Преподобноисповедник Севастиан Карагандинский (Фомин). Старец Севастиан Карагандинский — исповедник Оптиной пустыни

Блаженный старец схиархимандрит Севастиан (Стефан Васильевич Фомин) родился 10 ноября 1884 г. в селе Космодемьянское Орловской губернии в бедной крестьянской семье. Отца звали Василием, мать - Матроной. Они имели троих сыновей. В 1888 г. родители возили детей в Оптину Пустынь к старцу Амвросию. На всю жизнь запомнил Стефан это посещение и ласковые глаза благодатного старца. Когда Стефану было 4 года, умер отец, а через год умерла и мать. 5-летний Стефан был привязан к среднему брату Роману за его нежную душу и мягкое сердце. Но Роман избрал путь иноческой жизни и в 1892 году упросил старшего брата Илариона отвести его в Оптину Пустынь, где был принят послушником в Иоанно - Предтеченский скит.
Иларион, в чьей семье остался жить пятилетний Стефан после смерти родителей, имел иной характер: был требовательным, неласковым.
Стефан хорошо учился, окончил 3-классную приходскую школу. Приходской священник давал читать ему книги. От рождения Стефан был слаб здоровьем и на полевых работах трудился мало, а больше на пастбищах пастухом. Радостным утешением было для Стефана в зимнее, свободное от крестьянских работ время, посещать в Оптиной Пустыни среднего брата Романа, который впоследствии принял постриг с именем Рафаил.
Имея крепкое желание встать на путь иноческого жития, Стефан был принят в скит Оптиной Пустыни келейником к старцу Иосифу, после смерти которого, в 1911 году, перешёл под старческое руководство к отцу Нектарию и остался при нём до 1923 года келейником. Так он напитывался благодатным духом оптинского старчества. Пострижен Стефан в мантии с именем Севастиан в 1917 году, когда началось время гонения на Церковь Христову.
Прогремела революция. Рухнуло многовековое здание государства Российского.
В ожидании неизбежно грядущих изменений тихо и незаметно продолжали жить в монастыре иноки Оптинские. До них уже доходили известия о закрытии церквей и монастырей и конфискации их имущества.
10 января 1918 года декретом новых властей Оптина Пустынь была закрыта, но монастырь продолжал существовать под видом сельскохозяйственной артели. Многие, особенно молодые послушники, выходили из монастыря, не удовлетворяясь работой в сельхозартели, где к ним предъявлялись строгие требования. Оставшиеся, в большинстве своём пожилого возраста иноки, твёрдо решили не уходить из монастыря до последней возможности, пока не прогонят. Все жили под страхом, каждый день и каждый час ожидая изгнания, ареста, тюрьмы, смерти.
На территории монастыря был организован музей «Оптина Пустынь». Скит уже не существовал, но старец Нектарий оставался жить со своими келейниками в старческой хибарке и, изнемогая под бременем скорбей, продолжал принимать народ. В 1923 году в конце пятой недели Великого поста в монастыре начала работать ликвидационная комиссия. Церковные службы прекратились. Монахи постепенно выселялись. В 1927 году монах Севастиан принял священство от епископа Калужского. После кончины старца Нектария в 1928 году отец Севастиан приехал в город Козлов, где получил назначение в Ильинскую церковь. Там он служил с 1928 по 1933 год вплоть до своего ареста. В этот период он вёл в Козлове борьбу с обновленцами и не оставлял общения с жившей в рассеянии братией Оптиной Пустыни.
В феврале 1933 года отца Севастиана арестовали. На допросах батюшка дал прямой ответ: «На все мероприятия советской власти я смотрю как на гнев Божий, и эта власть есть наказание для людей. Такие же взгляды я высказывал среди своих приближённых, а также и среди остальных граждан, с которыми приходилось говорить на эту тему. При этом говорил, что нужно молиться, молиться Богу, а также жить в любви, только тогда мы от этого избавимся. Я мало был доволен советской властью за закрытие церквей, монастырей, так как этим уничтожается православная вера».
Его приговорили к 7-летнему заключению и отправили на лесоповал, несмотря на слабое здоровье и повреждённую левую руку. Но и в ссылке он проводил воскресный день в молитве и беседе. Ночные дежурства батюшка также проводил в молитве, никогда не позволяя себе спать. «В заключении я был, - вспоминал батюшка, - а посты не нарушал. Если дадут какую - нибудь баланду с мясом, я это не ел, менял на лишнюю пайку хлеба».
После освобождения он остался в селе Большая Михайловка, под Карагандой, и окормлял всех стремящихся к Богу, приходя к ним в дома и совершая требы, хотя разрешения на это со стороны властей не было: «народ в Караганде был верный - не выдадет». Батюшку полюбили и в окрестностях, поверили в силу его молитв. Со всех концов страны стали съезжаться духовные чада старца, всех он принимал с любовью и помогал устроиться на новом месте. Часто старец благословлял приезжавших к нему за духовным окормлением монахинь жить в какую-нибудь семью, что было в духе оптинских старцев. Такие матушки становились как бы ангелами-хранителями дома.
Лишь в 1955 году верующие добились официального разрешения властей на регистрацию религиозной общины в Большой Михайловке, общими усилиями удалось построить храм, который освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Священников батюшка подбирал себе сам. Вокруг него собралась монашеская женская община. О его общине архиепископ Петропавловский и Кустанайский Иосиф (Чернов) говорил так: «Батюшка насадил здесь виноград, который потом и слезами вырастил... Маленькая церковь, от земли не видно, а столп горит до неба».
22 декабря 1957 года, в день празднования иконы Божией Матери «Нечаянная радость», о. Севастиан был возведён в сан архимандрита и награждён патриаршей грамотой «За усердное служение Церкви». В 1964 году ко дню своего Ангела был награждён архиерейским посохом - награда, примеров не имеющая.
Церковные службы были для о. Севастиана неотъемлемым условием его внутренней жизни. В беседах его любимым образом был святой апостол Иоанн Богослов, он часто призывал паству к почитанию этого апостола Любви.
Отец Севастиан очень почитал святые иконы и говорил, что они даны нам в помощь от тёмных сил, что есть иконы, особые по славе благодати, есть намоленные веками чудотворные образы, которые, как ручейки, несут от Господа благодать. Он приводил слова старца Нектария Оптинского о том, что мудрость, разум и рассудительность есть дары Святого Духа, которые приводят к благочестию. Батюшка обладал тонким юмором и любил пошутить, но всегда доброжелательно. Он не жалел времени на беседу с человеком.
Власти, видя его авторитет, всячески старались закрыть храм, но это им не удавалось: батюшка, как только они его вызовут, обезоруживал их так, что они совершенно лишались дара слова и после его ухода удивлялись: «Что это за старичок такой, что мы сделать ничего не можем?» О. Севастиан всегда и во всём учил полагаться на волю Божию. Он любил природу, жалел животных, однажды спас только что родившихся котят. Людям он помогал своей тайной молитвой. О бесноватых он говорил: «Здесь они потерпят. А там мытарства будут проходить безболезненно». О. Севастиан н заботился о спасении каждого, это была его цель. Он просил: «Мирнее живите». Очень важное значение он придавал молитвам за усопших и других призывал: «Молитесь за усопших». 3 апреля 1966 года о. Севастиан принял постриг в схиму от владыки Питирима (Нечаева), прибывшего к нему для совершения пострига. Скончался о. Севастиан 6 апреля 1966 года на Радоницу.
Прославлен в 1997 году как местночтимый святой Алма-Атинской епархии. 22 октября (4 ноября) 1997 года были обретены святые мощи старца Севастиана и перенесены в новый храм Рождества Пресвятой Богородицы в Караганде. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Диакон Димитрий Огольцов

Поучения преп. СЕВАСТИАНА Карагандинского

Молиться можно на всяком месте, во всякое время: стоя, сидя, лёжа, во время работы, в пути. Только разговаривать в храме грешно.

Терпите друг друга немощи и недостатки - в этом спасение. Огонь огнём не тушат, а водой. А зло побеждается любовью!
Болеть нам необходимо, иначе не спасёмся. Болезни - гостинцы с неба!

Почему иные люди почти всю жизнь страдают, болеют, терпят скорби, обиды и т.д.? За родительские и прародительские грехи. Эти страдальцы, как живая жертва, приносятся во искупление родительских и прародительских грехов.
Самое жёсткое сердце, глядя на таких страдальцев, может смягчиться и сделаться сочувственным и сострадательным к ближнему. От этого зависит спасение души.

Для искоренения зависти надо смотреть на хуже тебя живущих, тогда мир будет в душе, а не смущение. И завидовать перестанешь.

Как хорошо, как легко умирать, когда нет ничего лишнего! И будет приют в Царстве Небесном!

Если сам ты не милуешь ближних и, что ещё хуже, не прощаешь, то как у Господа будешь просить себе милости и прощения?

Не допускай своевольного поста без благословения, во всём должно держаться золотой середины, нет греха слабым и больным слегка подкрепиться на ночь перед причастием.

За несоблюдение без причины постов, придёт время - постигнет болезнь, тогда не по своей воле придётся поститься.

Умеренность, воздержание, рассуждение, своевременность, постепенность полезны всем и во всём.

Только в церкви человек обновляется душой и получает облегчение в своих скорбях и болезнях.

Господь лишит счастья неблагодарных детей, которые забыли своих родителей, забыли их труды и заботы.

Господь не попускает страданий сверх наших сил, потому надо всё терпеть, а вот гордость страшнее всего. Она - бесовское свойство.

В деле своего спасения не забывайте прибегать к помощи святых отцов и святых мучеников. Их молитвами Господь избавляет от страстей. Но никто не думайте своими силами избавиться от них. Не надейтесь на себя до самой смерти в борьбе со страстями. Только один Господь силён избавить от них просящих у Него помощи. И покоя не ищите до самой смерти.

Кто любит много говорить, празднословить и шутить, у таковых под конец жизни Господь отнимает речь.

Газета «Живоносный источник» № 7 (66), март 2008 г.

И в Соборе Воронежских святых

В миру Степан Васильевич Фомин, родился 28 октября года в селе Космодемьянское Орловской губернии в бедной крестьянской семье. После смерти родителей пятилетний Степан стал жить с семьёй старшого брата. Средний его брат принял постриг в Оптиной Пустыни . Степан хорошо окончил трёхклассную приходскую школу, книги ему давал читать приходской священник. Мальчик был слаб здоровьем, в полевых работах участвовать не мог, а ходил за скотиной, был пастухом. Часто зимой посещал он брата в Оптиной пустыни.

Батюшка сохранял безупречное исполнение церковного устава, не допуская при богослужении пропусков или сокращений. Церковные службы были для него неотъемлемым условием его внутренней жизни. В беседах его любимым образом был святой апостол Иоанн Богослов - он часто призывал паству к почитанию этого апостола Любви. Отец Севастиан очень почитал святые иконы и говорил, что он даны нам в помощь от темных сил, что есть иконы, особые по славе благодати, есть намоленные веками чудотворные образы, которые, как ручейки, несут от Господа благодать. Он приводил слова старца Нектария Оптинского о том, что мудрость, разум и рассудительность есть дары Святого Духа, которые приводят к благочестию.

Батюшка обладал тонким юмором и любил пошутить, но всегда доброжелательно. Он не жалел времени на беседу с человеком. Каждый его совет приводил к благополучию.

Власти, видя его авторитет, всячески старались закрыть храм, но это им не удавалось: батюшка - как только они его вызовут - обезоруживал их так, что они совершенно лишались дара слова и после его ухода удивлялись: «Что это за старичок такой, что мы сделать ничего не можем?»

Батюшка всегда и во всём учил полагаться на волю Божия Промысла. Он также любил природу, жалел животных, однажды спас только что родившихся котят.

О бесноватых он говорил: «Здесь они потерпят, а там мытарства будут проходить безболезненно... Я не хочу с вас кресты снимать. Здесь вы потерпите, но на Небе большую награду приобретёте». У батюшки была духовная мудрость, великое терпение. Если кто при нём роптал на ближнего, он скажет: «Я вас всех терплю, а вы одного потерпеть не хотите». Не поладит кто, он волнуется: «Я настоятель, а всех вас слушаю».

Он заботился о спасении каждого, это была его цель. Он просил: «Мирнее живите». Однажды, среди беседы о нравах людей батюшка сказал и даже указал: «Вот этих людей нельзя трогать, они, по гордости, не вынесут ни замечания, ни выговора. А других, по их смирению, можно». Очень важное значение он придавал молитвам за усопших, и других призывал: «молитесь за усопших больше всего. За всё слава Богу! Слава Богу за всё!»

Впитав в себя традиции и благодатный святоотеческий дух Оптиной Пустыни и будучи учеником её великих старцев, перенеся изгнания и заключения в большевицких концлагерях, он по неисповедимым судьбам Божиим пронёс своё старческое служение в столице знойных степей центрального Казахстана, многострадальной Караганде .

Скончался 19 апреля года, на Радоницу . Погребён он был на Михайловском кладбище.

Награды

  • Патриаршая грамота «За усердное служение Церкви» (1957)
  • митра и посох (1965, ко дню Ангела)

Тропарь, глас 3

Тро́ицы Святы́я служи́телю,/ зе́мне а́нгеле и небе́сне челове́че,/ духо́внаго О́птинскаго ста́рчества прее́мниче,/ Христо́в священнотаи́нниче и испове́дниче,/ Ду́ха Свята́го оби́тель всечестна́я,/ преподо́бне о́тче Севастиа́не, досточти́ме,/ испроси́ ми́рови мир/ и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак глас 3

В радость Господа Воскресшаго в шедшаго,/ преподобным Oптинским старцем сликовника,/ мучеников и исповедников сопричастника,/ священнотаинникам Божиим сослужителя,/ земна Aнгела и небесна человека,/ града Караганды боголепное украшение,/ Казахстанския страны богомольца изрядна,/ Церкви Русския похвалу/ ублажим, вернии,/ с веселием ему вопия:/ радуйся, Севастиане, преподобне отче наш.

Литература

  • Цветочки Оптиной пустыни: Воспоминания о последних Оптинский старцах о. Анатолии (Потапове) и о. Нектарии (Тихонове)/ Сост. С.В. Фомин. М., 1995. С.13.
  • Карагандинский Старец преподобный Севастиан/ Сост. В.Королева. М.: Православный паломник, 1998.
  • Владимиров В. Старец Севастиан Карагандинский. Житие и прославление// Православное книжное обозрение. М., 1998. Апрель-май. С.1,3.
  • Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г.

Использованные материалы

  • Житие на сайте Православие.ru
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
  • Гимнография прп. Севастиана Фомина, сайт храма Новомучеников в Строгине

Преподобноисповедника Севастиана Карагандинского почитают не только в Мичуринске, где он служил несколько лет, но также в Караганде (здесь он прожил вторую половину жизни, попав в Казахстан не своей волей да так и оставшись там) и в , где начинался его монашеский путь.

Родился преподобноисповедник Савастиан Карагандинский в 1884 году в селе Космодемьянском Орловской губернии в крестьянской семье. Родители его рано умерли, и Севастиан (а тогда — Степан) воспитывался в семье старшего брата. Тяжелой работы он делать не мог, серьезно повредив еще в раннем детстве левую руку, и его приставили ходить за стадом. Зимами мальчик учился в церковноприходской школе.

В 1908 году средний из трех братьев Фоминых принял в Оптиной монашеский постриг. И через несколько месяцев Степан приехал к нему. 3 января 1909 года его приняли в монастырь, назначив послушание келейника при старце Иосифе.

Севастиан Карагандинский в Оптиной пустыни

В 1911 году прп. Иосиф умер. Его смерть потрясла послушника, два первых — младенческих, так важных — года своей монастырской жизни проведшего при нем почти безотлучно. После смерти о. Иосифа Степан перешел в келейники к старцу Нектарию (точнее, о. Нектарий перешел в келью покойного о. Иосифа, а Степан остался при нем). В 1917 году, за несколько месяцев до закрытия Оптиной пустыни, он принял постриг с именем Севастиан.

Монастырь «ликвидировали», но он продолжал еще некоторое время существовать в качестве сельскохозяйственной артели. Скоро, однако, и это «полусуществование» сделалось невозможным. И в 1923 году, после ареста старца Нектария, о. Севастиан (уже рукоположенный во иеродиакона) поселился в Козельске. В 1928 году он был рукоположен во иеромонаха, а вскоре скончался старец Нектарий. Исполняя его волю, о. Севастиан уехал служить на приход — сначала в Калугу, а потом, по приглашению о. Владимира Нечаева, в Козлов. В Оптиной, надо сказать, отец Владимир никогда не бывал, так за приходскими делами и не собрался. Но он переписывался со старцем Нектарием и знал, что о. Севастиан — его ученик.

Севастиан Карагандинский Служба в Ильинском храме Мичуринска

Служа в , о. Севастиан терпел непривычные для себя, закаленного скитской жизнью монаха, огорчения. Например, досадовал на регента, любителя веселого и громкого «опереточного» пения. Батюшка настаивал, чтобы тот подходил перед службой к нему за благословением, делал внушения о необходимости «молитвенного пения». Регент артачился: «Его — алтарь, клирос — мой». Но строгий иеромонах вел свою линию — и пели все-таки в большей степени по-монастырски.

Певчие тоже доставляли ему немало хлопот. К празднику они требовали себе водки или на водку. Так уж повелось исстари, и в церковной среде относились к этому снисходительно. О. Севастиану эти «порядки» не нравились. Кормить, одевать, обувать он был готов. Поить водкой, к неудовольствию певчих (иногда весьма деятельному неудовольствию), — нет.

В Козлов к о. Севастиану съезжались близкие по духу люди — оптинцы, шамординские инокини, миряне, связанные как-либо с Оптиной или Шамординым. Сложилась небольшая община. В 1933 году батюшку вместе с «шамординками» Варварой, Агриппиной и Февронией арестовали.

Арест

На допросе о. Севастиана спрашивали о его отношении к советской власти, к ее «мероприятиям». На эти вопросы он ответил добросовестно: «На все мероприятия советской власти я смотрю как на гнев Божий, и эта власть есть наказание для людей. Такие взгляды я высказывал среди своих приближенных, а также и среди остальных граждан, с которыми приходилось говорить на эту тему. При этом говорил, что нужно молиться, молиться Богу, а также жить в любви, тогда только мы от этого избавимся. Я мало был доволен советской властью за закрытие церквей, монастырей, так как этим уничтожается православная вера».

2 июня 1933 года последовал приговор: «Фомина Степана Васильевича, обвиняемого по ст. 58-10, II УК, заключить в исправтрудлагерь сроком на семь лет».

Несмотря на то, что медкомиссия признала о. Севастиана не годным к тяжелому физическому труду, его отправили на лесоповал — здесь же, в Тамбовской области. Через год перевели в Карлаг. После освобождения он так и остался в Караганде, поселившись у своих послушниц.

В Караганде

В Казахстане (и особенно в Караганде) в то время оказались многие «религиозники». Освобождаясь из лагеря, они не разъезжались (кто-то оставался на положении ссыльного, кому-то просто некуда было возвращаться). С ними и был теперь старец Севастиан. Казахстан он называл «своей второй родиной». Здесь он служил — сначала дома, а в 1950-е годы в Караганде, после долгих хлопот верующих, открылся храм. В 1957 году о. Севастиана возвели в сан архимандрита.

Как во всяком небольшом, сравнительно замкнутом кругу (в семье, по существу), время от времени в собранной им общине начинало «скрежетать». И все взаимные неудовольствия, обиды — все падало на Старцеву голову. Он страдал: «Я всех вас терплю, а вы одного потерпеть не хотите... Я настоятель, а всех вас слушаю». И просил, умолял: «Мирнее живите, мирнее!»

Во второй половине 1950-х возобновились отношения старца с митрополитом Питиримом (тогда не митрополитом еще, конечно: в 1959 году он «сравнялся в звании» с о. Севастианом). Не виделись они с начала 1930-х, когда Нечаевым пришлось переехать в Москву. Но теперь уже связь между ними не обрывалась до самой смерти о. Севастиана.

«В нем было, — вспоминал о старце владыка Питирим, — удивительное сочетание физической слабости и духовной — даже не скажу, силы, но — приветливости, в которой растворялась любая человеческая боль, любая тревога. Когда смятенный, возмущенный чем-то человек ехал к нему, думая выплеснуть всю свою ярость, все раздражение, — он успокаивался уже по дороге и, встретившись со старцем, уже спокойно, объективно излагал ему свой вопрос, а тот спокойно его выслушивал, иногда же, предупреждая волну раздражения, сразу давал ему короткий ответ».

19 апреля 1966 года, приняв постриг в схиму от владыки Питирима, старец Севастиан скончался. Похоронили его на городском Михайловском кладбище. В 1997 году он был прославлен как местночтимый святой Алма-Атинской епархии, мощи его перенесли в карагандинский Богородице-Рождественский храм. В августе 2000 года состоялось прославление преподобноисповедника Севастиана для общецерковного почитания.

6/19 апреля православная Церковь празднует день памяти великого святого – наследника Оптинских старцев, прославившегося вне стен Оптины – преподобноисповедника Севастиана Карагандинского.

Основная часть жизни святого, как и других новомучеников и исповедников Российских прошла в годы тяжелых революционных потрясений и гонений. Родившийся в благочестивой крестьянской семье Василия и Марфы Фоминых 28 октября 1884 г. в Орловской губернии, он рано остался сиротой, жил в доме старшего брата Иллариона, как и все крестьянские дети учился, молился и трудился. По стопам среднего брата Романа (в иночестве – Рафаил) в 25 лет Стефан (так звали святого в миру) отправился в Оптину.

Воспитанный в духе старчества Оптиной Пустыни, постриженный в рясофор в 1912 году, в мантию в 1917 году, окормлявшийся у старцев Иосифа и Нектария Оптинских, преподобный стал священником вне ее стен, после закрытия монастыря, в 1927 году. Затем он несколько лет служил приходским священником в городе Козлов (Мичуринск) и был арестован в 1933 году. Далее стандартная, для тех страшных лет, судьба – 7 лет ИТЛ: год на леспоповале в Тамбовской области и Карагандинский лагерь – место жизни и страданий сотен тысяч «врагов народа», «политических», «ссыльных».

Карлаг

Из протокола допроса о. Севастиана: «На все мероприятия Советской власти я смотрю, как на гнев Божий, и эта власть есть наказание для людей… При этом говорил, что нужно молиться, молиться Богу, а также жить в любви, только тогда мы от этого избавимся…» . (цит. по: Корабль спасения, Николай Головкин — http://www.stoletie.ru/sozidateli/korabl_spasenija_2010-01-25.htm).

Официальная история не любит вспомнить об этих годах. А если и вспоминает то лишь о том, как резко повысилась культура строящегося города Караганда, как ставили театральные постановки вчерашние жители столицы, а ныне – «зеки», о том, как из почти ничего вырос город в степи. Забывают о том, чего это стоило. Сосланные из центральных губерний десятки тысяч русских крестьян, интеллигенция, духовенство, «бывшие» (дворяне, представители знати, недобитые большевиками) умирали в огромном количестве.

Высушенная палящим солнцем, продуваемая всеми ветрами горючая степь летом, морозная, запорошенная снегом и леденящая своей стужей зимой, Караганда вовсе не была курортом. «За первую же зиму умерло 4/5 от всех, кого привезли на поселение». (Цит. по: https://www.miloserdie.ru/sluzhba/sebastian_karagandinsky/). Став своего рода «столицей» лагерей Казахстана, Карлаг навеки укрыл в своих недрах тысячи и тысячи своих обитателей. Человеческие жизни расчетливо менялись властями на уголь, добываемый здесь. Это было своего рода государство в государстве – огромный лагерь протяженностью 300 км с севера на юг, и 200 км с востока на запад, с двумя своими железнодорожными ветками, многочисленными зонами, поселками, управлением. Точная цифра погибших здесь из них до сих пор не известна…


Заключенные Карлага

«В Казахстан снова потянулись вереницы поездов, на этот раз — с политическими заключенными. Первые партии, как говорят местные жители, состояли из монахов и священнослужителей. Они строили первая жилые бараки, административные здания, дороги для будущего лагеря. Затем были этапы с деятелями культуры, учеными и инженерами. Кроме добычи угля, совхоз «Гигант», как еще назывался Карлаг, кормил армию, давал государству зерно, мясо, оружие и одежду». (Цит. по: https://www.miloserdie.ru/sluzhba/sebastian_karagandinsky/). Духовным центром этого лагеря и стал преподобный Севастьян Карагандинский.

«В Долинку — «столицу» КарЛАГа, что в 45 километрах от Караганды, отец Севастиан прибыл 26 мая 1934 года. С 1931 по 1956 годы через КарЛАГ прошли около миллиона человек, прежде всего это была трагедия русских крестьян-спецпереселенцев, тысячи и десятки тысяч их и их детей погибли здесь. КарЛАГ состоял из 26 отделений (точек). Они располагались в знойных летом и очень холодных зимой степях Центрального Казахстана в радиусе до четырехсот километров.

Отец Севастиан испытал и побои, и истязания, и требования отречься от Бога.

— Никогда! – ответил батюшка.

Его отправили в барак к уголовникам.

— Там, — сказали, — тебя быстро перевоспитают.

Сначала уголовники издевались над пожилым и слабым священником. Однако со временем своей кротостью и любовью он покорил всех: привел к вере в Бога весь барак» (цит. по: Корабль спасения, Николай Головкин — http://www.stoletie.ru/sozidateli/korabl_spasenija_2010-01-25.htm). Через все испытания и гонения пронес крепкую веру в Бога отец Севастиан и сумел согреть этой верой многих людей вокруг себя. Постепенно из духовных чад батюшки (в основном – монахинь), прибывавших к нему и устраивавшихся в районе пос. Большая Михайловка, сложилась крепкая община верующих, которую окормлял старец.


О. Севастиан с духовными чадами

«В воскресные дни сестры приезжали к батюшке, который в то время уже был расконвоирован, работал водовозом. Кроме продуктов и чистого белья, они привозили Святые дары, поручи, епитрахиль. Все вместе выходили в лесок, батюшка причащался сам и сестер исповедовал и причащал.

Многих в лагере он привел к вере в Бога. И когда батюшка был освобожден, у него в зоне были духовные дети, которые по окончании срока ездили к нему в Михайловку. А много лет спустя, когда открылась в Михайловке церковь, жители Долинки поехали туда и узнали в старце-священнике своего водовоза» (Корабль спасения, Николай Головин).

После освобождения из лагеря весной 1939 года, о. Севастиан посетил посетил своих духовных чад в Тамбовской области и … вновь вернулся в Караганду. И в этом, несомненно, был Божий Промысел. Место страданий сотен тысяч людей стало очагом подлинной Святой Руси, не убитой богоборцами. «Нет, сестры, — ответил батюшка, — здесь будем жить. Здесь вся жизнь другая, и люди другие. Люди здесь душевные, сознательные, хлебнувшие горя. Так что, дорогие мои, будем жить здесь. Мы здесь больше пользы принесем, здесь наша вторая родина…» (там же). В 1944 году община приобрела новый дом, где была устроена домовая церковь, в которой в тайне от богоборческих властей, совершались службы.

«Жители Михайловки, узнав о батюшке, стали приглашать его к себе, в свои дома. Разрешения на совершение треб не было, но батюшка ходил безотказно. Народ в Караганде был верный – не выдадут. Не только в Михайловке, но и в других районах полюбили батюшку, поверили в силу его молитв». (там же). Преподобный стал молитвенником не только за своих духовных чад и ближних, но и за многих людей со всех концов света. Вскоре, отовсюду в Караганду стали переезжать духовные чада старца, как монахи, так и миряне. Батюшка помогал людям обустраиваться на новом месте, давал средства на покупку домиков из саманной глины, оставшихся от спецпереселенцев, укреплял духовно.


старец Севастиан Карагандинский

«В 1946 году, по благословению старца Севастиана, верующие Караганды подали в местные органы власти заявление о регистрации религиозной общины… В ответ пришло распоряжение: «Запретить священнику Севастиану Фомину службы в самовольно открытом храме».

Только в 1953 году было разрешено совершение в Большемихайловском молитвенном доме церковных таинств и обрядов — крещения, отпевания, венчания, исповеди, но литургию батюшка мог служить только тайно ночью на квартирах верующих. По великим праздникам всенощное бдение служили с часа ночи, а после короткого перерыва совершалась Божественная литургия» (там же). И только в 1955 году было получено разрешение на официальное открытие Церкви.

«В 1955 году в день праздника Вознесения Господня церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы была освящена. Батюшка был настоятелем храма одиннадцать лет — с 1955 по 1966 годы, до дня своей кончины. Он создал в Караганде «Дивеевскую обитель», то есть женскую общину, подобную общине Дивеевской» (там же). И в этом так же есть глубокий духовный смысл. Ведь именно Дивеевская община преподобного Серафима вымаливала спасение России, а батюшке Серафиму были открыты все ключевые события будущего, включая революционное падение Руси, и её грядущее воскресение. Именно поэтому остался в Казахстанских степях преподобный Севастиан – наследник оптинских старцев, вымаливавший нашу Русь в тяжкие годы гонений!

«22 декабря 1957 года, в день празднования иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», архиепископом Петропавловским и Кустанайским Иосифом (Черновым) батюшка был возведен в сан архимандрита и награжден патриаршей грамотой «За усердное служение Святой Церкви». В 1964 году ко дню своего ангела отец Севастиан был награжден архиерейским посохом — награда, примеров не имеющая» (там же). На старости лет перебрался к батюшке и его старший брат – Илларион, перед смертью постриженный им в рясофор с тем же именем.

«16 апреля 1966 года батюшка принял постриг в схиму от своего духовного чада — владыки Питирима (Нечаева), прибывшего к нему для совершения пострига» (там же). Наступили последние дни земного пути великого старца. Отошел ко Господу преподобный ранним утром 19 апреля 1966 года на Радоницу. Провожали в путь всея земли старца тысячи людей – священники, монашествующие и миряне, с пасхальным возгласом – «Христос Воскресе»! Но милостью Божьей и после смерти преподобного его община не осиротела.


В храме Рождества Пресвятой Богородицы

«Последующие 60 лет этой приходской общины (и до сегодняшнего дня) не похожи ни на что другое в современной церковной жизни. В Караганде, на месте мученичества и исповедничества сотен тысяч безвинно осужденных, сохранилось живое, не книжное старчество. Оно так органично вошло в жизни уже трех поколений прихожан, что люди даже не представляют себе какой-то другой духовной жизни» (https://www.miloserdie.ru/sluzhba/sebastian_karagandinsky/).

Как и было принято среди Оптинских старцев, преподобный Севастиан оставил своих духовных наследников, и по сей день в Караганде знают, и уважают отца Петра (Горошко), отца Александра Киселева, и матушку схиигумению Севастиану (Жукову). Батюшки – духовные чада и последователи преподобного, матушка – хранитель традиций основанной им монашеской общины, игуменья Богородице-Рождественского женского монастыря (матушка отошла ко Господу 7 июля 2015 года на праздник Рождества Иоанна Предтечи). Духовные чада батюшки сохранили в гонениях традиции и дух Оптинских старцев, вопреки всем напастям. И в этом несомненно есть особый смысл. Молитва за Святую Русь на протяжении многих лет здесь не прерывалась!


отец Петр Горошко

Пришло время и для канонизации почитаемого старца. В 1997 году состоялось поместное прославление в лике святых преподобного Севастиана. 4 ноября того же года были обретены его честные мощи ныне хранящиеся в Свято-Введенском соборе Караганды. А в 2000 году он был внесен в собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. И это призывает нас внимательно относиться к духовным наставлениям и заветам старца.

Не случайно, в Казахстане и Киргизии по сию пору помнят пророческие слова преподобного: «Спасение России придет из Средней Азии» . Однако до недавнего времени никто не понимал, с чем именно это будет связано. Теперь, когда в 2012 году на наших глазах из Казахстана появился Избранник Божий Георгий Владимрович Романов-Новый, открылся спасительный смысл этого пророчества.

Г.В. Романов-Новый

Молитвами преподобного Севастиана Карагандинского и всех Оптинских старцев, да воскреснет Русь и расточатся враги её!

(1884-1966 гг.)

28 октября/10 ноября 1884 года в селе Космодемьяновское Орловской губернии в бедной крестьянской семье у Василия и Матроны Фоминых родился третий сын. При Святом крещении младенец был назван Стефаном, в честь преп. Стефана Савваита, творца канонов.

В 1888 году благочестивые родители привезли детей в Оптину Пустынь к старцу Амвросию. Четырехлетний Стефан на всю жизнь запомнил лицо и ласковые глаза старца. Вскоре после поездки умирает отец семейства, а через год от болезни легких умирает и мать. Семнадцатилетнему Иллариону, старшему брату Степана, пришлось сразу жениться, так как он не справлялся с хозяйством и заботами о младшем брате.

Когда Стефан подрос, то стал просить брата отпустить его в монастырь. Наконец, в 1905 году Стефан, освобожденный от воинской службы по состоянию здоровья, получил паспорт и уехал к брату Рафаилу.

В 1909 году молодого послушника определили келейником к старцу Иосифу, в Иоанно-Предтеченский скит. Скит находился в полукилометре от монастыря.

9 мая 1911 г. скончался старец Иосиф, и в его келью перешел старец Нектарий. Стефан остался при нем келейником и стал его духовным сыном. В этой келье он прожил со старцем Нектарием до закрытия монастыря.

В 1917 году Стефан принял пострижение в монашество с именем Севастиан.

Под руководством двух старцев о. Севастиан воспитал в себе кротость, рассудительность, высокий молитвенный настрой, милосердие, сострадание и другие духовные качества. В 1923 году, за два месяца до закрытия Оптинской Пустыни, о. Севастиан принял рукоположение в иеродиаконы.

После закрытия монастыря о. Севастиан, по благословению старца Нектария стал приходским священником: служил в Козельске, затем в Калуге. В 1927 году он был рукоположен в иеромонаха. По промыслу Божиему о. Севастиану пришлось некоторое время служить в Тамбове. Наконец, в 1928 году он получает назначение на приход в г. Козлов (Мичуринск) в Ильинскую церковь, где настоятелем был протоиерей о. Владимир Нечаев (отец Владыки Питирима), здесь он прослужил пять лет. В 1933 году о. Севастиан был осужден на десять лет, и отправлен в Карагандинские лагеря, в Казахстан.



Верные духовные дочери старца последовали за любимым старцем, они устраивались на работу в колхозе, расположенном недалеко от лагеря, работали в медицинских учреждениях. Они опекали своего духовника все десять лет его заключения: носили еду, покупали ему все необходимое. Позже ими был куплен в г. Караганде домик в Михайловке (район города) на Нижней улице.

Когда батюшка обосновался на Михайловке, к нему стали съезжаться монашествующие со всей страны, и не только монашествующие, но и глубоко верующие, ищущие духовного руководства миряне. Ехали и из Европейской части, и с Украины, и из Сибири, и с дальних окраин Севера и Средней Азии. Он всех принимал с любовью и помогал устроиться с жильем.

Из воспоминаний келейницы старца Севастиана Веры (Ткаченко): «Батюшка был исключительный человек. С плачущими он плакал, с радующимися - радовался. Он всегда держал умную молитву, она была в его сердце...»

По свидетельству духовных чад старца, он оказывал помощь верующим, призывавшим его имя, даже на большом расстоянии.

Из воспоминаний Татьяны В. Тортенстен: «Батюшку отмечали безупречная верность церковным установлениям, постоянная забота об устроении в людских душах глубокого мира и высокая требовательность ко всем, а, прежде всего, к самому себе.

Не снисходительной была любовь его, дар большой и глубокой рассудительности был у батюшки. И всегда и во всем - умеренность. Батюшка часто говорил: «Тише едешь - дальше будешь». Или: «Самая большая добродетель – рассудительность». А главное, всегда была в нем полная вверенность Промыслу Божию. Вот каков был его пастырский облик...Батюшка считал, что очень важно прикладываться к иконам и ставить свечи

Иногда он звал к себе кого-нибудь из своих духовных детей или прихожан и давал пучок свечей. Иной раз большой, иной раз меньше. И говорил: «Молись и ставь свечи почаще»...

Если батюшка замечал, что кто-либо не прикладывается к иконам, он говорил ему: «Ты, дорогой, когда-либо размышляешь или отвергаешь, имей в своем сердце и уме правильную рассудительность. Рассудительность есть самая высшая добродетель».

Мне он как-то рассказывал, что старец Нектарий говорил всегда, что премудрость, разум, рассудительность - это дары Святого Духа, они приводят к благочестию. И что человек, лишенный рассудительного дара, часто помышляет в себе превосходство над другим...

Прослужил батюшка настоятелем храма одиннадцать лет, с 1955 по 1966 г., до дня своей смерти. В 1957 г. он был возведен в сан архимандрита... Перед смертью, за три дня, батюшка был пострижен в схиму... 19 апреля 1966 года кончились тяжкие страдания нашего батюшки...»

В октябре 1997 года по решению Синодальной комиссии по канонизации святых и благословению патриарха Алексия 2 состоялось поместное прославление в лике святых преподобного старца Севастиана Карагандинского, исповедника.

В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском соборе преп. Севастиан Карагандинский прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских. Преподобному Севастиану (Карагандинскому)

Тропарь, глас 3

Троицы Святыя служителю, земне ангеле и небесне человече, духовнаго Оптинскаго старчества преемниче. Христов священнотаинниче и исповедниче. Духа Святаго, обитель всечестная, преподобне отче Севастиане, досточтиме, испроси мирови мир и душам нашим великую милость.

Высказывания старца Севастиана:

Золотая середина нужна во всем и умеренность... «Тише едешь - дальше будешь».

Гордость страшнее всего...

Благодать Божия - это радость от Бога...

В деле своего спасения не забывайте прибегать к помощи святых Отцов и святых мучеников. Их молитвами Господь избавляет от страстей. Но никто не думайте своими силами избавиться от них. Не надейтесь на себя до самой смерти в борьбе со страстями. Только один Господь силен избавить от них просящих у Него помощи. И покоя не ищите до самой смерти.

На иконах благодать Божия. Они защищают нас от темной силы. Они - помощь нам от Бога. Есть особые святыни, где накопляется благодать Святого Духа. И иконы есть особые во славе благодати, намоленные веками - чудотворные иконы. Иконы, как ручейки, от Господа несут нам благодать. К иконе надо относиться с благоговением, любовью и благодарностью Богу.

Крестное знамение надо полагать правильно, со страхом Божиим, с верою, а не махать рукой. А потом поклониться, тогда оно имеет силу.

Молиться можно на всяком месте, во всякое время: стоя, сидя, лежа, во время работы, в пути.

За несоблюдение без причины постов, придет время - постигнет болезнь. Тогда не по своей воле будешь поститься. Господь попустит за грехи.