Оставь надежду, всяк сюда входящий. Фашизм для детей: как это было

2

3

v

gener. Lasst, die ihr eingeht, alle Hoffnung fahren!

4 оставь надежду всяк сюда входящий

v

gener. Laßt jede Hoffnung hinter euch, ihr, die ihr eintretet (Dante Alighieri, "Die Göttliche Komödie")

5 Оставь надежду, всяк сюда входящий

цитируется также по-итальянски: Lasciate ogni speranza voi ch’entrate (Данте. Божественная комедия. Ад, III, 9. Пер. Д. Мина - 1855 г. ) Lasst, die ihr eingeht, alle Hoffnung fahren!; ital. (Dante. Die Göttliche Komödie. Hölle, III, 9. Übers. K. Witte. ) . Inschrift über der Höllenpforte in Dantes Dichtung, wird im weiteren Sinne als Bezeichnung für eine beliebige hoffnungslose Situation verwendet. Im Russischen wird die Verszeile auch in einer älteren Übersetzung Оста́вь наде́жду навсегда́ sowie in der von M. Losinski (1945) Входя́щие, оста́вьте упова́нья zitiert.

См. также в других словарях:

    Оставь надежду, всяк сюда входящий - С итальянского: Lasciate ogni speranza voi ch entrate. Буквальный перевод: Оставьте всякую надежду, вы, входящие сюда. Из «Божественной комедии» («Ад», песнь 3) итальянского средневекового поэта Данте Апигьери (1265 1321) надпись на вратах ада. А …

    Оставь надежду всяк сюда входящий - С итальянского: Lasciate ogni speranza voi ch entrate. Буквальный перевод: Оставьте всякую надежду, вы, входящие сюда. Из «Божественной комедии» («Ад», песнь 3) итальянского средневекового поэта Данте Алигьери (1265 1321) надпись на вратах ада. А … Словарь крылатых слов и выражений

    Оставь одежду, всяк сюда входящий - (из Божественной Комедии Данте: Оставь надежду, всяк сюда входящий надпись на вратах ада) 1) исходное знач.; 2) якобы плакат перед входом в баню; 3) говорится входящему в помещение, где надо раздеться … Живая речь. Словарь разговорных выражений

    Список эпизодов телесериала «Сверхъестественное» - Содержание 1 … Википедия

    Мохов, Виктор Васильевич - Виктор Мохов Виктор Мохов Имя при рождении: Виктор Васильевич Мохов Прозвище … Википедия

    Рынок - (Market) Рынок это система отношений между продавцом (производителем услуг/товаров) и покупателем (потребителем услуг/товаров) История возникновения рынка, функции ранка, законы рынка, виды рынков, свободный рынок, государственное регулирование… … Энциклопедия инвестора

    Война (арт-группа) - Внимание! Данная страница или раздел содержит ненормативную лексику. У этого термина существуют и другие значения, см. Война (значения) … Википедия

    Жнец (телесериал) - У этого термина существуют и другие значения, см. Жнец. Жнец Reaper … Википедия

    Группа «Война» - Группа «Война» современная московская арт группа, работающая в области концептуального уличного искусства, получившая известность благодаря нескольким скандальным акциям, из которых наиболее известна акция «Ебись за наследника Медвежонка!»,… … Википедия

    Данте Алигьери - (Dante Alighieri) (1265 1321), итал. поэт, автор поэмы «Божественная комедия» («La Divina commedia», 1307 21). Цитаты из «Божественной комедии», фрагменты песен, реминисценции из Д. часто встречаются в рус. лит ре с кон. 18 в. Л. в романе «Вадим» … Лермонтовская энциклопедия

    фразеологические единицы продуктивные - В составе продуктивных ФЕ выде ляются глагольные, именные и наречные словосочетания. Среди глагольных отмечены: 1) глагольно именные: плыть по течению; задавать гопака; 2) глагольно наречные: застать врасплох, завязать навсегда; 3) … Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография

Книги

  • Джей-Под , Коупленд Д.. "Оставь надежду всяк сюда входящий" ... Эта надпись не висит над дверями отдела с выразительным названием "Джей-Под", расположенного под самой крышей многоэтажного архитектурного кошмара,…

«Оставь надежду, всяк сюда входящий» - концовка надписи, размещённой над вратами ада в «Божественной комедии» , созданной Данте Алигьери в 1307-1321 годах («Ад», песнь 3, строфа 3). Оригинальное выражение - итал. «Lasciate ogni speranza, voi ch"entrate» , буквально переводится как: «Оставьте всякую надежду вы, входящие».

Полный текст надписи над воротами ада (пер. М. Лозинского), гласит:

Варианты фразы на некоторых языках

  • итал. Lasciate ogni speranza, voi ch’entrate
  • нем. Lasst alle Hoffnung fahren, die ihr hier eintretet

Символическое значение

Слова «Оставь надежду…» стали мемом , символизирующим ворота ада как границу, пересекая которую «…входят в скорбный град к мученьям, … входят к муке вековой» .

Также иногда это выражение используют для обозначения чего-то безнадёжного и несбыточного .

Влияние на культуру

На протяжении столетий «Божественная комедия» является мощной отправной точкой для творчества художников, поэтов, философов, политиков. Не удивительно, что многие её сюжеты, и, в частности, тема своеобразной границы света и тьмы - ворот ада с предупреждающим надвратным текстом, наряду с темой безнадёжности определённых намерений, использовались достаточно широко. Например:

  • А. С. Пушкин (роман в стихах «Евгений Онегин», гл. 3. строфа 22):

Напишите отзыв о статье "Оставь надежду, всяк сюда входящий"

Примечания

Отрывок, характеризующий Оставь надежду, всяк сюда входящий

(St. Nazare, Lemoux, Langedoc)
На этих чудесных витражах Радомир и Магдалина со своими детьми – сыном
Светодаром и дочерью Вестой. Также, здесь видна ещё одна весьма интересная
деталь – священнослужитель, стоящий рядом с Радомиром одет в форму като-
лической церкви, что две тысячи лет назад ещё никоим образом не могло бы-
ло быть. Она появилась у священников только в 11-12 столетиях. Что, опять же,
доказывает рождение Иисуса-Радомира только в 11 веке.

Я согласно кивнула Северу.
– Расскажи, пожалуйста, правду... Расскажи мне о них, Север...

Радомир, предчувствуя свою скорую
гибель, отправляет девятилетнего
Светодара жить в Испанию... Чув-
ствуется глубокая грусть и общее
отчаяние.

Его мысли унеслись далеко-далеко, окунаясь в давние, покрытые пеплом веков, сокровенные воспоминания. И началась удивительная история...
– Как я тебе уже рассказывал ранее, Изидора, после смерти Иисуса и Магдалины, всю их светлую и печальную жизнь оплели бессовестной ложью, перенося эту ложь также и на потомков этой удивительной, мужественной семьи... На них «одели» ЧУЖУЮ ВЕРУ. Их чистые образы окружили жизнями ЧУЖИХ ЛЮДЕЙ, которые тогда уже давно не жили... В их уста вложили СЛОВА, которых они НИКОГДА НЕ ПРОИЗНОСИЛИ... Их сделали ОТВЕТСТВЕННЫМИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, которые СОВЕРШАЛА И СОВЕРШАЕТ ЧУЖАЯ ВЕРА, самая лживая и преступная, существовавшая когда-либо на Земле...
* * *
От автора: Прошло много-много лет после моей встречи с Изидорой... И уже сейчас, вспоминая и проживая бывшие далёкие годы, мне удалось найти (находясь во Франции) любопытнейшие материалы, во многом подтверждающие правдивость рассказа Севера о жизни Марии Магдалины и Иисуса Радомира, которые, думаю, будут интересны для всех, читающих рассказ Изидоры, и возможно даже помогут пролить хоть какой-то свет на ложь «правящих мира сего». О найденных мною материалах прошу читать в «Дополнении» после глав Изидоры.
* * *
Я чувствовала, что весь этот рассказ давался Северу очень непросто. Видимо, его широкая душа всё ещё не соглашалась принять такую потерю и всё ещё сильно по ней болела. Но он честно продолжал рассказывать дальше, видимо понимая, что позже, возможно, я уже не смогу ни о чём более его спросить.

На этом витраже Магдалина изобра-
жена в виде Учителя, стоящего над
королями, аристократами, филосо-
фами и учёными...

– Помнишь ли, Изидора, я говорил тебе, что Иисус Радомир никогда не имел ничего общего с тем лживым учением, о котором кричит христианская церковь? Оно было полностью противоположно тому, чему учил сам Иисус, а после – и Магдалина. Они учили людей настоящему ЗНАНИЮ, учили тому, чему мы учили их здесь, в Мэтэоре...
А Мария знала даже больше, так как могла свободно черпать своё знание из широких просторов Космоса, после того как от нас ушла. Они жили, тесно окружённые Ведунами и одарёнными, которых люди позже переименовали в «апостолов»... в пресловутой «библии» оказавшихся старыми, недоверчивыми иудеями... которые, думаю, если бы могли, по-настоящему тысячу раз предали бы Иисуса. «Апостолами» же его в реальности были Рыцари Храма, только не построенного человеческими руками, а созданного высокой мыслью самого Радомира – Духовного Храма Истины и Знания. Этих рыцарей вначале было всего лишь девять, и собрались они вместе для того, чтобы в силу своих возможностей оберегать Радомира и Магдалину в той чужой и опасной для них стране, в которую так безжалостно швырнула их судьба. А ещё задача Рыцарей Храма состояла также и в том, чтобы (случись что-то непоправимое!) сберечь ИСТИНУ, которую несли «душой пропавшим» иудеям эти двое чудесных, светлых людей, отдававших свой Дар и свои чистые Жизни за покой на их любимой, но всё ещё очень жестокой планете...
– Значит и «апостолы» тоже были совершенно другими?! Какими же они были?! Можешь ли ты рассказать мне о них, Север?
Мне было настолько интересно, что на какой-то короткий миг даже удалось «усыпить» свои мучения и страхи, удалось на мгновение забыть грядущую боль!.. Я обрушила на Севера настоящий шквал вопросов, даже точно не зная, существуют ли на них ответы. Так сильно мне хотелось узнать настоящую историю этих мужественных людей, не опошлённую ложью долгих пяти сотен лет!!!
– О, они были истинно чудесными людьми – рыцари Храма – Изидора!.. Вместе с Радомиром и Магдалиной они создали великолепный костяк МУЖЕСТВА, ЧЕСТИ и ВЕРЫ, на котором строилось светлое УЧЕНИЕ, оставленное когда-то нашими предками для спасения нашей родной Земли. Двое из рыцарей Храма были нашими учениками, а также потомственными воинами из старейших европейских аристократических семей. Они стали у нас смелыми и одарёнными Ведунами, готовыми на всё, чтобы сохранить Иисуса и Магдалину. Четверо были потомками Русов-Меровингов, также имевших большой Дар, как и все их далёкие предки – короли Фракии... Как и сама Магдалина, также рождённая от этой необыкновенной династии, и с гордостью нёсшая свой семейный Дар. Двое же были нашими Волхвами, добровольно покинувшими Мэтэору, чтобы защитить идущего на собственную погибель их любимого Ученика, Иисуса Радомира. Они не смогли в своих душах предать Радомира, и даже зная, что его ждёт, без сожалений последовали за ним. Ну, а последним, девятым из рыцарей-защитников, о котором до сих пор не знает и не пишет никто, был родной брат самого Христа, сын Белого Волхва – Радан (Ра – дан, данный Ра)... Он-то и сумел сохранить сына Радомира, после гибели оного. Но, защищая его, к сожалению, погиб сам...

Множество крылатых фраз, которые мы слышим каждый день, пришли в наш язык из латинского языка. Сегодня мы расскажем о 6 выражениях, которые вы наверняка слышали, но не знаете их историю.

1 Оставь надежду всяк сюда входящий

Desine sperare qui hic intras - Оставь надежду всяк сюда входящий.

Распространение эта фраза получила после того как стала завершающими словами в «Божественной комедии» Данте Алигьери. Эта надпись была размещена над вратами Ада в его произведении, а в будущем фигурировала у многих других поэтов и писателей: у Пушкина («Евгений Онегин»), Чехова («Циник»), даже Ленина, который включил фразу в свою статью.

На сегодняшний день эту фразу можно слышать во многих фильмах, сериалах и прочитать на страницах разных книг. Чаще всего её используют или в ироническом ключе, или чтобы подчеркнуть, что положение действительно безвыходное, и лучше сразу оставить надежду.

2 Адвокат Дьявола

Advocatus diaboli - Адвокат Дьявола. Нет, мы не говорим о фильме с Киану Ривзом. Когда зародилась эта фраза, даже его родителей не было в планах. Изначально адвокат Дьявола – это должность в католической церкви. Такие люди занимались тем, что искали документы против того, чтобы причислить умершего монаха к лику святых. В их обязанности входило копаться в архивах, искать свидетельства того, что усопший не был так чист, как хотелось бы. Если же адвокат дьявола не находил достаточных доказательств, беатификация (то есть, возведение в лик святых) проходила успешно.

Сегодня «адвокатом Дьявола» мы называем человека, который поддерживает заведомо плохое решение в споре. Он намеренно выставляет это в хорошем свете, стараясь привлечь людей на свою сторону.

3 С нами Бог

Deus vult - С нами Бог. Ещё одна фраза, которая пришла к нам из церкви. Deus Vult использовалась Папой Урбаном II во время Первого крестового похода. Позже этот клич «подхватили» и другие крестоносцы, а ещё спустя немного времени фраза стала использоваться в разных странах, правда, с переводом. Теперь Deus Vult ассоциируется с крестоносцами почти так же, как и костры Инквизиции.

На сегодняшний день эта фраза используется в СМИ для обозначения альтернативного правого движения, является девизом Ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского.

4 Деньги не пахнут

Писатель, историк Гай Светоний Транквилл

Aes non olet - Деньги не пахнут. Да, вы удивитесь, но эта фраза тоже пришла к нам из латыни. По легенде, римский император Веспасиан произнес её во время получения налогов на общественные туалеты. Обращена она была к Титу, его сыну, который этого действа не понимал. Гай Транквилл, древнеримский историк и философ, описывает эту ситуацию в своей книге. Прямым текстом там ничего не сказано и речь императора была передана косвенно: «…тот взял монету из первой прибыли, поднёс к его носу и спросил, воняет ли она».

Сегодня фразу «деньги не пахнут» используют, когда имеется ввиду не совсем честный способ дохода. Она характеризует обстоятельства, когда человек не пренебрегает никакими способами в достижении богатства.

5 Пришел, увидел, победил

Император Гай Юлий Цезарь

Veni vidi vici - Пришел, увидел, победил. Знаменитые слова, произнесенные Юлием Цезарем в Риме, когда тот рассказывал о своих военных успехах на Западе. Сказаны они были после того как Цезарь в третий раз одержал победу в Понтийском царстве, но на этот раз римский консул праздновал не победу как таковую, а то, что одержана она была очень быстро, Цезарь буквально «пришел, увидел и победил».

Сегодня смысл фразы не изменился. Её используют, когда говорят о быстром триумфе, на который не было затрачено много сил.

6 Знание – сила

Художник Фрэнсис Бэкон

Scientia est potential - Знание — сила. Авторство этой фразы довольно спорно. Есть как минимум три претендента на авторство, но из-за неточностей перевода мы до сих пор так и не знаем кто же был первым, кто это сказал. Впервые фраза встречается ещё в старой арабской книге «Путь красноречия». Позже фраза была использована Фрэнсисом Бэконом и Томасом Гоббсом. В любом случае «Знание – сила» означает только одно – то, что знание – и есть сила.

«Оставь надежду, всяк сюда входящий» - концовка надписи, размещённой над вратами ада в «Божественной комедии» , созданной Данте Алигьери в 1307-1321 годах («Ад», песнь 3, строфа 3). Оригинальное выражение - итал. «Lasciate ogni speranza, voi ch"entrate» , буквально переводится как: «Оставьте всякую надежду вы, входящие».

Полный текст надписи над воротами ада (пер. М. Лозинского), гласит:

Варианты фразы на некоторых языках

  • итал. Lasciate ogni speranza, voi ch’entrate
  • нем. Lasst alle Hoffnung fahren, die ihr hier eintretet

Символическое значение

Слова «Оставь надежду…» стали мемом , символизирующим ворота ада как границу, пересекая которую «…входят в скорбный град к мученьям, … входят к муке вековой» .

Также иногда это выражение используют для обозначения чего-то безнадёжного и несбыточного .

Влияние на культуру

На протяжении столетий «Божественная комедия» является мощной отправной точкой для творчества художников, поэтов, философов, политиков. Не удивительно, что многие её сюжеты, и, в частности, тема своеобразной границы света и тьмы - ворот ада с предупреждающим надвратным текстом, наряду с темой безнадёжности определённых намерений, использовались достаточно широко. Например:

  • А. С. Пушкин (роман в стихах «Евгений Онегин», гл. 3. строфа 22):

Напишите отзыв о статье "Оставь надежду, всяк сюда входящий"

Примечания

Отрывок, характеризующий Оставь надежду, всяк сюда входящий

Во втором часу заложенные и уложенные четыре экипажа Ростовых стояли у подъезда. Подводы с ранеными одна за другой съезжали со двора.
Коляска, в которой везли князя Андрея, проезжая мимо крыльца, обратила на себя внимание Сони, устраивавшей вместе с девушкой сиденья для графини в ее огромной высокой карете, стоявшей у подъезда.
– Это чья же коляска? – спросила Соня, высунувшись в окно кареты.
– А вы разве не знали, барышня? – отвечала горничная. – Князь раненый: он у нас ночевал и тоже с нами едут.
– Да кто это? Как фамилия?
– Самый наш жених бывший, князь Болконский! – вздыхая, отвечала горничная. – Говорят, при смерти.
Соня выскочила из кареты и побежала к графине. Графиня, уже одетая по дорожному, в шали и шляпе, усталая, ходила по гостиной, ожидая домашних, с тем чтобы посидеть с закрытыми дверями и помолиться перед отъездом. Наташи не было в комнате.
– Maman, – сказала Соня, – князь Андрей здесь, раненый, при смерти. Он едет с нами.
Графиня испуганно открыла глаза и, схватив за руку Соню, оглянулась.
– Наташа? – проговорила она.
И для Сони и для графини известие это имело в первую минуту только одно значение. Они знали свою Наташу, и ужас о том, что будет с нею при этом известии, заглушал для них всякое сочувствие к человеку, которого они обе любили.
– Наташа не знает еще; но он едет с нами, – сказала Соня.
– Ты говоришь, при смерти?
Соня кивнула головой.
Графиня обняла Соню и заплакала.
«Пути господни неисповедимы!» – думала она, чувствуя, что во всем, что делалось теперь, начинала выступать скрывавшаяся прежде от взгляда людей всемогущая рука.
– Ну, мама, все готово. О чем вы?.. – спросила с оживленным лицом Наташа, вбегая в комнату.
– Ни о чем, – сказала графиня. – Готово, так поедем. – И графиня нагнулась к своему ридикюлю, чтобы скрыть расстроенное лицо. Соня обняла Наташу и поцеловала ее.
Наташа вопросительно взглянула на нее.
– Что ты? Что такое случилось?
– Ничего… Нет…
– Очень дурное для меня?.. Что такое? – спрашивала чуткая Наташа.
Соня вздохнула и ничего не ответила. Граф, Петя, m me Schoss, Мавра Кузминишна, Васильич вошли в гостиную, и, затворив двери, все сели и молча, не глядя друг на друга, посидели несколько секунд.
Граф первый встал и, громко вздохнув, стал креститься на образ. Все сделали то же. Потом граф стал обнимать Мавру Кузминишну и Васильича, которые оставались в Москве, и, в то время как они ловили его руку и целовали его в плечо, слегка трепал их по спине, приговаривая что то неясное, ласково успокоительное. Графиня ушла в образную, и Соня нашла ее там на коленях перед разрозненно по стене остававшимися образами. (Самые дорогие по семейным преданиям образа везлись с собою.)
На крыльце и на дворе уезжавшие люди с кинжалами и саблями, которыми их вооружил Петя, с заправленными панталонами в сапоги и туго перепоясанные ремнями и кушаками, прощались с теми, которые оставались.
Как и всегда при отъездах, многое было забыто и не так уложено, и довольно долго два гайдука стояли с обеих сторон отворенной дверцы и ступенек кареты, готовясь подсадить графиню, в то время как бегали девушки с подушками, узелками из дому в кареты, и коляску, и бричку, и обратно.
– Век свой все перезабудут! – говорила графиня. – Ведь ты знаешь, что я не могу так сидеть. – И Дуняша, стиснув зубы и не отвечая, с выражением упрека на лице, бросилась в карету переделывать сиденье.
– Ах, народ этот! – говорил граф, покачивая головой.
Старый кучер Ефим, с которым одним только решалась ездить графиня, сидя высоко на своих козлах, даже не оглядывался на то, что делалось позади его. Он тридцатилетним опытом знал, что не скоро еще ему скажут «с богом!» и что когда скажут, то еще два раза остановят его и пошлют за забытыми вещами, и уже после этого еще раз остановят, и графиня сама высунется к нему в окно и попросит его Христом богом ехать осторожнее на спусках. Он знал это и потому терпеливее своих лошадей (в особенности левого рыжего – Сокола, который бил ногой и, пережевывая, перебирал удила) ожидал того, что будет. Наконец все уселись; ступеньки собрались и закинулись в карету, дверка захлопнулась, послали за шкатулкой, графиня высунулась и сказала, что должно. Тогда Ефим медленно снял шляпу с своей головы и стал креститься. Форейтор и все люди сделали то же.
– С богом! – сказал Ефим, надев шляпу. – Вытягивай! – Форейтор тронул. Правый дышловой влег в хомут, хрустнули высокие рессоры, и качнулся кузов. Лакей на ходу вскочил на козлы. Встряхнуло карету при выезде со двора на тряскую мостовую, так же встряхнуло другие экипажи, и поезд тронулся вверх по улице. В каретах, коляске и бричке все крестились на церковь, которая была напротив. Остававшиеся в Москве люди шли по обоим бокам экипажей, провожая их.
Наташа редко испытывала столь радостное чувство, как то, которое она испытывала теперь, сидя в карете подле графини и глядя на медленно подвигавшиеся мимо нее стены оставляемой, встревоженной Москвы. Она изредка высовывалась в окно кареты и глядела назад и вперед на длинный поезд раненых, предшествующий им. Почти впереди всех виднелся ей закрытый верх коляски князя Андрея. Она не знала, кто был в ней, и всякий раз, соображая область своего обоза, отыскивала глазами эту коляску. Она знала, что она была впереди всех.
В Кудрине, из Никитской, от Пресни, от Подновинского съехалось несколько таких же поездов, как был поезд Ростовых, и по Садовой уже в два ряда ехали экипажи и подводы.

Бывший малолетний узник концлагерей Анатолий Соя: “Больше двух недель в Маутхаузене не выдерживал никто”

Детство и война — понятия несовместные, как гений и злодейство. Тем не менее миллионы детских судеб оказались переломаны, перемолоты, оборваны войной. Москвичу Анатолию Станиславовичу Сое довелось пройти через самое страшное, что изобрели извращенные мозги идеологов фашизма, — через концлагеря. В лагерь смерти Маутхаузен он попал 15-летним мальчишкой. Он помнит все в деталях, но очень не хочет об этом вспоминать — слишком тяжело. Приходится его уговаривать. Вспоминать надо — чтобы никогда не повторить.

Сейчас у Анатолия Станиславовича три сына, два внука и три внучки, трое правнуков.

— Вы им о том, что пережили, рассказываете?

— В подробностях — никогда. Разве что в общих чертах... Переживать это еще раз тяжело.

Очень неловко, но мы вынуждаем его пережить все — с самого начала.

Его отец на второй день войны ушел на фронт. А мама с тремя сыновьями осталась в родном Днепропетровске.

— Немцы требовали, чтобы все с 15 лет регистрировались на бирже труда. Мне в 42-м исполнилось 15, пришлось идти. Деваться было некуда — на каждом перекрестке стояли полицаи с автоматами и собаками.

С биржи паренька отправили работать на заводской склад грузчиком. Трудились по 12 часов, плата за каторжный труд — похлебка из пшена, литр в день мутной воды без соли с плавающей в ней пшенкой. Плюс выдавали “хлеб” — небольшую лепешку из того же пшена. Толя похлебку съедал, а хлеб относил домой.

Часть завода была отгорожена колючей проволокой — там содержались советские военнопленные. Однажды Анатолий возвращался с работы, а пленные стоят возле проволоки — грязные, еле живые — и хлеба просят. Ну он и сунул кому-то из них свою лепешку. Эсэсовец на вышке это увидел и поднял тревогу. Мальчик бросился бежать, но его поймали, привели назад. Выстроили всех военнопленных: покажи, кому передал!

— Не знаю, не помню...

Тогда стали бить. К ночи отправили в гестапо. Бросили в бетонный бункер площадью около 20 кв. м, где находилось около 30 заключенных, все избитые, окровавленные. В углу огромный чан — туалет. Смрад, духота такие, что можно было сознание потерять. На прогулку заключенных не выводили, не кормили, только раз в день давали воду. Мальчику казалось, что так должен выглядеть ад. Но настоящий ад он увидел позже.

Через несколько дней из гестапо его отпустили обратно на работу. А полгода спустя, в сентябре, собрали всех на станции, загнали в товарняки — по 50 человек в вагон — и повезли куда-то. Куда, никто не знал.

— Нам сказали: едете работать, — вспоминает Анатолий Станиславович. — А еды наша охрана взяла только на два дня. Видимо, рассчитывали за два дня проехать Украину и Польшу. Но ехали мы 8 дней. Два первых дня нам давали по ложке топленого масла и 100 г хлеба. Потом еда кончилась. В том пути очень много народу умерло...

А малолетний Анатолий Соя выжил. И 5 октября 1943-го оказался в Австрии, в одном из самых страшных фашистских концлагерей — Маутхаузене, работающем исключительно на уничтожение. Надпись на воротах гласила: “Оставь надежду, всяк сюда входящий”. Из Маутхаузена заключенные выходили только одним путем — через крематорий.

— По приезде нас, малолеток, раздели, мы прошли санобработку, нашу одежду и обувь сожгли, одели в арестантскую робу с треугольником, так называемым винкелем. Цвет его означал, за что человек сидит. У бандитов винкели были зеленые, у саботажников черные, а у нас — красные, “политические”, советские все политическими считались. И еще у всех из СССР была нарисована буква R — то есть “русский”, не важно, грузин ты или киргиз... Многие эсэсовцы русских избивали до потери пульса.

Малолетки из Маутхаузена работали в каменоломне. Саперы там взрывали глыбы камня, а дети должны были его сортировать: щебень — для дорог, покрупнее — для памятников, самые большие — для фундаментов новых бараков. В конце рабочего дня каждый должен был взять камень для фундамента и подняться с ним из каменоломни наверх по лестнице в 186 ступеней — ее называли лестницей смерти.


Анатолий Соя - крайний справа в нижнем ряду. Через 1,5 месяца после освобождения. За это время он поправился на 25 кг.

— А как подняться с огромным камнем на высоту 10-го этажа, когда и без того на ногах еле стоишь? Больше двух недель там не выдерживал никто. Умерших жгли в печи — сначала она была одна, потом построили еще две. Каждый день сжигали по 600—800 трупов. И гореть бы мне в печи Маутхаузена, когда бы кто-то из военных чинов Германии не придумал: собрать русских пацанов от 14 до 16 лет, обучить их на солдат и направить воевать против англичан и американцев. Так что в Маутхаузене я находился всего 10 дней. Еще бы немного — и конец.

2 ноября 1943 года группу малолетних заключенных помыли в бане, дали похлебку и повезли на вокзал. В арестантском вагоне отправили в Мюнхен. Потом 18 км пешком — и уже 3 ноября они были в концлагере Дахау.

Дахау состоял из 30 блоков — бараков длиной в 100 метров, шириной в 10. Все они вытянулись вдоль единственной улицы — Лагер-штрассе.

— Подъем был в 5 утра. На завтрак давали пол-литра какой-то коричневой воды, по слухам, чай из желудей. После завтрака строились по 10 человек — чтобы посчитать, сколько за ночь умерло, сколько новых прибыло. Потом мы шли на лагерный плац. Там старшие докладывали начальству ситуацию по каждому бараку.

Мы, подростки, работали на фирму “Мессершмитт”: за стенами лагеря в отдельных бараках были установлены станки, на одном из них я сверлил детали по шаблону.

В обед давали похлебку из воды и брюквы — ее разливали в алюминиевые плошки с ручками. Ни ложек, ни вилок, через край мы эту похлебку выпивали за три минуты — и опять к станкам. Иногда давали суп с “мясом” — из пшеницы, в которой завелись черви. У меня в первый раз это варево с червями не пошло. Так старший сказал: “Ешь, дурак! Умрешь ведь! Ешь, они же сваренные!”

Вечером давали 100 г хлеба из желудевой муки с опилками, 2—3 картошины в мундире или крохотный кубик маргарина. Еще полагалось пол-литра горьковатой воды. Больше пить было негде. Голод и жажда — мои постоянные ощущения в течение всех четырех лет. А еще — сознание, что ты можешь каждый день умереть и никто об этом даже не узнает.

В блоке стояли сплошные трехэтажные нары от стенки до стенки. Ни матрасов, ни подушек или одеял. Голое дерево. Снимаешь штаны и куртку и кладешь под голову. Окна круглый год не закрывались, набито было 3000 человек на 1000 кв. м, если окна закрыть — задохнешься.

Помимо работы ребята, в числе которых был Анатолий Соя, ежедневно маршировали на лагерном плацу, учили немецкий язык и математику — их же готовили в солдаты. Этот немецкий план однажды уже спас мальчика — из Маутхаузена. А вскоре еще раз помог ему остаться в живых.

Целых шесть блоков в Дахау занимала больница. Она служила вовсе не для того, чтобы лечить больных, — в больничных блоках на заключенных ставили опыты специалисты Мюнхенского военного медицинского института, заражали малярией, туберкулезом. Каждое утро отсюда выезжала телега — везли трупы в крематорий.

Больше всего заключенные Дахау боялись попасть в эту больницу.

30 декабря 43-го года Анатолий Соя заболел — температура высоченная, лихорадка. Дорога в этом случае одна — в больницу.

— Поместили меня в малярийный барак. Весь день я ревел белугой — ясно было, через 2—3 дня в крематорий свезут. Но пришел врач, эсэсовец, спросил, откуда я прибыл. Я номер барака назвал, нашего, в котором будущих солдат готовили. Он языком поцокал, сказал, что солдаты Германии нужны, и перевел меня в реабилитационный блок. Там доводили до рабочих кондиций тех немногих, кто выживал после экспериментов.

Я и подумал: а вдруг меня здесь и правда вылечат? Чем я смогу отплатить за это чудо? Я вроде неверующий, а тут как будто кто-то свыше мне этот вопрос задал. И я дал себе обет, что всю жизнь буду делать людям только добро. И до сих пор я этот обет выполняю...

Его вылечили. А почему план сделать из русских мальчиков немецких солдат так и не осуществился, Соя не знает. Так или иначе, но в октябре 44-го года его вместе с еще сотней заключенных из Дахау перевезли в команду Бауменхайм.

— В Бауменхайме мы попали в распоряжение вольнонаемных немцев. Они к нам относились по-человечески. Не били, даже не кричали никогда, если ошибешься, только по плечу похлопают ободряюще: мол, ничего страшного, в следующий раз учтешь ошибку. Я у них научился впоследствии никогда не орать на подчиненных.

— На трех машинах приехали американцы, с ними переводчик-чех. Всех нас собрали, переписали и велели пока никуда не уходить — в окрестностях полно эсэсовцев. Полтора месяца, до июня, мы ждали отправки, не работали, ничего не делали, только отъедались. Я за это время поправился на 25 кг.

— Американцы не предлагали вам остаться на Западе?

— Такой вопрос мне позже задавали в органах. Нет, американцы нас просто передали советскому командованию, привезли в фильтрационный лагерь в 15 км от Дрездена. А там такие же вышки, бараки, колючая проволока, почти такое же питание, как в концлагере. Через две недели вызвали на допрос. За столом — человек 12 военных. Фото анфас, профиль, отпечатки пальцев. Завели на каждого досье и выдали удостоверение. Позже, уже в Днепропетровске, неоднократно вызывали в КГБ, задавали одни и те же вопросы, сличали ответы.

По возвращении домой я хотел пойти на курсы шоферов, но там узнали, что я был в концлагере, и посоветовали уйти куда подальше. Вы — предатель, так прямо и сказали.

А много лет спустя, когда я уже был старшим прорабом на строительстве Кремлевского Дворца съездов, все мои коллеги получили за эту стройку ордена Ленина. Только мне дали “Знак Почета”. Объяснили: это потому что был в концлагере.

— Вы помните возвращение домой?

— Еще бы! Это было в июне 45-го. Я шел от вокзала пешком. Вышел на нашу улицу — нервы сдали: заревел, слезы сами собой полились.

— Извините, не могу говорить об этом. До сих пор, как вспомню — дрожь пронзает... Дома своего я не нашел. Наш большой дом, доставшийся от деда, снарядами разнесло в прах. Соседи сказали, что отец мой демобилизовался в 44-м и они с матерью теперь живут в Запорожье, восстанавливают паровозоремонтный завод. Адрес дали и денег на дорогу...

В конце концов судьба повернулась к Анатолию Сое лицом. В Днепропетровске он поступил в индустриальный техникум. При распределении после техникума одно место было в распоряжении министерства. Надо было прибыть в Москву и ехать куда пошлют. Куда именно — заранее никто не знал. И все отказались.

— А я подумал: на том свете я уже был, меня ничем не испугаешь. И согласился. В Москве меня направили в распоряжение главка, который здесь же и находился. Так я оказался в столице.

В 1957 году он окончил Московский институт инженеров городского строительства. С женой в прошлом году отметили 60 лет свадьбы.

Хорошая, достойная жизнь получилась.

Анатолий Станиславович считает, что все это благодаря его верности собственному обету, данному в Дахау.