Разница между вузом и университетом. Чем отличается институт от университета

Ответ Полины в большей степени описывает реалии российской бюрократии, чем исторически сложившиеся правила присваивания названий научным организациям. Все просто.

Институт (лат. institutum - установление, обычай, учреждение) -- любая организация, занимающаяся любой деятельностью. Президент России это институт. Пресса это институт. Государственный Астрономический Институт им. Штернберга (научная организация) -- тоже институт. И даже Московский Авиационный Институт (учебная организация) -- самый настоящий институт. Почти все образовательные институты в России подчинены министерству образования и науки и напрямую им управляются.

Университет (лат. universitas - совокупность, общность) -- комплекс, объединяющий в себе философов, ученых различной специальности и их учеников. Университеты обычно независимы и самоуправляемы, часто закрытые для полиции и представителей власти. Часто университеты, не расположенные в больших городах, становятся "градообразующими предприятиями". В городе Heidelberg, в котором я сейчас живу, на 150 тысяч населения 30 тысяч студентов университета. Обычно именно университеты присваивают ученые степени доктора (в России до недавнего времени это делал специальный орган минобрнауки), тогда как институты могут быть базами для непосредственной работы ученых, например, аспирант университета одновременно является сотрудником института.

Поэтому студенты настоящих, исторически сложившихся университетов, часто не любят, когда их спрашивают, как дела в "институте". Университет это нечто большее, чем институт. Но забюрократизованность российского образования и его подотчетность министерству образования вместо независимости университетов лишают университеты статуса, который университеты обычно имеют в других странах. Например, академик Садовничий, чтобы подольше побыть ректором университета, продал независимость университета Путину -- теперь президент назначает ректора МГУ, а не ученый совет.

Академия (от греч. Ἀκαδήμεια) -- научное сообщество, клуб. Обычно связано с группой научных институтов, лучшие ученые из которых принимаются в академию и получают соответствующий статус академика от других академиков. Академии часто издают научные журналы и могут являться экспертным сообществом. Некоторые академии также ведут образовательную деятельность. При этом академию, в принципе, может основать каждый, но такие академики будут высмеяны (см. РАЕН). До недавнего времени Российская Академия Наук непосредственно управляла большинством научных организаций в России, но после реформы 2013 года потеряла такую возможность, а институты стали управляться чиновниками ФАНО.

Многие абитуриенты задаются вопросом об отличиях института от университета. Всю разницу можно узнать в законе о высшем образовании. В нашей стране есть масса институтов, которые впоследствии стали университетам. Почему? Это мы и обсудим в данной статье.

В целом ВУЗы, изменившие свой статус, остаются теми же, что и до наступления перемен. Но некоторые изменения все-таки присутствуют.

Что такое университет и институт

Университет – это ВУЗ, который занимается подготовкой сотрудников по ряду дисциплин, закладывая основу научных знаний. Термин университета появился в далеком двенадцатом веке, а институт – это понятие достаточно молодое.

Институт подготавливает студентов по базовой программе, которая соответствует высшему образованию.

Таким образом, из двух определений можно сделать вывод, что институт готовит узкоспециализированные кадры, а университет обучает специалистов широкого профиля. В обоих случаях, человек, окончивший тот или иной ВУЗ, становится обладателем высшего образования.

На практике это разграничение является достаточно условным. Ваш потенциальный работодатель вряд ли заметит такой нюанс в резюме.

Сегодняшний день сулит хорошую возможность устроиться людям, обладающим различными навыками. Нередко бывает, когда одной специальности мало, и найти хорошую работу просто нереально.

Оба типа ВУЗов подготавливают как бакалавров, так и магистров. Образцы дипломов практически не отличаются.

Какие особенности можно встретить в институте

Институт предлагает вам обучаться сугубо в одной отрасли деятельности с получением высшего образования. Во главе угла стоит директор, а штат насчитывает примерно 30-35 учителей и несколько аспирантов на 100 студентов дневного отделения. Именно таких условий придерживаются молодые учебные заведения со стажем работы до 5 лет.

Если ВУЗ постарше, то штат сразу увеличивается многократно. Финансирование института в течение 5 лет колеблется от 1,5 до 5 млн. рублей. Благодаря такому денежному потоку вполне возможно обновлять техническую базу и привлекать к сотрудничеству различных именитых деятелей.

Чтобы институт хорошо работал и развивался, существует одно условие – квалификация учителей. 55% преподавателей обязаны иметь ученую степень.

Сфера деятельности вуза:

  1. Обучение кадров по узкой специальности.
  2. Проведение научных исследований на постоянном основании.
  3. Подготовка и повышение квалификации преподавателей.

По завершении обучения вы можете получить бакалавра, а затем магистра. Что касается учебы на младшего специалиста – этой возможности институт не предлагает. В результате институт – это ВУЗ, который обладает низким социальным статусом в сравнении с тем же университетом или академией.

Особенности университетов и обучения в таких ВУЗах

Университет обладает наивысшим статусом среди учебных комбинатов. В таких заведениях выполняется обучение первого высшего и второго образования по всевозможным направлениям подготовки.

Не важно, какое у ВУЗа название – в любом образовательном учреждении со статусом «университет» можно получить диплом металлурга, автомеханика или специалиста по компьютерной безопасности, а также реально найти много других специальностей.

Помимо обширного списка направлений, в университете постоянно проводится переподготовка и повышение квалификации преподавательского состава. Что касается исследований и науки, в таком типе ВУЗ а проводится постоянная работа по каждому изучаемому направлению.

В университете постоянно можно наблюдать прогресс к новым открытиям и уникальным разработкам. Помимо обычного обучения студентов, преподавательский состав старается внести добротный вклад в научное будущее.

Вот основные направления, в которых работает любой университет:

  1. Активная научно-исследовательская работа по ряду направлений.
  2. Подготовка кадров, а также их переподготовка.
  3. Постоянное усовершенствование программы обучения по всевозможным специальностям.

В результате университет – это своего рода научный институт, который работает над новыми разработками и открытиями. Нередко встречаются ВУЗы, которые объединяют в себе несколько институтов. Такие объединения могут поспособствовать тому, что филиалы становятся одним единственным университетом.

Что описано в законодательстве

Посмотрев на описание работы института и университета, можно сделать вывод, что первый тип учреждения при соблюдении ряда правил способен переквалифицироваться в другой. Тем самым ВУЗ, ставший университетом, сразу же повышает свою аккредитацию.

В законе 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предоставляется ряд условий, определяющий статус каждого ВУЗа.

Какие предъявляются критерии оценки:

  1. В учебном заведении должно быть 4 аспиранта на 100 студентов дневного отделения.
  2. 60% профессорского состава должны обладать научными степенями (звания).
  3. Проводить исследования в 5 и более отраслях.
  4. Уровень финансирования за пятилетку – не менее 10 000 000 рублей.
  5. В обучении должны быть применены инновационные методологии. Например, электронная библиотека и так далее.

Наличие этого всего в ВУЗе является хорошим подспорьем для повышения аккредитации.

Радикальные отличия между институтом и университетом

Предлагаем вам ознакомиться с исчерпывающим списком различий между двумя типами вузов:

  1. Университет предлагает разнопрофильное обучение, а институт – узкопрофильное.
  2. Университет – комплексная единица в сфере образования, институт – скорее составляющая.
  3. Институт работает в одной отрасли, «универ» обладает возможностью обучать различным специальностям.
  4. Университет проводит подготовку и повышение квалификации кадров, чего нет в институте.

Куда лучше поступать

По прочтению статьи вы наверняка захотите поступать в университет, и это будет отчасти правильным решением. По окончании ВУЗа вы станете широкопрофильным специалистом.

Институт же отстает в качестве перспективности. От такого высшего учебного заведения вы получите качественную подготовку в узкой специальности.

Поэтому лучше делать выбор самостоятельно. В статье мы вам привели конкретные различия между университетом и институтом. По крайней мере, в любом случае вы получите высшее образование.

Российская система высшего образования включает в себя несколько тысяч учебных заведений, каждое из которых именуется университетом, институтом или академией. Каждое из данных названий имеет свои отличия, включающие в себя уровень профессорско-преподавательского состава, количество обучающихся аспирантов, структуру и другие особенности.

История разделения вузов на институты и университеты

Первые высшие учебные заведения Российской империи имели четкое разделение на классические и прикладные. Классические вузы назывались исключительно университетами (Московский, Санкт-Петербургский и Харьковский императорские университеты) и давали студентам знания в области литературы, языкознания, истории, математики и химии. В отличие от классических университетов, прикладные учебные заведения назывались институтами (Санкт-Петербургский и Новочеркасский политехнические институты) либо высшими училищами (Московское императорское высшее ). Студенты институтов изучали естественные и инженерные науки, медицину и право.

В Советском Союзе звания университетов были сохранены за несколькими крупнейшими вузами (МГУ им. Ломоносова, СПбГУ). Остальные существующие и вновь открываемые учебные заведения именовались институтами и давали прикладное высшее образование.

Профессорско-преподавательский состав

Для получения статуса университета не менее 60% его профессорско-преподавательского состава должны иметь ученую степень. Таким образом, студенты университетов имеют возможность получать знания от практикующих ученых, имеющих определенные достижения в области своей компетенции.

Отличия в структуре

Институт может являться как отдельным учебным заведением, так и входить в состав более крупного вуза в качестве структурной единицы, объединяя несколько факультетов, кафедры которых осуществляют подготовку студентов по одному направлению (Инженерно-экономический институт в составе Казанского Научно-исследовательского Технического Университета). Университеты могут не иметь в своем составе отдельных институтов и разделяться исключительно на факультеты.

Подготовка аспирантов

В университете на каждые 100 студентов дневной формы обучения должно приходиться не менее 4 аспирантов, в то время как достаточно готовить к защите кандидатской диссертации лишь двух человек из ста. Кроме того, темы диссертаций соискателей, обучающихся в университетах, предполагают проведение фундаментальных научных исследований, а диссертации, защищаемые в институтах, носят преимущественно прикладной характер.

Тенденции развития высших учебных заведений

Современное состояние высшей школы в России характеризуется переходом от большого числа небольших высших учебных заведений к образованию крупных образовательно-исследовательских центров, аккумулирующих вокруг себя научный потенциал отрасли или региона. За последнее десятилетие количество институтов в стране значительно сократилось, так как часть из них была упразднена, а часть вошла в состав более крупных вузов. Укрупнение по региональному принципу заключается в объединении нескольких вузов в Федеральные университеты (Южный, Дальневосточный), а отраслевой принцип предусматривает создание на основе ведущих технических вузов страны Национальных Исследовательских университетов.

В России есть федеральный закон, прочитав который становится ясно, чем отличается институт от университета. И несмотря на это, мало кто понимает разницу между основными видами

Не стоит без четкого понимания этих различий, ведь потом, когда бывший студент начнет искать работу, он может пожалеть, что не отнесся серьезно к своему выбору.

Почему так важно вовремя задаться вопросом, чем отличается институт от университета? Да для того, чтобы точно знать, какое будущее тебя ждет, какие должности сможешь занять после окончания учебы, в каких организациях работать и на какую зарплату претендовать.

Когда стоит выбрать институт

Если уверены в выборе факультета на 100%, считаете избранную специальность единственно подходящей для себя и точно знаете, что спустя 5 лет вы не передумаете (ведь это ваше призвание), можете смело поступать в институт. Но и при такой уверенности нет гарантии, что в стране не изменится ситуация и вам не придется работать где-то еще и не совсем по специальности. Для этого чтобы эта работа не была из разряда рабочих должностей, всегда стоит отдавать предпочтение именно университету.

Что дает диплом университета

Прежде всего, он дает выбор места работы и даже должности. В случае с институтом выбор невелик. Например, если вы учились на факультете педагогики, станете учителем какого-то определенного предмета и уже не сможете работать на смежных должностях. Если вы учились на таком же факультете, но уже в университете, сможете работать не только учителем, но и преподавать, и быть специалистом в той сфере, в какой преподаете. Например, психологом, если в дипломе университета красуется надпись «Педагог. Психолог». А наработав сможете стать и методистом. Таким образом, у вас всегда будет более разнообразный выбор. Если вдруг разочаруетесь в одной сфере деятельности, можете уйти в другую. Например, поменять должность «преподаватель психологии» на должность психолога в частной фирме. К тому же всегда сможете поменять сферу деятельности внутри этой специальности: бросить консультирование и стать тренером (психолог-тренер высоко ценится во всех крупных и серьезных частных фирмах). То же самое можно отнести к любой другой специальности, полученной после окончания университета.

А теперь для наглядности, чтобы до конца понять, чем отличается институт от университета, сравним зарплату специалиста (в нашем примере - психолога) в частной фирме и преподавателя. Поскольку уровень заработной платы отличается по России, рассмотрим среднюю ситуацию, а именно предложения работы в областных центрах страны - не Москвы и Санкт-Петербурга, а таких как Екатеринбург, Челябинск, Владивосток, Пермь и т.п. Специалист психолог в частной фирме может получать 40 тыс. руб., в бюджетной организации - максимум 12 тыс. руб.

Теперь вы знаете, чем отличается университет от института - возможностью адаптироваться к изменяющейся экономической ситуации в стране. Ведь не всегда у учителей были хорошие зарплаты. И многие выпускники университетов, поняв, что уровень их жизни оставляет желать лучшего, смогли сменить работу на более оплачиваемую и столь же престижную. Выпускники институтов тоже смогли это сделать, но с существенным отличием. Пришлось отказаться от престижной работы в пользу хорошей зарплаты.

Когда стоит пойти в академию

Узнать отличие университета от института еще не значит полностью разобраться в данном вопросе, ведь в России существуют еще и академии. Раньше они специализировались на выпуске специалистов научной сферы. Теперь же это ни чем не отличается от университета. Эти вузы гарантируют высокое качество образования, получение престижной и «двойной» специальности. Разве ни к этому мы все стремимся? Получить "путевку" в жизнь, чтобы суметь обеспечить себя и свою семью всем необходимым, в том числе и социальным статусом.

Теперь когда мы вместе выяснили, чем отличается институт от университета, каждый сможет сделать для себя определенные выводы.

Абитуриент из года в год впадает в ступор: среди высших учебных заведений кроме названий ему встречаются столь желанные и одновременно незнакомые слова «университет», «академия» и «институт». Тут возникает и разумный вопрос, чем же отличаются типы заведений и какому отдать предпочтение.

Все три определения призваны разграничить все вузы по виду получаемых знаний (узкоспециальные и фундаментальные) и по структуре (университет состоит из институтов).

Университет готовит специалистов самых различных направлений, начиная от дизайнеров, и заканчивая физиками-ядерщиками. Как и в любом другом вузе, в университете ведется научная работа. Как правило, она носит фундаментальный характер, то же касается и знаний с навыками. Таким образом, университет призван не только помогать в освоении конкретной специальности, но и развивать студента как личность. Поэтому в университетских программах встречаются предметы общеобразовательного характера.

Академию принято называть промежуточным звеном от института к университету. Как правило данный тип вуза готовит специалистов в одной отрасли. Например, в Белорусской государственной академии физической культуры готовит работников физической культуры и спорта. Студенты же обучаются по специализациям, связанных с конкретным видом спорта. В структуре академии также как и в университете могут состоять институты.

Институт, как правило, отвечает за подготовку узкоспециализированных кадров. То есть программа этих вузов отвечает только требованиям по получению профессии. В качестве структурной единицы институт разделяет сферы обучения на специализации.

В теории, разделение вузов на типы логично и понятно. Однако действительность выглядит несколько иначе. Разделение на университеты и институты носит только номинативный характер и может служить показателем лишь численности профессуры, а также увеличенным набором студентов. К сожалению, все вузы страны должны следовать единой программе, разработанной в Министерстве образования, которая придерживается золотой середины. В итоге студенты абсолютно всех вузов учат высшую математику, медицину и ряд других обязательных дисциплин.

Ярким примером может служить недавнее образование Института журналистики БГУ из факультета журналистики. Принципиальных изменений студенты так и не увидели: преподаватели те же, программа - прежняя. Перефразируя известную поговорку - те же пары, только в профиль.

Именно поэтому абитуриенту так сложно выбрать место будущей профессии. Тут вступают в игру такие критерии как престижность вуза, конкурс и качество образования в целом. Кстати, ошибочно принято считать, что вузы «второй волны» поступления менее престижны, чем «первой», на самом деле, при нынешних условиях любой вуз может дать необходимые знания и навыки для будущей работы. А вот какой карьерный рост вы получите из почвы высшего образования, зависит только от собственных усилий. Сегодня в стране действует более полусотни вузов разной формы собственности.