Некрасов кем он был. Интересные факты из жизни Некрасова

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 г. в местечке Немирове Каменец-Подольской губернии. Его отец, Алексей Сергеевич, небогатый помещик, служил в то время в армии в чине капитана. Через три года после рождения сына, выйдя в отставку майором, он с семьей навсегда поселился в своем родовом ярославском имении Грешневе. Здесь, в деревне, неподалеку от Волги, среди бесконечных полей и лугов, поэт провел свое детство.

Детские воспоминания Некрасова связаны с Волгой, которой он потом посвятил столько восторженных и нежных стихов. «Благословенная река, кормилица народа!» – говорил он о ней. Но здесь же, на этой «благословенной реке», ему довелось испытать первое глубокое горе. Однажды он бродил по берегу в жаркую погоду и вдруг увидел бурлаков, которые брели вдоль реки,

Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой...

Мальчик долго бежал вслед за бурлаками и, когда они расположились на отдых, приблизился к их костру. Он услышал, как один из бурлаков, больной, замученный трудом, сказал товарищам: «А кабы к утру умереть – так лучше было бы еще...» Слова больного бурлака взволновали Некрасова до слез:

О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!

У впечатлительного мальчика очень рано появилось то страстное отношение к людским страданиям, которое и сделало его великим поэтом.

Вблизи усадьбы Некрасовых проходила дорога, по которой гнали в Сибирь закованных в кандалы арестантов. Будущий поэт на всю жизнь запомнил «печальный звон – кандальный звон», раздававшийся над проторенной цепями» дорогой. Рано открылось ему «зрелище бедствий народных». Дома, в родной семье, ему жилось очень горько. Его отец был одним из тех помещиков, каких тогда было множество: невежественный, грубый и буйный. Он угнетал всю семью и нещадно бил своих крестьян. Мать поэта, любящая, добрая женщина, бесстрашно заступалась за крестьян. Защищала она и детей от побоев сердитого мужа. Его это так раздражало, что он набрасывался с кулаками и на жену. Она убегала от мучителя в дальнюю комнату. Мальчик видел слезы матери и горевал вместе с ней.

Кажется, не было другого поэта, который так часто, с такой благоговейной любовью воскрешал бы в своих стихах образ матери. Ее трагический образ увековечен Некрасовым в стихотворениях «Родина», «Мать», «Рыцарь на час», «Баюшки-баю», «Затворница», «Несчастные». Задумываясь в детстве о печальной судьбе матери, он уже в те годы научился сочувствовать всем бесправным, униженным, замученным женщинам. По словам Некрасова, именно под влиянием воспоминаний о матери им написано столько произведений, протестующих против угнетения женщины («Тройка», «В полном разгаре страда деревенская...», «Мороз, Красный нос» и др.).

Когда Некрасову исполнилось десять лет, его отдали в Ярославскую гимназию. Учителя в гимназии были плохие: они требовали от учеников только зубрежки и за всякую провинность секли их розгами.

Ничему путному такие учителя не могли научить любознательного, богато одаренного мальчика. Некрасов не кончил гимназию. Он ушел из V класса, так как отец отказался вносить плату за его обучение.

В эти годы Некрасов полюбил книги. Они заменили ему школу. С жадностью прочитывал он все, что мог раздобыть в провинциальной глуши. Но этого ему было мало, и вскоре он задумал уехать из деревни в Петербург, чтобы поступить в университет, стать студентом.

Ему шел семнадцатый год, когда он покинул родительский дом и в ямщицкой телеге впервые приехал в столицу. При нем была лишь большая тетрадь его полудетских стихов, которые он тайком мечтал напечатать в столичных журналах.

В Петербурге Некрасову жилось очень трудно. Отец хотел, чтобы сын поступил в военную школу, а сын стал хлопотать, чтобы его приняли в университет. Отец рассердился и заявил, что не вышлет ему больше ни копейки. Юноша остался без всяких средств к жизни. С первых же дней по приезде в столицу ему пришлось добывать себе пропитание тяжелым трудом. «Ровно три года, – вспоминал он впоследствии, – я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, но и не каждый день...»

Поселился он в убогой каморке, которую снимал с одним товарищем. Однажды им нечем было заплатить за нее, и хозяин выгнал их на улицу. Ютясь то на чердаке, то в подвале, без хлеба, без денег, без теплой одежды, Некрасов на себе испытал, каково живется бедноте и как обижают ее богатые люди.

Некоторые из своих ранних стихов ему удалось напечатать в журналах. Увидев, что юноша талантлив, петербургские книготорговцы стали ради наживы заказывать ему разные книжки, за которые платили гроши. Некрасов, чтобы не умереть с голоду, сочинял для них всевозможные стихи и рассказы, писал день и ночь, не разгибая спины, и все же оставался бедняком.

В это время он познакомился и близко сошелся с великим русским критиком, революционным демократом Виссарионом Григорьевичем Белинским. Он требовал от современных писателей правдивого, реалистического изображения русской действительности. Некрасов и был таким писателем. Он обратился к сюжетам, подсказанным ему подлинной жизнью, стал писать проще, без всяких прикрас, и тогда особенно ярко засверкал его свежий, многосторонний талант.

В 1848 г. писатель Панаев вместе с Некрасовым приобрели журнал «Современник». Им вместе с Белинским удалось превратить его в боевой печатный орган, на страницах которого печатались произведения самых передовых и даровитых писателей: Герцена, Тургенева, Гончарова и многих других. Там же, в «Современнике», Некрасов помещал и свои стихотворения. В них он с гневом писал о жестоких обидах, которые приходилось терпеть при царе трудовому народу. Вся лучшая молодежь того времени с восторгом читала «Современник». А правительство царя Николая I возненавидело и Некрасова, и его журнал. Поэту не раз угрожала тюрьма, но он бесстрашно продолжал свое дело.

После смерти Белинского Некрасов привлек для работы в журнале продолжателей дела Белинского – великих революционных демокра­тов Чернышевского и Добролюбова, и «Современник» стал еще бесстрашнее и последовательнее призывать к революции. Влияние «Современника» росло с каждым годом, но вскоре над ним разразилась гроза. В 1861 г. умер Добролюбов. Через год арестовали и (после заключения в крепости) сослали в Сибирь Чернышевского.

Правительство, вступившее на путь жестокой расправы со своими врагами, решило уничтожить ненавистный журнал. В 1862 г. оно приостановило издание «Современника» на несколько месяцев, а в 1866 г. совсем запретило его издание.

Но не прошло и двух лет, как Некрасов стал редактором журнала «Отечественные записки»; в качестве соредактора он пригласил великого сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина . «Отечественные записки» стали таким же боевым жур­налом, как и «Современник». Они следовали революционным заветам Чернышевского, в них впервые проявился во всей своей мощи сатирический гений Салтыкова-Щедрина. Некрасову вместе с Салтыковым-Щедриным приходилось по-прежнему вести упорную борьбу с царской цензурой.

Наивысший расцвет творчества Некрасова начался с 1855 г. Он закончил поэму «Саша», в которой заклеймил так называемых «лишних людей», выражавших свои чувства к народу не делами, а болтовней. Тогда же он написал: «Забытая деревня», «Школьник», «Несчастные», «Поэт и гражданин». В них обнаружились его могучие силы народного певца.

Первый сборник стихов Некрасова (1856) имел огромный успех – не меньший, чем в свое время «Евгений Онегин» и «Мертвые души». Царская цензура, испугавшись такой популярности поэта, запретила газетам и журналам печатать хвалебные отзывы о нем.

Стихи Некрасова прекрасны и певучи, написаны они замечательно богатым и в то же время очень простым языком, тем самым, которому поэт научился еще в детские годы, живя в ярославской деревне. Когда мы читаем у него:

Стала скотинушка в лес убираться,
Стала рожь-матушка в колос метаться,

мы чувствуем, что это подлинная, живая народная речь. Как хороши, например, здесь два слова: рожь-матушка, выражающие любовь и даже нежность крестьянина к тем долгожданным колосьям, которые он с таким упорным трудом взрастил на своей скудной земле!

Много в поэзии Некрасова ярких, метких и чисто народных выражений. Он говорит о ржаных колосьях:

Стоят столбы точеные,
Головки золоченые.

И о свекле, которую только что выдернули из земли:

Точь-в-точь сапожки красные
Лежат на полосе.

О весеннем солнце, окруженном веселой толпой облаков, Некрасов пишет:

Весной, что внуки малые,
С румяным солнцем-дедушкой
Играют облака.

Некоторые из этих сравнений он брал из народных загадок, поговорок и сказок. В сказках он нашел и замечательный образ Мороза-воеводы – могучего богатыря и чародея. Особенно близки Некрасову русские народные песни. Слушая с детства, как поет их народ, он и сам научился создавать такие же прекрасные песни: «Солдатская песня», «Песня дворового», «Песня убогого странника», «Русь», «Зеленый Шум» и др. Кажется, будто их сложил сам народ.

Пристально изучая крестьянскую жизнь, поэт готовился к великому литературному подвигу – к созданию большой поэмы, прославляющей великодушие, героизм, могучие духовные силы русского народа. Поэма эта – «Кому на Руси жить хорошо». Герой ее – все многомиллионное «мужицкое царство». Такой поэзии еще не бывало в России.

Некрасов начал поэму вскоре после «освобождения» крестьян в 1861 г. Он очень хорошо понимал, что никакого освобождения не было, что крестьяне по-прежнему остались под властью помещиков и что, кроме того,

На место сетей крепостных
Люди придумали много иных...

В центре своей эпопеи Некрасов поставил Савелия, «богатыря святорусского», человека, как бы созданного для революционной борьбы. По убеждению Некрасова, таких богатырей в русском народе – миллионы:

Ты думаешь, Матренушка,
Мужик – не богатырь?..
Цепями руки кручены,
Железом ноги кованы,
Спина... леса дремучие
Прошли по ней – сломалися...
И гнется, да не ломится,
Не ломится, не валится...
Ужли не богатырь?

Рядом с Савелием в поэме встают привлекательные образы русских крестьян. Это Яким Нагой, вдохновенный защитник чести трудового народа, Ермил Гирин, деревенский праведник. Самим своим существованием эти люди свидетельствовали о том, какая несокрушимая сила скрыта в народной душе:

Сила народная,
Сила могучая –
Совесть спокойная,
Правда живучая!

Сознание этой нравственной «силы народной», предвещавшей верную победу народа в борьбе за счастливое будущее, и было источником того оптимизма, который чувствуется в великой поэме Некрасова.

В 1876 г. после перерыва Некрасов снова вернулся к поэме, но у него уже не было сил закончить ее. Он тяжело заболел. Врачи отправили его в Ялту, на берег моря, но ему с каждым днем становилось все хуже. Трудная операция лишь на несколько месяцев отсрочила смерть.

Страдания Некрасова были мучительны, и все же нечеловеческим напряжением воли он находил в себе силы слагать свои «Последние песни».

Когда читатели узнали из этих песен, что Некрасов смертельно болен, его квартиру завалили телеграммами и письмами. В них была скорбь о любимом поэте.

Особенно растрогал больного прощальный привет Чернышевского из ссылки в августе 1877 г.

«Скажи ему, – писал Чернышевский одному литератору, – что я горячо люблю его как человека, что я благодарю за его расположение ко мне, что я целую его, что я убежден: его слава будет бессмертна, что вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов. Я рыдаю о нем. Он действительно был человек очень высокого благородства души и человек великого ума».

Умирающий выслушал этот привет и сказал еле слышным шепотом: «Скажите Николаю Гавриловичу, что я очень благодарю его... Я теперь утешен... Его слова мне дороже, чем чьи-либо слова...»

Умер Некрасов 27 декабря 1877 г. (по новому стилю 8 января 1878 г.). Его гроб, несмотря на сильный мороз, провожало множество народа. ()

Некрасов всегда страстно желал, чтобы его песни дошли до народа. Надежда поэта сбылась. Да и как было народу не петь этих некрасовских песен, если в них высказывались те самые чувства, которые всегда волновали народные массы! Поэт в мрачную пору предчувствовал и приветствовал будущую всенародную революцию:

Рать подымается –
Неисчислимая!
Сила в ней скажется –
Несокрушимая!

Русский поэт, литературный деятель.

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в местечке Немирове Винницкого уезда Подольской губернии (ныне на Украине), где в то время квартировал полк его отца, майора Алексея Сергеевича Некрасова (1788-1862).

Детские годы Н. А. Некрасова прошли в отцовском имении - сельце Ярославского уезда Ярославской губернии (ныне в ). В 1832-1838 годах он учился в Ярославской гимназии.

В 1838 году Н. А. Некрасов был отправлен в для определения на военную службу, но вопреки воле отца в 1839 году решил поступать в Санкт-Петербургский университет. Не выдержав вступительных экзаменов, в 1839-1840 числился в нем вольнослушателем, посещал лекции на филологическом факультете. Лишенный материальной поддержки отца, Н. А. Некрасов вел жизнь полубездомного столичного бедняка.

Первые стихотворные опыты Н. А. Некрасова появились в печати в 1838 году. В 1840 году он опубликовал сборник еще незрелых стихов «Мечты и звуки», который был встречен суровой рецензией . Большую часть тиража книги автор выкупил и уничтожил.

В 1840-х годах Н. А. Некрасов начал энергичную литературно-журнальную деятельность. Он писал рассказы, повести, пьесы, театральные обозрения, фельетоны. Написанные им под псевдонимом «Перепельский» водевили ставились на сцене Александрийского театра.

С 1841 года Н. А. Некрасов начал сотрудничать в «Литературной газете» и «Отечественных записках». В 1842-1843 годах он сблизился с и его кружком.

В 1843-1846 годах Н. А. Некрасов выпустил в свет ряд сборников: «Статейки в стихах без картинок», «Физиология », «1 апреля», «Петербургский сборник». Особенный успех имел последний, в котором была напечатан роман «Бедные люди» Ф. М. Достоевского.

Издательские дела Н. А. Некрасова пошли настолько хорошо, что в конце 1846 года он вместе с И. И. Панаевым приобрел у издателя П. А. Плетнева журнал «Современник». В этом журнале Н. А. Некрасову удалось сплотить лучшие литературные силы своего времени. В годы руководства «Современником» (1846-1866) наиболее полно раскрылся его талант редактора и организатора литературных сил.

В середине 1850-х годов Н. А. Некрасов серьезно заболел, интенсивно и довольно успешно лечился в Италии. Его выздоровление и возвращение в совпало с началом эпохи реформ , ознаменовавшейся беспрецедентным расцветом русской общественной жизни. В творчестве Н. А. Некрасова наступил период, выдвинувший его в первые ряды литературы: он стал поэтом-гражданином по преимуществу, его стихи наполнились социальным содержанием. Главными деятелями некрасовского «Современника» в это время стали Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов.

На рубеже 1860-х годов развернулось дарование Н. А. Некрасова как народного поэта и сатирика, обличителя «верхов» и заступника угнетенных. В эти годы из-под его пера вышли такие произведения, как «Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подъезда», «Песня Еремушке», «О погоде», «Плач детей». В 1856 году вышел в свет сборник Н. А. Некрасова
«Стихотворения», воспринятый читающей публикой как манифест передовой русской литературы, открыто звавший к гражданской деятельности.

В 1859-1861 годах в поэзии Н. А. Некрасова углубляется тема деревни. Его стихи «Дума», «Похороны», «Калистрат» и поэмы «Крестьянские дети» (1861), «Коробейники» (1861), «Мороз, Красный нос» (1863) обогатили русскую литературу не только целым рядом поражающих своей жестокой правдивостью картин деревенской нищеты и горя, но и серией светлых картин из жизни крестьянства, галереей крупных, мужественных народных характеров.

В 1866 году «Современник» был закрыт. С 1868 года Н. А. Некрасов приобрел у А. А. Краевского право на издание журнала «Отечественные записки», поставленный им на такую же высоту, какую занимал «Современник». С его изданием были связаны последние десять лет жизни поэта. В эти годы он работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), писал поэмы о декабристах и их женах «Дедушка» (1870) и «Русские женщины» (1872-1873). Н. А. Некрасов создал также серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» (1875-1876).

Последние годы жизни Н. А. Некрасова, проведенные в напряженном творческом труде, заботах о журнале, в общественной деятельности, были омрачены тяжелой болезнью (рак). В это время он создал цикл стихов «Последние песни», в которых с необычайной поэтической силой подвел итоги прожитой жизни.

Н. А. Некрасов скончался в 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года). Его похороны на кладбище петербургского Новодевичьего монастыря приобрели характер спонтанной народной демонстрации. Они стали первым в истории прецедентом всенародной отдачи последних почестей литератору.

Биография и эпизоды жизни Николая Некрасова. Когда родился и умер Николай Некрасов, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты поэта, фото и видео.

Годы жизни Николая Некрасова:

родился 28 ноября 1821, умер 27 декабря 1877

Эпитафия

«Не бойся горького забвенья:
Уж я держу в руке моей
Венец любви, венец прощенья,
Дар кроткой родины твоей…
Уступит свету мрак упрямый,
Услышишь песенку свою
Над Волгой, над Окой, над Камой,
Баю-баю-баю-баю!..»
Из стихотворения Н. Некрасова «Баюшки-баю», написанного им в год смерти

Биография

Николай Некрасов, знакомый нам со школьной скамьи своими «народными» стихами, которыми вызывал сострадание к народным мучениям, и сам не понаслышке был знаком с тяготами и лишениями. Ещё в детстве, «благодаря» отцу, он видел насилие, жестокость и смерть; впоследствии тяжело страдал от нужды, а в последние годы жизни чудовищно мучился от неизлечимой болезни. Возможно, именно несчастья наполнили поэзию Некрасова тем чувством, которое вызывало настолько широкий отклик у читателей и выдвигало его в глазах многих современников в один ряд с Пушкиным.

Некрасов родился в дворянской, когда-то богатой семье. Отец хотел, чтобы юноша поступил в дворянский полк в Петербурге, но, оказавшись в столице, Некрасов понял, что хочет получить образование. Молодой человек не выдержал экзамена и остался при университете вольнослушателем. Мало того, отец так рассердился, что перестал помогать ему финансово, и молодой Некрасов, терпя страшную нужду, был вынужден искать любого заработка.

Несколько лет спустя дела будущего поэта немного поправились: он давал частные уроки и печатал статьи. Некрасов уже давно понял, что смысл его жизни - в литературе. Первый сборник стихов Некрасова был по-юношески максималистичным подражанием поэтам-романтикам, довольно неудачным, так что Василий Жуковский посоветовал начинающему автору печататься без имени, чтобы потом не краснеть за эти стихи.


Но Некрасов не опустил рук: он продолжал писать теперь уже в юмористическом и сатирическом жанре, начал работать над прозой. Он сблизился с В. Белинским и его литературным кружком, и знаменитый критик оказал огромное влияние на поэта и поддержал его. Но пока ещё именно издательская деятельность прославила Некрасова: он стал выпускать альманахи, в которых печатались Достоевский, Тургенев, Майков. А в возглавленном им «Современнике» с помощью Некрасова были открыты такие имена, как Иван Гончаров, Николай Герцен, Лев Толстой. Здесь же, в «Современнике», расцветает и поэтическое дарование самого Некрасова.

Так или иначе, а только в зрелые годы поэт обрёл ту славу, которой по праву заслуживал. Главной работой в жизни Некрасова стала поэма «Кому на Руси жить хорошо», итог многих лет наблюдений и раздумий о крепостной системе и жизни народа. Ко времени создания поэмы за Некрасовым уже сформировалась собственная поэтическая школа: группа поэтов-реалистов, противопоставлявших своё творчество «чистому искусству». Именно Некрасов стал символом гражданского значения поэзии.

За два года до смерти врачи обнаружили у Некрасова рак кишечника, который сделал последние годы его жизни невыносимо мучительными. Известие о том, что Некрасов смертельно болен, облетело Россию, и со всех её концов ему посыпались слова поддержки и утешения. Смерть Некрасова вызвала огромный общественный резонанс: несколько тысяч человек, преимущественно молодёжи, провожали гроб с телом от квартиры Некрасова до Новодевичьего кладбища. И когда выступавший на похоронах Достоевский поставил Некрасова на третье место в русской поэзии после Пушкина и Лермонтова, ему не дали договорить, объявив поэта выше Пушкина.

Линия жизни

28 ноября 1821 г. Дата рождения Николая Алексеевича Некрасова.
1832 г. Поступление в ярославскую гимназию.
1838 г. Переезд в Петербург.
1839 г. Поступление в качестве вольнослушателя на филологический факультет Петербургского университета.
1840 г. Выпуск первого сборника стихов «Мечты и звуки».
1842 г. Знакомство с Авдотьей Панаевой.
1843 г. Начало издательской деятельности.
1847 г. Некрасов становится руководителем журнала «Современник».
1858 г. Выпуск сатирического приложения к «Современнику» — журнала «Свисток».
1865 г. Создание первой части поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
1868 г. Назначение редактором журнала «Отечественные записки».
1875 г. Болезнь.
27 декабря 1877 г. Дата смерти Николая Некрасова.
30 декабря 1877 г. Похороны Некрасова на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге.

Памятные места

1. Г. Немиров, где родился Некрасов.
2. Дом № 11 по Революционной (ранее - Воскресенской) улице, здание Ярославской гимназии, где Некрасов учился с 1832 по 1838 гг.
3. Дом № 13 по Поварскому переулку в Петербурге, где в кв. 7 Некрасов жил с 1845 по 1848 гг.
4. Мемориальный музей-квартира Некрасова в бывшем Доме Краевского (№ 36 по Литейному проспекту) в Санкт-Петербурге, где находились редакции журналов «Современник» и «Отечественные записки» и где Некрасов жил с 1857 по 1877 гг.
5. Литературно-мемориальный музей-заповедник «Карабиха», где Некрасов жил в летние месяцы в 1861-1875 гг.
6. Дом-музей в бывшем охотничьем домике Некрасова в Чудово, где писатель проводил летние месяцы с 1871 по 1876 гг.
7. Новодевичье кладбище в Санкт-Петербурге, где похоронен Некрасов.

Эпизоды жизни

Отец Некрасова был семейным деспотом, который ужасно обращался и с собственной женой, и с крепостными. Для поэта его образ олицетворял самодурство и жестокость власть имеющего, тогда как мать Некрасова стала в его глазах символом кроткой и долготерпеливой России.

Личная жизнь Некрасова вызывала немало сплетен и возмущения в обществе. Поэт был влюблён в Авдотью, жену своего друга, писателя Ивана Панаева, и троица жила вместе в квартире Панаевых больше 15 лет, что послужило поводом к общественному осуждению. А уже в зрелом возрасте 48 лет Некрасов познакомился с крестьянской девушкой Фёклой Викторовой, которую вывозил в свет, назвав более благородным именем Зинаида, и с которой впоследствии обвенчался.

Некрасов, как и его предки по мужской линии, был заядлым игроком в карты. Но, в отличие от них, он выигрывал, а не наоборот. Так, с помощью карточной игры ему удалось возвратить отобранное за дедовские долги наследное поместье Грешнево, дом детства поэта.

Заветы

«Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опора».

«Люби, покуда любится,
Терпи, покуда терпится,
Прощай, пока прощается,
И - бог тебе судья!»

«Всегда досадую, когда встречаю фразу «нет слов выразить» и т. п. Вздор! Слова всегда есть, да ум наш ленив».


В рамках проекта «Живая поэзия» Михаил Полицеймако читает стихотворение Некрасова «Мороз, Красный нос»

Соболезнования

«Его слава будет бессмертна… вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов».
Н. Г. Чернышевский, писатель

«Некрасова, как поэта, я уважаю за его горячее сочувствие к страданиям простого человека, за честное слово, которое он всегда готов замолвить за бедняка и угнетённого».
Дмитрий Писарев, литературный критик

«После Пушкина Достоевский и Некрасов - первые у нас поэты города…»
Валерий Брюсов, поэт

«…человек мягкий, добрый, независтливый, щедрый, гостеприимный и совершенно простой… человек с настоящею… русскою натурой - бесхитростный, весёлый и грустный, способный увлекаться и весельем, и горем до чрезмерности».
Иван Панаев, писатель и друг Некрасова

С биографией известного человека обычно знакомятся по хрестоматийным статьям. Между тем в жизни великих людей есть немало интересного. Вспомним, чем удивил современников и потомков русский поэт

Учеба в гимназии

В одиннадцать лет Николая вместе со старшим братом отправили в Ярославль в гимназию. Сначала Некрасов сидел в первых рядах среди лучших учеников. Но вскоре об успехах пришлось забыть. Мальчику не нравилась зубрежка и рутина, царившие в гимназии. К тому же приставленный к барчукам дядька совершенно не занимался их воспитанием, и они месяцами могли не появляться на занятиях. Зато Николай сразу же стал душой компании.

Ни для кого не секрет, что детство Некрасова Николая Алексеевича прошло рядом с крестьянскими ребятишками. Он сделал в лазейку, через которую выбирался из сада и бежал к приятелям. Кстати, со многими из них он общался уже юношей, когда приезжал в Грешнево из Петербурга. И теперь на переменах он собирал вокруг себя гимназистов и начинал рассказывать истории о своей жизни в деревне. М. Горошков, учившийся вместе с Некрасовым, вспоминал, что уже тогда все высказывания будущего поэта были о народе.

Пора ученичества

Всем известен Некрасов-поэт, но мало кто знает, что после неудачного издания первого сборника стихов «Мечты и звуки» Николай Алексеевич написал немало рассказов и повестей, печатавшихся в «Литературной газете» и «Пантеоне». Основу большей части из них составили петербургские мытарства юноши, вызывавшие в то время живой отклик у разночинцев. Местом действия других произведений стали южные страны с графами, герцогами, красавицами и т.п. Уже получив признание, Николай Алексеевич Некрасов, творчество которого представлено поэтическими жанрами, просил издателей не печать его прозу, за исключением, может быть, «Петербургских углов» и «Тонкого человека».

Некрасов-театрал

В 1841 году в «Литературной газете» появляется водевиль «Утро в редакции». Некрасов написал его довольно легко, опираясь в работе на повесть Нарежного В. Вскоре прошла премьера спектакля в Александрийском театре. За первым последовали еще три водевиля. И хотя они пользовались успехом, после 45-го года Некрасов-поэт на несколько лет совсем отказался от этого жанра. Последним же драматургическим произведением Николая Алексеевича стала неоконченная «Медвежья охота» (1867).

Любовный треугольник

Личная жизнь Николая Алексеевича Некрасова на долгие годы оказалась связана с семьей Панаевых. Супруги были не очень счастливы в браке, а Авдотья Яковлевна всегда пользовалась успехом в свете. Начинающий поэт и редактор «Современника» долго добивался внимания красавицы. Наконец, Авдотья Яковлевна ответила Николаю Алексеевичу взаимностью, вероятнее всего, в 1847 году. В течение шестнадцати лет они жили в гражданском браке - Панаевы так и не оформили развода - чем вызывали немало пересудов. В отношениях Некрасова и Панаевой было много счастливых моментов, о чем свидетельствует любовная лирика самого писателя. Однако в силу трудного характера и патологической ревности Николая Алексеевича, к которым позже добавилась тяжелая болезнь, между ними часто возникали ссоры, накалившиеся до предела к 55-му году. И хотя в последующие годы Некрасов и Панаева все еще жили вместе, прежнего взаимопонимания между ними уже не было. Окончательный разрыв произошел в 1863 году.

Дети Некрасова

Николая Алексеевича всегда привлекали ребятишки крестьян. Приезжая в Грешнево, он очень любил наблюдать за их игрой и общением. Однако со своими не везло. Первый ребенок Некрасова и Панаевой умер в 49-м через несколько часов после рождения. Второй сын, Иван, прожил четыре месяца. Его смерть стала одной из причин ухудшения отношений между поэтом и его возлюбленной в 55-м году.

Роман вдвоем

Приводя интересные факты из жизни Некрасова, можно вспомнить произведение «Три страны света». В 48-м году, когда в стране усилилась реакция, а «Современник» оказался на грани закрытия, Николай Алексеевич предложил Авдотье Яковлевне вместе писать роман. Многие отнеслись к этой идее скептически, тем более что ничего подобного в русской литературе не было. Однако соавторы определили замысел произведения, набросали сюжет, и произведение действительно появилось на свет. На протяжении нескольких месяцев 48-49 годов оно печаталось в «Современнике», что решило проблему с его наполнением.

Второе сочинение, «Мертвое озеро», оказалось менее удачным - поэт почти не принимал участия в его создании - большая занятость в журнале практически не оставляла свободного времени.

Страсть к картам

Род Некрасовых был старинным, но обедневшим. Как-то в разговоре отец привел интересные факты из жизни. Некрасова, как оказалось, не случайно тянуло к картам. Прапрапрадед Николая Алексеевича проиграл семь тысяч душ крепостных, прапрадед - две, дед - одну. А у отца поэта состояния уже почти не осталось. Так страсть к игре стала причиной того, что некогда богатая семья потеряла свое благополучие.

Для Николая Алексеевича все началось в 1854 году, когда он и Панаев стали членами Английского клуба. С этой поры поэт часто проводил вечера за столом, покрытым зеленым сукном. Люди, игравшие вместе с Николаем Алексеевичем, отмечали, что он никогда не терял выдержки и самообладания. Всегда взвешивал свои шансы и умел в нужный момент остановиться. Вероятно, потому его дела шли куда лучше, чем у предков - он выигрывал довольно крупные суммы. Полученные деньги шли на обеспечение достойного помощь родным, включая отца, и сотрудникам «Современника».

Псовая охота

Интересные факты из жизни Некрасова связаны с охотой. Это было одно из любимейших занятий его отца, и мальчик еще в детстве бродил вместе с ним по лесам и полям. Настоящая страсть к псовой охоте пробудилась после первой поездки Николая Алексеевича в родное Грешнево. Знакомые поэта рассказывали, что его петербургская квартира являлась настоящим хранилищем ружий и трофеев, главным из которых были чучела медведицы с двумя детенышами. Охота Николая Алексеевича в Грешневе, а позже в купленном им имении Карабиха всякий раз превращалась в настоящий праздник. Легко представить, насколько широким был размах в тот памятный день, когда поэту удалось добыть сразу трех медведей.

Пристрастие к охоте закончилось неожиданно. Как-то Фекла Викторова, нареченная Зинаидой, нечаянно выстрелила в любимого пса Николая Алексеевича, Кадо. На слова, что он ее, наверное, никогда не простит, поэт ответил: «Ты сделала это не нарочно. А где-то каждый день людей специально убивают». Вернувшись домой, поэт повесил свое ружье и больше уже к нему не притрагивался. А на могиле любимого Кадо Николай Алексеевич установил гранитную плиту.

Зинаида Николаевна Некрасова

Серьезные, длительные отношения у поэта сложились с тремя женщинами. Но только одна из них стала его официальной женой. Это была двадцатитрехлетняя простая девушка, с которой Некрасов познакомился в 1870 году. Ее имя, Фекла, не нравилось Николаю Алексеевичу, и он стал называть ее Зинаидой, заодно заменив и отчество: Анисимовна на Николаевна. Некрасов научил ее грамматике, французскому, музыке. Девушка полюбила верховую езду и охоту и часто составляла компанию поэту.

Будучи уже тяжело больным, поэт предложил ей обвенчаться, чем вызвал гнев всех своих родственников. Они, кстати, так и не приняли Зинаиду, а после смерти Николая Алексеевича наряду с имуществом отобрали и право на принадлежавшие ей «Последние песни» Некрасова.

Венчание состоялось на дому в апреле 77-го года, за несколько месяцев до смерти поэта.

Таковы интересные факты из жизни Некрасова Николая Алексеевича.

Сочинение

Творчество Н.А.Некрасова составляет целую эпоху в истории русской литературы. Его поэзия была выражением нового времени, когда на смену уходящему классу дворян в общественную жизнь страны пришли разночинцы. Для поэта воедино сливались понятия Родины и трудового народа - кормильца и защитника русской земли. Поэтому так органично патриотизм Некрасова соединен с протестом против угнетателей крестьян.
В своем творчестве Н. Некрасов продолжал традиции великих предшественников - М. В. Ломоносова, К. Ф. Рылеева, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, - считавших «гражданский сан» самым высоким.

Еще в 1848 году в одном из стихотворений автор сравнивает свою поэзию с образом крестьянки. Его музе близки беды и страдания простых людей. Она сама - одна из многих тысяч обездоленных и угнетенных:

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя,
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная».

Этим стихотворением Некрасов начал свою дорогу в поэзии, с которой уже не свернул никогда. В 1856 году вышел второй сборник поэта, который открывался стихотворением «Поэт и гражданин», напечатанным более крупным шрифтом. Этим как бы подчеркивалась роль стиха в сборнике.

«Благородная и сильная вещь. Так и гудит мотив всей его музы», - писал один из современников поэта А. Тургенев, познакомившись с произведениями этой книги.
«Поэт и гражданин» является наиболее ярким, четким и определенным выражением гражданской позиции Некрасова, его понимания целей и задач поэзии... Стихотворение представляет собой диалог Поэта и Гражданина, из которого становится ясно, что Гражданин чутко улавливает изменения, происходящие в обществе.

«Какое время наступило», - с воодушевлением говорит он. Гражданин считает, что долг каждого перед обществом не быть равнодушным к судьбе отчизны. Тем более это долг поэта, которого природа и судьба наградили талантом и который должен помогать открывать истину, зажигать сердца людей, вести их дорогой правды.

«Громи пороки смело», - призывает Гражданин Поэта.

Он старается пробудить равнодушно спящую душу Поэта, который объясняет свою общественную пассивность желанием создавать «настоящее», «вечное» искусство, далекое от жгучих вопросов современности. Здесь Некрасов касается очень важной проблемы, порожденной новой эпохой. Это проблема противопоставления общественно значимой поэзии «чистому искусству». Спор между героями стихотворения - идейный, спор о жизненной позиции поэта, но он воспринимается шире: не только поэта, а любого гражданина, человека вообще. Подлинный гражданин «как свои, на теле носит все язвы родины своей». Поэт должен стыдиться

В годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать.

Афоризмом стали некрасовские строки:

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

С тех пор каждый настоящий художник сверяет по ним истинную ценность своего творчества. Особенно возрастает роль поэта-гражданина в периоды великих социальных бурь и общественных потрясений. Давайте обратим взгляд в сегодняшний день. С какой страстью, отчаянием и надеждой, с какой яростью ринулись наши писатели и поэты, художники и артисты на борьбу с отжившими догмами за создание обновленного, гуманного общества! И пусть их взгляды подчас диаметрально противоположны и не со всеми можно согласиться, но благородна сама попытка пусть с трудом, ошибаясь и оступаясь, найти верный путь движения вперед. Для них «гражданина сан» столь же высок, как в ломоносовские, пушкинские и некрасовские времена.

«Самым задушевным и любимым» назвал Некрасов «Элегию» - одно из своих последних стихотворений. В нем поэт с глубокой горечью размышляет о причинах дисгармонии в обществе. Прожита жизнь, к Некрасову пришло мудрое, философское понимание бытия.
Но бесправное положение народа, его жизнь, отношения между поэтом и народом по-прежнему волнуют автора.

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна,
Не верьте, юноши!
Не стареет она,
утверждает он.

Отвечая всем колеблющимся и сомневающимся, что поэзия может как-то серьезно повлиять на жизнь людей, он писал:


Но каждый в бой иди! А бой решит судьба..

И Некрасов до последних мгновений своей нелегкой жизни оставался воином, наносящим удары по царскому самодержавию каждой строчкой своих произведений.
Муза Некрасова, так чутко отзывающаяся на чужую боль и чужую радость, не сложила своего поэтического оружия и в наши дни, она на переднем крае борьбы за свободного, счастливого, духовно богатого человека.

Большая часть лирики Некрасова посвящена теме страдания народа. Эта тема, как утверждает автор в стихотворении «Элегия», будет всегда актуальна. Он понимает, что вопрос о восстановлении социальной справедливости будут перед собой ставить еще многие поколения и что, пока народ «влачится в нищете», единственным спутником, поддержкой, вдохновителем будет Муза. Свою поэзию Некрасов посвящает народу. Он утверждает мысль, что победа достается народу только в том случае, если каждый пойдет в бой.

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье...

Этими строками автор призывает к борьбе за свободу и счастье. Но к 1861 году вопрос о свободе крестьян уже был решен. После реформы об отмене крепостного права считалось, что жизнь крестьян пошла по пути процветания и свободы. Некрасов же видит другую сторону этого аспекта, он ставит вопрос так: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Это заставляет нас задуматься, настоящую ли свободу обрел народ?
В стихотворении «Элегия», написанном в конце жизни, Некрасов как бы подводит итоги своих рассуждений на тему назначения поэта и поэзии. Основное место в своей поэзии Некрасов отводит описанию жизни народа, его нелегкой судьбы. Он пишет:

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен...
Но все-таки автора угнетает мысль о том, что народ не откликнулся на его голос, остался глух к его призывам:
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта,
Увы! не внемлет он - и не дает ответа...

Его беспокоит это обстоятельство, и поэтому он ставит перед собой задачу: стать «обличителем толпы», «ее страстей и заблуждений». Он готов пройти сложный тернистый путь, но выполнить свою миссию поэта. Об этом Некрасов пишет в своем стихотворении «Блажен незлобивый поэт...». В нем он стыдит лириков, которые остаются в стороне от самых «больных», самых актуальных и неоднозначных проблем крестьянства. Он высмеивает их отрешенность от реального мира, их витание в облаках, когда на земле творятся такие беды: дети вынуждены просить милостыню, женщины брать на себя непосильную ношу кормильца семьи и работать от зари до зари.
Автор утверждает, что в любые, даже самые тяжелые времена поэт не волен обходить стороной то, что больше всего волнует русский народ. Настоящий поэт, по мнению Некрасова:

Уста вооружив сатирой, проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.

Именно такого поэта будут помнить всегда, хотя и поздно поймут, как много сделал он...
Стихотворения на тему назначения поэта и поэзии занимают важное место в лирике Некрасова. Они еще раз подтверждают его безграничную преданность русскому народу, любовь к нему, восхищение его терпеливостью и трудолюбием и в то же время боль, которую испытывает автор, видя его бездействие, смирение со своей жестокой судьбой. Все его творчество - это попытка «разбудить» дух народа, заставить его понять, насколько важна и хороша свобода, и что только с ней жизнь крестьян может стать по-настоящему счастливой.