Жилой дом на котельнической набережной история. Жилой дом на котельнической набережной

В воскресенье гуляли в Москве по Котельнической набережной и возле знаменитой высотки. Давно хотела посмотреть на неё вблизи и попасть внутрь. Наконец-то это удалось сделать. Но не совсем удачно получилось.
Дом весь в лесах, его реставрируют. Ну что ж, посмотрели что смогли, все равно интересно.
Мне всегда казалось, что здесь живут исключительно небожители. Отчасти так и есть. Список знаменитостей, проживавших в нем в разное время довольно внушительный: Фаина Раневская, Александр Твардовский, Ирина Бугримова, Никита Богословский, Клара Лучко, Лидия Смирнова, Нонна Мордюкова, Галина Уланова, Марина Ладынина, Пырьев, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Василий Аксенов, Константин Паустовский, Людмила Зыкина, Юрий Любимов, и это далеко не полный список известных жильцов.


Начали строить этот дом в 1947 году. Точнее, одно крыло высотки, то, которое вдоль Москвы-реки, к тому моменту уже существовало, его построили еще до войны, к нему пристроили центральную часть и левое крыло. А заселять его начали в 1952 году. Массовое же заселение началось не скоро - очень долго составлялись и утверждались списки жильцов. Квартиры сдавались под ключ и были шикарными: с кухонной мебелью, встроенной импортной сантехникой, бронзовыми светильниками, потолочной лепниной, дорогим паркетом, преобладали белый и золотой цвета. Это был первый в Москве дом с горячей и холодной водой и мусоропроводом. Конечно, желающих заселиться сюда было немало, не обошлось без интриг. Одно крыло дома отдали военным, а в другом поселили людей искусства.
В центральной части 26 этажей (32 вместе с техническими этажами), высота 176 м. Сталин очень хотел, чтобы в Москве строились дома не ниже Нью-Йоркских, отсюда и шпили, увеличивающие высоту.
В доме расположены 540 квартир, из них 336 двухкомнатных, 173 трёхкомнатных, 18 четырёхкомнатных и 13 однокомнатных квартир. Вместе со старым правым крылом количество квартир превышает 700.

Здание строили заключенные. Говорят, что они же являлись и моделями для патриотических барельефов, скульптурных групп и разнообразных фигур, украшающих здание, а на стеклах некоторых квартир можно было найти даже "послания", коряво выцарапанные гвоздем "строили зэки" - утверждают, что такая надпись была в квартире писателя Василия Аксенова.

Сначала заключенных поселили в бараке. А дальше использовалась та же практика, что и сейчас -по мере строительства их переселяли в отстроенные квартиры. Между надзирателями и заключенными периодически возникали стычки. Выше пятого этажа бригадиры не поднимались - боялись быть сброшенными. Поэтому считается, что нижние этажи построены более качественно.
Старожилы высотки любят рассказывать, что вбивая гвоздь в стену можно наткнуться на скелет - якобы рабочие замуровали нелюбимого прораба.

Высотка стоит одним крылом вдоль Яузы, а другим вдоль Москвы-реки.


Я прочитала, что дом должен был стать стратегическим объектом, он находится в двух километрах от Кремля. Под землей от него предполагалось построить тоннели к Кремлю, Новоспасскому монастырю и через Москву-реку. Чтобы их грамотно прорыть, пришлось сдвинуть русло реки Яузы.

Зашли мы и во двор. Все въезды, конечно, закрыты шлагбаумами.
Во дворе парковка.
А в центре двора вот это желтое здание с большими окнами и красивой белой балюстрадой - гаражный комплекс.

На крыше гаража - две спортивные площадки, несколько запущенного вида.

За огороженными спортплощадками небольшой заросший деревьями пустырь.
Там даже грибы растут, ужасное запустение.
Туда явно заходят справить нужду.

Снаружи белье на балконах сушить, конечно, запрещено, чтобы не портить вид центра столицы, а во дворе - сушат.

Довольно уныло и неуютно все выглядит во дворе.
Но может быть после реставрации все опять будет роскошно и величественно выглядеть.

Нижний этаж здания был занят сферой услуг и быта - прачечная, химчистка, продуктовый магазин, булочная, кинотеатр.
В доме и сейчас находится кинотеатр "Иллюзион", где показывают фильмы из хранилища Госфильмофонда и зарубежную киноклассику типа "Римские каникулы", "В джазе только девушки".

Немного баек про жильцов.
Знаменитые жильцы, конечно, общались между собой.
Вот, например, Твардовский часто заходил к Раневской просто так, по-свойски. Начались их соседские посиделки с небольшого конфуза: как-то Твардовский забыл ключи, а домочадцы были на даче. И тут Твардовскому нестерпимо захотелось в туалет. Пришлось стучаться к знаменитой соседке. После чего поэт проговорил с актрисой несколько часов подряд. "Приходите еще, двери моего клозета всегда открыты для вас!" - приветливо попрощалась Раневская. Она жила на втором этаже, над кинотеатром "Иллюзион" и булочной. "Над хлебом и зрелищами", - как говорила сама Раневская.

Дом этот по праву считался безопасным для жильцов и неприступным для грабителей. В подъездах с первых дней сидели консьержки, в лифтах круглосуточно дежурили вахтеры. Жильцы смело оставляли квартиры открытыми, ненадолго уходя в гости к своим соседям.
Но однажды здесь произошло дерзкое ограбление. 30 декабря 1981 года в подъезд зашла группа мужчин с огромной пушистой елкой и праздничной коробкой.
- Это из "Госцирка", - объяснили мужчины, - велено оставить у квартиры дрессировщицы Ирины Бугримовой!
Дежурная разрешила. Незваные гости не возвращались. Женщина бросилась к квартире звездной дрессировщицы. Елка стояла у распахнутой двери. Курьеры ушли через черный ход, прихватив уникальную коллекцию бриллиантов Бугримовой. Многие экспонаты из этой коллекции значились в международных каталогах.

Побывали мы и внутри дома. В следующий раз расскажу как нам это удалось.
А пока приглашаю зайти в вестибюль.
Массивные деревянные двери подъезда с бронзовыми ручками.

Маленький "предбанник" красиво отделан натуральным деревом, на потолке бронзовый светильник.

Консьержку и ее пост фотографировать не стала, уж очень там все строго.
Но в кадр она все же попала вместе со входом.

Четыре лифта на площадке, над ними красивые барельефы.

В кадр неожиданно попал охранник.

Стены отделаны мрамором.

Очень красивый потолок с лепниной и росписью.

У стены столик с объявлениями о житейских новостях квартиросъемщиков.

В доме по-прежнему живет много знаменитостей: Евтушенко, Ширвиндт, Нагиев, Ефим Шифрин, одно время жила Рената Литвинова. Вилли Токарев купил здесь квартиру с большой верандой с панорамным видом.
Квартиры продаются и покупаются новыми жильцами с большими кошельками. Покупают по нескольку квартир на этаже, соединяют в большие пространства, все перестраивают.
Была даже история, когда новый жилец построил в своей двухэтажной квартире частный лифт. Он опускался прямо на потолок кухни нижних соседей. От этого по дому пошли трещины. После того, как жильцы подняли в СМИ скандал, лифт пришлось демонтировать.

Этот дом часто снимали в фильмах, он упоминается во многих литературных произведениях. Наша историческая достопримечательность.
У меня панорамного снимка высотки нет, поэтому в заключении фотография из интернета, здесь хорошо видно величие и монументальность этго здания.

В следующий раз расскажу про одну из квартир этого дома, в которой мы побывали...

Путеводитель по архитектурным стилям

Строительство высоток в Москве началось из-за стилистического разнобоя в городе: церковные купола еще в конце XIX века утратили функцию зрительной доминанты, и поэтому нужны были новые архитектурные формы. Тогда по указанию Сталина взяли курс на так называемый «сталинский ампир».

Московские высотки сочетают конструкторские достижения американских небоскребов с лучшими традициями русской архитектуры. Раньше отечественные архитекторы не строили домов выше 7-8 этажей. Но зодчие и инженеры справились с поставленной задачей и даже обосновали необходимость устройства лестничных клеток не по одной оси, а с постепенным сдвигом к центру - чтобы не давать раздолья сквозным ветрам.

Высота жилого дома на Котельнической набережной - 176 метров. Там 700 квартир, магазины, почта, химчистка, кинотеатр «Иллюзион», музей-квартира Г.С. Улановой.

Корпус А сначала был без декора. Украшения появились уже после постройки второго корпуса, чтобы стилистически объединить их. Весь корпус можно было пройти, не выходя на лестничные клетки, так как в конце коридора каждой квартиры находилась дверь в следующую. Вероятно, это были противопожарные меры. А в корпусе Б на кухнях вторая дверь выводила на черную лестницу на улице.

Списки жильцов утверждал сам Сталин, поэтому заселили дом работники НКВД и люди искусства. Квартиры сдавали сразу под ключ с белоснежной мебелью на кухне, импортной сантехникой, хрустальными люстрами, потолочной лепниной, дорогим паркетом и бронзовыми светильниками. Но при этом отделка и мебель были одинаковыми во всех квартирах. Передвигать или менять их жильцам запрещали. А местоположение элементов интерьера определялось не столько удобством для проживающих, сколько удобством для прослушивания.

В 700 квартирах этого дома без труда разместится население небольшого районного города. Здание рассчитано на 5 тысяч жильцов. В нем 32 этажа, несколько лифтов. Его пределы можно и не покидать. В доме-гиганте разместятся магазины, швейное ателье, детский сад, кинотеатр, бюро заказов и обслуживания…
Вот трехкомнатная квартира, уже обставленная мебелью: ковры, диваны, столы, мягкие кресла, стулья, картины, книжный шкаф, горки для чайной посуды... Просторная передняя. Рядом - гардеробная. Дальше - кабинет, столовая, спальня. Везде огромные окна. Уютные комнаты залиты солнечным светом. Повсюду телефонные штепсели (аппарат можно переносить в любую комнату), антенны для ламповых радиоприемников и телевизоров… В ванной плитка до самого потолка отливает перламутром. У стены - полотенцесушитель. Диван. Бра по бокам высокого зеркала. Непромокаемая занавеска загораживает ванну... Немного в стороне - кухня. Тут газовая плита, моечная раковина, холодильники: зимний и летний. И еще голубая замаскированная дверка мусоропровода.

Дом этот считался символом роскоши, и получить там квартиру было непросто. Вероятно, поэтому он вошел в кинематограф как признак достатка («Москва слезам не верит», «Каникулы Кроша», «Брат 2», «Бригада», «Стиляги»).

Квартиру в доме получил и главный архитектор здания, Дмитрий Чечулин. Он жил там до самой смерти. Архитектору посчастливилось не видеть, как его творение медленно ветшает и теряет былой лоск.

А в конце 2016 года жилой дом на Котельнической набережной отреставрировали впервые после строительства.

Говорят, что... ...у «семи сестер» есть старшие братья-двойники в США. Прототипом дома на Котельнической набережной стал Wrigley Building .
...в этом доме была лучшая в округе булочная. И в холл корпуса Б каждый день приходила булочница с корзиной и продавала хлеб.
...дом строили силами заключенных, которые оставляли метки «строили зэки» на стеклах окон. Пытаясь сбежать, они прыгали на листах фанеры с высотки. Они же позировали для статуй, украсивших здание. Кстати, неизвестно каким образом прошла цензуру главная скульптурная группа комсомольца и комсомолки с оголенной грудью.
...на строительстве высотки работал зверь-прораб: рабочих по его приказу замуровывали в стенах за малейшую провинность. Но есть версия, что замуровали самого прораба.
...об архитекторе жилого дома на Котельнической набережной Дмитрие Чечулине после строительства и Библиотеки иностранной литературы говорили, что он «отчечулил Москву» .
...Твардовский и Раневская познакомились в этом доме. Однажды Твардовский забыл ключи, когда его семья была на даче, и ему захотелось в туалет. Пришлось стучаться к знаменитой соседке. После этого они проговорили несколько часов.
Раневская при прощании сказала: «Приходите еще, двери моего клозета всегда открыты для вас!».
А располагалась квартира актрисы на втором этаже над кинотеатром «Иллюзион» и булочной. Об этом она говорила: «Живу над хлебом и зрелищами».
Получила Раневская эту квартиру тоже весьма своеобразно. Как-то раз к ней обратился молодой оперативный сотрудник КГБ с целью завербовать. В ответ он услышал от Фаины Георгиевны, что она готова сотрудничать, но живет в коммуналке и разговаривает во сне. Через месяц Раневская расстилала скатерть на кухне в новой квартире в высотке на Котельнической набережной.
...Никита Богословский придумал шутку-загадку про высотку на Котельнической набережной: «В нашем доме в одной квартире девять лауреатов спят в одной постели. Кто это?». Все терялись в догадках. «Пырьев с Ладыниной!» - довольно потирал руки композитор, выслушав все пикантные версии. На двоих у актрисы и режиссера действительно было 9 государственных премий.
...настоящим бедствием для жителей высотки были тараканы, так как здание построили на месте старых мучных складов.

Тараканы в высотном доме -
бог не спас,
Моссовет не спас.
Все в трагической панике -
кроме тараканов,
штурмующих нас.
Адмиралы и балерины,
физик-атомщик и поэт
забиваются под перины,
тараканоубежища нет.
На столе у меня ода -
тяжкий труд,
а из мусоропровода
гости прут.
Только Зыкина запела,
с потолков
подпевать пошла капелла
прусаков.
Композитор Богословский
взял аккорд,
а на клавиши вспрыгнул скользкий
рыжий черт…

Архитектурный облик современной Москвы невозможно представить без 7 высотных построек, носящих название сталинские высотки. Здание, построенное на Котельнической набережной — первый реализованный амбициозный проект советского руководства в области архитектуры.

Высотка расположена на месте впадения р. Яуза в р. Москва, где пересекаются Котельническая и Подгорская набережная. Точный адрес этого монументального строения — Котельническая набережная 1/15.

В шаговой доступности от здания располагаются основные московские достопримечательности:

  • Красная площадь;
  • Кремль;
  • храм Христа Спасителя;
  • Третьяковская галерея.

Ближайшим станциями метро являются:

  • Таганская (фиолетовая ветка);
  • Китай-город (фиолетовая и оранжевая линия).

Мимо дома на Котельнической набережной проходит несколько маршрутов городского наземного транспорта.

Как строился жилой дом на Котельнической набережной

Идея замены дореволюционных архитектурных доминант Москвы новыми, отражающими величие и историческую значимость советского режима, появилась у партийных руководителей уже в начале 20-х гг. прошлого века. Окончательно это решение нашло место в плане реконструкции Москвы, разработанном в 1935 г.

В соответствии с планом в центральном районе столицы должны были возвести 8 высотных зданий , главным из которых являлся 400-метровый Дворец Советов. Уникальное здание планировали возвести напротив Кремля. Советский колосс так и не был построен, а вот 7 менее амбициозных проектов в скором времени были воплощены в жизнь.

Высотка на Котельнической набережной стала первой законченной постройкой, выполненной в стиле сталинского ампира.

Её история начинается в середине 30-х гг., когда среди столичных архитекторов был объявлен конкурс на разработку проекта строительства здания на стрелке между реками Яуза и Москва.

Лучшей признали идею, разработанную известным архитектором Дмитрием Чечулиным в соавторстве с Андреем Ростковским. Предложенное ими здание состояло из 3 корпусов, самый высокий из которых насчитывал 24 этажа.

К воплощению проекта приступили в 1938 г. За 2 года было возведено 9-этажное здание, фасад которого выходил на набережную Москва-реки. К осуществлению грандиозных планов вернулись после окончания войны.

Олицетворяющие мощь советского государства высотки были заложены в день празднования 800-й годовщины основания столицы — 7 сентября 1947 г. Вместе с другими стройками приступили к возведению главного (Б) и бокового (В) корпусов на Котельнической набережной.

Подобное строительство велось в этой местности впервые, поэтому возникающие проблемы и вопросы решали в процессе строительства.

Следствием работы над сталинскими высотками стали следующие события:


Заселение корпусов высотки началось в 1953 г. Распределение началось во время строительства и курировалось начальником НКВД Л. Берией. Последнее слово оставалось за главой партии и государства И. В. Сталиным. Этими обстоятельствами объясняется довольно оригинальный состав первых жильцов дома, расположенного в непосредственной близости от кремля и Лубянской площади.

В целом просматривается следующая закономерность в расселении:

  1. В корпусе А (первое построенное здание на набережной Москва-реки) проживали чекисты, представители МВД и армейские высшие чины.
  2. Корпус Б (центральная высотная часть) заселялся учёными представляющими различные научные направления, являющиеся приоритетными для государства. Здесь жили ядерщики, химики, авиаконструкторы, историки.
  3. Здание корпуса В (фасад постройки выходит на набережную р. Яуза) заселили представители советской творческой интеллигенции, к которой относились артисты, писатели, скульпторы, архитекторы.

Архитектура

Высотка на Котельнической набережной представляет собой постройку в форме буквы «Г», состоящую из трёх корпусов. Многоэтажное ступенчатое здание органично вписалось в существующий архитектурный стиль столицы. Боковые корпуса представляют собой прямоугольные конструкции, а форма среднего здания напоминает трёхконечную звезду.

Один её луч выходит в сторону западного склона Таганского холма, а к двум другим примыкают боковые корпуса. Количество этажей в боковых частях колеблется от 8 до 10.

Главный корпус, который по первоначальному плану должен был состоять из 16 этажей, к концу строительства вырос вдвое. В нем насчитывается 26 жилых и 6 технических уровней. В целом же его высота вместе со шпилем, оканчивающимся фигурой звезды, составляет 176 м.

Внешнее и внутреннее убранство здания выполнено в стиле сталинского ампира, сочетающего в себе черты классицизма, барокко, неоготики и ар-деко. Фасады здания украшены мощными выступающими карнизами и лопатками. Центральное здание до уровня 5-го этажа облицовано розовым мрамором, что создаёт иллюзию присутствия мощного высокого цоколя.

На фасадах всех частей постройки располагаются многофигурные барельефы, изображающие советских людей в простой рабочей одежде. Также в их композиции присутствует много фигур детей и молодых людей, держащих в руках символ мира — голубя.

Следует отметить, что скульптурные группы конуса Б выполнены практически с портретной точностью. Фигуры же боковых частей плохо отшлифованы и отличаются угловатостью. Крыша здания украшена многочисленными балюстрадами, башенками, шпилями и монументальными скульптурными композициями.

Интерьеры помещений оформлялись мрамором, ценными породами деревьев и дорогими цветными металлами . Стены и потолки украшают росписи, барельефы и лепнина.

Помимо надземных частей здание имело просторную подземную парковку, на которой могли разместиться более 200 машин. В архитектурный комплекс входил благоустроенный внутренний двор с пышными клумбами, фонтанами и асфальтированными дорожками.

Инфраструктура

Высотка на Котельнической набережной — уникальное здание, воплощающее коммунистическую идею большого дома-города, который будет вмещать всю необходимую для жизни инфраструктуру.

В доме размещали следующие организации:

  • бюро заказов и бытового обслуживания;
  • магазины;
  • общественная столовая;
  • кинотеатр;
  • детский сад.

В различных источниках указывается разное количество квартир (от 350 до 800). Все они были оборудованы передовыми на момент завершения строительства инженерными системами и бытовой техникой.

К ним относятся:

  • централизованная система вентиляции воздуха;
  • централизованная система пылеудаления;
  • бойлерная система отопления;
  • персональная канализация в каждой квартире;
  • кухонные мойки с дробилкой для мусора;
  • электрические холодильники.

Некоторые передовые для 50-х гг. решения сегодня кажутся отсталыми идеями:

  1. В каждой комнате устанавливалась только одна электрическая розетка, а на кухне их и вовсе не было.
  2. И первые, и современные жильцы отмечают низкий уровень шумоизоляции.
  3. Кухонные мусоропроводы практические после сдачи высотки в эксплуатацию стали источником проблем. В 50-е гг. из них в жилые помещения проникли полчища тараканов. В современное время внутриквартирная канализация — источник неприятного запаха.

Все квартиры корпуса А соединялись дверями. Существует мнение, что их сделали для того, чтобы чекисты могли круглосуточно проникнуть в любое помещение. По официальной версии эти проходы проделали в целях противопожарной безопасности. В двух других корпусах все квартиры были снабжены чёрным ходом, который выходил во внутренний двор.

Что сегодня находится в здании

Высотка на Котельнической набережной сегодня остаётся престижным для проживания зданием.

В её стенах располагаются:

  • кинотеатр;
  • магазины;
  • банковское и почтовое отделение;
  • детский сад;
  • музеи.


Точное количество современных жилых помещений установить довольно тяжело, так как собственники объединяют несколько старых квартир в одни апартаменты. Приблизительное количество квартир отражено в следующей таблице.

Количество комнат в квартире Количество квартир в доме Общее количество жилых помещений
1 13 540
2 336
3 173
4 18

Самостоятельная перепланировка жилых помещений приводит к нарушению целостности несущих конструкций и коммунальным авариям. Одна из них, произошедшая в январе 2017 г., привела к повреждению некоторых уникальных экспонатов в квартире-музее балерины Галины Улановой.

Серьёзную озабоченность жильцов вызвала самовольная установка в многоуровневых апартаментах лифта, что привело к нарушению в целостности конструкций в квартирах нижних этажей. Капитальный ремонт высотки, построенной в 1952 г. на Котельнической набережной, не проводился до 2015 г. Для этих целей из муниципального бюджета выделили больше 3 млрд. руб.

Ремонт длился 2,5 г., за время которых специалисты выполнили следующие работы:

  • реставрацию фасадов, барельефы и скульптурных групп;
  • обновление интерьерных росписей;
  • установка новых лифтов, вентиляционных систем, мусороудаления и электропроводки.

В ходе реставрации архитектурный памятник муниципального значения был повреждён, так как подверглись замене советские входные двери.

Особенности квартир

Несмотря на то, что здание возводилось по передовым технологиям своего времени, уже при вселении первых жильцов обнаружили недостаток в конструкции и проектировании.

Недостаток заключался в небольшой полезной площади квартир, в которых значительную долю занимали балконы, санитарные и хозяйственные помещения. Несмотря на него высотка, расположенная на стрелке между реками Яуза и Москва, и сегодня считается элитным жильём.

Это объясняется следующими обстоятельствами:

  • высокими потолками и хорошей освещённостью помещений;
  • развитой внутридомовой инфраструктурой;
  • наличие подземной автостоянки и ухоженного внутреннего двора;
  • расположением в центральном историческом районе столицы, обеспечивающим хороший вид из окон;
  • близкое расположение остановок различных видов общественного транспорта.

Стоимость жилья в этом здании всегда была очень высокой. По данным историков, цена квадратного метра в 50-е гг. равнялась 5500 руб. Для сравнения ежемесячная заработная плата инженера колебалась в районе 1000 руб.

Современная рыночная стоимость квартиры в элитной сталинской высотке равняется в среднем 50 млн. руб. Современные новосёлы отмечают необходимость замены оконных блоков, улучшение звукоизоляции и электропроводки.

Знаменитые жильцы

Высотка на Котельнической набережной — историческое место, стены которого помнят множество известных людей.

Квартиры здесь имели:

  • Фаина Раневская;
  • Нонна Мордюкова;
  • Клара Лучко;
  • Марина Ладынина;
  • Иван Пырьев;
  • Александр Ширвиндт;
  • Константин Паустовский;
  • Александр Твардовский;
  • Роберт Рождественский;
  • Евгений Евтушенко;
  • Никита Богословский;
  • Людмила Зыкина;
  • Галина Уланова.

Среди современных обитателей знаменитого дома выделяются следующие имена:

  • Рената Литвинова;
  • Дмитрий Нагиев;
  • Ефим Шифрин.

Несколько лет назад в прессе появилась информация о покупке порядка 10 квартир в знаменитом доме Игорем Шуваловым, который на тот момент входил в правительство России.

Дело о покраске звезды

Высотка на Котельнической набережной в начале XXI в. оказалась в центре скандала, имеющего политический подтекст. 20 августа 2014 г. по новостным каналам и социальным сетям распространилась кадры со звездой на шпиле знаменитого здания, которая была окрашена в цвета украинского флага, а на её вершине был закреплён такой же полотняный флаг.

Уже через несколько дней были арестованы 5 российских граждан и подан запрос в международные органы на передачу России украинского руфера Григория Мустанга. Последний выложил на своём аккаунте фото и видео, сделанные на шпиле высотки после установки флага и покраски звезды.


Руфер на шпиле высотки на Котельнической набережной окрашивает звезду.

В результате расследования, по ходу которого деяние из акта вандализма переквалифицировали в хулиганство в составе группы, украинцу был вынесен заочный обвинительный приговор.

Российский руфер получил 2 г. и 3 мес. тюремного заключения, а 4 бейсджамперов признали невиновными в совершении этого акта. Расследование и последующий судебный процесс стали поводом для разжигания очередного витка антироссийской пропаганды в западной прессе.

Высотка на Котельнической в культуре

Знаковое здание своей эпохи упоминается во многих литературных произведениях, его изображения появляются в детских анимационных лентах и кинофильмах.

К ним относятся:

  1. Произведение писателя Аксёнова “Москва Ква-Ква”, главная героиня которого жила в доме на набережной.
  2. Высотка упоминается в романе “Медея и её дети”
  3. В фильме “Покровские ворота” в сталинской высотке жила любимая девушка одного из главных героев.
  4. Съёмки нескольких сцен оскароносной ленты В. Меньшова “Москва слезам не верит” проходили в котельнической высотке.
  5. Квартиру в этом доме подарили друзья главному герою сериала “Бригада”.
  6. Силуэт дома различим на заднем фоне в новогоднем советском мультфильме “Снеговик-почтовик”.

С высотным домом на Котельнической набережной связано множество тайн, легенд и интересных фактов.

Надписи на стёклах и скелеты в стенах

Жильцы верхних этажей высотки и обслуживающий персонал, который поднимался на технические этажи, рассказывали, что на стёклах и стенах были видны надписи “строили зеки”, “строил 41 отряд” . По мере роста здания конвоиры перестали сопровождать заключённых строителей к месту работы, и у них появилась возможность увековечить свое присутствие на грандиозной стройке.

Существует легенда, что на стройке работал очень жестокой прораб, который приказывал замуровывать провинившихся невольников в стены за малейшую провинность. Хотя по этой же легенде самого мучителя постигла такая же участь. Жильцы высотки уверяют, что иногда при сверлении стен или проведении ремонтных работ можно обнаружить кости в стенах.

Прослушка и тайные ходы

Контроль над стройкой осуществляли чекисты, которые затем стали основными жильцами корпуса А. Их присутствие порождало многочисленные слухи о наличии в стенах всех квартир прослушивающих устройств и даже специально оборудованных помещений.

Обыватели говорили, что из здания вели несколько подземных тайных ходов, которые были проложены в здание НКВД, Кремль и высотку МИД. Возможно, что для строительства кремлёвского хода произошло изменение русла Яузы.

Тараканы

Настоящим бедствием для всех жильцов являлись тараканы, в огромном количестве расплодившиеся в комфортных условиях нового дома. Их появление связано с расположением дома на месте мукомольных заводов, находившихся здесь в дореволюционное время.

Пропитанная мукой почва стала идеальной средой для их обитания. После постройки высотного здания они перебрались в его мусоропровод. Причина их исчезновения остаётся загадкой. В один день по стенам постройки на проезжую часть спустились миллионы насекомых и бесследно исчезли на улицах столицы.

Судьба архитектора

Автор амбициозного проекта Дмитрий Чечулин надеялся на получение квартиры на одном из верхних этажей своего творения. Но после смерти Сталина новые партийные руководители обвинили архитектора в слишком больших затратах на строительство.

Он не был арестован и осуждён, но его мечтам о просторном жилье с потрясающим видом не суждено было сбыться. Ему выдали ордер на маленькую квартиру на первом этаже корпуса В. Талантливый автор до конца своих дней считал это насмешкой и оскорблением.

Великая Раневская

Одна из самых известных обитательниц уникальной высотки — великая актриса Фаина Георгиевна Раневская. С ней связано множество интересных и весёлых историй о жизни дома на Котельнической набережной.

Одна из них связана с заселением актрисы в новый дом. Уже достаточно пожилой и известной актрисе предложили стать внештатным агентом КГБ. В ответ на тонкое предложение она выразила бурное желание оказывать помощь в защите государства, но сожалела о своём изъяне, состоящем в непроизвольных разговорах во сне, и проживании в коммунальной квартире с тонкими стенами.

Вскоре Раневская получила апартаменты, расположенные над кинотеатром и известной на всю столицу булочной. А ещё через некоторое время в соответствующие органы поступили сообщения о громких ночных разговорах актрисы, вещающей о врагах народа и государства, которых она помогает выявлять. Об агенте в лице великолепной актрисы чекистам пришлось навсегда забыть.

Композитор-шутник

Один из жильцов дома — композитор Никита Богословский слыл большим шутником. По всему советскому государству распространилась его шуточная загадка о 9 лауреатах, спящих под одним одеялом в элитной высотке. Она была посвящена супружеской паре актрисы Ладыниной и режиссёра Пырьева, у которых на двоих было 9 государственных премий.

Новогоднее ограбление

В начале 80-х гг. в одной из квартир высотки, считающейся самым безопасным и защищённый от воров доме столицы, жила дрессировщица Ирина Бугримова. В канун 1982 года в холл её подъезда вошла группа молодых людей с ёлкой и подарочными свертками. Дежурившей здесь консьержке они представились сотрудниками цирка и беспрепятственно вошли в здание.

Через довольно длительное время консьержка что-то заподозрила и поднялась в квартиру циркачки. Двери её были распахнуты, имущество артистки украдено, а грабители ушли через чёрный ход, которым были оборудованы все апартаменты. Несмотря на быструю поимку исполнителей и организаторов, по Москве ещё долго ходили слухи, что дерзкое преступление совершено по заказу Галины Брежневой.

Туристический объект

В настоящее время здание на Котельнической набережной представляет собой не просто престижное жильё, но и популярный туристический объект . Интерес представляет не только сама постройка, но и мини-музеи, открытые в апартаментах знаменитых жильцов.

При этом москвичи и туристы, приезжающие в столицу, отмечают недоступность смотровых площадок, расположенных на крыше центрального корпуса. Между тем с них открывается живописный вид на центральные районы столицы.

Высотка, расположенная на Котельнической набережной — памятник советской архитектуры, в истории которого нашли отражение общественные и социальные процессы 50-х гг. прошлого столетия.

Сегодня, она является престижным жилым объектом, который обладает большим туристическим потенциалом.

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Видео на тему: высотка на Котельнической Набережной

Высотка на Котельнической Набережной: история:


Этот дом с момента застройки считался самым престижным в Москве. Квартиры в высотке на Котельнической набережной были пределом мечтаний советской элиты, но получали их люди, имеющие особые заслуги перед страной. Здесь жили лауреаты государственных премий, учёные, артисты, деятели искусства. Но почему-то в шикарных, полностью обставленных квартирах с панорамным видом на Москву, они не могли быть счастливы.

Лидия Смирнова


До того, как стать настоящей звездой, Лидия Смирнова прошла через множество испытаний: выносила унижения от родственников, голодала, жила в невыносимых условиях. Она уже была звездой, её муж Владимир Рапопорт, известный кинооператор и режиссёр, был трижды лауреат Сталинской премии, а они ютились в какой-то крохотной комнатушке в коммуналке. Лидия Смирнова написала письмо самому Берии с просьбой улучшить её жилищные условия. И получила квартиру в самом лучшем доме, в одном подъезде с Фаиной Раневской.


Не нужно было покупать мебель, всё уже стояло на своих местах. Они с мужем въехали в роскошную квартиру. Но счастье было недолгим. Вскоре Лидия влюбилась в режиссёра Константина Воинова. Они сняли комнату, в которой планировали жить вместе.


Константин Воинов, мучаясь угрызениями совести, порвал со своей семьёй, а Лидия Смирнова пришла и сказала, что не может оставить мужа. Она ещё много лет разрывалась между мужем и возлюбленным. Владимир Рапопорт долго и тяжело болел, она ухаживала за ним, стараясь максимально облегчить его страдания. Ему давали всего 2-3 года жизни, но Владимир Рапопорт прожил, благодаря ей, 13 лет. Позже история повторилась уже с Константином Воиновым: тяжёлая болезнь и долгие годы борьбы со смертью.


После смерти мужа, а затем и любимого мужчины, Лидия Смирнова жила одна. Скончалась она в возрасте 95 лет в Москве.

Фаина Раневская


Она жила над кинотеатром «Иллюзион» и булочной, располагавшимися прямо в доме. И не переставала шутить по этому поводу: «Живу над хлебом и зрелищами». Она всегда была одинока, находя утешение лишь в работе и ещё в бесконечной преданности своего Мальчика, беспородного пса, подобранного когда-то на улице. Но вскоре Фаина Раневская стала просить, чтоб ей дали возможность сменить место жительства. В булочной под её окнами было очень шумно, часто гремели деревянные поддоны, и Фаина Георгиевна не могла отдыхать. Ей пошли навстречу и выделили другое жильё.

Людмила Зыкина


Эту певицу знала и любила вся страна. Когда певице дали 100-метровую квартиру в знаменитом доме, она восхищенно говорила: «Ну куда мне столько?». Неоднократно побывав замужем, Людмила Зыкина на закате дней была совершенно одинока, а дома её ждала лишь помощница по хозяйству. Как известно, Зыкина любила антиквариат, её коллекция была одной из лучших в стране. Глядя на всё это великолепие, домработница спрашивала иногда, кому оно достанется. И Зыкина отвечала: народу. Но после смерти певицы последовала череда тяжб и разбирательств, а квартира перешла по наследству племяннику знаменитости.

Галина Уланова


Великая балерина всю жизнь посвятила профессии. Конечно, в её жизни были мужчины, поклонники и мужья. Но на первом месте всегда был балет. Галина Уланова осознанно отказалась от радости материнства, считая: сцена и дети не могут сосуществовать в её жизни. В быту звезда мирового балета была совершенно беспомощна. Она не умела готовить, не знала, где оплачивают коммунальные платежи, в случае какой-то поломки даже не представляла, как вызвать мастера.
В 1970-е годы она чувствовала себя абсолютно одинокой, но судьба подарила ей встречу с самым близким и важным человеком в её жизни.


К ней пришла брать интервью журналистка Татьяна Агафонова из «Комсомольской правды». Вскоре корреспондент уволилась из газеты, посвятив себя великой балерине. Уланова называла Татьяну своей приёмной дочерью, очень её любила, даже составила на неё завещание. Они жили вместе в доме на Котельнической. Татьяна быстро организовала быт великой балерины, могла очень быстро решить любой вопрос. К сожалению, Галина Уланова пережила и свою приёмную дочь. Татьяна Агафонова скончалась от онкологического заболевания. Её уход балерина переживала очень тяжело и скончалась почти через 4 года полного одиночества.


Ирина Бугримова


Известная дрессировщица за время творческой деятельности успела поработать с сотней львов. Опасные хищники подставляли ей для поглаживания свои крупные морды и послушно садились на качели, которые возносили их под купол цирка. В течение 40 лет Ирина Бугримова снова и снова входила в клетку с хищниками, несмотря на довольно серьёзные травмы, которые она получала на арене. Лишь в 67 лет она оставила профессию.


Ирина Бугримова жила в доме на Котельнической одна. И не любила этот дом. Уже в зрелом возрасте она сетовала на то, что в доме никогда не проводился капитальный ремонт, а все коммуникации давно требовали замены. В 1981 году её квартиру обворовали, унеся уникальную коллекцию бриллиантов. Происшествие было немыслимым в своей дерзости, в причастности к нему подозревали даже Галину Брежневу. Это происшествие не добавило Ирине Бугримовой любви к своему жилищу.


Знаменитая дрессировщица до конца дней прожила одна, тратя свои сбережения на оплату помощниц по хозяйству, сиделок, кухарок. Лишь верный кот Нерон скрашивал её одиночество. Она скончалась в 2001 году от сердечного приступа.

Огромные помпезные здания, дома-легенды, выполненные в сложной комбинации стилей русского барокко и готики, так называемом сталинском ампире, построенные с 1947 по 1953 годы, известны как «семь сестёр». Они и сегодня гордо красуются в столице, напоминая об ушедшей эпохе.

Высотка расположена в месте слияния Яузы с Москвой-рекой в самом центре города и по праву считается одним из символов Москвы.

Эффектный советский небоскрёб был построен в 1938-1952 годах по проекту архитекторов Дмитрия Чечулина и Андрея Ростковского при участии инженера Леонида Гохмана. Фактически, строительство прошло в 2 очереди с перерывом на войну: в 1938-1940 и 1948-1952 годах.

Высота здания: 176 метров (32 этажа, считая технические).

Дом включает 3 объединённых разновысоких корпуса: высокий центральный объём и 9-этажные боковые крылья. Замыкая перспективу от Кремля, центральная часть обращена в сторону московской крепости, а боковые корпуса эффектно разворачиваются вдоль набережных Москвы-реки и Яузы. Цоколь здания отделан тёмным гранитом (боковые корпуса на 2 этажа, центральный - на 5), фасады выполнены в мягком бежевом цвете и украшены большим количеством барельефов и горельефов, изображающих счастливых советских граждан, детей и рабочих среди знамён, цветов, колосьев (мотив изобилия), а также советскую символику (серп и молот, звёзды). Силуэт здания оживлён декоративными башенками и обелисками, а центральный корпус украшают скульптуры советских рабочих, удерживающих щиты с изображениями герба СССР (по центру под шпилем), (слева) и (справа).

Шпиль высотки увенчан массивной звездой с серпом и молотом.

Изначально в доме было обустроено около 700 квартир (в основном двух- и трёхкомнатных, но были и "однушки", и четырёхкомнатные квартиры), но в постсоветские годы появилась тенденция к их объединению/разъединению, и сколько их сейчас по факту - непонятно.

Дама с грудями

Довольно любопытной и неоднозначной при ближайшем рассмотрении деталью оформления здания стала скульптура мужчины и женщины, удерживающих щит с гербом СССР, расположенная под шпилем.

Несколько лет назад городские СМИ облетело фото скульптуры, сделанное при значительном приближении: оказалось, груди женщины, напоминающие два небольших апельсина с пупырышками, буквально "разрывают" её одежду, складки которой показаны весьма условно. Невооружённому взгляду эта деталь не заметна, поэтому среди комментаторов пошли предположения, якобы это могло быть своеобразной шуткой скульптора - мол, с земли ведь всё равно не видно, но в действительности это крайне маловероятно. Скорее всего, такое исполнение груди просто продиктовано размещением скульптуры на большой высоте: она сделана так, чтобы гармонично выглядеть со ста с лишним метров снизу, а не вблизи.

Так или иначе, теперь женщина с высотки на Котельнической навсегда прописалась в списке "неоднозначных" скульптур Москвы. Посветить грудью на Кремль - дорогого стоит!

История высотки на Котельнической набережной

История жилого дома на Котельнической набережной начинается с одного любопытного момента: известно, что все сталинские высотки, предусмотренные постановлением "О строительстве в Москве многоэтажных зданий", были заложены в один день - 7 сентября 1947 года, в честь 800-летия Москвы. Однако, строительство дома на Котельнической фактически началось намного раньше - в 1938 году. Дело в том, что первым в 1938-1940 годах был построен 9-этажный корпус вдоль Москвы-реки, который изначально строился как отдельный жилой дом и был включён в проект позднее, с частичным переоформлением фасада.

Для строительства высотки были полностью снесены 4 переулка - Большой и Малый Подгорные, Свешников и Курносов - и срыт склон Швивой горки, одного из исторических холмов Москвы. Считается, что на возведении дома именно в этом месте настоял Лаврентий Берия, лично курировавший строительство.

Здание по проекту Дмитрия Чечулина и Андрея Ростковского строилось в том числе силами советских заключённых и немецких военнопленных, привлечённых к работе через Главное управление лагерей промышленного строительства (Главпромстрой или ГУЛПС). Заключённые также позировали скульпторам для барельефов. Говорят, строители оставляли на окнах и стенах технических помещений и подвалов нацарапанные гвоздём "послания": номера своих отрядов, "строили зеки" и другие незамысловатые фразы; существуют также городские легенды о замурованном при строительстве прорабе и заключённом, который якобы сумел спуститься вниз на фанерных крыльях, но они едва ли имеют какое-то отношение к реальности - точно такие же легенды ходят про строительство Главного здания МГУ.

Комплекс задумывался как настоящий город в городе: для удобства жильцов в нём были обустроены почтовое отделение, прачечная, булочная, гастроном и кинотеатр "Знамя" (с 1966 года - "Иллюзион").

В "старый" корпус, расположенный вдоль Москвы-реки, изначально селили сотрудников НКВД, затем стали подселять военных и партийных деятелей. После строительства центрального объёма и противоположного крыла в дом стали заселять представителей советской элиты: творческую интеллигенцию, выдающихся учёных, военных и партийную номенклатуру, в память о которых на фасаде дома установлено большое количество мемориальных табличек. Среди прочих в доме в разные годы проживали Фаина Раневская, Галина Уланова, Александр Ширвиндт, Александр Твардовский, Людмила Зыкина, Роберт Рождественский, Василий Аксёнов, Константин Паустовский а также сам Дмитрий Чечулин - автор проекта здания.

После распада Советского Союза квартиры в здании стали скупать "новые русские", чиновники и успешные российские артисты.

Любопытным моментом в современной истории жилого дома на Котельнической набережной стало дело о покраске звезды: 20 августа 2014 года - во время вооружённого конфликта на востоке Украины - на шпиль высотки был водружён украинский флаг, а половину звезды покрасили в голубой цвет, из-за чего она также приобрела расцветку украинского флага. Было возбуждено уголовное дело по факту вандализма (позже его переквалифицировали в хулиганство), по подозрению в котором задержали четырёх бейсджамперов, совершивших прыжок с высотки в день покраски, и питерского руфера. Ответственность за происшествие взял на себя украинский руфер Павел Ушивец (Mustang Wanted), который посвятил свой поступок Дню независимости Украины. Бейсджамперов позже оправдали и отпустили, а питерского руфера осудили за содействие Павлу Ушивцу.

На сегодняшний день высотка постепенно утрачивает свои позиции в рейтингах эксклюзивной недвижимости, поскольку в Москве появилось много новых необычных проектов, исполненных с большей роскошью и считающихся более престижными, но ничуть не уступает позиций в культурном плане, по-прежнему выступая одним из символов Москвы.

На неё открываются отличные виды со столичных смотровых площадок, а ступенчатый силуэт стал настолько привычен городскому пейзажу, что теперь сложно представить, что когда-то его не было.

Жилой дом на Котельнической набережной находится по адресу Котельническая набережная, 1/15. Добраться до него можно пешком от станций метро "Таганская" Кольцевой и Таганско-Краснопресненской линий, а также "Марксистская" Калининско-Солнцевской линии.