Финно угорские нации. Как российские финно-угры звали русских князей, служили им и от них страдали

Происхождение и ранняя история финно-угорских народов до сего времени остаются предметом научных дискуссий. Среди исследователей наиболее распространено мнение, что в древности существовала единая группировка людей, говоривших на общем финно-угорском праязыке. Предки нынешних финно-угров до конца третьего тысячелетия до н. э. сохраняли относительное единство. Они были расселены на Урале и западном Приуралье, а возможно, также и в некоторых прилегающих к ним районах.

В ту эпоху, называемую финно-угорской, их племена контактировали с индоиранцами, что нашло отражение в мифах и языках. Между третьим и вторым тысячелетиями до н. э. отделились друг от друга угорская и финно-пермская ветви. Среди народов последней, расселившихся в западном направлении, постепенно выделились и обособились самостоятельные подгруппы языков:

  • прибалтийско-финская,
  • волжско-финская,
  • пермская.

В результате перехода населения Крайнего Севера на одно из финно-угорских наречий образовались саамы. Угорская группа языков распалась к середине I тысячелетия до н. э. Разделение прибалтийско-финской произошло в начале нашей эры. Пермская просуществовала несколько дольше – до восьмого столетия.

Большую роль в ходе обособленного развития этих языков играли контакты финно-угорских племён с балтийскими, иранскими, славянскими, тюркскими, германскими народами.

Территория расселения

Финно-угорские народы в наши дни преимущественно проживают в Северо-Западной Европе. Географически они расселены на огромной территории от Скандинавии до Урала, Волго-Камья, нижнего и среднего Притоболья.

Венгры – единственный народ финно-угорской этноязыковой группы, образовавший своё государство в стороне от других родственных им племён – в Карпато-Дунайской области.

Общая численность народов, разговаривающих на уральских языках (к ним относятся финно-угорские вместе с самодийскими), составляет 23-24 миллиона человек. Самыми многочисленными представителями являются венгры. Их в мире более 15 миллионов человек. За ними следуют финны и эстонцы (5 и 1 миллион человек, соответственно). Большинство прочих финно-угорских этносов проживает в современной России.

Финно-угорские этносы на территории России

Русские переселенцы массово устремились на земли финно-угров в XVI-XVIII столетиях. Чаще всего процесс расселения их в этих краях происходил мирно, однако некоторые коренные народы (например, марийцы) долго и ожесточённо сопротивлялись присоединению своего края к Российскому государству.

Христианская религия, письменность, городская культура, привнесённые русскими, со временем стали вытеснять местные верования и наречия. Люди переезжали в города, переселялись на сибирские и алтайские земли – туда, где основным и общим был русский язык. Впрочем, и он (в особенности его северный диалект) впитал много финно-угорских слов – заметнее всего это в области топонимов и названий явлений природы.

Местами финно-угорские народы России смешались с тюрками, приняв мусульманство. Однако значительная их часть всё же была ассимилирована русскими. Поэтому данные народы нигде не составляют большинства – даже в тех республиках, которые носят их имя. Тем не менее, согласно переписи населения в 2002 году, в России встречаются очень значительные по численности финно-угорские группы.

Финно-угры - это не самая большая по численности, но довольно большая по количеству народов языковая группа. Большинство народов проживает частично или полностью на территории России. Некоторых насчитываются сотни тысяч (мордва, марийцы, удмурты), некоторых же можно пересчитать по пальцам (на 2002 год в России зарегистрировано всего 73 человека, называющих себя водь). Однако большая часть носителей финно-угорских языков проживают за пределами России. В первую очередь это венгры (около 14,5 млн человек), финны (около 6 млн) и эстонцы (около миллиона).

В нашей стране представлено самое большое разнообразие финно-угорских народов. Это прежде всего волжско-финская подгруппа (мордва и марийцы), пермская подгруппа (удмурты, коми-пермяки и коми-зыряне) и обская подгруппа (ханты и манси). Также в России есть почти все представители прибалтийско-финской подгруппы (ингерманландцы, сету, карелы, вепсы, ижорцы, водь и саамы).

Древнерусские летописи сохранили названия еще трех народов, до нашего времени не дошедших и, видимо, полностью ассимилированных русским населением: чудь, проживавших по берегам Онеги и Северной Двины, меря - в междуречье Волги и Оки и мурома - в бассейне Оки.

Также археологической и этнографической экспедицией Дальнеконстантиновского музея Нижегородской области и Нижегородского университета сейчас подробно исследуется еще одна исчезнувшая совсем недавно этническая подгруппа мордвы - терюхане, которые проживали на юге Нижегородской области.

Самые многочисленные финно-угорские народы имеют свои республики и автономные округа в составе России - республики Мордовия, Марий Эл, Удмуртия, Карелия, Коми и Ханты-Мансийский автономный округ).

Где живут

Первоначально проживающие в Приуралье и Западной Сибири, финно-угры со временем расселились западнее и севернее своих исконных земель - вплоть до современной Эстонии и Венгрии. На данный момент различаются четыре основные области их расселения:

  • Скандинавский, Кольский полуострова и Прибалтика;
  • среднее течение Волги и низовья Камы;
  • Северный Урал и Северное Приобье;
  • Венгрия.

Однако со временем границы расселения финно-угров становятся все менее четкими. Особенно сильно это видно в последние 50 лет, и связан этот процесс с трудовой миграцией как внутри страны (из деревни в города), так и с межгосударственной (особенно после создания Европейского союза).

Языки и анбур

Язык является фактически одним из главных признаков данной общности, иначе просто по внешнему виду вряд ли можно сказать, что венгры, эстонцы и манси - родственники. Всего насчитывается около 35 финно-угорских языков, разделенных всего на две подветви:

  • угорская - венгры, ханты и манси;
  • финно-пермская - все остальные, включая мертвые муромский, мерянский, мещерский, кеми-саамский и язык аккала.

Как считают исследователи и языковеды, все нынешние финно-угорские языки имели общего предка, названного для языковой классификации прафинноугорским языком. Самым древним из известных письменных памятников (конец XII века) является так называемая «Надгробная речь и молитва», которая написана латиницей на древневенгерском языке.

Нам же будет более интересен так называемый анбур - древнепермская письменность, которая использовалась на территории Перми Великой в XIV–XVII веках населяющими ее народами: коми-пермяками, коми-зырянами и русскими. Создана она была русским православным миссионером, устюжанином Стефаном Пермским в 1372 году на основе русского, греческого алфавитов и тамги - рунических пермских символов.

Анбур был необходим московитам для общения со своими новыми соседями на востоке и северо-востоке, так как Московское государство планомерно и довольно быстро расширялось в том направлении, как это водится, крестя новых граждан. Последние, кстати, были не особо против (если мы говорим о пермяках и зырянах). Однако с постепенным расширением Московского княжества и включения в него всей Перми Великой анбур полностью заменяется русским алфавитом, так как, в общем-то, все грамотные люди в тех местах уже говорят по-русски. В XV–XVI веках эта письменность еще кое-где используется, но уже как тайнопись - это своего рода шифр, знакомы с которым очень ограниченное количество людей. К XVII веку анбур полностью выходит из обращения.

Финно-угорские праздники и обычаи

В настоящее время большинство финно-угров - христиане. Российские - православные, венгры по большей части католики, прибалтийские народы - протестанты. Однако в России немало финно-угров - мусульман. Также в последнее время возрождаются традиционные верования: шаманизм, анимизм и культ предков.

Как это обычно бывает во время христианизации, локальный праздничный календарь приурочивался к церковному, на месте священных рощ ставились церкви и часовни, вводился культ местночтимых святых.

Дохристианская религия финно-угров была политеистической - существовал верховный бог (как правило, бог неба), а также плеяда богов «поменьше»: солнца, земли, воды, плодородия… Имена у всех народов для богов были разные: в случае с верховным божеством бог неба у финнов назывался Юмала, у эстонцев - Таеватаат, у марийцев - Юмо.

Причем, например, у хантов, занимающихся в основном рыбалкой, больше почитались «рыбные» боги, а вот у манси, занимающихся в основном охотой, - различные лесные животные (медведь, лось). То есть все народы расставляли приоритеты в зависимости от своих нужд. Религия была вполне утилитарной. Если принесенные какому-то идолу жертвы не возымели действия, то его те же манси могли запросто выпороть плетью.

Также до сих пор некоторые из финно-угров практикуют ряжения в маски зверей во время праздников, что тоже относит нас во времена тотемизма.

У мордвы, занимающейся в основном земледелием, сильно развит культ растений - до сих пор велико обрядовое значение хлеба и каши, которые являлись обязательными практически во всех ритуалах. Традиционные праздники мордвы также связаны с земледелием: Озим-пуря - моленье за уборку хлебов 15 сентября, через неделю за Озим-пуря молян Кереметь, около Казанской справляют Калдаз-Озкс, Велима-бива (мирское пиво).

Марийцы празднуют У Ий Пайрем (Новый год) с 31 декабря на 1 января. Незадолго до этого празднуют Шорыкйол (Святки). Шорыкйол также называется «овечья нога». Все потому, что в этот день девушки ходили по домам и обязательно заходили в овчарни и дергали овец за ноги - это должно было обеспечить благополучие в хозяйстве и семье. Шорыкйол - один из самых известных марийских праздников. Он отмечается в период зимнего солнцестояния (с 22 декабря) после новолуния.

Также празднуется Рошто (Рождество), сопровождающееся шествием ряженых во главе с основными персонажами - Васли кува-кугыза и Шорыкйол кува-кугыза.

Таким же образом почти все местные традиционные праздники приурочены к церковным.

Нельзя также не отметить, что именно марийцы дали сильный отпор христианским миссионерам и до сих пор по традиционным праздникам посещают священные рощи и священные деревья, проводя там обряды.

У удмуртов традиционные праздники тоже были приурочены к церковным, а также к земледельческим работам и дням зимнего и летнего солнцестояний, весеннего и осеннего равноденствий.

Для финнов наиболее важными являются Рождество (как для порядочных христиан) и Иванов день (Юханнус). Юханнус в Финляндии - это праздник Ивана Купалы на Руси. Как и в России, у финнов считается, что это праздник в честь Иоанна Крестителя, однако сразу понятно, что это языческий праздник, который так и не смог искоренить себя, и церковь нашла компромисс. Как и у нас, на Иванов день молодежь прыгала через костер, а девушки пускали венки по воде - кто венок поймает, тот и будет женихом.

Также почитается этот день и у эстонцев.

Очень интересен обряд карсикко у карел и финнов. Карсикко - это специальным образом обрубаемое или срубаемое дерево (обязательно хвойное). Обряд может быть связан с практически любым значимым событием: свадьбой, смертью важного и уважаемого человека, хорошей охотой.

В зависимости от ситуации дерево подрубали или полностью отрубали все его ветки. Могли оставить одну ветвь или только верхушку. Все это решалось в индивидуальном порядке, известном лишь исполнителю ритуала. После проведения обряда за деревом следили. Если его состояние не ухудшалось и дерево продолжало расти, это означало счастье. Если нет - горе и несчастья.

Если обратить внимание на карту РФ, то можно обнаружить в бассейнах Волги и Камы названия рек, где встречаются слоги «га» и «ва». Это подтверждает, что здесь проживали финно-угорские племена. В их языке такие слоги означают «река». Несмотря на то, что они имели довольно-таки широкий ареал распространения, многие историки до сих пор не могут точно сказать, каков был их образ жизни.

Описание финно-угорских племен

Поскольку на значительной части России проживали финно-угорские племена, названия их весьма разнообразны. Их можно разделить на пять основных групп:

  1. Карелы, проживающие в республике Карелия. Они общаются на нескольких диалектах, но основной язык - финский. Также знают и русский.
  2. Лопари или саамы, проживающие на территории Северной Скандинавии. Ранее их численность была намного больше, но со временем их оттесняли к северу, в результате чего плохие условия для жизни начали неуклонно уменьшать количественный состав народа.
  3. Мордва и марийцы, проживающие на территории Мордовии, а также во многих российских областях. Из всех групп именно эта считается быстро обрусевшей, народности сразу приняли христианскую веру и соответствующий язык.
  4. Коми и удмурты, населяющие республику Коми. Эта группа - наиболее образованная, по уровню грамотности им не было равных вплоть до революции.
  5. Венгры, ханты и манси, проживающие на Северном Урале и низовьях Оби. Но изначально столицей этой народности считались берега Дуная.

Таким образом, финно-угорские племена на протяжении всей своей истории шли в одном строю с русскими. А, значит, их культуры переплетались, они учились новому друг от друга.

Откуда взялись финно-угры?

Говоря о том, где селились финно-угорские племена, углубимся в вопрос возникновения народности. Дело в том, что место их проживания охватывает большие территории, но точных данных о том, где все начиналось, нет.

Считается, что они представляют собой исконных В IV-III тысячелетии до н. э. они занимали не только российские территории полностью, но и распространились в Европу. Существует двоякое мнение о том, почему племена отправились на Запад. Во-первых, это могла быть обычная миграция. Во-вторых, допускается возможность их оттеснения со стороны завоевателей.

Второй вариант историки считают более вероятным, так как во II тысячелетии до н. э. на территорию России стали проникать племена из Турции, Индии, Малой Азии и так далее. Однако точно можно сказать то, что финно-угры сыграли далеко не последнюю роль в формировании славянской народности.

Дославянское население

Коренным населением русской земли до славян считаются финно-угорские и балтские племена. Осваивать эти территории они начали VI тысяч лет назад. Постепенно перешли на запад Уральских гор, затем - на Восточно-Европейскую равнину, а после достигли побережья Балтийского моря. Однако родиной этих народностей всегда считался Урал.

К сожалению, большая часть финно-угорских племен не сохранилась до сегодняшнего дня. Сегодняшняя их численность минимальна. Но точно можно сказать то, что потомки такой обширной и многочисленной в прошлом народности проживают на территории всей планеты.

Ареал обитания

Расселение финно-угорских племен нельзя назвать однозначным. Это обусловлено тем, что процесс начался на но впоследствии захватил и другие территории. В большей степени их привлекали север и запад.

К I тысячелетию фактически всю территорию Прибалтики заняли финно-угорские племена. Место расселения не является единственным, так как некоторые группы народности отправились в сторону Северной Скандинавии.

Но раскопки показывают, что все эти народы имели много общего со славянами, начиная от ведения хозяйства, религии и заканчивая внешностью. Следовательно, хоть и большая часть племен ушла на север, некоторые из них остались на территории современной России.

Первые встречи с русскими

В XVI-XVIII веках русские переселенцы начали устремляться на те территории, где проживали финно-угорские племена. Список военных стычек был минимальным, поскольку по большей части заселение осуществлялось вполне мирным путем. Лишь изредка присоединение новых земель к Российскому государству встречало сопротивление. Наиболее агрессивными были марийцы.

Религия, письменность и язык русичей довольно-таки быстро начали вытеснять местную культуру. Но и со стороны финно-угров некоторые слова и диалекты вошли в язык. К примеру, часть российских фамилий, вроде Шукшин, Пияшева и другие, не имеют ничего общего с нашей культурой. Они восходят к названию племени «шукша», а имя «Пияш» вообще является дохристианским. Таким образом, соединение двух культур проходит гармонично, дополняя друг друга.

Колонизация

Древние финно-угорские племена проживали на больших территориях, что и послужило причиной их вытеснения. Нельзя не отметить того, что далеко не все из них могли защититься от вооруженных колонизаторов. Но этого и не нужно было делать, поскольку многие земли присоединялись к Руси быстро и без сопротивления.

Однако те места, где обитали финно-угорские племена, привлекали не только русских. Тюрки также были заинтересованы в расширении своих территорий. Поэтому часть народности принимала не христианскую, а мусульманскую веру.

Следует отметить, что, несмотря на то что финно-угры буквально растворялись в тех культурах, которые появлялись на их землях, они сохранили свой антропологический тип. Это голубые глаза, светлые волосы и широкое лицо. Также из их языка были заимствованы многие слова, например, тундра или килька.

Хозяйство

По сути, нельзя выделить какие-либо особенности хозяйственной деятельности, которую вели финно-угорские племена. Занятия их по большей части составляли оленеводство, рыболовство и охота. Лишь некоторые из племенных подгрупп имели отличия.

К примеру, марийцы, которые негативно отнеслись к вхождению в состав Российского государства, сопротивлялись вплоть до революции. Это негативно отразилось на их Они не могли торговать, а также мало кто из них мог вести ремесленническую деятельность. Проживание в селах и деревнях вынуждало зарабатывать на жизнь только посредством скотоводства и земледелия.

Подгруппа коми, которую отличает образованность, могла по-другому зарабатывать деньги. Среди них встречалось много купцов и предпринимателей, что позволяло отказаться от тяжелого труда.

Религия

Православие было вероисповеданием большей части народностей, которые составляли финно-угорские племена. Религия некоторых из них отличается достаточно сильно по причине того, что во время колонизации территорий часть была завоевана тюрками. Поэтому отдельные поселения были вынуждены обратиться к мусульманству и исламу.

Но православие исповедуют далеко не все финно-угорские племена. Список народностей, которые обратились к другим вероисповеданиям, минимален, но все-таки он имеет место.

Удмурты приняли православие, однако это не стало причиной следования христианским традициям. Многие из них крестились только для того, чтобы русская знать оставила их в покое. Основной же их религией является язычество. Они поклоняются божествам и духам. Многие из народности коми сохранили прежнюю веру и остались старообрядцами.

Ханты и манси также не воспринимали христианство в качестве своей основной религии. Они обращались к старой вере, и даже не пытались скрыть этого, крещение было для них чуждым. Но из-за того, что они проживали далеко от русских князей, принудить их к принятию православия никто не мог. Вероятно, по этой причине старая вера оставалась для ханты и манси единственной, о которой они знали. Им попросту не с чем было сравнивать.

Письменность

К сожалению, к финно-угорским племенам относятся те группы людей, которые считали передачу письменной информации греховной. В результате этого любые литературные источники попросту исключаются. Передача информации в письменной форме запрещается.

Однако было доступно использование иероглифов. Оно началось в IV тысячелетии до н. э. и продолжалось до XIV века. Только тогда митрополит Пермский присвоил племени коми собственное письмо. Вполне вероятно, что именно поэтому они и стали более образованными, чем их братья по крови.

Финно-угорские племена, в отличие от славян, не имели конкретного языка. Каждое поселение использовало свой диалект. Зачастую в рамках одной народности люди не могли друг друга понять. Вероятно, это также стало причиной отсутствия письменности.

Словесность и языки

Все финно-угорские племена, названия которых невозможно пересчитать ввиду их большой численности, говорили на своих диалектах. Более того, даже одна народность нередко без переводчика не могла понять своего кровного соседа. Но, вопреки бытующему мнению, самые распространенные языки никуда не девались.

На территории современной России можно встретить где в школах преподают на двух языках - русском и родном - том, на котором много тысяч лет назад говорили предки. Так, например, в Мордовии наблюдается изучение русского и

До правления Петра I современная Россия не отличалась тем, чтобы принуждать все население говорить исключительно на русском. Его использовали только в больших городах или крупных административных заведениях (налоговые и так далее). Русский язык проникал в села и небольшие населенные пункты постепенно, сначала с его помощью объяснялись только с помещиками и приставами.

Основной же словесности считались мокшанский, мерянский и марийский языки. Причем на них разговаривали даже с извозчиками, торговцами на рынке и так далее. То есть различным людям, занимающимся предпринимательской деятельностью, было попросту невыгодно не знать диалектов своих клиентов.

Заключение

Литература тоже обогащалась за счет культуры этой народности. Финно-угры всегда хоронили умерших в дубовых гробах. Их нужно было сторожить. Роль охранников на себя брали коты, в которых, по поверьям, вселялась душа волхва или колдуна племени. А также на дуб вешали цепи, если он предназначался для скорого спила и обработки. Соответственно, даже такой великий русский классик, как Пушкин, не смог отказаться от финно-угорской культуры. И, вероятно, его ученый кот представляет собой никого иного, как шамана, пришедшего из загробного мира.

Финно-угры - одна из самых крупных этноязыковых общностей в Европе. В одной только России живет 17 народов финно-угорского происхождения. Финская "Калевала" вдохновляла Толкиена, а ижорские сказки - Александра Пушкина.

Кто такие финно-угры?

Финно-угры - одна из самых крупных этно-языковых общностей на территории Европы. К ней относятся 24 народа, 17 из которых проживает в России. Саамы, ингерманландские финны и сето живут как в России, так и за ее пределами.
Финно-угры делятся на две группы: финскую и угорскую. Общая их численность на сегодня оценивается в 25 миллионов человек. Из них венгоров около 19 миллионов, 5 миллионов финнов, около миллиона эстонцев, 843 тысячи мордвы, 647 тысяч удмуртов и 604 тысячи марийцев.

Где живут финно-угры в России?

Учитывая нынешнюю трудовую миграцию, можно сказать, что везде, однако самые многочисленные финно-угорские народы имеют в России свои республики. Это такие народы как мордва, удмурты, карелы и марийцы. Есть также автономные округа ханты, манси и ненцев.

Коми-Пермяцкий автономный округ, где коми-пермяки были в большинстве, объединен с Пермской областью в Пермский край. У финно-угров вепсов в Карелии есть своя национальная волость. Ингерманландские финны, ижора и селькупы автономной территории не имеют.

Москва - финно-угорское название?

По одной из гипотез, ойконим Москва имеет финно-угорское происхождение. С языка коми «моск», «моска» переводится на русский как «корова, телка», а «ва» переводится как «вода», «река». Москва в таком случае переводится как «коровья река». Популярность этой гипотезе принесла её поддержка Ключевским.

Русский историк XIX-XX века Стефан Кузнецов также считал, что слово «Москва» финно-угорского происхождения, но предполагал, что оно происходит от мерянских слов «маска» (медведь) и «ава» (мать, самка). По этой версии слово «Москва» переводится как «медведица».
Сегодня эти версии, впрочем, опровергаются, так как в них не учитывается древнейшая форма ойконима «Москъвь». Стефан Кузнецов же использовал данные эрзянского и марийского языков, в марийском языке же слово «маска» оказалось только в XIV-XV веках.

Такие разные финно-угры

Финно-угры далеко не однородны ни в языковом отношении, ни в антропологическом. По языковому признаку они разделяются на несколько подгрупп. В Пермско-финскую подгруппу входят коми, удмурты и бесермяне. Волжско-финская группа - это мордва (эрзяне и мокшане) и марийцы. К прибалто-финнам относятся: финны, финны-ингерманландцы, эстонцы, сету, квены в Норвегии, водь, ижорцы, карелы, вепсы и потомки мери. Также к отдельной угорской группе принадлежат ханты, манси и венгры. Потомки средневековой мещеры и муромы, скорее всего, относятся к волжским финнам.

Народам финно-угорской группы присущи как европеоидные, так и монголоидные признаки. Обские угры (ханты и манси), часть марийцев, мордвы обладают более выраженными монголоидными чертами. У остальных этих черт либо поровну, либо европеоидная составляющая доминирует.

О чем говорят гаплогруппы

Генетические исследования показывают, что каждая вторая русская Y-хромосома относится к гаплогруппе R1a. Она свойственна всем балтийским и славянским народам (кроме южных славян и северных русских).

Однако у жителей Севера России ярко представлена характерная для финской группы народов гаплогруппа N3. На самом севере России ее процент доходит до 35 (у финнов в среднем 40 процентов), но чем южнее, тем этот процент ниже. В Западной Сибири также распространена родственная N3 гаплогруппа N2. Это говорит о том, что на Русском Севере происходило не смешение народов, а переход местного финно-угорского населения на русский язык и православную культуру.

Какие сказки нам читали

Знаменитая Арина Родионовна, няня Пушкина, как известно, оказала сильное влияние на поэта. Примечателельно, что она была финно-угорского происхождения. Она родилась в деревне Лампово в Ингерманландии.
Это многое объясняет в понимании сказок Пушкина. Мы знаем их с детства и считаем, что они исконно-русские, однако их анализ говорит о том, что сюжетные линии некоторых пушкинских сказок восходят к финно-угорскому фольклору. Так, например, в основе "Сказки о царе Салтане" - сказка "Чудесные дети" из вепсской традиции (вепсы - малочисленные финно-угорский народ).

Первое большое произведение Пушкина, поэма "Руслан и Людмила". Одним из главных его героев является старец Финн, волшебник и чародей. Имя, что называется, говорящее. Филолог Татьяна Тихменева, составитель книги "Финский альбом" также отмечала, что связь финнов с колдовстом и ясновидением признавалась всеми народами. Самими финнами способность к магии признавалась выше силы и мужества и почиталась как мудрость. Неслучайно поэтому главный герой «Калевалы» Вяйнемейнен не воин, а пророк и поэт.

Наина, еще один персонаж поэмы, также несет в себе следы финно-угорского влияния. По-фински женщина - "nainen".
Ещё один небезынтересный факт. Пушкин в письме Дельвигу в 1828 году писал: «Къ новому году, вѣроятно, вернусь къ вамъ въ Чухляндию». Так Пушкин назвал Петербург, очевидно признавая исконность на этой земле финно-угорских народностей.

Среди проживающих сегодня на планете есть немало уникальных, самобытных и даже немного загадочных народов и народностей. К таким, несомненно, можно отнести и финно-угорские народы, которые считаются самой крупной этноязыковой общностью в Европе. В нее входит 24 народа. 17 из них проживают на территории РФ.

Состав этноса

Все многочисленные финно-угорские народы делятся исследователями на несколько погрупп:

  • Прибалтийско-финская, костяк которой составляют довольно многочисленные финны и эстонцы, образовавшие собственные государства. Сюда же относятся сету, ингерманландцы, квены, выру, карелы, ижорцы, вепсы, водь и ливы.
  • Саамская (лопарская), в которую входят жители Скандинавии и Кольского полуострова.
  • Волжско-финская, включающая в себя марийцев и мордву. Последние, в свою очередь, делятся на мокшу и эрзю.
  • Пермская, в состав которой входят коми, коми-пермяки, коми-зыряне, коми-ижемцы , коми-язьвинцы, бесермяне и удмурты.
  • Угорская. К ней относятся разделенные между собой сотнями километров венгры, ханты и манси.

Исчезнувшие племена

Среди современных финно-угров есть и многочисленные народы, и совсем маленькие группы - менее 100 человек. Есть и такие, память о которых сохранилась только в древних летописных источниках. К исчезнувшим, например, относятся меря, чудь и мурома.

Меряне строили свои поселения между Волгой и Окой еще за несколько сотен лет до н.э. По предположению некоторых историков впоследствии этот народ ассимилировался с восточнославянскими племенами и стал прародителем марийской народности.

Еще более древним народом являлся мурома, проживавший в бассейне Оки.

Что касается чуди, то эта народность обитала вдоль Онеги и Северной Двины. Существует предположение, что это были древнефинские племена, от которых произошли современные эстонцы.

Регионы расселения

Финно-угорская группа народов сегодня сосредоточена в на северо-западе Европы: от Скандинавии до Урала, Волго-Камья, Западносибирской равнины в нижнем и среднем течении Тобола.

Единственный народ, который образовал свое государство на значительном удалении от собратьев - венгры, проживающие в бассейне Дуная в районе Карпатских гор.

Наиболее многочисленный финно-угорский народ в России - карелы. Помимо Республики Карелия, многие из них живут в Мурманской, Архангельской, Тверской и Ленинградской областях страны.

Большая часть мордвы проживают в Республике Мордва, но немало их расселилось и в соседних республиках и областях страны.

В этих же регионах, а также в Удмуртии, Нижегородской, Пермской и других областях тоже можно встретить финно-угорские народы, особенно немало здесь марийцев. Хотя основной их костяк проживает в Республике Марий Эл.

Республика Коми, а также близлежащие области и автономные округа - место постоянного жительства народности коми, а в Коми-Пермяцком АО и Пермской области проживают из ближайшие «родственники» - коми-пермяки.

Более трети населения Удмуртской Республики составляют этнические удмурты. Кроме этого, небольшие сообщества во многих ближайших регионах.

Что касается хантов и манси, то их основная часть проживает в Ханты-Мансийском АО. Кроме того, большие общины хантов живут в Ямало-Ненецком АО и Томской области.

Тип внешности

Среди предков финно-угров были как древнеевропейские, так и древнеазиатские племенные сообщества, поэтому во внешности современных представителей можно наблюдать черты, присущие и монголоидной, и европеоидной расам.

Общими чертами к отличительным признакам представителей данного этноса относят средний рост, очень светлые волосы, широкоскулое лицо со вздернутым кверху носом.

При этом в каждой народности возможны свои «вариации». Например, мордвины-эрзя имеют рост гораздо выше среднего, но при этом являются ярко выраженными голубоглазыми блондинами. А вот мордвины-мокша, наоборот, низкорослые, и цвет волос у них более темный.

Удмурты и марийцы - обладатели «монгольского типа» глаз, что роднит их с монголоидной расой. Но при этом подавляющее большинство представителей народности - светловолосые и светлоглазые. Схожие черты лица встречаются также у многих ижорцев, карелов, води, эстонцев.

А вот коми могут быть как темноволосыми обладателями раскосых глаз, так и светловолосыми с ярко выраженными европеоидными чертами.

Количественный состав

Всего в мире проживает около 25 миллионов человек, относящихся к финно-уграм. Наиболее многочисленные из них - венгры, которых насчитывается более 15 млн. Финнов - почти в три раза меньше - около 6 млн., а численность эстонцев - немногим больше миллиона.

Численность остальных народностей не превышает миллиона: мордва - 843 тыс.; удмурты - 637 тыс.; марийцы - 614 тыс.; ингерманландцы - чуть более 30 тыс.; квены - около 60 тыс.; выру - 74 тыс.; сету - порядка 10 тыс. и т.д.

Самыми малочисленными народностями являются ливы, численность которых не превышает 400 человек, и водь, община которых состоит из 100 представителей.

Экскурс в историю финно-угров

О происхождении и древней истории народов, относящихся к финно-угорским, существует несколько версий. Наиболее популярной из них является та, что предполагает наличие группы людей, говоривших на так называемом финно-угорском праязыке, и примерно до III тыс. до рождества Христова сохранявшей единство. Эта финно-угорская группа народов проживала в районе Урала и западного Приуралья. В те времена предки финно-угров поддерживали связь с индо-иранцами, о чем свидетельствуют всевозможные мифы и языки.

Позднее единое сообщество распалось на угорское и финно-пермское. Из второй впоследствии выделились прибалтийско-финская, волжско-финская и пермская языковые подгруппы. Разделение и обособление продолжалось вплоть до первых веков нашей эры.

Родиной предков финно-угров ученые считают регион, находящийся на границе Европы с Азией в междуречье Волги и Камы, Приуралье. При этом поселения находились на значительном удалении друг от друга, что, возможно, и явилось причиной того, что они не создали своего единого государства.

Основными занятиями племен были земледелие, охота и рыболовство. Наиболее ранние упоминания о них встречаются в документах времен Хазарского каганата.

На протяжении многих лет финно-угорские племена выплачивали дань булгарским ханам, входили в состав Казанского ханства и Руси.

В XVI-XVIII века на территория финно-угорских племен начала заселяться тысячами переселенцев с различных регионов Руси. Хозяева зачастую сопротивлялись такому нашествию и не желали признавать власть русских правителей. Особенно яростно сопротивлялись марийцы.

Однако, несмотря на сопротивление, постепенно традиции, обычаи и язык «пришельцев» стали вытеснять местную речь и верования. Ассимиляция усилилась в ходе последующей миграции, когда финно-угры стали переезжать в различные регионы России.

Финно-угорские языки

Изначально существовал единый финно-угорский язык. По мере того, как группа делилась и различные племена расселялись все дальше друг от друга, он видоизменялся, распадался на отдельные наречия и самостоятельные языки.

До настоящего времени финно-угорские языки удалось сохранить как крупным народам (финны, венгры, эстонцы), так и небольшим этническим группам (ханты, манси, удмурты и т.д.). Так, в начальных классах ряда российских школ, где обучаются представители финно-угорских народов, изучают саамский, хантыйский и мансийский языки.

Коми, марийцы, удмурты, мордва также могут изучать языки своих предков, начиная со средних классов.

Другие народы, говорящие на финно-угорских языках, могут также разговаривать на диалектах, схожих с основными языками группы, в которую входят. Например, бессермяне общаются на одном из наречий удмуртского языка, ингерманландцы - на восточном диалекте финского, квены говорят на финском, норвежском или саамском языках.

В настоящее время общих слов во всех языках народов, относящихся к финно-уграм, едва наберется около тысячи. Так, «родственную» связь различных народов можно проследить в слове «дом», которое у финнов звучит, как koti, у эстонцев - kodu. Схожее звучание у «куду» (морд.) и «кудо» (марийск.).

Живя рядом с другими племенами и народами, финно-угры перенимали от них культуру и язык, но и щедро делились своими. Например, в «богатый и могучий» вошли такие финно-угорские слова, как «тундра», «килька», «салака» и даже «пельмени».

Финно-угорская культура

Памятники культуры финно-угорских народов в виде поселений, захоронений, предметов быта и украшений археологи находят на всей территории обитания этноса. Большая часть памятников относится к началу нашей эры и раннему средневековью. Многие народы сумели сохранить свои культуру, традиции и обычаи вплоть до сегодняшнего дня.

Чаще всего они проявляются в различных обрядах (свадьбы, народные праздники и т.д.), танцах, одежде и обустройстве быта.

Литература

Финно-угорская литература историками и исследователями условно разделяется на три группы:

  • Западная, в которую входят произведения венгерских, финских, эстонских писателей и поэтов. Эта литература, на которую оказывали влияние литературы европейских народов, имеет самую богатую историю.
  • Российская, становление которой начинается с XVIII века. К ней относятся произведения авторов коми, марийцев, мордвы, удмуртов.
  • Северная. Самая молодая группа, получившая развитие лишь около века назад. К ней относятся произведения мансийских, ненецких, хантыйских авторов.

При этом у всех представителей этноса богатое наследие имеет устное народное творчество. У каждой народности есть многочисленные былины и легенды о героях прошлого. Одним из наиболее знаменитых произведений народного эпоса является «Калевала», повествующая о жизни, верованиях и обычаях предков.

Религиозные предпочтения

Большинство народов, относящихся к финно-уграм, исповедуют православие. Финны, эстонцы и западные саамы придерживаются лютеранской веры, а венгры - католической. При этом в обрядах, большей частью свадебных, сохранены древнии традиции.

А вот удмурты и марийцы в некоторых местах до сих пор сохраняют свою древнюю религию, также, как и самодийские и некоторые народы Сибири поклоняются своим богам и исповедуют шаманизм.

Особенности национальной кухни

В древности главным продуктом питания финно-угорских племен была рыба, которую жарили, варили, вялили и даже употребляли в пищу сырой. При этом для каждого вида рыбы был свой собственный способ приготовления.

Использовали в пищу и мясо лесных птиц и мелких зверьков, пойманных в силки. Наиболее популярными овощами были репа и редька. Пищу обильно приправляли пряностями, такими, как хрен, лук, борщевик и т.д.

Из ячменя и пшеницы финно-угорские народы готовили каши, кисели. Их же использовали и для наполнения домашних колбас.

Современная кухня финно-угров, испытавшая сильное влияние соседних народов, почти не имеет особенных традиционных черт. Но почти у каждого народа есть хотя бы одно традиционное или ритуальное блюдо, рецепт которого был донесен до наших дней практически в неизменном виде.

Отличительной особенностью кулинарии финно-угорских народов является то, что в пищеприготовлении предпочтение отдается продуктам, выращиваемым в месте проживания народности. А вот привозные ингредиенты используются лишь в самом минимальном количестве.

Сохранять и приумножать

С целью сохранения культурного наследия финно-угорских народов и передачи традиций и обычаев предков будущим поколениям повсеместно создаются всевозможные центры и организации.

Большое внимание этому уделяется и в РФ. Одной из таких организаций является некоммерческая ассоциация Поволжский центр финно-угорских народов, созданный 11 лет назад (28 апреля 2006 года).

В рамках своей работы центр не только помогает большим и малым финно-угорским народностям не утратить свою историю, но и знакомит с ней другие народы России, способствуя укреплению взаимопонимания и дружбы между ними.

Известные представители

Как и в каждом народе, есть у финно-угров и свои герои. Известный представитель финно-угорского народа - няня великого русского поэта - Арина Родионовна, которая была родом из ингерманландской деревни Лампово.

Также финно-уграми являются такие исторические и современные личности, как патриарх Никон и протопоп Аввакум (оба были мордвинами), физиолог В. М. Бехтерев (удмурт), композитор А. Я. Эшпай (мариец), спортсменка Р. Сметанина (коми) и многие другие.