“Российский Православный Университет”. Светлый вечер с игуменом Петром (Еремеевым) (24.03.2016)

Беседу вела Наталья Топоркова

Семья — подобие Церкви

Интервью с игуменом Петром Еремеевым, ректором Российского православного университета и Православного института святого Иоанна Богослова, настоятелем московского храма во имя апостола Иоанна Богослова под Вязом, доктором теологии на тему: «Семья — подобие Церкви».

— Дорогой отец Петр! Фонд «Русская Береза» почти 9 лет работает с проблемами многодетных и неполных семей, а также детей-сирот из русской глубинки. По опыту нашей работы: моральное, нравственное и духовное положение народа пока очень плачевное. Большая часть подопечных фонда — матери-одиночки, которые рожают детей от разных мужчин, даже не вступая с ними в брак. Как Вы считаете, почему такое происходит? Вследствие чего? (вопрос главного редактора газеты «Русская Береза» О. М. Гарнаевой)

— Установление семьи — это глубоко религиозное явление. Ведь семья — это проекция горнего мира. В Священном Писании мы видим полное раскрытие этого понятия. Семья устраивается по подобию Церкви, глава которой есть Христос, а все остальные — ее члены, и поэтому семья гармонично воспринимается как малая Церковь. Целью брака является подготовка брачующихся и их детей к вхождению в Божье Царство через научение разделять радости, терпеть скорби, преодолевать житейские проблемы, через совершенствование любви.

В советский период, когда насаждался атеизм, было разрушено религиозное восприятие семейных ценностей и осталось понимание семьи лишь как ячейки земного общества. В атеистической концепции мира семья ведь не воспринимается как институт, способствующий совершенствованию личности человека, обожению человека. Именно поэтому семья рассматривалась как инструмент организации масс и воспроизводства.

В такой концепции связь мужчины и женщины лишается сакрального значения и низвергается в земные страсти. К сожалению, в современном восприятии многих людей мы видим именно такое понимание брака — как совместной организации быта, рождения и воспитания детей. И сегодня это еще не самый плохой вариант.

Для человека верующего в семье все имеет духовный смысл. Семейная жизнь как лестница, на которой первая брачная ночь, рождение ребенка, преодоление препятствий и умножение радости есть ступени в духовном развитии, венец которого — вхождение после земной жизни в Небесное царство. Такое христианское понимание брака создает в высшей мере крепкую мотивацию для супругов и детей преодолевать любые угрозы семье. Теперь, когда утеряно это понимание, серьезное испытание может легко разбить брачную связь за считанные годы, месяцы, а порой даже и дни.

Что касается такого явления как матери-одиночки, то это прямое следствие той глобальной проблемы упрощения высокого понимания отношений мужчины и женщины, о которой я упомянул выше. К большому сожалению, случайные связи, а нередко безответственное отношение мужчины в итоге приводят к одиночному материнству. Едва ли мы в праве сегодня обвинять тех женщин, которые послушались голоса совести и сохранили детей, даже понимая, что им суждено воспитывать их без отца. При этом ведь нередко мать сохраняет ребенка вопреки давлению близких людей — родителей и подруг, которые уговаривают ее сделать аборт. Я убежден, что общество обязано заботиться об одиночных матерях.

Ваша диссертация 1999 г. «Проблемы реформирования высшей духовной школы в России в начале XX века» рассказывает о назревшей идейной борьбе в академическом образовании. Как эти проблемы повлияли на ход истории? (вопрос главного редактора газеты «Русская Береза» О. М. Гарнаевой)

— Мой выбор темы был связан с тем, что в то время проходил первый этап реформирования духовных учебных заведений, и мои коллеги и друзья по Московской духовной академии живо интересовались этой проблематикой.

Мне эта тема представлялась одной из важных в жизни Церкви, поэтому я решил ее изучить в рамках научного исследования. В ходе работы я увидел много общего между вызовами Церкви и ее системе образования тогда и сегодня, много нового узнал о сущности реформы дореволюционного духовного образования, о ее связи с процессами в Церкви и общества того времени.

Реформы духовного образования конца XIX — начала XX века были вызваны тем, что их инициаторы понимали несоответствие положения вещей в церковном образовании текущим задачам церковного служения. Мы видим, что именно вследствие преобразований, которые серьезно изменили саму систему работы в духовных академиях и семинариях во второй половине XIX века, произошел такой яркий рассвет духовного образования в начале века XX. Весь тот колоссальный потенциал, который послужил во благо Церкви через подготовку и проведение Поместного собора, был сформирован благодаря тем реформам. Они позволили усилить научные школы в духовных академиях и впоследствии сильно повлияли на светскую университетскую жизнь, особенно, на изучение философии и истории в конце XIX — начале XX века. Поэтому я думаю, что очень многие положительные моменты в развитии Церкви, которые мы видим в конце XIX века — начале XX века были обязаны реформам духовного образования той поры.

— Существует ли сейчас проблемы в духовном образовании? Отличается ли современное духовное образование от дореволюционного? (вопрос главного редактора газеты «Русская Береза» О. М. Гарнаевой)

— Сегодня мы наблюдаем тенденцию к адаптации духовного образования к условиям современной образовательной деятельности в России. Духовное образование переходит на Болонскую систему бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Недавно была создана Общецерковная докторантура и аспирантура имени святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, целью которой стало сведение опыта научно-образовательной деятельности, накопленного в духовных академиях, и формирование системы постдипломного образования, универсального для всей Русской Православной Церкви. Сегодня происходит переосмысление назначения духовных училищ. Есть положительный опыт в некоторых епархиях, когда училище превращено в средне-специальное учебное заведение. Это более оправдано, чем духовное училище, принимающее на обучение выпускников школ.

— Где лучше учиться ребенку из православной семьи: в светской школе или в православной? (вопрос главного редактора газеты «Русская Береза» О. М. Гарнаевой)

— Я видел много хороших светских школ, видел и весьма посредственные православные школы. Думаю, в этом вопросе не надо обобщать, лучше смотреть на обстановку в конкретной школе.

Студенты Вашего вуза преимущественно выпускники светских школ или православных?

— Это преимущественно выпускники светских школ.

Какие задачи ставит перед собой РПУ в образовании студентов?

— У нас две основные задачи. Первая — качественное образование, которое позволит выпускнику самореализоваться благодаря полученной профессии. Вторая — приобщение студента к традициям Русской Православной Церкви через жизнь в христианской общине: участие в богослужениях и паломнических поездках. В комплексе это формирует образованного, гармонично развитого человека.

— РПУ довольно часто называют светским ВУЗом. В чем его основное отличие от других православных учебных заведений?

— Сейчас мы имеем два высших учебных заведения. Российский православный университет — это религиозное образовательное учреждение, целью которого является развитие программ религиозного образования. В составе университета действует Православный институт святого Иоанна Богослова — это светское учебное заведение, имеющее государственную лицензию и аккредитацию по целому ряду светских специальностей. В совокупности два этих ВУЗа дают одну хорошую путевку в жизнь. Поскольку выпускник получает диплом государственного образца по выбранной специальности и вместе с тем за годы обучения получает опыт духовной жизни в университетской церковной общине. Поэтому мы светские в том плане, что готовим специалистов по светским специальностям, и мы церковные, потому что уклад нашей университетской жизни — православный. Хотя мы не обязываем студентов и преподавателей ходить в храм, сама обстановка в ВУЗе должна располагать к этому.

— Один из приемных сыновей (Александр, 12 лет) мечтает стать митрополитом. Посоветуйте, пожалуйста, что ему нужно делать и можно ли вообще мечтать о получении высшего духовного сана? (вопрос главного редактора газеты «Русская Береза» О. М. Гарнаевой)

— Для начала необходимо помочь ребенку перестать мечтать стать митрополитом. Родителям и близким можно посоветовать деликатно перевести эти детские мечты в область шутки. Христианскому пониманию смысла жизни и служения совершенно противно стремление к чинам и званиям. При этом, конечно, необходимо поощрять желание ребенка быть полезным Церкви, желание послужить людям.

— В продолжение вопроса. На мальчика очень повлияло житие Небесного покровителя нашей семьи и фонда «Русская Береза» святителя Алексия митрополита Московского. Теперь он часто просит отвезти его на службу в Елоховский собор, чтобы приложиться к мощам святителя, у которых его приемная мама трудилась 10 лет. Наша семья почитает святителя Алексия. Даже очень существенные события, чудеса происходят у нас именно в праздник святителя Алексия. Недавно на экраны вышел фильм «Орда». Этот фильм поддержали многие православные, как некую импровизацию чуда, свободу духовной мысли и т.д. А вот нас этот фильм покоробил, так как, изучая житие святителя и историю Руси того времени, мы не увидели в фильме того Собирателя Земли Русской, благодаря которому через несколько лет была одержана победа над татаро-монгольским игом. Скажите, насколько Вы, как духовное лицо, относитесь к подобным духовным импровизациям? (вопрос главного редактора газеты «Русская Береза» О. М. Гарнаевой)

— Художественное произведение не может оцениваться с точки зрения строгого соответствия исторически данным. Исторические события в искусстве неизбежно интерпретируются людьми, участвующими в творении. В случае художественного фильма это сценаристы, режиссеры, монтажеры, актеры... Поэтому я бы не искал в фильме «Орда» соответствий или несоответствий. Как священник могу сказать, что в этом фильме был хорошо отображен смысл слов из Священного Писания о том, что сила Божия проявляется в немощи, и это очень важно.

Как Вы относитесь к тому, что в школах появился такой предмет как «Основы православной культуры»?

— «Основы православной культуры» — это возможность дать детям базовые знания о духовной культуре, о тех именах и событиях отечественной истории, о которых, к сожалению, не говорят в рамках других учебных курсов. Мы говорили сегодня о святителе Алексии Московском — так вот, в развитии страны он и святой преподобный Сергий Радонежский подчас играли роль более важную, чем современные им государственные деятели. На этих людей мы смотрим через призму духовной жизни Отечества именно в рамках «Основ православной культуры». Вместе с тем изучаем значение икон, значение храмов, значение культурного наследия, созидания самобытности нашей нации. Вне этого предмета такие темы едва ли изучались бы так подробно. Я убежден, что это очень полезный учебный курс, позволяющий детям познакомиться с духовной культурой нашей страны.

— Как Вы думаете, все ли люди должны быть обязательно образованными? Например, крестьяне? Вот они захотели стать образованными, и деревня разрушилась. А жили по церковным праздникам да по народному календарю, не зная грамоты, и все было в порядке. Нужно ли образование жителю деревни? (вопрос главного редактора газеты «Русская Береза» О. М. Гарнаевой)

— Образование как получение необходимых для жизни знаний — это задача каждого человека. Господь для того дал нам способность мыслить, оценивать и анализировать, чтобы мы пользовались этим для решения задач, которые Он, люди или мы сами перед собой ставим, делали бы свою жизнь соответствующей Его замыслу как в плане духовного развития так и в части удобства пользования земными благами, которые Он дает нам. Другое дело, что к каждому месту свое знание. Едва ли необходимо работнику села изучать высшую математику, да он и не будет этого делать. Едва ли необходимо, хотя бывало и такое, физику-ядерщику изучать вопросы, связанные с возделыванием земли.

Сегодня мы часто замечаем, что традиционный уклад жизни нашего общества разрушается все больше. Однако разрушают его не знания — мы сами делаем это, когда отходим от наших традиционных нравственных устоев. Например, сегодня часто бывает, что фермер не может продать плод своих трудов по достойной цене и вынужден за бесценок продавать его перекупщикам, которые связаны коррупционными схемами с правоохранительными органами и местной властью, и тем самым этот труженик оказывается в безнадежном положении. В этой ситуации сельское хозяйство разрушает коррупция — безнравственные люди. Это такой своеобразный снежный ком, когда одно преступление порождает другое и все вместе разрушает устои нашей жизни. Задача властей состоит именно в том, чтобы регулировать жизнь общества так, чтобы люди разных профессий могли сосуществовать в нем в гармонии и взаимной пользе.

— И последний вопрос от редакции «Русской Березы», но, наверное, самый важный: от чего зависит судьба России? Или от кого. Ваше мнение (вопрос главного редактора газеты «Русская Береза» О. М. Гарнаевой)

— Господь дал нам все для того, чтобы мы, живя в мире, помогали друг другу в развитии нашей страны. Для этого у нас есть богатейшие природные ресурсы, богатейшее культурное наследие. Судьба России зависит от каждого из живущих в ней людей.

Спасибо за интервью.

Можно ли удивить человека, прожившего жизнь внутри Церкви, рассказом о служении? Оказалось, еще как. Чтобы убедиться в этом, всего-то и надо было договориться об интервью с наместником Высоко-Петровского монастыря в Москве, настоятелем трех храмов, председателем патриаршей комиссии по вопросам образования монашествующих и ректором Российского Православного университета игуменом Петром (Еремеевым). Так состоялся простой разговор об обычной, нормальной, но — монашеской жизни. О выборе и служении.

Отец Петр, начну наш разговор с того, в чем разбираюсь. На некоторые факультеты ВГИКа не принимают сразу после школы: молодому человеку не хватает жизненного опыта, чтобы видеть настоящее и делать выводы. Вы же приняли решение стать монахом очень рано.

Я поступал в семинарию в 1991-ом году, и этому предшествовало всего лишь 7-8 месяцев жизни, связанной с храмом, поскольку я родом из семьи, которую тогда нельзя было назвать религиозной. Впервые я пришел в храм в декабре и сразу попал к хорошему священнику. Он был старше средних лет, протоиерей, настоятель храма в моем родном городе Армавире. Увидев случайно оказавшегося в храме и озирающегося юношу, отец Петр спросил: "Что ты здесь делаешь, хлопец?" Я ответил, что зашел в храм, поскольку мне это всегда было интересно. Но раньше я не решался войти, хотя и был крещеным. И, наконец, сделал первый шаг.

- Это правда? Вы действительно не решались зайти в храм?

Действительно. И не потому, что меня что-то пугало или отталкивало. Сам по себе интерес был не той силы, чтобы оторвать у бурной молодости лишние полчаса. На момент прихода в этот храм и знакомства с отцом Петром мне исполнилось 17 лет. Правда, посещая в детстве Санкт-Петербург (тогда еще Ленинград), я оказался на территории Александро-Невской Лавры, где заглянул в Троицкий собор. Краешком глаза заглянул, меня больше интересовал ансамбль монастыря. А потом случайно у одной из церквей увидел митрополита Алексия, будущего Патриарха. Так что тогда в Армавире состоялась первая настоящая встреча с храмом. Слава Богу, здесь меня встретил добрый и яркий человек живой веры, общение с которым зародило во мне интерес к продолжению знакомства. Мы пообщались совершенно коротко, и на прощанье я сказал: "Я, может, еще приду". А потом пришел еще раз. И еще.

Так как меня крестили в полугодовалом возрасте, то имени, которым меня нарекли при крещении, никто не помнил, а по паспорту мое имя — Руслан. И, когда я в очередной раз пришел к отцу Петру, чтобы пообщаться с ним и с его замечательной семьей, он, как человек достаточно прямой и простой в постановке вопроса, сказал: "Ходишь ты, ходишь, а чего просто ходить? Хоть бы на исповедь пришел, причастился, как делают все православные. Ты же православный?" Я говорю: "Ну да" — "Только имя надо тебе подобрать христианское" — "Что вы имеете в виду? Я же крещеный" — "В русской традиции необходимо носить имя, которое имеется в Святцах, чтобы знать своего небесного покровителя. Святого, жившего прежде тебя". Мы стали искать на 2 декабря имя святого. Выбрали Даниил. Имя, как вскоре выяснилось, и рядом не стоит с этой датой…

Неизвестным образом мы выбрали имя преподобного Даниила Московского, память которого празднуется в сентябре и в марте. К декабрю он имеет разве то отношение, что был сыном святого Александра Невского, память которого приходится на 6 декабря.

- Хитроумная связь.

Вот так. Не знаю, как смотрели. Так что, придя впервые на исповедь и причащение и потом, поступив в семинарию и обучаясь в ней, я был Даниилом.

Я начинаю рассказ издалека, потому что образ священника, запечатлевшийся первым при знакомстве с отцом Петром и, наверное, ставший самым ярким, ассоциировался у меня с монашеством. Хотя отец Петр был женатым протоиреем, у него были прелестные дочки, очень добродушная общительная матушка, и в его семье существовали прекрасные семейные традиции, он постоянно говорил о монашестве. Шутил, бывало: "Матушка, а может нам монашество принять?" - а я принимал его слова за чистую монету. Самые яркие его рассказы были о преподобном Кукше Одесском. Да и сам образ жизни отца Петра больше был похож на жизнь монаха в миру (ведь существует такая практика, когда монашествующие священники служат на приходах). Оценивая потом свою первую мысль о монашестве, возникшую в семинарии, я находил ее основание в неподдельном интересе к иноческому пути, полученному от отца Петра.

Но первое время вопрос не стоял ни о монашестве, ни о семинарии. Разговор возник ближе к апрелю. Однажды отец Петр сказал мне: "Ты так про все спрашиваешь подробно, что я уже и не знаю, что тебе говорить. Поступай-ка в семинарию, в Ставрополе открылась. И там тебе все расскажут. А захочешь - священником станешь". С его подачи я впоследствии принял решение поступать в семинарию. Как я понимаю сегодня, оно воспринималось тогда родными и близкими блажью молодого человека. Но все лучше многого другого: на рубеже 90-х многие мои товарищи по двору, по школе выбирали занятия более радикальные. А тут, понимаешь, Церковь. И я стал готовиться к поступлению в семинарию.

- А до встречи с отцом Петром вы кем думали быть?

Меня всегда интересовала история. Было желание поступить на исторический факультет в Краснодарский университет. Так что, когда отец Петр предложил мне подумать о семинарии, я ведь буквально рассмеялся ему в лицо: "Я - попом? Да как вы это себе представляете? Это просто немыслимо". Мои слова ни капли его не обидели, он сказал с улыбкой: "Иди, подумай. Вдруг захочешь". А спустя несколько недель после этого разговора, я вдруг проснулся утром с мыслью: "Буду поступать в семинарию".

Оценивая сегодня эти до сих пор яркие воспоминания, я понимаю (и тогда понимал), что ощутил то чувство, то мощное движение, которое называют призванием. Все остальное было уже выбором, в том числе и выбор монашества. Выбор как следствие опыта, выбор направления деятельности. Но в то утро я будто стал свидетелем от меня не зависящего явления в евангельском смысле. По слову Христа: "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал".

Поэтому первый год в семинарии (думаю, меня поймут семинаристы, поступающие не из церковной среды) у меня не проходило ощущение жизни в раю.

- Скажите, что вы не шутите. Это правда?!

Никаких дурных впечатлений, помыслов, все принимаешь за чистую монету. Ты легко терпишь любые невзгоды, любые неурядицы.

Во-первых, несмотря на большой конкурс и определенные трудности, ты поступил. В 1991-ом году препятствий к поступлению в семинарию почти уже не чинили, тем не менее, мне не хотели давать медицинскую справку. Врачи посылали меня из кабинета в кабинет со словами: "Ну что вы, молодой человек. Какая семинария? Вы ненормальный!? Мы вас в психиатрию положим". Но я упорно ходил за ними, не понимая, о чем речь… Чем мне угрожали, я понял позже, когда один из профессоров Духовной академии рассказывал нам о том, как его, ехавшего поступать в семинарию, снимали с поезда. С поступавшими в духовные школы в советские годы случались порой страшные вещи: угрожали увольнением с работы родителей, преследовали родственников. В суровые хрущевские гонения обещали последнего попа показать по телевидению. К началу 90-х небольшое эхо той борьбы с религией осталось, и врачи (они все были в возрасте) боялись дать справку. Я ходил по кругу. Дошел, видимо, до главного врача, который махнул рукой, и мне дали справку для поступления в учебное заведение.

А во-вторых, поступив в семинарию, я из абсолютно светской среды попал в христианскую общину. Представьте, 91-ый год…

- Слишком хорошо представляю.

Тогда наблюдался всплеск интереса к Церкви, всплеск живого религиозного чувства. Тем не менее, мы, семинаристы, какое-то время еще жили среди людей с предвзятым отношением к нашему выбору. Почти каждый крутил у виска, говоря: "Парень, ты рехнулся". А тут ты живешь в семинарии, где у всех такой же образ жизни и образ мыслей, как у тебя. Видишь верующих преподавателей. Тогда меня поразило, что немалое число преподавателей были выпускниками светских учебных заведений. То есть я попал в очень здоровую, интересную церковную среду. Неудивительно, что первый год обучения был годом эйфории, годом ощущения, что ты попал в древнюю Церковь, о которой читал, поступая в семинарию, готовясь к экзаменам. Выходить с территории семинарии не хотелось вообще, разве что раз в месяц зубную пасту купить с мылом. Учился я первые три года в немногочисленной Ставропольской семинарии. Нас было 30 человек на курсе, а старшие курсы еще менее укомплектованы. То есть нас было во всей семинарии человек 80. Небольшой двор, кафедральный собор, семинария, книжка, люди, богослужения - все, что составляло тогда мой образ жизни. И это мне нравилось. Я вспоминаю то время, как очень живое, насыщенное настоящими духовными впечатлениями.

И тут событие: постригают студентов старших курсов. На память пришли рассказы протоиерея Петра о монахах, которых он застал в 50-60-е годы. Да еще внезапно преподаватель по истории Церкви дал мне задание написать курсовое сочинение по монашеству. Все это вместе, плюс ощущение приближающего выпуска из семинарии (было начало третьего курса) дало вполне понятный эффект — я впервые задумался, что дальше. Надо решать: жениться, монашество принимать или в академию поступать. Потому что священный сан предполагает выбор образа жизни. Поводом для размышлений стал и постриг старшекурсников-студентов. Вопреки досужим разговорам, что монашество принимают люди отчаявшиеся, потерявшие смысл жизни, хочу сказать, что те, кто в семинарии стоял у истоков самых непредсказуемых, добрых решительных поступков и любых затей - почти все приняли монашеский постриг. Сегодня одни из них архиереи, другие служат монахами на приходах и в монастырях на Кавказе и в других местах. Эти яркие люди с живыми характерами, всецело открытые выбору священнического пути, вызывали во мне интерес: "Так можно?" Можно быть живым человеком, можно не закрывать себя для широкого пастырского служения, для миссии и стать монахом? Монашество это необязательно затвор? Оказалось, что кроме кельи и молитвы, это еще и церковное служение. И оно равным образом доступно и женатому, и монашествующему священнику.

Я посоветовался о возникшем желании пострижения в монашество с архимандритом Евгением (сейчас он ректор Московской духовной академии) и митрополитом Ставропольским и Бакинским Гедеоном, у которого я иподиаконствовал, — они принимали решение о постриге студентов. Может, в силу того, что я был "молод и зелен", владыка и отец ректор сказали: "Ну, брат, рано еще об этом говорить. Похвальное желание. Хорошо, что ты думаешь о будущем выборе. Но пока у тебя главное — учеба. Никогда не поздно принять монашеский постриг. Девушку упустить - опасно"…

- Что правда.

Девушку хорошую, действительно, упустить семинаристу опасно. Если есть хорошая девушка — бойся потерять. А монашество можно принять и позже. Владыка еще сказал: "Ты, давай, заканчивай семинарию, потом мы тебя рекомендуем с другими студентами в Академию. Выбирай: Питер или Москва". Я хотел в Питер, да и мой отец Петр рекомендовал мне в Петербург поступать, у него были там друзья. Думал я, думал и сделал первый в своей жизни выбор, связанный не с призванием, а с осмысленным выбором. Действительно, надо закончить семинарию. Затем, даст Бог, поступить в Академию, а там уже можно принимать решение: женитьба или монашество.

А к концу третьего курса Синод определил отцу Евгению быть в Москве, где ему поручили возглавить Учебный комитет. Тогда же ряд старшекурсников поступает в Московскую духовную академию. Наша семинария была объединена братским духом, мы все дружили, общались, знали родителей, родных и близких друг друга, ездили по всему региону в гости. И, конечно, знакомые из поступивших в академию подбивали меня перевестись в Московскую семинарию. Тем более казалось, что оттуда потом проще поступить в Академию - к тому времени здесь уже ввели вступительные экзамены. До того в Академию зачислялись на основании рекомендательного письма из региональной семинарии, а тут возник конкурс. Вот мне и говорили: "Данила, переводись в Московскую семинарию, присмотришься, подготовишься и поступишь сразу в Академию". Тогда я подошел к новому ректору, архиепископу Бакинскому Валентину. И он сказал: "Если ты твердо решил, мы напишем тебе рекомендацию. Переводись". И последний учебный год я заканчивал в Москве.

В Лавре нам преподавали преимущественно старшее и среднее поколение монахов, священников. В Ставропольской семинарии монахов вообще не было, только ректор. Остальные — протоиереи или миряне. А тут половина педагогов — монахи. Они десятилетиями живут в монастыре, в академии. И смысл их жизненной стези - преподавательская практика, священническое служение и монашество, келья. Потому что келью как колыбель спасения для монаха никто не отменял.

Большое впечатление на меня произвел учебный курс Алексея Ильича Осипова. Я слушал его в семинарии лишь семестр, но Алексей Ильич буквально шокировал меня постановкой вопросов о смысле жизни, о смысле священнического служения, что мне позволило в каком-то смысле "отшелушивать зерна от шелухи". Он говорил: "Братья, вы учитесь четвертый год в семинарии, вы уже многое знаете, но все, что вы изучали, не имеет никакого значения. 20 предметов на пятерки? Все лишнее, пока вы не поймете, что ничто не имеет ценности в этой жизни — ни ваши проповеди, ни ваше знание Нового и Ветхого Завета, ни даже мое основное богословие. Все эти знания - пустота, пока вы не осознаете: только ваше личное спасение, только ваша собственная духовная жизнь имеет значение в глазах Божьих. А, значит, и для вас она должна стать мерилом. Можно изучить весь курс семинарии и академии, быть отличником, но стать сыном погибели". Меня, провинциала во всех смыслах этого слова, его лекции отрезвляли. Ведь я себя мнил образованным и очень воцерковленным старшекурсником.

- Похоже на дзен-буддизм…

Меня это заставило переоценить предшествующий студенческий путь, потому что я считал, что учусь, чтобы "выучиться". А тут тебе говорят, что учиться надо ради спасения собственной души. Алексей Ильич - богатый на образы педагог, тонкий и глубокий в подходах, он заставил меня многое переоценить, за что я ему очень благодарен. И диплом я получал с полной уверенностью, что мой жизненный выбор - монашество.

Конечно, очень большое значение имело нахождение Московской семинарии в стенах древнего монастыря, где монашеские традиции возродились уже в конце 40-х: так мы могли видеть живую преемственность монашеской жизни. Все это в совокупности - прекрасные преподаватели, сама Лавра, Духовная академия и семинария, братские монастырские молебны, на которые мы бегали перед семинарским подъемом, - создавало правильную направленность духовной жизни. Все встало на свои места. Так что, поступив в Духовную академию, я понимал, что к третьему курсу буду подавать прошение на монашеский постриг. Тогда учеба в Академии длилась 4 года. На предпоследнем курсе Великим постом постриг, а летом, в кругу преподавателей и студентов, практика дьяконского служения. И по завершении обучения я планировал либо возвращение в Ставропольскую семинарию, либо дальнейшее обучение. Так и сложилось в итоге: после окончания Академии по приглашению моих академических друзей из Болгарии и благословению ректора я поехал на специализацию в докторантуру Софийского университета.

Я как раз хотела спросить. Конечно, решение принять монашество объяснимо горячностью, эмоциями, присущими молодому неофиту. Но в дальнейшем вы не пожалели об этом? Понятно, что каждый из нас в какую-то секунду жалел о выборе…

Вопрос очень важный, потому что двое моих товарищей по Академии, о ком я вспоминаю с добрым чувством и молюсь, кто оказал на меня влияние в выборе монашеского пути, в утверждении на этом поприще, — оставили монашество. А ведь их ревность и неподдельная искренность в монашеской жизни очень меня впечатляла. Такова жизнь.

- Когда монах подвергается испытанию на предмет правильности выбора пути, однажды сделанного перед алтарем?

Об этом можно судить по исполнению трех монашеских обетов. Так об этом пишут опытные духовные авторы. В первую очередь появляется искушение нарушить обет целомудрия, в голове возникают мысли о возможности счастливой жизни с любимым человеком (семейный очаг, дети и внуки), и от этого появляются мысли — не ошибся ли ты? Нарушение обета нестяжания, второго их трех, когда люди оказываются перед неограниченными внешними факторами, материальными возможностями, тоже возможно. И послушание. К сожалению, сегодня это самое сложное испытание для монахов. Оно присутствует в большей степени, чем первое и второе. Там недооценили, не похвалили, тут награду не дали, не туда послали - все это является вызовом обету послушания. Давая его, ты все происходящее в жизни принимаешь с одним ответом: слава Богу за все. Бог милостив, я никогда не был всерьез искушаем ни первым, ни вторым, ни третьим.

- Простите за вопрос, у вас не возникало таких ситуаций?

Может они и были, но проносились как волны надо мной. Так и святые отцы говорят: когда приходит помысел, если возможно, оставь его без внимания. Не рассуждай, не взвешивай, не дай ему возможности зацепить твой ум. Поэтому, слава Богу, мыслей, правильный ли я сделал выбор в жизни, пока не было. И я счастлив, что как черта характера остались у меня готовность к действию и легкость на подъем, которые я помню в себе с детства. Они мне во многом помогают. Потому что главный вред монаху наносит праздность. Наличие свободного времени — главная проблема для монастырей и для монашествующих. У монаха его быть не должно. Надо молиться и трудиться насколько позволяет возраст и здоровье.

- Это в идеале.

Я сужу по тем, кого знаю. Для кого нет иллюзий и самообмана в вопросе смысла жизни. Монахи - это те, кто осознают: что бы ни происходило в этой жизни, даже самое прекрасное, самое полезное — все имеет один знаменатель. Он называется совершенно нейтральным словом "смерть". Смерть — знаменатель всего, что есть в твоей жизни. И в условиях этого, казалось бы, асоциального взгляда, есть у тебя дети, нет у тебя детей, состоялся ты в жизни как профессионал или не состоялся, сделал головокружительную карьеру или остался разнорабочим, не имеет решающего значения.

Все происходящее в жизни не имеет никакой ценности само по себе, а только как условие и среда, в которых формируется вечная человеческая личность, которая не умирает в смерти, но переходит в состояние вечного бытия. И когда человек это понимает, тогда все крючки, которые его удерживали на устойчивых, но ложных временных земных ценностях, исчезают. Когда начинаешь по-настоящему, по-евангельски верить в Бога и Богу, ты понимаешь, что есть ты, как созидающаяся за годы земной жизни личность, и есть Бог, который тебя сотворил и который тебя ожидает в Небесном Отечестве. И что тебе надлежит жить там. И кем ты был по профессии, видел ли ты вулканы Камчатки, ничто не имеет значения для Вечности.

- Но, по идее, этими же принципами должен жить и настоящий семейный христианин. Любой.

Да. Но я говорю о монашестве, имея в виду образ жизни. Это форма, в которую мы облекаем свою жизнь. Такой же удобной для спасения души формой в земной жизни является и семья. И Бог, как мы видим в Священном Писании, дает человеку возможность выбирать между одним и другим жизненным путем. Они являются равными друг другу. Потому что, вступая в брачный союз с другим человеком, рождая детей, человек сознательно идет на самоотречение, на жертвенность, без которой любовь и счастье в семье невозможны.

Человек в браке сознательно подставляет свои бока обстоятельствам жизни, сложностям, болезням, которые переживаются всей единой семьей. Центрифуга под названием "семейная жизнь" отшелушивает постороннее. И в таком случае в завершении земного христианского брака мы наблюдаем удивительных стариков: когда люди, прожившие жизнь, воспитавшие детей, внуков и правнуков, становятся по образу мысли и даже по внешнему виду похожи на почитаемых нами стариц и старцев, которых мы видим в монастырях. Я порой не нахожу различий, когда вижу стариков в миру ближе к 80-90 годам. Я поражаюсь им не меньше, чем неотмирным старцам, жившим с юности на Афоне.

Монашество как форма организации земной жизни - такой же путь совершенствования души, с теми же условиями самоограничения, самопожертвования, которые ты сознательно выбираешь, которые тебя воспитывают и возводят тебя от одной к другой ступенечке духовного опыта. И тут, и там есть взлеты. И там, и тут есть падения. И то, и другое учит преодолевать каждое следующее испытание с большим усердием и, наверное, с большей легкостью.

Практически продолжу вашу мысль. Известно такое выражение, как "монашеский подвиг", но выражения "семейный подвиг" нет.

Ну, почему? Есть тоже. Мы нередко можем слышать о семейном подвиге. Есть такое выражение.

Оно употребляется куда реже. Как человек, проживший жизнь в Церкви, я понимаю: быть монахом, что в миру, что в монастыре, то есть в общежитии, непросто. Не каждому такое под силу. С другой стороны, отрешение от общечеловеческих проблем иногда легче. В чем же заключается монашеский подвиг? Вы нашли ответ?

Пятеро моих будущих собратьев по монашеству и я, мы принимали постриг подобно постриженникам Троице-Сергиевой Лавры — у мощей преподобного Сергия. И мы не отделяем себя от лаврского монашеского братства, потому что, как и они, мы дали обеты Богу у раки этого великого праведника. Я и сейчас приезжаю в Лавру с одной только просьбой: как родного отца просить его о помощи на поприще монашеского служения и его ходатайства у Престола Вседержителя о прощении грехов и немощей.

В Академии монахи живут почти в тех же условиях, что и лаврская братия. Это тоже келья и особый режим. Когда по окончании Академии меня направили в докторантуру богословского факультета Софийского государственного университета, я там тоже жил при семинарии. Это был новый, относительно, конечно, богослужебный опыт. В Болгарии принято византийское пение, но тексты молитв - церковно-славянские или болгарские. И эта новая богослужебная культура меня настолько воодушевила, настолько понравилась, что я, по возможности, каждый день ходил на богослужения. Утром и вечером.

- Разве ежедневное хождение в храм не обязательно для студента-богослова?

Докторант — все же в большей степени свободный в выборе человек, чем семинарист. Надо лишь приходить в положенные часы на докторантские испытания, участвовать в научной работе. А проживание при семинарии — это пансион, который выделил Священный синод Болгарской Церкви, позволяющий жить в центре города и в шаговой доступности от богословского факультета.

Я старался соблюдать устав семинарии: колокольный звон будил всех в шесть утра, трапеза здесь была согласно церковному уставу. С удовольствием выезжал служить в болгарские монастыри, что приводило к казусам, особенно в первый год, когда я еще не знал хорошо болгарский язык, поскольку в ряде монастырей и храмов служат по-болгарски, а не по-церковнославянски. Однажды оказался на Страстной Седмице в женском монастыре единственным священником, и мне пришлось совершать многочасовые богослужения по болгарскому служебнику. К тому моменту я уже несколько месяцев жил в стране, так что более-менее читал и понимал на болгарском, но этот экспресс-метод освоения языка был для меня настолько интересным, что я часто вспоминаю о нем.

Я вернулся из Софии и был оставлен при Академии: нас с отцом Владимиром Шмалием Святейший Патриарх назначил проректорами. Его по научной работе, меня - по организационно-административной. Академия тогда находилась в стадии реорганизации образовательного процесса, и отец Владимир отвечал за создание научных направлений, оформление их в виде кафедр и тому подобное. Совершенно потрясающую живую волну энтузиазма в жизни корпорации внес тогда и новоназначенный Секретарь Ученого совета отец Павел Великанов. Мне же было поручено заняться системой делопроизводства, соответствующей требованиям высшей школы и курированием вопросов, связанных с выделением грантов и благотворительной помощи. В семинарии дали преподавать Историю Поместных Православных Церквей. Снова потекла монашеская жизнь в условиях родного монастыря.

Первый опыт приходской жизни (по-настоящему приходской) и опыт личной ответственности за конкретный проект я получил в Хабаровске. В праздник Троицы 2005-го года владыка Евгений сообщил, что Патриарх Алексий направляет группу преподавателей из Московской и Санкт-Петербургской духовных академий в Хабаровск: принято решение об открытии на Дальнем Востоке Духовной семинарии. Владыка сам занимался формированием нашей группы, которая, к сожалению, значительно "ужалась": некоторые отказались поехать. В итоге мы выехали вшестером. Каждый год к нам добавлялись выпускники Петербургской и Московской академий, мы принимали и преподавателей из местных вузов.

Это был замечательное время, благодаря которому я получил опыт и знания, пригодившиеся позднее в работе в светском учебном заведении - в Московском православном институте святого Иоанна Богослова. Потому что, кроме строительства комплекса семинарских зданий, куда архиепископ Хабаровский Марк поставил меня куратором от епархии, мы занимались и лицензированием образовательных программ, и формированием образовательного процесса с нуля. Пройдя за короткое время вместе со всем нашим коллективом лицензирование в части религиозного образовательного стандарта, а также государственных образовательных стандартов по теологии и, параллельно занимаясь организацией остальных сторон жизни семинарии, я понял принцип организации и работы вуза. До того самостоятельного опыта у меня не было.

И, вы знаете, мне это пригодилось сразу после окончания командировки. Когда неожиданно для себя я получил решение учредителей Православного института св. Иоанна Богослова выбрать меня ректором. Первое, что я узнал по вступлении в должность: у вуза, который должен через месяц выпускать специалистов, закончилась лицензия. А последние несколько месяцев институт вообще не имел права вести образовательную деятельность. Соответственно, мы не могли никого выпустить. Тогда же на меня свалились проверки по факту обращений в Трудовую инспекцию и прокуратуру о задержках по заработной плате и следом судебные претензии от коммунальщиков.

- То есть вы согласились стать ректором, не зная о предстоящих трудностях?

У меня не было такой возможности. О своем новом послушании я узнал, когда вопрос уже был решен. Но из Хабаровска я вернулся на подъеме: это были пять лет позитива, поэтому никакие проблемы не пугали.

И все же какие-то вещи пришлось делать впервые. Например, в срочном порядке проходить процедуру лицензирования всех направлений подготовки, вначале уровня бакалавриата, а затем и магистратуры. С нуля разработать всю документацию для лицензирования и программ бакалавриата по целому перечню: религиоведение, история, филология, психология, экономика, юриспруденция. Параллельно требовалось ускорить процесс получения лицензии на образовательную деятельность по специалитету, провести госэкзамены и выпустить ребят, завершивших обучение. Опыт служения в Хабаровске пригодился и в части приходской работы. Владыка Марк доверил мне настоятельство в историческом Христорождественском соборе Хабаровска, что было совсем в новинку. Зато было легче, когда меня назначали настоятелем в Покровское-Стрешнево. Храм до моего назначения был приписным, то есть не имел юридического лица, у него не было постоянного клира, приход нужно было по сути создавать.

- Как же монах жил на приходе? Насколько это правильно?

Приехав в Москву, я на два года поселился в комнате отдыха при ректорском кабинете — больше негде было. Оттуда ездил на богослужения на приход. Спустя два года Священный Синод определил меня наместником в Высоко-Петровский монастырь с оставлением прежних послушаний ректора Института св. Иоанна Богослова и воссоздаваемого Российского православного университета. Тут уже все встало на свои места.

- Вас, наконец, настигла карьера?

Нет. К этой новости я не был готов. Меня поразило внезапное изменение оси координат жизни. Ведь постриг я принимал не в монастыре, а в Духовной Академии. Я не боялся монастырей, не выбирал Академию вопреки Лавре. Я Лавру очень люблю. И сегодня она для меня иллюстрация настоящей монашеской жизни. Я выбирал Академию потому, что мне тогда была близка идея научной работы и преподавательской деятельности. А тут - в монастырь. Неожиданно совершенно.

- Что такое монастырь у Красной площади?

Для меня не имело значения Петровка это, Покровка или Васюки. И я знал Петровский монастырь. Помнил его еще с 90-х - студентом, курьером возил документы из Духовной Академии в Отдел религиозного образования. А прекрасный Петровский собор — один из моих любимейших московских храмов.

Впечатлило и потрясло совсем другое. Знаете, что я почувствовал, узнав новость? У меня было такое состояние, будто спустя много лет плавания по бескрайним морям, я внезапно увидел землю. Земля, понимаете? Та самая земля, на которой ты должен жить и умереть.

Но до конца я осознал, что монастырь - то, чего действительно не хватало, только оказавшись здесь.

Вы хотите сказать, что в центре современной Москвы живет и процветает настоящий монастырь со своим монастырским укладом?

Я могу о себе честно сказать, что ощущаю себя членом этой монастырской семьи, а стены нашего уютного монастыря считаю духовной оградой моей жизни, в которой я хочу достигнуть спасения. Что еще имеет значение для самоидентификации монастыря, для братии, кроме ощущения духовного единства членов этого братства? Архитектура, святыни - прилагательные к нему.

Конечно, Петровский монастырь — то место, где я никогда не ожидал оказаться. Если бы я выбирал лет 15 назад монашество вне Духовной академии, точно не пошел бы в городской монастырь. Может потому, что я — перфекционист, я хочу всегда все максимально хорошо сделать, довести до конца. Может, это был бы лаврский скит или монастырь вдали от городского шума и суеты. И тут внезапно будто сам Господь вразумляет тебя, посрамляет самомнение: "А потрудись-ка ты здесь". И верю Богу, и знаю, что это мне — во благо.

Так что я братьям по приезде в обитель сказал: "Давайте настраиваться на долгие совместные труды, даст Бог здоровья и сил. Мы здесь собрались, чтобы спасаться, а это самое главное. Мы должны стремиться к этой главной цели, объединяясь в Боге едином". Прошло три года, как мы с братией вместе. Порой я забываю, что нахожусь в центре Москвы, настолько здесь тихо, спокойно и уединенно. Только на пути в университет или в другое какое место ощущаешь ритм и атмосферу большого города.

Слава Богу, все так происходит в жизни, что есть возможности и силы потрудиться на разных поприщах и быть полезным людям.

Игумен Пётр (в миру Руслан Николаевич Еремеев) – игумен Русской Православной Церкви, доктор богословия, настоятель и председатель приходского совета храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище города Москвы, наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря, ректор Российского православного университета и Московского православного института святого Иоанна Богослова, настоятель храма во имя святого апостола Иоанна Богослова под Вязом, настоятель храма великомученика Димитрия Солунского в селе Дмитровском, председатель Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, член Координационного центра по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви, член Комиссии по вопросам духовного образования и религиозного просвещения Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, главный редактор журнала «Монастырский вестник».

Биография

Родился 2 декабря 1973 года в городе Армавире Краснодарского края. Был крещён во младенчестве. Семья, в которой родился и рос будущий игумен, не была религиозной. Впервые после крещения осознанно пришел в храм в возрасте 17 лет.

«Я пришёл в храм и сразу попал к хорошему священнику, протоиерею Петру – настоятелю храма в моём родном городе Армавире. Увидев случайно оказавшегося в храме и озирающегося юношу, отец Пётр спросил: «Что ты здесь делаешь, хлопец?». Я ответил, что зашёл в храм, поскольку мне это всегда было интересно. Но раньше я не решался войти, хотя и был крещёным ».

Общение с протоиереем Петром Клитовченко зародило интерес к православию и церковной жизни, и со временем будущий игумен стал посещать храм регулярно, исповедоваться и причащаться.

С подачи духовника в 1991 году поступил в Ставропольскую духовную семинарию. На предпоследнем курсе перевёлся в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1995 году и продолжил обучение в Московской духовной академии.

27 марта 1998 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры ректором МДАиС епископом Верейским Евгением пострижен в монашество с наречением именем Пётр в честь новопрославленного священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого.

6 декабря 1998 года за Божественной литургией в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника хиротонисан ректором МДАиС епископом Верейским Евгением во иеромонаха. В период обучения в академии, будучи избран, являлся редактором студенческого православного журнала «Встреча».

В 1999 году окончил Московскую духовную академию. За диссертацию на тему «Проблемы реформирования высшей духовной школы в России в начале XX века» удостоен степени кандидата богословия.

По направлению Министерства образования РФ и Московской духовной академии в 2000-2003 годах проходил специализацию в докторантуре богословского факультета Софийского государственного университета (Болгария). За диссертацию на тему «Богословское образование в России в конце XIX – начале XX века» был удостоен степени доктора богословия.

В 2003 году Святейшим Патриархом Алексием II утверждён в должности проректора Московских духовных школ по организационно-административной работе.

«Академия тогда находилась в стадии реорганизации образовательного процесса. Мне было поручено заняться системой делопроизводства, соответствующей требованиям высшей школы и курированием вопросов, связанных с выделением грантов и благотворительной помощи. В семинарии я преподавал историю Поместных Православных Церквей ».

В 2005 году иеромонаха Петра ждало новое ответственное поручение: Святейшим Патриархом Алексием II он был определён проректором новообразованной Хабаровской духовной семинарии и настоятелем собора Рождества Христова города Хабаровска. Основными задачами этого периода стали: проектирование и строительство семинарского комплекса, начало и налаживание учебно-образовательного процесса семинарии.

«В Хабаровске я получил первый опыт по-настоящему приходской жизни и личной ответственности за конкретный проект. Это было замечательное время, благодаря которому я получил опыт и знания, пригодившиеся позднее в работе в светском учебном заведении – Московском православном институте святого Иоанна Богослова. Потому что, кроме строительства комплекса семинарских зданий, куда архиепископ Хабаровский Марк поставил меня куратором от епархии, мы занимались и лицензированием образовательных программ, и формированием образовательного процесса с нуля ».

В 2005 году окончил экстерном Санкт-Петербургский университет МВД России по специальности «Юриспруденция».

В 2006 году иеромонах Пётр был возведён в сан игумена. В 2007 году был награждён орденом святителя Иннокентия Московского III степени.

По итогам деятельности возглавляемой игуменом Петром (Еремеевым) группы специалистов в 2009 году Хабаровская духовная семинария первой в России прошла лицензирование программ высшего образования по Государственному стандарту «Теология». Это положило начало процедуре лицензирования программ Смоленской, Санкт-Петербургской и Московской духовных школ.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла 21 мая 2010 года назначен ректором Православного института святого Иоанна Богослова. В январе 2011 года назначен ректором новоучреждённого Российского православного университета, на площадку которого согласно законодательству были переведены программы религиозного образования.

«Первое, что я узнал по вступлении в должность ректора: у вуза, который через месяц должен выпускать очередных специалистов, закончилась лицензия. А последние несколько месяцев институт вообще не имел права вести образовательную деятельность. Тогда же на меня свалились проверки по факту обращений в Трудовую инспекцию и прокуратуру о задержках по заработной плате и следом судебные претензии от коммунальных служб. В срочном порядке пришлось проходить процедуру лицензирования всех направлений подготовки – вначале уровня бакалавриата, а затем и магистратуры. С нуля разработали всю документацию для лицензирования программ бакалавриата по целому перечню направлений: религиоведение, история, психология, филология, юриспруденция, экономика. Параллельно получали лицензию на образовательную деятельность по специалитету, проводили госэкзамены и выпускали ребят, завершивших обучение ».

10 апреля 2011 года на Божественной литургии в кафедральном соборе Храма Христа Спасителя Святейшим Патриархом Кириллом за усердное служение Церкви Божией и пастырское попечительство удостоен права ношения палицы.

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 года (журнал №23) назначен на должность наместника Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря, а также настоятелем и председателем Приходского совета храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище города Москвы. Новоназначенному игумену было поручено обеспечить разработку проектной документации и запуск процесса научной реставрации архитектурного ансамбля монастыря.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 13 марта 2014 года в дополнение к несомым послушаниям назначен настоятелем храма великомученика Димитрия Солунского в селе Дмитровском Красногорского района Московской области.

6 сентября 2014 на Божественной литургии в Высоко-Петровском монастыре в день святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси, года удостоен права ношения наперстного креста с украшениями.

За период наместничества игумена Петра (Еремеева) в Высоко-Петровском монастыре были организованы: реставрация надвратной церкви святых апостолов Петра и Павла, надвратной Покровской церкви с колокольней, святыми вратами и Казанской часовней, Толгской церкви, Петровского собора, а также начаты работы на иных объектах наследия. В 2015 году были проведены масштабные торжества по случаю 700-летия со времени основания обители с первым в истории Патриаршим крестным ходом, повторившим путь основателя монастыря святителя Петра из Кремля к обители. Осуществлён переезд Государственного литературного музея из помещений Нарышкинских палат. В 2017 году в монастырь была возвращена святыня – древний чтимый список Влахернской иконы Божией Матери. В настоящее время одним из важнейших проектов остаётся реставрация оставшихся храмов Высоко-Петровского монастыря.






ИГУМЕН ПЕТР (ЕРЕМЕЕВ)

ПРИЕМНАЯ РЕКТОРА : 109012, г. Москва, Новая площадь, 12. (вход во двор слева от храма Святого Иоанна Богослова, 2 этаж).

8 495 626 22 25, 626 21 56 (57)

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Часы приема : пн-пт 11:00 - 16:00.

Биография:

В 1991 г. поступил в Ставропольскую духовную семинарию. В 1995 г. окончил Московскую духовную семинарию и продолжил обучение в Московской духовной академии, которую окончил в 1999 году. За диссертацию на тему «Проблемы реформирования высшей духовной школы в России в начале XX века» удостоен степени кандидата богословия.

В 1998 году пострижен в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры в монашество с наречением имени Петр в честь священномученика Петра (Полянского), митрополита Крутицкого.

6 декабря 1998 года за Божественной литургией в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника хиротонисан ректором Московских духовных академии и семинарии епископом Верейским Евгением во иеромонаха. В период обучения в академии являлся редактором студенческого православного журнала «Встреча».

С 2000 по 2003 годы проходил специализацию в докторантуре богословского факультета Софийского государственного университета по направлению Министерства образования РФ и Московской духовной академии. Постановлением Высшей аттестационной комиссии Республики Болгарии за диссертацию на тему «Богословское образование в России в конце XIX - начале ХХ века» удостоен степени доктора богословия.

В 2005 году окончил экстерном Санкт-Петербургский университет МВД России по специальности «юриспруденция».

В 2003 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II утвержден в должности проректора Московских духовных академии и семинарии по организационно-административной работе. В 2005 году определен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II проректором новообразованной Хабаровской духовной семинарии.

В 2006 году возведен в сан игумена. В 2007 году награжден орденом РПЦ святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского III степени.

По прибытии в дальневосточную столицу иеромонаху Петру было поручено административное и педагогическое послушание в семинарии, а также настоятельство в соборе Рождества Христова, на территории которого до переезда в новый комплекс расположилась духовная семинария. С началом проектирования и возведения комплекса собственных зданий семинарии игумен Петр вошел в комиссию по строительству и приемке объекта. С вводом в эксплуатацию корпусов духовной школы в 2006 году Хабаровская духовная семинария стала одной из благоустроенных духовных школ Русской Православной Церкви. В 2009 году семинария первой в Российской Федерации прошла процедуру лицензирования программ высшего образования.

21 мая 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и согласно решению Попечительского совета игумен Петр был определен ректором Православного института святого Иоанна Богослова. 11 января 2011 года указом Святейшего Патриарха игумен Петр был назначен ректором Российского православного университета.

28.05.2018

Игумен Петр (Еремеев), ректор Российского православного университета и Московского православного института святого Иоанна Богослова, рассказал о том, как он получил благословение возглавить вуз, с какими трудностями столкнулся в первые годы руководства, как сегодня меняется образовательный процесс, и как вузу удается отвечать запросам современной молодежи.

Отец Петр, Вашим интервью мы подводим некий итог циклу публикаций на нашем портале «Люди Церкви: 25 лет РПУ», приуроченному к юбилею возглавляемого Вами вуза. Мы разговаривали с преподавателями и выпускниками разных лет, которые вспоминали время своей учебы в РПУ. Как Вы думаете, как они описывают атмосферу, царившую в институте?

– Судя по тому, что я слышу от выпускников, воспоминания разные, и они зависят от периода обучения.

90-е годы – это время, когда все сферы церковной жизни находились в состоянии подъема и возрождения. В то время настроение в православных учебных заведениях, если так можно сказать, было радостным, и оно буквально охватывало все сферы жизни и светских православных вузов, и семинарий. Я ведь и сам учился в те годы, помню это очень хорошо.

Картина в РПУ несколько меняется к нулевым годам. Связано это не только с тем, что вуз переживал непростое время по материальным причинам, но и с потерей ориентира в развитии как учебного заведения. Меняется кадровый состав, меняется сам студент, так об этом говорят сами выпускники тех лет. И это все тоже имеет определенную взаимосвязь с церковной и общественной жизнью того времени.

В 90-е ведь очень много сил было брошено на внешнее восстановление Церкви, разрушенной в советское время архитектуры, устроения церковной жизни – от прихода до епархии. Ну и, конечно, архитектуры в буквальном смысле.

–––––––––––

Когда я закончил духовную академию, на рубеже 90-х и нулевых, начали все чаще звучать слова, что необходимо больше внимания уделять не куполам и колоколам, а живым людям, церковным общинам. В нулевые в церковном сообществе начинается переоценка того, что мы должны делать, к чему стремиться, в том числе и в православных высших учебных заведениях.

–––––––––––

Конечно на настроение студентов нашего вуза влияли и финансовый кризис, и поиск концепции развития православного образования в новых условиях.

Когда в 2010 году я возглавил институт, пришлось не без труда вместе с коллегами достигать понимания, на какого абитуриента теперь должен ориентироваться вуз, какими должны быть критерии оценки качества образования, каким должен быть выпускник, на какого работодателя мы должны рассчитывать в построении своей образовательной деятельности.

В 2010 году Вы стали ректором Православного института святого Иоанна Богослова, в 2011 году указом Патриарха Кирилла Вы были назначены ректором Российского православного университета. Расскажите, пожалуйста, чем отличаются эти учебные заведения, и как Вы входили в новый для себя процесс жизни светского учебного заведения?

– 21 мая, в день святого апостола Иоанна Богослова, я получил Указ Святейшего Патриарха Кирилла возглавить Православный институт святого Иоанна Богослова и соответствующее решение Совета учредителей института.

К большому сожалению, в буквальном смысле принять эстафету у ректора и основателя института архимандрита Иоанна (Экономцева) я не мог. Отца Иоанна к этому времени уже не было в Москве. Я получил лишь некие материалы, которые свидетельствовали о попытках экспертной группы во главе с ВРИО ректора игуменом Даниилом найти варианты выхода из сложившейся финансовой ситуации и кризиса в управлении. С другой стороны, получил наработки от группы преподавателей, которые параллельно работали, не находя взаимопонимания с приглашенными отцом Даниилом экспертами, где предлагались другие пути развития нашего учебного заведения.

Я внимательно изучил все эти материалы и понял, что к концепции развития смогу вернуться не раньше июля-августа по одной простой причине: на этот момент в институте должен был завершиться образовательный процесс и начаться сессии и выпускные экзамены, а у вуза уже почти полгода отсутствовала лицензия на образовательную деятельность, накопились миллионные долги по зарплате, висели долги по взносам в фонды и налоговым отчислениям, коммунальщики уже отключали здания за длительные задолженности по оплате.

Это означало, что более сотни выпускников, оплативших обучение, не могли быть дипломированы. Вузу грозили суды, огромные издержки и полный репутационный провал. Нам с коллегами пришлось срочно интенсифицировать процессы по получению лицензии, составлять и обеспечивать реализацию индивидуальных планов обучения.

В условиях отсутствия в вузе управленческого аппарата я нашел поддержку у коллег в ПСТГУ. Опыт взаимодействия при лицензировании по государственному стандарту Хабаровской духовной семинарии (впервые в стране!) помог нам найти правильные выходы в оформлении текущих документов и позволил институту получить лицензию быстрее ожидаемого срока. В июне удалось привлечь на работу в ректорат ряд очень хороших специалистов, некоторые из них трудятся в вузе и сегодня.

Эту работу мы сделали в неожиданно сжатые сроки, что стало вразумлением для меня: нельзя отказываться от этого, казалось, непосильного послушания. Искушение такое было, ведь назначение ректором института застало меня врасплох, а опыта работы в светском вузе у меня не было.

И второе, что удалось сделать в этих условиях, – параллельно с выпуском провести летом 2010-го абитуриентскую кампанию, когда, по сути, многие вуз уже похоронили. Во всех справочниках для абитуриентов было указано отсутствие лицензии у института. Но получилось и выпускникам государственные дипломы вручить, и переводную сессию провести, не потеряв обучающихся, и объявить в рамках закона абитуриентскую кампанию, и принять на обучение новых студентов.

Как-то рассчитались и с основными финансовыми задолженностями.

––––––––––

Первый год в институте был годом крайнего напряжения сил ректора, преподавателей, персонала и студентов.

––––––––––

Почти сразу стало очевидно, что надо выводить за рамки института, являющегося светским учебным заведением, все программы подготовки церковных служителей: катехизаторов, миссионеров и т.д. Действующее законодательство дает такое право только религиозным образовательным организациям. Поэтому осенью 2010 года мы предложили Его Святейшеству учредить такой вуз и ввести в него это образовательное направление. Так в 2011 году появился Российский православный университет.

Получается, уже в 2010 году удалось решить финансовые и инфраструктурные проблемы института?

– Тогда мы смогли лишь разобраться в ситуации и диагностировать главные проблемы. Немалую их часть решаем по сей день.

Большая благодарность Святейшему Патриарху, ведь он почти сразу помог оплатить больше половины суммы внутреннего и внешнего долга института. Это уберегло нас от почти начавшихся судебных тяжб, позволило в значительной части рассчитаться по долгам с коммунальными службами, коллективом и налоговыми органами, минимизировать штрафы. Так что в 2010-2011 годах нашей задачей было сохранение института как учреждения.

В экстренном порядке нам пришлось решать кадровый вопрос, усиливать профессорско-преподавательский состав специалистами с необходимым уровнем образования, учеными степенями и званиями, готовить документы для лицензирования магистерских программ и бакалавриата. У вуза ведь на тот момент был только специалитет, а уже через год набор на обучение был возможен только на бакалавритат. Представьте. Пришлось за несколько месяцев делать неимоверный объем документов по десятку разных направлений подготовки. Я сейчас рассказываю и сам не верю в то, что мы смогли решить задачу, да еще в тех условиях. В этом огромная заслуга деканов, руководителей кафедр, преподавателей. Но без этого у института не было бы будущего.

Одновременно с этим необходимо было решать бытовые проблемы: с текущими кровлями, с отсутствием работающих туалетов в отдельных зданиях и т.д. Мы этим занимались на протяжении нового 2010/2011 учебного года.

Была проведена аккредитация Ученого совета, чтобы иметь право выступать перед Высшей аттестационной комиссией и присваивать ученые звания.

Первые два года были очень трудными, но удивительными по результативности. И тот огромный объем работы, который пришлось проделать, чтобы сохранить вуз и обеспечить перспективу, невероятный положительный эмоциональный подъем, – все это помогло создать в институте условия для работы. Хотя много проблем осталось, и не все, к сожалению, получалось и получается решать хорошо и правильно.

Про православное образование

В чем уникальность института, который Вы возглавляете?

– Святейший Патриарх Кирилл в начале моей работы вполне конкретно описал специфику Института святого Иоанна Богослова. Тогда я услышал следующее:

«Во-первых, институт нужен Церкви, и его необходимо сохранить.

Во-вторых, он не должен готовить сугубо церковные кадры – для этого есть духовные академии и семинарии. Вы должны готовить молодежь для жизни и работы в светском обществе со светской профессией, но с православным мировоззрением.

В-третьих, ваши абитуриенты – не обязательно дети духовенства, не обязательно выпускники православных гимназий и лицеев. Ориентироваться надо на абитуриентов из обычных школ, обычной среды».

––––––––––

Наша задача – предложить и обеспечить для светской аудитории качественное ценностно-ориентированное высшее образование.

––––––––––

Таково было короткое слово Патриарха ко мне. Это напутствие целиком соответствует тем идеям, которые я услышал тогда от своих коллег по институту: от профессора А.Б. Зубова, протоиерея Льва Шихлярова, епископа Антония (Пантелича) и многих других. При знакомстве с институтом они мне говорили, что всегда наш вуз давал молодежи возможность получить высшее светское образование, развить в себе новые качества, профессиональные навыки и получить личный духовный опыт, который базировался бы на практике церковной жизни.

Как это сделать? В ответе на этот вопрос кроется специфика нашего учебного заведения.

Она состоит в том, например, что мы приглашаем студентов войти в общину духовного центра нашего вуза – храма апостола Иоанна Богослова под Вязом (переданного Церкви в 2011 году усилиями отца Петра, настоятеля храма. – прим. ред.), но не настаиваем на этом, понимая, что иногда к нам приходят и воцерковленные ребята, которые являются прихожанами других храмов. Эта свобода характеризует христианскую общину нашего института.

Хочется надеяться, что нам удалось взять курс на синергию светского учебного заведения, и православной общины, составляющей его ядро: вокруг ректора-священника, преподавателей-священников, преподавателей и студентов – активных верующих мирян. А далее уже практика жизни христианской общины вуза: богослужения, совместные паломничества, социальная работа. Наряду с образовательным процессом это создает условия для развития, роста наших студентов, да и нас вместе с ними.


И так вы решаете задачу подготовки светских кадров с православным мировоззрением?

– Мы – это все, кто преподают, трудятся и учатся в институте. Здесь надо обратить внимание на структуру управления вузом и процессами его жизнедеятельности. На протяжении последних лет за формирование кадрового состава и образовательных программ отвечают факультеты и кафедры, как это и должно быть. А не как было в начале, когда все должен был делать ректор и ректорат. Не все пока с этим гладко, но мы внедряем такую систему управления. Вместе, разделяя ответственность, мы решаем задачу по формированию в вузе христианской атмосферы.

Ведь православное мировоззрение формируется личным опытом духовной жизни, не только в богослужебном контексте, но и в социальной работе, в участии в общественной деятельности.

––––––––––

В первую очередь, православное мировоззрение должно выражаться в умении студентов и выпускников находить правильные ответы на сложные вызовы современной жизни.

––––––––––

Плюс к этому мы окончательно утвердили стандарт дополнительного образования, который присутствует в каждой специальности, – «Основы православного мировоззрения», куда входит оптимальный объем знаний по Священному Писанию Ветхого и Нового Завета, основным богословским аспектам вероучения, по истории Русской Православной Церкви, по основам христианской психологии – в той части, что формирует взгляды на важные жизненные вопросы.

Про студенческие годы

Вернемся к Вашим студенческим годам. В 1999 году Вы окончили Московскую духовную академию. Чем запомнились годы обучения?

– Я начинал учиться в Ставропольской духовной семинарии, где царила очень братская атмосфера, свойственная небольшим учебным заведениям. Иподиаконствовал у митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона. Однажды с ребятами в семинарии придумали и начали издавать многотиражку – газету «Православное слово». Делали ее семинаристы, а расходилась она по всей обширной кавказской епархии.

Потом была учеба в МДА. И тут на первом курсе мы небольшой группой студентов загорелись идеей создания студенческого журнала «Встреча». В академии тогда у нас была готовность поднять невозможное, хотя дело с выпуском журнала выглядело безнадежным. Но все сложилось удачным образом.

С финансированием помог Международный общественный фонд единства православных народов, с которым нас познакомил дядя нашего однокурсника – народный артист России Н.П. Бурляев. Президент фонда В.А. Алексеев решил, что журнал духовной академии – это хороший проект, который стоит поддержать.

Тогда еще студент-первокурсник, а ныне архиепископ Амвросий, ректор Санкт-Петербургской духовной академии, предложил название – «Встреча», потому что мы в новоиспеченной редакции долго встречались и никак не могли придумать нашему журналу название. Так с шутливого эпизода с выбором названия началось издание первого в духовной академии студенческого журнала (журнал «Встреча», возглавляемый в разное время пятью главными редакторами, издается до сих пор уже на протяжении семнадцати лет – прим. ред.). Меня ребята избрали редактором, уже не помню с чьей подачи.

––––––––––

С первого курса академии образовательный процесс для меня был растворен работой в редакции студенческого журнала «Встреча».

––––––––––

Для меня годы семинарской и академической жизни – самые лучшие. Это годы приобретения знаний, опыта, к которому добавляется интересная работа над журналом. Но и на вахтах тоже мы сидели, территорию тоже убирали.

Вторым главным послушанием в академии у меня был хор, подаривший мне дружбу с отцом Никифором (Кирзиным) и ребятами с разных курсов духовных школ.

И, конечно, Лавра. Я не представляю, как сложилась бы моя жизнь если бы не лаврские отцы, атмосфера, в которую я был погружен в студенческие годы в этом древнем монастыре с живой традицией.

После духовной академии Вы учились в Софии? Зачем это понадобилось?

– В нулевых годах студентам и работникам МДА разрешалось и предлагалось получать второй диплом в светских вузах – диплом государственного образца. Перед руководством академии в то время стояла следующая задача: когда МДА получит необходимый образовательный статус для государственной аккредитации, она должна быть обеспечена преподавательскими кадрами с признаваемой государством квалификацией.

После окончания духовной академии у меня появилась возможность поступить в докторантуру Софийского государственного университета святого Климента Охридского по линии межгосударственного обмена между Министерствами образования России и Болгарии. Поскольку во время учебы в МДА я писал работу о духовных академиях начала XX века, мне было интересно обратиться к опыту зарубежных учебных заведений, которые были созданы русскими эмигрантами из числа преподавательского состава духовных академий и семинарий и которые имели прямое отношение к созданию богословского факультета в Софийском университете.

Докторский диплом, признаваемый государством, сослужил свою службу очень скоро – когда мы, преодолевая сопротивление «старой гвардии» в образовательном ведомстве страны, успешно запустили дальневосточный образовательный проект – провели первое государственное лицензирование Хабаровской семинарии по государственному стандарту, что открыло перспективу к аккредитации всех духовных учебных заведений нашей Церкви.

Про лидерство и роль руководителя

В чем Вы видите свою задачу как ректора?

– Одна из задач ректора – создать атмосферу доверия и простоты в общении преподавателей и студентов и, конечно, прозрачности в оценке успешности освоения учебных дисциплин.


Сегодня моя работа в институте усложняется наличием других церковных послушаний, но я тешу себя надеждой, что мои коллеги по ректорату, деканы и заведующие кафедрами компенсируют мои упущения.

Ректор, безусловно, должен быть ежедневно в прямом доступе у каждого студента и преподавателя. Я пытаюсь сделать это хотя бы интерактивно, для этого и присутствую в социальных сетях. Меня очень радует то доверие, с которым ко мне относятся коллеги и студенты, и огорчает, что сам я не всегда дотягиваю до уровня их ожиданий.

В последнее время удается «разбудить» и выпускников. Это очень многое для нас значит. Встречи выпускников по годам обучения, по специальностям позволяют сегодня возрождать утерянные связи и развивать удобные форматы общения. Мы стремимся дать возможность выпускникам вернуться к дружбе с теми, с кем они учились. Это важная задача. Так формируются и сохраняются традиции.

И еще много других задач.

Какой Вы руководитель?

– Все восемь лет ректорства я ищу в лице своих коллег – преподавателей, проректоров, попечителей – поддержку, чтобы трудиться в соработничестве с ними. Я ведь никогда не хотел быть руководителем.

Жизнь в Лавре и преподавание в МДА были внутренне понятны и созвучны моим интересам. Хотя, может быть, моя природная активность ошибочно кем-то и воспринимается за желание или способность к руководящей работе. Наверное, я излишне инициативный человек, у меня постоянно рождаются какие-то идеи, я всегда готов «подорваться» и подставить плечо любому, кто предложит нечто полезное для Церкви и общества. Но все же я не руководитель по характеру. Скорее, инициативный участник команды, помощник руководителя, готовый исполнять работу в любом объеме.

Руководство – это личная ответственность за принятие решений, сопряженная порой с полным непониманием тебя даже близкими людьми. Участь руководителя в этом смысле всегда незавидная.

Ответственность, которая вместе с должностью на меня сейчас возложена, требует решительности в каких-то моментах и терпения в других, даже против личного эмоционального настроения. Я с десятого раза соглашаюсь кого-то уволить или отчислить, хотя по логике и аргументации все верно и требует решения. Вместе с тем мне трудно терпеливо ждать профессионального роста коллег, тут я излишне поспешен и резок. Это, конечно, не качества руководителя.

Про новое поколение студентов

Вы ощущаете спад или подъем интереса молодежи к православному образованию?

– В нашем вузе количество поступающих за эти восемь лет изменилось мало. Сколько поступает, столько примерно и выпускаем. Но мы рассчитываем на увеличение числа поступающих, потому что у нас для этого есть необходимые площади, и с этого года мы предоставляем бюджетные места.

Яркая иллюстрация эффективности новых подходов в организации работы института – факультет психологии. С каждым годом он берет все новую и новую высоту.

Есть успешные подвижки в построении образовательного процесса и внеучебной работы на факультете религиоведения. Мы пытаемся найти новые кадровые и содержательные решения для развития направлений подготовки по юриспруденции, экономике, журналистике.

Непросто обстоит дело с набором на историю и филологию, как и в государственных вузах, хотя у нас есть бюджетные места на этих специальностях.

––––––––––

Сегодня перед нами стоит вопрос не количества студентов (в этом ситуация более-менее стабильная), но как сделать работу профессорско-преподавательского состава эффективной, а обучение – интересным, соответствующим запросам современной молодежи, чтобы дать возможность выпускникам обрести профессию и дорогу в жизни.

––––––––––

Это сложная задача, но у нас вуз небольшой, и мы сообща пытаемся ее решать. Тут я смотрю с надеждой на каждого преподавателя.

В чем особенность нынешних студентов?

– Молодежь стремительно меняется. Те, с кем я общался семь-десять лет назад, и сегодняшние студенты – очень разные люди. Они живут на разных скоростях, у них другое умение слушать. Если речь будет монотонной, ты можешь быть не услышанным. Поэтому надо постоянно учиться общению с этим поколением студентов. С ними нужно говорить короткими и яркими предложениями, иначе все бесполезно.

Думаю, сегодня высшее учебное заведение должно измениться настолько, насколько изменилась современная молодежь.


Часто общаетесь со студентами? В каком формате это обычно происходит?

При необходимости встречаемся лично.

Про финансирование вуза

Не секрет, что зарплата преподавателей в нашей стране, особенно в православных вузах, не самая высокая, случаются и перебои с выплатами. Как удается сохранить преподавательский штат на высоком уровне?

– Самое первое, что любому вузу позволяет сохранить состав преподавателей, наряду с регулярным финансовым обеспечением зарплатного фонда, – это своя Школа на каждом факультете. Преподаватели объединяются в группы по научным, социальным и личным интересам. Факультеты имеют такие ячейки в виде кафедр, зачастую – преподавателей из выпускников, которые остались в вузе.

Поэтому, когда в вузе бывали неурядицы с зарплатой, преподаватели и сотрудники находили в себе силы понимать сложившуюся ситуацию. Они знают, что задержка зарплаты была связана с тем, что ребята вовремя не оплатили обучение. Но вуз изыскивал возможности внешнего финансирования.

––––––––––

В основе распределения денежных средств лежит принцип самоокупаемости и финансовой прозрачности.

––––––––––

Каждый декан имеет доступ к бухгалтерской отчетности. Последние годы мы даем деканам на руки бюджет. Тем самым показываем, что живем одними интересами, одними задачами. Нам надо вместе обеспечивать этот бюджет, разделяя ответственность.

Из чего складывается бюджет вуза?

– Основная часть бюджета – это оплата за обучение студентами бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

Вторая часть, которая с каждым годом становится все значительнее, – дополнительное образование, курсы повышения квалификации; кроме этого, мы участвуем в грантовых программах.

Конечно, нам помогают попечители, в том числе из числа друзей и выпускников института. Пока эта помощь незначительна, тут надо заслужить, заработать доверие.

Как удается удерживать на доступном уровне платное образование в текущей непростой экономической ситуации?

– Бюджет, в основе которого находятся только средства, получаемые в оплату за образование в нашем социально ориентированном учебном заведении, построен быть не может. Если бы мы брали за обучение 350 тысяч рублей в год, как в отдельных частных вузах, это было бы реально. Но у нас обучение стоит 70-80 тысяч рублей в год, и сильно поднимать стоимость пока не можем. Понимаем возможности тех, кто у нас обучается. И опускаться тоже не можем, иначе упадет уровень зарплат, а значит, и качество преподавания.

Каждый год в период формирования бюджета перед нами стоит задача прохождения по тонкому ребру рентабельности и целесообразности. Но теперь будет легче, поскольку у лучших из абитуриентов с этого года появилась возможность поступить на бюджет. И количество бюджетных мест с каждым годом будет расти.

Про будущее вуза

В каком направлении будет идти развитие вуза? Какие у Вас планы в МПИ и РПУ?

– Сегодня Московский православный институт святого Иоанна Богослова готовит специалистов по светским направлениям образования. При этом, желая давать всестороннее образование, мы ввели дополнительный курс по основам православного мировоззрения, позволяющий взглянуть на все аспекты гуманитарного наследия, на понимание наших традиций с точки зрения большого наследия русской культуры. Вот за этот блок ценностно-ориентированного образования в МПИ, кстати, отвечает Российский православный университет. В рамках сетевого сотрудничества сформировалась очень эффективная модель, в которой РПУ патронирует МПИ св. Иоанна Богослова.


Параллельно учебному процессу мы создаем для студентов внеучебные формы совместной работы, которые обогащают их опытом, в том числе духовным.

Одновременно с этим ряд вузов Москвы, познакомившись с нашим опытом образования, подписывают договора с РПУ на чтение курса «Культура, этика и религия в жизни современного человека». Причем в таком же объеме, который мы даем в нашем МПИ св. Иоанна Богослова. Возникает интересная перспектива системной работы в этом направлении.

Что бы Вы пожелали абитуриентам, которые сейчас стоят перед выбором специальности и вуза?

– К большому сожалению, молодые люди очень поздно понимают, что настоящая взрослая жизнь началась еще вчера. Золотое время, когда человек обучается, может воспринимать информацию в больших объемах, приобретает важный опыт, формируется как личность, быстро проходит.

Поэтому я говорю абитуриентам и первокурсникам: «Друзья, не думайте, что жизненный выбор вы будете делать завтра. Его вы сделали еще в школе, когда выбирали ЕГЭ, когда мечтали о своей будущей профессии. И вот теперь вы вступили на почти прямую дорогу. Вы уже живете полноценной взрослой жизнью, каждый сегодняшний день определяет вашу судьбу на все последующие годы. То, что сегодня вы заложите в себя, приобретете, то, что сегодня вы обозначили для себя как ценность, этим вы будете жить в будущем».

Для ребят уже сейчас очень важно понять, какая профессия им по сердцу. Если в процессе обучения кто-то из них понимает, что ошибся, то мы помогаем найти новый путь. Поэтому в первый год учебы, когда можно что-то подправить в выборе студента, мы стараемся показать все возможные перспективы в его профессиональном выборе.

Беседовала Юлия ДЕНИСОВА