Христос воскрес что надо. "Спаси, Господи!" - о традициях общения

Описание праздника Пасхи / 1zoom.ru

О празднике читателям "Главреда" рассказал настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

Пасха: что это

"Христос воскресе! Нет праздника радостнее Светлого Христова Воскресения! Нет во всем году утрени, торжественнее Светлой заутрени! В самую полночь, едва раздается торжественный благовест, весь православный мир в едином радостном воздыхании восклицает: "Христос воскресе!" И каждый из нас мысленно – умом и сердцем – предстоит у Гроба Господа нашего Иисуса Христа, от Которого воссияла нам жизнь вечная Царствия Небесного. В этот день каждый человек пусть задумается о том, что свершилось в его жизни страданиями и воскресением Христовым", – отметил митрополит Павел.

Пасха в славянской традиции

Митрополит отметил, что мы говорим: "Христос воскресе!", не придавая этому подчас большого значения ни умом, ни сердцем, ни человеческим отношением.

"Слова эти, возвещая великую Тайну, к сожалению, для многих из нас стали в жизни как бы обыденным приветствием: зачастую мы воспринимаем их как обычную формулу – просто нужно говорить в эти святые дни эти слова приветствия. Но Акафист Воскресению Христову свидетельствует: когда родился Христос, еще не было веры в спасение – ведь Ветхий Завет сообщает нам о том, что души всех, кто родился в то время, сходили в преисподнюю земли: был ли то величайший праведник или грешник. Мы, правда, не знаем участи их, но, когда они сходили в это место, можно догадаться, что им там было не очень легко, и потому они ждали Того, Который придет и разрушит узы ада и Своею смертию победит вечную смерть, и через Его смерть восторжествует жизнь вечная", – пояснил настоятель лавры.

"Сегодня для новой жизни пробуждается природа: то, что казалось, умерло зимой, просыпается и воскресает. Разве это не чудо? Разве это не милость Божья? Воскресшим Спасителем дарованы нам все силы, потребные для жизни в благочестии, ниспосланы все средства, необходимые к сохранению себя невредимыми от сует мира, плоти и диавола. После этого наше спасение зависит уже от нас – от нашей верности Спасителю нашему и Его Божественному учению. Только бы мы не погребали в суете беспечности таланты благодати, данные нам, не расхищали грехами своими в самих себе образ Божий, данный нам Творцом при творении мира", – подчеркнул Владыка Павел.

Оттого что Христос умер за наши грехи, по Его благодати мы можем быть мертвыми к искушениям греха, быть свободными от его обладания нами. Оттого что Воскресший Христос вовеки живой, мы тоже будем жить вечно: смерть не имеет власти над нами, уверен митрополит. "И, хотя грех и смерть угрожают нам, Христос Своим Крестом и Воскресением сокрушил их. Он спасает нас в Своей Церкви – Святой, Соборной, Апостольской", – подчеркнул настоятель лавры.

Он призвал жить праведно: "Именно сегодня мы должны еще раз запомнить, дорогие братья и сестры, что мы с вами искуплены драгоценнейшей ценою – Кровию Христа Спасителя. Поэтому мы и называемся не просто верующими – нет! – мы называемся еще и христианами, то есть последователями Христа, Который воскрес, разрушив всю силу ада, и даровал нам жизнь вечную, Плотию уснул, для того чтобы мы ожили, для того чтобы мы не были унылыми и не забывали о том, что наше земное отечество – это жизнь временная: школа, учебное заведение, где мы учимся жить в Вечности с Богом и наслаждаться всеми этими благами. О, если бы всем нам достигнуть того блаженного дня воскресения, завещанного нам Христом, причаститься и той невечерней Пасхи в Царствии Отца Небесного, которой не будет уже конца! Но мы достигнем сего блаженства, если на всю земную жизнь нашу будем взирать как на Святую Четыредесятницу – как на приготовление к Великому Дню всеобщего воскресения.

Будем же молить и просить, дорогие братья и сестры, чтобы Пасха Христова в нашем сердце не заканчивалась через сорок дней, но чтобы она была в нашей душе всегда и вечно. Ибо Господь сказал: "Радуйтесь и веселитесь – Я победил мир и зло; радуйтесь и веселитесь – ибо вы стали уже наследниками Царствия Небесного, которому не будет конца". Воистину воскресе Христос!"

Как появился праздник Пасха

Пасха или Воскресение Христово - древнейший христианский праздник. Это главный праздник богослужебного года. Он установлен в честь воскресения Иисуса Христа.

Стоит отметить, что впервые Пасху отпраздновали еще за 1500 лет до Рождества Христова: это были иудеи, которых Моисей вывел из Египта. Само слово "пасха" означает "исход" или "избавление" от рабства.

Что касается праздника Пасхи именно как Воскресения Христова, то этот праздник первыми стали отмечать апостолы. И в Новом Завете это торжество символизирует победу над смертью.

При этом лишь к V веку были разработаны четкие правила и сроки празднования Пасхи. В частности, церковники постановили, что в отличие от иудейской христианская Пасха – это праздник Воскресения Христова, который следует отмечать в первое воскресенье после полнолуния, следующего за мартовским равноденствием. Поэтому-то дата праздника и меняется каждый год – в 2018 году православную Пасху отмечают 8 апреля, а в 2019 году православная Пасха выпадает на 28 апреля.

Пасха: традиции

В этот день заканчивается Великий пост: вновь разрешается мясо. А на праздничном столе обязательно должны быть и .

Так мы уподобляемся ученикам Господа, которые по воскресении Его «говорили, что Господь истинно воскрес» . В кратких словах «Христос воскресе! » заключается вся сущность нашей веры, вся твердость надежды, вся полнота вечной радости. Эти слова, ежегодно бессчетное количество раз повторяемые, всегда, тем не менее, поражают наше сердце своей новизной и значением. С этим пасхальным приветствием целуют люди друг друга. Это древнее, идущее еще от времен апостольских, знамение примирения и любви, которое объединяет сердца, которое дает силы простить ради Христового Воскресения. Так приветствуют друг друга православные на Пасху. А еще на Пасху угощают сладкими куличами и обмениваются крашеными…

Истоки такого приветствия

Приветствовать человека в день Пасхи фразой «Христос вокресе!» и отвечать — «Воистину воскресе!» присуще в первую очередь христианам. Этот обычай уходит корнями глубоко в века и имеет огромный смысл для верующих. Также во время обмена этими фразами принято троекратно целоваться. Говорить эти слова можно в течение всей Светлой седмицы, которая идет за Пасхой.

Истоками этот обычай обязан самому Иисусу Христу, который жил и умер за грехи простых мирян. После того как апостолы Христа узнали о его воскресении, они рассказывали об этом каждому человеку, которого видели, говоря заветную фразу «Христос воскресе!». Те, кто слышал эту фразу, понимали, что Иисус — сын Бога, и, подтверждая их слова, отвечали «Воистину воскресе!».

Другая версия говорит о том, что данные фразы используются для благословения. К примеру, мирянин может обратиться с просьбой «Христос вокресе!», а батюшка отвечает «Воистину воскресе!», что значит — «Бог благословит»….

Сегодня православные верующие отмечают главный православный праздник — Воскресенье Христово или Пасху. В этот день принято приветствовать друг друга фразой «Христос Воскресе».

По правилам, произносить эту фразу должен человек младший по возрасту или человек, занимающий более низкое место в церковной иерархии.

Мирянину при встрече с духовным лицом необходимо добавлять «Благословите, батюшка», складывая правую ладонь поверх левой для получения благословления.

Священнослужитель в свою очередь отвечает «Воистину воскресе! Бог благословит», налагает крестное знамение и кладет свою правую руку на ладони собеседника.

При встрече двух мирян необходимо приветствовать фразой «Христос Воскресе» и отвечать «Воистину Воскресе», после чего следует троекратный поцелуй.

Пасхальное приветствие появилось с апостольских времен. Возглас «Христос воскрес!» выражает радость апостолов, которые узнали о воскресении Господа.

Существует поверье, что…




Многие пишут о том, что непонятно, как правильно говорить: Во истину воскресе или во истину воскрес – это форма приветствия христиан на Пасху. Но многие, не знают, как правильно говорить. На самом деле оба варианта правильные и верные. Просто нужно знать, как правильно их использовать.

Церковное придания



Слова «Во истоину воскресе» говорят на «Христос Воскресе!». Такая традиция пошла ещё с Древней Греции, откуда и пришло христианство в Россию. Только там говорили его по-другому, на греческом языке. Слова «Христос Воскресе!» говорят на церковно-славянском языке. На нём же читают молитвы, хотя для непривычного слуха этот язык может показаться странным. Многие слова там звучат совершенно не так, как в разговорном русском. Например, не Богородица, а Богородице в именительном падеже. Получается ощущение среднего рода, который воспринимается, как определённый диалект.

На самом деле в церковной практике…

Сегодняшнею ночью Он воскрес…
Ликует всё в подлунном этом мире
Как будто ангел заиграл на лире,
Христос глядит с сияющих небес.
«Христос воскресе! Воистину воскрес!»
И этот возглас отовсюду слышен,
Ему от мала до велика рады.
Льёт жаворонок с высоты рулады,
А им навстречу от Земли всё выше:
«Христос воскресе! Воистину воскрес!»-
С утра друг другу люди говорят,
И звон колоколов им вторит в лад,
Волшебным светом озарён мой сад,
И каждый кустик Воскресенью рад.
«Христос воскресе! Воистину воскрес!»

Всех стихирян и гостей поздравляю с праздником
Светлого Христова Воскресенья!
Христос воскресе!Воистину воскрес!
Мира вам,Веры,светлой и чистой Любви! Да хранит
вас от всякого зла наш Спаситель Иисус Христос!

СМС-поздравление на Пасху: Воистину воскресе

Пасха – это один из самых почитаемых в России праздников. В этот день люди обращаются друг к другу, используя слова-благопожелания: «Христос воскресе!» и слышат отзыв «Воистину воскресе»! Поэтому если вы написали своему другу поздравительную открытку, и в ответ получили СМС-поздравление на Пасху: Воистину воскресе то и вы тоже включились в добрую традицию пасхальных дней.

Как сегодня можно поздравить с Пасхой?

Мир сегодня стремительно меняется. Если раньше люди христосовались друг с другом, дарили красивые пасхальные яйца, выкрашенные в ритуальный красный цвет, приглашали за праздничный стол с куличами и творожной пасхой, то сейчас они стараются поздравить своих друзей и близких с помощью СМС-поздравлений.

СМС-поздравления на Пасху – это жанр краткий. Ведь в сообщении таком много не напишешь. Будьте и вы лаконичны, используя стихотворный рифмованный текст. Поэтому если вы хотите поздравить кого-то с…

Приближается праздник Пасхи. И меня, собственно, интересует вопрос про то, нужно ли людям, которые не придерживаются христианской религии, отвечать на приветствие «Христос воскрес» — «Воистину воскрес»? Или это нужно делать хотя бы затем, чтобы соблюсти культуру общения с человеком и лишний раз не травмировать его религиозные чувства? Спасибо. Татьяна.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Татьяна!

Конечно, нужно относиться с осторожностью и уважением к вере ближнего. Но тут нет какой-то обязанности, если человек не верит в Воскресение Христово, если он не хочет разделить пасхальную радость верующего, то он может ответить так, как сочтет нужным.
Некоторые отвечают «Воистину воскресе», а другие просто в ответ поздравляют с праздником Пасхи. Но, чтобы мы не думали, Христос Воскрес – это факт. С этим фактом я Вас поздравляю. Христос Воскресе – Воистину Воскресе!

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.

Читайте…

Дорогие читатели и гости Блога про правильное питание и полезные продукты, от всей души поздравляю Вас с праздником Светлого Христова Воскресения! Желаю Вам здоровья физического и духовного, а также счастья и благополучия!

Христос Воскрес! Воистину Воскрес!

В этот день Христос восстал из мертвых и победил смерть, доказав нам всем, что смерть это не конец и Бог может нас спасти. Его распяли за наши грехи, так пусть же в наших сердцах будет только любовь и добро.

Этот праздник празднуется 40 дней, ровно столько, сколько по преданию Иисус Христос пребывал на земле после воскресения. Невозможно за один день или даже за неделю насладиться этим прекрасным праздником и выразить всю радость. А самые важные дни праздника – это сам день Пасхи, а также первая неделя после него, которая называется Светлая Седмица. Поэтому еще больше месяца после самого праздника люди говорят друг другу «Христос Воскрес! Воистину Воскрес!»

Есть люди, которые круглогодично радуются…

Сегодня все человечество, а значит – каждый из нас, получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес.

Назвать этот день праздником, даже самым большим праздником – слишком мало. Он важнее любого праздника и значимее любого события в мировой истории. Этот день называется Пасхой, что значит – «переход», и отмечается в Православной Церкви как самый главный день в году. В Пасхе – вся суть христианства, весь смысл нашей веры.

«Слово «Пасха», – пишет святой Амвросий Медиоланский, – означает «прехождение». Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на Небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть чадами Божиими» (Ин. 1,12).

Распятие Христа произошло в…




Христос воскресе, Воистину воскресе: поздравления везде слышатся на улице, в городах, в мире. Да именно так, давным-давно случилось прекрасное чудо, которое разнеслось по всей округе, а далее по всему миру. Это было воскрешение самого Сына Господа, распятого три дня назад на Голгофе. Сегодня же мы ждем с нетерпением праздника Пасхи, чтобы отпраздновать это событие, чтобы поздравить друг друга и пожелать лишь всего самого доброго и светлого. Именно это несут стихи, написанные нашими лучшими авторами специально по случаю торжества.

Мы видим отраженья в лужах-зеркалах.
«зевающее» солнце, небо в облаках.
Мы в Пасху видим всё иначе, по-другому.
Праздник Пасхи нам давно знакомый.

Чтоб дети полюбили Пасху,
Поведай им про праздник сказку,
Ты расскажи им про добро и чудо,
И мысли их другими будут.
Значенье придадут словам:
Сказав «Христос Воскрес» — зайдя в…

Христос воскрес!
Воскрес Иисус в земных страданьях,
Земные муки пережил.
Терпел он, молча истязанья,
Позор и боль, глумлений пыл.
Он верил в чудо избавленье,
В грехе погрязших наших душ.
Он верил в чудо воскресенье
И потому в сердцах он жив!
Христос воскрес! Воистину воскрес!

Христос воскрес! Даруя нам надежду!
И вера наша лишь стоит на том,
Что он воскрес! Сияет, как и прежде!
Сиянье то войдёт пусть в каждый дом!
Огнём любви, любви неумолимой,
Любви, что жизнь нам новую даёт!
И пусть горит неопалимою купиной!
Господь наш был, он есть и он грядёт!

Христос воскрес! Мы крикнем в небеса!
Христос воскрес! И станем мы добрее!
Христос воскрес! Начнутся чудеса
И в мир огромный распахнутся двери!
В мир радости, удачи и добра,
В мир счастья, процветанья и везенья.
И в храмах прозвенят колокола.
Со светлым праздником!
Со Светлым…

С праздником светлой Пасхи!
В последние лет 10-15 многие наши люди отчего-то стали сознательно вместо привычного «Христос Воскрес» говорить «Христос ВоскресЕ», что на самом деле звучит совершенно не по-русски. Может РПЦшная «деятельность» тому виной или прогрессирующее «православие головного мозга», не знаю. Лично я вообще далёк от любых религий и тем более церковных праздников и т.п. Религия (любая) — путь к невежеству, а Вера — не имеет религии, как не имеет к ней ровным счётом никакого отношения. Там мы все равны и часть одного целого. Но я помню как в советские времена люди по традиции обменивались фразами «Христос Воскрес» и «Воистину воскрес», а потом многих будто заклинило и стали произносить вслух и нечитаемое.
Правильно всё-таки говорить «Христос воскрес».
Теперь откуда форма «воскресе»? В церковнославянском она пишется с ером на конце. Слог вообще не мог заканчиваться на согласный звук. Читалось… да, типа «воскресе», но гласный был короткий. Кстати, многие…

Пасха в 2018 году приходится на 8 апреля. Этот день особенно важен для православных верующих. Завершается Великий Пост и Страстная Неделя, в каждом доме своего часа ждут традиционные угощения. Большинство верующих в ночь с субботы на воскресенье пойдут в храм на Пасхальную Службу. По ее окончанию наступает христосование, когда христиане разных конфессий встречают друг друга приветственным «Христос воскрес!».

Пасхальное приветствие распространено среди большинства христиан. Христосование начинается с Воскресенья Христова и длится в течение следующих 40 дней. В это время принято радоваться воскрешению Христа и целоваться друг друга в щеку три раза. Эта традиция напоминает о счастье апостолов, когда они узнали, что Спаситель воскрес.

Пасхальное приветствие

Троекратными объятиями и поцелуями, которые сопровождаются радостным приветствием о воскрешении Христа, завершается пасхальная утрень. Верующие завершили Великий пост, и теперь настало время праздновать и чествовать Спасителя. В течение следующих 40 дней встречающие друг друга люди произносят слова, в которых содержится главный смысл всего поста и Пасхи – «Христос воскрес», «Воистину воскрес». Это не просто традиция, в этом приветствии заложена радость всех христиан. Оно напоминает людям о вере в добро, о братской любви, о мире на Земле.


Сейчас у верующих есть возможность поздравить близких, живущих в других странах, с помощью интернета. Многие теряются, как правильно ответить на приветствие «Во истину» или «Воистину». В данном случае слово следует писать слитно. Ведь пасхальное приветствие означает, что Спаситель действительно воскрес, а не воскрес ради истины.

Интересно! Давно появилась традиция переводить слова христосования на разные языки. Таким способом христиане показывают единство всех людей.


Правила христосования

Когда завершается Крестный ход, перед дверьми храма священнослужитель оглашает «Христос воскресе!»

Важно! Некоторые говорят «воскрес», другие «воскресе». Можно говорить оба варианта. Слово «воскресе» — старославянское и используются церковными служащими.


В Пасхальном приветствии есть свои правила.

После Пасхи я зашел к детям в класс. Они знают, что, поскольку ты клирик и богослов, то непременно должен сказать им: «Христос воскресе!» И вот я вошел, но решил ничего им не говорить — естественно, с определенной целью. Просто поздоровался с ними, спросил:

— Ну как вы? Что делаете?

И один из учеников повернулся и сказал мне:

— Надо говорить «Христос воскресе», отче!

— А-а, воистину воскресе! Многая лета!

— Но вы не сказали этого!

— Да, не сказал.

Другие дети удивились, что ученик указал мне, что надо говорить, и поправил меня. В это время в дверь постучали, и вошел мальчик из другого класса, который хотел взять у них баскетбольный мяч:

— Извините, вы можете дать мне ваш баскетбольный мяч? А то нам нечем играть.

Все закричали:

— Иди отсюда! Никакого мяча мы тебе не дадим! В прошлый раз мы его вам дали, а вы его потеряли. Мы больше не даем мячей! Уходи!

Бедный ребенок пристыженно закрыл дверь и ушел. Я повернулся к классу и сказал им:

— Дети, за всеми этими криками вы забыли сказать ему то, что сказали мне.

— Христос воскресе! Надо было сказать ему: «Иди отсюда! Христос воскресе!»

Они были ошарашены и внимательно посмотрели на меня:

— А что вы имеете в виду?

«Христос воскресе» — такое сильное выражение, что мало сказать это

— Я имею в виду то же самое, что и вы имели в виду только что. Вы сделали мне замечание, когда я вошел в класс (и правильно сказали!), что мне надо было поздороваться словами «Христос воскресе». Но «Христос воскресе» — такое сильное выражение, такая мощная реальность, что мало сказать это: надо воплотить его в своей повседневной жизни, в своих переживаниях, в своей возрожденной мысли, в своем преображенном сердце, во всех житейских обстоятельствах. Вы с легкостью говорите: «Христос воскресе», но — «Мяч мы тебе не дадим!», «Христос воскресе», но — «Закрой дверь и оставь нас в покое!»

Христос воскресе означает, что я воскресаю вместе с Ним. В противном случае это напоминает мне нечто, сказанное одним молодым человеком, когда я еще учился в лицее. Тогда я был маленьким, и, конечно, он сказал мне это с иронией:

— Христос воскресе! Ну а мне-то это о чем говорит?

Он воскрес, а я? А ты? А мы? Что это значит для нашей жизни здесь и теперь? Влияет ли это вообще на реальность, в которой я живу?

Вот двоюродные братья, они так гостеприимны дома, встречаются, открывают дверь и:

— Здрасте! Христос воскресе! Садись, давай выпьем кофейку, поговорим!

Садятся они и обсуждают, что скажут на суде по такому-то делу, договариваются, как обвинить другого своего родственника по вопросу, связанному с каким-то имуществом. Обсуждают, что они скажут, как поладят между собой. Время проходит, наконец они приходят к договоренности и:

— Ну давай, пока. Увидимся на суде! Не забывай о той детали, о которой я тебе сказал, это очень важно! Давай, пока! Христос воскресе!

Христос воскресе, но ты упраздняешь эти слова в своей жизни. Ты нажимаешь на кнопки «Cancel», «Delete» на клавиатуре. На словах говоришь «Христос воскресе», а в жизни у тебя еще ничего не воскресло. Во мне еще живут и смердят гробы эгоизма, моих страстей, моих пороков, слабостей.

Вот желанная цель: как, о Христе мой, воскреснет моя жизнь? О том я молю Бога и сейчас выступаю не как твой учитель, а просто говорю, чтобы ты был внимателен к тому, что говоришь.

Помнишь, что говорится в Ветхом Завете? «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Втор. 5: 11). И ты вкладываешь в свои уста эти священные слова, а на деле упраздняешь их.

Однажды я позвонил одному христианину, о котором знаю, что у него имеются финансовые возможности:

— Христос воскресе!

— Воистину воскресе! — ответил он.

Замечательно: ты знаешь это, говоришь это, ты правильно поступаешь.

— Знаешь, есть одна бедная семья, которая нуждается в средствах.

— Эх, отче, ну что же поделаешь? Знаешь, сейчас ведь кризис, кругом одни проблемы. Я молюсь, чтобы у них нашлось какое-нибудь решение. Что делать? Я не могу им помочь. В другой раз поговорим. Христос воскресе, отче!

— Воистину воскресе! До свидания!

«Христос воскресе» — но ты еще сребролюбив, ты еще трудный человек, твое сердце еще остается закрытым. Ты не воскрес

«Христос воскресе», но ты еще сребролюбив, еще скуп, ты еще трудный человек, твое сердце еще остается закрытым. Ты не воскрес. Сребролюбие и эгоизм еще живы, они и не умирали.

То же самое я сказал другому человеку, который не ходит в церковь, он не сильно верит в Бога, не имеет особой внешней связи с Церковью, как все мы, остальные. Но я не знаю, что происходит в его сердце. А по сути происходит то, о чем говорит Христос, — что мытари и грешники первыми войдут в рай. Он не сказал мне: «Христос воскресе», но как только услышал о бедной семье, тут же протянул мне 500 евро со словами:

— Возьми их, отче, и сделай что хочешь, отдай их куда надо.

Я сказал ему:

— Христос воскресе!

А он мне ответил:

— Господь истинен! Не знаю, правильно ли я говорю это.

Кто-нибудь скажет: ну разве это правильно? Нет, неправильно, правильнее будет говорить: «Христос воскресе», любить Господа, жить Господом и на деле исполнять Евангелие в своей жизни.

Я не говорю, что мне больше нравится, когда кто-нибудь, будучи атеистом, живет по-христиански. Потому что есть атеисты, которые говорят, что они атеисты, но они не таковы. Есть у них духовное благородство в душе, действенная любовь, человеколюбивые чувства, они слышат боль другого и плачут, у них чувствительное сердце, они трогаются сердцем.

Помнишь того человека, который рассказал старцу Паисию о своей сестре, которая ночами шлялась по питейным заведениям, а днем работала в больнице? Он говорил старцу:

— Потеряю я сестру! Она попадет в ад! Потому что шляется по всяким заведениям, продает себя и совершает грехи!

Старец сказал ему:

— Она в больнице работает?

— Когда она с больными, она смиренна, добра, помогает им?

— Очень, отче! Она любит больных, убирает за стариками постель, ничем не гнушается, всё им дает, как будто это ее родители.

— Не беспокойся, дитя мое, Бог ей поможет! Он ухватится за это.

— Но она ведь не ходит особо в церковь, у нее нет связи с тем, что мы, остальные, делаем…

Мы говорим: «Христос воскресе». А потом вонзаем другому в спину очень красивый нож

«Мы, остальные, делаем…» А что мы такое делаем? Мы говорим: «Христос воскресе». А потом вонзаем другому в спину очень красивый нож, на котором начертано: «Христос воскресе!»

— Жах! На тебе! Христос воскресе!

Христос воскресе! Воистину воскресе! Однако воскрес ли Он в моей жизни? Или Он воскрес просто как некое историческое событие, о котором ты таким образом сообщаешь?

Я вспомнил о том человеке и его словах, сказанных, когда я был маленьким: что это значит, что Христос воскрес? Что изменилось оттого, что Он воскрес? Для Себя одного ли Он воскрес?

На иконах Христос изображен протягивающим руку и отрывающим Адама и Еву от гроба. А как Ему тебя оторвать, как тебя совоскресить этому Христову Воскресению?

Господь воскресе воистину. Господь преображает людей, изменяет их. Когда Его любовь войдет в душу, Он преображает душу и тело, всё изменяется, человек преображается, меняются его душа, качество сердца, умиротворяется ум, человек утихает, спит спокойно, просыпается, и у него есть желание жить. Есть желание трудиться, идти вперед — всё это дает тебе Христос.

Кто заставил одного юношу пожертвовать всем Христа ради, и когда я посетил Святую Гору Афон, он сказал мне: «Хочу поговорить с тобой»?

— Ты меня знаешь? — спросил я его.

— Нет, но однажды ты поздоровался со мной и пожелал мне духовного укрепления, поэтому я хотел тебе кое-что сказать.

Он зашел ко мне в келью. Я спросил его:

— Ты, конечно, с малых лет ходил в церковь, тогда и привязался к Церкви и сейчас стал монахом?

— Ничего подобного.

— А каким ты был?

— Я был бродягой. Шлялся, проводил ночную жизнь, грешил, гонял на мотоциклах, имел подружек, пил, всё подряд разрушал, развлекался, прожигал свою жизнь, я и моя компания.

— Но, конечно, твои родители христиане?

— Ничего подобного. Они даже не знали, где находится храм. По звону колоколов понимали, что что-то происходит, что рядом где-то храм, но не ходили в церковь.

— Так что же произошло?

— Что произошло? Отец меня ругал, напивался, бил меня, отталкивал от себя. Я не чувствовал любви. А жаждал любви всю жизнь, жаждал понимания, тепла, утешения и любви, которых не нашел там, куда ходил. Я пресытился грехами, а по сути искал Бога, но не нашел Его во всем этом.

— Так что же произошло наконец?

— Не знаю, что со мной произошло, я пришел на Святую Гору вместе с одной компанией в паломничество, это было как прогулка, как экскурсия, и тут словно кирпич упал мне на голову от Божией любви. Во мне произошло потрясение, что-то случилось, и я захотел изменить свою жизнь. Так я и изменился. А до этого мама постоянно корила меня: «Ну, зачем ты так делаешь, скитаешься по ночам, постоянно меняешь девочек, совершаешь столько грехов!» А сейчас я ей внезапно сказал: «Я ухожу, я удаляюсь и иду, чтобы отдать всё Богу!»

Раньше мама боялась и укоряла меня, что я грешу, а тут стала делать обратное: предлагала мне новые знакомства, твердила, что мне надо жениться, что не надо столько ходить в церковь и т.д. Говорила: «Ну ладно, мы, конечно, говорили, чтобы ты стал духовным человеком, но не до такой же степени! Женись на этой девушке или на другой: вот эта — дочь священника, эта — сестра богослова, а эта очень хороша!» — «Нет-нет!» — «Но почему же?»

Другой не может тебя понять, если ты сходишь с ума от Божественной любви

Потому что не существует «почему», когда речь идет о безумии Божественной любви: тогда другой не может тебя понять, если ты сходишь с ума от Божественной любви. Потому что если безумие из-за чего-нибудь человеческого воодушевляет тебя и похищает, если тебя может воодушевить человек, который — всего лишь луч Божественной красоты, если один луч сводит тебя с ума от любви, то представь себе, что будет, если этот луч приведет тебя к Источнику света, к самому Свету, чтобы ты увидел всё сияние, красоту, любовь? Тогда ты забудешь всё, ты будешь потрясен этим величием, которое ощущаешь. Никто тебя не будет понимать, на тебя будут смотреть странно, тебя будут обсуждать и спрашивать себя: «Да что с ним стряслось?» А ты будешь думать: «Мне вообще неинтересно, что вы обо мне говорите».

Любовь любовью исцеляется. Любовь любовью заменяется — когда ты ощутишь нечто более сильное, ты оставишь всё, и у тебя не будет проблем, ты будешь жаждать Божией любви, которую Бог будет подавать тебе преизобильно. Ты будешь уходить без ненависти, будешь избегать всех, но будешь любить их и переживать в своей душе другое.

Когда я захотел дать этому монаху кое-какие подарки (сухофрукты, шоколад), которые привез из Афин, он сказал мне:

— Отче, я не нуждаюсь в этом, хоть этого у меня и нет, потому что здесь мы этого не едим. Но я жажду Божией любви и настоящей человеческой любви.

Я начал рассказ со слов «Христос воскресе», потому что иначе не мог объяснить перемену, произошедшую в этом человеке. Кто же изменил этого человека? Кто сделал его глаза такими? Это открыл мне его приятель, с которым они были вместе в миру и который однажды тоже пришел на Святую Гору, чтобы увидеть его, и сам тоже раскаялся в прошлой жизни. Его приятель сказал мне:

— Отче, этот молодой человек, которого ты сейчас видишь таким кающимся, с глазами добрыми от смирения и покаянных слез, если бы ты видел, каким он был раньше, ты бы не поверил своим глазам. Ты бы удивлялся: да он это или нет? Как он стал таким благостным?

Вот как Бог меняет человека, когда войдет в его сердце, как преображается его душа, как умиротворяется совесть, как успокаивается сон, как слаще и красивее бьется сердце, как меняется в нем всё…

Эта перемена происходит от десницы Всевышнего. Человек меняется через воскресшего и живого Христа, Который не есть одни слова. Человек меняется не одними рассказами, как мы порой ссоримся по этим вопросам и спорим с такими аргументами, словно в уме у нас заложены целые диски с энциклопедическими познаниями о Христе, — тогда как по сути нам просто надо иметь печать Христа в сердце своем.

Что ты предпочитаешь? Диск с безбрежными знаниями о Христе или сердце, носящее в себе отпечаток лика Христова?

Что ты предпочитаешь: чтобы я пересказал тебе книгу, в которой записаны о Христе слова, слова, слова, исторические документы, аргументы, энциклопедические данные, или чтобы показал тебе сердце? Что ты предпочитаешь? Этот диск с безбрежными знаниями о Христе или сердце, носящее в себе отпечаток окровавленной ладони Христовой, лика Христова?

Так что же ты предпочитаешь? Хочешь, чтобы я показал тебе этот священный убрус, принадлежавший святой Веронике, которым Господь вытерся, как гласит предание, и на нем отпечатался лик Христов? Не знаю, подлинное ли это было событие, но знаю силу этой мысли — искать отпечаток Христа в своей душе. Потому что всё остальное — это слова о Христе, это теории, поводы к тому, чтобы мы ссорились, вопросы, которые мы дискутируем, конференции, которые организуем, и говорим ли мы — мы говорим, чтобы убедить, объяснить, что мы такие-сякие и именно наши слова правильные! Да, это хорошо, но кто может встать и показать нам Христа?

Как бы я хотел, говорит святой Силуан Афонский, показать вам лицо Христа! Это другой вид знания, другое ви дение лица Христова, без аргументов, другое касание. Ты понимаешь?

Когда любишь кого-нибудь, ты говоришь ему: «Я сделаю всё, что ты захочешь! Исполню любое твое желание, любое воздыхание». Ты понимаешь другого, любовь несет в себе интуицию. Когда любишь, ты понимаешь, что любит любимый, что ему приятно, и угождаешь ему.

Но у нас имеется проблема с тем, чтобы полюбить другого, это не другой виновен в чем-то. Если бы мы любили его, то всё складывалось бы превосходно. Христос это и принес Своим Воскресением: Он помог нам выстоять, изменить свой взгляд, которым мы смотрим на людей, события, на разные случаи.

Не могу слышать, когда кто-нибудь говорит: «Христос воскресе», а затем следует отчаяние, разочарование, страхи, неуверенность, тревоги, смятение, стресс, паника. А в остальном: «Христос воскресе!» Да где же это?

— Христос воскресе! Но не знаю, сдам ли я экзамены, меня охватывает паника, — говорит кто-нибудь.

Я, конечно, не знаю, сдашь ли ты экзамены, и то, что Христос воскрес, вовсе не означает, что все сдадут экзамены. Потому что один малыш в школе сказал мне:

— Отче, вы говорите «Христос воскресе», а у меня дедушка умер. Зачем же мне это «Христос воскресе», если дедушка умер?

Я ему сказал:

Христос не переменил мир внешне, но переменил нас, наши глаза, сердце, ум, отношение к событиям

— Слушай, если ты поймешь эти слова Христос воскресе в своем сердце, то ты и на смерть посмотришь другими глазами, будешь слышать о событиях, и они будут касаться тебя по-другому. Христос не переменил мир внешне, но переменил нас, наши глаза, сердце, ум, отношение к событиям, и когда мы видим такие же события перед собой, что и до Христа, — то есть видим наводнения, смерть, болезни, проблемы, то всё это не исчезает. Проблемы существуют, но Христос дал нам новые глаза, новый взгляд на жизнь, которую Он дал нам.

Вот пример. Пошел я однажды на похороны одной 25-летней женщины, очень молодой, красивой, прекрасной, доброй, и вокруг стояли разные люди. Представь себе: я, священник, рядом со мной атеист, возле него служащий похоронного агентства, за ним юноша, у которого свои юношеские влечения и т.д., и все мы смотрим на одно и то же — на мертвое тело молодой женщины. Причина нашего нахождения там одна и та же, все мы смотрим на одну усопшую молодую женщину, но не все смотрим на эту смерть одинаково.

Смотрит на нее священник, подвизающийся ради своей веры, и говорит себе: «Господи, эта 25-летняя девушка достигла того, что другому удается в 100 лет, — Ты приготовил ее к Своему Царствию». Печальное, трагическое, скорбное событие, вообще это тягостно, однако я смотрю на это с надеждой, оптимизмом, не как «прочие, не имеющие надежды» (1 Фес. 4: 13). Мы смотрим на то же самое — на смерть, но смотрим с надеждой.

Рядом со мной атеист, ее родственник, он смотрит на то же тело и говорит себе: «Хм, земля уходит в землю, всё, наступает конец, химические процессы, биологическая смерть, конец всему, ничего не остается, всё кончено».

На это же тело смотрит и служащий похоронного агентства и говорит себе: «Вижу людей, оживление, цветы, это принесет нам хорошую прибыль, мы сделаем столько-то денег!»

На это же тело смотрит и молодой человек в пылу своей молодости и говорит себе: «Если бы она была жива, сколько еще сердец растрогала бы!»

Все мы смотрим на одно и то же, но думаем о нем по-разному. Так происходит со всеми вещами в жизни.

Христос делает не что иное, как говорит тебе: «Дитя Мое, Я принес новую кисть, которой ты раскрасишь мир новыми красками: цветом любви, цветом красной крови, которая истечет на Голгофе, белым цветом Моего Воскресения, синим цветом реки Иордан, где Я омыл твои грехи, цветом пшеничных колосьев, через которые Я ходил. Если хочешь, возьми и разрисуй свою жизнь Моими цветами и смотри на всё по-другому. Хочешь? Ты хочешь, чтобы Я тебя укрепил, чтобы мы с тобой вместе смотрели на вещи? Чтобы Я дал тебе силу преуспевать в твоей борьбе?» Независимо от того, называется ли она искушениями, болезнью, неудачей или удачей на экзаменах, во всем есть возможность почерпнуть силу от воскресшего Христа. Христос это делает.

Но то, что ты веришь в Воскресение, не означает, что всё в твоей жизни будет идти хорошо. Но ты, несмотря на это, приложи усилия — твердо, с оптимизмом, радостью. Когда тебя охватит тяжелое чувство, когда покажется, что ты срываешься и падаешь духом, ты будешь говорить: «Бог всё знает! Христос воскресе! Значит, поскольку Он воскрес, то я смотрю Ему в глаза, а Он придает мне желание и говорит: “Читай, борись, приложи усилия, у тебя получится!” Я делаю это, но в конце концов меня срезают на экзамене. И Христос снова говорит мне: “Посмотри Мне в глаза! Не падай духом, сейчас есть другая плоскость, на которой ты почувствуешь силу Моего Воскресения, — твоя неудача”».

Да, и там (мы говорим) Христос воскресе! Наверно не всё кончилось, не всё потеряно здесь. И это удивительно. Воскресение дает нам увидеть бескрайние возможности, новые возможности, которые Бог предоставляет нам пережить.

Расскажу тебе сейчас нечто, занявшее половину моей жизни. Вникни в это нечто исключительное для меня, я переживал это много раз в жизни, но было достаточно убедить меня, что… Однако давай расскажу тебе всё по порядку.

Тебе в жизни часто очень хочется заиметь что-нибудь, и ты думаешь, что это сделает тебя счастливым и радостным, и говоришь себе: «Только это (этот человек, деньги, дом, работа) сделает меня счастливым. Всё, решено, я хочу это и только это!» И это неплохо — желать чего-то: желай, однако не думай, что поскольку ты считаешь, что только это сделает тебя счастливым, то у Бога тоже только это имеется на уме. Ты о скольких вещах можешь подумать, что они в состоянии сделать тебя счастливым? О двух-трех. А Бог — это бесконечность, Он — необъятное богатство, Он — уникальное изобилие, и у Него есть колоссальные альтернативные решения для всего. У тебя, однако, ограниченное восприятие, и ты говоришь: «Если это будет в моей жизни, то я буду счастлив, поэтому я хочу только этого, и мне страшно подумать о чем-нибудь другом, потому что я чувствую, что не готов открыться для других вещей, да и зачем мне ждать чего-то другого?»

Давай скажу тебе это проще, на одном классическом примере. Вот кто-то знакомится с девушкой и говорит:

— Всё, решено: это она! Она создана для меня! Если мы с ней не познакомимся, не сойдемся и я не женюсь на ней, моя жизнь потеряет всякий смысл. Всё будет кончено!

Или кто-нибудь находит новую работу и говорит:

— Эта работа для меня — всё! Если я не буду на ней работать, я впаду в отчаяние!

Бог, глядя на тебя, говорит: “Как же ты беден в своем мышлении! И проблема в том, что ты думаешь, что Я тоже беден, как и ты”

Так же бывает и с домом, какой-нибудь покупкой. А Бог, глядя на тебя, говорит:

— Как же ты беден в своем мышлении! И проблема не в том, что ты беден, а в том, что ты думаешь, что Я тоже беден, как и ты. Ты хочешь замкнуть Меня в узком кругу, создаваемом твоим умом, в узком кругу своего ума, и думаешь, что поскольку только одно в твоем уме, то Я не могу дать тебе никакого иного счастья, и только через эту девушку, только через эту профессию, только через этот автомобиль, только через этот дом Я могу сделать тебя счастливым. А у Меня есть бесконечные решения на твой счет, бескрайние предложения о твоем счастье.

Однако ты говоришь Ему:

— Нет-нет! Молю Тебя, Боже! Я не могу полагаться на эту Божественную бесконечность, я хочу сузить круг дел! Я хочу думать, что счастье приходит только через эту дырочку, которую я оставляю в своей жизни!

Неплохо желать этого — желай: я просто говорю тебе, чтобы ты знал, что если то, чего ты хочешь, не случится, это не значит, что наступил конец света. И не просто не наступил конец света, но я думаю, что именно тогда и открываются все другие бесконечные решения, которых ты себе не представлял и не хочешь представить, потому что не выдерживаешь такой свободы, такого богатства, таких возможностей. Ты привык к закрытости, стесненности, страху: «Я боюсь увидеть великие вещи. Я чувствую больше безопасности в застенке своей воли, в плане, уме, строящем мне маленький шалашик».

Бог говорит тебе:

— У Меня есть дворцы для тебя!

— Нет, очень прошу Тебя, не запутывай меня с этими дворцами и подобными вещами, у меня есть свой шалашик!

Разумеется, ты говоришь это не от смирения, а от духовного убожества и узколобого понимания жизни.

Давайте же не будем втискивать Бога в схемы, думать, что будем счастливы только так, как сами себе представляем. Это хорошо, что у тебя есть мысли, планы, ибо ты человек, однако ты говори: «Господи, я думаю, что этот маленький кружок сделает меня счастливым. Если Ты так же думаешь и согласен с этим, хорошо! А если не согласен по каким-либо причинам, да будет воля Твоя!» И события, которые наступят, будут намного лучше.

Я говорю это потому, что в жизни происходят события, которых ты себе не представлял. Я пережил это и сходил с ума от Божиих «сюрпризов». Когда думал, что всё плохо и если не будет того-то, то всё рухнет, а если не достигну этого, то всё кончится, внезапно Бог показывал мне, как через крах одного образуются новые реалии, которых я и представить себе не мог. Тогда я понял, каким же неверующим я был.

Мы не верим в Бога по-настоящему, и поэтому именно сегодня я покажу тебе, как сильно мы опровергаем в своей жизни этот возглас — «Христос воскресе!» Я произношу его, пою его, но я не открыт и не готов, потому что не верю в Бога на самом деле, поскольку если бы верил в Него, то ждал бы Его «сюрпризов» с широко открытыми глазами. Однако я говорю: «Не думаю, чтобы Бог преподносил сюрпризы. Сдается мне, Он так же жалок и убог, как и моя фантазия». И поскольку я сам такой, то думаю, что и Бог тоже такой.

Но Бог не такой. Мне хотелось бы, чтобы ты понял это, и я хочу показать тебе на своем скудном опыте, что впереди тебя ждут хорошие неожиданности. Поэтому не хватайся за земное, не бойся потерять что-либо, оставь всё это. Если что-нибудь у тебя не получается свободно, не вынуждай другого, не желай, чтобы это насильно осуществилось, например, сохранить какие-то отношения, когда видишь, что они не складываются как следует. Ты из кожи лезешь вон, чтобы удержать их, а какой в этом смысл? Всё должно складываться комфортно, Бог там скрывается, а не в давлении и насилии. Внезапно Бог посылает что-нибудь, и ты говоришь: «Боже мой, я и не ожидал, что Ты так богат!» А Бог тебе отвечает: «Я потому тебе и сказал, что ты был несправедлив ко Мне, ибо ты Меня не понял».

Так мы мало-помалу поймем Бога, Его любовь, и от этого успокоимся, полюбим друг друга, почувствуем себя любимыми Богом, нам легче будет любить других, и тогда всё будет казаться нам хорошим — когда любишь, всё красиво, и любовь заставляет тебя смотреть на всё по-другому, опьяняюще. А на досады, которые доставляет тебе возлюбленный, ты смотришь как на возможность еще больше проявить тепло своей доброты и прощение.

В противном случае проходит 5 лет брака, и ты уже не можешь выносить своего мужа. Одна женщина сказала мне:

— Я не выношу своего мужа, отче!

— Кого? Своего мужа, которого так любишь, которому прощала всё и видела всё в розовом свете? Что же с тобой случилось?

— Я не выношу его!

— А что он делает?

— Ничего. Меня раздражает один его вид! Если бы вы видели, как он жует! Он же чавкает! Это меня нервирует!

Она, которой сначала ничего не мешало, сейчас говорит так! Она всё видела в розовом свете. Они ходили на экскурсии. Он пачкал целый ворох рубашек, которые нужно было гладить, а она ему говорила: «Любовь моя, для тебя я буду гладить день и ночь! Это радость для меня!» И после этого говорить ему: «Вставай и убирайся отсюда! Зачем только я за тебя пошла! Уходи к своей матери! Я совершила ошибку, когда познакомилась с тобой»?

И ты спрашиваешь себя: куда же делась любовь, где было погребено это гигантское извержение любви? Как воскресение снова стало смертью? Почему?

Необходимо подпитывание, обновление, возобновление, чтобы мы не привыкали в плохом смысле слова. А чтобы мы не привыкали, надо постоянно опьяняться, потому что ты опьяняешься лишь однажды, а потом отрезвляешься, начинаешь опять смотреть на вещи грубо, и жизнь реально тебя изнуряет. Все мы надоедливы и обременительны. Поэтому нужно обновление, поэтому мы каждый год говорим и переживаем снова и снова события (т.е. церковные праздники), поэтому каждую неделю вспоминаем Христово Воскресение. На каждую воскресную Святую Литургию бывает Воскресение, но и любая другая Литургия есть Христово Воскресение, чтобы мы давали толчок своему сердцу и говорили ему: «Пробудись, получи новую кровь, прими жизнь, переживи Христа заново, ощути эту свежесть, полюби своего человека как в первый раз, когда ты познакомилась с ним, и смотри на всё по-воскресному, светло, смиренно, по-человечески, Божественно и проживай красиво свою жизнь».

Вот ответ на вопрос, который мне задали: «Как объяснить Христово Воскресение человеку, которого я люблю»? — Люби его!

Давайте же жить разумно, жить, зная, зачем мы живем, жить, любя, прощая, делясь своей радостью и скорбью, чтобы имелся человек рядом с нами и чтобы у нас были разделенные чувства, чтобы мы знали, что мы не одни и другой нас поймет. Вот ответ на вопрос, который ты мне задал: «Как объяснить Христово Воскресение человеку, которого я люблю», — люби его!

Не нужно говорить ему «Христос воскресе» и доказывать апологетически, что Христос воскрес, поскольку имеются бесчисленные книги на этот счет, святоотеческие цитаты, много всего замечательного, но он этого не поймет. Когда он тебя об этом спрашивал, он скорее хотел увидеть любовь, вышедшую из Божия Гроба, увидеть то, о чем сказано, что «из Гроба воссияло нам прощение, объятие, любовь».

Я молюсь о том, чтобы в сердце твоем сиял день, сиял свет, сияла надежда. И снова говорю: всё будет гораздо лучше в твоей жизни, ничего еще не закончилось, сегодня ты плачешь, но завтрашний день еще не наступил. Близится хорошее — не предрешай всего, не живи постоянно в нытье и ропоте, не желай всегда переживать Распятый Пяток и остаться там. Потому что ты не выдерживаешь такой огромной боли, а цель этого испытания — пробудить в тебе вожделение и жажду Воскресения!

Пасха в 2013 году — 5 мая

Почему Пасха — главный праздник года

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, — главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Воскресение Христово — это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

Как происходит Богослужение в Пасху

О приветствиях и Лобзании в День Пасхи

При конце утрени священнослужители начинают христосоваться между собою в алтаре во время пения стихир. По Уставу «целование настоятеля с прочими иереи и диаконы во святом алтаре бывает сице: глаголет приходяй — «Христос воскресе«. Оному же отвещавшу — «Воистину воскресе». Так же должно совершаться христосование и с мирянами. По Уставу священнослужители, похристосовавшись между собой в алтаре, исходят на солею и здесь христосуются с каждым из молящихся. Но такой порядок мог быть соблюдаем лишь в древних обителях, где в храме находилась лишь немногочисленная братия, или в тех домовых и приходских церквах, где бывало немного молящихся. Ныне же при громадном стечении богомольцев священник, выйдя с Крестом на солею, произносит от себя краткое общее приветствие предстоящим и заканчивает его троекратным возглашением «Христос воскресе!» с осенением Крестом на три стороны и после этого возвращается в алтарь.

Обычай приветствовать друг друга в Пасху этим словами — очень древний. Приветствуя друг друга с радостью воскресения Христова, мы уподобляемся ученикам и ученицам Господа, которые по воскресении Его «говорили, что Господь истинно воскрес» (Лк. 24, 34). В кратких словах «Христос воскресе!» заключается вся сущность нашей веры, вся твердость и непоколебимость нашего упования и надежды, вся полнота вечной радости и блаженства. Эти слова, ежегодно бессчетное количество раз повторяемые, всегда, тем не менее, поражают наш слух своей новизной и значением как бы высшего откровения. Как от искры, от этих слов верующее сердце воспламеняется огнем небесного, святого восторга, как бы ощущает близкое присутствие Самого блистающего Божественным светом воскресшего Господа. Понятно, что наши возглашения «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!» должны быть одушевлены живой верой и любовью ко Христу.

С этим пасхальным приветствием соединено и лобзание. Это древнее, идущее еще от времен апостольских, знамение примирения и любви. С древнейших времен оно совершалось и совершается в дни Пасхи. О святом лобзании в дни Пасхи так пишет святитель Иоанн Златоуст: «Да памятуем и те святые целования, кои при благоговейных объятиях даем мы друг другу».

Почему на Пасху принято дарить друг другу яйца

Обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена был принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо.Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то

воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным».

Тут же на глазах императора свершилось чудо — яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры

Почему Церковь освящает пасхи и куличи

Пасхальный кулич — это церковно-обрядовая пища. Кулич — это род артоса на нижней степени освящения.Откуда же происходит кулич и почему на Пасху пекут и освящают именно куличи? Нам, христианам, особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжении Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемый пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.Употребление освященных пасох и куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4). Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей, верующие в первый день праздника, прийдя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.— прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.

О семидневном праздновании Пасхи

Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством. С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника. Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую, Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается. В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами. Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо «Царю Небесный» — «Христос воскресе» (трижды). Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня — до Вознесения Господня. О поведении православных христиан в Пасху. Древние христиане в продолжение великого торжества Пасхи ежедневно собирались для общественного Богослужения. Согласно благочестию первых христиан, на VI Вселенском Соборе постановлено для верных: «От святого дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя (Фомины), во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися во псалмех и пениих и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писания внимая и святыми Тайнами наслаждайся. Ибо таким образом со Христом и мы купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни не бывает конское ристалище, или иное народное зрелище». Древние христиане великий праздник Пасхи святили особыми делами благочестия, милости и благотворения. Подражая Господу, Своим Воскресением освободившему нас от уз греха и смерти, благочестивые цари отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников (но не уголовных преступников). Простые христиане в эти дни помогали нищим, сирым и убогим. Брашно (то есть еду), освященные в Пасху, раздавали бедным и тем делали их участниками радости в Светлый праздник.

Древний святой обычай, сохраняемый и ныне благочестивыми мирянами, состоит в том, чтобы во всю Светлую седмицу не пропускать ни одного церковного Богослужения.

Что такоe артос.

Слово артос переводится с греческого как «квасной хлеб» — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая. Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим. Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова. С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса. Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против Царских Врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.

Как хранить и принимать артос

Частицы артоса, полученный в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».

Как поминают усопших в Дни Пасхи

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.

Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник. Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой — разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

Как правильно поминать усопших

Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике — все это дань традициям, пусть и благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого православного христианина. Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви. Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). После Литургии нужно отслужить панихиду. Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой. Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

Как вести себя на кладбище

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен в «Полном православном молитвослове для мирян» и в брошюре «Как вести себя на кладбище», выпущенных нашим издательством). Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного. Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм — этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.