Описание дворца древнеегипетского фараона кратко. Дворцы Древнего Египта

Современников безмерно восхищал царский дворец в Пер-Рамсесе. К сожалению, их описания ничем не подтверждены. Даже точное местоположение дворца неизвестно. Раскопки не принесли на этот счет никаких позитивных результатов.

В Дельте известны и другие царские резиденции. Остатки дворца были обнаружены в Кантире,* деревушке под сенью двух пальм, в двадцати пяти километрах к югу от Пер-Рамсеса. Когда фараон ожидал свою невесту, дочь хеттского царя, которая, стремясь к своему нареченному, пересекла в середине зимы всю Малую Азию и Сирию, он из галантных побуждений построил в пустыне между Египтом и Финикией укрепленный дворец, где собирался ее встретить. Несмотря на удаленность, в этом дворце было все, что душа могла пожелать.

В своем городе к западу от Фив Рамсес III имел дворец, который называл «домом радости». Остатки его были раскопаны и изучены археологами Чикагского восточного института. Фасад дворца выходил на первый двор храма. Украшавшие его рельефы красноречиво свидетельствовали о могуществе фараона. На них Рамсес избивал врагов булавой, в сопровождении блестящего эскорта посещал свои конюшни, на колеснице, в боевых доспехах готовился повести войска в бой и, наконец, вместе со всем своим двором следил за борьбой и упражнениями своих лучших воинов. В середине фасада был пристроен богато изукрашенный балкон для появлений царя перед народом, под балконом четыре изящные колонки в форме стеблей папируса несли трехчастный рельеф: в нижнем регистре был изображен крылатый солнечный диск, в среднем - пальмы, а верхнем - уреи с солнечными дисками на головах. Здесь появлялся фараон, когда народ допускался на храмовой двор в честь праздника Амона. Отсюда он раздавал награды. Балкон этот сообщался с царскими покоями. Они представляли собой анфиладу множества залов с колоннами (в том числе тронный зал, личный покой фараона и ванная комната). От покоев царицы их отделял вестибюль. Покои царицы тоже насчитывали множество комнат. Длинные прямые коридоры облегчали переходы из одних апартаментов дворца в другие, а также наблюдение и охрану, потому что Рамсес III, наученный своим горьким опытом, был подозрителен и осторожен.

Тронный зал, если судить по глазурованным плитам, найденным здесь более тридцати лет назад, и фрагментам рельефа, обнаруженным сравнительно недавно американской экспедицией, выглядел довольно сурово. Фараон повсюду представлен в виде стоящего сфинкса, а также его царскими картушами.* Враги Египта изображены связанными у его ног. Они облачены в богатые одеяния, расшитые варварскими узорами, при этом художник постарался как можно точнее передать их лица, прически и украшения. На ливийцах мы видим татуировку, на неграх - крупные серьги, у сирийцев на шее - медальоны, у кочевников-шасу* - заколотые гребнями длинные, отброшенные назад волосы. Однако, надо думать, личные покои фараона и царицы украшали росписи и рельефы на более приятные темы.

Царские жилища занимали не особенно большую площадь. Это было квадратное сооружение со стороной менее сорока метров. Несомненно, фараон не останавливался здесь надолго, потому что у него был дворец и на другом берегу. В Дельте дворцов построено предостаточно, только выбирай! Мемфис, Он, Пер-Рамсес всегда радовались приезду фараона. Но он затеял еще одно строительство между Оном и Бубастом, на месте, которое арабы называют Телль-эль-Яхудиа; здесь и найдены глазурованные плитки того же типа, что в Мединет-Абу.

Время так безжалостно обошлось с дворцами фараонов Сети и Рамсесов, что, для того чтобы составить более ясное представление о дворцах фараонов Нового царства, нам приходится обратиться к царской резиденции Эхнатона, отстоящего по времени от этих фараонов совсем недалеко.

Пол колонных залов украшает мозаика - пруд с рыбами и водяными лилиями, окруженный зарослями камыша и папируса, с летящими над ним водоплавающими птицами; с воды взлетают дикие утки. Колонны обвиты виноградными лозами и плетями вьюнка. Капители и карнизы прекрасно инкрустированы. На стенах изображены сцены из жизни царской семьи: царь и царица сидят друг



Рис.: Роспись полов во дворце Эхнатона в Ахетатоне

против друга: Эхнатон - в кресле, Нефертити - на подушке. На коленях у нее младенец; старшая из царевен обнимает младшую; две другие играют рядом на полу. Многие ученые утверждают, что не встречали более очаровательной сцены в египетском искусстве, но это, пожалуй, преувеличение. В самом деле, пруды, папирус, птицы, животные - все это классические персонажи рельефов. А в Мединет-Абу мы видим фараона, окруженного очаровательными наложницами. Можно с уверенностью утверждать, что дворцы фараонов XIX и XX династий украшались с такой же роскошью. Как и во времена Эхнатона, стены, потолки, мозаичные полы, колонны и карнизы радовали глаза и душу свежестью красок и образов. Богатая мебель, роскошные украшения и одежды создавали исключительно изысканный ансамбль.

План у Petrie. Illahun, Kahun and Gurob, табл. 14.

Общее описание города и главных зданий см.: Pendlebury. Les fouilles de Tell el Amarna. P., 1936. План, с. 63.

Общий план Карнака: Topographical bibliography, II, 2, 98.

* Обычно пишут о знаменитом ливанском кедре. Однако еще в 1916 г. В. Лорэ доказывал, что термином «аш» обозначали благородную киликийскую пихту. Этой точки зрения придерживается его ученик П. Монтэ, и в настоящее время она наиболее популярна.

Wr. All., II, 30, 31.

Topographical bibliography, II, 112; Robichon et Varille. En Egypte, couverture.

The Oriental Institute of the University of Chicago, Communications, № 15, l, 28; № 18, frontispice.

Так, например, выглядят процессии в храмах Мединет-Абу и Абидоса (Medinet-Habu, Wr. Atl., II, 184-190).

Montet. Le drame d"Avaris. P., 1941, главы II и IV.

Montet. Tanis. P., 1942, c. 9, 23, 107, 128.

Papyrus Harris I, 78, 8.

Там же, с. 6.

Там же, с. 27-29.

Chassinat. Dendara. T. I, табл. 15; Robichon et Varille. Le temple du scribe royal Amenhotep, fils de Hapou. Le Caire, 1936, c. 35.

Pendlebury. ук. соч., с. 114, 140.

Fougerousse. Le grand puits de Tanis. - K?mi. V, 71-103.

* Шадуф - колодец, «журавль», изобретенный в Египте в эпоху Нового царства.

Posener. La premiere domination perse en ?gypte. Le Caire, 1936, c. 15-16.

ASAE, XVIII (1918), 145.

* П. Монтэ полагает, что именем Сесострис античные авторы называли Рамсеса II. Однако это собирательный образ, включивший черты нескольких великих царей (в частности, кроме Рамсеса II - Сенусерта III), а в более поздних античных сочинениях, видимо, и Александра Македонского.

* См. Послесловие.

ASAE, XXX, 40, 41.

Bibl. eg., VII, 12; ср.: Drame d"Avaris, c. 135-136.

The Oriental Institute of the University of Chicago, Communications, № 7, c. 1-23.

* В картуш - овал - заключалось имя фараона, данное ему при рождении. Выделение в текстах царских имен картушами сыграло важную роль при дешифровке египетских иероглифов.

* Племена, кочевавшие на Синайском полуострове и в Южной Палестине.

ASAE, XI (1910), 49-63.

Pap. Harris. I, 29, 8; Montet. Tanis. T. II.

Petrie. Tell el Amarna, c. 2-4; Davies. Mural Paintings in the City of Akhenaten. - J. E. A., VII, табл. l и 2.

Mem. Tyt., V, 28-29. О доме Табубуи см.: Maspero. Contes populaires. 4е?d., c. 147.

Davies. Neferhotep, c. 14.

Pendlebury. ук. соч., с. 127-149.

Там же, с. 152, 153.

Wr. All., I, 60; Mein. Miss. fr., XVIII, I; Urk., IV, 1046-1047.

Wr. All., I, 278 (Сад Миннахта).

Сад Рехмира: Wr. All., I, 3; Сад Себекхотепа: там же. Т. I, 222; Сад Аменемхеба: там же. Т. I, 66; Сад Кенамона: Davies. Ken-Amun, 47; роспись из Британского музея. 37983: Wr. All., I, 92.

Davies. The Town House in Ancient Egypt. - Metropolitan Museum Studies, I, may 1929, c. 233-255.

Один из этих экспонатов - в Каирском музее, другие - в Лувре, cf. K?mi, VIII.

Davies. ук. соч., с. 242. 243, 246, 247.

Рар. Ebers, recettes 840, 852, табл. 97-98.

* Речь идет о карликах. См.: Хрестоматия по истории древнего Востока (ХДВ). М., 1980, ч. I, с. 26.

Изящные кресла, прекрасно сохранившиеся, извлечены из гробниц Эйе и Тэйе и из гробницы Тутанхамона. В храмах и гробницах сохранилось множество великолепных изображений. Например: Mem. Tyt, V, 5, 9, 25; там же, IV, 7; Th. T. S., I, 15-16; там же. V, 41, 43.

Роспись во дворце Эхнатона: Pendlebury. ук. соч., с. 14; J. Е. А., VII.

Поразительная коллекция таких ваз, извлеченных из подземелий ступенчатой пирамиды, выставлена сегодня в музее Саккара. А те, что найдены в Абу-Роаше, см.: K?mi, VIII.

Montet. Vases sacr?s el profanes du lombeau de Psousenn?s. - Monuments Pioе. T. XXXVIII (1941), c. 17-39; Maspero. Essais sur l"art ?gyptien. P., 1912, c. 189-216; Edgar. The Treasure of Tell Basla. - Mus?e ?gypеien. T. II, c. 93, 108; Vernier. Cat. Caire, Bijoux el orf?vreries, c. 104, 106.

Medinet-Habu, 38, 55.

Davies. Ken-Amun, c. 13, 20.

Montet. Vie priv?e, табл. 13 и с. 145.

Данная статья посвящена краткому описанию дворца фараона в Древнем Египте. Как и у любого другого человека, у фараона был свой дом, где он проживал со своей семьей. Но высокое положение этого человека не предусматривало жизни в обычном доме, поэтому для фараона и членов его семьи строились дворцы. Их возводили либо в составе храмового комплекса, либо как самостоятельное сооружение, но имеющее храмовую постройку на своей территории.

Самым распространенным строительным материалом для постройки дворца были глиняные кирпичи, высушенные на солнце. Такие дома получались недолговечными, в отличие от храмов, для строительства которых использовались камни. Это связано с тем, что каждый фараон, вступивший на престол, стремился построить себе свой собственный дворец. Здание, принадлежавшее его предшественнику, оказывалось заброшено и в ближайшее время приходило в негодность. Именно благодаря этому факту до наших дней сохранилось не так много сведений о том, какими были дворцы фараонов, особенно в эпоху Раннего и Древнего царства.

Есть предположение, что внешний вид дворца был такой же, как и царских гробниц. Это связано с особенностями религиозного мировоззрения египтян, которые считали, что после смерти человек продолжает жизненный путь в загробном царстве. Соответственно, дом для жизни на том свете должен быть почти таким же, как жилище, используемое при жизни.

До наших дней сохранилась палетта фараона Нармера. На ней можно увидеть изображение дворца, имеющего четырехугольную форму и обнесенного крепостной стеной. Также судить о том, какими были дворцы, можно по изображениям, нанесенным на саркофаг. На каждой стороне саркофага можно увидеть фасады здания, в котором проживал фараон и его семья.

Исходя из сохранившихся источников можно сделать вывод, что в эпоху Древнего царства среди фараонов была популярна такая постройка, как дворец-замок. Он имел прямоугольную форму, был огорожен стеной, представляющей собой серию башенных строений. Что касается внутреннего обустройства, дворец делился на две зоны. Одна из них была предназначена для официальных царских помещений - тронный зал, зал для аудиенции, и многие другие. Вторая зона включала в себя помещения, предназначенные для министерств.

Такая форма, как дворец-замок, перестала существовать с началом эпохи Нового царства. Это связано с ростом могущества Египта. С этого времени дворец фараона, считавшегося божьим сыном и властелином всего мира являлся храмом. Тронный зал напоминал молельное помещение в храме. Постройку украшали колоннами и пилястрами.

Также следует обратить внимание на дворец, построенный фараоном-реформатором Эхнатоном. Он перенес столицу в Тель-эль-Амарну, назвав ее Ахетатон. Там и расположилась резиденция правителя. Дворец также представляет собой храмовую постройку, включавшую в себя не только тронный зал и резиденцию фараона и его семьи, но и зоологический сад, гарем и внутренние дворы, в которых расположились цветники. Резиденция Эхнатона расположилась по обеим сторонам от храма божества Атона.

После смерти Эхнатона его город был заброшен, жрецы и новые правители приложили все усилия, чтобы искоренить реформы этого царя.

Спустя годы фараоны стали строить свои жилища неподалеку от заупокойных храмов. Вместе со всеми постройками дворцы фараонов Древнего Египта представляли собой, если описывать кратко, полноценный город внутри города, включающий в себя все необходимое. Также помимо официальной резиденции, находящейся в столице Египта, у правителя были дома, расположенные на территории всей страны. Он находился в них, когда путешествовал по государству, и они были не такими богатыми и пышными, как столичная резиденция. Как правило, дворцы фараонов в Древнем Египте были окружены роскошными садами, где правитель и его семья могли насладиться прохладой.

Хотя большинству людей, интересующихся историей и культурой Древнего Египта, известно о том, как фараоны планировали свою загробную жизнь, гораздо меньше знакомо в каких условиях они проживали в реальности. Благодаря археологическим исследованиям на территориях Авариса - руин дворца двенадцатой-тринадцатой династий, Малката (Луксор), где находился царский комплекс фараона восемнадцатой династии Аменхотепа III, открытию города Ахетатона фараона-реформатора Эхнатона в Амарне, постепенно воссоздаётся картина дворца фараона.

Окруженный храмами и другими зданиями, дворец фараона Древнего Египта фактически представлял самодостаточный город. Здания и помещения, входившие в дворцовый комплекс, служили разнообразным функциям, от парадного зала к кухне - обширные сады и внутренние дворы, административные офисы, жильё чиновников, библиотека, кухни, многие складские постройки.

Малката, на арабском языке означающее «место, где подняли вещи» (из-за груд щебня и развалин всё ещё засоряющих область), название территории дворца Аменхотепа III, расположенной к югу от погребального храма Рамсеса III Мединет-Абу недалеко от «города ремесленников» в Дейр эль-Медина. Археологическая зона покрывает пространство тридцать тысяч квадратных метров и есть доказательства того, что при жизни Аменхотеп III не дождался окончания строительства. В любом случае, это самый большой дворец фараона Древнего Египта.

Дворец, построенный в четырнадцатом столетии до нашей эры, называли «чертогами Радости», изначально он был известен как «Дворец Ослепительного Атона» (солнечный диск, персонифицировавший изначальный аспект бога Ра, обожествленный сыном Аменхотепа III Эхнатоном).

Апартаменты фараона, расположенные в юго-восточном углу на территории примерно пятьдесят метров на двадцать пять метров, представлявшие коллекцию залов и дворов окружали парадный зал с колоннами. Имелся большой тронный зал и несколько небольших комнат, по всей видимости, бывшие приёмными, административными офисами, складскими помещениями.

Великая царская супруга Тейе (Тия) имела собственный роскошный Южный Дворец, принцесса Сатамон, старшая дочь Аменхотепа III и Тии проживала в Северном Дворце.

В дворцовый комплекс входили элитные виллы для других членов царской семьи и родственников, включая гарем, находившийся на востоке, жилое пространство для детей младших жен и евнухов - смотрящих гаремов, жильё для слуг.

Кроме жилых и бытовых помещений, в комплекс входил большой храм, посвященный Амону. Дворцовая область была связана каналом с большой гаванью, в сегодняшние дни это Биркет Хабу. Гавань объединяла дворец с Нилом, а, следовательно, со всем Египтом.

В гавани находилась золотая барка «Ослепительный Атон», на которой Аменхотеп и Тейе участвовали в государственных и религиозных фестивалях.

Кроме того, на востоке дворца по приказу фараона было выкопано искусственное озеро, куда Аменхотеп и Тейе и другими членами царской семьи мог приплыть на королевской барке.

Для организационной деятельности чиновников, отвечавших за разные области в пределах дворцового комплекса, имелись административные здания, Западные Виллы.

Царские мастерские находились на юге, а поселение ремесленников на севере (в Дейр эль-Медина).

Дорога соединяла дворец с погребальным храмом Аменхотепа, который охраняли Колоссы Мемнона, и «Алтарём Пустыни», Ком аль-Самак, на кирпичной платформе которого фараон участвовал в «празднике хвоста» - Хеб-сед.

Комплекс был в основном выстроен из сырцовых кирпичей, на многих из них отпечатан картуш Аменхотепа. Использования камня весьма ограничено, но при строительстве применяли так же древесину, известняк, песчаник, керамические плитки.

Внешние стены были окрашены белым цветом, интерьер же имел яркие цвета с геометрическими орнаментами, фресками, изображающими птиц и животных. Так потолок в гардеробной комнате Аменхотепа декорирован спиралевидными узорами и стилизованными бычьими головами - красного, синего и желтого цвета. Спальня была расписана защитными символами и стервятниками, священным животным богини Нехбет.

Колонный зал украшали очень натуралистичные фрески на тему Нила с плескающейся рыбой и птицами. Потолок поддерживали красиво вырезанные деревянные колоны, повторявшие форму лилии.

Некоторые залы покрывала цветная плитка с рисунками цветов, виноградной лозы, птиц, рыбы. В других помещениях - иероглифы со значением защиты, здоровья, удачи.

Интерьер наполняла прекрасная мебель и керамические изделия. Известно, что Аменхотеп был очень богат и покровительствовал искусствам.


Египет - одна из тех стран, посещение которых позволяет увидеть воочию красоту древнего мира, сохраненную в великолепных произведениях архитектуры.

Древний Египет - начало зарождения современной цивилизации

Он относится к первым государствам, появившимся в мире в далеком прошлом (их было несколько - тех, сведения о которых сохранились до наших лет). Возникли они на территории Древнего Востока благодаря существовавшим там хорошим условиям для жизни (климат, наличие водоемов) в начале III тыс. до н. э. К ним относятся Двуречье, Египет, Индия и Китай.

Древний Египет (кратко рассмотрим историю этой страны) располагался в долине реки Нил. Только по его берегам и в пустынных оазисах была возможна жизнь. Всю остальную территорию древнего государства занимала пустыня. Она представала большую опасность для египтян - наступающие пески, с которыми приходилось бороться круглый год и отвоевывать земли, годные для посевов, иссушающий ветер, терзающий страну в апреле и мае... Но одновременно пустыня несла и благо: она способствовала формированию в долине реки влажного и умеренного климата, необходимого для успешного земледелия, и была естественной преградой от нападений со стороны других стран. Здесь, по берегам Нила, покрытого плодородным черноземом, и возникла великая цивилизация Египта, прекрасными произведениями искусства и величественными архитектурными сооружениями которой современный человек может любоваться и сейчас.

Великие правители - воплощение богов на земле

Они - избранники богов, посредники между небом и землей, непоколебимый центр страны. насчитывает более четырех тысяч лет, и все эти долгие века он был единым целым - государством, в котором время словно застыло.

Значение фараона выражалось в том, что с приходом к власти царя для страны начиналась новая эра и новый отсчет времени. Правитель, земное воплощение бога Хора (Гора), должен был ревностно следить за своим главным богатством, порученным ему богами - Египтом. Он искоренял насилие и зло, устанавливал справедливость, порядок и согласие.

Одной из главных обязанностей фараона было строительство домов для великих богов. Древние храмы Египта, построенные в огромном количестве, прославляли Осириса, Изиду, Ра и других божеств. Сам фараон являлся одновременно и верховным жрецом, который проводил религиозные обряды и церемонии. Считалось, что боги могут услышать только его. Поэтому древние храмы имели большое значение в жизни египтян.

Искусство

Время сохранило для нас лишь малую толику произведений искусства древних египтян. Огромное количество драгоценных предметов хоронили вместе с фараонами в пирамидах, но все найденные на сегодня усыпальницы царей были разграблены тысячелетия назад. Только открытие дало миру представление о великом мастерстве древних художников, гончаров и ювелиров.

Есть и то, с чем не смогло справиться даже время. Это древние храмы Египта и пирамиды. Конечно, прошедшие тысячелетия сильно сказались на их сохранности, и некоторые из архитектурных сооружений бесследно исчезли. Но и сохранившиеся древние храмы могут дать представление о жизни египтян и их религии. Благодаря тому, что стены сооружений покрывались фресками со сценами, прославляющими фараонов, и надписями, рассказывающими об их деяниях, мы теперь многое знаем о том времени.

Архитектура

Величественные Египта и монументальные пирамиды - основной образец зодчества строителей прошлого. Считается, что в этой стране началась история архитектуры. Из-за отсутствия лесов строительными материалами здесь были известняк, песчаник, гранит и кирпич-сырец. Камень шел на сооружение пирамид и храмовых комплексов, из кирпича возводили дворцы и крепости.

Особенность египетской архитектуры заключалась в том, что каменную кладку делали без использования сцепляющих растворов. Изнутри и снаружи стены храмов и колонн были украшены фресками, фигурками и надписями. Все они являлись символичными.

Увидеть труд древних зодчих можно воочию или на фото Египта. Храмы и пирамиды даже на изображениях поражают своей монументальностью, строгостью линий и величественным спокойствием.

Как возводились древние архитектурные сооружения

Пирамиды - одна из загадок истории, которую современный человек до сих пор не может решить. Собственно, все, что связано с ними - одна большая головоломка. Ученые до сих пор не уверены, что строились пирамиды как погребальные комплексы фараонов. Как именно они возводились, учитывая отсутствие какой-либо технологии обработки и доставки гигантских каменных блоков, - еще одна

О строительстве храмов известно намного больше. Их было три вида: скальные, полускальные и наземные. Последние возводились по определенному типу. Это были прямоугольники, окруженные высокими стенами. От Нила к храму обычно вела дорога, которую по обеим сторонам украшали статуи сфинксов. Сооружения не представляли собой законченную композицию, они возводились по принципу формосложения - здания пристраивались друг за другом.

Скальные храмы имели наружный фасад, все остальные помещения вырубались в горной породе. Полускальные комплексы частично строились на поверхности, а частично - в скалах.

Обязательным элементом храмов были колонны. В зале Карнакского храма их 134. Часто они изображали связки тростника.

Древние храмы Египта не имели окон. Они освещались за счет небольших проемов под самой кровлей.

Обязательной была облицовка стен храмового комплекса или обмазка с росписью красками.

Великая женщина-фараон и ее святилище

Одно из красивейших строений Египта - храм Хатшепсут - было возведено для великой правительницы, руководившей страной в эпоху Нового царства.

В истории этого древнего государства было всего несколько случаев, когда власть переходила в женские руки, и происходило это в кризисные моменты. Хатшепсут, чистокровная царица, дочь Тутмоса I, была верховной жрицей Амона, что в немалой степени помогло ей получить бразды правления Египтом. Она стала женой своего брата Тутмоса II и после смерти мужа от болезни руководила страной.

Царица известна как фараон-строитель. Во время ее правления (за 22 года) было возведено много храмов, обелисков, святилищ, восстановлены разрушенные завоевателями-гиксосами памятники.

Заупокойный храм Хатшепсут располагается на западе от Фив и относится к полускальному типу. В древности он носил название «Джесер Джесеру» - «Священнейший из священных», а именовать его в честь царицы Хатшепсут стали намного позже.

Строителем этого великолепного архитектурного комплекса был зодчий Сенмут, которому впоследствии великая женщина-фараон доверила воспитание своей дочери Нефруры. Храм построили в рекордно короткие сроки - за 9 лет. Он вырублен в скалах и кажется их естественным продолжением. Состоит из трех огромных террас, располагающихся одна над другой. Каждая имеет открытый двор и святилище. В древности дорога к первой террасе была обсажена мирровыми деревьями, специально завезенными для этого в Египет. Согласно традиции, дорогу украшали и ярко раскрашенные сфинксы.

Первозданная красота храма Хатшепсут утеряна. Он пострадал от времени и землетрясений. Но и сейчас великолепный памятник древности поражает своей строгостью линий и величием.

Древняя красота Луксора

Не только монументальностью и величием знаменитых пирамид может поразить Египет. Карнакский храм, посвященный богу Амону-Ра, является самым крупным архитектурным комплексом страны.

Расположен он на правом берегу Нила в небольшом селении Карнак в трех километрах от другого известного храма - Луксорского. С ним его соединяет длинная аллея, украшенная статуями сфинксов. В древности он назывался Ипет-Исут. Строился гигантский храмовый комплекс более тысячи лет.

Святилище возведено в честь но также включает храмы других египетских божеств - Хонсу, Птаха, Монту, Мут. Здесь находятся капеллы, многочисленные обелиски, статуи фараонов и священное озеро.

Центр Карнакского храма и его гордость - Большой колонный зал. Он был построен во времена правления фараонов Сети I и Рамсеса II. В нем находятся 134 колонны, расположенные в 16 рядов. Самые большие из них имеют высоту 8-этажного дома.

Размеры храмового комплекса огромны. В нем располагаются более 30 храмов. Большая часть территории закрыта для туристов, поскольку здесь не прекращаются археологические раскопки и восстановление памятников древности. В настоящее время буквально по кусочкам воссоздается аллея сфинксов.

Святое место христианского мира на земле фараонов

Страна многих религий - так можно с полной уверенностью охарактеризовать Египет. Храм Екатерины - одна из почитаемых святынь христианского мира - находится на его территории. Строение существует уже 1600 лет. Храм был основан в IV столетии и укреплен по приказу византийского императора Юстиниана I в VI веке.

Храм Святой Екатерины в Египте построен у подножия где, по библейским преданиям, Моисей получил от бога, явившегося ему в пламени неопалимого куста, десять заповедей. Он назван по имени христианской просветительницы Екатерины, жившей в III веке, замученной и казненной за отказ от отречения от веры в Христа.

Храм Екатерины - это целый городок, включающий монастырь, храм и сотни других построек.

Абу-Симбел

На территории Египта можно увидеть множество великолепных храмов. Один из них интересен тем, что высечен в скале, и только фасад находится снаружи. Точнее, это два святилища семейной пары: фараона Рамсеса II и царицы Нефертари. Еще одно их предназначение - определять южную границу государства. Святилища знамениты своими гигантскими скульптурами, изображающих фараона и его жену.

Заключение

В древности египетские храмы были важной составляющей религиозной жизни великой страны. В наши дни их ценность состоит в том культурном наследии, которое они представляют. Памятники архитектуры дают возможность современному человеку прикоснуться к глубокой древности и позволяют узнать больше об истории Древнего Египта.

В местности, где не было и нет леса, в качестве строительного материала использовали необожженный кирпич-сырец, добываемый в долине Нила известняк, песчаник и гранит.

Какова философия архитектуры Древнего Египта?

Дворцы и жилища строились чаще всего из кирпича, а гробницы и захоронения - из камня. И этому есть своя причина.

Жизнь на земле - временна, поэтому рационально строить дома из менее прочного материала, а жизнь после смерти - вечна, следовательно и постройка должна стоять вечно.

Таково было мировосприятие древних египтян.

Из чего были сделаны здания в Египте, которые исчезли, не оставив и следа? Кирпичные дома, дворцы и городские стены рухнули, когда за ними перестали ухаживать, т.к. кирпич формировали из нильской грязи (ила) и соломы, а потом сушили на солнце.

Тайна египетской архитектуры

За исключением пирамид, египетские здания богато украшались картинами, каменной резьбой, иероглифами и объёмными статуями. Эти предметы искусства, величие и красота которых несравненны, рассказывают нам историю фараонов, богов, простых людей и природного мира: растений, птиц и животных.

Как древние египтяне смогли построить свои массивные сооружения с использованием примитивных инструментов, все еще остается загадкой не только архитектуры, но и египетской цивилизации.

Какие гробницы строили древние египтяне?

Погребения в Древнем Египте совершались на западном берегу Нила, где Солнце уходит в подземное царство.

Мастабы — архитектура Раннего царства

Архитектуру Египта в период с 3120 по 2649 годы до р.Х. представляют первые царские усыпальницы, называемые . Они были построены в Абидосе, древнем городе Верхнего Египта.

Представляют из себя усечённые пирамидальные строения, под которыми находятся мумии фараонов, членов их семей или придворных вельмож. Их форма напоминает обычную могилу огромного размера. Они отмечены стелой с начертанными именами.

В мастабах находились помещения для ритуальных предметов, необходимых в загробной жизни, посуды и сосудов для предложения еды и напитков. Здесь же хоронили слуг, наложниц, и других сопровождающих уход из этой жизни.


Мастаба Сешемнефера IV. Плато Гиза

Пирамиды — архитектура Старого Царства

Пирамиды Гиза. Архитектура Старого (или Древнего) Царства Древнего Египта

Были построены как гробницы фараонов с примерной датировкой с 2613 по 2467 до р.Х. Эти архитектурные сооружения стали первым чудом из семи чудес Света. Самая известная — Великая Пирамида в Гизе или пирамида Хеопса.

Долина царей — архитектура Нового Царства

Во время, начиная с 1500 и по 1069 гг. до р.Х. правители и вельможи устраивали свои гробницы в так называемой , предположительно, чтобы предотвратить грабеж своих усыпальниц. Это место ныне признано Юнеско объектом Всемирного Наследия.

Архитектура Древнего Египта: Долина царей. Захоронение Тутанхамона. CC BY-SA 3.0 , Ссылка

Архитектура Древнего Египта: храмы

В течение долгого времени египтяне строили многочисленные храмы вдоль Нила. Два из самых известных — в Карнаке и Луксоре. Эти впечатляющие сооружения, с их огромными колонными залами и пилонными воротами, были построены в честь усопших фараонов и почитаемых местных богов. Храмы были местами, где могли находиться боги и их божественные энергии, отделенные от всего остального в мире.


Архитектура Древнего Египта: храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри. Арх. Сенмут. Начало XV в. до р.Х.

Согласно легенде, первый храм появился на холме, поднявшемся из первозданного океана Нун. Изначальной формой жизни на этом холме было растение, которое облюбовал сокол, Хорус. Другая версия описывает цветок Лотоса как растение, из которого появилось Солнце. Впрочем, здесь нет противоречия. Потом были созданы люди. В знак благодарности живые существа начали строить храмы для почитания богов.

Так конструкция храма была заложена богами, и каждый последующий храм был копией первого. Жрецы проводили ежедневные ритуальные службы в честь божеств и фараонов, которым были посвящены храмы. В награду боги изливали на землю божественную благодать.


Архитектура Древнего Егмпта: храм Абу Симбел (Абу Симбиль) в честь Рамсеса II. Посвящён богам Амону, Ра-Хорахти и Птаху (прибл. ХI в. до н. э.)

Какие боги были в Древнем Египте?

Древнеегипетская религия была сложной системой политеистических верований и ритуалов (многобожия), которые представляли неотъемлемую часть общества. Она концентрировалась на взаимодействии египтян со многими божествами, которые, как полагают, присутствуют в силах природы и контролируют их.

Какова конструкция дворцов?

Дворцы были резиденциями фараонов и их окружения. Они состояли из комплекса зданий, предназначенных для размещения правительственной штаб-квартиры и храмов. Очень мало сохранилось до наших дней.


Зарисовка изображения на саркофаге главного жреца V-й династии Равера, (Гиза). Хорошо видны дворцовые башни, удлиненные ниши, между ними двери и окна. Ссылка

Дворец делился на две части:

  1. одна для удовлетворения потребностей фараона — жилая,
  2. а другая - служебная или административная.

Дворцы приобрели характерные архитектурные очертания в конце 4-ого тысячелетия до р.Х, которые повторялись в течение большей части 3-его тысячелетия. По существу конструкция представляла прямоугольную структуру из высоких стен, увенчанных башнями. Вершины башен часто украшались богатым карнизом или панелями.

Дворцово-храмовые комплексы

К концу 3-его тысячелетия до рождения Христа дворец превратился во дворцово-храмовый комплекс. И ко второму он стал еще более сложным, с добавлением гипостильного (греч. hypóstylos - поддерживаемый колоннами) зала с гигантскими колоннами, ведущими к тронному залу.

Архитектура Древнего Египта: храм Мединет Абу в Луксоре в честь Рамсеса III (прибл. ХII в. до р.Х.) CC BY-SA 2.5 , Ссылка

Помещения для нужд двора располагались в одной половине дворца, в другой для нужд фараона. Правительственные здания, озера и сады в этих комплексах создавали великолепные условия для жизни правителей Египта.

Самый сохранившийся из таких дворцово-храмовых комплексов находится в Мединет-Абу . Он был построен Рамсесом III в течение двадцатой династии, около 1150 г. до н.э.. Когда фараон приезжал из своей главной резиденции в дельте Нила, то располагался во дворце рядом с храмами для поклонения Рамсесу III и богу Солнца Амону. Также в комплекс входили склады и жилища для жрецов.