Н1 - норматив достаточности капитала. Норматив Н1: значение

Сначала необходимо понять, в какой форме стоит прилагательное:

Затем нужно выяснить, от какой части речи образовано слово: от существительного или от глагола.

Полная форма
I. Прилагательные от существительных II. Прилагательные от глаголов (причастия)
-Н- -НН- -Н- -НН-
-ан, -ян, -ин

лев - львиный
соль - соляной
кожа - кожаный

! Стеклянный
оловянный
деревянный

1. -онн, -енн

революция - революционный
листва - лиственный

! Ветреный
Но - безветренный

2. Н+Н = сон+ный

НО!
юный, румяный,
свиной, пряный,
пьяный, поганый,
зелёный, синий.

К первообразным также относятся слова: единый, фазаний, вороний, бараний, сазаний, тюлений, павлиний, багряный, рьяный, буланый.

3. МЯ = енн

временный (время)

1. без приставки

мороженый сом (от морозить)

не мороженый
полу мороженый

1. с приставкой

за мороженный сом

2. зависимое слово

мороженный мамой сом

3. суф. ова, ева, ирова

маринованный
асфальтированный

! кованый, жёваный, клёваный

! желанный, нечаянный, нежданный, негаданный

Краткая форма
1. Значение действия (что сделаны?) - "Н"
воспитаны отцом, взволнованы бурей
2. Значение признака (каковы?) - см. на полную форму: сколько "н" в полной, столько и в краткой.
Они воспитанн ы и образованн ы (воспитанные и образованные).

Задачи и тесты по теме "Правописание "н" и "нн" в прилагательных и причастиях"

  • Правописание причастий - Причастие 7 класс

    Уроков: 3 Заданий: 12 Тестов: 1

  • Правописание причастий, причастный оборот

    Уроков: 4 Заданий: 11 Тестов: 2

  • Правописание имён прилагательных - Имя прилагательное 6 класс

    Уроков: 5 Заданий: 10 Тестов: 1

  • Имя прилагательное как часть речи - Морфология. Самостоятельные части речи 10 класс

Для начала нужно определить, что такое заголовок в тексте на сайте. Заголовки — это то, что находится в тегах H1, H2, H3, Н4, Н5 и H6.

Технические специалисты прекрасно понимают, о чём идёт речь. Чтобы было понятнее, поясним: H1, H2, H3... H6 - это заголовки первого, второго, третьего и так далее уровней.

Говоря о заголовках, мы имеем в виду прежде всего не оформление: Div или Span, тег параграфа, увеличение размера шрифта или раскрашивание в другой цвет через CSS, таблицы стилей и т. п. Нас не интересуют эти ухищрения, которыми, кстати, и не стоит злоупотреблять.

Иными словами, важно не то, КАК писать заголовки в плане внешнего оформления, а то - КАК писать в плане содержания.

Почему заголовок важен?

Важен ли заголовок в тексте? Очень! Почему? Причина - в человеческой психологии, которая, кстати, требует структурировать текст.

Пользователь, как правило, проглядывает страницу по диагонали, потому что:

  • не всегда хочет читать статью полностью;
  • торопится из-за недостатка времени;
  • просматривает много сайтов конкурирующих компаний.

Именно поэтому заголовкам необходимо придавать первостепенное значение.

Что и как писать в заголовках?

Что и как писать в заголовках, чтобы страница сайта высоко ранжировалась и с точки зрения поисковых систем соответствовала требованиям и алгоритмам?

Достаточно использовать теги H1, H2 и H3

Как правило, этого хватает, чтобы достичь поставленных целей. В крайнем случае можно подключить тег Н4. Очень редко дело доходит до тега Н6.

Заголовок Н1, заголовок первого уровня, должен быть на странице один

Это крайне важное правило! Заголовков Н1 не должно быть два, три или десять! Иногда поисковые системы относятся к этому негативно.

Заголовок Н1 может повторять тайтл

Это нормально и ошибкой не будет. Если тайтл короткий, ясный и чёткий, заголовок Н1 вполне может его продублировать.

Допустим, страница посвящена некой вымышленной модели Samsung Galaxy Tub. В тайтле логично прописать «Samsung Galaxy Tub». И в этом случае нет ничего плохого, если заголовок Н1 будет звучать точно так же. Более того, в данной ситуации сделать нужно именно так.

А в заголовки Н2 тогда можно вынести другие важные вещи.

Если страница продвигается по нескольким запросам, их лучше всего включать в Н2, то есть в заголовки второго уровня

Это выглядит следующим образом: идёт подзаголовок - в нём один запрос, а после подзаголовка - абзац, посвящённый заявленной в подзаголовке теме.

Но в новый подзаголовок выносим уже второй запрос (либо в чистом виде, либо в окружении других слов), а дальше снова следует абзац или несколько абзацев по теме запроса и т. д.

Если страница продвигается по 1-2 запросам, достаточно использовать этот запрос в теге Н1

Всё должно выглядеть естественно, гармонично, удобно для пользователя, приятно для взгляда и, конечно, удобочитаемо. Ни в коем случае не нужно пичкать страницу запросами.

Если запросов мало, не стоит их дублировать в Н1, в Н2 и в Н3

Пишем в Н1 заветные слова, а заголовками Н2 распоряжаемся по своему усмотрению.

Тег Н2 можно, к примеру, отвести под технические характеристики, комментарии, отзывы, описание.

Не надо ссылку вставлять в заголовок

С точки зрения стандартов HTML это не очень хорошо. Возможно, жёстких санкций за такое никто давать не будет, но и рисковать тоже не надо.

Исключения составляют, пожалуй, внутренние ссылки, которые размещены, в Н3 и Н4, но и этого легко можно избежать.

Помните знаменитую песню капитана Врунгеля: «Как вы судно назовёте, так оно и поплывёт...»? Эти слова вполне можно отнести и к нашей теме, потому что от того, что и как вы напишите в заголовках статей, во многом зависит, как сайт будет продвигаться в поисковых системах.

Перед тем, как приступить к проектированию многоуровневого здания, архитектор должен уделить особое внимание разработке эскизов лестничных клеток

При возведении лестниц в многоуровневых помещениях строители должны принимать во внимание тот факт, что в случае возникновения пожара именно ступенчатая конструкция может стать единственным путем к выходу на воздух и спасению людей.

В зависимости от того, насколько приспособлена система к эвакуации находящихся в здании лиц, лестничные клетки принято подразделять на типы Н1, Н2, Н3, Л1 и Л2. Об основных конструктивных особенностях данных пролетов, а также о требованиях, к ним предъявляемым, и пойдет речь в данной статье, проиллюстрированной большим количеством фото.

Что из себя представляет лестничная клетка

Перед тем, как начнется сооружение лестницы, в здании для нее проектируется специальный вертикальный проем – лестничная клетка.

Лестничная клетка — это совокупность всех элементов ступенчатой конструкции, а также стен, потолка, пола, оконных и дверных проемов

  • ступенчатые марши;
  • площадки;
  • ограждения;
  • стенки с дверными и оконными проемами;
  • перекрытия и полы.

Типы ступенчатых площадок квалифицируются в зависимости от их пожарной безопасности и степени задымляемости при возникновении очага возгорания

Основным критерием, по которому происходит подразделение лестничных клеток на типы является пожарная безопасность и беспрепятственная эвакуация людей в случае возникновения очага возгорания и задымленности.

При пожаре именно лестница может являться единственным путем для эвакуации людей из здания

Классификация лестничных клеток

В зависимости от уровня задымляемости в случае пожара, лестничные клетки могут быть:

  • обычные – данный вид подразделяется на типы Л1 и Л2;
  • незадымляемые – типы Н1, Н2 и Н3.

Клетки ступенчатых конструкций могут быть обычными и незадымляемыми

Обычные лестничные площадки

Конструкции, которые при пожаре могут быть подвержены задымлению, относятся к обычным лестничным площадкам, которые в свою очередь делятся на два основных типа — Л1 и Л2.

На данном чертеже схематично продемонстрированы два типа обычных лестничных систем — Л1 и Л2

Тип Л1

Ступенчатая площадка Л1 характеризуется наличием на каждом этаже застекленных окон, расположенных в несущей стене здания, через которые в помещение поступает естественный свет. В некоторых случаях эти просветы в стене могут быть не застеклены.

На каждом уровне лестничной клетки, относящейся к типу Л1, должны находиться застекленные оконные проемы

Тип Л2

Лестничная площадка типа Л2 имеет натуральное освещение, которое поступает на пролет через застекленные открытые просветы, сделанные в покрытии.

Тип Л2 характеризуется наличием естественного освещения, поступающего на клетку через стенные застекленные либо открытые просветы

Незадымляемые лестничные клетки

По правилам противопожарной безопасности все незадымляемые лестницы обязаны оборудоваться аварийным освещением. По ширине дверной проем должен составлять не менее 1,2 метра, а высота его превышать 1,9 метра. Выходы с лестничных маршей не следует устраивать по ширине уже пролета. Если незадымляемая клетка устраивается через стену с шахтой лифта, то в этой стене устраивается вентиляционное отверстие на уровне верхнего этажа для свободного доступа воздуха. В проходах к незадымляемым лестницам и на лестничных площадках нельзя располагать личные вещи. Запрещено самостоятельно монтировать не предусмотренные строительным проектом перегородки. Также нельзя прорубать проходы в существующих противопожарных переборках. Незадымляемые лестничные марши должны быть оборудованы поручнями из негорючих и мало нагревающихся материалов.

Основными требованиями, предъявляемыми к данному типу систем, являются:

  • наличие специальных шлюзов для поступления на ступенчатую клетку воздушных потоков из чистой от дыма зоны;
  • присутствие эвакуационных ходов, позволяющих людям покинуть опасное помещение в момент возгорания.

Незадымляемые конструкции также имеют свое подразделение – это типы Н1, Н2 и Н3.

Виды лестничных незадымляемых конструкций

Тип Н1

Данный тип лестничных клеток имеет вход с этажей строения через уличную часть постройки по открытому переходу, свободному от дыма. Такой вид конструкции часто применяется в административных, общественных и учебных заведениях, чья высота превышает 28 метров. Он считается наиболее приспособленным для проведения эвакуации людей из здания, охваченного дымом. Это тип требует устройства лестниц, на которые можно попасть с площадок этажа через пространство с открытым воздухом. Конструктивная особенность таких сооружений в том, что они не связаны напрямую с этажами здания. Обычно клетки Н1 располагаются в углах зданий и сооружений с наветренной стороны и имеют переходы балконного вида, огражденные защитными экранами. Переход можно выполнить в виде лоджии или открытой галерей, ширина прохода должна составлять не менее 1,2 метра. Ширина простенка между проходами, а равно и промежуток до ближайшего окна не может быть менее двух метров.

Отличительной особенностью ступенчатой клетки типа Н1 является наличия выхода с лестницы прямо на улицу

Тип Н2

Лестницы, устраиваемые по типу Н2, рекомендованы в зданиях, верхний этаж которых располагается на высоте от двадцати восьми до пятидесяти метров. Воздушный подпор в клетки Н2 устраивается по принципу печной тяги и может быть постоянным или открывающимся во время пожарной тревоги. Также возможно устройство автономного подпора от воздушных электронасосов. Электрические насосы, обеспечивающие давление воздуха, должны быть снабжены источниками бесперебойного питания. Сила тяги (или подпора) должна быть тщательно рассчитана при проектировании вентиляции. Давление должно быть таким, чтобы противопожарные двери на лестницу смог открыть любой человек. На нижнем этаже давление на двери должно составлять не менее двадцати паскалей, на верхнем – не более ста пятидесяти паскалей. Вход на лестничные марши Н2 устраивается через тамбуры или шлюзы, оборудованные противопожарными дверями соответствующей категории. Целесообразно устраивать в незадымляемых клетках второй категории вертикальные перегородки через каждые семь или восемь этажей. Подпор воздуха монтируется в верхние зоны получившихся отсеков.

Тип Н2 оснащен специальным подпором для подачи чистого воздушного потока при пожаре

Тип Н3

Третий вид незадымляемых лестничных клеток тоже использует подпор воздуха. Отличие от клеток, устроенных по типу Н2, заключается в устройстве особых помещений для прохода людей с самозакрывающимися дверями на доводчиках. Размеры помещений должны составлять не менее четырех квадратных метров. Подпор воздуха в клетках такого класса осуществляется как в занимаемое лестницей пространство, так и в устроенные таким образом шлюзы. Воздушная тяга может осуществляться на постоянной основе или включаться автоматически во время возгорания или задымления.

Если речь идет о невысоких зданиях, то здесь чаще применяют обычные лестницы типа Л1 и Л2, в высотках же необходимо возводить системы, относящиеся к типам Н1, Н2 и Н3

Другие типы эвакуационных конструкций

В качестве альтернативы незадымляемым лестницам могут использоваться и другие конструкции. Например лестничные клетки категории Л1 и Л2 с естественным освещением (проветриванием) через оконные проемы.
Также устраиваются различные пожарные лестницы по ГОСТу снаружи жилых и общественных зданий. В случае пожара по таким лестницам проводится эвакуация и доставляется противопожарное оборудование.

на ГПО

Первоначально предназначалась для вывода на околоземную орбиту тяжёлой (75 т) орбитальной станции с перспективой обеспечения сборки тяжелого межпланетного корабля для полётов к Венере и Марсу . С принятием запоздалого решения по включению СССР в т. н. «лунную гонку », по организации полёта человека на поверхность Луны и возвращения его обратно, программа Н1 была форсирована и стала носителем для экспедиционного космического корабля Л3 в комплексе Н1-Л3 советской лунно-посадочной пилотируемой программы .

Все четыре испытательных запуска Н-1 были неуспешными на этапе работы первой ступени. В 1974 году советская лунно-посадочная пилотируемая лунная программа была фактически закрыта до достижения целевого результата, а несколько позже - в 1976 году - также официально закрыты и работы по Н-1.

Вся пилотируемая лунная программа, включая носитель Н-1, была строго засекречена и стала достоянием общественности только в 1989 году . Техническое наименование Н-1 было производным от слова «носитель». На Западе ракета-носитель была известна под условными обозначениями SL-15 и G-1e .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В КБ С. П. Королева проработки ракеты велись задолго до начала официального проектирования. Уже в 1961-1962 годах отрабатывались отдельные агрегаты и их фрагменты, была определена основная конструктивно-компоновочная схема ракеты . Проектные материалы по ракете Н-1 (всего 29 томов и 8 приложений) в начале июля 1962 года были рассмотрены экспертной комиссией под председательством президента Академии наук СССР М. В. Келдыша . Постановлением от 24 сентября 1962 года было установлено начать лётные испытания РН Н-1 в 1965 году .

    Основные характеристики ракеты-носителя

    Носитель Н-1 был выполнен по последовательной схеме расположения и работы ступеней и включал 5 ступеней, на всех из которых использовались кислород-керосиновые двигатели. На установке таких двигателей настаивал С. П. Королёв. Не имея технологических и инфраструктурных возможностей рискованного и затратного создания передовых высокоэнергетичных кислород-водородных двигателей и отстаивая более мощные двигатели на токсичных высококипящих компонентах, ведущее по ракетному двигателестроению КБ Глушко отказалось делать двигатели для Н1, и их создание было поручено авиадвигательному КБ Кузнецова , которое добилось наивысшего энергетического и ресурсного совершенства для двигателей кислород-керосинового типа. На всех ступенях топливо хранилось в шаровых баках, подвешенных на несущей оболочке. Двигатели КБ Кузнецова были недостаточно мощными, их приходилось устанавливать в больших количествах, что привело к ряду негативных эффектов .

    Ступени именовались блоками «А», «Б», «В» (использовались для выведения корабля Л3 на околоземную орбиту), «Г», «Д» (предназначались для разгона корабля от Земли и торможения у Луны). Таким образом, Н1 как носитель для вывода на низкую околоземную орбиту фактически был 3-ступенчатым, а 43,2-метровый 95-тонный отлётный лунный ракетный комплекс под общим головным обтекателем диаметром 5,9 метра с системой аварийного спасения состоял из 2 верхних блоков носителя Н1 и корабля Л3 , включавшего как модули 9,85-тонный лунный орбитальный корабль ЛОК (11Ф93) и 5,56-тонный лунный корабль ЛК (11Ф94) .

    На первой ступени (блоке «А») со стартовой массой 1880 (в том числе сухой - 130) тонн, диаметром от 10,3 до 16,9 метра и длиной 30,1 метра вдоль двух концентрических окружностей было установлено 30 (до лунной программы было только 24 по внешней окружности; затем к ним добавились ещё 6 по внутренней) двигателей НК-33 на варианте Н1Ф (ранее на Н1 - НК-15) с единичной тягой 171 (ранее - 154) тонн и суммарной 5130 (4615) тонн. На старте до отделения блок «А» должен был отрабатывать 115-125 секунд.

    На второй ступени (блоке «Б») стартовой массой 561 (в том числе сухой - 55) тонн, диаметром от 7,3 до 10,3 метра и длиной 20,5 метра было установлено 8 двигателей НК-43 (ранее - НК-15) с единичной тягой 179 тонн и суммарной 1432 тонн. Блок «Б» должен был отрабатывать 120 секунд.

    На третьей ступени (блоке «В») стартовой массой 189 (в том числе сухой - 14) тонн, диаметром от 5,5 до 7,6 метра и длиной 11,1 метра было установлено 4 двигателя НК-31 (ранее - НК-21) с единичной тягой 41 тонн и суммарной 164 тонн. Блок «В» должен был отрабатывать 370 секунд.

    На четвёртой ступени (блоке «Г») стартовой массой 62 (в том числе сухой - 6) тонн, диаметром 4,1 метра был установлен 1 двигатель НК-19 (ранее - НК-9В) с тягой 45,5 тонн. Блок «Г» должен был отрабатывать 443 секунд при возможности многократных включений.

    На пятой ступени (блоке «Д») стартовой массой 18 (в том числе сухой - 3,5) тонн, диаметром 4,1 метра был установлен 1 двигатель РД-58 с тягой 8,5 тонн. Блок «Д» должен был отрабатывать 600 секунд при возможности многократных включений. На основе этой ступени впоследствии был создан разгонный блок ДМ , нашедший широкое применение и после закрытия советской лунной программы.

    Сборка и изготовление крупногабаритных ступеней ракеты осуществлялась непосредственно на космодроме Байконур , в специально построенном филиале завода «Прогресс» и огромном монтажно-испытательном корпусе (МИК) на 112-й площадке, так как из-за негабаритных размеров ступеней не было возможности транспортировать их на космодром в собранном виде с завода-изготовителя, находящегося в городе Куйбышев . Головной блок готовили на площадке № 2. Сборка РН и головного блока в МИКе пл. 112 производилась в горизонтальном виде, так же, как и вывоз на стартовый стол силами двух тепловозов на установщике, двигавшемся по двум параллельным железнодорожным путям.

    Предполагалось, что на основе конструктива Н1 будет эксплуатироваться семейство ракет-носителей, включая форсированную версию Н1Ф и модернизированный до полезного груза в 155-175 тонн вариант на кислород-водородных двигателях Н1М, меньшие по размерам Н11/11А53 (три средние ступени Н1) стартовой массой 700 тонн для полезного груза в 25 тонн и Н111/11А54 (третья и четвёртая ступени Н1) стартовой массой 200 тонн для полезного груза в 5 тонн, а в перспективе и бо́льшие носители Н2, Н3, Н4 стартовой массой соответственно 7000, 12 000, 18 000 тонн (у которых под две нижние ступени Н1 последовательно подставлялись ещё более мощные первые ступени).

    Первое время внутренней советской альтернативой лунному носителю Н-1 КБ Королёва были нереализованные проекты аналогичных носителей УР-700 КБ Челомея и Р-56 КБ Янгеля.

    Несмотря на некоторые менее прогрессивные технические решения (большее число ступеней, большее количество двигателей, большая суммарная тяга и меньший размер их сопел на первой ступени, отказ от использования более высокоэнергетического кислород-водородного топлива на верхних ступенях, меньшая масса полезной нагрузки) советский носитель Н1 был соизмерим с американским носителем Сатурн V .

    Н1 изначально также планировался как носитель собираемого на орбите многоцелевого тяжёлого межпланетного корабля (ТМК) , а позже как носитель также нереализованных проектов тяжёлого марсохода «Марс-4НМ», межпланетной станции для доставки грунта с Марса «Марс-5НМ», тяжёлых орбитальных станций .

    Пуски

    Было проведено четыре испытательных пуска Н1. Все они окончились неудачей на этапе работы первой ступени. Хотя на отдельных стендовых испытаниях двигатели показали себя достаточно надёжными, большинство возникавших проблем с носителем было вызвано вибрацией , гидродинамическим ударом (при выключении двигателей), разворачивающим моментом , электрическими помехами и другими неучтёнными эффектами, вызванными одновременной работой такого большого количества двигателей и большим размером ракеты. Эти проблемы были выявлены на этапе лётных испытаний, поскольку из-за нехватки средств не были созданы наземные стенды для динамических и огневых испытаний всего носителя или первой ступени в сборе. Такой спорный подход, ранее с переменным успехом применявшийся к намного меньшим по размерам и несравнимо более простым по устройству баллистическим ракетам, привёл к череде аварий .

    Все пуски носителя Н-1 производились с площадки № 110 (с двумя стартовыми столами) космодрома Байконур .

    Первый пуск

    Изделие № 3Л. Пуск произведён в 12 часов 18 минут 07 секунд 21 февраля 1969 года , с беспилотным кораблем 7К-Л1А/Л1С (11Ф92) «Зонд-М» (прототипом ЛОК) в качестве полезной нагрузки, закончился аварийно . Через несколько секунд после старта, в результате кратковременного скачка напряжения, система управления КОРД (КОнтроль Ракетных Двигателей) выключила двигатель номер 12. После этого КОРД выключил двигатель номер 24, для того, чтобы симметризировать тягу ракеты. Через 6 секунд продольные колебания корпуса ракеты привели к разрыву линии подачи окислителя, а через 25 секунд - к разрыву топливопровода . Когда топливо и окислитель соприкоснулись, произошло возгорание. Огонь повредил проводку, возникла электрическая дуга. Датчики КОРД интерпретировали дугу как проблему с давлением в турбонасосах, и КОРД выдал команду отключить всю первую ступень на 68-й секунде запуска. Эта команда была также передана второй и третьей ступеням, что привело к запрету принятия сигналов ручного управления с земли, за которым последовал взрыв носителя на высоте 12,2 км. Ракета упала по трассе полёта в 52 километрах от стартовой позиции.

    Второй пуск

    Изделие № 5Л с беспилотным кораблём 7К-Л1А/7К-Л1С (11Ф92) «Зонд-М» (прототипом ЛОК) и макетом лунного посадочного корабля ЛК (11Ф94) комплекса Л3. Пуск состоялся 3 июля 1969 года и также закончился аварийно из-за ненормальной работы периферийного двигателя № 8 блока А. Ракета успела вертикально взлететь на 200 метров - и началось отключение двигателей. За 12 секунд были отключены все двигатели, кроме одного - № 18. Этот единственный работающий двигатель начал разворачивать ракету вокруг поперечной оси. На 15-й секунде сработали пороховые двигатели системы аварийного спасения , раскрылись створки обтекателя, и спускаемый аппарат, оторванный от носителя, успешно улетел, после чего носитель на 23-й секунде полёта плашмя упал на место старта. В результате крупнейшего в истории ракетостроения взрыва стартовый стол был практически разрушен, а расположенный неподалёку с ним второй стартовый стол сильно повреждён. По заключению аварийной комиссии под председательством В. П. Мишина, причиной аварии было разрушение насоса окислителя двигателя. На анализ результатов испытаний, дополнительные расчёты, исследования и экспериментальные работы и подготовку второй пусковой установки ушло два года .

    Третий пуск

    Изделие № 6Л с макетом беспилотного лунного орбитального корабля ЛОК (11Ф93) и макетом лунного посадочного корабля ЛК (11Ф94) комплекса Л3. Пуск состоялся 27 июня 1971 года . Все 30 двигателей блока А вышли на режим предварительной и главной ступеней тяги в соответствии со штатной циклограммой и нормально функционировали, однако в результате нерасчётного момента по крену ракету стало поворачивать вокруг продольной оси, рулевые сопла перестали справляться с поворотом, углы превысили допустимые, и ракета начала разрушаться в полёте. Первым разрушилось место соединения блока В и головного блока, он упал недалеко от места старта. Поскольку для гарантий сохранности стартового комплекса команда аварийного выключения двигателей была заблокирована до 50 секунд, полет продолжался. Первая и вторая ступени неуправляемо полетели дальше, и после снятия блокировки на 50,1 секунды полета двигатели были выключены аварийной командой от концевых контактов гироприборов. Врезавшись в землю со взрывом, РН образовала в 16,2 км от старта воронку диаметром 45 и глубиной 15 метров. Ракета не долетела до площадки № 31 около пяти километров.

    Четвёртый пуск

    Изделие № 7Л с беспилотным лунным орбитальным кораблем ЛОК (11Ф93) и макетом лунного посадочного корабля ЛК (11Ф94) комплекса Л3. Пуск состоялся 23 ноября 1972 года . Перед испытанием ракета претерпела значительные изменения, направленные на устранение выявленных недостатков и увеличение массы выводимого полезного груза. Управление полётом осуществляла бортовая ЭВМ по командам гироплатформы (главный конструктор Н. А. Пилюгин). В состав двигательных установок были введены рулевые двигатели. Была установлена фреоновая противопожарная система, создающая в полёте вокруг двигателей защитную газовую среду. Измерительные системы были доукомплектованы вновь созданной малогабаритной радиотелеметрической аппаратурой. Всего на этой ракете было установлено более 13 тыс. датчиков.

    Ракета пролетела без замечаний 106,93 секунды до высоты 40 км. За 7 секунд до расчётного времени разделения первой и второй ступеней при плановом снижении тяги путём отключения шести центральных двигателей произошло практически мгновенное, со взрывом, разрушение насоса окислителя двигателя № 4. Взрыв повредил соседние двигатели и саму ступень. Затем последовал пожар и разрушение первой ступени. Теоретически, энергоресурсов ракеты было достаточно, чтобы, при условии досрочного отделения первой ступени, обеспечить нужные параметры выведения за счёт работы верхних ступеней. Однако система управления не предусматривала такой возможности.

    Окончание работ

    После вновь проведённых больших работ по доведению носителя очередной пуск носителя Н1Ф (изделие № 8Л) со штатными беспилотным лунным орбитальным кораблём 7К-ЛОК (11Ф93) и лунным посадочным кораблем Т2К-ЛК (11Ф94) комплекса Л3 намечался на август 1974 года , когда в автоматическом режиме должна была быть выполнена вся программа полёта к Луне и обратно. Затем через год должен был стартовать носитель (изделие № 9Л) с беспилотным кораблем Л3, посадочный корабль-модуль ЛК которого оставался бы на лунной поверхности как резерв для скорого следующего старта носителя (изделие № 10Л) с первой советской пилотируемой экспедицией на Луну. После этого планировалось ещё до 5 стартов носителя с пилотируемыми кораблями.

    Однако «лунная гонка» была СССР прекращена, и, несмотря на разработанные технические предложения по лунной орбитальной станции Л4 и новому комплексу Н1Ф-Л3М для обеспечения сначала долговременных экспедиций на Луну к 1979 году , а затем и сооружения на её поверхности в 1980-х годах советской лунной базы

    В этой статье я подробнее остановлюсь на некоторых критериях оценки надежности банков. Речь пойдет про банковские нормативы и другие важные финансовые показатели.

    Надежность банка во многом определяется его финансовой устойчивостью. Финансовая устойчивость — это способность банка противостоять внешним и внутренним негативным факторам, влияющим на его финансовое положение.

    Для того, чтобы было легче определить надежность и финансовую устойчивость банка, существуют банковские нормативы.

    Банковские нормативы

    Нормативы были разработаны Центральным Банком России и являются обязательными для соблюдения всеми банками. Банковские нормативы рассчитываются на основе ежемесячной финансовой отчетности банков и постоянно отслеживаются ЦБ. В случае нарушения нормативов ЦБ может наложить ограничения на деятельность банка и проведение банковских операций, например запретить прием вкладов физических лиц, наложить штрафы, ввести временную администрацию и в конце концов отозвать лицензию.

    Существует 9 обязательных банковских нормативов. Формулы их расчета можно найти в инструкциях на сайте ЦБ РФ.

    • Н1 Норматив достаточности собственного капитала (минимум 10%)
    • Н2 Норматив мгновенной ликвидности (минимум 15%)
    • Н3 Норматив текущей ликвидности (минимум 50%)
    • Н4 Норматив долгосрочной ликвидности (максимум 120%)
    • Н6 Норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (максимум 25%)
    • Н7 Норматив максимального размера крупных кредитных рисков (максимум 800%)
    • Н9.1 Норматив максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) (максимум 50%)
    • Н10.1 Норматив совокупной величины риска по инсайдерам банка (максимум 35%)
    • Н12 Норматив использования собственных средств (капитала) банка для приобретения долей (акций) других юридических лиц (максимум 25%)

    Первые четыре норматива — достаточности капитала и ликвидности — основные.

    Норматив достаточности капитала H1.0

    Основной доход банк получает с процентов. Банк привлекает заемный капитал в виде депозитов и и выдает кредиты или вкладывает деньги в ценные бумаги. Например, банк привлекает депозиты по 10%, а кредиты выдает по 20%. На разнице процентов между привлеченными депозитами и выданными кредитами банк зарабатывает прибыль. Причем величина заемного капитала значительно превышает собственный капитал. Если доход банка сильно уменьшится, например заемщики перестанут выплачивать проценты по кредитам, банк может получить убыток. Самый простой способ возместить убытки — покрыть их из собственного капитала.

    Норматив достаточности капитала банка — это соотношение между собственным капиталом и активами, скорректированными на коэффициент в зависимости от степени риска (выданные кредиты, вложения в ценные бумаги, прочие инвестиции имеют разный риск). Он показывает способность банка возмещать финансовые потери из собственного капитала. Чем больше значение этого норматива, тем больше собственных средств банка в совокупных активах, тем больше финансовая устойчивость банка. Минимальное значение достаточности капитала, установленное Центробанком — 10%. Если норматив достаточности капитала меньше 2%, ЦБ обязан отозвать у банка лицензию.

    Нормативы ликвидности

    Нормативы ликвидности показывают готовность банка исполнять свои обязательства. Депозиты и средства клиентов на текущих счетах являются для банка обязательствами. Вкладчики могут их потребовать в любой момент, и банк должен быть готов выдать средства своим вкладчикам. Активы банка (деньги, кредиты, ценные бумаги) различаются по ликвидности. Самые ликвидные — деньги в кассе, банкоматах и на счетах банка. Эти средства банк может выдать и перевести на другой счет в любой момент. Но банк не хранит все свои активы в виде денег, большинство активов банка — это кредиты или ценные бумаги. В случае, если текущие средства заканчиваются, банк может в короткий срок продать свои ценные бумаги и перевести их в деньги, чтобы исполнить свои обязательства. Однако львиная доля активов банка — это кредиты. С кредитами намного сложнее, некоторые кредиты банк выдает на много лет и не может вернуть их в один момент. Поэтому банк должен соблюдать баланс между высоколиквидными и низколиквидными активами, чтобы быть способным вовремя исполнять свои обязательства и при этом зарабатывать себе прибыль. Оценить способность банка исполнять свои обязательства можно с помощью нормативов ликвидности.

    Существует 3 норматива ликвидности в зависимости от срока: мгновенная, текущая и долгосрочная.

    Норматив мгновенной ликвидности Н2 показывает риск потери платежеспособности банка в течение одного дня. Это отношение высоколиквидных активов банка, которые банк может реализовать в течение дня, к сумме обязательств, которые банк должен исполнить или у него могут истребовать в течение одного дня. К таким обязательствам относятся суммы на текущих и расчетных счетах, счетах до востребования, однодневные межбанковские кредиты. Сумма этих обязательств корректируется на величину минимального обязательного остатка средств на счетах. Минимальное значение норматива 15%.

    Норматив текущей ликвидности Н3 показывает риск потери платежеспособности банка в течение ближайших 30 дней. Это отношение суммы ликвидных активов банка к сумме обязательств банка, которые требуется исполнить банку или которые могут потребовать у банка исполнить в течение 30 ближайших дней. Минимальное значение норматива 50%.

    Норматив долгосрочной ликвидности Н4 показывает риск потери платежеспособности банка в результате размещения средств в долгосрочные активы. Это отношение долгосрочных кредитов, выданных банком, со сроком погашения более года к собственному капиталу банка и обязательствам банка, со сроком погашения более года. Максимальное значение норматива 120%.

    Финансовые показатели банка

    Рентабельность активов и капитала

    Рентабельность активов и собственного капитала показывают эффективность работы банка. Рентабельность — это отношение прибыли к активам (ROA) или к собственному капиталу (ROE). Чем больше рентабельность, тем эффективнее банк использует свой или заемный капитал для получения прибыли. Если рентабельность капитала в течение года снижалась, это может означать, что банк стал испытывать какие-то проблемы.

    Просрочка по кредитам

    Не все заемщики банка вовремя возвращают кредиты. Всегда какая-то часть кредитов просрочена. Особенно сильно доля просрочки может возрастать в кризис. Если клиент не возвращает кредит, значит банк не получает прибыль. При этом банк обязан резервировать часть своих средств на потери по ссудам. Чем больше доля просрочки по кредитам, тем больше риск банка. Просрочка более 10% является большой.

    Чистая процентная маржа — это разница между процентными доходами и процентными расходами, деленная на величину процентных (доходных) активов банка. Показывает, какой чистый доход в процентах приносят банку его активы.

    Доходность активов — отношение процентных доходов к процентным активам. Показывает, какую доходность приносят процентные активы банка — кредиты и ценные бумаги.

    Стоимость пассивов — отношение процентных расходов к величине процентных обязательств. Показывает в какой степени банку обходится заемный капитал — депозиты и кредиты, взятые у других банков.

    Финансовые показатели банка и банковские нормативы следует рассматривать в динамике. Так можно увидеть те или иные тенденции. Перечислим негативные факторы, на которые нужно обратить внимание:

    • показатель достаточности капитала близок к минимальному уровню 10%
    • показатели ликвидности близки к минимальным значениям
    • снижение рентабельности активов
    • увеличение просрочки по кредитам
    • снижение доходности активов
    • увеличение стоимости пассивов
    • снижение чистой процентной маржи
    • сильное снижение доли депозитов физических лиц в пассивах — означает, что вкладчики забирают деньги из банка

    Где смотреть банковские нормативы и другие финансовые показатели банка?

    Банковские нормативы и финансовые показатели банка рассчитываются на основе финансовой отчетности, которую банк обязан раскрывать каждый месяц. Отчетность и нормативы публикуются на сайте ЦБ РФ в разделе «Информация по кредитным организациям». Но гораздо удобнее анализировать показатели банка на специализированных сайтах kuap.ru и analizbankov.ru .

    Для примера возьмем банк Траст. В декабре 2014 года было принято решении о санации банка Траст. Банк Траст столкнулся с недостатком ликвидности и не справился с набегом вкладчиков во время банковской паники. Позже ЦБ обнаружил «дыру» в его капитале размером в несколько миллиардов рублей.

    На сайте kuap.ru по каждому банку имеется раздел «Финансовый анализ (ф.135)». В данном разделе публикуются финансовые показатели и банковские нормативы. Раздел «Ключевые показатели» показывает динамику различных финансовых показателей: рентабельности, доходности активов, стоимости пассивов и т.д. В разделе «Финансовое положение» показаны основные банковские нормативы — достаточность капитала и ликвидность. Внизу публикуется мини-итог и перечень нарушений банковских нормативов. Банк Траст часто нарушал норматив достаточности базового капитала Н1.1, а достаточность капитала близка к критическому уровню 10%.

    Рекомендации по банку Траст:
    Оценка надежности банка Траст — неудовлетворительно.

    • достаточность капитала Н.1
    • нормативы ликвидности
    • величина капитала, прибыли и депозитов физических лиц
    • доля вкладов физических лиц и юридических лиц
    • и другие

    Даже хорошие банковские нормативы и финансовые показатели не могут полностью гарантировать надежность банка. Финансовую отчетность можно фальсифицировать, многое зависит от репутации банка и его владельцев, а так же поведения вкладчиков. Лавинообразный поток клиентов, забирающих свои деньги, может завалить любой, даже самый надежный банк. Поэтому, принимая решение, оценивайте еще и другие .