Психологическая адаптация новичка в организации. Адаптация персонала в организации: методы

При поступлении на новую работу полезно осознать необходимость адаптации. Имеет смысл запастись терпением и дать себе установку: не делать поспешных выводов. Многие новички, столкнувшись с первыми трудностями, теряют желание бороться. Проходит месяц, другой -- и новоиспеченный сотрудник находит подходящий предлог, чтобы уйти из компании. Такая манера поведения совершенно не оправдана. На любом месте работы в первое время возникают сложности. В большинстве случаев имеет смысл подождать еще немного, приложив усилия для преодоления трудностей -- и ситуация приходит в норму.

Большинство проблем у новичков возникает из-за отсутствия достаточной информации о рабочем процессе, регламенте и т.д. Именно поэтому очень важно на каждом этапе (п.1.2, раздел 1) оказывать поддержку новому сотруднику, давать исчерпывающую информацию, делиться опытом, знакомить с коллегами. Отсутствие этой информации так же сказывается на удовлетворенности работой.

Проблемы, с которыми сталкиваются новички можно условно разделить на две группы: профессиональные и коммуникационные. Первые непосредственно связанны со служебными обязанностями, вторые - это проблемы общения с сослуживцами.

К первой группе проблем относятся:

  • - адаптационный период в рамках данного периода «новички» нуждаются в опеке, как непосредственного начальника, так и лиц отвечающих за реализацию кадровой политики в организации - отдела кадров. Необходимо понимать, что большинство людей в первые дни работы больше всего опасаются не справиться с новой должностью, обнаружить недостаток опыта и знаний, показать некомпетентность, не найти общего языка с руководителем и коллегами и их расположения, не быть воспринятым в целом и в итоге потерять работу;
  • - следующей проблемой адаптации можно выделить «перенагрузку» новых сотрудников в первое время работы, что, безусловно, скажется отрицательно на процессе адаптации, но и «недогрузка» на работе и постановка упрощенных задач может вызвать отрицательные моменты в процессе адаптации как то недооценка молодых специалистов и недоверие к ним;
  • - так же без внимания нельзя оставлять и вопросы мотивации нового сотрудника именно в период адаптации. К сильным средствам, способствующим мотивации новых сотрудников и успешной их адаптации, относятся беседы с руководством, разъяснения и рекомендации. Такие встречи и указания придают новичку чувство уверенности, снижают ощущение потребности и ненужности, резко повышают чувство принадлежности к деятельности организации;
  • - в процессе выявляется и такая проблема, как отсутствие периода адаптации как такого - нет ни института наставничества, ни попыток создания условий для вхождения нового сотрудника в должность и коллектив;
  • - еще одной проблемой адаптации молодого (нового) сотрудника может стать ситуация сравнивания с тем кто занимал должность до его прихода. В данном случае может развиться комплекс не соответствия занимаемой должности, или боязнь быть хуже предшественника, или наоборот особое рвение к работе;

Ко второй группе относятся:

Взаимоотношения с коллегами и руководством, конфликтные ситуации на рабочем месте - это тоже является одной из проблем адаптации сотрудника к новым социально-психологическим условиям труда.

  • - взаимоотношения с руководителями разных уровней, это касается руководителей отделов, и руководителей высшего звена, в чьем подчинении находятся специалисты, то в процессе социально-психологической адаптации, наиболее часто приходится сталкиваться с проблемами, которые заключаются в следующем:
    • 1. С подчиненными поначалу не всегда можно найти общий язык вследствие их настороженности. Коллектив не знает, чего можно ожидать от нового руководителя, т. к. в начале работы человек, как правило, демонстрирует свои положительные стороны и тщательно скрывает отрицательные, и должно пройти достаточно времени, прежде чем коллективу удастся составить правильное мнение о руководителе.
    • 2. Существует опасность несоответствия уровня руководителя уровню подчиненных. Если руководитель будет на голову выше коллектива, подчиненные не смогут адекватно воспринимать его требования или распоряжения, основанные, например, на нестандартном подходе, и руководитель окажется в положении генерала без войска. Если происходит наоборот, то коллектив оказывается «стадом без пастуха» -- этот вариант может привести к эмоциональной напряженности, особенно в случае, когда прежний начальник имел более высокий профессиональный уровень.

Вы думаете, что проблема адаптации касается только первоклассников и их родителей, вы глубоко ошибаетесь. Будьте готовы к подобным ситуациям: после каникул, при переходе ребенка в пятый класс, новую школу. Как помочь ребенку адаптироваться к процессу обучения и справиться с трудностями, вы узнаете, прочитав статью.

Ребенок пошел в первый класс – радостное, долгожданное и одновременно тревожное событие.

Родителям и сердобольным бабушкам до слез жалко малыша, ведь за порогом школы его ждут испытания, а он, такой беззащитный и нет рядом мамы, всегда готовой прийти на помощь.

В некоторых случаях процесс привыкания становится сложным этапом в жизни первоклассника и всей семьи. От того, как начнется школьная жизнь малыша, как он вольется в коллектив, зависит весь процесс дальнейшего обучения.

Адаптация первоклассника — это умение приспособиться к новым условиям.

Трудности адаптации к школе

Детсадовские детки привыкли к комфортному режиму дня — занятия, игры, еда и сон по расписанию, а школьная жизнь — более динамичная. Ребенок устает, часто не успевает выполнять задания педагога, расстраивается, капризничает. У домашних деток процесс привыкания проходит еще сложнее.

На психику и эмоциональное состояние ребенка оказывают влияния:

  • личностные качества классного руководителя
  • коллектив одноклассников
  • измененный режим дня
  • необходимость сидеть на одном месте целый урок
  • обязанности, которые на него возлагаются

Ребенок не понимает, почему его лишили возможности бегать, играть, а долгое сидение на одном месте для него — нудная и тяжелая задача. Если он начинает разговаривать на уроке или вертеться, получает замечание. Не получается заработать похвалу от учителя и хорошую оценку — отсюда обида, разочарование и первые трудности:

  • плохая успеваемость, дисциплина
  • лень и нежелание учиться
  • демонстрация своего отношения к школе и учителям
  • негативизм ко всему, что происходит в школе.

Как справиться и предупредить проблемы — задача родителей и педагогического коллектива.

Уровни адаптации ребенка к школе

После первого сентября наступает второе, третье и становится ясно — одни дети легко входят в школьную жизнь, у других процесс привыкания проходит болезненно, со слезами и истериками. Детей можно разделить на три группы по способности адаптироваться к требованиям и правилам школы.

К сожалению, практически половина первоклашек болезненно проходит начало длинного и сложного пути обучения.

Адаптация высокого уровня

Ребенок без проблем, на позитиве, принимает новые условия, требования и обязанности.

  1. Учится ребенок с удовольствием, он внимательно слушает учителя, без труда усваивает программный материал, решает сложные задачи, активен на уроках.
  2. Задания на дом выполняет с удовольствием, без напоминания родителей, проявляет интерес к школьным предметам, изучает материал досконально и глубоко, интересуется дополнительным материалом.
  3. Коммуникабелен, у него складываются хорошие отношения с одноклассниками и учителями.
  4. С удовольствием рассказывает, как прошел день, что интересного произошло, и что узнал нового.

Адаптация среднего уровня

Ребенок без труда приспосабливается к новым условиям.

  1. Хорошо учится и усваивает обязательный материал школьной программы, слушает учителя охотно, если тема ему интересная, принимает активное участие в обсуждении.
  2. Выполняет ответственно домашнюю работу (практически всегда), правда, внимателен и сосредоточен только в том случае, если ему нравится предмет или задание.
  3. Активен, участвует в жизни класса и школы, с удовольствием выполняет общественные поручения, коммуникабелен, имеет много друзей и не только из своего класса.

Низкий уровень адаптации

Ребенок отрицательно относятся к школе, одноклассникам и учителям.

  1. Ребенку не нравится учиться, постоянно симулирует заболевания, чтобы не ходить в школу.
  2. На уроке пассивен, не слушает учителя, отвлекается по малейшим пустякам, обязательный материал по предметам усваивает частично.
  3. Родителям приходится заставлять ребенка делать уроки и постоянно напоминать, что тот не сделал домашнее задание, выполнять которое он не хочет или не может без помощи родителей или учителя.
  4. О школе говорит неохотно, жалуется на одноклассников, учителей, имеет мало друзей.

Процесс адаптации к школе

Адаптация ребенка занимает определенное время и проходит поэтапно:

  • Ребенок приходит в школу

Начинается первый этап подготовки ребенка к школе.

  1. Педагогический коллектив знакомит ребенка с территорией вокруг школы, показывает, где находится спортивный, актовый зал, библиотека, класс, в котором он будет учиться (ознакомительная экскурсия).
  2. Проводятся занятия по мелкой моторике (рисование, лепка, аппликация).
  3. Занятия физкультурой для развития крупной моторики (игра мячом, настольным теннисом, отжимания).
  4. Дети выполняют с учителем упражнения по развитию образного и логического мышления.
  • Ребенок привыкает к школе

Психологи отводят полгода, по прошествии которых делается вывод, как дети адаптировались к школе.

  1. За это время учитель должен узнать особенности характера и возможности каждого ученика.
  2. Учителем и психологом оказывается помощь первоклассникам в адаптации к учебному процессу.
  3. Классный руководитель поддерживает постоянный контакт с родителями, которые, в свою очередь, должны как можно чаще посещать школу и беседовать с педагогом.
  • Ребенок не может адаптироваться к школе

После первого семестра классный руководитель сообщает родителям, какие успехи у детей за полгода обучения и проблемы адаптации отдельных учеников.

Работа с трудными детьми планируется на второй семестр, совместно с учителем, психологом и родителями, чтобы к концу года ребенок стал полноценным членом школьного коллектива.

При проявлении первых признаков дезадаптации первоклассника:

  1. Школьный психолог берет под наблюдение ребенка, дает рекомендации учителю и консультирует родителей.
  2. Проводится дополнительная работа вне рамок школьной программы по эффективному развитию ребенка, выявляются способности и возможности их реализации.
  3. Делаются психологические тесты уровня самооценки, агрессивности и тревожности ученика.
  4. В конце года подводится итог совместной работы по адаптации ребенка к школе.

Условия адаптации к школе

Чтобы ребенок легко привык и приспособился к новым условиям, нужно учитывать особенности адаптации к школе организма, нервной системы и поведения в коллективе и обществе.

Физиологическая адаптация к школе

С началом обучения организм ребенка перестраивается, у каждого этот процесс занимает разное количество времени.

В первую четверть у многих малышей наблюдается снижение аппетита и потеря веса. Ребенок жалуется на усталость, головные боли с трудом просыпается по утрам. Часто от переутомления снижается артериальное давление, возникают проблемы с кровеносной системой, которая в этот период претерпевает возрастные изменения.

Возникает вопрос — что делать?

Руководствуйтесь банальными, хорошо известными, рекомендациями:

  • Ничего нового: режим и еще раз — режим

Для первоклассника противопоказаны всякого рода продленки, даже если это вынужденная мера и ребенка некому забрать из школы обратитесь к бабушкам, дедушкам, сестрам.

  1. Ребенку 7 лет необходимо спать не менее 11 часов, затем зарядка и завтрак, если первоклассник пойдет в школу сонный, то первый урок он будет спать.
  2. После уроков обязательный отдых, желательно сон. В первом классе учитель не должен задавать на дом задания.
  3. Лучшее время занятий с ребенком после 9.00 для второй смены и 16.00 — для первой.
  4. Между занятиями делайте небольшие физкультминутки — чередование умственного и физического труда.
  • Больше движений — меньше пропущенных уроков

Первоклассник мало двигается, установлено, что на активный отдых у него уходит полчаса, конечно, есть уроки физкультуры, но они не решают проблему.

  1. Не ограничивайте ребенка в прогулках после уроков или сами погуляйте с малышом перед сном на свежем воздухе. Лучше он погоняет мяч с друзьями, нежели просидит за компьютером.
  2. Запишите первоклашку в бассейн, в спортивную секцию. Занятия спортом помогут предупредить многие болезни.
  3. Обеспечьте ребенку удобное место для занятий, обратите внимание на освещение и, как он сидит, чтобы не было в дальнейшем проблем с позвоночником.
  4. Сходите в школу и посмотрите комфортность пребывания малыша в классе, как и где он сидит, достаточное ли освещение в классе.

К сожалению, по статистике родители в большинстве случаев, в силу занятости или халатности, мало или вообще не контролируют ребенка. Он не досыпает, ест что попало, много времени проводит перед компьютером, не бывает на свежем воздухе. О хорошем самочувствии говорить не приходится.

Психологическая адаптация к школе

Психологическая готовность к обучению — это когда ребенку нравится ходить в школу, учиться, и у него хорошее настроение. Противоположное состояние в поведении малыша говорит о том, что внутренне, душевно, он не готов к школе.

Как ребенок психологически адаптируется к школе, зависит от вас. Несколько простых рекомендаций, которые помогут ребенку:

  1. Ваш малыш должен знать, что всегда любим, даже, если у него что-то не будет получаться
  2. Не кричите, не ругайте, не позволяйте физическое наказание по отношению к ребенку
  3. Контролируйте, но без пристрастия, давайте больше самостоятельности
  4. Проявляйте интерес к учебе и школьной жизни ребенка, он должен чувствовать ваше участие и заботу
  5. Никогда не ставьте в пример других детей — это удар по самолюбию
  6. Хвалите его за маленькие победы, но не перехвалите, стимулируйте к новым успехам и поощряйте его

Не забывайте, что каждый первоклассник уникален, со своим характером, типом темперамента. Согласитесь, что холерику, в силу подвижности нервной системы, сложно усидеть на уроке и за домашней работой, а флегматика — заставить принять быстрое решение.

Социальная адаптация к школе

Если ребенок пришел в школу из детского сада, он имеет первоначальные понятия социализации в обществе, что отличает его от первоклассника, который был до школы с мамой или няней.

Пройдет немного времени, и разношерстная группа детей превратится, под руководством учителя, психолога и родителей, в дружный коллектив.

Ребенок должен уметь налаживать отношения с детьми и учителями, заводить знакомства, отстаивать свое мнение и дать возможность высказаться другому. При конфликтных или сложных ситуациях ребенок должен научиться достойно выходить из них и самостоятельно принимать решения.

Главная задача родителей и педагогов — помочь первокласснику найти свое достойное место в коллективе, не стать изгоем.

Готовность и адаптация к школе

Родители ошибочно считают, что ребенка нужно научить читать, считать, заранее выучить таблицу умножения, и он готов к школе. Когда начинается учебный процесс, они недоумевают, почему ребенок, прекрасно (по их мнению) подготовленный к школе, отстает от одноклассников.

  • Интеллектуальная готовность
  1. Способность ребенка правильно составлять предложения, понятно и доходчиво доносить свою мысль
  2. Умение первоклассника выделять главное, обобщать, делать выводы
  3. Возможность ребенка рассуждать, основываясь на своих наблюдениях и жизненном опыте

Все эти качества помогут первокласснику усваивать школьную программу, вызывать интерес к изучаемым предметам и желание узнать больше, расширяя для себя рамки школьной программы.

На поведение и успеваемость ребенка оказывает влияние отношение с одноклассниками, он должен научиться жить в коллективе.

  • Социальная готовность
  1. Ребенок должен уметь налаживать отношения с одноклассниками, иметь навыки личностного общения
  2. Уметь презентовать себя, сам начинать разговор или поддерживать беседу
  3. У него должны быть навыки общения с взрослыми людьми — учителями, администрацией
  • Личностная готовность
  1. Ребенок понимает, что он вырос и детский сад уже позади, начинается новый, более ответственный и взрослый, этап в жизни.
  2. Ему понятна мотивация учебы, он ставит цель достичь хороших результатов. Может реально оценить свои способности и понимает, что ему многому необходимо научиться.
  3. Знает, несмотря на то, что игра интереснее, чем домашнее задание, но его нужно сделать в первую очередь.

Адаптация пятиклассников к школе

Говоря об адаптации ребенка к школе, невозможно оставить без внимания сложный процесс перехода детей из начальной школы в среднюю. Если родители первоклашек, отправляя свое чадо в первый класс, знают, какие трудности приходится преодолевать ребенку, то родители пятиклассников не догадываются о сложностях адаптации своих детей к новым условиям.

  1. В начальной школе они были самыми старшими, а придя в среднюю, оказались самыми маленькими, что меняет их статус, и с этим сложно мириться.
  2. Ставшая второй мамой — первая учительница уже заботится о новых первоклашках, а пятиклассники чувствуют себя покинутыми.
  3. Незнакомые предметы и новые учителя, каждый со своими требованиями — все это вызывает тревожные чувства и неуверенность.
  4. Формируются новые классы, приходят новички, с которыми могут устанавливаться сложные отношения.

Часто адаптация пятиклассника проходит легко и безболезненно:

  • приходит с хорошим настроением из школы
  • идет на занятия без уговоров
  • самостоятельно выполняет домашнее задание, в редких случаях просит помощи
  • изучение школьной программы не вызывает у него трудности
  • у него много друзей, активно участвует в жизни класса

Если все прямо в поведении ребенка наоборот, значит, возникли трудности адаптации, ему нужно помочь. Старайтесь разговаривать как можно больше с ребенком, ведь только так есть возможность узнать, что его беспокоит и постараться решить с ним все проблемы вместе.

Видео: «Как помочь ребенку адаптироваться к школе?»

Радость и ощущение, что для счастья нет преград, - это обычно только первый и один из самых коротких этапов, через которые приходится пройти после . Как только эйфория утихает, возникает много проблем - от бытовых вопросов из серии «как оплатить электричество?» и «где починить велосипед?» до более насущных «как найти друзей и не стать изгоем?». Автор научно-популярной книги об эмиграции «Как переехать в другую страну и не умереть от тоски по родине» Оксана Корзун изучила, какие научные исследования были проведены на эту тему за последние 50 лет, и пообщалась с эмигрантами из разных стран. «Теории и практики» публикуют главу о сложностях адаптации на новом месте.

В конце XX века ученые особенно заинтересовались процессами адаптации эмигрантов к новым условиям жизни и культурным шоком, поскольку миграция стала обычной частью жизни почти каждой страны. Было разработано несколько теорий, которые смогли описать механизм привыкания к новой стране и адаптацию. Самой известной и самой спорной теорией стала U-кривая адаптации , представленная Калерво Обергом еще в 1954 году, а позднее неоднократно изучаемая и дорабатываемая другими исследователями.

Эту теорию неоднократно критиковали за слишком универсальный характер, указывая, что она не может соответствовать всему разнообразию человеческого опыта. Но за последние 50 лет не было разработано другой теории, которая бы стала более подходящей, чем U-кривая. Несмотря на ее недостатки и слишком условный характер, она была подтверждена частично или полностью множественными исследованиями других авторов. […]

Стадии и этапы адаптации, согласно U-кривой, не всегда предполагают их обязательное и полное прохождение всеми эмигрантами. Некоторые пропускают часть этапов, кто-то застревает на одном и дальше не двигается. Существует множество факторов, которые влияют на окончание приспособления и стадии, которые может пройти человек, чтобы полностью адаптироваться - например, уровень образования, ожидания от новой страны, культурная разница и многие другие. […]

Первый этап адаптации - туристический, человек ощущает эйфорию от переезда, «я здесь, я смог, для меня нет преград». Эта стадия предполагает некоторое снижение критического мышления к действительности, эмигрант сосредоточен на приятных ощущениях, новых местах, разнообразии в магазинах, новых вкусах, окружающей среде, развлечениях. К тому же часто эмиграции предшествовал нервный переезд и период сбора документов - на этом этапе человек расслабляется и выдыхает.

Этот этап обычно длится непродолжительное время. Калерво Оберг говорит о нескольких днях и до 6 недель. Стоит отдельно отметить, что речь здесь идет скорее о бытовом ощущении новизны от смены обстановки, и меньше об облегчении от покидания места жительства, которое не нравилось.

«Радость была только от того, что, наконец-то, удалось переехать, так как примерно 5 лет до этого я выстраивала план, как переехать семьей из города, где мы жили, чтобы все остались довольны. Остальные ощущения скорее можно оценить, как доброжелательный интерес к тому, что вокруг. Радость от переезда все еще не утихает, т.к. в России с нашей точки зрения, ситуация только ухудшается, интерес к тому, что вокруг, устаканился на относительно невысоком уровне».

На втором этапе, этапе постепенного разочарования , проблемы неспешно нарастают. Эмигрант имеет еще свежие воспоминания о старой стране и неизбежно начинает сравнивать и обычно не в пользу новой страны.

Чаще всего это происходит через стереотипы, с которыми он жил в стране отъезда - сейчас с ними можно столкнуться в реальности и часто это вызывает необходимость пересматривать собственные взгляды.

На фоне этого происходит постепенное снижение настроения, поскольку необходимость встраиваться в окружающую среду предполагает столкновение с бытом и жизнью другой страны и может вызывать негативные ощущения, поскольку навык общения в этой культурной системе еще не выработан или не доведен до автоматизма. На этом этапе присутствует сильное ощущение чужеродности и отсутствие чувства «дома».

У некоторых людей могут возникнуть мысли о собственной неполноценности, дискомфорт от общения с окружающим миром из-за невозможности понять людей в новой стране, отчуждение. Часто это выливается в сознательные попытки уменьшить общение с другими людьми, изолироваться, появляется разочарование в выборе страны и вообще в переезде.Человек начинает задавать себе вопросы о правильности его выбора.

«Я очень быстро поняла, что бельгийцы в большинстве своем мне не нравятся. Прежде всего, они с большим скрипом впускают людей со стороны, других, иностранцев. Речь не о том, чтобы выпить где-нибудь пиво, а о том, чтобы найти тех, с кем можно было поговорить по душам. Раздражало еще многое, например, вспоминается их какое-то мещанство, что ли, замкнутость на собственном мирке, что-то вроде английского narrow-minded. У кого-то это - семья, у кого-то - город, у кого-то - страна (или только ее северная часть, где говорят на нидерландском). Это совершенно не соответствовало моему мироощущению, где я - это маленькая точка в большом и очень-очень разнообразном мире. И это тормозило многие разговоры, и очень меня раздражало само по себе».

На этом этапе мигрант может начать больше общаться с бывшими соотечественниками, как и лично, так и в интернете, иногда выражая там свою возникающую агрессию и раздражение из-за невозможности высказать ее тем людям, которые были причиной гнева. Общение с соотечественниками помогает ощутить себя на короткое время в безопасной среде, отдохнуть от иностранного языка, от напряжения из-за изучения нового социального окружения, хотя и вызывает приступ тоски по старой жизни.

«Злость и раздражение - нет, не чувствовала. По большей части, когда заканчиваешь бегать по разным местам, собирать документы и бумажки, находят одиночество, тоска и ностальгия. Но опытный перезжальщик знает, что с этим всем делать =). Для меня самое сложное было - это отсутствие машины и людей, которые могут помочь обустроиться. В первую неделю или две находишься в постоянном стрессе: поиск квартиры, покупка всего самого нужного, наладить платежи за электричество, воду и т.д.».

Тамара, Великобритания, 5 лет в другой стране

Новая страна может казаться эмигранту неправильной, нелогичной, агрессивной, стереотипной, а страна отъезда, наоборот, вызывает приятные ощущения и кажется разумной, правильной, безопасной. Это ощущается, как будто ты чужой, ты никогда не сможешь их понять, ты воспитывался по другим моделям, книгам, не понимаешь, как они реагируют на те или иные вещи.

На этой стадии иногда даже кажется, что местные люди сознательно не хотят общаться и затрудняют жизнь (иногда это не лишено смысла - многие интуитивно чувствуют враждебное отношение эмигранта и отвечают тем же).

«Я испытывала большой стресс по поводу вступительных экзаменов и визы, которая была еще в изготовлении. Многое должно было совпасть само, сложиться и от меня напрямую не зависело, это чувство было неприятным. В остальном, ностальгии не было, чувства того, что я чужая - не сильно (в смысле, очевидно, что я не местная, но при этом было ощущение дружелюбности окружающего по отношению ко мне). Чувство одиночества было особенно на первой неделе, а потом стало легче. Я просто старалась сильно не накручивать себя, что я одна».

Кира, Вена, 1,4 года в другой стране

На этом этапе может возникнуть нежелание учить новый язык и использовать его в быту, раздражение и злость, что вообще приходится его учить - таким образом человек пытается защититься, поскольку оберегает себя от ощущения провала и страха, что над тобой посмеются, например, когда коммуникации не получается, или делаются ошибки в речи, слышен акцент или тебя постоянно переспрашивают.

Часто это может быть связано с тем, что человек не принимает новую жизнь, боится коммуникации с местным населением, приписывая ему враждебные качества - отчуждение, высокомерность, закрытость. Незнание языка выступает защитным барьером - я вас не понимаю, значит, и обидеть вы меня не можете.

«Я столкнулась с гигантским психологическим языковым барьером. Оказалось, что намертво вбитое в детстве «не смей сделать ошибку» не дает никакой возможности говорить на английском - страшно, стыдно, мучительно сложно. До сих пор язык знаю довольно плохо с моей точки зрения, хотя вокруг полно иммигрантов, которые знают его намного хуже меня и чувствуют себя совершенно свободно при этом. Местами этот барьер преодолен, продолжаю занятия языком с преподавателями».

Арина, Канада, 1,5 года в другой стране

Иногда в такой ситуации человек может видеть себя, как отрытого, дружелюбного, иногда с искренним недоумением, почему люди вокруг не стремятся общаться с ним. Если же ситуация меняется и человек начинает замечать за собой черты враждебности к местному населению, а с их стороны открытость и дружелюбие, это может вызывать агрессию, попытки самоутверждения за их счет, оборонительное поведение, чтобы не признавать свои ошибки, поскольку на этом этапе это особенно тяжело дается.

Вопрос агрессии и раздражения у эмигрантов сам по себе большая тема для исследования. Процесс адаптации требует серьезного пересмотра взглядов на жизнь, меняет человека изнутри как личность. Многие эмигранты в первые месяцы могут реагировать очень болезненно на смену ролевых моделей - в России мы все были кем-то, но в новой стране все придется начать с начала. Изучение нового неизбежно сопровождается ошибками на практике, но для некоторых людей, особенно, склонных к перфекционизму, такая ситуация может вызывать фрустрацию и гнев.

Эмигранты, испытывая неприятные эмоции, часто не могут выразить их на источник проблемы - другую страну и жизнь других людей, и копят их в себе. Часто единственный источник для облегчения эмоций - это другие эмигранты или незнакомцы в интернете.

Другие переселенцы, пытаясь справиться с нарастающим валом подавляемых эмоций наоборот говорят только об очень положительных вещах в своей жизни, иногда преувеличивая, не желая признаваться самим себе в проблемах.

В процессе адаптации эмигранты часто сталкиваются с ощущением потери роли - теперь все придется начать заново, с чистого листа, у некоторых людей может возникать ощущение неполноценности. Для многих именно этот этап занимает наиболее продолжительное время, по сравнению со всеми остальными, поскольку если новая роль не находится, то многие начинают пересматривать свое отношение к переезду или запираются в отрицании.

Особенно долго и сложно он может проходить для людей, которые замыкаются в русскоязычной среде - тесно общаются с другими мигрантами, читают русский интернет, русские книги и смотрят русское телевидение, сознательно сокращая общение с местным населением, чтобы иметь возможность вернуться в зону комфорта, поближе к соотечественникам, уменьшить давление. Это помогает быстро повысить самооценку и отдохнуть от напряжения, но серьезно замедляет процесс адаптации, который невозможен без изучения жизни местного населения.

«Изредка общаюсь с 2-3 русскими. Самая большая часть русских здесь - так называемые «русские немцы» - рожденные в России потомки немецких переселенцев, за редким исключением неинтересные люди. Человек, который добился чего-то в стране, где вырос, много раз подумает ради чего он бросит все и сорвется со всей семьей в незнакомую страну. Кто ничего не достиг там, приехав сюда, толком не овладевает немецким, полузабывает русский, в результате говорит на дикой смеси, живет на материальную помощь или работает на работах, не требующих образования, смотрит российское телевидение вместо немецкого и становится горячим поклонником Кремля. Они общаются как правило между собой, общаясь с немцами «касательно». Другая группа русских здесь - «русские жены». Это зачастую более интересные люди, но они не примыкают к каким-либо русским сообществам. Русские представители культуры и науки, находящиеся здесь, мне ни разу, к сожалению, не встречались».

Елена, Гамбург, 14 лет в другой стране

В самое худшее время этого этапа он может ощущаться как период сильного кризиса и предполагать серьезные проблемы с реалистичным восприятием мира. Окружающие люди могут казаться враждебными, эмигрант ощущает сильное чувство одиночества, неприятия его этим миром.

У него возникают сомнения в собственной ценности, сильная неудовлетворенность собой и окружающим миром, полностью пропадает ощущение своей роли в новой стране. Естественной реакцией на многие ситуации становится агрессия, отрицание, раздражение. Тоска по дому может стать невыносимой и многие задумываются о возврате, чтобы только не скучать так сильно.

Это состояние действительно серьезно и опасно, оно может толкнуть человека на необдуманные поступки, даже на суицид, настолько тяжело это может переживаться.

«Первое, что я почувствовала - убожество капиталистической системы - мне казалось все кругом мелочным, жадным, несердечным. Я не скучала по стране, но я скучала по русской культуре и петербургской интеллигенции. Так как переехала я совсем недавно, эти ощущения, хоть и в меньшей степени, мои ежедневные спутники. Пока что я лишь безуспешно с ними борюсь».

Анна, Гейдельберг, 3 месяца в другой стране

На этом этапе часто возникают психосоматические расстройства, депрессии, различные неврологические проблемы. Могут возникать болезни без видимых на то причин, меняется режим сна, иногда кажется, что сил нет даже чтобы встать с кровати. Возрастает агрессия по отношению не только к местному населению, но и к ближайшему окружению, семье, это обманчиво позволяет защитить свое самолюбие на короткий срок, повысить самооценку.

«Я немного чувствовала неприязнь к местному населению. Казалось, что они не одобряют моего слабого английского и мою застенчивость воспринимают как заносчивость».

Татьяна, 5 месяцев в другой стране

Часто, находясь в серьезном напряжении из-за попыток адаптироваться, эмигрант может испытывать чувство злости и сильного раздражения на местные обычаи и людей, их поведение, он отрицает культуру новой страны, чувствует негодование из-за культурных различий.

Именно на этом этапе возникает жгучее и непреодолимое желание вернуться в привычную обстановку и люди, не выдерживающие напряжения, возвращаются в старую страну. Многие забывают из-за чего они уехали, домашняя обстановка кажется островком спокойствия и уюта, местом, где можно наконец отдохнуть, сбросить напряжение и стать самим собой.

Гарри Триандис, американский психолог, здесь выделяет отдельный этап - самое «дно» кризиса, обострение всех негативных переживаний и, по его мнению, именно здесь делается выбор - пересилить себя и начать адаптироваться, даже если ничего не получается, или разочароваться в себе и новой стране и уехать обратно.

«Я испытывала неприятные чувства. Первый месяц до начала учебы запомнился как нечто ужасное. Раздражало очень многое. Например, не вызывали симпатию бельгийцы; было одиноко вначале; уставала решать бесконечные вопросы и трудности (где достать велосипед, где починить что-то, где купить что-то, магазины, закрывающиеся в 6 вечера, а по воскресеньям вообще многие не работают; какие трудные процессы с документами и оплатой; трудно было в основном потому, что еще не было ни вида на жительство, ни счета банковского местного; язык! бельгийцы говорят на особом варианте нидерландского, и мне было очень сложно привыкнуть вначале, по телефону говорить - так это вообще была пытка). В общем, разведывание ситуации у меня почему-то вызывало только отвращение и не радовало. Хотелось, чтобы все было знакомо и понятно».

Анна, Антверпен, 2 года в другой стране

На следующем этапе адаптации, этапе приспособления , медленно и постепенно начинают разрешаться накопившиеся проблемы, появляются первые близкие знакомые среди местного населения, отношения с коллегами улучшаются. Бытовые сложности больше не вызывают таких затруднений, появляется возможность попробовать что-то новое, а не только болезненное желание держаться только за знакомое и привычное.

У кого-то это проявляется в чувстве юмора - появляются силы пошутить над собой, посмеяться над ситуацией, учитывая, что раньше это вызывало боль и негативные ощущения. Другие обретают способность начинать разговоры с незнакомыми людьми без страха, бывать на городских мероприятиях, одним выходить в город, если раньше это осуществлялось только в случае крайней необходимости.

«Ощущение ностальгии не пропадет никогда, также, как и ощущение или боязнь, что тебя не примут или скорее страх, что не так отреагируют, как «наш» бы отреагировал. На работе (сейчас я уже работаю) коллеги, такое ощущение, что боятся со мной иногда заговорить. Обычно начинаю разговор первой я».

Нина, Гент, 5 лет в другой стране

Эмигрант постепенно находит новые возможности для реализации, мир вокруг больше не кажется таким безысходным и непонятным. Новая страна постепенно начинает казаться все более понятной и доступной, страна отъезда и соотечественники все больше отдаляются, появляется возможность чувствовать себя в безопасности без связи с Россией.

Кто-то на этом этапе уже способен помогать другим, например, новым эмигрантам. Кажется, что уже есть силы, чтобы утешить и поддержать не только себя, но и других.

«Неприятные ощущения возникли после 6 месяцев пребывания в стране и продолжаются до сих пор (снижаясь), так как борюсь и насильно тащу себя в общество американцев и стараюсь найти друзей. Еще я стараюсь адаптировать свой стиль одежды. В Москве люди более декоративно одеваются, здесь - более спортивно. Пытаюсь научиться поддерживать разговор во что бы то ни стало».

Ирина, США, 11 месяцев в другой стране

На последнем, четвертом этапе адаптации, этапе бикультурализма , мигрант уже полностью адаптирован к окружающему миру, ему легко взаимодействовать с людьми, бытовые ситуации больше не вызывают неприятных ощущений. Человек чувствуют, что новая страна ему нравится, но при этом он может критически оценивать ее положительные и отрицательные стороны, не сравнивая при этом со страной отъезда, ситуация полностью стабилизирована, негативные эмоции не появляются или появляются очень редко.

Эмигрант способен оценить новую страну и местное население как других, отличающихся, не плохих или хороших, несмотря на то, что ранее им могли навешиваться ярлыки, иногда негативные, для облегчения понимания и определения своей собственной роли. Даже если происходит какое-то непонимание при общении с людьми в новой стране, это больше не вызывает страха и раздражения, над этим можно даже посмеяться.

Личность человека при этом обогащается, он становится сильнее и выносливее в эмоциональном плане, способен быстрее ориентироваться в стрессовых ситуациях.Фактически, человек впитал в себя две культуры, повышая тем самым свою самооценку, у него появляются силы двигаться дальше и делать больше.

«Адаптация в Канаде продлилась года два. В принципе, я почувствовал себя полностью адаптировавшимся после того, как записался на волонтерскую программу помощи вновь приехавшим, и проговорил все что надо с тьютором. На нее можно было бы и сразу записаться».

Стас, Канада, 6 лет в другой стране

«Потребовалось примерно лет 10 чтобы преодолеть языковые и бытовые трудности и чувствовать себя полностью комфортно и не нуждаться в русской еде, культуре и т.д. Раньше я навещала семью каждые полгода, но уже год не приезжала. В первый приезд стала совершенно по-новому видеть архитектуру города, обращать внимание на редкую красоту. То, что город - большая деревня, что раньше меня раздражало, стало вдруг приносить уют. Одновременно, так как времени было мало, переоценила, что для меня дома действительно важно. Многие близкие отношения постепенно распались».

Мария, Нью-Йорк, 22 года в другой стране

Описанная схема может быть актуальна для многих людей, но не всегда именно в таком виде - многие могут перескакивать через определенные этапы или остановиться на каком-то одном и не закончить процесс адаптации вообще. У некоторых это может занять пару месяцев, а у других несколько лет. Выбор пути развития основывается на индивидуальных факторах личности конкретных людей, а также на особенностях страны, в которую переезжает такой человек и культурной дистанции.

Некоторые исследователи выделяют отдельную стадию - преадаптацию. Речь идет о том периоде, когда эмигранты до отъезда изучают общество, культуру и историю новой страны, учат язык до момента переселения, тем самым начиная свой процесс адаптации задолго до того, как пересечены границы новой страны.

Случается так, что новая желанная и долгожданная работа не оправдывает ожиданий. Причин этому может быть множество. Кажется, что они лежат на поверхности и очень просты. Например, неудачное расположение фирмы или ощущение, что сотрудники справляются и без нового сослуживца. Мало кто задумывается о том, что корни намного глубже.

Как правило, новички сталкиваются с трудностями, если не проводится адаптация персонала в организации. Устроившись на работу в любую по размерам фирму, работник испытывает скованность, теряется, находится в напряженном состоянии. Со временем он становится своим в коллективе, и предприятие получает только пользу от его работы. Но до наступления этого момента может пройти не один год. А может получиться так, что человек продолжит чувствовать себя лишним и предпочтет уволиться.

Понятие адаптации

Прежде всего следует знать, что адаптация персонала в организации — это приспособление компании и работника друг к другу. Перед сотрудником встают новые задачи, методы работы, его окружают незнакомые коллеги, и ему необходимо привыкнуть к новым условиям. Процесс адаптации персонала в организации не всегда регулируемый. Не все работодатели считают нужным разрабатывать систему, финансировать ее и отрывать опытных сотрудников от работы, чтобы упростить вхождение в должность новому работнику. Тем не менее адаптация персонала в организации должна быть тщательно проработана, что позволит избежать затрат, связанных с увольнением, поиском, подбором и наймом персонала.

Виды адаптации

Как правило, процесс приспособления сотрудника к новым условиям может быть двух видов:

  • Первичная адаптация - при первоначальном устройстве на работу в компанию. В этом случае у сотрудника отсутствуют представления о работе, об обязанностях и т. д.
  • Вторичная адаптация - при повышении (понижении) внутри фирмы. В такой ситуации сотруднику нужно время и знания, чтобы вступить в новую должность и работать на прежнем уровне.

В обоих случаях адаптация персонала в организации необходима и развивается по одним и тем же принципам.

Основные формы

Организация работы по адаптации персонала должна охватывать не только профессиональную деятельность работника. Она включает следующие формы:

  1. Социальная — приспособление сотрудника к окружению, ценностям коллектива.
  2. Профессиональная — освоение процесса работы и ее нюансов. Выработка профессиональных качеств и навыков.
  3. Производственная — знакомство с нормами трудовой деятельности на предприятии.
  4. Организационная — знакомство со структурой организации, ее отделами и коммуникациями.
  5. Экономическая — информация об оплате труда и формах материального стимулирования.
  6. Непроизводственная — корпоративный отдых или спортивные мероприятия, позволяющие наладить отношения между сотрудниками и сплотить коллектив.

Грамотно построенная система адаптации персонала в организации затрагивает все вышеперечисленные формы, и по окончании процесса работник чувствует себя единым целым с фирмой. У такого сотрудника не возникает недовольство работой, своей ролью в компании и мыслей об увольнении. А у фирмы в результате снижается текучесть кадров.

Так как в России контролируемая адаптация - это достаточно новое направление, то, говоря о методах приспособления к новым условиям, ориентация идет прежде всего на зарубежные фирмы и их опыт.

Наиболее популярными являются следующие методы:

  1. Обучение персонала - компания сотрудничает с учебными заведениями и с их помощью готовит сотрудников для собственных нужд.
  2. Повышение квалификации - обновление знаний в соответствии с последними разработками в разных областях. Метод подходит для тех людей, которых по каким-либо причинам не устраивает прежняя профессия.
  3. Переобучение персонала - возможность получить новую специальность или знания, необходимые для работы на определенной должности. Идеальный вариант для тех, у кого был перерыв в работе, и знания необходимо обновить (молодые мамы).
  4. Кейсы и ситуационные задачи - этот метод направлен на сплочение коллектива и обучение работе в команде. В обсуждении принимают участие большинство членов команды, что позволяет найти верное решение.
  5. Деловые игры - ситуации, связанные с профессиональной деятельностью. Применение этого метода учит сотрудников мыслить нестандартно и быстро принимать решения.
  6. Инструктажи - возможно, очень поверхностный метод адаптации, но подходит для таких сотрудников, которым проще придерживаться определенного алгоритма в любых действиях на рабочем месте.
  7. Баддинг (budding) - облегчение вливания в коллектив через приятельские отношения с коллегой. Обеспечение обратной связи и возможность в любой момент обратиться за помощью наиболее эффективны в первые недели работы в новой компании.

Более подробно расскажем о таких методах, как ротация, шедоуинг, наставничество и погружение. Они интересны тем, что работники получают больше знаний и навыков при их использовании.

Ротация кадров

Это вид повышения квалификации. Ротация подразумевает временное перемещение кадров по должностям внутри организации, что позволяет работникам побыть в разных ролях и попробовать свои силы на новом поприще. Не менее полезно бывает увидеть таким образом свою работу со стороны. Сотрудник в такой ситуации может осознать ошибки и увеличить производительность труда. Метод достаточно эффективен, так как дает определенную встряску сотрудникам.

Шедоуинг

Название говорит само за себя. Сотрудник становится «тенью» другого работника или руководителя отдела. При этом прекрасно видно, каким образом выполняются служебные обязанности. Наставник и его «тень» находятся в равных условиях. Стоит отметить, что неопытный сотрудник не получает никакой оплаты, но имеет возможность выбрать любое рабочее место и должность для такого исследования.

Этот метод может развиваться по трем направлениям:

Обучающийся не имеет опыта и наблюдает за работой опытного сотрудника.

Обучающийся имеет опыт работы и может участвовать в обсуждениях и работе.

Обучающийся имеет высокие профессиональные навыки и работает самостоятельно. В этом случае «тенью» является опытный сотрудник, который наблюдает за работой и вносит коррективы по мере необходимости.

Институт наставничества

Этот метод основан на выделении из опытных работников наставника. Эту роль может выполнять как линейный сотрудник с достаточной квалификацией, так и руководитель отдела. Он может ставить перед новичком задачи (от простых к более сложным) и контролировать их выполнение. Также, исходя из своего опыта, наставник объясняет все рабочие моменты и дает рекомендации об улучшении труда и избегании ошибок.

Новый сотрудник может быть старше своего наставника или занимать одинаковую с ним должность. Но в любом случае в этом методе наставник играет главенствующую роль над своим подопечным.

При применении института наставничества труд работника оплачивается. А наставнику необходимо вести отчетность о том, как проходит процесс адаптации и насколько сотрудник готов к самостоятельной работе.

Метод погружения

Такой вариант подходит для более высокого уровня должностей. В этом случае новый руководитель сразу активно вливается в работу. При выполнении обязательств у него не остается времени на сомнения. Также налаживаются и положительные отношения с коллективом, чему способствует выполнение руководителем своих обязанностей самостоятельно, а не делегирование полномочий на подчиненных.

Опыт в России

Методы адаптации персонала в организации в России очень ограничены и чаще всего выражаются лишь наставничеством. Этот вариант по-своему хорош, если наставник опытен и не выполняет свою работу «для галочки». Также встречаются фирмы, в которых все программы по адаптации проводятся лишь на бумаге. Методы из группы обучения чаще встречаются в кадровых агентствах и на биржах труда. Эти организации помогают людям приобрести знания, необходимые для определенных должностей. Сочетая разные методы адаптации персонала в организации, можно добиться отдачи от новых сотрудников в несколько раз быстрее.

Ответственные лица

Управление адаптацией персонала в организации ложится на плечи следующих работников:

  • руководство фирмы;
  • руководитель отдела;
  • менеджер по персоналу;
  • наставник нового сотрудника.

При этом роли каждого достаточно прозрачны. Менеджер по персоналу — это тот сотрудник, чьими силами и знаниями разрабатывается система адаптации персонала в организации. При этом задействованы могут быть работники других отделов, например, психологи (если в компании они предусмотрены).

Руководители организации и отдела принимают сотрудника на работу, и именно они решают на собеседовании, подходит ли этот человек на должность и справится ли он с обязанностями. И на этих же людях лежит согласование системы адаптации и принятие ее в работу.

Не менее важным лицом является наставник. Это работник с большим стажем именно в этой организации. Тот, кто знает все нюансы работы и общения с коллективом. Именно ему предстоит обучить сотрудника так, чтобы количество ошибок было минимальным.

Польза от инноваций

Совершенствование адаптации персонала в организации - это то, к чему должна стремиться каждая компания. Стабильная работа коллектива, минимальная текучесть кадров, а также снижение расходов на поиск и обучение новых работников - залог успеха и развития фирмы.

Профессиональная адаптация персонала в организации должна проводиться в независимости от ее размера и формы собственности. Менее затратными могут получиться программы для работников без опыта, поскольку их не нужно переучивать на новый лад.