Загадочные нацистские субмарины (3 фото).

У этого термина существуют и другие значения, см. 5 я флотилия кригсмарине. 5 я флотилия миноносцев кригсмарине 5. Torpedoboots Flottille Годы существования 1938 1945 Страна Третий рейх Входит в Кригсмарине Тип … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. 6 я флотилия кригсмарине. 6 я флотилия миноносцев кригсмарине 6. Torpedoboots Flottille Годы существования 1938 1944 Страна Третий рейх Входит в Кригсмарине Тип … Википедия

1. Torpedoboots Flottille Годы существования октябрь 1939 август 1941 Страна Третий рейх Входит в Кригсмарине Тип Военно морской флот … Википедия

13 я флотилия подводных лодок кригсмарине 13. Unterseebootflottille. Годы существования июнь 1943 май 1945 Страна Третий рейх Входит в Кригсмарине … Википедия

2. Torpedoboots Flottille Годы существования октябрь 1939 май 1945 Страна Третий рейх Входит в Кригсмарине Тип Военно морской флот … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. 10 я флотилия кригсмарине. 10 я флотилия миноносцев кригсмарине 10. Torpedoboots Flottille Годы существования 1944 1945 Страна Третий рейх Входит в Кригсмарине Тип … Википедия

11. Unterseebootflottille. Годы существования 15 мая 1942 май 1945 Страна Третий рейх Входит в … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. 3 я флотилия. 3 я флотилия миноносцев кригсмарине 3. Torpedoboots Flottille Годы существования 1941 1945 Страна Третий рейх Входит в Кригсмарине Тип … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. 4 я флотилия. 4 я флотилия миноносцев кригсмарине 4. Torpedoboots Flottille Годы существования 1943 1944 Страна Третий рейх Входит в Кригсмарине Тип … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. 7 я флотилия кригсмарине. 7 я флотилия миноносцев кригсмарине 7. Torpedoboots Flottille Годы существования 1940 Страна Третий рейх Входит в Кригсмарине Тип … Википедия

Книги

  • Кригсмарине. Облик
  • Кригсмарине. Облик , В. Б. Ульянов. Материалы для историков, коллекционеров, киностудий и просто интересующихся военной символикой государств, участников Второй Мировой Войны. Книга охватывает основные знаки различия и награды…

Лишь к 1944 году союзникам удалось уменьшить потери, наносимые их флоту немецкими подводниками

Германские субмарины Второй мировой были настоящим кошмаром для английских и американских моряков. Они превратили Атлантику в настоящий ад, где среди обломков и пылающего топлива отчаянно взывали о спасении жертвы торпедных атак…

Цель - Британия

К осени 1939 года Германия обладала весьма скромным по размеру, хотя и технически совершенным военным флотом. Против 22 английских и французских линейных кораблей и крейсеров она смогла выставить лишь два полноценных линкора «Шарнхорст» («Scharnhorst») и «Гнейзенау» («Gneisenau») и три так называемых «карманных» - «Дойчланд» («Deutschland»), «Граф Шпее» («Graf Spee») и «Адмирал Шеер» («Admiral Scheer»). Последние несли всего шесть орудий калибра 280 мм - при том, что в то время новые линкоры вооружались 8–12 орудиями калибра 305–406 мм. Еще два германских линкора, будущие легенды Второй мировой «Бисмарк» («Bismarck») и «Тирпиц» («Tirpitz») - полное водоизмещение 50 300 тонн, скорость 30 узлов, восемь 380-миллиметровых орудий - достраивались и вступили в строй уже после разгрома союзной армии у Дюнкерка. Для прямого сражения на море с могучим британским флотом этого было, конечно, мало. Что и подтвердилось спустя два года во время знаменитой охоты на «Бисмарка», когда германский линкор с мощным вооружением и отлично подготовленной командой был попросту затравлен численно превосходящим противником. Поэтому Германия изначально делала ставку на морскую блокаду Британских островов и отвела своим линкорам роль рейдеров - охотников на транспортные караваны и отдельные военные корабли противника.

Англия прямо зависела от поставок продовольствия и сырья из Нового Света, особенно США, которые были ее основным «снабженцем» в обе мировые войны. Кроме того, блокада позволила бы отрезать Британию от подкреплений, которые мобилизовали в колониях, а также не допустить высадки британских десантов на континенте. Однако успехи надводных рейдеров Германии были кратковременными. Их врагом были не только превосходящие силы флота Соединенного Королевства, но и британская авиация, против которой могучие корабли были почти бессильны. Регулярные авиаудары по французским базам вынудили Германию в 1941–42 годах эвакуировать свои линкоры в северные порты, где они практически бесславно погибли во время налетов или простояли в ремонте до самого окончания войны.

Основным силой, на которую полагался Третий Рейх в битве на море, стали подводные лодки, менее уязвимые для авиации и способные подкрасться даже к очень сильному противнику. А главное, постройка подводной лодки обходилась в несколько раз дешевле, субмарина требовала меньше топлива, ее обслуживал небольшой экипаж - при том, что она могла быть не менее эффективней самого мощного рейдера.

«Волчьи стаи» адмирала Дёница

Во Вторую мировую Германия вступила, имея только 57 подводных лодок, из которых для действий в Атлантике были пригодны всего 26. Однако уже в сентябре 1939 года германский подводный флот (U-Bootwaffe) потопил 41 судно общим тоннажем 153 879 тонн. Среди них - британские лайнер «Атения» (ставший первой жертвой германских подлодок в этой войне) и авианосец «Корейджес». Еще один британский авианосец «Арк-Ройяль» уцелел лишь благодаря тому, что выпущенные в него лодкой U-39 торпеды с магнитными взрывателями детонировали раньше времени. А в ночь с 13 на 14 октября 1939 года лодка U-47 под командованием капитан-лейтенанта Гюнтера Прина (G?nther Prien) проникла на рейд британской военной базы Скапа-Флоу (Оркнейские острова) и пустила на дно линейный корабль «Ройял Оук».

Это заставило Британию срочно убрать из Атлантики свои авианосцы и ограничить передвижение линкоров и других крупных боевых кораблей, которых теперь тщательно охраняли эсминцы и другие корабли сопровождения. Успехи подействовали на Гитлера: он изменил свое изначально негативное мнение о подводных лодках, и по его приказу развернулось их массовое строительство. В течение следующих 5 лет в состав германского флота вошли 1108 субмарин.

Правда, учитывая потери и необходимость ремонта поврежденных в походе субмарин, Германия единовременно могла выдвинуть ограниченное количество готовых к походу подводных лодок - только к середине войны их количество превысило сотню.

Главным лоббистом подводных лодок как вида вооружений в Третьем Рейхе был командующий подводным флотом (Befehlshaber der Unterseeboote) адмирал Карл Дёниц (Karl D?nitz, 1891–1981), служивший на подлодках уже в Первую мировую. Версальский мир запретил Германии иметь подводный флот, и Дёницу пришлось переквалифицироваться в командира торпедного катера, затем в эксперта по разработке нового вооружения, штурмана, командира флотилии миноносцев, капитана легкого крейсера…

В 1935 году, когда Германия решила воссоздать подводный флот, Дёниц был назначен одновременно командиром 1-й подводной флотилии и получил странное звание «фюрера подводных лодок». Это было очень удачное назначение: подводный флот по сути был его детищем, он создал его с нуля и превратил в мощнейший кулак Третьего Рейха. Дёниц лично встречал каждую лодку, возвращавшуюся на базу, присутствовал на выпусках школы подводников, создал для них специальные санатории. За все это он пользовался огромным уважением своих подчиненных, которые прозвали его «папой Карлом» (Vater Karl).

В 1935-38 годах «подводный фюрер» разработал новую тактику охоты на корабли противника. До этого момента подводные лодки всех стран мира действовали поодиночке. Дёниц, послужив командиром флотилии миноносцев, которая атакует противника группой, решил применить групповую тактику в подводной войне. Вначале он предлагает метод «завесы». Группа лодок шла, развернувшись в море в цепь. Обнаружившая противника лодка посылала донесение и атаковала его, а остальные лодки спешили ей на помощь.

Следующей идеей была тактика «круга», при которой лодки располагались вокруг определенного участка океана. Как только в него входил вражеский конвой или боевой корабль, лодка, заметившая вошедшего внутрь круга противника, начинала вести цель, поддерживая контакт с остальными, а те начинали со всех сторон сближаться к обреченным мишеням.

Но самым известным стал метод «волчьей стаи», непосредственно разработанный для атак на большие транспортные караваны. Название полностью соответствовало его сути - именно так охотятся на свою добычу волки. После обнаружения конвоя параллельно его курсу сосредоточивалась группа подводных лодок. Проведя первую атаку, она затем обгоняла конвой и разворачивалась на позиции для нового удара.

Лучшие из лучших

За время Второй мировой (вплоть до мая 1945-го) немецкими подводниками было потоплено 2603 боевых кораблей и транспортных судов союзников общим водоизмещением 13,5 миллионов тонн. В их числе 2 линкора, 6 авианосцев, 5 крейсеров, 52 эсминца и более 70 военных кораблей других классов. При этом погибло около 100 тысяч моряков военного и торгового флота.

Для противодействия союзники сосредоточили свыше 3 000 боевых и вспомогательных кораблей, около 1400 самолетов, и к моменту высадки в Нормандии нанесли подводному флоту Германии сокрушительный удар, от которого она уже не могла оправиться. Несмотря на то, германская промышленность наращивала выпуск подводных лодок, все меньше экипажей возвращались из похода с удачей. А кто-то не возвращался вовсе. Если в 1940 году были потеряны двадцать три, а в 1941 году - тридцать шесть субмарин, то в 1943 и 1944 потери выросли, соответственно, до двухсот пятидесяти и двухсот шестидесяти трех подлодок. Всего за время войны потери немецких подводников составили 789 субмарин и 32 000 моряков. Но это все равно было в три раза меньше, чем число потопленных ими судов противника, что доказывало высокую эффективность подводного флота.

Как и на любой войне, в этой также были свои асы. Гюнтер Прин стал первым знаменитым на всю Германию подводным корсаром. На его счету тридцать кораблей общим водоизмещением 164 953 тонны, включая вышеупомянутый линкор). За это он стал первым офицером Германии, получившим дубовые листья к Рыцарскому кресту. Министерство пропаганды Рейха оперативно создало его культ - и Прин начал получать целые мешки писем от восторженных поклонников. Возможно, он бы смог стать самым удачливым германским подводников, но 8 марта 1941 года его лодка погибла при атаке конвоя.

После этого список немецких глубоководных асов возглавлял Отто Кречмер (Otto Kretschmer), который потопил сорок четыре корабля общим водоизмещением 266 629 тонн. За ним следовали Вольфганг Лют (Wolfgang L?th) - 43 корабля общим водоизмещением 225 712 тонн, Эрих Топп (Erich Topp) - 34 судна общим водоизмещением 193 684 тонны и небезызвестный Генрих Леманн-Вилленброк (Heinrich Lehmann-Willenbrock) - 25 кораблей общим водоизмещением 183 253 тонны, который вместе со своей U-96 стал персонажем художественного фильма «U-Boot» («Подлодка»). Кстати, он не погиб во время авианалета. После войны Леманн-Вилленброк служил капитаном торгового флота и отличился при спасении гибнувшего бразильского сухогруза «Комманданте Лира» в 1959 году, а также стал командиром первого немецкого корабля с атомным реактором. Его же лодка, после злополучного потопления прямо на базе, была поднята, ходила в походы (но с другим экипажем) а после войны была превращена в технический музей.

Таким образом, германский подводный флот оказался наиболее удачливым, хотя и не имел столь внушительной поддержки надводный сил и морской авиации, как британский. На счету подводников ее величества только 70 боевых и 368 торговых германских судов общим тоннажем 826 300 тонн. Их союзники американцы потопили на тихоокеанском театре войны 1178 судов общим тоннажем 4,9 миллиона тонн. Не была благосклонна фортуна и к двумстам шестидесяти семи советским подводным лодкам, которые за время войны торпедировали только 157 боевых кораблей и транспортов противника общим водоизмещением 462 300 тонн.

«Летучие голландцы»

Романтический ореол героев с одной стороны - и мрачная репутация пьяниц и бесчеловечных убийц с другой. Такими представляли германских подводников на берегу. Однако напивались вдрызг они только один раз в два-три месяца, когда возвращались из похода. Именно тогда они были на глазах у «общественности», делающей поспешные выводы, после чего уходили отсыпаться в казармы или санатории, а затем в совершенно трезвом виде готовились к новому походу. Но эти редкие возлияния были не столько празднованием побед, сколько способом снять чудовищный стресс, которые подводники получали в каждом походе. И даже несмотря на то, что кандидаты в члены экипажей проходили в том числе и психологический отбор, на подлодках бывали случаи нервных срывов у отдельных моряков, которых приходилось успокаивать всей командой, а то и просто привязывать к койке.

Первое, с чем сталкивались подводники, только-только вышедшие в море, - страшная теснота. Особенно этим страдали экипажи субмарин VII серии, которые, будучи и без того тесными по конструкции, вдобавок набивались под завязку всем необходимым для дальних походов. Спальные места экипажа и все свободные уголки использовались для хранения ящиков с провизией, поэтому отдыхать и принимать пищу экипажу приходилось где придется. Чтобы взять дополнительные тонны топлива, его закачивали в цистерны, предназначенные для пресной воды (питьевой и гигиенической), таким образом, резко сокращая ее рацион.

По этой же причине немецкие подводники никогда не спасали своих жертв, отчаянно барахтающихся посреди океана. Ведь разместить их было просто некуда - разве что засунуть в освободившийся торпедный аппарат. Отсюда закрепившаяся за подводниками репутация бесчеловечных извергов.

Чувство милосердия притуплялось и постоянным страхом за свою собственную жизнь. Во время похода приходилось постоянно опасаться минных полей или вражеской авиации. Но самым страшными были вражеские эсминцы и противолодочные суда, а точнее, их глубинные бомбы, близкий разрыв которой мог разрушить корпус лодки. При этом можно было только надеяться на быструю смерть. Гораздо страшнее было получить тяжелые повреждения и безвозвратно падать в пучину, с ужасом слушая, как трещит сжимаемый корпус лодки, готовый проломиться внутрь потоками воды под давлением в несколько десятков атмосфер. Или хуже того - навсегда лечь на мели и медленно задыхаться, понимая при этом, что никакой помощи не будет…


Подводные лодки. Враг над нами

В фильме рассказывается о беспощадной и жестокой войне подводных лодок в Атлантике и на Тихом океане. Использование противниками последних достижений науки и техники, быстрый прогресс в радиоэлектронике (применение сонаров и противолодочных локаторов) сделали борьбу за превосходство под водой бескопромиссной и захватывающей.

Военная машина Гитлера - Подводные лодки

Документальный фильм из серии "Военная машина Гитлера" расскажет о подлодках - бесшумном оружии Третьего Рейха в битве за Атлантику. Разрабатывавшиеся и строившиеся в секрете, они были ближе к победе, чем любое другое Германии. За время Второй Мировой (вплоть до мая 1945-го) немецкими подводниками было потоплено 2603 боевых корабля и транспортных судна союзников. При этом погибло около 100 тысяч моряков военного и торгового флота. Германские субмарины были настоящим кошмаром для английских и американских моряков. Они превратили Атлантику в настоящий ад, где среди обломков и пылающего топлива отчаянно взывали о спасении жертвы торпедных атак. Это время будет справедливо назвать периодом расцвета тактики "волчьих стай", которая была непосредственно разработана для атак на большие транспортные караваны. Название полностью соответствовало ее сути- именно так охотятся на свою добычу волки. После обнаружения конвоя, параллельно его курсу сосредотачивалась группа подводных лодок. Проведя первую атаку, она затем обгоняла конвой и разворачивавлась на позиции для нового удара.

Значение морских коммуникаций во Второй мировой войне трудно переоценить. С 1939 года вопросы снабжения войск, доставки военной помощи, продовольствия, топлива, медикаментов и других стратегических грузов напрямую влияли на способность Великобритании противостоять натиску нацистской Германии.

С 1941 года поставки по ленд-лизу в воюющий Советский Союз досаждали Гитлеру, и он делал все, для того чтобы воспрепятствовать северным конвоям на их пути к Архангельску и Мурманску. Важнейшую роль в этой битве играли самолеты люфтваффе и подводные лодки Третьего рейха.

Роль субмарин в морском театре военных действий была оценена еще в годы Первой мировой. Несмотря на несовершенство технической базы, основные технические решения, ставшие основой современных образцов, были выработаны именно тогда. После поражения Германия на обладание полноценным военным флотом, а в последовавшие затем годы экономической стагнации было не до него.

Однако нашлись люди, мечтавшие о реванше. Эрих Редер, герой морских битв, и адмирал, ставший министром после скандальной отставки своего предшественника Адольфа Ценкера, в обстановке секретности разработал программу возрождения кригсмарине.

Еще одно событие 1935 года, которое вовремя не оценили военные эксперты: подводные лодки Третьего рейха поступили в управление адмирала Деница. Этот талантливый флотоводец, уважаемый и любимый немецкими моряками, еще создаст немало проблем.

К началу Второй мировой войны все подводные лодки рейха делились на три класса: большие (водоизмещение 600-1000 т), средние (740 т) и челночные (250 т). Они были немногочисленны, в составе кригсмарине насчитывалось всего 46 единиц. Это не смущало Деница, он знал о возможностях германских верфей и понимал, что действовать предпочтительнее умением, а не числом.

Уже тогда 22 субмарины были переоборудованы для проведения дальних рейдов. Германское руководство понимало неизбежность конфликта с США, и готовилось перерезать морские пути через Атлантику. В дальнейшем подводные лодки 3 рейха проводили смелые операции вблизи Восточного побережья.

Эффективность действия субмарин в начальный период войны объясняется применением новой тактики, ранее неизвестной и изобретенной Карлом Деницем. Он сам назвал свои подводные соединения «волчьими стаями», и действия их вполне вписывались в этот образ.

Морская блокада Британских островов создавала прямую угрозу самому существованию метрополии, не говоря уже о ее связи с колониями. Летом 1940 года каждый день уходили на дно 2-3 судна, за семь месяцев субмарины Деница потопили 343 единицы торгового флота. в послевоенные годы оценивал эту ситуацию даже как более критическую, чем итог воздушной «битвы за Англию».

Бороться с угрозой, исходящей из океанских пучин, помогло новое акустическое и гидролокационное оборудование американского производства, поставлявшееся и СССР. Подводные лодки Третьего рейха начали нести серьезные потери, а бородатые «волки Деница» стали кем-то вроде японских камикадзе.

С 1939-го по 1945-й год немецкие верфи произвели 1162 субмарины с примерным общим числом членов экипажей в 40 тыс. человек. Более 30 тыс. германских подводников приняли ужасную смерть в своих «железных гробах». На остались 790 подлодок адмирала Деница, потерявшего в этой страшной войне двух сыновей и племянника.

Точкой отсчета в истории подводного флота Германии стал 1850 год, когда созданная по проекту инженера Вильгельма Бауэра двухместная субмарина «Брандтаухер» была спущена на воду в гавани Киля, которая при попытке погружения тут же утонула.

Следующим знаковым событием стал спуск на воду подводной лодки U-1 (U-boat) в декабре 1906 года, которая стала родоначальницей целого семейства субмарин, на чью долю выпало лихолетье Первой мировой войны. Всего до конца войны германский флот получил более 340 лодок. В связи с поражением Германии 138 субмарин так и остались недостроенными.

По условиям Версальского мирного договора Германии запрещалось строить субмарины. Все изменилось в 1935 году после установления нацистского режима и с подписанием Англо-германского морского соглашения, в котором подводные лодки… признавались устаревшим оружием, что снимало все запреты на их производство. В июне Гитлер назначил Карла Деница командующим всеми подводными лодками будущего Третьего Рейха.

Гросс-адмирал и его «волчьи стаи»

Гросс-адмирал Карл Дениц – фигура выдающаяся. Свою карьеру он начал в 1910 году, поступив в военно-морское училище в Киле. Позже, в годы Первой мировой войны он показал себя отважным офицером. С января 1917 года и до разгрома Третьего Рейха его жизнь была связана с подводным флотом Германии. Ему принадлежит главная заслуга в разработке концепции подводной войны, которая сводилась к действию устойчивыми группами субмарин, получившими название «волчьи стаи».

Основные объекты «охоты» «волчьих стай» — транспортные суда противника, обеспечивающие снабжение войск. Основной принцип – топить судов больше, чем противник может построить. Очень скоро такая тактика стала приносить свои плоды. Уже к концу сентября 1939 года союзники потеряли десятки транспортов общим водоизмещением около 180 тыс. тонн, а в середине октября лодка U-47, незаметно проскользнув в базу Скапа Флоу, отправила на дно линкор «Ройал Оук». Особенно доставалось англо-американским конвоям. «Волчьи стаи» свирепствовали на огромном театре от Северной Атлантики и Арктики до Южной Африки и Мексиканского залива.

На чем воевали Kriegsmarine

Основу Kriegsmarine — подводного флота Третьего Рейха — составляли субмарины нескольких серий – 1, 2, 7, 9, 14, 17, 21 и 23-й. При этом особо стоит выделить лодки 7-й серии, отличавшиеся надежностью конструкции, хорошим техническим оснащением, вооружением, что позволяло им особо успешно действовать в Центральной и Северной Атлантике. На них был впервые установлен шноркель – воздухозаборное устройство, позволяющее лодке подзаряжать аккумуляторы, находясь в подводном положении.

Асы Kriegsmarine

Немецким подводникам были свойственны храбрость и высокий профессионализм, поэтому каждая победа над ними доставалась дорогой ценой. Среди асов-подводников Третьего Рейха самыми известными были капитаны Отто Кречмер, Вольфганг Лют (каждый по 47 потопленных кораблей) и Эрих Топп – 36.

Смертельный поединок

Огромные потери союзников на море резко активизировали поиск эффективных средств борьбы с «волчьими стаями». Вскоре в небе появились патрульные противолодочные самолеты, оснащенные радарами, были созданы средства радиоперехвата, обнаружения и уничтожения подводных лодок – радары, гидроакустические буи, самонаводящиеся авиационные торпеды и многое другое. Совершенствовалась тактика, улучшилось взаимодействие.

Разгром

Kriegsmarine ждала та же судьба, что и Третий Рейх – полный, сокрушительный разгром. Из 1153 субмарин, построенных за годы войны, было потоплено около 770. Вместе с ними пошли ко дну около 30000 подводников или почти 80 % всего личного состава подводного флота.

В нынешнем столетии Германия дважды развязывала мировые войны, и столько же раз победители делили остатки ее военного и торгового флотов. Так было в 1918 г.. когда недавние союзники не посчитали нужным выделить России причитающуюся ей долю трофеев. А вот в 1945 г. это уже не вышло; хотя британский премьер У.Черчилль и предлагал попросту уничтожить сохранившиеся корабли нацистского «кригсмарине». Тогда СССР, Великобритания и США получили, кроме надводных боевых кораблей и вспомогательных судов, и по 10 субмарин разных типов - правда, позже англичане 5 передали французам и 2 норвежцам.
Надо сказать, специалистов этих стран очень интересовали особенности немецких подводных лодок, что было вполне объяснимо. Вступив во вторую мировую войну с 57 субмаринами, немцы до весны 1945 г, построили 1153. и те отправили на дно 3 тыс. судов общей вместимостью более 15 млн. т и свыше 200 боевых кораблей. Так что опыт применения подводного оружия они накопили солидный, причем немало потрудились, чтобы его сделать как можно эффективнее. Вот союзники и хотели как можно больше узнать о немецких подводных лодках - максимальной глубине погружения, радио- и радиолокационной аппаратуре, торпедах и минах, силовых установках и многом другом. Не случайно же еще в войну за нацистскими лодками устраивали форменную охоту. Так, в 1941 г. англичане, захватив врасплох всплывшую У-570, не стали ее топить, а постарались пленить; в 1944 г. американцы подобным образом заполучили У-505. В том же году советские катерники, выследив в Выборгском заливе У-250, отправили ее на дно и поспешили поднять. Внутри лодки обнаружили шифровальные таблицы и самонаводящиеся торпеды.
А теперь победители без трудов обзавелись новейшими образцами боевой техники -криг-смарине». Если англичане и американцы ограничились их изучением, то в СССР ряд трофеев ввели в строй, чтобы хотя бы частично компенсировать потери подводного флота, главным образом, Балтийского.

Рисунок 1. Лодка серии VII. Журнал «Техника-Молодежи» 1/1996
(По скромному мнению автора сайта на рисунке изображена лодка серии IX без носового орудия калибром 100 мм, но с двумя 20-мм пулеметами и одним 37-мм скорострельным орудием позади рубки)

По мнению немецких моряков, лодки VII серии были самыми удачными из предназначавшихся для действий в открытом океане. Их прототипом послужили субмарины типа В-lll, чью конструкцию отработали еще в первую мировую войну и улучшили к 1935 г. Потом VII серию выпускали в 4 модификациях и передали флоту рекордное число кораблей - 674! Эти лодки обладали почти бесшумным подводным ходом, что затрудняло их обнаружение средствами гидроакустики, запас топлива позволял им проходить без дозаправки 6200 - 8500 миль, они отличались хорошей маневренностью, низкий силуэт делал их малозаметными. Позже VII серию оснащали электроторпедами, не оставлявшими на поверхности характерного пузырчатого следа.
Впервые с лодкой VII серии балтийцы познакомились, когда подняли У-250. Хотя ей и присвоили советское обозначение ТС-14. но восстанавливать не стали, слишком уж серьезные разрушения нанесли глубинные бомбы. Те же, однотипные, что получили при разделе трофеев, ввели в строй и зачислили в средние. У-1057 переименовали в Н-22 (Н-немецкая), потом в С-81; У-1058 - соответственно в Н-23 и С-82; У-1064- в Н-24 и С-83. У-1305 - в Н-25 и С-84. Все они закончили службу в 1957 - 1958 гг., а С-84 была потоплена в 1957 г. после испытаний атомного оружия близ Новой Земли - ее использовали в качестве мишени. Зато С-83 оказалась долгожительницей - переоборудованная в учебно-тренировочную станцию, она была окончательно исключена из списков флота лишь в 1974 г.
У-1231 относилась к IXC серии, таких немцы построили 104. Ее сдали флоту в 1943 г.. а советские моряки приняли в 1947 г. «Вид лодки был жалкий.- вспоминал адмирал флота, Герой Советского Союза Г.М.Егоров.- Корпус проржавел, верхняя палуба, покрытая деревянными брусками, в некоторых местах даже провалилась, не лучше оказалось и состояние приборов и механизмов, оно было прямо-таки удручающим». Неудивительно, что ремонт затянулся до 1948 г.» после чего «немку» переименовали в Н-26. По мнению Егорова, по тактико-техническим характеристикам трофей не очень отличался от отечественных субмарин этого класса, но отметил особенности. К ним относились гидродинамический лаг. замерявший скорость по набегающему потоку воды, наличие шнорхеля - устройства, подававшего воздух к дизелям, когда лодка находилась под водой, гидравлические, а не пневматические или электрические, системы управления механизмами, небольшой запас плавучести, обеспечивающий быстрое погружение, и устройство для беспузырной стрельбы. На - С 1943 г, немцы стали вводить в строй малые лодки XXIII серии, предназначенные для операций в мелководных районах Северного и Средиземного морей. Те, кто воевал на них. находили, что -это были идеальные лодки для непродолжительных действий вблизи побережья. Они быстроходны, обладают хорошей маневренностью, просты в управлении. Незначительные размеры затрудняют возможность их обнаружения и поражения». Сравнив У-2353. переименованную в Н-31 с отечественными «малютками», специалисты обнаружили немало интересного, что, очевидно, было учтено при создании послевоенных кораблей этого класса.


Рисунок 2. Лодка серии XXIII. Журнал «Техника-Молодежи» 1/1996
(Эти лодки успели повоевать, хотя и не очень результативно, весной 1945 года. Ни одна из них не была потоплена в боевых походах. Почему отсутствует возможность походить на этом корабле в лучшем симуляторе SilentHunter2 - непонятно...)

Но самыми ценными оказались 4 субмарины XXI серии. Немцы намеревались ежемесячно сдавать флоту по 30 единиц, чтобы в 1945 г. пополнить «кригсмарине- 233 кораблями этого типа. Их спроектировали на основе более чем 4-летнего боевого опыта, и, надо сказать, довольно удачно, сумев существенно усовершенствовать традиционную дизель-электрическую конструкцию. Прежде всего, разработали великолепно обтекаемый корпус и рубку, для уменьшения сопротивления воды носовые горизонтальные рули сделали заваливающимися, шнорхель, антенные устройства и артиллерийские установки - убирающимися. Запас плавучести уменьшили, емкость новых аккумуляторных батарей увеличили. Два гребных электродвигателя через понижающие редукторы связали с валами винтов. В подводном положении лодки XXI серии на короткое время развивали скорость свыше 17 узлов - вдвое больше, чем любая другая субмарина. Кроме того, внедрили еще два электромотора для бесшумного экономичного хода в 5 узлов - даром ли немцы прозвали их «электролодками». Под дизелями, шнорхелем и электромоторами "двадцать первые» могли, не всплывая, пройти более 10 тыс. миль. Кстати, выступающая над поверхностью головка шнорхеля покрывалась синтетическим материалом и ее не замечали вражеские радиолокаторы, а вот подводники обнаруживали их излучение издалека, с помощью поискового приемника.



Рисунок 3. Лодка серии XXI. Журнал «Техника-Молодежи» 1/1996
(Лодки этого типа не успели сделать ни одного боевого залпа под знаменами рейха. И это хорошо... даже очень)

Интересным было и то. что лодки этого типа строили по частям на нескольких предприятиях, потом из заготовок собирали 8 секций корпуса и на стапеле объединяли. Такая организация работ позволяла экономить на каждом корабле почти 150 тыс. рабочих часов. «Боевые качества новых лодок обещали соответствовать изменившимся условиям войны в Атлантике и привести к изменению обстановки в пользу Германии».- отмечал Г.Буш, служивший в нацистском подводном флоте. "Угроза, которую представляли немецкие подводные лодки новых типов, особенно XXI серии, была весьма реапьной. если бы противник направил их в море в большом количестве»,- вторил ему официальный историк британского флота С.Роскилл.
В СССР трофейным субмаринам XXI серии присвоили свой «проект 614», У-3515 переименовали в Н-27, потом в Б-27; У-2529 соответственно в Н-28 и Б-28, У-3035 - в Н-29 и Б-29, У-3041 - в Н-30 и Б-30. Кроме того, на верфях в Данциге (Гданьске) захватили еще два десятка строившихся лодок, но доделывать их признали нецелесообразным, тем более что готовилось серийное производство советских больших лодок 611 -го проекта. Ну а упомянутая четверка благополучно прослужила до 1957 - 1958 гг., потом стала учебной, причем Б-27 сдали на слом только в 1973 г. Заметим, что технические находки германских конструкторов использовали не только советские, но и английские, американские, французские специалисты - при модернизации своих старых и проектировании новых подводных лодок.
Еще в 1944 г. в румынском порту Констанца были захвачены потопленные экипажами 3 немецкие малые лодки II серии, начавшие службу еще в 1935 - 1936 гг. При надводном водоизмещении 279 т они имели три торпедных аппарата. Их подняли, обследовали, но особой ценности они не представляли. Там же стали трофеями и 4 итальянские сверхмалые субмарины СВ, отправленные фашистами на помощь нацистскому союзнику. Их водоизмещение не превышало 40 т, длина 15м, вооружение состояло из 2 торпедных аппаратов. Одну. СВ-2, переименованную в ТМ-5, отправили в Ленинград, а там передали для изучения сотрудникам Наркомата судостроения, остальные же не использовали и в этом качестве.
Иная судьба поджидала две субмарины, доставшиеся Советскому Союзу при разделе флота фашистской Италии. «Мареа», типа «Тритон». была построена в 1941 г. в Триесте, в феврале 1949 г. ее принял советский экипаж. И-41, потом С-41, при водоизмещении 570 т (подводное 1068 т), была близка к отечественным довоенным средним лодкам типа «Щ». До 1956 г. она пробыла в составе Черноморского флота, затем ее обратили в болванку, на которой водолазы отрабатывали технику судоподъема. «Никелио», типа «Платино», по тактико-техническим характеристикам была близка к нашим средним лодкам IX серии. Ее достроили в 1942 г. в Специи, в советском флоте она получила название И-42, позже - С-42. Из списков корабельного состава Черноморского флота ее исключили одновременно с «землячкой», обратили в учебную, а потом пустили на металлолом. С военной и технической точек зрения, итальянские корабли не шли ни в какое сравнение с немецкими. В частности, главнокомандующий «кригсмарине» гросс-адмирал К.Дениц отмечал: «они имели очень длинную и высокую рубку, которая днем и ночью давала заметный на горизонте силуэт... на ней не было шахты для притока воздуха и вывода отработанных газов», радио- и гидроакустическая аппаратура также были далеки от совершенства. Кстати, и этим объясняют высокие потери итальянского подводного флота.
Когда в 1944 г. Красная Армия вступила на территорию Румынии, бухарестские власти поспешили отречься от берлинских союзников и переметнуться на сторону победителей. Тем не менее подводные лодки «Сехинул» и «Марсуинул» стали трофеями и соответственно получили наименования С-39 и С-40. Была и третья. «Дельфинул», постройки 1931 г. - ее уже в 1945г. вернули бывшим владельцам. С-40 исключили из списков спустя 5 лет, а С-39 в следующем году тоже отдали румынам.
Хотя у отечественного подводного кораблестроения давние традиции и перед Великой Отечественной войной флоты пополнили весьма удачные субмарины, изучение иностранного опыта оказалось полезным. Ну, а то, что трофеи пробыли в строю примерно по 10 лет, объясняется тем. что началось массовое строительство кораблей нового поколения, чьи проекты были разработаны советскими специалистами.

Оригинал: «Техника-Молодежи», 1/96, Игорь БОЕЧИН, статья «Иностранки»