Экологическое воспитание в детском саду оформление уголка. Оформление уголка природы в старшей группе детского сада

МУ отдел образования

Администрация Фурмановского

муниципального района

Ивановской области

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад № 14 «Родничок»

ОБОРУДОВАНИЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ

В ДЕТСКОМ САДУ

Составила Смирнова В.П.,

старший воспитатель

Фурманов 2016г.

Уголок природы в детском саду

Оформление детского сада имеет большое значение для гармоничного развития ребёнка. Оформление детского сада – это современный дизайн групповых и раздевальных комнат, эстетично оформленные стенды, тематические уголки, прогулочные участки, спортивные и музыкальные залы. Для того, чтобы обучение было результативным, очень важна правильно подготовленная развивающая среда. Одно из условий, необходимое для всестороннего развития и воспитания детей в детском саду, это оборудованный в группе уголок природы.

Уголок природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты.

Уголок природы, который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. Кроме этого, дошкольникам прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как дети учатся ухаживать за животными и растениями.

У каждой группы детского сада есть свой уголок природы. Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.

Растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием и схему наблюдения и составления описательного рассказа о растении.

Все обитатели уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных.

Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения:

    В младшей группе из комнатных растений рекомендуют 4-5 видов неприхотливых растений. Это растения, которые красиво и долго цветут, с ярко выраженными стеблем, листьями и цветами.

    В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев.

    В старшей группе в уголок природы помещают 6-7 видов растений по 2-3 экземпляра с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы и клубнелуковицы.

    В подготовительной группе в уголок природы размещают 6-7 видов растений, которые размножаются различными способами: луковицами, живородящие. А также цветы с разными условиями произрастания. Например, бриофиллюм, камнеломка, циперус.

1 младшая группа

Фикус, фиалка, герань, традесканция, сансевьера.

2 младшая группа

Примула,Бегония,Герань,Колеус,Бальзамин,Кливия,Аспидистра,Фикус,Традесканция,Рейнекия, Драцена (4-5 видов по 2-3 экземпляра)

Средняя группа

Примула, Бегония,Герань,Бальзамин,Кливия,Аспидистра,Фикус,Традесканция,Рейнекия,

Драцена, Хлорофитум, Агава, Аспарагус (4-5 видов по 2-3 экземпляра)

Старшая группа

2 вида Бегонии, 2 вида Герани, Колеус, Плющ, Комнатный виноград, Традесканция, Амараллис и др. Растения, имеющие различные виды стеблей, различную форму, величину, окраску листьев и цветов.

Подготовительная группа

2 виды Бегонии, 2 вида Герани, Колеус, Плющ, Бегония Рекс, Узамбарская фиалка. Лекарственные алоэ, Туя, Бриофиллюм, Камнеломка, Циперус.

Каждое растение с названием и схемой наблюдения

Схема наблюдения

    Высота растения - высокое, низкое

    Характер растения

светолюбивое, тенелюбивое

    Тип стебля

Прямой, вьющийся, стелющийся

    Форма листовой пластинки -

овальные, круглые, треугольные

    Ширина листовой пластинки

широкие, узкие

    Цвет листовой пластины

    Поверхность листовой пластины

тонкие, толстые, опушенные

    Края листовой пластинки

ровные, с зубчиками

    Расположение листьев

    Полив

    Уход

    За что ценится

Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени:

    Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала.

    Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев.

    Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.

Можно сделать «сухой» аквариум .

Для этого нужно наполнить аквариум цветными камешками, на заднюю стенку приклеить обои с изображением подводного мира, на дно поместить игрушечных обитателей моря (черепаху, рака, краба и других), на заднюю стенку изнутри аквариума приклеить объёмные наклейки-рыбы, на камешки – наклейки-улитки, морские звёздочки. Дополнить морской пейзаж искусственными водорослями. Аквариум готов.

В уголке природы должны быть календари наблюдений:

За ростом и развитием живых существ.

Календарь наблюдений за птицами.

Календарь наблюдения за сезонными изменениями в природе

В каждой группе детского сада рекомендуется иметь календарь погоды . Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе.

    В 1 младшей группе можно повесить картину с изображением сезона, например, осенний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону.

    В младшей группе календарь природы должен быть не сложным по представленному материалу, ярким.

На планшете помещаются картинки с изображением времени года, в центре укреплена подвижная стрелка. Рядом с календарём природы обязательно ставится кукла с комплектом одежды по каждому сезону.

В средней группе календарь должен быть не сложным по представленному материалу, ярким. Рисунки детей, отражающие увиденное, помещаются воспитателем в календарь. При этом следует отбирать те, в которых наиболее точно или образно представлено увиденное.

Изменчивую погоду сезона также необходимо фиксировать. Это можно сделать, пользуясь игрушкой-пособием «Какая сегодня погода?»

На плотном куске картона с укрепленной в центре подвижной стрелкой помещаются или вкладываются в прозрачные карманы изображения различного, но типичного для определенного сезона состояния погоды. Если сделать картинки сменными, можно использовать календарь в течение всего года. Соединив игрушку-пособие с планшетом для детских рисунков, уже в средней группе можно создать уголок наблюдений за природой и погодой сезона. Ведение таких календарей приучает детей к вниманию, развивает умения наблюдать, замечать интересные и типичные явления природы весной, осенью, зимой и летом.

В старшей группе детского сада календарь природы может быть несколько усложнен, так как у детей шестого года жизни возросли возможности воспринимать и осмысливать природные явления, отражать увиденное в рисунках, а также простейших схематических изображениях. Сезонные явления природы, состояние погоды могут быть представлены в календаре более подробно, с помощью условных знаков. При этом воспитателю следует использовать календарь не только как средство фиксации наблюдений детей, но и для развитий у них умения «читать» календарь.

Возросшая к старшему дошкольному возрасту наблюдательность, а также накопленные детьми знания об изменчивости погоды позволяют использовать в календаре значительное количество (до 6-7) условных изображений погодных явлений.

Солнечно -

Дождик -

Снег -

Ветер –

Пасмурная погода -

Облачная погода -

Никакие другие значки в детском саду не даются, потому что они используются только в школе.

В крайнем случае можно использовать еще 3 знака, чтобы отметить какая погода – тепло, холодно или морозно, но рядом должны быть одетые фигурки людей.

Мороз - человек, одетый в валенки, шубу, теплую шапку.

Прохладно - человек, одетый в сапоги, курточку, легкую шапочку.

Тепло – человек, одетый в сандалии, шорты, майку, кепку.

Ко второй половине года дети старшей группы владеют некоторыми первоначальными знаниями о времени (день, неделя). Поэтому можно внести в календарь условное изображение недели (полоска с клетками по числу дней недели) и приучить детей самостоятельно отмечать состояние погоды. Такие фиксированные наблюдения позволяют показать детям изменчивость погоды, динамичность явлений природы в относительно небольшой период времени, а также закрепить представления о днях недели.

Важной частью календаря в подготовительной к школе группе становится лист, отражающий погодные условия в течение месяца.

В клеточках, соответствующих дням и неделям месяца, дети фиксируют ежедневно состояние погоды, используя для этого условные обозначения. В конце месяца с помощью воспитателя подсчитывается количество солнечных, пасмурных, ветреных, дождливых и других дней и делается вывод о преимущественном состоянии погоды в течение месяца.

Во второй половине года рекомендуется отмечать состояние погоды два раза в день. Для этого каждая клеточка календаря делится по диагонали на две части: утро и вечер и погода отмечается после утренней прогулки и перед выходом на вечернюю прогулку.

Календарь наблюдений за птицами

Календарь для младших и средних дошкольников заполняется карточками с изображениями птиц, прилетающих на кормушку. Наблюдения этим способом производятся каждый день заново, и никакие пометки («следы») не ставятся.

Календарь представлен листом альбомной бумаги с нарисованным деревом и кормушкой, на которых имеются прорези. После прогулки дети младшей и средней группы находят картинки птиц, которые видели на прогулке и вставляют в эти прорези.


На старшей и подготовительной группе ежедневно в полосках соответствующего дня проставляются цветные пометки - «галочки» (символическое изображение птиц, которые остаются в календарях как следы наблюдений).

Объем моделируемого содержания для старших дошкольников значительно больше: вводится параметр времени (дни недели), фиксируются разные особенности поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком и следит за птичьим обедом).


Календарь наблюдений за ростом и развитием растений

За растениями должны идти регулярные наблюдения с фиксацией результатов в дневнике.

В младших группах воспитатель зарисовывает или фотографирует изменения.

В средних – дети помогают (например, воспитатель рисует луковицу, а ребенок – зеленые листья).

В старших и подготовительных группах результаты наблюдений зарисовывают дети.

Для воспитанников младших групп целесообразно высаживать более крупные семена, чем для воспитанников средних и старших групп. Так же в младших группах достаточно 1 – 2 вида растения для посадки, в средних – 2 – 3, в старших и подготовительных – до 5.

Примерный перечень растений для посадки

лук-репка,

дольки чеснока,

корнеплоды свеклы,

морковь,

петрушка,

укроп,

листья салата

Можно выращивать по 1-2 экземпляра комнатных сортов огурца, томата, горошка.


Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь:

    Муляжи овощей и фруктов.

    Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.

Ясельная группа:

1. Яблоня, рябина (листья, плоды)

2. Голубь, воробей.

3. Кошка.

Дерево-куст.

4. Елка – береза

5. Огород «В овощном магазине»

6. Дети кормят птиц

7. Картины с пейзажем осени.

8. Картинки по теме: «Что делают люди осенью», «За грибами»

11. Серия «Наша Таня» - зима

12. Серия «Мы играем» (катаемся на санках)

13. Фланелеграф «Лесные звери»

14. Картинки по теме:«Что делают люди зимой? », «Как живут домашние животные и дикие звери зимой».

17. Дикие звери (Слон, лев, тигр, обезьяна)

18. Серия «Наша Таня» - весна

19. Серия «Мы играем» - «Чья лодочка»

20. Утка с утятами

21. Кошка с котятами

22. В саду

23. Мы на огороде

24. В лесу

2 младшая группа

1. Кошка с котятами

2. Собака со щенками

3. Заяц

4. Лошадь с жеребенком

5. Корова с теленком

6. Лиса

7. Свинья с поросятами

8. Коза с козлятами

9. Медведь

Средняя группа

Картинки с образцами деревьев

Картины «Времена года»

Предметные картинки: «Цветы», «Перелетные птицы», «Растения – медоносы»

1. Кролик с крольчатами

2. Утка с утятами

3. Белка, еж

4. Времена года (в саду, на огороде и в поле осенью)

5. Серия картинок «Уход за комнатными растениями»

6. Дети кормят рыбок

7. Серия «Наши птицы»

8. Наша Таня. Ф. Толстой

9. Ветка крыжовника. П. Кончаловский

10. Клубника

11. Серия «Животные нашего леса»

12. Серия «Зимующие птицы»

13. Зимние развлечения.

14. Серия «Как дети спасали птиц»

15. Слайды «Времена года» К. Коровин

16. Зима. Г. Низский

17. К. Ф. Юон «Мартовское солнце», «Ранняя весна».

18. В. М. Васнецов «Аленушка»

19. А. К. Савросов «Грачи прилетели»

Старшая группа

И. Грабарь «Осенний день»

И. Левитан «Осенний день». «Осень»

И. Шишкин «Утро в сосновом бору»

И. Ерышев «Хлебное поле». «Корова».

Вон Гог «Картофель». «Корзина с яблоками»

И. Бродская «Опавшие листья»

И. Горлов «Осень»

И. Остроухов «Золотая осень». «Лошадь»

И. Шишкин «Корабельная роща»

П. Кончаловский «Поднос и овощи»

А. Куприн «Натюрморт с кабачками и корзиной». «Белки осенью (из серии дикие животные)

И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж».

К. Ф. Юон «Волшебница – зима»

Д. Я. Александров «Зимняя сказка»

Серия картин «Из жизни диких животных»

В. А. Цыплоков «Ока зимой»

И. Э. Гроборь «Февральская лазурь»

В. М. Кустодиев «Масленица»

В. Бакшеев «Голубая весна»

Я. Бродская «Март»

Серия «Как дети спасали птичку»

С. Герасимов «Последний снег». «Ива цветет», Лед прошел»

А. Саврасов «Грачи прилетели».

«Дикие животные (серия «Весна»)

А. Рылов «В голубом просторе»

А. Пластов «Ужин трактористов»

Т. Яблонская «Мой»

Д. Налбандян «Цветы»

А. Бубнов «На поле"

Подготовительная группа

И. Бродская «Упавшие листья» «Осенний туман»

Ф. Васильев «Перед дождем»

А. Совросов «К концу лета на Волге»

И. Горлов «Парк культуры». «Осень»

Жанровая живопись. Звери наших лесов (альбом эстомны, линогравюры пейзажного характера о животных, детях.

Плакаты об охране природы и животных

И. Машков. Натюрморт с самоваром

А. Пластов. Первый снег

Г. Низский «Над снегами»

П. Корин «Северная баллада»

Плакаты об охране природы

И. Бродская «Лес зимой в снегу»

Н. Ульянов «Снегири»

Плакаты об охране природы, нарисованные детьми.

А. Саврасов «Зимней пейзаж». «Иней»

В. Суриков «Взятие снежного городка»

А. Дейнека «Хоккеисты»

К. Юон «Мартовское солнце» «Лыжники» «Конец зимы»

И. Бродская «Апрель»

А. Грицай «Половодье»

Плакаты об экономии воды, тепла, электроэнергии»

В. Башеев «Голубая весна»

А. Грицай «Первые дни мая»

А. Рылов «Зеленый шум»

Плакаты: пожарная безопасность

    Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; картины известных художников.

    Рисунки детей о природе и поделки из природного материала.

    Материал для труда. Фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями. Метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в уголке природы и группе.

    Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал (ракушки, камешки, шишки, жёлуди, каштаны, веточки).

    Дидактические игры природного содержания

Ясельная группа:

1. Угадай на вкус (овощи)

2. Чудесный мешочек (на ощупь)

3. Поручения (найди лист такой же, какой покажу)

4. Раскладывания листьев по подобию

5. Лото «Домашние животные»

6. Кто как кричит?

7. Кто что делает? (птицы летают, звери бегают)

8. У каждой ветки свои детки (с еловыми и сосновыми шишками)

9. Лото «Дикие животные»

10. Игры: «Кого не стало? Кто где сидит (на ветки, на пне, на траве)

11. Полон двор (мама и детеныш)

12. Чей домик (гнездо, конура)

13. Подбери пёрышки по цвету (картинки с петушком, петушок с хвостом и без хвоста)

2 младшая группа

1. Найди, что покажу

2. Найди, что назову

3. Угадай, что в руке

4. Чудесный мешочек

5. Угадай, что съел

6. Найди, о чем расскажу

7. Найди листок, какой покажу

8. Кто быстрее найдет березу, ель, дуб

9. Рыбки живые и игрушечные (сравнения внешнего вида и поведения)

10. Выкладывание для «осени» желтого и зеленого шарфика.

11. Опиши, мы отгадаем

12. Чего не стало?

13. беги в дом, какой я назову

14. Угостим кукол

15. Кому на обед?

16. Красота живой ели и наряженной искусственной елки

17. Айболит осматривает животных – обитателей уголка природы

18. Найди такую же и назови (парные картинки животных и растений)

19. От какого растения лист (с использованием моделей листьев)

20. Какой цвет убрали?

21. Карлсон рассказывает о птичьих гнездах

22. Айболит осматривает комнатные растения.

23. Кто как передвигается (кто летает, ползает, скачет, ходит, прыгает, плавает)

Средняя группа

1. Какая сегодня погода?

2. Песенка из деревни

3. Опиши, я отгадаю

4. Продайте то, что я назову

5. Все по домам

6. Найди такой листок, как на дереве

7. Кто скорее соберет

8. Горячо – холодно

9. Кто что делает?

10. Охотник и пастух

11. Кто в домике живет?

12. Так бывает или нет?

13. Где спряталась матрешка?

14. Детки на ветке

15. Угадай, что съел

16. Какое время года?

17. Путешествие в лес, в парк в поисках диковинных снежных фигур, зверьков

18. Угадай, это зверь или птица (по модели)

19. Отбери и назови цветы, которые знаешь.

20. Покажи птиц, которые прилетают весной

21. Найди, о чем я расскажу

22. Найди дерево по описанию

23. Вини – Пух знакомит ребят с растениями – медоносами

24. Малыши в зоопарке

Старшая группа

1. Не ошибись.

2. Похож не похож

3. Вершки и корешки

4. Загадай, мы отгадаем

5. Магазин «Семена»

6. Отгадай, что за растения

7. Зоологическое лото, Ботаническое лото.

8. Кто что делает

9. Что растет в лесу. 4 времени года

10. Созрело – не созрело

11. Съедобное – не съедобное

12. Консервный завод

13. Где спрятано растение?

14. Детки на ветке

15. Магазин «Цветы», «Овощи – фрукты»

16. Лесник

17. Собери урожай. Что где растет?

18. Какое время года?

19. Летает – не летает?

20. Кто где зимует?

21. Найди дерево по описанию.

22. Открытки и картинки, на которых изображены растения. Подбери цвета лета, осени, весны и др.

23. Овощехранилище

24. Найдите, что опишу

25. Зоологическое домино

26. Что за птица?

27. Консервный завод

28. Кто где живет?

29. Что где растет?

30. Птицы, звери, рыбы.

31. Так бывает или нет?

32. Путешествие (40, 77)

33. Разведчики (сколько шагов, нахождение следов)

34. Магазин «Цветы»

35. Охотник

36. Найди дерево по семенам

37. Птицелов

38. Узнай цветок

39. Необыкновенное путешествие по временам года – «Круглый год»

Подготовительная группа

1. На животноводческой ферме

2. Где что зреет?

3. Помоги малышам

4. Вырастим яблоки

5. Хочу – не хочу. Хорошо – плохо

6. Что было бы, если бы не было леса (картинки со стрелками – лесные цепочки)

7. Лесные модницы (грибы)

8. Узнай по описанию

9. Куда поедем?

10. Как сделали томатный сок?

11. Следопыты (нахождение объектов по следам, листьям, веткам, пням)

12. Что сначала, что потом? (Процесс приготовления булочки от посева зерна)

13. Что было бы, если бы… … у совы не было острого клюва и т. д.)

14. Времена года

15. Узнай, какой ты зверь?

16. Назови меня

17. Пищевые цепочки

18. Что растет на лугу, в лесу, на клумбе? Что лишнее?

19. Морфологический ящик (Кто поймал тигренка для тигра? На чем привезли?

20. Что было бы, если бы (кошка лаяла и т. д.)

21. Загадывание загадок с зарисовками. Что это?

22. Волшебная шапочка (увеличалочка, уменьшалочка, удлинялочка: туча-тучка, тучища)

23. Спасение

24. Лиса и зайцы

25. Найди хозяина (Чьи следы зверей)

26. Экологические цепочки. Где чей дом?

27. Узнай, что это (Опрделение по части изображения зверя, птицы)

28. Найди зверя, птицу (замаскируй так, чтобы не заметили)

29. Волшебники (как вернуться в зиму)

30. Узнай дерево (по коре, цвету, почкам, по стволу)

31. Что было бы, если бы не было рыб в водоеме

32. Искусные лесные строители

33. Кто больше (признаки растения, животного, насекомого)

35. Что было бы, если бы не было насекомых

36. День здоровья

Наполнение уголка природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований Программы.

Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.

Таким образом, уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Наверняка каждый родитель обращал внимание на занимательные детские уголки, расположенные в группах детских садов. На первый взгляд, это обычная игровая зона для девочек или мальчиков. Но воспитатели знают, что к созданию развивающе-игровой зоны предъявляются определенные требования. Во всех дошкольных и образовательных учреждениях действует Федеральный Государственный Образовательный Стандарт или ФГОС. Именно данный документ и определяет требования к детским уголкам и развивающим конструкциям.


Родители, воспитатели и руководители дошкольных учреждений должны знать, что оформление уголков в детском саду по ФГОС, соответствуют таким требованиям:

  • Соответствие оснащения возрасту и потребностям детей данной возрастной группы.
  • Возможность видоизменять игровую среду в зависимости от изменений в обучающей ситуации.
  • Многофункциональность, заключающаяся в возможности применения разных составляющих для моделирования обстановке для всестороннего развития детской активности.
  • Возможность вариативности – создание условий для игр, моделирования, конструирования, игр в одиночку.
  • Безопасность, надежность и высокое качество используемых материалов.


Учитывая требования ФГОС, родители могут заняться оформлением уголков в детском саду своими руками. Конечно же, в процессе создания игрового пространства важно учесть возраст детей.


Известно, что в детском дошкольном заведении группы делятся на:

  • младшую,
  • среднюю,
  • подготовительную к школе.


Это значит, что для младших деток лучше организовать уголок для простых игр. К примеру, это может быть уголок для девочек, где можно поиграть в тематические игры дочки-матери, врача. И для мальчиков – для игр с конструктором, для изучения профессии строителя, водителя.

Подготовительная группа рассчитана на детей дошкольного периода. Значит игровой уголок может быть патриотическим, рассказывающим о стране, обычаях. Здесь могут располагаться тематические картинки, прославляющие нацию. Дополнительно должно быть организовано место для развивающих игр. Лото, мозаика, пазлы на патриотическую или природную тему – все это увлекает детей 5-6 летнего возраста.


Оформление уголка детского творчества

Львиную часть времени дети в дошкольном образовательном учреждении занимаются полезными, развивающими занятиями. Одним из любимых дел каждого малыша, является создание поделки своими руками.

Чтобы развиваться в детях стремление творить, в группах детского сада часто обустраивают зоны детского творчества. Недостаточно просто поставить стол или разместить пару полочек. Уголок детского творчества должен быть привлекательным и нравится детям.

Чтобы обустроить творческую зону, можно использовать одну из следующих идей:

  • Кот Леопольд, который держит в своих лапах полку с детскими работами.
  • Композиция из радуги и солнышка.
  • Лесная поляна со зверятами.
  • Раскидистое дерево, на ветках которого разместились детские работы.


Оформление уголка довольное простое, не требующее особенных навыков и знаний. К примеру, чтобы сделать украшение с Леопольдом, показанное на фото, необходимо нарисовать изображение героя на фанере, вырезать и раскрасить. В области ладошек монтируются полочки, на которых и будут размещаться детские поделки. Очень красиво смотрится творческая зона, оформленная радугой и солнышком. Яркая радуга, вырезанная из глянцевой бумаги в сочетании с желтым солнышком и наклеенная на стену, притягивает внимание обитателей и гостей группы. В данном случае поделки размещают на полках, которые закреплены под радугой.


Уголок ИЗО

Выполняя правила ФГОС по оформлению детских тематических зон в детском дошкольном образовательном учреждении, рекомендуется создать уголок ИЗО. Учитывая, что дети очень любят рисовать, такая зона будет просто необходимой для деток разного возраста. Здесь малышам должно быть не только удобно, но и интересно. Обязательно уголок нужно наполнить необходимыми для ИЗО материалами- бумагой для рисования, карандашами, красками, фломастерами. Все это размещаем на невысоких стеллажах, чтобы деткам разного роста, было удобно достать нужный предмет.

Инструкция

Живой уголок обязательно необходим в дошкольных учреждениях. С его помощью дети могут научиться воспринимать красоту природы, ее естественность. Также здесь можно получить элементарные навыки по уходу за растениями и животными, научиться состраданию и милосердию по отношению к братьям нашим меньшим, бережному отношению к природе. Формирование экологической культуры закладывается именно в этом возрасте, поэтому уголок природы должен содержать не только экспонаты, но и познавательную литературу с яркими, занимательными картинками, место, где дети смогут вести собственные природные наблюдения, записывать температуру, облачность, осадки, для того, чтобы у них появилось понятие времен года, цикличности природных явлений.

Флора
Основой живого уголка являются растения. Их должно быть достаточно много, кроме того, они должны быть разнообразны, чтобы дети понимали многообразие природы. Но эти растения не должны быть очень капризны, требовать каких-либо особых условий содержания или полива синтетическими удобрениями, которые могут быть опасны . Если группа детского сада многочисленна, можно устроить соревнование, выделив каждому по горшку с землей и отростку, научив их ухаживать за ним. Дети поймут, ответственность, ведь плохой уход очень быстро покажет свои результаты в виде пожелтевших листьев. Кроме растений, должна быть литература и другие пособия по ним. Если сад оборудован проектором, то можно показать о дикой природе.

Фауна
Небольшое животное также может поселиться в уголке природы в детском саду. Лучше всего, если условия позволяют, разместить там маленького грызуна - хомячка или морскую свинку, небольшой аквариум с рыбками и птичку - попугайчика или канарейку. Таким образом дети будут видеть, что есть различные животного мира - водоплавающие, птицы, животные. Каждый из них питается по особенному, имеет свой режим дня. Необходимо составить , чтобы дети по очереди ухаживали за животными и учились заботиться о тех, кто меньше и слабее. Конечно, никто не запрещает ухаживать за ними вне графика.

Источники:

  • природный уголок в детском саду

Для фиксации наблюдений за природными явлениями обычно используют специальный календарь . Его изготовление не займет у вас много времени. Эта работа предоставит прекрасную возможность проявить фантазию и применить творческие способности на практике.

Вам понадобится

  • - лист плотной бумаги;
  • - простой карандаш;
  • - линейка;
  • - цветные карандаши;
  • - фломастеры.

Инструкция

Положите лист бумаги формата А3 горизонтально. Сделайте рамку шириной 4 см. В верхней части получившегося прямоугольника отчертите строку высотой 2 см. Оставшуюся зону разбейте на таблицу со следующим количеством ячеек: семь по длине и пять по ширине. Выполните работу сначала простым карандашом, затем обведите все контуры темным фломастером.

Запишите по порядку в отделениях заглавной строки. Ниже впишите числа календаря на определенный месяц года. Разместите цифры у левого верхнего угла каждой клетки. Не делайте их слишком крупными, оставьте достаточно свободного места для записи температуры воздуха и нанесения значков, обозначающих те или иные атмосферные явления.

Оформите рамку. Над таблицей напишите крупными буквами название месяца. У нижнего края листа нанесите условные обозначения. По правому и левому краю выполните с характерными признаками времени года. Например, для календаря на декабрь украсьте рамку снежинками, к маю подойдут цветы, к сентябрю - разноцветные листья и т. п.

Придумайте условные обозначения для атмосферных явлений. Так ясную погоду можно изобразить солнышком, простым желтым кругом или улыбающейся рожицей. Пасмурный день обозначьте соответственно тучкой, затененным кружком или грустным лицом. Определите значки для дождя, снега, града, тумана, сильного и слабого ветра.

Видео по теме

Обратите внимание

Календарь наблюдений можно оформить на листе меньшего или большего размера. Соответственно следует изменить ширину рамки и высоту заглавной строки таблицы.

Полезный совет

Календарь наблюдений может стать оригинальным подарком ко дню рождения, началу учебного года и пр. В этом случае необходимо украсить рамку особенным образом. Очень нарядно будет смотреться объемная аппликация из цветной бумаги. Сюжетом для нее может стать морская тема, изображение цветочного луга и т.п. Название месяца и числа лучше всего выложить специальными наклейками.

Не важно, как называть место за городом: сад или дача - желание отдохнуть на свежем воздухе под тенью деревьев и без лишней суеты вокруг будет всегда. Как лучше всего обустроить такое место для себя, зависит, в первую очередь, от доступного свободного места и материалов.

Во-первых, стоит взять в расчет, какого размера вы хотите собственное место для отдыха. Кому-то достаточно и гамака между деревьями в тени, а кто-то готов выстроить целую беседку с полноценной крышей и соответствующим внутренним обустройством.

Если вы все же решили отмести вариант с гамаком ввиду недостаточности уединенности, то вариантов для создания уголка может быть несколько.

Строительство дешевой беседки

Выбрав идеальное место, вам в любом случае стоит либо выровнять землю для установки стола и кресел или дивана, либо сделать полноценный пол. Для пола может подойти заливка бетоном или укладка плит. Стоит использовать материал, который не будет гнить и не потеряет форму от влажности.

Сама беседка может быть двух вариантов – с крышей и без. Строительство без кровли может ограничиться простым вбиванием металлических или деревянных столбиков по кругу. Сверху достаточно пустить тонкие металлические или деревянные пруты. По этой незатейливой конструкции можно пустить виноград, который буквально за пару месяцев разрастется и затянет все от солнца, создав искусственную тень. Его преимущество в том, что растению можно задать любую форму, а по своей сути растение очень неприхотливо.

Если такой вариант кажется очень сложным и непрактичным, можно нарезать ивовых лоз, из которых сделать плетеный домик. Если оставлять просветы, в нем будет и достаточно солнечно, и в тоже время многие звуки не будут достигать площади внутри.

Все вышеперечисленные варианты были достаточно бюджетные и простые по своему исполнению.

Строительство полноценной большой беседки

Идей проектов беседки с крышей гораздо больше, но у них всех много общего. Это строение, имеющее каркас в виде бруса или бревен, обшитых досками. Для большей красоты можно добавить узорную резьбу по дереву. Высота обшивки, как правило, доходит до пояса взрослому человек, а все остальное пространство оставляется открытым для обеспечения проветривания.

Крыша также представляет собой деревянный каркас: либо двускатный, либо прямой с уклоном в одну из сторон. Такой выбор дает возможность стока воды в дождь.

В таком месте внутри можно поставить что угодно, не боясь за сохранность из-за погодных условий. Но все же для любого места отдыха достаточно складного шезлонга или простых стульев. В таком месте вы всегда сможете отдохнуть после работы на грядках или просто выбраться во время жары почитать.

(Слайд 3) Оформление детского сада имеет большое значение для гармоничного развития ребёнка. Для результативного обучения, очень важна правильно подготовленная развивающая среда. Важное условие, необходимое для всестороннего развития и воспитания детей в детском саду, это оборудованный в группе уголок природы.

Уголок природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты.

(Слайд 4) Уголок природы, нашей группы, который органично вписывается в интерьер, является украшением групповой комнаты и позволяет детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. В данном уголке, нашим детям прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как они учатся ухаживать за растениями.

Уголок природы в ДОУ – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой.

(Слайд 5) Какое же значение имеет уголок природы в нашей группе?

Познавательное развитие : расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.

Эколого – эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.

Воспитательное значение : формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).

(Слайд 6) Практическое значение : приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.

Оздоровительное значение : растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.

(Слайд 7) Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. Подбор растений проводят в соответствии с возрастом детей.

(Слайд 8) Дети средней группы должны знать и уметь:

Названия 5-6 растений, называть их части (стебель или ствол, ветки, листья, цветы), уметь более точно описывать растение, отмечать форму листьев (овальные, круглые).

Основные растительные группы: дерево, трава, куст.

Должны различать растения и находить сходство по форме, величине, окраске листьев и цветов, уметь различать изменения в их развитии.

Уметь поливать растения водой комнатной температуры.

Знать какое растение нуждается в поливе, а какое нет (у одного земля светлая, сухая на ощупь, у другого земля темная, сырая на ощупь).

(Слайд 9) Чтобы уголок природы выполнял возложенные на него функции, нужно продумать все до мелочей. Конечно, учитываются санитарные нормы:

СанПиН 2.4.1.3049-13

п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.

(Слайд 10) А так же взять во внимание возраст деток, воспитательную программу, но в целом, то, как оформить уголок природы, - зависит от фантазии и умений воспитателя.

Прежде чем заняться оформлением уголка природы в группе необходимо правильно выбрать его месторасположение. Как правило, это самая светлая и солнечная часть комнаты.

(Слайд 11) С целью развить у малышей наблюдательность и закрепить материал о временах года и сезонных особенностях погоды, в уголке природы необходимо поместить календарь погоды. С его помощью детки каждый день смогут отмечать погоду по возвращению с прогулки, а спустя время делать соответствующие выводы.

(Слайд 12) Оформление уголка природы своими руками – это кропотливый труд, требующий определенных знаний, усердия, а главное большого стремления воспитать в ребятах добрые чувства, отзывчивость, внимательность и чуткое отношение ко всему живому.

Поэтому в нашем уголке находятся следующие макеты:

(Слайд 13) Макет «Домашние животные»

(Слайд 14) Макет «Дикие животные»

(Слайд 15) Макет «Домашние птицы»

(Слайд 16) Макет «Сухой аквариум».

(Слайд 17) Кроме этого, в уголке природы в нашей группе

имеются:

* Сезонным материал, к примеру, овощи и фрукты или их муляжи

* Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.

* Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные.

* Поделки из природного материала.

* Материал для труда.

* Дидактические и развивающие игры природного содержания.

* Оборудование для экспериментов. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал.

(Слайд 19) Так же в уголке природы, дети самостоятельно могут построить из деревянного конструктора свою ферму для животных.

(Слайд 20) Наполнение уголка природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований Программы воспитания.

Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.

Таким образом, уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении

(Слайд 22) Критерии оценки уголков природы.

*соответствие уголков природы возрасту детей и требованиям примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13

*разнообразие дидактического материала и соответствие его возрастным особенностям, в т. ч. наличие материала инновационного характера;

*наличие материала для детского экспериментирования, труда, изготовления поделок из природного материала, календарей природы;

*эстетичное оформление уголка природы;

*место размещения уголка природы и его доступность;

*создание условий для игр с песком и водой;

*отсутствие растений и предметов, угрожающих здоровью детей;

*наличие сезонного материала.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Берегите эти земли, эти воды, даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, убивайте всех зверей внутри себя. Е. Евтушенко.

Оформление детского сада имеет большое значение для гармоничного развития ребёнка. Для результативного обучения, очень важна правильно подготовленная развивающая среда. Важное условие, необходимое для всестороннего развития и воспитания детей в детском саду, это оборудованный в группе уголок природы. Уголок природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты.

Уголок природы, нашей группы, который органично вписывается в интерьер, является украшением групповой комнаты и позволяет детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. В данном уголке, нашим детям прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как они учатся ухаживать за растениями Уголок природы в ДОУ – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой.

Какое же значение имеет уголок природы в нашей группе? Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность. Эколого – эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение. Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).

Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность. Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.

Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. Подбор растений проводят в соответствии с возрастом детей.

Названия 5-6 растений, называть их части (стебель или ствол, ветки, листья, цветы), уметь более точно описывать растение, отмечать форму листьев (овальные, круглые). - основные растительные группы: дерево, трава, куст. - должны различать растения и находить сходство по форме, величине, окраске листьев и цветов, уметь различать изменения в их развитии. - уметь поливать растения водой комнатной температуры. - знать какое растение нуждается в поливе, а какое нет (у одного земля светлая, сухая на ощупь, у другого земля темная, сырая на ощупь). ДЕТИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И УМЕТЬ:

Чтобы уголок природы выполнял возложенные на него функции, нужно продумать все до мелочей. Конечно, учитываются санитарные нормы: СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения. п. 7.5. Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.

А так же взять во внимание возраст деток, воспитательную программу, но в целом, то, как оформить уголок природы, - зависит от фантазии и умений воспитателя. Прежде чем заняться оформлением уголка природы в группе необходимо правильно выбрать его месторасположение. Как правило, это самая светлая и солнечная часть комнаты.

С целью развить у малышей наблюдательность и закрепить материал о временах года и сезонных особенностях погоды, в уголке природы необходимо поместить календарь погоды. С его помощью детки каждый день смогут отмечать погоду по возвращению с прогулки, а спустя время делать соответствующие выводы.

Оформление уголка природы своими руками – это кропотливый труд, требующий определенных знаний, усердия, а главное большого стремления воспитать в ребятах добрые чувства, отзывчивость, внимательность и чуткое отношение ко всему живому. Поэтому в нашем уголке находятся следующие макеты:

МАКЕТ «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

МАКЕТ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

МАКЕТ «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

МАКЕТ «СУХОЙ АКВАРИУМ».

Кроме этого, в уголке природы в нашей группе имеются: Сезонным материал, к примеру, овощи и фрукты или их муляжи Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее. Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные. Поделки из природного материала. Материал для труда. Дидактические и развивающие игры природного содержания. Оборудование для экспериментов. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал.

Так же в уголке природы, дети самостоятельно могут построить из деревянного конструктора свою ферму для животных.

Наполнение уголка природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований Программы воспитания. Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы. Таким образом, уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» Сухомлинский В. А.

Критерии оценки уголков природы. *соответствие уголков природы возрасту детей и требованиям примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 *разнообразие дидактического материала и соответствие его возрастным особенностям, в т. ч. наличие материала инновационного характера; *наличие материала для детского экспериментирования, труда, изготовления поделок из природного материала, календарей природы; *эстетичное оформление уголка природы; *место размещения уголка природы и его доступность; *создание условий для игр с песком и водой; *отсутствие растений и предметов, угрожающих здоровью детей; *наличие сезонного материала.


В средней группе у детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т. д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам. Усложняются знания о растениях и животных. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Число растений, которые узнают и называют ребята, возрастает.

Ребенок пятого года жизни, знакомясь с животными, отмечает своеобразие их внешнего вида, строения, движения, способа питания; устанавливает и первые связи - зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.

В процессе ухода (вместе с воспитателем) за обитателями уголка дети овладевают несложными умениями:, поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его, мыть поилки и кормушки для животных, давать корм. Наблюдая за растениями и животными, подмечают яркие проявления в росте, развитии растений и животных. Свои наблюдения учатся отражать в связной, точной речи.

Расширение и усложнение программных задач в средней группе требует пополнения уголка природы новыми обитателями. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой -- опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости.

В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и др. Одновременно в уголке природы может быть до 6--8 видов растений.

В аквариуме содержатся два вида рыб, отличающихся по внешнему виду и повадкам: медлительный прудовой карась и юркие подвижные верхоплавки; разновидности золотой рыоки -- вуалехвост, телескоп и одновременно (в другом аквариуме) рыбки из местных водоемов. Различия во внешнем виде и повадках названных рыб достаточно заметны и могут быть обнаружены детьми при наблюдении. В уголке природы средней группы можно содержать тех же канареек.

Как постоянных обитателей в уголке природы средней группы можно содержать и млекопитающих. Дети этого возраста вполне могут овладеть несложными навыками ухода за ними. Так, целесообразно поместить в уголке интересных по своим повадкам морскую свинку и хомячка. Уход за ними прост, они дружелюбны, у них легко вырабатываются рефлексы на разнообразные сигналы -- время, обстановку.