Сценарий мероприятия о цветах. Отчёт Варнаевской сельской библиотеки по конкурсу "Экология и библиотека"

Игра по станциям для школьников по теме "Цветы"

Сценарий познавательной игры-путешествия по станциям «Живая краса»

Ведущий 1 . Во все времена люди не перестают восхищаться природой. Всю свою жизнь человек тысячами невидимых нитей связан с ней. Он часть ее. Природа кормит и поит, радует, волнует, тревожит и успокаивает. Прекрасна природа России, неповторима и многолика. Испокон веков любили русские люди Родину, свой край, родную природу. Писатели и поэты, художники и композиторы находили в ней источник вдохновения, посвящали ей лучшие творения. «Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней», - писал Л.H. Толстой. Наш праздник посвящен небольшой части природы - цветам России.

Ведущий 2.

Нет ничего прекраснее цветов,

Пришедших в палисады и жилища.

Они пришли из глубины веков,

Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.

Х.-К. Андерсен говорил: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и празднествах, их дарят нам в памятные даты. Дома и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью цветы необходимы, без их красоты беднее жизнь.

Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни. Близость к цветам, созерцание их неповторимой красоты смягчают душу и раскрывают лучшие грани человеческого характера. Чувство родины ощущается в каждом листочке, в каждой росинке, в каждом цветке.

Звучит мелодия «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди.

Страница первая. «Вестники весны»

Ребенок 1.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года...

Ребенок 2 . А. С. Пушкин назвал весну «утром года». Ее воспевают как пору расцвета, юности, красоты. Весной просыпается не только природа, весной просыпается что-то в нас самих. Хочется бродить по зеленеющим лугам, лесам, болотам. Пойдемте же и мы к тихим апрельским далям.

Ребенок 3 . Я предлагаю отправиться в лес. Правда, еще слишком рано, в природе еще не все пробудилось. Читаем у Гоголя в «Мертвых душах»: «Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей своей красе, и жизнь заиграла повсюду. Уже заголубели пролески, и по свежему изумруду первой зелени зажелтел одуванчик, лилово-розовый анемон наклонил нежную головку». Первые цветы появляются в лиственных лесах. Их называют эфемероидами. Это многолетние растения, для которых характерна осенне-зимне-весенняя вегетация. Цветут они ранней весной, летом надземные части их отмирают, остаются лишь подземные видоизмененные побеги - луковицы, клубни, корневища.

Ребенок 4 . В народе такие цветы называют подснежниками. Это гусиный лук, медуница, хохлатка, ветреница дубравная. Но самые красивые весенние цветы - голубые пролески. Им посвятил свою пьесу Чайковский. (Звучит пьеса.) Особенно много голубых пролесок в дубравах. Будто голубые лужицы разливаются. Кто-то сказал, что в дубовом лесу весной два неба - одно над головой, другое - под ногами. Этим цветам не страшны заморозки, так как в клетках этого растения содержится повышенная концентрация сахара.

Ребенок 5.

Еще лежит в канаве снег,

А я уже давно синею.

Растаял снег, Весна идет,

И я являюсь с нею.

Зеленый лист еще в лесу

Берез не оживляет,

И всю цветочную красу

Весна во мне являет.

Мне дни недолгие даны,

Но счастье пью я жадно.

И быть избранником весны

Мне любо и отрадно.

Ребенок 6 . Рядом с пролеской - медуница. Когда цветки только появляются, они все розовые, а затем появляются и голубые, и синие, и фиолетовые. Цветки медуницы изменяют свою окраску. Все дело в красителе - антоциане. В молодых цветках сок в клетках лепестков кислый, в такой среде антоциан окрашивает лепестки в ярко-розовый цвет. Через несколько дней клеточный сок становится щелочным, краситель придает лепесткам фиолетовую, а позже синюю окраску. Цветок - прекрасный медонос.

Ребенок 7. Первоцвет. Все цветки опущены и смотрят в разные стороны. Его называют баранчиком: листья волнистые, по краям немного морщинистые и покрыты пушком-шерсткой.

Ребенок 8 . Ландыш. У многих народов существуют легенды об этом цветке. На Украине ландыш вырос в том месте, где упали слезы девушки, ожидавшей суженого из дальнего похода. На Руси он связан с именами Садко, Любава. Самое известное лекарство из него - капли Зеленина (от сердца).

Страница вторая. «Добрые цветы»

Ведущий . В конце весны - начале лета цветов уже много.

Ребенок 1 . Анютины глазки. Во Франции это символ верности, в некоторых других странах - символ мудрости.

Ребенок 2 . Кипрей щедро одаривает пчел нектаром. Одна пчелиная семья собирает до 12 кг меда. Поселяется на лесных пожарищах и залечивает ожоги земли. Второе его название - иван-чай.

Ребенок 3.

Вся белая наша поляна одета,

Качает цветки ветерок на лету.

Ромашки... Я знойного лета

Без вас и представить себе не могу.

Они бывают разные. Мелкие ромашки и есть настоящие, а крупные - это поповник, или нивяник. Ромашка используется как антисептик для полоскания горла и промывания ран.

Страница третья. «Цветы, которые нас удивили»

Ведущий. В жизни цветов много таинственного и необычного.

Ребенок 1 . Белая кувшинка - нимфея (в переводе - русалка). У славянских народов она считалась могучим цветком, он помогал против нечистой силы. У белой кувшинки самый большой цветок в наших местах, а самый маленький в мире цветок у ряски.

Ребенок 2. Венерин башмачок - из семейства орхидных (издавна привлекали людей разнообразием и сказочной красотой). Именно об этом цветке сложены легенды, связанные с богиней красоты - Венерой. Орхидеи занесены в Красную книгу, а в 1980 году в стране прошел симпозиум по вопросам их охраны.

Ведущий . Мы подошли к главному - наших верных друзей необходимо охранять.

Страница четвертая. «Охраняйте растения!»

Ребенок 1 . Сейчас уже ясно всем, что природу надо охранять. Необходимо бережно относиться ко всему, что нас окружает.

Судьба растений зависит от нашего отношения к ней. Приходиться видеть, как люди несут букеты, кто маленькие, кто большие охапки. Цветы вянут, их выбрасывают. Растений становится меньше по видовому составу и количеству. Сорванные растения не могут дать семян. Может быть, вместо букета ты принесешь домой фотопленку, сделаешь фотографии, которые всегда будут напоминать о встрече с прекрасным?

Человечество должно стремиться к сохранению всего видового многообразия планеты, чтобы не только мы, но и люди будущего смогли увидеть эти чудеса.

Страница пятая. «Цветочный калейдоскоп»

Викторина

1. У каких растений цветки могут «нырять» под воду? (Белая кувшинка, кубышка.)

2. У каких растений в качестве лекарственного сырья используют цветы или соцветия? (Липа, первоцвет.)

3. У какого растения в качестве сырья используют лепестки цветов? (Казанлыкская роза — для масла.)

4. Какое растение в переводе с китайского означает «человек - корень»? (Женьшень.)

5. За цветками какого растения в джунглях охотятся подобно тому, как охотятся за дикими животными? (Орхидеи.)

6. Название какого растения в переводе на русский означает «звезда»? (Астра.)

7. Родовое латинское название этого растения «центауре» произошло от древнегреческого мифического существа Центавра (Кентавра), который соком этого растения залечивал раны, нанесенные Гераклом. А как по-русски называется это растение? (Василек.)

8. У какого растения самый крупный в мире цветок? (У раффлезии Арнольди с острова Суматра.)

9. Какие растения никогда не цветут? (Водоросли, мхи, папоротники, хвощи.)

10. Цветки какого декоративного растения употребляют в пищу? (Настурции.)

Конкурс на самую интересную легенду о цветах.

Конкурс на лучшее исполнение песни о цветах. Подведение итогов, награждение победителей.

Праздник завершается песней Ю. Антонова «Не рвите цветы, не рвите», которую исполняют все участники.

Эстафета «Зоологические забеги»

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Вернее, зверята! Потому что сегодня у нас будет не простая эстафета, а зоологическая. И принимать участие в ней будут разные звери, вернее, вы побываете в каждой эстафете в шкуре какого-либо зверя. Все эстафеты будут на быстроту и правильность выполнения задания, которое игроки будут выполнять поочередно в каждой команде. Для того чтобы устроить такие соревнования, нужно разделиться на две команды.

Конкурс « Черепахи»

Ведущий. Начнем «Зоологические забеги» с самых медлительных животных, да и спешить им ни к чему, так как их тело защищено панцирем, который очень прочен. Черепахи живут в пустыне, где тепло. Они откладывают в песок яйца, из которых появляются маленькие черепашата. (Дети встают на четвереньки, на спину им кладется таз. Нужно очень тихо и аккуратно двигаться, чтобы его не уронить. Пройти дистанцию и передать эстафету следующему игроку.)

Игра «Поле чудес» на тему «Мир растений»

Сценарий игры «Поле чудес» для учащихся начальной школы.

Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ООШ» Киквидзенского района Волгоградской области

Краткое описание:
Данное внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы представлено в виде игры «Поле чудес» на тему "Мир растений". Эту игру можно провести на уроке окружающего мира в 3 классе в конце изучения темы «Растения», при проведении предметной недели по окружающему миру, а также в летнем оздоровительном лагере.

Цель: способствовать закреплению и расширению знаний детей о растениях

Задачи:
- формировать у учащихся чувство любви к родной природе;
- развивать познавательную и творческую активность, сообразительность, любознательность, кругозор.

Оборудование:
Барабан Поле чудес, две шкатулки, черный ящик, призы, ручки, листки бумаги с алфавитом, компьютер, мультимедийный проектор, презентация с игрой и картинками растений.

Пояснительная записка к работе с презентацией
В начале каждого тура игры, финала и суперигры, когда ведущий читает задание, перед игроками открывается слайд презентации с табло, которое состоит из прямоугольников. Игрок называет букву алфавита, и, если такая буква есть в слове, ведущий или его помощник нажимает на тот прямоугольник, где она расположена (или прямоугольники, если таких букв в слове несколько). буква открывается. После того, как отгадано слово и на табло открыты все буквы, по щелчку мыши в любом месте презентации открывается картинка с изображением растения.

Ход игры
Ведущий:
Добрый день, уважаемые ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на нашей замечательной игре «Поле чудес» на тему «Мир растений».

Слайд 1

Удивительный, загадочный мир растений. Это и золотая осенняя листва, и душистые весенние цветы, и красота лугов, полей. Это многообразие красок и чистый свежий воздух. Растения приносят человеку огромную пользу. Вы знаете, что многие из них обладают лечебными свойствами. Они «заряжают» человека позитивной энергией и поднимают настроение.

Правила игры всем вам знакомы. Давайте я вам их еще раз напомню.
Игра проходит в три тура, в каждом из которых участвуют 3 игрока.
Я загадываю слово с указанным на табло количеством букв.
Игроки каждой тройки по очереди крутят барабан. На барабане могут выпасть сектора с различным числом очков, или специальные сектора:
Приз (П) - игрок может сделать выбор: взять приз и покинуть игру или продолжить игру.
Плюс (+) - игрок может открыть любую букву.
Банкрот (Б) - очки, набранные игроком, сгорают, а ход переходит к следующему игроку.
Ноль (0) - набранные очки не сгорают, но ход передаётся другому игроку.
х2 - набранные игроком очки удваиваются, если он верно назовёт букву.
У каждого из вас будут листки бумаги с алфавитом, на которых вы должны отмечать все названные буквы, чтобы не повторяться.
Игрок называет букву алфавита, которая, как он считает, присутствует в загаданном слове. Если такая буква есть, то она открывается на табло, а игрок получает выпавшее количество очков и может крутить барабан ещё раз. При неверном ответе ход переходит к следующему игроку. Если игрок знает слово, то он может назвать его сразу, не угадывая по буквам. Если рискнет назвать слово, но ошибется хоть в одной букве, покидает игру.
За три последовательно угаданные буквы две шкатулки - одна с призом, другая пустая.
Побеждает игрок, первым отгадавший всё слово. Игроки, победившие в 1, 2 и 3 туре, выходят в финал. Победитель финала получает главный приз. Он может принять участие в суперигре.
И еще одно правило - зрители не должны подсказывать.
Но перед началом каждого тура нам нужно провести отборочный тур и выяснить, кто из вас окажется в тройке игроков.

Первый отборочный тур.
Вопросы:
1. Какое дерево лучше других очищает воздух от пыли? (тополь)
2. Какое дерево цветет позже всех? (липа)
3. У какого хвойного растения иголки расположены попарно? (сосна)

Задание первой тройке игроков.
Ягоды этого растения не только вкусны, полезны, богаты витаминами, но и применяются как краситель. В старину ими красили лен и шерсть в красный и фиолетовый цвета. Сейчас добавляют в продукты питания, когда хотят придать им такую окраску. Как называется это растение? (черника)

Слайд 2.

Второй отборочный тур.
Загадки:
1. На лугу у реки – золотые огоньки,
Дождь заморосил, огоньки погасил. (одуванчик)
2. Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи. (ромашки)
3. Путник часто ранит ногу.
Вот и лекарь у дороги. (подорожник)

Задание второй тройке игроков.
Эти плоды в сыром виде очень опасны для человека, так как содержат ядовитое вещество, которое совсем безвредно для животных. Если же плоды вымочить или обжарить, то ядовитое вещество разрушится, и они становятся съедобными для человека. Из них делают муку, которую применяют для выпечки кондитерских изделий. (желуди)

Слайд 3

Третий отборочный тур.
Растения – помощники сказочных героев.
1. Из какого растения Элиза, героиня сказки «Дикие лебеди», сплела кольчуги для своих братьев?
2. Какое дерево помогло спрятаться сестрице Аленушке и братцу Иванушке от гусей? (яблоня)
3. Из чего фея сделала карету для Золушки? (из тыквы)

Задание третьей тройке игроков.
Красивые цветы и плоды этого растения служили украшением, его колючки использовали в качестве защиты. Люди собирают плоды этого растения, пьют из них чай, который придает бодрость и здоровье. (шиповник)

Слайд 4

Игра со зрителями.
Это растение, как считают целители, является источником энергии и жизненных сил. О нем сложено много песен, загадок. В старинной русской песне говорится о его «делах»:
Первое дело – мир освещать,
Второе дело – скрип утишать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвертое дело – чистоту соблюдать.
(береза)

Слайд 5

Ведущий:
В старину делали березовые лучины. Они горели без копоти и искр. (мир освещать )
Березовым дегтем смазывали колеса у телег, и они не скрипели. (скрип утишать)
Чистоту наводили березовыми метлами. В бане парились березовыми вениками. (чистоту соблюдать)
А сколько целебных свойств имеет дерево! В лекарственных целях используются почки, молодые листья, березовый сок, кора, чага - березовый гриб, а также березовый деготь и активированный уголь, который изготавливают из березы.

Финал.
В 17 веке эта ягода была самым большим лакомством при царском дворе.
Ее подавали к столу как в свежем виде, так и в консервированном: тонкие ломтики без корки хранили в патоке с корицей. (арбуз)

Слайд 6

Суперигра.
Это растение было завезено в Европу из Америки. Называли его, то мексиканским цветком, то перуанской хризантемой. В Россию этот экзотический цветок завез из Голландии Петр I. Растение это долго оставалось украшением. В наши дни из растения получают продукт, который используется для приготовления пищи. (подсолнечник)

Слайд 7

Ведущий:
Вот и подошла к концу наша игра. Спасибо всем игрокам. Поздравляем победителя! (Проходит награждение)

Использованная литература:
1. Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева, С.В. Машкова. Юный эколог. 1-4 классы. Волгоград, «Учитель», 2011
2. О.Е. Жиренко, Л.Н. Яровая, Л.П. Барылкина, Т.И. Цыбина. Внеклассные мероприятия. 4 класс. 3 издание. Москва, ВАКО, 2008

Арнаут Татьяна Анатольевна,

учитель биологии

Узынкульской СШ

«Разговор цветов на зимнем подоконнике»

для учащихся 6 классов

Внеклассное мероприятие по биологии для учащихся 6 классов по теме: «Разговор цветов на зимнем подоконнике» проводится в рамках проведения в школе «Недели естественных наук». Цель мероприятия – воспитание у ребят чувства прекрасного на основе знаний о комнатных растениях, формирование интереса к ним, эстетического отношения к оформлению жилого помещения.

Ведь комнатные растения – сама природа, и она оказывает воспитывающее влияние на детей. Они проявляют интерес к окружающему их миру растений. Поддержать и развить у детей эту тягу к природе, использовать её для развития эстетического чувства – одна из важных задач учителя биологии.

Подготовка к данному мероприятию проводилась в несколько этапов. Сначала определили сюжет, форму проведения, состав участников. Мероприятие было задумано как разговор комнатных растений с ребятами. Они «рассказывают» о себе, «советуют» школьникам, как правильно ухаживать за ними. В течение двух недель ребята читали рекомендованную учителем литературу. Затем с помощью учителя написали сценарий. После этого началась работа над ролями. Во время театрализованного действия дети-актёры держались перед учениками-зрителями раскованно, старались, чтобы их выступления были яркими и эмоциональными. Ответственной была роль ведущих, так как они должны были уметь свободно и уверенно держаться, уметь направлять беседу в нужное русло.

Детям на мероприятии были предложены разнообразные творческие задания (ответы на вопросы; работа со схемой; составление правил полива растений; работа с текстами; викторина). Школьников привлекла неформальная обстановка, самостоятельный поиск решения различных задач. Использование театрализации позволяет учителю создавать неформальную обстановку, в которой ученики могут проявить свое творчество, овладевать коммуникативными навыками. В то же время в такой обстановке они демонстрируют свои знания, полученные не только на уроке, но и из дополнительной литературы, из Интернета.

Несколько слов о месте проведения мероприятия. Это был класс биологии, который ребята с помощью учителя оформили рисунками « Мой любимый комнатный цветок», книгами о комнатных растениях, букетами. Во время проведения внеклассного мероприятия демонстрировались репродукции картин В.К. Бялыницкого-Бируля «Дом с клумбой перед ним» 1912 год, С.Ю. Жуковского «Бессонная ночь. Светает» 1903 год; иллюстрации цветов.

Данное мероприятие позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, способствует формированию интереса к биологии.

Сценарий внеклассного мероприятия

« Разговор цветов на зимнем подоконнике»

(все мероприятие сопровождается мультимедийными презентациями)

Есть в травах и цветах

Целительная сила. Для всех,

Умеющих их тайну разгадать.

В. Рождественский.

Вступительное слово учителя.

Сегодня, ребята, речь пойдёт о живых существах, находящихся всегда с нами рядом, но мы их часто не замечаем. Хотите знать, кто это? Тогда внимательно смотрим и слушаем.

(Звучит музыка П.И.Чайковского из балета « Щелкунчик» «Вальс цветов»)

Выходят ведущие (цветоводы)

Ведущий: Каждый человек хочет найти себе друга, о котором надо заботиться, но в доме мало места для кошки, собачки, птички.

Ведущая: А рядом с вами есть друзья, которые не только помогут вам повысить ваш эмоциональный тонус в период долгой зимы, но узнать законы мироздания, закрепить знания, полученные о природе в школе. Если хотите узнать об этих друзьях, тогда добро пожаловать в Мир комнатных растений.

Ведущий: Этот мир удивительный. Ребята! Мы с вами находимся в биологическом кабинете. Здесь много комнатных растений. Сейчас они не цветут, так как им не хватает света. Но дни становятся длиннее, света больше и очень скоро начнется цветение растений. Быстрее зацветут те, что стоят на подоконниках. Почему? (отвечают дети). А те, что занимают места на столах, получают меньше света. Как их называют? (отвечают дети).

Ведущая: Итак, у нас есть растения светолюбивые и теневыносливые. Чтобы они прекрасно росли, я ухаживаю за ними:

Готовлю почву, чтобы было хорошее минеральное питание;

Рыхлю почву, чтобы корни дышали;

Слежу за чистотой листьев;

Выставляю их на свет;

Проветриваю комнату, даю воздух для дыхания и жду цветения, так как цветы – декоративная ценность, красотой которых мы любуемся и изучаем.

Ведущий: Мир комнатных растений удивителен. У каждого цветка свой характер, своя тайна красоты. Хотите знать их секреты? Тогда давайте послушаем их разговор.

Ведущая: Чей?

Ведущий: Разговор цветов на зимнем подоконнике.

(Звучит музыка из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» «Вальс цветов».Выходят ребята в костюмах цветов и начинается ролевая игра).

Бальзамин: О, приветствую Вас друзья, комнатные растения! Я Бальзамин, неприхотливое растение. Моя родина – тропическая Африка. Все три года я цвел для ребят, но на четвертый перестал цвести. Поправить это можно, выращиванием нового растения из черенка. Но знают ли об этом ребята?

Бегония вечноцветущая: Уважаемый Бальзамин! Я пришла к ребятам из лесов Африки, Америки и названа в честь ботаника М. Бегона, жившего в семнадцатом веке. Чтобы я зацвела, нужна весенняя короткая обрезка, солнечное окно, обильный полив, но знают ли об этом мои юные друзья?

Пеларгония зональная (герань): Меня зовут Пеларгония зональная. Моя родина - Южная Африка. Я была привезена в Европу в шестнадцатом веке. У меня цветки собраны в соцветие – зонтик. Я украшаю почти каждое окно. Но зимой должна отдыхать, иначе летом хуже буду цвести. Черенковать нужно весною, а в июле уже зацвету. Очень хорошо летом держать меня на открытом воздухе. Но знают ли об этом ребята?

Цикламен: Цикламен цветет зимою. Родина моя – остров Кипр. Для цветения требую прохладного помещения. А мне жарко и душно, поэтому и не цвету. Жаль.

Колеус: Друзья! А я родом из Индии. У меня нет таких красивых цветков, как у вас. Они у меня мелкие и невзрачные, но я все равно получил признание у людей благодаря красивой окраске листьев. На свету цветная роспись становится только ярче, а на северных окнах узоры листьев пропадают. Я легко размножаюсь черенками.

Сансевьера: А меня люди часто называют Щучий хвост. Хотя мне нравится более звучное и романтическое название – Сансевьера. У меня корневище, из которого вырастают крупные мясистые листья, как мечи. Это и привлекает цветоводов. Когда я состарюсь, то зацвету мелкими белыми цветками на конце высокой стрелки. Родина моя остров Цейлон.

Традесканция Зебрина и традесканция обыкновенная: А мы Традесканции (2 девочки произносят вместе).

Зебрина: Я - Зебрина с серебристыми полосками, вечнозеленое растение со свивающимися побегами. Хорошо расту на северных окнах в подвешенной посуде.

Традесканция обыкновенная: Я - Традесканция обыкновенная с зеленными листьями. Хорошо размножаюсь – побег с тремя листочками, воткнутый в сырую землю, укореняется через 5 дней и быстро становится красивым кустиком.

Зебрина и Традесканция обыкновенная (вместе): Наша Родина – Америка, где мы растём на болотах тропических лесов.

Зебрина: Да мы названы в честь ботаника Джона Традесканта, жившего в 17 веке в Англии.

Традесканция обыкновенная: Я в 1960 году побывала в космосе.

Алоэ: Я целебное растение.

Родом я из Африки.

Пусть я не так красив,

Но зато я очень мил.

Листья – сочные ношу,

И цвету я редко.

Как зовут меня?

Комнатные растения (хором): Горькая конфетка.

Алоэ: Нет, неправильно, друзья.

Не зовусь конфеткой я.

Я Алоэ, а в быту Столетник.

Люди меня любят за мою целительную силу. Листья прикладывают к ранам, а сок с мёдом дают пить при туберкулёзе.

Зигокактус: А я из Бразилии, где много диких обезьян. Я - зигокактус, расту на ветвях деревьев. Люблю тень, много влаги и тепла. Цвету в декабре, январе. После цветения мне нужен покой и сократить полив. Но ребята об этом и не догадываются.

Учитель: Ребята! Давайте приведём доказательства, что вы о комнатных растениях много знаете. Итак, начнём. Какие условия необходимы комнатным растениям для их роста и развития?

Ученики: Тепло, свет, вода, воздух, почва.

Первое задание (на экране появляются значки условного обозначения).

Учитель (показывает детям условное обозначение -): Определите, что обозначает этот знак?

Ученики: Прямой солнечный свет.

Учитель: Как называются растения, которые любят солнечный свет?

Ученики: Светолюбивые.

Учитель: Приведите примеры светолюбивых растений.

Ученики Аспарагус, зигокактус, колеус, цикламен, абутилон, кактусы. Учитель: Где их нужно размещать? Ученики: Южном, юго – восточном, юго – западном окне.

По выше изложенному алгоритму учитель с детьми работают над обозначениями и.

(Теневыносливые – бегония, сансевьера, алоэ, плющ - северо – восточное и северо – западное окно; тенелюбивые – папоротник, традесканция; северное окно).

Второе задание (на экране схема)

Учитель: Рассмотрите схему и дополните её.

Ученики: Умеренно-теплолюбивые – алоэ, агава, зигокактус, традесканция; температура – 14 -17 С; холодностойкие – пеларгония, фуксия, цикламен, температура – 8 – 14 С.

Третье задание. Учитель: Ребята! Каждому растению нужен правильный полив. Давайте составим правила полива растений. Выдвигайте свои гипотезы. (Далее идёт активная мыслительная деятельность, обучающиеся высказываются, и в ходе работы создаются правила полива растений.)

Правила полива растений

1.Определить, что земля сухая. Для этого нужно постучать по горшку. Если звук глухой – земля влажная, значит, полив не нужен. Если звук звонкий – сигнал о необходимости полива.

2. Поливать так, чтобы не попадать на листья. 3. Растениям с гладкими листьями нужен душ. 4. Необходимо рыхлить почву (сухая поливка). 5. Растениям нужна вода комнатной температуры. 6. Воду нужно отстоять, чтобы улетучился хлор.

Четвертое задание. (Выполняется устно. На экране тексты).

Учитель: Даны тексты. В предложениях вставьте пропущенные слова по смыслу.

1).Нельзя допускать запыления цветов, так как нарушается процесс _____________. Растения с гладкими листьями нужно ____________________ водой, а с бархатными листьями протирать мягкой _______________.

2).Растения получают из почвенного раствора__________ и _______________. В почву вносят _________________. Её необходимо рыхлить. Это нужно для _________________корней.

Пятое задание. Через мультимедийное сопровождение демонстрируются: герань душистая, алоэ, фуксия гибридная.

Учитель: Взгляните на цветы. Какова их ценность для людей?

Дети: Герань увлажняет и очищает воздух, удерживает пыль, уничтожает микробы. Столетник лечит. Фуксия гибридная радует нас красотой; восхищает окраской цветов.

Учитель: Из вышесказанного следует, что комнатные растения для человека важны. Это организмы, которые в результате фотосинтеза аккумулируют солнечную энергию, преобразуют неорганические вещества в органические, а также создают кислород. Растения – источник жизни животного мира, в том числе человека. Они наши верные и бескорыстные друзья.

Учитель: А теперь, ребята, викторина. Она покажет, какие знания вы приобрели, знакомясь с комнатными растениями.

Викторина (на экране изображения растений)

1. Его называют «варварин цвет», так как он расцветает в декабре, к «варвариному дню»... (зигокактус).

2. Это растение пустыни обладает лечебными свойствами, говорят «живёт сто лет»… (алоэ).

3. У какого комнатного растения на концах листьев появляются постоянно капельки воды. Создается впечатление, что оно часто «плачет»… (бальзамин).

4.Назовите растение из тропических болот, его в лабораториях изучают школьники и студенты …(традесканция).

5.Обладательница большого количества эфирных масел… (пеларгония душистая).

6. Какое комнатное растение не выносит тепло? (цикламен).

7. Цветки этого растения мелкие и невзрачные, но зато окраска листьев яркая, особенно на свету… (колеус).

8. У какого растения листья похожи на мечи… (сансевьера).

9. Какое растение названо в честь ботаника М, Бегона? (бегония).

Учитель. Ребята! Ещё раз посмотрим на удивительное творение природы - комнатные растения.

Прыгают синицы

Под окном моим.

Радуются птицы –

Ведь приятно им

Посмотреть на это

Милое окно.

Где зимою – лето,

Где цветов полно.

27 марта в библиотеке прошел устный журнал "Путешествие с комнатными растениями". Первая страница называлась "Растения рядом с нами". Зрители вместе с ведущей Гаврилкиной Г.Н. на фантастическом "Цветолете" совершили кругосветное путешествие вокруг земли. Узнали о родине своих домашних цветов.

О чём вы думаете, глядя на эти цветы? Что они значат для вас? О чём они говорят? Цветы… Как уныла и безрадостна была бы наша жизнь без них. С древних времён цветы вызывали восхищение и благоговение. Их ценили, в честь них проводили праздники. Так, древние греки и римляне отмечали праздник гиацинтов и лилий, голландцы- тюльпанов. У славян тоже был праздник, когда цветам посвящались песни, пляски, весёлые шутки. Это был праздник Ивана Купалы и отмечали его в июле.

Цветы всегда были любимы людьми. Даря друг другу цветы, они выражали свои чувства; любовь, уважение, признательность, почтение.

Европа представлена цикламеном, олеандром, плющом. Азия –фикусом, бегонией королевской, розой. Африка – финиковой пальмой, циперусом, пеларгонией, алоэ, хлорофитумом, бальзамином, драценой. Америка – монстерой, кактусами, традесканцией, фуксией. Австралия – эвкалиптом, циссусом, кордилиной.

Вторая страница журнала «Здоровье дарят комнатные растения» . Шкуратова Н.В. рассказала о полезных свойствах растений и о том, что необходимо соблюдать осторожность с ядовитыми растениями.

Биологи всего мира проводят множество исследований по изучению растений, чтобы открыть то, что человечеству еще неизвестно об их зеленых братьях. И на основе этих исследований были сделаны интересные выводы. Так, британский биолог Энди Коглан, который работает в институте посевных культур, уверяет, что растения не так уже и непохожи на людей: растения могут ощущать прикосновения, видеть, слышать, чувствовать запах. Растения воспринимают отношение человека, и могут его отблагодарить за заботу и любовь пышным цветением. Растения - молчаливые помощники людей, хорошие друзья и чудесные лекари. Они задерживают пыль, поглощают газы и вредные вещества, дарят нам драгоценный кислород. Они создают в любом помещении благоприятную психоэмоциональную обстановку.

Известно, что комнатные растения обладают физическими свойствами, полезными для человека. Так, комнатные цветы для здоровья полезны тем, что выделяют фитонциды, губительные для болезнетворных бактерий. Более того, растения обладают просто беспредельными возможностями оздоровлять и очищать воздух в комнате. Как оказалось, благодаря антибактериальным свойствам многих растений бактерии уничтожаются быстрее, чем от фитонцидов, содержащихся в чесноке. Растения способны поглощать тяжелые металлы, они хорошо очищают воздух в закрытой комнате. Кроме того, польза комнатных цветов для здоровья обуславливается и бодрящим эффектом, который оказывают эфиромасличные растения. Они выделяют летучие фитонциды, которые активизируют защитные силы нашего организма, улучшают самочувствие человека, дарят энергию и возвращают работоспособность. Не стоит забывать и то, что растения повышают влажность в квартире, что особенно хорошо, если воздух в помещении очень сухой. Словом, комнатные цветы для здоровья человека просто необходимы: они облагораживают, очищают и оздоровляют воздух, а также повышают сопротивляемость организма к инфекциям.

Из всех комнатных цветов для здоровья особенно можно выделить домашнюю герань, бегонию бело-пятнистую, пеларгонию душистую, примулу весеннюю. Эти растения благодаря выраженному противомикробному действию фитонцидов оказывают благоприятное воздействие на людей с заболеваниями легких и верхних дыхательных путей. Очень полезен и комнатный лимон - благодаря фитонцидам он оказывает оздоровительный эффект на людей, склонных к простудным заболеваниям.

Для участников мероприятия Шкуратова Н.В. провела викторину.

Валентина Ивановна Орлова прочитала замечательные стихи о цветах.

В заключении библиограф Кузьмина Е.А. провела обзор литературы о домашних растениях. Всем участникам были подарены буклеты о домашних цветах и пакетики с семенами.

Сценарий мероприятия в начальной школе «Как ухаживать за комнатными растениями»

Цели: воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желания заботиться о ней; воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы; расширение кругозора детей, их знаний о комнатных растениях и по уходу за ними; обогащение словарного запаса; ознакомление с правилами поливки комнатных растений.

Оборудование : горшки с комнатными растениями, кукла домовенок Кузя, иллюстрации комнатных растений, книга-путеводитель «Комнатные растения», демонстрационная таблица «Уход за комнатными растениями», лейка, емкость с приготовленной для полива водой.

Ход мероприятия

(Беседа проводится в понедельник утром. В классной комнате появляется домовенок Кузя и читает стихи.)

Кузя.

На моем окошке

Настоящий сад!

Крупные сережки

Фуксии висят.

Лезет финик узкий —

Листики свежи.

А у пальмы русской

Листья, как ножи.

Вспыхнул угольками

Скромный огонек.

Весь под волосами

Кактуса пенек.

Прыгают синицы

Подокном моим.

Радуются птицы —

Ведь приятно им

Посмотреть на это

Милое окно,

Где зимою — лето,

Где цветов полно.

Е. Благинина

Ой, беда, беда, огорчение!!! Хозяйство не ухожено и забыто, а плачут-то как, причитают!

Учитель . Подожди, подожди, кто ты такой и кто плачет? Ничего не пойму. Ребята, а вы что-нибудь понимаете?

(Дети расспрашивают гостя и знакомятся с ним.)

Кузя. Я Кузя, потомственный домовой. А плачут у вас... Вы что, ничего не слышите? Совсем-совсем?

(Дети и воспитатель прислушиваются.)

Кузя . Ну как же, вот цветочек стонет и вот... Вы прислушайтесь... Ведь они не молчат, разговаривают.

Учитель . А что же они говорят, Кузенька?

(Кузя подходит к цветку и прислушивается.)

Кузя . Он говорит, что ему очень пить хочется. Хорошо, что вовремя успел, а то бы он совсем засох.

Учитель . Ну прямо и засохли бы?! Вот деревья стоят на улице и не засыхают. Правда, ребята? А почему?

(В ходе беседы дети приходят к выводу, что деревья и другие растения на улице поливает дождик или поливочная машина, дворники и жители домов.)

Да, ребята, вода для растений очень важна. А как же быть с комнатными растениями?

(Дети приходят к выводу о необходимости полива комнатных растений.)

Кузя, а ты не расскажешь ребятам, как правильно поливать комнатные растения?

Кузя.

Я, ребята, про запас

Для цветов воды припас:

Стала теплою вода —

Для цветов нехолодна.

Эй, Андрейка,

Дай мне лейку!

Я водички наберу,

Огонек полью в жару!

Ну, попробуй ты, Андрейка,

Но воды немного лей-ка!

Лишняя вода вредна,

Как и засуха, - беда!

(Несколько детей поливают растения.)

(Учитель и Кузя показывают детям растения, называют их и рассказывают, откуда они пришли к нам и об особенностях полива.)

О растениях

Алоэ . Родина — Южная Африка. В комнатном цветоводстве наибольшую популярность имеет алоэ древовидное (народное название - дурак). Ценятся его мясистые листья с шипами по краям, сок которых имеет целебные свойства. Хорошо растет на солнечном окне. Любит умеренный полив.

Бальзамин комнатный . Народное название - огонек. Родина — тропики и субтропики Азии и Африки. Неприхотливое травянистое растение с мясистыми сочными стеблями. Отличается обильным продолжительным цветением. Хорошо растет на солнечных и на полутенистых окнах. Поливают обильно.

Бегония. Родина — тропики и субтропики Азии, Африки и Америки. Бывает нескольких видов. Один из видов в народе называют капусткой. В основном предпочитают свет (без прямых солнечных лучей) и тепло. Поливать регулярно мягкой водой.

Гиппеаструм . Народное название — лилия. Родина — тропики и субтропики Америки. Красивоцвстущее луковичное растение с длинными темно-зелеными листьями. Несколько цветков на цветоносах напоминают граммофоны. В период цветения поливают регулярно, но умеренно, а после цветения цветонос срезают и увеличивают полив. В период покоя луковицы должны находиться в сухом прохладном помещении.

Каланхоэ. Родина — остров Мадагаскар. Представляет собой невысокое растение с интересными листьями, на которых растут черенки. Хорошо растет в светлом помещении с притенением от прямых солнечных лучей. Переносит сухость воздуха. Поливают умеренно, зимой ограниченно.

Кактус. Родина - Аргентина, Перу, Боливия, Бразилия. Колючее растение, видов очень много. Необходимо держать на солнечном окне, летом рекомендуется выносить на свежий воздух. Поливают умеренно, зимой очень редко.

Хлорофитум . Родина — Южная Африка. Народное название - борода. Многолетнее травянистое растение, образует свисающие побеги — усы. Растет как на ярко освещенных, так и на слегка притененных окнах. К влажности воздуха и температуре нетребователен.

Финиковая пальма. Родина - тропики, субтропики Африки, Аравия, Индия. Не любит низких температур, нуждается в свете, обильном поливе. Размножается семенами.

Кузя . А теперь можно и поиграть. Вы любите загадки? Я сейчас загадаю вам загадки, но не простые, а о комнатных растениях. Постарайтесь отгадать их.

На моем окошке

Поселился ежик.

Все глядит в окошко,

А ходить не может.

Где же его лапки?

Где у него рожица?

Может, он без шапки

От мороза ежится? (Кактус.)

Растение видное,

А прозвище обидное.

Не нужен аптекарь:

Растение то — лекарь. (Алоэ — дурак.)

Хороши веера

Из зеленого пера.

В горшке стоят

На меня глядят. (Пальма.)

Кузя . Давайте поиграем в другую игру. Каждый загадает комнатное растение, расскажет нам о нем, не называя его. А мы по рассказу отгадаем растение и назовем его.

(Последним Кузя загадывает растение бальзамин, которое дети знают еще под названием «огонек».)

Кузя . Мне очень нравится это растение. Оно стояло на окошке в домике моей бабушки, в спальне, где мама рассказывала мне сказки. Поэтому я его очень люблю.

Учитель . Ребята, у Е. Благининой есть стихотворение о бальзамине - «Огонек». Давайте для Кузи выучим его.

Хрустит за окошком

Морозный денек.

Стоит на окошке

Цветок-огонек.

Малиновым цветом

Цветут лепестки,

Как будто и вправду

Зажглись огоньки.

Его поливаю,

Его берегу.

Его подарить

Никому не могу!

Уж больно он ярок.

Уж больно хорош,

Уж больно на мамину