Сравнение думы рылеева смерть ермака. Анализ думы Рылеева «Смерть Ермака

Думы, которые создавались на реальных жизненных событиях, наиболее интересны для читателей. Из таких творческих работ мы узнаем про настоящие исторические события, которыми наполнены былые времена. Одной из таких дум является великая работа «Смерть Ермака». Ее создателем становится К.Ф. Рылеев. Именно главный герой – казак Ермак Тимофеевич сыграл очень важную роль в тяжком процессе объединения Сибирского края и России.

Эти исторические действия происходили во времена правления Ивана Грозного. Казак Ермак смог уничтожить войско хана Кучума, хотя сам хан бежал. А ночью, хан устроил внезапный набег на поселение казаков, и последним пришлось отступать.

Переходя через реку, казак Ермак погиб в бурной и смертельной реке. Именно ночь отступления казаков автор изображает со всеми грозными стихиями природы – сверкали молнии, беспрерывно шумел дождь, буря витала над землей.

Многие казаки в своей былой жизни были преступниками, но теперь они верны службе царю. Ермак размышляет над тем, что все эти казаки уже давно смыли свои провины кровью врагов. Ведь теперь, они стоят на смерть и отдают свою жизнь за святую Русь.

В это время он еще не знает, что впереди их ждет тяжелая битва. Ведь ночью, хан Кучум, тайно нападает на лагерь казаков и те, падают в бою, даже не сразившись.

Такой подлый и низкий персонаж, как хан Кучум, противопоставлен сильному и могучему казаку Ермаку. Во время отступления, славный герой не смог перейти реку и осилить бурный гнев водной стихии. Он тонет. А виной всему тяжелый панцирь, который был даром царя.

Казак погибает, защищая родную землю и служа России. Именно ей, а не царю. Это очень важная деталь, которую подчеркивает автор в своей думе.

Конспект урока литературы по теме: «К.Ф.Рылеев.

Тип урока

Задачи:

образовательные :

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по теме: «К.Ф.Рылеев. Историческая тема думы «Смерть Ермака».»

Новик Надежда Григорьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока литературы по теме: « К.Ф.Рылеев. Историческая тема думы «Смерть Ермака».

Тип урока : урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений.

Задачи:

образовательные :

    познакомить с личностью поэта; вспомнить события исторической эпохи начала 19 века;

    дать понятие жанра «думы», признаки жанра; своеобразие жанра думы в творчестве К.Ф.Рылеева;

    уметь анализировать произведение с учётом его жанровых особенностей;

    формирование навыка работы с текстом, иллюстрациями;

    совершенствовать навык осознанного чтения;

развивающие :

    развивать речь учащихся, навыки монологической речи;

    закреплять и ввести термины: дума ;

    активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;

    формировать навык работы с различными источниками информации с целью поиска и отбора необходимого материала;

    раскрывать творческий потенциал учащихся.

    развивать внимание, способность воспринимать и оценивать явления художественной литературы и формировать духовно-нравственные качества, эстетический вкус;

воспитательные :

    воспитывать интерес, уважение к предмету, ценностное отношение к слову;

    формирование и воспитание духовно развитой личности;

    воспитывать бережное, уважительное отношение к книге;

    воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны.

Наглядность и оборудование: иллюстрации, портрет К.Ф. Рылеева, высказывания современников о Рылееве, презентация, компьютер, мультимедиапроектор, экран,

карточки со словами, толковые словари, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009г

Ход урока

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Психологический настрой (включение в учебную деятельность)

Добрый день!

Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, задорными, улыбающимися. Очень надеюсь, что мы с вами сегодня поработаем хорошо, активно, и вы получите знания и достойные отметки.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.

Опрос домашнего задания.

Что было задано на дом?

Жизнь К.Ф.Рылеева была короткой, но насыщенной. Дома вы познакомились с фактами биографии и творчества поэта. Сейчас вам предстоит ответить на ряд вопросов по содержанию статьи учебника. И выполнить цифровой диктант. Если представленное мной утверждение верно, вы ставите цифру «1», если утверждение ошибочно, то ставите «0».

А сейчас несколько вопросов к тем, кто готовился дома по дополнительным источникам.

Кем служил Рылеев? Связана ли его профессиональная деятельность с литературой?

Каково жизненное кредо К.Ф.Рылеева? В каком произведении оно сформулировано? Как вы его понимаете?

Чем обернулось для поэта участие в восстании на Сенатской площади?

Нам уже известно, что Кондратий Фёдорович интенсивно работал над думами и публиковал их. Каковы же особенности этого жанра? В чём своеобразие дум Рылеева?

(индивидуальное сообщение)

Мы прочитали статью учебника о жизни и литературной деятельности Кондратия Фёдоровича Рылеева (стр.88-89)

1.Цифровой диктант

2.Рылеев окончил кадетский корпус.

3.Поэт не служил в действующей армии.

4.Рылеев был членом Северного тайного общества.

5.Он мечтал о неограниченной монархии в России.

6.Поэт стал одним из организаторов восстания на Сенатской площади.

7.Ранние поэтические опыты Рылеева относятся к 1813-1814 годам.

8.Рылеев никогда не писал оды.

9.Популярность поэту снискала сатира «К временщику».

10.Думы – любимый жанр поэта.

11.В 1822 году в печати появляется 15 дум.

12.Публикации дум в журналах привлекли к себе внимание литературной общественности.

(Взаимопроверка работ).

В 1821 - 1824 Рылеев служил заседателем уголовной палаты, в 1824 поступил в Российско-американскую компанию правителем канцелярии.

"Я не поэт, а гражданин", поэма «Войнаровский».

Рылеев участвовал в выступлении на Сенатской площади и на следующую ночь был арестован и заключен в каземат Алексеевского равелина.

Казнён 13 (25) июля 1826 в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей восстания вместе с П. И. Пестелем , С. И. Муравьёвым-Апостолом , М. П. Бестужевым-Рюминым , П. Г. Каховским .

Своеобразие рылеевских дум:

1. При написании используется исторический материал;

2. Дума как жанр сочетает в себе признаки оды, элегии, поэмы, баллады и, может быть, исторической повести в стихах.

3.В творческой установке Рылеева при создании дум преобладало воспитательное, поучительное стремление.

4.Задача дум пробудить интерес и сочувствие к мужественным людям, совершавшим подвиги во имя Родины и народа.

Сообщение темы урока

Определение темы и цели урока.

1.Вступительное слово учителя.

- Общенародной известностью пользовалась дума "Смерть Ермака".

Что такое дума?

Прочитайте тему урока.

Исходя из темы урока, сформулируйте цели урока.

- Перед тем как перейти к теме урока, давайте познакомимся со статьёй учебника «Из истории присоединения Сибири в XVI веке».

(или сообщения учащихся)

(Термин записываем в тетрадь.)

& Словарная работа:

Дума - это украинская народная песня об историческом событии и народных героях . Тематика дум по преимуществу историческая.

Определение цели урока самими обучающимися.

Мы познакомимся с …

Мы узнаем, о чём говорится в..

Работа над темой урока: Дума « Смерть Ермака ».

1. Выразительное чтение учителемдумы«Смерть Ермака» стр.90-93

    Понравилась вам дума «Смерть Ермака»?

Какова тема этого произведения?

Какому событию она посвящена?

Историческая справка о Ермаке (сообщения учащихся).

2.Чтение думы учащимися

Как вы понимаете слова и строки из произведения?

2.Анализ текста думы «Смерть Ермака» 1)Выразительное чтение по частям фрагмента думы «Смерть Ермака».

2) Беседа по вопросам.

1.Из предложенного списка выберите словосочетания, которые автор использует для создания картины природы в думе.
В чём своеобразие этой картины?

Что общего между заглавием и первым предложением?

Не читая текста в полном его объёме, сможете ли вы сформировать о нём дальнейшее представление?

О чём думает Ермак в ночь перед боем? Как вы понимаете слова героя: «И мы- не праздно в мире жили»?

Как погибла дружина Ермака Тимофеевича? В чём видит автор причину гибели и кого осуждает за это?

3) Составление цитатного плана думы.

Выделите в тексте думы микротемы и озаглавьте их словами из думы (работа в группах).

4) Работа с иллюстрациями к думе «Смерть Ермака»

Какой эпизод из думы изобразил художник Дехтерёв? Чтение эпизода.

Кто нарисовал картину «Покорение Сибири Ермаком»? Подтвердите цитатами из думы.

5) Работа над выразительным чтением думы

Высказывания учащихся.

Тема расширения русских земель.

Тёмной ночью Кучум нападает на войско казаков. Не имея средства к спасению, кроме бегства, Ермак бросился в Иртыш, в намерении переплыть на другую сторону, и погиб в волнах.

Работа с толковыми словарями.

& Словарная работа:

А) «тать презренный» - (вор, заслуживающий презрения);

Б) «И ветры в дебрях бушевали»

(Дебри – места, заросшие непроходимыми лесами);

В) «С вождём покой в объятьях сна

Дружина храбрая вкушала»

(Вкушать – ощутить, испытать).

(Термины записываем в тетрадь.)

Сияло солнце, во мраке молнии летали , от ветра листья трепетали, гром гремел , чуть колыхалася волна, дождь шумел, ревела буря , звенели капли дождевые, ветры в дебрях бушевали .

О чём-то трагичном, мрачном.

 Работа в группах Самостоятельная исследовательская работа .

Учащиеся заполняют таблицу, затем зачитывают.

В ходе обсуждения возникла в тетрадях и на доске запись:

5 микротем:

1 – буйство стихии

(Буря; мрак; страна суровая, угрюмая; берег дикий; «ко славе страстию дыша»…)

2 – мысли героя

(«товарищи его трудов»; «нам смерть не может быть страшна»; «и мы – не праздно в этом мире жили»…)

3 – подлость врага

(«роковой удел»; жертва; Кучум=буря; «как вор презренный»; «пала грозная дружина»…)

4 – гибель Ермака

(«душа отвагою полна»; «сила року уступила»; «тяжёлый панцирь – дар царя стал гибели его виною»…)

5 – затишье

(Луна; «носились тучи»; «молнии ЕЩЁ сверкали»; «гром… ЕЩЁ гремел»…).

Работа в группах

Учащиеся готовят выразительное чтение думы

Физкультминутка

(проводится в середине урока)

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение думы «Смерть Ермака».

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Так в чём же заключается жизненный подвиг К.Ф.Рылеева?

Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги нашей работы.

    Что дает людям знание своего прошлого, истории своей страны?

1. Мне было трудно понять…».

2.Урок понравился, потому….».

3. «Я усвоил….»

Поставьте смайлики напротив утверждений:

Формулировка выводов, запись их в тетради.

В дни перед восстанием декабристов К.Ф.Рылеев проявил исключительную энергию, став душой предстоящего переворота , настаивал на необходимости решительных действий . К.Ф. Рылеев пожертвовал собственной жизнью, всего лишь попытавшись изменить уклад жизни простого народа. И его смерть тоже ненапрасна!

 Заполняют бланк самооценки.

Хорошо усвоил

Отлично усвоил и могу применить на практике

Усвоил хорошо, но есть вопросы

Многое непонятно.

План
Введение
Дума «Смерть Ермака» основана на реальных исторических событиях.
Основная часть
Ермак объят думой:
а) размышления о своей жизни и жизни товарищей;
б) Ермак не осуждает товарищей, перешедших на службу царю.
Ермаку противопоставлен Кучум.
Гибель Ермака.
Заключение
Автор, восхищаясь героизмом Ермака, не согласен с тем, что тот принял подарок от царя. В этом Рылеев видит причину гибели героя.
Дума К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака» основана на реальных исторических событиях.
Казак Ермак Тимофеевич играл важную роль в присоединении к России Сибири в эпоху Ивана Грозного. Он разбил армию хана Кучума, но сам Кучум бежал в степи. Ночью он неожиданно напал на лагерь Ермака, казаки сражались мужественно, но им пришлось «уступить силе и внезапности удара». Они вынуждены были бежать, но путь к спасению был один: вплавь через Иртыш. По преданию, была гроза и шторм, и Ермак погиб в волнах бурной реки.
К.Ф. Рылеев рисует в своей думе именно такую ситуацию - страшную, бурную ночь:
Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молнии летали,
Беспрерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали...
Автор показывает, как «на диком бреге Иртыша сидел Ермак, объятый думой», в то время как спали его воины. Ермак думает о жизни своей и своих товарищей, была ли она правильной. Многие его казаки- люди отчаянные, в прошлом преступники, перешедшие на службу к царю. Но Ермак, а с ним и автор, не осуждает их, а, напротив, восхищается. Он считает, что «все преступленья буйной жизни» смыты кровью врагов, и теперь эти люди не щадят своей жизни за более высокую цель - «за Русь святую».
«... Нам смерть не может быть страшна;
Свое мы дело совершили:
Сибирь царю покорена,
И мы - не праздно в мире жили!»
Ермак еще не знает, что впереди ждет героев страшная гибель: нападение Кучума. Смелому и мужественному казаку Кучум противопоставлен как человек низкий и подлый - он нападает исподтишка.
Страшась вступить с героем в бой,
Кучум к шатрам, как тать презренный,
Прокрался тайною тропой...
В страшной битве пала дружина Ермака, так и «не обнажив мечей». Ермак плывет по бушующей реке, напрягая силы, но «сила року уступила». Автор считает, что виною гибели Ермака стал «тяжелый панцирь - дар царя». Герой погиб, променяв свою свободу на верную службу самодержавию. Для декабриста Рылеева проблема личной свободы особенно важна, служить царю и служить России для него не одно и то же. Восхищаясь героизмом Ермака, его службой на благо России, он не согласен с тем, что герой принял от царя дорогой подарок и в этом видит одну из причин его гибели.

(историческая основа думы

К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»)

учитель русского языка и литературы МОУ

«Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Печказова Светлана Петровна


  • подготовить к восприятию думы К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»,
  • познакомить с исторической основой произведения,
  • проанализировать черты русского национального характера, показанные К.Ф. Рылеевым в образе Ермака,
  • воспитывать патриотические чувства

Константин Фёдорович Рылеев (1795 - 1826) -

русский поэт, общественный деятель, член Северного тайного общества, декабрист

При жизни Кондратия Рылеева свет увидели две его книги:

в 1825 году вышел сборник «Думы» И поэма «Войнаровский».

В сборник «Думы» поэт включил более 20 произведений этого жанра:

«Олег Вещий», «Боян», «Мстислав Удалый», «Смерть Ермака»,

«Иван Сусанин», «Пётр Великий в Острогожске» и другие.


Константин Фёдорович Рылеев

ставил перед своим поэтическим творчеством задачу напоминать юношеству о ратных патриотических подвигах предков, знакомить со знаменательными эпохами народной истории, привить искреннюю привязанность к родине, подлинную любовь к отечеству.


Думы К.Ф.Рылеева

«Мстислав Удалый»

«Пётр Великий в Острогожске»

«Боян»

«Олег Вещий»

«Смерть Ермака»

«Иван Сусанин»

Дума - поэтический жанр русской литературы, представляющий собой размышления поэта на философские, социальные и семейно-бытовые темы.


Дума К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»

основана на реальных исторических событиях.

Казак Ермак Тимофеевич играл важную роль в присоединении к России Сибири в эпоху Ивана Грозного. Он разбил армию хана Кучума, но сам Кучум бежал в степи.

Ночью он неожиданно напал на лагерь Ермака, казаки сражались мужественно, но им пришлось «уступить силе и внезапности удара». Они вынуждены были бежать, но путь к спасению был один: вплавь через Иртыш.


Историческая основа думы К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»

Произошло это 6 августа 1585 года. Ермак Тимофеевич с небольшим отрядом в 50 человек ночёвал на берегу Иртыша в устье реки Вагай. Кучум напал на казаков и истребил почти весь отряд. Сумело спастись всего несколько казаков.

Согласно воспоминаниям очевидцев той страшной ночи, атаман был обременён своими доспехами, в частности, подаренными царём двумя кольчугами. Пытаясь доплыть до стругов, утонул в Иртыше.

Вполне возможно, что Ермак к тому же был ранен. Согласно татарским преданиям, Ермак был смертельно ранен копьём в горло татарским богатырём Кутугаем.


Историческая основа думы К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»

По легенде, тело Ермака вскоре выловил из Иртыша рыбак-татарин Яныш. Посмотреть на тело атамана съехалось много знатных мурз, а также сам Кучум.

Говорят, что татары несколько дней стреляли в тело атамана из луков и пировали.

Позже, поделив его имущество, в частности, взяв две кольчуги, подаренные царём московским, его захоронили в деревне, которая ныне называется Баишево. Захоронили в почётном месте, но за кладбищем, так как Ермак не был мусульманином.


Словарная разминка

1. Объясни смысл словосочетаний:

Ко славе страстию дыша -

желая славы.

Товарищи его трудов -

боевые друзья, единомышленники.

Не праздно в мире жили -

не напрасно.

Роковой удел -

несчастливая судьба.

Воспрянул ото сна -

проснулся.

2. Подбери синонимы к словам:

чащоба, глушь, заросли.

Дебри -

Объятый -

окружённый, взятый в объятия.

Шатёр -

палатка, лагерь.

Ратник -

воин, дружинник.

Челн -

судно, лодка.

Броня -

доспехи, кольчуга, панцирь .


Словарная разминка

Русь святая -

Родина, отечество, родная земля.

Благословение отчизны -

милость родины, пожелание побед и счастья.


  • Объясните, почему события в начале думы происходят ночью, во время грозовой бури?
  • О чём думает Ермак в ночь перед боем?
  • Как вы понимаете слова героя: «И мы – не праздно в мире жили»?
  • Как погибла дружина Ермака? В чём видит автор причину её гибели и кого осуждает за это?
  • Какова тема и идея думы Рылеева?
  • Какие чувства стремился передать автор?
  • Найдите в тексте думы патриотически звучащие строки.
  • Перечитайте выразительно вслух думу. Чем она особенно волнует сердца читателей?
  • Какие черты русского национального характера показал К.Ф. Рылеев в образе Ермака?
  • Какие произведения устного народного творчества близки к думе Рылеева?

Б. Дехтерев. «Гибель Ермака»

Какой эпизод из думы «Смерть Ермака изобразил художник Б.Дехтярев»?


Памятники Ермаку

Первый в мире линейный ледокол «Ермак»

Стела Ермаку

в Тобольске

Памятник Ермаку

в Новочеркасске

Донские деньги - Ермак, 100 р. Ростов, 1918 г.

К.Ф.РЫЛЕЕВ.

ДУМА «СМЕРТЬ ЕРМАКА».

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».


«… образ смерти благородный

Не смоет грозная вода,

И будет подвиг твой свободный

Святыней в памяти народной

На все грядущие года»

(Н.П.Огарёв)

Кондратий Фёдорович Рылеев 1795-1826


Задачи:

образовательные :

познакомить с личностью поэта; вспомнить события исторической эпохи начала 19 века;

дать понятие жанра «думы», признаки жанра; своеобразие жанра думы в творчестве К.Ф.Рылеева;

уметь анализировать произведение с учётом его жанровых особенностей;

формирование навыка работы с текстом, иллюстрациями;

совершенствовать навык осознанного чтения;


Добрый день! Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

А слушаем внимательно .


Цифровой диктант

2.Рылеев окончил кадетский корпус

3.Поэт не служил в действующей армии.

4.Рылеев был членом Северного тайного общества.

5.Он мечтал о неограниченной монархии в России.

6.Поэт стал одним из организаторов восстания на Сенатской площади.


Цифровой диктант

7.Ранние поэтические опыты Рылеева относятся к 1813-1814 годам.

8.Рылеев никогда не писал оды.

9.Популярность поэту снискала сатира «К временщику».

10.Думы – любимый жанр поэта.

11.В 1822 году в печати появляется 15 дум.

12.Публикации дум в журналах привлекли к себе внимание литературной общественности.


  • С 1817, переведенный в Россию, Рылеев служил в Воронежской губернии. Как и другие передовые офицеры, он тяготился аракчеевскими порядками в армии, поэтому в 1818 ушел в отставку и переехал в Петербург (1820).
  • В 1821 - 1824 Рылеев служил заседателем уголовной палаты, в 1824 поступил в Российско-американскую компанию правителем канцелярии.

В 1825 написал поэму "Войнаровский", содержащую пропаганду политических идей декабристов; в ней выражено кредо Рылеева: "Я не поэт, а гражданин".


  • Рылеев участвовал в выступлении на Сенатской площади и на следующую ночь был арестован и заключен в каземат Алексеевского равелина.
  • В крепости продолжал писать стихи, накалывая их иголкой на кленовые листы, – они были переданы на волю Е.П.Оболенскому через сторожа.

Казнён 13 (25) июля 1826 в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей восстания вместе с П. И. Пестелем , С. И. Муравьёвым-Апостолом , М. П. Бестужевым-Рюминым, П. Г. Каховским


  • Жанр думы самим Рылеевым объяснялся как “элегии о героях”. Центральное место в думах занимают образы борцов за независимость родины и свободу народа, борцов против деспотизма и угнетения. Поэт восхищается мужеством Святослава, Мстислава Удалого, Дмитрия Донского, Ермака, Ивана Сусанина.
  • Думы совмещает лиричность, романтические пейзажи (вечер или ночь, тёмные тучи, блеск луны, вой ветра, молнии и т.п.) и бурные страсти героев трагедий.
  • Думы схожи по композиции и языку, так как

Рылеев не заботится о раскрытии индивидуальных черт своих героев, он унифицирует их, создавая обобщённый образ русского человека.

Цель цикла - "напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории...".



АНАЛИЗ ДУМЫ.

- Понравилась вам дума «Смерть Ермака»?

- Какова тема этого произведения?

-Какому событию она посвящена?


Словарная работа:

А) «тать презренный» - (вор, заслуживающий презрения);

Б) «И ветры в дебрях бушевали»

(Дебри – места, заросшие непроходимыми лесами);

В) «С вождём покой в объятьях сна

Дружина храбрая вкушала»

(Вкушать – ощутить, испытать).


Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонились вправо, влево

И берёмся вновь за дело.


Из предложенного списка выберите словосочетания, которые автор использует для создания картины природы в думе. В чём своеобразие этой картины?

Сияло солнце

Дождь шумел

Во мраке молнии летали

Ревела буря

От ветра листья трепетали

Звенели капли дождевые

Гром гремел

Чуть колыхалася волна

Ветры в дебрях бушевали


- О чём думает Ермак в ночь перед боем? Как вы понимаете слова героя: «И мы- не праздно в мире жили»?

  • Как погибла дружина Ермака Тимофеевича?
  • В чём видит автор причину гибели и кого осуждает за это?

Творческая работа

Составление цитатного плана

  • 1 – буйство стихии

( Буря; мрак; страна суровая, угрюмая; берег дикий; «ко славе страстию дыша»…)

  • 2 – мысли героя

( «товарищи его трудов»; «нам смерть не может быть страшна»; «и мы – не праздно в этом мире жили»…)


Творческая работа

Составление цитатного плана

  • 3 – подлость врага

( «роковой удел»; жертва; Кучум=буря; «как вор презренный»; «пала грозная дружина»…)

  • 4 – гибель Ермака

( «душа отвагою полна»; «сила року уступила»; «тяжёлый панцирь – дар царя стал гибели его виною»…)

  • 5 – затишье

( Луна; «носились тучи»; «молнии ЕЩЁ сверкали»; «гром… ЕЩЁ гремел»…).


Работа с иллюстрациями к думе «Смерть Ермака».

- Какой эпизод из думы изобразил художник Дехтерёв? Чтение эпизода.

- Кто нарисовал картину «Покорение Сибири Ермаком»? Подтвердите цитатами из думы.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Подготовить выразительное чтение думы «Смерть Ермака».

Рефлексия

хорошо усвоил

отлично усвоил и могу применить на практике

усвоил хорошо,

но есть вопросы

многое непонятно