Виды икон божьей матери.

Условно все многообразие типов икон Богоматери с Младенцем можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой раскрытие одной из граней образа Божьей Матери. Иконографическая схема является выражением богословской идеи.

Первая группа - тип иконографии "Знамение" (сокращенный и усеченный вариант - Оранта, от лат. orans — молящийся). Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип и связан он с темой Воплощения. В основе иконографической схемы лежат два текста: из Ветхого Завета - пророчество Исайи: "Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил" (Ис. 7.14) и из Нового Завета - слова Ангела в Благовещении: "Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лк. 1.35). В этих словах открывается нам тайна Боговоплощения, рождения Спасителя от Девы, рождения Сына Божия от земной женщины.

Это находит свое выражение в иконографической схеме: Мария представлена в позе Оранты, то есть молящейся, с воздетыми к небу руками; на уровне Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила, находящегося в лоне Матери. Богородица может быть представлена в рост, как на иконе "Ярославская Оранта, Великая Панагия", или по пояс, как в "Курской Коренной" или в новгородской "Знамение", это не так существенно. Важнее другое - соединение фигур Богоматери и (полуфигуры) Христа, что передает одно из глубочайших откровений: рождение Бога во плоти, Мария становится Богородицей через воплощение Логоса. В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах которой Духом Святым зачинается Богочеловек. "Чрево Твое пространнее" - так величается Богородица в Акафисте. Мы Ее видим в момент предстояния Богу: "Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему" (Лк. 1.38). Ее руки подняты в молитвенном порыве (этот жест описан в Книге Исход. 17.11). В ярославской "Оранте" этот жест повторен и в фигуре Младенца, только Ее ладони раскрыты, а положение пальцев Эммануила иное - они сложены в благословение. В других вариантах Знамения Младенец в одной руке держит свиток - символ учения, другой благословляет. Одежды Богоматери традиционные - красный мафорий и синее нижнее одеяние. Таковы одежды Богоматери на всех иконах (за редким исключением), и, напомним, их цвета символизируют соединение в Ней Девства и Материнства, Ее земной природы и небесного Ее призвания. В ярославской "Оранте" одежды Богородицы заливает золотой свет (изображенный в виде крупного ассиста), что является выражением потоков благодати Святого Духа, излившегося на Пресвятую Деву в момент зачатия. По обе стороны от Марии изображаются силы небесные - либо архангелы с зерцалами в руках (ярославская "Оранта"), либо синий херувим и огненно-красный серафим. Присутствие в композиции ангельских и небесных сил означает то, что Богоматерь своим смиренным согласием участия в акте Боговоплощения поднимает человечество на ступень выше ангелов и архангелов, ибо и Бог, по словам св. отцов, не воспринял ангельский образ, но облекся в человеческую плоть. В песнопении, прославляющем Богородицу, так и поется: "Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим".

Иконографическая схема "Знамения" может быть очень простой, как в новгородском варианте, а может быть развитой и усложненной, как в случае ярославской "Оранты". В композицию последней, например, включена не часто встречающаяся деталь, которая раскрывает литургический аспект этого образа. Это орлец - коврик под ногами Марии, такие используют в архиерейском богослужении. В данном случае орлец символизирует космичность служения Богородицы, которая предстоит Богу за весь род человеческий. Богоматерь стоит на орлеце как на облаке среди золотого сияния Божьей славы - Богоматерь есть новая тварь, преображенное творение, новый человек. Схема иконы Курской Коренной дополнена изображением пророков, соединенных между собой подобием процветшей лозы. У пророков в руках свитки их пророчеств. Все это символизирует то, что Богоматерь и Божий Сын, от Нее родившийся, есть исполнение всех ветхозаветных пророчеств и чаяний. Так, в разных иконографических вариантах при наличии общего иконографического ядра раскрывается одна и та же тема Боговоплощения, поэтому иконографический тип "Знамение" иногда именуют "Воплощение".

Одним из вариантов иконографии "Знамение" является "Оранта". В данном случае Богоматерь представлена без Младенца в той же позе, с воздетыми руками. Примером такого варианта может служить образ "Богоматерь - Нерушимая стена" из Св. Софии Киевской (мозаика, Х в.). Здесь Богоматерь представлена как символ Церкви. Впервые Августин увидел в Богоматери - Церковь. Эта ассоциация получила в истории богословской мысли широкий диапазон толкований.

Второй иконографический тип получил наименование "Одигитрия ", что по-гречески значит "Путеводительница ". В том названии заложена концепция богородичных икон в целом, ибо Матерь Божья ведет нас ко Христу. Жизнь христианина представляет собой путь из тьмы - в чудный Божий свет, от греха - к спасению, от смерти - в жизнь. И на этом нелегком пути у нас есть помощница - Пресвятая Богородица. Она явилась мостом для прихода в мир Спасителя, теперь Она - мост для нас на пути к Нему.

Итак, иконографическая схема Одигитрии строится следующим образом: фигура Богоматери представлена фронтально (иногда с небольшим наклоном головы), на одной Ее руке, как на престоле, восседает Младенец Христос, другой рукой Богоматерь указывает на Него, тем самым, направляя внимание престоящих и молящихся. Младенец Христос одной рукой благословляет Мать, а в Ее лице и нас (нередко жест благословения направлен непосредственно на зрителя), в другой руке Он держит свернутый свиток (есть варианты, когда в руках у Младенца скипетр и держава, книга, развернутый свиток).


В жесте Богородицы, указующем на Христа ключ к этому образу - Матерь Божья ориентирует нас духовно, направляя нас ко Христу, ибо Он есть Путь, Истина и Жизнь. Она несет наши молитвы к Нему, Она ходатайствует за нас перед Ним, она сохраняет нас на пути к Нему. Ставшая Матерью Того, Кто усыновил нас Небесному Отцу, Богородица становится матерью каждого из нас. Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России. Многие чтимые иконы этого типа не случайно приписывали кисти апостола Луки.

К наиболее известным вариантам Одигитрии относятся: "Смоленская", "Иверская" (Вратарница), "Тихвинская", "Грузинская", "Иерусалимская", "Троеручица", "Страстная", "Ченстоховская", "Кипрская", "Абалацкая", "Споручница грешных" и многие другие.

Небольшие иконографические различия в деталях связаны с подробностями истории происхождения каждого конкретного образа. Так третья рука у иконы "Троеручица" добавлена св. Иоанном Дамаскиным, когда по его олитве Богородица восстановила отрубленную его руку. Кровоточащая ранка на щеке "Иверской" возвращает нас во времена иконоборчества, когда этот образ был подвергнут нападению отвергающих иконы: от удара копья из иконы истекла кровь, что повергло свидетелей в неописуемый ужас. На иконе Богоматери "Страстная" обычно изображают двух ангелов, летящих к Младенцу с орудиями страстей, тем самым, предвозвещая Его страдания за нас. В результате этого сюжетного поворота несколько изменена поза Младенца Христа - Он изображен в полоборот, смотрящим на ангелов, Его руки держатся за руку Марии. Каждая из таких деталей достойна внимательного рассмотрения, но за неимением в данном случае такой возможности оставим это для уединенного созерцания.

Как правило, в "Одигитрии" Богоматерь представлена в поясном изображении, но встречаются и оплечные композиции богородичных икон; к таким относятся "Казанская", "Петровская", "Игоревская". Здесь разрабатывается та же тема, но в некотором сокращенном варианте.

Третий тип богородичных икон на Руси получил наименование "Умиление ", что является не совсем точным переводом греческого слова "Елеуса " (έλεουσα), т.е. "Милостивая". Этим эпитетом в Византии величали саму Богородицу и многие из Ее икон, но со временем, в русской иконографии, наименование "Умиление" стали связывать с определенной иконографической схемой. В греческом варианте этот тип икон назывался "Гликофилуса" (γλυκυφιλουσα) - "Сладкое лобзание". Это наиболее лиричный из всех типов иконографий, открывающий интимную сторону общения Матери Божьей со Своим Сыном. Иконографическая схема включает две фигуры - Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг ко другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Взаимоотношение души с Богом - мистическая тема многих писаний св. отцов. Богоматерь Умиление - один из наиболее мистических типов богородичных икон.

Этот тип также был широко распространен в России. К иконам типа "Умиление" относятся: "Владимирская", "Волоколамская", "Донская", "Федоровская", "Жировицкая", "Гребневская", "Ахренская", "Ярославская", "Взыскание погибших", "Почаевская" и т.д. Во всех этих иконах Богоматерь представлена в поясной композиции, в редких случаях встречается оплечная композиция, как, например, в иконе "Корсунская".

Разновидностью иконографического типа "Умиление" является тип "Взыграние". Иконы подобного рода были распространены в основном на Балканах, но и в русском искусстве изредка встречаются такие образы. Иконографическая схема здесь очень близка к "Умилению", с той только разницей, что Младенец представлен в позе более свободной, как бы разыгравшимся. Примером такого типа икон может служить "Яхромская". В этой композиции всегда присутствует характерный жест - Младенец Христос ручкой касается лика Богородицы. В этой маленькой детали скрыта бездна нежности и доверия, которые открываются внимательному созерцающему взгляду.

Еще одна разновидность иконографии "Умиление" - "Млекопитательница". Из наименования ясно, что отличительной чертой этой иконографической схемы является изображение Божьей Матери, кормящей грудью Младенца Христа. Такая деталь - не только интимная подробность данного иконографического варианта, но она раскрывает новый мистический аспект в прочтении образа Богородицы. Мать вскармливает Сына, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас "чистым словесным молоком" Слова Божьего (1 Петр. 2.2), дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой (Евр. 5.12).

Итак, три названных нами иконографических типа - "Знамение", "Одигитрия" и "Умиление" являются основными, ведущими в иконографии Богородицы, так как в их основе лежат целые направления в богословском осмыслении образа Богоматери. Каждый из них представляет нам какой-то один из аспектов Ее служения, Ее роли в спасительной миссии Христа, в истории нашего спасения.

Четвертый тип не имеет такого богословского наполнения, как первые три. Он скорее собирательный, к нему следует отнести все те иконографические варианты, которые по тем или иным причинам не вошли в первые три. Наименование четвертого типа условно - "Акафистный ", так как главным образом иконографические схемы здесь строятся не по принципу богословского текста, а по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богоматерь величается в Акафисте и других гимнографических произведениях. Основный смысл икон этого типа - прославление Матери Божьей. Сюда следует отнести уже упоминавшиеся изображения Богоматери с Младенцем на престоле. Основной акцент этих изображений - показать Матерь Божью как Царицу Небесную. В таком виде этот образ вошел в византийскую иконографию - особенно часто такие композиции помещали в конху апсиды. В этом варианте Богоматерь присутствует и в св. Софии Константинопольской. В русской иконографии примером такого образа может служить фреска Дионисия в апсиде церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

Но большая часть икон этого типа представляют собой соединение центральной схемы предыдущих типов с дополнительными элементами. Так, например, иконографическая схема "Неопалимой Купины" состоит из изображения Богоматери Одигитрии, окруженной символическими фигурами славы и сил небесных (аналогично тому, как образ небесной славы изображен в иконографии "Спас в силах"). Иконографическая схема иконы "Богоматерь - Живоносный Источник" включает в себя изображение Богородицы с Младенцем, восседающим на троне, который имеет вид некоего подобия купели внутри водоема, а вокруг предстоят ангелы и люди, пришедшие напиться от этого источника. Композиция иконы "Богоматерь - Гора Нерукосечная" также строится по принципу механического наложения символов - Богоматерь с Младенцем Христом (по типу Одигитрии) восседают на престоле, на фоне фигур и вокруг них изображаются различные символы, впрямую иллюстрирующие акафистные эпитеты: руно орошенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная и т.д. И, наконец, икона "Нечаянная радость" построена по принципу "икона в иконе", то есть сюжетного включения изображения иконы внутрь происходящего действия. Здесь обычно представлен коленопреклоненный человек, молящийся перед образом Богоматери Одигитрии, давшей ему нравственное прозрение и исцеление.

Вершиной акафистных иконографий следует признать образ "О Тебе радуется обрадованная вся тварь". Это по-своему интересная иконография, в основе ее лежит идея космического прославления Богоматери. В центре изображается Богородица с Младенцем Христом на престоле в сиянии славы и окружении сил небесных. Образ вселенной представлен в виде многоглавого храма, окруженного цветущими деревьями - это одновременно и образ Небесного Иерусалима. В нижней части иконы, у подножия престола изображаются люди - пророки, цари, святые разных рангов, просто народ Божий. Мы видим - на Иконе представлены новая земля и новое небо (Откр. 21.1), - образ преображенной твари, начало которой положено в тайне Боговоплощения (здесь центральное изображение отчасти напоминает схему Знамения).

Иконографические варианты, где изображается Богоматерь без Младенца Христа, немногочисленны, объединить их в особую группу не представляется возможным, так как иконографическая схема в каждой из них определена своей самостоятельной богословской идеей. Но в той или иной степени они примыкают к уже названным нами ранее четырем типам. Например, "Богоматерь Остробрамская-Виленская" представляет собой вариант, тяготеющий к типу "Знамение", так как образ Богоматери явлен здесь в момент принятия Ею Благой вести ("се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему". Лк. 1.38). Положение рук, скрещенных на груди (жест смиренного молитвенного поклонения) семантически близок жесту Оранты. Следовательно, этот иконографический вариант можно отнести к типу "Знамение". Кроме Остробрамской этому типу соответствует икона "Невеста Неневестная" (ошибочно ее называют "Умиление"), которая была келейной иконой преп. Серафима Саровского.

Известная древняя русская икона "Богоматерь Боголюбская" также изображает Богородицу без Младенца, но предстоящей пред Богом с ходатайством о молящихся Ей (группа молящихся иногда изображается у ног Богородицы). Поскольку здесь Матерь Божья изображена как ходатаица и как указующая путь молящимся, то условно можно отнести эту икону к типу "Одигитрия". В руке Богородица держит свиток с молитвой, а другой рукой указывает на образ Христа, написанный слева в сегменте неба. Таким образом, сохраняется тот же жест, что и в Одигитрии: Христос есть Путь, Истина и Жизнь.

Но по большей части богородичные иконы, в которых Богоматерь представлена без Младенца, относятся к четвертому типу - акафистных икон, так как написаны ради прославления Матери Божьей. Так, например, к этому типу можно отнести иконографию "Богородица Семистрельная" или "Симеоново проречение", известен этот иконографический вариант и под другим названием - "Умягчение злых сердец". Здесь изображена Богоматерь с семью мечами, пронзающими Ее сердце. Этот образ взят из пророчества Симеона, который во время Сретения произнес такие слова: "и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2.35). Подобные иконографии, как правило, позднего происхождения, по всей видимости, пришли из западноевропейской традиции и отличаются литературностью. Тем не менее, и в них заложен свой смысл, открывающий нам образ Богородицы, столь необходимый для возрастания православной души.

Иконографические варианты, семантически соответствующие третьему типу богородичных икон, известному под названием "Умиление", практически не встречаются, так как трудно представить, как возможно изобразить интимные отношения Богоматери и Ее Сына в образе одной только Богоматери. Тем не менее, и такой поворот в иконографии возможен. Это так называемый тип Скорбящей Богоматери ("Mater Dolorosa"), когда Божья Матерь представлена погруженной в молитвенную скорбь о распятом Христе. Обычно Богородица изображается со склоненной головой и молитвенно сложенными руками возле самого подбородка. Этот вариант получил большое распространение на Западе, но и в православной иконографии он также хорошо известен. Некоторые исследователи полагают, что он первоначально не был самостоятельным, входил частью в диптих, на второй половинке которого изображался страдающий Иисус Христос (в терновом венце, со знаками Страстей). Этот же сюжет мы можем видеть и в иконе "Не рыдай Мене Мати", хорошо известной в балканском искусстве и менее известной у нас, в России. На этой иконе обычно изображены Богородица и Христос (иногда стоящими во гробе), Мать оплакивает смерть Сына, обнимая Его мертвое тело. Практически это модификация сюжета "Оплакивание", но иконографическая схема построена по принципу "Умиления" - только на иконах типа "Не рыдай Мене Мати" Богородица прижимает к Себе не Маленького Иисуса, а взрослого после снятия со Креста. Трагизм сюжета достигает необыкновенного накала - горе Матери безутешно, но, как и во всякой иконе, здесь есть весть о воскресении, она в названии иконы, которое построено на тексте страстного песнопения: "Не рыдай Мене Мати во гробе зряща...". Обращение к Богородице идет от имени Христа, победившего смерть.

Традиционно принято изображать Богородицу в одеждах двух цветов: вишневом мафории (модификация красного цвета), синей тунике и голубом чепце. На мафории, как правило, изображаются три золотые звезды - как знак ее непорочности ("непорочно зачала, непорочно родила, непорочно умерла") и кайма как знак ее прославления. Сам плат - мафории - означает Ее Материнство, прикрытый им голубой (синий) цвет платья - Девство. Но изредка мы можем видеть Богоматерь, облаченную в синий мафории. Так Ее иногда изображали в Византии, на Балканах. Так Богоматерь написал Феофан Грек в деисусном чине Благовещенского собора Московского Кремля. По всей видимости, в этих случаях для иконописца важнее подчеркнуть Девство, непорочность Богоматери, выделить аспект Ее чистоты, сосредоточить наше внимание на этой грани образа Девы и Матери.

Православная традиция в исключительных случаях допускает изображение женщин с непокрытой головой. Обычно так пишут Марию Египетскую в знак ее аскетично-покаянного образа жизни, сменившего прежний ее распутный образ жизни. Во всех остальных случаях, будь то образ мучениц, цариц, святых и праведных жен, жен-мироносиц и других многочисленных персонажей, населяющих православный иконный мир, принято изображать женщин с покрытой головой. Так и апостол Павел пишет, что хорошо женщине покрывать голову свою, ибо это "знак власти над нею" (1 Кор. 11.5,10). Но в некоторых иконографических вариантах богородичных икон мы видим, весьма неожиданно, изображение Богоматери с непокрытой головой. Например, "Богоматерь Ахтырская" и некоторые другие. В некоторых случаях плат заменен венцом (короной). Обычай изображать Богоматерь с непокрытой головой западного происхождения, где он вошел в обиход с эпохи Возрождения, и в принципе неканоничен. Мафорий на голове Богородицы не просто дань восточно-христианской традиции, а глубокий символ - знак Ее Материнства и полной отданности Богу. Даже венец на Ее голове не может заменить мафория, ибо венец (корона) есть знак Царства, Богоматерь - Царица Небесная, но это царское достоинство основано исключительно на Ее Материнстве, на том, что Она стала Матерью Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому правильно изображать венец поверх плата, как это мы видим в таких иконографических изводах, как "Богоматерь Державная", "Новодворская", "Абалацкая", "Холмовская" и другие. Изображение венца (короны) на голове Богородицы также пришло в восточно-христианскую иконографическую традицию из Западной Европы. В Византии это не было принято вовсе. Даже когда изображали Богоматерь с предстоящими императорами (как это можно видеть в мозаиках св. Софии Константинопольской), что является выражением превосходства Царства Небесного над царством земным, на Ее главе мы не видим ничего, кроме плата-мафория. И это очень характерно, так как в развитии иконографии наблюдается со временем отход от лаконизма и чистой семантики (знаковой структуры) в сторону иллюстративности и внешнего символизма.

Венчальная пара.

В числе наиболее распространенных икон, входящих в структуру любого домашнего иконостаса, встречаются парные изображения Богоматери
и Иисуса Христа, написанные на небольших деревянных досках. Это «венчальная пара» - традиционная композиция, которая преподносится молодоженам к обряду венчания и почитается в качестве наиболее ценных домашних святынь, символа крепкого брака, любви и домашнего очага.
Венчальная пара пишется на заказ и представляет подарок родителей, который преподносится молодым в день венчания. В процессе богослужения священник благословляет невесту иконой Божьей Матери, а жениха - иконой Иисуса Христа, которые те, выходя из храма, д ержат в руках. Впоследствии образа помещаются рядом в домашнем иконостасе, символизируя единение семьи и напоминая о дне венчания.Наиболее распространенное исполнение венчальной пары представлено в традиционных изводах Христа Вседержителя и Казанской Божией Матери, хотя нередко встречаются композиции с иконами Спаса на плате, Владимирской, Иверской Богоматери и в других вариантах. Лики венчальной пары пишутся в общей стилистике на деревянных досках в размер пядницы (20 на 24 сантиметра) или же аналойной иконы (31 на 27). На полях могут быть расположены изображения святых покровителей жениха и невесты, новозаветной Троицы или же сцены из евангельской истории.Венчальная пара - это основа домашнего иконостаса, который впоследствии дополняется мерными (с рождением детей) и другими иконами. При этом, с точки зрения иконографии, венчальный образ не имеет каких либо характерных отличий. Лишенный пары,былое значение и превращается в обычную родовую икону, которая передается от одного поколения к другому как часть истории семьи.

Мерные иконы.

Мерная икона - образ святого, написанный на доске в мерку новорожденного младенца - входит в число древнейших православных традиций.Первые из дошедших до наших дней образцов датированы серединой XVI столетия. В те времена «родимый образ» был безусловной прерогативой дворянства и царской власти. Сохранились иконы, написанные на рождение царевича Дмитрия и одной из сестер императора Петра I Софьи. Тогда мерные иконы были символом богоизбранности, залогом божественного заступничества и, в силу высокой стоимости, оставались недоступными для представителей низших сословий. В последующие годы эта традиция была практически забыта, однако сегодня она переживает второе рождение.Подобно нательному кресту, мерная икона входит в число личных святынь, принадлежащих конкретному человеку и связанных с его жизнью и c судьбой. Сама традиция написания образа в мерку младенца представляет идею отождествления ребенка со святым покровителем, имеющим то же имя, что и владелец иконы. С другой c стороны ,мерная икона - это и ценный подарок, который преподносится на рождение нового человека и остается с ним на всю жизнь.Как правило, мерная икона пишется сразу же после рождения ребенка. Размеры доски соответствуют росту и ширине плеч, которые измеряются на восьмой день после появления младенца на свет. Далее мастер-иконописец пишет образ святого, в честь которого при крещении нарекается имя. В ином случае изображается соименный святой или ангел-хранитель, который символизирует божественное покровительство и защиту. Традиционно «родимый образ» представляет изображение святого в полный рост, однако, в целом, единого канона не существует. Известны многофигурные иконы с изображениями Богородицы, Спаса, святых покровителей родственников младенца или житийными сценами, которые размещаются на полях образа.

Мерная икона не связана непосредственно ни с одним из церковных таинств, хотя, зачастую, образ пишется ко дню Крещения ребенка. В этом случае священнослужитель может поместить ее на аналое или рядом с купелью. В дальнейшем икона вешается над кроваткой младенца и, впоследствии, занимает место в домашнем иконостасе.

Именные.

Издревле в православной традиции почитаются изображения соименных святых - именные иконы, которые пишутся для конкретного человека и относятся к категории личных святынь. Это наиболее распространенное и характерное направление русской иконописи, обладающее особыми стилистическими и символическими чертами.Именная икона представляет собой изображение тезоименного святого, именем которого человек нарекается при крещении, или же соименного святого, который особенно почитается в данной конкретной семье. Образ небесного покровителя символизирует связь человека с Богом, и, для владельца иконы, он обладает особым смыслом.Иконы соименных святых существуют во множестве видов и форм исполнения, которые определяются назначением или традицией. Мерные именные иконы пишутся на доске в рост младенца и создаются ко дню крещения. Походные отличаются небольшими размерами и могут быть выполнены в непривычных техниках, таких, как чеканка или резьба по дереву. Известны высокие «ростовые» изображения святых, подобных серии икон, принадлежавших членам семьи Романовых и хранящихся ныне в иконостасе Архангельского собора в Москве. Широко распространены также небольшие домовые именные иконы, которые традиционно составляют основу любого домашнего иконостаса.Иконография именных икон чрезвычайно разнообразна, при этом каждый святой пишется в соответствии с частным каноном. Ростовые изображения наиболее характерны для мерных икон, в иных случаях фигура святого пишется по пояс или по грудь. В ряде случаев именные иконы представляют многофигурные композиции с изображениями небесных сил, Богородицы и Христа, а также праздники и сцены из библейской истории.

Семейные.

История православия знает множество икон, которые различаются по размерам, по технике исполнения и символическому значению. Каждая икона уникальна, и, несмотря на строгие каноны изображения, сложно найти два образа, которые в точности повторяют друг друга. Вместе с тем, иконопись не случайна, и многие из известных сегодня икон находятся в тесной связи с каким-нибудь ритуалом, с конкретным событием, местом и человеком. Первое характерно для храмовых образов, когда иерархия, положение и степень участия в богослужении определяет иконографию и стилистику икон, которые делятся на аналойные (целовальные), киотные, иконостасные и выносные. Что касается домовых икон, то здесь каждый образ является отражением истории конкретного человека или семьи.В подавляющем большинстве, домовые иконы находятся в связи с каким-либо значимым радостным или трагическим событием. Мерные иконы пишутся на рождение ребенка, венчальные - к обручению, обетные - по достижению чего-либо важного или же в благодарность за помощь и избавление от беды. Исключение составляют семейные образы, на которых изображаются святые покровители дома, а также, нередко, и сами члены семьи, что наиболее характерно для старых икон, принадлежавших дворянству и представителям царского рода. Нередко семейные иконы несут изображения Христа, Богородицы или ангела хранителя, который символизирует божественную защиту и покровительство дома.Наряду с мерными и семейными, широко распространены венчальные иконы Богородицы и Христа. «Венчальная пара» представляет собой подарок родителей и преподносится молодым в день венчания. Венчальные иконы пишутся в единой стилистике и символизируют единение жениха и невесты. Как правило, иконописец обращается к традиционным образам Христа Вседержителя и Казанской Божьей Матери. Пара непосредственно связана с обрядом венчания: в процессе церемонии священнослужитель благословляет невесту иконой Богоматери, а жениха иконой Христа. Выходя из храма, молодые держат лики в руках и впоследствии помещают их рядом в домашнем иконостасе.

Обетная икона.

Обетная икона пишется по особому обещанию или в память о значимом, важном событии. Нредко это копии с исцеляющих и чудотворных икон или изображения святых покровителей и заступников. Обетные иконы создаются в благодарность за избавление от опасностей и болезней,которые угрожали родным и близким. В ином случае, образ свидетельствует о каком-то значительном деле, о достижении благополучия и успеха или же представляет прошение заказчика о милости и божественном покровительстве. Известны обетные лики, созданные на средства знаменитых правителей и полководцев. Среди них наиболее почитаема икона Божьей матери Боголюбской, написанная по заказу великого князя Андрея в период консолидации государства в XII веке.С точки зрения стилистики храмовые и домовые иконы не имеют принципиальных различий, за исключением того, что храмовый образ, как правило, несколько больше и более богато украшен. Немало венчальных, семейных и мерных икон, пожертвованных приходам, заняли свое место в иконостасах церквей и соборов.

Иконы занимали большое место в жизни наших предков. Иконы были не только частью храмового убранства, но и обязательной принадлежностью каждого жилого дома, от княжеских палат до крестьянской избы. Иных настенных украшений вплоть до конца 17 века старинное русское благочестие не допускало. По числу икон и по качеству их живописного исполнения судили о степени достатка хозяина дома. Иконы ставили в несколько рядов в переднем углу покоя. В убранстве дома этот угол играл первостепенную роль, недаром его называли «красный кут» - красивый угол.

Богатые хозяева украшали иконы золотыми и серебряными окладами и драгоценными камнями. Обладатели высокохудожественных по исполнению икон чрезвычайно ими дорожили. Их упоминали в духовных грамотах (завещаниях), их дарили в дни ангела особо почитаемым лицам, дарили в монастыри как вклад по близким. И в наше время иконы занимают важное место в жизни православного сообщества. Без нее невозможно представить православный храм и богослужение, дом православного христианина. Далее подробнее рассмотрим виды современных икон которые можно купить или заказать в иконных лавках и мастерских.

Существуют несколько подходов к классификаций видов икон.

По композиции сюжета - оплечная, поясная, ростовая, сюжетная.

По способу изготовления - печатная икона, рукописная икона , резная икона.

Рукописные иконы в свою очередь делятся по стилю художественного исполнения - иконы в византийском/древнерусском стиле, иконы в стиле московской/палехской/ярославской школ 17-19 веков, в греческом стиле, в академическом стиле.

По местонахождению - храмовые иконы и домовые иконы. В группу домовых относят иконы принадлежащие частным лицам и находящиеся в их домах и квартирах. Домовые иконы принято в свою очередь делить на именные, семейные, венчальные, мерные.

Именная икона - пишется для конкретного человека или семьи. На иконе изображается святой, именем которого человек называется при крещении, или же святой, который особенно почитается в данной семье. Как правило святой на иконе изображается по грудь или по пояс.

Семейная икона изображает тезоименитых святых членов семьи. Если икона пишется для молодоженов, то на ней обычно изображаются двое святых: покровители мужа и жены.

На иконе может быть изображено множество святых: святые покровители детей, супругов, их родителей, в том числе и ушедших из жизни. Наверху иконы может быть написан образ Спасителя или особо почитаемый образ Пресвятой Богородицы. Так же на такой иконе может быть Ангел-Хранитель семейного рода, он изображается в центре, посреди семейных святых.

Венчальные иконы (венчальная пара) - композиция двух православных икон: Спасителя и Пресвятой Богородицы, которая принимает участие в таинстве венчания и в последующем остается у молодых. Как правило, такие иконы родители дарят своим детям перед обрядом, благословляя их союз.

Мерная икона (княжеская, родимая) пишется ко дню крещения ребенка. Икона по высоте соответствует росту («мере») новорожденного и изображает в рост тезоименного ему святого.

К группе храмовых икон относят иконы принадлежащие церковным общинам и монастырям, находящиеся в храмах и иных церковных зданиях. Храмовые иконы подразделяют на аналойные, иконостасные, киотные. Количество икон в храме в зависимости от его размера может быть от нескольких десятков до нескольких тысяч.

Аналойная икона имеет небольшие размеры (27х31 см, 30х36 см) и преднозначенна для возложения в храме на небольшой высокий столик с наклонным верхом (аналой), стоящий посреди храма перед иконостасом. Сюжетно аналойная икона связана с определенным событием из Евангелия или же святым, празднование которго совершается в данный день. Входящие в храм православные традиционно поклоняются и целуют икону лежащую на аналое. От этого пошло второе название - "целовальная". В храмах храниться большое количество аналойных икон соответствующих Господским и Богородичным праздникам, событиям страстного и патидесятничного циклов, особенно чтимым святым.

Иконостасная икона распологается в преграде (иконостасе) отделяющей алтарь от остального пространства храма. Сюжеты и порядок размещения икон в иконостасе имеют сложившиеся традиции. Наиболее распространенный состав иконостаса следующий:

Местный ряд - самый нижний ряд иконостаса. По средине его располагаются Царские врата с иконами Благовещения и четырех евангелистов. Справа от Царских врат помещается икона Спасителя, слева икона Богородицы. Правее иконы Спасителя помещается икона праздника или святого в честь которого освящен храм или предел храма. На дьяконские двери обычно помещают иконы архангелов Гавриила и Михаила или иконы архидиаконов Стефана и Лаврентия, редко иконы других святых. Остальные иконы в данном ряду могут быть любыми в соответствии с желанием заказчиков. По этому ряд и получил название местный.

Праздничный ряд - второй с низу, в него помещают иконы сюжетно связанные с основными собитиями Евангльского повествования. В расширенных вариантах могут присутствовать иконы страстного цикла, "Жены мироносицы", "Уверование Фомы", "Крестовоздвижение".

Деисусный - третий снизу ряд. В центре ряда всегда находиться икона Спасителя, чаще "Спас в силах" или "Спас на престоле". Слева от иконы Спасителя располагается икона Богоматери, справа Иоанна Предтечи, далее архангел Михаил (влево), архангел Гавриил (вправо), апостолы Петр и Павел. Далее могут быть иконы любых святителей, мучеников и преподобных по желанию заказчиков. Все святые изображаются в три четверти оборота в сторону центральной иконы, молящимися Спасителю.

Пророческий - четвертый с низу ряд в котором помещаются иконы ветхозаветных пророков. В руках пророков, как правило, изображают свитки с цитатами их пророчеств. Центральной иконой ряда обычно помещается одна из двух икон - Богоматерь Знамение или Богоматерь с Младенцем на престоле.

Праотеческий ряд - пятый с низу. В нем помещаются иконы ветхозаветных святых, предков по плоти Христа - Адама, Авеля, Авраама. В качестве центральной иконы ряда чаще в современных иконостасах выступает икона "Троица Ветхозаветная" изображающая явление трех ангелов Аврааму.


Киотная
икона - икона размещенная в специальной раме называемой киотом. Киоты изготавливают как для установки на пол, так и для подвеса на стену. Очень часто киот выполняется застекленным, что во много раз повышает сохранность рукописной иконы, создавая необходимый микроклимат, сглаживая температурные и влажностные колебания. В киоты помещают иконы христианских праздников, чтимые образы Спасителя и Богородицы, различных святых. Перед такими иконами, как правило, устанавливают подсвечники куда прихожане ставят свечи.

На протяжении тысячелетий икона сопровождала верующего человека на его жизненном пути. Сегодня некоторые иконы признаются уникальным культурным объектом. Но при этом абсолютно любой святой образ, независимо от вида и техники исполнения, глубоко почитаем религиозными людьми.

В доме христианина иконе обычно отводится особое место — молитвенный уголок, который обычно именуется «красный угол». Сегодня иконы можно расположить на красивых резных полках, в киоте или в иконостасе.

Что касается самих икон, то их существует огромное количество. Причем каждую можно классифицировать по тем или иным признакам и причислить к определенному виду.

По технике исполнения:

Различают: вышитые, резные, литые, типографские или печатные, живописные и сводчатые.

Живописные, в свою очередь, могут быть мозаическими, выполненными в технике масляной живописи, энкаустическими, темперными и т.п.

Резные - создаются из массива дерева при помощи специальных станков, вырезающих объемное 3д изображение. Могут быть расписанными (как на фото выше).

Типографские - печатаются на бумаге.

Сводчатый алтарь представляет собой складную икону. Это несколько досок, покрытых живописным изображением, которые скреплены шарнирами.

У каждого вида есть свои преимущества и недостатки.


По месту нахождения:

По расположению иконы бывают домашними, путными, храмовыми и нательными.

  • Домовые (или домашние) — это группа, к которой принадлежат образы, хранящиеся в доме. Это могут быть венчальные, именные, семейные, мерные, праздничные иконы. Подробнее о них будет рассказано ниже.
  • Нательные - миниатюрного размера, носятся вместо крестика на цепочке.
  • Путные (или дорожные) - сопровождают и оберегают человека в дороге. На самом деле это очень древняя традиция — упоминания о путевых иконах встречаются еще в святых писаниях. Путешественникам помогают иконы Святого Николая, Андрея Первозванного, а также любые другие иконы. На нашем сайте есть дорожные иконы небольшого формата, которые вы всегда можете взять с собой.
  • Храмовые иконы входят в церковное убранство. В зависимости от того, где они расположены, разделяются на: иконостасные, заамвонные и т.д.

Существуют также выносные иконы, которые обычно берут с собой в Крестный ход.

По размеру:

Размер икон отличается не случайно. В старину зачастую пользовались пропорциональным рядом, в котором было 12 размеров. Исключением оставались иконы в иконостасе храма. Их размер мог зависеть от архитектурного пространства церкви. Старые лики все сделаны согласно 12-размерному ряду.

Сегодня доступно изготовление икон в любом размере! На нашем сайте представлены как большие , так и малые варианты.

По значению:

Святые образа подразделяют на венчальные, семейные, именные, мерные и праздничные.

  • Венчальными благословляют молодоженов в обряде Венчания. Как правило, это лики Богородицы и Сына Божьего Иисуса Христа. Венчальная пара икон дарится обычно родителями или переходит из поколения в поколение.
  • Семейные иконы являются изображением небесных покровителей каждого члена семьи на одном образе: тезоименитые Святые супругов, детей, родителей, прародителей. В центре семейной иконы может изображаться Ангел-хранитель всего рода. Сверху, над семьей также помещают благословляющего Иисуса Христа, Святую Троицу, Богородицу.
  • Именные иконы являют собой образ Святого, именем которого назван человек при Крещении или особенно почитаемого семьей Святого с таким же именем. Этот образ является символом связи человека и Бога. Такая икона несет в себе особый смысл для владельца.
  • Мерные иконы схожи с именными, но их дарят на рождение в семье ребенка. Высота мерной иконы должна точно соответствовать росту младенца. Этот образ, как и крест нательный — это личная святыня верующего человека. На нем изображается лик Святого покровителя с таким же именем, как и у ребенка. Это очень ценный подарок с глубоким смыслом, который будет оберегать, хранить владельца всю его жизнь.
  • Праздничные иконы представляют собой изображения Святых праздников и важнейших событий в истории христианства. Количество главных церковных праздников православия — двенадцать, поэтому часто такие иконы называют двунадесятыми. Эти иконы являются посвящением для Спасителя Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы.

Купить эти и другие иконы из дерева вы можете на нашем сайте в интернет-магазине . Гарантированы высокое качество и безупречное исполнение. Доступно создание любого образа по вашим размерам и в соответствии с вашими пожеланиями. Звоните!

Заходя в церковь, мы видим огромное количество разных икон, которые размещены по определенному порядку на стенах. Мы задумываемся, к каким иконам поставить свечку за упокой, каким за здравие, кому помолиться, чтобы ушли болезни, кому за благополучие детей, кому за удачу в делах, кому за мир в семье, за любовь. Чтобы начать разбираться в большом разнообразии святых ликов, надо узнать, какие есть иконы и для чего они.

Основные виды икон

Да, действительно, икон много, но все они делятся на несколько основных видов. На каждой стене церкви можно увидеть, что иконы сгруппированы в композиции, одни иконы всегда находятся в центре (иконостасные), другие с краю, сверху или снизу (заамвонные). Так вот первое деление икон – по месту нахождения. Ближе к иконостасу всегда располагаются иконы Спасителя и Божьей Матери. Так же всегда в центре размещается икона Святой Троицы. По бокам и ближе к выходу (входу) вешают иконы всех Святых, Апостолов, Мучеников, Праведников.

Далее деление икон происходит по сюжету, по количеству персонажей на иконе, по числу композиций в одной иконе, по стилю и технике (свойственным отдельным живописным школам), по размеру. Все эти особенности присущи иконам, находящимся в церкви, но основные принципы соблюдаются и в домашних иконостасах.

Домовые иконы

Традиции размещения икон дома сейчас уже почти никем не соблюдаются, но их свято чтили в начале прошлого века, до активного насаждения атеизма. В каждом доме присутствовали все виды икон, которые полагалось иметь домовому хозяйству. Это была семейная икона, то есть та, которая передавалась от поколения к поколению рода. Далее при рождении каждого ребенка заказывали и вешали мерную икону. На ней должен быть изображен патрональный святой, рисовался он на доске, которая по размеру была равной росту ребенка при рождении. Обязательно вешали венчальную икону, которой благословляли и венчали молодых. И для каждого, живущего в доме, размещали тезоименную икону, то есть с изображением святого, по имени которого зовут человека.

Так же дома были путные иконы, которые давали с собой в дорогу путешествующему. А выносными иконами называли те, которые брали с собой на Крестный ход. Были еще обетные иконы, их писали, когда кто-либо давал обещание чего-либо и хотел закрепить свое слово навечно.

Сюжеты икон

У каждой иконы есть свой сюжет, который взят из Библии. Изучая, какие есть иконы, можно познакомиться с основными их видами. Это иконы Святой Троицы, где всегда есть Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух, изображаемый в виде белого голубя. Далее по значимости идут христологические иконы. Это иконы, на которых изображен Иисус Христос, и многочисленные события из его жизни, описанные в Евангелие. В этих иконах отдельной группой выделяются «страстные» иконы, в которых отражение свое нашли события страстной недели. Богородичные иконы изображают Деву Марию, события из ее жизни, а так же богородичные праздники. Божья матерь изображается как одна, так и с младенцем на руках. Это основные виды икон, в Европе их именуют иконами Святого Семейства. Но на этом разнообразие церковных картин не заканчиваются, существуют иконы святых, бесплотных сил, праздников, различных событий истории церкви и пр.

Количество персонажей и сюжетов

Число персонажей на иконе может любым – от одного и двух (основных), до огромного множества (многофигурные композиции). А вот по композиции иконы бывают одно, двух, и многочастные. В такой иконе есть центральная композиция, которая со всех сторон окружена одним рядом или даже несколькими рядами второстепенных композиций. Обычно на таких иконах присутствует текст, который рассказывает о каком-либо периоде жизни или истории местности. Есть, к примеру, такая икона о Петре и Февронии, которая рассказывает всю историю их божественного союза. Такие иконы больше похожи на современные комиксы, да простят иконописцы за сравнение. Но в них так же присутствуют картинки и поясняющий их текст.

Иконописные школы

Сюжетов на иконах много, но они очень часто повторяются, хотя иконы получаются разные. Это во многом зависит от той школы, где была сделана икона. Основные школы иконописи: Киевская, Новгородская, Московская, Владимиро-Суздальская, Псковская, Ростово-Ярославская, Греческая, Сербская, и др. В мировой истории иконописи выделяются такие самостоятельные мастера: Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий. В каждой школе были свои предпочтения и по технике изготовления икон, это живописные, вышитые, литые, резные, печатные, складные (из нескольких сложенных досок). Есть так же мозаичные иконы, темперные, наносимые на штукатурку.