Воспитание детей в семье священника. Мнения отцов и сыновей

, благочинный церквей Красногорского округа Московской(областной) епархии, отец четверых сыновей(один — епископ, двое — священники).

До революции призвание к священству выражалось в том, что человек рождался в семье духовенства. Общество было сословным, и другого пути, собственно, не было. А в наше время Бог призывает людей к священству по-другому. Ничто не подталкивает сына священника становиться священником или дочку — выходить замуж за будущего священника.

Конечно, всякому человеку, который любит своё дело(не только священнику, но и художнику, и композитору, и водителю) — приятно, если сын тоже любит его дело, и продолжает его(если есть что продолжать). Он этому радуется, может помочь сыну в этой области, это дополнительная почва для их общения. Но, разумеется, нехорошо, если человек будет запихивать своего ребёнка в технический институт, когда тот хочет стать музыкантом. А тем более, если речь идёт о священстве.

Не надо ставить такой цели — вырастить ребенка священником. Священство — личное призвание.

С одной стороны, я не скрываю — мне очень приятно, что трое моих детей стали священнослужителями. Но с другой стороны, и я, и матушка всячески старались не подталкивать их к этому, поддерживали любое их доброе начинание. Другие дороги были для них открыты, и мы всегда были готовы помочь. Потому что это просто несчастье для человека, если он не призван к священству, но стал священником.

Чинопоследование Литургии всегда одинаковое. Сегодня служил Литургию, вчера, и до этого служил ту же самую Литургию несколько тысяч раз. Изменения незначительные — тропари, чтения. А по сути, она одна и та же. Казалось бы, это должно наскучить. Но Литургия потому не наскучивает, что является источником жизни. Как нам не наскучивает дышать и есть. Когда человек призван к тому, чтобы служить этому Источнику — то это служение ему в утешение. А если он не призван — то в тяжесть. Есть замечательное высказывание, что все недостойны священного сана, но тех, кто призван, он подтягивает до себя, а тех, кто не призван — раздавливает.

Поэтому нарочно подпихивать сына под этот пресс, чтобы сын был раздавлен — это, конечно, безумие.

Я знаю случай, когда в семье, где многие были священниками, и ещё одного парня в священники завели, уговорили. А он потом кричал им в лицо: «Вы меня сами запихнули, сами и расхлёбывайте!». Несчастный человек. В конце концов, он перестал служить. Но не надо было его тащить. Не тащили бы — может, ничего страшного и не было бы.

Как детям не потерять благоговение к «церковному быту»?

Чтобы дети в священнических семьях не теряли благоговение — сами родители(батюшка и матушка) должны быть благочестивыми людьми: любить богослужение, чтить Бога и с благоговением относиться к службе. Тогда и дети будут относиться с благоговением. И даже, если ребёнок, может быть, в какой-то момент жизни впадёт в искушения, то, по крайней мере, не будет презирать родителей: «Мама с папой чокнутые, конечно, но люди порядочные». А когда ребёнок видит, что папа в храме и на людях — один, а дома — другой, то у него может возникнуть отвращение, и хорошо тогда если: «Я хочу быть с Богом, но не хочу быть как папа», а ведь может и сказать: «Не хочу быть таким лицемером, как папа» — и вообще всё отвергнет.

У священников, хороших священников, ревностных, есть соблазн — полностью уйти в приходскую деятельность. Но надо помнить, что семья — малая церковь, и отношение к ней должно быть такое же ревностное, как к Церкви. К своему дому отношение должно быть не менее внимательное, чем к своему приходу.

Дети и алтарь

На мой взгляд, очень глупо, когда детей вводят в алтарь, и там их лелеют. Особенно это касается настоятеля. Он своего сыночка посадил, его приголубил, просфорочку ему дал. И что? И ничего хорошего.

Бывает, что в алтаре неблагочестивая, неблагоговейная обстановка. Причём, это не всегда от нас зависит. Может быть такая ситуация, что и настоятель сделать ничего не может. Тоже надо от этого ребёнка оградить, чтобы он не соблазнялся.

Когда мои дети были маленькие, я тогда был алтарником, ходил с ними на службу, но в алтарь их не водил. Они стояли перед Царскими вратами, это самое удобное положение.

Но если обстановка в алтаре благоговейная, и если дети сами хотят там быть, то надо, чтобы они там не просто в алтаре присутствовали, а именно несли служение. Если он такой маленький, что пока ничего не может — пускай он туда не ходит. Лет в 7(кто-то и в 5) он уже много чего может, тогда наравне со всеми он может нести там послушания.

Требования должны быть одни и те же, что к взрослым, что и к детям.

Уже большой мальчик, может и со свечами пройти. В таком случае, я думаю, это может быть очень полезно. Причём, это может быть полезным не только в качестве приобщения к богослужению(хотя и это, конечно, тоже), но и с точки зрения воспитания.

Когда я был в Хабаровске настоятелем маленького храма, мой старший сын(ныне , тогда ему было 10 лет) читал, а второй(ему было 8) вёл алтарное хозяйство, готовил всё к службе. Старший до сих пор иногда вспоминает, как я его отчитал один раз, когда тот аллилуарий забыл. Но в этом нет ничего страшного, главное не переборщить, излишне не отчитать. Хорошо и очень ценно, что сыновья вместе с отцом делали одно и то же дело.

Этого у нас в обществе сейчас, к сожалению, почти совсем нет.

Переходный возраст

Святитель Феофан Затворник пишет, что в переходном возрасте подчревные пары ударяют в голову. И у всех молодых людей, кроме тех, которые еще до переходного возраста определились как христиане — сами определились, а не по родительской наводке, — эти пары всё сметают.

На примере не только своей семьи(четыре человека — не такая большая выборка, чтобы делать выводы), но и воскресной школы я вижу, что так и есть. Подавляющее большинство ребят в этом самом переходном возрасте заносит, многие совершают какие-то недостойные поступки.

Более-менее гладко — не совсем без искушений и падений, но без больших — это проходит у единиц. Из нашей воскресной школы я могу назвать едва ли десятерых, но не буду, чтобы не смутить никого. Остальные делали штрафные круги. Как в биатлоне — если стреляешь мимо цели, делаешь штрафной круг. Я уже не боюсь, просто знаю, что это, за редкими исключениями, неизбежно.

Конкретно мои сыновья не столько бунтовали против Церкви, сколько противились моему отцовскому давлению. Отношения удалось сохранить, потому что в какой-то момент я понял, что они выросли и давить на них неэффективно, и прекратил давление.

Старший сын

Старший сын() всегда выделялся среди братьев серьёзностью, и младшие его за это уважали, но неотмирным ребенком он не был. И пошутить мог, и со сверстниками играл. Христианином он себя осознал еще в детстве, поэтому относительно легко смог пережить искушения переходного возраста. Но такого стремления в монастырь, как у некоторых прирожденных иноков, у него не было. Он учился в Московской духовной академии, принял монашество, потом стал проректором Коломенской семинарии и десять лет в ней прожил, четыре года назад стал ректором.

Перед принятием монашества он долго размышлял, советовался и со мной, и с , а окончательный выбор сделал, по-моему, после беседы с архимандритом Кириллом(Павловым) , в то время духовником Лавры.

, викарий Московской епархии, ректор Коломенской духовной семинарии, старший сын протоиерея Константина.

Священническая семья — это благодатное собрание людей, потому что глава семьи приближен к Богу, является его служителем. Но отдельной темой является поведение священника в семье. Священник должен быть везде одинаков. Он должен быть везде благочестивым добрым пастырем.

Когда человек ещё только готовится к священству, ищет супругу, искать он её должен, несомненно, не по принципу сиюминутного увлечения, а с полным пониманием того, что если ты выбираешь этот путь, твоя супруга несёт часть твоих трудов. В этом и заключается труд православной матушки — быть достойной и благочестивой помощницей своему пастырю. Как ректор семинарии, могу сказать с большой ответственностью, что дети духовенства, поступающие в семинарию, далеко не всегда лучшие абитуриенты. И именно по вопросу благочестия.

Дети духовенства зачастую циники, зачастую уже знающие всю изнанку церковной жизни,

причем, зачастую не знающие доброго о церкви, но знающие о ней всё плохое. Зачастую уже потерянное благочестие, потерянное благоговение, потеряно всё, но отличное знание церковного обихода и быта. Хорошо поём, знаем как пономарить. Поэтому архиерею приходится относиться к каждому ставленнику из священнической семьи с бо́льшим вниманием, выбор ли это самого кандидата на рукоположение, или это выбор его родителей или старших родственников.

Личный выбор

Но не всегда человек, живущий в священнической семье, имеет призвание, это очень важно. Есть такая ошибка, сколько мы о ней ни говорим, она многократно повторяется многими священниками. Это« благочестивое» давление на своих сыновей с пожеланием того, чтобы они продолжили дело отца. Причем даже не всегда это давление явно. Буквально мы говорим, что у тебя есть свобода, но создаем такие условия, что человек, который в принципе не призван к этому, становится священником. А дальше происходит трагедия. Бывают для всех явные трагедии, когда человек прекращает служение или даже снимает сан. Ещё хуже, когда человек формально не отрекается от Бога, совершает богослужение, но не живет по вере в своём сердце.

Поэтому призвание не то, что к священству, призвание к христианской жизни у каждого бывает своё. И люди, живущие в церковных семьях, к Богу приходят сами. Мы детей приводим к знанию о Боге, вводим их в церковную жизнь, но вот этот некий« рубеж»: с какого-то момента он знал о Боге, а с какого-то момента он увидел Бога, и почувствовал Его, — он у каждого свой.

История благоразумного разбойника должна быть для нас очень показательной. Бандит, осужденный на смертную казнь, увидевший рядом с собой другого разбойника(ведь в его глазах Христос был тоже разбойник), и в этот момент он увидел в нём Бога, и сказал« помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем!» — это было его призвание. У каждого оно своё, каждый священник может рассказать удивительные случаи, когда люди призывались очень по-разному.

Вот и особенно в церковных семьях, мы должны для своих детей делать всё, чтобы они стали христианами. Молиться о них и не давить. Потому что это передавливание, «переламывание» такое, оно не эффективно. Много реальных примеров людей, сломанных таким« благочестивым» христианским воспитанием.

Это вопрос очень тонкий, здесь надо понимать эти грани, в каких случаях, конечно, надо давить, особенно на маленького ребенка, а где нужно уметь остановиться, дать ему свободу выбора.

Пример отца должен зажигать

Проблема священнических семей часто заключается в том, что

батюшка приходит домой, и из отца Иоанна превращается в дядю Ваню,

смотрящего футбол с бутылочкой пива.

Отец всегда должен показывать пример. А зачастую наш пример не зажигает, детям нечему подражать. Ребёнок смотрит, как живёт его папа-священник и понимает, что он не хочет быть таким, как отец.

И это огромный вопрос к священникам — насколько вообще перед нами стоит главная задача, такая как благочестие? Жить по Заповедям Божиим, и жить чисто, а не «на два фронта».

Дата рождения: 23 марта 1951 г. Страна: Россия Биография:

В 1974 г. окончил лечебный факультет Винницкого медицинского института и работал участковым врачом, затем старшим врачом бригады интенсивной терапии в районной больнице, в 1980-1982 гг. — ассистентом, затем старшим преподавателем в Брянском педагогическом институте.

В 1981 г. защитил кандидатскую диссертацию в Смоленском медицинском институте.

В сентябре 1990 г. возведен в сан архимандрита.

16 июня 1991 г., в день памяти Всех святых, в земле Белорусской просиявших, хиротонисан во епископа Новогрудского, викария . Богослужение возглавил .

19 февраля 1992 г. назначен управляющим с сохранением должности ректора Минской духовной семинарии.

С 1999 г. — профессор, заведующий кафедрой богословских дисциплин Санкт-Петербургских духовных школ, член Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга. В 2002 г. избран президентом новообразованной Ассоциации духовно-нравственного воспитания студентов «Покров», объединяющей около 40 вузов Санкт-Петербурга.

6 октября 2008 г. решением Священного Синода освобожден от обязанностей ректора Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии и . Служение управляющим епархией сочетал с работой профессора и проректора по научной работе Екатеринбургской духовной семинарии.

Решением Священного Синода от 5 мая 2015 г. () назначен Преосвященным Петрозаводским и Карельским, главой .

24 мая 2015 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя г. Москвы Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в сан митрополита.

Участник Поместных Соборов 1988, 1990, 2009 гг.

Член Синодальной богословской комиссии, редколлегии «Богословских трудов», член нескольких академий (РАЕН, МАНЭБ и др.), член Союза писателей России.

Образование:

1974 г. — Винницкий медицинский институт.

Московская духовная семинария.

1989 г. — Московская духовная академия.

Место работы: Карельская митрополия (Глава митрополии) Епархия: Петрозаводская епархия (Правящий архиерей) Место работы: Синодальная богослужебная комиссия (Председатель) Научные труды, публикации:

Влияние солей лития на функцию почек (кандидатская диссертация по медицине).

Русская религиозно-философская антропология на рубеже XIX-XX веков: В.С. Соловьев и В.И. Несмелов (кандидатская диссертация).

  • И познаете истину (Ин. 8:32). — СПб.: Родная Ладога, 2011. — 568 с.: ил.
  • Встань и иди в дом твой (Лк. 5:24). ― СПб.: Родная Ладога, 2014. - 512 с. ил.
  • 20 лет Курганской и Шадринской епархии. 1993-2013. ― Курган: Принт-экспресс, 2014. ― 194.: ил.
  • Апокалипсисы революций. ― СПб.: Родная Ладога, 2018. ― 560 с.: ил.
Награды:

Церковные:

  • 1986 г. ― орден св. ап. Марка II ст. (Александрийская Православная Церковь);
  • 1995 г. ― орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
  • 2001 г. ― орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • 2006 г. ― орден свт. Иннокентия Московского II ст.;
  • 2010 г. ― орден свт. Кирилла Туровского II ст. (БПЦ);
  • 2011 г. ― прп. Серафима Саровского II ст.;
  • 2016 г. ― свт. Макария Московского II ст.;
  • 2019 г. — св. блгв. кн. Даниила Московского III ст.;
  • медаль прп. Сергия Радонежского I-II ст.;
  • медаль ап. Петра (Санкт-Петербургская епархия);
  • медаль прп. Далмата Исетского (Курганская епархия).

Светские:

  • 2003 г. ― юбилейная медаль «В память 300-летия Петербурга»;
  • 2004 г. ― грамота губернатора Ленинградской области «За содействие в деле возвращения Тихвинской иконы Божией Матери»;
  • 2004 г. ― «Золотой крест св. мц. Татианы» от Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга;
  • 2011 г. ― почетный знак Российской академии естественных наук «Звезда Академии» I ст.;
  • 2014 г. ― памятная медаль Правительства РФ «Патриот России»;
  • 2017 г. ― «Лауреат года» Республики Карелия за большой вклад в духовное и культурное развитие;
  • орден Петра Великого II ст.;
  • орден Георгия Победоносца I ст.;
  • почетная грамота Министерства юстиции РФ.
E-mail: [email protected] Web-сайт:

Бо-лее 850 лет на-зад ото-шел ко Гос-по-ду бла-жен-ный Кон-стан-тин, мит-ро-по-лит Ки-ев-ский и всея Рос-сии.

В 1155 го-ду Ро-сто-во-Суз-даль-ский князь Юрий Дол-го-ру-кий всту-пил в пер-во-пре-столь-ный град Ки-ев и стал ве-ли-ким кня-зем. Объ-еди-нив по-чти всю Рус-скую зем-лю, Юрий Дол-го-ру-кий при-сту-пил к раз-ре-ше-нию цер-ков-ных дел, тре-бо-вав-ших устро-е-ния с 1145 го-да, ко-гда мит-ро-по-лит Ки-ев-ский Ми-ха-ил оста-вил ка-фед-ру и уда-лил-ся в Кон-стан-ти-но-поль (в 1147 го-ду ве-ли-кий князь Изя-с-лав Мсти-сла-вич и Со-бор рус-ских епи-ско-пов по-ста-ви-ли мит-ро-по-ли-том Ки-ев-ским Кли-мен-та Смо-ля-ти-ча без уча-стия Кон-стан-ти-но-поль-ско-го Пат-ри-ар-ха, но не все епи-ско-пы со-гла-си-лись с этим, и в Рус-ской Церк-ви на-ча-лась сму-та).

По ини-ци-а-ти-ве кня-зя Юрия Дол-го-ру-ко-го бы-ли про-ве-де-ны успеш-ные пе-ре-го-во-ры с Кон-стан-ти-но-по-лем. В ян-ва-ре 1156 го-да в Кон-стан-ти-но-по-ле по-лу-чил по-свя-ще-ние на Ки-ев-скую ка-фед-ру мит-ро-по-лит Кон-стан-тин, ко-то-рый в том же го-ду при-е-хал в Ки-ев. Пе-ред от-прав-ле-ни-ем в свою се-вер-ную мит-ро-по-лию он в ян-ва-ре то-го же го-да участ-во-вал в Кон-стан-ти-но-поль-ском Со-бо-ре, об-суж-дав-шем во-прос о Ев-ха-ри-сти-че-ской Жерт-ве. Цер-ков-ный Со-бор Рус-ской Церк-ви в со-ста-ве мит-ро-по-ли-та Кон-стан-ти-на и епи-ско-пов Кось-мы По-лоц-ко-го и Ма-ну-и-ла Смо-лен-ско-го при-сту-пил к вос-ста-нов-ле-нию ка-но-ни-че-ских норм цер-ков-ной жиз-ни: свя-щен-но-дей-ствия мит-ро-по-ли-та Кли-мен-та бы-ли «ис-про-верг-ну-ты», а князь Изя-с-лав Мсти-сла-вич под-верг-нут стро-го-му со-бор-но-му осуж-де-нию.

Мит-ро-по-лит Кон-стан-тин за-ме-щал ар-хи-ерей-ские ка-фед-ры епи-ско-па-ми-гре-ка-ми, стре-мясь тем са-мым сде-лать невоз-мож-ным по-вто-ре-ние Со-бо-ра 1147 го-да. В Суз-даль на ме-сто ли-шен-но-го ка-фед-ры Несто-ра был на-зна-чен грек Леон, в Чер-ни-гов - грек Ан-то-ний. По всей ве-ро-ят-но-сти, гре-ком был и Кось-ма, по-став-лен-ный епи-ско-пом на вновь учре-жден-ную ка-фед-ру в Га-ли-че. В Пе-ре-я-с-лавль-За-лес-ский был по-став-лен епи-скоп Ва-си-лий. В Нов-го-ро-де Ве-ли-ком на ве-че был из-бран епи-ско-пом Ар-ка-дий.

Князь Юрий Дол-го-ру-кий при-слу-ши-вал-ся к мне-нию мит-ро-по-ли-та в го-судар-ствен-ных во-про-сах. Так, на-при-мер, бла-жен-ный Кон-стан-тин и ки-ев-ские игу-ме-ны про-си-ли Юрия не вы-да-вать кня-зя Ива-на Бер-лад-ни-ка в ру-ки кня-зя Га-лиц-ко-го Яро-сла-ва.

15 мая 1158 го-да Юрий Дол-го-ру-кий скон-чал-ся. Не лю-бив-шие его ки-ев-ляне на-ча-ли гра-бить кня-же-ское иму-ще-ство и «из-би-вать» суз-даль-цев по го-ро-дам и се-лам. Смерть Юрия Дол-го-ру-ко-го поз-во-ли-ла за-хва-тить ве-ли-ко-кня-же-ский стол Изя-с-ла-ву Да-ви-до-ви-чу, но в кон-це 1158 го-да он был из-гнан из Ки-е-ва Яро-сла-вом Га-лиц-ким и Мсти-сла-вом Изя-с-ла-ви-чем, ре-шив-ши-ми пе-ре-дать сто-ли-цу кня-зю Смо-лен-ско-му Ро-сти-сла-ву.

Мит-ро-по-лит Кон-стан-тин, стре-мясь из-бе-жать ме-сти Мсти-сла-ва, сы-на пре-дан-но-го при нем ана-фе-ме Изя-с-ла-ва, уда-лил-ся в Чер-ни-гов, где кня-жил Свя-то-слав Оль-го-вич, друг и со-юз-ник Юрия Дол-го-ру-ко-го, а епи-ско-пом был грек Ан-то-ний. Здесь мит-ро-по-лит Кон-стан-тин вне-зап-но за-бо-лел. Пред-чув-ствуя свою кон-чи-ну, он при-звал епи-ско-па Ан-то-ния и вру-чил ему за-пе-ча-тан-ную гра-мо-ту, взяв клят-вен-ное обе-ща-ние ис-пол-нить все, что в ней на-пи-са-но. Ко-гда по-сле кон-чи-ны мит-ро-по-ли-та Кон-стан-ти-на епи-скоп Ан-то-ний рас-пе-ча-тал пе-ред кня-зем Свя-то-сла-вом это за-ве-ща-ние и про-чел его, все при-сут-ство-вав-шие бы-ли по-ра-же-ны: «По-сле мо-ей смер-ти не пре-да-вай-те по-гре-бе-нию те-ло мое, но, при-вя-зав ве-рев-ки к но-гам мо-им, из-вле-ки-те ме-ня из го-ро-да и брось-те на съе-де-ние псам».

Князь и епи-скоп изу-ми-лись ве-ли-ко-му сми-рен-но-муд-рию мит-ро-по-ли-та, и Ан-то-ний, хо-тя с ужа-сом и мно-ги-ми сле-за-ми, ис-пол-нил, ра-ди клят-вы, его за-ве-ща-ние. Ужас-нул-ся и на-род неслы-хан-но-му де-лу. Са-мо-осуж-ден-ное те-ло ле-жа-ло три дня и три но-чи невре-ди-мым; ни-ка-кой зверь не мог к нему при-кос-нуть-ся, и каж-дую ночь над ним вид-ны бы-ли ог-нен-ные стол-пы. То-гда князь Свя-то-слав, про-ник-нув-шись стра-хом су-да Бо-жия, по-слал ска-зать о том в Ки-ев ве-ли-ко-му кня-зю Ро-сти-сла-ву; ве-лел под-нять свя-ти-те-ля Хри-сто-ва и с ве-ли-кой че-стью нести в чер-ни-гов-ский Спа-со-Пре-об-ра-жен-ский со-бор. Там и по-ло-же-но бы-ло те-ло его, под-ле кня-зя Иго-ря Яро-сла-ви-ча. Все три дня в Ки-е-ве и в иных ме-стах бу-ше-ва-ла бу-ря. Рас-ка-ты гро-ма не пре-кра-ща-лись, мол-ния по-ра-зи-ла двух пре-сви-те-ров, двух диа-ко-нов и че-ты-рех мир-ских лю-дей. Но в Чер-ни-го-ве во все эти дни яр-ко све-ти-ло солн-це, и, как толь-ко бы-ло по-гре-бе-но свя-щен-ное те-ло, по-всю-ду на-сту-пи-ла ти-ши-на; все, ди-вясь про-ис-шед-ше-му, сла-ви-ли Бо-га. У мо-щей по-чив-ше-го свя-ти-те-ля ста-ли со-вер-шать-ся мно-го-чис-лен-ные чу-дес-ные ис-це-ле-ния.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

У протоиерея Константина Островского, настоятеля Успенского храма в Красногорске, благочинного церквей Красногорского округа, 4 сына и 6 внуков. Трое сыновей пошли по его стопам, причем один выбрал монашеский путь и сегодня уже епископ, ректор Коломенской семинарии. Отец Константин рассказал «Бате» о том, что считает самым важным в воспитании детей, как семье справляться с жизненными трудностями, о своей семье и о разделении ролей мужа и жены.

Роли - мужские и женские

- Отец Константин, вы с десяти лет росли без отца. Чувствовали, что не хватает мужского воспитания?

Я это понял уже задним числом. Мама и бабушка воспитывали меня с любовью, но, конечно, то, что в доме не было мужчины, кроме меня, мальчика, не очень хорошо. Важно, чтобы ребенок видел добрые упорядоченные взаимоотношения родителей, мальчик — пример отцовского поведения, девочка - материнского, а когда семья неполная (неважно, по каким причинам), такого примера нет. Потом это можно компенсировать - Богу всё возможно.

Думаю, в моей жизни это было компенсировано Самим Богом в момент воцерковления. У меня резко изменились представления о том, как должна строиться семья. Ее нерушимость, послушание детей родителям, разделение ролей так глубоко вошли мне в душу, как будто я вырос в такой семье, хотя я никогда ничего похожего не видел, да и не читал нигде об этом. Но мне стало ясно, что муж - глава семьи, все его должны слушаться, он должен обеспечивать семью, а жена должна заниматься домашним хозяйством. Правда, четвертая беременность у нее протекала тяжело, и мне тогда приходилось много делать по хозяйству, но я ей объяснял: я помогаю тебе не как муж, а как брат.

- А бывает, что обычно готовит жена, но у мужа есть свои фирменные блюда, которые он ей не доверяет.

Частности не имеют значения. Если отец готовит плов или пельмени, это семейный ритуал.

Хочу уточнить, что я никому ничего не навязываю. Тем более не хочу, чтобы кто-то из моих слов сделал вывод, что его жена должна уйти с работы. Моя жена не любительница общественной деятельности, для нее было органично не работать, а заниматься детьми, и мы оба сходились во мнении, что для детей главное - домашнее воспитание. Я считаю, что так естественнее: муж - лидер, на нем лежит ответственность за семью (во всех смыслах: материальном, душевном, духовном), а жена - надежный тыл, мужа поддерживает и детьми занимается. Но если муж насильно посадит жену дома, ничего хорошего это не даст.

А когда оба супруга работают, вечером приходят домой, жена готовит ужин, а муж смотрит телевизор или сидит за компьютером, это нелепо. Еще большая нелепость, а такое тоже бывает, когда муж безработный, пальцем о палец не ударяет, чтобы найти хоть какую-то работу, и по хозяйству ничего не делает, а жена и деньги зарабатывает, и его «обязана» обслуживать. Такого быть не должно.

Я просто говорю, как, на мой взгляд, должно быть в идеале. Как я это осуществлял, другой вопрос - не хочу и не могу хвалиться. Просто очень важно понимать, что мы разные, а я об этом стал догадываться только в институте. Нас учили, что все люди одинаковы, у мужчин и женщин есть только анатомические различия. В этом смысле советское воспитание было либеральным - идеи, что нет никаких других различий, популярны и на Западе, и в США. Неправда, есть и другие, не менее важные различия. Мы равны перед Богом, потому что созданы все по Его образу и подобию, но не только у взрослых мужчин и женщин разная психология, но и у мальчиков и девочек. Поэтому и в жизни у нас разные роли, и в семье.

- В воспитании детей у вас, наверное, тоже было разделение обязанностей?

Я был на службе - сначала алтарником, потом священником, а супруга проводила с детьми всё время, и ей никогда не было с ними скучно. Сейчас модно говорить о самореализации, так вот она свою самореализацию видела в воспитании детей, и я счастлив, что у нас с ней совпали представления о женской самореализации.

Все годы моего алтарничества наш общий духовный отец протоиерей Георгий Бреев летом оплачивал нам дачу на 43-м километре, я оттуда ездил на службу, там же проводил отпуск, вот тогда мог уделить им больше времени. А когда мы жили дома в Москве, я 2-3 раза в неделю возил детей в церковь на литургию.

- На даче играли вы с ними в футбол, в бадминтон, ходили на рыбалку, за грибами?

Почти нет. Поскольку сам я не спортсмен (разве что в юности занимался классической борьбой), не рыбак и не грибник, не мог ни к рыбалке сыновей приобщить, ни составить им компанию в играх. Но случалось, конечно, с ними побегать, повозиться.

А были у вас представления, чему обязательно надо их научить как будущих мужчин? Многие считают, что кем бы ни стал потом мальчик, какие бы у него не были блестящие способности к математике, языкам или музыке, он как мужчина обязательно должен уметь что-то делать руками, а также постоять за себя, чтобы в случае необходимости защитить слабого.

Всё это, конечно, хорошо, но никакому ремеслу я их научить не мог, потому что сам не рукастый. Кран мог поменять, но не более того. А умение за себя постоять, если есть характер, само придет.

Как все родители, мы наверняка совершали какие-то ошибки, но думаю, что в целом воспитывали своих сыновей неплохо, раз они выросли настоящими мужчинами: и за себя постоять могут, и за семьи свои чувствуют ответственность. Старший выбрал монашество, он уже епископ, ректор Коломенской семинарии, это тоже огромная ответственность.

Удержать в Церкви: воспитание, воля, Промысл

Вы уже не раз говорили, что по натуре вы давитель и особенно в неофитский период порой перегибали палку, даже решили, что детям не нужны сказки.

Неофитские перегибы были. Действительно, я решил, что ничего душевного ни детям, ни взрослым не нужно, нужно только духовное. Отец Георгий, когда узнал об этом, объяснил мне, что если ребенок не Сергий Радонежский или Серафим Саровский, ему для подготовки к жизни нужна и здоровая душевная пища, в том числе сказки.

Что касается вообще давления на детей, то сейчас об этом говорить труднее, чем 10-15 лет назад. Атмосфера в обществе изменилась, и эти изменения затрагивают и церковную среду. Раньше люди легче воспринимали мысли о послушании, об отцовской власти, о допустимости строгих наказаний. Многие не понимают разницу между «чтобы ребенку было хорошо» и «чтобы ребенок был хорошим». А это разные цели и они предполагают разные средства.

Чтобы ребенку было комфортно, нужно обходиться без требований, послушаний, наказаний — только договариваться. И на работе начальник, если хочет, чтобы подчиненные чувствовали себя комфортно, должен с ними договариваться. И такой подход может дать видимый успех… Но внешний. А философ Константин Леонтьев писал, что для духовной жизни народа полезно внешнее давление. Кому ж оно, внешнее давление, приятно? Никому, но оно полезно для воспитания воли, терпения, смирения. И ребенку тем более полезно, когда от него что-то требуют.

Бывают, хотя и не так часто, дети мягкие, уступчивые — от них, казалось бы, уж точно можно ничего не требовать, не нужно ни к чему их понуждать. Но как тогда будет формироваться воля ребенка, умение смиряться, прощать? Всегда есть опасность перегнуть палку. Это как в тяжелой атлетике - если человека перегрузить, он получит травму, даже может стать инвалидом, но если его недогружать, он останется слабым. Воспитание воли, мужества без требовательности, без какого-то давления невозможно.

А вот в духовной жизни давление малополезно. Можно и нужно бывает потребовать от ребёнка выполнения каких-то духовных порядков, но невозможно требовать молитвы и любви. Разумеется, если семья церковная, ребенок до поры до времени включен в православную традицию: соблюдает посты, ходит с родителями в храм, исповедуется, причащается, читает с ними утреннее и вечернее правила. Пока наши дети были маленькие, читали с удовольствием, а чем старше становились, тем меньше им это нравилось. (И нам с вами бывает тяжело стоять на службе, рассеивается внимание). Но пока жили вместе, правило продолжалось.

Как-то мы с супругой поспорили. Она говорит: мы научили их правилу, а молиться не научили. А я говорю, что всё с точностью до наоборот: правилу не научили, а молиться научили. Все они остались верующими людьми. И она со мной согласилась. Тут проявился очень глубокий и важный парадокс, относящийся отнюдь не только к нашему воспитательскому опыту: внешнее давление всегда вызывает протест, но при этом может оказывать живительное влияние на душу.

И трое ваших сыновей стали священниками. Одна из самых больших сегодня проблем в верующих семьях - дети вырастают и уходят из Церкви. Как их удержать?

Да никак. Мне нравится строчка Пастернака: «Но быть живым, живым и только, живым и только до конца». Родители могут быть виноваты, когда не занимаются детьми - бросают их на бабушек, на кружки и секции или, как часто происходит в наше время, просто дают им в руки айпад, чтобы, с одной стороны, не надо было беспокоиться, где ребенок, с другой, он не мешал им заниматься своими делами. Отец бросает семью - тоже есть его вина. А если отец и мать стараются воспитывать детей, в этом их заслуга. И когда родители верующие, дома есть какой-то церковный уклад, дети к нему приобщаются, но это тоже ничего не гарантирует.

Детская религиозность проходит, и человек должен сам сделать выбор, а сделать его бывает непросто. Насколько я понимаю, помочь этому невозможно, можно только не мешать своим давлением, не травмировать человека. Но и при самом разумном поведении родителей нет никаких гарантий. Когда коснется человеческого сердца призывающая благодать, знает только Господь. Огромное значение имеют произволение человека и Промысл Божий.

То, как я воспитываю своих детей, тоже имеет значение, но больше для спасения моей души. Родительское воспитание - почва, семя - воля самого человека, а солнышко и дождик от Бога. Все должны стараться, но всё в руках Божьих.

- И в том, что трое сыновей пошли по вашим стопам, вы тоже не видите своей заслуги?

Я очень рад, как, я думаю, радуется любой отец, если он занимается любимым делом, а потом его сыновья тоже это дело избирают. Как только я начал воцерковляться, сразу полюбил священство, захотелось самому служить, причем было неважно, в кафедральном соборе или в сельском храме. Моя мечта сбылась не сразу, но когда дети еще росли, неудивительно, что им понравилось отцовское служение. Но установки вырастить их священниками у нас с матушкой не было. Всё-таки священство личное призвание, вот троих Господь призвал; если призовет четвертого, и он будет служить.

Двое до недавнего времени служили со мной, да и сейчас - настоятели в нашем благочинии. Ну а старший после долгих размышлений - он советовался и со мной, и с отцом Георгием Бреевым, ездил в Лавру к отцу Кириллу (Павлову), с ним беседовал, — выбрал монашество. Мне приятно, что трое моих сыновей служат, но я понимаю, что это Господь их призвал.

Жить общей жизнью

Можно догадаться, что жили вы очень скромно, а в девяностые годы, когда все они были еще детьми и подростками, в стране началось сильное расслоение, появились богатые. Никогда не роптали они, что у кого-то из ровесников есть то, чего у них нет?

Не припомню, чтобы они когда-то огорчались именно по этому поводу. Мне кажется, здесь очень многое зависит от отношения самих родителей к своему материальному положению. Мы действительно жили скромно (а когда я был аларником, просто на подаяние - и батюшки помогали, и прихожане), но никогда не считали себя обделенными.

В своей самооценке мальчики ориентируются на мать, девочки - на отца (я об этом читал у Фрейда, но, по-моему, это общее мнение в психологии). Если мама огорчена тем, как выглядит ее сын, он начинает комплексовать, а если мальчик маме нравится, он чувствует себя уверенно. Нам обоим было важно, чтобы дети были одеты по сезону, а модно или немодно, лучше или хуже соседских детей, одноклассников, мы никогда даже не задумывались. Соответственно и их это не волновало.

Вас рукоположили в Хабаровске, вы с семьей переехали туда, но потом у сыновей из-за климата начались проблемы со здоровьем, и жена с ними вернулась в Москву, а вы еще год оставались в Хабаровске. Такая долгая разлука - всегда испытание для семьи.

У меня выбора не было. Вернулся бы я тогда в Москву — попал бы под запрет. Возможно, навсегда. Я не знаю, как поступить человеку, у которого жена в такой ситуации скандалит, требует, чтобы он немедленно вернулся домой, иначе она разведется. Меня Бог миловал - жена меня поддержала, понимала, что не могу бросить службу. Деньги я им посылал, мама моя помогала, чем могла.

И еще очень важно - мы каждый день писали друг другу письма. Скайпа тогда не было, звонить по межгороду дорого, поэтому созванивались редко, а письма писали и, соответственно, получали каждый день. И это помогло нам поддерживать постоянное душевное общение.

Вам как священнику, наверное, часто рассказывают о семейных трудностях, неурядицах? В чем вы видите основную проблему современной семьи, отцовства?

Не скажу, чтобы высвечивались какие-то специфические проблемы отцовства. Что касается общих проблем, то я почти у всех вижу стремление к комфорту, а чувства семьи как единого целого нет даже у многих церковных людей. Не то что они не любят друг друга - большинство христианских семей, слава Богу, не распадается, но чувство семьи как малой церкви, которая, как и сама Церковь, как приход, устраивается по образу Царства Небесного, сегодня большая редкость. Христианскую семью не просто так называют малой церковью - там тоже свой уклад, своя иерархия, послушание, общая молитва, общая трапеза. Сейчас живут под одной крышей, но каждый своей жизнью, даже молятся многие по отдельности. А общая жизнь очень важна.