Отделка деталей из древесины и древесных материалов. Назначение и виды отделки древесины и древесных материалов

Отделка изделий из древесины

Отделка изделий из древесины – это создание на их поверхности защитного декоративного покрытия для улучшения внешнего вида изделий и защиты их от влияния окружающей среды (воздуха, влаги, света и т.п.). Существуют следующие виды отделки древесных изделий: прозрачная, непрозрачная и специальная. При прозрачной отделке на древесину наносят защитную декоративную прозрачную пленку; при этом текстура и цвет древесины сохраняются, а во многих случаях даже становятся еще более выразительными. Для такого вида отделки используют глянцевые или матовые лаки, синтетические пленки и т. п.

Рис. 123. Внутренняя отделка жилых помещений декоративной росписью

Рис. 124. Кисти для нанесения лакокрасочных материалов

При непрозрачной отделке защитная пленка непрозрачна и полностью закрывает текстуру и цвет древесины. Непрозрачную отделку осуществляют пигментированными красками (масляными, эмалевыми и т. п.) по древесине малоценных пород. К специальной (декоративной) отделке принадлежат позолота, бронзирование, выжигание, роспись, резьба и т. п. Специальные виды отделки применяют в небольших производствах с художественным уклоном. Лакокрасочные материалы наносят на поверхность вручную кистями (рис. 124), а механизированно – распылением, наливом, погружением изделия.

Для всех видов внешней отделки поверхность древесины должна быть хорошо подготовленной. Подготовка заключается в окончательном выравнивании и зачищении поверхности. Сначала ее шлифуют вдоль волокон шлифовальной шкуркой № 100 с помощью шлифка. Шлифок помогает устранить небольшие неровности на поверхности заготовки. Окончательное зачищение выполняют мелкозернистой шлифовальной шкуркой № 140...160.

Рис. 125. Приемы нанесения лакокрасочного покрытия: а – направления нанесения; б – положение кисти при лакировании (окрашивании); в – положение руки при лакировании (окрашивании) кистью

Рис. 126. Виды росписи: а – петриковская; б – яворивская; в – гуцульская

Лакокрасочные материалы наносят кистями на поверхность два или три раза, в зависимости от требуемого качества отделки. Приемы нанесения лакокрасочных покрытий показаны на рисунке 125. Сначала лакокрасочное покрытие наносят поперек, а потом разравнивают вдоль волокон. После каждого нанесенного слоя лакокрасочную пленку просушивают и шлифуют мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Последний слой не шлифуется. Вся поверхность изделия после лакирования (окрашивания) должна иметь одинаковый ровный блеск.

Интерьер, выполненный из дерева и других натуральных материалов в эко-стиле, безусловно, один из самых востребованных на сегодня. Это не только дань моде, но и понимание, что он является наиболее здоровым и приближенным к природе способом организации помещения.

Обшивка полов, стен, а также других элементов внутреннего пространства отделочными материалами из натуральной древесины призвана придать помещению привлекательность, утеплить и защитить его от излишней влажности.

При отделке натуральным деревом внутри дома между обрешеткой и отделочной поверхностью обычно помещают многослойную конструкцию с теплоизолирующими и звукоизолирующими качествами.

Преимущества отделки деревом

При условии произрастания в экологически чистых районах, древесина является одним из самых чистых материалов для отделки внутреннего пространства жилища.

Уют и комфорт в доме

Дерево может применяться для любых поверхностей внутри дома и служить материалом для:

  • стен;
  • пола;
  • потолка;
  • лестничных пролетов;
  • перекрытий;
  • дверных конструкций;
  • оконных рам;
  • декоративных элементов.

Отделка из древесины способна создавать в жилище особый здоровый микроклимат, при котором все процессы жизнедеятельности протекают нормально: хорошо спится, работается, дышится. В отличие от искусственных материалов, выделяющих вредные пары, дерево не вызывает головную боль, а также чувство хронической усталости и способно нейтрализовать вредное действие других материалов.

Дерево уменьшает сырость в помещении, предотвращает развитие бронхо-легочных заболеваний, а также появление плесени и других последствий излишней влажности.

Выбор дерева для отделки внутри дома

Прежде чем заняться отделочными работами, следует определиться с выбором породы дерева. Сначала надо решить, будет ли это хвойная или лиственная древесина. Здесь критерием будут служить условия эксплуатации и требования по стойкости к износу. Для помещений с избыточной влажностью (бань, ванных комнат, саун) следует выбирать древесину хвойных пород дерева. А хорошо вентилируемые обычные комнаты можно декорировать деревом лиственных пород (ольха, дуб, липа).


Необходимо правильно подобрать материал для работы

Вагонка

Под вагонкой подразумевается собирательное понятие, объединяющее все отделочные материалы, снабженные замковой системой. Крепление осуществляется способом шип в паз и может быть «в стык» или «внахлест».

Особенность применения этого материала – его исключительная простота в монтаже, позволяющая завершить работы по внутренней отделке дома в короткий срок. Имея информацию о площади и форме комнаты, которую планируется обшить, можно совершенно точно рассчитать необходимое количество вагонки.

Материал обладает практичностью, универсальностью и высокими декоративными свойствами, благодаря которым прекрасно комбинируется с любым дизайнерским направлением. Обшивка вагонкой может проводиться в вертикальном и горизонтальном направлении.

Вагонка при соответствующем уходе и отношении способна просуществовать очень долго. Популярность ее со временем только растет, не уступая более современным отделочным материалам. При ее производстве применяется тщательно высушенное дерево как с гладкой, так и с необработанной поверхностью.

Преимущества вагонки:


Практичный и универсальный материал
  • натуральность;
  • экологичность;
  • приятный запах;
  • уникальный внешний вид;
  • гигроскопичность;
  • легкость в монтаже;
  • доступность;
  • долговечность;
  • теплоизоляция и звукоизоляция.

Недостатки:

  • возможность деформации;
  • чувствительность к температурным перепадам;
  • разбухание от воздействия влаги.

Качество изготовления евровагонки строго контролируется на всех его этапах. Для ее изготовления используется сырье самого высшего сорта, полученное из древесины хвойных пород, зачастую выращиваемой специально в этих целях. Евровагонка делится на 1-3 классы по качеству и соответствует всем принятым европейским стандартам.


Материал изготавливается в соответствии с евростандартами

От обычной вагонки этот материал отличается точно выверенными размерами, а также наличием специальной борозды, обеспечивающей вентиляцию и отвод влаги. Эта конструктивная особенность повышает долговечность, предотвращает деформацию и разбухание облицовки при использовании во влажной среде. Прекрасное качество материала дает возможность производить сборку с наименьшими допусками. Благодаря этому результат работы имеет высокую декоративность.

В условиях промышленного производства поверхность евровагонки покрывается особым составом, освобождающим владельцев дома от необходимости дополнительной обработки лакокрасочными материалами.

Отличие евровагонки от обычной вагонки:

  • значительно более гладкая поверхность;
  • неукоснительное соблюдение стандартов качества;
  • минимальный уровень влажности (12% против 15-28% у вагонки);
  • полиэтиленовая упаковка;
  • наличие специального защитного покрытия;
  • больший размер шипа;
  • наличие паза на стыке;
  • большее количество вентиляционных борозд.

Доска пола

Бывает двух разновидностей: массивная доска и клееная. Первый вариант производится из цельного массива, а другой – из срощенных кусков. Кроме того, доска пола делится на шпунтованную (имеющую шипы и пазы) и нешпунтованную.


Варианты деревянной доски для пола

Есть обычная доска и евродоска. Последняя изготавливается по особой технологии на новейшем оборудовании из качественного сырья с соблюдением европейских норм. Такая доска довольно дорого стоит, но обладает высоким качеством. Она имеет гладкую поверхность, совершенную форму, низкую влажность и полностью лишена дефектов (дырки, сучки, синева). Массивная евродоска снабжена вентиляционными пазами, позволяющими избежать деформации за счет распределения нагрузки, исключить риск развития плесневых грибов, а также увеличить срок эксплуатации.

Плюсы и минусы обычной массивной доски для пола


Материал отличается экологичностью и простотой монтажа

Преимущества:

  • натуральность;
  • экологичность;
  • скорость и легкость монтажа;
  • долговечность;
  • красота материала;
  • низкая теплопроводность, звукоизоляция;
  • здоровый микроклимат дома.

Недостатки:

  • иногда присутствуют смоляные карманы;
  • сучки, снижающие качество доски.

Также одним из самых основных преимуществ такой доски является возможность ее многократной реставрации. Ее можно шлифовать до 15 раз, это продлевает время ее эксплуатации до срока не менее 100 лет.

Чтобы доска пола прослужила как можно дольше, следует выбрать подходящую подложку и соблюдать несложные правила по уходу за ней.

Очень благородно этот материал смотрится в больших помещениях с хорошим естественным освещением.

Деревянный блок-хаус

Этот материал используется для внутренней и наружной отделки помещений. Он практичен, удобен, прост в уходе, при этом весьма декоративно выглядит. Все эти качества, а также экологичность и доступная цена материала делают его популярным среди потребителей. Высокая степень просушки древесины исключает деформацию, преждевременную порчу и растрескивание материала. Обработка антисептиками и антипиренами продлевает его полноценное использование.

Для изготовления блок-хауса применяется дерево различных пород, но наиболее используемые виды – лиственница и сосна . Весьма декоративно смотрится блок-хаус из липы, березы или кедра.


Доступный и экологичный материал

Разные малопривлекательные поверхности, вроде бетона или кирпича, после отделочных работ с применением блок-хауса выглядят более чем достойно. Ощущение цельного фасада создается благодаря тому, что отдельные его элементы в углах стыкуются специальными уголками.

Блок-хаус из древесины лиственницы обладает благотворным влиянием на нервную, а также сердечнососудистую систему и органы дыхания, благодаря выделению лиственничной древесиной летучих веществ – фитонцидов. Это его свойство полностью перекрывает неудобства при обработке этого твердого, смолистого материала.


Имитация бруса выгодно выделит самые уютные зоны

Это изделие представляет собой эффектный материал для внутренней отделки, позволяющий без кардинальных мер изменить пространство дома.


Материал не подвержен деформации

Имитация бруса производится по особой технологии. Сначала его сушат в течение 8-12 недель при помощи специальных камер до практически полного испарения влаги и уничтожения вредителей. Затем готовые доски сортируют и обрезают. Изготовленные подобным способом панели не подвержены деформации, растрескиванию, а также прекрасно сохраняют изначальную форму.

Сборку полотна из отдельных элементов благодаря системе шип-паз вполне можно осуществить своими руками без наличия особой квалификации.

Стоимость изделия зависит от класса и породы древесины. Самые популярные материалы – сосна и ель. Они имеют невысокую цену, а по некоторым техническим характеристикам даже превосходят более дорогие породы, например, ту же лиственницу.

Имитация бруса, как и все натуральные деревянные изделия, имеет низкую теплопроводность и прекрасно сберегает тепло в помещении. При необходимости можно сделать дополнительную теплоизоляцию строения с применением слоев утеплителя, помещенного между отделочным покрытием и стеной дома.


Монтаж деревянных брусков

Многообразие видов отделочного материала позволяет создать свой уникальный дизайн дома, а богатство расцветок поможет подобрать его практически к любому виду интерьера.

Внутренняя отделка деревом – отличный вклад в здоровый образ жизни, возможность окружить себя элементами этно-стиля, созданного самой природой.


Столярные изделия эксплуатируются в условиях переменной влажности и температуры, поэтому в целях предохранения древесины от вредных воздействий воздуха, влаги, загрязнения и света их окрашивают или лакируют. Кроме того, окрашенные или отлакированные изделия имеют более нарядный внешний вид; их легче содержать в чистоте.

Отделка поверхности древесины заключается в том, что ее покрывают тонкой пленкой из лакокрасочных материалов. Для отделки древесины применяют покрытия, создающие искусственную текстуру, аэрографию, облицовку текстурной бумагой. Для придания изделиям хорошего внешнего вида широко используется художественная отделка: резьба, инкрустация, накладные украшения, выжигание и др.

Наиболее известны следующие виды отделок: прозрачная - текстура древесины сохраняется; укрывистая или непрозрачная - текстура древесины закрыта; имитационная и декоративная.

При прозрачной отделке поверхность древесины покрывают прозрачным блестящим или матовым покрытием, четко показывающим текстуру древесины; применяют для отделки мебели и высококачественных строительных изделий (панелей, дверей и др.), изготовленных из древесины ценных пород. Прозрачная отделка получается путем лакирования, полирования, воскования и покрытия изделий прозрачными пленками (горячим прессованием). Различают глянцевые (или блестящие), полуглянцевые и матовые лаковые покрытия.

При отделке лакированием используют лаки, имеющие в своем составе пленкообразующие вещества в органических растворителях, растворители и др. Наиболее часто для отделки древесины применяют нитроцеллюлозные, полиэфирные и мочевиноформальдегидные лаки; реже - масляные и спиртовые лаки. Нитроцеллюлозные лаки хорошо сохнут, дают прочную, эластичную, прозрачную и достаточно атмосферостойкую пленку, которая хорошо шлифуется. Лаки на основе мочевиноформальдегидных смол образуют пленку с блестящей поверхностью, достаточно прозрачную.

При отделке поверхности древесины масляными лаками пленка эластична, прочна, атмосферостойка, но недостаточно декоративна; спиртовые лаки дают пленку с недостаточной прочностью, атмосферостойкостью и слабым блеском.

Лаковые покрытия по качеству отделки в соответствии с ГОСТ 9894-61 подразделяют на четыре класса: первый, или высший, второй, третий и четвертый.

Покрытия первого, или высшего, класса имеют ровную и гладкую поверхность без видимых дефектов; покрытия второго класса также имеют ровную и гладкую поверхность, с отдельными, слабозаметными дефектами.

У покрытий третьего и четвертого классов поверхность гладкая, но с заметными неровностями, вызванными недостаточностью подготовки поверхности древесины до отделки.

Прозрачная отделка получается при полировании. В качестве основного материала применяют спиртовую политуру, представляющую собой раствор смолы (шеллака) в этиловом спирте. На поверхность древесины политуру наносят многократно тонким слоем, что дает в результате изделия высокого качества: мебель, двери из древесины ценных пород, панели, пианино, корпуса телевизоров и др.

При восковании , т. е. при нанесении на поверхность древесины смеси воска с летучими растворителями (уайт-спиритом, скипидаром), также получается прозрачная пленка, образуемая тонким слоем воска (летучие растворители испаряются в процессе сушки). Восковое покрытие наносят обычно на пористую древесину (дуб, ясень). Пленка из воска мягка, поэтому ее покрывают дополнительно слоем спиртового лака. Восковое покрытие имеет матовую поверхность.

Укрывистое покрытие . При этом виде покрытия на поверхности создается пленка, закрывающая текстуру древесины. Для получения укрывистого покрытия применяют масляные или эмалевые краски, разведенные растворителями. При окраске эмалями с большим содержанием пленкообразующих веществ получаются глянцевые покрытия, с меньшим количеством - полуглянцевые, а при окраске масляными красками - матовые.

Укрывистое покрытие применяют при отделке белодеревных изделий: школьной, кухонной или больничной мебели, дверей, окон и др.

По качеству и внешнему виду укрывистые покрытия подразделяют на четыре класса: покрытия первого и второго классов образуются при окраске нитроэмалями и эмалями на основе синтетических смол; покрытия третьего и четвертого классов - при окраске эмалями или красками.

Имитационная и декоративная отделка древесины. В целях улучшения внешнего вида деревянных изделий, изготовленных из древесины малоценных пород (березы, осины, сосны и др.), текстура которых не отличается красивым рисунком, их имитируют под ценные декоративные породы... Улучшение декоративных свойств древесины достигается путем глубокого крашения, оклеивания текстурной бумагой с нанесенным на ней рисунком древесины ценных пород, с отделкой пленками, а также путем облицовки листовым пластиком.

Иллюстрация:

etnografiavko.kz


Все люди стараются сделать свое жилье индивидуальным, неповторимым, уютным. Сегодня существует огромное количество способов для получения неповторимого колорита и комфорта, однако наиболее притягательным на протяжении многих лет остается украшение дома обработанными изделиями из древесины. В этой статье мы поговорим о том, какая художественная обработка древесины наиболее популярна.

Виды художественной обработки древесины

К основным видам художественной обработки древесины можно отнести:

  • резьбу
  • мозаику
  • точение
  • выжигание
  • тиснение.

Мозаика - это создание орнаментов или сюжетов при помощи отдельных элементов. Такое изображение собирается из маленьких кусочков одного или нескольких видов древесины на какой-либо поверхности.

Для создания мозаичного рисунка применяются самые разнообразные виды древесины, отличающиеся оттенком и текстурой. Мозаику из дерева можно отнести к произведениям декоративно-прикладного искусства. Ее используют для отделки помещение и предметов обихода: мебели, шкатулок для украшений и сувениров, картин.

Мозаика содержит такие разновидности:

  • инкрустацию
  • интарсию
  • блочную мозаику.

Инкрустация представляет собой украшение поверхности врезанными в них кусочками древесины. Когда вставки отличаются от основного цвета или фактуры, инкрустация носит название - интарсия. Применяются в оформлении мозаичных полотен декоративные кусочки шпона разных сортов лесоматериалов. Таким образом, можно получить цельное, как - будто нарисованное полотно, называемое маркетри. Блочная мозаика отличается наличием тонких пластин с одинаковым узором, которые приклеиваются на украшаемую поверхность. Мозаикой легко будет заниматься тем, кто владеет навыками столярного дела, а именно, создания предметов мебели. Мебель, украшенная мозаикой, выглядит очень красиво, выгодно отличается от стандартной мебели. Определенные композиционные и технологические приемы, которые используются для создания мозаичного рисунка, будут полезны при настилке паркета.

Резьбой по дереву называют процесс получения рисунка при помощи вырезанных элементов. Этот вид обработки можно назвать самым древним. Но сегодня резьбой по дереву занимаются многие художники и мастера. Плосковыемчатая, к примеру, очерчивает контуры рисунка при помощи выемок, а контурная - создаёт узор при помощи прямых линий. Самого интересного эффекта можно добиться с помощью рельефной резьбы, полученный узор будет объёмным.

Прорезную резьбу можно назвать самым простым типом резьбы, ее выполняют при помощи лобзика или электролобзика. Прорезная резьба, имеющая рельефный рисунок, применяется для украшения предметов мебели в стиле барокко и рококо.

Одним из наиболее востребованных и легких методов обработки лесоматериалов является выжигание. С помощью разогретых металлических штифтов на дерево наносится узор, орнамент или надпись. Очень жаль, что очень не многие люди знают о широких возможностях данного типа художественной обработки.

Некоторые породы лесоматериалов отличаются очень мягкой древесиной, которую легко резать. Основным видом резки дерева является выпиливание лобзиком. Это простой вид обработки, который не требует дорогостоящих инструментов и большого опыта. Именно с этого вида начинается обучение художественной обработке.

В конце прошлого века область использования лазерных технологий существенно увеличилась. Ученые изобрели разные устройства, принцип действия которых основан на работе лазерного излучения. Применяются лазеры и в станках для резания и гравировки разных материалов. На лазерных установках можно резать самые разнообразные материалы, среди которых и дерево.

У лазерного луча имеется целый ряд интересных свойств. Он характеризуется большой теплотой и способен пробивать отверстие в любом материале.

Лазер применяется для художественного оформления сувенирной продукции, выжигания эмблем и товарных знаков из дорогостоящих сортов лесоматериалов, а также художественно инкрустированной паркетной доски.

Точение привлекает легкостью обработки и возможностью получения изделия с гладкой поверхностью и красивым внешним видом поверхности. Таким методом чаще всего делают детские игрушки. Создают точеные предметы на токарном станке, который изобрели древнеегипетские мастера. Самые первые станки работали таким образом, что вращение заготовки мастера приходилось совершать при помощи веревки, один край которой был зафиксирован на тетиве лука, установленного на потолке мастерской, а второй на деревянной педали. В процессе эволюции станки постоянно совершенствовались. Сегодня они оборудованы электроприводом, а есть даже с механическим и автоматическим управлением.

Методика токарной обработки дает возможность добиться округлого сечения с разным профилем. Также можно получить витые колонки, полые детали.

Выбор древесного материала определяется предназначением, параметрами, конструкцией, а также условиями использования предмета. Чаще всего мастера используют лесоматериалы груши, яблони, клена ясеня, дуба, липы, сосны, ели.

Важным методом создания рельефного декора можно назвать и тиснение. Этот процесс заключается в выдавливании рисунка на мягкой поверхности лесоматериала. Орнамент создается в условиях высокого давления и температуры в особых пресс-формах.

Для того, чтобы размягчить древесину ее нужно пропарить или обработать раствором соляной кислоты. После этого на поверхность кладется пресс-форма, чаще всего металлическая, содержащая выгравированный негатив узора. Далее происходит процесс прессования под давлением 200-250 Н на 1 см2. Для тиснения используется буковая, еловая, березовая, липовая, дубовая древесина.

Подученные таким образом изделия не шлифуют, по этой причине можно обработать их мочевино-меламиновой пленкой.

Самым последним этапом работы с деревом всегда является его декоративная обработка, которая включает очистку и покраску. Без этого древесина быстро поглощает жидкость и меняет форму.

Итак, два последних этапа работы с деревом — это очистка и окраска. Первоначально деревянная заготовка должна быть тщательно очищена от мусора, пыли, стружек, жира и любого другого вида грязи. Во время пользования даже прекрасно ошкуренным, но неокрашенным деревянным предметом, высока вероятность занозы. Кроме этого необработанные предметы быстрее загрязняются, могут плесневеть, в результате чего существенно снижается период эксплуатации. Очистка и покраска может кардинально поменять оттенок древесины, акцентировать внимание на текстуре.

Основным видам декоративной обработки можно отнести:

  • обжиг
  • отбеливание
  • вощение
  • покраску
  • морение.

Процедура структурирования дает возможность акцентировать внимание на естественной красоте древесины. Главным условиям является невысокая плотность материала и ярко выраженные годичные кольца. По окончанию сушки и зачистки, специалисты приступают к обжигу.

Его выполняют особой газовой горелкой, которую держат под углом в 45, не задерживаясь на одном месте. В конце этого процесса полученную поверхность зачищают жёсткой щеткой в направлении волокон. Эта процедура очень бюджетна, но внешний вид получается очень необычным.

Отбеливание древесины заключается в окислении соединений, придающих ей естественную окраску. Главная задача отбеливания - смена окраски, устранения изъянов, сглаживание узора. Результатом будет улучшение декоративных свойств и увеличение периода эксплуатации.

Процесс, изменяющий оттенок древесины на более светлый, можно реализовать в несколько этапов. В результате получается белый слой толщиной пару миллиметров, через который видно темную сердцевину. Отбеливание также проводится с минимальными затратами.

После очистки или даже отбеливания древесина отлично демонстрирует свою структуру. Однако еще больше подчеркнуть ее можно с помощью вощения. Материал для этой процедуры выбирается согласно дальнейшей эксплуатации предмета. К примеру, для кухонной посуды необходимо использовать экологически безопасные средства, такие как пчелиный воск. Перед нанесением воска предмет нужно как следует пропитать, после чего создается дополнительная защита верхнего деревянного слоя и воск не будет впитываться.

Обычно в качестве пропитки мастера используют растительные масла. Пропитка наносится в несколько слоев, после чего предмет можно покрывать купленной мастикой или восковым раствором. И масло, и воск нужно обязательно нагреть, примерно до 82 - 91C, все зависит от вида материала.

При условии точного соблюдения правил выполнения, этот процесс позволяет существенно улучшить внешний вид предмета, а также увеличивает период эксплуатации.

Для покраски предметов, находящихся в помещении и на улице, применяются различные краски и подготовительные растворы. Древесина не капризный материал, но соблюдать определенные правила все же необходимо:

  • перед покраской обязательна пропитка антисептиком
  • исключение контакта с прямыми лучами солнца
  • покраска проводится в сухой комнате с нормальной или низкой влажностью.

Для покраски можно использовать масло. Оно создает защитный слой, но оставляет естественный цвет древесины, препятствует потемнению, выделяет текстуру. Перед нанесением масла предмет тщательно зашкуривается наждачной бумагой, далее наносится антисептик, по окончанию высыхания которого можно приступать к покраске.

Во время декоративной обработки нужно очень старательно прокрашивать материал. Для покраски отлично подходят акриловые покрытия. Сегодня в строительных магазинах представлена широкая палитра таких материалов. В качестве финишного материала применяются лаки — чаще бесцветные, но используют и оттеночные.

Придание лесоматериалам определенного оттенка возможно при помощи морилки. Светлые лесоматериалы проще затонировать.

Морение осуществляется двумя методами:

  • глубокий
  • поверхностный.

Глубокое морение дерева осуществляется для отдельных деталей, до того, как они будут соединены в одно целое. Часто для этой цели применяется гнет. Заготовки погружают полностью в краску и выдерживают там некоторое время, после чего их нужно подвесить для стекания лишней жидкости. Эта процедура легко выполняется даже дома. К такому методу часто прибегают для имитации ценных пород лесоматериалов. Специалисты добиваются требуемого оттенка даже с помощью красителей для ткани. Более глубокий цвет получается после многократного морения.

Сегодня наиболее древний строительный материал - древесина может быть изменен до неузнаваемости и применяться в самых разнообразных отраслях. увеличивает период эксплуатации и создает уникальный внешний вид.

Изделия из древесины покрывают бесцветными отделочными материалами, сохраняющими или выявляющими красоту текстуры и цвета древесины.

Этого достигают вощением, лакированием и полированием .

Следует, однако, иметь в виду, что лишь отлично обработанная поверхность может выдержать испытание лаком или воском, так как прозрачная отделка не скрывает, а лишь сильнее подчеркивает несовершенство отделки: риски, царапины, вмятины.

ВОЩЕНИЕ.

Из старых традиционных видов прозрачной отделки в настоящее время применяют отделку восковой мастикой. Она рекомендуется для изделий больших размеров (стеновых панелей, рам, скульптуры).

Для приготовления мастики используют пчелиный воск или его заменитель -церезин 67.

После расплавления воска или церезина на водяной бане к нему добавляют растворитель (скипидар или бензин) в соотношении 1:2 по массе.

После нанесения щеткой горячей мастики и просушки в течение 1,5-2 часов поверхность изделия натирают до блеска мягкой волосяной щеткой или грубым сукном.

Через сутки операцию повторяют.

Восковые мастики хорошо заполняют поры древесины, придавая поверхности мягкий шелковистый блеск. Для защиты воскового покрытия от механических повреждений и воздействия влаги изделие покрывают спиртовым лаком.

Нитролаки для этих целей использовать нельзя из-за отсутствия адгезии к воску.

ЛАКИРОВАНИЕ.

Традиционная отделка спиртовой шеллачной политурой, применяемая в практике народных промыслов, уступила в настоящее время место отделке нитроцеллюлозными составами.

Нитроцеллюлозным лаком (нитролаком) с последующим полированием нитрополитурой отделывают сувенирные изделия, украшенные резьбой.

Перед покрытием лаком изделие грунтуют .

Лакокрасочная промышленность выпускает готовые к употреблению составы для грунтовки. Грунтовать под лаковое покрытие можно олифой или густой политурой. Эти грунты употребляют в чистом виде или их разводят разбавителями и по мере необходимости добавляют порошок пемзы, мел, тальк, каолин, трепел, крахмал, древесную муку или пигменты, если нужно подогнать цвет грунта к цвету самой древесины.

После грунтовки выполняют порозаполнение .

При обработке древесины режущими инструментами происходит перерезание полых анатомических элементов (сосудов) и на поверхности древесины образуются неровности. У таких пород, как дуб, ясень, грецкий орех величина структурных неровностей значительная. Поэтому-перед лакированием или полированием указанных пород необходимо уменьшить величину этих неровностей. Для этого и производят специальную операцию, которая называется порозаполнением.

Порозаполнителями называют составы, предназначенные для втирания в поры древесины с тем, чтобы закрыть их перед нанесением прозрачных покрытий, и образующие так же, как и грунты, нижний слой лакокрасочного покрытия.

В зависимости от свойства порозаполнитель наносят на предварительно загрунтованную или незагрунтованную поверхность. Слой порозаполнителя способствует сокращению расхода лакокрасочных материалов и уменьшению проседания покрытия в поры при эксплуатации изделий.

Порозаполнитель состоит из жидкой части (раствора пленкообразующего, сиккативов и пластификаторов в смеси летучих растворителей) и наполнителя. Жидкая часть порозаполнителя предназначена для связывания наполнителя и проявления текстуры древесины, придания порозаполнителю эластичности и создания тонкого лакового слоя на поверхности.

Наполнитель должен иметь определенную Дисперсность: не быть крупнозернистым, так как это препятствует втиранию его в мелкие поры, а слишком мелкозернистый наполнитель плохо заполняет поры и дает большую объемную усадку.

Порозаполнитель наносят на древесину вручную тампоном или шпателем.

Следует иметь в виду, что порозаполнители вуалируют текстуру древесины, поэтому излишки их необходимо снимать и протирать поверхность.

Порозаполнители обычно поставляются в виде двух компонентов - раствора пленкообразователя и наполнителя.

Смешивают компоненты перед употреблением, так как суспензия порозаполнителей неустойчива- при хранении образуется плотный труднорастворимый осадок (то есть порозаполнитель расслаивается).

Порозаполнители могут быть бесцветными или подкрашенными. Наибольшее применение нашли порозаполнители КФ-1, КФ-2, ПМ-11, ЛК.

Большое значение при эксплуатации имеет прочность сцепления лакокрасочного покрытия с поверхностью древесины, так называемая адгезия. Обусловливается она, прежде всего, качеством лакокрасочных материалов, условиями нанесения их и сушкой покрытия. Высокой адгезии можно добиться только при условии применения в отделке однородных составов: нитролака но нитрогрунту, масляного лака но масляному грунту и т. д. В противном случае отделочный слой быстро растрескивается, а затем, отслаивается.

В настоящее время основным способом достижения прозрачной. отделки является лакирование.

Лаки по характеру образования пленки делят на две группы: образующие пленку только за счет улетучивания растворителей (например, спиртовые, нитроцеллюлозныс) и образующие пленку в результате химических реакций полимеризации и поликонденсации, в результате чего они переходят в нерастворимое состояние (например, масляные, полиэфирные, полиуретановые, мочевиноформальдегидные).

Долгое время имели широкое применение и были незаменимы при отделке изделий из древесины спиртовые лаки - растворы смол (шеллака, идитола и др.) в высокоградусном спирте. В современной же практике наиболее часто применяют нитроцеллюлозные лаки. Они дают прочную, эластичную, достаточно атмосферостойкую, быстросохнущую пленку. Нитролаки разделяются на две группы: лаки горячего нанесения (при температуре 70-75 °С) - НЦ-223, НЦ-225 и лаки холодного нанесения (при температуре 18-23 °С) - НЦ-216, НЦ-218, НЦ-221, НЦ-222, НЦ-224, НЦ-296 (бывший НЦ-316). Лаки НЦ-49, НЦ-243 дают матовую пленку.

До рабочей вязкости нитролаки доводят растворителем № 646, за исключением лака НЦ-223, для которого применяют растворитель РМЛ-315. Все перечисленные нитролаки можно наносить на поверхность изделий кистью, тампоном или методом распыления, лак НЦ-243 можно наносить и наливом.

Масляные лаки образуют прочную, эластичную, атмосферостойкую, но не достаточно декоративную пленку с сильным жестким блеском. По составу они представляют собой растворы твердых природных и синтетических смол в высыхающих маслах с добавлением сиккативов (составов, ускоряющих высыхание масел) и смеси летучих органических растворителей (скипидара, уайт-спирита и др.). К природным легкорастворимым смолам относятся копалы, янтарь, продукты переработки канифоли. Копаловый лак считается одним из лучших масляных лаков. В качестве основных компонентов применяют высыхающие масла - льняное, конопляное, тунговое.

Для отделки древесины раньше применяли масляно-смоляные лаки 4С, 5С, 7С - для светлых пород; 4Т, 5Т, 7Т - для темных пород (высыхающие за 48 часов), а сейчас используют пентафталевые лаки ПФ-231, ПФ-283 (бывший 4С).

Лак ПФ-231 - светлый, образующий прочное глянцевое покрытие, высыхающее за 72 часа при температуре 18-23 °С. Хорошо наносится как кистью, так и методом распыления.

По многим показателям масляные лаки из природных и синтетических смол близки между собой и могут быть взаимозаменяемы.

Хорошей водо-, атмосфере- и износоустойчивостью обладают полиуретановые лаки, которые наносят распылением и наливом с холодным отвердецием или с нагревом до 45-50 °С. По свойствам они близки к полиэфирным лакам, а по некоторым показателям превосходят их. Известны полиуретановые глянцевые лаки марок 1.653.031, 1.641.0231 и 17642.0230, которые наносят наливом и распылением, полуматовый лак 1.653.0300 двухкомпонентный, матовый однокомпонентный, наносимые распылением.

Резчики-любители применяют водостойкий матовый лак УР-277М с отвердителем “Суперсек 3240” и с растворителем РЛ-227 из расчета: на 100 г лака 82,5% отвердителя, а растворителя - до нужной вязкости.

Лаки наносят на сухую поверхность древесины, очищенную от пыли, равномерными тонкими слоями без подтеков примерно 3-5 раз. Каждый слой следует просушить. Перед покрытием следующим слоем предыдущий обрабатывают отработавшей мелкой шлифовальной шкуркой. Этим добиваются выравнивания каждого слоя и лучшего сцепления между слоями.

Готовые изделия можно несколько раз пропитать горячим высыхающим или полувысыхающим растительным маслом или натуральной олифой . Разогревать масло или олифу следует на водяной бане (в клееварке) и наносить на изделие широкой кистью или тампоном, закрепленным на деревянном черенке.

Когда первый слой олифы или масла впитается и высохнет, наносят второй и просушивают, а затем и третий. При пользовании маслом следует иметь в виду, что его сушка происходит очень долго. Для ускорения сушки небольшие изделия можно выдержать в духовке электро- или газовой плиты в течение 10-12 часов при температуре 90-100°С.

Особенности отделки изделий для пищевых продуктов.

Для прозрачного защитного покрытия декоративно-прикладных изделий, предназначенных для пищевых продуктов (конфетницы, солонки, чаши, подносы, хлебницы), следует применять восковые мастики, спиртовые или нитроцеллюлозные лаки, льняное, конопляное, рыжиковое, соевое, маковое или подсолнечное масло. Тунговое масло по высыхаемости идет третьим (за льняным - принято за эталон - и конопляным), но применять его нельзя из-за токсичности. Олифу и масляные лаки применять также нежелательно, так как в них имеются специальные добавки - сиккативы, ускоряющие сушку, в качестве которых, как правило, применяют окиси, перекиси и соли свинца, кобальта и марганца.

ПОЛИРОВАНИЕ.

Для придания поверхности древесины устойчивого бархатного блеска применяют полирование. Это лучший вид отделки, при котором на поверхности выявляются и углубляются все оттенки цвета и текстуры древесины. Особенно красивы полированные поверхности ореха, карельской березы, красного дерева. Естественно, что поверхность должна быть подготовлена под полирование безупречно. Этот способ долгое время был единственным и довольно распространенным, но из-за большой трудоемкости (наносится 150-200 тонких слоев с промежуточной просушкой) и длительности (процесс длится более месяца) его в настоящее время заменили более производительными.

Отделка изделий должна соответствовать их назначению. Например, воском покрывают те изделия, которые не берут или мало берут в руки; мебель должна иметь отделку, которая хорошо чистится,

Глянцевое или матовое покрытие?

В изделиях из древесины отчетливо видно весьма разнообразное отношение художников и мастеров к отделке поверхности. Иные ее полируют до зеркального блеска, отделывают мастиками и лаками, но прослеживается и желание сохранить естественную красоту древесины, то есть оставить изделие неокрашенным и нелакированным. Но неотделанные изделия быстро теряют свой вид. Мастера стремятся найти такую отделку, которая позволила бы, сохраняя первоначальный вид изделия, его новизну, оставить ощущение живой природной красоты древесины. Поэтому все чаще при отделке мастера пользуются восковыми мастиками или специальными матовыми лаками, не дающими блестящей, ярко бликующей (глянцевой) поверхности, оставляющими ее мягкой, бархатистой.

Лак можно сделать матовым. Если вам не удалось приобрести матовый лак, не огорчайтесь.

Его можно сделать из обычного масляного глянцевого лака, добавив до 0,5% хозяйственного мыла и до 10% уайт-спирита.

Мыльный раствор готовят следующимобразом:

хозяйственное мыло (40%-ное) нарезают стружкой, растворяют в небольшом количестве горячей воды (при температуре 70-80 °С).

Полученный раствор смешивают с уайт-спиритом и при перемешивании вводят в масляный глянцевый лак. При добавлении мыла прочность лаковой пленки несколько снижается, поэтому ее нельзя мыть и протирать влажными тряпками. Очищают изделия сухими щетками или с помощью пылесоса