Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Зимующие птицы. Подборка игр и упражнений на тему «Птицы

Елена Алексеева
Конспект НОД в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Конспект НОД в подготовительной группе на тему : «Зимующие птицы »

ЦЕЛИ :

Развивать и расширять словарный запас у детей по теме – «Коммуник» ;

Закрепить название зимующих птиц в речи – «Коммуник»

Развивать связную речь – «Коммуник» ;

Развивать память, внимание, логическое мышление – «Поз-исслед.»

Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам . – «Познав. исслед.»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ :

Словесные – вопросы, объяснения, загадывание загадок, словесная игра, пальчиковая гимнастика. Закрепить слова : морозная, снежная, вьюжная, холодная, суровая.

Сюрпризный момент – волшебная палочка.

Наглядные – иллюстрации птиц , дерево с птицами .

Практические – отгадывание загадок.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА : упражнять детей в правильном подборе признаков, определений и сравнений к заданному слову, активизировать употребление ласковых слов. Формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА : прогулки, наблюдения за птицами , рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечений. Чтение произведений о зиме, птицах ; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ : дерево с зимующими птицами , конверт с загадками, картинки зимующих птиц .

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ : картинки с изображением птиц , птицы из оранжевого картона на каждого ребенка.

Виды деятельности : коммуникативная, чтение худ. литературы, познавательно исследовательская, продуктивная, двигательная.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент (Мы в окошко поглядели, повернулись и друг другу улыбнулись.)

Воспитатель :

Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года?

Назовите зимние месяцы.

Какие признаки зимы вы знаете? (люди носят теплую одежду; выпадает снег; покрываются льдом реки, озера; солнце светит, но не греет; дни стали короче, а ночи длиннее)

Вам нравиться зима? Почему? (Кататься на горках, на санях, лепить снеговиков, играть в снежки)

Какая погода зимой? (морозная, снежная, вьюжная, холодная, суровая)

Физкультминутка : «Прогулка»

Мы опять идем гулять.

Мы на солнце посмотрели,

Друг на друга поглядели.

Лево ножка, право ножка,

Носом вдох и выдох ртом

Воздух - вот помощник мой.

Основная часть :

Воспитатель : Хотите отправиться со мной в сказочное путешествие в зимний лес.

Дети : Да.

Воспитатель, а давайте вспомним правила поведения в лесу. (ответы детей) . У меня есть волшебная палочка, но чтоб произошло чудо нужно закрыть глаза и взмахнуть ей, и посчитать до трех.

Мы очутились на полянке, где чудесно поют птицы . Ребята, нам пришло письмо. Давайте откроем его.

(Воспитатель открывает конверт, а в нем загадки.)

Вы любите отгадывать загадки? Сейчас проверим.

Чик – чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Черный жилет,

Красный берет,

Хвост как упор,

Нос ка топор. (Дятел)

Белые щечки,

Синяя птичка,

Остренький клювик.

Собой невеличка,

Желтая грудка,

Это (Синичка)

Ходит важно, вперевалку,

И воркует, и клюет. (Голубь)

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Каркунья хрипловатая. (Ворона)

Молодцы! Как можно назвать одним словом этих птиц ? (Зимующие )

Почему их называют зимующими ? (потому, что они остаются зимовать, не бояться холода)

Воспитатель : Ребята, а чем птицы похожи ?

Дети : У них у всех есть голова, клюв, туловище, крылья, хвост, лапки, тело покрыто перьями.

Воспитатель : Правильно, тогда чем отличаются друг от друга?

Дети : Они отличаются размером, окраской, по-разному подают голос.

Воспитатель : В какое время года мы наблюдаем за этими птицами ?

Дети : Мы за ними наблюдаем зимой.

Воспитатель : Нуждаются ли птицы зимой в нашей помощи? Почему?

Дети : Птицы очень нуждаются в нашей помощи, потому что под снегом трудно найти себе корм.

Воспитатель : Чем мы можем подкормить птиц зимой ?

Дети : Их можно угостить семечками, хлебными крошками, кусочками сала.

Физкультминутка «Снегири» Н. Нищева

Вот на ветках, посмотри, (хлопают в ладоши)

В красных майках снегири. (хлопают руками по бокам)

Распушили перышки. (частое потряхивание руками внизу)

Греются на солнышке. (руки подняты вверх, движение кистями рук)

Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)

Улететь хотят. (боковые взмахи руками)

Кыш! Кыш! Улетели! (дети разбегаются по группе , взмахивая

руками, как крыльями).

За метелью! За метелью!

Воспитатель : Ребята, в названии какой птицы слышится :

звук «с» - сорока, клест, снегирь, сова, свиристель;

звук «р» - сорока, ворона, воробей;

звук «л» - дятел, глухарь, голубь;

звук «в» - воробей, ворона, сова.

Воспитатель : Назовите птиц , в названии которых :

1 слог – клест;

2 слога – сова, дятел, глухарь, снегирь, голубь;

3 слога – сорока, ворона, воробей, синица, свиристель.

Воспитатель : Молодцы! Теперь вам необходимо слушать меня очень внимательно, чтобы справиться с заданием. Я буду произносить словосочетания и предложения, а вам нужно исправить меня и сказать правильно.

Черный ворона – черная ворона.

Белый сова – белая сова.

Серое голубь – серый голубь.

Снегирь клевала хлеб – снегирь клевал хлеб.

Сорока сидел на заборе – сорока сидела на заборе.

Ворона чирикала на солнышке – ворона каркала на солнышке.

Воспитатель : Скажите, что могут делать птицы ?

Дети : птицы могут летать , прыгать, прилетать, петь, клевать, щебетать, махать, откладывать яйца, высиживать, уничтожать вредных насекомых.

«Игра с мячом»

(Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и проговаривает начало высказывания, а ребенок, возвращая мяч, должен продолжить его.)

Ворона большая, а воробей маленький.

У человека дети, а у птицы птенцы .

У кошки лапы, а птицы лапки .

У человека нос, а у птицы клюв .

У человека руки, а птицы крылья .

У животных шерсть, а у птицы перья .

Один снегирь, а много снегирей.

Один глухарь, а много глухарей.

Один дятел, а много дятлов.

Три совы, а пять сов.

Две синицы, а пять синиц.

Ворона вышагивает, а воробей прыгает.

Синица, а ласково синичка.

Сова, а ласково совушка.

Воробей, а ласково воробушек.

Голубь, а ласково голубок.

Воспитатель : Ребята, я буду называть несколько слов, а вы должны найти лишнее слово.

Голубь, голубок, голубка, голубика.

Ствол, сова, совята, совушка.

Снегирь, кормушка, синица, воробей.

Свиристель, дятел, сорока, сова.

Игра «Узнай птицу по словесному описанию»

Это красивая птица . У нее на голове черная шапочка, щеки белые. На горле черная полоска – галстук, крылья и хвост серые, спина желто – зеленая, а брюшко – желтое. (Синица)

У этой птицы верх головы , крылья, хвост – черные. Спина голубовато – серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, черного цвета. (Снегирь)

У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные ноги, ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое. (Ворона)

Пальчиковая гимнастика : «Дятел»

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу.

Хоть он скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Ребята на нашей полянке выросло, волшебное дерево, на котором живут зимующие птицы . Давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами . Ласковое слово – это солнышко.

Игра «Назови ласково»

Птица – птичка , синица – синичка, снегирь – снегирек, голубь – голубка, воробей – воробышек. (звучит голос птиц )

Надеюсь, что птички услышали наши ласковые, добрые слова. И обязательно прилетят к нашим домам, порадуют нас своим пением. Ну а нам пора в группу . Закрываем глазки. Раз, два, три, четыре, пять возвращаемся назад.

Ребята, о каких птицах мы сегодня говорили ?

Дети : Мы сегодня говорили о зимующих птицах .

Воспитатель : Рассмотрите внимательно еще раз картинки и запомните этих птиц , а я прочитаю вам стихотворение :

Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –

Зимуют у нас эти чудные птицы ,

И чтоб они жили по – прежнему с нами

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

Воспитатель : Помните, ребята! Птицы наши друзья ! Берегите их. Особенно зимой, когда им особенно тяжело. (звучит фонограмма «Песни птиц » )

Игра «Дорисуй»

А сейчас я вам предлагаю разукрасить птиц , которых мы видели в сказочном зимнем лесу.

Рефлексия : Сегодня вы просто молодцы. Рассказали о том, как надо заботиться и помогать птицам . У меня такое прекрасное настроение. А у вас?

Когда у людей хорошее настроение его называют оранжевым, чтобы у вас это настроение сохранилось на целый день, я хочу вам подарить оранжевых птичек. Спасибо, занятие окончено.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32»

количество детей: 17 чел.

Цель: продолжать формировать основы экологической культуры.

Программное содержание:

  • расширять представления о зимующих птицах
  • закреплять знания детей о жизни птиц и о пользе, которую они приносят природе и человеку
  • активизировать словарь детей
  • воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Ход занятия.

1. Вступительная часть.

Беседа:

Ребята, когда я к вам шла на занятие, ко мне подлетела сорока и

затрещала: «Была сегодня в лесу, ничего не пойму, птиц совсем не видно. Неужели пришла в лес беда?

А ведь мы - то с вами знаем, почему в лесу сейчас нет птиц. Правда?

Хотите помочь сороке?

Вы знаете уже, что есть люди, которые изучают птиц. Кто помнит, как называется эта профессия?

Орнитолог - это биолог, изучающий птиц. Он наблюдает за их поведением в лесу, городе и в зоопарке.

Хотите поиграть в ученых-орнитологов?

Сегодня, я старший орнитолог, а Вы научные сотрудники.

Ребята, кто мы сегодня с вами будем? – орнитологи.

Катя, кто мы сегодня?

Богдан, кто мы сегодня?

Тогда давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться и понять, что же происходит в лесу.

Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

(Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке) .

Вот мы с вами и в лесу.

–Как красиво! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?

Ребята, да это птицы. Но где - же они?

А вот и необычное дерево. (Дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы) .

Посмотрите, какая бойкая стайка поселилась на дереве.

Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите? (Птиц) .

По каким признакам вы это определили? (Клюв, перья)

Птички в этой стайке разные.

Давайте познакомимся с ними поближе.

Перечислите этих птиц. (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей…) .

Как вы догадались, что это снегирь? (Красная грудка) .

Как определили, что это сорока? (Длинный хвост, белые бока) .

Как определили, что это ворона? (Черная, большая) .

Как определили, что это синица? (Желтая грудка) .

Молодцы, ребята.

Все эти птицы собрались вместе ещё осенью.

Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие.

Как назовем их, одним словом?

Зимующие.

Почему их так назвали?

Потому что остаются зимовать.

А как вы думаете, зимующим птицам холодно зимой, ведь известно, что у птах нет ни халатов ватных, ни байковых рубах?

Как же птицы согреваются в морозы?

Во время морозов птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно птицы поднимают перья и толщина “воздушной шубы” увеличивается.

И тогда за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы.

Так, почему же все- таки многие птицы улетают в теплые края?

Как вы думаете, а для зимующих птиц что страшнее: холод или голод?

Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.

Ребята, а легко ли птицам зимой искать себе корм?

Да, правильно, птицам зимой тяжело найти себе корм. И поэтому они прилетают ближе к людям за помощью.

Мы с вами тоже старались помочь птицам пережить трудную зиму.

Давайте вспомним, как мы помогали зимующим птицам выжить в зимние холода.

Мы сделали для птиц кормушки и каждый день их кормили.

Я вам хочу напомнить, что еда с нашего стола для птиц не годиться.

У каждой птицы свой любимый корм.

Давайте теперь поиграем и узнаем, запомнили ли вы кто из птиц, чем питается.

Чем питается?......

Воробей - питается семенами, зернами, ягодами, хлебные крошки, любой крупой.

Синица питается семенами растений, любит подсолнечные семечки и сало (несоленое) .

Ворона – вороны всеядные птицы. Это городской санитар, ест любые зерна, семена, хлеб и остатки с человеческого стола.

Снегири любят семечки арбуза, тыквы, семена хвойных деревьев и трав, молодые почки, ягоды, особенно рябину.

Голубь – любит семена растений, зерно, крупу и хлеб.

Когда мы кормили птиц, мы соблюдали некоторые правила. Давайте их повторим.

  • Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки
  • Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени
  • Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили

Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

2. Основная часть.

Сейчас ребята, мы посмотрим, какие вы умные и внимательные.

Загадки вы любите отгадывать?

Игра «Отгадайте загадки»

Отгадывание загадок.

Присаживаетесь удобнее, я вам загадаю загадки, а отгадки вы найдете на столе.

И зимой найдет приют

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут!

(снегирь) .

2. Окраской – серовата, повадкой – вороватая,

Каркунья хрипловатая.

(ворона) .

3. В теплый край не улетают,

На морозе распевают.

Эти птички-невелички

Называются

(синички) .

Синица съедает корма в день столько, сколько (весит сама) ..

4. Все время стучит

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел)

5. Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

В тёплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик!

Не робей! Я бывалый… (воробей)

Если воробьи нахохлились, притихли - будет снег.

6. Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая

(Сорока.)

Всех этих птиц мы видели у себя на кормушках или просто недалеко на площадке. Не правда ли?

А эта птичка к нам тоже не прилетала, но мы о ней тоже много знаем.

7. Вот птичка, так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Ни лебедь, ни утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка

Выводит птенцов

Только лютой зимой (Клест.)

Клёст выводит своих птенцов - в январские морозы.

А вот эта птица тоже не прилетела к нам, потому что она остается в лесу.

Всю ночь летает-

Мышей добывает.

А станет светло-

Спать летит в дупло

Это хищная птица, которая питается маленькими птичками и мышками. И оперение у нее теплое и большое, поэтому ей в лесу не холодно и не голодно.

Давайте вы все будете маленькими птичками кто-то один - совой.

Физкультминутка

Подвижная игра «Сова» .

С одной стороны площадки место для «маленьких птичек". В стороне начертан круг - "гнездо совы". Выделенный ребенок - "сова" встает в гнездо. Остальные дети - " маленькие птички " встают за линией. Середина площадки свободна. На слово воспитателя: "день" «маленькие птички» летают (дети бегают по площадке) . На слово воспитателя: "ночь" быстро останавливаются на своих местах и не шевелятся. Сова в это время тихо вылетает на площадку на охоту и забирает тех детей, которые пошевелились (отводит их в гнездо) . На слово воспитателя: "день" сова возвращается в свое гнездо, " маленькие птички " начинают летать. Игра заканчивается, когда у совы будет 2 – 3добычи. Воспитатель отмечает детей, которые ни разу не были забраны совой в гнездо.

Ребята, наверняка вы все задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях?

Ну, конечно, не всё.

Игра «Верю – не верю» .

Если утверждение правильно, то вы отвечаете: «Верю» , а если утверждение неправильно, то отвечаете: «Не верю» .

У птиц тело покрыто шерстью.

Тело покрыто перьями.

Есть клюв.

Птицы летают.

Клесты выводят птенцов зимой.

У синицы жёлтое брюшко.

У воробья большой сильный клюв.

У сороки короткий хвост.

Для птиц самое страшное зимой – это голод.

Клесты любят семена шишек.

Синицы любят сало.

Ворона-это маленькая птица.

Продолжаем играть. Игра «Четвертый лишний» .

А теперь, чтобы узнать, насколько хорошо вы знаете птиц, поиграем в игру «Четвертый лишний» . Внимательно посмотрите на картинки, и скажите, какая птица здесь лишняя?

(Дети объясняют свой выбор) .

Игра ‘’Поломанные слова’’

(нужно исправить поломанные слова и узнать название зимующей птицы) .

ВА-СО, РО-СО-КА, ЦА-СИ-НИ, ТЕЛ-ДЯ, НА-РО-ВО, ГИРЬ –СНЕ.

Составление рассказа «Зимующие птицы»

Что - то наши птички загрустили на дереве.

Когда орнитологи ведут работу по изучению данных птиц, они пишут статью, работу или книгу. Давайте и мы сегодня вспомним все, что мы узнали о зимующих птицах. А потом запишем свои рассказы и тоже продолжим свою книгу.

Давайте, вспомним, что есть у птицы? (Голова, клюв, туловище, лапы, крылья) . Что есть только у птиц? (Крылья.) Что умеют делать только птицы? (Летать.)

Ребята, кто расскажет о синице…… (сове, воробье, снегире) .

А еще орнитологи в своей работе делают зарисовки птиц, или их фотографируют.

Мы сегодня с вами раскрасим зимующих птиц и тоже поместим их в свою книгу.

Но сначала пусть наши пальчики отдохнут.

Пальчиковая гимнастика.

Птичка прилетела,

Головкой повертела.

Поклевала крошки

Из моей ладошки.

Пёрышки встряхнула,

Быстро упорхнула. Машем кистями рук.

Пальцы собраны в щепоть. Выполняем повороты кистями рук.

На одной руке пальцы собраны в щепоть, на другой – ладонь раскрыта. Изображаем, как птичка клюёт зёрна.

Поочерёдно большой палец соединяется с остальными, начиная с указательного.

Машем кистями рук.

Теперь ваши пальчики готовы и можно приступать к работе

Выбирайте, какую зимующую птицу будете раскрашивать.

(Дети садятся за подготовленный стол) .

Обратите внимание на цвет оперенья.

Развитие мелкой моторики «Раскрашивание птиц» .

Во время раскрашивания звучит музыка «Голоса птиц» (клест, воробей, снегирь, ворона) .

Мы с вами подпишем названия птиц. - Этот книгу мы поместим в группе. Звучит музыка «пение птиц» .

О каких птицах мы говорили?

Почему им надо помогать?

Чтение детьми стихотворения А.Яшина. «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима…

Молодцы, а пока мы изучали и помогали зимующим птицам, наступила весна и в наши родные края скоро возвратятся пернатые друзья.

Что начинают делать птицы весной?

Птицы начинают вить гнезда

А что же делают люди, ожидая птиц весной?

Люди делают скворечники и развешивают их на деревьях. Прилетят наши пернатые друзья-скворцы и поселятся в скворечниках.

Молодцы! Я уверена, что вы станете надёжными друзьями для всех птиц и всегда будете готовы помочь птицам.

Большое вам спасибо! Желаю всем добра!


Цель: Закрепление знания о зимующих птицах в наших краях.

Обучающие и развивающие задачи:

Область «Познание»
1. Закрепить и расширить знания о зимующих птицах;
Закрепление умения различать по внешнему виду и называть их.

Область «Коммуникация»
1. Совершенствование речи детей как средства общения.
2. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Зимующие птицы».
3. Обучать умению отгадывать загадки, развивать образное мышление.

Область «Здоровье»
1. Развитие общей моторики. Развитие интереса к подвижным играм и потребностей в двигательной активности.
2.Развитие мелкой моторики рук.
3. Развитие зрительного восприятия.

Область «Социализация»
Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу в дидактической игре.

Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

Оборудование и материалы:
Предметные картинки с изображением зимующих птиц.
Изображение зимующих птиц в формате «Презентации».
Мультимедийный экран и проектор.
Кормушка.
Текст рассказа, загадки.
Мисочки с различными видами корма для птиц /семечки, крупа, хлебные крошки, кусочки сала/.
Картинки- пазлы разных птиц.

Предварительная работа:
1. Рассматривание с детьми на иллюстрациях, вспомнить их названия, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), о бережном отношении к птицам зимой.
2. Беседы
3. Чтение энциклопедической и художественной литературы.
4. Детская мастерская: рисование и лепка зимующих птиц.

Формы организации совместной деятельности
1. Наблюдение.
2. Беседа.
3. Чтение художественной и энциклопедической литературы.
4. Игровой метод.
5. Рисование.

Планируемый результат: активное участие детей, умение формулирования ответов на вопросы воспитателя, владение диалогической речью, доброжелательное проявление в процессе коллективной деятельности.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент.
Встали. Друг к другу
лицом повернулись.
Руку пожали и улыбнулись.
Давайте друзей своих обнимать!
Ну что – же готовы ли вы поиграть?
Дети: Да, готовы.
Воспитатель: Молодцы, ребята, мы все подарили друг другу частичку добра.
(слайд №2)
В.: К нам сегодня пришла интересная посылка. Угадайте, кто нам её прислал?
Живет она в мультфильме…
сиреневого цвета,
готовить очень любит,
хозяйки лучше нет.
На лыжах любит бегать,
Друзьям дает советы
И, как они, вся круглая…
узнали? Жду ответы!
Дети отгадывают /Совунья/(слайд №3)

В.: Молодцы, вы правильно угадали. Давайте посмотрим, что же нам приготовила Совунья. Тут, оказывается, и письмо есть.
Письмо Совуньи.
Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы очень любите птиц и очень много знаете о них. Я для вас приготовила интересные загадки, скороговорки, рассказ и игры. Вы хотите с ними познакомиться? Если вам все понравится, то я тоже за вас порадуюсь. С уважением. Совунья.
В: Ребята, а в посылке ещё что-то есть!
(Достать из посылки конверт с загадками)
В: Здесь находятся интересные загадки про птиц. Давайте их отгадаем.
В: Слушайте внимательно:
1. Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем, будем в небе голубом,
Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.
Нас зимою покормите. Дети, кто мы? Назовите. /Птицы/(слайд№4)
2. Я весь день ловлю жучков, уплетаю червячков,
В теплый край не улетаю, здесь под крышей обитаю.
Чик – чирик! и не робей! Я бывалый…. /воробей/ (слайд№5)
3. Трещала с самого утра: «По-р-ра! По-р-ра!» А что пора?
Такая с ней морока. Когда трещит….. /Сорока/ (слайд №6)
4. Вокруг ствола большой сосны шишки на снегу видны.
Здесь на кузнице затратил много сил проворный …. /Дятел/ (слайд№7)
5. Как лиса среди зверей, эта птица всех хитрей.
Прыгает она у дома, а зовут её…. /Ворона/ (слайд№8)
В: Молодцы! Хорошо справились с ними.
В: А кто мне скажет, на какие две группы делятся живущие у нас птицы? /зимующие и перелетные/. Сейчас я вам покажу их, а вы скажите как они называются.
Показ слайдов снегирь (слайд №9)
Клест (слайд №10)
Свиристель (слайд №11)
Синица (слайд №12)
В.: Вы отлично справились.
В: Ребята давайте вспомним стихи о птицах. Кто хочет и может их рассказать.
/Дети читают стихи/
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
С. Есенин

Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе -
Горе ей, настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны.
Н. Рубцов

Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
А. Барто

Выбегай поскорей,
Посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес.
А. Прокофьев

В.: Вы хорошо читали стихи. Пора немного и поиграть.
/физкультминутка/
Вот на ветках, посмотри /4 хлопка по бокам и коленям/
В красных майках снегири /4 наклона головы в стороны/
Распушили перышки, /махи кистями рук/
Греются на солнышке, /хлопки по бокам/
Головой вертят, /повороты головы/
Улететь хотят. Кыш! Кыш! /дети разбегаются по группе/

В: Ой ребята, а в посылке есть еще один конверт. Давайте посмотрим, что в нем. Здесь интересная история, которая произошла с Машей и Витей. Вы хотите послушать? (да)

Зимой Маша и Витя гуляли в парке. На снегу ребята увидели замерзающего воробышка. Маша взяла в руки пташку и стала согревать его своим дыханием. Ребята решили спасти воробья. Они посадили птичку в рукавичку и поспешили домой. Дома воробей согрелся, стал клевать семечки. Вечером Витя смастерил кормушку. На следующий день ребята выпустили воробья на волю, а кормушку птицам повесили в парке на березу. Каждый день дети приносили в кормушку хлебные крошки, семена. Так ребята помогали птицам пережить лютую зиму.
– Вам понравился рассказ? (да)
– Как звали девочку и мальчика? (Маша и Витя)
-Кого они нашли? (воробья)
– как они помогли воробью? (положили в рукавичку и отнесли домой)
– Что сделал Витя?(кормушку)
-А зачем птицам кормушка? (чтобы есть птичкам)
– А скажите, что птицам на самом деле страшнее всего голод или холод? (голод)
-Конечно, ребята, страшен голод, ведь птиц согревают перышки, а под снегом птицам трудно отыскать корм.
– А как вы думаете, ребята совершили хороший поступок? (да)

В.: Ребята, Совунья спрашивает, знаете ли вы, что такое скороговорки. А умеете ли вы их проговаривать?

Проворонила ворона воронёнка.

Галка села на палку, палка ударила галку.

Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

В.: Ребята, оказывается мы с вами очень много знаем о птицах: читали книжки, рисовали их, наблюдали за ними на прогулках, заучивали стихи.
А теперь я предлагаю вам сыграть в игру «Четвертый лишний». Я буду называть группу птиц, а вы угадайте, какая лишняя.
Слушайте внимательно:
Воробей, синица, ласточка, голубь; (слайд № 16, 17)
Снегирь, гусь, сорока, ворона; (слайд № 18, 19)
Клест, жаворонок, снегирь, воробей; (слайд №20,21)

В: Дети сегодня мы много говорили о птицах. А кто мне может сказать чем они отличаются от животных.(слайд № 22)

В: Кто еще хочет заглянуть в посылку. Здесь игра «Собери целое из отдельных частей». Совунья предлагает собрать птицу из частей.
На столе разрезные картины птиц. Ребята должны их собрать.

В: Вы отлично справились. Посмотрите как рада за вас наша гостья – Совунья.
(слайд № 23)

В: Ребята, а в посылке есть ещё что-то.
/достает мисочки с кормом для птиц/

В: Что это? Для чего может пригодиться? Каким птицам может понравиться этот корм? Как мы можем использовать этот подарок Совуньи? (Слайд №24)
/ дети отвечают, рассматривают, сравнивают/

В: Вы правильно сказали, что мы можем угостить птиц.
Ребята, посмотрите, что это такое? А кто ее сделал? Вот в нее мы и насыпим корм и угостим птиц на нашем участке.

В: А вам понравилась посылка Совуньи?
Давайте вспомним названия зимующих птиц.
И чем люди могут им помочь в холода.

В: А теперь дети
Встали. Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись.
Руку правую подали, руку левую пожали
И сказали на конец
Вы друг другу «Молодец».

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ "ПТИЦЫ"

Цель: развивать экологическое мышление и творческое воображение, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности, и на совместный опыт детей и взрослых; по участию в природных акциях и природоохранительных мероприятиях.

Уточнить и расширить знание детей о перелетных птицах Красноярского края;

Формировать умения и навыки наблюдения за птицами;

Учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц

воспитывать доброжелательное отношение к природе родного края, птицам;

Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам;

Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;

Совершенствовать монологическую речь с опорой на предметно-схематические модели;

Совершенствовать диалогическую речь, как средство общения;

Формирование словаря:

Обогащение природоведческого словаря: стриж, кедровка, чайка, клест, дрозд, жаворонок, глухарь.

Введение в речь эмоционально-оценочной лексики.

Активизация словаря: согласование существительного с прилагательным.

Предшествующая работа:

Сюжетное рисование "Как я помогаю птицам зимой";

Выставка семейного рисунка: "Птицы, живущие в моем дворе";

Участие в литературном празднике "Книжкина неделя в детском саду". Просмотр видеофильмов "Перелетные птицы ";

Разучивание песни "Журавушка" (слова А.Вольского, муз. Е.Зарицкой);

Создание в группе музейной экспозиции "Птицы нашего края";

Прогулка-наблюдение с детьми за птицами в зимнее время и их фотографирование;

Создание передвижного фото-стенда "После воскресных прогулок с родителями"

Оборудование к занятию:

Предметный ряд:

Краски, кисти, бумага

Разрезные картинки с изображением птиц

Символы мест обитания птиц

Проектор

Медали для награждения

Музыкальный ряд:

Песня "Журавушка" (слова А.Вольского, муз. E.3арицкой)

Вальс Ф.Шопена

Изобразительный ряд:

Иллюстрации с изображением птиц

Ход викторины

Дети входят в зал под музыку (звучит вальс Шопена), делятся на команды, взяв цветовые фишки.

Воспитатель:

Сегодня у нас с вами веселый праздник. Я знаю, что вы любите птиц, охраняете их гнезда, много о них знаете. Вот сегодня вы и покажете свои знания.

Я хочу вам представить наших уважаемых "Мудрецов", которые будут оценивать ваши ответы (ведущий представляет "Мудрецов" родителей и педагогов МДОУ)

На викторинах всегда команды выполняют задание и получают за это флажок. Чья команда соберет большее количество флажков - выигрывает.

Узнать название вашей команды, можно собрав разрезные картинки (раздаю конверты обеим командам).

Чья команда первая справиться с заданием - возьмитесь за руки и поднимите их вверх - это будет сигнал готовности.

Команда, первая выполнившая задание, получает флажок от

"Мудрецов".

Дети надевают эмблемы с изображением "Ласточек" -название первой команды, "Скворушек" - название второй команды.

Второе задание - выбор капитанов

Воспитатель:

А теперь командам нужно выбрать капитана. Посовещайтесь все вместе и решите, кто будет возглавлять вашу команду

Воспитатель:

Внимание, следующее задание: Перед вами на доске зашифрованы названия птиц - они состоят из первых букв предметов, изображенных на картинках.

Утюг Танк Кот Аист

Гриб Рак Акула Часы

Дети совещаются друг с другом в командах, и капитаны объявляют результат.

Воспитатель:

Для того, чтобы проверить правильность ответа - переверните картинки обратной стороной

Капитаны проверяют правильность выполнения задания у команды соперников.

Следующее задание: блиц-опрос

(быстрый вопрос - быстрый ответ)

Воспитатель:

Что общего в названии этих птиц?

Они перелетные!

Воспитатель:

Какие птицы называются перелетными?

Которые улетают на зиму в теплые края.

Воспитатель:

А почему они улетают?

Им становится холодно, и трудно добывать корм!

Воспитатель:

Какие птицы улетают последними? Почему?

Водоплавающие, т.к. замерзают водоемы.

"Мудрецы" оценивают ответы детей, дают очередной флажок.

Воспитатель:

А, что, у нас зимой не остается не одной птицы?

Остаются!

Воспитатель:

Как они называются?

Зимующие.

Воспитатель:

Сейчас мы посмотрим, как хорошо вы различаете зимующих и перелетных птиц.

Команда "Ласточки" выберет все картинки с изображением перелетных птиц, и с помощью магнитов, прикрепит их на магнитную доску. А команда "Скворушки" поместит на другую доску птиц, которые остаются с нами зимовать. Будьте внимательными и взаимно вежливыми, старайтесь доброжелательно решить все возникающие проблемы.

Воспитатель:

Предлагаю поиграть в веселую игру: "Узнай меня"

Пока звучит музыка, дети изображают летающих птиц. После того как музыка прекращается, участникам игры нужно в позе, жесте, изобразить какую- либо птицу.

Воспитатель:

Задание для капитанов

Мы с вами много читали книг, ходили в музей, где знакомились с птицами, живущими в нашем Сибирском крае. Следующее наше задание покажет, чья команда лучше ориентируется в знании места обитания птиц.

На столах схематичное изображение:

КРЫША ДОМА

Капитаны выбирают картинки с изображением птиц и "расселяют" по "домам"

После окончания задания "Мудрецы" вручают флажок выигравшей команде.

Воспитатель:

Очередное задание викторины.

Я раздам каждой команде ребусы - в них зашифрованы названия птиц.

Чья команда первая отгадает все три ребуса, как обычно возьмутся за руки и поднимут их вверх - это будет сигнал готовности, а на нашем волшебном экране появятся отгадки.

После окончания задания "мудрецы" вручают флажок выигравшей команде.

Теперь заключительное задание:

Рассказать о добрых делах, которые помогают зимовать птицам (дети составляют рассказы)

Воспитатель:

Да ребята, вы знакомы с названиями птиц, вы их любите, много знаете о повадках, местах обитания. Но самое главное, что вы рассказали о добрых делах, которые совершили сами, или вместе с родителями, в своих дворах, на дачах (развешивали зимой кормушки, весной делали скворечники и др.). Я рада, что у птиц есть такие заботливые и верные друзья, как вы ребята.

На этом я предлагаю закончить нашу викторину

Уважаемые "Мудрецы" я попрошу объявить результаты викторины.

Награждение

Воспитатель:

Я предлагаю обеим командам объединиться и всем вместе попрощаться с перелетными птицами.

Споем им песню "Журавушка" (включаю видеопроектор с записью перелетных птиц - летящий клин журавлей)

Конспект занятия для подготовительной группы «Зимующие птицы»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами; обогащать словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушка; изготовить «пряники» для птиц; воспитывать аккуратность в работе.

Материалы и оборудование:

фотографии зимующих птиц;
плакат «Зимний лес»;
шаблоны «пряников»;
клейстер;
корм для птиц.

Вводное слово воспитателя.

Зимний лес в объятьях тишины
Задремал, укутав ветки снегом.
Будет спать спокойно до весны
Он теперь под серебристым небом.
Как он нынче сказочно хорош
В белоснежном праздничном убранстве!
Он и вправду, кажется, похож
На хрустально - ледяное царство.
(Светлана Комогорцева)
– Ребята! Как красиво в зимнем лесу! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?
(Звучит запись «Голоса птиц».)
- Ребята, да это птицы зимнего леса. Но где же они?
(дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы).

А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц. Давайте с ними познакомимся.

2.

Знакомство с зимующими птицами.

Посмотрите какая бойкая стайка поселилась на дереве.
Птички в этой стайке разные. Все эти птицы собрались вместе ещё осенью. Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие. Обшарит стайка дерево и снег под ним, соберёт всё, что можно – попрятавшихся насекомых, семена и плоды – и летит дальше.

Давайте посмотрим, какие птицы прилетели в эту стайку.

(воспитатель снимает птичку с дерева и рассказывает о ней, по желанию дети тоже высказывают свое мнение).

Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё - лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки. Синица – птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким коническим клювом. Бегать по земле синицы не умеют, в отличие от настоящих наземных птиц. Зато, подобно воробьям, умеют скакать. В большинстве случаев синица – осёдлая или кочующая птица, иногда перелётная. Гнёзда синицы любят закрытые. Особенно им нравятся те, которые выдолбили дятлы. Но иногда синицы гнездятся в стволах и пнях гнилых, трухлявых деревьях, щелях на стволе, под крышей домов. Нередко синицы проявляют агрессию: изгоняют из своих гнездовий воробьёв.

Снегирь выглядит нарядным – он всегда в красном. На самом деле красногрудки – это самцы снегиря, самочки сами по себе намного скромнее. Грудка у них зеленовато-серая. Снегири – это осёдлые птицы, они распространены в Европе, Азии. Сады, парки, леса, подлески, низменные территории, горные леса, лесостепные зоны, хвойники и смешанные леса – где только не обитает снегирь.
Дятел.
Дятел – птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы. У дятла очень длинный (для пернатых) язык. Для чего ему такой нужен? Дятел ведь не болтун! Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса». Большой пёстрый дятел – настоящий красавец, Как у истинного франта, в его одеянии преобладает чёрно-белая гамма, присутствуют алые и зеленые тона. В оперении зеленого дятла доминирует зелёный цвет, только голова и уголки клюва – насыщенно красные. Черный дятел – по определению преимущественно черного цвета. На голове у него – красная пилотка.

Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать. Клеста всегда легко узнать по его клюву. У клестов клюв похож на крестик.
Такой клюв есть только у клестов! Он им нужен, чтобы добывать себе еду – доставать семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь!

Кедровка.

Эта любительница кедровых орешков – типичная жительница тайги. Крепким длинным клювом она ловко достает семена из спелых шишек. Набив ими зоб, кедровка улетает обедать на лесную опушку. А когда ее ждут голодные птенцы, несет корм им в гнездо, свитое из веток и мха на высокой сосне. К зиме она делает запасы орехов, пряча их в мох или щели гнилых деревьев.

Сорока по величине немного крупнее галки, с нарядным оперением. Голова, крылья и хвост сороки черные с зеленоватым отливом, а брюхо, плечи и отдельные места на крыльях (бока) белые. Хвост длинный, ступенчатый, служит ей рулем при резких движениях на земле и в полете. Сороки предпочитают опушки леса, кустарниковые заросли в поймах рек, рощи, сады, парки, древесные насаждения вдоль железнодорожного полотна. В конце февраля, перед размножением, они ведут себя шумно, гоняются друг за другом, распуская веером свои хвосты, и устраивают пляски. Однако летают сороки не очень хорошо, предпочитая перепрыгивать с места на место.
3.

Актуализация знаний.

Игра «Узнай птицу по словесному описанию».

1. Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)
2. Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синицы.)
3. У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел.)
4. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. (Снегирь.)
5. Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Клест.)
6. Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока.)
7. У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона.)

Молодцы, узнали всех птиц.

4. Изготовление «пряников» для птиц.

Для птиц зимой самое страшное - это голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
-Чем человек может помочь зимующим птицам? Как сделать кормушку и правильно подкармливать птиц? Кормушки для птиц бывают самые разные. Укрепляя кормушку, нельзя обламывать ветки и повреждать стволы деревьев. Нужно начинать подкармливать птиц поздней осенью и продолжать делать это до весны. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был постоянно. Нельзя бросать возле кормушки пакеты и банки, в которых приносите корм! В кормушке не должно быть снега. Не кладите в кормушку куски хлеба, макароны, баранки, корочки апельсинов. Этот корм птицы не съедят. Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба.

Мы тоже с вами постараемся помочь птицам и сделаем для них вкусные птичьи пряники.

Перед вами шаблоны пряников. Мы их намажем клейстером и выложим на них различные семечки и семена. Тоже самое сделаем и с другой стороны. Привяжем ленточку, чтобы повесить на веточку. Все



Все пряник готов.