Как разобрать и собрать радиатор отопления. Как разобрать биметаллический радиатор отопления своими руками

Все виды секционных отопительных приборов, независимо от материала их изготовления (алюминий, сталь, чугун, биметалл), называются батареями и собираются по одному принципу. Их секции вверху и внизу сопрягаются меж собой ниппель-гайками.

Немного теории

Ниппель-гайки представляют собой кольцевые уплотнители, имеющие наружную резьбу, нанесенную на оба торца элемента. Внутри детали созданы особые пазы.

В такое углубление вставляется радиаторный ключ. При его вращении можно сопрягать или разъединять секции.

Обычно, разбирать радиаторы отопления своими руками надо в таких случаях:

  • при ;
  • если надо присоединить к батарее дополнительные секции ;
  • когда есть нужда устранить протечку в радиаторе .

Разборка биметаллических и алюминиевых батарей

Перед тем как разобрать алюминиевый радиатор отопления либо аналог биметаллический, приготовьте нужный инструментарий.

Основное приспособление

Как основное приспособление для работы применяется ниппельный ключ.

  1. Это стальной прут, имеющий длину примерно 70 см.
  2. С его одного торца приварена рабочая часть ключа 24×40 мм. С противоположной стороны расположено сквозное отверстие.
  3. В него вставляется металлический стержень для более удобного вращения гайки.
  4. На ключе есть несколько насечек. Шаг меж ними равен ширине радиаторной секции.

Обратите внимание!
Вставьте инструмент в батарею.
Посчитайте число насечек.
Так вы просто найдете гайку необходимой секции.

Необходимые действия

На фото — откручивание секций алюминиевого радиатора.

  1. Перед разборкой радиатора определите, в какую сторону вращать ключ. Положите батарею на пол вверх лицевой стороной. Соответственно правая резьба будет расположена справа, а слева будет резьба левая.
  2. Есть возможность поступить еще проще. Возьмите ниппель и наживите его поочередно слева и справа. Так вы поймете, куда вращать ключ. В противном случае, действуя неправильно, вы можете сорвать резьбу и испортить секции.
  3. Импортные радиаторы на футорках и заглушках «лица» секций имеют такую маркировку резьбы: левая — S, правая – D.

Например, нужно скрутить секцию справа.

  1. Вставьте инструмент «лопаткой» до необходимого участка в верхнее отверстие. Зафиксируйте его в пазу ниппеля, приложите усилие и, повернув ключ против движения стрелки часов, строньте гайку с места.
  2. Тут, перед тем как разобрать биметаллический радиатор, и нужен будет прут. Вставив его в кольцо на инструменте, вы создадите рычаг. Без него работать будет трудно, т.к. придется прилагать значительные усилия.
  3. Осуществив пару полных оборотов, ключ переставьте в низ батареи. Повторите там процедуру.
  4. Далее опять перенесите инструмент наверх и сделайте очередные два витка.
  5. Поочередно повторяя действия, секцию скрутите полностью. Нужно это для того, чтобы не возникло перекосов.

Как разъединить чугунные секции

Теперь о том, как разобрать чугунный радиатор отопления. Самые распространенные из них в старых домах и квартирах МС-140. Их секции также собираются при помощи ниппельных гаек и уплотнителей-прокладок.

Если , разобрать ее будет достаточно сложно:

  • с течением времени сопряжение меж секциями «закипает» из-за ржавчины;
  • пазы для ключа под воздействием воды разъедаются.

Обратите внимание!
Стоит помнить, что чугун очень массивен.
Например, радиатор из 12 секций весит 90 кг.
Поэтому работать лучше с напарником.

Приготовьте такие инструменты:

  • ключ радиаторный (ниппельный);
  • аналоги сантехнические (№3 и 2) для скручивания футорок (пробок боковых) и заглушек;
  • маленькая кувалда и зубило;
  • паяльная лампа либо строительный фен и металлическая щетка.
  • несколько брусков, чтобы приподнять батарею над полом.

Радиаторный ключ, цена которого не очень велика, это круглый стержень сечением 1.8-2 см. С одного конца металл сплющен. Ширина этой лопатки составляет 2.8×4 см, толщина 0.6 см.

С противоположного конца к пруту приварено кольцо. В него вдевается рычаг для облегчения работы.

Длина инструмента составляет полдлины самой большой батареи (12 секций), к данной величине добавляется около 30 см.

  1. Работать с прикипевшими межсекционными стыками трудно. Иногда они так прочно «срастаются», что даже большие физические усилия их не разъединяют. В таком случае инструкция рекомендует перед разборкой стыка нагреть его паяльной лампой или феном.
  2. Прогрейте чугун до малинового свечения, далее пробуйте разбирать стык.
  3. Открутите предварительно заглушки.
  4. Положите ключ поверх батареи, совместив его головку с участком скручивания ниппель-гайки. По секционному торцу начертите мелом круговую метку на стержне инструмента.
  5. Зафиксируйте лопатку в нижнем внутреннем пазу. Чуть поворачивая инструмент вдоль оси влево-вправо, дотяните его до отметки.

Обратите внимание!
Не забудьте определить, куда следует скручивать секцию.
Когда есть гайка-ниппель, наживите ее, делая это по очереди правой и левой стороной.
Тем самым вы определите, в какую сторону надо скручивать ниппель.

Когда резьба поддастся вашим усилиям, не развинчивайте ее сразу. Скрутите ниппель на один полный оборот, далее повторите операцию с верхней гайкой. Таким образом, действуйте до тех пор, пока не открутите секцию. Такая осторожность нужна из-за того, что чугун вследствие перекоса может лопнуть.

Вывод

Разбираются и собираются отопительные батареи из разных металлов практически одинаково. Небольшие отличия состоят в их весе либо особых отличительных свойствах материалов. Просмотрев видео в этой статье, вы получите дополнительную информацию.

Основным источником передачи тепла всегда были батареи. При Союзе повсеместно ставили чугунные радиаторы, практически не встречались вариации из алюминия. Да и к тому же ставились алюминиевые только с начала 80-х годов, раньше такой технологии не было. Но любой материал имеет свой срок годности, тем более металлы.

Потому необходимо регулярно проводить их диагностику и при необходимости их менять.



Причины замены батарей

Одним из главных компонентов отопительной системы являются радиаторы. Основной причиной их замены является то, что они перестают нормально греть, то есть не выполняют свое прямое назначение. Конечно, можно их не менять, а прочистить, что в большинстве случаев и происходит. Меняют же их в случае, когда нужно заменить внешний вид помещения, тем более если теплосберегающие свойства нарушены.

Разумеется, есть и очевидные причины, такие как дефекты или же механические повреждения без возможности восстановления. Зачастую, если речь идет о старых советских радиаторах, это все вышеперечисленные проблемы в одном и том же устройстве. Сейчас же используются несколько вариантов радиаторов отопления: из чугуна, стали, алюминия. Весьма востребованы радиаторы из чугуна, связанно это с большим сроком эксплуатации (около 40 лет), так как они крайне менее подвержены коррозии. Иногда они нуждаются в ремонте, промывке и косметических работах.



Для качественного выполнения такого рода работ, радиаторы разбираются, предварительно их надо демонтировать.

Рассмотрим список инструментов, без которых это сделать будет невозможно:

  • трубный ключ (тройка);
  • турбинка для резки металла;
  • ножовка;
  • зубило;
  • молоток (подойдет и кувалда);
  • металлическая щеточка.


Такие виды работ производят исключительно в летний период. Перед началом выполнения демонтажа необходимо слить воды из системы отопления, иначе вы затопите соседей снизу.

После этого ключом отдаются контргайки, установленные на подводящих трубах, отдаются футорки и конструкция демонтируется полностью, поднимаясь с кронштейнов.

В случаях, когда контргайки отдать невозможно, то необходимо отрезать ту часть труб, которые подают воду.


Разборка радиаторов

До начала работ нужно иметь при себе следующие инструменты:

  • ключ для разборки;
  • разводной ключ;
  • маркер для разметки;
  • пустотелая труба для рычага (длиной 0,5–1 м).

Перед началом работ лучше подготовить плоскость, куда будет укладываться разобранный радиатор. Для разборки его необходимо уложить на поверхность горизонтально. После этого определяется тип резьбы (право, лево) и заглушки отдаются. Срезать в квартире биметаллический радиатор несложно, если применять предложенный алгоритм работы.


Как разобрать?

Перед началом разборки радиатора измеряется длинна ключа до требуемого ниппеля. С этой целью укладываем поверх радиатора, прямо на него, ключ и соединяем непосредственно рабочую часть с той частью радиатора, где нужно отдать стягивающую втулку. После этого на стойке самого ключа отмечаем необходимую точку (кругом), используя белый маркер. После этого вставляем в саму конструкцию до этой отметки.

До вращения ключа, нужно определить непосредственно резьбу. Она бывает как правой, так и левой. Это важно по той причине, что если вращать в обратном направлении, то секции радиатора будут стягиваться и, возможно, их заклинит. А вот в обратную сторону, наоборот – секции раздвигаются. Определить направление резьбы, без повреждения конструкции, можно, если повернуть свободную футорку в том или ином направлении.

Правая резьба стандартна: отдается против, а закручивается по часовой стрелке. С левой же резьбой все в точности наоборот.

Когда определились с направлением резьбы, следующим этапом идет непосредственно разбор радиатора, первым шагом будет отворот секции. Прежде всего нужно сделать примерно половину оборота, для срыва резьбы, но не в одном месте совершать нужно такое действие, а на двух параллельных ниппелях сразу. Следующим шагом будет разборка всей батареи, с шагом секции до 5 мм. Раскрутка всех ниппелей производится параллельно.

В случаях, когда нужно развести секции шире, чем указано в ТТХ, то делать это крайне нежелательно, ведь такое действие может заклинить саму резьбу, а также к ее перекосу. Для более широкого рычага обычно используют трубу, одевая её сверху на ключ. Современные радиаторы разбираются абсолютно таким же способом, но направление резьбы угадывать не нужно – есть специальная маркировка с указывающим символом. D является правой резьбой, а вот S – левой.


Разборка старых моделей

При выполнении разборки батарей из чугуна старого типа, нужно помнить, что резьба там, зачастую попросту прикипает (от времени). Иными словами, она сидит практически намертво и просто её открутить – это крайне затруднительно. В этом случае в ход идет работа автогеном, прогревая необходимый участок. Прогрев делается по кругу в районе ниппеля, все стыки должны быть прогреты последовательно.

Когда прогреты стыки, но еще не остыли, внутрь вводится специальный ключ для радиаторов и проворачивается где-то на пол-оборота, после нужно оперативно переставить его в параллельный ниппель. Так выкручиваются старых и закипевших батарей неподдающиеся пробки и футорки.

Когда ниппель затруднительно вывернуть, ввиду того что разъемы под ключ начисто заржавели, то в этой ситуации секции на стыках разрезаются турбинкой (при отсутствии – ножовкой). После этого секции ниппеля выворачиваются при использовании автогена или горелки.

После завершения такой работы, резьба чистится специальной щеткой от ржавчины.



В случаях, когда предыдущие способы неприменимы к раскрутке радиатора, то остается только старый и проверенный способ – использование кувалды в целях дробления частей секций. Радиатор укладывают горизонтально, и посередине секций бьют кувалдой момента отхода сквозной части секции. После этого радиатор нужно перевернуть на другой бок и сделать те же действия с другой частью секции.

Далее радиатор монтируют вертикально и бьют по остальным частям, а потом разбирают. Но следует помнить, что при выполнении таких работ конструкция вполне себе теряет герметичность на других стыках. Демонтаж и разборка старых батарей весьма трудный процесс, потому нужно знать, как грамотно это делать.



Способы снятия

Перед началом выполнения работ по замене батарей или их ремонту, подготовить желательно как инструмент, так и запчасти. Если нужно заменить старую батарею на более современную, то в течение производства предварительных работ монтируются специальные кронштейны для новых креплений батареи современного типа. При выполнении таких работ подача воды отключается полностью и система герметизируется, сливая всю воду заранее. Разборка радиатора, даже своими руками, не вызывает трудностей, однако, кто-то с ними сталкивается. Первым шагом будет прогрев на батарее пробки вышеупомянутыми способами. Далее, когда они имеют нужную температуру, их откручивают.

Турбинкой батарею режут аккуратно между секций. После, секции отсоединяют. В старых батареях находится ниппель, требующий нежного отношения, потому его надо аккуратно, используя зубило, наглухо выбить из конструкции. Но это нужно только для тех видов работ, где эти радиаторы сохранятся и будут работать, то есть с целью прочистки или частичной замены. Если же вы меняете всю систему, выполнять этого не нужно, хватит простого распила конструкции с дальнейшим его сортирование в мусорный бак.

Ниппель извлекается таким образом, что при его откручивании резьба не получила повреждений. После этого она должна быть очищена от следов коррозии. Следующим шагом осуществляют группирование и сбор некоторых секций.

Для лучшей герметичности, не стоит забывать о прокладках, которые ставятся между секций. Также стыки должны быть обработаны герметиком или силиконом.



Демонтаж алюминиевых вариантов

Алюминиевые батареи являются монолитными, встречаются некоторые вариации с секциями, но обычно это просто два соединенных вместе радиатора. Их демонтаж включает в себя просто слив воды из системы и откручивание от трубы. Зачастую хватит перекрытия трубы, которая идет к самому радиатору и трубы, которая идет от него. У каждой алюминиевой батареи есть специальный клапан, через который можно сливать воду. От трубы откручивается радиатор обычным газовым ключом.

Алгоритм работы

Монтировать новую гораздо проще, чем демонтировать старую батарею. Делать такие работы самостоятельно без помощи специалистов возможно. Важно то, что при выполнении работ надо четко придерживать правил и норм. Во время установки батареи нужно в обязательно порядке следить за её уровнем, которое должно быть строго вертикально, что проверяется строительным уровнем. Если же этого не сделать, то система может нарушить свою герметичность и теплотехнические характеристики.

В случаях, когда в одном помещении нужно установить несколько радиаторов из чугуна , то они должны находится в уровень друг с другом без погрешности. Самым простым способом будет монтаж креплений (кронштейнов) по лазерному уровню и дальнейший контроль монтажа радиатора.



Многие монтажники используют и специальный шаблон для разметки, так как размеры радиаторов стандартны.

Основным материалом для таких «лекал и шаблонов» является фанера, которая немного большей самой конструкции. На этом шаблоне есть специальные места, которые обозначают места креплений, через которые сверлят дырки для креплений. Количество кронштейнов должно быть равно количеству блоков в радиаторе. Обычно, 1 кронштейн идет на 1 погонный метр. Крепления монтируются по уровню, должны быть они в ноль, без отклонений.

Там, где были указанны метки, сверлят отверстия. Сверлить можно как перфоратором, так и ручным сверлом, но это будет весьма долго. Глубина и диаметр должны соответствовать креплению, чтобы оно заходило на 13 см и более. Следующим шагом будет замазывание отверстий раствором, чтобы кронштейны не выпали. Готовы они будут к работе только после того, как тот раствор, на который они уложены, будет готов.


Котел работает на полную мощность, но в доме держится низкая температура? Возможно, проблема с радиаторами, которые не могут справиться с нагрузкой. Добиться повышения КПД отопительной системы можно, если понять, как разобрать чугунную батарею, перенести ее или нарастить к имеющейся дополнительные секции. Процесс наращивания теплообменника, в котором ниппель для чугунного радиатора является связующим звеном, достаточно прост, но вместе с тем он требует выполнения ряда требований.

Наращивание радиаторов

Перед тем, как нарастить радиатор отопления, необходимо помнить, что проводить работы подобного плана можно только по завершению отопительного сезона. Поскольку, чтобы добавить новые чугунные батареи, равно как и секции из любого другого материала, возникает необходимость в демонтаже и разборке всего теплового прибора. И если проводить такие мероприятия в отопительный сезон, то всю систему нужно будет перекрывать. А когда вы проживаете в квартире многоэтажного дома, вряд соседи будут в восторге от перспективы остаться на неопределенный срок без отопления.

Безусловно, зимой можно переносить теплообменники отопления и наращивать их при условии, что ваш контур оснащен байпасными кранами, посредством которых отсоединение радиаторов осуществляется «безболезненно» для централизованной тепловой магистрали.

В том случае, если ваши батареи не имеют байпасов, то, как бы вы не хотели, процесс наращивания или переноса обогревательного прибора придется отложить до весны. Впрочем, это не мешает нам сейчас рассмотреть, как разобрать и нарастить чугунную батарею отопления, равно как и биметаллическую. Для этого нужно запастись следующим инструментарием:

  • специальный ключ для сборки и разборки теплообменников (за неимением такового сгодится разводной подходящего размера);
  • ниппель для радиатора - тут нужно подбирать такие переходники, которые подходят строго под материал и конфигурацию теплового элемента;
  • паронитовые прокладки, которые размещаются между секциями;
  • боковые заглушки с комплектом прокладок;
  • кран для слива воды или спуска воздушных масс из системы - по желанию.

Перед тем, как разобрать чугунную батарею (видео вы можете найти в нашей публикации), не забываем о том, что нужно перекрыть поступление в систему теплоносителя.

В том случае, когда радиаторы уже были в пользовании, то между ее конструктивными элементами нередко наблюдается скопление ржавчины или грязи, которые будут мешать полноценному наращиванию батарей.

Так, чтобы прокладка полностью облегала обод теплового элемента, от всех этих наростов необходимо избавиться. Сделать это можно с помощью наждачной бумаги или металлической щетки.

ВИДЕО: Как разобрать радиатор отопления

Подготовка к сборке

Прочистка теплооменников осуществляется в домашних условиях. Чтобы не повредить покрытие ванны, ее дно устилается плотной ветошью, а сливное отверстие накрывается сетчатым приспособлением, что позволяет исключить вероятность попадания объемных комков грязи в канализационную систему и, как следствия, засорения.

Чугунные батареи полностью разбираются, все крышки скручиваются, после чего в открытые отверстия заливается кипяток. Затем обогревательный прибор нужно хорошенечко встряхнуть и слить воду с остатками грязи. Дальше заливаем воду, но только в этот раз в нее добавляем чистящее средство, в качестве которого может быть щелок, кисломолочная сыворотка или уксус. В этот раз мы не сливаем воду, а закрываем секции заглушками и оставляем «откисать» как минимум на один час. По происшествию указанного времени радиатор хорошо встряхиваем, можно даже постучать по нему резиновым молотком, чтоб удалить остатки ржавчины и налета. После можно слить раствор вместе с мусором.

Промывать тепловой элемент нужно до тех пор, пока вода, сливаемая из него, не будет практически чистой. Кроме этого, необходима тщательная промывка батарей после чистящих средств, остатки которых могут спровоцировать дальнейшее развитие ржавчины.

Нередко в качестве чистящего средства используют жидкости для промывки теплообменников транспортных средств или составы для очистки труб канализации.

Процесс наращивания

Приступаем к ввинчиванию ниппеля слева. Сперва рекомендуется слегка накрутить его, приблизительно на один оборот. По такому же принципу накручиваем ниппельный переходной элемент с правой стороны секции.

При увеличении теплоблока необходимо следить за тем, чтобы уплотнительная прокладка располагалась исключительно посередине ниппеля, а секция батареи при этом должна плотно прилегать к нему.

Дальше посредством специального ключа продолжаем ввинчивать ниппель в секцию обогревательного прибора. Как правило, достаточно трех-четырех оборотов, чтобы ниппельный переходник обеспечивал надежное наращивание отопительных приборов. Так, по очереди секция затягивается до тех пор, пока она не будет плотно прилегать к своей «соседке».

Следующий этап - установка специальной боковой заглушки. Также важно помнить о том, что такие пробки должны обязательно комплектоваться паронитовыми уплотнительными прокладками. Заглушка навинчивается с помощью трубного ключа.

Установка дополнительных кранов и покраска радиатора

Итак, после того, как батарея была полностью собрана и дополнена новыми секциями, можно приступать к установке кранов. Напомним, подобные конструктивные элементы не есть обязательными, они монтируются по желанию домовладельцев. Так, вместо заглушки можно вкрутить, к примеру, посредством которого будет осуществляться спуск накопившихся воздушных масс в обогревательной системе и, при необходимости, теплоносителя.

Кроме этого, стоит отметить, что снижение КПД радиаторов может быть связано с толщиной декоративного покрытия, которое наносится на батарею. Действительно, после трех-четырех слоев краски обогревательный прибор начинает работать чуть хуже. Поэтому если вы хотите обновить цвет радиатора, то лучше всего перед этим снять слой старой краски.

Кроме этого, для покраски крайне нежелательно брать обычную эмаль, поскольку со временем она желтеет, что требует ее обновления. Как правило, для окрашивания радиаторов используются составы, которые характеризуются устойчивостью к высоким температурам.

Еще одно условие создания эффективно работающего теплообменника - это подбор качественных расходных материалов. К сожалению, сегодня на рынке подобного сегмента представлено огромное количество соединительных ниппелей, заглушек, не говоря уже об уплотнительных прокладках. Недобросовестные продавцы, чтобы заработать как можно больше прибыли, могут продать вам некачественные комплектующие по цене фирменных. Поэтому постарайтесь отдавать свое предпочтение проверенным материалам известных марок или хотя бы попросите совета у знающих людей.

Посмотрев видео, как разобрать чугунную батарею отопления, вы сможете убедиться в том, что этот процесс не вызовет трудностей в его реализации. Самое важное - это осторожность и тщательное выполнение всех рекомендаций к работам подобного плана!

ВИДЕО: Как собирать радиаторы отопления

Теоретическая часть
Биметаллические и алюминиевые батареи
Порядок раскручивания правосторонней секции
Как разобрать чугунные батареи своими руками
Процедура разборки
Видео

Термин «батарея» относится ко всем секционным отопительным приборам алюминиевого, стального, биметаллического и чугунного типа. Для соединения отдельных секций применяются верхние и нижние ниппель-гайки.

Ниппель-гайками именуются уплотнители кольцевого типа, оснащенные наружной резьбой по обоим торцам элемента. Во внутренней части имеются специальные пазы, предназначенные для установки радиаторного ключа. Вращая его в ту или иную сторону, можно проводить смыкание или размыкание отдельных секций.

Разбирают батареи отопления по секциям, как правило, в таких случаях:

  1. Во время монтажа системы отопления.
  2. Когда производится наращивание батареи дополнительными секциями.
  3. Если радиатор начал протекать.

Биметаллические и алюминиевые батареи

Перед тем, как разобрать алюминиевый радиатор, необходимо приготовить необходимые приспособления.

Роль главного инструмента отводится ниппельному ключу:

  • Это пруток из стали длиной около 70 см. На один из его концов необходимо приварить рабочую часть ключа 24х40 мм, а второй оснастить сквозным отверстием.
  • Металлический стержень. Его вставляют в отверстие на конце прутка, что позволяет заметно упростить процедуру раскручивания гаек.

Ключ имеет серию насечек, шаг между которыми указывает на ширину одной секции.

Перечень операций, как разобрать радиатор отопления своими руками:

  1. Перед тем, как разобрать биметаллический радиатор, необходимо определиться, в какую сторону вращать ключ. Для этого радиатор размещается на поверхности пола так, чтобы его лицевая часть оказалась вверху. В таком положении правая резьба будет находиться справа, а левая – с лева.
  2. Существует и более простой способ. Нужно взять ниппель и одеть его по очереди слева и справа. Если перепутать стороны, это может закончиться срывом резьбы и поломкой секции.
  3. На радиаторах западного производства футорки и заглушки с лицевой части маркируются следующим образом: левая резьба обозначается, как S, правая – как D.

Порядок раскручивания правосторонней секции радиатора

Как разбирается биметаллический радиатор отопления правостороннего типа:

  • Ключ вставляют так, чтобы его «лопатка» вошла в верхнее отверстие: для фиксации там имеется специальный паз.
  • Далее, приложив силу, поворачивают инструмент против часовой стрелки. В результате этого необходимо добиться смещения гайки с места.
  • На этой стадии разборки биметаллического радиатора понадобиться вышеупомянутый пруток. Его вставляют внутрь кольца на ниппельном ключе, добившись таким образом создания рычага. Это заметно облегчит работу, для реализации которой потребуются значительные усилия.
  • Произведя два полных оборота, ключ необходимо переместить на нижний участок радиатора. После этого процедура повторяется.
  • Снова установив ключ сверху, делают два оборота: поочередность действий повторяется до полного откручивания секции. Такой алгоритм действий, как разобрать алюминиевый радиатор отопления, позволяет уберечься от перекосов.

Как разобрать чугунные батареи своими руками

Чаще всего дома и квартиры старой планировки оснащаются чугунными батареями МС-140. Для сборки их секций также используются ниппельные гайки и уплотнительные прокладки. Особенно сложно провести разборку старой батареи, т.к. по ходу ее длительной эксплуатации промежутки между секциями закипели от ржавчины. Как правило, в таких случаях ниши для ключей разъедаются теплоносителем. Также важно держать в памяти значительную массу чугуна. К примеру, вес одной батареи на 12 секций составляет 90 кг: с таким изделием справиться в одиночку будет затруднительно.

Для реализации процедуры потребуются следующие инструменты:

  • Ниппельный радиаторный ключ.
  • Сантехнические приспособления для отвинчивания футорок и заглушек.
  • Небольшая кувалда и зубило.
  • Паяльная лампа (ее можно заменить строительным феном).
  • Стальная щетка.
  • Деревянные бруски для установки батареи на пол.

В роли радиаторного ключа используется сплющенный с одного конца металлический стержень круглой формы, диаметром 18-20 мм. Размеры сплющенной части — 28×40 мм, при толщине 6 мм. На противоположный край прута приваривают кольцо, через которое продевается рычаг. Длиной радиаторный ключ должен быть, как половина самой большой батареи на 12 секций, плюс 30 см.

Процедура разборки

Разъединить прикипевшие межсекционные стыки очень непросто. В некоторых случаях они прикипают так сильно, что бессильными оказываются даже значительные физические усилия. В подобных ситуациях стыки перед разборкой прогреваются с помощью паяльной лампы или фена.

Как разобрать радиатор отопления из чугуна:

  • Чугун прогревают паяльной лампой до тех пор, пока он не начнет издавать малиновое свечение. После этого можно начинать процедуру разборки.
  • Первым делом необходимо вывернуть заглушки.
  • Радиаторный ключ подводится к верху батареи: его головка должна попасть на участок отвинчивания ниппель-гайки. На торце секции нужно с помощью мела отметить круг расположения стержня инструмента.
  • Сплющенная часть вставляется в нижний внутренний паз. Далее, перемещая инструмент в нужном направлении, доводят его до отмеченного круга.

Перед началом операции важно выяснить, в какую сторону необходимо проводить скручивание секций. При наличии ниппельной гайки ее по очереди накручивают на правый и левый торец батареи: это дает возможность определиться с направлением вращения ниппеля. Если резьба сдвинется, полное откручивание производить не следует. Чтобы избежать перекосов, верхний и нижней ниппели нужно поочередно отвинчивать на один полный оборот.

Как выполнить монтаж биметаллических радиаторов отопления

1.Монтаж биметаллических радиаторов отопления: советы и рекомендации
2. Исключительный случай -ремонт радиаторов отопления

В недалеком прошлом для производства радиаторов отопления применялся сплав чугуна.

Монтаж таких систем, имеющих приличный вес, был достаточно трудоемок. В дополнение к этому сложности вызывала также необходимость регулярной очистки полостей радиаторов от осаждающихся на внутренних стенках механических засоров.

На сегодняшний день подобную проблему многим производителям удалось решить путем применения материалов, уменьшающих вес радиаторов и обладающих при этом высокой теплоотдачей. Замена чугунных радиаторов на биметаллические позволит вам упростить монтаж и обслуживание системы отопления при максимальном сохранении всех преимуществ отопительных систем из чугуна (прочитайте также: «Установка чугунных батарей отопления своими руками»).

Популярные сегодня биметаллические радиаторы являются одними из наиболее качественных систем, соответствующих ряду показателей, необходимых современному отопительному оборудованию:

  • Показатели прочности таких систем не уступают, а зачастую превышают ее значение для изделий из ряда применяемых ранее традиционных материалов.
  • Отличная способность выдерживать рабочее давление, при котором в системе осуществляется циркуляция теплоносителя.
  • Устойчивость к возможному повышению давления до значения, превышающего 25-30 атмосфер.
  • Компактные размеры и небольшой вес.
  • Длительный (свыше двадцати лет) срок службы.

Обладая всеми качествами, необходимыми современным отопительным системам, биметаллические радиаторы отопления при этом имеют отличный внешний вид, что позволяет отказаться от использования декоративных решеток и заграждений, препятствующих прохождению теплого воздуха в помещение.

Выбирая радиатор, следует определить те показатели, которым должна соответствовать приобретаемая система для помещения, в котором предстоит ее установить:

  • Следует определить значение диаметра труб, подводящих к отопительным приборам теплоноситель.
  • Необходимо также обратить внимание на максимальное значение мощности, отдаваемой радиатором.

В случае, если при уже имеющейся системе необходима замена — радиаторы отопления биметаллические станут одним из лучших решений с учетом того, что они обладают всеми преимуществами алюминиевых отопительных систем, при отсутствии недостатков, присущих последним: неустойчивости к коррозии и возможное разрушение мест соединения радиаторов с трубами (прочитайте также: «Биметаллические радиаторы отопления: какие лучше выбрать»).

Монтаж биметаллических радиаторов отопления: советы и рекомендации

Одно из главных условий дальнейшей эффективной работы отопления, которое следует учесть, если вы, предварительно оценив преимущества рассматриваемого варианта, приобрели биметаллические радиаторы отопления: монтаж и проверка работы системы требуют предельной аккуратности и внимательности.

Работы по монтажу радиаторов следует проводить лишь после внимательного изучения сопроводительной документации.

В прилагаемой к отопительной системе инструкции должен быть подробно описан весь ход проводимых работ. Там же должны быть приведены советы и основные рекомендации, следуя которым вы непременно получите качественный результат. Монтаж биметаллических радиаторов своими руками в этом случае не представит каких-либо сложностей, особенно если у вас есть некоторый опыт в проведении подобных работ.

Однако желательно проконсультироваться у опытных специалистов, имеющих необходимый уровень квалификации.

Работа, которую необходимо выполнить перед тем, как начать устанавливать биметаллические радиаторы отопления — сборка самих радиаторов.

Как правило, операция эта выполняется производителем на заводе или же в магазине квалифицированными специалистами, а вы приобретаете готовую к установке собранную систему.
Однако возможна сборка биметаллических радиаторов отопления или перегруппировка отдельных секций на месте установки системы.

К этой работе следует привлечь мастеров, имеющих опыт подобной работы. Для работы необходим специальный ключ.

Проводя установку, следует обратить особое внимание на размещение клапана, необходимого для выпуска воздуха, скопившегося внутри батареи (кран Маевского). Этим вы исключите возможность завоздушивания системы отопления, препятствующей снижению теплоотдачи.

Перед клапанами следует установить фильтры для очистки поступающего в систему теплоносителя от механических частиц. Снизу на «глухой» стороне радиатора следует установить заглушку.

Грамотная установка биметаллических радиаторов требует соблюдения следующих пунктов:

  • Необходимо произвести замеры и разметить места, где будут расположены основные крепежные компоненты.
  • В случае замены старые батареи срезаются, из стояка удаляются остатки труб, на место которых ставятся краны (детальнее: «Замена батарей отопления своими руками — сделаем всё сами»).
  • Зафиксировать крепежи следует с помощью подходящих дюбелей и цементного раствора.
  • Выполнение, собственно, установки самих радиаторов.

    Как разобрать радиатор: особенности разборки чугунных, алюминиевых и биметаллических батарей

    При этом пристальное внимание следует уделить их установке строго по уровню. Благодаря малому весу радиатор держится очень надежно.

  • Далее необходимо соединить клапан батареи с основной частью отопительной системы.

    Радиаторы подсоединяются к трубам с помощью футорок, переходников и специально подготовленных медных труб.

  • Установив клапан, следует проверить его работу.

Установка биметаллического радиатора, видео урок:

Исключительный случай -ремонт радиаторов отопления

Биметаллические радиаторы, помимо более высокого уровня эффективности, намного проще в эксплуатации и при ремонте, нежели системы монометаллические.

Установка, проверка и запуск, проведенные в соответствии с требованиями завода-изготовителя, гарантируют эффективную бесперебойную работу биметаллических отопительных систем на протяжении длительного времени. Необходимость в ремонте радиаторов отопления возникает, преимущественно, у некачественных моделей, отдельные элементы которых соединены способом точечной сварки.

В таком случае перепады температур могут стать причиной повреждения системы из-за различия в поведении при этом стали и алюминия.

В лучшем случае металл просто будет издавать характерные звуки. В биметаллических радиаторах стальные трубы сплавляют с примыкающими к ним радиаторами под высоким давлением. Выбирая модели известных ведущих производителей, дающих гарантию на свою продукцию, вы приобретете качественный товар, недостаток у которого, по сравнению с другими радиаторами, лишь один – более высокая стоимость (смотрите также статью: «Замена радиаторов отопления своими руками — делаем правильно»).

Однако вложив средства в подобные отопительные системы, вы исключите риск возникновения каких-либо неполадок и обеспечите свой дом надежным источником тепла.

Установка чугунных батарей отопления своими руками

1.Технические особенности чугунных батарей
2. Преимущества чугунных батарей
3. Недостатки чугунных радиаторов
4. Способны установки чугунных батарей отопления

Ни для кого не секрет, что такие отопительные приборы, как чугунные батареи используются практически во всех жилых постройках уже на протяжении довольно долгого количества времени.

Распространены они и сегодня, однако развитие технологий способствует тому, что эти агрегаты вытесняются более современными и функциональными радиаторами.

А именно:

Для того чтобы разобраться с тем, как должна проходить установка чугунных батарей отопления, необходимо изучить, какими техническими характеристиками обладают эти приборы, а также рассмотреть, по какому принципу должен проходить расчет чугунных батарей отопления.

Технические особенности чугунных батарей

Современные чугунные батареи во многом схожи по своим техническим характеристикам с более дорогими и инновационными прибора из биметалла, алюминия и стали.

Рабочее давление внутри батарей из чугуна составляет восемь атмосфер. Что касается оптимального расположения этих агрегатов, то правильнее всего поместить их в пространстве под оконными проемами, что позволит увеличить показатели теплоотдачи.

Для того чтобы объем передаваемого тепла был максимально большим, правильным решением будет периодически промывать внутреннюю поверхность батарей, чтобы очистить ее от налета ржавчины и прочих вредных веществ.

Это позволит увеличить производительность работы оборудования, и вместе с тем продлит срок службы чугунных батарей отопления.

Преимущества чугунных батарей

Рассматривая такой отопительный прибор, как чугунная батарея отопления характеристики этого агрегата во многом соответствуют, а иногда и превосходят характеристики более современных изделий, применяемых для обогрева жилых помещений.

Среди очевидных преимуществ этого типа радиаторов можно выделить следующие:

  • минимальный эксплуатационный срок составляет 50 лет, что обусловлено высокой стойкостью оборудования к коррозионному налету;
  • чугунные батареи отличаются надежностью работы;
  • способность накапливать весьма большой объем тепла благодаря наличию толстых стенок;
  • устройство чугунной батареи отопления не является дорогостоящим мероприятием, поскольку цена этих приборов не является большой.

    Несмотря на это радиаторы из чугуна устойчивы к находящимся в воде загрязнениям(прочитайте также: «Конструкция и устройство радиатора отопления»);

  • плохое качество циркулирующего теплоносителя не повлияет на работу оборудования;
  • в отличие от стальных изделий чугунные отопительные приборы не склонны к протеканию;
  • установка чугунных батарей вполне может быть выполнена собственноручно, то есть без помощи профессиональных мастеров.

    Для облегчения монтажа можно изучить различные фото- и видеоматериалы, способные упростить процесс установки.

Недостатки чугунных радиаторов

Несмотря на все вышеперечисленные достоинства, радиаторы из чугуна имеют также и некоторые недостатки, среди которых особенно важно упомянуть следующие:

  • в процессе долгой эксплуатации внутри агрегатов накапливается ржавчина;
  • поверхность теплоотдачи оборудования является небольшой, а теплопроводность чугуна весьма низкая, поэтому для того, чтобы качественно обогреть жилое помещение, отопительные батареи чугунные должны состоять из не менее чем десяти секций;
  • ввиду того, что масса теплоносителя и самих батарей из чугуна в системе централизованного отопления в многоквартирном доме является очень большой, обязательно потребуется монтаж объемной системы труб, которые не получится скрыть в стене;
  • из-за того, что объем теплоносителя является очень большим, время на обогрев помещения потребуется очень много.

    А повышенная инерционность чугунного оборудования не позволит оснастить радиатор механизмом регулирования производимого тепла;

  • подобные устройства довольно тяжело монтировать в уже готовые отопительные системы, оборудованные автоматическими приспособлениями, что не позволяет контролировать расход топлива;
  • скорость передачи тепла в чугунную батарею является совсем небольшой.

Способны установки чугунных батарей отопления

Вариантов присоединения чугунных батарей к общей отопительной системе может быть несколько:

  1. Способ диагонального подключения .

    Как самостоятельно разобрать радиатор отопления

    Этот вариант предусматривает подключение тех механизмов, которые имеют в своей основе большое количество секций. Трубопровод подачи присоединяется к верхней футорке с одной стороны батареи, а обратка монтируется к нижней футорке с другой стороны.

    В том случае, если такое подключение выполнить по последовательному принципу, то циркулирующая вода будет передвигаться за счет давления, образуемого в отопительной системе.

    Многие хозяева, желая избавиться от излишков воздуха в трубах, рассуждают на тему того, как снять чугунную батарею отопления.

    Однако делать этого совсем не стоит, достаточно всего лишь установить специальные краны Маевского, служащие именно для этой цели. Основной минус такого подключения – ремонт чугунных батарей окажется весьма проблематичным, поскольку демонтировать такую конструкцию без последствий не получится.

  2. Вариант, именующийся как нижнее подключение .

    Такой тип монтажа чугунного радиатора будет актуальным в том случае, если трубы системы располагаются под полом комнаты или под плинтусом. Этот способ является наиболее приемлемым с точки зрения эстетических свойств, поскольку никаких выступающих наружу коммуникаций не видно.

  3. Подключение одностороннего типа сбоку .

    Наиболее распространенный способ монтажа, принцип которого заключается в подключении трубы подачи к верхней футорке, а трубы отвода – к нижней.

    Этот вариант установки обеспечивает хорошую теплоотдачу оборудования, но при условии, если подключение будет выполнены наоборот, то мощность работы оборудования снизится примерно на 10%. Если нагрев теплоносителя будет слабым, то специалисты рекомендуют установить в системе специально предназначенный для этих целей удлинитель водного протока.

  4. Вариант параллельного подключения , которое осуществляется через систему труб, присоединенную к стояку подачи.

    Таким образом, вода будет уходить через трубы, соединенные с обраткой.

    Оборудованные на участках входа и выхода батареи вентили позволят без труда снять радиатор и произвести необходимые ремонтные работы, при этом система продолжит функционировать.

    Основная отрицательная сторона такого способа – необходимость поддерживания постоянного высокого давления, иначе циркуляция теплоносителя будет проходить медленно.

Важно помнить, что даже устаревшее по современным меркам отопительное оборудование может надежно прослужить очень долго, если своевременно выполнять ремонт батарей отопления своими руками правильнои обеспечить системе должный уход.

Для того чтобы упростить весь процесс подключения чугунных батарей, всегда можно изучить различные фото этих конструкций и схемы их установки, которые всегда есть в наличии у специалистов по монтажу таких изделий.

Принципы установки чугунных батарей отопления на видео:

Как собрать отопительную чугунную батарею?

Для сборки чугунного радиатора понадобятся двухсторонние ниппели и прокладки из термостойкой резины.

Также необходим радиаторный ключ.

Как разобрать радиатор отопления с учетом его типа и материала изготовления

Ключ для сборки нового радиатора можно изготовить из отрезка водопроводной трубы 15 мм. Если секции радиатора старинные, лучше пользоваться откованным из прута ключом.

В отверстиях секций нарезана внутренняя резьба.

С одной стороны правая, с другой левая. На соединительном ниппеле такая же система. Две соединяемые секции требуется положить на ровную поверхность, лучше всего на бруски — по ним они легче будут скользить. На ниппели одеть резиновые прокладки, сместив их на середину. Сблизив секции на расстояние равное длине ниппеля, аккуратно закрутить ниппель (он будет вкручиваться в обе внутренние резьбы секции) на несколько витков от руки.

Так же и с другой стороны секции.

Далее вставляется радиаторный ключ и поочередными поворотами ключа, то один ниппель, то другой, соединяем секции друг с другом. Таким же способом присоединяем и остальные секции. Если резиновые уплотнители изготовлены из качественной термостойкой резины, то срок их службы будет таким же, как и срок службы радиатора.