Почему веркольские монахи перестали искать мощи отрока артемия. Описание артемиева веркольского монастырь

История

Свято-Артемиево Веркольский мужской монастырь название свое получил от лежащей в двух верстах от обители деревни Веркола (Пинежский район Архангельской области в современном административном делении), где в 1532 году родился святой праведный отрок Артемий (+1545) и где в приходском Никольском храме первоначально, с 1577 года, почивали его обретенные нетленными мощи. По молитвенному предстательству святого отрока пред Богом многие больные получали исцеление, в том числе и двенадцатилетний сын мезенского воеводы. В благодарность за чудесное избавление сына от смертельного недуга воевода Афанасий Пашков построил в 1635 году келии и ограду со Святыми Вратами, а также храм во имя святого великомученика Артемия - тезоименитого небесного покровителя праведного отрока.

В 1610 году мощи святого Артемия по указу Новгородского митрополита Макария были освидетельствованы, а 17 ноября 1649 года торжественно перенесены из приходской Никольской церкви селения Веркола в монашескую обитель, основать которую дозволил царь Алексей Михайлович (Романов). Он же прислал в новый монастырь Евангелие, крест, сосуды, кадило, паникадило, водосвятную чашу, священнические и алтарные облачения и четыре колокола. Эти события стали радостными не только для настоятеля иеромонаха Рафаила и его сподвижника иеромонаха Ионы, но и для православных мирян всего северного поморья.

В силу многих причин и обстоятельств монастырь постоянно находился в бедственном положении, а в 1764 году по указу императрицы Екатерины II был отнесен к заштатным и за неимением средств должен быть закрыт. Но промыслом Божиим графиня Орлова-Чесменская (в иночестве – Агния) принимает подстриг и выделяет значительную сумму вклада во многие монастыри на поминовение души, в числе которых оказывается и наш монастырь. Получив 5000 золотых рублей, монастырь продолжает свое существование.

Возрождение и подлинное благоустройство обители началось с 1859 года, когда трудами опытного духовника и умелого хозяйственника игумена Ионы (1859-1861гг.) в монастырь, по милости Божией, стали поступать обильные пожертвования. При наместниках архимандритах Феодосии (1861-1885гг.) и Виталии (1888-1900гг.) были подняты из руин находившиеся в запустении после частых пожаров здания и сооружения, а главное возведены новые каменные храмы, братские корпуса, хозяйственные и подсобные постройки, так что к 1910 году в монастыре насчитывалось шесть храмов.

Частым гостем и щедрым благотворителем обители в конце ХIХ - начале ХХ вв. был святой праведный пресвитер Иоанн Кронштадтский. Ежегодно, во время своих поездок на родину в село Сура, расположенное от с. Веркола на 50 км выше по реке Пинеге, он останавливался в хорошо известном ему с детских лет Веркольском монастыре и участвовал в богослужениях. Им лично написан замечательный акафист святому отроку Артемию. А в 1897 году при большом стечении богомольцев Кронштадтский пастырь освятил построенный на пожертвованные им средства величественный собор в Веркольской обители, которая во многом благодаря его усердию сделалась подлинным украшением всего Северного края.

Благосостояние монастыря постоянно возрастало, и по указу Св. Синода от 13 марта 1890 года он был отнесен к первоклассным общежительным монастырям с

архимандричьим управлением. А 3 июля 1910 года настоятель Веркольского монастыря архимандрит Варсонофий по Высочайшему повелению и определению Св. Синода был назначен епископом Кемским, викарием Архангельской епархии, с оставлением на должности настоятеля.

Все это способствовало насаждению и утверждению в обители строгих правил монашеского общежития, особенно в церковном богослужении.

После гражданской войны монастырь не избежал общей участи и был закрыт богоборческими властями. Часть монастырской братии ушла, унеся с собой святыни обители. Мощи прав. отрока Артемия были заблаговременно спрятаны братией от поругания. В настоящее время их местоположение не известно. Надвратный храм с колокольней, каменная стена вокруг обители и многие постройки были затем разобраны, а оставшиеся сооружения использовались не по прямому назначению. От полного разрушения монастырь, по милости Божией, спасли малонаселенность окружающей местности и удаленность от крупных сел и городов.

В годы Великой Отечественной войны в монастырских зданиях размещался детский дом для эвакуированных и бездомных детей. В послевоенное время здания монастыря занимала вспомогательная школа-интернат, а затем общеобразовательная школа (до 1997 г.).

В 1990 году сооружения и здания монастыря были переданы РПЦ, и 5-го августа, после 70-летнего вынужденного перерыва, прошло первое богослужение в часовне, на месте преставления св. прав. отрока Артемия. А 17 ноября того же года в малом Никольском приделе Артемиевского храма состоялась первая Божественная Литургия.

25 декабря 1991 года Св. Синодом принято решение об открытии Свято-Артемиево Веркольского мужского монастыря.

С 25 декабря 1991 г. по 6 июля 1995 г. и с июля месяца 1996 г. по 24 февраля 1997 г. наместником монастыря был игумен Иоасаф (Василикив), с 6 июля 1995 г. по 1 апреля 1996 г. – иеромонах Алексей (Тетерин), с 1998 по 1999 гг. – игумен Варнава (Пермяков), а с 1 августа 2000 года н/ст. и по настоящее время – игумен Иосиф (Волков).

Современная жизнь

Добраться до Артемиево-Веркольского Монастыря можно следующим образом: 1) Поезд/самолет до Архангельска. 2) Поезд Архангельск - Карпогоры (6 часов пути, ходит раз в сутки). 3) Такси/маршрутка Карпогоры - Веркола. 4) Через Пинегу на лодке и вы в обители. Если решите посетить монастырь - обязательно свяжитесь с нами, чтобы за вами прислали лодку.

Распорядок дня

Распорядок буднего дня:

5.00 - общий подъем (совершает будильщик, который с

колокольчиком обходит все келии).

5.30 – молебен перед ракой св. прав. отрока Артемия.

6.00 – утренние молитвы, полуношница.

6.30 – утреня, 1-й час.

7.30 – утренняя трапеза (для неслужащей братии и

трудников).

8.00 – послушания.

8.30 – 3-й, 6-й часы.

9.00– Божественная Литургия.

13.00– обеденная трапеза.

14.00 – послушания

17.00 – 9-й час, вечерня.

18.00 – вечерняя трапеза (проходит, как и другие общие

трапезы, при чтении «Жития святых» или других

книг святых отцов).

18.30 – малое повечерие с тремя канонами (в праздничные

дни – без канонов), вечерние молитвы, чин прощения.

После вечернего правила очередной чтец читает акафист св. прав.

отр. Артемию (в воскресные дни ему служится молебен

с акафистом).

23.00 – общий отход ко сну.

Богослужение в дни великих праздников и в воскресение (бдения):

накануне вечером служится в 16.45 – 9-й час.

17.00 – всенощное бдение.

20.45 – вечерняя трапеза.

7.30 – общий подъем.

8.00 – утренние молитвы, воскресная полуношница

(по праздникам – молебен празднику).

9.00 – 3-й, 6-й часы.

9.30 – Божественная Литургия.

12.00 – праздничная трапеза.

"И там, в Верколе, на моем родном Пинежье, сейчас занесенный метелями,

февральскими снегами, где-то стоит самый скудный, быть может,

по веркольским масштабам, домишко, но зато на самом прекрасном месте

- это мой дом или, как говорят, дом писателя. И в этом доме, который занесен

напрочь снегами, - моя душа, мое сердце,"- Ф.А. Абрамов

Веркола — деревня в Пинежском районе Архангельской области. Название Веркола в переводе с финно-угорского означает «место (высокий угор) для сушки рыболовных сетей». Название это вполне объяснимо, так как деревня, действительно, расположена на высоком месте (угоре). д. Веркола- родина советского писателя Федора Александровича Абрамова . Во многом благодаря ему Веркола хорошо известна в России. Читатели произведений Федора Александровича хорошо знакомы с его родным селом, писатель любил свою Родину и потому с особым трепетом рисовал нам веркольские пейзажи на страницах своих книг:

«Там, внизу, за огородами — голубые разливы лугов с чернеющими шапками зародов, за лугами серебрится Пинега, а за рекой, на том берегу, высоко-высоко на красной щелье громоздятся белые развалины монастыря».

Фотограф Сергей Олюкаев

« Бревенчатые дома, разделенные широкой улицей, тесно жмутся друг к другу. Только узкие проулки да огородцы с луком и небольшой грядкой картошки — и то не у каждого дома — отделяют одну постройку от другой. Иной год пожар уносил полдеревни; но все равно новые дома, словно ища поддержки друг у друга, опять кучились как прежде».

Село Пекашино, о котором мы читаем у Абрамова, несомненно, навеяно воспоминаниями писателя о родных местах: «Пекашино распознается по лиственнице — громадному зеленому дереву, царственно возвышающемуся на отлогом скате горы. Кто знает, ветер занес сюда летучее семя или уцелела она от тех времен, когда тут шумел еще могучий бор и курились дымные избы староверов? Во всяком случае, по загуменью, на задворках еще и теперь попадаются пни. Полуистлевшие, источенные муравьями, они могли бы многое рассказать о прошлом деревни...»

В 1973 г. в беседе с сотрудниками газеты «Правда Севера» Ф.А. Абрамов сказал: «...словно незримой пуповиной привязан я к родной Пинеге... Я не могу жить, не могу писать, если не вздохну воздуха родного края, не пройду по родной земле, не увижусь с родными и близкими мне людьми. Вот поэтому снова еду я на родину». В этих словах — ключ к пониманию этого места в судьбе и творчестве писателя. И куда бы ни забрасывала его судьба, он вновь и вновь возвращался сюда, как к живому роднику, щедро дающему не только вдохновение, но жизненную силу. Здесь его родовой корень, увековеченный в названиях полей и тропинок, — Абрамовский косик, Абрамовская (или Палладьина) межа, Абрамовские печища... 1

Здесь, в Верколе, на своей Родине, Федор Александрович и был похоронен, здесь же создан музей, носящий его имя.

Историческая справка

Веркольский приход

О времени образования Веркольского прихода достоверно неизвестно, но несомненно, что в 1577 г он уже существовал. Первые упоминания о Верколе связаны с именем святого Артемия Веркольского - отрока, погибшего от удара молнии, тело его было найдено нетленным спустя 33 года после погребения. На месте, где были обретены мощи прав. Артемия в 1868 сооружена часовня, в 1876 реконструирована в церковь, ныне Церковь Артемия Веркольского на Ежемени. Мощи Св. Артемия были перенесены и размещены на паперти Никольской церкви (первая ли эта церковь со времени открытия при-хода, кем и когда она была построена и освящена, неизвестно). После того как в 1639 г. сгорела веркольская Никольская церковь, над мощами Артемия была построена часовня.

На месте сгоревшей Никольской церкви в 1697 году была построена новая. В 1869 году игумен Веркольского монастыря о.Феодосий, который немало потрудился и для обустройства обители и для духовного просвещения крестьян близлежащих селений, построил в Верколе новую деревянную церковь во имя святителя Николая Чудотворца и два причтовых дома. Она была освящена 19 февраля 1869 г.

Дальнейшая судьба этой церкви схожа с судьбами многих других церквей на Пинежье. В 30-е годы она была закрыта, в ней разместился клуб, причем сцена находилась прямо в алтаре. Затем ее приспособили под склад. Окончательно церковь была разорена в 1968 году, когда ее по частям развезли по дальним сенокосным угодьям. А в 70-е годы на месте, где находился алтарь, был поставлен памятник веркольцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Веркольский монастырь

Местные жители почитали мощи Св. Артемия, от которых многие получали исцеление. Поводом для основания в Верколе обители в честь Св.Артемия послужило чудесное исцеление сына кеврольского воеводы Афанасия Пашкова от мощей Святого. В благодарность за исцеление рядом с Никольской церковью кеврольский воевода построил церковь Артемия Праведного, а около нее — ограду и кельи. В это же время сюда были присланы двое монахов. В 1649 г. монастырь был утвержден указом царя Алексея Михайловича с вручением грамоты. С этого времени начинается история Веркольского монастыря.

Поначалу все постройки в монастыре были деревянные, поэтому не раз горели храмы и келии. В 1583 году Новгородский митрополит Макарий дал грамоту о построении в монастыре храма во имя святого отрока Артемия. Но лишь через 130 лет построили и освятили такую церковь с трапезной, однако через несколько десятилетий она сгорела. В 1785 года заложили новый каменный храм во имя праведного Артемия Веркольского. Три года понадобилось, чтобы построить два теплых предела во имя Николая чудотворца и великомученика Артемия. Строительство же главного храма завершили в 1806 году. 22 января при многочисленном стечении народа церковь освятили и перенесли в нее раку с мощами отрока Артемия.

С середины XVIII века монастырь был выведен за штат. В середине XIX века в монастыре царила страшная бедность и запустение, даже мощи отрока стояли несколько лет запечатанными. Епархиальное начальство уже подумывало о закрытии обители.

Но, к счастью, Веркольский монастырь не только не оказался уничтоженным, но и расцвел. Графиня Анна Алексеевна, в иночестве Агния, Орлова-Чесменская прислала в монастырь 5 тысяч рублей. Начались ежедневные службы, стала восстанавливаться обитель, увеличилось братство. В 1859 году сюда назначили настоятелем иеромонаха Иону. Он немало сделал для возрождения Веркольского монастыря.

В годы своего наивысшего расцвета (конец XIX вв) обитель выглядела так:

"Каменная церковь внутри ограды теплая, состояла из трех храмов: Главный храм во имя Св. Праведного Артемия (где почивали его мощи) освящен в 1806 году 22 января, и два придельные храма находились в передней части храма, с северной стороны во имя Св. Великомученника Артемия и с южной во имя Свят. и Чудотворца Николая. Церковь эта соединялась с колокольней, на которой помещались башенные часы. Первый деревянный храм, с кельями и трапезной посторен внутри ограды и освящен 17 декабря 1868 года во имя Чудотворной Казанской иконы Божьей Матери.

Кроме названных храмов был еще предел во имя Божьей матери Иверской, находился во 2-м ярусе каменной колокольни, над святыми вратами, освящен 21-го авгута 1877 года.

Первая часовня за оградою монастыря существовала более двух столетий, в этой часовне лежали мощи Св. Правденого Артемияда до перенесения их в обитель в 1649 году… (В годы безбожия, по просьбе жителей Летополы, часовню передали в деревню под народный дом. И лишь в 2006 году часовня была востановлена на прежнем месте. Все работы велись по старинной технологии, Крыша покрыта кровельным тесом, а купол осиновым лемехом.)

Келий в монастыре для братии имеелось в двух деревянных и трех каменных корпусах..

В 1897 году был построен двухэтажный каменный собор с двумя приделами: в честь Успения Богородицы и в честь Рождества Христова. (на фото ) Верхний храм в честь Успения Божией Матери при необыкновенно большом стечении народа освещал архимандрит Виталий, нижний храм в честь Рождества Христова освещал Иоанн Кронштадтский. По своей богатой архитектуре и величию он являлся главным украшением монастыря. С наружной стороны храм был украшен иконами, писанными на полотне. Вокруг всего собора располагалась висячая галерея для крестных ходов, обнесенная решеткой. Внутри его находились золоченые иконостасы с иконами, написанными в строго византийском стиле известным художником Софоновым. На стенах - великолепная роспись. В окна вставлены изящные кованые решетки. Общая стоимость всего двухэтажного собора определялась в 100 000 руб. (До наших дней не удалось сохранить всё великолепие храма, он частично разрушен и требует немедленной реставрации)

Вокруг обители стояла каменная ограда с 6-ю башнями, в Юго-Восточной башне и Северо-западной устроены келии для жительства, в прочие приспособлены были для хранения провизии.

С западной стороны ограды каменная колокольня со святыми вратами, по сторонам которых восемь келий в 2-х этажах. В верхнем ярусе помещались 18 колоколов весом от 2-х до 258 пудов. Колокола, звонившие с высокой колокольни, в эпоху расцвета монастыря были слышны за 50 верст жителям Суры и окрестных деревень.

Все материалы, использованные в кирпичных постройках, были монастырские. При монастыре существовал кирпичный завод. На постройку стены вокруг монастыря и колокольни ушло 1 миллион 200 тысяч единиц кирпича. Для облегчения доставки воды с реки в 1879 году Игумен Феодосий соорудил водопровод из лиственницы, забирающий воду из болотистой местности в 700 метрах от обители. В конце века монастырь был одним из крупнейших на Севере. В1890 г. он стал именоваться первоклассным.

В начале XX века в Артемиево- Веркольском монастыре проживало около 60 монахов и 100 послушников, в монастыре действовали иконописная, переплетная, сапожная, портная, красильная и кузнечная мастерские, все хозяйственные работы выполнялись насельниками. Весной 1904 г. монастырь участвовал в первой Всероссийской выставке монастырских работ и получил похвальный отзыв за экспонаты (икону св. Артемия, резные костяной и деревянный кресты, др. изделия).

На фотографии начала XX века слева от стен монастыря видны две деревянные церкви, одна из церквей- Ильи Пророка (церковь построенна в 1697, обшита тесом, первоначально бывшая приходским Георгиевским храмом села Верколы. В 1869 передана монастырю, освящена как Ильинская. В 1883 переложена и частично перестроена.) Церковь сохранилась до наших дней.

К северо-востоку от Ильинской стояла Георгиевская церковь построена в 1720. Первоначально приходской Никольский храм села Верколы, переданный монастырю в 1869 и освященный как Георгиевский. В 1883 переложена и частично перестроена. Ныне утрачена.

Артемиево-Веркольский монастырь был закрыт в конце 1919 г., часть братии приняла мученическую кончину. Надвратный Иверский храм с колокольней, каменная ограда, кирпичный монастырский завод и ряд других построек были разобраны. В 1941-1945 гг. в сохранившихся помещениях монастыря размещались детский сад и приют для эвакуированных и бездомных детей, в 80-х гг.- средняя школа и тракторная бригада.

Момент разорения веркольской обители нашел отражение в статье Олега Ларина "ПОМНИТЕ, У АБРАМОВА...":

" Можно сказать, все пинежане от мала до велика знали историю Артемия Праведного. И те, кто верил в исцеляющую силу гробницы, и кто относился к этому чуду с кривой ухмылкой, — когда весть о разорении нетленных мощей разнеслась по Пинеге (было это в разгар Гражданской войны на Севере, в декабре 1918-го), люди словно оцепенели, словно им наплевали в душу. Война — дело жестокое, но и у нее есть свои пределы! Пропагандистский трюк с разоблачением “церковных штучек” не приблизил, как рассчитывали местные руководители, а, наоборот, отшатнул от новой власти большое число сочувствующих среди крестьян, вызвал волнения в партизанских отрядах. Вскрытие гробницы было произведено не по чьей-то прихоти, а “по линии Северодвинской губернской ЧК” и с незатейливым идеологическим прикрытием как “желание всех трудовых граждан Пинежского уезда”. Предварительно оповестили население Верколы и окрестных деревень, и народу собралось много. Поначалу в Артемьевскую церковь, где хранилась серебряная рака, заходить боялись, жались вдоль стен, толпились у двух открытых входов, которые охраняли вооруженные часовые. Местная община старообрядцев — более ста человек — и послушники монастыря забыли свои раздоры: получился летучий митинг. Но председатель уездного ЧК товарищ Щеголихин (кстати говоря, бывший приказчик пинежского лесопромышленника Кыркалова, бывший кронштадтский матрос, участник штурма Зимнего, родом из здешних мест) уже засучил рукава и насупил брови, давая понять, что приступает к делу необычайной важности.

Гробницу, обшитую листовым серебром с тончайшими узорами, поставили на середину церкви. Со всех сторон ее обступили крестьяне. Щеголихин снял верхнюю крышку, не спеша заглянул внутрь — все невольно подались к нему. Но там оказалось что-то вроде детского гробика, покрытого сверху клеенкой с изображением Артемия Праведного, а под клеенкой — слежавшийся ком ваты. Когда чекистский начальник разобрал эту вату, обнаружил маленький ящик из досок, окрашенный бордовой краской. Он был перевязан крест-накрест белым шнуром, концы которого скрепляли сургучи с печатями Веркольского монастыря.

Щеголихин помедлил немного, обвел глазами собравшихся, выдержал паузу, чтобы произвести впечатление перед последней операцией, — и резким движением открыл ящик, показал его содержимое толпе. Все отшатнулись: кто-то испуганно и суетливо крестился, кто-то вытянул руки с растопыренными пальцами, чтобы не смотреть, кто-то дурашливо хохотнул...

Как потом судачили бабы, в ящике лежали обломки кирпича, горелые гвозди, фунта два пепла с пожарища — и никаких признаков детских костей. Почему нетленные мощи отрока-чудотворца превратились в мусор, не мог объяснить ни один веркольский монах. Хотя, впрочем, никто их тогда не расспрашивал: настоятель Веркольской обители отец Павел с приближенными были взяты под стражу и вместе с содержимым бордового ящика, запечатанного сургучом Пинежского уездного исполкома, отправлены в Котлас, в следственную комиссию при политотделе 6-й армии. Кто из них остался в живых — неизвестно. А на Пинеге еще долго ходили слухи, что подлинная гробница святого Артемия была предусмотрительно спрятана от большевиков служителями Веркольского монастыря. А та, что распотрошил комиссар Щеголихин, якобы являлась подделкой, которую в целях борьбы с религией изготовили сами чекисты. Эту версию подтвердили мне в 80-е годы долгожительницы села Ефимья Федоровна Клевакина и Анна Васильевна Абрамова...."

В конце 80-х годов прошлого века обитель хотели превратить в туристический центр. Но Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова, вдова Федора Александровича Абрамова, уроженца села Веркола, предприняла огромные усилия, чтобы здесь вновь началась монашеская жизнь. В 1990 году обитель передали Русской Православной церкви, а 25 декабря 1991 года Священный Синод принял решение об открытии Артемиево-Веркольского мужского монастыря. Службы начались в Артемиевском храме. В первую очередь восстановили предел во имя святителя Николая Чудотворца, и постепенно стали обустраивать главный храм. В 1991 году привезли колокола и подняли их на звонницу.

В этот же день из часовни на Ежемени перенесли раку, в которой прежде находились мощи отрока Артемия. В монастырь были возвращены из Карпогор часы. Их вновь установили над входом в Артемиевскую церковь. Теперь каждые четверть часа раздается мелодичный звон.

ЖИЗНЬ МОНАСТЫРЯ В НАШИ ДНИ (http://verkola.ru/about/)

Сейчас в Веркольском монастыре постоянно проживает около 40 насельников. С 2000 года возглавляет обитель игумен Иосиф (Волков). Постоянное число трудников около 20 - 30 человек. Кто-то живет здесь совсем немного, некоторые по несколько месяцев, есть и такие, которые находятся уже не по одному году. идет восстановление обители.

Удивительно благодатная атмосфера царит в Веркольском монастыре. Побывав здесь один раз, люди приезжают снова и снова. Они говорят, что эту обитель и ее небесного покровителя отрока Артемия просто невозможно не любить.

(Материал подготовила

Когда-то над Пинегой высилась стена монастыря во имя праведного отрока Артемия. Теперь она осталась только на фотографиях да на иконах святого отрока, где его по-прежнему изображают на фоне обители, какой она была до советского разрушения.

На краю земли

Добраться до монастыря не так уж просто, поэтому здесь не очень много паломников (в отличие от Соловецкого монастыря, например), практически вовсе нет туристов, да и местных жителей, не имеющих отношения к монастырю, тоже, по сути, нет.

На поезде, и то с пересадкой в Архангельске, можно доехать только до города Карпогоры, а оттуда нужно будет ехать на маршрутке или такси. Чтобы переправиться через Пинегу, нужно заранее договориться с монастырем - оттуда пришлют перевозчика.

Поезд приходит в Карпогоры в начале одиннадцатого, до Пинеги вы доберетесь в начале двенадцатого, глотая по пути пыль, непроницаемым высоким шлейфом встающую на грунтовке за каждой машиной. (Трудно любить тех, кто тебя обгоняет и заставляет часто моргать и кашлять от набившейся в глаза и рот пыли, но можно их понять: до обгона они пробирались сквозь пыль от твоей машины). Зато добравшись…

Тонкое зудение полчищ комаров перекрывается восхищенными охами и ахами. Ешьте нас, пейте кровушку, но мы будем изо всех сил фотографировать, благословляя художника - Творца неба и земли.

Зимой по льду, а летом на лодке (иногда шальная волна может ее захлестнуть даже при самой тихой погоде, так что сумку с документами и гаджетами на дно лучше не класть) можно добраться до обители, а осенью и весной - то ледостав, то ледоход - связь с миром обрывается. Пока не было мобильной связи и интернета - было полное ощущение древнего отшельничества. Сейчас изоляция уже не полная, но тихое время без неожиданных (да и ожиданных) гостей братья любят больше всего.

Мы не загружены паломниками и туристами. Рады всем, кто приезжает, и рады, когда никто не приезжает, ведь Христос - «тишины Начальник», а внешняя тишина помогает обрести и внутреннюю, - говорит духовник монастыря иеромонах Венедикт (Меньшиков).

Паломников ждет горячий монастырский конь Иртыш – можно положить вещи в повозку и идти к обители налегке

С флота на кухню

Геннадий живет в Веркольском монастыре с 2003 года: приехал на три дня посмотреть и остался - сначала на три недели на сенокос, потом и насовсем. То на лодку было некого поставить, а он на флоте раньше был; то на кухню отправили. Недели на три в году выезжает к семье и к врачу.

У меня христианская семья, всё в порядке: сын повзрослел, они понимают, что главное - спасение души. И послушание интересное: я и сам не знал, что я повар, в шоке был. На флоте ходил-ходил, а тут только выяснилось, что мог поваром работать.

Поваром - между жаркими печами и разделочным столом - Геннадий стоит уже восемь лет. На столе у братии - супы и каши, рыба, домашний творог и молоко. В 1990-е годы были голодные времена, приходилось делить банку консервов на несколько человек. Сейчас отцы признаются: осталась «норма» по хлебу собственной выпечки (два кусочка на завтрак и три на обед), но первого и второго можно взять сколько угодно.

За время, что отец Иосиф здесь игумен, в монастыре сложились свои неписаные традиции, и новые, кто приезжает, начинают следовать им. Основа всего - христианство и устав монастыря. Все проходят послушания, все пришли ради Христа. Убери послушание - любая мужская община развалится. Всем приходится делать не то, что хочется. Послушание мыть посуду, например, никого не радует, а все моют. Конечно, в чем-то все монастыри похожи: куда ни приедешь, там свой отец Венедикт, свой отец Лазарь. Но в чем-то и люди другие, и традиции: мы и Сийский монастырь - совсем разные. Здесь мы живем годами и не замечаем, как меняемся, а поедешь в город - и всё чужое.

Преображение человека

За время, что Геннадий живет в монастыре, приняли постриг уже несколько монахов. Сам он продолжает носить обручальное кольцо и о сане не помышляет:

Монах - это серьезно. Со стороны нельзя это ни на себя примерить, ни рассуждать об этом, ни понять это. Я на двух постригах был, это именно преображение, без всякого пафоса говорю. Первые три года я что-то такое думал, а потом на себя посмотрел - не монах, - рассказывает Геннадий. - Один у нас семь лет послушником жил, не постригли - теперь жена, дети. Бывает, что человек сломался в миру и ищет покоя, приезжает сюда и думает, что он обрел покой. Потом уезжает в мир, там ничего не получается, он возвращается… В миру такой же крест, как в монастыре, не меньше.

Искушения, в том числе бесовские, - в монастыре реальность, от которой не отмахнешься. После братского молебна (начинается в 5-30 утра) перед завтраком многие ложатся еще немного поспать («может, редкие избранники читают Святых отцов или молятся», - говорят в монастыре), и в это время, как говорит духовник монастыря отец Венедикт (Меньшиков), присниться может все что угодно. Бесы очень любят именно это время. Да и вообще за тихой внешностью монастырской жизни скрываются бури и брани, преодолев которые, человек приносит духовные плоды.

Святыня под спудом

Мощи праведного отрока Артемия были укрыты монахами в 1918 году, чтобы над ними не надругался направленный в монастырь специально для этого отряд ВЧК. В 1941-1942 годах особый отряд НКВД занимался поиском мощей в Веркольских окрестностях, но так их и не нашел.

Не нашли их и позднее.

Думаю, рака праведного Артемия хранится у реки Кумбалы по левой стороне, там стоит береза с крестообразными ветками, как на Анзере на Соловках. Сколько жил - не видал такой бересты, чистая-чистая! Как знак Божий, - говорит местный художник Дмитрий Клопов, участвовавший в восстановлении монастыря в 1990-е годы. - Я в прошлом году ходил с топором за чагой, там когда-то была мельница, а теперь, если раку найдем, надо там поставить часовенку.

Иеромонах Венедикт (Меньшиков), впрочем, говорит, что когда монахи по Кумбале ходили, ничего похожего на описание Дмитрия Клопова они не видели.

Мы пытались искать мощи, даже ступеньки разбили в Казанском храме, зеркала туда пихали какие-то, искали замурованные комнаты… Приходили письма, что якобы кто-то видел, что мощи на территории монастыря. Наш архивариус Георгий тоже «бредил» этой затеей, у него своя теория, он искал и в Успенском храме. Кто-то искал подземные ходы из монастыря к Пинеге - якобы мощи там, - вспоминает иеромонах Венедикт, благочинный монастыря и духовник братии. - А потом всё это оставили. Когда Господь благоволит - явит мощи. Раньше мы каждое утро в конце молебна читали особую молитву об обретении мощей. Теперь перестали: надо просить о спасении души, об исправлении жизни, Царствия Небесного просить, а нам мощи хочется. Вот и успокоились мы.

Насельники монастыря вместе с наместником не уверены, что готовы к обретению мощей - вернее, к увеличению числа паломников, к которому поведет явление святыни. Хотя мощей в России сейчас много, они перестали быть «невидалью», а дорога к Верколе трудна, людей в монастыре станет больше.

Как мы можем быть уверены, что понесем это? Преодолеем ли свои страсти, не соблазним ли людей? Надо самим быть святыми, чтобы жить у святыни. А в вопросе о том, где мощи, нет духовного смысла, - говорит отец Венедикт.

Детский монастырь

Устав обители, как и в прежние времена, строг: «Друг к другу в келию без великой нужды не ходить, разговоров неполезных всемерно уклоняться: в коридорах для бесед не останавливаться; в трапезе отнюдь не разговаривать; громко в келиях не читать, быть и наедине всегда одетому, кроме ночных часов: почитать друг друга, особенно старших летами…» Но это не значит, что монахи ходят угрюмыми и чуждаются шутки.

Однажды к нам приехал паломник - старцев искал. Еще и обижался на нас, не верил, что в северных лесах - и старцев нет! - вспоминают они юмористические случаи из жизни обители, оговорки из чтений за трапезой (вроде «архирасстриг» вместо Архистратиг Михаил). Дело не в том, что в братии - простецы: наоборот, как говорят в монастыре, человеку с двумя высшими образованиями бывает труднее и читать на клиросе, и даже запомнить последовательность действий в алтаре. Может, голова слишком плотно набита знаниями, и новые не помещаются?

Алексей – сын священника из Архангельска – летом приезжает помогать в монастыре

Может, монахи и должны быть серьезнее, но я списываю на то, что у нас детский монастырь, нам можно, - шутит духовник братии отец Венедикт.

В конце концов, есть и Евангельская заповедь «быть как дети», чтобы войти в Царство Небесное.

Восстановление из руин

То, как монастырь выглядит сейчас - грановитая палата по сравнению с тем, какие завалы и разруха были лет пятнадцать назад, - вспоминает отец Венедикт. - Два года назад только появился теплый туалет, а то были все прелести жизни, особенно в 56 градусов мороза.

Когда отец Венедикт приехал в монастырь, в Артемиевском храме еще светилась сквозь слой краски на полу баскетбольная разметка, оставшаяся в наследство от школы для умственно отсталых детей. Оргалитовые иконостасы, падающие со стен кирпичи. Зимой служили в варежках и пимах (высокие ненецкие сапоги из оленьих шкур).

До пострига отец Венедикт прожил в монастыре год - в те годы традиции трехлетнего искуса еще не было. Ему был 21 год, он хотел пожить немножко и поступить в семинарию. Пожил - и в семинарию расхотелось, остался.

Мы застали время, когда в Русской Церкви была «включена парикмахерская»: с помощью множества постригов хотели заполнить монастыри. Но восполнить невосполнимый пробел за один раз невозможно, нужна передача опыта, в том числе опыта покаяния и послушания, не только из книг. А то и бывает, что молодой человек прельстится одеяниями и внешней стороной жизни в монастыре, - говорит отец Венедикт.

Времена «парикмахерской» прошли, как и времена, когда не хватало элементарного. Но годы «голода» вспоминают как добрые:

Легко не есть, когда нечего есть. Может быть, трудно при этом не роптать и не раздражаться, но не есть - легко. А ты попробуй воздерживаться, когда на столе и то, и другое, и третье, - а вот что по-настоящему ценно, - говорит иеромонах Венедикт.

Восстановление происходит плавно, комфорт стал прибавляться только в последние пару лет. Паломники приезжают одни и те же из года в год - из Петербурга, Москвы, Северодвинска, Кронштадта. Говорят, что редко кто, приехав раз, не возвращается.

Паломники трудятся в монастыре

При монастыре есть пасека – и каждая цветущая рябина в округе гудит так, что подойти страшно

Лесную тропу к святому источнику над Пинегой называют “архиерейской”

Сушат пинежскую рыбу

В Никольской часовне когда-то хранились мощи святого отрока Артемия, а Ильинский деревянный храм открывают для богослужения раз в год – на день Илии Пророка

Здесь нет ежедневных экскурсий и тысяч паломников. В Артемиево-Веркольском мужском монастыре – сорок насельников. Трудники и монахи. У каждого за спиной своя история. У каждого из нас – своя дорога к Богу.

Чаще, так уж получается, в обитель приводят «скорби». У кого-то за спиной три-четыре срока заключения, у другого – наркотики, потеря близких, отсутствие жилья, работы и невозможность обрести себя в светской жизни. Одни приходят в «Верколу» на сезон, кто-то живет здесь годами и принимает монашеский постриг.

Монастырь, основанный примерно в 1635 году на месте обретения мощей св. Артемия, принимает всех. Эта история о людях, чей жизненный путь непрост, о тех, кто не понаслышке знает, что такое нужда, благодарность и вера.

Фотограф Алексей Сивков

Соседу моему по келье двадцать один. Родом он из Холмогор. Окончил школу, отучился на плотника, поработал на пилораме. Сначала ездил несколько раз в Сийский монастырь, потом пришел сюда. В трудники подался от отчаяния и пустоты. Первые две недели посещал все службы. Потом стало сложнее совмещать это с послушанием, которое выполняется ежедневно.
Виктор интересуется геополитикой и верит в “мировой заговор”. Сходили сегодня с Витькой на вечернюю службу. “Без идеи, – говорит он, – жизнь пуста. А здесь душа успокаивается, и искуса меньше”.

Утренняя закончилась поздно. Брат Виктор по благословению батюшки стал алтарником. Пришел после службы уставший, но радостный. Говорит, что многое нужно запоминать в процессе, учиться, что называется, “с листа”, пока Феликс не уехал.
Такое послушание накладывает на трудника большую ответственность и освобождает его от хозяйственных работ на время подготовки к службе и ее проведения.
По возвращении Витька, благо, что выходной день, завалился спать. Погода тому вполне способствовала. Еще с ночи шел дождь.

Ночью идем на берег. Поезд из Архангельска приходит поздно вечером. Добраться из Карпогор до Верколы в это время можно лишь на машине, преодолев еще километров пятьдесят по проселочной грунтовке. На берегу гостей встречает Андрей.
Отец Петр ласково называет его Хароном. Ассоциация, в общем-то, рабочая. Вот только конечный пункт назначения в этом случае иной. Приезжают люди издалека душу отогреть, помолиться… Андрей на лодке переправляет паломников через Пинегу в монастырь.

Работали на поле. Ближе к обеду – вышли на берег. Песок под берцами повизгивает. Пока добирались до воды, с неба порядочно покапало. Улыбнулось солнышко над Пинегой.

Доска, цемент, краска, продукты – все доставляется в монастырь на лодке.

Вечером братия собирается вокруг экрана. Импровизированный кинозал объединяет людей разных поколений. Кино показывают на михином телефоне. На днях Василий и Виктор смотрели “Римские каникулы” Уайлера, сегодня на вечерний киносеанс заглянул пастух Николай. Миша скачал “Мир Юрского периода”.
На новость о том, что умер Михай Волонтир, отреагировал только Василий. Юноши Будулая уже не знают. Светлая память.

На первом этаже Успенского собора Артемиево-Веркольского монастыря сейчас располагается склад. Собору еще предстоят реставрационные работы.
Второй этаж используется для праздничных служб. Иван рассказывает, что здание было возведено в 19-м веке. В строительстве его принимал живое участие , который родился неподалеку, в Суре.
В советские времена собор был разграблен. На уникальных фресках и по сей день остаются “автографы”.

Отец Петр. «В миру, – рассказывает он, – музыкант, джазовый барабанщик. Во время третьего срока познакомился с батюшкой, который приезжал к нам «на зону. Стал читать, думать…»

В обители уже восемь лет. Три года назад постригся в монахи. В монастыре звонарь на колокольне и банщик. Такие послушания.

Отец Николай убирается в храме перед праздничной службой. 21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы.

В гараже стоит крест, который Игорь – наемный работник – приготовил для могилы своих близких. Мы с Володей зашли погреться.

Утром ездили собирать клюкву. На болоте, кроме дятла, долбящего по засохшему стволу дерева, ни души.

Парни из Верколы кровлю меняют в гостевом корпусе. (Ударение в названии деревни ставится на первый слог. Несколько раз уже поправляли меня).

Мы с Володей параллельно разбираем старые печные трубы в чердачных помещениях и на крыше. Кладка начала девяностых прошлого века. Именно в те годы в монастырь снова пришли монахи. После почти семидесятилетнего перерыва.

Володя – балагур. Любит пошутить. Вспоминает, как работал «на северах». Получал большие деньги. Потом возвращался из командировок, гулял, «покупал жене шубу», угощал друзей…
По осени в лесу около монастыря собирает белые грибы, сушит на печке. Когда их количество достигает необходимого объема, отправляет посылку для семьи старшего сына, который живет в Петербурге.
После развода квартиру пришлось разменять. Дети выросли. Свою «однушку» в Новгороде он сдает.

На этой фотографии монах фотографирует Монаха. Духовник Артемиево-Веркольского монастыря иеромонах Венедикт снимает на телефон Монаха. Кота так зовут.

Отец Иннокентий совершает ежедневный Крестный ход вокруг монастыря.

Пять утра. По пути в трапезную.

Время близится к обеду. Валера разделывает красную рыбу.

Приезжали в монастырь паломницы. Дело в зиму идет. Закрутки делали. Женское присутствие вносит в мужской коллектив определенное оживление. Даже самые суровые аскеты начинают улыбаться. В усы.

Заготовка дров для трапезной.

За огородами, напротив Успенского Храма пасется конь Иртыш.

Пока едем на заготовку дров, отец Тимофей рассказывает, что в монастырь решил пойти, еще когда отбывал заключение. Решение было осознанным. Душа просила.

Мишка – из Мурманска. Первую неделю «ломало», отходил. Отпивался чагой – настоем на березовом грибе. Говорит, что давно хотел в монастырь, а сейчас… Сейчас вовремя поехал сюда с товарищем… Иначе бы сел. В четвертый раз.

Старое кровельное железо с крыши гостевого корпуса.

Дрова привезли.

Собранная несколько дней назад морковь просыхает в одном из помещений игуменского корпуса. В самом здании корпуса до середины девяностых находилась общеобразовательная веркольская школа.
Сейчас здесь селятся паломники, коих набирается на большие праздники, говорят, до четырехсот человек.

Вечером пошли с Сахой на Пинегу. Луна почти полная. Болтали о том-о сем, “за жисть”, что называется. Жизнь в это время в монастыре замирает. Туман. Абсолютная тишина. Иногда с того берега слышен одинокий лай деревенской собаки.
У Александра новое послушание уже неделю почти – пасет небольшое монастырское стадо коров. Травы с каждым днем все меньше. Приходится уводить буренок на дальние пастбища.
Сделал несколько кадров на длинных выдержках. Вернулись ближе к одиннадцати.

В часовне отрока Артемия Веркольского, которая была возведена на предполагаемом месте обретения мощей.

Возвращаясь из часовни, свернули с дороги. На обочине три заброшенных дома. К избам ведут свежие следы – трава примята. Охотники, может, заходили передохнуть или грибники.
Среди развалов Миша обнаружил книгу. Желтые от времени и влаги страницы, распухшая картонная обложка.
Подумал, что кто-то жил здесь, купил ее, привез или получил в подарок.

” Зима – помощница наша! – сказал Павел Степанович Меншикову, докладывая о размещении гарнизона на зимних квартирах. – Противнику предстоят, ваше сиятельство, заслуженные им муки. Они явились к нам, думая “Крымскую операцию” кончить… в два штурма. Теперь, ваше сиятельство, если еще не сбита британская спесь, то сбит их напор… Надежды на нашу армию поднимают дух обороняющих Севастополь!”

“Сказание о флотоводце”, написанное в середине прошлого века, решили все же оставить на месте. Михаил предпочитает “Маленького принца” экзюперишного. С иллюстрациями.

В одном из заброшенных домов близ часовни.

Вася (Великий) повествует о своих мирских похождениях за чашкой чая.

На болоте. Мох.

Серега выбирает губернатора.

Уборка храма.

Замена кровли на гостевом корпусе.

Утреннее.

Вечернее.

Миха потянул на разгрузке продуктов спину. Решил «отвисеться» на перекладине. Скоро почти год, как он в монастыре. Привез его сюда крестный. Подальше от «цивилизованной» столицы.
«Бывших наркоманов не бывает, – говорит Михаил, – а потому пока никуда не поеду».

Зашел «на огонек» уже почти перед сном. На фото: послушник Сергий, трудники – Александр и Сергей. Вечернее чаепитие в келье.

Отец Иннокентий и конюх Кирилл.

Виктор в ожидании ключей от храма.

На Воскресную службу из-за реки приезжают жители деревни. Настоятель фотографировать во время службы благословения не давал. Снимаю из-за двери.

Расположен в 400 километрах от Архангельска на берегу реки Пинега напротив деревни Веркола Пинежского района Архангельской области. (google-maps)

Если можно так назвать.... убранство Успенского собора (1897 год постройки)

Немного истории.
В 1532 году родился мальчик Артемий. В 12 лет, трудять с отцом в поле, погиб Артемий от ужаса при внезапном ударе грома (не путать с молнией).
Посчитали, что за грех какой-то погиб и запретили его хоронить. Поместили его просто в поле в небольшом срубе выше земли... и забыли. Через 33 года один дьячок, проходя мимо, заметил яркое свечение с поверхности земли. Посмотрели, а тело то Артемия нетленное! Принесли тело в церковь и поместили в гроб. А позже один мужик, беспокоясь о трясучей болезни сына (лихорадке), пришел к гробу, взял кусочек бересты с его покрова и приложил к груди сына.... а дальше всё понятно и без продолжения.
Вот в честь отрока Артемия и заложили сначала церковь, а позже и монастырь.

фото из Википедии

план из музея Ф.Абрамова

Сейчас от былого могущества осталось мало... как минимум снесена стена вокруг монастыря и разрушена колокольня. Да и тело самого Артемия потеряно - остался только кусочек.

Вид от дома писателя Федора Абрамова. За сарайчиками и перед полосой песка за горкой протекает река Пинега.
Раньше по ней ходили пароходы (старое фото вверху), а сейчас она пересохла и её переплывают на длинных лодочках

Паломники вечером возвращаются в деревню
Мы же с Виктором пересекали реку пешком:)

(с) cold_n_sour Обратите внимание докуда доставала вода:)

На берегу вы в первую очередь увидите деревянную Ильинскую церковь.

К самому монастырю надо подняться по крутому склону (далеко сзади видна река Пинега и деревня Веркола)

Рядом с Ильинской церковью находится Часовня Артемия Веркольского (слева, новодел 2006 года)

Основными строениями монастыря являются Успенский собор (1897год) и Храм во имя св. отрока Артемия (1806 год)
(ну ооочень хотелось еще и большой кедр слева в кадр захватить;-))

Внутри Храма во имя св. отрока Артемия находится рака с частицей мощей Артемия (слева). Основная часть храма сейчас ремонтируется.
(Обязательно посмотрите видео в конце сообщения)

На колокольне Храма св. Артемия находятся действующие часы, которые отбивают даже четверти часа.

Из-за ремонта Храма св.Артемия службы сейчас проходят в основном Успенском соборе.

На первом этаже.... тоска

Выше... тоже тоска, но в основном из-за огромного количества "наскальных надписей" на самых труднодоступных частях стен и росписей и состояния свода...

"Фотографировать во время службы низззя!"... "А вас можно?"... "Можно" ;)
За спиной священнослужителя узкий проем, а за ним крутая винтовая лестница на верхний ярус (ползал туда без спроса, когда никого не было...;)

Трапезная. Нам предложили отведать, что Бог послал покушать, причем очень нахваливали слабосоленые огурчики... но мы как-то постеснялись объедать трудников:)

Монастырь мужской и действующий. В данный момент в нем проживают семь монахов и десятка два трудников.

Работы по восстановлению монастыря ведутся, но в основном расчистные и консервационные.

Укромный уголок под кельями

А это Часовня-храм (1867 г.), на месте гибели Артемия находится немного в стороне от монастыря (google-maps). Снято из Верколы.

Храм во имя св. отрока Артемия. У раки с частицей мощей Артемия.
Монастырь мужской, но его посещают много женщин-паломниц. А как этот квартет поёттттттт!!! Уххх!
(сорри за некоторую трясучку, снимал почти не глядя и "от пуза")