Почему скульптуры без рук. История одного шедевра: Венера Милосская

Знаменитая статуя Венеры Милосской, гордость Лувра, лучшего музея Франции, была, как известно, найдена в 1820 году. Нашел ее простой греческий крестьянин по фамилии Юргос. Юргос понятия не имел об археологии. Он занимался делом: обрабатывал принадлежавший ему участок и кормил многочисленную семью. Венеру он нашел случайно. Как-то, копая свой огород, он наткнулся на каменную плиту, а затем на несколько тесаных камней. Камни эти весьма ценились на острове Милос, где жил Юргос. Местные крестьяне, не ломая себе особенно голову над их происхождением, употребляли их при постройке домов. Юргос продолжил свои раскопки. Каково же было его удивление, когда он внезапно обнаружил своего рода нишу, а в ней великолепную мраморную статую полуобнаженной женщины редкой красоты. В нише находились еще две статуэтки Гермеса, как впоследствии определили ученые, и несколько безделушек из мрамора.
Юргос понял, что ему удалось найти нечто гораздо более ценное, чем пара тесаных каменных плит. Он перенес свою находку в сарай, а затем, так во всяком случае обычно рассказывают, продал ее некоему Марцелюсу, секретарю французского посольства в Стамбуле. (Греция, в том числе и остров Милос, в ту пору была под властью турок).
Маркиз де Ривьер, французский посол в Турции, послал найденную статую в дар Лувру. Так великое творение греческого скульптора Агессандра, изваянное в IV веке до нашей эры, очутилось в конце концов в парижском музее. Венера, которая получила название Милосской, в честь острова, где она была найдена, очень быстро приобрела громкую известность. Да и немудрено. Немного можно насчитать столь же совершенных произведений искусства античности. Огорчало только одно: это дивное изваяние, которое стало своего рода синонимом идеальной женской красоты, как Аполлон Бельведерский – мужской, имело свой изъян: у Венеры были отбиты руки. Такой – с обрубками вместо рук – ее можно и поныне увидеть в Лувре; такой она представлена и на бесчисленных репродукциях.
Но вот что любопытно. Венеру Милосскую в ту пору, когда она еще находилась в сарае у Юргоса, видело несколько человек. Двое из них оставили об этом записи: французские моряки Маттерер и знаменитый впоследствии Дюмон-Дюрвилль, открывший Землю Адели в Антарктике. Кстати говоря, у Юргоса они были в один и тот же день, в один и тот же час: ведь они плавали вместе на судне, занимавшемся гидрологическими изысканиями в районе Греческого архипелага.
Спустя 22 года – в 1842 году, вспоминая об обстоятельствах, связанных с находкой Венеры, Маттерер писал: "Господин Брест рассказал нам о только что найденной одним крестьянином статуе... Мы попросили господина консула показать то место, где она была найдена. Он охотно согласился, и вскоре мы уже стояли перед нишей, сделанной из тесаных кирпичей. "В этой нише,– сказал г-н Брест, – находилась статуя. Сейчас она перенесена"... Трудно передать наше изумление, когда нашим глазам представилась великолепная статуя из мрамора. К несчастью, руки у нее были отбиты и немного поврежден кончик носа".
Но в 1821 году Дюмон-Дюрвилль в докладе Французской академии наук сообщал: "Статуя изображала женщину. В левой, поднятой кверху руке она держала яблоко, а правой придерживала ниспадавшее от бедер одеяние. Впоследствии и та, и другая рука были повреждены и в настоящее время отделены от туловища".
Два рассказа, две версии. И вдобавок прямо противоположные. Кто же прав? Имела ли найденная Юргосом статуя руки или нет?
Не будем томить читателя. Маттерер несколько лет спустя вынужден был сознаться в том, что он сказал неправду. На этот раз он писал: "Когда мы с Дюмон-Дюрвиллем видели статую, ее левая рука, которой она держала яблоко, была поднята, правая же, которую она держала на бедре, несколько повреждена на сгибе". В 1852 году это было подтверждено консулом Брестом. А еще двадцать лет спустя – сыном Юргоса.
Так обстояли дела. Но почему же Маттерер сказал вначале неправду? И, главное, где и когда, при каких обстоятельствах Венера Милосская потеряла свои руки?
Разгадка всей этой мало кому известной истории такова (о ней сохранился рассказ в неопубликованных мемуарах Дюмон-Дюрвилля и частично у Маттерера). Дюрвилль и Маттерер не купили Венеру – она оказалась им не по средствам. Они возвратились на свой корабль. Через несколько дней судно прибыло в Стамбул. Офицеры корабля были приглашены во французское посольство. Во время приема Дюмон-Дюрвилль рассказал о находке Юргоса. Секретарь посольства Марцелюс буквально, чуть ли не в тот же день, отправляется по поручению посла на специальном судне под командованием лейтенанта Робера на остров Милос. Три дня спустя он доставил статую в Афины. Но к этому времени Венера уже была без рук. Что же случилось?
Дюмон-Дюрвилль пишет об этом так: "Насколько можно судить, крестьянин, которому надоело ждать покупателей, сбавил цену и продал ее одному местному священнику. Он хотел преподнести ее в дар переводчику константинопольского паши. Г-н Марцелюс прибыл как раз в тот момент, когда статую уже собрались грузить на судно для отправки в Константинополь. Видя, что эта великолепная находка ускользает у него из рук, он принял все меры для того, чтобы получить ее, и священник, в конце концов, не без сопротивления, согласился уступить ее".
Но Дюрвилль не совсем точен: священник и не думал уступать статую. Наоборот, он категорически отказался ее продать. Тогда Марцелюс потребовал у Робера два десятка матросов, решив, как пишет Маттерер, освободить богиню, чего бы это ни стоило. Завязалась самая настоящая драка. В этой стычке французы одержали верх. Во время драки Венере, которую бросили на дороге и втоптали в грязь, и отбили руки.
Такова неприглядная правда. Вот почему Маттерер, опасаясь дипломатического скандала, – в 1842 году все "герои" этой истории и прежде всего посол де Ривьер еще были живы, – пытался скрыть ее и лишь впоследствии описал все, как было. Вот почему так дипломатически осторожен в своих мемуарах Дюмон-Дюрвилль.
Вот почему, наконец, у Венеры Милосской нет рук.

1. Название "Венеры Милосской" вводит в заблуждение


Венера - у римлян, Афродита - у греков.

Распространено мнение, что эта статуя изображает греческую богиню любви и красоты. Но греки называли эту богиню Афродитой, а Венера — римское название.

2. Статуя была названа в честь места, где она была обнаружена


Статуя с острова Милос.

8 апреля 1820 года фермер по имени Йоргос Кентротас наткнулся на статую в руинах древнего города на острове Милос.

3. Создание статуи приписывают Александросу Антиохийскому

Шедевр Александроса Антиохийского.

Скульптор эллинистического периода Александрос, как полагают, вырезал из камня этот шедевр между 130 и 100 годами до н.э. Изначально статуя была найдена с постаментом-плитой, на которой она стояла. Там и была обнаружена надпись о создателе. Впоследствии постамент загадочно пропал.

4. Возможно, статуя изображает не Венеру

Амфитрита и Посейдон.

Некоторые полагают, что скульптура изображает не Афродиту / Венеру, а Амфитриту — морскую богиню, которая была особенно почитаема на Милосе. Третьи же и вовсе предполагают, что это статуя богини победы Виктории. Также идут споры о том, что у статуи изначально было в руках. Высказываются разные версии, что это могло быть копье или прялка с нитками. Существует даже версия, что это было яблоко, а статуя - Афродита, которая держит в руках награду, врученную ей Парисом, как прекраснейшей богине.

5. Скульптуру подарили королю Франции

Париж. Лувр. Венера Милосская.

Изначально Кентротас нашел эту статую вместе с французским моряком Оливье Вутье. Сменив несколько владельцев при попытке ее вывоза из страны, статуя в итоге попала к послу Франции в Стамбуле, маркизу де Ривьер. Именно маркиз презентовал Венеру французскому королю Людовику XVIII, который, в свою очередь, передал статую Лувру, где она находится по сей день.

6. Руки статуя потеряла из-за французов

Статуя без рук.

Кентротас нашел фрагменты рук, когда он обнаружил статую в руинах, но после того, как их реконструировали, их сочли слишком "грубыми и неизящными". Современные искусствоведы считают, что это ничуть не означает, что руки не принадлежали Венере, скорее всего они были повреждены в течение веков. Как руки, так и оригинальный постамент были утеряны при перевозе статуи в Париж в 1820 году.

7. Оригинальный постамент убрали целенаправленно

Искусствоведы 19-го века решили, что статуя Венеры является работой греческого скульптора Праксителя (она была очень похожей на его статуи). Это классифицировало статую, как принадлежащую к классической эпохе (480—323 до н. э.), творения которого ценились намного больше, чем скульптуры эллинистического периода. Чтобы поддержать эту версию даже ценой дезинформации, постамент удалили, прежде чем скульптура была представлена королю.

8. Венера Милосская - объект национальной гордости французов


Венера Медичи - конкурентка Венеры Милосской.

Во время своих завоеваний Наполеон Бонапарт вывез один из самых прекрасных примеров греческой скульптуры - статую Венеры Медичи - из Италии. В 1815 году французское правительство вернуло эту статую Италии. А в 1820 году Франция с удовольствием воспользовалась возможностью заполнить пустующее место в главном французском музее. Венера Милосская стала популярнее Венеры Медичи, которая тоже была представлена в Лувре.

9. Ренуар не был впечатлен скульптурой

Ренуар ставил красоту Венеры под сомнение.

Пожалуй, самый известный из недоброжелателей Венеры Милосской, известный художник-импрессионист заявлял, что скульптура очень далека от отображения женской красоты.

10. Во время Второй мировой войны Венеру прятали


Один из замков во французской провинции.

К осени 1939 г., когда над Парижем нависла угроза войны, Венеру Милосскую наряду с некоторыми другими бесценными артефактами, такими как скульптура Ника Самофракийская и работы Микеланджело, были вывезены из Лувра на хранение в различных замках в сельской местности Франции.

11. Венеру обокрали


Венера Милосская. Лувр. Париж.

Венере не хватает не только рук. Она была первоначально украшена ювелирными изделиями, в том числе браслетами, серьгами и тиарой. Эти украшения пропали давным давно, но в мраморе остались отверстия для крепления.


Подавляющему большинству людей Венера Милосская известна, прежде всего, как статуя без рук. И в этом, как считают многие, заключается её главная загадка. Но на самом деле с этой статуей связано куда больше загадок и тайн.

1. Название "Венеры Милосской" вводит в заблуждение


Распространено мнение, что эта статуя изображает греческую богиню любви и красоты. Но греки называли эту богиню Афродитой, а Венера - римское название.

2. Статуя была названа в честь места, где она была обнаружена


8 апреля 1820 года фермер по имени Йоргос Кентротас наткнулся на статую в руинах древнего города на острове Милос.

3. Создание статуи приписывают Александросу Антиохийскому


Скульптор эллинистического периода Александрос, как полагают, вырезал из камня этот шедевр между 130 и 100 годами до н.э. Изначально статуя была найдена с постаментом-плитой, на которой она стояла. Там и была обнаружена надпись о создателе. Впоследствии постамент загадочно пропал.

4. Возможно, статуя изображает не Венеру


Некоторые полагают, что скульптура изображает не Афродиту / Венеру, а Амфитриту - морскую богиню, которая была особенно почитаема на Милосе. Третьи же и вовсе предполагают, что это статуя богини победы Виктории. Также идут споры о том, что у статуи изначально было в руках. Высказываются разные версии, что это могло быть копье или прялка с нитками. Существует даже версия, что это было яблоко, а статуя - Афродита, которая держит в руках награду, врученную ей Парисом, как прекраснейшей богине.

5. Скульптуру подарили королю Франции


Изначально Кентротас нашел эту статую вместе с французским моряком Оливье Вутье. Сменив несколько владельцев при попытке ее вывоза из страны, статуя в итоге попала к послу Франции в Стамбуле, маркизу де Ривьер. Именно маркиз презентовал Венеру французскому королю Людовику XVIII, который, в свою очередь, передал статую Лувру, где она находится по сей день.

6. Руки статуя потеряла из-за французов


Кентротас нашел фрагменты рук, когда он обнаружил статую в руинах, но после того, как их реконструировали, их сочли слишком "грубыми и неизящными". Современные искусствоведы считают, что это ничуть не означает, что руки не принадлежали Венере, скорее всего они были повреждены в течение веков. Как руки, так и оригинальный постамент были утеряны при перевозе статуи в Париж в 1820 году.

7. Оригинальный постамент убрали целенаправленно

Искусствоведы 19-го века решили, что статуя Венеры является работой греческого скульптора Праксителя (она была очень похожей на его статуи). Это классифицировало статую, как принадлежащую к классической эпохе (480-323 до н. э.), творения которого ценились намного больше, чем скульптуры эллинистического периода. Чтобы поддержать эту версию даже ценой дезинформации, постамент удалили, прежде чем скульптура была представлена королю.

8. Венера Милосская - объект национальной гордости французов


Во время своих завоеваний Наполеон Бонапарт вывез один из самых прекрасных примеров греческой скульптуры - статую Венеры Медичи - из Италии. В 1815 году французское правительство вернуло эту статую Италии. А в 1820 году Франция с удовольствием воспользовалась возможностью заполнить пустующее место в главном французском музее. Венера Милосская стала популярнее Венеры Медичи, которая тоже была представлена в Лувре.

9. Ренуар не был впечатлен скульптурой


Пожалуй, самый известный из недоброжелателей Венеры Милосской, известный художник-импрессионист заявлял, что скульптура очень далека от отображения женской красоты.

10. Во время Второй мировой войны Венеру прятали



К осени 1939 г., когда над Парижем нависла угроза войны, Венеру Милосскую наряду с некоторыми другими бесценными артефактами, такими как скульптура Ника Самофракийская и работы Микеланджело, были вывезены из Лувра на хранение в различных замках в сельской местности Франции.

11. Венеру обокрали


Венере не хватает не только рук. Она была первоначально украшена ювелирными изделиями, в том числе браслетами, серьгами и тиарой. Эти украшения пропали давным давно, но в мраморе остались отверстия для крепления.

12. Венера утратила цвет

Хотя современные ценители искусства привыкли считают греческие статуи белыми, мраморные скульптуры часто окрашивали в различные цвета. Тем не менее, сегодня не сохранилось никаких следов оригинальной окраски.

13. Статуя выше, чем большинство людей


Высота Венеры Милосской - 2,02 м.

14. Скульптура может быть копией

Искусствоведы отмечают, что Венера Милосская имеет поразительное сходство с Афродитой или Венерой Капуанской, которая является римской копией греческой оригинальной статуи. Со времени создания Венеры Капуанской прошло не менее 170 лет, прежде чем Александрос создал Венеру Милосскую. Некоторые искусствоведы считают, что обе статуи фактически являются копиями более старого исходника.

15. Несовершенство скульптуры как источник вдохновения


Отсутствующие руки Венеры Милосской - гораздо больше, чем источник многочисленных лекций, дискуссий и эссе искусствоведов. Их отсутствие также привело к неисчислимым фантазиям и версиям относительно того, как руки могли бы быть расположены и что в них могло бы быть.

Венеру Милосскую считают эталоном женской красоты. Это одна из самых знаменитых скульптур на планете, но известно о ней не очень много. Мы знаем, что автором изваяния является некий Агесандр Антиохийский, создавший статую богини любви за 130— 100 лет до нашей эры.

История находки

Скульптура была найдена в 1820 году на острове Милос (Мелос) — одном из Киклад-ских островов в Эгейском море при следующих обстоятельствах: французский моряк Оливье Вутье решил, сойдя на берег, поискать древности для продажи. На пару с местным крестьянином Йоргосом Кентро-тасом он откопал статую на развалинах древнего амфитеатра.

Вутье попытался уговорить капитана немедленно плыть в Стамбул, чтобы получить разрешение на вывоз, но капитан отказался и Вутье махнул рукой на свою находку. Но другой морской офицер Жюль Дюмон-Дюрвиль отправился в Стамбул и получил разрешение. По возвращении он обнаружил, что статуей завладели турки и уже готовятся к её транспортировке.

Дюмон пишет об этом так: «Насколько можно судить, крестьянин, которому надоело ждать покупателей, сбавил цену и продал ее одному местному священнику. Он хотел преподнести ее в дар переводчику константинопольского паши. Г-н Марцелюс прибыл как раз в тот момент, когда статую уже собрались грузить на судно для отправки в Константинополь. Видя, что эта великолепная находка ускользает у него из рук, он принял все меры для того, чтобы получить ее, и священник, в конце концов, не без сопротивления, согласился уступить ее».

В своём рассказе Дюрвиль не совсем точен: священник и не думал уступать статую. Наоборот, он категорически отказался ее продать. Завязалась самая настоящая драка. В этой стычке французы одержали верх, а Венере, которую бросили на дороге и втоптали в грязь, отбили руки.

Версии

С тех пор уже два столетия ученые и художники пытаются разгадать, что же делала Венера своими руками. По одной из версий это была парная скульптура и левую руку женщина положила на плечо бога войны Марса или героя вроде Тесея. Другие исследователи вручали богине то зеркало, то копье, то лавровый венок. Третьи утверждали, что это вовсе не Венера, а богиня Победы Ника и в левой руке она держала щит, а правой вписывала имена великих воинов. А упоминавшийся уже Дюмон-Дюрвиль в докладе Французской академии наук сообщал: «Статуя изображала женщину. В левой, поднятой кверху руке она держала яблоко, а правой придерживала ниспадавшее от бедер одеяние.

Яблоко, видимо, является отсылкой к сюжету о Парисе, сыне троянской царской четы Приама и Гекубы. Напомним, что богиня раздора Эрида, обиженная тем, что её не пригласили на свадебный пир, решила отомстить богам и подбросила пирующим яблоко с надписью «Прекраснейшей». Парис отдал яблоко Афродите, которая обещала наградить его любовью любой женщины, которую он выберет.

Если рассматривать все гипотезы об оригинальной версии рук Венеры Милосской, то получается, что все они противоречивы и кто говорит правду, а кто фантазирует, узнать не представляется возможным.

Новая гипотеза

Элизабет Вайланд Барбер, специалист по истории текстиля, предложила новую гипотезу о руках Венеры. Подбирая иллюстрации для своей книги «Женское рукоделие: первые 20 000 лет» она изучала изображения на древних амфорах и обратила внимание, что поза женщин, занятых пряжей, очень похожа на положение тела Венеры Милосской.

Отталкиваясь от этого вывода, другая исследовательница - Рэйчел Розенцвейг делает вывод о профессии женщины, чье тело скульптор использовал в качестве натуры для Венеры.

Она была гетерой, - считает искусствовед, автор книги «Поклонение Афродите». -Ткацкое ремесло было традиционным занятием древнегреческих жриц любви. Коротая свободное время в ожидании клиента, гетеры сучили пряжу. Это являлось их второй работой.

Это похоже на правду. Ведь, известно, что натурщицей Праксителя - легендарного скульптора Древней , являлась знаменитая афинская гетера Фрина. Ее красота была настолько совершенна, что Праксителю впервые разрешили изваять ее статую полностью обнаженной. Так появилась Афродита Книдская - его самая прославленная скульптура, дошедшая до нас в копиях. Вполне вероятно, что другая гетера позировала Агесандру, и художник решил запечатлеть красавицу, занятую своим вторым ремеслом.

Однако как подтвердить это предположение на практике? Дизайнер и художник из Сан-Диего Космо Венмен решил создать цифровую модель Венеры Милосской, реконструировав положение ее рук, занятых пряжей.

Мне кажется, что заняв руки Венеры пряжей, нам удалось соблюсти анатомические пропорции и естественное положение тела... Думаю, вряд ли в левой руке она держала мраморный комок пряжи, а в правой -веретено. Это бы значительно утяжелило конструкцию, и руки у Венеры отвалились бы еще задолго до того, как это произошло в действительности. Полагаю, что для инструментов использовали не тяжелый мрамор, а легкое дерево, украсив его позолотой. Недолговечное дерево превратилось в тлен, задолго до того, как статуя была найдена.

Конечно, новая гипотеза нуждается в уточнении и новых доказательствах. Но она пополняет список уже существующих версий. Какая из них верна, может быть, покажет время.

Франция — удивительная страна, насчитывающая огромное количество достопримечательностей. Одной из самых загадочных и привлекающих внимание является античная статуя «Венера Милосская». Давайте подробнее узнаем о истории ее происхождения и постараемся разгадать ее тайны.

Внешний облик статуи: описание

Древнегреческая скульптура «Венера» была создана много веков назад, около 150-90 лет до нашей эры. Архитектурное изваяние имеет второе название — Афродита с острова Мелос. Статуя выполнена из белого мрамора и являет собой копию античной богини любви высотой в 210 см. Её местоположение — Лувр, Париж. Божество в женском обличии придерживает руками упавшее одеяние. Рост богини 165 см, а пропорции 90-70-95. Как выразился Огюст Роден: «У неё совершенный, широкий, как море, живот!»

«Венера» интересна уникальностью исполнения и своим туманным происхождением. Она заставила многих людей говорить о ней и поклоняться. Ее статус неоспорим и когда-то обеспечил ей исключительную популярность, которой она пользуется до сегодняшнего момента.

Мнение эксперта

Князева Виктория

Гид по Парижу и Франции

Задать вопрос эксперту

К сожалению, такое внимание на прошлое и красоту скульптуры не даёт пролить свет на некоторые ее свойства.

Скульптура выполнена типичным для античности способом — она собрана из двух частей. Ее ноги до бедер крепко и очень аккуратно соединены с туловищем и головой. Узкая щель на левом плече изваяния говорит о том факте, что данная конечность выполнена из отдельного куска мрамора. С другой стороны правая рука имеет ровную поверхность скола, что говорит об единстве происхождения с верхним блоком скульптуры и ее реставрации в античности.