Создание "негласного комитета". Состав и основные направления деятельности негласного комитета

Ещё о

Перестройка без гласности / Негласный комитет Александра I
Созданный Александром I Негласный комитет дал российской истории прекрасный пример «реформ без реформ»

Александр I , оказавшийся на престоле в результате переворота, сразу же столкнулся с «кадровым голодом»: в его окружении почти не было талантливых придворных, которые помогли бы ему освоиться с управлением столь огромной державой. Ещё об


«Портрет императора Александра I». Картина неизвестного автора, 1811–1812 гг.


Некоторые из прежних царедворцев (в первую очередь Петр Пален и Никита Панин) дискредитировали себя участием в заговоре против Павла - и хотя они были оставлены на службе и даже увенчали себя новыми успехами, государь не мог привлекать их к тем инициативам, которые считал особенно значимыми.
Что касается опытных вельмож екатерининских времен, то они были отстранены от управления еще его отцом и к тому же находились в весьма преклонных летах. Новый царь остро нуждался в помощниках, которые разделяли бы его либеральные взгляды и были бы столь же нацелены на реформирование страны.

Обещая в манифесте по случаю своего восшествия на престол управлять страной «по законам и по сердцу бабки своей - Екатерины Великой», Александр стремился сгладить остроту противоборства различных группировок внутри правящей элиты. Государь доказал серьезность своих намерений, вернув из ссылки и освободив из тюрем многих заключенных (в том числе А.Н. Радищева, А.П. Ермолова и др.). Уволил он и наиболее одиозных временщиков предыдущего правителя: государственного прокурора Обольянинова, шталмейстера Кутайсова и московского обер-полицмейстера Эртеля. Уничтожил государь и Тайную экспедицию - орган при Сенате, занимавшийся политическим сыском. Тайная экспедиция была учреждена еще Екатериной - она, например, занималась делами участников Пугачевского бунта; однако именно при Павле этот орган превратился в беспощадную и зачастую нелогичную машину расправы над чиновниками и офицерами, заподозренными в нелояльности.

Александр вернул на службу всех, кто был уволен с нее без суда (таких оказалось около 15 тыс. человек), и в манифесте об упразднении Тайной экспедиции провозгласил, что отныне положен «надежный оплот злоупотреблению» и что «в благоустроенном государстве все поступления должны быть объемлемы, судимы и наказуемы общею силою закона». Были восстановлены жалованные грамоты городам и дворянству - в частности, дворяне были вновь освобождены от телесных наказаний, введенных Павлом. Эти меры первых недель царствования Александра, казалось, вернули мир в государстве. Однако царь понимал, что требуются куда более радикальные реформы.

Страна победившего феодализма

Внутреннее состояние России было на первый взгляд вполне благоприятным, и менее дальновидный монарх, вероятно, действительно удовольствовался бы правлением в духе Екатерины Великой, не ища перемен. Основу экономического развития страны составляло сельское хозяйство, которое получило мощный импульс благодаря территориальным приобретениям Екатерины Великой: благодаря безопасности внешних границ, достигнутой при императрице, огромные черноземные пространства на юге и юго-западе империи усиленно колонизировались помещиками и крестьянами. Именно при Екатерине Россия превратилась в одну из главных житниц Европы: всего за 15 лет, к 1779 году, вывоз пшеницы из главных портов страны вырос более чем в девять раз.

Вместе с тем сельское хозяйство оставалось феодальным и архаичным. К началу XIX века крепостное право достигло апогея: 55% крестьян принадлежали помещикам и были в правовом плане совершенно бесправными: господа могли продавать их поодиночке и семьями, дарить, приписывать к заводам и фабрикам, а также наказывать, не сверяясь ни с какими законами, - бить плетьми и батогами даже при отсутствии на них какой-либо настоящей вины. Наказание, к которому Сенат и Екатерина Великая приговорили печально известную Салтычиху - помещицу Дарью Салтыкову, было случаем исключительным: впервые правящий класс вынужден был прислушаться к общественному мнению и заточить в монастырской тюрьме столбовую дворянку из старинного рода, прославившуюся зверствами в отношении крестьян. Арест Салтычихи был данью новой эпохе - императрица, состоявшая в переписке с Вольтером и Дидро, стремилась показать, что понятие законности распространяется на всех подданных без исключения. Однако в действительности процесс такого рода был единичным фактом: прочие дворяне могли не бояться, что государство займется ущемлением их прав по отношению к принадлежавшей им «собственности».



«Салтычиха». Художник П. Курдюмов, 1911 год


Крепостное право было аморальным: в таком виде, как в России, в европейских странах оно уже не существовало, несмотря на то что в некоторых государствах, таких, как Австрия, крестьянские повинности были отменены лишь к середине XIX столетия. Однако у него был и другой минус: крепостничество консервировало устаревшие формы эксплуатации крестьян, мешая развитию экономики в целом. Помещики по-прежнему стремились увеличить доходы, уменьшая крестьянские наделы и расширяя барскую запашку, повышая оброк и усиливая барщину. Это вело еще к одному опасному для государства последствию - обострению отношений между помещиками и крестьянами, которое при Екатерине привело к настоящей крестьянской войне. Волнения помещичьих крестьян в России были частыми - лишь за первое десятилетие XIX века их произошло около 80, и правительство порой вынуждено было бросать на их подавление армейские части. Нуждалось в реформе и управление - при Екатерине, сократившей число коллегий, возникла управленческая неразбериха: так, даже во время волнений и крупных бедствий было непонятно, какая коллегия занимается изучением ситуации и выработкой мер к ее исправлению.

Главным же поводом для тревоги служили даже не перечисленные выше проблемы. Если в эпоху Екатерины дворянство могло наслаждаться прелестями «просвещенного абсолютизма», то царствование Павла показало, насколько опасным может быть самодержавие даже для того сословия, которое всегда рассматривалось как опора трона. Вот почему Александр всерьез задумывался об ограничении самодержавия. Опереться в этих планах он мог только на ближайших друзей.

Благие намерения

Вскоре по восшествии на престол Александр поделился своими планами с другом детства - Павлом Строгановым. В юности Строганов побывал в революционной Франции и даже состоял в близком к якобинцам «Клубе друзей закона». Строганов, впрочем, нашел мысль об ограничении самодержавия несвоевременной, предложив прежде провести реформу администрации. Для того чтобы разработать конкретные меры, он предложил царю создать особый Негласный (тайный) комитет. Александр с идеей согласился и назначил в состав комитета самого Строганова, а также других хорошо знакомых ему дворян - Николая Новосильцева, Адама Чарторыйского и Виктора Кочубея. На первом же заседании комитет сформулировал основные задачи: изучить положение дел в стране, реформировать правительственный механизм и выработать конституцию, которая бы стала основанием для работы ряда независимых государственных учреждений.


Портрет графа П.А. Строганова. Художник Ж.-Л. Монье, 1808 год


Александр видел первоочередные задачи несколько иначе, чем члены Негласного комитета. Прежде всего он желал даровать народу некую хартию вроде французской Декларации прав человека и гражданина, чтобы сразу объявить о своих намерениях. Кроме того, он собирался преобразовать Сенат, с тем чтобы превратить этот правительственный орган в гарант соблюдения гражданских прав. Любопытно, что этот проект поддержали не только молодые друзья царя, но и многие государственные деятели, находившиеся в летах, - уж слишком сильно натерпелись при прежнем государе. Бывший фаворит Екатерины князь Платон Зубов даже представил царю собственный проект о превращении Сената в независимый законодательный корпус. Проект, правда, был отвергнут Негласным комитетом, поскольку не имел ничего общего с подлинно республиканским институтом: Зубов предполагал, что Сенат будет состоять лишь из крупных чиновников и представителей высшего дворянства.

Еще один интересный проект, переданный в комитет Александром и касающийся внутренних преобразований, был составлен графом Александром Воронцовым и представлял собой «жалованную грамоту народу» - по аналогии с жалованными грамотами Екатерины городам и дворянству. Необычайно смелый проект давал людям низшего сословия гарантии личной неприкосновенности - их нельзя было заключить в тюрьму и подвергнуть любым наказаниям, кроме как по закону. Помимо этого, Воронцов предлагал дать крестьянам право обладать недвижимой собственностью. Рассмотрев проект, члены негласного комитета усомнились в том, что народ действительно можно наделить правами, предусмотренными в «грамоте», при данном состоянии страны - как бы не пришлось их отнимать обратно.

Крестьянский вопрос был одним из первых, которым озаботился комитет. Зубов в своем проекте предлагал начать с запрета владеть дворовыми: государство должно было выкупить их у помещиков. Однако Новосильцев справедливо указал царю, что в казне не хватит денег, чтобы выкупить дворовых. Кроме того, эта армия освобожденных дворовых, не являвшихся настоящими крестьянами и не имевших земли, превратилась бы в дестабилизирующий фактор. В еще одном проекте по крестьянскому вопросу, поданном адмиралом Николаем Мордвиновым, предлагалось разрешить владеть недвижимостью купцам, мещанам и казенным крестьянам. Мордвинов предлагал ограничить монархию с помощью дворянства - продать большую часть казенных земель дворянам, обеспечив, таким образом, усиление этого сословия и его способность в случае необходимости противостоять царю, который вздумает править не по законам. Мордвинов не считал возможным отменять крепостное право «сверху» и стремился создать в сфере сельского хозяйства рынок наемной рабочей силы, который бы сделал труд крепостных попросту невыгодным.

Фактически Негласный комитет ограничился лишь одним из предложений Мордвинова - признал за третьим сословием право покупать землю. Несмотря на то что члены Негласного комитета горячо ненавидели крепостное право и считали, что его требуется скорее отменить, никто из них не предложил проект его отмены, который Александр счел бы своевременным. В результате вопрос был отложен в долгий ящик - как оказалось, на целых 60 лет.


«Негласный комитет». Художник Олег Леонов


Негласный - и бесполезный

Намного больше удалось Негласному комитету в вопросах реформирования системы управления. Вслед за предпринятым самим Александром учреждением Непременного совета - органа, который занимался бы обсуждением государственных дел и постановлений, - были преобразованы петровские коллегии. В феврале 1802 года Чарторыйский представил доклад, где была предложена система разделения властей: предлагалось строго поделить компетенции высших органов управления, надзора, суда и законодательства, точно описав роль каждого из них. После обсуждения доклада и изучения других проектов и предложений в сентябре того же года был обнародован манифест, по которому коллегии были преобразованы в восемь министерств - иностранных дел, военное и морское, соответствовавшие прежним коллегиям, а также совершенно новые министерства: внутренних дел, финансов, народного просвещения, юстиции и коммерции. В отличие от коллегий, каждое из министерств управлялось одним человеком - министром: это делало управление новыми органами более оперативным, компетентным и ответственным.

После обсуждения в Негласном комитете был издан именной указ о правах и обязанностях Сената. Идея Зубова о преобразовании Сената в законодательное учреждение была отвергнута. Вместо этого Сенат стал верховным органом государственного надзора над администрацией и одновременно высшей судебной инстанцией. Он же фактически играл роль и правительства: так, перед ним были ответственны все министерства. Указы Сената должны были исполняться всеми, как и указы государя. Лишь государь имел право вмешиваться в работу Сената; даже в том случае, если генерал-прокурор обнаруживал какие-то нарушения в работе Сената, он мог лишь доложить о них государю, причем за несправедливые жалобы на Сенат государю виновные должны были подвергаться судебному преследованию. Уличенных же в преступлении сенаторов имел право судить лишь сам Сенат.

Несмотря на то что Александру I и кругу его ближайших друзей удалось до некоторой степени разгрести административные авгиевы конюшни, устроенные Екатериной и в меньшей степени Павлом, деятельность Тайного комитета трудно назвать успешной. Фактически она продлилась лишь год: с мая 1802 года комитет уже никогда более не собирался по важным вопросам. Обсуждение мер по реформированию было возложено на Комитет министров, на собраниях которого председательствовал сам царь. Увы, Тайный комитет не выполнил задач, ради которых был создан: он не решил ни вопрос о конституции, ни вопрос о крепостном праве. В целом он является прекрасным примером «реформ без реформ» - одной из излюбленных стратегий отечественных преобразователей всех времен. Однако для самого Александра участие в его деятельности стало управленческой школой - оно имело для него приблизительно то же значение, какое для Петра I имели потешные полки: Петр учился воевать, Александр - управлять огромным государством, поставленным перед непростыми проблемами.

Причины создания комитета

Переворот был почти безоговорочно поддержан гвардейскими офицерами, высшими сановниками, столичным дворянством, Павел І утомил и пугал их своим непредсказуемым характером, капризами, которые постоянно грозили обернуться опалой, ссылкой. Александр, очень привлекательный внешне, всегда был со всеми приветлив и любезен самое главное – он сумел успокоить придворных и сановников, дав понять, что время непредсказуемых наказаний прошло.

Замечание 1

В ночь дворцового переворота Александр подписал манифест, в котором провозглашал управление «по законам и по сердцу бабки своей – Екатерины Великой».

Эта фраза вызвала всеобщее ликование в дворцовом окружении: в ней можно было увидеть намерение возродить «золотой век» дворянства – тем, чем прославилась Екатерина II. В свою очередь, у Александра I на самом деле были свои планы: он стремился вести такую политику, которая направлена на преобразования более либерального характера. Испытаю влияние своего воспитателя Лагарпа император достаточно критически оценивал русскую действительность, справедливо считая нужным проведение коренных реформ. Александр повел двойную игру: с одной стороны, он всячески успокаивал сановников и придворную знать, которая не желала никаких перемен. Однако, назначая старых дворян на почетные посты в государстве, он в то же время окружал себя единомышленниками, которые также стремились провести ряд реформ. Эти люди в 1801 году составили так называемый Негласный комитет.

Участники Негласного комитета

Комитет оправдывал свое название: это был своеобразный дружеский кружок, который действовал в обстановке негласности, то есть секретности. Основным центром, в котором разрабатывались идеи преобразований, стал так называемый Негласный комитет. В его состав вошли «молодые друзья» царя:

  • представители русской аристократии Павел Строганов и Николай Новосильцев;
  • польский князь Адам Чарторыйский;
  • потомок малороссийской казацкой старшины Виктор Кочубей.

Все они были убежденными сторонниками конституционной монархии и отмены крепостного права, единомышленниками Александра Павловича еще смолоду.

Тем не менее, именно в Негласном комитете были определены основные направления реформаторской деятельности царя и отчасти подготовлены сами реформы .

Заседания комитета

На заседаниях Негласного комитета (он работал с июня 1801 г. до мая 1802 г., а 1803 г. проведено только 4 заседания) было признано, чтобы в первую очередь выявить действительное положение дел, затем реформировать различные части администрации и, наконец, обеспечить государственные учреждения конституцией, основанной на настоящем духе народа.

Обсуждали также вопрос о повышении обороноспособности страны, основные направления ее внешней политики, прерогативы Сената, постепенную отмену крепостного права. Дискуссии и споры вокруг программы преобразований поставили молодого императора и его сторонников перед серьезной проблемой: как проводить либеральные реформы в стране, где большинство населения находилась в крепостной неволе, где отмена крепостного права неизбежно подрывало собственность и привилегии дворян, которые все же обладали некоторыми гражданскими правами. Получалось также, что только монарх, который сосредоточивал в своих руках всю полноту самодержавной власти, мог совершить такие преобразования.

Негласный комитет многие сановники сразу же оценили как «якобинскую шайку», как сборище чуть ли не революционеров. Это было совершенно несправедливо. Сохранившиеся протоколы заседаний Негласного комитета ясно показывают, насколько осторожны и умерены в своих предложениях были его члены. Речь шла о постепенных, хорошо продуманных и подготовленных преобразованиях, к которым Россию подталкивал весь ход ее развития.

Замечание 2

В Негласном комитете царила достаточно непринужденная атмосфера, во время обсуждений важных государственных вопросов его члены не боялись спорить с императором. Однако, как это стало известно позднее, Александр, который выглядел очень учтиво и обходительно по отношению к другим, очень самолюбив и возражения терпит очередь редко.

В 1803 г. царь окончательно прекратил заседания Негласного комитета, однако, его членов назначил на важнейшие государственные должности, таким образом, превратив их из советников в практических исполнителей.

Негласный комитет

В первой половине XIX века в государственном управлении было значительно усилено значение высшего, императорского управления. С этой целью были реорганизованы старые и созданы новые органы, более тесно связанные с местными учреждениями.

Так, 26 марта 1801 года был упразднен Совет при высочайшем дворе, утративший еще в предшествующее царствование свое высокое положение, переставший функционировать и влиять на систему управления.

Став императором, в первые годы своего правления Александр I опирался на своих близких молодых сподвижников: В.П. Кочубея, Н.Н. Новосильцева, П.А. Строганова, А. Чарторыйского, советовался с «друзьями юности», объединил их в «негласный комитет». Это комитет не имел официального статуса государственного учреждения, однако, именно он оказал огромное влияние на изменения в управлении империей. Вплоть до ноября 1803 года здесь обсуждались почти все государственные меры, проекты реформ, многие из которых предложили сами же участники этого «интимного кружка Игнатов В. Г. История государственного управления в России. М.; Феникс, 2002. С. 378.».

Стоит сказать, что негласный комитет играл довольно значимую роль во внутриполитической жизни страны. Планы, при его создании были чрезвычайно обширны: от полной реорганизации государственного управления, до постепенной отмены крепостного права и введении в России конституции. Говоря об этом, следует отметить, что под конституцией члены негласного комитета понимали создание представительского учреждения, провозглашение демократических свобод, ограничение самодержавной власти через создание новых законов.

По мнению Многих историков, в том числе, С, Ф. Платонова, практически все преобразования в системе государственных учреждений, изменения в крестьянском законодательстве, осуществленные Александром I в первые пять лет его правления напрямую, или косвенно были связаны именно с деятельностью этого комитета Дворниченко А. Ю. И др. Русская история с древнейших времен до наших дней. СПб.; Лань, 2004. С. 196-197..

В частности, вполне очевидно активное участие членов «негласного комитета» в подготовке и проведении министерской реформы, разработке системы министерств в России, реформы Сената, а также ряда других крупнейших преобразований в России начала XIX века Стариков Н. В. История России с древнейших времен до XX века. М.; ПРИОР, 2001. С. 291..

Учреждение системы министерств

8 сентября 1802 года был учрежден Комитет министров, ставший новым, и весьма важным органом управления. Его оформление напрямую связано с созданием министерств. Учреждающий данный орган власти манифест предусматривал возможность для министров собираться вместе по инициативе и под председательством императора на совещания для обсуждения сложных межведомственных вопросов. Собрания министров приобрели характер совещаний абсолютного монарха с главами всех центральных учреждений. При этом состав Комитета постоянно расширялся за счет высших чиновников, назначавшихся императором и ответственных перед ним.

Уже в 1810 году в его состав были введены: председатель, госсекретарь, главы департаментов Госсовета, а также другие влиятельные должностные лица.

20 марта 1812 года, по предложению М. М. Сперанского «учреждением комитета министров» оформлены законодательно пределы компетенции, функции, а также состав комитета. Согласно ему, никакое заключение комитета не могло быть приведено в исполнение, пока оно не рассмотрено императором и не утверждено им, а министры введены в состав Сената Ивановский В. Государственное право. Известия и ученые записки Казанского университета. По изданию №5 1895 года - №11 1896 года. / Allpravo.ru.

Под непосредственным руководством императора комитет рассматривал также дела, которые касались деятельности нескольких министерств, требующие новых законов, согласованных действий, а также чрезвычайно запутанные дела, которые не могли быть решены в рамках деятельности лишь одного министра. Кроме того, под руководством императора проверялись и обсуждались также материалы сенатских ревизий, назначения, увольнения, награждения, выговоры местным администраторам и даже отдельные законопроекты.

В отличие от западных правительств, возглавляемых самостоятельными председателями (премьерами) и представлявших объединение, кабинет министров, российский Комитет министров не был подобным правительством, или главой исполнительной вертикали управления, несмотря на то, что эти вопросы неоднократно поднимались в «негласном комитете» и других инстанциях. В ходе подготовки учреждения министерств предлагалось изучить опыт английского объединенного кабинета (министерства) его королевского величества, где были глава министерства и главы восьми отраслевых отделений.

Здесь стоит отметить, что и Александр I, и Николай I боялись утратить часть собственных верховных функций, а также возникновения относительно самостоятельного главы центрального исполнительного управления. Тем самым, за основу был взят не английский, а опыт административной системы наполеоновской Франции, где министры не объединялись в один совет, а непосредственно подчинились императору Бонапарту, являясь членами Сената с совещательным голосом. При этом сам Сенат имел право судить министров в случае нарушения ими свободы печати и личной свободы.

Французский опыт весьма импонировал Александру I и Николаю I, поскольку полностью соответствовал их стремлению удерживать бразды правления в собственных руках. Таким образом, было сохранено право царей самолично управлять государством, поскольку именно они сами назначали, увольняли, контролировали министров, направляли и объединяли их действия, принимали их всеподданнейшие индивидуальные доклады, осуществляли через Комитет министров верховный надзор за деятельностью государственного аппарата Игнатов В. Г. История государственного управления в России. М.; Феникс, 2002. С. 379-380..

Как уже было сказано выше, возникновение министерств находится в тесной связи с общей административной реформой. Проведение, характер и необходимость этой реформы обусловили целый ряд причин. Прежде всего, среди них стоит назвать нравственные качества императора Александра I и окружавших его лиц, внешние влияния, а также состояние государственной и общественной жизни.

Разумеется, что проведение в жизнь такой важной и сложной реформы, как переустройство всего высшего государственного управления, требует весьма взвешенного и осторожного подхода, а значит определенная доля ответственности за ее последствия лежит не только на самом императоре, но и на его сподвижников.

Тем самым, успех преобразования центральных органов при Александре I во многом зависел также от характера окружавших императора лиц, от их умственного и нравственного развития, от их политических взглядов. Наиболее близкими к императору лицами были члены негласного комитета: Новосильцев, граф Строганов, князь Кочубей, князь Чарторижский и князь Голицын.

Говоря об особенностях характера и взглядов графа В.П. Кочубея, стоит еще раз подчеркнуть, что он получил прекрасное заграничное воспитание, сначала в Женеве, а потом в Лондоне, где с успехом занимался политическими науками. Как и Новосильцев, в царствование Павла он жил в отставке, и лишь при Александре, питавшем к нему искреннюю дружбу, он вновь был призван к государственным делам.

В силу особенностей собственного характера, образования и жизненного пути, многие современники даже были склоны обвинять его в том, что он знал Англию лучше России, поскольку многое старался переделать на английский манер. Вообще это был человек чрезвычайно умный, одаренный превосходною памятью и умевший распознавать людей и пользоваться ими.

При учреждении министерств Александр I, разумеется, не обошелся без многократных совещаний со своими сотрудниками. О содержании этих совещаний мы знаем из дошедших до нас записок его участников. Совещания по поводу организации министерств происходили в рамках «негласного комитета», в состав которого входили наиболее приближенные к императору лица, и состояли в обсуждении представляемых членами комитета проектов. Подобные проекты были представлены Чарторижским, Кочубеем, Новосильцевым, а также другими приближенными в государю людьми.

Результатом совещаний неофициального комитета стал, уже упоминавшийся ранее, указ 8 сентября 1802 года, которым учреждались министерства. Указ этот был неожиданностью даже для лиц, стоявших на высших ступенях чиновничьей иерархии, благодаря чему, появилось множество недовольных, перетолковывавших указ в неблагоприятном для него смысле. В действительности указ этот, был весьма далек от совершенства.

В нем нет четкого определения компетенции министерств, их состава, организации и делопроизводства. Общее учреждение министерств, выраженное в указанном манифесте, отличается крайней неопределенностью и наполнено многочисленными недомолвками Ивановский В. Государственное право. Известия и ученые записки Казанского университета. По изданию №5 1895 года - №11 1896 года. / Allpravo.ru.

В своей основе данный манифест содержал ряд немаловажных установлений. В нем была подчеркнута преемственность реформы с преобразованиями Петра I. Введение министерской системы государственного управления было мотивировано необходимостью приведения всех частей управления государством в прочное устройство, в соответствии с намерениями императора. В нем также выражалась надежда на то, что министерства помогут утвердить в стране спокойствие, тишину, правосудие, благоустройство империи, а также оживить промышленность, торговлю, все хозяйство в целом, распространить науки и художества, возвысить общее благосостояние, обеспечить благоденствие народов, входящих в состав Российской империи.

Согласно установлению, государственными делами теперь должны были управлять восемь министерств: военных сухопутных сил; военных морских сил; иностранных дел; юстиции; внутренних дел; финансов; коммерции; народного просвещения: «Управление государственных дел разделяется на 8 отделений, из коих каждое, заключая в себе все части, по существу своему к нему принадлежащие, составляет особое министерство и находится под непосредственным управлением Министра, коего мы назначаем ныне, или впредь назначить заблагорассудим Государственные учреждения в России. Ред. Пищулин Н. П. Нижний Новгород; ННГУ, 1994. С. 54.».

Предполагалось также, что при разделении государственных дел каждое министерство будет ведать определенной их частью. При этом, все министерства должны были обеспечить естественную связь и единство управления. Сами министры должны были назначаться только императором и нести перед ним ответственность, а также непосредственно управлять всеми вверенными им частями. Через Сенат министры были обязаны представлять императору ежегодные письменные отчеты. В них должно было быть обосновано расходование средств структурами министерства, отражены успехи в деятельности министерства, а также состояние текущих дел и возможные перспективы развития.

Помимо прочего, Сенату было необходимо рассматривать и анализировать деятельность министров, представлять доклады императору с соответствующими заключениями, а также мнением о состоянии управления каждым из министров. Министры же должны были управлять вверенными ему структурами на местах и получать еженедельные мемории обо всех текущих их делах, иметь постоянные связи с ними.

Согласно манифесту, учреждалась также должность «товарища министра», который должен был помогать министру в его деятельности. Были также совмещены должности министра юстиции и генерал-прокурора Сената, а также определены функциональные направления, предметы и параметры деятельности каждого из министров, подведомственные ему сохраненные государственные коллегии http://www.i-u.ru/biblio/archive/istorija_gosudarstvennogo_upravlenija_rossii/08.aspx - _ftn3 и другие учреждения. Тем самым, обеспечивалась преемственность управления и эволюционный характер преобразования его аппарата при переходе на качественно новый уровень единоначалия, ответственности, исполнительности и формирования ведомственности Игнатов В. Г. История государственного управления в России. М.; Феникс, 2002. С. 410..

Чем больше человек способен откликаться на историческое и общечеловеческое, тем шире его природа, тем богаче его жизнь и тем способнее такой человек к прогрессу и развитию.

Ф. М. Достоевский

В годы правления императора Александра I (1801-1825) была создана тайная организация – Негласный Комитет, состоящая из четырех людей (Кочубей, Новосильцев, Чарторыйский и Строганов), которых сам император называл «молодые друзья». Главная задача тайного совещательного органа заключалась в подготовке, в первую очередь, административных реформ, по выражению самого Александра, «безобразного государственного здания». Эта объединение приближенных к императору людей не имело статуса официального государственного органа, поэтому его и называли «негласным комитетом». Данная статья посвящена обзору обстоятельств и целей создания комитета, описанию его основных участников, а также характеристике основных направлений деятельности.

Обстоятельства создания Комитета

Историю создания негласного комитета следует начать с 1792 года. Это еще период правления Екатерины II. Ее внуку Александру всего 15 лет, однако, получая свое образование, он знакомится с молодыми государственными чиновниками. Одним из них был Виктор Кочубей, которого в конце 1792 года назначили послом в Стамбул. Ему было всего 24, то есть он был на 9 лет старше Александра. Находясь на службе Кочубей часто переписывался с молодым Романовым, а в письмах затрагивали тему реформ в России. Именно с этого знакомства возникла идея будущей организации.

Когда императором стал отец Александра Павел I, наследник престола уже был знаком со всеми участниками будущего комитета. С 1796 года сам Александр использует название «молодые друзья». В планах будущего императора было «вести государство от деспотизма к конституции». Поэтому участников будущего негласного комитета он подбирал по взглядам и интеллекту, то есть выбор падал на тех людей, которые поддерживали взгляды Александра. А взгляды эти были просты – вести реформы и менять коренным образом все, что делалось до нер, и что делалось его отцом. Именно поэтому молодому Александру очень импонировали демократические взгляды «молодых друзей». В 1801 году власть перешла к Алекснадру. К этому моменту Негласный комитет был уже полностью сформирован.

Главное назначение негласного комитета

Создавая Негласный комитет будущий император ставил следующие задачи:

  • Модернизация государственного аппарата, в первую очередь создание эффективной административной системы.
  • Расширение прав и свобод подданных империи.
  • Ограничение власти императора с помощью принятия Конституции.

Некоторые из участников комитета находились под большим влиянием Французской революции, поэтому ее лозунг «свобода, равенство, братство» стал для них главным направлением для проведения реформ. Александр I совместно со своими «молодыми друзьями» характеризовали собственную родину, как империя, которая значительно отстает от ведущих стан мира и чтобы Россия стала развитой империей мира, ей необходимы были реформы.

Интересный факт: каждый из участников Негласного комитета имел уникальное право: в любой момент зайти к императору в кабинет и поделится своими идеями. Этим император показывал приоритет реформ для его политики.

Участник комитета

Первое свое заседание в качестве Негласного комитета при императоре Российской империи участники провели 24 июня 1801 года, через три месяца после того, как новым монархом стал Александр. Открывал заседание сам император, однако в будущем он не так часто посещал собрание комитета. Всего в состав Негласного комитета входило четыре человека:

  1. Виктор Павлович Кочубей.
  2. Павел Александрович Строганов.
  3. Адам Ежи Чарторыйский.
  4. Николай Николаевич Новосильцев.

Некоторые историки также участником комитета называют детского учителя Александра Лагарпа. Однако на заседаниях он не присутствовал, поэтому если он и был участником, то только формальным.

Кочубей В.П.

Теперь стоит более подробно остановиться на описание участников комитета. Первым из них был В.Кочубей, уже ранее упомянутый. В 1798 году он вернулся из Стамбула, набравшись там опыта и знаний, а также обрел еще большую решительность в необходимости реформ России. В 1798 году кружок «молодых друзей» был сформирован, поэтому В.Кочубей был приглашен Александром на одну из встреч, где познакомился со всеми участниками.

Строганов П.А.

Еще одним участником был П.Строганов. Был на четыре года старше Александра, проходил обучение и стажировку во Франции (родился, кстати, в Париже), а самое интересное то, что он был в Париже как раз момент начала легендарной Французской революции в 1789 году, был знаком с трудами Просветителей (Руссо, Вольтера и других). После возвращения в Россию в 1791 году он поступает на государственную службу. В 1795 году знакомится с Александром. Последнего очень впечатлила эрудированность Строганова, а также его политические взгляды. Позже именно П.Строганову принадлежала идея создания консультативного тайного комитета при императоре. Также Строганов был ярким противником крепостного права в Российской империи. Кстати, Строганов оставил воспоминания о Негласном комитете, которые служат для историков неоценимым источником.

Новосильцев Н.Н.

В том же 1795 году, когда Александр познакомился с Строгановым, произошла встреча будущего императора и Николая Новосильцева, дворянина находящегося на государственной службе. Их познакомил именно П.Строганов. Н.Новосельцев был известным на тот момент в России политиком, он даже принимал участие в подавлении польского восстания Т.Костюшко в 1794-1795 годах. В 1796году произошло знакомство Александра с последним участником будущего комитета поляком Адамом Чарторыйским. После разделов Речи Посполитой с 1772 по 1795 годами, России досталась часть Польши, следовательно, количество поляков в столице и на государственной службе увеличилось. Такими гражданами бывшей Речи Посполитой были Адам и Константин Чарторыйские. Адам получил европейское образование, был во Франции, Англии и Швейцарии, после чего разработал собственный план реформ в Российской империи.

Результаты деятельности

Учитывая, что не все проекты Негласного комитета были реализованы, поэтому приводим краткий список идей и вкладов участников:

  • П.Строганов разработал план реформы Сената, а также написал проект Конституции России.
  • Н.Новосильцев написал проект закона, запрещающий индивидуальную продажу крепостных, предлагал исключать дворян из Дворянского Собрания за неграмотность и негуманное отношение к крепостным. Кроме того, в 1802 году написал проект министерской реформы.
  • А.Чарторыйский начал свою деятельность как участник комитета с детального анализа проблем Российской империи. Примечательно то, что многие проблемы, указанные Чарторыйским, так и не были решены в XIX столетии и стали причиной революций начала ХХ.
  • В.Кочубей совместно с Новосельцевым разработал проект создания министерств в России.

Как видим, идея Негласного комитета беспрецедентна в истории России. Это был первый случай создания консультативного коллегиального органа для подготовки проектов законов. Это была своеобразная «лаборатория» разработки реформ. Однако внешнеполитическая ситуация, а особенно обострение отношение с Францией и как следствие дальнейшие войны с Наполеоном внесли коррективы в работу комитета «молодых друзей». После победы России в войне, а также подписание решений Венского конгресса привели к ограничению работы Негласного комитета.

Исторические имена.

Основные понятия и термины.

Основные события.

План.

Внутренняя политика Александра I.

Россия в 1801-1825 гг.

I. Вступление на престол Александра I. Реформы «Негласного комитета».

1. Личность императора. Особенности его правления.

2. «Негласный комитет».

3. Министерская реформа.

4. Аграрный вопрос.

5. Реформы в области просвещения.

П. М.М.Сперанский и его план преобразования России.

III. Н.М.Карамзин и его сочинение «о древней и новой России в ее политичес­
ком и гражданском отношениях».

IV. Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.

1. Конституция царства польского.

2. Аграрная политика Александра I.

3. Аракчеевщина. Организация военных поселений.

4. Реакционная политика Александра I последних лет царствования.

1801 - вступление на престол Александра I.

1802-1811 - проведение министерской реформы.

1803 - указ о вольных хлебопашцах.

1803 - новое положение об учебных заведениях.

1804 - цензурный уставЛ
1804 - университетский устав.

1809 - указы о придворных званиях и об экзаменах на чин.

1810 - образование Государственного Совета.

1811 - написание Н.М.Карамзиным «Записки о древней и новой России»*

1815 - дарование конституции Царству Польскому.

1816 - начало массовой организации военных поселений.
1816-1819 - освобождение крестьян в Прибалтике.

1819 - восстание в чугуевском военном поселении.

1822 - подтверждение права помещиков ссылать своих крепостных в Сибирь.

1825 - смерть Александра I в Таганроге.

Негласный комитет, министерства, государственный совет, сенат, государствен­ные крестьяне, помещичьи крестьяне, удельные крестьяне, указ о вольных хлебо­пашцах, Записка о древней и новой России, конституция Царства Польского, го­сударственная уставная грамота, «аракчеевщина», военные поселения.

ФЛагарп, Н.Н.Новосильцев, П.А.Строганов, В.П.Кочубей, А.Чарторыйский, М.М.Сперанский, Н.М.Карамзин, А.А.Аракчеев

1. Начало царствования Александра I. Реформы «Негласного комитета».

12 марта 1801 г., в результате дворцового переворо-
та, на российский престол вступил старший сын
Павла I - Александр. Этот человек был, пожалуй, одной из самых загадочных фигур среди российских государей. Ни о ком другом не высказывали столько противоречивых суждений как соотечест­венники, так и иностранцы, его современники и нынешние исследовате­ли. Его правление неразрывно связано с важнейшими политическими со­бытиями в жизни Европы первой четверти XIX в., важными экономичес­кими и политическими реформами российской действительности, многие из которых, однако, так и остались незавершенными. В деятельности Алек­сандра 1 наиболее ярко проявилось стремление приспособить существующий в России самодержавный строй к новым социально-экономическим и политиче­ским явлениям в жизни Европы в связи с Великой французской революцией.


Александр родился в 1777 г. Екатерина II сама занялась воспитанием внука, а из приглашенных ею воспитателей наиболее близок к Александ­ру был француз Фредерик Сезар де Лагарп - демократ по убеждениям, внушавший своему воспитаннику любовь к идеалам свободы, равенства и братства. Но образование Александра закончилось рано: бабушка женила его на баденской принцессе Луизе, когда ему не исполнилось еще и 16 лет, рассчитывая сделать его наследником престола, устранив Павла. В 1796 г. она, вместе с вице-канцлером Безбородко, составила документ, согласно которому Павел лишался престола в пользу Александра. Положение Алек­сандра между бабушкой и отцом было трудным и двусмысленным, и по­этому после смерти Екатерины он не решился открыто выступить против отца, признав Павла законным наследником трона. Трагические обстоя­тельства вступления Александра I на престол также не могли не отразить­ся на его правлении. Став императором могущественной империи, Александр I проявил себя как гибкий, осторожный и дальновидный политиче­ский деятель, умеющий скрывать свои истинные политические пристрас­тия, проводящий осторожную реформаторскую деятельность.

Начало правления Александра I. Внезапная смерть Павла и вступление на престол Александра вызвали ликование в столице. Н.М.Ка­рамзин, в то время восходящая звезда на небосклоне российской литера­туры и исторической мысли, приветствовал Александра I такими словами: «Весны явление с собой приносит нам забвенье всех мрачных ужасов зи­мы». В изданном на следующий день после смерти Павла манифесте, но­вый император объявил, что будет править по законам своей бабушки Екатерины Великой, начав свое правление с восстановления отмененных Павлом I Жалованных грамот дворянству и городам, отмены Тайной экс­педиции, а также других тиранических распоряжений своего отца.

«Негласный комитет». Занявшись государственными делами, Александр скоро осознал, что ему не обойтись без советников и

помощников, людей, разделявших его убеждения. Конечно, среди его ок­ружения было немало опытных политиков, на которых можно было опе­реться, но все они принадлежали к ушедшей эпохе, - «Веку Екатерины», а он собирался реформировать страну в духе нового времени. Кроме того, Александр не хотел искать себе советчиков среди убийц своего отца, кото­рые к тому же многое знали и на многое претендовали. Поэтому после со­бытий 12 марта 1801 г. они, один за другим, и в частности граф Пален, бы­ли удалены от двора. Вся основная работа по подготовке задуманных Александром I преобразований сосредоточилась в Негласном (или Интим­ном) комитете, который существовал с мая 1801 по ноябрь 1803 г. и состоял из молодых друзей императора: графа П.А.Строганова, графа В.П.Кочу­бея, польского князя Адама Чарторыйского и Н.Н.Новосильцева. «Не­гласный комитет» не имел официального статуса. Его собрания были ок­ружены таинственностью. Два или три раза в неделю члены этого малень­кого кружка обедали у Александра, а после шли в его кабинет, где бурно, без определенной повестки дня, обсуждали необходимые для России ре­формы. В пылу спора члены комитета могли смело опровергать точку зре­ния императора. Поэтому нетрудно догадаться, какие настроения царили на заседаниях этого комитета. Друзья Александра I были воодушевлены смелыми либеральными и революционными идеями. В их деятельности отразилось понимание необходимости приблизить государственный строй России к европейским стандартам.

Деятели «Негласного комитета».

Фактическим основателем «Негласного комитета» явил­ся Павел Александрович Строганов (1772-1817) - выхо­дец из богатейшей семьи России. Его отец не помнил в точности, сколько у него земель и крепостных, зато владел крупнейшим в России собранием картин и считался образованным человеком. Повину­ясь собственной прихоти, он поручил воспитание сына французскому учителю Жильберту Ромму и разрешил ему увезти Павла в Париж, куда они прибыли в разгар революционных событий. Заразившись революционными идеями и событиями, Строганов отказался от своего титула, при­нял имя «гражданин Поль Очер», стал посещать Якобинский клуб, всту­пил в общество «Друзья закона», основанное его учителем, щедро снабжал новых друзей русским золотом, разгуливая при этом по Парижу в красном санкюлотском колпаке. Русский посол во Франции Симолин уведомил о выходках Строганова Екатерину II, которая послала в Париж Николая Но­восильцева с приказом любыми средствами вернуть Павла в Россию. Вер­нувшись на родину, он был сослан в свое подмосковное имение Братцево, где провел несколько лет и, образумившись, снова вошел в милость, сбли­зился с наследником престола России Александром Павловичем, блистал в петербургских салонах и женился на княжне Софье Голицыной, ведя при этом праздную жизнь просвещенного вельможи. Впоследствии, вспоми­ная о днях, проведенных в Париже, Строганов писал: «Я видел народ, под­нявший знамя свободы и сбросивший оковы рабства; нет, никогда мне не забыть тех мгновений. Да, я не закрываю глаза на то, что деспотизм суще­ствует в моей стране, и я с ужасом вглядываюсь в его уродливое лицо...»

И именно Строганов после воцарения Александра, в мае 1801 г. подал на его имя записку, в которой предлагал учредить комитет для обсуждения необходимых России преобразований. Являясь впоследствии самым ак­тивным из его членов, последовательно отстаивал перед императором не­обходимость реформ внутренней жизни Российской империи, особенно отмены крепостного права.

В 1802-1807 гг. он был товарищем министра внутренних дел, часто вы­полнял ответственные дипломатические поручения. Однако после 1807 г. он отошел от политической деятельности и поступил на военную службу простым волонтером, имея чин тайного советника. Случай в истории Рос­сии исключительный! Строганов принимал участие в русско-шведской (1808-1809) и русско-турецкой (1806-1812) войнах, а в период Отечест­венной войны 1812 г. он командовал сводной казачьей дивизией, участво­вал в заграничном походе русской армии. Но в феврале 1814 г. погиб его единственный сын. Этот удар Строганов не смог перенести: он сразу же вышел в отставку и вскоре скончался.

Другой член этого комитета - Виктор Павлович Кочубей (1768-1834) яв­лялся племянником одного из видных государственных деятелей екатерининской эпохи А.А.Безбородко, в доме которого и воспитывался. Свою карьеру он начал, служа при российском посольстве в Лондоне, а в 1792 г. был назначен на ответственную должность российского посланни­ка в Османской империи. В 1802 г. Кочубей был назначен министром вну­тренних дел. Эту должность он занимал с 1802-1807 и с 1819-1823 гг. Сто­ронник умеренных реформ, он был единственным среди участников этого кружка, чья карьера отличалась относительной стабильностью. В 1827 г. он стал председателем Государственного совета и комитета министров.

Не менее примечательной личностью был третий член кружка Николай Николаевич Новосильцев (1768-1838). Он являлся племянником графа А.С.Строганова, в семье которого и воспитывался. В 1783 г. Новосильцев поступил на военную службу, хорошо проявив себя во время русско-шведской войны 1788-1790 гг. С воцарением Павла I он, в 1796 г., вынужден был уехать в Лондон, где в течение четырех лет слушал лекции в универ­ситете. Вернувшись на родину, стал одним из участников заговора против императора. Именно Новосильцев был автором идеи реформирования коллегий в министерства. В 1803-1810 гг. он - президент Петербургской академии наук. В 1813 г. он назначен вице-президентом временного сове­та Герцогства Варшавского, а в 1815 г. - императорским делегатом при правительстве Царства Польского. Затем состоял при князе Константине - главнокомандующем польской армией. Новосильцев отличался ярко выраженными антипольскими настроениями, выступая за отмену Кон­ституции Царства Польского. В 1832 г. он был назначен председателем Го­сударственного совета и кабинета министров.

Но, пожалуй, самая примечательная судьба была у четвертого члена «Не­гласного комитета» - польского князя Адама Чарторыйского (1770-1861). Он приехал в Россию в 1795 г., после подавления восстания Т. Костюшко. Побывавший до этого в Англии и ставший поклонником ее конституци­онных порядков, он сблизился с будущим императором Александром, ко­торый уверил Чарторыйского в своем сочувствии к делу восстановления независимости Польши. В 1799 г. он стал посланником России в Сардин­ском королевстве.

Активно участвуя в заседаниях «негласного комитета», Чарторыйский пытался использовать проводившуюся либеральную политику, для того чтобы добиться национального объединения всей Польши в форме лич­ной унии конституционного Польского королевства с Россией. С 1804 по 1807 гг. он был министром иностранных дел, а в 1815 г. принял активное участие в работе Венского конгресса, являясь главным советчиком Алек­сандра по польским делам. В 1815 г. после образования Царства Польско­го он вошел в состав его временного правительства, однако уже в 1816 г. вынужден был подать в отставку.

Всю свою дальнейшую жизнь он посвятил борьбе за восстановление не­зависимости Польши «от моря до моря», являясь активным участником восстания 1830-1831 гг. После его поражения Чарторыйский эмигрировал во Францию, где пытался привлечь внимание европейских государств к польскому вопросу. Но эта его деятельность не имела большого успеха.

Министерская реформа 8 сентября 1802 г. проведена реформа высших государственных учреждений. Вместо устаревших петровских коллегий были учреждено восемь министерств: 1) военных сухопут­ных дел; 2) морских дел; 3) иностранных дел; 4) юстиции; 5) внутренних дел; 6) финансов; 7) коммерции; 8) народного просвещения, а также Госу­дарственное казначейство на правах министерства. Дела по каждому ве­домству теперь решались лично министром, ответственным только перед императором. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. Министерства подразделялись на департаменты во главе с директорами, департаменты - на отделения, а отделения - на столы. Ми­нистерская реформа была завершена в 1811 г., когда было учреждено но­вое министерство полиции, упразднено министерство коммерции, в функции министерства внутренних дел стал входить контроль за положе­нием дел в сельском хозяйстве и промышленности. Кроме министерств, в то время были учреждены «главные управления» - путей сообщения, ре­визии государственных счетов и главное управление духовных дел иных (кроме православного) вероисповеданий. Министры образовали Комитет министров, статус которого как совещательного органа при императоре был окончательно определен в 1812 г. Все министры входили в состав Се­ната. В 1802 г. была также проведена реформа этого органа, который стал «хранителем законов», высшей судебной инстанцией и органом надзора за администрацией; министры должны были представлять Сенату годо­вые отчеты.

Аграрный вопрос. Крестьяне составляли основную массу непривилеги­рованных сословий. Среди них можно выделить три категории: государственные, помещичьи и удельные (т.е. принадлежавшие царской фамилии). Самой многочисленной категорией были помещичьи крестьяне, фактически находившиеся в полной зависимости от своего вла­дельца. Они были лишены всех гражданских прав, в том числе им запрещалось уходить без разрешения на заработки, заключать финансо­вые сделки, жаловаться на своего владельца и т.п. Однако в течение XIX в. доля крепостных крестьян постепенно уменьшалась. Если в конце XVIII в. они составляли 45% населения, то к 1861 г. их доля уменьшилась до 30%.

Положение государственных крестьян было несколько лучше. Они при­надлежали казне и назывались «свободными сельскими обывателями». В их составе находились и однодворцы - потомки служилых людей южной засечной черты, жившие, главным образом, в Курской, Орловской, Воро­нежской губерниях. Своими участками они владели на правах полной собственности. Помимо подушной подати, государственные крестьяне платили еще и денежный оброк в казну.

Удельные крестьяне находились в собственности императорской фами­лии. Помимо уплаты подушной подати и отбывания рекрутской повинно­сти, удельные крестьяне платили оброк в пользу императорской семьи за пользование земельным наделом.

«Негласный комитет» обсуждал вопрос о крестьянской реформе, но его члены не решились произвести какие-либо серьезные перемены в сущест­вующем положении вещей. Лишь в феврале 1803 г. был издан указ о «сво­бодных хлебопашцах», предоставляющий помещикам право освобождать крестьян с землей за выкуп. Понятно, что лишь немногие крестьяне ока­зались в состоянии выкупить себе свободу: за весь период царствования Александра I в разряд «вольных хлебопашцев» перешло менее 0,5% крепо­стных. Однако именно Александр I прекратил практику раздачи государст­венных крестьян в частные руки, положив таким образом предел расширению крепостного права.

В 1804-1805 гг. началось проведение крестьянской реформы в прибал­тийском крае. Александр I запретил продажу крестьян без земли, им пре­доставлялись гражданские права, вводилось крестьянское самоуправле­ние и крестьянские суды. Крестьяне становились наследственными владельцами своих наделов, а размеры их платежей в пользу господ должны были определять специальные комиссии.

Реформы просвещения. Более успешными оказались реформы в области народного просвещения. Новое министерство не только разработало, но и осуществило план довольно широкого развития средне­го и высшего образования. Этот план, обоснованный в новом положении об устройстве учебных заведений от 24 января 1803 г., устанавливал четы­ре типа учебных заведений: 1) сельские; 2) уездные; 3) губернские учили­ща или гимназии; 4) университеты. Россия была разделена на шесть учеб­ных округов, во главе с попечителями, каждый со своим университетом, гимназиями и училищами. В 1804 г. были открыты Харьковский и Казан­ский университеты, педагогический институт в Петербурге, позже также преобразованный в университет. В Вильне был основан университет с польским языком преподавания, а Юрьеве (Дерпте) университет с немец­ким языком преподавания. Фактическое руководство делом народного просвещения в каждом из округов осуществлялось местным университе­том. В 1804 г. был принят университетский устав, предоставивший широ­кую автономию советам профессоров, которые выбирали ректора, дека­нов и профессоров на вакантные кафедры. 9 июля 1804 г. был издан цен­зурный устав, согласно которому за цензуру отвечали цензурные комите­ты при университетах, состоящие из профессоров. Общее руководство цензурой осуществляло министерство народного просвещения. Цензур­ные послабления способствовали расширению в России издательской де­ятельности. Появился ряд новых журналов и литературных альманахов («Вестник Европы», «Журнал российской словесности», «Северный Вест­ник», увеличилось количество переводной литературы).

Реформы первого периода царствования Александра I носили весьма огра­ниченный характер, но значительно укрепили его положение как самодер­жавного монарха, явились результатом компромисса между либеральным и консервативным дворянством. Распад «негласного комитета» был вполне ес­тественным: молодой император к тому времени занял достаточно прочное положение на троне, стал в состоянии самостоятельно проводить программу намеченных реформ с новыми советчиками.