Задание 21 егэ русский. Новое задание в егэ по русскому языку

Задание 21 ЕГЭ 2015.

Функционально-смысловые типы речи

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Предложения 4–5 содержат описание.

В предложениях 22–23 содержится рассуждение.

Предложения 24–25 содержат повествование.

Предложения 37–41 содержат элементы описания.

В предложении 43 присутствует элемент описания.

Повествование - смысловой тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности. Другими словами, это рассказ (сообщение) о действиях, поступках, событиях в определённой последовательности.

Повествование отвечает на вопрос: что делает (сделает, делал бы и т.д.)?

Художественный повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Произведения повествовательного типа могут начинаться и сразу с завязки и даже с развязки действия, т.е. событие может передаваться в прямой, хронологической последовательности и в обратной, когда мы сначала узнаём о развязке, а уже потом – о самом действии.

Выразительная и изобразительная сила повествования заключается прежде всего в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

Поскольку в повествовании сообщается о событиях, происшествиях, действиях, особая роль здесь принадлежит глаголам, особенно формам прошедшего времени совершенного вида. Они, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, помогают развёртыванию повествования.

Текст-повествование отвечает на вопросы

    Что произошло?

    В какой последовательности происходят события?

    Кто участвует?

Особенность повествования как типа текста заключается в том, что здесь изображаются события или явления, в которых действия происходят не одновременно, а следуют друг за другом или обусловливают друг друга.

При определении типа речи можно воспользоваться приемом «фотографирования». Если можно «сфотографировать» весь текст последовательным рядом кадров, как комиксы, когда текст можно будет просмотреть, как череду картинок – повествование.

Описание - словесное, устное или письменное изображение предметов, явлений, животных, человека, ставящее целью научно, систематически описать их признаки. Описательный текст может быть в форме любого стиля. Композиция описания, наиболее характерные её элементы:

    общее представление о предмете;

    описание деталей, частей, отдельных признаков предмета;

Цель описания – наглядно нарисовать словесную картину, чтобы читающий зримо представил себе предмет изображения.

Описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.

Это изображение какого- либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Весь текст описательного характера как бы отвечает на вопрос какой?

В описании широко используются слова, обозначающие качества, свойства предметов.

Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности – в форме настоящего времени; важную роль играют согласованные и несогласованные определения, назывные и неполные предложения.

Если можно «сфотографировать» весь текст одним кадром, как картину, где будут видны все элементы текста, то перед нами – описание.

Рассуждение - смысловой тип текста, предусматривающий логически последовательный ряд мыслей (суждений, умозаключений) на какую-либо тему, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие. Иначе говоря, это своего рода объяснение фактов (событий) реальной действительности с указанием причинно-следственных связей.

Рассуждение строится по следующему плану:

    тезис (высказывается какая-то мысль);

    аргументы, доказывающие его;

    вывод, или заключение.

При определении типа речи «рассуждение» невозможно воспользоваться приёмом «фотографирования»: текст рассуждение нельзя «сфотографировать» .

Алгоритм выполнения задания

    Прочитайте указанные фрагменты текста (номера предложений)

    В каждом варианте ответа попробуйте воспользоваться приёмом «фотографирования».


    В каждом варианте попробуйте ответить «да» или «нет».

    Выберите нужные цифры ответа. Помните, что верных ответов может быть от одного до трёх.




Задание 21 ЕГЭ 2018 по русскому языку. Теория.

Сложность 21 задания ЕГЭ заключается в том, что нельзя просто выучить теорию и применить ее на практике. Готового правила просто нет. Но можно запомнить, на что обратить особое внимание.

Так, например, в демонстрационном варианте ЕГЭ 2018 задание сформулировано так:

« Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов».

Возможны и другие формулировки задания:

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста?

Какие из высказываний противоречат содержанию текста?

Какие из высказываний не противоречат содержанию текста?

В каком предложении выражена основная мысль? и др.

Алгоритм выполнения:

1) Прочитайте внимательно задание.

Определите для себя, как вы будете помечать вариант после проверки. Например, если вас просят найти предложение, которое соответствует содержанию, ставьте «+» после каждого подходящего предложения. Если нужно найти предложение, которое противоречит содержанию текста, ставьте «-» напротив каждого предложения, которое не соответствует содержанию. Это поможет вам не запутаться, когда будете записывать ответы. Е сли вам нужно найти предложение, которое соответствует содержанию текста, не обязательно искать основную(главную) информацию, в таком случае задание сформулировано по-другому. Особое внимание обратите на частицу не или ее отсутствие в формулировке. Часто бывает, что выпускники ищут ровно противоположные ответы.

2) Прочитайте текст.

3) Прочитайте текст еще раз , проверяя достоверность каждого предложения.

1. Знаки препинания между подлежащим и сказуемым

Тире ставится между подлежащим и сказуемым простого предложения,если они выражены:

  • двумя существительными: Книга – источник знаний;
  • двумя числительными: Пятью восемь – сорок;
  • двумя инфинитивами: Жить – Родине служить;
  • существительным и инфинитивом: Превосходная должность – быть человеком.

Тире НЕ ставится между подлежащим и сказуемым простого предложения, если:

  • личным местоимением и существительным: Он скептик;
  • любыми частями речи, но при этом сказуемое имеет отрицание не или слова как, точно, как будто: Бедность не порок. Пруд как сталь.

2. Знаки препинания при сравнительных оборотах

Сравнительные обороты, начинающиеся со слов словно, будто, нежели, точно и т.д. выделяются запятыми (Кино мне нравится больше, чем/нежели театр.)

Обороты с союзом как

выделяются запятыми:

  • если они обозначают уподобление и не содержат никаких дополнительных оттенков значения (Ночь приближалась и росла, как грозовая туча.).
  • если перед оборотом есть указательные слова так, такой, тот, столь (Черты лица у него были те же, как и у сестры.),
  • если оборот вводится в предложение сочетанием как и (Я бывал в Лондоне, как и в других европейских городах.),
  • если это сочетание типа не кто иной, как и не что иное, как (Впереди возвышалось не что иное, как высокий дворец.)

не выделяются запятыми:

  • если в обороте на первом плане обстоятельственное значение (Перстенек как жар горит.- можно заменить сочетанием горит жаром),
  • если на первом плане значение приравнивания или отождествления (Я вам это говорю как врач.),
  • если оборот входит в состав сложного сказуемого или тесно связан с ним по смыслу (Работа как работа.),
  • если оборот является устойчивым выражением (Все шло как по маслу.),
  • если перед оборотом стоит отрицательная частица не (Поступил не как патриот.).

3. Знаки препинания при уточняющих членах предложения

Уточняющие слова на письме выделяются запятыми.

Значение уточнения приобретают обстоятельства места, времени, образа действия, степени, меры:

  • В подвале, под полками, дед хранил свои инструменты.
  • Там, в горах, повалил снег
  • Внизу, в зале, стали тушить огни

Уточняющие члены при подчеркивании смысла выделяются или отделяются тире:

  • Они [статуи] были расставлены прямо на земле и на газонах – без пьедесталов – в каком-то продуманном беспорядке (Кат.) – уточняется обстоятельство;
  • Мины же все в снегу, который тут совсем неглубокий – до щиколотки (В. Бык.) – уточняется сказуемое.

4. Знаки препинания при прямой речи, цитировании

Прямая речь

Запомни! Прямая речь заключается в кавычки. «П.Р»

  • Перед прямой речью после слов автора ставится двоеточие. (А: «П.р».)
  • После прямой речи перед словами автора ставится тире. («П.р.», - а.)

Расстановку знаков препинания можно представить в виде схем (П - прямая речь, а - слова автора):

  1. Прямая речь после слов автора: А: «П». А: «П?» А:»П!»
  2. Прямая речь перед словами автора: «П», - а. «П?»- а. «П!» - а.
  3. Слова автора внутри прямой речи: «П, - а, - п». «П, - а. - П». «П? - а. - П». «П! - а. - П».
  4. Прямая речь внутри слов автора: А: «П!» - а. А: «П?» - а.

Цитирование

Цитата - это дословная выдержка из текста.

  • Если цитата включается в текст как самостоятельное предложение , она оформляется так же, как прямая речь: А.П. Чехов писал: «Не сомневаюсь, занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность». «Праздная жизнь, - писал А. П. Чехов, - не может быть чистою».
  • Пропуск текста цитаты обозначается многоточием: «Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку... Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа...» - писал А. П. Чехов.
  • При цитировании стихотворного текста кавычки обычно не ставятся, например, вспомните строфы, в которых поэт описывает свое знакомство с Онегиным:

Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.

  • Если цитата включена в авторский текст в качестве составной части , то прямая речь заменяется на косвенную. В этом случае цитата заключается в кавычки, но пишется со строчной буквы, а двоеточие не ставится, например: Об «Онегине» Белинский написал две большие статьи; он говорит, что «эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение» (Д. Писарев).
  • Кавычками выделяются и «маленькие цитаты», а также слова, употребляемые иронически или с двойным смыслом, например: Словом, это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он «чувствителен, и весел, и остер» (И. Гончаров). Почтенные «собратья по перу», на мой взгляд, слишком быстро упиваются славой и слишком густо подчеркивают величие своих «я». (М. Горький)

5. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Части разделяются запятой:

  • Части тесно связаны по смыслу (одновременность или последовательность событий) и не имеют осложняющих конструкций. Поезд ушёл, перрон быстро опустел, вокруг стало тихо .

Части разделяются двоеточием:

  1. Вторая часть поясняет первую, раскрывает её содержание (можно вставить союз А ИМЕННО). Мать наказала сына: она не пустила его гулять.
  2. Вторая часть дополняет первую (можно вставить союз ЧТО или слова И УВИДЕЛ, ЧТО; И УСЛЫШАЛ, ЧТО; И ПОНЯЛ, ЧТО и т.д.). Мать посмотрела в окно: малыш катался на качелях.
  3. Вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой (можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО). Мать была расстроена: ребёнок сказал ей неправду.

Части разделяются точкой с запятой:

  1. Части не имеют тесной смысловой связи. Мигают звёзды на небе; лес обнажился.
  2. Хотя бы одна из частей имеет осложняющую конструкцию. Было ещё рано, начало шестого; золотистый утренний туман поднимался над лесом, просыпавшимся после долгой ночи.

Части разделяются тире:

  1. Части противопоставлены друг другу (можно вставить союзы А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО и т.д.). Деньги исчезают – работа остаётся.
  2. Вторая часть указывает на быструю смену событий или неожиданный результат. Он упал – все засмеялись.
  3. Первая часть указывает на время, условие, причину совершения того, о чём говорится во второй части (можно вставить союзы КОГДА, ЕСЛИ, ТАК КАК). Лес рубят – щепки летят. Станет тепло – снимем шубы.
  4. Вторая часть содержит в себе вывод, следствие из того, о чём говорится в первой части (можно вставить наречие ПОЭТОМУ). Хвалы приманчивы – как их не пожелать? (И. Крылов)
  5. Вторая часть содержит сравнение (можно вставить союз КАК, СЛОВНО, БУДТО и т.д.). Молвит слово – соловей поёт.
  6. Вторая часть является присоединительным предложением (перед ним есть или могут быть слова ЭТО, ТАК, ТАКОВ и т.д.). Приказ есть приказ – так его воспитали. Всё небо в тучах – плохая погода.

6. Тире в простом и сложном предложениях

Тире в простом предложении:

  1. Между подлежащим и сказуемым: «Горе от ума» - бессмертная коме­дия АС. Грибоедова.
  2. В неполном предложе­нии: Я предпочитала от­дыхать на море, она - в горах.
  3. Перед обобщающим сло­вом, стоящим после одно­родных членов: Ветки де­ревьев, кусты - все покры­лось инеем.
  4. При однородных чле­нах, между которыми нет противительного союза: Он оказался не просто спо­собным - талантливым.
  5. При обособленных при­ложениях, стоящих в кон­це предложения или оди­ночных приложениях: Ему помогал торговать Алексей - ленивый, гру­бый парень (М. Горький).

Тире в сложном предложении:

  1. В бессоюзном предложе­нии: Хочется солнца - оно не показывается.
  2. При вводных предложе­ниях или пояснительных конструкциях: Однажды - это было уже в конце ле­та - я получил неожи­данное известие.
  3. В предложениях с пря­мой речью: «А Марья Ива­новна? - спросил я. - Так же ли смела, как и вы?» (А. Пушкин); «Я ни с кем и ни с чем не связан», - напомнил он о себе (М. Лер­монтов).
  4. В сложносочиненных предложениях при быстрой смене событий: Он знак по­даст - и все хлопочу (А. Пушкин).
  • Решай с ответами.
  • Решай с ответами.
  • Изучай русского языка.

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Чегемское ущелье – одна из настоящих жемчужин Кабардино-Балкарии. (2)Оно тянется с северо-востока на северо-запад, пронзая Скалистый, Лесистый, Боковой и Пастбищный хребты. (3)В месте, где ущелье проходит сквозь Скалистый хребет, находится теснина – наиболее узкая его часть длиной 5 км. (4)Дно ущелья местами сужается до 15–20 м, зажатое по бокам отвесными стенами, которые возвышаются на 100–200 м и нависают над тропой и несущимся рядом Чегемом. (5)Река промыла здесь известняковый хребет, поэтому стены теснины окрашены в красивые оттенки: от белого и кремового до оранжевого. (6)За Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья возвышается, пожалуй, самая живописная гора Главного Кавказского хребта – Тихтенген (4611 м), западнее которой находится перевал Твибер (3780 м). (7)Здесь путешествие обычных туристов заканчивается: дорогу перегораживает мощный ледник – передвижение по нему очень опасно.

Новое задание, требующее объяснения постановки знаков препинания.

Знаки препинания в русском языке выполняют только две функции: они либо разделяют, либо выделяют.

  1. Разделяют части сложно предложения и однородные члены предложения.
  2. Выделяют обособленные второстепенные члены предложения, а также обращения и вводные слова.

Знак препинания «тире» употребляется в следующих случаях.

  1. Если главные члены предложения выражены именем существительным в именительном падеже или инфинитивом.
  2. Тире ставится в предложениях с однородными членами перед обобщающим словом.
  3. Тире ставится перед стоящим в конце предложения приложением в двух случаях: 1) Если перед приложением можно без искажения смысла предложения поставить конструкцию «а именно». 2) Если при приложении используются пояснительные слова, и автору требуется дополнительно обозначить самостоятельность этой конструкции.
  4. Тире ставится между двумя сказуемыми или между частями сложного предложения в том случае, если автору нужно неожиданно присоединить или резко противопоставить их по отношению друг к другу.
  5. Тире ставится между частями бессоюзного сложного предложения в том случае, если вторая часть содержит в себе результат или вывод из того, о чем говорилось в первой.

Разбор задания

Определим причину постановки тире в данном тексте.

  1. (1)Чегемское ущелье – одна из настоящих жемчужин Кабардино-Балкарии. (между подлежащим и сказуемым)
  2. (3) В месте, где ущелье проходит сквозь Скалистый хребет, находится теснина – наиболее узкая его часть длиной 5 км. (выделяется приложение)
  3. (6)За Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья возвышается, пожалуй, самая живописная гора Главного Кавказского хребта – Тихтенген (4611 м), западнее которой находится перевал Твибер (3780 м). (выделяется приложение)
  4. (7)Здесь путешествие обычных туристов заканчивается: дорогу перегораживает мощный ледник – передвижение по нему очень опасно.(тире между частями бессоюзного сложного предложения)

Ответ: 36.

Книга содержит задания разных типов и уровней сложности по темам, знание которых проверяется на ЕГЭ, а также комментарии к ним. Ко всем заданиям приводятся ответы. Поможет потренироваться в выполнении заданий, повторить пройденный материал и эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Задание 21 ЕГЭ по русскому языку 2018, теория

Сложность 21 задания ЕГЭ заключается в том, что нельзя просто выучить теорию и применить ее на практике. Готового правила просто нет. Но можно запомнить, на что обратить особое внимание.

Так, например, в демонстрационном варианте ЕГЭ 2018 задание сформулировано так:

« Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов».

Возможны и другие формулировки задания:

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста?

Какие из высказываний противоречат содержанию текста?

Какие из высказываний не противоречат содержанию текста?

В каком предложении выражена основная мысль? и др.

Алгоритм выполнения:

1) Прочитайте внимательно задание.

Определите для себя, как вы будете помечать вариант после проверки. Например, если вас просят найти предложение, которое соответствует содержанию, ставьте «+» после каждого подходящего предложения. Если нужно найти предложение, которое противоречит содержанию текста, ставьте «-» напротив каждого предложения, которое не соответствует содержанию. Это поможет вам не запутаться, когда будете записывать ответы. Если вам нужно найти предложение, которое соответствует содержанию текста, не обязательно искать основную(главную) информацию, в таком случае задание сформулировано по-другому.Особое внимание обратите на частицу не или ее отсутствие в формулировке. Часто бывает, что выпускники ищут ровно противоположные ответы.

2) Прочитайте текст.

3) Прочитайте текст еще раз , проверяя достоверность каждого предложения.

Не надейтесь на удачу. Главная ошибка всех выпускников - это нежелание перепроверить каждое высказывание. Лучше найти участок текста, в котором есть мысль, связанная с предложением, чем потерять балл.

4) Проверьте фактические ошибки .

Иногда в предложениях нарочно допускают незначительные, "незаметные” ошибки. Например, неправильно указывают имя героя или инициалы, время, место события. Также могут быть изменены действия героев, последовательность их поступков, причинно-следственная связь. Обычно выпускники ищут очевидные ошибки, когда искажается содержание, но не обращают внимание на детали.

5) Обратите внимание на количество ответов: их может быть от 2 до 5.

Обычно не бывает более 3-х ответов, но нужно быть начеку.