Зачем и почему японцы хотят Курилы. А русские не отдают

Правообладатель иллюстрации RIA Image caption До Путина и Абэ вопрос подписания мирного договора между Россией и Японией обсуждали все их предшественники - безрезультатно

Российский президент в ходе двухдневного визита в Нагато и Токио договорится с японским премьером Синдзо Абэ об инвестициях. Главный же вопрос - о принадлежности Курильских островов, - как обычно, отложат на неопределенных срок, считают эксперты.

Абэ стал вторым лидером стран "Большой семерки", который принял у себя Путина после российской аннексии Крыма в 2014 году.

Визит должен был состояться еще два года назад, но был отменен из-за санкций в отношении России, поддержанных Японией.

В чем суть спора между Японией и Россией?

Абэ добивается прогресса в многолетнем территориальном споре, в котором Япония претендует на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан, а также архипелаг Хабомаи (в России такого названия не существует, архипелаг вместе с Шикотаном объединены под названием Малая Курильская гряда).

Японская элита прекрасно понимает, что Россия два больших острова никогда не вернет, поэтому они готовы взять максимум - два маленьких. Но как объяснить обществу, что они навсегда отказываются от больших островов? Александр Габуев, эксперт Московского Центра Карнеги

По окончании Второй мировой войны, в которой Япония воевала на стороне нацистской Германии, СССР изгнала с островов 17 тысяч японцев; между Москвой и Токио так и не был подписан мирный договор.

Сан-Францисский мирный договор 1951 года между странами антигитлеровской коалиции и Японией установил суверенитет СССР над Южным Сахалином и Курильскими островами, однако Токио и Москва так и не договорились, что понимать под Курилами.

Токио считает Итуруп, Кунашир и Хабомаи своими незаконно оккупированными "северными территориями". Москва считает эти острова частью Курил и неоднократно заявляла, что их нынешний статус пересмотру не подлежит.

В 2016 году Синдзо Абэ дважды прилетал в Россию (в Сочи и Владивосток), они с Путиным также встречались на саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Лиме.

В начале декабря министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что у Москвы и Токио есть совпадения в позициях по мирному договору. В интервью японским журналистам Владимир Путин назвал отсутствие мирного договора с Японией анахронизмом, который "должен быть устранен".

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В Японии до сих пор живут переселенцы с "северных территорий", а также их потомки, которые не против вернуться на историческую родину

Он также заявил, что министерствам иностранных дел двух стран нужно решить между собой "чисто технические вопросы", чтобы японцы получили возможность посещать южные Курилы без виз.

Однако Москву смущает, что в случае возвращения южных Курил там могут появиться военные базы США. Такую возможность не исключил глава Совета национальной безопасности Японии Сётаро Яти в беседе с секретарем Совета безопасности России Николаем Патрушевым, писала в среду японская газета "Асахи".

Ждать ли возвращения Курил?

Короткий ответ - нет. "Никаких прорывных договоренностей, да и обычных тоже, по вопросу принадлежности южных Курил ждать не следует", - считает бывший замминистра иностранных дел России Георгий Кунадзе.

"Ожидания японской стороны, как обычно, расходятся с намерениями России, - сказал Кунадзе в интервью Би-би-си. - Президент Путин в последние дни перед отъездом в Японию неоднократно говорил, что для России проблемы принадлежности Курил не существует, что Курилы - это, в сущности, военный трофей по итогам Второй мировой войны, и даже о том, что права России на Курилы закреплены международными договорами".

Последнее, по мнению Кунадзе, - вопрос спорный и зависит от интерпретации этих договоров.

"Путин имеет в виду договоренности, достигнутые в Ялте в феврале 1945 года. Договоренности эти носили политический характер и предполагали соответствующее договорно-правовое оформление. Оно произошло в Сан-Франциско в 1951 году. Советский Союз мирный договор с Японией тогда не подписал. Стало быть, никакого другого закрепления прав России на территории, от которых отказалась Япония по Сан-Францисскому договору, нет", - резюмирует дипломат.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Россияне, как и японцы, не ждут от своих властей уступок по Курилам

"Стороны стараются максимально сдуть шарик взаимных ожиданий публики и показать, что прорыва не произойдет", - комментирует эксперт Московского Центра Карнеги Александр Габуев.

"Красная линия России: Япония признает итоги Второй мировой войны, отказывается от притязаний на южные Курилы. Мы в качестве жеста доброй воли передаем Японии два маленьких острова, а на Кунашире и Итурупе можем сделать безвизовый въезд, свободную зону совместного экономического развития - все, что угодно, - полагает он. - Россия не может отдать два больших острова, поскольку это будет проигрыш, эти острова имеют хозяйственное значение, туда вложено много денег, там большое население, проливы между этими островами используются российскими подлодками, когда они выходят патрулировать Тихий океан".

Япония, по наблюдениям Габуева, в последние годы смягчила свою позицию по спорным территориям.

"Японская элита прекрасно понимает, что Россия два больших острова никогда не вернет, поэтому они готовы взять максимум - два маленьких. Но как объяснить обществу, что они навсегда отказываются от больших островов? Япония ищет варианты, при которых она забирает маленькие и сохраняет претензию на большие. Для России это неприемлемо, мы хотим решить вопрос раз и навсегда. Эти две красные линии пока не настолько близки, чтобы можно было ожидать прорыва", - считает эксперт.

Что еще будет обсуждаться?

Курилы - не единственная тема, которую обсуждают Путин и Абэ. Россия нуждается в иностранных инвестициях в Дальний Восток.

По данным японского издания "Иомиури", из-за санкций сократился товарооборот между двумя странами. Так, импорт из России в Японию сократился на 27,3% - с 2,61 трлн иен (23 млрд долларов) в 2014 году до 1,9 трлн иен (17 млрд долларов) в 2015-м. А экспорт в Россию на 36,4% - с 972 млрд иен (8,8 млрд долларов) в 2014 году до 618 млрд иен (5,6 млрд долларов) в 2015-м.

Правообладатель иллюстрации RIA Image caption В качестве главы российского государства Путин последний раз посещал Японию 11 лет назад

Правительство Японии намерено посредством госкорпорации нефти, газа и металлов JOGMEC приобрести часть газовых месторождений российской компании "Новатэк", а также часть акций "Роснефти".

Ожидается, что в ходе визита будут подписаны десятки коммерческих соглашений, а в рабочем завтраке российского президента и премьера Японии примут участие, в частности, глава Росатома Алексей Лихачев, глава "Газпрома" Алексей Миллер, глава "Роснефти" Игорь Сечин, глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев, предприниматели Олег Дерипаска и Леонид Михельсон.

Пока Россия и Япония только обмениваются любезностями. По тому, воплотится ли в жизнь хотя бы часть экономических меморандумов, станет ясно, могут ли они еще и о чем-то договариваться.

В преддверии официальной поездки президента России Владимира Путина в Японию и его встречи с премьер-министром Синдзо Абэ в обеих странах возобновились разговоры о передаче Курильских островов. В России об этом говорят с беспокойством и негодованием. В Японии со смесью надежды и неверия. В преддверии поездки в Японию Владимир Путин дал интервью японским журналистам. Те несколько раз прямо задавали ему вопрос, значит ли эта поездка, что он передаст Курильские острова Японии? Начнет ли он с двух или отдаст сразу все четыре? «Телеграф» попытался понять из ответов президента, что нам ждать от 15 декабря.

Путин сразу сказал, что надеется на налаживание дружеских и доверительных отношений с Японией, но вопрос о передаче островов ставить пока рано . Он привел в пример Китай, с которым, по словам президента, урегулированы все территориальные споры, поскольку с Китаем как раз установились доверительные и дружеские отношения.

«Мы … с нашими друзьями в Китае, вели переговоры по пограничным вопросам 40 лет. И там тоже были вопросы, связанные с определенными территориями. Мы сегодня характеризуем российско-китайские отношения как отношения стратегического партнерства, причем даже особого стратегического партнерства. У нас никогда не было такого уровня доверия с Китайской Народной Республикой, как сейчас. Китай - самый крупный наш торгово-экономический партнер в страновом измерении. Мы осуществляем огромные, многомиллиардные совместные проекты», — привел пример президент РФ.

При этом Путин отметил, что с Японией таких доверительных и дружественных отношениях пока нет. Япония присоединилась к санкционной политике, кроме того, у нее есть определенные союзнические отношения, которые мешают нашим странам развивать двусторонние отношения. «Япония ввела против нас санкции экономические. Вы понимаете разницу или нет? Почему? В результате событий на Украине или в Сирии? Где Япония и японско-российские отношения, где Сирия и события на Украине? Значит, есть какие-то обязательства союзнические у Японии. Мы относимся к этому с уважением, но нам нужно понять степень свободы Японии и на что Япония сама готова пойти», — считает президент.

Все же Путин не отвергает возможности ведения совместной экономической деятельности на спорных островах : «Что касается островов южной Курильской гряды, то здесь разные варианты возможны. Мы готовы рассмотреть совместную работу и на одном острове, и на двух, и на трёх, и на четырех. Важны условия…»

На вопрос японских журналистов, под чьей юрисдикцией будет осуществляться такая деятельность, Путин ответил, чтобы они не торопились думать, что под японской. «Но если будет это так с первого шага, то тогда второго шага не нужно, потому что вопрос можно считать закрытым. Мы так не договаривались», — сказал президент.

По мнению президента, почву для доверия в отношениях двух стран могут подготовить политические шаги, а также масштабная совместная экономическая деятельность и решение вопросов гуманитарного характера, например безвизовые поездки японцев на Курилы к «кладбищам и родным местам».

Не отдавать Курилы японцам 6 декабря Путина попросили почти четыре десятка представителей научной общественности и депутатов Сахалинской области. В своем открытом письме они написали : «Настойчиво навязываемая российскому обществу и руководству нашей страны японской пропагандой мысль, что территориальные уступки или же их обещания в будущем (вроде признания «потенциального суверенитета Японии» над якобы «спорными островами») приведут к тому, что на нашу страну прольются обильные «иеновые дожди», является глубоким заблуждением… В политическом плане любые уступки японским территориальным домогательствам или обещания таковых обязательно приведут к активизации в Японии реваншистских сил, выступающих, как известно, с притязаниями не только на группу южных островов, но и на весь Курильский архипелаг, а также на южную половину Сахалина».

Еще два политолога, Анатолий Вассерман и Нурали Латыпов в 2013 году обратились к Владимиру Путину с открытым письмом, где предложили свой способ решить вопрос с Курильскими островами: «Мы предлагаем предоставить Японии максимальные права на южнокурильскую хозяйственную деятельность, но сохранить суверенитет за Россией».

В Японии между тем считают, что Путин никаких островов передавать им не станет. Все его слова тоже всего лишь пропаганда, но только для японцев ради их экономической поддержки. «Я думаю, у Путина нет ни желания, ни сил урегулировать территориальный вопрос... Путин требует от Японии диалога и экономического сотрудничества, — заявил профессор Ниигатского университета Сигэки Хакамада в интервью газете The Asahi Shimbun (цитата по «ИноСМИ»). По мнению профессора, итогом встречи станут только радужные сообщения, которые обе стороны смогут трактовать в свою пользу.

Востоковед и политолог Тимур Дугаржапов рассказал «Телеграфу, что сейчас хорошее время для взаимодействия обеих стран. «В этой связи перед президентом нашей страны открываются неплохие возможности для того, чтобы, наконец, заключить мирный договор. А также для расширения экономического сотрудничества», — считает политолог. По его мнению, Японии нужна связь с континентом, а России — экономическая поддержка. И если переговоры пройдут успешно, то не важно сколько островов из Курильской гряды Россия отдаст Японии, главное, «на основе добрососедских отношений совместно развивать территории Дальнего Востока». Так что Джугарджапов не удивится, если Владимир Путин озвучит «достаточно радикальные предложения».

В сентябре после интервью президента РФ Владимира Путин изданию Bloomberg, в котором он заявил, что Россия готова к компромиссу по Курилам, «Телеграф» уже разбирался в Курильском вопросе. Ясно одно, в России к этому относятся неоднозначно, а вот для японского премьер-министра Синдзо Абэ положительное решение этого вопроса принципиально. Он обещал его решить до истечения срока своих полномочий в 2018 году.

Президент России Владимир Путин предложил Японии заключить мирный договор до конца 2018 года без предварительных условий. Такое заявление российский лидер сделал на пленарном заседании Восточного экономического форума. По словам Путина, на основании мирного договора две страны смогут «как друзья» решать все спорные вопросы, «с которыми мы не можем справиться на протяжении 70 лет».

Урегулирование территориального спора о принадлежности Курильских островов он предложил отложить на потом. «Можно прописать сразу в этом договоре, что мы будем стремиться к урегулированию этих вопросов. Уверен, мы когда-нибудь это сделаем», — добавил Путин.

Заключить мирный договор с Россией ранее предлагал и премьер-министр Японии Синдзо Абэ . На новое предложение российского коллеги он пока ответа не дал. «Мы намерены продолжать вести плотные переговоры в соответствии с нашим курсом, который состоит в том, чтобы подписать мирный договор, решив вопрос принадлежности четырех островов. В этом отношении наша позиция неизменна», — прокомментировали предложение Путина в японском МИДе.

Неужели Россия и Япония наконец смогут поставить точку во Второй мировой войне и подписать мирный договор? АиФ.ru выяснял это у руководителя Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерия Кистанова .

Глеб Иванов, АиФ.ru: — Валерий Олегович, что мешало двум странам заключить мирный договор за 70 лет, прошедшие с конца Второй мировой?

Валерий Кистанов : — Мешала пресловутая территориальная проблема. Все эти годы Япония требовала вернуть себе 4 южно-курильских острова, которые она считает своими исконными территориями.

В 1956 году СССР и Япония вели переговоры о заключении мирного договора. Тогда японцы были склонны заключить его на условиях возвращения двух островов из четырех: Шикотана и Хабомаи. Но тут вмешались американцы. Они пригрозили, что, если договор будет заключен на таких условиях, они не вернут японцам Окинаву. Японцы отыграли назад и стали вновь требовать все четыре острова.

С тех пор японский истеблишмент не мыслит себе заключение мирного договора с Россией без решения территориальной проблемы. А это означает для них возвращение всех четырех островов.

— Что изменило предложение Путина?

— Если расшифровать то, что сказал наш президент, получится следующее: «Не надо увязывать заключение мирного договора с территориальной проблемой». Фактически он прояснил нашу обычную позицию. Проблема заключается в том, что японская позиция в этом вопросе кардинально не совпадает с нашим подходом. Поэтому никакого мирного договора до конца года не будет. Это я вам гарантирую. В ближайшие годы этого тоже не будет, потому что в Японии никакой политик не пойдет на то, чтобы отказаться от претензий на острова. Это будет означать для него политическую смерть.

— Абэ ранее говорил, что готов заключить мирный договор на условии «немедленного возвращения двух островов». Что это означает и можно ли назвать это смягчением японской позиции?

— Японцы никогда не отказывались от возвращения всех четырех островов. При Абэ они просто заявили о готовности вернуть их, что называется, «в рассрочку». Сразу после заключения договора — два острова, и позднее — ещё два. Хабомаи и Шикотан можно вернуть по советско-японской декларации 1956 года, где записано, что СССР «в качестве жеста доброй воли» готов передать два острова Токио, но только, подчеркну, после заключения мирного договора.

Фактически Путин признал эту декларацию после большой и сложной истории в отношении наших властей к этому документу. Во времена Громыко мы эту декларацию аннулировали, Горбачев ее признал, при Ельцине было много переговоров, Медведев сказал: «Ни пяди родимой земли». Когда Путин пришел на третий срок, он заявил, что нужно искать выход из тупика, и предложил оттолкнуться от декларации.

Японцы после этого посчитали, что два острова у них уже в кармане: мол, Путин признал японские права на них, хотя до этого мы долгое время отказывались даже обсуждать этот вопрос. После этого и сложилась позиция Абэ: получаем сразу два острова и ведем переговоры о возвращении ещё двух. Причём желательно, чтобы Россия признала суверенитет Японии над ними. Это и есть их «смягчение» позиции.

Нас это, конечно, не устраивает. Для России возвращение Кунашира и Итурупа — это пересмотр итогов Второй мировой войны. Мы хотим, чтобы Япония признала итоги войны и заключила мирный договор. И только после этого мы будем вести переговоры о территории.

— В обмен на острова японцы предлагают вливания в российскую экономику. Однако Япония — один из ключевых союзников США. Они следуют санкциям, наложенным на Россию из-за возвращения Крыма. О каком экономическом сотрудничестве тогда может идти речь?

— Японцы, конечно, ничего не могут делать без оглядки на Вашингтон. Они сильно зависят от него в военной и в торговой сфере. Поэтому они готовы сотрудничать с Россией в определенных пределах, до тех пор пока это не будет вызывать раздражение в Вашингтоне.

Предложенное Абэ сотрудничество не носит какого-то глобального характера. Там нет проектов, которые бы позволили нашим объёмам торговли взлететь до небес. И потом, японскому бизнесу российская экономика не особенно интересна. У нас плохой инвестиционный климат. Единственное, что действительно интересует Японию, — это энергоресурсы. Мы им поставляем газ, нефть, цветные металлы, алюминий. Они в ответ шлют нам автомобили. Объём торговли у нас мизерный: $17 млрд. С Южной Кореей он уже больше. Японские инвестиции в РФ — всего $2 млрд. На Дальнем Востоке их инвестиции занимают всего 2% от всех иностранных. Это очень мало.

Так что надо признать: японские надежды на то, что мы в знак благодарности за экономическую помощь отдадим им острова, имеют мало общего с реальностью.

В субботу, 19 ноября, президент России Владимир Путин встретится с премьер-министром Японии Синдзо Абэ в столице Перу, Лиме. В середине декабря также состоится визит Путина непосредственно в Японию. На данный момент между Россией и Японией продолжаются консультации по заключению мирного договора, помехой для которого остается проблема так называемых Северных территорий, как называет Курильские острова японская сторона. Токио, как известно, считает Курилы оккупированной территорией. В сентябрьском интервью американскому агентству Bloomberg Путин заявил, что идет поиск решения, которое устроит всех. Этот вопрос мог стать предметом обсуждения и на встрече новоизбранного президента США Дональда Трампа с Абэ, которая прошла 18 ноября в Нью-Йорке. Однако российский публицист Леонид Радзиховский сомневается, что США и тем более Трампу может быть интересна судьба Курил. Также он не верит, что Путин согласится пожертвовать своей репутацией крутого парня, отдав спорные острова Японии.

На встрече Трампа и Абэ мог обсуждаться любой вопрос. Но я, честно говоря, не думаю, что у американцев, а тем более у Трампа, который, как мне кажется, не настолько в контексте российско-японских отношений, есть какое-то определенное мнение по поводу Курильских островов. Это настолько бесконечно далекий от Америки вопрос, что вряд ли Трамп имеет какую-то позицию. Заключат ли Россия и Япония мирный договор? Мне трудно понять, как это влияет на США.

Контекст

Бесплатный гектар на японском острове

Sankei 21.10.2016

Россия готова вернуть два острова?

Sankei 12.10.2016

Курильский хрустальный шар

Tygodnik Powszechny 02.10.2016

Как Москва и Токио поделят Курилы?

Deutsche Welle 02.08.2016
В свое время, в 1993 году, Борис Ельцин ездил в Японию. Перед отъездом он хитро улыбнулся и сказал: «У меня есть 50 способов решения проблемы Курильских островов». Сделал свою фирменную хитрую улыбку и уехал. А потом вернулся и сказал: «У нас есть один способ — острова наши. Все, пусть японцы делают, что хотят!» Заметьте, это было в тот момент, когда Россия была в долгу, как в шелку, деньги ей были позарез нужны, а экономическое положение России казалось безнадежным.

Я не верю, что Путин отдаст острова Японии. Это настолько противоречит образу собирателя земель русских, крутого мачо и человека, который «всех переиграл», что переиграть 150 млн российских граждан в этом вопросе Путин не сможет. Да, Путин легко может отдать довольно большие куски территории китайцам. Потому что эта территория не заметна, не символична. И потому что это Китай, про который в России уже установилось общее мнение, что этот наш старший брат, лучший друг и защитник против американцев. Да и вообще, Китай — это Китай.

Курильские острова имеют символичное значение. Не знаю, нужны они России или абсолютно не нужны, а если нужны, то для чего. И никто в России об этом не знает. Но это символичные острова. И я не верю, что Путин их сможет кому бы то ни было отдать. Это — острова престижа. Точно так же, как Крым — полуостров престижа. Хотя для Украины Крым, наверное, имеет несколько большее значение: курорт, куда все ездили, все-таки.

Думаю, когда Путин говорил об устраивающем всех варианте, он мог иметь в виду, в крайнем случае, вариант совместного управления Курильскими островами, что достаточно выгодно для России и не роняет престиж Путина. Но, насколько я понимаю, в мире нет такого примера, чтобы территория принадлежала двум странам. Управлять — можно. Приглашать — кого хотите. Но земля принадлежит посредством законов, гражданства и налогов — одной стране. Могут быть даже совместные пограничники и двойное гражданство, но законы чьи соблюдать? Если кто-то украл козу, его судить будут по японскому закону или российскому? Поэтому совместное управление — красивые слова, которые непонятно что означают.

Думаю, на совместное управление Путин согласен. Но отдать даже один или два острова Японии — утрата символического капитала. А Путину, кроме символического, никакой другой капитал не нужен. Вряд ли здесь есть развязка, которая удовлетворит тщеславие и амбиции обеих сторон.

Отвечая на реплику журналиста международного информационного холдинга Bloomberg, «что территория на восточном фланге Вас не так сильно волнует. Вы остров Тарабаров, например, Китаю отдали в 2004 году», Путин сказал: «Мы ничего не отдавали, это были территории, которые являлись спорными и в отношении которых мы вели переговоры с Китайской Народной Республикой в течение 40 лет» .

Ну конечно, не отдали! Еще как отдали! И не один раз отдали!

Первое соглашение между СССР и КНР о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части было подписано Горбачевым 16 мая 1991 года и ратифицировано Верховным Советом РФ 13 февраля 1992 года. Хотя, согласно Декларации о суверенитете РФ от 12 июня 1990 года, любые изменения территории РФ не могли происходить без волеизъявления народа, выраженного путем референдума. Но никакого референдума не было. У граждан СССР, а затем и РФ правители ни разу не спрашивали хотят ли они отдать свою землю китайцам.

По соглашению от 91-го года границу провели по фарватеру судоходных рек и середине несудоходных. До этого граница в основном проходила по китайскому берегу, согласно заключенным раннее российско-китайским договорам. В результате этого соглашения Россия отдала Китаю примерно 600 островов на реках Амур и Уссури, а также 10 квадратных километров сухопутной территории. Еще полторы тысячи гектаров земли в Приморье Россия потеряла при демаркации границы в ноябре 1995-го года, согласно Соглашению 1994 года между Россией и КНР о российско-китайской государственной границе на ее Западной части.

После того как Михаил Горбачев подписал в 1991 году соглашение, по которому граница с Китаем прошла по фарватеру Амура, китайцы стали оспарить принадлежность России островов Большой Уссурийский и Тарабаров в районе Хабаровска, а также острова Большой в Амурской области. Затем и Борис Ельцин объявил, что эти острова стали спорными. А спорными они стали в том числе и благодаря длительным усилиям китайцев по изменению русла Амура. Например, китайцы на протяжении нескольких лет засыпали грунтом протоку Казакевича в Хабаровском крае и затопили в ней баржу с камнями. В итоге протока Казакевича стала несудоходной.
Точно также китайцы в нарушение международных договор в одностороннем порядке укрепляли свой берег Амура и возвели около 600 километров дамб, что постепенно привело к изменению фарватера реки.

Ну а пограничники из Хасанского района Приморского края, будучи настоящими «патриотами» своей страны, в 90-е годы сами вышли к российскому правительству с инициативой отодвинуть границу в сторону России, мотивируя это тем, что им тяжело обслуживать некоторые участки труднодоступной местности. И поэтому они предложили эти земли отдать Китаю. 300 гектаров! Китайцы не отказались.

В 1991 году тогда еще Советский Союз согласился, что полторы тысячи кв. км советской земли будут осваиваться совместно с Китаем. То есть граждане СССР и КНР на равных могли косить сено, а в прилегающих к островам реках - ловить рыбу. В итоге этими островами единолично стали пользоваться китайцы. Советские, а затем и российские пограничники своих граждан на острова просто не пускали. Через пять лет острова отошли Китаю.

15 октября 2004 года в Пекине Путин подписал «Дополнительное соглашение о российско-китайской государственной границе на ее Восточной части», где говорилось о добровольной, подчеркиваю – добровольной - передачи Китаю острова Тарабаров, части Большого Уссурийского острова в Хабаровском крае и острова Большой в Читинской области. Все эти острова имели стратегическое значение для государства. На Большом Уссурийском был размещен большой укрепрайон и погранзастава, а над Тарабаровым - траектория взлетов военных самолетов 11 армии ВВС и ПВО (ныне – 3-е командование ВВС и ПВО), которая дислоцируется в Хабаровске. Кроме того, на этих островах были дачи хабаровчан, сенокосные угодья… На о. Большом, площадью 70 кв.км. в Читинской области, находилась погранзастава и происходил забор питьевой воды для части региона.
За годы отдачи земли Китаю, лишь два губернатора - Приморского края Назратенко и Хабаровского Ишаев сопротивлялись передаче Китаю российских территорий. Назратенко писал письма Черномырдину с просьбой о ревизии соглашения о границе с Китаем от 1991 года и собирался в знак протеста установить в центре Владивостока «Столб позора», а Виктор Ишаев построил понтонный мост, соединяющий Хабаровск с о. Большой Уссурийский, где построил часовню мученика-война Виктора в память о тех, кто погиб при защите дальневосточных рубежей России. Еще Ишаеев начал земляные работы по соединению Острова Тарабаров и Большой Уссурийский, да и китайцев особо в Хабаровский край не пускал. «Территория-то наша, российская. Так было, есть и будет», - говорил Ишаев. Но в 2005 году Путин, не спросив граждан России, отдал Китаю о.Тарабаров, половину о.Большой Уссурийский (половину, видимо, только потому, что на острове оказалась построенная Ишаевым часовня) и остров Большой в Читинской области. В общей сложности 337 кв. км.

Теперь на острове Иньлундао, так теперь называется остров Тарабаров, китайские пограничники принимают присягу.
Метод «отложенного спора», разработанный в КНР еще в 70-х годах, оказался весьма результативен. Этот метод сводится к тому, чтобы вывести погранично-территориальные споры за рамки двухсторонних международных отношений и дождаться пока «созреют условия» для решения вопроса на приемлемых для Китая условиях. Не долго в этот раз ждали китайцы, пока наступят выгодные для них условия. За 25 лет Китай получил от России столько земли, сколько не смог заполучить в течение полутора веков.
Теперь точно таким же методом «отложенного спора» действует и Япония. И вновь Горбачев, Ельцин и Путин…

В начале девяностых годов японцы предлагали России деньги за Курильские острова – 28 миллиардов долларов. Только за один год официального вылова морепродуктов в акватории Курильских островов можно получить более 4 миллиардов долларов, то есть уже через 7 лет Япония с лихой вернула бы себе эти деньги. Третий (Внеочередной) съезд Народных депутатов России (март-апрель 1991 года) обвинил Горбачева в попытке продать иностранцам часть Государственной территории. Курилы не продали, но во время своего визита в Японию Президент СССР Михаил Горбачев признал равные права СССР и Японии в споре о принадлежности Южных Курил.
Далее был пятиэтапный план Президента России Бориса Ельцина по решению территориальной проблемы между Россией и Японией. В частности, на одном из этапов предполагался совместный протекторат России и Японии над Южными Курилами.

В 2001 году на встрече президента Путина и премьер-министра Мори было заключено неформальное соглашение о поэтапной передаче Японии «Северных территорий»: вначале Малой Курильской гряды и острова Шикотан, и только затем подписание мирного договора. А острова Кунашир и Итуруп будут отданы в совместное экономическое пользование России и Японии до окончательного определения их статуса. «Я располагаю информацией, что во время визита Путина (2001 г.) был подписан какой-то меморандум, где предусмотрено даже проведение агитационных мероприятий силами средств массовой информации России, то есть это не японская пропаганда будет, а японское правительство будет проплачивать российские средства массовой информации и будут подаваться соответствующие публикации, где будет отражаться японская точка зрения и будет навязываться общественному мнению России», - рассказывал Борис Ткаченко, ведущий научный сотрудник института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока на заседании Круглого стола «Российско-японский территориальный спор: история, современность, перспективы урегулирования».

Очень хорошо и кратко разъяснил суть мирного договора с Японией бывший губернатор Сахалинской области, а ныне зам. директора Института Европы РАН Борис Федоров: «Особенно мирный договор нам и не нужен. У нас нормальные отношения с Японией, и декларация 56 года открыла эти отношения. У нас не было мирного договора с Германией, тем не менее произошло объединение Германии. И Германия сейчас наш близкий партнер в Европе. Это договор нужен Японии, и только с одной целью – чтобы там зафиксировать требование передачи этих 4-х островов. Президент Путин перенял формулировку, которая была изобретена в козыревское время (Андрей Козырев – министр иностранных дел России с 1990 по 1996 гг., ныне – гражданин США.-Е.М.). Сейчас опять вошла в моду формулировка «пограничное размежевание», как это было сделано на Амуре с Китаем. Но здесь идет речь о пересмотре итогов Второй мировой войны и о нарушении целостности российского государства. И еще по Конституции СССР и РСФСР, действовавшей в 56 году, территория какой-либо республики не может быть передана другому государству без согласия этой республики. Если мы посмотрим на площадь Южных Курил с водной акваторией, то по площади они составляют Австрию плюс Грецию. Или больше 50% всей наземной территории Японии. Представляете, о какой большой территории идет речь! Поэтому японцы и стремятся получить эти острова».

Сейчас Курилы являются исключительной экономической зоной Российской Федерации в Охотском море, а также имеют глубоководные проливы, через которые российский флот может выходить в открытый океан. Отдав Курилы Японии, Россия лишится этого приоритета.

После отдачи Путиным в 2004 году российской земли Китаю, депутат Госдумы Тамара Плетнева заявила: «Мы своей земли отдавать не должны… Вот опять поездка Путина, опять ничего не знаем, что он там подписывал, по каким границам с Китаем. Вот сразу следом, пожалуйста вам и Япония со своими претензиями…»
Кстати, в рекомендациях парламентских слушаний Сахалинской областной Думы, принятых еще в 2001 году, было сказано: «Правительству РФ подготовить и внести проект закона о денонсации ч.2 ст.9 Совместной декларации СССР и Японии от 19 октября 1956 года в части согласия СССР на передачу Японии островов Хабамаи (Малая Курильская гряда) и Сикотан (Шикотан) после заключения мирного договора между СССР (РФ) и Японией. Прекратить практику предоставления иностранным судам права на добычу морских ресурсов в Южно-Курильском промысловом районе как ущемляющую интересы российских моряков. При подготовке и обсуждении проекта мирного договора с Японией исходить из следующего: в мирном договоре с Японией ценой территориальных уступок Россия не нуждается. Ежегодно организовывать празднование дня воинской славы России 3 сентября во исполнение Указа Президиума Верховного совета ССССР от 2 сентября 1945 года «Об объявлении 3 сентября Днем победы на Японией». Но ничего из рекомендаций Сахалинской Думы Федеральной властью так до сих пор и не выполнено.

Япония сейчас вновь активизировалась. И премьер Абэ как никогда оптимистичен в переговорах с Россией. В том же интервью Bloomberg Путин по поводу переговоров с Японией говорит: «Речь не идет о каком-то обмене, о каких-то продажах. Речь идет о поиске решения, при котором ни одна из сторон не будет чувствовать себя в накладе, ни одна из сторон не будет чувствовать себя ни побежденной, ни проигравшей».

Хочу напомнить президенту Путину сказанное им в 2013 году: «Там (в Конституции) прямо записано, что государство обеспечивает территориальную целостность страны, поэтому любые высказывания об отторжении каких бы то ни было территорий от Российской Федерации являются антиконституционными».
Кстати и в Уголовном кодексе РФ теперь есть статья 280.1 («Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации»). Когда вводилась статья, то имелся ввиду прежде всего Кавказ, а затем и Крым. Однако любые высказывания политиков о потенциальной возможности отдачи Курил Японии тоже подпадают под эту статью УК. А это - до пяти лет реального тюремного срока. Хотя, конечно, президент у нас неприкосновенен…