Верба — символ весны и жизни. Вербное воскресенье: что это за праздник, приметы и традиции

В шестое воскресенье Великого поста, в предшествующее Пасхе воскресенье, Православная русская церковь празднует торжественный вход Иисуса в Иерусалим. Этот день известен как Вербное воскресенье . Торжественный вход в Иерусалим был Господним вступлением на путь страданий крестных. Об этом событии в своих Евангелиях повествуют все четверо евангелистов - Марк, Лука, Матфей и Иоанн.

Исторические корни этого события уходят в те времена, когда у евреев существовал обычай встречать торжественными окликами с пальмовыми ветвями в руках победителей, въезжавших на конях или ослах в Иерусалим. Именно так въезжал Христос, но не как земной царь или победитель, а как Царь неземного мира, как победитель смерти и греха. Войдя в Иерусалим, в ожидании страданий и смерти на кресте, Христос показал людям путь спасения от рабства греха.

Шумно приветствующая его толпа, ждет от него, прежде всего, спасения от оккупантов римлян, но не как не от пут духовных грехов. Видя заблуждение радужно встречающих его, не отклоняя восторгов толпы, Христос пытается найти совсем иное - обращение сердец людских к любви, доброте, Богу.

Символ праздника - ветви ивы и вербы

В России, символом пальмовых ветвей, которыми народ еврейский приветствовал Христа, стали ветви ивовых деревьев - ивы, вербы, ветлы, распускающихся первыми весной. Поэтому и праздник Вербное воскресенье имеет именно такое название. Настоящее его название - Неделя Ваий, вход Господень в Иерусалим или Цветоносное воскресенье. Ветви вербы должны помочь верующему упорядочить и очистить свои мысли. Задуматься о значимости и ценности благ духовных и земных.

Праздник Вербного воскресенья стал с 16 века особенно почитаемым и пышно празднуемым в Москве. По определенному маршруту организовывался Крестный ход (от Успенского собора до собора Василия Блаженного), на лобном месте проводилось установленное молитословие. По существовавшей в то время традиции кроме ношения во время Крестного хода крестов и икон, на санях возилось огромное дерево, украшенное плодами фиников, изюма и т.д. Стоимость таких деревьев (обычно немецкой работы) была достаточно высокой - несколько сотен рублей. По окончанию Крестного хода, дерево и украшение саней отдавали народу. В 1678 году дорогостоящее дерево заменили три воза вербы, которые приобретались Приказом для раздачи людям в Успенском соборе.

Обычаи и приметы праздника

Существовал обычай - по приходу из церкви бить вербными веточками родителям своих детей, приговаривая при этом: «Не я бью - верба бьет. Верба хлест - бьет до слез». По верованиям это способствовало лучшему росту детей. Вербой хлестались не только дети, но и скотина.

Существует немало народных примет и поверий, связанных с этим праздником.

Ветер, дующий в этот день, будет преобладающим на протяжении всего лета.

Яркий, солнечный день, хорошая погода в Вербное воскресенье - к богатому урожаю фруктов и злаков.

Ветреная или морозная погода в Вербное воскресенье - к хорошему урожаю яровых.

Распустившиеся почки вербы обладают магической силой и целебными свойствами. Их глотание предохраняет от болезней, прогоняет хворь, излечивает женское бесплодие.

Брошенная в огонь ветка вербы - усмиряет пламя, брошенная против ветра - предотвращает бурю. Поставленный на подоконник пучок освященной вербы - усмиряет град.

Испеченные в этот день хозяйкой орехи из теста, наделяют здоровьем домочадцев и животных.

Колышек освященной вербы, вбитый в стену дома, прогоняет у вбившего его природную человеческую робость.

Хранится освященная верба до следующего года. В этот день разрешается употребление рыбных блюд (несмотря на Великий пост). Желательным является украшение веточками вербы своего дома.

Великий Пост подходит к концу. Приближается самый большой праздник в нашей православной церкви – Пасха Христова и люди постепенно приготавливаются к этому великому празднику. Но за неделю до Пасхи наша церковь празднует Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник как бы в тени находится. Он как-то незаметно придет, отпразднуем его как-то, и также незаметно пройдет.

Праздник Вход Господень в Иерусалим в народе называют Вербным Воскресением, потому что в этот праздник все люди идут в церковь с вербами. Во время всенощного бдения все люди в храме стоят с зажженными свечами и с вербами, разукрашенными цветами.

В старинном рассказе есть описание того впечатления, которое испытал мальчик во время всенощного праздничного бдения. Приведу небольшой отрывок.

“Приходит вечер. Давно уже мальчик осаждал мать неотступными просьбами взять его в церковь, где, по ее же словам, всем так хорошо и весело, где все стоят с вербами и свечами, откуда все возвращаются, встретив Христа, с улыбкою и песнью. Что-то неведомое и таинственное представляется в храме юному воображению: как там должно быть хорошо и светло, как должно быть весело стоять вместе со всеми, держа в руке горящую свечку на длинной ветке.

И вот мальчик с матерью в церкви. Какая радость! “Мама, когда же зажгут свечки?”,- спрашивает мальчик, и ждет не дождется желанной минуты. Вот, наконец, пришла она! Мать сама зажгла ему свечку, налепила на вербу и дала ему в руки, и стоит он первое время в каком-то смущении, но в то же время гордый тем, что и он, так же, как и все большие, стоит со свечкой, и сердце прыгает от волнения”.

Обычай приходить с вербой в этот праздник имеет основание в обстоятельствах самого события входа Господня в Иерусалим. Люди, держащие в руках вербы, как бы подражают толпам народа, который приветствовал Иисуса Христа входящего в Иерусалим, приветствуя Его пальмовыми ветвями. Священное событие празднуемого праздника описано у всех четырех евангелистов. Иисус Христос вскоре после воскресения Лазаря, за шесть дней до еврейской пасхи, совершил торжественный вход в Иерусалим, чтобы показать, что Он есть истинный Христос, Царь и идет на смерть добровольно.

Приблизившись к Иерусалиму, придя к селению Виффагии, к горе Елеонской, Иисус Христос послал двух учеников своих, сказав: “идите в селение, которое прямо перед вами, там вы найдете привязанную ослицу и молодого осла с нею, на которого никто из людей никогда не садился, отвяжите их и приведите ко Мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу”. Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус Христос. Они привели ослицу и молодого осла, покрыли осла своими одеждами, и Иисус Христос сел на него, и торжественное шествие двинулось.

Христос едет не на боевом коне, а на животном, представляющем символ мiра.

Надменные язычники, если бы увидели это скромное шествие, крайне насмеялись бы над ним, как они и действительно издевались над повествованием о Нем, но апостолы вспоминали, что в Нем исполнилось пророчество Захарии: “Ликуй от радости, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима, се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной” (Зах. 9. 9).
Во время этого шествия народ своими верхними одеждами устилал Ему путь, срывал и срезывал ветки смоковниц, оливковых и каштановых дерев и бросал их пред Ним. Затем в порыве восторга ученики, также в руках держа ветки дерев, воскликнули: “Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!” Народ подхватил этот радостный клик, в толпе разносилась молва о том, как Он воскресил Лазаря из мертвых. Шествие поднялось на гору Елеонскую. С этой горы открылся великолепный вид на город Иерусалим. Иерусалимский храм с пристройками особенно выделялся среди строений города своими золочеными кровлями и мраморными башенками. И все это представлялось дивным зрелищем.

Иерусалим в то время с своей “царственной мантией гордых башен” считался одним из чудес мира. Но Христос, посмотрев на город, исполнился глубокой печали, что даже заплакал. Странное шествие. Народ, сопровождавший Христа, ликовал от радости, а виновник торжества плакал. Христос оплакивал гибель города и поражение Израильского народа, о чем предсказал: “о, если бы и ты хотя в сей день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего” (Лук.19.42-44). Пророчество Иисуса спустя пятьдесят лет исполнилось со всей суровостью и со всем ужасом.
В 70-м году по Рождестве Христове израильтяне подняли восстание против римлян. Это восстание было жестоко подавлено. Тит, который руководил римскими войсками при взятии Иерусалима, не хотел губить храма, даже делал всевозможные попытки спасти его, но был вынужден оставить вместо него кучу пепла. Он не хотел быть жестоким к жителям, но смертельный фанатизм их сопротивления совершенно подавил в нем всякое желание щадить их. Римляне после жестокого подавления восстания сотнями распинали иудеев, тысячами выставляли в амфитеатрах и бесчисленными массами продавали в рабство.

Все это Христос предвидел, и потому плакал. Когда Иисус оплакивал город и произносил Свое пророчество над ним, шествие приостановилось. Многие жители Иерусалима, а также паломники, приехавшие из разных стран на праздник еврейской Пасхи, услышали, что великий Пророк и Чудотворец Иисус приближается к Иерусалиму, вышли навстречу также с ветками в руках. И когда встретились эти две народные волны, одна сопровождавшая Его из Вифании и другая, вышедшая навстречу к Иисусу из Иерусалима, то Он оказался в середине народной массы, которая шла впереди и сзади, крича “осанна” и приветствуя его ветвями до самых ворот Иерусалима.
Среди толпы было несколько фарисеев, которых раздражал восторг народа и они обратились ко Христу, говоря: “Учитель, запрети ученикам Твоим” (Лук. 19. 39).

Фарисеи, не признавая в Иисусе Христе Мессию, были возмущены таким торжественным шествием Христа и такими приветствиями от народа, и они сетовали между собою: что означают эти мессианские крики и царские титулы? Разве они не опасны, разве пристойны? Зачем Он допускает их? Но Христос не хотел останавливать эти торжественные возгласы. Он сказал в ответ фарисеям: “Если они (то есть, люди) умолкнут, то камни возопиют” (Лук. 19.40). Фарисеи чувствовали, что они бессильны остановить прилив народного восторга. Когда шествие приблизилось к городским стенам, то весь город объят был необычайным волнением и тревогой. И как говорит предание. Тогда же чудесно отверзлись и уста детей, сосущих груди матерей своих, согласно написанному: “из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу” (Мф. 21. 16). Жители города, видя это торжественное шествие, спрашивали: “Кто это?” Народ отвечал: “Это Иисус, пророк из Назарета Галилейского” и рассказывали при этом, что Он воскресил Лазаря в Вифании.

Войдя в храм, Христос снова, как и первый год Своего учения, выгнал из него всех продающих и покупающих, говоря им: “написано – Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов, – а вы сделали его вертепом разбойников”. Слепые и хромые обступили Христа в храме, и Он их всех исцелил. Народ, видя чудеса Иисуса Христа, еще больше стал прославлять Его. Даже малые дети, бывшие в храме, восклицали: “осанны Сыну Давидову!” Первосвященники же и книжники негодовали на это и сказали Ему: “слышишь ли, что они говорят?” Иисус Христос ответил им, что об этом было предсказано еще в Ветхом Завете царем и пророком Давидом в псалме, где говорится: “Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.(Псл.8.3).

В заключении описания священных событий настоящего праздника мне бы хотелось привести отрывок из проповеди святителя Димитрия Ростовского, где говорится о непостоянстве человеческой славы и похвалы. Святитель, как бы от лица Христа говорит. “О люди! Вы, как трость ветром колеблема, так и вы колеблетесь непостоянством. Ныне вы с пальмовыми ветвями оказываете Мне почести; а через несколько дней, о, как обесчестите Меня! Ныне вы режете ветви с деревьев, а через несколько дней эти самые деревья вы будете рубить и тесать крест для Меня. Ныне вы Мне подстилаете ветки под ноги, а через несколько дней вы возложите на хребет Мой палки, розги и бичи, бия, уязвляя и причиняя Мне многие раны. Ныне вы взываете “осанна”, а через несколько дней вы будете кричать: “Распни, распни!” Ныне вы со славою встречаете Меня, а через немного дней вы с ругательством будете вести Меня на распятие. О непостоянство человеческое! О непрочность и скорая отмена чести и славы мира сего!”
В память священных событий в храме люди держат ветви вербы в руках и поется в этот праздник: “Мы, подобно детям еврейским, нося знаки победы жизни над смертью, восклицаем Тебе, Победителю смерти (это вспоминается воскрешение Лазаря): осанна в вышних, благословен идущий во имя Господня”.

Знаки победы жизни над смертью – это, разумеется, ветки вербы, подобно иудеям, которые приветствовали Христа пальмовыми ветками. Во время богослужения ветки вербы освящаются святой водой и разносятся по домам, как освященные. Благочестивые христиане обыкновенно хранят освященные вербы в течение целого года, украшая ими в своих домах святые иконы. В некоторых местностях существует благочестивое обыкновение влагать освященные вербы в руки умерших, в знамения того, что они, по вере во Христа, победят смерть и, воскресши по зову трубы архангела, во время второго пришествия Христа, с освященными вербами изыдут из могил на встречу Спасителю.

Наш простой народ освященной вербе придавал особую силу: ею крестьянин наш старался оградить себя и своих домашних от болезней. Ею же он старался предохранить свой домашний скот от всякого рода болезней, от порчи, от хищного зверя, от злых людей и злых духов. Когда в первый раз выгоняли скотину в поле, это обычно бывало в день празднования Великомученика и Победоносца Георгия, тогда в этот день крестьяне брали хранившуюся в продолжении года вербу, обмакивали ее в святой воде и окропляли затем ею домашний скот, собранный во дворе. И с вербой в руках провожали скотину в поле на пастбище, а затем эту вербу втыкали в ворота или двери скотного хлева с тем, чтобы скот шел прямо домой, а также для того, чтобы предохранить его от всего плохого.

Таким образом, освященная верба в праздник Входа Господня в Иерусалим играла в жизни нашего народа весьма важную роль. Во всех этих обычаях и обрядах можно видеть выражение веры русского православного крестьянина в силу и действенность церковного освящения. Наши предки в основу своей жизни полагали веру в Бога и в Его святые заповеди, а их жизнь была тесно связана с церковной жизнью. Наша Русская Православная Церковь создала святую Русь и воспитала наших лучших соотечественников. В настоящее время, когда в стране все не стабильно, происходит разброд умов и поиски духовности, нужно вернуться к вере наших отцов, познать Православие во всей его красоте и величии и положить его в основу своей жизни.

О вербе, скромной нашей вербе, немало написано картин, сложено пословиц и поговорок, песен и стихов. Она, верба, заняла свое почетное место и в фольклоре. И говорят иногда пожелания: будь высокий, как верба, а богатый, как земля. Люба верба сердцу каждому за тонкий гибкий стан, за то что откликается перовой на теплые лучи долгожданного весеннего солнца. Распускаясь, верба тянется к небу, и непросто эти «ветви добродетели» стали религиозным символом. Верба на Руси всегда олицетворяла праздник, весну, новую жизнь, грядущее обновление.

Весной в воздухе витает запах свежести, запах талой воды, вербы.

Самая радостная примета весны это верба. Символ начинающегося цветения и пробуждения.

Распустившиеся почки вербы нежные и пушистые как котята.

С древности к вербе относились с особенным уважением славяне, почитая и воспевая её.

Верба символ плодородия, радости, весны.

Дерево, обласканное первыми лучами солнца и напитанное вешними водами — обладало особенной жизненной силой.

Верба не только вестник весны, веточки и почки вербы обладают целебной силой.

Издавна считается, что цветущая верба несет в себе волшебные свойства, благодаря которым люди могут успокоиться, снять напряжение, в следствии чего проходит головная боль.

Вербные почки употребляли при лихорадке, бесплодии, делали порошок для лечения ран, веточки прикладывали от головной боли.

Пироги пекли с почками и угощали для защиты от всех болезней.

Придавали вербе и магическую силу.

Верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю. Верба, брошенная в огонь, усмиряет огонь. Ветки вербы, выброшенные во двор, усмиряют град. При граде нужно поставить пучок освященной вербы на подоконник.

Поставить в доме веточку вербы - обеспечить ему мир, спокойствие и защиту от воров и пожаров.

Бросить против ветра веточку вербы — бурю успокоить.

Робкому человеку совет приколотить веточку в избе.

Девушке, чтобы выйти замуж — пойти к вербе у воды, написать желание на ленте и привязать к нераспущенному дереву, и уйти не возвращаясь.

С приходом христианства — верба заняла самое важное и значимое место.

Она заменила пальмовые ветви, которыми приветствовали Иисуса Христа перед входом в Иерусалим жители Иудеи.

На праздничном церковном богослужении перед Пасхой вербу торжественно освящают.

Хранили освящённую вербу за образами.

Освященную в церкви вербу хранят до следующего Вербного Воскресенья, как защиту от злых духов и болезней.

Прошлогодние веточки вербы кидали в реку по течению.

Освящённая верба поможет каждому человеку, если её поставить в воду и рассказать о своих нуждах.

При этом каждый день нужно менять воду и разговаривать с ней.

Засохшая ветка говорит о том, что она отвела беду от своего владельца. Ветка эта пусть стоит до следующего года.

Если верба пустит корни, то посадите её и уже тогда точно сбудутся все Ваши желания.

Максимальная концентрация чудодейственной силы вербных веток приходится на Вербное воскресение – православный праздник, который отмечают за неделю до прихода Пасхи.

Застенчивым и неуверенным в себе людям вербную ветку нужно повесить у входной двери. Каждый раз, как человек будет выходить из дому, необходимо прикоснуться к ветке. Этот ритуал придаст уверенности и поможет положительно решить все вопросы.

Как бы Вам не было трудно — пусть эти прекрасные пушистые комочки вербы и станут началом Новой и Счастливой жизни!

Пусть душа будет чистой, а в чистой душе звенят радостные ручейки жизни!

Какие символические значения имеет образ ивы в традиционных культурах Востока и Запада? Как и почему ива связана с мотивом смерти и погребальными культами? Что символизирует ива в христианской традиции, в том числе в русском православии?

Ива (плакучая ива)

Ива – растение, которое распространено во многих странах и в различных климатических зонах. Благодаря этому, а также ее нарядному и выразительному внешнему виду, особым качествам древесины и лечебным свойствам ива была мифологизирована и опоэтизирована в многочисленных культурах. У различных народов это дерево имело свои собственные культурно-мифологическое толкования, зачастую противоположные.

Ива (верба) в мифологии и народных традициях

Востока и Запада имеет не совсем одинаковые значения, хотя основные смысловые позиции в целом совпадают.

Древний Восток

прежде всего видел в этом дереве женское плодородное начало и знак природной силы. При этом многие восточные этносы ассоциировали иву со смертью и похоронами. Однако в этой антиномичности значений нет ничего необычного, ведь жизнь и смерть в любых верованиях идут рядом, порождают друг друга.


В шумеро-аккадской традиции и Вавилоне это дерево считалось заговоренным и связывалось с лунными божествами, которые покровительствуют женщинам, особенно роженицам. В древнем Аккаде иву видели Мировым Древом и ассоциировали с Зевсом-создателем. А в Вавилоне, где было множество плакучих ив (которые впоследствии стали так и называть: вавилонскими), их из-за красоты считали праздничными деревьями веселья, удачи и счастья и посвящали богу плодородия и пастухов Таммузу.

Древние китайцы считали иву прежде всего деревом весеннего расцвета природы и женского начала (Инь), в том числе сексуальности. Юную девушку в народной поэзии нередко сравнивают с ивой – знаком грациозности, очаровательной кротости и женственности. Во время весенних деревенских праздников китаянки вплетали в волосы ивовую веточку, чтобы добавить себе привлекательности для противоположного пола и одновременно – защититься от злых сил. Это дерево считалось также оберегом от демонов. Посохи из него государственным чиновникам, которые переводились по долгу службы в другую провинцию, дарили их друзья для защиты от недоброй энергии новых мест. А влюбленные перед разлукой обменивались магическими знаками из ветвей ивы. Они должны были защитить их любовь от коварной нечисти и сохранить силу чувства. Кроме того, ива считалась деревом богини покровительницы женщин, материнства, любви, красоты и милосердия Гуань-инь. Она изображается с ивовой веткой, которой окропляет мир вокруг себя живой водой. Эта вода дает миру силы, как и листья ивы, содержащие укрепляющее и взбадривающее вещество – танин. Отвар из них пили китайские крестьяне.

На Тибете тоже почитали иву как защитницу от злых духов. Ее ветки вешали перед входом в жилище и на стенах внутри него. В такой дом, по мнению людей, чаще заглядывали счастье, добро и удача. А омытые водой листья ивы, по убеждению тибетцев, могли очистить тело и карму. Лекари были убеждены, что с помощью ивовой древесины можно избежать слепоты и улучшить зрение, а листва может спасти от дизентерии, излечить ревматизм и зоб.

Японцы видели иву (особенно плакучую) олицетворением кротости и одновременно – терпения и упорства, так как даже сильная непогода не может сломать гибкие ветки этого дерева. Древняя японская мифология подчеркивала, что позвоночник самого первого человека был сделан из ивового прута, так что дерево это – родня людей, и к нему можно обратиться с просьбой о помощи.

Мать-Богиня бурятов , сотворившая Землю и поставившая ее на спину Кита, зародилась у корней Золотой Ивы – Мирового Древа, которое было до всего сущего.

У киргизов, таджиков, узбеков и некоторых других этносов Средней Азии ивовые посохи были атрибутами погребального обряда. Старейшины рода (а иногда и все его взрослые представители мужского пола) во время похорон шли на кладбище, опираясь на эти посохи и плача. После того, как могила была почти полностью закрыта, их забрасывали в боковую камеру захоронения, чтобы скорбь оставалась там. Иногда посохи втыкались в могилу, и считалось добрым знаком, если они со временем приживались и превращались в дерево.

Богиня покровительница женщин, материнства, любви, красоты и милосердия Гуань-инь.

Канзаши - украшения для волос, используемые в традиционных китайских и японских прическах, имитирующие цветущие растения, в том числе иву.

Японский сад. Гравюра.

Европейские мифологические системы

тоже придают образу ивы важные значения. Они связывают данное дерево с появлением человека, его защитой от сил тьмы и со смертью.


Скандинавская мифология рассказывает о том, что великие асы создали первых людей из дерева. Как-то боги гуляли по морскому побережью и нашли две колоды – ясеневую и ивовую. Из ясеня они сотворили Аска – мужчину, а из ивы Эмблу – женщину. Так ива и осталась у северных европейцев женским деревом, связанным с продолжением рода.

Древнегреческой Артемиде, богине луны, живительных сил природы и одновременно смерти, посвящали ивовые прутья. Они считались символами деторождения, которому покровительствовала Артемида. В Спарте же эти священные прутья использовали для особого жертвоприношения юношеской кровью. У главного храма богини будущих молодых воинов подвергали жестокому испытанию: порке розгами из ивы. Как бы ни хлестала кровь из растерзанных тел, юноши не должны были издавать ни одного жалобного звука. Некоторые из них даже молча умирали на жертвенных помостах, что было большой честью для их рода.

Эллины считали иву также деревом подземного мира и его богов. Плакучие ивы фигурировали при описании ландшафта царства теней: они росли по берегам рек Леты, Коцита, Стикса и Ахеронта. Один из жезлов бога Аида, по преданиям, был сделан из ивовой древесины, а супруга Аида Персефона иногда изображалась с пучком ивовых веток в руке. В ритуалах, посвященных богине лунного света и колдовства, владычице чудовищ Гекате также фигурировали ветви ивы. Магическое курение Гекаты, вызывавшее вещие видения и дающий благословение богини, в свой состав включает кору этого дерева. Очевидно, такую связь с миром мертвых плакучая ива получила из-за своих печально опущенных ветвей. Поэтому у греков оно стало деревом плача и скорби. Его, наряду с кипарисом, принято было высаживать у могил. А ивовые венки надевали на головы во время похорон в знак глубокого горя. Однако ива была в античном мире и деревом исцеления, так как ее очень любил бог врачевания Асклепий (Эскулап), который считал лекарство из коры ивы полезным при многих заболеваниях.

У славян ива (ветла, ракита и верба, так как их отождествляли друг с другом) почиталась с незапамятных времен. Она использовалась в многочисленных обрядах, в первую очередь связанных с приходом весны. Ива – первое дерево, которое пробуждается после холодов. Оно считалось священным растением солнечного Ярилы. Славяне верили, что это дерево обладает огромной силой, поэтому всегда охотно носили на теле амулеты, сплетенные из его ветвей. Народные целители были убеждены, что ива является проводником целительного волшебства. Больного лихорадкой, например, знахари опоясывали соломенным жгутом, который после при чтении нужных заклинаний повязывали на ствол молодой вербы. Так недуг переходил от человека к дереву. Белорусы же считали старые дуплистые вербы прибежищем нечистой силы. Другие славяне тоже утверждали, что в полнолуние на ветках ракит, растущих по берегам водоемов, может гнездиться всякая нечисть. Особенно любят на них кататься русалки. Но в праздник Коляды перевясла из ивовых ветвей становятся очистительными знаками этого солнечного бога земледельцев.

Эмбла - сотворенная богами из ивы женщина. Скандинавская мифология

Ива, ветла, ракита - символ Мирового Древа

Ива - славянский языческий символ водяной магии и нечисти.

Образ ивы в иудаизме и христианстве

во многом сохранил свои значения, особенно в народной культуре.


У представителей иудаизма это дерево считалось скорбным. В Библии описаны рыдания иудеев, изгнанных со своей земли. Они развесили на ветки плакучих вавилонских ив арфы и причитали о своей участи.

Христианское понимание ивы носит не менее символический характер. Прежде всего, данное растение ассоциируется с подвигом девственности (так как представлялось, что оно не способно давать вызревшие семена, то есть не оплодотворяется). Поэтому в средневековой Европе ива отождествлялась с монашеским выбором целомудрия. То, что данное дерево продолжает расти, даже если ветки его спиливают и обламывают, сделало возможным его сравнение с Христовым Евангелием. Оно распространяется среди разных народов, и суть его все также остается неизменной. То, что ива может без труда расти и размножаться почти в любых климатических условиях и ее нелегко уничтожить, делает ее символом вечного возрождения. Поэтому это дерево часто сажают на христианских кладбищах как знак надежды на вечную жизнь души.

На Руси праздничные богослужения, посвященные входу Иисуса в Иерусалим, не обходятся без освящения веток вербы. Они заменяют пальмовые за неимением последних, являются символами божьей славы и силы. Вербное воскресенье – один из самых светлых праздников Русской Православной Церкви. Освященные в этот день вербы, в народных представлениях, имеют большую силу и несут радость, бодрость и здоровье. Ими, например, принято легонько хлестать детей, чтобы они не болели и хорошо росли. Считается, что такая верба защищает от нечистой силы, излечивает многие болезни, делает обильным урожай и приплод скотины. Она может прекратить бурю и потушить пожар, защитить посевы от града, если в поле воткнуть крестик из вербовых веточек. На свадебных торжествах молодые прятали в своих венчальных нарядах освященную вербу, которая должна была уберечь их от дурного глаза и колдовства.

Древо Жизни. Большая Синагога. Будапешт

В БИБЛИИ ОПИСАНЫ РЫДАНИЯ ИУДЕЕВ, ИЗГНАННЫХ СО СВОЕЙ ЗЕМЛИ. ОНИ РАЗВЕСИЛИ НА ВЕТКИ ПЛАКУЧИХ ВАВИЛОНСКИХ ИВ АРФЫ И ПРИЧИТАЛИ О СВОЕЙ УЧАСТИ.

Символика ивы имеет древнюю историю развития

и связана со многими другими традиционными мифологическими и религиозными образами, о которых Вы можете прочитать на сайте компании "Данила-Мастер" . Там же расположен и обширный каталог моделей памятников из карельского габбро-диабаза.

Верба – распространенная обитательница русской земли и священное дерево христиан. Она давно стала символом весны и праздника Вербного воскресенья. Дерево означает приближение Пасхи.

Вербу давние предки наделяли магическими свойствами и связывали с ней свои надежды и молитвы. Верили, что она дарит здоровье. У вербы просили усмирить огонь и бурю, подарить ребенка и наделить красноречием. Первый раз в году скот выгоняли на пастбище после освящения ивой. Веточки вербы защищали дом от молнии и ограждали урожай от грызунов. Из прутиков вязали веники для бани и купали младенцев в отваре из побегов. Вербу активно используют в народной медицине.

Верба (Salix) на фото принадлежит к семейству ивовых. Еще ее называют ветла, ракита, плакучая или козья ива, молокита, белотал. Обладает необыкновенной жизненной силой и быстро приживается. Верба совершенно не требовательна к почве и месту произрастания. Встречается в оврагах, полях, вдоль дорог и по берегам водоемов. Плотную крону высокого дерева (25-30 м) формируют сильные ветви красно-бурого цвета с малой гибкостью. Молодое растение представляет собой кустарник. Побеги покрыты округлыми листьями. Цветет белая верба ранней весной белоснежными, продолговатыми почками с опушением.

История праздника

Вербное воскресенье – один из важных для христиан праздничный день. Он считается символом признания Иисуса Мессией. Атрибутом праздника стали вербовые ветви, которые освящают при богослужении, а потом украшают иконы и окна своего дома.

Праздник связан с торжественным въездом Иисуса Христа в Иерусалим. Это случилось вскоре как произошло знаменитое воскрешение Лазаря из Вифании. Весть об этом событии быстро распространилась по ближайшим селениям. Иисус появился в городе на осле, как вестник мира, вместе со свитой из апостолов. Иудейский народ признал Христа Мессией, который пришел, чтобы избавить их от рабства, греха и смерти. Весь путь Христа был усыпан пальмовыми ветвями и цветами, жители клали ему к ногам одежду.


В память об этом событии в православных храмах в Вербное воскресенье проводят освящение пальмовых ветвей, которые символизируют те, которыми встречали Христа. Для славянских народов их заменила белая верба, которая растет в их климате. Она первой распускается и дает побеги. От вербовых веток, применяемых в богослужении, и назвали праздник.

Традиции и обряды праздника

В Вербное воскресенье в православных соборах проходят праздничные богослужения с освящением вербных веток.

Празднование начинается накануне вечером, когда верующие приходят в церковь на всенощное бдение. В ходе богослужения священник читает псалом 50 и Евангелие. Прихожане держат свечи и вербовые веточки до окончания службы, когда вербу окропляют святой водой. Освящение вербы проходит и в воскресенье, при проведении Литургии Иоанна Златоуста.

Накануне праздника нужно заготовить веточки. Нужна белая верба деревьев, где нет сломанных и усохших веток, дупл и повреждений ствола. Ветви срезают с молодых деревьев. Для заготовки не рекомендуется использовать деревья вблизи водоемов и кладбищ. По поверьям, на них может быть нечисть.

По традиции в кругу семьи ветками хлещут детей и взрослых с приговором: «Не я бью, верба бьет!». Проведение ритуала способно защитить от сглаза и нечистой силы. Окропленной на праздник вербой также стегали молодоженов и молоденьких девушек, чтобы они родили больше здоровых ребятишек.

Освященные ветки размещают в углу возле икон и хранят до следующего праздника, считая, что они уберегут от напастей. Потом их сжигают или бросают в водоем, но ни в коем случае не выбрасывают и не топчут ногами.

Народные знахари в этот праздник отправляются на заготовку ивовых почек. Считается, что приготовленные настои способствуют сохранению мужской силы и зачатию ребенка у женщин.
Хозяйки хранят вербовые почки, чтобы добавлять их в пироги. Такая выпечка защитит домочадцев от различных болезней.

Девушки занимаются приворотами на будущих суженых. С этой целью они используют цыганскую магию. Нужно сломать с вербы несколько веточек и перевязать их красной ниткой. При этом загадывают на жениха и хранят связку под образами. Выбрасывать связку запрещено, потому что так можно поломать свою жизнь и юноши.

В отдельных областях существует давняя традиция проводить в воскресенье ярмарки и базары. На них устраиваются гулянья с развлечениями для детворы и взрослых, необычными угощениями. Народные мастера тоже участвуют. Торгуют ремесленническими товарами и херувимами, представляющими собой ветки вербы с украшением в виде фигурок ангелов.

Приметы и поверья

Праздник наделен мистической аурой. В этот день предсказывали урожай, проводили обряды на исцеление, привлечение удачи и благополучия. Вот некоторые из них:


Лечебные свойства

Лечебными свойствами наделены молодые побеги вербы и кора. В коре содержатся дубильные вещества, пектины, флавоноиды, аскорбиновая кислота и витамины, гликозиды, микроэлементы и салицин, действующий как антибиотик.

Верба оказывает обезболивающее и противовоспалительное действие, снимает жар и успокаивает нервы. Эффективно останавливает кровотечения. Она хорошее мочегонное и желчегонное средство. Дезинфицирует раны и ускоряет их заживление.

  • При простуде и головной боли
  • Как отхаркивающее средство при кашле
  • Для лечения подагры, остеохондроза и ревматизма
  • При диарее, дизентерии, желтухе и малярии
  • В случае возникновения аритмии и воспалений в ротовой полости
  • При воспалительных заболеваниях органов пищеварения и мочевого пузыря
  • Для лечения варикоза и борьбы с потливостью конечностей
  • Наружно используют при язвах и экземах

Кору снимают с деревьев старше 6 лет ранней весной. Пластины толщиной 1-4 мм измельчают, сушат на солнце до хрупкого состояния.


Народные рецепты

Для лечения каждого недуга применяется своя схема и рецепт приготовления зелья.


Применение вербы в косметологии

Полезные свойства вербы активно используются в домашней косметологии.

Снять воспаления и покраснения на коже, устранить мелкие морщинки помогает сок из вербовой коры. Свежую кору белой вербы измельчают, пропитывают им салфетку и накладывают на лицо на 10-15 минут.
Из отвара коры вербы и корневища лопуха готовят отвар для ополаскивания волос. Он способствует укреплению волос, удалению перхоти и зуда.

С помощью вербы еще выводят бородавки. Используют золу после сжигания нескольких веточек. Порошок смешивают с уксусом до кашицеобразного состояния и наносят на бородавки до их исчезновения.

Магические свойства

Положительная энергетика вербового дерева благоприятно влияет на организм человека. Контакт с вербой успокаивает нервную систему и расслабляет, проходит головная боль.

Наши предки ветки дерева наделяли магическими свойствами. После освящения в Вербное воскресенье их хранили в доме в качестве оберега, способного защитить дом и членов семьи от несчастий и болезней, злых духов и недобрых людей.


Противопоказания

У вербы существуют и противопоказания. Лечить вербой запрещается детей до 16 лет, беременных и кормящих женщин, лиц с индивидуальной непереносимостью.

Принимать ее нельзя при желудочных и кишечных язвах, высокой кислотности желудка.
Врачевание с помощью вербы противопоказано совмещать с приемом аспирина, антацидов, противопростудных препаратов, синтетических витаминов, слабительных средств.

Посмотрите также видео