Простые барельефы для начинающих. Выполнение барельефа на стене своими руками

Большинство владельцев квартир и частных домов мечтают добиться того, чтобы в их жилище отражалась индивидуальность хозяина, чтобы оно отличалось дизайном, было, как говорят, «с изюминкой». А ведь для этого можно просто создать барельеф на стене. Такое решение абсолютно преобразит помещение, внесёт в него что-то новое.

Внимание! На сайте впервые проводится конкурс с призами !!! Не откладывайте за завтра то, что может принести Вам приз!

А ещё мы предлагаем принять участие в квесте-викторине. Вопросы несложные, а призы приятные. Попробуйте и убедитесь сами. Первый вопрос

Каким может быть барельеф на стене?

Как говорят, со вкусами не спорят. В зависимости от дизайнерского решения барельеф на стене может быть очень простым. Например, респектабельно смотрятся багеты картин разных размеров.


Скромной роскошью веет от барельефов, которые располагаются на панелях, пущенных в виде окантовки вверху стены.


Некоторые склоняются к тому, чтобы украсить стену цветочным барельефом.


Роскошно выглядят такие украшения в сочетании с подсветкой.


Оригинальности комнате придаст барельеф на стене, выполненный своими руками в виде уголка природы: ствол дерева, часть скалы, парк, берег водоёма.


Самыми сложными являются сюжетные объёмные картины.


Они обычно занимают либо всю стену, либо угол в комнате.


А вдруг не получится?

У многих творческих людей начинает покалывать в руках, когда они видят перед собой барельеф на стене, запечатлённый на фото. Но приступить к реализации желаний мешает страх: а вдруг ничего не получится? Получится, обязательно получится! И поможет в претворении в жизнь замысла творца мастер-класс, предложенный здесь. Следуя пошаговой инструкции, прикладывая старание, даже не имеющий навыков в скульптурной лепке сумеет справиться с поставленной целью.


Существуют варианты, когда сразу же выполняется барельеф на стене. Своими руками в этом случае мастер лепит скульптурную картину из гипсовой смеси, сверяя своё творение с эскизом. Однако этот способ больше подходит опытным мастерам своего дела. Для делающих только первые шаги на этом поприще не стоит сразу же браться за монументальные работы. Да и исправить ошибки в этом случае бывает довольно сложно.


Рассмотрим вариант, когда барельеф на стене сначала изготавливается отдельно способом отливки в формах, а затем уже прикрепляется в готовом виде. В этом случае нужно сначала подготовить силиконовую форму для отливки деталей. И первым шагом будет как раз мастер-класс изготовления форм для отливки гипсовых деталей для барельефа. С их помощью можно создать имитацию древней лепнины, багетов картин, орнаментов.

Мастер-класс изготовления форм для отливки гипсовых деталей для барельефа

Лучшими считаются силиконовые формы. Для их изготовления можно воспользоваться несколькими вариантами.

Силиконовый герметик

В этом случае просто покрывают множимый образец массой из тубы, предварительно смазав его мыльным раствором или жиром. Иногда требуется форма для отливки не целого предмета, а только его части. Тогда ненужную часть утапливают в глине, пластилине, солёном тесте – в материале, который потом можно будет легко удалить, не испортив предмет.


Сначала на образец наносят слой, тщательно прорабатывая мелкие детали. Затем дают конструкции хорошо просохнуть и покрывают вторым ровным слоем. Затем форму осторожно снимают с образца.

Однако в результате этих манипуляций получается очень непрочное изделие. Такие формы редко удаётся использовать более 2 раз.

Силикон с наполнителем

Поэтому эксперты советуют делать так называемое тесто из одной части крахмала либо талька и такого же количества герметика.

На доску насыпают горкой наполнитель. В середину её наливают некоторое количество герметика и тщательно вымешивают так же, как делают обычное тесто. Можно воспользоваться ёмкостью и делать массу в ней.


Для изготовления формы образец вдавливают в кусок силиконовой массы. Перед использованием образец смазывают мыльным раствором или жиром.


Используя такую смесь, ею плотно облепляют образец, стараясь не допустить воздушных пузырьков и пустот. Конструкцию просушивают около суток.

Силиконовые компаунды

Взяв, к примеру, «Силагерм-7000», мастер по прилагаемой к нему инструкции легко приготовит материал для изготовления формы.


Для этого в основную массу добавляют отвердитель.


Тщательно вымешивают смесь.

Затем берут ящик без щелей, контейнер или миску. Размер и форма ёмкости зависит от того, какова деталь-образец.

Перед заливкой силикона оригинал предварительно смазывают воском, жиром или мыльным раствором, чтобы готовое изделие можно было впоследствии легко достать без повреждений.

На дно ёмкости укладывают ту деталь, по которой задумано создать форму для отливки. Осторожно заливают полученный состав так, чтобы он полностью укрыл деталь.


Если же форма должна быть снята не с цельного оригинала, а только с его части, следует сначала налить в ёмкость силиконовую смесь, а затем в неё опустить предмет, погрузив настолько, насколько того требует замысел мастера.


Ёмкость плотно закрывают. Для этого можно воспользоваться куском стекла.


Через 15 минут можно доставать готовую форму. Стоит только проверить, не прилипает ли к пальцам силиконовый состав.

Если же мастер желает создать барельеф по собственному замыслу, ему поможет в этом мастер-класс «Как сделать шаблон для формы своими руками».

Гипсовый барельеф на стене с помощью силиконовых форм

Для того чтобы отлить барельеф на стену своими руками, нужно подготовить необходимое:

  • · чистую форму;
  • · гипс;
  • · воду;
  • · смазку.

На сухую площадь формы кисточкой наносят смазку. Её готовят из растительного масла, в котором растопили воск на водяной бане.

Гипс (лучше взять ГВВС-18, предназначенный для художественной лепки) разводят по приложенной к упаковке рецептуре. Использовать следует воду комнатной температуры. Ни в коем случае нельзя добавлять в состав цемента или песка, штукатурки или другого материала!


Дабы в отлитой детали не было пузырьков воздуха, мастер сначала кистью наносит на внутреннюю часть формы гипсовый состав, а затем заливает её всю.


Чтобы предотвратить образование в изделии воздушных пустот, некоторое время форма с содержимым должна подвергаться вибрированию. Добиться такого эффекта можно, если накрыть форму рифлёным стеклом и пару минут двигать его по поверхности.

Обычно в рецептуре указывает время, требующееся для полного высыхания изделия. Но стоит отметить, что в данном случае лучше передержать, чем извлечь деталь раньше срока.


По истечении указанного времени мастер осторожно извлекает деталь барельефа из формы.


На стену его крепят с помощьюакриловой штукатурки, разведённой до густоты сметаны или акриловым клеем. Также можно приклеить некрупные детали барельефа используя ПВА.

Это интересно! Вместо гипса можно воспользоваться массой для папье-маше. И фигурки, и барельеф получаются ничуть не хуже гипсовых.

Барельеф на стене своими руками - видео

Используя данный материал, можно сделать барельеф на стене своими руками. На сайте также есть мастер-класс "Как сделать качели своими руками " с пошаговыми фотографиями и видео.

Не спеши! Сделай мне настроение, черкни пару словечек в комментариях!

А ещё на сайте есть просто убойные материалы, которые обязательно заинтересуют людей, у которых руки растут оттуда, откуда нужно.

Здесь собраны идеи о том, как можно порадовать своих близких, изменив кое-что в интерьере.

В помощь мастерицам предлагается подробный мастер-класс изготовления очаровательной куколки из колготок – милой и оригинальной поделки.

Барельеф – это декоративное панно, выступающее над основной плоскостью не более чем на половину полного объема. Издавна рельефные изображения украшали фронтоны и стены греческих храмов и римских дворцов. В России они стали популярны в начале 19 века. Изначально украшать свои дома декоративной лепкой могли только очень богатые люди. В наше время, зная технологию изготовления и имея необходимые инструменты, сделать барельефы из гипса и шпатлевки своими руками сможет каждый.

Первые шаги в освоении технологии создания барельефов лучше начинать с простых малогабаритных изделий, например медальонов. Основу для рельефной лепнины лучше сделать из гипсокартона, усиленного каркасом. Такую мобильную композицию можно будет без труда перемещать из одного помещения в другое.

Независимо от уровня сложности, процесс изготовление барельефов с помощью трафаретов состоит из нескольких основных этапов:

  1. Выбор и распечатка изображения. Трафарет желательно делать из тонкого пластика, но плотный ламинированный картон тоже подойдет. Также рисунок можно нарисовать на предварительно обработанной пропиткой стене.
  2. Подготовка смеси финишной гипсовой шпатлевки. Масса должна быть однородной, а ее консистенция достаточно густой, чтобы состав не растекался.
  3. Фиксация шаблона на базовой поверхности. Это можно сделать с помощью малярного или двухстороннего скотча.
  4. Заполнение прорезей трафарета шпатлевкой.
  5. Удаление шаблона. Снимать трафарет можно уже через 30 минут, когда шпатлевка еще не окончательно застыла. Делать это нужно аккуратно, чтобы не повредить края лепнины. Если контур барельефа все же нарушился, его нужно подравнять.
  6. Углубление рельефа. Если есть желание сделать более объемный рисунок, следует добавить еще один слой шпатлевки.
  7. Формирование рельефа. Придавать конечную форму изделию можно начинать примерно через час, когда материал уже подсох, но еще не потерял свою пластичность. Для работы используют различные инструменты от грубой стамески до хирургического скальпеля.
  8. Шлифовка. После полного высыхания последнего слоя шпатлевки, барельеф можно отшлифовать. Для этого используют наждачную бумагу с разной степенью зернистости. Главное не перестараться.
  9. Финишная обработка. После шлифовки на барельеф можно нанести декоративное покрытие или лак.

Работа закончена.

Барельефы редко лепят и гипса. Этот материал очень быстро затвердевает, что делает его последующую обработку затруднительной. Чаще всего при создании рельефных панно используют гипсовые шпатлевочные смеси, содержащие специальные присадки, которые облегчают работу.

У каждого мастера есть свои любимые материалы, позволяющие создавать поистине уникальные вещи. Тем, кто только начинает пробовать свои силы, рекомендуется использовать смеси из приведенного списка:

  • Knauf Uniflot – производство Германия. Прочный и пластичный материал. Не дает усадки и не трескается. С ее помощью можно создавать объемный рельеф без дополнительного армирования. Единственный недостаток – высокая цена;
  • Knauf Fugen. Менее прочная и пластичная, зато стоит в 3 раза дешевле, чем Uniflot. С помощью этой гипсовой смеси можно легко создать рисунок с неглубоким рельефом;
  • Pufas. Еще один бренд немецких производителей. Эта гипсовая смесь содержит целлюлозное волокно, что позволяет наносить ее слоями любой толщины. Отлично схватывается с основой, застывает равномерно без усадки и скатывания. Легка в обработке.
  • Акрил Путц. Производство Польша. Это уже готовая для использования акриловая смесь. Медленно застывает, что дает на проработку мелких деталей более часа.

Помимо основного материала необходимы подготовительные пропитки. Они глубоко проникают в состав смеси, предотвращая осыпание.

Важно! Большие рельефные панно имеют большой вес, и если основание недостаточно прочное, барельеф может упасть.

Один из лучших пропиточных материалов – влагозащитный грунт-концентрат Pufas. Он подходит не только для минеральных оснований, но и для дерева. Для рыхлой сыпучей базы лучше использовать Aquastop.

Внимание!!! Начинающие мастера не всегда могут с первого раза правильно развести сухую шпатлевку, поэтому рекомендуется приобретать уже готовую к использованию смесь. Она продается в герметичных емкостях.

Инструменты

Все инструменты для работы по созданию барельефов можно разделить на 2 группы:

  1. для нанесения шпатлевки;
  2. для удаления излишков материала корректировки рельефа.

К первой группе относятся:

  • металлическая кельма. Изготавливается из нержавеющей стали. Применяется для нанесения гипсовой смеси на большие поверхности;
  • пластиковая кельма. Сфера применения такая же, как и у металлической. Однако ее рекомендуется использовать для формирования длинных линий рисунка. Пастообразная шпатлевочная масса прилипает к пластику и хорошо вытягивается;
  • шпатель. С его помощью смесь накладывают на кельмы. Также применяется для нанесения шпатлевки на основу при создании небольших барельефов;

Инструменты второй группы:

  1. мастихины. Это небольшие лопатки разной формы, предназначенные для добавления или снятия шпатлевки с целью придания рельефу четкости;
  2. скульптурные стеки. Двусторонний инструмент, снабженный лопаточками и лезвиями. Используется для проработки мелких деталей;
  3. столярные стамески. Несмотря на то, что эти инструменты изначально предназначены для работы с деревом, удалять излишки гипса ими также очень удобно;
  4. кондитерский шприц. Идеален для добавки шпатлевки в небольших количествах.

В арсенале профессионалов присутствуют хирургические скальпели нескольких видов. Их применяют для прорисовки деталей, требующих особой точности исполнения.

Изготовление из гипсовой штукатурки: фотоотчет

Чтобы получить опыт создания барельефа своими руками не стоит пытаться воспроизвести высокохудожественную картину. Лучше начать с простого дизайна, содержащего разноформатные детали, которые можно воспроизводить по очереди. Например, морская тема с осьминогом, водорослями и дельфином.

Подготовка рисунка

Сначала делается эскиз, который в последствие переносится на выровненную, пропитанную грунтовкой базовую поверхность. Для нанесения рисунка лучше использовать твердый карандаш, чтобы неверно прорисованные линии модно было откорректировать.

Для формирования элементов лучше использовать штукатурку с мелкой фактурой. Ее рекомендуется разводить меньшим количеством воды, чем написано на упаковке. При этом смесь получится более жесткой, что является необходимым качеством для прорисовки основных деталей барельефа.

Формирование основных рельефов

Начинать формирование объемного панно лучше с крупных деталей. Шпатлевка на гипсовой основе быстро сохнет и теряет эластичность, поэтому не рекомендуется замешивать сразу большой объем. Для начала достаточно развести 300-400 грамм смеси и постараться за 15 минут не только нанести ее на базовую поверхность, но и придать элементу форму.

Для выкладывания раствора используется мастихин соответствующего размера. Если основные элементы барельефа выступают над несущей поверхностью более чем на 2 см, их необходимо усилить саморезами. В противном случае, в последствие они могут просесть или просто отвалиться.

Жемчужина в данном проекте скатывается вручную и также сажается на саморез.

Формирование мелких деталей

Для формирования мелких элементов рисунка используют кельму или мастихин. Начинать нужно с деталей, обладающих низким рельефом (в данном случае щупальца медузы). При нанесении состава необходимо тщательно его втирать, чтобы обеспечить максимальное сцепление с базовой поверхностью. Для такой работы больше подойдет мастихин.

Если деталь засохла до того, как удалось привести ее в соответствие с задумкой, нужно обработать ее водой из пульверизатора и попробовать закончить работу через несколько минут.

Формирование рельефа необходимо производить сразу после выкладки шпатлевки, пока она не застыла. Для этого можно использовать все инструменты, которые есть в арсенале.

На просушку элементов с глубоким рельефом может уйти до 2 дней. Начинать шлифовку лучше с мелких деталей. Пока завершится процесс их обработки, массивные многослойные детали окончательно подсохнут.

Готовый барельеф доводят до идеального состояния с помощью мелкой наждачной бумаги. Конечный результат выглядит так:

Советы и рекомендации по созданию барельефа из гипса и шпатлевки

Есть несколько хитростей, которые могут облегчить первые шаги начинающих мастеров:

  • Не стоит сразу браться за осуществление индивидуальных проектов. Можно начать с небольших медальонов, отлитых по готовым силиконовым формам, которые продаются в строительных магазинах. Изделие фиксируется на базовой поверхности с помощью клея ПВА.
И снова про цветочный барельеф. 3 МК

Барельеф, как техника получения объемных изображений на стене, с недавних пор стал набирать популярность, для выполнения этой техники при декоре своего жилища нанимают как профессионалов-художников, так и своими руками лирушники делают интересные рельефные панно. Ведь даже самая простая гипсовая лепнина придает помещению элегантный и торжественный вид. Если изображение выступает больше чем наполовину, то его называют горельефом, а если меньше, то это барельеф.

Не знаю, как на ваш вкус, а по-моему чем естественнее, чем менее сглаженным и ассимметричным будет настенный барельеф, тем более эстетично и элегантно он встроится в ваш интерьер. А нераскрашенные барельефы гораздо эффектнее смотрятся за счёт игры теней, чем раскрашенные, даже если их покрыли позолотой!

Вдохновляющим фактором при собственно-ручном изготовлении барельефа является то, что ваш дизайн получится уникальным, даже если будет использован трафарет, ведь вы ещё не профессиональный мастер и не имеете узнаваемого стиля!
Барельеф самостоятельно можно сделать разными способами: вылепить по контуру эскиза:


или наоборот "заштукатурить" по шаблону.


Как-то ненатурально смотрятся раскрашенные рельефы. ...



В монохроме элегантнее:


Как сделать барельеф с помощью трафарета

Чтобы сделать барельеф с помощью трафарета, не имея никаких навыков и опыта в подобной работе, необходимо изучить все тонкости и особенности его использования.
Для начала можно потренироваться на небольшой гипсокартонной доске, а потом уже приступать к отделке стен.




Трафарет можно приобрести в любом строительном магазине, выбрав понравившийся рисунок. Также его можно сделать под заказ в мастерской или изготовить самостоятельно, но для начала нужно определиться с узором - изображение должно быть в меру сложным, но не примитивным.


Трафарет используют для нанесения на плоскую поверхность стены дополнительного слоя, который и будет служить в качестве выступающего узора. Узор для трафарета можно нарисовать самому или найти подходящий рисунок в интернете и распечатать его. Если выбранный узор оказался слишком большим, его можно склеить по частям скотчем.


Выбирать материал для изготовления трафарета следует наиболее прочный. Лучше всего подойдёт пластик. Для того чтобы перенести выбранный узор на пластик, нужно воспользоваться копировальной бумагой. Если же пластик прозрачный, то рисунок можно подложить под него, а затем обвести по контуру. Чтобы во время переноса рисунок не двигался, его следует прикрепить скотчем. Трафарет вырезают так, чтобы на нем не оставалось заусенец и срезов, так как узор может быть испорчен. Линии среза должны быть четкими и ровными.


Подготовительные работы со стеной

Перед началом работы на стене следует сделать разметку. Это нужно для того, чтобы узор можно было равномерно нанести на поверхность. Трафарет для барельефов используется только один раз, поэтому следует сразу приготовить несколько шаблонов с рисунком.
Чтобы закрепить шаблон на стене, можно использовать различные клейкие элементы, которые должны крепиться к тыльной части трафарета. Это может быть малярная лента или клей, который в подобной работе очень удобно использовать. После того, как клей нанесен на шаблон, его прикладывают к стене и держат до тех пор, пока он прочно не закрепится.
Грунтовка поверхности не является обязательным процессом, но и не будет лишней. При работе со шпаклевкой всегда рекомендуется использовать грунтовку, поэтому ей следует покрывать раствором тот участок стены, к которому будет крепиться барельеф. После покрытия грунтовкой, стена должна хорошо просохнуть.



Нанесение барельефа

Для нанесения объемного рисунка рекомендуется использовать мелкозернистую шпаклевку. Она выглядит, как вязкая паста и идеально проходит доля подобной работы. Шпаклевку можно купить уже готовую или развести самостоятельно сухую смесь водой до нужной консистенции. Шпаклевка наносится на трафарет, покрывая его полностью. Каждый слой такого раствора нужно хорошо уплотнять.


Снимать шаблон с барельефа следует лишь тогда, когда штукатурка полностью высохла и затвердела. Чтобы снять трафарет со стены, его нужно плавно потянуть на себя и постепенно не спеша отделить.


Если узор получился недостаточно ровным, то после полного высыхания его края можно отшлифовать наждачной бумагой. Этот процесс нагляднее показан в видео-МК (но на мой взгляд очень уж симметрично-ненатурально выглядят контуры растения у Юлии Быковской)


;

ЛЕПКА РЕЛЬЕФА ПО КОНТУРУ:

Суть процесса сводится к тому, чтобы придать объем нарисованным листьям или цветам. Объемная композиция на стене создается в несколько приемов. Шпатлевка наносится на определенные участки рисунка не сразу, а постепенно, слой за слоем.



Техника лепки гипсовых барельефов была подробно описана в посте ТУТ:


Привожу ниже небольшой урок с советами

Из числа предварительно выбранных изображений нужно взять наиболее четко прорисованнвй вариант. Контур листа или цветка нужно перенести на бумагу. Затем сверху накладывается прозрачная пленка. И уже сверху на нее переносится изображение.

Контур можно обводить карандашом или гелиевой ручкой, так чтобы он не стерся.

Мастер-класс от FrescorelieF студии Алексея Тищенко, как своими руками сделать на стене барельеф. Фото и текст Автора.

Любая идея находит начало своего воплощения в карандашном наброске. Наш Цветок не стал исключением.



Оттолкнувшись от этой схемы, мы прорисовали эскиз в масштабе, где были сохранены все пропорции.
Калька с эскизом на малярный скотч была закреплена на подготовленную для этого стену. А подготовка заключается в том, что она должна быть выровненной и оштукатурена.

Перевод рисунка производится путём его обводки с использованием копировальной бумаги.


Для дальнейшей работы нам потребовались: около 2,5 кг хорошо замешанной скульптурной глины (она должна быть мягкой, но не липнуть к пальцам),стеки,нож,колонковая кисть, кисть -щетинка,скалка, две ёмкости- одна для воды, другая- для шликера. Также нужно подготовить шликер, на который мы будем приклеивать фрагменты рельефа. Шликер — это не что иное,как та же глина, доведённая до консистенции жидкой сметаны. В качестве разжижителя используем обыкновенную воду. Можно добавить туда клей ПВА (примерно на треть, впрочем это не строго). Саму глину необходимо обернуть влажной тканью и положить в полиэтиленовый пакет, чтобы она не обсыхала.

В нашем случае мы начали лепить с левого верхнего края. Хотя, на самом деле, следовало начать с центральной части, где будут самые массивные и многослойные фрагменты. Всё это для того, чтобы оптимизировать процесс сушки. Ведь желательнее накладывать следующий слой на просушенный. Но у нас было время,чтобы растянуть удовольствие.

Следует отделять от целого куска глины ровно столько,сколько требуется для формирования фрагмента. Лишние куски старайтесь сразу прятать в пакет. Не делайте слишком громоздких элементов, чтобы при переносе их на стену они не развалились.

Можно разделить все лепные элементы на 3 основных вида: жгутики или колбаски, пласты и шарики. Всё остальное — производное от них. Поэтому, прежде чем лепить фрагмент, определите для себя, что это будет за вид. Пласты раскатываются скалкой, ну а всё остальное — руками. Участок на который вы намерены приклеить фрагмент промажьте шликером, используйте кисть-щетинку. Только когда фрагмент достаточно хорошо прилип, пригладьте его по всему периметру не оставляя щелей.

Пальцами,стеками или даже скалкой придайте массе нужную форму,проработайте детали. При необходимости выглаживайте рельеф колонковой кистью смоченной в воде.

Следующий фрагмент сопрягайте с предыдущим так, чтобы не было видно стыков. Не оставляйте надолго не выглаженный участок, глина сохнет и потом необработанную деталь придётся, разве что, резать и шлифовать.



Шаг за шагом — и рельеф слеплен.

Оставьте его сохнуть в течение одной недели в естественных условиях. При повышенной влажности и пониженной температуре процесс замедляется. Соответственно можно ускорить его, увеличив температуру и понизив влажность.

Когда работа высохла, обработайте её мелкой наждачной бумагой. Перед покраской загрунтуйте её раствором клея ПВА с водой (50%). Дождитесь полного высыхания. Затем можно колеровать в любой цвет. В нашем случае мы использовали краскопульт, т.к кисть оставляет следы. При желании, опять же после полного высыхания, пройдите по всем поверхностям акриловым лаком (глянцевым или матовым).

Подробнее про 4 способа гипсовой лепки см. пост

И напоследок элементарный способ изготовления цветочной стены с применением декор-штукатурки:


Для желающих необычно украсить интерьер и придать ему декоративной самобытности и эксклюзивности можно воспользоваться техникой гипсовой лепнины на стенах – барельеф. Это одновременно простая и замысловатая техника, чем-то схожая с нанесением венецианской штукатурки, но сложнее и интереснее. Все зависит от навыков, фантазии и терпения. Тем не менее эту работу можно выполнять даже с детьми. В помощь придут их надежные ручки, когда нужно смешивать гипсовый раствор.

Барельеф - что это?

Довольно давно люди начали обработку и оформление стен различными украшениями. Это могла быть резьба по камню или дереву. Но по сравнению с другими техниками наиболее востребованной и статусной считался барельеф.

В это понятие входит выпуклый декоративный элемент. Это может быть фигура животного, человека, растения, а также узор или мифическое существо. Все зависит от фантазии и дизайна квартиры.

Для воплощения таких проектов довольно часто используются специальные шаблонные формы, изготовленные из прозрачного полимера. Трафареты можно сделать самостоятельно или заказать в мастерской, также в продаже есть готовые матрицы.

Мастер-класс по выполнению барельефа

Прежде чем начать работу, нужно подготовить место на стене, где будет выполняться лепка, украшающая интерьер. А также определиться с дизайном картины, то есть найти непосредственнорисунок для эскиза, который планируется воспроизвести при помощи гипса или шпаклевки. Для начинающих мастеров не стоит сразу браться за создание глобальных работ. Попробуйте стартовать с выполнения на стене в своей квартире простого изображения, например, дерева или несложного цветка-

Представляем небольшой мастер-класс по выполнению барельефа на стене в домашних условиях:

1. Найти подходящий рисунок. Можно мелом или карандашом перерисовать его на стену в требуемом масштабе.

2. Следующий этап - грунтовка поверхности стены внутри контура рисунка. Обязательно нужно дать ему высохнуть.

3. В небольшой емкости развести гипсовую штукатурку до вязкого состояния соотношением 1:1. Нужно следить, чтобы замес был однородным и без комочков.

4. При помощи небольшого шпателя или специального мастихина (или воспользоваться обычным десертным ножом) нанести смесь малыми порциями на рисунок снизу вверх, вдоль всего ствола дерева. Можно даже оставлять свободные места для лучшего обозначения структуры коры. Пока шпаклевка сырая, сформировать рельеф, выполняя при помощи ножа неглубокие надрезы, выемки.

При нанесении шпаклевки в места расположения листвы нужно использовать немного больше раствора. При этом массу следует лепить перпендикулярными движениями к стене с частыми, хаотичными проколами.

5. После высыхания шпаклевки прокрасить дерево. Для этого используются обычные акриловые краски. Первый слой ствола можно окрасить желтым цветом. Когда он высохнет, нанести второй слой краски – уже коричневый. Снова дать подсохнуть, смочить губку и с бугорков смыть ее так, чтобы краска осталась внутри углублений. Должен получиться красивый перелив. Листва окрашивается по такой же технике в зеленоватый цвет.

Мастер-класс для продвинутых мастеров

Продвинутые мастера смогут повысить уровень мастерства более сложным дизайном и глобальностью сюжета барельефного изображения.

При выполнении барельефа «Роза» понадобятся такие материалы:

  • гипсовая шпаклевка (можно использовать алебастр, средство для стартовых и финишных работ);
  • штукатурка гипсовая;
  • кварцевый грунт;
  • набор мастихинов;
  • набор стамесок;
  • набор художественных петель;
  • резиновый шпатель;
  • абразивная сетка;
  • абразивная губка;
  • емкость для замеса;
  • пленка для защиты от загрязнений;
  • губка;
  • тряпка;
  • распылитель с водой;
  • перчатки;
  • художественная краска (водоэмульсионная акриловая и т. д.);
  • маска для защиты от пыли.

Условно можно представить этапы выполнения барельефа следующим образом.

Подготовка стены

Перед началом художественной росписи стены нужно подготовить непосредственно саму поверхность. Она должна быть идеально ровной, хорошо оштукатурена, обработана специальным клеевым составом (клеевой или флизелиновый грунт) и 2 слоями шпаклевки под покраску. Затем грунтуется обычным грунтом.

Нанесение эскиза рисунка на стену

Выбирается рисунок, по которому выполняется эскиз. На стену его можно переносить карандашом, зачастую используется трафарет или копирка. При помощи кварцевого грунта, который наносится внутрь границ изображения, готовится поверхность для нанесения начального слоя лепнины.

Нанесение первого слоя гипсовой штукатуркой

Первый слой нанесенного состава должен быть очень тонким и прочным. Для этого обычно используется гипсовая штукатурка. В емкость для замеса вливается около 200 мл воды, и затем при помощи мастихина всыпается порошок гипсовой штукатурки в пропорции с водой 1:1. Можно замешивать при помощи дрели с насадкой, шпателем либо мастихином до получения однородной массы, по консистенции напоминающей густую сметану.

Она не должна стекать со шпателя и крепко на нем держаться. Цель нанесения первого слоя – выполнить начальную лепнину для хорошей сцепки между поверхностью стены и будущими слоями шпаклевки барельефа. При помощи двух мастихинов гипсовый состав тонко наносится по всей поверхности рисунка, стараясь не выходить за границы нанесенного эскиза. В первом слое можно выделять объемные части будущего барельефа, используя чуть более толстый слой в определенных на рисунке местах.

В завершении этого этапа поверхность заготовки смачивается водой из пульверизатора. Можно аккуратно пригладить пальцами то, что получилось, и дать время высохнуть.

Нанесение второго слоя гипсовой шпаклевки

На хорошо высохший первый слой необходимо нанести второй, уже из гипсовой шпаклевки. Аналогично готовится водошпаклевочный замес - примерно 1:1. При помощи небольшого мастихина на рисунок наносится и аккуратно разглаживается по направлению от края к центру гипсовый состав.

Далее следует немного смочить рисунок водой из распылителя и при помощи мастихинов, художественных специальных приспособлений - петель и пальцев рук - пригладить и сформировать нужный рельеф на нанесенный слой шпаклевки для получения более гладкого изображения. Скорректировать все неровности и изъяны, пока не «схватится» состав. Когда второй слой высохнет, можно прошпаклевать видимые дефекты финишной акриловой шпаклевкой. И снова дать хорошо высохнуть рисунку.

Антон Цугунов

Время на чтение: 4 минуты

Люди всегда стремятся сделать свое жилище уникальным и красивым. И как бы ни было сложно добиться оригинальности в типовой квартире, выход найдется всегда. Одним из самых нетривиальных и изящных решений является создание . Многим начинающим мастерам кажется, что это слишком сложная работа, однако это совсем не так. Чтобы вылепить настенное панно, не обязательно быть художником или скульптором. Посмотрев видео с мастер-классом по созданию барельефа на стене своими руками для начинающих, и познакомившись с пошаговой инструкцией, приведенной ниже, вы без особого труда справитесь с поставленной задачей.

Необходимые материалы и инструменты

Для создания барельефа понадобятся некоторые специфические инструменты, которые можно приобрести в строительном и художественном магазинах.

Перечень материалов и приспособлений, которые понадобятся для работы:

  • эскиз изображения;
  • полиэтиленовая пленка;
  • кельма;
  • карандаш;
  • маркер или ручка;
  • трафареты;
  • гипс или гипсовая шпатлевка (также можно использовать глину или алебастр);
  • специальная грунтовка;
  • малярные кисти;
  • мастихины (специальные лопатки разных размеров, которые используют для создания объемных изображений, могут быть пластиковыми или металлическими);
  • скульптурные петли;
  • малярный скотч;
  • резиновые перчатки;
  • для цветных барельефов – колер или краска нужного оттенка.

Подготовка

Все мастер-классы по барельефу начинаются с подготовки эскиза. Но самый первый, подготовительный шаг – это выбор помещения и стены, где планируется создание объемной композиции.

  • Сначала нужно продумать интерьер помещения, где будет находиться барельеф. Объемные изображения можно сделать в любой комнате, однако чаще всего их можно увидеть в гостиных и спальнях.
  • Затем нужно определиться со стеной, на которой будет создаваться барельеф. При этом нужно учесть, сколько места займет панно, хватит ли на него свободного пространства. Обязательно принимается во внимание освещение, т. к. от света зависит восприятие произведения. Если его недостаточно, имеет смысл организовать дополнительную подсветку барельефа.

Теперь можно выбирать подходящий эскиз. Новичкам не стоит сразу браться за сложные многослойные и очень объемные фигуры. Для набора опыта можно ограничиться более простыми формами: листьями, цветами или плодами. Не следует сразу же пытаться выполнить сложную сюжетную картину, где есть много действующих лиц. Но и слишком примитивные изображения тоже брать нет смысла: они будут смотреться не очень интересно.

Начинающим мастерам проще работать с гипсом или гипсовой штукатуркой. Они пластичные, хорошо держат форму, быстро схватываются.

Создание барельефа из гипсовой штукатурки

  • Теперь подготавливают основание. На стену наносят слой акриловой шпаклевки или марсельского воска. После этого можно обработать стену мелкозернистым гипсом (сатенгипсом), тогда она не будет идеально ровной, и шпаклевка будет лучше прилипать к ней. Это будет основа будущего барельефа. Шпаклевку разравнивают шпателем, затем слою дают немного подсохнуть.
  • Когда материал начнет схватываться, примерно через 15–20 минут, на него можно перенести свой рисунок. Пленку закрепляют на стене с помощью малярного скотча. При этом один край нужно оставить свободным, чтобы можно было его приподнимать, когда это понадобится. Затем трафарет на полиэтилене обводят карандашом или другим подходящим предметом, например обратной стороной кисти или стилусом. Изображение впечатывается в стену.

Этап № 2. Основная часть

Теперь переходят непосредственно к формированию барельефа. Это самый длительный этап, в процессе которого изображение постепенно становится рельефным.

  • Шпаклевку слой за слоем наносят на стену по нарисованному контуру.
  • Каждому слою дают просохнуть, а только потом наносят следующий.

Шпаклевка должна быть в меру густой, пластичной и твердеть постепенно.

  • Все детали барельефа прорисовывают мастихинами, а в сложных местах используют скульптурные петли.

Если детали будут очень выпуклыми, то в стену желательно вкрутить саморезы, которые будут армировать конструкцию. Это позволит барельефу сохранять форму и не осыпаться.

Этап № 3. Доработка, закрепление и окраска

Завершающий этап – это закрепление барельефа и его последующая окраска.

  • Законченное панно нужно хорошо высушить.
  • Потом можно подравнять барельеф наждачкой, загладить шероховатости и острые углы. Здесь важно не перестараться и не убрать слишком много. На этом же этапе подправляют все мелкие огрехи: замазывают щели, прорезывают мелкие детали и т. д.
  • Готовый барельеф обрабатывается грунтовкой, а после ее высыхания – краской. Для шпаклевки лучше всего подойдет водоэмульсионная краска.

Совет. Чтобы стена вокруг барельефа не смотрелась слишком ровной, на нее можно нанести слой штукатурки, а потом пройтись по ней сложенным полиэтиленовым пакетом или смятой бумагой. Поверхность сразу станет фактурной.

Создание барельефа из гипса

Отдельно следует разобрать, как сделать барельеф на стене своими руками из гипса, т. к. технология несколько отличается. С этим пластичным материалом, который предполагает множество вариантов, удобно и легко работать и профессионалам, и новичкам.

Для лепки объемных деталей лучше использовать смесь гипса и клея ПВА. По консистенции материал должен напоминать пластилин.

  • Необязательно долго формировать слой за слоем каждую деталь барельефа. Для большинства типовых изображений выпускают готовые формы. Их можно найти в специализированных магазинах и отделах для творчества. В формы заливают гипсовую смесь и просушивают ее. Готовые элементы вынимают из форм и приклеивают в нужных местах панно. Несложные композиции могут быть полностью скомпонованы из таких элементов.
  • Некоторые детали придется вылеплять вручную и затем прилеплять на стену, например, так делают виноградные кисти или миниатюрный листочек.
  • Если детали довольно большие, то желательно внутри формы поместить проволоку, которая будет армировать конструкцию.
  • Когда изображение готово, заделываются все щели. Для этого можно использовать как сам раствор, так и герметики белого цвета.
  • Готовую картину покрывают грунтовкой, благодаря которой барельеф не будет сыпаться и пачкаться.