Рассказы про детей которые были на войне. Дети во время Великой Отечественной Войны (15 фото)



В страшные горестные годы Великой Отечественной войны дети взрослели быстро. В тяжкое для страны время они уже понимали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа, стараясь ни в чем не уступать взрослым, порою даже рискуя жизнью. Дети, которые еще совсем недавно были беспечны, простодушны, оказывались втянутыми по горло в войну и пылали недетской ненавистью к бесчеловечным врагам. Как много пришлось им испытать в те годы!

Во всех областях и крупных центрах были созданы комиссии по устройству беспризорных детей в возрасте до 15 лет. Количество детских домов увеличилось на 4.340 по сравнению с 1940 годом и составило около 6 тысяч к концу войны. Открывались новые ясли, детсады, ремесленные и суворовские училища, специальные школы. Ассигнования на содержание детских домов за время войны возросли в два с лишним раза - с 900 млн. рублей в 1940 году до 2,2 млрд. рублей в 1945 году, не считая средств, которые выделялись на это профсоюзами. Во время войны не возникло массового беспризорничества. Было спасено более одного миллиона детей, оставшихся без родителей или потерявших связь с ними.
В один из первых дней войны в газете «Правда» была опубликована информация о том, что около 2 тыс. московских школьников пришли на промышленные предприятия, чтобы заменить ушедших в действующую армию. Свыше 1,5 тыс. школьников Томска встали к станкам вместо тех, кто ушел на фронт. Школьники г. Горького взяли обязательства без отрыва от учебы помогать предприятиям легкой промышленности в быстрейшем выполнении заказов фронта. После уроков они работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы на дом и изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы, участвовали в пошиве обмундирования. В стране ширилось движение «Молодежь - на производство!». Росла численность подростков на оборонных предприятиях. Если в 1940 году их доля составляла 6%, то в 1942-м – 18%, а в Наркомате тяжелой промышленности – 24 - 49, 4%.
Именно во время войны Сергей Михалков написал стихотворение «Данила Кузьмич», строки из которого наиболее полно отражали происходившее тогда на многих предприятиях:
« …Я вам хочу рассказать про Смирнова,
Который вставал в половине шестого,
Который, с трудом подавляя зевоту,
Садился в трамвай и спешил на работу,
Где восемь и десять часов, если надо,
Работал как мастер шестого разряда.
Я шел по заводу, вдруг слышу: - Здорово! -
Вот так в первый раз я услышал Смирнова.
«Здорово!» - хотел я кому-то ответить,
Кого не успел еще даже заметить.
- Что ходишь? Что смотришь? -
послышалось снова.
И тут в первый раз я увидел Смирнова.
Я знал, что бывают какие-то гномы,
Которые людям по сказкам знакомы.
Я помню, что слышал однажды от сына,
Что жил человечек смешной - Буратино,
Которого ловкий топор дровосека
Из чурки простой превратил в человека.
Но в жизни своей не встречал я такого,
Как этот Смирнов, человечка живого!
В большой, не по росту, казенной тужурке,
В огромной ушанке из кроличьей шкурки,
В таких сапожищах, что я испугался,
Стоял человечек и мне улыбался.
- Как звать? - я спросил.
- По работе кто знает, -
Ответил малыш, - Кузьмичом называет.
Смирновым Кузьмой был покойный папаша,
Данила Кузьмич - будет прозвище наше.
- А сколько вам лет? - я спросил у Смирнова.
- Четырнадцать минуло двадцать восьмого, -
Сердито ответил он басом солидным
(Должно быть, вопрос показался обидным).
- Да ты не сердись!
- А чего мне сердиться! -
Кузьмич отмахнулся большой рукавицей. -
Таких-то немало у нас на заводе.
И ростом другие поменее вроде!
Мы шли с Кузьмичом корпусами завода,
И нас проверяли у каждого входа,
У каждого выхода нас проверяли -
Мы оба свои пропуска предъявляли.
- Куда мы идем? - я спросил у Смирнова,
Но я из ответа не понял ни слова.
Гудели динамо - жуки заводные,
Шуршали как змеи ремни приводные.
И масло машинное ниточкой тонкой
Тянулось без устали над шестеренкой.
И падали на пол, цепляясь друг к дружке,
Витые стальные блестящие стружки.
И нужные танкам стальные детали
Со звоном одна за другой вылетали.
И вот, наконец, мы дошли до плаката:
«Берите пример со Смирнова, ребята!
В тылу не расходится дело со словом,
На фронте танкисты гордятся Смирновым!»
А сам мужичок с ноготок знаменитый
По шумному цеху шагал деловито.
И кто мог подумать, что в эту минуту
Его вспоминали в сражении лютом!
Смирнов по-хозяйски зашел за решетку,
Умело взял в руки железную щетку,
Протер этой щеткой поверхность металла.
Как зеркало сразу она засияла.
- Включайте рубильник. Готово? - Готово! -
И я за работой увидел Смирнова.
И понял я, что никакой Буратино
Не смог бы стоять возле этой машины
И что никакие волшебники-гномы,
Которые людям по сказкам знакомы,
Которые силой чудесной владеют,
Творить чудеса, как Смирнов, не сумеют.
И я, человек выше среднего роста,
Себя вдруг почувствовал карликом просто.
Прославим же юного мастерового:
Ткача, маляра, кузнеца и портного,
Сапожника, токаря и столяра.
Даниле Смирнову и прочим - УРА!»

Во многих городских школах страны были созданы детские производственные мастерские, в которых изготовляли различную продукцию, в том числе и ту, что шла для оборонных предприятий. Например, в Москве в 375 таких мастерских работали более 17 тыс. учащихся. Во многих школах была налажена починка шинелей и морских кителей, юные слесари и токари изготавливали детали для мин, столяры - приклады для винтовок и автоматов, лыжные палки.
Во время войны не прекращались и занятия в школах. Как бы ни было трудно, особенно в прифронтовых городах, зачастую в бомбоубежищах, в подвальных, в большинстве не отапливаемых помещениях, при керосиновых лампах школьники продолжали учебу. Интересно, что и успеваемость в большинстве случаев была высокой.
Большая работа велась и на пришкольных участках. Например, в Перми вывели новый сорт огурцов и цветной капусты, семена которых передали в колхозы. В Омске выращивали сахарную свеклу, которая до этого там никогда не росла. А в одной из школ Тулы было выведено более полусотни новых сортов яблок, вишен и груш.
Все годы войны фронт и тыл обеспечивались сельскохозяйственными продуктами. А ведь обстановка в селах, деревнях была тяжелейшей с первых дней боевых действий. Рядом с дедами, матерями, старшими братьями и сестрами трудились и самые юные граждане страны. Их можно было видеть в поле и на животноводческой ферме, в обозе с хлебом и на заготовке кормов.
Более 20 млн. ребят помогали взрослым и за годы войны выработали свыше 585 млн. трудодней. Вот лишь некоторые примеры. Вася Копаев, Катя Бекметьева и Вася Горбиенко из колхоза «Большевик» деревни Щукино Московской области из ребят школы в августе 1941 года организовали подвижные бригады и посылали их туда, где была нужна помощь старшим. В колхозе «Хлебороб» 25 пионеров помогали убирать урожай. А в колхозе имени Кирова Славковского района Ленинградской области 150 ребят со специальными книжками вместе со взрослыми ежедневно выходили на работу. Пионеры села Барисово Московской области в 1941 году пропололи 34 га свеклы, 12 – моркови, 60 – клевера и около 30 га садов.
8 ноября 1942 года по постановлению секретариата ЦК ВЛКСМ проходил Всесоюзный пионерский воскресник «Пионеры - фронту». В нем участвовали 2,5 млн. школьников. Они заготовили около 75 тыс. кубометров дров для семей фронтовиков, собрали 4.268,1 т металлолома, 355,4 т дикорастущих и лекарственных растений, 2.719 пудов колосьев, перебрали свыше 2 млн. т овощей, утеплили 565 школ, 172 скотных двора, отгрузили 297 т угля, 63 т торфа, очистили от снега 29 тыс. км железнодорожных путей.
В каких только работах не участвовали сельские школьники! Они создавали посты по охране хлеба, проводили рейды проверок готовности в колхозах к полевым работам, собирали удобрения, ухаживали за молодняком на животноводческих фермах, за рабочими лошадьми, протравливали зерно, проверяли его на всхожесть, делали щиты для снегозадержания. Например, в 1942 году в 26 областях из собранных колосков было намолочено 8 млн. 683 тыс. пудов зерна.
Когда же начинались обмолот зерновых и сдача хлеба государству, школьники принимали активное участие в «красных обозах». Так, в Ярославской области в 1943 году они участвовали в 1.314 обозах и в 2.314 транспортных бригадах. Большую помощь оказали школьники в сборе дикорастущих плодов и лекарственных растений. Только в 1941 – 1944 годах они собрали их 240.784 тонны.
Простые люди стремились помочь армии всем, чем только могли. Одним из патриотических движений в те дни были различные взносы в фонд обороны страны, усиление ее боевой мощи. Исключительный патриотизм в движении за сбор средств для Красной Армии и Военно-Морского Флота проявили и школьники. На собранные по копейке деньги они приобретали танки, самолеты, «катюши» и другое оружие и передавали их в действующую армию.
Так, 1 сентября 1941 года учащиеся школы № 102 Кировского района города Горького обратились ко всем школьникам Горьковской области с призывом построить танк «Пионер». Их поддержали учащиеся всех школ области. Состоялись собрания и линейки пионеров, на которых ребята брали обязательства активнее включаться в сбор макулатуры, металлолома, лекарственных трав, и все заработанные деньги перечислить на счет танка «Пионер». Прошло несколько месяцев, и 250 тыс. рублей были собраны. На Горьковском заводе на них был построен танк, который 18 января 1942 года в парке Кировского района города был передан танкистам.
В марте 1942 года в Москве и в Московской области по инициативе школьников Ленинского района Москвы развернулось движение за сбор средств на постройку танка «Таня». К концу сентября на счет танка было перечислено более 300 тыс. рублей. Этим было положено начало сбора на танковую колону «Московский пионер», которая летом 1943 года была передана фронтовикам.
Ребята Липовецкой неполной средней школы Туринского района Свердловской области в 1942 году заработанные в колхозе и вырученные за сданную макулатуру 5 тыс. рублей передали на танковую колонну «Свердловский комсомолец». В 1941 – 1944 годах пионеры и школьники Курганской области заработали в колхозах 757 тыс. рублей, собрали 2,8 тыс. т металлолома, сдали его на заготовительные пункты и вырученные деньги перечислили в фонд Красной Армии. А учащиеся Поперенческой школы Юргинского района Кемеровской области, экономя на завтраках, зарабатывая трудодни в колхозах, собирая металлолом, выращивая овощи на пришкольном участке, на все вырученные деньги купили танк «Поперенческий школьник».
На многих фронтах в воздухе были пионерские боевые самолеты. В их числе «Пионер Сибири», «Ташкентский пионер», «Пионер Узбекистана», «Пионер Ростова», «Пионер Кирова», «Пионер Коми АССР».
Школьники приняли самое активное участие и в движении по заготовке подарков для воинов -фронтовиков. Например, в июле 1941 года около 100 тыс. различных подарков были отправлены воинам-фронтовикам от школьников Ленинграда. В 1942 году пионеры и школьники Егорьевского района Московской области для фронтовиков изготовили 18 тыс. конвертов, 2 тыс. носовых платков и 2 тыс. вышитых кисетов для табака.
Как правило, каждая посылка с подарками школьников фронтовикам сопровождалась письмом, которое не могло не задеть душу и сердце воина. Во многих из них были письма под заголовком «Мсти за папу!» Это означало, что мальчик или девочка, которые своими маленькими ручонками готовили данный подарок воину, уже остались сиротами. Их папы, защищая Родину и изгоняя фашистов с нашей земли, геройски погибли и никогда уже не вернутся к ним.
Частыми гостями школьники, ребята из детдомов и детсадов были в госпиталях. Там они читали тяжелораненым книги, письма, писали письма их родным и друзьям -фронтовикам, выступали с концертами. Их серьезность, старательность вызывали у раненых не только волнение, но и уважение к ним. Так, только во время блокады Ленинграда городской Дворец пионеров силами ребят дал 300 концертов в госпиталях и воинских частях. Учащимися Медведевской школы Бологовского района Калининской области была оборудована комната в подшефном госпитале для раненых, сделаны для нее скамейки, табуретки, стулья. Школьники брали на себя и заботу о семьях бойцов, воевавших с фашистами. Они шефствовали над семьями погибших фронтовиков.
С первых дней войны повсюду в стране миллионы людей рвались на фронт. Осаждали военкоматы и подростки. Порой с искренним чувством они шли на подлог, завышая на год, а то и на два свой возраст. Юные патриоты сердцем ощущали свою причастность к происходящему на их родной земле, и не могли остаться в стороне от разыгрывавшейся на их глазах трагедии, шли буквально на все, чтобы стать в строй защитников Родины. Так, 22 июня от пионеров и школьников Омска с просьбой послать на фронт поступило 4 тыс. заявлений, а 29 июня их было уже 9 тысяч.
…Такова лишь малая толика того, что было сделано юными защитниками страны для победы нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
На снимках:отцы - на фронт, дети - на заводы (фото 1941 г.); заменил отца.

Для написания этого реферата я выбрал тему «Война и дети», потому что она меня очень интересует. Великая Отечественная война не обошла стороной и мою семью тоже. Эта война стала великой школой мужества и героизма, навсегда оставшись в памяти людей, получившая многогранное отражение в литературе. Тема войны неиссякаема. Появляются всё новые и новые произведения, которые вновь и вновь заставляют вернуться к огненным событиям теперь уже более пятидесяти летней давности и увидеть в современном человеке то, что мы ещё недостаточно осознали и оценили.

Великая Отечественная Война - это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Началась эта страшная трагедия двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года, а закончилась только через четыре года, через четыре тяжелых года - девятого мая тысяча девятьсот сорок пятого года.

Это была самая величайшая война за всю историю человечества. Огромное количество людей погибло в этой войне. Даже городам, которые выстояли весь напор гитлеровской армии, присвоили звание героев.

Очень много вытерпел российский народ в эти четыре года. Вспомните героический подвиг Ленинграда - девятьсот дней держались люди в окруженном городе и не отдали его! Люди выдерживали мороз, холод, голод, вражеские бомбардировки, не спали, ночевали на улице. Вспомните Сталинград. ! Вспомните другие города! Перед этими подвигами мы должны, обязаны склонить голову.

Скоро мы будем отмечать шестидесяти пятилетие победы, но задумайтесь - какой ценой досталось нам эта победа! Россия в это время отдавала все для дела победы. Люди считали святым - отдать жизнь для победы. Сколько миллионов людей погибло в эту войну. Матерям и женам некогда было оплакивать своих родных, воевавших в окопах, они сами брали в руки оружие и шли на врага.

Россию считали страной - освободительницей. Она не только изгнала фашистскую армию из своих пределов, а освободила другие страны, находящиеся под гнетом фашизма.

Эта война была самой ужасающей, самой безжалостной. Но ужаснее всего было то, что в этой трагедии принимали участие наши сверстники - дети тринадцати-четырнадцати лет. Они работали в тылу и воевали на фронте.

§ 1. Семейная фотография.

В семейном альбоме моих бабушки и дедушки хранится старая фотография (приложение №1). Это увеличенная копия снимка военных лет. На фоне пышного дворца с колоннами и фронтонами с красивой дамой под зонтиком запечатлены мой прадедушка Динжанов Хамидулла и три его внучки. Круглолицая, серьёзная девочка с огромными глазами - это моя бабушка Жиналиева Жумакан Сабуровна, в девичестве Гайнулина. Она стоит возле своего дедушки. На переднем плане её маленькие сестрички- двойняшки Разия и Жумазья, которым на фотографии около пяти лет.

Прапрадед - высокий старик с усами и бородкой клинышком. На голове шапка- ушанка, одет он в стеганую телогрейку. Крупные руки лежат на коленях, лоб изборождён морщинами, прищуренные глаза смотрят с доброй усмешкой. Маленькие Разия и Жумазья смотрят испуганно, видимо боятся незнакомого человека- фотографа. На той фотографии моя бабушка младше меня, но как не по- детски серьёзны у неё глаза. Это глаза человека, которого коснулась война. Это группа людей на фотографии так резко контрастирует с декорацией, которую неизвестный фотограф возил из села в село, чтоб хоть немного украсить суровую действительность.

Детство моей бабушки Жумакан Сабуровны и дедушки Микиша Негметовича пришлось на лихое военное время. Когда началась Отечественная война, бабуле было 9 лет, дедуле -12.

В первые же дни войны бабушкиного папу - моего прадеда Гайнулина Сабыргали Хамидуловича мобилизовали на трудовой фронт - рытьё окопов у города Саратова. Его маленькому сыну Арыстану тогда не исполнилось и года. На плечи прабабушки Умитай Шамировны легла вся тяжесть работы и за мужчину и за женщину. На руках четверо детей, родители мужа и тяжёлая работа. Бабушка вспоминает, что в войну все женщины работали за троих, плохо одетые, полуголодные, они вынесли на себе все тяготы войны. Невольно вспоминаются стихи Михаила Исаковского:

Одной тебе - волей - неволей,-

А надо повсюду поспеть:

Одна ты и дома и во поле

Одной тебе плакать и петь

Бабуля вспоминает, как её бабушка пекла лепёшку, поставив сковородку на угли, а дедушка делил её на всех. Не было ничего вкуснее этого хлеба! Самый большой кусок он давал прабабушке, потом всем девочкам поровну, а Арыстану - чуть побольше, как самому маленькому. Он съедал свой кусок и молча смотрел на свою маму, и она отдавала ему свой хлеб. Бабуля не может вспоминать об этом без слёз. В 1943 году бабушкиного отца снова мобилизовали. А вскоре пришло извещение, что Гайнулин Сабыр Хамидулович пропал без вести в августе 1943 года. Так закончилось детство моей бабушки. Она стала работать: возила на волах зерно с поля на ток. Волы то и дело распрягались, а запрячь их снова не хватало силёнок. Работала сторожем на току, который тогда не был огорожен. Ей то и дело приходилось отгонять от тока свиней, которых она до смерти боялась. Пасла телят и частенько попадала в поле в грозу. Работала на плантации, на сволакивании соломы, да и где только она не работала. Бабуля до сих пор великая труженица, ни минутки не посидит без дела.

Когда моему дедуле исполнилось пять лет, умер его отец. С началом войны дедушкин старший брат Рахметулла Негметович ушел на фронт. Дедушка работал подпаском, скотником, выполнял любую работу, которую ему поручали, добросовестно. В плохонькой одежонке, босой, полуголодный, он делал свою работу с большой ответственностью. Он закончил только четыре класса, дальше учиться не пришлось. Лозунг “Всё для фронта, всё для победы” – это были не просто слова. Это был образ жизни людей военной поры, и взрослых, и детей. Без отцов, с матерями, которые целыми днями пропадали на работе, они выстояли и победили. Они состоялись как люди, как личности. Они создали семьи, мимо них не прошло человеческое счастье. Они заменили ушедших на фронт отцов. Они работали с полной отдачей. Они умели ценить дружбу и хранить верность.

Отца забрали на войну.

Мальчишка-шпингалет,

Но враз прибавила ему

Война так много лет.

(А. Брагин)

«Наше поколение по возрастной причине не участвовало в Великой Отечественной войне, но горечь первых отступлений, страдания под гнётом оккупации, липкий хлеб эвакуации пополам с полынью и лебедой, шелест похоронок в руках наших матерей, смертельный страх потерять продуктовые карточки, спрятанные в холщовый мешочек на шее - всё это было суровой начальной школой нашего поколения. Когда нам не хватало тетрадок, мы писали диктанты на газетах, между строк Информбюро, и мы были сами похожи на эти хрупкие, неуверенные буковки между строками истории нашего народа. Собирая колоски на полях, лекарственные растения в тайге, шефствуя над ранеными фронтовиками в госпиталях или над семьями погибших воинов, будучи связными в партизанских отрядах или пастушьим кнутом подгоняя коров к грузовым вагонам, идущим на фронт, мы чувствовали себя маленькими солдатами Красной армии, борющейся против фашистских захватчиков.

Война унижала нас голодом, холодом, нищетой, и в то же время возвышала нас ощущением причастности к истории, ощущением самих себя как части великого народа, единого в своём стремлении к победе. Мы – дети Великой Отечественной войны, мы – это зелёные, ещё не окрепшие побеги на древке Знамени Победы, водружённого над Рейхстагом» (Е. Евтушенко)

§ 2. Дети на фронте.

Мальчишки и девчонки помогали взрослым в тылу. Как могли, приближали День Победы. Но тысячи их было и на фронте вместе с бойцами.

Навечно останутся в благодарной памяти человечества имена погибших в Великой Отечественной войне детей:

Леня Голиков, 17 лет, партизан, Герой Советского Союза, погиб в бою.

Саша Чекалин, 16 лет, партизан, Герой Советского Союза, повешен фашистами. (приложение 2)

Марат Казей, 14 лет, партизан, Герой Советского Союза, погиб в бою подорвав себя и фашистов последней гранатой.

Лида Демеш, 13 лет, партизанка, расстреляна фашистами.

Таня Савичева, 13 лет, умерла после блокады Ленинграда в 1944 году.

И ещё тысячи и тысячи детей чью жизнь оборвала война. Или выпала трудная судьба – жить на войне, но и завидная – защищать свою Родину. Их детство опалено, обожжено войной.

Моя бабушка всегда плачет в День Победы - это действительно праздник “со слезами на глазах”. Более 60 лет прошло с того памятного дня. Дети, родившиеся после войны стали уже взрослыми, и у них родились свои дети И война постепенно уходит в прошлое, становясь страницей в учебнике истории. Почему же мы вновь и вновь забываем о ней?

От Бреста, где началась война, до Москвы, где фашистов остановили – тысяча километров. От Москвы до Берлина – тысяча шестьсот километров Это, если отсчитать по прямой Так мало, правда? Две тысячи шестьсот километров – это если поездом менее четырёх суток, самолётом – примерно четыре часа, с боями, перебежками и ползком – четыре года. Четыре года! 1418 дней. Тридцать четыре тысячи часов. И двадцать семь миллионов погибших соотечественников. Если по каждому погибшему из двадцати семи миллионов объявить минуту молчания страна будет молчать сорок три года.

Двадцать семь миллионов за 1418 дней – это значит погибало по тринадцать человек каждую минуту. А сколько среди двадцати семи миллионов наших сверстников?

Война и дети Нет ничего страшнее, чем эти два слова поставленные рядом. Потому что дети родятся для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает

Мы были серыми, как соль.

А соль – на золото ценилась.

В людских глазах застыла боль.

Земля дрожала и дымилась.

Просили, плача: “Мама хлеба”

А мамa плакала в ответ

И смерть обрушивалась с неба

Раскалывая белый свет.

Да, мало было хлеба, света,

Игрушек, праздников, конфет.

Мы рано выучили это

Безжалостное слово – “Нет!”

Так жили мы, не зная сами,

Чем обделила нас война.

И материнскими глазами

В глаза смотрела в нас страна.

Мы были бережно хранимой

Её надеждой в горький час –

И свет, и соль земли родимой,

И золотой её запас.

(Л. Щасная)

§ 3. Публицистика войны

Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков началась 22 июня 1941 года. А уже утром 24 июня в газетах “Извеcтия” и “Красная звезда” была опубликована песня поэта В. Лебедёва- Кумача на музыку композитора А. Александрова “Священная война”:

Вставай страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой

Пусть ярость благородная

Вскипает как волна, -

Идёт война народная,

Священная война!.

Под звуки этой трагически – возвышенной, размеренно – торжественной мелодии советские люди все четыре года провожали солдат на фронт, героически трудились в тылу. Поэзия, родившаяся как бы в самой глубине народной души, потрясённой страшным бедствием и возвышенной чувством великого долга, все годы воевала вместе с теми, кто ковал победу.

В январе 1942 года газета “Правда” сделала всенародно известным стихотворение К. Симонова “Убей его!”, в котором звучал жгучий призыв: “Сколько раз увидишь его, столько раз его и убей”, а в феврале того же года опубликовала глубоко лирическое стихотворение А. Суркова “Землянка” – о негасимой любви и нежности воина. Песню “Землянка” запели тогда повсеместно и поют сейчас, столь точно выразило оно человечную натуру советского воина.

В годы войны детские писатели работали в разнообразных прозаических жанрах: очерки, рассказы, повести, романы. Они сумели охватить и отразить в ярких, запоминающихся образах жизнь советских людей – взрослых и подростков – на войне и в тылу, внести свой вклад в создание художественной летописи эпохи.

Существенную роль, особенно в начале войны, играет публицистика, представленная статьями А. Гайдара (“Война и дети”, “Мост”, “Переправа”), С. Маршака (“Родные дети”), К. Чуковского (“Война и дети”), Р. Фраермана, А. Барто и других. Несовместимость войны и детства, детский подвиг на войне, детский труд, ненависть и месть, ответственность взрослых за судьбы детей – вот круг проблем, которые со всей остротой встали перед советскими писателями. Очерк был вместе с тем и необходимым источником информации о жизни детей в годы войны, в особенности о фактах героических поступков ребят. В очерке сделаны первые шаги к познанию и выражению характера советского в условиях военного времени.

“Вторую линию обороны” держали жанры психологической художественной прозы – рассказ и повесть, сыгравшие свою важнейшую роль в развитии детской литературы военных лет.

Рассказы о войне для детей были напечатаны уже летом 1941года. В восьмом и девятом номерах журнала “Костёр” появились произведения В. Каверина “Из дневника танкиста”, “Домик на холме”, “Трое”. Рассказы об отдельных эпизодах героизма советских воинов были характерны для начала войны. Они в какой- то мере они напоминали очерки, вырастали из скупого газетного факта.

Образцом такого произведения может служить рассказ В. Катаева “Флаг”.

Романтическому по своему характеру рассказу В. Катаева очень близки рассказы Л. Соболева, опубликованные под общим названием “Морская душа”. Писателя привлекают в первую очередь ситуации предельно обострённые, критические, требующие от человека, казалось бы, невозможного. Недаром один из исследователей назвал рассказы Л. Соболева “достоверной легендой”. Таковы “Батальон четверых”, “Пушка без мушки”, “Подарок военкома”. Характеры их героев цельны, они похожи друг на друга, и писателю дорого это сходство, потому что они едины в великом – в желании защитить Родину.

Рассказ В. Каверина “Русский мальчик”, написанный в романтическом стиле, повествует об одаренном подростке, свидетеле и участнике войны, одном из тех, кто мог бы стать в будущем её летописцем. В. Каверин передаёт высокое напряжение духовной жизни человека, в самосознании которого выражены, доведённые почти до символа, определённые черты целого поколения.

Вскоре после войны в литературу вступило новое поколение писателей – те, чей жизненный опыт сформировался и закалился в пламени войны. Чувство народа – хозяина жизни, народа-победителя, сочетающееся с осознанием горьких невосполнимых утрат, несут в себе стихотворения и поэмы пришедших с войны С. Гудзенко, М. Дудина, С. Наровчатого, А. Недогонова, А. Межирова, К. Ваншенкина, С. Орлова, Е. Винокурова, Э. Асадова, М. Луконина, Ю. Друниной. Могучей волной вошли в прозу те, кто во время войны были командирами взводов, батарей, танкистами, партизанами. Ф. Абрамов, А. Адамович, А. Ананьев, В. Астафьев, Г. Бакланов, В. Богомолов, Ю. Бондарев, В. Быков, Б. Васильев, В. Кондратьев, Д. Гранин и сколько ещё других ныне широко известных писателей создали могучий пласт художественных произведений высшей нравственной пробы.

§ 4. О детях на войне.

Нодар Думбадзе родился в мирное, довоенное время. Жил и рос вместе друзьями не представляя, какие горести и страдания, какие тёмные дни наступят с войной в солнечном грузинском краю. Но это случилось, и тринадцатилетний подросток ощутил и запомнил всё, что принесли ненавистные захватчики на советскую землю. У него тоже сложился свой счёт фашистским извергам, его сердце тоже оказалось “обязанным” поведать людям о страданиях, причинённых войной народу.

Это был счёт детей лишённых детства из-за войны. Так сложился замысел романа “Я вижу солнце”. Он не был первым произведением Нодара Думбадзе о детстве. В романе “Я, бабушка, Илико и Илларион” уже описано красивое село в Гурии, одном из районов Грузии. Рассказано и о беззаботном детстве мальчика Зурико, которому тепло и радостно живётся с бабушкой, Илико и Илларионом. Но пришла война, и всё изменилось: Мужчины ушли на фронт, в каждой семье горе. Дети и женщины отдают последнее, чтобы приблизить разгром проклятого врага.

Сюжет романа “Я вижу солнце” во многом развивает то, о чем рассказывает Нодар Думбадзе в своем первом произведении - “Я, бабушка, Илико и Илларион”. Его можно даже считать своеобразным продолжением, хотя действуют здесь другие персонажи: Сосо Мамаладзе, Хатия, Кето, Бежан.

Повествование ведётся от первого лица – от имени Сосо, который постепенно взрослеет и начинает разбираться в людях. Он понимает не только свою тётку Кето и простодушного Бежана, но и русского солдата Анатолия, которого выходили жители села после тяжёло ранения. Ему и обидно, что невысказанной осталась любовь Анатолия и Кето, и ясно, что иначе нельзя в тех условиях, которые сложились. От простого сочувствия к слепой Хатии приходит Сосо к влюблённости в нее, к стремлению сделать всё, чтобы она прозрела и смогла воскликнуть: “Люди, это я, Хатия! Я вижу вас, люди!”.

Увидеть людей, увидеть солнце – приход мирной жизни – необходимо каждому, кто пережил войну, - к такой мысли ведёт своего Сосо писатель.

Для всех счастливых детей мира написал свою повесть “Ранние журавли” Чингиз Айтматов. О ранней горькой взрослости. О ранней светлой и трагической любви. О смерти за Родину, даже о бое за Родину, проходившем в глубоком тылу осенью 1942 году. О сражении с фашизмом пятнадцатилетнего Султанмурата и его друзей – десантников в Алайских горах. “Да уж, какие там фашисты! Обыкновенные воры-конокрады. Ну, пусть бандиты” – скажет некий “добродушный” читатель. Айтматов, я думаю, имел его в виду, когда писал последние страницы повести не нашел в своей богатой художнической палитре никаких “оттенков”, никаких “нюансов”: он дал фашистов одним только цветом – черным. И все же этот писатель был не собою, если б не добавил к цвету еще и запах: от убийц, кажется, несет жестким старым козлом, которого варит “десанту” на обед бандитская сообщница – повариха.

В повести “Ранние журавли” как положено каноном лучших произведений для ребят, есть полюсы абсолютного добра и абсолютного зла.

Абсолют добра – отец, ушедший на войну, любимый отец, от которого нет вестей. Отец, совершивший перед войною поездку с сыном в город и там – поход в зоопарк, где показывали слона. Султанмурат часто вспоминает этот долгий день вдвоем с отцом. Повозку с керосиновыми бочками, подобную в его душе и памяти сказочному экипажу. И слона. О, и слона! Ведь он еще маленький, этот храбрый, добрый, умеющий работать, как большой, Султанмурат. Он еще мальчишка, хоть и сочиняет стихи для Мырзагуль в цветистом стиле киргизской любовной песни.

Отец снится своему старшему сыну, но черты его и в памяти сына, и во сне не конкретны. Это облако, воспоминание, мечта. Абсолют добра в “стихах” Айтматова дан светлой тенью в отличие от черных теней абсолютного зла. Но писатель не был бы собой и здесь, если б не подарил отцу Султанмурата голоса, который слышит сын во сне и в памяти; а главное – прикосновения. Ощущение натруженной руки не покидает мальчика. И тебя, читатель, много раз сдерживавшего слезы во время чтения, тоже будто касалась эта рука.

Двойник отца – председатель колхоза Тыналиев, раненый парашютист, дает пятерым школьникам имя своей боевой профессии (приложение 2). “Десант?. Это отряд подвижный, боевой отсылается куда-нибудь для выполнения особо важного задания Десант уходит в тыл врага и действует самостоятельно”.

Как, оказывается, правильно назвал Тыналиев ребятишек! Дальнее горное поле, где они будут пахать на выхоженных ими лошадях, - вражеский тыл. Враг хочет угнать лошадей, убить их, продать конину на ташкентском базаре. Конину? Эти существа – дивные, волшебные, холеные из последних мальчишеских сил, вернувших им жизнь на пороге смерти Конина? Эти любимые всей душою существа? А ведь Чавдар, конь Султанмурата, ходил еще под его отцом. “Конина” режет слух, как резало бы его страшное слово “человечина”. И волк (назовем его “Волк”, ибо он в “Ранних журавлях” почти легендарен), приблизившийся к рыдающему пареньку и к убитому Чавдару, “ухватывал на ветру запах свежей крови”, только подчеркивает замысел Айтматова: показать в своей повести бой с фашизмом в глубоком киргизском тылу. В этой книге как бы нет нескольких самых последних строк. Мы не знаем точно - погиб ли Султанмурат. Скорее всего. Но он победил.

В повести “Иван” нет ни стремительных атак, ни затяжных боев, ни прорывов. Мы знакомимся с героями в момент относительного затишья. Дивизия готовится к форсированию Днепра. Нужно время подготовить операцию, провести глубокую разведку, “языка” свежего взять. И хотя Гальцев, исполняющий обязанности командира батальона, не дает себе расслабиться: проверяет посты, оружие, готовит заранее лодки для переправы, с бойцами беседует, - это все же дни почти покоя.

Прислушиваясь к непривычной на фронте тишине, Холин, офицер разведотряда штаба армии, удивляется:

– На войне, а вроде ее и нет совсем. Тишь да гладь – Божья благодать!.

– Так тихо, что можно, кажется, забыть о войне, - думает Гальцев. – Но она вот впереди: вдоль опушки свежевырытые окопы, а слева спуск в ход сообщения – траншея полного профиля Ее длина более ста метров.

Война все время напоминает о себе. Ванюшка видит у Гальцева финку с наборной рукоятью. Он восхищен, его глаза загораются. “Слушай, отдай мне его”, - просит он. Но нож – подарок и память о лучшем друге Котьке Холодове. С ним Гальцев с третьего класса сидел за одной партой, с ним вместе ушел в армию, вместе были в училище и воевали в одном полку. Котька со своей ротой первым в дивизии начал переправу через Десну. И был убит огнем артиллерии и минометов. “Белый фонтан воды взлетел над Котькиным плотиком” Финка, как последняя память о сыне предназначалась Котькиным старикам, живущим в тихом арбатском переулке

Иван предстает перед нами под взглядом Гальцева. Первое впечатление: “ я увидел худенького мальчишку лет одиннадцати, всего посиневшего от холода и дрожащего маленькие босые ноги по щиколотку были в грязи”. Время дает возможность вглядеться в него получше:

“Он подошел, рассматривая меня настороженно-сосредоточенным взглядом больших, необычно широко расставленных глаз. Лицо у него было скуластое, темновато-серое от въевшейся в кожу грязи. Мокрые, неопределенного цвета волосы висели клочьями. В его взгляде, в выражении измученного, с плотно сжатыми, посиневшими губами лица чувствовалось какое-то внутреннее напряжение и, как мне показалось, недоверие и неприязнь”.

Еще не раз внимательные глаза Гальцева остановятся на Иване и отметят взгляд исподлобья, настороженный и отчужденный, увидят обнаженное “худенькое, с проступающими ребрами тельце”, то, что “он был совсем еще ребенок, узкоплечий, с тонкими ногами и руками, на вид не более десяти – одиннадцати лет, хотя по лицу, угрюмому, не по-детски сосредоточенному, с морщинами на выпуклом лбу, ему можно дать, пожалуй, и все тринадцать”.

Иван измучен, устал, главное для него как можно скорее передать полученные сведения о враге. Он сказал только то, что можно сказать. И не будет объяснять первому встречному, пусть даже он и офицер, то, что знать постороннему не положено; только – кто он и кому о нем сообщить.

В недетском взгляде Ивана не только пережитое им за последние дни на территории врага, но и его прошлое, как это ни странно звучит по отношению к маленькому мальчику.

Богомолов не жалеет читателей. То, что он рассказал о мальчонке, гневом и болью отзывается в нас. И пониманием ненасытности войны, ее беспощадности. Подробности не нужны писателю: он рассчитывает на наше воображение. Каждый дорисовывает, дописывает то, о чем Богомолов преднамеренно говорит скупо. Трагическая судьба мальчика для нас очевидна. И мы проникаемся жалостью, огромным уважением к нему.

Иван слышать ничего не хочет об интернате, суворовском училище, уже не раз сбегал оттуда. Это не значит, что ему не хочется учиться. Но это возможно только потом. После победы. Когда Гальцев уговаривает: повоевал, теперь бы отдохнуть, поучиться, какой бы из него офицер получился, - Иван рубит: “Офицером я стать еще успею. А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало”.

Он знает, для чего живет сейчас. Чтобы мстить. И каждое его донесение – это месть врагу. Маленький солдат, он знает высокую цену добытых сведений и потому, забыв о голоде и усталости, в первую очередь берется за перо и бумагу и не успокаивается, пока не убеждается, что донесение отправлено в штаб. Мы видим: его ненависть осмыслена, поступки осознаны. Он взвалил на худенькие плечи тяжелый труд войны. Он не по-детски целеустремлён, настойчив, сосредоточен, смел и мужествен, ответствен, самолюбив, горд. Он не по-детски взрослый, у него недетское занятие, недетский опыт жизни. Точнее – страшный опыт войны: испытаний, пыток, истязаний

Иван погиб. Есть и его капелька крови на знамени Победы.

Заключение

Но они не могут рассказать, что чувствовал трёхлетний мальчик Коля из деревни Верхнее Чуфичево, оставшийся без дома, спасаясь от пули мадьяра под материнской юбкой и жалеющий обгоревшую кошку; о чём думала десятилетняя девочка Маша из села Богородицкое, которую война сделала инвалидом, или семнадцатилетняя девушка, угнанная в Германию. Разные судьбы у детей, но их объединяет одно – их детство совпало с войной.

Зачем мы вспоминаем Великую Отечественную войну? Ведь в сегодняшней жизни тоже много боли и горя. Но, не помнящий своего прошлого, обречён на его повторение. О минувшей войне можно говорить по-разному: скорбно и торжествующе, с любопытством школьника и бесстрастием ученого. Но тема детей на войне вызывает однозначные чувства – острую душевную боль.

Читая о детях Великой Отечественной, обнажаешься духовно, исчезает защитный покров отстранённости и приобретённого цинизма и приходит понимание: этого не должно быть! Ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем.

Конечно, литература не в силах изменить мир, не всё же книги о детях на войне, возможно, могут тронуть чьё – то сердце и добавить хотя бы каплю доброты и внимания в нашу жизнь. Они могут помочь нам передать уже нашим детям память о Великой Отечественной войне и сознания ценности мирной жизни. Книги о детях войны разные. Суховатые рассуждения историков и сдержанная скорбь воспоминаний, наивная доброта историй для малышей и высочайшие произведения литературы.

Со времен Ф. М. Достоевского мы привыкли мерить горе и свою совесть слезинкой ребенка. А что можно сказать об океане детских слез И все же в книгах о детях войны пробиваются, звучат жизнеутверждающие нотки. Все войны когда-нибудь заканчиваются, трава пробивается из-под пепла, дети, пережившие войну, вырастают и воспитывают своих детей.

Я считаю, что тема войны и детей на войне актуальна и в наши дни. Ведь много детей страдают от войн. Война прежде всего бьёт по ним.

Жизнь продолжается, но для того, чтобы она была мирной, надо помнить Великую Отечественную войну. Люди! Вы должны помнить тех, кто совершил этот подвиг во имя нашей Родины!

Война – это хаос и ад. Здесь нет места для детей. Однако во время Второй мировой войны (и не только) дети, к сожалению, не только видели все ее ужасы изнутри, но даже принимали в них непосредственное участие. Юные бедолаги, оставшиеся без дома и родителей, испуганные детские лица, не понимающие, чем они заслужили такой ужас…

У войны нет лица, но на этих фотографиях она оставила отпечаток на самых юных и невинных лицах


Американские медики и раненая французская девочка Женевьев Мари (Geneviève Marie) в полевом госпитале на ферме Ла Усе (La Houssaye). На фото слева - брат Женевьев Огюст Мари (Auguste Marie). Дети были ранены в ночь с 5 на 6 июня 1944 года в результате налета американских бомбардировщиков на батарею La Croix aux Bertots. Во время этого налета погибла их мать



Варшавские дети на немецком танке Pz.Kpfw IV, сожженном повстанцами на Гороховской улице 14 сентября 1944 года в ходе Варшавского восстания



Юные варшавские повстанцы у могилы бойскаута Збигнева Банаша (Zbigniew Banaś), убитого немецким снайпером во время доставки почты в больницу в районе Powiśle



Раненный польский мальчик и санитарка в госпитале роты «Кошта» (Koszta) на улице Монюшко (Moniuszki), дом 1, в восставшей Варшаве



Польский мальчик на руинах в Варшаве. Его дом был разрушен в результате немецкой бомбардировки





Лондонская девочка на развалинах своего дома, разрушенного ракетой Фау-2



Лондонский мальчик на развалинах своего дома, где погибли его родители после попадания немецкой ракеты Фау-2



Английская девочка с куклой на обломках своего дома, разрушенного немецкой бомбардировкой



Немецкий солдат угостил хлебом русского мальчика. Где-то в лесах под Волховым во время Волховского котла.Фото из альбома немецкого фотографа Георга Гундлаха «Волховская битва. Документы ужаса: 1941-1942». Авторское название - «Der kleine Junge begreift noch gar nicht, das er plotzlich ein Stuck Brot erhalten hat, - im Wolchow-Wald 1942» (Малыш еще не понял, что ему вдруг дали кусочек хлеба, волховский лес 1942)



Американский солдат у тела убитого немцами в Ставело (Stavelot) бельгийского мальчика. На заднем плане видны тела других расстрелянных мирных жителей.Из показаний бельгийского преподавателя литературы Ван-дер-Эссена на Нюрнбергском процессе: «Что касается первого факта, то есть преступлений, совершенных целыми войсковыми соединениями, то я, чтобы не злоупотреблять вниманием Трибунала, приведу просто очень характерный пример. Это событие, происшедшее в Ставело, где, приблизительно, 140 человек, из которых было 36 женщин и 22 ребенка, старшему из которых 14 лет, а младшему - 4 года, были зверским образом убиты германскими частями, принадлежащими к танковым дивизиям СС. Это были дивизия „Хоенштауфен“ и охранная дивизия СС „Адольф Гитлер“»



Мальчишки итальянского города Неаполь, один из которых потерял ногу во время боевых действий



Встреча освободителей Праги. Советский младший офицер держит на руках чешского мальчика



Встреча освободителей Праги. Советский генерал-майор держит на руках чешскую девочку



Неизвестный узник варшавского гетто держит в руках тело мертвого, опухшего от голода младенца



Греческий солдат в каске держит на руках свою дочь



Русский мальчик сидит у ствола брошенного при немецком отступлении артиллерийского орудия



Плачущий китайский ребенок на платформе разбомбленной железнодорожной станции «Юг» в Шанхае



Советский партизан-подросток Коля Любичев из партизанского соединения А.Ф. Федорова с трофейным немецким 9-мм пистолетом-пулеметом МР-38 в зимнем лесу. Николай Любичев пережил войну и дожил до преклонных лет



Советский ребенок, плачущий над телом своей погибшей матери. Кадр из советского фильма времен войны, в котором показывались преступления гитлеровцев



Советский ребенок рядом с убитой матерью. Концлагерь для гражданского населения «Озаричи». Белоруссия, местечко Озаричи Домановичского района Полесской области



Мальчик лет семи на месте прошедшего боя, у взорванного советского танка Т-34-85. Позади видны еще два таких же танка

С 2009 года 12 февраля объявлено ООН Международным днем детей-солдат. Так называют несовершеннолетних, которые вынуждены в силу обстоятельств активно участвовать в войнах и вооруженных конфликтах.

В боевых действиях во время Великой Отечественной войны, по разным данным, принимали участие до нескольких десятков тысяч несовершеннолетних. "Сыновья полка", пионеры-герои - они сражались и гибли наравне со взрослыми. За боевые заслуги награждались орденами и медалями. Образы некоторых из них использовались в советской пропаганде как символы мужества и верности Родине.

Пять несовершеннолетних бойцов Великой Отечественной были удостоены высшей награды - званий Героев СССР. Все - посмертно, оставшись в учебниках и книжках детьми и подростками. Этих героев знали поименно все советские школьники. Сегодня "РГ" вспоминает их короткие и часто схожие друг с другом биографии.

Марат Казей, 14 лет

Участник партизанского отряда имени 25-летия Октября, разведчик штаба 200-й партизанской бригады имени Рокоссовского на оккупированной территории Белорусской ССР.

Марат родился в 1929 году в деревне Станьково Минской области Белоруссии, успел окончить 4 класса сельской школы. До войны его родители были арестованы по обвинению во вредительстве и "троцкизме", многочисленных детей "разбросали" по бабушкам-дедушкам. Но семья Казеев не обозлилась на советскую власть: В 1941 году, когда Белоруссия стала оккупированной территорией, Анна Казей, жена "врага народа" и мать маленьких Марата и Ариадны, прятала у себя раненых партизан, за что была казнена немцами. А брат с сестрой ушли в партизаны. Ариадну впоследствии эвакуировали, но Марат остался в отряде.

Наравне со старшими товарищами он ходил в разведку - как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу".

А в мае 1944-го при выполнении очередного задания около деревни Хоромицкие Минской области 14-летний боец погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, а Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - подросток был тяжело ранен в руку. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял последнее оружие - две гранаты, с пояса. Одну бросил в немцев сразу, а со второй подождал: когда враги подошли совсем близко, взорвал себя вместе с ними.

В 1965 году Марату Казею присвоено звание Героя СССР.

Валя Котик, 14 лет

Партизан-разведчик в отряде имени Кармелюка, самый юный Герой СССР.

Валя родился в 1930 году в селе Хмелевка Шепетовского района Каменец-Подольской области Украины. До войны окончил пять классов. В занятом немецкими войсками селе мальчишка тайком собирал оружие, боеприпасы и передавал их партизанам. И вел собственную маленькую войну, как ее понимал: рисовал и расклеивал на видных местах карикатуры на гитлеровцев.

С 1942 года он связался с Шепетовской подпольной партийной организацией и выполнял ее поручения по разведке. А осенью того же года Валя со своими сверстниками-мальчишками получили первое настоящее боевое задание: ликвидировать начальника полевой жандармерии.

"Рев моторов становился громче - машины приближались. Уже хорошо были видны лица солдат. Со лбов, полузакрытых зелеными касками, стекал пот. Некоторые солдаты беспечно сняли каски. Передняя машина поравнялась с кустами, за которыми спрятались мальчики. Валя привстал, отсчитывая про себя секунды. Машина проехала, против него уже броневик. Тогда он поднялся во весь рост и с криком "Огонь!" одну за другой швырнул две гранаты... Одновременно прозвучали взрывы слева и справа. Обе машины остановились, передняя загорелась. Солдаты стремительно спрыгивали на землю, бросались в кювет и оттуда открывали беспорядочный огонь из автоматов", - так описывает этот первый бой советский учебник. Задание партизан Валя тогда выполнил: начальник жандармерии, обер-лейтенант Франц Кениг и семеро немецких солдат погибли. Порядка 30 человек были ранены.

В октябре 1943 года юный боец разведал место нахождения подземного телефонного кабеля гитлеровской ставки, который вскоре был подорван. Валя также участвовал в уничтожении шести железнодорожных эшелонов, склада.

29 октября 1943 года, будучи на посту, Валя заметил, что каратели устроили облаву на отряд. Убив из пистолета фашистского офицера, подросток поднял тревогу, и партизаны успели приготовиться к бою. 16 февраля 1944 года, через 5 пять дней после своего 14-летия, в бою за город Изяслав Каменец-Подольской ныне Хмельницкой области разведчик был смертельно ранен и на следующий день скончался.

В 1958 году Валентину Котику присвоено звание Героя Советского Союза.

Леня Голиков, 16 лет

Разведчик 67-го отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады.

Родился в 1926 году в деревне Лукино Парфинского района Новгородской области. Когда началась война, он добыл винтовку и ушел в партизаны. Худенький, небольшого роста, он выглядел еще младше всех 14-ти лет. Под видом нищего Леня ходил по деревням, собирая необходимые данные о расположении фашистских войск и о количестве их боевой техники, а потом передавал эти сведения партизанам.

В 1942 году он вступил в отряд. "Участвовал в 27 боевых операциях, истребил 78 немецких солдат и офицеров, взорвал 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, подорвал 9 автомашин с боеприпасами... 12 августа в новом районе боевых действий бригады Голиков разбил легковую автомашину, в которой находился генерал-майор инженерных войск Ричард Виртц, направляющийся из Пскова на Лугу", - такие данные содержатся в его наградном листке.

В региональном военном архиве сохранилось подлинное донесение Голикова с рассказом об обстоятельствах этого боя:

"Вечером 12.08.42 г. мы, 6 человек партизан, выбрались на шоссе Псков-Луга и залегли недалеко от дер. Варницы. Ночью движения не было. Рассвело. Со стороны Пскова показалась маленькая легковая машина. Шла быстро, но у мостика, где мы находились, машина тише. Партизан Васильев бросил противотанковую гранату, не попал. Вторую гранату бросил Петров Александр из канавы, попал в траверзу. Машина не сразу остановилась, а прошла еще метров 20 и почти поравнялась с нами. Из машины выскочили два офицера. Я дал очередь из автомата. Не попал. Офицер, сидевший за рулем, побежал через канаву в сторону леса. Я дал несколько очередей из своего ППШ. Попал врагу в шею и спину. Петров начал стрелять по второму офицеру, который все время оглядывался, кричал и отстреливался. Петров из винтовки убил этого офицера. Тогда вдвоем побежали к первому раненому офицеру. Сорвали погоны, взяли портфель, документы. В автомашине еще был тяжелый чемодан. Мы едва его стащили в кусты (в 150 метрах от шоссе). Находясь еще у автомашины, мы услышали в соседней деревне тревогу, звон, крик. Схватив портфель, погоны и три трофейных пистолета, мы побежали к своим…".

За этот подвиг Леня был представлен к высшей правительственной награде - медали "Золотая звезда" и званию Героя Советского Союза. Но получить их не успел. С декабря 1942-го по январь 1943 года партизанский отряд, в котором находился Голиков, с жестокими боями выходил из окружения. Выжить удалось лишь нескольким, но Лени среди них не было: он погиб в бою с карательным отрядом фашистов 24 января 1943 года у деревни Острая Лука Псковской области, не дожив до 17 лет.

Саша Чекалин, 16 лет

Член партизанского отряда "Передовой" Тульской области.

Родился в 1925 году в селе Песковатское, ныне Суворовского района Тульской области. До начала войны окончил 8 классов. После оккупации родного села немецко-фашистскими войсками в октябре 1941 года вступил в истребительный партизанский отряд "Передовой", где успел прослужить всего чуть больше месяца.

К ноябрю 1941 года партизанский отряд нанес фашистам значительный урон: горели склады, взрывались на минах автомашины, шли под откос вражеские поезда, бесследно исчезали часовые и патрули. Однажды группа партизан, в числе которых был и Саша Чекалин, устроили засаду у дороги на город Лихвин (Тульская область). Вдали показалась автомашина. Прошла минута - и взрыв разнес машину на части. За ней прошли и взорвались еще несколько машин. Одна из них, переполненная солдатами, пыталась проскочить. Но граната, брошенная Сашей Чекалиным, уничтожила и ее.

В начале ноября 1941 года Саша простудился и слег. Комиссар разрешил ему отлежаться у проверенного человека в ближайшей деревне. Но нашелся предатель, который выдал его. Ночью фашисты ворвались в дом, где лежал больной партизан. Чекалин успел схватить приготовленную гранату и бросить ее, но та не взорвалась... Через несколько дней пыток фашисты повесили подростка на центральной площади Лихвина и более 20 дней не разрешали убирать с виселицы его труп. И только когда город был освобожден от захватчиков, боевые соратники партизана Чекалина похоронили его с воинскими почестями.

Звание Героя Советского Союза Александру Чекалину было присвоено в 1942 году.

Зина Портнова, 17 лет

Член подпольной комсомольско-молодежной организации "Юные мстители", разведчица партизанского отряда имени Ворошилова на территории Белорусской ССР.

Родилась в 1926 году в Ленинграде, окончила там 7 классов и на летние каникулы поехала отдыхать к родственникам в деревню Зуя Витебской области Белоруссии. Там ее и застала война.

В 1942 году она вступила в Обольскую подпольную комсомольско-молодежную организацию "Юные мстители" и активно участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против захватчиков.

С августа 1943 года Зина - разведчица партизанского отряда имени Ворошилова. В декабре 1943-го она получила задание выявить причины провала организации "Юные мстители" и наладить связь с подпольем. Но при возвращении в отряд Зину арестовали.

Во время допроса девочка схватила со стола пистолет фашистского следователя, застрелила его и еще двух гитлеровцев, пыталась бежать, но была схвачена.

Из книги "Зина Портнова" советского писателя Василия Смирнова: "Допрашивали ее самые изощренные в жестоких пытках палачи…. Ей обещали сохранить жизнь, если только юная партизанка во всем признается, назовет имена всех известных ей подпольщиков и партизан. И опять гестаповцы встречались с удивлявшей их непоколебимой твердостью этой упрямой девочки, которая в их протоколах именовалась "советской бандиткой". Зина, измученная пытками, отказывалась отвечать на вопросы, надеясь, что так ее быстрее убьют.… Однажды на тюремном дворе заключенные видели, как совсем седая девочка, когда ее вели на очередной допрос-пытку, бросилась под колеса проезжавшего грузовика. Но машину остановили, девчонку вытащили из-под колес и снова повели на допрос…".

10 января 1944 года в деревне Горяны ныне Шумилинского района Витебской области Белоруссии 17-летнюю Зину расстреляли.

Звание Героя Советского Союза Портновой Зинаиде было присвоено в 1958 году.

Дети войны сполна хлебнули горя. Им приходилось жертвовать своим детством и слишком рано становиться взрослыми, показывая недетскую смелость, силу духа, способность к самопожертвованию и подвигу ради Родины и победы.

Вот несколько исторических фотографий времён Великой Отечественной войны, которые наглядно демонстрируют, каким было детство советских мальчишек и девчонок.

На этом фото Вове Егорову всего 15 лет и он уже служит разведчиком.

А вот ученицы 47-й школы, на груди которых блестят медали за оборону Ленинграда.

Обычный день детей, играющих на одной из улиц блокадного Ленинграда.

Просто «Новый год» в доме Ребёнка (Ленинград).

А эти дети получили ранения во время военных действий (госпиталь в Ленинграде).

Эти дети защищали Ленинград (Дворцовая площадь).

На этом снимке Серёжа Землянский, Шура Величенко, Шура Иванов. Простые ребята с хутора Синеоковский, которые не понаслышке знают, что такое война.

Работник Пермского моторостроительного завода имени Я.М.Свердлова. Во времена войны многие дети шли работать на заводы, возраст некоторых был в районе 12-14 лет. На этом фото изображен 12-летний фрезеровщик.

Школьники помогают раненым бойцам отправить письма близким, записывая их слова под диктовку.

На этом фото Пётр Гурко, который служил партизаном в отряде «За власть Советов».

Обычный день учеников школы в Сталинграде.

Во время оккупации многим детям приходилось жить в землянках.

Дети из деревни Лозоватка, что в Белоруссии.

Беженцы из Белоруссии (Иван Шагин с семьёй).

На этом фото показано обычное утро детей из освобождённого Севастополя.

Сын полка (Берлин).

Игры детей войны сильно отличались от современных. Например, игра в больницу стала более реальной, где приходилось оказывать помощь людям с настоящими ранениями. Миллионы лишились из-за войны детства, а голод и разруха заполнили их юность.

У войны нет лица, пола, национальности. Она ужасна и уносит тысячи жизней, калечит миллионы судеб, разрушает города и страны. Не стоит забывать тех, благодаря кому мы можем жить в мирное время, наслаждаться детством, юностью и дожить до старости.