Демонтаж сплит-системы: стоит ли делать самостоятельно и как? Как демонтировать кондиционер своими руками: пошаговая инструкция Демонтаж сплит системы панасоник своими руками.

Основной проблемой во время снятия кондиционера является сохранение фреона. Сегодня я подробно расскажу, как эту задачу решают мастера, и как возможно это сделать без специальных навыков и инструментов. Помимо этой основной задачи я расскажу 10 не менее важных моментов при демонтаже. Приветствую вас на своем сайте! Мы начинаем!

Когда вы покупаете новый кондиционер, в узлах внешнего блока находится . Закрытые сервисные краны на наружном блоке сохраняют газ внутри его деталей. Во внутреннем блоке находится простой воздух. Во время монтажа эти два блока герметично соединяются трубками, только после этого краны открываются и фреон поступает во внутренний блок. Образуется , по которому циркулирует фреон!

Когда вам необходимо сохранить фреон, то «перекачка» его обратно во внешний блок является основным вариантом. Все что нужно сделать — это закрыть краны, когда фреон будет во внешнем блоке. Но как этого добиться разбираем дальше.

Способы демонтажа сплит системы с сохранением фреона

  • традиционный способ . Принцип заключается в том, что во время работы «сплита» сначала закрывается кран на выходе из внешнего блока (в это время происходит «нагнетание» фреона во внешний блок). Через несколько секунд перекрывается второй кран, и «сплит» выключают (весь фреон оказывается в наружном блоке). Для выключения кондиционера желательно привлечь помощника.

Последовательность:

  1. Откручиваем «заглушки» на кранах. Подсоединяем манометры. ВНИМАНИЕ! При их подключении будет выходить фреон под давлением! Будьте аккуратней, чтобы не получить ожог и пользуйтесь перчатками.


  1. . Настраиваем самую низкую температуру.

  1. При помощи шестигранного ключа закрываем кран тонкой трубки. По часовой стрелке закручиваем гайку до упора с небольшим усилием (происходит понижение давления на манометре).


  1. Через 10-20 секунд (когда давление упало до нуля) закрываем кран толстой трубки. И после этого немедля отключаем кондиционер.

  • второй способ если нет манометров! Последовательность как в предыдущем варианте, только пропускаем первый пункт. А на четвертом пункте ждем «вслепую» около 15 секунд. НЕ РЕКОМЕНДУЮ ТАКОЙ СПОСОБ, ЕСЛИ У ВАС НЕТ НИКАКОГО ОПЫТА (можно «убить» компрессор);
  • существует третий способ (не совсем правильный), если другого выхода нет. Например, при отрицательных температурах на улице (когда кондиционер запускать нельзя), или нет возможности дождаться мастера (экстренные случаи), или другие трудности. При таких обстоятельствах просто закрываем два крана на внешнем блоке (не включая кондиционер). А остаток фреона из трубок и внутреннего блока «стравится» при дальнейшем откручивании гаек. В этом случае большую часть фреона удастся сохранить (особенно при отрицательных температурах, когда основная масса газа конденсируется во внешнем блоке).

При дальнейшем подключении ВОЗМОЖНО и не понадобиться . Если в кондиционере используется 22 фреон, то его можно просто немного добавит (без перезаправки).

10 важных нюансов при демонтаже кондиционера

Грамотный мастер при демонтаже может выполнить следующее:


Лучший совет для пользователя — это всё же доверить демонтаж специалистам, которые будут в последующем устанавливать его. Когда один человек снял, второй пообещал смонтировать блоки, а третий в конечном итоге установил – то ответственность за работоспособность устройства перейдет на вас. К тому же не каждый возьмется устанавливать кондиционер, снятый другим мастером (да еще и «кустарным» способом). С проблемой сохранения фреона, часто сталкиваются при . Если это ваш случай, то читайте статью по ссылке. Так же в этой статье более подробно описан традиционный способ «перекачки» фреона во внешний блок.

Оставляйте ваши комментарии и подписывайтесь на новые статьи!

За демонтаж самой популярной разновидности кондиционеров - сплит-системы - специалисты берут плату из расчёта 1 р. за каждый киловатт мощности. Многие владельцы охлаждающих устройств, которым приходится переезжать, с целью сэкономить свои кровные берутся демонтировать кондиционер своими руками. Сделать работу чисто, избежав фатальных ошибок, поможет ряд полезных рекомендаций.

Возможные проблемы при самостоятельном снятии

Рассказ о том, как демонтировать кондиционер своими руками, следует начать с предупреждения о подводных камнях, ожидающих неподготовленного мастера. Вот что может случиться:

  1. Утечка хладагента: улетучившийся в атмосферу фреон причиной экологической катастрофы не станет, этого бояться не нужно. Но и даром такое событие не пройдёт: при установке кондиционера на новом месте придётся оплатить его заправку. Поэтому весьма желательно демонтировать прибор так, чтобы весь имеющийся хладагент остался внутри него.
  2. Попадание во внутренний контур воды или пыли: такая «добавка» к хладагенту быстро приводит компрессор в негодность. Возможно, на первый взгляд вода может показаться вполне безобидным веществом, но нужно учесть, что в испарителе она будет замерзать, превращаясь в лёд. А это уже твёрдые частички, наличие которых «не совместимо с жизнью» компрессора. Чтобы свести риск попадания влаги во внутренний контур к минимуму, следует избегать производить демонтаж кондиционера во время дождя или снегопада.
  3. Падение наружного блока: даже если внешний блок висит рядом с балконом или окном, работать с ним крайне неудобно. При этом данный узел является довольно тяжёлым, так что, не рассчитав свои силы, его легко можно уронить. Профессионалы от подобных случайностей застрахованы, так как при работах выше первого этажа пользуются автовышкой или снаряжением для промышленного альпинизма. Обывателю же для надёжности следует пригласить помощника.
  4. Повреждение элементов прибора: наиболее ощутимыми являются повреждения, вызывающие разгерметизацию контура. Трещина может быть совсем незаметной, но вполне достаточной для утечки фреона или попадания внутрь грязи и воды. Чтобы избежать подобных неприятностей, в первую очередь следует быть аккуратным.

При выполнении своими руками такой сложной операции, как отсоединение испарителя внутреннего блока, весьма желательно пользоваться не подручными инструментами - отвёрткой и пассатижами, а профессиональными, предназначенными специально для неё.


Набор необходимых инструментов и материалов для демонтажа

Пользователи же на этом этапе зачастую орудуют, чем придётся, в результате чего повреждаются трубки испарителя, расположеные близко к креплениям. Проблема в том, что профессиональный инструмент стоит довольно дорого и даже его аренда может обойтись в сумму, вполне соизмеримую со стоимостью услуг квалифицированного мастера.

Подготовка кондиционера: «упаковываем» фреон

Итак, прежде всего, необходимо обеспечить сохранность хладагента. Чтобы понять, как это делается, нужно вспомнить устройство сплит-системы. Она представляет собой заполненный фреоном замкнутый контур, который состоит из компрессора, двух условно говоря, камер (испаритель и конденсатор) и связывающих эти элементы фреонопроводов (медные трубки).


Схема устройства сплит-системы

Из конденсатора в испаритель хладагент поступает в жидком виде, поэтому трубка, по которой он течёт, имеет меньший диаметр.

По второму фреонопроводу - из испарителя в компрессор - фреон следует уже в газообразном состоянии, поэтому диаметр этой ветки увеличен.

Чтобы осуществить демонтаж без потери газа, необходимо собрать его в конденсаторе:

  • во время работы кондиционера на охлаждение перекрывают вентиль между конденсатором и тонкой трубкой;
  • когда весь хладагент благодаря работе компрессора «переберётся» в конденсатор, нужно будет закрыть ещё и вентиль между толстой трубкой и компрессором.

Перекрываем хладагент

Важный момент: через какое время следует перекрывать второй вентиль? Правильнее всего отслеживать давление газа по вакуумному манометру. Но для этого придётся одолжить у мастеров специальный инструмент - манометрический коллектор.

Те, у кого такой возможности нет, просто выжидают около минуты: как показывает опыт, за это время бытовой кондиционер обычно успевает закачать в конденсатор почти весь фреон.


Манометры для контроля давления при перекачке фреона

Переходим от теории к практике:

  1. Если вам удалось раздобыть манометрический коллектор, присоедините его к ниппелю (клапан шредера) на штуцере, к которому подсоединён «газовый» фреонопровод. При отсутствии такого инструмента этот пункт просто пропускаем.
  2. Включаем кондиционер и вводим с пульта настройки: работа на охлаждение, режим «турбо», температура - как можно более низкая (допустимый минимум нужно уточнить в паспорте). Так прибор должен отработать 10 мин.
  3. На внешнем блоке найдите вентиль, к штуцеру которого подключён жидкостный фреонопровод (напомним, что он является тонким). Под защитным колпачком, который необходимо снять, обнаружатся шлицы под шестигранник. Вставив ключ, вентиль необходимо закрыть.
  4. Теперь следует наблюдать за манометром либо, если его нет, за часами. В первом случае ожидаем, когда прибор покажет наличие вакуума; во втором - засекаем 1 минуту.
  5. Далее нужно произвести снятие защитного колпачка со второго вентиля на наружном блоке, к которому подсоединена толстая «газовая» магистраль, и также закрыть его при помощи шестигранника. Кондиционер после этого сразу же выключаем. Защитные колпачки возвращаем на свои места.

Всё, теперь фреон в ловушке и систему можно смело разбирать и демонтировать.

Инструкция по демонтажу кондиционера своими руками

Переходим непосредственно к деинсталляции.

Наружный блок

Отсоединяем фреонопроводы. Это можно сделать путём отвинчивания гаек, которыми магистрали прикручены к штуцерам наружного блока. К такому способу прибегают в том случае, если длина трубок позволяет использовать их на новом месте. Открытые штуцеры нужно надёжно заклеить изолентой или скотчем - это предотвратит их засорение.


Демонтаж наружного блока

Но в большинстве случаев фреонопроводы повторно не используют, тем более что их наращивание не допускается. Тогда трубки просто обрезают труборезом на расстоянии в 150–200 мм от штуцеров, сразу же зачеканивая их концы слесарными тисками.


Зачеканенные магистрали

Совет. Если известно, что кондиционер будет храниться в разобранном виде достаточно долго, трубки можно заполнить азотом и плотно закупорить. В отличие от воздуха, точнее, содержащегося в нём кислорода, азот не приводит к окислению материала.

После всех манипуляций с наружной части фреонопроводов необходимо снять теплоизоляцию.

Убедившись, что прибор отключён от сети, снимаем защитную крышку над местом присоединения электрокабеля. Его клеммы необходимо каким-либо образом пометить, чтобы избежать путаницы при подключении на новом месте. После этого нужно открутить зажимы, при помощи которых жилы прикручены к контактам наружного блока. Освободившийся конец кабеля прикручивают к фреонопроводам, которые после этого вручную выпрямляют, чтобы иметь возможность вытащить их через отверстие в стене.

Теперь откручиваем гайки, удерживающие наружный блок на кронштейнах, и вместе с помощником снимаем его, а затем и сами кронштейны.

Обратите внимание! Во время хранения и перевозки наружный блок должен быть в вертикальном положении. При транспортировке очень важно избежать тряски и ударов - для этого лучше поместить блок в коробку с предварительно уложенным в неё пенопластом.

Отсоединение компрессора

Если демонтаж кондиционера производится с целью ремонта компрессора, последний нужно правильно отсоединить. Делается это так:

  1. С наружного блока снимаются крышки.
  2. После этого можно будет отсоединить от компрессора трубки всаса и нагнетания.
  3. Отключаем провода, питающие компрессор и вентилятор.
  4. Откручиваем крепления, удерживающие вентили и конденсатор.
  5. Снимаем конденсатор, получая доступ к креплениям компрессора.
  6. Снимаем компрессор.

Действуя таким образом, вы исключите риск повреждения трубопроводов обвязки. Ещё один плюс: появляется возможность вести ремонт нескольких элементов наружного блока одновременно, что позволит справиться с задачей быстрее.

Чтобы с компрессором можно было работать, нужно вылить имеющееся в нём масло.

В случае с поршневой моделью оно без проблем сливается через всасывающий патрубок. У спиральных и роторных моделей приходится просверливать днище (диаметр отверстия - 5–6 мм). Насквозь сверлить нельзя, иначе внутрь попадёт стружка. Оставляют тонкую перегородку, которую затем протыкают пробойником.

Как снять внутренний блок

Чтобы получить доступ к фиксаторам внутреннего блока, необходимо снять с него лицевую панель. Затем отсоединяют фреонопроводы, электропровода, отщёлкивают фиксаторы и снимают блок с направляющих.


Демонтаж внутреннего блока

Обратите внимание! На этом этапе обыватель сталкивается с некоторыми трудностями: при неосторожных действиях легко можно повредить защёлки испарителя.

Этот элемент производитель обычно закрывает крышкой, фиксаторы которой прижаты к стене. Труднодоступными их сделали специально: такая мера предосторожности, по мнению разработчиков, является гарантией того, что демонтажом прибора будут заниматься только специалисты. Чтобы подобраться к фиксаторам, воспользуйтесь двумя тонкими отвёртками. При этом необходимо, чтобы кто-нибудь придерживал блок.

Соблюдать осторожность следует и при отщёлкивании фиксаторов, удерживающих блок на направляющих. Если их повредить, прибор не удастся прочно зафиксировать на новом месте и он быстро выйдет из строя из-за вибраций.


Соблюдайте осторожность с защелками!

Сняв внутренний блок, откручивают монтажную пластину, извлекают из стены фреонопроводы с питающим кабелем и откручивают декоративный короб, уложенный вдоль наружной стены.

Особенности работы в зимнее время

При низких температурах нет возможности перекачать фреон в конденсатор: масло в компрессоре становится густым и попытка включить в таких условиях кондиционер приведёт к поломке нагнетателя. Такая опасность не грозит только моделям, оснащённым так называемым зимним комплектом, в котором имеются подогрев картера компрессора и дренажа, а также замедлитель скорости вращения вентилятора.

Манометрическая станция для сбора хладагента

Те, у кого подобной системы нет, могут изъять хладагент при помощи манометрической станции для сбора фреона. Подключается она, как и манометрический коллектор, к клапану шредера.

Видео: демонтируем кондиционер с последующей установкой на новом месте

Процедура демонтажа кондиционера технически является достаточно простой. Сложность, с точки зрения обычного пользователя, состоит в том, что некоторые операции трудно выполнить без профессионального инструмента. Если вы все же твёрдо решили не обращаться к специалистам, рекомендуем пригласить ещё одного человека в помощь - тогда даже без специнструментов задача окажется вполне посильной.

Современные кондиционеры – это в основном сплит-системы одной из нескольких разновидностей, от настенного до канального внутреннего блока. За высокую энергоэффективность, холодопроизводительность и шумоизоляцию сплит-систем (по сравнению с оконными моделями) потребитель расплачивается сложностью монтажа и снятия таких устройств.

Распространённые причины снятия

Сплит-кондиционер снимают по причине:

  • переезда владельца на новое место жительства;
  • замены отслужившей свой срок техники на новую (аналогичную);
  • переноса кондиционера в другое помещение;
  • на время ремонта (перекрашивание, побелка, снятие блока со стены для поклейки новых обоев, установка стеновых панелей, кафеля и т. д.);
  • капитальная перестройка и перепланировка одного помещения, всего этажа или крыла здания.

В последнем случае демонтаж производится, когда помещение превратилось, например, в склад и тесно заставлено, а специфика комнаты такова, что в ней какое-либо охлаждение вообще не требуется.

Необходимый инвентарь

Вам понадобится следующий инструментарий:

  • шуруповёрт и набор бит для него;
  • устройство вакуумирования и заправки фреоном, баллон со сжатым хладагентом;
  • бокорезы и пассатижи;
  • пара разводных ключей (на 20 и 30 мм);
  • пара накидных или рожковых ключей (номинал зависит от используемых гаек);
  • плоская и фигурная отвёртки;
  • набор шестигранников;
  • изолента или скотч;
  • набор головок под ключи;
  • струбцина или мини-тиски;
  • монтажный нож.

Если кондиционер на первом этаже – со стремянки или облегчённого «трансформера» вы легко достанете до наружного блока. Демонтаж кондиционера на втором этаже может потребовать трёхсекционной раздвижной лестницы. Для третьего и более высоких этажей арендуется автокран. Подъём выше 5-го этажа может потребовать специальный наружный подъёмник, используемый строителями, или услуги промышленных альпинистов. Демонтаж наружного блока, если требуется сохранение фреона, не выполняется по частям. Разъединять компрессор и холодильный контур нельзя. Чтобы снять наружный блок безразборно, требуется помощь напарника: мощная сплит-система весит порядка 20 кг.

Подготовка рабочего места

Необходимо выпроводить лишних в данный момент людей с территории или места работ, обеспечить безопасность прохожих, поставив опознавательные знаки. Если работы ведутся на несущей стене высотного дома, место оцепляется красно-белой лентой. Дело в том, что если запчасть или инструмент случайно упадёт с 15-го этажа – то этот предмет может убить прохожего или разбить стекло автомобиля.

В месте работ уберите из комнаты мебель и личные вещи, домашних животных и т. д. Если кондиционер демонтируется зимой, примите меры к тому, чтобы не замёрзнуть самому и не причинить неудобства другим людям.

Если используется страховочный инвентарь – проработайте план его использования. Он убережёт вас от неприятных и даже катастрофичных последствий. Расположите инструменты в доступном месте – это придаст вашей работе оперативности.

Этапы демонтажа

Сохранение фреона поможет снизить стоимость повторного монтажа кондиционера на новом месте, где он впоследствии и продолжит работу. Правильная перекачка фреона – без потерь, о чём и сообщает инструкция по эксплуатации. Фреон разрушает озоновый слой земной атмосферы и сам по себе является парниковым газом. Да и перезаправка кондиционера на 2019 г. новым фреоном, когда вы потеряли старый, обойдётся в несколько тысяч рублей.

Освобождение контура системы от хладагента

Обязательно перекачайте фреон в наружный блок. Это делается следующим образом.

  1. Запустите «холодный» режим работы.
  2. Выберите с помощью пульта нижний температурный предел, например, 17 градусов. Это позволит внутреннему блоку быстрее перекачать фреон в наружный. Дождитесь, пока не подует холодом.
  3. Выкрутите бронзовые заглушки, закрывающие вентили трубок «трассы».
  4. Закройте вентиль между уличным блоком и тонкой трубой. У кондиционеров, выпущенных за последние несколько лет, задвижки крутятся с помощью шестигранных ключей.
  5. Подключите к отводу большей задвижки манометр.
  6. Подождите несколько минут, чтобы фреон весь ушёл в контур уличного блока. Процесс перекачки фреона удобно отследить с помощью стрелки, которая должна дойти до нулевой отметки манометра.
  7. Дождитесь, пока не подует тёплым воздухом, и закройте вентиль на толстой трубке. Отключите кондиционер. О его выключении свидетельствуют горизонтальные и/или вертикальные жалюзи, закрывающиеся автоматически после остановки обоих блоков.
  8. Навинтите обратно заглушки на вентили. Так вы обезопасите внешний блок от проникновения внутрь посторонних частиц, мешающих его работе. Если отдельные заглушки отсутствуют – замотайте эти отверстия изолентой.

Прогоните кондиционер в режиме вентиляции (без компрессора). Поток тёплого воздуха выдует остатки водного конденсата. Обесточьте устройства.

Если вытащить трубки из стены нельзя, то перекусите с помощью бокорезов медные трубки на расстоянии в 20 см от штуцеров, сплющите и загните образовавшиеся концы.

Отключение электрических цепей

Снятие электрики и трубопроводов производится по следующей схеме.

  1. Корпус внутреннего блока снимается. Отсоединяются и вынимаются электропровода.
  2. Отключается и снимается дренажный шланг.
  3. Откручиваются и снимаются фреонопроводы.

После этого внутренний блок легко сдвинуть и снять. Внешний блок разбирается ещё проще, но в такой же последовательности.

  1. Отключите кабели электропитания. Перемаркируйте их – это позволит вам при повторной установке сплит-системы быстро, за пару минут подключить их к соответствующим клеммам.
  2. Отвинтите трубку меньшего диаметра от штуцера. Аналогично снимите с другого штуцера трубку большего диаметра.
  3. Отключите дренаж и слейте воду, не удалённую при работе кондиционера в режиме продувания.

Съём внутреннего и внешнего модулей

Для съёма внутреннего блока сделайте следующее.

  1. Определите места защёлок и замков корпуса, аккуратно отщёлкните их. Для этого используйте особый съёмник, рассчитанный именно под защёлки и замки. Плоские отвёртки (даже с тонким остриём), ножи и монтажные лопатки, которыми, например, снимают резину с колёс велосипеда, могут сломать эти замки. Действуйте крайне аккуратно.
  2. Ориентируясь по стрелкам на корпусе, отвинтите саморезы, удерживающие внутренний блок на монтажной пластине.
  3. Освободив корпус от нижних креплений, отодвиньте его нижний край от стены. Пока не снимайте его полностью.
  4. Снимите электрокабель, питающий внутренний блок. Для этого демонтируйте крышку клеммника, освободите концы кабеля и вытащите его за пределы внутреннего блока.
  5. Отключите сливной шланг. На вас может вылиться до стакана воды – заранее подставьте стакан или кружку.
  6. Снимите термоизолятор и открутите со штуцеров фреонные трубки. Сразу же заглушите штуцеры, чтобы во фреонопроводы внутреннего блока не попала пыль и влага из воздуха.
  7. Приподнимите внешний блок вверх. Снимите его с удерживающей пластины.
  8. Отставьте блок в сторону. Снимите саму монтажную пластину.

Внутренний блок снят. Для снятия внешнего блока сделайте следующее.

  1. Снимите монтажную крышку сбоку, отсоедините электропровода от кондиционера и вытащите их из клеммника. Завинтите винты клемм и закройте эту крышку.
  2. Отключите дренажный шланг, сливающий конденсат из наружного блока на улицу.
  3. Снимите фреонопроводы аналогично, как и на внутреннем блоке. Отодвиньте их в сторону.
  4. Выкрутите болты на кронштейнах, удерживающих внешний блок. Снимите сам блок с этих креплений.
  5. Выкрутите болты, удерживающие кронштейны в стене. Снимите с нее крепления.
  6. Вытяните из отверстий в стене «трассу» и электрокабели.

На этом демонтаж сплит-кондиционера завершён. Упакуйте наружный и внутренний блок (и весь крепёж).

Нюансы при снятии сплит-систем разных типов

Если демонтаж (перемонтаж) простой сплит-системы сравнительно прост, то более сложные устройства, например, канальные кондиционеры, значительно сложнее в их переносе. Они обладают большим набором комплектующих и весом, требуют особых подходов при встраивании в интерьер помещений. Электрическая линия обесточивается и отсоединяется до снятия гидравлики, а не после неё. Перед установкой кондиционера на новом месте необходимо продуть и отвакуумировать фреонные контуры обоих блоков. Замурованные жёстко коммуникации попросту обрезают.

Если отверстие довольно широкое, чтобы их вытащить, то начинают с наиболее лёгких в вытаскивании частей. Затем извлекают остальные.

Нельзя хранить разобранный сплит-кондиционер в течение года и более. Со временем фреон весь улетучится. Внутрь сквозь рассыхающиеся прокладки вентилей попадёт воздух с влагой и окислит трубопроводы. В таком случае весь контур подлежит замене. Зачастую деталей для старого кондиционера не оказывается ни у одного мастера, т. к. вся линейка совместимых моделей давно снята с производства, и владелец вынужден покупать новую сплит-систему.

Разборка канального кондиционера

Разборку канальной сплит-системы начинают с демонтажа воздуховодов. Работа начинается там, где решётки воздуховодов сообщаются с воздухом в охлаждаемых помещениях. Сняв каналы, приступают к извлечению комнатных и уличных модулей техники. Прогон кондиционера осуществите после перекачки фреона в уличный блок – вентили, удерживающие его, должны перекрываться и изолироваться с помощью заглушек. По окончании продувания системы отключается силовой кабель.

Демонтировать сплит-систему, состоящую из внутреннего и внешнего блока, намного сложнее, чем моноблочный оконный кондиционер . Основная проблема в распределенной схеме циркуляции хладагента, которую придется разгерметизировать. Давайте подробно поговорим о том, как снять сплит-систему и сохранить ее работоспособность.

В каких случаях можно провести демонтаж своими руками

Есть несколько обязательных условий, при которых имеет смысл проводить демонтаж сплит-системы своими руками:

  1. Расположение внешнего блока позволяет отключить трубы и кабели, демонтировать сам блок и монтажную конструкцию без использования снаряжения для промышленного альпинизма или специального оборудования.
  2. Есть в наличии (свой или взятый в аренду) манометр или манометрическая станция (коллектор) для работы именно с тем типом фреона, который закачан в систему.
  3. Для демонтажа довольно тяжелых внешнего и внутреннего блоков, а также для безопасного отключения компрессора необходим помощник.

Почему важно сохранить фреон

Если кондиционер исчерпал свой ресурс, то его можно демонтировать без сохранения фреона. Конечно, как утверждают ученые, такой способ нанесет определенный ущерб окружающей среде, но он будет совершенно незначительным (даже в сравнении с неправильной утилизацией лампы дневного света).

Проведение демонтажа без сохранения фреона «рабочего» внешнего блока сплит-системы технически проще, но после этого кондиционер придется выбросить. И причиной этого будет практически гарантированный выход из строя вакуумного насоса компрессора.

Герметичность камер насоса при его работе обеспечивается не прокладками или поршневыми кольцами (значительную разницу температуры и давления они просто не выдержат), а высокой точностью обработки и идеальной сбалансированностью деталей. Малейшая царапина на поверхности камеры от пыли или льдинки замерших паров воды, которые наверняка попадут в насос вместе с атмосферным воздухом, приведут к потере работоспособности этого основного узла компрессора после вторичного подключения и закачки фреона.

Демонтаж внешнего блока

На внешнем блоке расположены два штуцера, к которым подходят трубки: тонкая для жидкого фреона от конденсатора и толстая для газообразного фреона от испарителя из внутреннего блока.

Оба штуцера имеют перекрывающие клапаны, закрытые крышками на резьбе. Клапаны регулируются головками под торцевые гаечные ключи. От газового штуцера отходит ниппель, также закрытый крышкой.

Перед началом работ все крышки необходимо снять.

К ниппелю подключают манометр и включают кондиционер в режиме «холод».

Спустя 10 минут, когда кондиционер войдет в заданный рабочий режим, клапан жидкостного штуцера затягивают, чем отключают подачу фреона от конденсатора внешнего блока.

Затем снимают манометр и навинчивают на штуцеры все три крышки.

В это время весь фреон собран в конденсаторе внешнего блока, а в остальной части системы (испарителе и трубках) — технический вакуум.

Теперь необходимо отключить внешний блок от трубопроводов. Есть два варианта:

  1. Отвинтить накидные гайки, крепящие на фланцы штуцеров развальцованные трубки. Входы в штуцеры закрыть заранее подготовленными крышками с таким же диаметром и шагом резьбы, что и у гаек. Но если крышек нет, то идут вторым, более радикальным, путем.
  2. С помощью бокорезов обрезают (по очереди) трубки в 10-15 см от штуцеров. Сгибают обрезанный конец со стороны штуцера и крепко зажимают слесарными тисочками. Ту же процедуру проделывают с «ответной частью». Такой способ считается более надежным, так как снижает риск попадания пыли в сам штуцер во время отсоединения трубки.

Остается только отключить от внешнего блока кабели (силовой и сигнальный), открутить крепеж блока к монтажной конструкции, снять блок.

Особенности расположения и подключения внутренних блоков

Внутренние блоки сплит-систем имеют разные варианты размещения и крепления.

В принципе, большинство типов блоков (кроме канального) имеют схожий алгоритм демонтажа:

  • снимают крышку;
  • отключают кабели;
  • отсоединяют трубы системы циркуляции хладагента (те же два варианта, что и для внешнего блока);
  • обрезают дренажную трубу;
  • опорожняют дренажную емкость;
  • раскрывают защелки, крепящие внутренний блок к монтажной пластине (у каждого типа и торговой марки своя система);
  • снимают блок;
  • демонтируют пластину.

Самый сложный демонтаж у канального кондиционера. И не столько сложно снять внутренний блок, хотя до него надо еще добраться, сколько демонтировать систему воздуховодов, адаптеров, диффузоров и решеток.

Случаются ситуации, при которых является необходимым знать, как демонтировать кондиционер. Причины могут быть разные – старая сплит система не работает или ожидается переезд, а новый покупать неохота. Как бы там ни было, каждый желает сэкономить, особенно перед новыми затратами. Демонтаж кондиционеров может стоить от 70 долларов в зависимости от мощности, расположения, типа девайса, а в отдельных случаях требуется ещё и заправить систему хладагентом после монтажа.

Демонтаж кондиционера обойдется владельцу в определенную сумму

Возможные неприятности при некорректном демонтаже

Будь то квалифицированный специалист или любитель, желающий осуществить демонтаж кондиционера самостоятельно, человек должен знать, как устроен данный девайс, чтобы избежать неприятных последствий. Казалось бы, отсоединить трубки и открутить несколько метизов – пустяковое дело, но практика показывает, что всё несколько сложней.

Принцип работы кондиционера понять нетрудно. В данном случае речь пойдёт о сплит системах, так как именно с ними обычно люди имеют дело. Из испарителя в компрессор поступает фреон, где из-за более высокого давления он нагревается.

Затем конденсатор обдувается относительно холодным воздухом, благодаря чему хладагент остывает и переходит в жидкое агрегатное состояние, что сопровождается экзотермической реакцией. Благодаря этому воздух, идущий через конденсатор, нагревается. Нагретый хладагент из конденсатора двигается в терморегулирующий вентиль, в котором он частично переходит в газообразное состояние при пониженном давлении. Затем жидкий и газообразный хладагент поступает в испаритель, получающий воздух из помещения. Там вещество окончательно переходит в газообразное состояние, благодаря чему поглощает тепло из комнаты, после чего отправляется в компрессор для повторного цикла.

То есть становится ясно, что кондиционирование требует от девайса довольно сложной организации, в особенности от насоса. Он должен быть абсолютно герметичным, причем использование дополнительных уплотнений не допускается в связи с регулярными скачками температуры и давления. Поэтому герметичность обусловлена лишь посредством точности всех деталей. Вот именно здесь обычно и возникает проблема у тех, кто решил демонтировать кондиционер своими руками. Если допустить ошибку, снимая систему, можно повредить насос, что приведет к снижению эффективности работы девайса, а затем – к полной поломке. Обычно он ломается, если в насос попадает пыль и другие аэрозоли, вредящие стенке, или кислород. Поэтому демонтаж кондиционера требует предельной осторожности.

Если повредить кондиционер при снятии, правильно работать он уже не будет

Что необходимо для демонтажа

Чтобы осуществить демонтаж кондиционера своими руками, всё равно нужно потратиться, потому что в обязательном порядке человеку понадобится ряд инструментов, без которых с задачей не справиться. К ним относятся:

  • манометрический коллектор;
  • труборез;
  • шестигранные торцевые ключи;
  • бокорезы;
  • рожковые ключи;
  • дрель-шуруповёрт;
  • разводные ключи;
  • крестовая отвертка;
  • строительный нож.

В отдельных случаях есть необходимость обзавестись страховочным снаряжением. Более того, всегда необходимо, чтобы в демонтаже участвовало два человека – одному едва ли удастся всё сделать правильно и безопасно. Рисковать жизнью и здоровьем ни в коем случае не стоит.

Рожковые ключи пригдятся при снятии прибора

Демонтаж сплит системы своими руками осуществляется несколько трудней, нежели аналогичный процесс с моноблочными кондиционерами вроде оконного или мобильного. В таких случаях требуется всего лишь перекрыть каналы подачи хладагента, включить девайс и подождать, пока вещество его покинет, чтобы не навредить окружающему помещению. Затем кондиционер выключают из сети, отсоединяют слив, осторожно снимают с креплений и отсоединяют патрубки, чтобы можно было окончательно снять девайс – абсолютно ничего сложного.

Чтобы правильно демонтировать самостоятельно, нужно следовать определенным правилам. Инструкция несложная, но любая ошибка может повлечь за собой серьёзные последствия, вплоть до полной поломки системы.

Люди, думающие, как снять сплит систему, должны понимать, что первым делом осуществляется демонтаж наружного блока системы кондиционирования. Изначально нужно хотя бы вкратце ознакомиться с архитектурой девайса. На наружном блоке находятся два штуцера, поверх которых закручены крышечки. Визуально хорошо заметно отличие между этими патрубками: трубка, подсоединенная к первому, толще – это подводящий, или паровой, трубопровод; второй патрубок относится к отводящему, или жидкостному. Под крышечками находятся гайки, регулирующие подачу или отвод хладагента. Возле подводящего штуцера находится ниппель, благодаря которому стравливают фреон из кондиционера.

Согласно инструкции, отображающей, как правильно демонтировать сплит систему, снятие наружного блока осуществляется посредством следующих этапов:

  • С обоих патрубков снимают разводным ключом крышки, чтобы получить доступ к вентилям подводящего и отводящего трубопроводов.
  • К ниппелю парового штуцера подсоединяют манометрический коллектор.
  • Включают систему на всю мощность в режиме «охлаждение».
  • Затем, когда из внутреннего блока начал идти поток холодного воздуха, шестигранным торцевым ключом перекрывают вентиль жидкостного патрубка и внимательно следят за давлением хладагента в газообразном агрегатном состоянии благодаря манометрическому коллектору. Отдельные специалисты отмечают, что подключить манометр можно и после запуска системы, так как, по их заявлениям, таким образом можно избежать лишней течке компрессорного масла из сплит системы.
  • Когда давление падает ниже отметки нуля, вентиль парового патрубка перекрывают торцевым шестигранником и быстро выключают систему кондиционирования. Выполнив эти условия, весь хладагент будет находиться в конденсаторе наружного блока.
  • На этом этапе уже можно отсоединять трубопроводы от системы. Жидкостный парубок обычно откручивается без особых усилий, а вот с паровым всё не так просто. Дело в том, что, отсоединяя её, можно что-то оборвать или чему-то повредить, злоупотребив силой. Поэтому рекомендуется при откручивании гайки разводным ключом придержать вентиль, накрутив на него крышку, чтобы не повредить резьбу. В таком случае, когда все трубопроводы отсоединены, нужно быстро вентили закрыть крышечками или, если таковые отсутствуют, заглушить изолентой. Это предотвратит попадание в систему различных загрязнителей и обезопасит её. Другой способ отсоединить трубопроводы, который тоже обычно практикуется – обрезать медные трубки на расстоянии около двадцати сантиметров от парубков труборезом. Затем незамедлительно нужно их осторожно сдавить и согнуть под углом в 180°, чтобы внутрь ничего не попало. Ни в коем случае нельзя этим пренебрегать. Все трубы должны быть закрыты.
  • Работа с наружным блоком подходит к концу. Остаётся отсоединить электрические коммуникации с помощью крестовой отвертки.
  • И вот последний этап – необходимо отсоединить внешний блок системы от укреплений. Обычно он прикручен к ним четырьмя болтами М8, но могут также встречаться М6 и М10. Открутив всё, блок аккуратно ставят на устойчивую поверхность (можно на землю) и разбирают крепления – всё-таки могут пригодиться для установки системы в дальнейшем.

Если кондиционер демонтируют временно, чтобы отвезти в ремонт, нет никакой необходимости снимать кронштейны, разобрать всегда успеется.

Демонтаж наружного блока может оказаться довольно сложным мероприятием

Самостоятельный съем внутреннего блока

Демонтаж внутреннего блока кондиционера с первого взгляда может показаться пустяковым делом, не требующим особых навыков или усилий. Однако это не совсем так в связи с тем что разные модели имеют свои особенности. Но есть кое-какие закономерности, которые необходимо знать всем, кто хочет знать, как снять кондиционер со стены. Разборка осуществляется по следующему алгоритму:

  • Необходимо первым делом снять крышку корпуса. Трудность состоит в том, что каждый производитель имеет свой способ обезопасить кондиционер от неквалифицированных «мастеров» посредством специфических защелок. Обычно на нижней части блока расположены указатели, помогающие снять крышку. Они отображают местоположение соединений между корпусом и монтажной пластиной. Здесь необходимо либо немного оттянуть, либо надавить – всё зависит от конкретной модели сплит системы. Также там могут быть саморезы, которые предварительно нужно открутить. Найдя подход к конкретному блоку, крышка будет сниматься без затруднений. Но требуется осторожность, так как, не рассчитав силы, можно повредить детали блока.
  • Открыв крышку, перед мастером виднеется трубопровод, дренажный патрубок и электрический кабель. Изначально отсоединяют последний, откручивая его от клемм и аккуратно вытягивая из системы.
  • Затем отсоединяют патрубок. Рекомендуется заранее подставить ведро или другую ёмкость, так как из него может потечь немного воды.
  • Чтобы отсоединить фреоновый трубопровод, сначала необходимо снять термоизолятор. Трубки аккуратно откручиваются, как и при работе с наружным блоком, после чего на них закручивают крышечки или, в случае их отсутствия, глушат изолентой. И также можно трубки обрезать, стиснуть и закрутить. Главное – предотвратить попадание в них загрязняющих компонентов.
  • Когда внутренний блок кондиционера уже ничего не держит, его осторожно снимают и ставят в сторону. На стене остается только монтажная пластина, которую, как и кронштейны для наружного блока, можно открутить, а можно оставить. Это зависит от причины демонтажа и целей обладателя.

На этом демонтаж сплит системы заканчивается. Однако есть ещё одна рекомендация: при транспортировке наружного блока нужно следить, чтобы он стоял точно так же, как и на укреплениях. Нельзя его класть набок или переворачивать.