Что нужно читать начинающему христианину. Можно ли читать художественную литературу

Прежде всего, всем изучающим веру нужно бывать на службе и участвовать в таинствах. О возникающих вопросах очень полезно личное общение с практикующим веру человеком – священником или благочестивым мирянином.

2. Евангелие – это Священное Писание христиан. Евангелие, или по-другому – Новый Завет – книга повествующая о учении Господа Иисуса Христа, написанная святыми апостолами в первые века христианства (немного менее 2000 лет назад.) Святая Церковь заповедует своим чадом (т.е. нам с вами) читать Евангелие и понимать его. Каждый крещеный человек должен быть знаком с учением Иисуса Христа, изложенном в 27-ми книгах Нового Завета. Евангелие входит в состав Библии. Кроме Евангелия (Нового Завета) Библия включает в себя еще и книги (главы) Ветхого Завета. К изучению книг Ветхого Завета (рассказывающих о жизни людей от сотворения мира до пришествия Господа Иисуса Христа) следует приступить позже, после того как вы будет знакомы с книгами Нового Завета.

3. Книга-хрестоматия о Православной вере для новоначальных «Закон Божий» – по таким книгам учатся в воскресных школах все новоначальные. Мы рекомендуем книгу «Закон Божий» авторов иеромонаха Иова (Гумерова) и его сыновей священников Павла и Александра. Впрочем, вполне «Закон Божий» любых других авторов (Слободского, Сысоева).

Книги с надписью на титульном листе «Издательский Совет Русской Православной Церкви» можно смело читать.

Надпись на титульном листе «Издано по благословению….» - не защищает от подделки.

Для удобства мы оцениваем сложность книги по пятибалльной системе:

1-2 – очень простые, доступные сочинения;

3 – работы, написанные для массового читателя;

5 – сложные богословские работы, без некоторой подготовки читать тяжело.

Во-первых, все сочинения святых отцов.

Из русских подвижников веры и благочестия рекомендуем книги: свт. Феофан Затворник («Четыре слова о молитве», «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться»); свт. Тихон Задонский; св. прав. Иоанн Кронштадтский («В мире молитвы. Выборки из его писаний», «Святой Праведный Иоанн Кронштадский. Воспоминания современников.»), прп. Серафим Саровский («Преподобный Серафим Саровский. Житие. Серафимо-Дивеевские предания.»), свт. Игнатий Брянчанинов («В помощь кающимся», «Отечник», «Слово о смерти»).

Антоний (Блум), митрополит («Ступени», «Молитва и жизнь», «Радость покаяния», «Жизнь. Болезнь. Смерть», «Духовное путешествие. Размышление перед Великим постом», «Учитесь молиться»). Уровень сложности - 2,3.

Арсеньев Владимир. Богослов. Уровень сложности - 2,3,4.

Афанасьев Николай, протопресвитер («О церковном воспитании», «Экклизиология вступления в клир»). Литургист, богослов, историк. Уровень сложности - 3-4.

Булгаков Сергий, протоиерей. Богослов. Из его работ я рекомендую прежде всего книгу Православие. В других его работах есть неправославные мысли. Уровень сложности - 3-4.

Василий (Кривошеин), архиепископ («Ангелы и бесы в духовной жизни»). Богослов. Уровень сложности – 3,4.

Вениамин (Федченков), митрополит («Божии люди»). Автор книг о православной жизни, благочестии. Уровень сложности - 2,3.

Вознесенская Юлия. Современный писатель, автор замечательных популярных художественных романов. Уровень сложности - 2,3.

Глубоковский Николай. Библеист. Уровень сложности - 4,5.

Дворкин А. Специалист по сектам («Десять вопросов навязчивому незнакомцу или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным»). Уровень сложности - 2, 3, 4.

Ельчанинов Александр, священник. Особенно рекомендую его книгу «Записи». Уровень сложности - 3.

Зеньковский Василий («Основы христианской философии», «На пороге зрелости-беседы с юношами о вопросах пола», «О религиозном воспитании в семье»). Богослов, философ. Уровень сложности - 3-4.

Иларион (Алфеев), епископ. Богослов, патролог. Для новоначальных христиан особенно рекомендую его книгу «Таинство веры». Уровень сложности - 2,3,4.

Иоанн (Шаховской), архиепископ («Апокалипсис мелкого греха», «Белое иночество»). Богослов. Уровень сложности - 3.

Иустин Попович, архимандрит («Христианство по учению преподобного Макария Египетского», «Преподобный и богоносный отец наш Нил, подвижник Сорский и устав его о скитской жизни», «Первородный грех, его причины и последствия»). Прекрасный сербский богослов и писатель. Уровень сложности - 3,4.

Каллист (Уэр), епископ. («Внутреннее царство», «Как читать Библию», «Сила имени»). Богослов. Уровень сложности - 3-4.

Карташев Антон. Церковный историк. Уровень сложности - 3-4.

Кассиан (Безобразов), епископ («Христос и первое Христианское поколение»). Библеист. Уровень сложности - 4, 5.

Киприан (Керн), архимандрит («Евхаристия»). Богослов, патролог. Уровень сложности - 3-4.

Клеман Оливье. Богослов. Уровень сложности - 3,4.

Концевич И. М. Исследователь русского старчества и святости. Уровень сложности - 2.

Кураев Андрей, диакон. Церковный публицист, богослов («Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир», «Ответы молодым», «Вызов экуменизма», «Наследие Христа. Что не вошло в Евангелие?»). Уровень сложности - 2,3.

Лосский Владимир («Очерк мистического богословия Восточной Церкви», «Догматическое богословие»). Богослов, очень высокого уровня. Уровень сложности - 5.

Льюис Клайв («Просто христианство»). Английский мыслитель. Очень яркие и полезные произведения. Уровень сложности - 2,3,4.

Мейндорф Иоанн, протопресвитер («Брак в православии»). Богослов, историк, патролог Уровень сложности - 3-4.

Мень Александр, протоиерей («Ответы на вопросы»). Богослов. Историк, библеист. Уровень сложности - 2,3,4.

Николай Велимирович (Сербский), епископ («Труды» - «Миссионерские письма», «Индийские письма»). Богослов. Уровень сложности - 3,4.

Паисий Афонский, схимонах («О семьи христианской», «Духовная борьба»). Это современный подвижник (умер в 1994г.). Все его книги, а также книги о нем рекомендую. Уровень сложности -3.

Софроний (Сахаров), архимандрит («Старец Силуан», «Видеть Бога как Он есть», «О молитве»). Богослов. Особеенно ценна первая книга – «Старец Силуан». Уровень сложности - 3,4.

Федотов Георгий. Историк. Особенно ценна его книга Святые Древней Руси. Уровень сложности - 3-4.

Флоровский Георгий, протоиерей («О смерти крестной»). Богослов. Некоторые его работы по сложности на 4, некоторые на 5.

Шмеман А., протопресвитер («Исторический путь православия», «Великий пост», «Православное Богослужение. Литургия»). Богослов. Уровень сложности - 2,3,4.

С надежной, что у вас все получится

священник Олег Барков.

Статья составлена на основе поста священника Константина Пархоменка «Что читать христианину»

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

На вопросы читателей отвечает Благочинный Приволжского округа г. Самары протоиерей Олег Китов.

Здравствуйте! Хотела бы узнать, можно ли Православному человеку читать художественную литературу. Я учусь на филолога и просто обязана это все читать. Воцерковилась я недавно. Учусь на последнем курсе, надо писать дипломную. Для этого мне необходимо проанализировать какое-нибудь художественное произведение. Если я не напишу работу, то не окончу курса.
Что же делать? Я не хочу грешить снова, так как покаялась в том, что читала мирскую литературу. Но в то же время не хочу нарушать заповедь «не укради», так как в Законе Божьем сказано, что против этой заповеди грешит и тот, кто ленится в учении, то есть растрачивает средства, вложенные в него государством (я учусь на бюджетном отделении). Поначалу я решила, что если учишься - разрешается, но, прочитав в Рождественский пост Мережковского, заболела. Думаю, что это было вразумление от Господа, и теперь боюсь. Но все-таки твердо не знаю, как Православие относится к таким книгам. Мне посоветовали прочитать книгу «Вера в горниле сомнений». Там написано, что Мережковский еретик. Сейчас я вообще охладела к художественной литературе, а раньше читала с интересом. Угодна ли Господу моя профессия - филолог, преподаватель русского языка и литературы - и как относиться к фантастической литературе, такой популярной в наше время среди молодежи?

Христина, г. Москва

Для Православного Христианина должны быть чужды замкнутость в себе и фанатизм. Мы не должны обеднять свою жизнь, отвергая без разумного рассуждения все так называемое мирское. Это касается и литературы, и музыки, и изобразительного искусства, и кино, и науки. Многие из Христиан, известных своей праведной жизнью, и даже святых были многосторонне развитыми личностями. Некоторые были специалистами во многих областях «мирских» знаний.
Конечно же, для нас самым важным должно быть то, что дает нам Сам Господь через Свою Церковь, в которой сосредоточено все самое лучшее и спасительное. Святое Писание, Богослужение, церковное песнопение, иконопись, архитектура храмов - все это святое сокровище дано нам Богом для нашего спасения и освящения нашей жизни. Здесь мы видим, как на протяжении тысячелетий осуществлялось соработничество Бога и человека. Когда Господь благословлял людей на творческий труд по созданию шедевров истинного художества во всех областях деятельности. И все самое лучшее, что смог создать человек во славу Творца, - все вошло в Церковь и освятилось Духом Святым.
Но есть еще и другой огромный пласт жизни, в котором тоже можно и нужно найти полезное для нас. Как старатель среди золотоносной руды ищет самородки и малые, и большие, так и мы должны среди многообразия жизни замечать и брать то, что научает нас правильно ориентироваться в ней. Только нужно заниматься тем, в чем действительно есть польза. Например, тот же золотоискатель не станет перелопачивать пустую породу, как только убедится, что это безполезно. Являясь специалистом в своем деле, он знает, где есть, а где нет золота. Вот и в других областях нужны свои специалисты, чтобы умело определять, что принесет пользу и что, наоборот, причинит вред. Кто как не Православный филолог сможет дать грамотный совет Христианину по поводу какого-либо литературного произведения - стоит ли его вообще брать в руки и тратить на него драгоценное время?! А если стоит, то подскажет, в чем именно его художественная ценность и чем оно сможет обогатить душу читателя.
Относительно же конкретных произведений, которые вам как будущему специалисту надо изучить по программе, то здесь вы должны, без сомнения, пройти весь курс, как положено. И мало того - не только прочитать, но и понять, в чем там правда и в чем ересь. А поможет вам в этом прежде всего дальнейшее воцерковление и духовное самообразование через изучение святоотеческого наследия.
Написано за историю литературы много, и в этом множестве есть как подлинные шедевры творчества, весьма полезные и нужные для любого мыслящего человека, так и вредный мусор, несущий в себе все зловредное для читающего, от яда ереси до графоманской жвачки, отнимающей время и деньги.
Специалисту-филологу нужно в своей области знать все. Прочим же опасно, да и не стоит вовсе увлеченно читать еретические умствования, не вооружившись истинным знанием. Сжигать же свое время на макулатуру, как-то: фантастика, «дамские» романы, «криминальное чтиво» - просто глупо.

Начало христианской литературе положило Священное Писание, состоящее из Ветхого и Нового Завета. На основе этих книг появились толкования и богословские труды. По мере распространения христианства появлялись подвижники, оставившие после себя святоотческое наследие и наставления. Об их жизни и подвигах излагается в книгах жития святых. И уже сравнительно недавно появилась православная художественная литература.

Все это многообразие книг принято называть православной литературой. Рассмотрим основные направления более подробно.

В зависимости от сложности понимания книги разделены на три группы:

Основы (О) — несложные в понимании книги, написанные простым языком
Горизонт (Г) — книги, понимание которых может вызвать некоторые сложности
Вершина (В) — книги, крайне трудные для осмысления без должной подготовки

Священное Писание

Центральное место на книжной полке православного христианина должно занимать Священное Писание.

Преподобный Феодор Студит :

« Великое зло не знать Писания, ибо бесчисленное зло рождается от неведения Писания... »

Изучение Православия необходимо, прежде всего, начать с чтения и .

Новый завет — одновременно простая и необычайно сложная для понимания книга. Несмотря на то, что Слово Божье было изначально обращено к плотникам, рыбакам, пастухам — простым людям, при каждом прочтении Евангелия человек открывает для себя что-то новое, непознанное. Поэтому читать боговдохновенные тексты следует с особым усердием и внимательностью.

Толкование Библии

Для понимания Библии необходимо прибегнуть к толкованиям — разъяснениям тестов Нового и Ветхого заветов. Среди святоотеческих толкований особое место занимают сложные, пространные (Г) , которые на протяжении многих веков были путеводной звездой при изучении Нового завета.

Святитель Феофан Затворник :

Многим христианам полюбились относительно простые (О) , а также « » (О) святителя Василия Кинешемского, написанные глубоко и современным языком.

Хорошие отзывы также получили следующие разъяснения Священного Писания: « » (О) библеиста Бориса Гладкова, « » (О) « » (О) Александра Лопухина, « » (О) протоиерея Олега Стеняева, « » (О).

Закон Божий

Закон Божий и катехизис (руководство, содержащее основные положения христианского вероучения) помогут новоначальному постичь основы православного вероучения, ознакомиться с краткой историей Нового и Ветхого завета, понять, что такое молитва, узнать об устройстве Церкви и храма, смысле богослужения.

Наверное, самой известной книгой этого ряда является « » (О) протоиерея Серафима Слободского. Многое о жизни Церкви можно почерпнуть из таких книг, как « » (О) архимандрита Иова (Гумерова), « » (О) священника Даниила Сысоева, « » (О) митрополита Илариона (Алфеева), « » (О) святителя Филарета (Дроздова).

Наставления о духовной жизни

Среди наставлений хотелось выделить бы « » (О) архимандрита Иоанна (Крестьянкина). В этой книге старец предлагает кающемуся человеку построить исповедь по десяти заповедям или по заповедям блаженства. Путь исповеди помогают преодолеть глубокие советы и меткие замечания отца Иоанна, так необходимые каждому христианину. Переживание, любовь, боль и доброта старца ощущаются в каждом слове.

Увлекательным, «живым» языком написаны такие книги, как « » (О) протоиерея Андрея Ткачева, « » (О) архимандрита Андрея (Конаноса), « » (О) митрополита Антония Сурожского (Блума), « » (О) игумена Никона (Воробьева).

Творения святых отцов

Известный проповедник Алексей Ильич Осипов рекомендует обязательно ознакомиться с трудами святителя (Г) и письмами игумена (Г) . Святитель Игнатий, по его мнению, примечателен тем, что переложил древнее святоотеческое учение на современный язык.

Сам же святитель Игнатий советует: «Христианину, которого жребий — проводить и окончить жизнь среди мира, должно читать святых Отцов, писавших вообще для всех христиан. Таковы писатели, которых сочинения написаны на русском языке или переведены на него: святой Иоанн Златоустый, святой Димитрий Ростовский, святитель Тихон Воронежский, Никифор Астраханский, Георгий затворник». Святитель не рекомендует мирянам читать святых отцов, писавших для монашествующих, говоря, что «пользы никакой не может быть, а может быть вред...».

Особое внимание заслуживают « » (О) аввы Дорофея. Данную книгу советуют прочитать многие современные священники и древние святые.

Полезно также будет, по мере сил и возможности, ознакомиться с трудами Феофана Затворника, Тихона Задонского и других отцов Церкви.

Жития святых

Многих укрепят в вере жития — описания жизни и деяний святых, стойкость и мудрость которых являются добрым примером для современного христианина.

Святитель Тихон Задонский :

« Надежное средство для поддержания веры и любви — чтение святых отцов и житий святых... »

Будет полезным ознакомиться с житиями Ксении Петербургской, Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Николая Чудотворца и других.

Православная проза

Художественная литература — это, наверное, самое объемное направление православной литературы, о котором стоит поговорить отдельно.

Протодиакон Андрей Кураев советует новоначальным прочитать повесть Никифорова-Волгина « » (О) , написанную от лица православного священника. Огромной популярностью пользуется серия « » (О) протоиерея Александра Торика.

Понять Православие помогут также романы (Г) , (О) , повести (О) , (О) , (О) , рассказы (О) , (О) .

За последнее время появилось много хорошей детской литературы — сказок (Дмитрий Дмитриев, Глазунова Ирина), притч (Клюкина Ольга), рассказов и повестей (Борис Ганаго, Лариса Калюжная, серия «Зернышки» и др.), ненавязчиво и увлекательно повествующей о Господе, его учении и богоугодной жизни христианина.

Из зарубежных авторов хотелось бы особо отметить творчество , которое включает в себя как произведения для детей (цикл «Хроники Нарнии»), так и для взрослой аудитории («Письма Баламута» (О), «Баламут предлагает тост» (О)) .

Непридуманные рассказы — особое направление в художественной леитературе. Самый известный сборник непридуманных рассказов — « » (О) отца Тихона (Шевкунова) и последовавшая за книгой Сретенского монастыря.

Богословие

Самым подготовленным людям для глубокого постижения Православия подойдут следующие книги: « » (Г) митрополита Илариона (Алфеева), « » (В) , « » (В) протопресвитера Александра Шмемана, « » (Г) преподобного Иоанна Дамаскина, « » (Г) протоиерея Владислава Свешникова, «» (О) святого праведного Иоанна Кронштадтского, « » (О) протоиерея Иоанна Гончарова, « » (О) архиепископа Никона (Рождественского).

Все издания, которые предназначены для церковной книготорговли, подлежат обязательному рецензированию Издательским Советом Русской Православной Церкви с присвоением специального грифа. Иными словами, книга без грифа продаваться в церковной лавке не может. Это было сделано для того, чтобы у Церкви была «уверенность, что любая книга, приобретенная в церковной лавке или свечной лавке храма, будет полезна читателю, послужит его духовному развитию».

Преподобный Антоний Оптинский :

« Усердно прошу вас, как искреннего друга, не набивать головы своей пустошью и вздором, но употребить память свою на прочтение книг, наиболее духовных и назидательных... »

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Книги с грифом «По благословению...» считаются самыми качественными.

Гриф присваивается Священному Писанию, богослужебной литературе, сборникам канонических правил и нормативных актов Церкви, официальным церковным документам, принятым Архиерейскими и Поместными Соборами, а также Священным Синодом.

Гриф предназначен для остальной (не охваченной первым грифом) православной литературы — книг по истории Церкви, житий святых и др.

Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви

Книги с грифом «Допущено...» не противоречат православному учению, но и не обязательно несут пользу.

Гриф может быть присвоен произведениям художественной литературы, которые ведут читателя к истинам христианской нравственности, но не несут в себе собственно религиозную тематику; изданиям, освещающим православные обычаи и обрядовые традиции; сборникам кулинарных рецептов для постов и праздников.

Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви на основании заключения Синодального отдела религиозного образования и катехизации

Гриф введен с целью ускорения издания книг. Ответственность за их содержание несет Синодальный отдел религиозного образования и катехизации.

Помимо книг, гриф Издательского Совета ставится на аудио и видеопродукцию.

Свои грифы есть у Украинской и Белорусской Православных Церквей, а также у Православной Церкви Молдовы. Книги с такими грифами также могут продаваться в церковной лавке при храме.

Летом обычно не до чтения, но с приходом осени руки сами тянутся к книге. Год литературы выходит на финишную прямую. Однако запутаться можно даже в очень хорошем, причем с самыми добрыми намерениями. Обилие издаваемой сейчас православной литературы порой сбивает с толку, тем более новоначальных. Какие книги стоит в первую очередь прочитать тем, кто только становится из «захожанина» прихожанином? А тем, кто уже освоил «православную азбуку»?.. На эти вопросы отвечают священники самых разных российских епархий со всех концов страны - от Дальнего Востока до Северного Кавказа. Их советы будут полезны не только верующим, но и всем, кто интересуется основами духовной культуры России.

Протоиерей Виктор Горбач, настоятель храма во имя святителя Иннокентия, митрополита Московского (Южно-Сахалинск):

Вопрос не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Ведь выбор литературы, в том числе и православной, зависит от базового образования человека, намеренного воспользоваться советом. Кому-то из новоначальных можно посоветовать «Закон Божий» Серафима Слободского, а другим предложить, например, «Исповедь» блаженного Августина.

Но, конечно, главное для любого христианина - это чтение и понимание Библии. В этой связи я считаю очень полезными толкования книг Священного Писания протоиерея Олега Стеняева. Отец Олег обладает редкой способностью посредством простых и понятных образов показать актуальность Священного Писания в жизни каждого человека, его книги пробуждают интерес к чтению и изучению Библии.

Следующим шагом может стать чтение толкований Священного Писания Феофана Затворника и других книг этого святого. Вот небольшая цитата из его «Письма 1121», написанного 29 апреля 1878 года и звучащего очень современно: «Вера - не всезнание, а лишь верное знание и обладание тем, что необходимо для спасения. Вера спасает, и мудрецами делает лишь в деле спасения. Прочая мудрость бывает ли при ней или не бывает - дело безразличное».

Интересно читать воспоминания и дневники подвижников благочестия XIX-XX веков. Среди них хочется отметить сочинения и дневники святого праведного Иоанна Кронштадтского и письма игумена Никона (Воробьева). Очень полезно постоянно возвращаться к чтению житийной литературы, особенно о древних подвижниках.

Протоиерей Виктор Горбач. Фото: Православная молодежь Сахалина и Курил/ vk.com

Я живу на Дальнем Востоке и поэтому, пользуясь такой возможностью, хотел бы порекомендовать небольшую по объему, но очень глубокую по содержанию книгу нашего величайшего миссионера, равноапостольного Иннокентия (Вениаминова) «Указание в Царство Небесное». По своему жанру она - миссионерский катехизис. «Люди не для того сотворены, чтобы жить только здесь, на земле, подобно животным, которые по смерти своей исчезают; но для того единственно, чтобы жить с Богом и в Боге, и жить не сто или тысячу лет, но жить вечно, - пишет он. - А жить с Богом могут одни только христиане, то есть те, которые право веруют во Иисуса Христа. Всякий человек, кто бы он ни был, желает и ищет себе благополучия и счастия. Желать себе добра и искать благополучия или блаженства есть врожденное чувство человека, и потому это не есть грех или порок. Но надобно знать, что здесь собственно, на земле, не находилось, не находится и никогда не найдется истинного и совершенного счастия и благополучия, ибо все наше благополучие и блаженство находится только в Боге: никто и никогда без Бога или вне Бога не найдет истинного счастия и совершенного благополучия».

Иерей Илья Мотыка, церковь преподобного Серафима Саровского (Саранск, Мордовская митрополия):

Действительно, сейчас огромное количество православной литературы. Но есть ряд книг, которые не помешало бы прочитать любому новоначальному. В первую очередь это работы дореволюционного сельского пастыря, протоиерея Григория Дьяченко. Простым и доступным языком он излагает основы христианского вероучения в книге «Катехизические чтения». Обязанности христианина хорошо изложены в его книжке о таинстве исповеди. Нельзя оставить без внимания и «Нравственное богословие для мирян» протоиерея Евгения Попова - популярное толкование заповедей Божьих. Но моим самым любимым автором является митрополит Вениамин (Федченков). У него есть замечательный биографический очерк «Всемирный светильник» о преподобном Серафиме Саровском.

Священник Димитрий Сизов, руководитель Кряшенской духовной миссии (Республика Татарстан):

Христианская библиотека огромна по объему и тематике. Но среднестатистический прихожанин, по моим ощущениям, на протяжении жизни довольствуется лишь вероучительной и нравственно-аскетической литературой. Если брать в расчет только эти две области, то рекомендуемые мной книги - «Таинство веры» митрополита Илариона (Алфеева) и «Православная психотерапия» греческого митрополита Иерофея (Влахоса). Эти книги полезны, прежде всего, систематизацией подаваемого материала, что очень важно для людей, не получивших систематического богословского образования. После их прочтения появляется цельное, а не отрывочное, фрагментарное представление об изучаемом предмете. Первая книга поможет человеку ознакомиться с вероучением Церкви, изложенным современным и доступным языком, вторая даст представление о духовной жизни, о ее сути, о ее периодах и встречающихся на этом пути ошибках.

Иерей Владимир Шалманов, руководитель информационно-издательского отдела Георгиевской епархии (Ставропольский край):

И прихожанам, и «захожанам», и «ищущим» очень рекомендую две книги известного проповедника, миссионера и богослова, протоиерея Геннадия Фаста - «Кто же Сей? Книга об Иисусе Христе» и «Кто Она для нас? Книга о Пресвятой Богородице». В первой с разных сторон рассмотрена личность Иисуса. Достаточно просто ознакомиться с оглавлением, чтобы понять, насколько интересной для современных христиан будет эта книга. Не могу удержаться от перечисления ее разделов: «Христос пророческий», «Христос в библейских символах», «Христос - Сын Человеческий», «Христос - Сын Божий», «Христос апокрифов», «Иисус ислама», «Христос исторический», «Христос - Учитель», «Христос - Чудотворец», «Христос - Спаситель», «Христос и Церковь», «Христос таинственный», «Христос в иконографии», «Христос и антихристы», «Христос грядущий». Во второй книге отец Геннадий дает ответы на все важные вопросы о Богородице, обращая при этом внимание читателя на те моменты, которые не являются предметом православной веры и частью церковного Предания. Обе книги написаны теплым, живым и понятным языком. Знакомство с ними поможет не только систематизировать религиозные познания, но и ощутить личную связь с православием.

Священник Святослав Шевченко, настоятель храма мученицы Лукии Сиракузской (Благовещенск):

Священник Святослав Шевченко. Фото: lukia.info

Из святоотеческой литературы я однозначно посоветовал бы «Душеполезные поучения» Аввы Дорофея. Он очень доступным языком, на примерах показывает сущность христианства. Также всегда хорошо иметь под рукой «Толкование на Евангелие» блаженного Феофилакта Болгарского, который не просто боговдохновенно толкует, но и вводит читателя в исторический контекст евангельских событий. Например, поясняет, почему Христос выбрал для своих притч образ Царства Божия как брака. Объясняет он и детские игры, и обычаи еврейского народа, из которых Спаситель брал примеры для притч.

Из православной художественной литературы нужно, несомненно, начать с «Отца Арсения» неизвестного автора. Здесь описана жизнь подвижника веры, который, несмотря на нечеловеческие условия сталинских лагерей, сумел не просто остаться человеком, но и помогал другим сохранить в себе образ Божий. Обязательно советую присовокупить к этому бестселлер «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова). Там рассказывается о наших современниках, которые способны перевернуть представления о священниках и монахах.

Мы поинтересовались у священников, какие книги они бы посоветовали прочесть читателям издания «Православный Взгляд».

Иерей Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в посёлке Почтовое Бахчисарайского района
Есть чтение сугубо церковное и здесь список очевиден: Библия, Толкование на Новый Завет, Жития святых, Добротолюбие, Творения Святых Отцов. Насчёт светского чтения мне вспоминается фраза, которая в пору моей юности красовалась на витрине магазина «Букинист»: «Читайте, прежде всего, классику, иначе вы никогда не успеете это сделать». Поэтому, прежде всего из художественной литературы нужно читать русскую классику. Когда я попал в Грецию, то впервые задумался, что читать русскую классику в подлиннике - это великая милость. И грех этой милостью не воспользоваться. Кстати, внимание на это обратили сами греки.

Иерей Тимофей Куропатов, настоятель Патриаршего подворья при храме св. Царя Страстотерпца в Анино в Южном Чертаново Евангелие - основа основ, но не всегда бывает понятно, что написано в этой главной Книге, поэтому надо читать Толкования Святых Отцов. Из художественной литературы я бы посоветовал прочитать книгу архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». Это чудеснейшая книга, которая рассказывает об удивительных людях и о чудесах с ними. Для тех кто уже давно в церкви я бы посоветовал прочитать книгу «Моя жизнь со старцем Иосифом» старца Ефрема Филофейского. Автор этой книги описывает подвиги отшельников на Афоне. Это то, к чему должен стремиться каждый христианин. Посоветую прочесть собрание из шести томов старца Паисия Святогорца. Книгу Льюиса Кэрролла «Расторжение брака». В этой книге он описывает свое видение рая и ада, и то, как люди пытаются вернуться из ада в рай, борясь со страстями, которые они получили на земле.

Иерей Иоанн Федоринов, клирик храма «Всех Московских Святых» в Бибирево
Из духовной литературы рекомендую читать труды Василия Великого, Иоанна Крестьянкин. Мне нравится книга «Митрополит Мануил (Лемешевский)», написанная его духовным чадом владыкой Иоанном (Снычевым). Из этой книги можно узнать, как люди жили духовной жизнью в условиях советского государства, понять дух той эпохи. Если говорить о церковных художественных произведениях, то, прежде всего, хочу выделить книгу архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые». Эта книга произвела духовный фурор в православной среде. Она посвящена монахам, но описывает их обычную жизнь. Советую читать произведения Ольги Рожновой.
Моя самая любимая книга - это «Отец Арсений», написанная духовными чадами отца Арсения. Эта книга охватывает несколько эпох, и рассказывает, как отец Арсений жил в дореволюционное и послереволюционное время. Через призму жизни одного священника можно проследить историю русской церкви в тот переломный момент. Это книга напоминает произведения Солженицына, но она показывает все с другой стороны. В этой книге показываются божественные силы, которые управляют всеми событиями, и это то, чего, может быть, не хватало Солженицыну. Еще мне нравится книга «Отцовский крест». Это документальная «самиздатовская» повесть, написанная по детским воспоминаниям сестрами Софьей и Натальей Самуиловыми, дочерями священника Сергия Самуилова - настоятеля церкви села Острая Лука, затем клирика Воскресенского собора города Пугачева Самарской губернии, впоследствии репрессированного. Эти две книги я особенно рекомендую.
Мне нравится поэзия Сергея Есенина, Евгения Евтушенко, Игоря Северянина, Александра Пушкина. Из художественной литературы советую читать всю русскую классику. Из современной литературы считаю произведения Бориса Акунина очень интересными и захватывающими.

Игумен Сергий Рыбко,
настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище
Все зависит от того, кому советовать - воцерковленным или невоцерковленным. Невоцерковленным, прежде всего, я бы посоветовал читать Евангелие. Эта Книга в свое время изменила мое мировоззрения, хотя я даже сам этого не ожидал. Еще бы предложил почитать некоторых классиков, которые поднимали вечные вопросы. Советую читать труды Игнатия Брянчанинова, которого я всегда очень любил. Я впервые прочитал его труды, будучи восемнадцатилетним юношей, и меня уже тогда потрясли его слова.

Иерей Димитрий Ненароков ,
помощник атамана Центрального казачьего войска Ежедневно читать Священное Писание и Библию, Толкование на Евангелие Святых Отцов - Иоанна Златоуста, Василия Великого. Духовные произведения Варсонофия Великого, Аввы Дорофея. Добротолюбие, Из современных духовных авторов я бы посоветовал труды Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова.