Презентация к занятию по окружающему миру (старшая группа) на тему: Народные промыслы (презентация).


  • Дымка
  • Золотая Хохлома
  • Живая Гжель
  • Жостово
  • Палех
  • Проверьте себя
  • Заключение

Я приглашаю всех в путешествие по России в центры народных промыслов. И сегодня я хочу воспеть и восславить

« Сердце доброе,

Щедрость да разум,

Руки искусные люда русского»


Дымка

Наши руки крендельком,

Щёки будто яблоки.

С нами издавна рядком

Весь народ на ярмарке.

Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские,

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские


Золотая Хохлома

Из торгового села Хохлома разлетались жар-птицам чашки да ложки по всей земле.

Плывёт по лету Хохлома,

Расписанная очень ловко.

Не сумрак в вазах и солонках,-

Напоминает Хохлома

Родную милую сторонку,

Где рощи словно терема,

Гда резвый Керженец струится…

Как солнце в небе, Хохлома

Ясна, чиста и круглолица!


Живая Гжель

Что только не делают в Гжели: чашки, кувшины, вазы, фигурки людей и животных. Только два цвета присутствуют в росписи: белый-цвет снега, голубой-цвет неба.

«Едва ли есть земля на свете самая чистая, какова у нас гжельская, которой нигде не видел я белизною превосходнее»

М.В.Ломоносов


Жостово

Кто смел раскинуть на подносе

Такие яркие цветы?

… Из под руки, как ветерки,

Как стая ласточек взлетела,

Разбрасывая лепестки,

Кипень цветочная.


Палех

Икона палехского письма была изумительно нарядна, от мечты о празднике жизни её несравненное сияние.

Русские иконные края…

Палеха несломленные крылья!

… Белый храм возносится куда-то,

Мудрый, как ушедшие века!

Сколько здесь оставлено сердец,

Сколько тут написано шкатулок?!


Проверь себя

  • Какие промыслы представлены в работе?
  • Почему народная мудрость гласит «Не то дорого, что красно, а то дорого, что мастера доброго».
  • Какие промыслы вам ещё известны?

Заключение

«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронёс через столетия»

М.И.Калинин

Я надеюсь, что собранный мною материал помог вам познакомиться с народными промыслами России.

Возможно, кому-то захочется продолжить изучение ремёсел и коллекцию слайдов.


Цель: - познакомить учащихся с традиционными промыслами России - Городца, Хохломы, Гжели; - формирование умений различать декоративно прикладные промыслы: хохлому, гжель и городец; - развитие понимания характерных особенностей изделий различных народных промыслов. - воспитание потребности к творчеству, стремлению вносить в свою жизнь красоту: - воспитание патриотизма, гордости и толерантности к народному творчеству.


Сегодня мы начинаем большую и очень интересную тему: «Русские народные промыслы». Древнерусское искусство является предметом нашей национальной гордости. Вы познакомитесь с традиционными народными промыслами России: хохломской, гжельской и городецкой росписью.


СЛОВАРЬ Промысел – добывание, дополнительное занятие при основном. (Промысел формировался на основе тех природных материалов, которыми был богат край: мягкие породы деревьев, залежи глины, металлов, источники натуральных природных красителей - часто определяли вид ремесла). Утварь - произошло от старого русского слова утваряти (наряжать, убирать, украшать). А ныне, утварь – украшения, наряды, драгоценности, всё движимое в доме: мебель, украшения, посуда. Творчество – это создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей. Творить – творчески создавать.,


























Литература, использованная при подготовке к уроку: Василенко В.М. Народное искусство. – М., Шевчук Л.В. Дети и народное творчество: кн. для учителя – М.,1985. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М., Даль В.И. Толковый словарь русского языка.- М., 2008






  • Серебро химический элемент периодической системы Д.И.Менделеева, имеющий атомный номер 47 – обозначается символом Ag (лат. Argentum).
  • Серебро – это благородный металл, который обладает антибактериальными и целебными свойствами. Это металл богатый интересной историей, легендами, мифами и загадками... В природе серебро встречаются в самородной форме, известны факты нахождения серебряных самородков весом до 20 т.
  • Серебро – драгоценный металл белого цвета, широко использующийся в ювелирном деле, тягучий, пластичный и ковкий. Изделия из серебра – это высокохудожественные народные промыслы . Серебро столовое серебро , украшения из серебра , изделия из серебра религиозного назначения , ювелирное серебро , различные изделия из серебра – эти образцы уникального народного творчества мастеров Великого Устюга , которые наши туристы могут приобрести, побывав на отдыхе на родине Деда Мороза .






  • В Великом Устюге с 1682 г. талантливые мастера чернят серебро способами, отличными от других художественных центров. В их работах особое значение обрела сюжетная гравюра, очень насыщенная, значительно более густая по цвету, нежели московская и петербургская. Произведения из серебра, созданные нашими мастерами, неоднократно были представлены на всероссийских и международных выставках и, как правило, удостаивались высших наград.


  • Береста (т.с. Даля) – верхний, светлый, ремковый слой березовой коры.
  • Береза – стройное белоствольное светлое дерево, дающее сквозистую тень, украшающее в любое время года всякий сельский вид, пользуется особой любовью в России. С давних лет берёза была образом России. Простая и трогательная красота берёзы сообщает ей высокую эстетическую ценность.

Изделия из бересты.

Изделия из бересты, как народные промыслы – шкатулки, туеса, лукошки, короба, сувенирные игрушки, украшения, бусы, расчески, подносы, картины, панно – великолепные произведения искусства из Великого Устюга, выполненные в стиле и традициях народного художественного промысла.






Лапти.

Лапти – низкая обувь, распространённая на Руси в старину, но, тем не менее, бывшая в широком употреблении в сельской местности России до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые и другие) или бересты. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти. В русском фольклоре и культуре лаптям посвящены рассказы, песни, поговорки.


  • Истоки резьбы по дереву уходят в далекое прошлое. Если судить по предметам, найденным археологами, резьба по дереву на Руси насчитывает несколько десятков тысяч лет. Несомненно, резьба по дереву , которая требует определенных художественных способностей, какого-то опыта воплощения замысла и профессионального владения инструментом, была основным и одним из первых видов художественно-прикладных ремесел. В Древней Руси резьба по дереву , в основном хоть и культовая, была широко распространенной и весьма искусной.


  • Виды резьбы по дереву – условно можно выделить три основных типа: сквозная резьба (сюда относится пропильная и прорезная резьба), глухая резьба (все подвиды рельефной и плосковыемчатой резьбы), скульптурная резьба, домовая резьба (является отдельным направлением, поскольку может сочетать в себе все три вышеперечисленных типа).
  • Актуальность резьбы по дереву очень сильно выросла в последнее время и все настойчивей и уверенней входит в нашу жизнь и быт. Никакие искусственные материалы не заменят красоту и теплоту натурального дерева. Попав в руки истинного мастера, дерево приобретает вторую жизнь. Обладание неисчерпаемой фантазией, отличным знанием материала, чувством прекрасного позволяет мастеру в каждой работе резьбы по дереву создавать подлинные произведения искусства – разделочные доски, шахматы, картины, скульптуры, деревянные игрушки, посуда и многие другие вещи.






  • Основные типологические принципы кубачинских узоров сложились на рубеже XVII – XVIII веков. Поэтому в орнаментальной культуре кубачинского ювелирного искусства как в зеркале отразились все этапы истории развития художественной, материальной и духовной культуры этого народа. Кубачинский орнамент богат и разнообразен. Он позволяет мастерам не только создавать и сохранять яркую индивидуальность своего творческого подчерка, но и воплощать каждый раз совершенно новое, оригинальное художественное решение. Канонический набор изображений в виде стилизованных листьев, бутонов, побегов и гибких ветвей переплетаясь в соответствии с законами «кубачинской гармонии» выстраивают оригинальные ритмические группы , которые соединяются в единый композиционный монолит – так постепенно возникает «музыка» кубачинского узора. Поэтому каждое произведение – воплощенная в серебре мечта о вечной красоте мира, застывшая в «многозначительной» вязи орнаментов. Сочетание горного серебра, солнечного золота и небесной лазури как бы застыло в каждом изделии. Кинжалы в серебряной с позолотой оправе, сабли, декорированные эмалью, чернью и филигранью являются показателем высочайшего мастерства и качества.





Нож "Каменный век"*. Клык медведя, резьба барельефом.

Нож "Клык"*. Клык медведя. Дамасская сталь. Чехол: цевка, выжигание.

Нож "Коготь"*. Коготь медведя. Дамасская сталь. Чехол: цевка, выжигание.


Нож "Морской"* на подставке из обсидиана и камчатских самоцветов. Морское дерево, рог лося. Дамасская сталь Размер: 23х7х11 см.


Нож "Рог"*. Рог снежного барана. Дамасская сталь.



  • Какова же история гжели и гжельской розы? Само гжельское гончарное ремесло существовало еще в XIV веке. Гжельские мастера издавна славились своим мастерством, своими гончарными изделиями, а глина, которую они использовали, - своими высокими качествами. С середины XVII века гжельские мастера занимались выпуском майоликовой посуды, а когда в середине XVII века русским ученым Дмитрием Ивановичем Виноградовым был открыт секрет твердого фарфора, мастера постепенно стали заготавливать и фарфоровые изделия. Расписывать посуду гжельские мастера тоже начали давно. Изначально это были травянистые узоры, букеты, необычные птицы, целые сюжетные сцены. При этом Гжель была разноцветной. Сегодня же в росписи Гжель используются лишь два основных цвета - белый и синий. Некоторые говорят, что такие цвета были выбраны специально, по цвету ясного неба в России, но думается, что в этом красивом суждении есть только доля правды. Известно, что изначально для росписи использовались яркие зеленые, желтые, красные цвета. Гжель не была предметом роскоши и предназначалась для обычного люда. Расписанная яркими красками посуда украшала дома крестьян и широко использовалась в быту. Но в начале XX века яркие затейливые цветы на блюдах не соответствовали цветовой гамме и геометрии революционных звезд и стягов. Так разноцветные старинные растительные орнаменты и букетики сменила гжельская роза цвета неба и полевых васильков.



«Народная музыка» - Василий Татищев. Исследователи. Ансамбль «Русская песня». Дождик, дождик пуще… Исследование фольклора. Собирайте фольклор. Прозаические жанры: Сказки Предания Легенды Былички Бывальщины. Народные исполнители. Поистине всенародна. Лауреат Всероссийского конкурса артистов эстрады. Владимир Иванович Даль.

«Народные промыслы» - Береста. Презентация для ознакомления и углубления знаний учащихся о народных промыслах. Вологодское кружево напоминает драгоценную паутину. Что такое декоративно-прикладное искусство? Русская кукла. Жостовские подносы. Найдите ответы на вопросы. Дополнительный материал к проекту. Что вы должны сделать?

«Русские народные инструменты» - То толстеет, то худеет – на весь мир голосит. В лесу росло, на руках плачет, из лесу вынесено, а на полу скачет. Загадки из нотной тетрадки. Заиграли три струны на четыре стороны. Лепили из глины. По бокам коробочки, растянул свои меха -стал похож на жениха. Русские народные инструменты. Исконно русские инструменты.

«Промыслы России» - Народные промыслы центральной россии. Хохлома. Палех. Фарфоровые чайники, подсвечники, часы, Животные и птицы невиданной красы… Как две радуги – брови, губы маки, пунцовый наряд И румянцем, свежее моркови, глянцевитые щеки горят. Матрешки. Простые по форме, а радуют взор. Жостово. Заполните таблицу.

«Народные художественные промыслы» - Орнамент с «ягодками» и «листочками». Ресурсы Интернет. Народные художественные промыслы. Детские самодельные костюмы «Хохлома». Тема года: «Секреты мастеров». Тема четверти: «Мастера и подмастерья». «Хохломская роспись» 4 класс. Роспись. Покрытие лаком. По программе Н.М.Конышевой «Художественно – конструкторская деятельность (основы дизайнобразования) 1-4 классы».

«Русские народные песни» - Песня, русская песня- Жизни нашей душа! Постепенно гармоника широко распространилась в России. В предсоветскую эпоху, к таким темам относилась религия. «Деревенская музыка» справедливо ли такое определение для гармони? Как в народе создавалась музыка? Музыка моего народа. Народное творчество - фольклор.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ Воспитатель Капюченко Л.В.

ХОХЛОМА Хохлома – старинный народный промысел, зародившийся в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону. Для хохломской росписи характерен растительный орнамент: цветы, листья и ягоды.

ГЖЕЛЬ Гжель – старинный народный промысел. Первые гжельские мастера обжигали керамическую посуду в печах и называли её «жгель» или «гжель». Посуду покрывали белой эмалью и расписывали в синих тонах. Позже стали расписывать фарфоровые изделия, используя для этого синий кобальт.

МАТРЁШКА Матрёшка – русская деревянная игрушка, состоящая из нескольких разрисованных кукол, вложенных одна в другую. Каждая кукла, кроме последней, раскладывается на две части. Существует несколько традиций росписи матрёшек.

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ Городецкая роспись – русский народный промысел, зародившийся в районе города Городец. В городецкой росписи часто используются образ коня, который является символом богатства, и образ птицы – символ счастья.

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА Дымковская игрушка – русский народный промысел, который зародился в слободе Дымково, около города Вятка. Дымковские игрушки делаются из глины. В основном это барыни, скоморохи, нарядные индюки и петухи. Для росписи мастера используют яркие краски, узорами служат простые геометрические фигуры.

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА Филимоновская игрушка – это русская народная глиняная игрушка, которая изготавливалась в деревне Филимоново Тульской области. Главное в ней – свисток.

БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА Богородская игрушка – это народный промысел, который возник в селе Богородское около Сергиева Посада. Богородские мастера вырезают из дерева игрушки, которые приходят в движение при помощи веревочек, планок, пружинок. Символом этого промысла считается игрушка «Мужик и медведь»

КАРПОГОЛЬСКАЯ ИГРУШКА Карпогольская игрушка - русский художественный промысел, который был распространен в районе города Каргополя Архангельской области. В росписи современной игрушки сохранилась традиционная символика: круг и крест в различных сочетаниях как солярные знаки (символы солнца), знаки земли, огня, воды, засеянного поля, урожая, плодородия.

ПАЛЕХ Палех – русский народный промысел, который зародился в посёлке Палех Ивановской области. Палехские мастера покрывают чёрным лаком шкатулки, броши, кулоны и расписывают их.

ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ Жостовская роспись – народный художественный промысел, который зародился в деревне Жостово Московской области. Жостовские мастера расписывали металлические подносы разной формы. Роспись они делают по чёрному фону, в качестве основного мотива используют букет из садовых и полевых цветов.

Использованные источники: Ресурсы интернета