Практика и стажировка – в чем отличие.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ОГБОУ ДО «УМЦ ДПО»

_________________

«_______»________________20__г

Положение

о стажировке педагогических и руководящих работников

в образователь­ных учреждениях СПО/НПО Томской области

Положение о стажировке педагогических и руководящих работников в образователь­ных учреждениях СПО/НПО Томской области (далее – Положение о стажировке) разработано для организации стажировки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений СПО/НПО Томской области.

Стажировка является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования , или же одним из разделов учебного плана при повышении квалификации педагогических работников по традиционной и по модульно-накопительной системе.

Положение о стажировке определяет цели и задачи, процедуры организации и проведения стажировки как формы повышения квалификации педагогических и руководящих работников, требования к результатам стажерской практики.

1.Общие положения

1.1. Настоящее Положение о стажировке разработано на основе Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования(повышения квалификации) специалистов, инструктивного письма «Об организации и проведении стажировки специалистов» от 15 марта 1996 г. №18-34-44 Ин/18-10.

1.2. Данное Положение о стажировке распространяется на педагогических и руководящих работников образовательных учреждений СПО/НПО.

1.3. Под стажировкой педагогических и руководящих работников понимается целенаправленное непрерывное совершенствование их профессиональных компетенций и педагогического мастерства. Стажировка носит практико-ориентированный характер и требует после ее завершения подготовку и защиту образовательного продукта. Повышение квалификации в форме стажировки является необходимым условием эффективной деятельности педагогов и руководителей. При этом понятие «стажировка» рассматривается и как процесс, и как результат образования.

2. Цели и задачи стажировки

2.1. Целью стажировки является формирование и развитие профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников.

2.2.Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.
2.3. Задачами стажировки являются:

· совершенствование знаний и умений в психолого-педагогической, научно-профессиональной и общекультурной деятельности на основе современных достижений науки, прогрессивной техники и технологии,

· подготовка преподавателей, в первую очередь, по профессиональным модулям, ознакомление их с новейшими технологиями , перспективами развития и организации соответствующей отрасли науки,

Непосредственное участие в планировании работы образовательного учреждения;

Изучение нормативно-правовых документов и учебно-методической литературы по теме стажировки;

Участие на педсоветах, научно-методических советах, круглых столах , совещаниях и др.

Программы целевых краткосрочных стажировок могут предусматривать изучение какой-либо одной темы: изучение и анализ планов и программ образовательного учреждения; организацию научно-методической работы педагогических работников и др.

3.3. Программы стажировки могут иметь модульную структуру и содержать инвариантные и вариативные модули объемом от 8 до 72 часов.

4. Формы организации стажировки

4.1. Стажировка осуществляется в период обучения на курсах повышения квалификации и определяется учебно-тематическим планом курсовой подготовки, или в межкурсовой период в соответствии с индивидуальным планом стажера, который разрабатывается в рамках курсов повышения квалификации в соответствии с содержанием образовательной программы.

В межкурсовой период план стажировки является предметом согласования руководителя образовательного учреждения (по согласованию с педагогом) и руководителя Стажерской площадки.

4.2. Стажировка организовывается учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов – УМЦ ДПО и осуществляется в период обучения на курсах повышения квалификации или в межкурсовой период.

4.3. Стажировка проводится с полным отрывом или с частичным отрывом специалиста от его основной работы.

4.4. Программа стажировки определяется учебно-тематическим планом курсовой подготовки или индивидуальным планом стажера в соответствии с содержанием образовательной программы курсов по согласованию с сетевой организацией, на базе которой проводится стажировка специалиста.

4.5. Зачисление на стажировку (повышение квалификации) специалиста проводится учреждением дополнительного профессионального образования (УМЦ ДПО) по направлению организации по месту основной работы специалиста в соответствии с договором между учреждением дополнительного профессионального образования (УМЦ ДПО) и заказчиком, а также по личному заявлению стажера.

4.6. Продолжительность стажировки (повышения квалификации) устанавливается исходя из ее целей учреждением дополнительного образования (УМЦ ДПО), организующим повышение квалификации, по согласованию с работодателем, направляющим работника на обучение, и по согласованию с руководителем сетевой организации, где проводится стажировка.

4.7. Стажировка осуществляется как в форме однократного обучения, так и в нескольких распределенных во времени циклов (курсов, модулей), возможных на нескольких стажерских площадках различных образовательных учреждений.

4.8. В условиях использования модульно-накопительной системы повышения квалификации период стажировки засчитывается стажеру в общий зачет. Общий объем повышения квалификации, в том числе и стажировки, для получения удостоверения составляет не менее 72 часов.

4.9. Стажировка проводится учреждением дополнительного профессионального образования (УМЦ ДПО) за счет средств бюджета (в пределах, установленных контрольными цифрами) или с оплатой расходов за счет организации-заказчика или самого стажера.

4.10. При условии выполнения стажером установленной программы стажировки и прохождения итоговой аттестации ему выдается документ (удостоверение, свидетельство) о повышении квалификации.

4.11. Заключение по результатам стажировки и решение об итоговой аттестации стажера принимает учреждение дополнительного профессионального образования (УМЦ ДПО), ответственное за организацию стажировки, на основании представленного стажером отчета, рекомендации руководителя и заключения организации, на базе которой проводилась стажировка.

5. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СТАЖИРОВКИ И ПОДВЕДЕНИЕ ЕЕ ИТОГОВ

5.1. Основным отчетным документом для образовательного учреждения и стажера является дневник стажировки (приложение 1). В дневнике стажер дает краткую характеристику места стажировки, функций организации и формулирует личные цели стажировки согласно программе (индивидуальной).

5.2. В дневнике ведется ежедневный учет выполненной работы , возникших проблем и записываются вопросы для консультантов и руководителей стажировки.

5.3. Отдельно в дневнике формируются предложения по совершенствованию работы организации, технологии и других направлений деятельности организации. Дневник заканчивается отчетом по стажировке.

В конце срока проведения стажировки руководителем от сетевой организации дается отзыв (заключение) о ее прохождении стажером. Соответствующая запись производится в дневнике и заверяется печатью организации.

5.4. Итоги стажировки подводятся как в самой организации, так и в образовательном учреждении с участием руководителей от обеих сторон.

5.5. При стажировке, являющейся самостоятельным видом обучения, решение о выполнении программы стажировки, ее оценке и о выдаче соответствующего документа (удостоверения, свидетельства) принимает комиссия, назначенная учреждением дополнительного профессионального образования (УМЦ ДПО).

5.6. Во время прохождения стажировки стажер обязан:
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные в образовательном учреждении, обладающем статусом «Стажерская площадка»;
участвовать в мероприятиях, проводимых на базе стажерской площадки;
активно осваивать инновационные методы, приемы, технологии организации образовательно-воспитательного процесса в соответствии с направлением деятельности стажерской площадки;
5.7. В условиях использования модульно-накопительной системы период стажировки засчитывается стажеру в общий зачет.

6 . Требование к кандидатам на повышение квалификации в форме стажировки

6.1. Кандидатами на стажировку могут быть работники образовательного учреждения категорий: административно-управленческий персонал, преподавательский состав .

7. Порядок подачи заявки на стажировку

7.1. Для участия в повышении квалификации в форме стажировки по индивидуальному учебному плану педагогические и руководящие работники образовательного учреждения подают заявку на стажёрскую практику по индивидуальной программе в УМЦ ДПО (приложение 3).

7.2. К заявке необходимо приложить подтверждение договоренности с принимающей стороной (форма свободная: приглашение, программа конференции с указанием выступления заявителя и др.). Ссылка на устную договоренность подтверждением не считается. Отсутствие подтверждения может стать причиной отказа в рассмотрении или удовлетворении заявки.

8.1. Направление педагогических и руководящих работников на стажировку оформляется приказом руководителя учреждения на основании утвержденной заявки.

8.2. За сотрудниками, направленными на стажировку с отрывом от работы, сохраняется заработная плата по основному месту работы.

8.3.Командировочные расходы оплачиваются из бюджетных и внебюджетных средств по установленным для командировок нормам.

8.4. По итогам прохождения повышения квалификации в форме стажировки по индивидуальному учебному плану в образовательное учреждение предоставляются следующие отчетные документы:

Отчет педагогических и руководящих работников о прохождении стажировки с подтверждением руководителя учреждения, в котором проводилась стажировка, о выполнении плана. К отчету о повышении квалификации в форме стажировки (обучение на курсах повышения квалификации) (приложение 4) могут быть приложены научные статьи, учебно-методические разработки и пособия, рабочие программы;

Сертификат или удостоверение об участии в конференции, семинаре (если предусмотрено условиями стажировки);

Копия вызова (приглашения) на стажировку или направления на стажировку, подписанного принимающей организацией.

Приложение 1

к Положению о стажировке

Структура программы стажировки

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Учебный план.

5. Оборудование, материалы и вспомогательные средства.

6. Методические материалы к модульной программе.

7. Руководство к оценке освоения модуля.

8. Список литературы.

Приложение 2

к Положению о стажировке

Департамент образования Томской области

ОГБОУ ДО «УМЦ ДПО»

«Утверждаю» «Утверждаю»

__________(руководитель ОУ) _____(директор УМЦ ДПО)

«__»__________20___г. «__»__________20___г.

Индивидуальный план стажировки

1. ФИО стажера ___________________

2. Наименование программы _________________________________________

3. Цель стажировки _________________________________________________

___________________________________________________________________

4. Название образовательного учреждения, в котором проводится стажировка

5. Руководитель стажировки _________________________________________

6. План стажировки __________________________________________________

___________________________________________________________________

7. Сроки стажировки ________________________________________________

8. Заключение руководителя стажировки о выполнении программы _________

___________________________________________________________________

9. Заключение организатора стажировки о выполнении программы ______

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Руководитель УМЦ ДПО ______________________

(подпись)

Приложение 3

к Положению о стажировке

Директору УМЦ ДПО

_________________________________

(должность, название ОУ, ДОУ, органа управления образованием)

_________________________________

ЗАЯВКА

на стаж и р овку по индивидуальной программе

«_________________________________________________________________»

(название )

в ___________________________________________________________ г.____

(название организации )

Ф. И.О. слушателя_____________________________________________________

Место работы, занимаемая должность____________________________________

Период прохождения стажировки с_____________20__г. по _____________20__г.

Индивидуальная программа стажировки прилагается.

Руководитель ОУ_______________ _________________

Приложение 4

к Положению о стажировке

О Т Ч Е Т

о повышении квалификации в форме стажировки

(обучение на курсах повышения квалификации)

Фамилия, имя, отчество______________________________________________

Должность_________________________________________________________

Цель стажировки ______________________________________________________________________________________________________________________________________

Место прохождения обучения________________________________________

Сроки обучения с «___»____________20__г. по «___» ____________20__г.

Программа стажировки _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________

Итоги обучения (заполняется стажером) ____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложения об использовании результатов обучения (заполняется стажером)

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Руководитель ОУ______________ / ______________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про порядок стажировки на рабочем месте.

Сегодня вы узнаете:

  • Что такое стажировка персонала;
  • Кто должен проходить стажировку;
  • Как проходит организация стажировки.

Что такое стажировка персонала

Каждый хотя бы раз в жизни сталкивался с таким понятием, как стажировка. Впервые мы становимся стажерами во время обучения в среднем специальном или высшем учебном заведении в период проведения практики. Как правило, такая стажировка не оплачивается, все, что получает будущий специалист – бесценный опыт.

Вторая и последующие подготовки происходят в начальный период деятельности соискателя в организации. Также стажировка на рабочем месте возможна и при продвижении по карьерной лестнице, если новая специальность предполагает кардинально отличные от прежних обязательств.

Так происходит в жизни, теперь мы рассмотрим, как должна проходить стажировка по закону и какими правами и обязанностями обладает соискатель и работодатель.

Стажировка – рабочая деятельность, включающая получение дополнительного профессионального образования по определенной специальности, а также способ приложения своих теоретических знаний для доказательства компетентности руководству предприятия и будущего трудоустройства.

Сразу выделим основные функции для стажирующегося:

  • Получение новых профессиональных навыков;
  • Приложение теоретических знаний на благо организации;
  • Возможность оценить собственные способности и соотнести их с функциями и задачами;
  • Возможность трудоустройства по итогам.

Функции для работодателя выделяют следующие:

  • Позволяет сократить период адаптации;
  • Проверяет способности будущего работника и позволяет соотнести их с его задачами и функциями, которые он будет выполнять;
  • Позволяет оценить теоретические знания практиканта.

Также необходимо подчеркнуть отличительные черты стажировки:

  • Профессиональное обучение ограничено во времени;
  • Переподготовка, как вид рабочей деятельности оплачивается согласно договору;
  • Сумма оплаты предварительного обучения работника меньше, чем ежемесячная заработная плата на этой должности;
  • Обязательно должна быть оформлена документально;
  • Стажировка работника осуществляется согласно заранее разработанной программе обучения на рабочем месте;
  • За потенциальным сотрудником закрепляется наставник, который будет курировать выполнение задач стажером.

Когда необходима стажировка

Всего выделяют четыре случая, когда у соискателя возникает необходимость пройти переподготовку:

  • При первом трудоустройстве выпускников средних и высших учебных заведений;
  • При передвижении работника по должностной лестнице;
  • При долгом отсутствии сотрудника на рабочем месте, при условии кардинальных изменений в процессе выполнения своих должностных обязанностей (больничный, декрет);
  • При временном переводе на другую специальность (например, в связи с временным отсутствием специалиста, который занимал это место ранее).

Однако, есть исключение. Потенциальный соискатель может быть освобожден от профессиональной подготовки в случае совместного решения об этом начальника отдела и начальника по охране труда предприятия. Такой ответ может быть дан только при условии наличия опыта деятельности у нанимаемого на идентичной должности более трех лет.

При этом функции специалиста и оборудование, с которым ему предстоит работать не должны отличаться от прежних. В этом случае в личном деле счастливчика необходимо указать то, что он был принят без испытательного срока.

Учебная практика от учебного заведения или найденная самостоятельно без официального оформления – стажировкой не считается.

Выделяют группы должностей, которые обязывают прохождение обучение методом стажировки на рабочем месте.

К ним относятся:

  • Водители общественного транспорта;
  • Сотрудники, контактирующие непосредственно с производственным оборудованием;
  • Должности, связанные с опасными условиями труда.

После обучения, конкурсанты на данные должности обязаны сдать экзамен.

Срок прохождения стажировки на рабочем месте

С 1 марта 2017 года изменилась длительность проведения испытаний. Ранее, согласно Трудовому законодательству, стажировка не могла продолжаться дольше двух недель (14 дней), без учета выходных. Ее минимальная продолжительность составляла всего 3 дня.

Сейчас испытательный срок для рядовых определяет начальник отдела, в котором будет трудиться служащий. При наличии у нанимаемого необходимых для специальности умений, навыков и опыта выполнения обязанностей на идентичной должности, время переподготовки может составлять от 3 до 19 дней, без учета выходных.

Если же служащий не обладает необходимой квалификацией или не имеет схожего опыта на идентичной должности, то период его переподготовки будет составлять от 1 до 6 месяцев на усмотрение начальника отдела.

В том случае, если практику необходимо пройти для поступления на руководящую позицию, ее временной интервал может варьироваться от двух недель до одного месяца, на усмотрение руководства компании.

Оплата периода обучения

Вновь обратимся к определению: “Стажировка – рабочая деятельность…”. А как известно, любая работа обязана оплачиваться.

Даже если вы, проработав несколько дней, получили отказ работодателя в дальнейшем трудоустройстве, вам обязаны оплатить отработанные вами дни. Если вам отказывают в оплате, вы вправе обратиться в суд.

При этом заработная плата стажирующегося не может быть меньше установленного минимального размера оплаты труда. На 1 января 2018 год составил 9 489 рублей в месяц и с 01 мая 2018 года его размер будет доведен до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения – 11 163 рубля. Выплата по дополнительной практике обязана проходить официально с учетом всех налоговых отчислений.

Однако, заработная плата во время испытательного срока всегда меньше стандартной заработной платы работника на той же должности.

Но вернемся к студентам. Как уже говорилось ранее, учебная деятельность не является стажировкой с целью трудоустройства на постоянной основе, она предназначена для приобретения практикантом опыта, поэтому не оплачивается.

Порядок прохождения стажировки

Первое, что предстоит пройти претенденту на новую позицию – собеседование с руководителем.

В ходе собеседования практиканта должны ознакомить с заранее составленным положением об испытательном сроке, в котором указан период подготовки, права и обязанности служащего и нанимателя, сумма оплаты, условия успешного прохождения и дальнейшая судьба претендента. Здесь же руководитель официально назначает стажировку.

Второй шаг на пути к желаемой должности – совместное с руководителем составление программы испытательного периода. Здесь разрабатывается журнал, который будет вести куратор переобучения.

Программа обязана отвечать следующим задачам:

  • Практическое применение теоретических знаний испытуемого;
  • Получение практических профессиональных навыков;
  • Ознакомление с деятельностью компании, ее структурой;
  • Ознакомление с должностными обязанностями.

Немного позже мы более подробно рассмотрим этот вопрос.

Третий этап очень важен и позволит избежать обмана со стороны работодателя – . После этого соискатель допускается к прохождению практики. Также подписывается приказ о стажировке.

По окончании испытаний руководитель составляет отзыв на претендента и определяет его профпригодность, на основе чего выносится вердикт о дальнейшем трудоустройстве.

Процедура оформления стажировки

Практика всегда оформляется документально. Это выгодно, как стажеру, так и компании.

Работнику выгодно потому что он будет иметь гарантию оплаты своей трудовой деятельности, а также честности компании при принятии решения о его дальнейшем трудоустройстве. Предприятию, потому что в противном случае она нарушит закон, что чревато негативными последствиями.

Кроме того, в случае с официальным оформлением, организация обезопасит себя от возможных претензий со стороны стажера при получении им травм по собственной неосторожности в процессе труда.

Для того чтобы официально оформить претендента, вам нужно составить следующие документы:

Положение о стажировке . Настоящий документ регулирует процесс проведения переобучения персонала, утверждается руководителем компании.

Состоит из следующих структурных элементов:

  • Общие положения, где указываются основные моменты в координации процесса подготовки;
  • Цели и задачи подготовки. Здесь указываются общие цели, такие как усвоение теоретических и практических основ, необходимых для выполнения функций и задач, ознакомление с деятельностью компании и ее спецификой и другие.
  • Порядок проведения стажировки.
  • Ответственность сторон, также здесь указывается руководитель стажирующегося.
  • Необходимые тесты и испытания по окончании переобучения, позволяющие оценить качество усвоенного во время стажировки материала.
  • Программа прохождения стажировки. О ней мы говорили ранее.
  • Приказ о стажировке.
  • Приказ о допуске к самостоятельной работе. Оформляется уже после практики и сдачи экзамена (если требуется). Приказ допускает к самостоятельной профессиональной деятельности.

Программа стажировки: виды и структура

Условно выделяют следующие типы стажировок:

Практика по охране труда – направлена на приобретение конкурсантом теоретических знаний и практических навыков по обеспечению безопасной реализации его должностных обязанностей. То есть в процессе демонстрации правил по охране труда потенциальному работнику надо объяснить, как он должен работать, чтобы не получить травму и не травмировать других.

Длительность переобучения зависит от степени опасности и сложности работ. Однако, многие руководители пренебрегают данным видом подготовки сотрудников, обходясь только кратким инструктажем. Это неправильно.

По закону стажировку по охране труда должны пройти:

  • Все новопришедшие сотрудники;
  • Переведенные на более опасные виды деятельности;
  • Рабочие, вернувшиеся после трехлетнего перерыва в работе;
  • Выпускники колледжей и вузов.

Программа стажировки по охране труда, как правило, содержит следующие структурные элементы:

  • Охрана труда;
  • Пожарная безопасность;
  • Электробезопасность;
  • Правила санитарной безопасности;
  • Безопасность дорожного движения;
  • Безопасность в промышленности;
  • Средства индивидуальной безопасности;
  • Действия работника в случае чрезвычайных происшествий;
  • Оказание первой медицинской помощи.

Если ваше предприятие никак не связано с производством и промышленностью, то вы можете исключить данный пункт из программы.

Стажировки по специальностям – в этом случае программа будет зависеть от тех работ, которые будет выполнять будущий работник. Назначаются они если претенденту не придется иметь дело со специальной техникой или сложными видами работ.

Например, водитель комбайна обязательно проходит стажировку, чтобы показать свои навыки управления машиной. Такая практика будет проходить под надзором ответственного за стажировку или куратора, который и вынесет оценку по ее окончании.

Отличным примером стажировки по специальности является процесс выпуска водителей общественного транспорта. Прежде чем новоявленный водитель приступает к самостоятельному следованию по своему маршруту, он обкатывает этот маршрут с наставником – опытным водителем.

Структурно программа переобучения по специальностям содержит следующие элементы:

  • Теоретическая часть . Она заключается в прочтении претенденту инструкции, содержащей теоретические основы труда;
  • Практическая часть . Предполагает демонстрацию навыков и умений претендента непосредственно куратору стажирующегося;
  • Оформление документации .

Завершение стажировки

Чаще всего по окончании обучения соискатель на вакансию проходит аттестацию. Для этого собирается комиссия, состоящая из наставника и непосредственного начальника.

Решение принимается либо на основе реализованных стажером задач, либо на основе тестового задания. Также на окончательное заключение руководства, влияет журнал стажировки, который ведет наставник стажера в процессе обучения.

Если комиссия принимает положительное решение, то стажера оформляют в штат, для этого оформляется приказ о допуске к самостоятельной работе.

Изменения в федеральном законодательстве и требования ФГОС к кадровому обеспечению образовательных программ привели к актуальности организации стажировок педагогических работников для создания возможностей для представления и обмена педагогами инновационным педагогическим опытом, применяемыми образовательными и информационными технологиями.
Что же отличает стажировку от традиционных курсов повышения квалификации?
Во-первых, практико-ориентированный характер стажировки, подразумевающий замену лекций практическими формами организации обучения (экскурсиями, мастер-классами, обменом опытом на рабочем месте, наставничеством), выполнение должностных обязанностей либо решение профессиональных задач на рабочем месте, практические конференции, совещания, проекты. Любая стажировка включает самостоятельную теоретическую подготовку, а также индивидуальные задания практического (педагогического) или исследовательского характера.
Во-вторых, освоение современных технологий (педагогических, информационных, управленческих) на базе лучших образовательных практик. В современных условиях такими базами стажировки могут стать ресурсные центры, научно-образовательные консорциумы, образовательные, научные и иные организации, обладающие необходимым инновационным опытом по организации образовательного процесса и реализации современных технологий.
В-третьих, накопление профессионального опыта педагогов, которое эффективно происходит в процессе анализа собственных проблем педагогической деятельности, анализа достижений других специалистов, обмена профессиональным опытом, изучения передовых образцов педагогического и управленческого опыта деятельности, выделения ключевых факторов эффективного поведения и деятельности и развития профессионально важных качеств личности.
В-четвертых, стажировка имеет индивидуальный характер независимо от того, проходит ее педагог индивидуально или в группе слушателей. Каждая стажировка имеет индивидуальный план и индивидуальные задания, которые направлены на решение конкретных профессиональных задач совершенствования профессионального мастерства (профессионального развития) исследовательского либо прикладного характера.
Стажировку организуют на базе образовательных, научных и иных организаций, имеющих опыт инновационной деятельности и высокие результаты в том или ином направлении образовательной деятельности. Именно такие образовательные организации могут стать стажировочными площадками, организовать эффективное распространение и обмен передовым педагогическим опытом, демонстрировать результаты внедрения современных образовательных, воспитательных, информационных технологий.
Такие стажировки для педагогов разных категорий на базе стажировочных площадок уже два года работают в Московском городском педагогическом университете как в рамках традиционных курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, так и отдельно в процессе изучения той или иной образовательной программы.
Направленность стажировок различна - от разовых мероприятий по обмену педагогическим опытом (проблемных семинаров, мастер-классов), освоению курсов повышения квалификации с изучением опыта других педагогов и образовательных учреждений до проведения исследований и реализации проектов на базе собственной школы по итогам прохождения стажировки.
Все более популярной становится организация стажировок для школьных команд педагогов, позволяющих не только изучить инновационный опыт коллег, но и на основе коллективной рефлексии, творческого осознания этого опыта предложить программу изменений образовательного процесса своего образовательного учреждения. Таким, например, стал проект, реализуемый в МГПУ для школьных команд педагогов, по проблеме формирования метапредметных компетенций обучающихся, в рамках которого предусмотрены две стажировки - на базе передовых образовательных практик Москвы и в школах Финляндии, которые имеют высокие результаты в международных сравнительных исследованиях компетенций обучающихся.
Стажировку можно организовать либо по реализуемым вузом образовательным программам, либо создавать отдельно по заявкам педагогов и образовательных организаций. Сегодня в МГПУ создают совместно со стажировочными площадками оригинальные программы стажировок для распространения инновационного опыта в системе московского образования. Примерами такого сотрудничества в области стажировок стали:
подготовка педагогов для реализации программ международного бакалавриата - гимназия №1404 «Гамма» (директор - Н.Раюшкина);
реализация современных программ естественно-научного образования с использованием нанотехнологий и технологического предпринимательства - образовательные учреждения Школьной лиги Роснано;
использование современных информационных технологий в образовательном процессе и управлении образовательными организациями - лицей №1575 (директор - И.Боброва);
подготовка учителей технологического профиля - школа №293 (директор - А.Глозман);
исследовательская деятельность обучающихся (научно-технический профиль) - МУК №15 «Мещанский» (директор - В.Шалашов).
По результатам прохождения стажировки педагогам выдают документ о повышении квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы, аналогичный удостоверениям о повышении квалификации.
Если сегодня в МГПУ по программам стажировки обучают около 300 человек в год, то в ближайшем будущем многие педагоги будут участвовать в программах стажировки как наиболее востребованных для освоения практического опыта, для овладения инновационными методами и технологиями работы, для обсуждения и рефлексии педагогических идей.

Дмитрий МАХОТИН, заведующий кафедрой профессионального развития педагогических работников Института дополнительного образования

Чем отличается практика студентов от стажировки? В каких нормативных документах зафиксированы эти понятия? Одни компании приглашают на стажировку студентов, обещая им возможность подзаработать, другие приглашают на стажировку, имея в виду бесплатные рабочие руки.

Если стажировка - апельсин, то практика - это долька апельсина...

«Таня, чем отличается практика студентов от стажировки?» спросил меня однажды шеф. Действительно, чем отличается? Одни компании приглашают на стажировку студентов, обещая им возможность подзаработать, другие приглашают на стажировку, имея в виду бесплатное прохождение практики. Вы не найдете «стажировку» в Законе об образовании, а вот понятие «практика» там раскрыто. Расследование привело меня к четырем нормативным документам: Закону «Об образовании в РФ», Порядку обучения по дополнительным профессиональным программам и Положениям о практике в колледжах и вузах.

Практика - вид учебной деятельности, часть образовательной программы, а стажировка - форма образования (самостоятельная программа обучения, в которую входит такой вид учебной деятельности, как практика). На практике мы предоставляем возможность студентам отработать навыки для ведения профессиональной деятельности, а на стажировке обучаем под конкретную должность, которую обучающийся займет впоследствии. (Мы же с вами знаем, что на одной должности сотрудник может совмещать несколько профессий или напротив реализовывать узкое направление одной?)

Продолжительность и план практики «пишут» учебные заведения на основании ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт), продолжительность и план стажировки устанавливает «заказчик» (работодатель), исходя из собственных задач. Обычно практика рассчитывается образовательными учреждениями на месяц и разделена на учебную, производственную, преддипломную. Однако по нормативным актам все виды практики могут быть объединены, могут быть равномерно распределены в течении всего учебного года. И самое главное. Практика основана на принципе долженствования, её невозможно обойти в рамках образовательной программы. Стажировка - дело добровольное.

Иногда учебные заведения и работодатели объединяются и подстраивают внутренние правила под общее дело. В таком случае практика студентов перерастает в формат стажировки. В этом тандеме все стороны только выигрывают. Работодатель получает «заточенного» под него специалиста, вузы/ссузы реализуют действительно практико-ориентированное обучение, о котором так много говорят, студенты приобретают актуальные практические умения и надежду на реальное трудоустройство.

В таблице представлены отличительные признаки практики и стажировки на основании нормативных документов.

Практика

Стажировка

Понятие

Вид учебной деятельности

Форма реализации дополнительной профессиональной программы

Цель

Формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций

Изучение передового опыта, в том числе зарубежного,

Закрепление теоретических знаний,

Приобретение практических навыков и умений

Цель программы

Не является отдельной программой.

Повышение квалификации: совершенствование компетенций, получение новой компетенции для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Профессиональная переподготовка: получение компетенции необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Конечный результат

Ведение профессиональной деятельности

Исполнение должностных обязанностей

Метод обучения

Выполнение определенных видов работ, связанных с будущей профессией

Самостоятельная работа с учебными изданиями;

Приобретение профессиональных и организаторских навыков;

Изучение организации и технологии производства, работ;

Непосредственное участие в планировании работы организации;

Работа с технической, нормативной и другой документацией;

Выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);

Участие в совещаниях, деловых встречах.

Продолжительность

Устанавливается ФГОС, учебным планом

Устанавливается организацией самостоятельно, исходя из задач стажировки. Не менее 16 часов (двух рабочих дней).

Учебные задачи

Формулирует руководитель практики в соответствии с рабочей учебной программой

Формулирует «заказчик»

Документ

Не выдается

Выдается диплом о профессиональной переподготовке или удостоверение о повышении квалификации (если у организации имеется лицензия на право ведения образовательной деятельности)

Правовые отношения

Договор о практике

Договор об образовании (об обучении)

Отличительные признаки стажировки, как формы обучения:

Таким образом, в системе образования стажировка - одна из форм дополнительного профессионального образования.



РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО
Советом техникума

Протокол №1 от «28» августа 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ ВО «ЛПТТ

имени А.К. Лысенко»

Н.А. Бровченко

ПОЛОЖЕНИЕ
О СТАЖИРОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ



1. Область применения

1.1. Настоящее положение о прохождении стажировки педагогическими работниками (далее - Положение) регулирует процедуру формирования и реализации системы стажировок в ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко» .

2. Правовая сторона

2.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральными государственными образовательными стандартами СПО, Уставом ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко» .

3. Общие положения

3.1. Реализация основных профессиональных образовательных программ СПО должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемых учебных дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей. Опыт деятельности на предприятиях и организациях, соответствующих профессиональной направленности, является обязательным для педагогических работников, отвечающих за освоение обучающимися профессионального цикла. Повышение квалификации в форме стажировки является необходимым условием эффективной деятельности педагогических работников в соответствии с требованиями ФГОС.

3.2. Стажировка является одной из основных организационных форм повышения квалификации педагогических работников.

3.3. Под стажировкой педагогических работников понимается целенаправленное непрерывное совершенствование их профессиональных компетенций и педагогического мастерства. Стажировка носит практико- ориентированный характер. При этом понятие «стажировка» рассматривается и как процесс, и как результат образования.

3.4. Организация и реализация программы стажировки может осуществляться как в форме целевой краткосрочной стажировки, так и по индивидуальной модульной программе повышения квалификации, в том числе построенной по накопительной системе. Индивидуальная модульная программа стажировки может быть построена по накопительной системе и состоять из ряда модулей (субмодулей), которые представляют собой законченный курс. Стажировка возможна на нескольких стажерских площадках различных предприятий и организаций, профиль деятельности которых соответствует реализуемым специальностям СПО. Педагогические работники проходят стажировку не реже одного раза в три года. При необходимости изучения новых производственных технологий, внедряемых на предприятиях и организациях, стажировка педагогических работников может проводиться чаще.

3.5. Планы и программы стажировок разрабатываются техникумом самостоятельно и согласовываются с предприятиями и организациями.

3.6. Продолжительность стажировок устанавливается индивидуально в зависимости от уровня профессионального образования, целей, опыта работы, профессии (должности) стажера. Срок стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения, как правило, устанавливается не менее 72 часов.

3.7. Стажировка может проводиться по месту нахождения техникума, а также в организациях, предприятиях, научно-исследовательских центрах, находящихся в других регионах и имеющих материальные, организационные и кадровые ресурсы для эффективной организации стажировок преподавателей и мастеров производственного обучения системы среднего профессионального образования.

3.8. Основными видами стажировки являются производственная и педагогическая. Производственная стажировка проводится в организациях реального сектора экономики, профиль деятельности которых соответствует реализуемым в техникумах специальностям, где стажѐр приобретает или повышает квалификационную категорию, знакомится с новой техникой, оборудованием, технологией производства соответствующей отрасли, процессами хозяйствования, организацией, экономикой производства.

Педагогическая стажировка проводится в образовательных организациях.

Стажѐр овладевает опытом организации учебной и воспитательной работы, знакомится с современными формами и методами учебно-воспитательной работы, изучает инновационные педагогические технологии.

4. Цели и задачи стажировки

4.1. Целью стажировки является формирование и развитие профессиональных компетенций педагогических работников.

4.2. Задачами стажировки являются:

Совершенствование знаний и умений в психолого-педагогической, научно-профессиональной и общекультурной деятельности на основе современных достижений науки, прогрессивной техники и технологии;

Повышение квалификации преподавателей по профессиональным модулям, ознакомление их с новейшими технологиями, перспективами развития и организации соответствующей отрасли науки;

Освоение инновационных технологий, форм, методов и средств обучения;

Изучение отечественного и зарубежного опыта к требованиям уровня квалификации специалистов и необходимости освоения современных методов решения профессиональных задач;

Моделирование инновационных образовательных процессов;

Выработка конкретных предложений по совершенствованию ученого процесса, внедрению в практику обучения передовых достижений науки, техники и производства;

Ознакомление с новейшими технологиями и перспективами их развития в области соответствующей профилю специальности;

Изучение отечественного и зарубежного опыта оценки уровня квлификации специалистов;

Выработка предложений по совершенствованию образовательного процесса, внедрению в практику обучения передовых достижений науки, техники и производства.

5. Организация стажировки

5.1. Стажировка организуется с учетом потребностей учебного процесса решением директора ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко» .

5.2. Организация стажировки педагогических работников включает в себя:

Перспективное и ежегодное планирование стажировки, являющееся составной частью программы развития образовательной организации;

Заключение договоров о сотрудничестве с организациями и предприятиями соответствующими профилям реализуемых специальностей и/или профессий, осуществляющими стажировку;

Разработку, согласование и утверждение программы стажировки;

Проведение стажировки.

5.3. Направление педагогических работников для прохождения стажировки может осуществляться на основании:

Истечения трѐхлетнего срока с момента последнего профессионального повышения квалификации, стажировки педагогического работника;

Инициативы самого педагогического работника или администрации техникума при наличии согласия принимающей на стажировку организации или предприятия и финансовой возможности образовательной организации (досрочно).

5.4. Направление педагогического работника для прохождения стажировки оформляется приказом директора, приѐм на стажировку – приказом по пред-

приятию или организации (согласно договору о сотрудничестве).

5.5. Руководители предприятий или организаций, реализующих стажировку педагогических работников, определяют рабочие места для стажѐров, руководителей стажировки из числа наиболее опытных сотрудников или высококвалифицированных рабочих, в обязанности которых входят регулярные консультации стажѐров и контроль результатов их практической деятельности в период стажировки.

6. Программа стажировки

6.1. Программа стажировки педагогического работника разрабатывается стажѐром, обсуждается на заседании предметной (цикловой) комиссии, согласовывается с руководителем стажирующей организации, утверждается директором техникума (Приложения 1).

6.2. Программа стажировки должна предусматривать работу непосредственно на рабочем месте по овладению инновационными технологиями и приѐмами труда, связанными с профилем образовательной организации, ознакомлению с современным оборудованием, экономикой и организацией предприятия, охраной труда.

6.3. Программа стажировки может предусматривать:

Самостоятельную теоретическую подготовку;

Приобретение дополнительных профессиональных компетенций;

Изучение организации и технологии профессиональной деятельности;

Работу с нормативно-правовой и иной документацией;

Выполнение функциональных обязанностей должностных лиц или специалистов (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);

Получение консультаций по заявленной проблеме;

Участие в совещаниях, деловых встречах и др.

6.4. Результатом освоения индивидуальной модульной программы является вид профессиональной деятельности, перечень общих и профессиональных

компетенций, которым стажѐр овладеет в ходе прохождения стажировки.

6.5. Структура и содержание индивидуальной модульной программы стажировки содержит тематический план стажировки, который включает в себя теоретическое и практическое обучение, обязательные аудиторные занятия, в том числе лабораторные и практические, самостоятельную работу и общее количество часов стажировки.

6.6. Программы целевых краткосрочных стажировок могут предусматривать изучение какой-либо одной темы основной профессиональной образовательной программы; изучение одной технологической операции; вида профессиональной деятельности; оборудования или технологии.

7. Документальное оформление стажировки и подведение итогов

7.1. Основным регламентирующим документом для стажѐра является утверждѐнная в установленном порядке программа стажировки (Приложение 1).

7.2. Стажировка педагогического работника завершается оформлением справки, подтверждающей освоение индивидуальной программы стажѐра и заверенная руководителем предприятия или организации (Приложение 2) и сдачей дневника и отчёта, составленного преподавателем по итогам стажировки (приложение 3, 4).

7.3. Документ о стажировке педагогического работника является необходимым для прохождения процедуры аттестации на квалификационную категорию. Копия справки о прохождении стажировки хранится в личном деле преподавателя или мастера производственного обучения.

8. Порядок финансирования

8.1. Финансирование расходов по прохождению стажировки педагогическим работником осуществляется за счѐт средств образовательной организации по установленным нормативам.

8.2. За педагогическими работниками, проходящими стажировку в организациях с отрывом от работы, сохраняется должность и средняя заработная плата по месту работы на период прохождения стажировки.

Приложение 1


Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»

(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Директор ЛПТТ

____________/____________/ _________ / Н. А. Бровченко /

(подпись, ФИО) (подпись, ФИО)

«_____» ____________ 2015 г. «_____» __________ 20 15г.

ПРОГРАММА СТАЖИРОВКИ

Преподавателей (мастеров производственного обучения) ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»

Ф.И.О.

на предприятии

название предприятия

Лиски 2015 г.

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»

(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)

ПРОГРАММА СТАЖИРОВКИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ (МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ)

П/П

Наименование темы
(вид работы)

Количество часов

ВСЕГО:

72

Зам.директора
по УПР _____________ Е.Н.Герасименко

Зав. научно-методическим

отделением ____________ С.А.Ирхина

Приложение 2

ШТАМП

ПРЕДПРИЯТИЯ

Справка

Выдана преподавателю (мастеру производственного обучения) ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко» в том, что он за период с ________________по _________________ прошел стажировку в объеме 108час. на базе _________

_________________________________________________________________

(наименование предприятия)

по программе стажировки профессии/специальности СПО __________________________________________________________________________________.

Руководитель предприятия

М.П.

Дата выдачи: «_____»________________20____г.

Приложение 3

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Воронежской области
«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»

(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)

ДНЕВНИК

учета прохождения стажировки преподавателем (мастером производственного обучения)

(Ф.И.О. мастера ПО)

Наименование предприятия ___________

_____________________________________________________________________________

п/п

Дата

Название и краткое содержание стажировки

Количество часов

Руководитель стажировки от техникума

____________________/ Герасименко Е.Н./

Руководитель стажировки от предприятия

____________________/______________________/

Приложение 4

ОТЧЕТ

о прохождении стажировки

Мастера ПО ______________________________________________

Ф.И.О.

В период с «___» _____________ 20___г. по «___» _____________ 20___г. мною была пройдена стажировка на предприятии _______________________

__________________________________________________________

наименование организации (предприятия)

В процессе прохождения стажировки были выполнены следующие виды работ:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика руководителя стажировки от предприятия:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мастер ПО ___________ ______________

подпись Ф.И.О.

подпись Ф.И.О.

Руководитель от ЛПТТ ___________ Е.Н.Герасименко

Приложение 4

ОТЗЫВ

руководителя предприятия

__________________________________________________________________

Название предприятия (организации)

о стажировке мастера производственного обучения

Ф.И.О. мастера ПО

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Руководитель от предприятия ___________ ______________

подпись Ф.И.О.