Поучения оптинских старцев. Помыслы хульные

Количество записей: 29

Здравствуйте. Я человек верующий, мне 19 лет. В церковь хожу очень редко, что врать, был там в прошлом году один раз, и то не на службе, а просто поставил свечки к иконам, помолился, попросил прощения. Я знаю, что грех верить в Бога и не ходить в церковь, но пока меня туда не тянет. Я думаю походить туда, как только этого пожелает сильно душа. Но молюсь Богу я часто, благодарю его, прошу прощения. В последние 2 года в моей голове возникают плохие мысли, оскорбляющие Бога, Богородицу. Я очень сильно боюсь их, так как думаю, что это самый страшный мой грех, поэтому хочу избавиться от них. Скажите, пожалуйста, есть ли какие-нибудь молитвы, которые целенаправленно помогут справиться с этим недугом? Спасибо.

Здравствуйте. Для этого есть Таинство Покаяния, но чтобы получить пользу от него, придется ходить в церковь, молиться, поститься и каяться. Других средств никогда не было и не будет. Невозможно быть христианином, если хотя бы на часок в неделю не вырвать себя из круговерти и суеты мира и не погрузиться в атмосферу храма, где все предназначено для создания условий искренней и внимательной молитвы, где преподается здравое учение и благодатные Таинства.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка. Меня зовут Андрей П., мне 18 лет. Недавно во сне приснилось, что я богохульничаю: кидаю иконы в доме на пол. После этого в семье начались ссоры, ругань, появились у меня деловые и внутренние проблемы. Посоветуйте, пожалуйста, как мне тогда быть, сходить ли в церковь и исповедаться?

Андрей

Дорогой Андрей, во снах мы часто видим проекции наших нерешенных проблем, поэтому пугаться сна не стоит; не с него начались ссоры, просто подсознание сигнализировало о назревающем кризисе. Хорошо начать решать эти проблемы, а если заметите, что какой-то Ваш грех был их причиной, и, конечно, те грехи, которые сопутствовали выяснению отношений (например, - гнев, гордыня), их надо исповедовать. Помоги Господи!

иерей Сергий Осипов

Здраствуйте, спасибо большое еще раз за Ваш сайт! Подскажите что мне делать, какие молитвы, может быть, читать, дело в том что моя мать очень обозленный человек, постоянно злословит, а иногда и богохульствует, все люди ей не такие и даже родные дети и внуки все не такие. Очень часто у нее вырывается: "Бог вам всем заплатит!" Пробовала не единожды ей объяснять, рассказывала Божии истины, Евангелие - ничего не помогает. Иногда мне кажется, что случайно или преднамеренно брошенное слово, приносит нам только вред - ведь это мамино слово. Заранее благодарна. Спаси Вас Боже!

Оксана

Оксана, не бойтесь, что от слов мамы Вам будет что-то плохое, а лучше закажите о ней сорокоуст или церковное поминание на полгода, или даже год. За маму надо молиться, ее враг искушает, ей надо на исповедь и к причастию, тогда она сможет обрести мир.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Является ли хулой на Святаго Духа, когда совершаешь грех, заранее зная, что грешишь, и не можешь справиться со страстью (прелюбодеяние), просишь у Всевышнего прощения и как-то не чувствуешь страха пред Господом. Есть ли надежда на прощение? Глаз не могу поднять на икону. А как же на исповеди КРЕСТ поцеловать - это не будет с моей стороны лицемерием? Грешная, не выдержала перед искушением.

Елена

Елена, хулой на Святого Духа будет, если Вы, не дай Бог, конечно, начнете жить в грехе, тем не менее, оправдывая себя и считая грех, ложь – правдою. В любом случае, какой бы грех ни был совершен, пока еще есть время жизни – есть время и на покаяние, грех может быть прощен.

игумен Никон (Головко)

Доброго дня! Суть моего вопроса заключается в следующем - сейчас во многих социальных сетях наблюдаю, как пользователи соцсетей выставляют на аватар лики святых. Мое мнение - это недопустимо! Но многие считают, что в этом нет ничего страшного. Хотелось бы услышать мнение православной церкви. Большое спасибо.

Елена

Мнение Церкви – это определение церковного собора или хотя бы профильного синодального отдела, тут Вы можете услышать лишь частное, хотя и обоснованное мнение. Я тоже считаю, что подобные вещи недопустимы, потому что лишают икону ее сакрального смысла.

диакон Илья Кокин

Добрый вечер, батюшка! Меня мучают мысли, мне хотелось бы узнать ответ на свой вопрос, дабы не впадать в уныние. Меня зовут Евгений, мне 15 лет, я живу и учусь в Киеве. В марте на уроке литературы нам задали рассказать отрывок из стиха Тараса Шевченко "Сон", где есть слова: "немає Господа на небі", - прости, Господи. Я тогда знал, что Бог есть, верил в Него и не хотел Его никак обидеть, а когда рассказывал эти строки, мысленно с ними не соглашался. Потом исповедался и больше подобных вещей, слава Богу, не делал. Простил ли Бог мне этот грех, не похулил ли я этим действием Святого Духа?

Евгений

Если Вы покаялись и решили больше этого не повторять, то Господь простил. Но самое главное – не повторять больше. На будущее - если Вы до урока объясните учителю, почему не хотите декламировать безбожные стихи, я уверен, он поймет и за это двойку не поставит.

игумен Никон (Головко)

Добрый вечер! Ответьте мне на такой вопрос, мы купили квартиру у совершенно посторонних людей, когда они съехали, оставили на стене гипсовый крест, мотивируя это тем, что его нельзя переносить из квартиры в квартиру. Мы заселили квартирантов, и они наотрез отказались, чтобы висел этот крест, нам с мужем он тоже не нужен, и мы его положили в пакет и отнесли к мусорному баку. Скажите, это грех? И что теперь делать? Все это сделали, не обдумав свой поступок.

Елена

Елена, выбросить крест - это тяжкий грех. Крест - это символ нашего спасения, крест это победа над смертью, над дьяволом. Христос добровольно распялся на Кресте ради нас, ради нашего спасения. Вы променяли крест на деньги, которые вам заплатили квартиранты. Очень и очень плохо Вы поступили. Кайтесь перед Богом в церкви на исповеди, и в зависимости от искренности Вашего раскаяния и того, какую жизнь будете вести дальше, Бог простит Вас.

иеромонах Викторин (Асеев)

Добрый день! Знаю, что христианину очень важно контролировать свои помыслы. Но очень часто бывают такие периоды, когда в голове, как в муравейнике, происходит какое-то роение. И бывает, что просто даже нехотя и совершенно неосознанно приходят дурные мысли, и даже богохульные. Я сразу прошу прощения у Господа и думаю, как же я могла так совершенно невольно в нехорошей ситуации оказаться? Что делать? Благодарю.

Ксения

Ксения, то, что Вы описываете, называется духовная брань: внезапно мы ощущаем в своем сознании помыслы или образы, всеваемые от диавола. До тех пор, пока мы не собеседуем с этими помыслами и не удерживаем их во внимании, греха нет, но если начинаем их развивать или как-то на них концентрироваться, тогда уже грешим. Вам постепенно нужно научиться не обращать внимания на такие мимолетные помыслы, и они будут также легко улетучиваться из сознания, как и появляются.

игумен Никон (Головко)

Мне 27, я уже седьмой год хожу в церковь, и встретился с грехом богохульства. У меня это совсем недавно началось, около 1,5 месяца, мысленно обзываю святого, Иисуса Христа, Божью Матерь во время молитвы. Как пройти это искушение? За 7 лет было много всего, но это я считаю самым страшным.

сергей

Сергей, это искушение временное, оно довольно скоро проходит. Исповедуйтесь священнику в своей мысленной брани, а на сами мысли никакого внимания не обращайте – не более, чем на пыль, проносимую мимо ветром.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Разрешите, пожалуйста, мой вопрос. Примерно месяц назад я читал пустую грешную книгу, и там главный герой от первого лица сказал о продаже своей души дьяволу, и мне стало страшно: вдруг этими словами я ее продал? Я молился Господу простить меня, но мне все равно было страшно, и тогда я понял через одну книгу, что страх - это тоже грех, и что он от неверия. Я поверил, и страх исчез. Но тут я подумал, а вдруг это сатана сделал? В Библии написано, что все прощаются человеку грехи, кроме хулы на Духа Святого. Святые отцы толкуют этот грех как приписывание Божьих дел сатане. И мне опять страшно: неужели я совершил этот ужасный грех, и нет мне прощенья?

Шинкаренко Юра

Дорогой Юра, жаль, что Вы не посмотрели на нашем сайте ответы на тему, что такое хула на Духа Святого на самом деле. Хулу на Св.Духа можно приравнять к фарисейству, то есть к жизни в грехе с уверенностью, что это не грех, а норма. При этом те "дарования", которые могут возникнуть от такой неправильной духовной жизни, будут проявлением действий демонов, а человек, при уверенности в своей правоте, будет принимать их за Дары Святого Духа и от этого еще больше заблуждаться. Что же касается тех событий, которые произошли с Вами, то, думаю, Вам не о чем беспокоиться, кроме одного: избегайте в будущем греха. Под грехом я имею в виду и пустое чтение, и праздные мысли, и, конечно, поступки. А, кроме того, Вам нужно побольше изучить Православие, и лучше всего будет даже не узнать, а именно перенять его от какого-нибудь хорошего священника или мирянина в процессе живого общения с ним.

игумен Никон (Головко)

Доброго дня, батюшки! хочу просить у вас совета, беда моя - это мой 26 летний сын, который нигде не работает и не собирается, пьет по 2-3 недели с небольшим перерывом, весь металл, который был во дворе, уже снесен в скупку, я подарила ему дом, который сама же и содержу, т. к. жить вместе мы не можем, у меня второй брак и отношения между мужем и сыном никакие по вине моего сына. Много лет я плачу за газ и свет, кормим мы его совместно с его бабушкой, помогаю его сыну, которого он даже не хочет признать, как бы я его ни уговаривала. Лечили его дважды, и уговаривали, и внушали, и на коленях просила одуматься, пытаюсь и про Бога говорить - в результате пьяное богохульство, стало страшно за него, молюсь как могу. А вопрос вот какой: вчера дала деньги заплатить за свет, звоню - конечно, ничего не уплачено, хотя был трезв, и очередное вранье. Батюшки, как быть? Тянуть эту ношу до конца или перестать его содержать? Свой грех недовоспитания осознаю, но силы бывают на исходе от циничности, ведь мужчина, а мне приходится на него работать. Простите меня, грешную, за ропот, но в этой беде я одна, и Ваш совет очень важен.

Марина

Дорогая Марина, Конечно, перестать содержать. Чрезмерной опекой Вы с бабушкой только создавали условия для развития болезни. Это необходимо прекратить. Вам будет поддержкой муж, неприятие которым ситуации, когда двадцатишестилетний человек совершенно асоциален, могло приводить к семейным конфликтам. С бабушкой будет труднее, если она живет не с Вами. Необходимость оставить внука без питания она может не принять, и продолжать его кормить. Объясните, что это - прямой вред ему, по сути, предложение выпить и опять погрузиться в алкогольную зависимость, пока другие будут его кормить и одевать. Вам придется сказать сыну, что для его пользы Вы не можете его содержать. Если он захочет лечь в клинику (если предложать "закодироваться" определенным веществом, вызывающим неприятие алкоголя на физическом уровне - знайте, что Церковь это допускает) и потом систематически заниматься с психотерапевтом (можно называть его психологом) при полном пожизненном отказе от алкоголя, то скажите, что Вы готовы в этом помогать, оплачивать визиты к врачу. Психотерапевт поможет ему разобраться в себе, найти неправильные психологические установки, которые привели к зависимости, немного их "подправит". С этими, осознанными проблемами и грехами он уже сможет идти на исповедь, если захочет. Но давать деньги ему на руки сейчас нельзя. Платите врачу сами. По мере выздоровления он сможет делать это сам, но срок пройдет большой. Он должен зарабатывать сам, сам отвечать за дом, за еду (при этом имейте резерв, чтобы не лишиться дома). Иначе сын так и будет катиться по наклонной. Только его желание освободиться от зависимости может стать началом этого освобождения. Своим отказом его содержать Вы создадите ситуацию, которая заставит его задуматься над этим. Более подробные инструкции Вам сможет дать психотерапевт, которого Вы найдете для сына. Есть специальные занятия для родственников зависимых людей, поищите в Интернете в своем регионе. Один он не справиться. Я Вам описал общее направление, подробности обязательно согласовывайте с лечащим врачом - и очень хорошо будет, если Вы до объявления сыну своего решения о прекращении содержания подробно посоветуетесь с ним. Да благословит вас всех Господь!

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, меня уже 5 месяцев мучают мысли, что я похулила Духа Святого. Я не могу покаяться. Я только сознаю, что сделала неправильно, но не могу изменится. Сколько я не молилась, ничего не помогает, нет чувства прощения в душе. Я очень хочу изменится и быть с Богом, но нечего не получается. Я на все готова ради прощения. Что мне делать? Может ли Бог меня простить, если я действительно совершила этот грех, или молитвы бесполезны? Может, мне пойти в монастырь, может, это поможет?

Анна, про хулу на Духа Святого уже неоднократно и достаточно пространно говорилось на нашем сайте – просто почитайте ответы по тэгу "Богохульство" на нашем сайте. Хула на Духа Святого заключается в том, что человек живет в нераскаянных грехах, поэтому, собственно, она и не прощается – человек чувствует себя праведником и не кается. Все остальное хулой на Св. Духа не является. И, кроме того, в любом грехе покаяться можно, т. к. Господь – это бесконечное милосердие.

игумен Никон (Головко)

Я совершила хулу на Св. Духа, причем осознала это не сразу, теперь чувствую, что умру, т. к. жизнь пошла совсем не так, как было угодно Создателю. Но я сделала это, обладая свободной волей. И теперь уже не исправить НИЧЕГО. Воистину, Библия есть истина... Храни Вас Бог!

Вика

Вика, Вас далеко не первую мучает эта тема, а поэтому настало время подробно разобраться в том, что такое хула на Духа Святого и почему хула на Духа Святого не простится ни в сем веке, ни в будущем, и дать по возможности исчерпывающий ответ. Итак, когда и при каких обстоятельствах Спаситель произнес Свои слова о хуле на Св.Духа? После того, как фарисеи обвинили его по сути в бесновании, сказав всем, что Он изгоняет бесов и творит Свои чудеса не Духом Божиим, а силою князя бесовского: "Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского" (Мф. 12, 22-24). После этого и были сказаны те знаменитые слова: "...если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Мф. 12, 32 .). Здесь надо абсолютно четко понять, что Господь назвал хулою не то, когда Его оскорбляли, как Человека из плоти и крови, а когда отрицали именно как Бога, то есть оскорбляли Его Божество, то есть когда человек говорит, что Христос не есть Бог, не Сын Божий. Вот именно эта хула не простится человеку. Но в наше время едва ли кому-то из христиан придет в голову сказать такое безумство. И опять же, святитель Афанасий Великий писал по этому поводу: "Христос не сказал: не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, то есть пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи" (Свт. Афанасий Великий. "Беседы на Евангелие от Матфея"). Таким образом, даже если такая страшная хула имела место, но человек в ней раскаялся и больше так и не говорит, и не думает, то и она будет Богом прощена! Но есть из этой хулы одно вытекающее следствие: а именно, что можно не только словами отрицать Божество Христа, но даже самой своей жизнью, проводимой в грехах, отрицать Его, то есть через попрание заповедей своими грехами фактически отрицать заповеди и Самого Христа, как Бога, их давшего. Именно в этом плане святитель Иоанна Златоуст называл хулою на Духа Святого бесстыдное и упорное отрицание истины: "Подобно тому, как тот, кто считает солнце темным, не унижает этого светила, но представляет ясное доказательство своей слепоты, и как тот, кто называет мед горьким, — не уменьшает его сладости, но обнаруживает болезнь свою, так точно и осуждающие дела Божии... Богохульство не унижает величия Божия... Кто богохульствует, тот наносит раны самому себе... Все мучения, как настоящие, так и будущие, недостаточны для души (хулящей Духа)" (Сокровищница духовной мудрости: Выписки из творений святых отцов, расположенные в соответствии с годовым кругом евангельских чтений / Сост. Прот. М. Нейгум). Иными словами, мы хулим Святого Духа, когда совершенно точно знаем, что не должны грешить, что тот или иной поступок есть грех, но упорно продолжаем его совершать, искушая Бога. Очень ясно на эту тему писал святитель Феофан Затворник. Задавая вопрос, когда именно, при каких обстоятельствах люди попирают истину и считают ее за неправду, он отвечает: "Тогда, когда знают истину, и не исполняют, когда жизнь не отвечает знанию; одно у них на уме и совести, иногда и на словах, а другое в жизни и делах, в чувствах сердца и настроениях воли. …Сия неправда во сто крат увеличивается, когда кто делает неправое в то самое время, когда ум и совесть претит ему и не велит того делать. В сем и состоит хула на Духа Святаго…" (Свт. Феофан Затворник. "Начертание христианского нравоучения". Часть 2.) Итак, хула на Святого Духа заключается в сознательной и упорной жизни в нераскаянных грехах, и именно этого и надо бояться. Почему же она не прощается? А потому именно, что человек упорно не хочет каяться в своем грехе, даже почитая его иногда извинительным или оправданным. Бог да сохранит всех нас от такой богохульной жизни!

игумен Никон (Головко)

Простите за глупый вопрос. Но для меня очень важно. Я недавно в церкви. Пару раз в моей жизни были моменты, когда перед исповедью я себе "разрешала" какой-то маленький грех с мыслью о том, что завтра его исповедую. Каюсь в этом. Прочитала, что это грех хулы на Святого Духа. Это значит, что он мне никогда не простится?

От бесов, хулящих святыню. Они попускаются Богом по разным причинам: бывают от зависти диавола к подвижнику благочестия, от печали или уныния, от гордости или осуждения.

Старец Паисий Святогорец объясняет, откуда происходят хульные помыслы:

«Смотри, что происходит: видя тебя опечаленной, тангалашка пользуется этим и подсовывает тебе мирскую карамельку - греховный помысл. Если ты в первый раз падешь [приняв этот помысл-карамельку], то в следующий раз он расстроит тебя еще больше и у тебя не найдется сил ему сопротивляться. Поэтому никогда не нужно пребывать в состоянии печали, вместо этого лучше заняться чем-то духовным. Духовное занятие поможет тебе выйти из этого состояния.

Геронда, я очень мучаюсь от некоторых помыслов...

Они от лукавого. Будь мирна, и не слушай их. Ты человек впечатлительный, чуткий. Диавол, пользуясь твоей чувствительностью, внушает тебе [привычку] придавать некоторым помыслам излишнее внимание. Он "приклеивает" к ним твой ум, и ты понапрасну мучаешься. К примеру, он может принести тебе скверные помыслы о матушке-игуменье или даже обо мне. Оставляй эти помыслы без внимания. Если отнестись к хульному помыслу хоть с немногим вниманием, он может тебя измучить, может тебя сломать. Тебе необходимо немного доброго равнодушия. Хульными помыслами диавол обычно мучает благоговейных и очень чувствительных людей. Он преувеличивает их падение [в их собственных глазах] с тем, чтобы ввергнуть их в скорбь. Диавол стремится низвергнуть их в отчаяние, чтобы они покончили с собой, если это ему не удается, то стремится, по крайней мере, свести их с ума и вывести из строя. Если же диаволу не удается и это, то ему доставляет удовольствие навести на них хотя бы тоску, уныние.

…Часто хульные помыслы приходят человеку и по зависти диавола. Особенно после всенощного бдения. Бывает, что от усталости ты падаешь как мертвый и не можешь противодействовать врагу. Вот тогда-то злодей диавол и приносит тебе хульные помыслы.

…Человек может и сам дать повод для прихода такого помысла. Если хульные помыслы не вызваны чрезмерной чувствительностью, то они приходят от гордости, осуждения и тому подобного. Поэтому, если, подвизаясь, вы имеете помыслы неверия и хулы, знайте, что ваше подвижничество совершается с гордостью. Гордость омрачает ум, начинается неверие, и человек лишается покрова Божественной Благодати. Кроме того, хульные помыслы одолевают человека, который занимается догматическими вопросами, не имея для этого соответствующих предпосылок».

Святые отцы учат не беседовать с такими помыслами, не противоречить им, не пугаться их и не приписывать их себе, - но отворачиваться от них с презрением, как от вражеского прилога, не обращать на них никакого внимания.

Преп. Макарий Оптинский излагает святоотеческое учение о хульных помыслах:

"Очень жалею о твоем смущении, от врага происходящем. Ты считаешь себя такою грешницею, что и подобной нет, не понимая того, что враг борет тебя хульными помыслами, влагая в мысль твою неподобные и неизъяснимые слова его; а ты думаешь, что они от тебя происходят, а ты, напротив, не имеешь оных, но ужасаешься, скорбишь и смущаешься, тогда как они совсем не твои, а вражеские; твоего участия в них ни малейшего нет, и даже в грех вменять их не должно, а надобно быть спокойным, нимало не обращая на них внимания и ни во что вменяя; они и исчезнут. А когда ты смущаешься о сем, скорбишь и отчаиваешься, то врага это утешает и он еще более на тебя оными восстает. Ты отнюдь не считай их за грех, то и успокоишься; какая тебе нужда скорбеть за грехи врага; он и на небе хулил Господа... Но с твоей стороны вот какая вина и грех: ты думаешь о себе много, увлекаешься гордостию, зазираешь других, осуждаешь их и подобное, и мало о сем печешься, за то-то и попускается на тебя этот бич, чтобы ты смирилась и считала себя последнейшею всех, но не смущайся, ибо смущение-то и есть плод гордости. Перестань осуждать, не думай о себе много, не презирай других, то и отойдут хульные помыслы.

Святые отцы вообще хульные мысли почитают не нашими, а вражиими прилогами, и когда мы с ними не соглашаемся, но и скорбим о том, что они к нам на ум лезут, то это и есть знак нашей в оных невинности. Отнюдь не надо смущаться о том, что они приходят. Ибо если человек смущается, то враг более на него восстанет, а когда не внимает оным, ни во что вменяет и за грех не считает, тогда и помыслы исчезают. О сем ясно пишет св. Димитрий Ростовский в "Духовном врачевстве".

Но помыслы сии, хотя не суть грех, но попущением Божиим находят от врага за возношение наше, за мнение о себе или о своих исправлениях и за осуждение ближних. Когда человек, познав в этом свои грехи, смирится и не станет осуждать других, а принесет о сем покаяние, то получает от них освобождение".

Старец Паисий Святогорец наставляет, как прогнать хульный помысл:

«Песнопением. "Отве́рзу уста́ моя́..." [Начальные слова ирмоса первой песни канона Благовещению Пресвятой Богородицы] Ты что, не умеешь петь по нотам? Не расковыривай этот помысл, отнесись к нему с презрением. Человек, который стоит на молитве и собеседует с такими помыслами, подобен солдату, который отдает рапорт командиру и при этом раскручивает гранату.

А если хульный помысл не уходит?

Если он не уходит, знай, что где-то в тебе он облюбовал для себя местечко. Самое результативное средство - это презрение к диаволу. Ведь за хульными помыслами прячется он - учитель лукавства. Во время брани хульных помыслов лучше не бороться с ними даже молитвой Иисусовой, потому что, произнося ее, мы покажем свое беспокойство и диавол, целясь в наше слабое место, будет обстреливать нас хульными помыслами без конца. В этом случае лучше петь что-то церковное. …И пой, и причащайся - ведь эти помыслы не твои…

А как прогнать такие помыслы?

Если человек огорчается, что такие помыслы к нему приходят и не собеседует с ними, то, не получая пищи, они отпадают сами собой. Дерево, которое не поливают, засохнет».

Преп. Варсонофий Оптинский учит:

Сомнения, все равно как блудные помыслы и хулы, надо презирать, не обращать на них внимания. Презирайте их – и враг-диавол не выдержит, уйдет от вас, ибо он горд, не вынесет презрения.

Авва Исаия:

Хульные помыслы отвергай, не обращая на них внимания, и они исчезнут; они расстраивают только того, кто боится их.

Святитель Димитрий Ростовский:

"Со многими людьми бывает такое искушение от хульного духа, что, смущаемые хульными помыслами, они не знают, что им делать, и приходят в отчаяние, считая, что это их грех, и думая, что они сами виноваты в тех лютых и мерзких помыслах.

Хульный помысел есть искушение для человека богобоязненного и особенно смущает его, когда он творит молитву или делает что-либо доброе. Хульные помыслы не находят на человека, валяющегося в смертных грехах, нерадивого, не богобоязненного, ленивого и небрегущего о своем спасении. Они нападают на тех, кто живет добродетельно, в трудах покаяния и в любви Божией.

Этим хульным искушением диавол ведет человека к тому, чтобы устрашить его. Или, если он свободен от иных грехов, чтобы возмутить его совесть. Если он в покаянии, то чтобы прервать его покаяние. Если же от добродетели восходит к добродетели, то чтобы остановить и низвергнуть его. Но если диавол не успеет в этом, он стремится хотя бы оскорбить и смутить его. Однако умный пусть рассуждает.

Пусть не думает, что эти мысли принадлежат ему и от него самого происходят, но что они приносятся диаволом, который есть их начало и изобретатель. Ибо как могут исходить от нашего сердца и воли те хулы, которые мы ненавидим, и скорее желали бы себе болезни, чем таких мыслей? В этом состоит истинное удостоверение, что не от нашего произволения рождаются хулы, потому что мы их не любим и не желаем.

Всякий угнетенный хульными помыслами пусть не вменяет их себе в грех, но считает их за особое искушение, ибо чем больше кто будет вменять в грех себе хульные помыслы, тем более утешит своего врага диавола, который потому уже будет торжествовать, что чью-либо совесть смутил будто грехом. Если бы кто сидел связанный посреди богохульствующих людей, слышал их речи против Бога, Таин Христовых, Пречистой Богородицы и всех святых и хотел бы убежать от них, чтобы не слышать этих речей, но не мог, потому что связан, и не мог бы даже заткнуть ушей,- скажи мне, был бы он грешен оттого, что нехотя слышит их хульные речи? Воистину не только не имел бы никакого греха, но и великой похвалы сподобился бы от Бога, потому что, будучи связан и не имея возможности убежать, он с тяжестью в душе слушал их богохульные слова. Подобное бывает и с теми, которых диавол угнетает хульными помыслами, когда они ни убежать от них не могут, ни избавиться от них, ни отрястись от нечистого духа, ко торый бесстыдно и беспрестанно наводит на них хульные помыслы хотя они не хотят их, не любят и даже ненавидят их. Ведь не только никакого греха не будут они иметь от этих мыслей, но и большую благодать заслуживают у Бога.

Нужно молить Господа Бога, чтобы Он удалил это искушение отогнал хульного духа. А если этого не случится, то терпеть кротко и с благодарностью, помня, что не от гнева, но от благодати Божией попущено было это искушение для того, чтобы мы оказались в нем терпеливыми и несмущенными. И апостол Павел терпел нечто подобное, когда говорил о пакостнике, данном ему, о котором он троекратно молился и не получал просимого, ибо услышал: "Довольно для тебя благодати Моей" (2 Кор. 12, 9). Некто из великих старцев часто говорил про себя: "Не соизволяю, не соизволяю". И когда что-либо делал: ходил ли, или сидел, или работал, или читал, или молился, то многократно повторял эти слова. Услышав это, ученик его спросил: "Скажи мне, авва, зачем ты часто говоришь это слово?". Отец ответил: "Когда какой-либо злой помысел приходит в мой ум, и я ощущаю его, тогда говорю ему, что не принимаю его, и тотчас злой помысел убегает и пропадает без вести".

Когда страдаешь от хульного духа, как только найдут на тебя хульные помыслы и нечистые, ты легко можешь избавиться от них и отогнать их от тебя этим словом: "Не принимаю". Не принимаю, диавол, твои хуления! Твои они, а не мои мерзости; я же не только не принимаю их, но и ненавижу. Поэтому пусть никто не смущается и не отчаивается, имея наваждения от помыслов хульных, зная, что они нам более на пользу, чем на соблазн, а самим бесам на посрамление.

Если придет хульная мысль на Бога, читай: "Верую во единаго Бога" - до конца. И если возможно, сотвори несколько метаний или поклонов.

Если придет хульная мысль на Пречистые Тайны Христовы, читай: "Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос" - до конца, и сотвори поклоны.

Если придет хульная мысль на Пречистую Богородицу, то читай какую-либо молитву к Пречистой Богородице - или "Под Твое Благоутробие", или "Богородице Дево, радуйся", или какой-либо тропарь богородичный, с поклонами, говоря: "Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго".

Если придет хульная мысль на какого-либо святого, читай: "Моли Бога о мне грешном, святой (имя рек), яко аз по Бозе, к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших". И сотвори поклоны, говоря: "Святый (имя рек), моли Бога о мне грешном". Если придет хульная мысль на какую-либо икону, сотвори перед той иконой пятнадцать поклонов или сколько можешь, молясь тому, кто изображен на ней, и таким образом ты с Божией помощью ни во что обратишь хульные мысли".

Поскольку многие по наветам врага угнетаются и смущаются злыми мыслями, особенно же хульными, то полезно, чтобы мы познали их и поняли, когда они являются грехом и когда нет, и чтобы научились, как врачевать их и как отгонять их от себя.

Мысли, смущающие нас, бывают троякие: мысли нечистые, мысли неверия и мысли хульные. При смущении такими мыслями врачевство состоит в следующем.

Необходимо уразуметь, что в злых мыслях нет никакого греха, когда воля и разум человеческий им не соизволяют, особенно же когда ненавидят и не хотят их. Но когда разум и воля человеческие добровольно услаждаются ими и, благоволя им, удерживают их в сердце своем, тогда те же мысли являются смертным грехом. А поскольку смущаемый таковыми помыслами и не благоволящий им мятется, думая, что он согрешает, то необходимо сказать, что он только прельщается по своему малодушию и по неведению разницы между помышлением и соизволением. Ибо когда мы помышляем, мы еще не соизволяем, и только тогда есть соизволение, когда мы любим злые мысли, услаждаемся ими и желаем их усердно, приумножая их в нашем уме. Если же мы их ненавидим и не хотим их, но сами они идут к нам в ум, хотя мы отвращаемся от них, тогда имеется верный признак того, что нет нашего соизволения на них и нет нужды смущаться из-за них в своей совести. Ибо тем большую мзду мы воспримем от Бога, чем сильнее они угнетают нас, а мы терпим, не соизволяя на них.

У многих появляются неверные и хульные мысли о Боге, о Пречистой Богородице или Божиих святых. Так, бывает, что когда кто воззрит на Тайны Христовы, тотчас нападают на него, подобно темному облаку, хульные мысли, хотя бы он и не хотел их. О таковых злых помышлениях, приходящих к нам без воли нашей, нужно не беспокоиться, считать их за ничто и презирать их, как будто их совсем не было, и не возбуждаться ими до скорби. Ибо то самое и утешит врага нашего, дьявола, когда он увидит нас скорбящими об этом, смущающимися и сомневающимися, и тогда он наведет на нас еще больше мыслей, смущающих нашу совесть. Но когда он увидит, что мы презираем хульные мысли, не радеем о них, когда увидит, что мы не скорбим и не печалимся, тогда посрамленный убежит от нас, а мы пребудем в покое и без смущения. Главное – нужно только не соизволять.

Но некоторые думают, что, помышляя подобное, они и соизволили, и о том болезнуют. Это одно малодушие. Ведь уже то явно показывает безгрешие и несоизволение, что они болезнуют и печалятся, ненавидя наносимые злые мысли. Ведь дьявол, пытаясь всяческими кознями оскорбить нас, между прочим и тем старается причинить нам печаль, что влагает в наш ум хульные мысли на Бога или на святых Его или на Божественные Тайны. Но он нисколько не преуспеет, если мы пренебрежем им и отринем от себя смущение, нисколько не печалясь о его наветах.

Что успели те два скверных старца, о которых пишет пророк Даниил и которые восстали на чистую Сусанну, желая осквернить ее? Ничего они не успели, ибо пренебрегла ими Сусанна и не соизволяла их скверному намерению. Точно так же нисколько не преуспеют и помыслы хульные и скверные, если не соизволяем и пренебрегаем ими, как и Сусанна нечистыми старцами.

Из Жития блаженной Марии Лаодикийской

На одну малодушную и боязливую девицу восстал дьявол бурей хульных помышлений, говоря ей в уме непристойное на Бога, на все божественные вещи и на святые иконы, и так сильно смутил ее, что она уже начала думать, что и от веры отпала, и от Бога отторгнута, и уже ни для молитвы не хотела она отверзать уст своих, ни в храм Божий ходить, ни причащаться Святых Тайн.

Никто не мог отвести ее от такого сомнения и заблуждения, и она была приведена к блаженной Марии. Та, как премудрая и боговдохновенная, обратила ее от заблуждения своим прилежным попечением о ней, ибо много она подъяла труда, постясь о ней, наставляя и разнообразно уча ее, и объясняя, что дух хульный не вредит душе и не бывает грехом, когда душа не только не соизволяет хуле, но и ненавидит ее, и этой ненависти к хуле вполне достаточно для успокоения смущенного сердца.

Из особого рассуждения

Со многими людьми бывает такое искушение от духа хульного, когда, смущаемые хульными помыслами, они не знают, что им делать, и приходят в отчаяние, считая, что это их грех, и думая, что они сами виноваты в тех лютых и мерзких помыслах. Поэтому я хочу вспомнить немного и о них.

Помысл хульный – это искушение для богобоязливого человека и особенно смущает его тогда, когда он творит молитву или делает что-либо доброе.

Помыслы хульные не находят на человека, валяющегося в смертных грехах, нерадивого, не богобоязненного, ленивого и небрегущего о своем спасении, но на тех нападают, которые пребывают во исправленном житии, в трудах покаяния и в любви Божией.

Некто из великих Отцов часто говорил про себя сие слово: «Не соизволяю, не соизволяю». И когда что-либо делал: ходил ли, или сидел, или работал, или читал, или молился, то многократно повторял сие слово: «Не соизволяю». Услышав это, ученик его спросил, говоря: «Скажи мне, авва, зачем ты часто говоришь это слово? Какая тайна слова сего?» Отец ответил: «Когда какой-либо злой помысл приходит в мой ум, и я ощущаю его, тогда говорю ему: «Не соизволяю на тебя», – и тотчас тот злой помысл убегает и пропадает без вести».

Всегда, когда страдаешь от духа хульного, как только найдут на тебя хульные и нечистые помыслы, ты легко можешь избавиться от них и отогнать их от себя сим словом: не соизволяю. Не соизволяю, на твои хуления! Твои они, а не мои мерзости, я же на них не только не соизволяю, но и ненавижу их.

Достоблаженная Екатерина, по прозванию Сенейская, из города Сенны, была долгое время смущаема от бесов хульными и скверными помыслами, и когда явившийся ей Господь Иисус отогнал их, возопила к Нему: «Где Ты был доселе, о Сладчайший мой Иисусе?» Он ответил: «Я был в сердце твоем». Она же сказала: «Как же Ты мог быть там, когда сердце мое было исполнено скверными мыслями?» На это Господь ей ответил: «Потому разумей, что был Я в сердце твоем, что в тебе не было нисколько любви к нечистым мыслям, но ты усиленно старалась избавиться от них и, не будучи в состоянии, болезновала, и этим сотворила Мне место в сердце твоем».

Поэтому пусть никто не смущается и не отчаивается, имея наваждение от хульных помыслов, зная, что они нам более на пользу, чем на соблазн, а самим бесам на посрамление.

Молитвы об избавлении от хульных помыслов

Молитва первая:

Боже Превечный, сокровенных Свидетелю, испытуяй сердца и утробы, седяй на Херувимех и видяй бездны, разумеваяй помышления моя издалеча, Ты веси, яко ненавижду, не хощу и не соизволю нечистым, мерзким, хульным помышлениям, безстудне на мя нападающим, и молю Твою благость, запрети духу хульному, да отступит от мене ; отжени мысли злыя, да не стужают ми, утиши волнение сердца моего, укроти бурю помыслов моих, посрами врага, смущающаго совесть мою, да не порадуется враг мой о мне; Тебе бо трепещут и трясутся противнии дуси, Тебе послушают всяческая, Тебе работна вся, Ты повели буре и волнению ума моего, да станет в тишину, да без сумнения и смущения поработаю Тебе, Господу моему, во вся дни живота моего. Аминь.

Молитва вторая:

Господи! Зриши мою скорбь, зриши мою беду, зриши безстудие врага моего, яко люти и тяжце нападает на мя хульными помыслы, оскорбляя душу мою, опечаливая сердце мое, помрачая ум мой и смущая совесть мою; его же богохульнаго шептания и богомерзкаго во Уме моем глаголания толико ненавижду, яко первее умрети хотел бых, неже сия на Тя, Благаго Бога моего, помыслы хульные прияти и сим изволяти, яже враг мой во уме моем вещает, но за слабость мою тем противным, и богохульным, и богомерзким мыслем одолети и от себе я отгнати не могу без Твоея, Боже мой, помощи; естество бо мое страстно, ум мой непостоянен, сила моя немощна, супостат же мой крепок, и сила его превосходит моя силы; и аще не бы Ты, Господи, крепок и силен, был в людех Своих, то кто доволен цел сохранен быти от врага и человекоубийцы диавола?

Тем припадаю Ти, о Всемилостивый и Премилосердый, не хотяй отчаяния моего, Создателю Боже, и молю всесильную Твою помощь, порази на главу стужающаго ми врага, блесни молниею и раждени обышедшия мя супостаты, возсияй светлую в сердце моем благодати Твоея зарю, да отбежит от мене темный облак хульных находящих на мя мыслей, да в свете помощи Твоея узрю Тебе, Христа моего, просвещающаго всякаго человека, да в свете лица Твоего пойду и о имени Твоем возрадуюся во веки. Аминь.

Молитва третья, на беса хульного:

Да обратится болезнь твоя на главу твою, и на верх твой хула твоя да снидет, лукавый бесе и нечистый; аз бо Господу Богу моему кланяюся и Того никогдаже похулю. Како бы ми возможно Сему досадити или Его похулити, Егоже по вся дни и нощи, и часы славословлю и поклоняюся от всея души моея и крепости, и мысли моея? Но убо славословие мое есть, хула же твоя есть, ты узриши, о них-же Нань клевещеши и яко отступник на Бога глаголеши.

Молитва четвертая, запрещение :

Запрещает ти, вселукавый душе, диаволе, Господь, пришедый в мир Пречистою и Святою Девою, воистинну Богородицею, на спасение миру нас деля, грешных. Проклят еси ты, и вся неприязненная твоя помышления, яже в нощи и во дни. Заклинаю тя именем Единосущныя и Неразделимыя Троицы, Отца и Сына, и Святаго Духа, отступи от мене , раба Божия (имя рек), не влагай в сердце мое помыслов неприязненных, но отыди в места пуста и безводная, идеже не присещает Господь. Заклинаю тя, нечистый и богохульный душе, именем Господа нашего Иисуса Христа, не блазнити, не смущати мя хульными помыслы, внегда творити ми молитвы моя ко Господу Богу моему, но да будут вся твоя хульная помышления на твою главу в день судный: аз бо Господу моему служу и Тому единому возсылаю молитву во дни и в нощи, тебе упраждняющу, мене же милующу и укрепляющу, и оставляющу ми за многую Его благость и милость вся прегрешения. Иди за мной, сатано, и проклят буди ты и вся неприязненная твоя и противная сила, яко благословися и прославися пречестное имя Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва пятая, к Пресвятой Богородице:

Пресвятая Владычице моя Богородица, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене , окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего и погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен. Избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых свободи мя. Яко благословенна еси от всех родов и славится пречестное имя Твое во веки. Аминь.

Молитва шестая, к Богу:

В руце Твоего превеликаго милосердия, о Боже мой, вручаю душу и тело мое, чувства и глаголы моя, советы и помышления моя, дела моя и вся души и тела моего употребления, вход и исход мой, веру и жительство мое, течение и кончину живота моего, день же и час издыхания моего, преставление и упокоение, и воскресение души и тела моего со всеми святыми избранными Твоими. Ты же, Преблагий и Человеколюбивый Боже, приими мя в руце защищения Твоего и избави мя от всякаго зла; прости множество грехов моих, очисти оскверненную мою душу и тело и сохрани мя в крове милости Твоея во вся дни живота моего, яко да Твоею благодатию укрепляемый избавлюся от ловящих мя сетей вражиих и, Твоею благостынею в чувство приведен и на путь истиннаго покаяния наставлен, сподоблюся христианския кончины живота моего, безстрастныя, непостыдныя, мирныя и немятежныя от воздушных духов пришествия, и добраго ответа на Страшном Твоем Суде, и да сподоблен буду зрения неизреченныя Ти славы и слышания пресладкаго Твоего благословеннаго Ти гласа, и у Тебе , Бога моего, да получу жизнь и спасение. Аминь.

После этого говори псалом 26: «Господь – Просвещение мое и Спаситель мой..». Потом: «Достойно есть..». и отпуст.

Если можно будет, сотвори и поклонов по силе и, с Божией помощью, избавишься от хульных мыслей.

Краткое описание поведения до исчезновения хульных мыслей

Если придет хульная мысль на Бога, читай: «Верую во единаго Бога...» – до конца. И если будет возможно, сотвори по силе несколько поклонов.

Если придет хульная мысль на пречистые Тайны Христовы, читай «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос...» – до конца, и сделай поклон.

Если придет хульная мысль на Пречистую Богородицу, то читай какую-либо молитву к Пречистой Богородице: или «Под Твое благоутробие», или «Богородице Дево, радуйся», или какой-либо тропарь Богородичный, с поклонами, говоря: «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго».

Если придет хульная мысль на какого-либо святого, читай: «Моли Бога о мне, грешном, святый (имярек), яко аз по Бозе к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей». И сотвори по силе поклоны, говоря: «Святой (имярек), моли Бога о мне, грешном».

Если придет хульная мысль на какую-либо икону, сотвори пред той иконой поклонов 15 или сколько можешь, молясь тому, кто изображен на этой иконе, и таким образом ты с Божией помощью ни во что обратишь хульные мысли. Аминь.

ПОМЫСЛЫ ХУЛЬНЫЕ

Не должно смущаться хульными помыслами, они не от нас, но от врага

Очень жалею о твоем смущении, от врага происходящем. Ты считаешь себя такою грешницею, что и подобной нет, не понимая того, что враг борет тебя хульными помыслами, влагая в мысль твою неподобные и неизъяснимые слова его; а ты думаешь, что они от тебя происходят, а ты, напротив, не имеешь оных, но ужасаешься, скорбишь и смущаешься, тогда как они совсем не твои, а вражеские; твоего участия в них ни малейшего нет, и даже в грех вменять их не должно, а надобно быть спокойным, нимало не обращая на них внимания и ни во что вменяя; они и исчезнут. А когда ты смущаешься о сем, скорбишь и отчаиваешься, то врага это утешает и он еще более на тебя оными восстает. Ты отнюдь не считай их за грех, то и успокоишься; какая тебе нужда скорбеть за грехи врага; он и на небе хулил Господа… Но с твоей стороны вот какая вина и грех: ты думаешь о себе много, увлекаешься гордостию, зазираешь других, осуждаешь их и подобное, и мало о сем печешься, за то?то и попускается на тебя этот бич, чтобы ты смирилась и считала себя последнейшею всех, но не смущайся, ибо смущение?то и есть плод гордости. Перестань осуждать, не думай о себе много, не презирай других, то и отойдут хульные помыслы (VI, 154, 252-253).

Святые отцы вообще хульные мысли почитают не нашими, а вражиими прилогами, и когда мы с ними не соглашаемся, но и скорбим о том, что они к нам на ум лезут, то это и есть знак нашей в оных невинности. Отнюдь не надо смущаться о том, что они приходят. Ибо если человек смущается, то враг более на него восстанет, а когда не внимает оным, ни во что вменяет и за грех не считает, тогда и помыслы исчезают. О сем ясно пишет св. Димитрий Ростовский в «Духовном врачевстве».

Но помыслы сии, хотя не суть грех, но попущением Божиим находят от врага за возношение наше, за мнение о себе или о своих исправлениях и за осуждение ближних. Когда человек, познав в этом свои грехи, смирится и не станет осуждать других, а принесет о сем покаяние, то получает от них освобождение… У св. Исаака Сирина в 79 Слове, между прочими видами попущений, в наказание за гордыню, есть и сие: «хуление на имя Божие». В надсловии на книгу преподобного Нила Сорского… пишется так: «неции же подобострастнии и неразсуднии, и не точию не имуще в себе ни едино поне чувство, ниже едино дарование от предреченных (т. е. выше написанных в оном надсловии), но ниже познавающих когда таковая: поревновали пост и труды святых, не добрым разумом и предложением, вменяюще сия, яко добродетель проходят. Приседяй же диавол, яко пес ловитве, повергает во чрево их семя радостного мнения, от него же заченшися, воспитуется внутренний фарисей; и тако, день от дне возрастающи, предает таковых совершенной гордыни, ея же ради попускаются от Бога области сатаниной» (II, 112,165-166).

В хульных помыслах тебе нет никакого греха, они не твои, а вражии; это доказывается тем, что ты не хочешь их, но и скорбишь, когда они на ум лезут. Враг же, когда видит, что ты смущаешься от его внушения, радуется сему и больше на тебя нападает… Что в них нет греха, то всякому известно, но они обличают наш грех гордости, который мы и не признаем за грех, а оный весьма близок к нам. Если мы что делаем хорошо, что бы то ни было, утешаемся этим и, по наущению врага, обольщаемся нечто имети благо; и хотя по маковому зерну - прибавляется, возрастает; а нам надобно всегда помнить слово Господне: аще и вся повеленная сотворите, глаголите, яко раби неключими есмы (Лк. 17, 10), и вся наша жизнь должна проникнута быть смирением и покаянием. Смирение сокрушает все сети и козни вражии (V, 575, 774-775).

Из книги Православная психотерапия [святоотеческий курс врачевания души] автора Влахос Митрополит Иерофей

c) РАЗУМ И ПОМЫСЛЫ Главную роль в болезни души и ее лечении играют разум (? ??????) и помыслы. В них появляется прилог лукавого, простые помыслы образуют сложные, а затем появляется желание, которое направляет человека к совершению греха. Поэтому православный курс лечения

Из книги НАСТАВЛЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ автора Феофан Затворник

Помыслы В разумной части души действуют так называемые помыслы, которые, раздражая ее вожделевательную часть, пытаются пленить человеческий ум и в результате увлечь его ко греху. Совершение греха начинается с помыслов. Поэтому всякий, кто желает очистить свой внутренний

Из книги Грехи и страсти и борьба с ними автора Феофан Затворник

Из книги Как преодолеть раздражительность и гнев: советы духовника автора Филимонов Сергий

ПОМЫСЛЫ При каких условиях они бывают вменяемы намЗдесь я скажу вам только немного о помыслах. Когда дела грешные прекращены, борьба переходит внутрь, в сердце… Главное тут помыслы; за помыслами тянутся сочувствия, за сими - пожелания; за этими - склонения на дела,

Из книги Лествица, или Скрижали Духовные автора Лествичник Иоанн

ХУЛЬНЫЕ ПОМЫСЛЫ И БОРЬБА С НИМИ Относительно хульных помыслов надобно жалеть и каяться перед Господом, но не падать духом и не думать, что от этого пагуба. Как вы не хотите таких помыслов, отвращаетесь от них, то Бог и не гневается на вас. Помыслы не от вас, а враг всевает. И

Из книги Как жить сегодня. Письма о духовной жизни автора Осипов Алексей Ильич

Как отражать помыслы Часть наших помыслов, хотя мы и считаем их своими, не являются нашими - посредством их с нами собеседуют бесы. По учению Святых Отцов, каждый злой помысл является зародышем греха. Ибо приняв его, человек начинает в сердце своем развивать эту крупицу

Из книги Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении автора Тертышников Георгий

Помыслы С развлечением мыслей должно бороться непрестанно. .Брань помыслов различается: на прилог, сочетание, сложение, пленение и страсть; и в чем оные состоят? .Что такое помысл, называемый набегом мысли? .В монашествующих страсти действуют более от

Из книги Цветослов советов автора Кавсокаливит Порфирий

Помыслы * * *схимонахине Валентинеи сестрам28/VI-49Мир и спасение вам дорогие!Прошу вас усердно помолиться за Дарью Михайловну, и при случае осторожненько напоминать ей о том, как святые угодники боролись с помыслами и другими вражиими кознями, как хитер враг, как

Из книги Евергетин или Свод богоглаголивых речений и учений Богоносных и Святых Отцов автора Евергетин Павел

Греховные помыслы Человек, вступивший на путь спасения, должен вести брань с грехом и не повторять в своей жизни греховных поступков.Когда же христианин отвыкнет «от дурных дел» , у него начинается духовная брань с греховными помыслами и чувствами, которые, как

Из книги Для Чего мы живем автора

Помыслы Диавол посредством помыслов тянет вас за рукуХотелось бы сказать о том, как противостоять лукавым помыслам, поскольку этот вопрос очень важен и имеет большое значение для любого человека, в особенности же для христианина. Все мы знаем, что такое мысленная брань,

Из книги Душеполезные поучения автора Оптинский Макарий

Из книги автора

Хульные помыслы во время молитвы Бывает и то, что усердные молитвенники в начале духовной жизни, а иные и до конца жизни, испытывают хульные помыслы, которые не дают молиться, так что этот молитвенник совсем оставляет молитву и бесы доводят его до отчаяния.Но нужно знать,

Из книги автора

ПОМЫСЛЫ Помыслы стужающие и беспокоящие имеют многое различие: прилог или приражение помысла не имеет греха, но есть искус нашего самовластия, к чему оное преклоняется, - к ним ли или к сопротивлению им, а когда бывает сосложение и сочетание с оными страстьми, считается

Из книги автора

ПОМЫСЛЫ НЕВЕРИЯ Помыслы неверия происходят от диаволаПишешь, что как легкое облако находит неверие о Боге и о будущем<вечной жизни>. Этот помысл причисляется св. Димитрием к хульным помыслам; ибо в них наша воля не соглашается; а только враг наводит на помысл неверия;

Из книги автора

ПОМЫСЛЫ ПЛОТСКИЕ Не предавайся отчаянию, еще горшему самой страстиКогда же и случится ниспасть чрез сложение и пленение помыслов в помрачение мысленное и плениться, то, не закосневая, припадай ко Господу с покаянием, смирением и сокрушением сердца; а не предавайся

Из книги автора

ПОМЫСЛЫ ХУЛЬНЫЕ Не должно смущаться хульными помыслами, они не от нас, но от врагаОчень жалею о твоем смущении, от врага происходящем. Ты считаешь себя такою грешницею, что и подобной нет, не понимая того, что враг борет тебя хульными помыслами, влагая в мысль твою

Помыслы блудные

Ежели ж ты повинишься помыслам, влекущим тебя в мир и приносящим удовольствие от плотских наслаж-дений, то что безумнее этого? Будь уверена, что ни на малое время не получишь утешения, а томление и муче-ние совести всегдашнее обрящешь, когда же будешь про-тивиться, то помощью Божиею и убежит от тебя враг (преп. Макарий).

Когда же и случится ниспасть чрез сложение и пле-нение помыслов в помрачение мысленное и плениться, то, не закосневая, припадай ко Господу с покаянием, смире-нием и сокрушением сердца, а не предавайся отчаянию, еще горшему самой страсти. Ищи же вины, откуда пришло сие, что так пострадала? А вины суть: гордость, мнение о себе, уничижение и осуждение других, сластопитание, излиш-ний покой, сообращение с полом противным, и старайся удаляться, сколько можно, всего оного, а паче старайся сми-ряться, ибо, по слову святого Лествичника: где есть паде-ние, там предварила гордость (Степень 23). Не закосневай в откровении, и это приводит к смирению, обличив себя пред другим; помнишь, когда сокрывала, что постра-дала? (преп. Макарий).

Не предавай самовластия твоего первомыслию прилогов, которые по сложении с ними возжигают сласть в теле (преп. Макарий).

От помыслов, которых не любишь и, по крайней мере, от которых стараешься избавиться — не погибнешь. Толь-ко кайся и смиряйся. И Бог простит тебя. А что враг рисует тебе мирскую жизнь и супружество — это его обычное дело. И в древние, и в нынешние времена блуд и мнимый покой мирской — суть самые первые орудия диавола против монахов. Но когда ты увлекаешься ими и после каешься, Бог не поставит тебе сего во грех (преп. Анатолий).

От блудных помыслов средства: смирение, самоукорение, воздержание, а паче всего — любовь к ближним — к слабым, немощным, больным, плененным страстями се-страм (преп. Анатолий).

Тягчайшие брани помысла: блуд, уныние. Надо сми-ряться. Смирение привлекает помощь Божию. Растлева-ющее действие блудных помыслов от услаждения ими — надолго отступает благодать Божия, привлечь которую опять можно только покаянием искренним и воздержани-ем от этих помыслов (преп. Никон).

Страстные волны и <бури> чрез помыслы и сонно-мечтаниями обуревают твою душу, и во оных находишь себя виновною нерадением, леностью и прочим. Это спра-ведливо, что вины подаешь, но во всех оных твоих пополз-новениях всегда приноси Богу покаяние с сокрушенным сердцем и всегдашним самоукорением, и Бог не попустит возобладать врагу твоим сердцем, только ты сама, сколько можно, сопротивляйся страстным помыслам, не допускай их до сердца, а прибегай к Богу молитвою и сознанием своей немощи. <Хорошо и> об страстных делах не иметь никаких разговоров, кроме откровения <духовной> матери, которое весьма бы было для тебя полезно, но я вижу, ты по оным пред нею закосневаешь от стыда, и сие есть вид гордости (преп. Лев).

Упоминаете, что иногда блудною мыслию побеждаетесь и сребролюбием, не иметь таковых совершенно мыслей свойственно только естеству ангельскому, а не человеческому. Нам же, ежели что и когда прилучится чем и поползнуться, то немедленно прибегаем с покаянием, себя же укорением ко Врачу Небесному; человеколю-бивый Господь мало того что прощает наши бесчисленные грехопадения, но еще и в сыновление приемлет истинно кающихся, для сего-то Он, пришедший на землю, стал при-зывать сперва грешников, дабы никто из нас своего спа-сения не отчаивался (преп. Лев).

Смиряйся пред младшими тебя, живи воздержанно, не наедайся до сытости, ибо от сего умножаются помыслы. Если будешь себя очень смело и вольно держать, то не миновать тебе лютой плотской борьбы (преп. Иосиф).

В страстных и греховных помыслах не должно раз-бираться, но употреблять против них меч духовный. Это тебе и В. говорю, а размышлять о страстных помыслах и разбирать их — только усиливать их. От пристрастия да хранит всех Господь. Исповедовать свои помыслы надо с сердечным сокрушением, с сознанием своей греховности, с покаянием, так же и выслушивать исповедь надо с молит-вою, то и вреда не будет. А лишних разговоров или под-робных разъяснений не надо делать (преп. Иосиф).

Значит, тебя обманывает лукавый и льстит. При на-поре блудных помыслов клади поклончики по силе. А без брани ни одна душа не вошла в рай. Победители же венчаются (преп. Анатолий).

Против нечистых помыслов меч духовный употреб-ляй — имя Божие. Покаяние надо приносить Господу; не должно и от духовного отца скрывать. Объявляемые струпы скоро исцелеют (преп. Иосиф).

Помыслы о самоубийстве

Братья твои Владимир и Василий и сестра Вера люди свободомыслящие. — Жаль их. Но что же делать? Мо-лись о них усерднее такою молитвою: «Устрой, Господи, о братьях моих и сестре (имена) полезное и спасительное по воле Твоей Святой». — Сестре твоей Вере, склонной к самоубийству, великую пользу могла бы принести ис-кренняя и смиренная исповедь пред духовным отцом в своих заблуждениях (преп. Иосиф).

Помыслы хульные

Очень жалею о твоем смущении, от врага происхо-дящем. Ты считаешь себя такою грешницею, что и по-добной нет, не понимая того, что враг борет тебя хульными помыслами, влагая в мысль твою неподобные и неизъяснимые слова его, а ты думаешь, что они от тебя происходят, а ты, напротив, не имеешь оных, но ужасаешь-ся, скорбишь и смущаешься, тогда как они совсем не твои, а вражеские; твоего участия в них ни малейшего нет, и даже в грех вменять их не должно, а надобно быть спокойным, нимало не обращая на них внимания и ни во что вменяя, они и исчезнут. А когда ты смущаешься о сем, скорбишь и отчаиваешься, то врага это утешает и он еще более на тебя оными восстает. Ты отнюдь не считай их за грех, то и успокоишься; какая тебе нужда скорбеть за грехи врага, он и на небе хулил Господа... Но с твоей стороны вот какая вина и грех: ты думаешь о себе много, увлекаешься гордостью, зазираешь других, осуждаешь их и подобное, и мало о сем печешься, за то-то и попускается на тебя этот бич, чтобы ты смирилась и считала себя последнейшею всех, но не смущайся, ибо смущение-то и есть плод гордости. Перестань осуждать, не думай о себе много, не презирай других, то и отойдут хульные помыслы (преп. Макарий).

Святые отцы вообще хульные мысли почитают не нашими, а вражиими прилогами, и когда мы с ними не соглашаемся, но и скорбим о том, что они к нам на ум лезут, то это и есть знак нашей в оных невинности. От-нюдь не надо смущаться о том, что они приходят. Ибо если человек смущается, то враг более на него восстанет, а когда не внимает оным, ни во что вменяет и за грех не считает, тогда и помыслы исчезают. О сем ясно пишет святитель Димитрий Ростовский в «Духовном врачевстве». Но помыслы сии хотя не суть грех, но попущением Божиим находят от врага за возношение наше, за мнение о себе или о своих исправлениях и за осуждение ближних. Когда человек, познав в этом свои грехи, смирится и не станет осуждать других, а принесет о сем покаяние, то получает от них освобождение... (преп. Макарий).

В хульных помыслах тебе нет никакого греха, они не твои, а вражии, это доказывается тем, что ты не хочешь их, но и скорбишь, когда они на ум лезут. Враг же, когда видит, что ты смущаешься от его внушения, радуется сему и больше на тебя нападает... Что в них нет греха, то всяко-му известно, но они обличают наш грех гордости, который мы и не признаем за грех, а оный весьма близок к нам. Если мы что делаем хорошо, что бы то ни было, утешаемся этим и, по наущению врага, обольщаемся нечто иметь бла-го, и хотя по маковому зерну — прибавляется, возрастает, а нам надобно всегда помнить слово Господне: «и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие» (Лк. 17, 10), и вся наша жизнь должна проникнута быть смирением и покаянием. Смирение сокрушает все сети и козни вражии (преп. Макарий).

Хульные помыслы старайся не принимать и не веруй им, и Господь простит тебя. Когда помыслы находят, не принимай их и не отражай, а тем больше не заклинай их и не противоречь — это не твоей меры! А прибегай к Гос-поду с молитвою и смирением. Блудный помысл и боязнь попускаются за гордость нашу. Укоряй себя и старайся не глядеть на соблазняющего — и минует искушение (преп. Анатолий).

А когда хульные помыслы смущают тебя, ты и не борись с ними, а просто презирай, т. е. не обращай на них внимания: они не наши помыслы, а диавольские, а потому мы за них и не ответим. А мы, монахи, любим Бога, ибо ради Господа оставили мир. А хулы подмещет диавол, а не мы (преп. Анатолий).

А что помыслы скверные лезут — не смущайся. Они и к старухам лезут. Да те как знают, что Бог за раскаянные помыслы не наказывает, то и не боятся их (преп. Анатолий).

Сомнения, все равно как блудные помыслы и хулы, надо презирать, не обращать на них внимания. Прези-райте их — и враг-диавол не выдержит, уйдет от вас, ибо он горд, не вынесет презрения. А если будете входить с ними в разговоры, ибо все блудные помыслы, хулы и сомнения — не ваши, то он закидает вас, завалит, убьет. Верующий человек, любящий Бога, не может хулить, а тем не менее замечает в себе две нити: и любит, и хулит. Очевидно, что есть еще какая-то сила злая, навевающая сомнения. Заметьте, ведь это — серафимский ум. Поэтому нисколько не удивительно, что он может возбудить, под-нять сомнения, да еще какие! Не обращайте на них вни-мания. Сколько было искренних верующих людей, которые сильно пострадали оттого, что принимали эти сомнения, рассматривали, рассуждали... Поэтому надо презирать эти сомнения, и хулы, и помыслы блудные, тогда они вам ни-сколько не повредят, особенно если будете их открывать старцу-наставнику. Но открывать их надо не подробно, иначе можно повредить и себе и старцу. Особенно блуд-ные помыслы засыпать, закрыть надо навесом... эту смер-дящую яму, а не копаться в ней (преп. Варсонофий).

Ты испугалась помысла, который тебе шепнул, что ты будешь святая: что ж тут страшного, а даже очень хорошо. И мы тогда стали бы чествовать тебя. Но только знай, что настоящие святые, совершившие все добродетели, считали себя в глубине сердца худшими всех, хуже тварей, хуже бесов. А мы с тобой не начинали еще добрых дел. А пугаться его нечего. Это диавольское дело — хульный помысл. Ты не принимай только его, т. е. не медли в нем и не увлекайся им, а смущаться тут нечем, мы знаем, что ты еще не преподобная (преп. Анатолий).

От мыслей богохульных не смущайся, а старайся пре-зирать их. Бог за них не взыщет, они — от диавола (преп. Анатолий).

Хульные помыслы умножаются и укрепляются от гор-дости и осуждения других. Поэтому того и другого осте-регайся, и хульные помыслы увянут. Так же презирай их, как лающих щенков, потому что они не твои, а враг хулит, и за них не будешь отвечать Богу (преп. Анатолий).

Особенно не тревожься хульными помыслами, которые явно происходят от зависти вражией. Со стороны же человека поводом к оным бывает или горделивое само-мнение, или осуждение других. Поэтому в нашествии хульных помыслов прежде всего укоряй себя за осуждение других и гордое мнение, за настоящее или прошедшее, нисколько не беспокоясь тем, что слышим неизреченные хулы вражий. А благовременно иногда произноси против оных слова святого Иоанна Лествичника: «иди за мною, сатано! Господу Богу моему поклонюся и Тому Единому послужу, а болезнь твоя и слово сие да обратится на главу твою, и на верх твой хула твоя да взыдет в сем и в будущем веце» (преп. Амвросий).

Необходимо тебе в настоящее время иметь в виду и твердо помнить совет Исаака Сирина; он пишет в 56-м Слове: «когда человек, заботясь об очищении внутреннем, милостью Божиею будет приближаться к первой степени духовного разума, т. е. разумения твари, тогда враг от зависти сильно вооружается на него хульными помысла-ми. И ты... да не станешь в стране сей без оружий, да не вскоре умрешь от подседающих и прельщающих тебя. Да будут же тебе оружие слезы и частое пощение. И охраняйся не прочесть догматов еретических; сие бо есть во-оружающее на тя яко наимножайше дух хулы. Егда же насытишь чрево твое, да не возбезстудствуешь испытать что от божественных вещей и разумений, да не раскаешься. Во чреве наполнение разума тайн Божиих несть». Вни-мая сим словам сего великого отца, старайся иметь по-сильное воздержание в пище и в питии и сокрушенное и смиренное пред всеми сердце, чтобы прибрести спаси-тельный плач о прежних и настоящих согрешениях и чрез то сохранить себя безвредно в настоящем твоем искушении от духа хулы. Знай, что враг, если не может кому сделать вреда, то по злобе своей силится по крайней мере смущать его, досаждать ему разными помыслами и злыми внушениями (преп. Амвросий).

Ты не можешь сознавать себя грешнее и хуже дру-гих. Чувство это явно горделивое, от которого и рожда-ются, и укрепляются хульные помыслы и хульные глаголы, как свидетельствует святой Лествичник, говоря: «корень хулы есть гордость». Если желаешь смирить себя, то помни всегда слово одного святого, глаголющего, что самая исправ-ная жизнь человека-христианина подобна только купели, а заповеди Божий подобны неизмеримому морю, как глаго-лет псаломник Господу: «заповедь Твоя широка зело» (Пс.118, 96). Если сравнить великое море с малою кадочкою воды, то и нечем будет возноситься возносящемуся. Не вотще говорит и Апостол: «все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его» (Ср.: Рим. 3, 23—24). Чтобы смирить себя, прими в помощь и слова преподобного Гри-гория Синаита, написанные в 115-й главе, и почаще повто-ряй их себе. Знай, что кроме смирения и слез невозможно избавиться от хулы (преп. Амвросий).

А хульные помыслы известно за что борют: первое — за возношение, второе — за осуждение. Смирись, не думай о себе, что ты лучше других, не зазирай никого, а себя за согрешения и поползновения укоряй, то и хульные помыс-лы утихнут. Впрочем, во всяком случае, не смущайся — невольные хульные помыслы святые отцы не считают гре-хом, а их причины — грех (преп. Амвросий).

Знай, что хулу, внушаемую врагом на кого-либо, впол-не повторить грешно, и вредно, и оскорбительно (преп. Амвросий).

Помыслами хульными не смущайтесь, а только укоряй-те себя в это время за горделивое расположение души и за осуждение других. Первые без последних не вменяют-ся в грех (преп. Амвросий).

Если придут хульные помыслы и осуждающие других, то укоряй себя в гордости и не обращай на них никакого внимания (преп. Амвросий).

Поношения

Если тебя за уединение считают гордою — радуйся. Если мешают молиться, не унывай, а смиряйся (преп. Ана-толий).

Пошла Бога ради в монастырь, терпеть все Господа ради, ради Жениха Иисуса, положившего за нас живот Свой, умершего бесчестною смертью на кресте. Вот Он и тебе готовит Свою славу скорбями и поношениями. И будешь с Ним во веки: и уверял, и уверяю тебя истин-ным словом. Не моим грешным словом, а словом Его, Госпо-да Иисуса: «где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12, 26). «Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8, 17) (преп. Анатолий).

Попущение Божие

Тебя блазнит то, что, может быть, по козням вражиим мать Игуменья не заставляет теплить лампаду пред мощами. Апостол Павел был повыше матери Игуменьи, да и тот о себе пишет: «раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана» (1Фес.2,18). Поэтому ничему не удивляйся, а считай это попущением Божиим. И ни на что не блазнись, а лучше последуй совету свято-го Лествичника, который пишет так: если хочешь иметь гнев и злопомнение, то имей их не на людей, а на бесов, искушающих людей. Также оставь и неуместную ревность, почему то или другое не делается по порядку, как тебе думается, а лучше... внимай себе, и довольно будет дела этого для тебя, по сказанному: каждый бо от своих дел прославится или постыдится (преп. Амвросий).