Современные типы памяти DDR, DDR2, DDR3 для настольных компьютеров. Оперативная память

Производительность видеокарты определяется не только мощностью самого GPU. Любому чипу нужен большой объём выделенной памяти с высокой пропускной способностью при записи и чтении различных данных: текстур, вершин, содержимого буферов и т. п. Даже самый мощный видеочип можно «придушить» слишком малым объёмом видеопамяти, да ещё с медленным доступом, поэтому характеристики устанавливаемых микросхем памяти также являются одними из важнейших параметров современных видеокарт.

Микросхемы памяти, количество которых на некоторых моделях видеокарт достигает 24 штук, обычно располагаются на печатной плате вокруг видеочипа, на одной или обеих сторонах. В некоторых случаях для них не используется даже пассивное охлаждение, но часто применяется общий кулер, охлаждающий и GPU и память, а иногда и отдельные радиаторы. Вот так микросхемы памяти выглядят на GeForce GTX 590 со снятым устройством охлаждения:

Современные видеокарты оснащаются различным объемом локальной видеопамяти, но обычно он начинается от 512 МБ и может достигать 3 ГБ на один GPU (с удвоением объёма на двухчиповых видеокартах). Чаще всего на видеокарты low-end и mid-end сейчас ставят 1 ГБ памяти, а на high-end — 1,5-3 гигабайта на чип, но есть и исключения. Так, карты самого низкого уровня могут иметь и 512 МБ более быстрой памяти GDDR5, и 1-2 ГБ медленной DDR3.

Чем больше выделенной памяти установлено на видеокарте, тем больше данных (тех же текстур, вершин и буферов) можно хранить в ней, не используя медленный доступ к ОЗУ компьютера. Причем, больше всего места занимают текстуры и различные буферы, а вот собственно геометрические данные обычно не слишком объёмны. Рассмотрим скриншоты из довольно старой игры с разными установками качества текстур:

В этой игре, как и во многих других, автоматически настраивается качество текстур под имеющийся объём текстурной памяти. В данном случае режим Extra автоматически выставляется на видеокартах с 320-1024 МБ памяти, High или Normal — на 256 МБ, в зависимости от настроек разрешения и уровня антиалиасинга, а Low — на самых слабых GPU с 128 МБ. И даже если вы выставите максимальные настройки вручную, то на видеокарте с недостаточным объёмом видеопамяти для хранения ресурсов будет использоваться часть системной памяти, что приведет к серьёзным "тормозам" и отсутствию комфорта и плавности в игре.

В последнее время рост требований к объёму видеопамяти сильно замедлился, и виновато в этом засилие мультиплатформенных игр. Современные игровые консоли имеют лишь по 512 МБ памяти и поэтому разработчики игр ориентируются именно на этот уровень. Конечно, в ПК-версиях игр зачастую предусмотрены как текстуры большего разрешения, так и высокое разрешение рендеринга, что требует куда большего объёма видеопамяти. Но всё равно, объём памяти в 1 ГБ до сих пор вполне приемлем в подавляющем большинстве случаев. Кроме экстремальных настроек сглаживания и разрешения, вроде MSAA 8x и 2560×1600, соответственно.

Но даже уже устаревшим мультиплатформенным играм не хватает 512 МБ, они довольно требовательны к объёму видеопамяти, занимая до 600-700 МБ. И всё же, на данный момент минимальным необходимым объёмом локальной памяти для игровых видеокарт мы считаем 1 ГБ. Он же является и оптимальным для большинства моделей. Кроме видеокарт NVIDIA, имеющих 320- и 384-битную шины памяти — у них объём видеопамяти ещё более подходящий — 1280-1536 МБ. Но для топовых моделей уже востребован и больший объём, порядка 2 ГБ, что предлагают видеокарты серии Radeon HD 6900, и 3 ГБ, ставящиеся на некоторые модификации GeForce GTX 580. Тем более, что видеокарту всегда лучше подбирать с небольшим запасом.

К слову, в случае интегрированных видеоядер и устаревших дискретных видеокарт бывает так, что указанное на коробке количество видеопамяти не равно объему установленных на плату микросхем. Такое было ранее в случае видеоплат low-end, работающих с частью системной памяти при помощи технологий TurboCache (NVIDIA) и HyperMemory (ATI):

В характеристиках видеокарт с поддержкой этих технологий в маркетинговых целях указывался объём памяти (в т. ч. и часть ОЗУ), который может использоваться видеочипом, равный 128 МБ, в то время как в реальности на них установлен меньший объем — 16-32 МБ. Поэтому всегда нужно внимательно читать материалы нашего сайта, чтобы не попадаться на подобные ухищрения в будущем. Но пока что можно жить спокойно, ведь сейчас в таких видеокартах уже нет никакого смысла, их нишу прочно заняли интегрированные чипсеты.

С имеющимися разновидностями видеокарт по объёму локальной памяти мы разобрались, но ведь объём памяти для видеокарт — это еще не всё, и даже зачастую не главное! Очень часто бывает так, что на дешёвые видеокарты ставят очень большое количество памяти, чтобы нарисовать красивые цифры на их коробках и в описаниях готовых систем (поэтому их так любят сборщики — вспомните слоганы вроде «4 ядра, 4 гига»), с расчетом на то, чтобы они лучше продавались. Но для слабых видеокарт в повышенном объёме памяти никакого смысла нет, они ведь всё равно не смогут выдавать приемлемую частоту кадров на высоких настройках, в которых и используется большие объёмы текстур и геометрии.

Продавцы часто используют объём видеопамяти в качестве основной характеристики видеокарт, и это вводит в заблуждение простых покупателей, плохо знакомых с реальным положением дел. Сравним производительность решений с разным количеством видеопамяти на примере двух одинаковых видеокарт Radeon HD 6950, имеющих единственное отличие — на первой из них установлено 1 ГБ видеопамяти, а на второй — 2 ГБ. Любой менеджер по продажам скажет вам, что вторая видеокарта значительно лучше первой, кроме случаев, когда в магазине есть модели только с 1 ГБ памяти и редчайших случаев честных и компетентных продавцов. А что получается на самом деле? Есть ли великая разница? Посмотрим на цифры, полученные в игре Metro 2033, являющейся одной из наиболее требовательных:

Как видите, в большинстве игровых режимов объём видеопамяти влияет на производительность не слишком значительно — разница не превышает 5-6%. То же самое получается и в других играх, даже современных и ПК-эксклюзивных (что сейчас большая редкость). Лишь в сверхвысоком разрешении и с максимальными настройками качества появляется значимая разница, когда модель с 1 ГБ заметно отстаёт от более дорогой карты с 2 ГБ памяти — на 27%.

Казалось бы — вот оно, ради чего нужно платить деньги! Но посмотрите на цифры кадров в секунду при разрешении 2560×1600 — разве 18,9 FPS можно назвать комфортной скоростью? Нет. Что 14,9 FPS, что 18,9 FPS — эти цифры одинаково не имеют практического смысла, никто не будет играть с настолько дёрганой частотой смены кадров. Поэтому, с некоторым допущением, можно считать, что разница в объёме видеопамяти между 1 ГБ и 2 ГБ сейчас незначительно сказывается на скорости рендеринга, и сравнивать даже топовые видеокарты по количеству памяти не нужно.

Но речь шла только об объёмах памяти выше 1 ГБ. Да и 512 МБ для плат нижнего ценового диапазона сейчас вполне достаточны. В этих случаях, примеры, когда объём памяти начинает сказываться на производительности, весьма редки. Разработчики игровых приложений рассчитывают используемые в играх ресурсы и графические настройки так, чтобы все данные входили в локальную видеопамять наиболее распространённых на рынке видеокарт. То есть, сейчас это уровни 512 МБ (для low-end) и от 1 ГБ для всех остальных видеокарт, включая и высокие разрешения и максимальные настройки качества. А если видеопамяти меньше, то современные игры или будут тормозить или даже не дадут выставить максимальные настройки.

Но этот расчётный объем видеопамяти у игровых разработчиков растет, даже несмотря на засилие консолей и мультиплатформы. Ещё пару лет назад было вполне достаточно 512-640 МБ, а теперь появились проекты, в которых этот объёма недостаточно. Но даже среди самых последних игр таких проектов пока мало, но они уже появляются. Поэтому, в случае не слишком большой разницы в цене между видеокартами с разными объёмами памяти при прочих равных условиях (частота и ширина шины), следует покупать модель с большим объёмом. Но без погони за цифрами — никакой low-end карте не поможет пара гигабайт медленной DDR3-памяти. Такой объём ей на данный момент просто не нужен. Зато важен другой параметр, о котором мы поговорим далее.

Подробнее о пропускной способности памяти

Ещё одна важная характеристика, о которой мы уже писали — это пропускная способность памяти (ПСП), которая зависит как от частоты работы памяти, так и от ширины шины. Этот параметр определяет количество данных, которые теоретически можно передать в память или из памяти за единицу времени. Другими словами, это скорость, с которой графическое ядро может записывать и считывать различные данные в локальную видеопамять. Соответственно, чем быстрее считываются текстурные, геометрические и прочие данные, и чем быстрее записываются в буфер рассчитанные пиксели, тем выше будет общая производительность.

Пиковая пропускная способность памяти рассчитывается довольно просто — это произведение «эффективной» частоты памяти на количество данных, передаваемых за такт (ширина шины памяти). Например, для GeForce GTX 580 с шиной 384 бит и частотой видеопамяти 1002(4008) МГц, ПСП будет равна:

1002 МГц × 4 (передача данных с учетверённым темпом) × 48 (384/8 байт за такт) ≈ 192,4 ГБ/с

Если с эффективной частотой памяти всё понятно, её обычно везде пишут, и на коробках, и в характеристиках прописывают прямо, то с шиной всё несколько сложнее, ведь она далеко не всегда явно указывается производителем, поэтому на неё нужно обращать особое внимание. Большинство современных видеокарт используют 128-битную или 256-битную шину памяти на один GPU, топовые модели могут иметь до 384 бит, а некоторые недорогие платы оснащаются лишь 64-битной шиной.

Естественно, что последнее нигде широко не афишируется. Для производителя узкая шина и дешевле в производстве, и позволяет удобнее масштабировать производительность решений линейки. И две одинаковые видеокарты с одинаковыми частотами, но с разной шириной шины памяти, будут сильно отличаться по производительности. Та, у которой ПСП больше, может обрабатывать большее количество данных, по сравнению с картой с меньшей разрядностью шины, хотя сами GPU у них совершенно одинаковые.

Рассмотрим очень жизненный пример — модель GeForce GTS 450 с двумя разными типами памяти, GDDR5 на более дорогой модели и DDR3 на дешёвой. Во время выхода на эту видеокарту ставили исключительно быструю GDDR5-память с приличной пропускной способностью. Но когда её время прошло и она спустилась в нижний ценовой диапазон, производители начали экономить, выпуская варианты с DDR3-памятью, которая гораздо дешевле. Результат подобной экономии можно пронаблюдать на следующей диаграмме:

Как видите, всё очень печально для DDR3-варианта — даже в далеко не самой новой игре разница в различных разрешениях экрана составляет от 50 до 70%! То есть, мощность GPU во всех протестированных условиях ограничена медленной видеопамятью. Модель с DDR3 просто не может считывать и записывать данные с теоретически возможной скоростью. Таким образом производители вместе с компанией NVIDIA снизили себестоимость модели, спустив её ещё ниже в бюджетный сегмент.

Поэтому при выборе между видеокартой с бо́льшим и меньшим объёмом видеопамяти нужно всегда смотреть на тактовые частоты, ширину шины и цены! Так, при большой разнице в ценах между двумя решениями среднего и низшего уровней с 1 ГБ и 2 ГБ памяти нет смысла гнаться за дорогим вариантом — видеокарта такого уровня просто не получит большой прибавки в производительности от увеличенного объёма. Но если приходится выбирать между видеокартами с разным объёмом памяти и разной ПСП, то тут выбор уже не так однозначен, и нужно его совершать исходя из того, какого уровня видеокарта и насколько разнятся их частоты. Не забывая и про цену, естественно.

Например, при выборе между топовой видеокартой с 1,5 ГБ памяти и более высокими тактовыми частотами против такой же карты но с 3 ГБ памяти со стандартными частотами и более высокой ценой на данный момент выгоднее будет первая видеокарта, так как она обеспечит даже бо́льшую производительность почти во всех режимах и условиях, кроме самых высоких разрешений. То же касается, к примеру, GeForce GTS 450 с 1 ГБ GDDR5-памяти против GTS 450 с 2 ГБ DDR3 — первый вариант точно будет быстрее. В большинстве режимов видеокарты бо́льшая частота и ширина шины играет значительно более важную роль, чем бо́льший объём видеопамяти, и только в высоких разрешениях увеличенный объем может серьёзно сказаться на скорости рендеринга.

1. Предисловие

В последнее время на "железных" сайтах в обзорах, статьях и форумах много говорится о зависимости скорости P4 от пропускной способности оперативной памяти. Да и политика Intel, как видно из новостей, сейчас направлена не столько на процессорную составляющую, сколько на развитие двухканальных чипсетов для своих процессоров (Granite Bay, будущие Springdale и Canterwood). В проскочивших в сети первых синтетических тестах они действительно показывают довольно неплохие результаты. А как же обстоят дела в реальных приложениях, в частности - в играх? Насколько важна пропускная способности памяти в системах на Pentium 4, и какой прирост скорости дает двухканальная память?

2. Тестовая конфигурация

В проведенном мною тестировании принимала участие материнская плата на двухканальном чипсете SiS-655 (ревизии A0) - GigaByte GA-8SQ800. Как показало тестирование плат на данном чипсете, проведенное на Anandtech.com и краткий обзор именно данной платы уже на нашем сайт, SiS-655 нисколько не уступает единственно доступному на сегодняшний день двухканальному чипсету от Intel - Granite Bay (i7205).

Итак, тестовая конфигурация:

и следующие модули памяти:

  • DDR 266MHz aka PC-2100 512Mb Samsung;
  • DDR 333MHz aka PC-2700 512Mb Samsung;
  • DDR 400MHz aka PC-3200 512Mb Samsung;
  • 2хDDR 400MHz aka PC-3200 256Mb Samsung, описание найдете здесь.

Для всех вышеперечисленных модулей памяти в BIOS материнской платы были выставлены тайминги 2,5-4-4-7 - что позволяет говорить о корректности проведения тестирования, кстати - для модулей DDR 400 эти тайминги являлись разгоном, так как стандартные тайминги для этой памяти 3-4-4-7, но она стабильно работала на заниженных таймингах и система ни в одном из 6-ти тестов не "вылетела" и не сбойнула. В двухканальном режиме память определялась материнской платой как "Single 128 bit".

Тестирование проводилось при двух разных частотах шины процессора Pentium-4: при номинальной частоте 2.0GHz (100MHz х 4) и при разогнанной до 3.0GHz (150MHz х 4). И, так сказать - "вне конкурса", приведу результаты тестов на еще более разогнанной системе (до 3.1GHz) и с памятью, разогнанной до 412MHz. Зачем - поймете ниже.

3. Методика тестирования

Для проведения тестирования я использовал следующие тесты и игры:

  • 3DMark2001SE (Build 330)
  • 3DMark2003
  • Unreal Tournament 2003 (build 2107)
  • Serious Sam: The Second Encounter v1.05
  • Star Wars JK II: Jedi Outcast v1.02a
  • Quake 3 Arena v1.27g

Тестирование проводилось в одном разрешении (1024х768х32bit) и в следующих настройках драйвера Catalyst 3.2: всё на режим "Quality", AF=16 Quality, FSAA=Off, VSync=Off, Truform=Off (скриншот ).Думаю, что при более слабых настройках графики в драйверах Catalyst на Radeon-9700Pro вряд ли кто играет, а включение полноэкранного сглаживания (FSAA) или увеличение разрешения уровняло бы результаты, нагрузив "по-полной" видеокарту.

В начале тестирования приведу результаты, показанные Cachemem, MemTach, SiSoft Sandra 2003.3.9.44 и AIDA 3.33.6 в memory-тестах.

4. Результаты тестов

4.1. Синтетические тесты пропускной способности памяти

Для получения более корректных результатов тесты в каждой из программ выполнялись по 5 раз. После каждого раза программа выгружалась и вновь загружалась. В таблицах и на диаграммах приведены средние результаты. К слову, разницы в полученных результатах практически не было (3-15 единиц).

а) Cachemem

Нижние (голубые) результаты - скорость чтения оперативной памяти, верхние (красные) - записи. Как видно основным тормозом для Pentium 4 в обоих случаях (100MHz и 150MHz) является память DDR266 (PC-2100). Интересно заметить, что 2-х гигагерцевый пентиум с двухканальной памятью почти вплотную подобрался к трехгигагерцевому с памятью PC-2700, а по скорости даже обошел. P4-3GHz + двухканальная память вне конкуренции.

б) MemTach

Повторяются результаты показанные Cachemem-ом.

в) Sandra и AIDA

Как видно, пропускная способность памяти растет, ну а двухканальная вообще чемпион. Во всех синтетических тестах P4-2GHz + DDR400 double идет вровень с P4-3GHz+333. Для начала очень неплохие и обнадеживающие результаты.

Тестирование в обоих "марках" проводилось на дефолтных установках. Графики я решил совместить в один для бо льшей наглядности. В нижней строке каждой таблицы приведен процент роста производительности при переходе к более быстрой памяти. На разницу результатов между 2.0GHz и 3.0GHz не обращайте внимания, она и должна быть;)

Если 3D Mark 2001 SE еще хоть как-то реагирует на оперативную память, то 2003-й вообще никак себя не проявляет. Единственный тест, в котором заметен прирост - "Wings Of Fury". Хотя это вполне объяснимо - слишком слабая видеокарта для такого теста.

Теперь о памяти. Чуть ощутимый прирост в скорости дает лишь переход от DDR266 к DDR333, а далее результаты слишком близки друг к другу, чтобы говорить о целесообразности приобретения второй планки памяти. Никакого "бутылочного горлышка" для Pentium-4 при использовании DDR333 и выше в играх нет. Причем как на шине в 100, так и в 150MHz! А 100MHz преимущества Pentium-4 3.1GHz с обычной памятью легко нивелируют результаты с P4-3.0GHz с двухканальной памятью.

Ну, это все синтетика, скажете Вы ("эй уважаемый, что за омлет а где же яйца?!!") ;) Хорошо, едем дальше...

4.3. Unreal Tournament 2003

Для тестирования я использовал утилиту [H]ardOCP UT2k3 Benchmark которая позволяет выбирать метод рендеринга, разрешения, а также настройки качества графики в игре. После окончания тестов программа выдает html-файл с тремя таблицами с минимальным, средним и пиковым значением FPS в каждой демке. Тестирование проводилось во всех 7-ми доступных демках в режиме High Quality, метод рендеринга - Direct3D. На графике приведен средний результат.

Да, и здесь прирост есть. Но опять же - он заметен лишь при памяти ниже 333MHz. А выше опять слишком слабо для аргументации двухканального чипсета и памяти. Не пойму лишь в тесте "Asbestos" от чего произошёл такой скачок производительности после разгона процессора и памяти до 3.1GHz и 412MHz соответственно (более 45fps)? Это не ошибка и не опечатка, я перемерял три раза и все три раза значение fps в этой демке переваливает за 200.

4.4. Serious Sam: The Second Encounter

Серьезный Сэм - второе пришествие тестировался в следующих настройках: OpenGL, мультитекстурирование, Quality, S3TC OFF, Truform=Off. Более глубокие настройки графики не менялись (по умолчанию).

Этот тест один из немногих в данном обзоре, которые более-менее заметно реагируют на скорость подсистемы памяти. Небольшой рост есть везде, но особо он заметен опять же при переходе от DDR266 к DDR333. Разница между 3.0GHz+Double DDR и 3.1GHz+DDR 412MHz лежит в пределах погрешности.

4.5. Quake 3 Arena

Тестирование в Quake 3 Arena проводилось при максимальных настройках графики в игре, без включения сжатия текстур. Версия Quake Arena - 1.27g.

Здесь уже видно, что 2-м гигагерцам вполне достаточно любой памяти кроме DDR266 (ну это мы уже слышали). А вот при 3GHz рост скорости практически линейный. Разогнанный P4-3,1GHz+DDR412 не сильно отстает.

4.6. Star Wars JK II: Jedi Outcast

Здесь также использовал максимальные настройки графики. Версия игры - 1.02а.

Повторяется ситуация как и с Quake 3.

В начале статьи я не хотел проводить такое сравнение, но после проведенных тестов решил "пролить бальзам" на больную душу. Может здесь проявят себя двухканальные чипсет/память?Для архивирования выбрал каталог файлов размером 560Mb (117 папок, 726 файлов). Сжимал архиватором WinAce v2.5, с максимальной степенью сжатия, словарем в 4096Kb и добавлением информации для восстановления (Recovery record).Кодирование в MP3 выполнял с программой Easy Audio File Converter из пакета Easy CD Extractor 5.07b2. Альбом:Madonna "Ray Of Light", 1998 год, 13 треков, 674Mb, продолжительность - 1:06:42. Сжимал в формат Stereo, Highest Quality, VBR=0(highest), Filtering=Off. Треки были предварительно сграблены на винчестер.Оба архиватора запускались в наивысшем приоритете; во время сжатия никаких программ не запускалось, почти все резиденты были выгружены из памяти и даже мышку никто не тревожил.

Результаты:

Думаю и здесь комментарии не нужны.

5. Итоги и выводы

Честно сказать, результаты тестирования меня просто "убили". Я ждал бо льшего от двухканального чипсета и памяти.Прирост скорости от использования двух планок памяти есть только в старых и уже не очень требовательных играх, а когда дело касается "серьезной" графики, то на первый план выходит мощность видеокарты (ну это вполне закономерно).Можно конечно говорить о том, что при настройках Catalyst влияние производительности видеокарты превалирует над пропускной способностью памяти и что настройки самих игр можно было бы сделать и попроще, но разве Radeon-9700Pro покупается для того чтобы играть в Low Quality?!Надеюсь, что при переходе Intel к шине в 200(800)MHz, толку от двухканальных чипсетов в играх будет больше.Единственное, что вполне определенно можно утверждать - память DDR266 строго противопоказана Pentium 4! Но, осмелюсь предположить, что из тех, кто приобрел Pentium-4, вряд ли найдутся те, кто купил память PC-2100.А вообще, сколько таких бесполезных компьютерных "примочек" у нас уже есть?

  • AGP8x - чрезвычайно "полезная" и необходимая вещь;)
  • Serial ATA - "будущее жестких дисков!", только почему-то при упоминании о нём больше говорят о тонких шлейфах, чем о росте скорости винчестеров;
  • Hyper-Threading - 3-5% прирост скорости в оптимизированных под эту технологию приложениях;
  • вот теперь еще и двухканальные чипсеты подоспели...

Можно конечно говорить о том, что все это сделано на будущее и через некоторое время будет востребовано, но никто не говорит о том, когда же именно и где?

6. После завершения тестов

После того, как все тесты были завершены мне на глаза попалась статья на IXBT про тестирование плат на чипсетах SiS-655 и 658, в итогах которой говорилось о небольшом преимуществе в скорости режима работы памяти "Dual 64bit" над "Single 128bit". Для проверки этого я включил в BIOS материнской платы режим "Dual 64 bit" и прогнал еще раз 3D Mark 2001 SE и архивирование WinAce-ом. И действительно: 3D Mark Score вырос на 100 попугаев а время сжатия сократилось на 1:28 минуты! Хоть немного полегчало:)

Эта статья была прислана на наш второй конкурс.

Твитнуть

Характеристики оперативной памяти

Нужно знать, какая память бывает, потому что не всегда удаётся найти точно такую же модель. К счастью, разных типов памяти не много и всегда можно найти замену с подходящими характеристиками. Особенно если ищете оперативную память для ноутбука - в готовый продукт ставят OEM-комплектующие, не всегда доступные в магазинах.

Форм-фактор

Внешне платы ОЗУ отличаются форм-фактором (размером). Есть DIMM - стандартный для настольного ПК, есть SO-DIMM - в два раза меньше стандартного, предназначенный для в ноутбуков. Ах да, ещё чипы оперативной памяти могут быть распаяны прямо на материнской плате - такую не заменить. DIMM, кстати, может быть низкопрофильным, с меньшей высотой. Такой вариант нужен для тех случаев, когда кулер, охлаждающий процессор, своим радиатором перекрывает разъём оперативной памяти и для стандартной DIMM просто нет места.

Тип DDR - 1, 2, 3, 4

За редким исключением, материнской платой компьютера поддерживается только один тип (поколение) памяти: тот, который сейчас установлен.

Зная только тип памяти, выводы о производительности памяти делать не стоит. DDR4 однозначно быстрее, чем старая DDR1, но между DDR2 и DDR3, DDR3 и DDR4 разница не столь очевидна, старое поколение может оказаться быстрее. Всё дело в параметрах, о которых дальше.

Тайминги

Оперативная память - это плата с распаянными на ней чипами. Внутри чипов находятся ячейки памяти, которые без электропитания хранят данные очень недолго. Нужно все время их обновлять с помощью повторяющихся электрических импульсов определённой силы, длительности и со строго выверенными паузами. Тайминги оперативной памяти - это длительность тех самых импульсов и пауз. Кстати, они настолько короткие, что измеряются наносекундами!

Чем меньше тайминги, тем быстрее можно обновить данные, тем производительней память. Меньше = лучше. Но тайминги сами по себе ничего не решают, потому что они зависят от не менее важного параметра - тактовой частоты памяти.

Тактовая частота, частота шины, пропускная способность

Тактовая частота оперативной памяти - частота (количество импульсов в секунду), с которой работает оперативная память. Измеряется в мегагерцах. Один мегагерц - это миллион импульсов в секунду. Чем выше, тем лучше.

Ещё есть тактовая частота шины («DRAM Frequency» в программе Speccy) - частота канала, по которому идёт обмен данными между оперативной памятью и процессором. Выше - лучше.

Пропускная способность - это сколько за секунду времени может быть «пропущено» данных через плату оперативной памяти. Вычисляется умножением частоты памяти на объем данных, передаваемых за один такт. Чем выше, тем лучше. Измеряется в мегабайтах в секунду. Чаще всего производителем и магазинами указывается пиковая пропускная способность - теоретическая максимальная пропускная способность. Чтобы сразить громадными цифрами покупателя, не иначе.

Объём

С каждым годом выходят всё более ёмкие платы ОЗУ. Сейчас в магазинах вы найдете платы на 512 Мб, 1, 2, 4, 8 и 16 гигабайт. Есть и больше, но только для серверов.

На данный момент 8 Гб оперативки - это комфортный минимум для игр. 4 Гб - минимум для офисного компьютера. Чем лучше, тем больше.

Так в чем измеряется скорость оперативной памяти?

Зная пропускную способность, становится проще понять, какая память быстрее. Остальные характеристики могут ввести в заблуждение. Например, у памяти может быть высокая частота, но медленные тайминги - в итоге пропускная способность будет такой же, как у памяти с низкой частотой, но быстрыми таймингами.

К сожалению, производители любят нагружать потребителя странными цифрами, обзывая память каждый по-своему. Поэтому специально для вас подготовил несколько табличек, которые прояснят ситуацию и позволят, зная тип оперативной памяти и одну из частот , узнать пиковую пропускную способность. По ней и решайте, какая память быстрее.

Стандарт Частота памяти Частота шины Пропускная способность
DDR-200 100 100 200 1600
DDR-266 133 133 266,67 2133,33
DDR-333 166,67 166,67 333,33 2666,67
DDR-400 200 200 400 3200
Стандарт Частота памяти Частота шины Пропускная способность Пиковая пропускная способность
DDR2-400 100 200 400 3200
DDR2-533 133 267 533 4267
DDR2-667 167 333 667 5300
DDR2-800 200 400 800 6400
DDR2-1066 266 533 1067 8533
Стандарт Частота памяти Частота шины Пропускная способность Пиковая пропускная способность
DDR3-800 100 400 6400 6400
DDR3-1066 133 533 8500 8533
DDR3-1333 166 667 10600 10666
DDR3-1600 200 800 12800 12800
DDR3-1866 233 933 14900 14933
DDR3-2133 266 1066 17000 17066
Стандарт Частота памяти Частота шины Пропускная способность Пиковая пропускная способность
DDR4-1600 200 800 1600 12800
DDR4-1866 233 933 1867 14933
DDR4-2133 266 1066 2133 17066
DDR4-2400 300 1200 2400 19200

В таблицах нет всех частот оперативной памяти, какие есть в магазинах - в пределах одного стандарта могут быть разные частоты. Указаны наиболее популярные.

Интересный момент: память с поддержкой высоких частот может работать и на низких. Если материнская плата поддерживает максимум DDR3 PC12800 с частотой 200 Мгц, можно воткнуть дорогую DDR3 PC17066 - она просто заработает на меньших частотах. При этом, при большом желании, можно разогнать память, снизив тайминги и получив пропускную способность выше, чем у обычной DDR3 PC12800.

Примеры: память в магазинах

Чтобы не попасть впросак, нужно уметь выбирать среди множества плат подходящую. Самое важное - чтобы подошёл форм-фактор (ноутбучную память в настольный не воткнёте!), тип и частота.

1. Оперативная память Kingston HyperX FURY Black 8 Гб (DDR3L, 8 Гбx1, 1600 МГц, PC12800, 11-11-11-32):

Производитель - Kingston. Маркетологи обозвали плату громким названием HyperX FURY Black. Название по системе производителя нам мало о чем говорит. К счастью, магазин указал характеристики.

Магазин указал в описании, что это память типа DDR3L . Буква «L» означает, что память работает на напряжении ниже обычного, поэтому будет меньше греться. «8 Гбx1» означает, что в коробке будет одна плата оперативки объемом 8 гигабайт.

Частота 1600 МГц, если посмотреть таблицу DDR3 выше, кажется неправдой. Хитрость тут в том, что из-за особенностей работы DDR3 производитель удваивает частоту в описании, поэтому у DDR3 нужно смотреть колонку «Стандарт». То есть на самом деле у такой оперативной памяти частота 800 МГц и пропускная способность 12800 мбайт/сек. Которая, кстати, указана дальше - «PC12800». Также указаны основные тайминги - 11-11-11-32, но они уже не важны - пропускная способность известна.

Такая память подойдет для большинства материнских плат, поддерживающих DDR3. Однако DDR3L стоит дороже обычной DDR3, поэтому лучше выбрать вариант подешевле.

2. Original SAMSUNG DDR3 RDIMM 16Gb < PC3-12800 > ECC Registered+PLL:

Производитель, ясное дело, Samsung. Тип: DDR3. RDIMM - значит, это регистровая память с коррекцией ошибок. Об этом говорит и надпись «ECC Registered+PLL». Объем - 16 Гб на одной плате. Пропускная способность - 12800. RDIMM работает только в серверах, на домашних ПК не заведётся! Проходим мимо.

3. Память, которая заработает в любом современном ПК, чья материнская плата поддерживает современный тип DDR4 - Kingston HyperX Fury (16 Гб x 1) DIMM DDR4 2400 МГц:

Производитель, понятное дело, Kingston. Название - Kingston HyperX Fury. Тип - DDR4, полноразмерная DIMM для настольных ПК. Объем одной платы - 16 гигабайт. Пропускная способность - 19200 мегабайт в секунду. Тайминг указан один - 15 наносекунд. Судя по CL, это CAS Latency - время, которое проходит между запросом процессора данных из памяти и моментом выдачи этих данных памятью.

Что установлено сейчас?

Надеюсь, благодаря примерам выше вы стали экспертом по выбору оперативной памяти. Ещё нужно узнать, какая память установлена сейчас.

Если компьютер работает

Можно воспользоваться программой или аналогичными:

Раздел «Оперативная память» («RAM») в программе Speccy покажет необходимое: тип («Type»), объём («Size»), частоту (DRAM Frequency) и тайминги.

Можно в разделе «Материнская плата» («Motherboard») узнать название материнской платы и поискать её описание на сайте производителя или в Яндекс.Маркете. Если ей поддерживается память с большей частотой, можно смело покупать более быструю память.

Если компьютер с неработающей ОЗУ

Ситуация: у вас на руках компьютер, который не включается, и вы точно знаете, что причина в оперативной памяти. Плата имеется, просто нельзя запустить компьютер и с помощью Speccy увидеть характеристики.

В таком случае, если это настольный компьютер и он не на гарантии, можно снять боковую крышку и аккуратно извлечь плату, открыв защелки по краям разъёма. Понятная без слов инструкция:

С ноутбуками сложнее. Память скрыта за крышкой, закрывающей всё днище ноутбука или за небольшой отдельной. Нужно искать инструкцию к своему ноутбуку и смотреть, чтобы ненароком не открутить что-нибудь не то.

Часто на сайте производителя на страничке модели вашего ноута будет PDF-инструкция с разделом «How to replace RAM». Можно и на Ютубе поискать видеоинструкцию. Например, для HP 630:

Как опознать по надписям на плате

Смотрите наклейки на плате. Часто там сразу указаны характеристики и можно просто по ним отобрать плату в любом интернет-магазине.

Но бывают сложные случаи, когда на плате есть только малопонятные надписи и ничего о частотах и пропускной способности.

1. Оперативная память из настольного ПК:

Слева видео логотип производителя - Kingston. Справа - надпись, где есть одна знакомая цифра, похожая на частоту: «KVR1333 D3N9/1G». Гуглим «Kingston KVR1333D3N9/1G» и находим плату в Яндекс.Маркете. Оказывается, такая память есть есть во многих магазинах:

Можно сразу заказывать и не заморачиваться с подбором.

2. Безымянная память из ноутбука. На наклейке есть только название производителя G.SKILL и серийный номер:

Гуглим «G.SKILL 11330000000000» и… ничего. Смотрим в каталоге производителя список имеющейся оперативки и обалдеваем: на разной памяти маркировка одинаковая!

«Спасибо» G.SKILL за одинаковые наклейки на всём товаре!

Более того, надписи на чипах памяти тоже совпадают, хотя характеристики у памяти разные.

В таком случае остается одно: идти на страничку модели на сайте производителя ноутбука и смотреть там подсказки. Обычно указывают тип памяти. Если повезет - частоту тоже. В противном случае просите у техподдержки список совместимой оперативной памяти для вашего ноутбука. По списку можно будет понять, какой частоты память поддерживается. Поверьте: покупать наугад не стоит. Может статься, что ноутбуку нужна память DDR3L, а с обычной DDR3 не работает.

Если оперативной памяти нет

Вам достался компьютер без оперативки? Странный случай.

Если это настольный ПК, ищите материнской плате надписи:

Иногда будет сразу указан тип поддерживаемой оперативной памяти. Иначе придется гуглить: крупный текст - это название модели мат. платы. На страничке материнской платы на сайте производителя вы найдете искомые характеристики.

В случае с ноутбуками ищем в Интернете модель, смотрим характеристики или спрашиваем техподдержку производителя о поддерживаемой оперативной памяти.

Вопросы и ответы

В: Для Windows XP/7/8/10/100500 сколько Гб нужно?

О: Вы работаете с программами, не с операционной системой. Поэтому смотрите системные требования игр, в которые играете, и программ, с которыми работаете.

В: У меня в компьютере установлена оперативная память с частотой ***, можно добавить с другой?

О: Можно. Обе платы ОЗУ будут работать с наименьшей общей частотой.

В: Что лучше - две планки по 8 Гб или одна на 16 Гб?

О: Две планки с одинаковым объемом будут работать в двухканальном режиме. Это означает, что общая пропускная способность удвоится по сравнению с одной. С другой стороны, на практике это не даст ощутимого прироста производительности в большинстве случаев. Так что смотрите на свой бюджет. Может быть, лучше взять одну на 16 и через год-другой добавить вторую такую же?

В: Можно ставить несколько планок с разным объемом памяти?

О: Да.

В: Станет ли быстрее компьютер, если поставить более быструю память?

О: Да. Но в большинстве случаев разницы не заметите.

В: Тормозят игры. Если добавлю больше гигабайт оперативной памяти, игры станут работать быстрее?

О: Если было дело в нехватке оперативной памяти - да. Если игре требуется более быстрая видеокарта или процессор - нет.

В: Процессоры и видеокарты разгоняют. Можно ли разогнать оперативную память?

О: Можно, но не нужно. В большинстве случаев частота и тайминги ОЗУ на производительность компьютера в реальных задачах не влияют.

В: Можно ли поставить память типа DDR3L вместе с DDR3?

О: Сам не проверял. В Интернете пишут, что можно. Лучше об этом спросить техподдержку производителя вашей материнской платы.

В: В компьютер (ноутбук) установлена память DDR3L. Можно поставить обычную DDR3?

О: Если в ноутбуке изначально стоит DDR3L, скорее всего, только она и поддерживается. Так что DDR3 не заработает.

Что-то еще?

Не стесняйтесь спрашивать в комментариях. Помогу, чем смогу.

В первых PC - персональных компьютерах измерялась несколькими килобайтами, затем счет пошел на мегабайты, а теперь уже на гигабайты. В свое время объема памяти DDR 256 Mb вполне было достаточно для работы Windows XP, а большинство игр и вовсе не требовали большого объема памяти DDR.

Однако время не стоит на месте и выбор оперативной памяти расширился. Сегодня можно купить и установить оперативную память DDR3 или DDR4 в любом компьютерном магазине. Современные операционные системы и программное обеспечение требуют использование памяти с высокой пропускной способностью.

В настоящее время в компьютерных магазинах можно купить оперативную память любых типов и любого объема. Различий в стоимости памяти между DDR3 и DDR4 практически нет. Стоимость определяет лишь пропускная способность. Память одинакового объема может стоить несколько десятков долларов или несколько сотен, и вовсе не значит, что дорогой вариант будет лучше. Все определяется требованиями программного обеспечения и ресурсы памяти не будут использованы по максимуму.

Оперативная память (ОЗУ - оперативное запоминающее устройство ) - часть системы памяти компьютера, в которую процессор может обратиться за одну операцию.

Во время работы компьютера в оперативной памяти хранятся данные запущенной программы, которые обрабатывает центральный процессор, иначе выполняет функцию посредника между программой и процессором. Объем таких данных изменяется в реальном времени и вся информация, обрабатываемая ОЗУ исчезает после выключения компьютера.

Спустя годы работы компьютера, бывает необходима замена обперативной памяти для ускорения работы

В современных компьютерах, выполнена по технологии DRAM (Dynamic random access memory - динамическая память с произвольным доступом).

Наши специалисты помогут Вам определиться с выбором, подберет необходимый тип памяти и установит на Ваш стационарный компьютер или ноутбук. В Казани цена не более 300р.

При выборе оперативной памяти необходимо учитывать следующие характеристики:

  • Тип памяти
  • Пропускная способность памяти
  • Латентность (тайминги)
  • Объем памяти

тип оперативной памяти

В зависимости от форм - фактора материнской платы будет зависеть тип используемой оперативной памяти. Например, в разъем для подключения типа памяти DDR2 невозможна установка оперативной памяти типа DDR3. Форм - факторы предназначены для предотвращения ошибочного подключения оборудования. Модуль одного типа памяти невозможно вставить в разъем предназначенный для другого типа, тем самым исключается возможность повреждения модуля и самой материнской платы.

DDR

DDR (double data rate - двойная скорость передачи данных) - Модуль памяти (PC-200, PC-400) имеет 184 контакта и стандартное напряжение питания 2,5 В, в настоящее время этот тип памяти устарел и практически не используется.

DDR2

DDR2 Устаревший используемый тип памяти. DDR2 позволяет делать выборку сразу 4 бита данных за такт (4n-prefetch), а DDR только 2 бита за такт (2n-prefetch), т.е. способна передавать на каждом такте шины памяти 4 бита информации из ячеек микросхемы памяти в буферы ввода-вывода. Модуль выполнен в виде печатной платы с 240 контактами (по 120 с каждой стороны) и имеет стандартное напряжение питания 1,8 В.

DDR3

DDR3 - позволяет за такт делать выборку 8 бит данных (8n-prefetch). Модуль также как и DDR2 выполнен на плате с 240-контактами, а стандартное питающее напряжение всего 1,5 В. Энергопотребление памяти DDR3 приблизительно на 40% меньше, чем у памяти DDR2, что очень важно для ноутбуков и мобильных систем.

Типы памяти

Тип модулей Рейтинг Частота шины Пропускная способность (одноканальный режим), Мб/сек Пропускная способность (двухканальный режим), Мб/сек
PC2-5300 DDR2-667 333 МГц 5300 10600
PC2-6400 DDR2-800 400 МГц 6400 12800
PC2-8500 DDR2-1066 533 МГц 8500 17000
PC3-6400 DDR3-800 400 МГц 6400 12800
PC3-8500 DDR3-1066 533 МГц 8500 17000
PC3-10667 DDR3-1333 667 МГц 10600 21200
PC3-12800 DDR3-1600 800 МГц 12800 25600

Наши инженеры на выезде произведут замену оперативной памяти на вашем ноутбуке или комьпютере быстро. Цена в пределах 300р. по Казани.

пропускная способность

пропускная способность непосредственно влияет на скорость работы компьютера. Для оптимального взаимодействия, пропускная способность шины оперативной памяти должна соответствовать пропускной способности шины процессора.

Например, если в системе установлен процессор Intel core 2 duo E6750 с системной шиной (FSB) 1333 МГц и пропускной способностью 10600 Мб/с, то можно установить 2 модуля памяти PC2-5300 с пропускной способностью 5300 Мб/с каждая, которые в паре будут обеспечивать ту же пропускную способность (10600 Мб/с).

Установка двух модулей памяти - позволяет использовать двухканальный режим. Для двухканального режима необходимо, чтобы модули памяти были одного производителя, объема, и частоты. Оптимальней всего использовать так называемые Kit-ы. Kit - это набор, обычно состоящий из двух модулей памяти, которые уже оптимизированы для работы в двуканальном режиме. Конечно, можно использовать память с большей пропускной способностью, типа PC2-6400, но существенного увеличения производительности вы не получите. К тому же модули с большей частотой имеют большие тайминги (задержки), которые ухудшают быстродействие. К примеру, производительность в играх будет выше, если ниже тайминги.

латентность (тайминги)

латентность (тайминги ) - Временные задержки сигнала. Значения таймингов обычно имеют вид, например, 3-3-3-9 или 4-4-4-12. По порядку это CAS Latency, RAS to CAS Delay, RAS Precharge Time и DRAM Cycle Time Tras/Trc. Проще говоря, чем ниже тайминги оперативной памяти, тем лучше при условии работы в двуканальном режиме двух идентичных модулей.

объем оперативной памяти

объем оперативной памяти - чаще всего применяются модули объемом 512Мб, 1024Мб (1Гб) и 2048Мб (2Гб). Оперативной памяти не бывает много, чем больше будет, тем лучше.

Для компьютера, который используется для выхода в интернет и для работы с офисными программами, вполне достаточно установленой оперативной памяти 1Гб. Для оцифровки видео, работы с графикой и для игр нужно иметь, как минимум 2 или 4Гб.

Из наиболее стабильно работающих модулей памяти можно выделить следующие бренды:

Samsung, Corsair, OCZ, Transcend, Kingston, Patriot.

Специалисты нашей компьютерной помощи помогут выявить неисправность оперативной памяти , момогут с выбором и произведут установку на дому за считанные минуты.

Мы продолжаем серию статей по разбору основных характеристик видеокарты, и на очереди у нас: пропускная способность памяти, а также прямо влияющий на неё показатель – ширина шины памяти видеокарты.

Ширина шины или сколько бит «нужно»

Ширина шины памяти – важнейший параметр, который косвенно влияет на общую производительность видеокарты. Сама по себе шина – это канал, соединяющий память и графический процессор видеокарты. А от ширины шины зависит количество данных, которое может быть передано графическому процессору и обратно в память за единицу времени. Соответственно, чем больше ширина шины видеопамяти, тем лучше. Рост производительности особенно заметен в требовательных играх, которые подкреплены утяжелением в виде максимального сглаживания и анизотропной фильтрации .

Теперь, давайте рассмотрим несколько популярных классов «битности» шин памяти:

64 бита - довольно популярный класс видеокарт бюджетного сегмента рынка. Видеокарты с такой шиной позиционируются для «облагораживания» бюджетных систем (но и то, там зачастую царят интегрированные решения), а также домашних ПК с нетребовательными задачами к графической производительности системы. Особенно смешно смотрятся такие видеокарты с большим объёмом видеопамяти на борту.

128 бит – средний класс. Изредка, можно увидеть в бюджетных видеокартах, и очень часто в видеокартах middle-сегмента. Зачастую, такие видеокарты пригодны для полноценных домашних систем, с довольно широкими игровыми задачами, но часть игр всё равно будет «неподъёмной» для данного класса.

256 и 384 бит – топовый класс. Зачастую, «идёт» в сочетании с отменными частотными показателями, как памяти, так и ядра, безусловно, – это максимальная игровая производительность для всего и сразу.

Но, хотелось бы подчеркнуть, что данная классификация является очень и очень условной, потому что нельзя оценивать видеокарту по одной лишь ширине шины памяти. К тому же, сама по себе «битность», влияет на производительность лишь с жёсткой зависимостью от частоты видеопамяти. Эти два параметра рассчитывают пропускную способность памяти видеокарты (ПСП).

Поэтому, чтобы уверенно говорить относительно оптимальной величины шины, нужно рассматривать всё в комплексе, то есть, саму ПСП. Чем мы сейчас и займёмся.

Пропускная способность памяти

Как уже говорилось выше, данный показатель зависит от двух параметров: частоты памяти и ширины шины.
С помощью нехитрой формулы можно найти пропускную способность памяти, к примеру, какой-нибудь из видюшек на чипе Radeon HD 7970.
Возьмем модель с эффективной частотой памяти 6000 МГц и шириной шины 384 бита (48 байт если перевести). ПСП= эффективная частота памяти х ширину шины памяти = 6000 х 48 = 288 Гбайт/с. Величину ПСП также можно посмотреть с помощью специальных программ, к примеру, GPU-z.

Также, предлагаю ознакомиться с довольно интересной шкалой актуальности ПСП современных видеокарт. Конечно, тут тоже всё очень неоднозначно - ведь «не одной лишь ПСП живём», но всё же, вполне логичную зависимость можно отследить:

Какая же ширина шины оптимальна? Ответ на данный вопрос для каждого случая будет отличаться. Во-первых, нужно отталкиваться от задач, которые будут выполняться с помощью будущей системки. Во-вторых, необходимо помнить про баланс в параметрах видеокарты. Поэтому для определенной конфигурации, должна быть подобрана видеокарта с определенной шириной шины и другими показателями. И зависят они от задач и только от них.

ПСП на пару с шириной шины, не сделают «погоды», если видюшка укомплектована слабым графическим процессором , с плохими частотными показателями. GPU просто не сможет «переваривать» те объёмы данных, которые буду поступать по более быстрой шине.

Поэтому, как итог, можно еще раз смело напомнить: баланс и еще раз баланс!