Ударили по одной щеке подставь другую. Если тебя ударят по правой щеке…

Роман Маханьков

По количеству изданий Библия не может сравниться ни с одной книгой. Она переведена более чем на 240 языков и более чем на 700 диалектов. Но нет другой такой книги, которая содержит столько “непонятных” и “противоречащих” здравому смыслу мест.

Вот, к примеру, одно из писем, пришедших в редакцию «Фомы»:
«Здравствуйте. Меня зовут Павел. Я с ранней юности занимаюсь боксом, хотя сам по себе я очень мирный человек. Однажды в какой-то телевизионной передаче я услышал, что в Библии есть заповедь «подставлять другую щеку, если тебя ударили по одной» (извините, если не точно сказал). Сам я никогда не полезу в драку первым, но если ко мне пристанет вдруг на улице хулиган, неужели я (по христианскому долгу) должен буду вытерпеть все его удары, а потом попросить повторить это еще раз?! Неужели все христиане должны так поступать? Как понимать такую заповедь (если она, конечно, существует)?»

Если открыть любую незнакомую книгу на середине и прочитать один абзац, то он может вызвать не меньше недоумения. И для понимания его смысла придется прочесть, по меньшей мере, целую главу, а лучше – всю книгу. Так же и с Библией. Для того, чтобы понять или определить свое отношение к каким-либо словам Священного Писания, нужно представлять себе контекст, в котором они находятся: непосредственный, общебиблейский и даже культурно-исторический контекст той эпохи, когда эти слова были произнесены.

Заповеди «подставлять другую щеку» в Библии не существует, но такие слова действительно есть. Их произнес Иисус Христос в Нагорной проповеди. Полностью это место звучит так: «Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» ().

Из непосредственного контекста ясно, что главное здесь не призыв Христа «подставлять другую щеку», а установление Им некой новой заповеди («не противься злому») взамен старой («око за око»). Образы же удара по щеке, суда и принуждения служат лишь для ее разъяснения. Они олицетворяли конкретные формы проявления зла в отношениях между жителями Палестины того периода. А отвлеченно-философский образ «мирового зла» слушателям Христа был незнаком. Даже большинство религиозных учителей Израиля были далеки от греческой философии, а уж тем более простой народ, к которому Христос и обращался в Нагорной проповеди.

В библейской традиции удар по щеке – это метафорический образ тяжкого оскорбления или поражения человека. Кроме того, Христос не случайно сказал об ударе именно по правой щеке. Если такой удар наносил не левша, то он мог это сделать лишь тыльной стороной ладони. Именно такая пощечина расценивалась древними израильтянами как самый сильный способ нанесения оскорбления и бесчестия человеку. То есть, во-первых, речь здесь идет о непротивлении конкретному злу – личному оскорблению, а не злу вообще. И, во-вторых, совсем не обязательно это оскорбление может носить характер физического насилия.

Однако вопрос все же остается: как понимать слово «непротивление», тем более что оскорбление человека очень часто носит характер именно физического насилия? Получается, христианину надо быть пацифистом, нельзя сопротивляться побоям и принуждению, нельзя защищать себя и других людей?

Такое понимание заповеди о «непротивлении злому» не имеет никакого основания ни в Библии, ни в истории Церкви. У такого понимания «непротивления» нет ничего общего с любовью, о которой говорится в Библии буквально на каждой странице. Кроме того, в Священном Писании любовь всегда означает не столько эмоции, сколько дела. Тот, кто любит, проявляет свою любовь, делая человеку добро, относясь к нему с уважением. Поэтому нельзя видеть одну заповедь Христа и не замечать другую: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (). То есть пожертвовать своей жизнью, защищая другого человека, – это высшее выражение любви. Когда Самого Спасителя ударили по щеке во время допроса в доме иудейского первосвященника, то Его ответ тоже никак нельзя назвать непротивлением: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (). А евангельский эпизод, когда Христос берет в руки бич и выгоняет из храма торговцев, говорит сам за себя: при пацифистском понимании заповеди непротивления надо «вычеркивать» из Евангелия либо эпизод с разгоном храмовых торгашей, либо саму заповедь.

Но интересно, что на протяжении почти 1900 лет (до Л. Н. Толстого) все эти противоположности уживались в сознании христиан, и слова Спасителя «подставь другую щеку» не являлись предметом споров и недоумения. Это доказывает отнюдь не «отступничество» Церкви от Христа (как считал тот же Толстой), а то, что вопрос о физическом сопротивлении насилию не входит, и никогда не входил, в круг догматических основ христианства, то есть он не имеет принципиального значения для спасения, для преображения внутреннего мира человека и поэтому может решаться по-разному. Вообще, догматов в христианстве крайне мало, так же, как и собственно евангельских заповедей. И ни те, ни другие не регламентируют внешнее поведение человека.

Христианство говорит, что заповеди Христа – это лекарства, принимая которые человек может победить зло в самом себе. Потому что зло в библейском понимании – это не просто нарушение некоего Божьего декрета, а, прежде всего, болезнь и повреждение человеческой души. И любые проявления этой болезни: мстительность, злоба, агрессия между людьми есть всего лишь следствия этого внутреннего повреждения духовного мира человека. Поэтому основная цель христианства – спасение и обновление личности – предполагает борьбу с причиной всех зол (болезнью, повреждением души), а не с симптомами зла (внешней агрессией).

Ветхозаветные заповеди лечили только симптомы. Например, заповедь «око за око и зуб за зуб» на первый взгляд выглядит, как «закон кровной мести». Но это не так. Напротив, ее цель была ограничить возможность мщения. Если, например, человеку выбили зуб, то он в своем гневе не мог убить обидчика, а имел право только на адекватное возмездие. То есть проявление зла в отношениях между людьми останавливал закон извне – страх быть подвергнутым тому же. Чувство мести при этом не исчезало, а скрывалось до времени в глубинах сердца. Внутренний мир человека не менялся.

Заповедь Христа – «не противься злому» – предполагает борьбу с причиной болезни, потому что не противиться злому можно только одним способом – противопоставив ему добро, наполнив им свое сердце. Апостол Павел именно так и разъясняет слова своего Учителя: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (). А третьего не дано, потому что равнодушием победить зло невозможно.

Принципиальная позиция христианства состоит в том, что духовный мир не терпит пустоты. Душа человека не может находиться в «нирване», не может быть нейтральной (вспомните пословицу: «свято место пусто не бывает»). Если там нет добра, то царствует зло. Например, можно молча, стиснув зубы, вытерпеть оскорбление, но при этом, если искренне не простить обидчика, если не победить в себе чувство злобы на него, то внешнее спокойствие не будет стоить пред Богом и ломаного гроша, потому что духовное состояние, когда делаешь одно, а думаешь другое, называется лицемерием, а совсем не «непротивлением злому». Евангельские заповеди помогают человеку заглянуть внутрь себя и именно там, в глубинах собственного сердца вести самую настоящую борьбу со злом, в результате которой человек и становится христианином.

А внешние события часто разворачиваются так, что выбирать приходится не между добром и злом, а между «двух зол». И здесь, в этом внешнем выборе христианин поступит так же, как и всякий человек – постарается выбрать меньшее зло. Поэтому, сам по себе, силовой ответ обидчику не приближает и не удаляет от Бога. И, например, нос, сломанный в результате буквального исполнения заповеди “непротивления злому”, еще никого автоматически не сделал христианином, равно как и кулачная защита своего оскорбленного религиозного чувства не приближает к святости.

Этот пост появился благодаря некоторым записям и рассуждениям в моей ленте, оставленным комментариям, а также увиденной на просторах сети вот этой фотографии, на которой были запечатлены монахини с оружием. Италия - Рим, Ватикан, 1937.

Существовала «Ватиканская женская стрелковая команда», которая была распущена в феврале 1938 года, потому что Папа Пий XI не думал, что существование стрелковой команды продвинет благочестивый образ католической церкви.

И так. Надо ли подставлять другую щёку, если ударили по одной?

Толкований этой фразы много, но все они практически сводятся к тому, что не надо в ответ на агрессию злиться, обижаться. Некоторые же додумались до того, что отказываются брать в руки оружие, но! Не всегда удаётся остановить зло только словами или бездействием. А как известно безнаказанное зло порождает новое зло, благодаря чему оно только преумножается.

А знаете в чём беда большинства толкователей? От прямого восприятия текста. Человек просто буквально трактует сказанные слова почти 2000 лет назад с точки зрений современных понятий, без учёта традиций и обычаев, что когда-то существовали.

И так. Обратимся к первоисточнику. Евангелие от Матфея:
“Вы слышали, что сказано: “око за око и зуб за зуб”. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся”. Мф. 5.38-42.

Мало кто задумывается почему сказано 《кто ударит тебя в правую щеку твою》. Не думайте, что правая щека указана просто так. На это есть причины.

Представьте себе раба в древней Палестине, что стоит перед хозяином, который собирается его ударить. Он не может ударить раба левой рукой, так как та предназначена только для выполнения нечистых работ. Например подмыться после того, как сходил в туалет, это не прихоть, а предписание веры. Хозяину остаётся только ударить раба правой рукой. Кулаком или ладонью правой руки он не может ударить стоящего перед ним человека по правой щеке, потому что в таком случае ему пришлось бы вывернуть или как-то по-другому направить руку. Поэтому, желая ударить раба по правой щеке, он должен будет это сделать наоборот - внешней стороной ладони. Во времена Исуса удар внешней стороной ладони имел особый смысл. Этот жест использовали только люди, имеющие большую власть, желая унизить более слабых. Внешней стороной ладони хозяева били своих рабов, римляне - евреев, мужчины били жён, а родители - детей. Таким образом говорили: "Знай свое место... ты ниже меня".

Если, подчинившись словам Евангелия, повернёшь другую щеку, т.е.левую, тогда хозяин, обязанный бить только правой рукой, уже не сможет бить обратной стороной ладони. Желая ударить ещё раз, он должен будет ударить кулаком или ладонью, что одно и то-же. Однако на кулаках дрались только равные друг другу люди.

Теперь понятен смысл нашей фразы? И этот смысл вовсе не в смирении.)

В связи с этим вспоминается притча, которая известна в разных вариантах. Привожу здесь один из нескольких.

В храм заходит хамоватого вида молодой человек,
подходит к священнику, бьёт его по щеке и, ехидно улыбаясь, говорит:
- А что, отче, сказано ведь, ударили в правую щёку, подставь и левую.

Батюшка - бывший спецназовец - хуком слева отправляет наглеца в угол храма и кротко произносит:
- Сказано также, какой мерою меряете, такой и вам будет отмерено!

Испуганные прихожане:
- Что там происходит?

Дьякон важно:
- Евангелие толкуют.

Кроме того наши предки понимали и знали истинный смысл этой фразы. А как можно ещё объяснить вот эту пословицу? "Если тебя ударили по правой щеке - подставь левую, но не дай ударить "

Это означает, что не нужно злиться, а нужно дать просто отпор, сохраняя своё достоинство. Действительно, скачущий вокруг тебя человек, размахивая руками и изрыгая проклятия, т.к.ударить то он не может, смешон и нелеп и может сравниться только с назойливой мухой.

И последнее. В древности монахи действительно странствовали по миру вроде как безоружные, но... у них был в руках всегда посох, а сами они как правило владели тем или иным видом рукопашного боя. Вот так вот.)

Нашла на сайте tintuit.ru:

Ева:"В Библии, в Евангелии от Матфея (Мт 5:38-39) есть такие строки:
"Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.


А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую"


Из католической книги "Не спеши прощать":
"Почему Иисус подчеркивает именно правую щеку? Представьте себе, что вы - несчастный раб в древней Палестине, и стоите перед хозяином, который собирается вас ударить. Он не может вас ударить левой рукой, так как та предназначена только для выполнения нечистых работ. Ему остается только ударить вас правой. Кулаком или ладонью правой руки он не может ударить вас по правой щеке, потому что в таком случае ему пришлось бы вывернуть или как-то по-другому направить руку. Поэтому, желая вас ударить по правой щеке, он должен будет это сделать наоборот - внешней стороной ладони. Во времена Иисуса удар внешней стороной ладони имел особый смысл. Этот жест использовали только люди, имеющие бОльшую власть, желая унизить более слабых. Внешней стороной ладони хозяева били своих рабов, римляне - евреев, мужчины били жен, а родители - детей. Таким образом говорили: "Знай свое место... ты ниже меня".
Если, подчинившись словам Евангелия, повернешь другую щеку (левую), тогда хозяин, обязанный бить только правой рукой, уже не сможет бить обратной стороной ладони. Желая ударить еще раз, он должен будет ударить кулаком. Однако на кулаках дрались только равные друг другу люди. Поэтому, повернув другую щеку, ты вновь обретаешь достоинство и показываешь, что не дашь себя унижать. Одновременно ты побуждаешь хозяина не забывать о собственном истинном достоинстве и даешь ему понять, что свою жизнь он основывает на неверном представлении, что одни люди ниже других. И все это ты делаешь, не ударив в ответ, не применив насилие".


Добавление от Скифа:"А вот у древних славян - эта мудрость имеет продолжение...
"Если ударят по правой щеке, подставь левую, но - не дай ударить"!!! Что означает - если что-то произошло не обижайся, не осуждай. Не копи в своей душе ненависти, злобы-агрессии, недовольства, уныния, неверия и т.п.
Но при этом, делай же что-нибудь чтобы изменить ситуацию. Иначе, это может произойти снова и снова и снова....
И если активно не реагировать, то это будет - попустительством в безнаказанности, то есть являться - развращением... А если Вы кого-то развращаете, наносится вред уже его душе а не телу. А она как известно даётся нам Свыше. Поэтому и возрастает ответственность.
И конечно же, тут уже Вас благодарить не за что, а даже наоборот...
А вот если же - станешь злиться, негодовать, обижаться, унывать, осуждать и т.д.- у тебя просто не станет энергии. Начнёшь быстро терять жизненную энергию, она начнёт уходить из души. О чём наши предки, прекрасно были осведомлены...
Вот теперь Вы знаете - в чём суть мудрости.
Ну а выбор как быть, да как себя вести - за Вами...

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 12.10.2013. Чабрец спасёт от пьянства, но есть протовопоказани
  • 11.10.2013. Стихотворение Бальмонта
  • 03.10.2013. Если ударят по правой щеке, подставь левую, но - н

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Истинная сущность заповеди "не прелюбодействуй" развернуть
Очаровательное видела на каком-то православном форуме. Уже не помню, как меня туда занесло. Суть в том, что женщина задавала вопрос священнику. Мол, люблю женатого, сама замужем. Любим друг друга - умираем, но как же семьи?

И священник, разумеется:" Не творите греха! Не прелюбодействуйте!". О, да.

На самом деле, это печально. Мало кто задумывается над тем, как заповедь и пронизывающее весь Новый Завет понятие любви коррелируются с тем, что людей обрекают мучаться в неудачном браке. С другой стороны, если мы вспомним Константинопольский собор (частично о нем можно прочесть здесь), то нам станет ясно, что истинные постулаты, сформулированные Христом вполне возможно до нас и не дошли. Или дошли сильно искаженными. Понятное дело, надо было как-то приводить все к одному виду - но приводили-то люди, со своими понятиями, мировоззрением и тп. Кому интересно - почитайте апокрифическое евангелие от Марии. Там вообще ни слова о том, что есть евангелиях канонических.

Собственно, я к чему веду. К тому, что ту же заповедь "не прелюбодействуй" надобно читать не с точки зрения прошлой и нынешней морали и этики, а с точки зрения... закона сохранения человеческой энергетики и с точки зрения следования судьбе.

Попробую пояснить. Прелюбодействие в этом ракурсе - это разбрасывание своей энергии. Частая смена парнеров, голый, животный секс - все это те факторы, которые вычерпывают наш запас энергии. А энергия - это уровень нашего здоровья, продолжительность жизни, защищенность от невзгод. Соответственно, самый базовый фактор и базовое значение заповеди " не прелюбодействуй" - это не вступай в половые отношения или в очень близкие отношения, подразумевающие обмен эмоциями, чувствами, без чувства любви. Банально? Да, возможно. Но все гениальное вообще просто. Бывает так, что мы любим двоих людей. И встречаемся с двумя. Однако второй фактор заповеди - это фактор "не растрачивай себя". Надо сделать выбор. Пусть через 4 месяца, через 6 месяцев, но чем быстрее, тем лучше. Долгое время быть одновременно с двумя людьми (я не могу себе представить, чтобы кто-то аж в троих влюбился, но бывает, да) - это тоже самое прелюбодействие.

При этом я хочу пояснить. Под термином любовь я понимаю не желание. И не "ой, с ним такой секс хороший!" . И не "ну, мне без него скучно". А именно то состояние, когда ты понимаешь что вот, вот он твой человек, твоя половинка.

Итак, что делать с этим дальше? Дальше - забыть о всех условностях, вроде: встреча с женатым (с замужней) это прелюбодействие, а меня друзья-родные не поймут и тп. При соблюдении перечисленных выше факторов, все, что должно вас волновать - это чувство любви. Все остальные моменты на тему разбитых семей и отношений, на тему осуждения со стороны других, на тему разницы в возрасте, на тему брошенных женщин и мужчин, детей, беременности и тд, и тп - это все при условии, что речь идет об истинной любви, не прелюбодействие. Это вопросы свойственной вам морали. И как вы будете действовать в них - это уже совершенно другая тема.

Важно вот что: когда человек попадает в сложную ситуацию, социум диктует ему правила поведения и вешает на него ярлыки. Ярлык о прелюбодействии - это один из самых действенных. Реальность же такова, что ситуации бывают разные. То, что со стороны кажется вопиющим, изнутри может иметь совершенно другой вид. Но ярлыки не позволяют разбирать каждую ситуацию подробно - они клеятся оптом.

Итак, что делать, если вы попали в такую ситуацию, про которую кричат, что это - прелюбодеяние? В первую очередь послушать себя. Вы точно любите человека? Это для вас точно - мое, родное, жить вместе всю жизнь? Если вы ответили "да", - то это главное. Вторым шагом будет выбор (это в том случае, если речь идет о любовнице-любовнике). Первый человек, которому вы теперь изменяете, кто он для вас? Такое же родное? Такое же жить вместе? Если "да" - то выбор будет делать больнее. Если "нет" - то будьте честны, не ломайте первому человеку жизнь и уходите сразу. Жалость - это не оправдание, это отбирание у человека шанса встретить того, кто его действительно полюбит. Важно помнить то, что выбор сделать все равно надо.

А дальше... дальше приглядитесь к тому, ради кого вы все это затеяли. С его стороны это точно любовь? Если да - то вам обоим остается только понять, как вы будете вести себя с точки зрения свойственной вам морали в той или иной ситуации. Замещать любовь моралью - аморально, простите за каламбур. За любовь надо бороться. И иногда эта борьба выглядит очень некрасиво. Другое дело, что любовь в чистом виде - это одно. А наше с вами поведение в ситуации, когда мы за эту любовь боремся - это другое. А скукоживание и опускание рук под натиском криков " прелюбодеяние" - это уже третье.

Из всего вышесказанного надо сделать еще один важный вывод. Итак, вы - любите, умираете и точно знаете, что ваша любовь - истина. Если вы видете, что тот, кого вы любите, не может сказать того же самого про свое отношение к вам - уходите. Потому, что в этом случае, с его стороны включается именно принцип "прелюбодеяния". Не потакайте ему в этом, не давайте разрушать свою жизнь. Уходите, даже если это очень сложно

Не живите с человеком из чувства долга, жалости, из сострадания и тп. Это - самое главное прелюбодействие. Прелюбодействие по отношению к самому себе. Оно может казаться очень благородным (не бросил жену с ребенком, не ушла от обожающего меня мужа, остались вместе ради детей и тп), вам будут говорить, что вы молодец. На самом деле, если вы остались с нелюбимым человеком, тогда как у вас был шанс быть с любимым - вы отказались от своего счастья. Все остальное -моральный выбор, долг и так далее - это уже из другой области. Иногда нам важнее долг или одобрение общественности. Иногда мы жертвуем счастьем потому, что считаем, что лучше будем несчастны сами, чем сделаем несчастным кого-то другого.

И наоборот: не разрушайте то, что у вас есть, если любовь осталась, но к ней добавилась скука, рутина, привычка и тп. Не подменяйте любовь понятиями "хочу", "новенькое" "соблазнительно" "вместе приятно " и тп. Это-то и есть то самое прелюбодеяние, которое не принесет в итоге ничего, кроме мороки.

Лучше приглядитесь к парнеру хорошенько. И если любовь еще жива - сделайте все, чтобы ее сохранить

Опасное знание. Воспользоваться в чьих-то интересах и исказить смысл легко.