Руление. Приоткрываем завесу: как пилоты управляют самолетом "одной левой"

В современных условиях, когда вместе с ростом технического прогресса возрастает и риск возникновения опасных ситуаций, очень важно быть подготовленным к любым непредвиденным обстоятельствам. И если вы любите летать, то не будет лишним и научиться управлять самолетом - хотя бы освоить некоторые азы этого управления, чтобы помочь пассажирам и экипажу, если вдруг возникнет такая необходимость. И конечно, статья будет полезна и тем, кто любит авиацию, но не знает с чего начать.

Инструкция, как управлять самолетом

Опустим процедуру взлета, так как даже в случае возникновения проблем (не дай Бог, конечно) пассажир ничего сделать не сможет. Механизм взлета отрабатывается отдельно и нужны часы тренировок и специальные тренажеры, чтобы его освоить. Представим, что внештатная ситуация произошла во время полета. Вы заходите в кабину управления самолетом. Занимайте левое кресло первого пилота, то есть капитана судна. Здесь вы найдете все, что необходимо для того, чтобы направить самолет на нужный курс и совершить посадку. Для начала сориентируйтесь в пространстве. Нос самолета не должен быть задран вверх (видно, в основном, небо) и не должен «клевать» (видна преимущественно земля). Для выравнивания используем штурвал. Позаботьтесь о том, чтобы не делать резких движений - все маневры нужно совершать плавно. Если потянуть штурвал на себя, самолет начнет набирать высоту, если от себя - будет опускаться вниз. Вы, наверное, играли в авиасимуляторы на компьютере - здесь все нужно делать примерно так же, как и управлять самолетом онлайн.

Выравниваем самолет по авиагоризонту

А что делать, когда нет возможности сориентироваться в пространстве? Это может происходить, например, в условиях густой облачности. В этом случае используем прибор под названием авиагоризонт. Этот специальный указатель вы легко узнаете по синему цвету неба и коричневому цвету земли на экране. В середине авиагоризонта расположена буква «W», обозначающая крылья самолета. Правильное положение горизонта, свидетельствующее о том, что самолет летит ровно - когда синяя часть находится вверху (небо), а коричневая - внизу (земля) и между ними проходит по центру ровная горизонтальная полоса. Если картина другая, берем штурвал и с его помощью медленно и постепенно выравниваем положение воздушного судна.

Связываемся с диспетчерской службой

Выполнив одну важную задачу по выравниванию самолета, приступаем к другой - сообщаем диспетчеру о своей ситуации. Для этого нажимаем специальную кнопку, расположенную прямо на штурвале - под большим пальцем. Однако здесь есть одно но - нажав на эту кнопку, вы можете отключить автопилот, поэтому если не уверены - используйте для переговоров радио, расположенное несколько ниже окна - слева от сиденья пилота. Нажимайте и удерживайте кнопку, чтобы что-то сказать и отпускайте, чтобы слушать. Для запроса нажмите кнопку и произнесите SOS или Mayday. Теперь назовите себя и объясните, что у вас случилось. Если рейс международный, лучше говорить по-английски - этот язык понимают все авиадиспетчеры. Если ответа на заранее настроенной частоте нет, тогда перенастройте приемник на частоту VHF (УКВ) - на 121,5 Мгц - ее постоянно мониторят все спасательные службы. Панель настройки частоты расположена обычно на приборной панели - между креслами первого и второго пилотов, либо напротив капитана. После того, как связь установлена следуйте в точности указаниям авиадиспетчера.

Посадка

Здесь могу вас обрадовать: большинство самолетов до определенного момента совершают посадку автоматически. Однако когда до земли останется метров 30, нужно будет слегка потянуть штурвал на себя и как только основные стойки шасси коснутся земли, направить штурвал от себя для выравнивания так, чтобы земли коснулась и передняя стойка. Только не забудьте перед этим выпустить шасси - ручка находится на передней приборной панели справа от центрального пульта. Теперь убираем тягу, для чего переводим в заднее положение рычаги управления тягой. В верхней части рулевых педалей расположены тормоза - нажимайте на них, постепенно снижая скорость. Если происходит съезд с ВПП (взлетно-посадочной полосы), корректируйте направление с помощью рулевых педалей. Вот и все, осталось только сказать о нескольких правилах, которые помогут вам избежать многих неприятностей, если потребуется управлять самолетом:

  • Недалеко от рычагов управления тягой находятся переключатели для задействования закрылок или предкрылок - они помогают снизить скорость самолета и поддерживать горизонтальный курс на малой скорости. Только активируйте их вовремя: если некому подсказать (нет связи), обратитесь к TOLD - таблице взлетно-посадочных данных (от англ. take off and landing data).
  • Если найдете указатель скорости, смотрите, чтобы скорость (она всегда указывается относительно воздушного потока) была в зеленой зоне - это значит, что самолет летит нормально. Проблемы могут возникнуть, если скорость в красной зоне - в этом случае ее необходимо увеличить, иначе это может приобрести к катастрофическим последствиям, то есть к крушению воздушного судна. Скорость может измеряться в узлах, а может - в километрах в час. На какой скорости заходить на посадку, узнайте у диспетчера. Для больших самолетах это обычно 130 узлов или 240 км/ч, а для маленьких - 70 узлов или 130 км/ч. На этой скорости рекомендуется открывать закрылки и выпускать шасси. Скорость полета большого гражданского самолета должна быть на уровне 370 км/ч (200 узлов).

И помните - научиться управлять самолетом реально, главное, сохранять спокойствие и следовать инструкции. Кстати, для того, чтобы лучше понять, как же устроен самолет гражданской авиации, скачайте и установите авиасимулятор Microsoft Flight Simulator X или 2012 - эта отличная программа обучит вас многим тонкостям управления воздушными судами. Ведь любой сегодня сначала учится управлять самолетом онлайн, а уже затем пересаживается за штурвал реального самолета.

Игра "ГТА: Сан-Андреас" - это, пожалуй, наипопулярнейшая игра из серии, вышла она в далеком 2004 году в октябре, и сразу же обрела популярность. Открытый мир, множество видов деятельности, увлекательный геймплей и многое другое игры в то время не могли предоставить, а вот "ГТА: Сан-Андреас" могла.

Среди всего обилия видов развлечений в игре игроки могут сесть за штурвал разномастных самолетов. Однако, как несложно догадаться, управление у них отличное от того, какое присутствует у автомобилей. Из-за этого многие игроки сперва терялись и не раз разбивали свои летательные аппараты. В статье же мы поговорим о том, как управлять самолетом в "ГТА: Сан-Андреас". Данная инструкция поможет каждому запросто освоить азы управления всеми летательными аппаратами в игре.

Где найти самолет

Но перед рассказом о том, как управлять самолетом в "ГТА: Сан-Андреас", стоит поговорить, где можно найти и как заполучить тот самый самолет.

Чтобы долго не разглагольствовать, стоит сразу перейти к сути. Самолет вы можете обнаружить в аэропортах города. Но загвоздка заключается в том, что многие могут не знать, где эти аэропорты находятся. Не беда, в этом случае можно воспользоваться маленькой хитростью - чит-кодами. Пожалуй, это самый простой способ, как найти самолет в игре. Точнее, вы даже его и искать не будете, он сам перед вами появится.

Итак, чтобы заполучить самолет, вам нужно прописать один из следующих чит-кодов: JUMPJET или URKQSRK. Первый код материализует перед вами военный истребитель, на борту которого размещены ракетные установки и специальные ловушки для отвода от себя вражеских ракет. Второй код предоставит вам маленький самолетик - биплан на поршневом двигателе. Никакого вооружения у него нет, но зато он более поворотливый.

К сожалению, чит-коды не позволят вам получить самый большой самолет в "ГТА: Сан-Андреас", данную "птичку" нужно будет находить самому. А располагается она в аэропорте в городе Лас-Вентурасе.

Способы управления самолетом

После того как мы разобрались, где можно найти самолеты в игре, можно поговорить о том, как управлять самолетом в "ГТА: Сан-Андреас".

К счастью, практически все аппараты управляются одинаково, за исключением всего одного - военного истребителя. Но о нем чуть позже. Сейчас же давайте разберем пассажирский самолет в "ГТА: Сан-Андреас", который можно найти в аэропорту Лос-Сантос Интернешнл, он располагается в самом низу карты.

Итак, забравшись в самолет, вам нужно его будет изначально выгнать на взлетную полосу, чтобы осуществить разгон. Для этого используйте кнопки W и S. С помощью W вы будете двигаться по направлению вперед, а зажав S, сможете ехать задом. Также, чтобы корректировать свое направление, используйте клавиши Q и E, поворачивая нос самолета влево и право соответственно.

Итак, вы стоите на взлетной полосе и готовы уже подняться в небо - нет ничего проще. Для этого зажмите клавишу W и постепенно набирайте скорость, как только вы разгонитесь до предела, зажмите кнопку со стрелкой вниз (↓) и самолет начнет набирать высоту. Теперь вы можете управлять рулями высоты, нажимая вниз (↓) или вверх (). Для поворота влево или вправо вы можете пользоваться все теми же Q и E, но дабы совершить быстрый разворот, поверните крылья в вертикальное положение, используя клавиши A или D, в зависимости от того, куда собрались повернуть, и зажмите клавишу вниз (↓). Поначалу будет неудобно, и, возможно, вы пару раз разобьете аппарат, но со временем вы всему научитесь.

Как управлять военным истребителем

Вот вы и узнали, как управлять самолетом в "ГТА: Сан-Андреас", но это мы разобрали обычный пассажирский самолет, теперь давайте поговорим о военном истребителе, так как его управление немного отличается.

Отличие несущественное: дело в том, что взлет у него осуществляется вертикально, для этого используются реактивные турбины. То есть, сев в аппарат и зажав W, вы не будете набирать скорость, вы просто будете взлетать вверх. Чтобы перейти, так сказать, в обычный режим полета, вам нужно выровнять турбины горизонтально.

Чтобы это сделать, изначально наберите нужную высоту, а после этого зажмите и удерживайте примерно три секунды клавишу 8 на Num-Pud. Все, теперь самолет управляется так же, как и пассажирский. Кстати, посадку вы можете осуществить так же или, переведя турбины в вертикальное положение и сбросив тягу, - решать лишь вам.

Теперь вы окончательно узнали, как управлять самолетом в "ГТА: Сан-Андреас".

Мечта стать пилотом наверняка была у каждого ребенка. Все мы, особенно будучи маленькими детьми были в восторге от полетов на самолете: для нас это было необычно, и вызывало неимоверный восторг. На сегодняшний день пилотом может стать каждый из нас, и для этого нет необходимости затрачивать большую сумму денег и проходить длительное обучение.

Как стать пилотом малой авиации

Любой летчик, даже коммерческий, должен закончить курсы пилотирования малой авиации. Для этого, ему необходимо будет пройти медицинскую комиссию ВЛЭК. Будущий пилот должен соответствовать следующим параметрам:

  • Вес от 48 до 110 килограмм, допускается избыточный вес — не более чем первая стадия ожирения.
  • Рост от 155 до 190 сантиметров, сидя — до 95.
  • Отсутствие серьезных травм и операций за последние 6 месяцев, а также отсутствие переломов за последние несколько лет.
  • Заболевания, связанные с работой сердца, различные дефекты речи, дистрофия или нарушения в зоне ЛОР-органов могут поспособствовать тому, что вас посчитают непригодным для пилотирования.
  • Наркотическая и алкогольная зависимость также может загубить ваше желание стать пилотом.

Также, вас будут неоднократно проверять на физическую подготовку во время прохождения медицинской комиссии и при прохождении самих курсов. Пилот должен быть крепким и здоровым мужчиной, возраст которого от 17 до 55 лет (в различных заведениях этот диапазон может отличаться).

После успешного прохождения медицинской комиссии ВЛЭК, вам выдадут необходимые для поступления документы. Поступать можно в любых городах, где есть летное училище или курсы пилотирования: самые крупные и известные находятся в Ульяновске и Санкт-Петербурге.

Как правило, длительность обучения пилотов малой авиации длится от 3 месяцев до двух лет, в зависимости от типа самолета и типа обучения. Как правило, обучение представляет собой от 150 теоретических часов и от 8 часов живого налета на самолете, два из которых проходят ночью.

Если же у вас преобладает желание стать коммерческим пилотом и пилотировать пассажирский самолет, то после окончания курсов пилота малой авиации вам необходимо закончить соответствующие курсы на самолет определенного класса.

Как стать пилотом коммерческой авиации

Окончив курсы летчика малой авиации, вам предоставляются соответствующие документы и возможность пилотировать двухместные самолеты. В случае, если вы хотите продолжить обучение и стать пилотом пассажирского лайнера, вам необходимо найти соответствующее учебное заведение.

Каждое крупное авиационное училище предоставляет своим учащимся возможность пройти обучение на определенном типе самолетов. В данном случае, вы сами выбираете на каком самолете хотите летать: это может Боинг, Аэробус, или же любой другой пассажирский лайнер.

Для обучения вам может потребоваться повторное прохождение медицинской комиссии. В обучение входит от 220 часов теории и от 40 часов практических полетов.

Основы пилотирования самолета и его авионика

Каждый самолет имеет свои отличия, однако их авионика очень похожа. Главным элементом управления любого самолета является штурвал. Это может быть как и сам штурвал, так и джойстик. В случае с штурвалом, управление очень простое и удобное: отклонение от себя опускает нос самолета вниз, отклонение к себе — поднимает его. Поворот штурвала вправо разворачивает его вправо, поворот влево — влево. В случае с джойстиком управление такое же, однако менее удобное.

Каждый самолет имеет ряд приборов, которые позволяют ему следить за высотой, скоростью и другими показателями. На фотографии изображена цифровая авионика советского ТУ-154, однако в большинстве самолетов ее заменяют электронные мониторы. Вся авионика продублирована для первого и второго пилота каждого пассажирского лайнера.

  1. Вертикальная скорость самолета. Данный показатель отображает скорость подъема самолета. Необходимо во время взлета для избежания резкого подъема и контроля набора высоты.
  2. Горизонт отображает угол подъема, наклона и поворота самолета. Необходимо для понимания положения самолета на большой высоте.
  3. Отображает курс полета лайнера, значения — от 0 до 360 градусов, курс пилоту сообщает авиадиспетчер определенной зоны полета самолета.
  4. Скорость полета, часто на данной панели отображается посадочная скорость и скорость сваливания. Также, красной зоной обозначается максимальная скорость полета, превышать которую не рекомендуется.
  5. Крен самолета — отображает горизонтальный угол поворота самолета в воздухе и поворот рулевого колеса на земле.
  6. Блок управления двигателями и шасси. Позволяет быстро запускать или останавливать двигатели, следить за тягой и выпуском шасси.

Каждый современный самолет имеет встроенный компьютер, который намного облегчает управление самолета. Бортовой компьютер предоставляет пилотам много функции: встроенный рельеф местности, месторасположение и высота всех взлетно-посадочных полос, встроенный контроллер тяги, топлива и двигателей. Компьютер оснащен полноценным автопилотом, который позволяет самолету совершать взлет, полет и посадку в полностью автоматическом режиме. Также, компьютер предупреждает о поломках на борту.

Однако, несмотря на широко развитые технологии, авиакомпании и производители авиатехники все еще не доверяют системам автопилота, и продолжают обучать новых пилотов. Хороший летчик всегда ценится лучше, чем система автопилота, ведь если компьютер откажет, кому-то придется управлять лайнером.

С автомобилем все понятно: куда крутишь руль, туда и поворачивают передние колеса. У самолета вроде бы тоже есть руль, но что у него там поворачивает? Колес-то нет! Читайте всплывающие подсказки на схеме, чтобы разобраться.

1. Заглянув в кабину пилотов Boeing, вы увидите штурвал, а на борту Airbus - ручку управления самолетом (РУС), что-то вроде джойстика. Работают они одинаково, а форма “руля” сегодня - просто дань традициям.

2. Посмотрев на крыло через иллюминатор, легко заметить, что отдельные его части движутся. Они называются аэродинамическими поверхностями. Именно ими управляет пилот, поворачивая и наклоняя штурвал.

3. Потянув штурвал на себя, пилот отклоняет вверх руль высоты (красная стрелка). Давление встречного воздуха на нем возрастает, и задняя часть самолета опускается вниз. В результате крыла увеличивается, и самолет набирает высоту. Чтобы сбросить высоту, пилот отдает штурвал от себя, опуская руль высоты и уменьшая угол атаки крыла.

4. Поворачивая штурвал, пилот управляет элеронами. Эти аэродинамические поверхности работают в противофазе. Если левая поднимается, толкая левую консоль вниз, то правая опускается, направляя правую консоль вверх, и наоборот.

5. Педали соединены с рулем направления. Толкая от себя правую педаль, пилот направляет нос самолета правее, и наоборот.

7. На многих самолетах педали можно не только толкать, но и наклонять, управляя колесными тормозами: правая педаль притормаживает правое колесо, левая - левое. Так осуществляется руление на земле.

Управление самолетом — целое искусство, требующее от постоянной сосредоточенности, внимания и собранности. Достаточно отвлечься всего на несколько минут, чтобы самолет попал в трудную ситуацию, из которой не всегда возможно выйти. И уж тем более его управление можно доверять только пилотам с соответствующими документами.

Как управлять самолетом и кто управляет самолетом — пилот или летчик? На самом деле, большую часть перелета самолетом руководит бортовой компьютер или автопилот, как его еще называют. же нужно следить за показаниями датчиков. Если что-то пойдет не так, им нужно сразу вмешаться.

Первое, что делают пилоты перед тем, как подняться на борт , это осматривают сам лайнер . Конечно, его проверяют механики , но всегда следует повторить процедуру во избежание возможной аварии . Есть ли какие-либо повреждения или даже небольшие царапины. Особое влияние следует уделить двигателям. Туда могут случайно попасть птицы.

Проверка самолета перед взлетом — одна из обязанностей пилота.

Когда вы зайдете в кабину, осмотрите внимательно все устройства , которые перед вами находятся.

Проверьте руль и закрылки — они должны двигаться плавно. Не забудьте о и резервуарах с маслом. Нужно сверить, совпадает ли их уровень с допустимым. Также надо заполнить документы по распределению груза на борту. Нельзя допускать, чтобы произошла перегрузка.

Еще одна важная деталь заключается в том, что между есть важное отличие в том, что касается управления самолетом. В Боингах установлены штурвалы , тогда, как в Аэробусах их заменяют Сайдстики (Sight Stick) . Это ручка управления самолётом. Именно они позволяют управлять самолетом в воздухе — задавать движение вперед, вправо или влево. Это и есть ответ на вопрос: “Как называется руль в самолете?”

Кабина пилотов в Боинге.

Их также нужно проверить — мягко ли, но при этом энергично они двигаются.

Взлет

Это одна из самых важных составляющих любого полета . Как известно, именно при или посадке случаются большинство аварий.

В первую очередь, пилот вносит всю информацию о точке отбытия в бортовой компьютер. Это код аэропорта, долгота и широта, номер полосы и систему выхода, данные по ветру, топливу и т.д. У Боинга, например, таких компьютеров два, и они входят в так называемую Flight Manager System.

Далее идет проверка кабины, когда второй пилот зачитывает Pre-Flight Check List (Это список тех команд, которые нужно проверить перед взлетом). Он зачитывается исключительно на английском языке , так как все органы управления самолетом на панелях обозначены английскими словами.

Overhead system.

При этом, проверяется вся Overhead System (Это все те датчики и приборы, которые находятся над головой пилотов). Там находятся система кондиционирования в салоне, противопожарные системы, топливные системы, системы по регулированию температуры в кабине и много-много других. Принцип тут такой — чем дальше от пилота те или иные системы, тем они менее важны.

Некоторые из них отличаются по цветам — есть темно-серые и светло-серые. Это сделано для того, чтобы в случае пожара и, как следствие, задымления кабины пилот сквозь кислородную маску мог их различать.

Пилот запускает двигатели, информируя об этом техника . Выставляет скорость на панели Flight Control Unit (она находится прямо перед пилотами. Там расположены задатчики скорости, высоты и курса).

Затем нужно выпустить закрылки и вырулить на взлетно-посадочную полосу. Получив разрешение от диспетчера взлета на взлет, вывести двигатели примерно на 40% их мощности. После этого, отрываемся от полосы, убираем шасси и одновременно с этим набираем скорость. Закрылки полностью убираются. Последнее, что выполняется, это включение автопилота.

Полет

По сути, во время самого полета пилоты должны только контролировать самолет . Управляет же им автопилот. Только в экстренных случаях, автопилот отключается во время полета, и пилот сам регулирует полет. На Аэробусах кнопка отключения автопилота находится на Сайдстике и специально окрашена в ярко-красный цвет.

Кабина пилотов в Аэробусе.

Проверять нужно время от времени и Overhead System . Там действует “принцип темной кабины” . Иначе говоря, все датчики и системы должны быть зеленого, белого или синего цвета . Они просто оповещают о своей работе. Если какая-то из них приобретает желтый цвет, это значит отказ системы. Красный может означать пожар.

Если мы говорим о Боинге, то там установлен штурвал, которым надо управлять плавно, но энергично. Опытные летчики отмечают, что те, кто только учатся на пилота, обычно пытаются резко им дергать. Или просто вцепляются в него. Это неправильно. Мягкие и твердые движения — так надо двигать штурвал.

На Аэробусах Сайдстиком тоже нужно управлять спокойно и не рывками . Сами пилоты отмечают, что при управлении самолетом при помощи Сайдстика не чувствуется обратной связи. То есть, поворачивая самолет в ту или иную сторону, вы это не почувствуете. Тогда как за штурвалом ощущается каждое движение.

При возникновении каких-то проблем, будь то отказ одного из двигателей или пожара, компьютер сам показывает, где и что не так . На дисплее отображается и какие кнопки надо нажимать в этом случае. На всякий случай, в кабине есть и руководство по использованию самолета. Там расписано все, что нужно делать, при любой нестандартной ситуации.

Также во время полета КВС (Командир воздушного судна) и второй пилот должны контролировать друг друга. Если ошибется один, второй поправит. Их всего двое, поэтому они обязаны координировать действия друг друга.

Видео “Как управлять самолетом” представлено чуть ниже.

Посадка

При посадке в бортовой компьютер снова заносится вся нужная информация — код аэропорта прибытия и т.д., чтобы он сам уже смог выстроить траекторию, по которой будет снижаться.

Только во время взлета и посадки пилот отключает автопилот.

Нужно выставить высоту и нажать режим смены эшелона. Также выставляется курс, и постепенно происходит снижение.

Происходит уже переход в глиссаду (это траектория снижения самолета) и собственно сама посадка. При этом, включается малый газ и реверс.

Конечно, это упрощенный вариант набора тех действий, которые совершают пилоты при регулировании действий самолета, но они основные.