Людвиг ван бетховен когда он родился. Последние годы жизни Бетховена

Статья рассказывает о краткой биографии Бетховена. Людвиг ван Бетховен - знаменитый немецкий композитор, пианист и дирижер, один из великих венских классиков. Его творчество оказало огромное влияние на все развитие мировой музыки.

Первый этап краткой биографии Людвига ван Бетховена

Бетховен родился в 1770 г. Музыке начал обучаться у своего отца и у органиста Нефе, которого вскоре начал с успехом замещать. В возрасте 12-и лет Бетховен издает свое первые музыкальные сочинения. В 17 лет знакомится с Моцартом, который отмечает наличие огромного таланта у молодого композитора и пианиста. В 1789 г. Бетховен поступает в Боннский университет. Но стремление к музыке берет верх в душе молодого человека. В 1792 г. он переезжает в Вену, которая считалась музыкальной столицей Европы того времени.
В Вене учителями Бетховена были Альбрехтсбергер, Шенк, Сальери. Он находит влиятельных покровителей из среды аристократии Вены. Перед Бетховеном открывается блестящая карьера салонного пианиста. Исполнение музыки в богатых салонах того времени считалось очень почетным и прибыльным занятием. Талантливый человек приобретал влияние и авторитет в высшем свете.
С 1795 по 1802 гг. Бетховеном было написано 20 сонат (среди них "Лунная соната"), 3 фортепианных концерта, 2 симфонии и многие другие музыкальные сочинения. Современники отмечали богатство воображения молодого композитора, масштабность его произведений и стремление к преодолению классических музыкальных схем.

Второй (средний) этап биографии Бетховена

Важным этапом в жизни Бетховена явилась начавшаяся проявляться у него глухота. Более того, болезнь развивалась и композитор мог полностью потерять слух. Для человека, всю свою жизнь посвятившему музыке, это был непоправимы удар. Бетховен впадает в душевный и творческий кризис.
К 1803 г. композитор сумел оправиться от сурового удара судьбы и с новыми силами принялся за творческую деятельность. В его музыке начинают проявляться \героические мотивы. Этим духом проникнуты: Третья симфония, Пятая симфония, "Крейцерова соната", увертюра"Эгмонт" и другие произведения.
В целом для всего творчества Бетховена этого периода характерны интенсивность развития, масштабность, яркие музыкальные контрасты.
К середине своего музыкального и творческого пути Людвиг ван Бетховен, несмотря на практически полную глухоту, становится самым известным мировым композитором. В 1808 г. состоялся его последний публичный концерт, как пианиста. Болезнь не дала ему возможности для дальнейших выступлений. В это время Бетховену предлагают чин придворного капельмейстера в Германии. Однако, композитор предпочел не предавать город, где добился всемирной славы. До конца жизни он прожил в Вене.
1813-1815 гг. Бетховен практически ничего не добавил в копилку мировой музыки. Он вновь испытывает кризис, связанный с полной потерей слуха. К личной драме добавляются семейные проблемы (судебный процесс с вдовой брата по вопросу об опеке племянника).

Третий (поздний) этап биографии Бетховена

До смерти Бетховен написал еще 16-й масштабных музыкальных произведений (среди них Торжественная месса, Девятая симфония и другие).
Для его сочинений этого периода еще более характерна яркость контрастов. Безусловно, огромную роль играла глухота композитора. Его произведения отмечены чисто техническими трудностями исполнения (на что жаловались музыканты). Бетховен проявляет склонность к очень сложным музыкальным формам, очень низким и высоким регистрам.
Сам Бетховен считал Торжественную мессу своим лучшим творением и достижением. Девятая симфония стала одним из образцов для романтической эпохи. В ней впервые были объединены ораториальный и симфонический жанры.
Последние годы Бетховена отмечены всемирной славой. На международный масштаб его творчества указывает, например, тот факт, что Торжественная месса была написана им по заказу из Англии, а впервые прозвучала в России.
Людвиг ван Бетховен скончался в 1827 г. На его похороны собралось около 10 тыс. человек.
Бетховен является не только величайшим композитором, но и сильной личностью. Даже глухота не стала препятствием на его творческом пути. Произведения Бетховена продолжают восхищать любителей музыки во всем мире.

Родился Людвиг ван Бетховен 16 декабря 1770 года в Бонее , Германия, в семье потомственных музыкантов. Отец, Иоганн Бетховен, был человеком активным, местами вспыльчивым. Работал певцом. Всячески содействовал обучению сына. Мать, Мария-Магдалина Кеверих (в девичестве), дочь шеф-повара курфюрста Иоганна Филиппа фон Вальдердорфа.

Бетховен рано освоил игру на скрипке, клавесине, органе . Первым учителем, помимо домашних уроков отца, был К. Нефе, руководитель придворной капеллы. Кристиан Нефе обучил Бетховена классике: Генделю, Гайдну, Баху, Моцарту.

С 12 лет Бетховен писал свои сочинение . Первое – вариация марша Дресслера. В этом же возрасте начал музыкальную карьеру – получил должность придворного органиста. Талантливого юношу заметили в Вене. Популярный в те время Моцарт предрек большое будущее композитору. Бетховен также брал уроки у известного музыканта.

В 1785 году Бетховен был в распоряжении Макса Франца Второго , а позднее переехал в Вену и снискал популярность у эрцгерцога Рудольфа, графа Кинского и князя Лобковица. Каждый из перечисленных правителей старался как можно чаще приглашать Бетховена музицировать на балах.

В 1814 году – период всеобщий популярности композитора. Основная музыкальная деятельность проходила теперь только в Вене, хотя и более маленькие города время от времени удостаивались чести принять новую звезду музыкального Олимпа Германии.

В этот период прогрессирует ранее выявленная болезнь Бетховена – глухота отнимала возможность зарабатывать на хлеб, творить и наслаждаться жизнью. Концертную деятельность Бетховен не бросал до последнего, а писать музыку продолжил и после победы недуга – надиктовывал свекру ноты.

Произведения Бетховена 18-19 вв.:

  • Соната №8 для фортепиано «Патетическая»
  • Соната №14 «Лунная» для фортепиано;
  • Оратория «Христос на Елеонской горе»;
  • «Крейцерова соната» для скрипки и фортепьяно;
  • «Третья симфония – посвящена Наполену I – «Героическая»;
  • Ода «к радости»;
  • «Девятая симфония»;
  • Опера «Фиделио»;

О творчестве композитора: первый период – становление композитора, — характеризуется работами для органа и широкой публики. Произведения возвышенные, носят героических характер, часто посвящены покровителю или известному общественному деятелю.

Поздний период творчества Бетховена – стройный ряд фортепьянных сонат. Всего их 32 в арсенале композитора. Музыка становится более тяжелой, вероятно, омраченная болезнью композитора, что повлияло на мировосприятие автора. Предсмертное творчество – «Девятая симфония» 1823 года, — отличается от более ранних работ. Она стала странной и болезненной точкой в такой же краткой жизни, как биографии немецкого композитора.

Бетховен о музыке:

  • Музыка – это народная потребность.
  • Музыка – медиатор между духовной жизнью и реальной чувственностью.
  • Нет ничего выше, прекраснее, чем приносить счастье многим людям.
  • Сердце – вот настоящий рычаг всего великого. Что от сердца исходит – к сердцу должно привести.

(1 оценили, оценка: 5,00 из 5)

Людвиг ван Бетховен - великий немецкий композитор, один из знаменитых «венских классиков», дирижёр и пианист.

Биография

Детство

Отец Бетховена, Иоганн, был певцом (тенором) в придворной капелле. Мать, Мария-Магдалина (в девичестве - Кеверих), была дочерью шеф-повара, работавшего при дворе. Был старшим сыном в семье, имел шестерых младших братьев.

Образование

Отец хотел сделать из маленького Людвига второго Моцарта, с малого возраста обучал его игре на скрипке и клавесине. В 1780 году в Бонн приехал Кристиан Готлоб Нефе, органист и композитор. Он и стал настоящим учителем Бетховена. Из-за бедности Людвиг бросил школу, но самостоятельно выучил латынь, французский и итальянский.

Творческий путь

В 12 лет Людвиг уже работает, так как после смерти деда семья терпит нужду. В это же время Нефе помогает ему опубликовать его первое сочинение.

После смерти матери в 1887 году Бетховен поступил работать в оркестр на должность альтиста. Желая продолжить обучение и получить образование, композитор в 1789 году начинает посещать университетские лекции. Поддерживает произошедшую в те годы Французскую революцию, вступает в масонство.

Активно занимается преподавательской деятельностью, обучая музыке своих многочисленных учеников, среди которых Стефан Брейнинг, Фердинанд Рис, Карл Черни, Теодор Лешетицкий.

После знакомства с Гайдном Бетховен уезжает в Вену брать у великого композитора уроки.

Взгляды на музыку у Гайдна и Бетховена расходятся: учителя пугает мрачная тональность музыкальных сочинений ученика. Вскоре учителем Бетховена становится Антонио Сальери.

Несмотря на свою почти всегда небрежную внешность: растрёпанные волосы, потёртую одежду - Бетховен завоёвывает Вену своей виртуозной игрой на фортепиано. Его характер достаточно сложен, он неуживчив и высокого мнения о себе.

За 10 лет венского периода Бетховен становится популярным композитором. Здесь им написано 20 сонат для фортепиано, 3 фортепианных концерта, 8 сонат для скрипки, множество квартетов и других камерных сочинений, оратория «Христос на Масличной горе», Первая и Вторая симфонии, балет «Творения Прометея».

Но с 1796 года Бетховен начинает терять слух. Ему ставят неизлечимый диагноз - воспаление внутреннего уха (тинит). Уединение в маленьком Хайлигенштадте облегчения не приносит. Бетховен пишет письмо, получившее название хайлигенштадтского завещания, в котором композитор описывает свои страшные и мучительные переживания по поводу болезни.

В последние годы своей жизни он постоянно критикует власть. Однако он так популярен, что правительство не трогает его. Бетховен становится угрюм, раздражителен, необщителен. Практически не выходя из дома, создаёт свои самые известные произведения (Третья симфония, опера «Фиделио»). Слух покидает его окончательно. С близкими и друзьями он общается исключительно по разговорным тетрадям.

У Бетховена начинает разрушаться печень.

Личная жизнь

Личная жизнь композитора была полна тайн, но так и не сложилась, хотя вокруг него всегда было много женщин.

В Вене его ученицей была прекрасная графиня Джульетта Гвиччарди, которой композитор всерьёз увлёкся и даже подумывал о женитьбе. Свою прекрасную «Лунную сонату» он посвятил именно ей. Однако графиня вышла замуж за графа Галленберга, которого считала лучшим композитором.

Увлечением Бетховена стала и другая его ученица, прекрасная Тереза Брунсвик. Она посвятила себя делу воспитания детей и благотворительности, но с композитором её связывала долгая проникновенная дружба. После смерти Бетховена было найдено нежное письмо, адресат которого неизвестен, но многие биографы композитора считают им именно Терезу Брунсвик. Письмо знаменито под именем «Письмо к бессмертной возлюбленной».

Последней надеждой на счастье для Бетховена стала Беттина Брентано, подруга Гёте, немецкая писательница. Но и здесь его ждала неудача: в 1811 году она вышла замуж за другого, писателя Ахима фон Арнима. Счастье обошло стороной великого композитора.

Смерть

Умер Бетховен в Вене 26 марта 1827 года. Его гроб провожали свыше двадцати тысяч человек под его любимую мелодию - заупокойную мессу Реквием до-минор Луиджи Керубини.

Основные достижения Бетховена

  • Бетховен является по праву ключевой фигурой западной классической музыки.
  • Это один из самых исполняемых композиторов в мире.
  • Бетховен писал во всех жанрах: опера, хоровые сочинения, музыка к драматическим спектаклям.
  • Автор бессмертных инструментальных произведений: увертюры, скрипичные, фортепианные и виолончельные сонаты, симфонии, концерты для скрипки и фортепиано, квартеты.
  • Его творчество оказало огромное влияние на симфонизм XIX и XX веков.
  • Бетховен создал новый фортепианный стиль, противопоставляя крайние регистры, широко используя педаль, употребляя массивные аккордовые созвучия.

Важные даты биографии Бетховена

  • 1770 год - рождение
  • 1778 год - первое выступление маленького Бетховена в Кёльне
  • 1780 год - учёба у Нефе
  • 1782 год - работа помощником у придворного органиста, публикация первого сочинения, вариаций на тему марша Дресслера
  • 1887 год - смерть матери, должность альтиста в оркестре
  • 1789 год - посещение лекций в университете
  • 1792 год - начало венского периода
  • 1796 год - начало болезни
  • 1781 год - «Лунная соната»
  • 1803 год - «Крейцерова соната»
  • 1805 год - опера «Фиделио»
  • 1824 год - Девятая симфония
  • 1827 год - смерть
  • Перед тем, как творить очередной бессмертный шедевр, Бетховен окунал голову в ледяную воду. Скорее всего, это и стало основной причиной потери слуха. Но привычка была настолько сильна, что композитор не смог от неё отказаться до конца своих дней.
  • В 1822 году к Карлу Черни, бывшему ученику Бетховена, поступил на обучение венгерский мальчик по фамилии Лист. Услышав его на концерте, Бетховен был взволнован его игрой и молча поцеловал маленького пианиста. Память об этом поцелуе Лист хранил всю жизнь. Именно этот венгерский мальчик, став позднее великим композитором, унаследовал уникальную бетховенскую манеру игры. В 1839 году, приехав в Бонн и узнав, что памятник Бетховену не возвели по причине нехватки казённых денежных средств, Лист долго возмущался, а потом пожертвовал недостающую сумму. Памятник был достроен.
  • 26 марта, в день смерти Бетховена, над Веной бушевала жуткая снежная буря, сверкала ужасная молния. Умирающий композитор внезапно вытянулся на постели, приподнялся, погрозил кулаком в небо и умер.
  • В 2007 году Кристиан Рейтер, венский эксперт судебной медицины, исследовав сохранившиеся волосы Бетховена, пришёл к выводу, что в организме композитора содержание свинца превышало допустимую норму, что могло стать причиной смерти. По его предположениям, лечащий врач Бетховена Андреас Ваврух регулярно протыкал больному брюшину, а на образовавшуюся рану накладывал примочки из свинца.

Как композитора, состоит в том, что он повысил до высочайшей степени способность выражения инструментальной музыки при передаче душевных настроений и чрезвычайно расширил её формы. Опираясь на сочинения Гайдна и Моцарта в первом периоде своего творчества, Бетховен стал затем придавать инструментам характерную для каждого из них выразительность, настолько, что они, как самостоятельно (особенно фортепиано), так и в оркестре получили способность выражать высшие идеи и глубочайшие настроения человеческой души. Отличие Бетховена от Гайдна и Моцарта, которые также уже довели язык инструментов до высокой степени развития, заключается в том, что он видоизменил полученные от них формы инструментальной музыки, и к безупречной красоте формы присоединил глубокое внутреннее содержание. Под его руками менуэт расширяется в многозначительное скерцо; финал, являвшийся в большинстве случаев у его предшественников живой, веселой и незатейливой частью, становится у него кульминационным пунктом развития всего сочинения и нередко превосходит шириной и грандиозностью своей концепции первую часть. В противоположность равновесию голосов, придающих музыке Моцарта характер бесстрастной объективности, Бетховен часто дает перевес первому голосу, что сообщает его сочинениям субъективный оттенок, который даёт возможность связать все части сочинения единством настроения и идеи. То, что он в некоторых произведениях, как например, в Героической или Пасторальной симфониях, обозначил соответствующими надписями, наблюдается в большинстве его инструментальных сочинений: поэтично выраженные в них душевные настроения находятся в тесном соотношении между собою, а потому произведения эти вполне заслуживают названия поэм.

Портрет Людвига ван Бетховена. Художник Й. К. Штилер, 1820

Число сочинений Бетховена, не считая сочинений без обозначения опуса, равняется 138. К ним принадлежат 9 симфоний (последняя с финалом для хора и оркестра на оду «К радости» Шиллера), 7 концертов, 1 септет, 2 секстета, 3 квинтета, 16 струнных квартетов, 36 фортепианных сонат, 16 сонат для рояля с другими инструментами, 8 фортепианных трио, 1 опера, 2 кантаты, 1 оратория, 2 больших мессы, несколько увертюр, музыка к «Эгмонту», «Афинским развалинам» и т. д., и многочисленные произведения для рояля и для одно- и многоголосного пения.

Людвиг ван Бетховен. Лучшие произведения

По характеру своему в этих сочинениях ясно обрисовываются три периода с подготовительным периодом, завершающимся 1795 годом. Первый период обнимает года с 1795 до 1803 (до 29-го сочинения). В сочинениях этого времени еще ясно проглядывает влияние Гайдна и Моцарта, но (особенно в фортепианных сочинениях, как в форме концерта, так и в сонате и вариациях), уже замечается стремление к самостоятельности – и не только с технической стороны. Второй период начинается в 1803 и кончается в 1816 (до 58-го сочинения). Здесь является гениальный композитор в полном и богатом расцвете возмужалой художественной индивидуальности. Сочинения этого периода, открывая собой целый мир богатейших жизненных ощущений, в то же время могут служить образцом чудесной и полной гармонии между содержанием и формой. К третьему периоду относятся сочинения с грандиозным содержанием, в которых, ввиду отречения Бетховена вследствие полной глухоты от внешнего мира, мысли становятся еще глубже, делаются более захватывающими, часто более непосредственными, чем прежде, зато единство мысли и формы оказывается в них менее совершенным и часто приносится в жертву субъективности настроения.

Людвиг ван Бетховен родился 16 декабря 1770 года в городе Бонн. Будущий великий немецкий композитор был крещен 17 декабря того же года. Кроме немецкой крови в его жилах текла фламандская, дед по отцу родился во Фландрии в 1712 году, какое-то время он служил певчим в Лувене и Генте, а затем переехал в Бонн. Дед композитора был хорошим певцом, очень умным человеком и прекрасно подготовленным инструменталистом. В Бонне дед Бетховена стал придворным музыкантом капеллы архиепископа Кельнского, потом получил должность придворного капельмейстера, он пользовался большим уважением у окружающих.

Отца Людвига Бетховена звали Иоганн, с самого детства он пел в капелле архиепископа, однако впоследствии его положение стало шатким. Он много пил и вел беспорядочную жизнь. Мать будущего великого композитора Мария Магдалена Лайм была дочерью . В семье родилось семеро , однако в живых остались только трое сыновей, самым старшим из них был Людвиг.

Детство

Бетховен рос в нищете, его отец пропивал все свое небольшое жалованье. При этом он много занимался со своим сыном, обучал его игре на фортепьяно и скрипке, надеясь, что юный Людвиг станет новым Моцартом и будет обеспечивать семью. Впоследствии отцу Бетховена все же прибавили жалованье с расчетом на будущее его трудолюбивого и одаренного сына.

Обучение маленького Бетховена проводилось очень жестокими методами, отец заставлял четырехлетнего ребенка часами играть на скрипке или сидеть за фортепьяно. В детстве Бетховен неуверенно владел скрипкой, отдавая предпочтение фортепьяно. Он больше любил импровизировать, чем совершенствоваться в технике игры. В 12 лет Людвиг ван Бетховен написал три сонаты для клавесина, а в 16 уже пользовался большой популярностью в Бонне. Его одаренность привлекла внимание некоторых просвещенных боннских семей.

Образование юного композитора было несистематичным, однако он на органе и альте, выступал в придворном оркестре. Его первым настоящим учителем музыки стал боннский придворный органист Нефе. Бетховен впервые посетил музыкальную столицу Европы Вену в 1787 году. Моцарт услышал игру Бетховена и предрек ему большое будущее, но вскоре Людвиг должен был вернуться домой, его мать находилась при смерти, а будущий композитор должен был стать единственным кормильцем семьи.