Перерасчет за коммунальные услуги по закону. Температура горячей воды по нормативу

Перерасчет за коммунальные услуги происходит на основании принятого законодательства. В случае наличия у собственника приборов учета, перерасчет происходит в автоматическом порядке при поступлении сведений о новых данных. В случае отсутствия приборов при временной отлучке собственника и всех проживающих в квартире, перерасчет производится по разработанной схеме.

Что такое перерасчет

Перерасчет - это заново произведенный расчет платы потребителя за коммунальные услуги. Если произошли какие-то ошибки или накладки, и они выявлены, то управляющая компания или ЖКХ компенсирует внесенную переплату. Но чаще всего перерасчет делают, потому что собственники платят во многих случаях не по фактическому потреблению какого-либо ресурса, а по нормативу.

Что это значит? Если в доме или квартире собственник ставит приборы учета, то это означает, что теперь он будет платить не по нормативу, а по фактически потребленной воде (электроэнергии, газу). Но иногда происходят сбои, как в следующих случаях. Например, за отопление плата всегда вносится по нормативу.

Норматив определяется как 1/12 прошлогоднего потребления за год. И ежемесячно мы вносим твердо установленную (с прошлого года) плату. По окончании отопительного сезона в тех многоквартирных домах, где поставлены общедомовые счетчики, ЖКХ делает перерасчет и переплата возвращается потребителю. Бывают корректировки и в обратную сторону.

Но самые распространенные виды переплат - частные. Модель ситуации чаще всего такая: владелец квартиры не отправляет показатели счетчика. Это случается как по объективным причинам, так и по субъективным.

Например, забывчивость или семейный отпуск могут послужить причиной того, что собственник квартиры временно не передает данные своего прибора учета. В этом случае уже на следующий месяц после того, как владелец жилья возобновит передачу данных, ему сделают перерасчет.

Правовые акты

Перерасчет имеет под собой вполне законные основания. В 2011 году правительство РФ принимает известное Постановление под номером 354. Все разделы этого правового акта посвящены правилам предоставления коммунальных услуг населению.

В 2017 году приняты очередные изменения и, можно сказать, каким образом в настоящее время делают перерасчеты. Ситуация с изменением платы отражена в VIII пункте. В названии также отражены некоторые особенности: перерасчет в случае отсутствия потребителей.

Здесь рассмотрен только аспект, который касается жилых помещений без счетчиков. Со счетчиками все понятно, перерасчет будет произведен автоматически, когда будут загружены очередные данные с приборов учета. Ответы на все вопросы, касающиеся законности действий коммунальных служб, даны в Постановлении.

Каждый гражданин, собственник или наниматель жилого помещения, является по этому документу потребителем. Он и его семья потребляет государственные ресурсы, которые предоставляют различные организации или компании. Для того, чтобы иметь основание для отношений, между организацией и потребителем услуг заключается соглашение.

Гарантом взаимоотношений межу исполнителем и потребителем является государство и законы. В соответствии с Постановлением №354 все граждане имеют право на перерасчет за коммунальные услуги. Поэтому в новой редакции подробно расписан порядок перерасчета в разных ситуациях.

Что входит в Постановление № 354

Что туда входит:

  • обновленные коэффициенты, которые определяют нормативы водоотвода;
  • подробно проработана процедура монтажа измерительных приборов;
  • при помощи Постановления усиливается мотив на установку счетчика;
  • введена упрощенная схема оплаты за отопление;
  • с 2016 года предоставлять сведения со счетчиков стало необязательно;
  • при временном отсутствии электричества или другой услуги, оплата за нее не взимается;
  • порядок выполнения перечисленных условий.

Особое место определено ответственности исполнителя перед потребителями и законами в случаях:

  • плохого качества услуг;
  • ущерба жизни и здоровью из-за некачественной услуги;
  • неполучения потребителем достоверной информации по качеству услуг;
  • условия соглашения нарушаются.

При нарушении этих условий, исполнитель должен освободить потребителя от оплаты или предоставить ему компенсацию. Независимо от того, заключался ли договор между исполнителем и потребителем, исполнитель все равно возмещает ущерб в случае предоставления некачественных услуг.

Вот некоторые моменты, которые рассмотрены в Постановлении:

  1. Не подлежит перерасчету плата за общедомовые нужды. Имеется ввиду случай, когда собственник отсутствовал и жилое помещение временно пустовало.
  2. При двухтарифном режиме изменение оплаты возможно только в отношении переменной составляющей. В отношении постоянной составляющей введено следующее условие: если ее перерасчет установлен законодательством, то после временного отсутствия гражданина он производится в течение 5-ти рабочих дней. Дни отсутствия считаются все за исключением дня выбытия и прибытия.
  3. Перерасчет производится только в случае подачи заявления и предоставления документов, которые подтверждают продолжительность отсутствия. Просьба оформляется до отъезда или спустя не более месяца после приезда.

В качестве документов, подтверждающих отсутствие, принимаются:

  • копия командировочного удостоверения с приложением проездных документов;
  • документ о лечении в стационаре или в санатории;
  • проездные билеты, которые оформлены на имя потребителя, а также факт их использования;
  • счета за пребывание в гостинице, съемной квартире, общежитии;
  • документ, выданный ФМС о временной регистрации;
  • другие документы, которые смогут подтвердить факт отсутствия потребителя.

Главным плюсом этого документа является его прозрачность и простота изложения всех требований. После его переработок стало гораздо проще исполнителю и потребителю регулировать свои взаимоотношения.

На видео о перерасчете платы

Главными отличительными чертами Постановления и его изменений является курс на повсеместную установку приборов. Поэтому владельцы квартир со счетчиками имеют явное преимущество в случаях, например, временного отсутствия.

Горячая вода и отопление должны быть в каждом многоквартирном воде. Но не всегда достаточно просто их присутствия, нужно чтобы услуги предоставлялись на высоком уровне. Если услуги будут качественными, то это станет залогом нормальной жизни, безопасности.

Существуют санитарные нормы, горячую воду должны предоставлять в соответствии с ними . Стоит серьезно задуматься о том, а соответствует ли температура воды в вашей квартире нормам СанПиН.

К сожалению, у многих потребителей, далеко не всегда температура воды является соответствующей. Это приводит к ряду неудобств, а также может создавать риски для здоровья жильцов . Именно поэтому стоит серьезно относиться к подобным проблемам.

ВНИМАНИЕ! Негативные последствия могут сказаться на вашей жизни. Если не обратить внимания на проблему, то виновные лица не понесут никакой ответственности.

Норматив подачи воды в квартиры

Температура воды в домах должна соответствовать Госту , это не считается роскошью, — это норма. Горячая вода является важной составляющей жизни каждого человека.

Но не редко происходит так, что коммунальная служба не исполняет взятых на себя обязательств, не обеспечивает нужный нагрев воды в системе. Нужно понимать, что все услуги коммунальщиков оплачиваются жильцами в полноценной мере .

Именно поэтому вы имеете полноценные права на то, чтобы выдвигать соответствующие требования. Многие жильцы задаются вопросом о том, почему наблюдаются подобные нарушения.

ВНИМАНИЕ! Важно понимать, что недостаток нагрева воды представляет собой массу неудобств бытового характера. Вы платите деньги за пустоту, ведь в квитках числится именно горячая вода.

Каждый житель многоэтажки знает о том, что горячая вода стоит в несколько раз дороже, по сравнению с холодной . Именно поэтому многим не хочется переплачивать за некачественные услуги.

При этом сегодня практически везде стоят счетчики. Это удобно, — люди используют столько горячей воды, сколько им требуется, при необходимости разбавляют ее холодной водой. Если использовать горячей воды меньше, то и платить много не придется. Но если изначально из крана поступает не горячая, а теплая вода, то это доставляет сильное неудобство .

Но в таком случае жильцы все равно платят за воду, как за горячую. Поэтому и стоит знать температуру, какая должна быть горячей воды. В подобной ситуации не хочется переплачивать ни за что, но необоснованная плата — это еще не самая большая проблема.

Стоит сказать о более серьезных рисках, с которыми приходится сталкиваться потребителям. Вода, которая подается с несоблюдением параметров может вызвать проблемы со здоровьем .

В особенности в такой квартире могут пострадать люди с ослабленным иммунитетом . И в нашей стране, и в других разработаны законодательные документы, которые и определяют температуру воды в квартире. Если ориентироваться на эти требования к воде в квартирах, то качество водоснабжения будет на высоте.

Какие документы диктуют нормы?

Стоит перечислить документы, в которых прописаны нормативы подачи воды в квартиры, актуальные для нашей страны. В России это:

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. В частности это СанПиН 4723-88.
  • Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных и жилых домах. Они утверждены Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года.

Именно по данной документации определяется, какой должна быть температура воды для домов.

ВАЖНО! Нормативная база в жилых домах указывает, что температура на выходе должна равняться от 60 до 75 градусов. Именно такая температура должна отмечаться в трубах горячего водоснабжения, но нормы далеко не всегда соблюдаются.

Но делается небольшое уточнение, которое представляет собой своеобразное исключение из правил. Если в доме используется закрытая система теплоснабжения, разводка выполнена из оцинкованных труб, минимальная температура должна равняться 50-60 градусам ТОЛЬКО на время ремонта и устранения аварий

Верхний предел — 60 градусов. Именно такие условия прописываются в договорах на обслуживание дома и поживающих в нем жильцов.

Так норматив температуры в жилом доме должен достигаться максимум через 2 минуты после того, как было осуществлено включение воды . Если температура не достигла необходимых значений, то это уже нарушение установленных правил. Норма в многоквартирном доме должна соблюдаться в любом случае.

При этом горячее водоснабжение многоквартирного дома предоставляется на одинаковых условиях, как в летнее, так и в зимние время. Оговариваются некоторые отклонения, которые могут наблюдаться из-за особенностей времени суток . Но они являются незначительными.

В дневное время допускается отклонение от указанного значения на 3 градуса . Нужно учитывать, что отклонение может наблюдаться как в большую, так и в меньшую стороны. В ночное время, с 0 часов до 5 часов, отклонение может составлять до 5 градусов .

Что делать, если температура не соответствует?

Потребителям важно знать, куда именно можно обратиться и что вообще делать, если норма температуры имеет серьезные отклонения.

Для начала нужно просто позвонить в диспетчерскую УК или ЖКХ и сообщить о том, что вода имеет несоответствующую температуру. Ведь такое могло произойти из-за аварии в сети.

В данном случае диспетчер сообщит о том, в какие сроки неполадки будут устранены. Но если никаких аварии нет, то работник должен принять заявку .

ВНИМАНИЕ! При обращении в соответствующие службы отметьте для себя номер заявки, а также запишите фамилию сотрудника, который приходил к вам. Это необходимо, чтобы в последствие не возникло недопонимания.

Если причины несоответствия температуры нормам не известны, то УК должна произвести замер . Это необходимо для того, чтобы действительно выяснить, был ли нарушен температурный режим или нет.

Организация должна направить вам сотрудника, который снимет показания и составит необходимый акт. По данному акту в случае установки слишком низкой температуры можно получить перерасчет .

Важно понимать, что организация должна грамотно выполнять свои обязательства. В противном случае, она может получить штраф, поскольку ее деятельность контролируется другими службами.

Измеряем воду

Если вы просто так будете говорить о том, что температура горячего водоснабжения не соответствует норме, то это не принесет никаких плодов. Нужно вызвать в квартиру сотрудников компании, которая занимается обеспечением вашего дома.

Бывают ситуации, когда отмечаются проблемы с котельной, либо какие-то неполадки имеются на вводе в дом.

Слишком низкая температура должна быть подтверждена работником организации . Для этого он произведет замеры при помощи современного оборудования. Для достоверности замеры должны проводиться в нескольких местах набора воды .

При использовании водопровода, нужно подождать пару минут, пока ода достигнет номинальных значений. До этого момента не рекомендуется проводить измерения.

Чтобы специалист пришел к вам, нужно оставить в УК или ЖКХ заявку. После того, как проведется проверка, проследите за тем, что работник составит акт . Именно такая бумага станет основанием для устранения неполадок и перерасчета.

Стоит разобраться как именно производится замер:

  • Вначале под струю воды помещается специальный стакан.
  • В набранную жидкость помещается термометр до необходимой метки.
  • Нужно подождать, пока показания термометра не станут точными.
  • Показания записываются.
  • Ставятся подписи.
  • Один экземпляр остается владельцу жилища для принятия дальнейших мер.

Выполнение перерасчета

Если было установлено нарушение норм, а в акте его зафиксировали, то нужно настаивать на перерасчете. Не стоит оставлять подобную ситуацию без внимания и переплачивать деньги за то, чего вы не получили.

Организация должна нести ответственность за свои действия и бездействие. Допустимыми являются только минимальные отклонения, которые прописаны в нормативной документации.

При установке нарушений вы можете прийти в УК и требовать перерасчета . Также организация должна устранить причины, которые вызвали подобную проблему.

Кстати, перерасчет совершается именно за тот период, который вам пришлось пользоваться несоответствующей водой. Существует специальная формула, по которой совершается перерасчет.

ВНИМАНИЕ! Размер оплаты за горячее водоснабжение должен снижаться на 0,1 процент за каждые 3 градуса отклонения от установленной нормы.

Если вас интересует горячая вода, сколько градусов, то стоит при измерениях руководствоваться принятыми нормами. Это оптимальное решение.

При серьезном несоответствии не стоит переплачивать за горячую воду. Добейтесь проведения перерасчета за весь период , в который коммунальщики предоставляли вам услуги на несоответствующем уровне.

Полезное видео

Схема распределения горячей воды в многоквартирном доме.

Как известно, Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила 354), предусматривают уменьшение стоимости коммунальных услуг в случае несоответствия качества услуг установленным нормам и в случае перерывов в предоставлении этих самых услуг, превышающих установленную продолжительность. Попробуем разобраться, как влияет наличие или отсутствие прибора учёта коммунальной услуги на размер перерасчёта.

На перерасчёты, связанные с несоответствием качества услуг установленным нормам, приборы учета объема потребленной услуги не влияют, в этом вопросе споров не возникает.

Гораздо интересней вопрос, каким образом должны производиться перерасчеты, вызванные перерывами в предоставлении коммунальных услуг, в зависимости от наличия/отсутствия приборов учёта этих коммунальных услуг.

Практически на всей территории РФ сложилась следующая практика: перерасчёты за недопоставленный объём коммунальной услуги предоставляется собственнику/нанимателю помещения исключительно при отсутствии ИПУ. А в случае наличия прибора считается, что прибор в период непредоставления услуги и так показывает нулевой расход, тем самым обеспечивается измерение фактического объёма потребления услуги, стоимость которого и предъявляется к оплате собственнику/нанимателю, помещение которого оборудовано индивидуальным прибором учёта. Такая схема предоставления перерасчётов почему-то считается справедливой и соответствующей действующему законодательству.

Логика у таких «перерасчётчиков» простая: человек должен заплатить за объём предоставленной коммунальной услуги. Если он установил ИПУ, то прибор измерит объём, за этот объём и надо выставлять счёт. Если прибора нет, и расчёт ведётся по нормативу, то объём фактически потреблённой услуги необходимо рассчитывать с учётом перерыва в предоставлении этой услуги, т.е. делать перерасчёт.

Приверженцы такой логики забывают один существенный момент. Перерасчёт стоимости КУ ставит своей целью не только определение платы за фактически потреблённый объём услуги, но и некие «штрафные санкции». Ведь особенность коммунальной услуги в том, что она должна быть доступна всегда! Любой собственник/наниматель квартиры вправе рассчитывать на то, что при повороте вентиля из крана потечёт вода. И если эта вода не течёт, т.е. услуга недоступна, то не просто должна быть отменена плата за эту услугу, но и должен компенсироваться некий «ущерб», нанесённый добросовестному потребителю.

Вот как раз такая логика подтверждается законодательством!

Пунктом 98 Правил 354 установлено: «При предоставлении в расчетном периоде потребителю … коммунальной услуги … с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги…».

Что значит «вплоть до полного освобождения от оплаты»? Ведь руководствуясь логикой отсутствия перерасчётов при наличии ИПУ, очевидно, что полное освобождение от оплаты может быть только при нулевом потреблении услуги (согласно ИПУ). Если же прибор покажет хоть литр воды, то эту воду надо оплатить.

А когда от оплаты освобождаются «нормативщики» (у кого нет ИПУ)? Логично предположить, что они освобождаются от оплаты тогда, когда в расчётный период услуга не предоставлялась вообще!

А что по этому поводу говорят Правила 354?

Вышеупомянутый п.98 Правил 354 гласит: «…условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам…».

Открываем Приложение 1. Видим, что при перерывах в предоставлении любого вида коммунальной услуги свыше установленного предела, осуществляется перерасчет в размере 0,15% за каждый час такого превышения.

А предел продолжительности перерывов установлен, надо сказать, невысокий. По ХВС, ГВС, водоотведению - 8 часов в месяц (суммарно), по газоснабжению - 4 часа в месяц (суммарно), по отоплению и электроснабжению - 24 часа в месяц (суммарно).

Рассмотрим пример. В доме отключили холодную воду. Пусть это произошло в месяце, в котором 30 дней. Воды не было 29 дней. На тридцатый день дали воду, и люди принялись мыться, намывать всё вокруг и т.п. В общем, расходовали воду в объёме, многократно превышающем их обычное потребление. Потом все жильцы обратились за перерасчётом.

И вот производится перерасчёт для «нормативщиков»:

Перерыв в предоставлении ХВС составил 29 дней Х 24 часа = 696 часов. Допустимый перерыв 8 часов. За каждый час свыше допустимого перерыва необходимо уменьшить плату на 0,15%. Всего плата уменьшится на (696 - 8) х 0,15 = 103,2%! Т.е. произойдет как раз случай «полного освобождения потребителя от оплаты».

А «счастливым» владельцам ИПУ скажут: «А у Вас счётчики за этот самый один день по два кубометра накрутили! Извольте заплатить!». Не будем удивляться «несправедливости», в большинстве УК и РСО на все наши возмущения резонно заметят: «Закон и справедливость - разные вещи!». И будут правы, но не в этом случае.

Не будем рассуждать о справедливости и сразу обратимся к закону.

Ещё раз внимательно прочитаем пункт 98 Правил 354 (процитируем ее полностью ):

« 98. При предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.

Если в соответствии с настоящими Правилами размер платы за коммунальную услугу за расчетный период формируется неокончательно и в дальнейшем подлежит корректировке, то размер снижения платы за коммунальную услугу за такой расчетный период не может превышать окончательно начисленного размера платы за соответствующую коммунальную услугу за такой расчетный период».

Итак, как мы видим, никакого упоминания про зависимость перерасчёта от наличия, либо отсутствия счётчика, нет!

Т.е. за перерыв в предоставлении коммунальной услуги собственникам/нанимателям помещений, оборудованных ИПУ, необходимо делать перерасчёт ! Иного толкования пункта 98 Правил 354 быть не может!

Тут же возникает вопрос - а как же тогда применять пункт 99 тех же Правил 354? Ведь там прямо указано: «При перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу, рассчитываемый при отсутствии коллективного (общедомового), индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, снижается на размер платы за объем непредоставленной коммунальной услуги ».

Что это значит? Пункт 99 противоречит пункту 98? Или уточняет его?

На самом деле нет ни противоречия, ни уточнения. Применению подлежат и п.98, и п.99. И речь в них идёт о двух разных перерасчётах.

Пунктом 99 как раз устанавливается обязанность производить тот вид перерасчета, который в основном и применяется сейчас. Этот перерасчёт связан с уменьшением платы на стоимость недопоставленной коммунальной услуги. В этом случае действительно речь идёт об определении фактически потребленного объема услуги. Следовательно, для помещений, оборудованных приборами учёта, данный объём определяется по ИПУ, и перерасчёт не требуется, а вот для помещений, не оборудованных ИПУ, фактически потреблённый объём необходимо рассчитывать, а именно уменьшать нормативное значение на величину, пропорциональную длительности перерыва в предоставлении услуги за расчётный период. Именно такой порядок установлен п.100 Правил 354.

А вот п.98 устанавливает «штрафные санкции» за перерывы в предоставлении услуг. И «санкции» эти применяются независимо от наличия/отсутствия приборов учёта.

Таким образом, перерасчёты за перерывы в предоставлении КУ производятся следующим образом:

1. Для помещений, не оборудованных ИПУ:
1.1. На основании п.99 Правил 354 объём потреблённой КУ должен быть снижен. Порядок расчёта объёма, на который подлежит уменьшению установленный нормативом потребления объём, приведён в п.100 Правил 354.
1.2. На основании п.98 Правил 354 производится уменьшение платы за потреблённую КУ (в объёме, сниженном на основании п.99) в соответствии с Приложением 1 к Правилам 354.

То есть сначала определяется фактический объем потребленной услуги (путём уменьшения норматива потребления), затем стоимость этого фактически потреблённого объёма снижается на 0,15% за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва предоставления КУ.

2. Для помещений, оборудованных ИПУ:
2.1. На основании п.98 Правил 354 производится уменьшение платы за потреблённую КУ (в объёме, определённом по ИПУ) в соответствии с Приложением 1 к Правилам 354.

То есть фактический объем потребленной услуги определяется по ИПУ, затем стоимость этого фактически потреблённого объёма снижается на 0,15% за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва предоставления КУ.

Еще раз повторюсь: перерасчёт за перерыв в предоставлении коммунальной услуги, превышающий допустимую продолжительность, в соответствии с Правилами 354 предоставляется всем потребителям , независимо от наличия, либо отсутствия приборов учёта коммунальной услуги

продолжение темы перерасчётов