Динамометрический ключ как пользоваться шкалой. Как выбрать динамометрический ключ для автомобиля? Обзор всех моментов

Что будет, если недостаточно сильно затянуть, например, крепежные гайки у колес автомобиля или, наоборот, перетянуть их? В первом случае они быстро разболтаются, во втором - резьбу просто сорвет. Результат одинаковый - колесо слетит с оси.

Как же достичь высокой точности закрепления каждого болта, винта и гайки? Трудно ориентироваться на усилие, с которым рабочий фиксирует гайки. Во-первых, это будет примерное усилие, а во-вторых, как быть, если требуется их закручивать несколько десятков за смену? Выход есть - использовать прочный и точный динамометрический ключ, четко контролирующий усилие, с которым затягивается любое резьбовое соединение.

О принципах работы и видах этих ключей, а также о наиболее популярных моделях читайте далее.

Классификация динамометрических ключей и принцип работы

Прежде чем приступить к выбору динамометрического ключа, нужно узнать, какие они бывают. Это очень важно: каждый вид имеет свои особенности конструкции и работы, следовательно, свою сферу применения, в которой его использование даст максимальные результаты.

Ключи предельного (пружинного) типа. На тело ключа и вращающейся части нанесено по шкале. Сначала нужно отпустить стопорную гайку, потом, вращая рукоятку, сделать так, чтобы нулевая отметка на ней совпала с необходимой отметкой на шкале ключа. Таким образом, будет установлен нужный момент затяжки. Далее, чтобы прибавить значения на шкале рукояти к первому установленному значению, следует вращать рукоять по часовой стрелке до тех пор, пока оно не совпадет со следующим значением нулевой отметки. После этого можно зафиксировать стопорную гайку и затягивать крепеж. Нет необходимости следить за установленным значением усилия: при его достижении вы услышите щелчок, который скажет о том, что крепеж затянут с заданным значением.

Кому пригодятся такие ? Например, слесарям станций СТО, когда нужно затягивать большое количество гаек в смену, при этом высокая точность значения не играет большой роли. Погрешность составляет ± 4%.


Стрелочные ключи. Наиболее просты в устройстве и использовании. Состоят из корпуса, к которому крепится шкала, ручки, квадрата для торцевых головок и стрелки. Работать таким ключом несложно: во время затягивания корпус вместе со шкалой отклоняется, а стрелка остается на месте, показывая значение момента. Погрешность устройств довольно большая и составляет 6 - 8%, а не очень удобный корпус не дает возможности работать инструментом в труднодоступных местах. Однако несмотря на недостатки такие ключи очень удобны, когда процесс затягивания ответственных узлов нужно контролировать — вы видите, с какой силой закручивается гайка.

Цифровые ключи. Самый точный вид инструмента — погрешность составляет около 1%. Работа этим видом ключа строится следующим образом. На корпусе находится несколько кнопок: для включения устройства, выбора единицы измерения момента, установки нужного значения момента и его регулировки, зуммер для подачи сигнала. После установки всех параметров можно приступить к работе — во время закручивания на дисплее отображается текущее значение усилия. При достижении необходимого значения ключ издает звуковой сигнал.

Где использовать такие ключи? На станциях технического обслуживания для закручивания особо ответственных соединений, например, для закрепления литого легкосплавного диска, который даже при небольшом превышении усилия может треснуть. Цифровым ключом удобно пользоваться и на промышленных предприятиях по ремонту и обслуживанию станков, железнодорожного транспорта и т.д.

Особенности использования динамометрических ключей

Приобретая инструмент, хочется, чтобы он работал не только точно, но еще и долго. Для этого важно соблюдать следующие действия:

  • после выполнения работы всегда выставлять значение усилия на 0, иначе пружина растянется и ключ испортится;
  • не работать ключом как обычным инструментом для затягивания, иначе ему грозит очень быстрый износ — использовать его только на финальных стадиях затяжки крепежа;
  • нельзя использовать ключ, если нужное вам усилие затяжки превышает максимальное для данного инструмента;
  • запрещается подвергать ключ сильным ударам — это грозит скорым выходом из строя.

После использования обязательно нужно очищать инструмент чистой ветошью и периодически его смазывать. Чтобы ключ не терял точность работы, примерно раз в 1000 применений нужно его проверять.

Как выбрать динамометрический ключ?

От выбора инструмента по техническим характеристикам напрямую зависит качество выполняемой работы и его долговечность. Каковы главные параметры динамометрических ключей? Рассмотрим подробнее.

  • Максимальное усилие (момент силы) - измеряется в ньютон-метрах (Нм) и напрямую влияет на работу, которую можно контролировать с его помощью. В автосервис или мастерскую лучше приобрести несколько ключей с разным диапазоном усилия для выполнения любых операций, например, с диапазоном от 28 до 200 Нм и с диапазоном усилия от 100 до 700 Нм.
  • Квадрат - указывается в дюймах. Перед покупкой динамометрического ключа определитесь с тем, гайки какого размера вы будете чаще всего закручивать, и приобретайте инструмент с соответствующим размером квадрата. Чтобы вы могли сориентироваться, приведем таблицу соответствия усилия и размера квадрата, где 10 Нм - это примерно 1 кг/м.
Усилие, Нм Квадрат, дюймы (")
От 5 до 25 1/4
От 19 до 110 3/8
От 42 до 210 1/2
От 70 до 350 1/2
От 80 до 400 3/4
От 100 до 700 3/3
От 140 до 2000 1

Совет. При выборе усилия, с которым будете затягивать ключ, ориентируйтесь таким образом: нужное вам значение должно находиться примерно в середине диапазона значений усилий самого ключа.

  • Вес и длина - влияют на степень удобства работы с ключом.

Итак, пригодится не только профессиональным работникам автомастерских и СТО для проверки усилия затягивания, но и автомобилистам-любителям. Приобретая инструмент, вы получаете:

  • возможность затягивать гайки с усилием от 15 до 980 Нм;
  • возможность работать с разными посадочными квадратами под головку - от 1/2 до 3/8 дюйма;
  • уверенность в прочности полученной конструкции.

Поскольку никогда не сталкивались с таким инструментом. Зачем же нужны подобные приборы? В каких работах они применяются? Давайте постараемся ответить на представленные вопросы.

Стрелочные ключи

Наиболее дешевая модификация динамометрического инструмента. Обладает незначительной погрешностью при настройке порядка 6-8 %.

Вопросом о том, как пользоваться стрелочным динамометрическим ключом, задаются немногие слесари и автомобилисты, поскольку подобные модели отличаются особой простотой конструкции. В процессе эксплуатации шкала инструмента смещается при затяжке, а стрелка остается на месте. Именно по этим конструктивным элементам ориентируется пользователь при настройке.

Щелчковые ключи


Более дорогостоящий вариант по сравнению с предыдущим. Но в то же время имеет меньшую погрешность на уровне до 4 %.

Разобраться, как пользоваться динамометрическим ключом щелчкового типа, не так уж сложно. Необходимо лишь постичь азы обращения с инструментом на практике. Конструктивно такой прибор напоминает обыкновенную трещотку и содержит 2 шкалы, согласно которым и ориентируются мастера, определяя нужное усилие.

Недостаток щелковых ключей заключается в ограниченности диапазона возможной затяжки. Различные модели отличаются размером и характером посадочных квадратов. Встречаются ключи с возможностью изменения масштаба просвета.

Ключи с цифровой индексацией

К данной категории относятся высокоточные приборы с погрешностью в 1-2 %, что сказывается на достаточно высокой цене инструмента. Обычно применяются частными профессиональными мастерами по обслуживанию автомобилей, персоналом СТО.

Как правильно пользоваться динамометрическим ключом с индексацией? В ходе выполнения работ достаточно ориентироваться по звуковым и световым указателям, которые позволяют определить достаточный порог прикладываемого усилия.

Особенности эксплуатации


Как использовать динамометрический ключ? Как пользоваться шкалой? Подобными вопросами задаются многие начинающие слесари, которые сталкиваются с необходимостью применения инструмента.

На самом деле определиться с допустимым диапазоном потуг можно на глаз. Как правило, инструмент с длиной рычага порядка 50 см рассчитан на затяжку гаек при усилии не более 100 Нм. Этого оказывается вполне достаточно для выполнения большинства работ в автомастерских.

Как пользоваться динамометрическим ключом с рукояткой длиной в 70 см и более? Такой инструмент способен уже выдерживать усилие на уровне до 350 Нм. Чтобы в точности определиться с нужными параметрами, в данном случае стоит воспользоваться специальными рекомендациями, которые содержатся в прилагающейся инструкции.

В целом же эксплуатация инструмента заключается в следующем. При необходимости выдержки определенных усилий, в ходе завинчивания болтов или гаек следует заблаговременно настроить шкалу прибора на нужную величину. Реализуется задача благодаря наличию специального механизма, который расположен у самой рукоятки рычага либо рядом с ней.

В зависимости от модификации ключа пользователю приходится перемещать шкалу до достижения необходимого показателя или накручивать счетчик. Ориентировка по электронным указателям в случае эксплуатации прибора с цифровой индексацией значительно облегчает определение необходимых усилий.

После применения, измерительную часть инструмента следует переместить в нулевое, исходное положение. Несоблюдение данного правила может привести к некорректной работе любого прибора в результате расслабления пружины.

В итоге

Исходя из вышесказанного, стоит отметить, что оптимальным вариантом для отечественного пользователя способен стать щелчковый ключ. Благодаря умеренным погрешностям, он идеально подходит не только для персонала СТО, но также обычных автолюбителей. Естественно, использовать ключи с цифровой индексацией проще. Однако такой дорогостоящий инструмент приходится по карману далеко не каждому.

Что касается вопроса, как пользоваться динамометрическим ключом, то для этого достаточно лишь научиться правильно настраивать шкалу прибора, заранее ослабляя стоп-гайку, после чего планомерно вращать рукоятку до момента, пока инструмент не покажет допустимую норму.

Мы писали, как сделать некое подобие такого средства своими руками. Самоделка, конечно, но перетяжек в экстренных случаях избежать поможет. Проблема, оказывается, не в этом. Порой, даже имея фирменный инструмент, ломает голову: как же работает эта хитрая штуковина? Как пользоваться динамометрическим ключом?

Вопрос особенно актуален, если инструкции не было изначально. Попробуем на него ответить, частично даже в режиме видео формата.

Начнем с того, что фирменные динамометрические ключи можно разделить на 3 группы.

Стрелочные.

Самая дешевая и обладающая наибольшей погрешностью (от 6 до 8%) разновидность. Упрощенно говоря — шкала (смещаемая при затяжке) и стрелка, остающаяся на месте. Более продвинутая версия — индикаторного типа.

Щелчковые (предельные).

По цене чуть дороже, но и погрешность имеют меньшую (порядка 4%). Минус в том, что такой ключик ограничен производителем в диапазоне затяжки, кроме того, разные ключи имеют различные посадочные квадраты и размеры. Встречаются модификации с масштабированным окном.

С цифровой индикацией.

Прибор дорогой, но точный (погрешность — до 1%). Обычно используется на СТО и спец. сервисах.

Самая распространенная в обиходе категория – щелчковые. Пользоваться такими динамометрическими ключами не так уж и сложно, нужно просто знать азы. Внешне щелчковый ключ смахивает на обыкновенную трещотку, но имеет, как правило, 2 шкалы, по которым и определяется усилие.

Как практически закрутить гайку с нужным усилием, допустим, в 100 Nm? Приобретаем ключик с самым распространенным диапазоном 40-210 Nm. Скользящую рукоятку вкручиваем по неподвижной шкале до цифры 98, далее докручиваем до цифры 2 на дополнительной (второй шкалке). В сумме эти действия дадут искомое усилие затяжки в 100 Nm. Далее ставим нужную торцевую головку, закручиваем до появления характерного щелчка. Все, на этом нужно остановиться, в противном случае получим перетяжку. Ту же операцию производим с остальными гайками. Как видим, использовать динамометрический ключ довольно легко.

Важно помнить.

  • После работы нужно сбросить значение крутящего момента до минимального.
  • Очистка динамометрического ключа допускается лишь протиркой, без применения очистителей, могущих повредить смазку.
  • Нельзя работать на экстремальных значениях (выше самого верхнего деления и ниже самого нижнего).

Теперь бы неплохо воочию увидеть работу подобного технического устройства? Познакомиться, так сказать, поближе.

Видео: как пользоваться динамометрическим ключом

Стрелочный (торсионный) тип:


Как работать с ключами щелчкового (пружинного) типа:


Наконец, видео о работе инструмента электронного вида:

Teor21

Несмотря на то, что ремонт и техобслуживание современных легковых автомобилей рассчитано в основном на сервисные центры и специализированные автомастерские, где имеется все необходимое оборудование, многие автовладельцы, имеющие определенные слесарные навыки, предпочитают выполнять ремонтно-технические работы своими руками. При этом даже ремонт шатунно-поршневой группы, с заменой вкладышей, поршней и гильз цилиндра - для них не проблема. Многие из этих операций требуют применения специализированного инструмента, в частности динамометрического ключа, позволяющего обеспечить затяжку резьбовых соединений с нужным моментом.

Сегодня выпускается различный по конструкции, характеристикам и комплектации инструмент, поэтому сразу ответить на вопрос, какой для автомобиля лучше, довольно затруднительно. Решение зависит от марки автомобиля, номенклатуры предполагаемых работ, навыков и предпочтений самого автовладельца. Для того чтобы определить какой динамометрический ключ выбрать, рассмотрим имеющиеся в свободной продаже варианты.

Разновидности динамометрических ключей

Стрелочные динамометрические ключи достаточно просты по своей конструкции и относятся к категории дешевого инструмента. Однако они имеют низкую точность показаний усилия затяжки, а их надежность желает оставлять лучшего. Показатели индикатора могут отличаться на ±10% от реального усилия затяжки, а максимальный крутящий момент, с которым этим инструментом можно затянуть резьбовое соединение у автомобильных ключей не превышает 280 ньютон-метров. Кроме того, визуализация показаний по стрелочной шкале сама по себе допускает определенную погрешность. Большинство профессиональных автослесарей пренебрежительно относятся к стрелочным ключам, считая их применение в авторемонте чем-то сродни кувалде, которой чинят микроскоп.

Щелчковый динамометрический ключ на профессиональном сленге автослесарей называется «трещоткой». Принцип обеспечения требуемого усилия затяжки достаточно прост. Конструкция ключа включает муфту предельного момента, которая срабатывает, при превышении . Сегодня выпускается широкая ассортиментная гамма этого инструмента, и в зависимости от выполняемой операции автовладелец может подобрать себе ключ с моментом срабатывания 40-360 ньютон-метров. Погрешность бытовых (любительских) ключей не превышает 5%, а профессиональный инструмент имеет точность, не превышающую 3% отклонения. Однако стоимость последней категории «трещоток» несколько выше. Кроме того, щелчковые динамометрические ключи следует отнести к специализированному инструменту, или к ключам предельной затяжки, предназначенному для выполнения определенных операций.

Электронные ключи имеют цифровую шкалу и расширенный функционал. Образцы со звуковой сигнализацией оповещают о достижении момента затяжки нужного значения. Цифровая шкала позволяет контролировать параметры крутящего момента в пределах 20-250 ньютон-метров, обеспечивая погрешность измерения, не превышающую 1%. Стоимость этой достаточно высока и пока электронные динамометрические ключи в основном применяются в специализированных станциях техобслуживания и сервисных центрах.

Наиболее популярные модели

Любой автомобилист, приобретая инструмент для ремонта и эксплуатации своего автомобиля стремится выбрать оптимальный динамометрический ключ. Однако ответить на вопрос, какой динамометрический ключ лучше для автомобиля, без рассмотрения имеющихся на рынке предложений невозможно.


Динамометрические ключи Force выпускаются компанией «Shyang Yun Hardware Co., Ltd». (Тайвань). Ключи относятся к «трещоткам», есть модели для затяжки резьбовых соединений моментом в 350 ньютон-метров. Достоинства Force:

  • высокая точность срабатывания, погрешность которой не превышает 3%;
  • наличие переключающегося храпового механизма, позволяющего проводить затяжку «правой» и «левой» резьбы;
  • удобную эргономичную рукоятку, рассчитанную на обеспечения нужного момента затяжки.

Ключи KABO (производитель «KABO Tool Company», Тайвань) относятся к категории с регулируемым усилием затяжки. Ключи являются идеальным решением не только для автолюбителей, но и могут использоваться для оснащения небольшой авторемонтной мастерской. Плюсами «KABO» считаются:

  • возможность предварительной регулировки усилия затяжки;
  • жидкокристаллический, высококонтрастный дисплей;
  • цветовая индикация (в некоторых моделях звуковая) достижения и превышения установленного усилия затяжки;
  • широкий диапазон установки предельного момента от 30 до 340 ньютон-метров.


Динамометрический ключ Мастак относится к категории «трещоток». Однако благодаря возможности совместного использования с цифровым адаптером «KingTony 34*07A» он легко превращается в инструмент с регулируемым моментом затяжки. Особенностями ключей «Мастак» можно считать:

  • достаточно адекватная цена;
  • рабочий диапазон усилий 42-210 ньютон-метров;
  • погрешность контроля момента затяжки (зависит от его величины) находится в пределах 3%-10%;
  • наличие длинной (470 миллиметров) эргономичной рукоятки.

Выводы

Конечно каждый автовладелец сам должен определить, какой выбрать и нужен ли он вообще для конкретных условий использования транспортного средства. Кроме того, профессиональное использование ключей требует наличия множества дополнительных аксессуаров: головок, переходников, карданных муфт, адаптеров. Удовольствие иметь полнокомплектный набор динамометрического инструмента обойдется автовладельцу в приличную сумму. Однако для малого бизнеса по ремонту транспортных средств без него обойтись невозможно.

Прежде, чем покупать, нужно хорошо знать, как выбрать динамометрический ключ для автомобиля. Вещь для автомобилиста весьма нужная, пригодится даже тем, кто не слишком любит повозиться с колесами и другими деталями своей машины.

В конце концов, если вы разорились на хорошую обувку для своего авто и поменяли , будет весьма обидно потерять их при слишком энергичном закручивании гаек на колесах (например, при постановке колес при помощи не регулируемого пистолета в каком-нибудь шиномонтаже). А если не дозировать усилия, именно это и произойдет: литье лопается от излишне усердной затяжки. А при недостаточной закрутке, наоборот, тоже возникает возможность потерять болт или само колесо при езде.

Не стоит забывать и об удобстве пользования подобным инструментом (уже только поэтому его можно приобрести в комплект, перевозимый в багажнике). А поскольку покупается он для довольно необходимых работ, очень важным становится точность измерений, предоставляемых им.

Как выбрать динамометрический ключ для автомобиля человеку, который еще ни разу им не пользовался и не знает, на что ориентироваться? Внимательно вникнуть в описание разновидностей таких ключей и решить, чем он готов пожертвовать: большей суммой из загашника или точностью данных, от которых зависит долголетие его машины.



Типы динамометрических ключей


В зависимости от того, какие цели вы преследуете покупкой такого ключа и насколько часто предполагаете им пользоваться, выбирайте из трех разновидностей.
  • Стрелочный . Самый простой, самый дешевый – и самый ненадежный. Данные, показываемые им, могут отличаться от реальных аж на 10%. Максимум, который выжимает такой ключ – 280 Нм. Результат определяется на глаз, который, как известно, всегда может подвести. Для несложных и не требующих высокой точности работ вполне годится, хотя специалисты его и инструментом не считают – так, что-то вроде кувалды, которая в теории тоже инструмент;
  • Щелчковый , называемый автомобилистами трещоткой. Наиболее популярен среди владельцев машин и вполне признаваем автомеханиками. Погрешность может достигать 5%, что для домашне-гаражного использования вполне ничего. Диапазон регистрируемых усилий – от 40 до 360 Нм. Есть трещотки и для автослесарного, профессионального применения; у них погрешность – максимум 3%, но и стоимость будет куда выше, чем варианты любительские, которые будут попроще;
  • Электронный . Снабжен цифровой шкалой, световой и звуковой индикацией усилий. Диапазон измерений 20-350 Нм при погрешности меньше 1%. Закупаются такие ключи преимущественно СТО, сервисами и заводами. Стоит на порядок дороже трещотки, даже пригодной профессионалам.
Если вы довольно часто копаетесь в своем авто, стоит обратить внимание именно на щелчковый вариант. В зависимости от комплектации и производителя его стоимость начинается с 1600 рублей, что вполне по средствам. Однако учтите, что и среди трещоток есть свои вариации, которые нужно учитывать при выборе.



На что обращаем внимание?


Самые дешевые ключи-динамометры – с несъемной трещоткой. Учитывая, что в автомобили болты с гайками бывают разного размера, неразборной ключ помощником оказывается не всегда. Таких ключей придется брать трех размеров. Так что более выгодной покупкой будет динамометрический ключ со съемными наконечниками. По большей части они продаются комплектом, учитывающим все потребности; но некоторые производители предлагают возможность произвольной комплектации, так что можно будет несколько подсократить расходы за счет насадок, которые вы сочтете ненужными.

Большинство динамометрических ключей предполагают их использование только на затяжку. Однако в случае каких-то процедур с гайками это не всегда то, чего вам хочется. Если вероятна возня с гайками с обратной резьбой, придется раскошелиться на ключ, работающий в разных позициях. Его использование предполагает 3 режима: фиксированный, затяжки и откручивания. Конечно, это уже будет отнюдь не бюджетный вариант. Найти что-то в этом духе меньше, чем за 3-3,5 тысячи рублей проблематично.



Учимся правильно с ним работать


Перед тем, как приступить к запланированным работам, на трещотке (как и на любом другом динамометрическом ключе, если вы выбрали альтернативный вариант) выставляется усилие, с которым надо воздействовать на гайку или болт. Для этого ручка откручивается до нужного значения. Когда оно будет достигнуто, раздастся характерный щелчок, за который этот вид ключа и получил свое название, как официальное, так и народное. Любопытные иногда интересуются: а что будет, если после достижения заказанного усилия продолжить нажим?

Ключ-динамометр будет работать примитивным воротком, издавая предупредительные щелчки, а вы сорвете гайку или повредите деталь. При этом сам ключ потеряет свою функциональность гораздо раньше, чем это запланировано производителем.

О чем еще не стоит забывать , так это о возврате ключа в исходное состояния после окончания работ. Внутри него находится пружина, которая и отмеряет величину усилия. Если она будет постоянно находиться в сжатом состоянии, усталость металла настигнет ее довольно быстро. В результате погрешность начнет быстро расти.

Основные положения того, как выбрать динамометрический ключ для автомобиля, вы наверняка уже уяснили. Осталось выбрать производителя и съездить в магазин.