первобытных верований, из которых многие табу перекочевали в позже сформировавшиеся религии. В обожествляющем животных тотемизме — одной из ранних религиозных систем — запрещено произносить имя и прикасаться к тем из них, которые считаются богами племени.

Вероятно, у семитских народов когда-то кабан и был таким богом. Культ зверобожества вытеснили культы антропоморфных богов, но ритуальные табу «по инерции» продолжали действовать. Например, наши предки не могли называть медведя его настоящим именем — бер, так и укоренилось это «мед-ведь», то есть «знаток меда». Кстати, некогда у славян тоже существовал запрет на употребление медвежатины.

Стоит сказать, что в Ветхом Завете тоже написано, что нельзя есть мясо свиней, но сколько христиан придерживается этого запрета?
Гастрономические предпочтения мусульман сильно ограничены. Вся пища в исламе подразделяется на три группы: халяль, макрух и харам, которые соотносятся с индийскими саттва, раджас и тамас, и из них лишь халяль полностью позволен к употреблению.

Коран, как и Тора - в первую очередь свод законов, определяющий быт мусульман. Коран запрещает поедание свинины, мертвечины, неверно забитого домашнего скота (без упоминания имени Аллаха) и крови (5:3). Впрочем, нарушение запрета, как это часто особо указывается в Коране, возможно в крайних случаях: «Если же кто-либо, страдая от голода, а не из склонности к греху, вынужден будет съесть запретное, то ведь Аллах — прощающий, милостивый».

Кроме того, в исламе запрещается убивать животных без причины, а некоторые мусульманские теологи считают, что профессия забойщика скота является греховной. Правила халяля менее строгие, чем законы кошера: у мусульман нет специального человека, который забивает скот, и сами правила убоя также немного отличаются от иудейских. С другой стороны, ислам запрещает разрешенные кошером спиртные напитки.

Для христианства табуирование пищи является менее распространенным и строгим, однако сакрализация еды тоже является типичной. Запрещено поедание «идоложертвенного», то есть, принесенного язычниками в жертву богам, скверноядие, а также - во время поста - мяса, молока, яиц, масла, рыбы и некоторых других продуктов.

Отсутствие значимых пищевых табу связано с тем, что Новый завет отменил те запрещения, что были прописаны в Ветхом, и совпадали с уже перечисленными иудейскими законами. Согласно учению Христа, пища не может осквернить духовного человека: «Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет её» (1 Кор. 10:25-27).

Для индуизма характерен отказ от говядины, в связи с тем, что корова является священным животным. Многие последователи этой религии придерживаются ахимсы - учения, проповедующего ненасилие, и, соответственно, специальной вегетарианской диеты.

Последователи джайнизма, еще одной религии Индии, даже надевают на рот особые повязки и подметают дорогу перед собой веником для того, чтобы не убить случайно живых существ. Стоит ли говорить, что они не употребляют их в пищу ни в каком виде. Индуисты стараются не есть раджасную пищу - обладающую слишком ярко выраженными вкусовыми качествами, например, кофе или чай, и тамасную - «безвкусную, вонючую, выдохшуюся», такую как мясо, чеснок или яйца.

Истоки возникновения кошера могут таиться в моральных заповедях. При правильном забое скота животное умирает почти безболезненно. Табу на употребление в пищу крови также может быть связано с соображениями гуманности и нежеланием проливать кровь как символ души божьих созданий. Запрет на поедание хищной птицы и их яиц связан с боязнью того, что агрессивность хищников передастся людям. Тора даже говорит о том, что до великого потопа все люди были вегетарианцами, однако после господь отдал им в пищу животных.

Интересно также и возможная интерпретация запрета на смешение молока и мяса, которое, впоследствии, эволюционировало до табу на их поедание за один прием пищи: мясо, как символ смерти и убийства, не должно смешиваться с символической новой жизнью, то есть молоком матери, способствующим росту детенышей. Возможно, что в этом табу отразились также ранние религиозные представления о запрете на кипячение молока, так как в них молоко имело магическую связь со своим источником, то есть, являлось частью целого - коровы или козы. Соответственно, кипячение молока уподоблялось его кипячению в вымени, что должно было навредить животному и лишить людей удоя.

К тому же многие африканские племена до сих пор имеют запреты на любое смешение молока и мяса, в том числе, и в животе человека, что может быть объяснено боязнью за здоровье коровы - ведь одна ее мертвая часть, мясо, смешивается с живой, молоком, и корова символически поедает саму себя, вследствие чего ее молоко оскверняется. Вероятно, что в запрете на смешение молока и мяса проявилось отчуждение двух типов культур - земледельческой и скотоводческой, конкурировавших друг с другом.

Запрещение поедать свинину в исламе и иудаизме являлось, скорее всего, превентивной санитарно-гигиенической мерой, ведь быстро портящаяся свинина, в условиях древнего мира, лишенного холодильников и современной медицины, могла стать смертельным яством. К тому же свинья с ее беспорядочными половыми и пищевыми пристрастиями и очевидной любовью к грязи, порождала символическое отождествление с грязными, неряшливыми и сексуально распущенными людьми. Соответственно, употребление ее мяса в пищу могло сулить приобретение человеком всех вышеперечисленных качеств. Иногда негативное отношение к свиньям порождало курьезные случаи: в XVIII веке некоторые раввины считали помидор свиным плодом и запрещали его употребление в пищу.

А индийский запрет поедания говядины может быть тесно связан с экономическими причинами: в Индии навоз коров применялся в строительных и отопительных целях, они использовались как тягловый скот и давали молоко, что делало их более ценными, чем какие-либо другие животные. Так образ коровы-кормилицы стал сакрализироваться, и в IV веке н.э. запрет на убийство коров и быков стал официальным законом.

Запрет хлеба и вина, приготовленных не евреями, отсылает к стремлению иудеев консолидировать единоверцев и не допустить ассимиляции других народов. Соответственно, на любом празднестве, устроенном представителями иных религий, еврею будет очень сложно соблюсти кошер. В современных культурах подобные социально-обусловленные причины запрещения пищи в иудаизме или исламе играют важнейшую роль для религиозного единения.

Источники:

=Почему евреи едят только кошерную пищу=

Запрет на употребление свинины – не единственное кулинарное ограничение в еврейском обществе. Верующие евреи, то есть свято соблюдающие законы Торы, – принимают в пищу только кошерные продукты. И на то есть свои, очень веские причины.

Что такое кошерная пища

Кошерность не имеет никакого отношения к калорийности продуктов или, скажем, к их вкусовым качествам. К примеру, никто не станет сомневаться в том, что осетрина, креветки, мясо сома – это вкусно. Тем не менее все перечисленные продукты некошерны, ведь по законам кашрута (специальной системы запретов и ограничений) можно употреблять в пищу только рыбу, имеющую чешую и плавники. Осетр и сом чешуи не имеют, креветки – вообще не рыба. Кстати, некошерными являются все моллюски и ракообразные.

Полный список кошерных продуктов будет приведен чуть ниже, а пока поговорим о целях и задачах подобных ограничений.

Кашрут: кому и зачем это нужно?

Собственно, принципы кашрута касаются не только питания, но и некоторых других аспектов еврейской жизни: бытовых, юридических, социальных. Логического объяснения этим принципам нет. Их исполняют исключительно в знак подчинения воле Творца, а в конечном итоге – чтобы достичь единства с миром, так называемой «обители в нижних мирах».

Существует также медицинское обоснование законов кашрута. Считается, что некошерная (или как иногда еще говорят, трефная) пища отрицательно влияет на духовный уровень человека, кроме того, вместе с ней (в частности, с мясом агрессивных животных) передается агрессия и другие низменные реакции.

В какой-то степени принципы кашрута перекликаются с известным высказыванием Гиппократа о здоровом питании: «Ты – то, что ты ешь».

Разделение пищи в соответствии с принципами кашрута

Вся окружающая нас неживая материя подразделяется на кошерное (разрешенное), некошерное (запрещенное) и псуль (несъедобное).

Пример кошерной пищи: мясо курицы, гуся, утки. Пример некошерной пищи: свинина, крольчатина, конина. Что касается несъдобного, с ним все и так понятно.

Кошерная пища, в свою очередь, делится на басар (мясную), халав (молочную) и парвэ (овощи, фрукты, рыба, орехи, мед). Получается, что кошерной является любая растительная пища в ее первозданном виде, а вот что касается блюд, тут не все так просто. Для приготовления кошерной пищи нужно использовать специальную (кошерную) посуду – ту, которая не контактировала с продуктами из запретного списка.
Для того, чтобы вернуть посуде кошерность, если вдруг она утрачена, ее можно прикипятить или прокалить на огне.

Мясные продукты, употребление которых разрешено кашрутом:

Мясо домашних жвачных животных с раздвоенными копытами (коров, коз, овец);
мясо диких животных с такими же признаками (лосей, оленей, косуль);
мясо кур, уток, гусей, индеек и перепелов. Также разрешается использовать яйца этих птиц.

Стоит сделать еще одно важное уточнение. Мясо кошерного животного должно быть правильно обработано, а забой произведен в соответствии со специальным обрядом (шхитой). Тора строго запрещает употреблять в пищу кровь, поэтому сразу же после умерщвления животного его мясо замачивают в воде комнатной температуры, затем посыпают солью – чтобы соль впитала как можно большее количество крови – и промывают. За кошерностью обработки мяса следит магшиах (специалист, в обязанности которого входит надзор за кошерностью еды и посуды).

Запрещенные мясные продукты

Свинина, конина, крольчатина, мясо верблюда и диких животных, не имеющих обоих признаков кошерности;
мясо птиц, не входящих в список разрешенных (некошерно, к примеру, мясо страуса, фазана, цесарки);
мясо земноводных и пресмыкающихся.

Также строжайше запрещено употреблять в пищу насекомых и продукты их жизнедеятельности (кроме меда – он считается кошерным продуктом).

Что касается молочных продуктов, кошерными считаются те из них, которые получены от кошерных животных.

Кроме того, к основным принципам кашрута относится запрет на смешивание мясной и молочной пищи, состоящий из трех пунктов:

Нельзя готовить вместе мясные и молочные продукты;
между употреблением мясной и молочной пищи должно пройти не менее 6 часов;
хранить эти продукты и изделия из них также следует отдельно.

Давайте подведем итоги. Система ограничений, известная под названием «кашрут», только на первый взгляд кажется набором бессмысленных запретов. На самом деле за ней стоят многовековые традиции еврейского народа и бесконечная мудрость Творца. А многие принципы кошерного питания стоит взять на вооружение приверженцам здорового образа жизни.

Будьте внимательны к тому, что Вы едите!


«..И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: скажите сынам Израилевым: вот животные, которых можно вам есть из всего скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте».
Левит. 11:2-3

Достаточно хорошо усвоить эту фразу из Библии, и у вас не будет проблем с пониманием того, какая пища считается дозволенной евреям и какую им не стоит предлагать. Для этого нам предстоит познакомиться с понятием «кошерности» . Пища, разрешенная евреям, называется кошерной. Слово это означает «подходящий», «верный». Родственное ему слово «кашрут» означает состояние кошерности. Противоположное по значению понятию «кошер» обозначается словом "трефа", то есть «трефовые блюда».

Некоторые полагают, что кошерная еда - этo та, которую благословил раввин. Это неверно, ведь в таком случае в каждом еврейском ресторане и гастрономе должен был бы работать раввин... Кошерными в еврейской кухне считаются абсолютно все растения, но не все животные, птицы, рыбы. Кроме того, прежде чем мясо станет пригодным в пищу еврею, животное должно быть забито определенным образом, и из него должна быть удалена вся кровь.

Безусловно, пища, приготовленная по строгим правилам ритуальной чистоты, достаточно далека от кухни других народов. К примеру, поскольку запрещена свинина, невозможно и любое блюдо из нее, а значит, в традиционной еврейской кухне не может быть ни поросенка, ни жаркого на свином жиру и вообще ничего подобного (такая нелепость не может прийти в голову даже самому европеизированному еврею, может быть, даже и спокойно поедающему «запретное» в обычный день).

Как известно, кухня любого народа включает в себя прежде всего те исходные продукты, которые дает ему природа страны, где он проживает. Скажем, бананы и кокосы в России не произрастают, и, хотя сейчас они у нас широко распространены, трудно представить себе русское национальное блюдо из бананов с кокосом, как и оленину с брусникой у жителей Сицилии. Но евреи проживают в самых разных странах и почти по всему миру. А значит, и исходные продукты у них разные.

Но правила кашрута везде одинаковы. Напомним, что евреям категорически запрещено смешение молочных и мясных продуктов; рыбу можно есть лишь покрытую чешуей; мясо только жвачных парнокопытных. Домашнюю птицу есть можно, но и она, и упоминавшиеся выше жвачные парнокопытные должны быть зарезаны специальным резником («шойхетом»), который должен убить животное специальным очень острым ножом, одним движением, чтобы причинить минимум страданий. (Эти правила мы привели в самом кратком и упрощенном виде; вообще-то они куда сложнее и обширнее!) На праздник Пасхи нельзя есть дрожжевой хлеб. Вместо него едят мацу - хрустящие тонкие листы, замешанные только на муке с водой.

При соблюдении кашрута можно готовить любые блюда, принятые в той или иной стране. Но будут ли они еврейскими? Скорее они будут кошерными, т.е. ритуально позволенными.

КОШЕРНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

Кошерные животные легко распознаются по двум признакам. Они имеют раздвоенные копыта и являются жвачными, т.е. обладают двумя обязательными условиями «чистоты». К ним относятся крупный рогатый скот, овцы, козы, дичь. Но евреям разрешено есть мясо только передней половины этих животных. Таким образом, шея, бочок допустимы в пищу, филей, к сожалению, - нет. К трефовым животным относятся свиньи, кролики, лошади, медведи, собаки, кошки и... киты.

Кошерные животные жуют жвачку. Жвачкой называются маленькие шарики пережеванной травы, которые у некоторых животных (называемых жвачными) образуются в желудке после заглатывания. Позже эта трава отрыгивается, т.е. возвращается в рот и вновь пережевывается перед перевариванием. Оба эти признака есть у коров, овец, коз и оленей, следовательно, они кошерны. У свиней копыто разделено, но они не жуют жвачки; верблюды жуют жвачку, но их копыта лишь частично разделены. Таким образом, эти животные некошерны.

КОШЕРНАЯ ПТИЦА

Не существует способа определения кошерности птицы. В Библии нет описания кошерности птиц, но Мишна (Mishnah) утверждает, что «птица, которая хватает пищу когтями, является нечистой, а та птица, у которой есть дополнительный коготь и второй желудок, является чистой» (Hulin 3:6). К кошерной птице относятся куры, утки, гуси, голуби, фазаны, перепелки и индюки. В Торе приводится длинный список некошерных птиц (Левит 11:13- 19), включающий множество диких птиц. Теоретически евреи могут есть любую птицу, не упомянутую в этом списке, на практике, однако они едят в основном кур, индеек и уток. Даже животные и птицы кошерного вида могут оказаться трефовыми, если у них обнаружатся дефекты внутренних органов. Иногда, если что-то во внутренностях курицы вызывает сомнение, ее несут к раввину, который в состоянии определить, кошерна ли она.

Цыпленок, если его умертвить неправильно, становится трефовым. Говядина, даже несмотря на то, что она является кошерной, если ее приготовить с молочными продуктами, станет трефовой.

КОШЕРНАЯ РЫБА

В еврейской кухне в отношении к рыбе и морепродуктам гораздо больше ограничений, чем в китайской или японской кухнях.

Рыба в соответствии с Библией годится в пищу только та, у которой есть плавники и чешуя, - она считается «чистой». К такой рыбе относятся килька, окунь, голубая рыба, сазан, треска, плоская рыба, камбала, морской окунь, палтус, сельдь, макрель, щука, сардина, лосось, тунец и белая рыба. Зубатку, угря и дельфина есть нельзя. Все ракообразные считаются трефовыми. Таким образом, такие любимые многими морские продукты, как моллюски, омары, кальмары, креветки, улитки и устрицы, запрещено принимать в пищу. Существует спор о том, можно ли есть такую рыбу, которая часть своей жизни имеет плавники и чешую, а другую часть - не имеет. Ортодоксальные евреи запрещают есть осетра и меч-рыбу. Консервативные евреи и реформаторы допускают прием в пищу этих рыб.

В КОШЕРНОЙ КУХНЕ

Евреи, соблюдающие кашрут, основываются на библейском стихе: «Не вари козленка в молоке матери его» (Исход 23:19 и в других местах) и потому не совмещают мясную и молочную пищу вместе.

Этот запрет настолько строг, что даже на еврейских кухнях для мясного и для молочного есть отдельные столы, фаянсовая посуда, ножи и другие принадлежности. Посуда для мясного и молочного хранится в ящиках и шкафах на разных частях кухни.
Процесс приготовления пищи требует определенной осторожности и хорошей организации. Электроплиты предпочтительнее газовых, поскольку конфорка может быть раскалена докрасна и при этом вся «сбежавшая» пища сгорает. Те, кто может себе это позволить, имеют две плиты, а также две раковины. Если же есть только одна раковина, она, безусловно, трефа (некошерная), поскольку в нее сливается все. Если на кухне одна раковина, посуду моют в тазиках. Впрочем, нет никакой необходимости в двух холодильниках или морозильных камерах, поскольку холодные продукты не влияют друг на друга так, как горячие.

Продукты, не содержащие ни мясных, ни молочных элементов (например, овощи, яйца) и приготовленные не в мясной или молочной посуде, называются «парев» или «парве». Паревные продукты можно есть как с мясом, так и с молоком.

Иногда даже при самой тщательной организации работы на кухне мясная и молочная еда смешивается или проливается одна в другую. Если такое случилось, обращаются к раввину, который решает, остались ли продукты и посуда кошерными.

Смотрите также

Сказано в Торе: «И построил Ноах жертвенник Б-гу». Почему? Потому что он задумался о том. зачем Всевышний спас больше чистых животных, чем нечистых, и увидел в этом намек на то, что Всевышний желает получить жертвы из чистых животных. И тогда сразу же - «...взял от всех чистых животных и от всех чистых птиц, и вознес всесожжения на жертвеннике» (Шмот раба 50).

5700 и еще несколько десятков лет возраст человечества: с того дня, когда Всевышний сотворил Первого человека, дал ему «дух жизни» и заставил постоянно возобновлять свою жизненную энергию едой и питьем. Однако с самого начала существования человека на земле плоть других живых существ не была дана ему в пищу.

Прошло 1657 лет, и все эти годы человек не знал вкуса мяса. Десять поколений - от Первого человека и до того момента, когда Ноах вышел из ковчега и приступил к строительству нового мира - человек властвовал над всеми животными от диких зверей до земляных червей, но не имел права убивать их, чтобы питаться их плотью. Следовательно, почти треть своей жизни человечество не употребляло мяса и совершенно не нуждалось в этом виде пиши.

Употреблять в пищу плоть скота, зверей и птиц было разрешено человеку только после того, как на земле высохли воды потопа и Ноах и его сыновья вышли из ковчега.

Очень многое в мире изменилось к худшему после потопа. Например, земля перестала отдавать человеку ту энергию, которую она отдавала прежде, и потому труд земледельца стал намного тяжелее, плоды стали созревать намного медленнее и они потеряли прежний вкус, прежнюю сочность и консистенцию. Годы жизни человека тоже стали все больше и больше укорачивать­ся, пока не дошли до 70-80 лет.

Одним из признаков умаления мира по сравнению с тем, что было до потопа, является разрешение человеку употреблять в пищу мясо.

Со времен Ноаха мясо стало разрешенным в пищу, однако сам Ноах ел только мясо чистых животных. Хотя мясо нечистых животных и птиц не было запрещено в пищу сынам Ноаха (их запрет впервые был высказан только в Торе, данной сынам Израиля), все же Ноах исполнял заповеди Торы ранее, чем она была дана. Так Же поступали Шем, Эвер и другие его праведные потомки, воспринявшие от него эти ограничения и тщательно их соблюдавшие.

Тора говорит о Ноахе, что, как только он вышел из ковчега, «...построил Ноах жертвенник Б-гу, и взял от всех чистых животных и от всех чистых птиц, и вознес всесожжения на жертвеннике» (Брейшит 8:20). Все же те живые существа, которые пришли к Ноаху парами - самец и самка, - чтобы быть взятыми в ковчег, были нечистыми - потому что не было миру особой нужды в том, чтобы после потопа их число быстро стало большим; однако же те, что пришли к ковчегу «семеро, семеро» - были чистыми, и новый мир нуждался в быстром увеличении их числа. Ведь все, кто были в ковчеге, вошли в него только по слову Всевышнего. А когда после потопа Ноах построил жертвенник и вознес всесожжение на нем из всех видов чистых животных и птиц -более многочисленных по своему числу - сразу же было ему возвещено: «Все, в чем есть жизнь - будет вам в пищу: как зелень полевую, отдал Я вам все» (Брейшит 9:3). То есть человеку разрешено было есть мясо.

И хотя отсюда не следует, что для Ноаха и его потомков мясо нечистых животных стало запрещенным, все же в этом рассказе Торы содержится намек: раз Всевышний спас от потопа чистых животных в большем количестве, чем нечистых. Он тем самым намекнул человеку, что первые из них отдаются ему в пищу, а вторые для пищи нехороши.

Поскольку Сам Творец назвал этих животных «чистыми», а других «нечистыми», в этом есть также намек на то, что когда мясо чистого животного поступает в тело человека, он не лишается своей первоначальной чистоты, а мясо нечистых животных, поступающее в тело человека, оскверняет его, и он лишается своей чистоты. А ведь человек сотворен ради того, чтобы быть чистым, а не оскверняться, и душа, данная ему, - чиста, и не пристало осквернять ее нечистой пищей. Ноах и сын его Шем (и все их праведные потомки) избрали себе в удел чистоту и никогда не питались ничем, кроме чистых животных и птиц, отдалившиеся от чистоты, осквернялись всеми видами нечистоты, и она навсегда осталась в их теле.

Тот факт, что одни животные поднялись на жертвенник, а другие нет, говорит о том, что первые так же, как они оказались пригодными для жертвенника, пригодны и для пищи человека, а другие - так же, как оказались негодными для жертвенника, негодны и человеку в пищу. Ноах - отец всех, кто после него придет в мир, и все человечество - потомство Ноаха.

Наши праотцы - Авраам, Ицхак и Яаков - тоже строили жертвенники и возносили на них всесожжения Б-гу. Их пища была пищей священнослужителей, которые удостоились получить свою долю с высокого стола и едят от мяса священных жертв.

Наши предки, странствуя в пустыне после исхода из Египта, не имели права есть мясо только из одного вожделения: они должны были приносить во двор Мишкана (Скинии Завета) жертвы, кровью которых окроплялся жертвенник и тук которых воскурялся на жертвеннике, и тогда остальное мясо могли съесть хозяева в святости, есть его Священнослужителям, которые съедали мясо внутри стен ограды Мишкана. Следовательно, они - подобно их собственным предкам - ели только то мясо, которое оставалось им после жертвенника.

Только тогда, когда расширил Всевышний пределы Израиля, и место, избранное Им, чтобы поселить там Имя Его, оказалось вдалеке от большинства поселений Израиля, только тогда им стало разрешено есть мясо во всех пределах своих, и благодаря шхите (способ, которым Тора предписывает зарезать животное) и благословению, которое произносят перед шхитой для Всевышнего, это стало им засчитываться, как если бы они ели от священных жертв.

Много ограничений и правил есть у евреев в отношении мясной пищи, и ограничения эти направлены на сохранение пищи в святости и чистоте.