Н.Чернышевский и его революционно-демократическая альтернатива самодержавию. Политические и правовые взгляды Н.Г


Книга приведена с некоторыми сокращениями

Расцвет деятельности Чернышевского связан с событиями 50-60-х годов XIX столетия - одним из самых напряженных периодов в истории России, насыщенным крупными социально-политическими событиями, острыми классовыми схватками между силами реакции и прогресса.
Чернышевский приехал в столицу перед самым началом Крымской войны. 20 октября (1 ноября) 1853 года Николай I объявил войну Турции. На стороне Турции выступили спровоцировавшие ее на военный конфликт с Россией Англия и Франция. Несмотря на героизм русских солдат и матросов - отважных защитников севастопольских бастионов, царская Россия, ввиду своей политической и экономической отсталости, потерпела поражение, продемонстрировала гнилость и бессилие крепостнического режима. Новыми бесчисленными тяготами и бедствиями расплачивался русский народ за позорный провал «крымской кампании». В стране росло крестьянское освободительное движение, которое, при всей стихийности и разобщенности своей, расшатывало основы старого порядка и угрожало смести его в буре революционного восстания.
Не говоря уже о демократических слоях русского общества, недовольство политикой царского правительства охватывает и некоторые круги дворянской интеллигенции.
Царизм вынужден был встать на путь «реформ». «Либеральный» курс правительства Александра II характеризовался лицемерной политикой мелких уступок с целью сохранить монархию и привилегии ее классовой опоры - помещиков-крепостников.
Однако весь ход экономического развития страны толкал к уничтожению крепостного права. К I860 году в России общее число промышленных предприятий достигло 15338 с более чем полумиллионной армией рабочих. Крепостное право решительно тормозило дальнейший рост производительных сил страны.
В сельском хозяйстве происходили процессы упадка и разложения. Помещики-крепостники усиливали нещадную эксплуатацию народных масс, что вело к окончательному подрыву экономики крестьянских хозяйств. Ленин указывал, что «производство хлеба помещиками на продажу, особенно развившееся в последнее время существования крепостного права, было уже предвестником распадения старого режима». Борьба крепостных крестьян против помещиков становилась все более ожесточенной и упорной. В 1855-1860 годах официально учтено было 474 случая крестьянских волнений. «Весь дух народа, - извещало царя III отделение, - направлен к одной цели - к освобождению». Запуганное крестьянскими бунтами, царское правительство оказалось вынужденным поставить вопрос об отмене крепостного права.
Около пяти лет ушло на подготовку крестьянской реформы (1857-1861). Это время отмечено ожесточенной классовой борьбой крестьян и помещиков. Положение, сложившееся в России в 1859-1861 годах, Ленин характеризовал как один из исторических примеров революционной ситуации.
«Партию народа», самоотверженно защищавшую интересы закабаленного крестьянства, возглавил Чернышевский. Помещичью партию поддерживал пестрый фронт от царских бюрократов-сановников, которым было поручено практическое осуществление реформ, до славянофилов и дворянских либералов, выступивших в конечном счете в роли идеологических защитников помещичьих интересов. Царизм отбил атаку революционных сил в эпоху «первого демократического подъема». Но огромным, неоценимым историческим результатом деятельности русской революционной демократии и ее вождя Чернышевского было то, что осязательно выявилась перспектива будущей победы народа над царизмом. Революционная борьба славных предшественников большевизма имела великое историческое значение.
Петербургский период жизни и борьбы Чернышевского вплоть до ареста, а затем и высылки на каторгу - это путь его революционного мужания, путь титанического труда, оставившего яркий след в истории передовой русской общественной мысли. На первых порах по приезде в Петербург Чернышевский еще заботится о получении университетской кафедры. Он сдает магистерский экзамен, усиленно трудится над диссертацией. Некоторое время Чернышевский работает преподавателем кадетского корпуса. К лету 1853 года относится начало его журнального сотрудничества. В «Отечественных записках» и некоторых других органах появляются его статьи и рецензии. Осенью того же года Чернышевский знакомится с Некрасовым и начинает писать для «Современника». Позже Чернышевский тепло вспоминал о встрече с Некрасовым, которого он уже и тогда считал великим поэтом. Под влиянием Некрасова, сразу оценившего незаурядный талант начинающего литератора, Чернышевский отказался от сотрудничества в «Отечественных записках» и стал работать в журнале «Современник». Было это в начале 1855 года. К этому времени, в «Современнике» были уже опубликованы рецензии Чернышевского на произведения второстепенных, но популярных тогда дворянских писателей М. Авдеева и Е. Тур. Все заметили, что в отделе критики и публицистики появился свежий голос строгих, прямых и нелицеприятных идейно-эстетических оценок, так непохожий на умеренно-пресную или пустую фельетонную болтовню прежних рецензентов. Указанные выше авторы были резко осуждены и высмеяны Чернышевским за пустоту содержания, за приверженность к бездарному «художественному» украшательству и симпатии к помещичье-охранительной идеологии.
10 мая 1855 года состоялась публичная защита диссертации Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности», возбудившая шумные толки в научных и литературно-журнальных кругах.
Н. В. Шелгунов - видный демократ-публицист, один из последователей Чернышевского - так передавал впечатления о событии, свидетелем которого он был сам. «Небольшая аудитория, отведенная для диспута, была битком набита слушателями. Тут были и студенты, но, кажется, было больше посторонних, офицеров и статской молодежи. Тесно было очень, так что слушатели стояли на окнах. Я тоже был в числе этих, а рядом со мной стоял Сераковский (офицер генерального штаба, впоследствии принявший участие в польском восстании и повешенный Муравьевым). Во время диспута Сераковский приходил в самый шумливый восторг и увлекался до невозможности... Чернышевский защищал диссертацию со своей обычной скромностью, но с твердостью непоколебимого убеждения. После диспута, Плетнев (председательствовавший) обратился к Чернышевскому с таким замечанием: «Кажется, я на лекциях читал вам совсем не это!» И, действительно, Плетнев читал не то, а то, что он читал, было бы не в состоянии привести публику в тот восторг, в который ее привела диссертация. В ней было все ново и все заманчиво: и новые мысли, и аргументация, и простота, и ясность изложения».
В ноябре-декабре 1855 года на страницах «Современника» появляются первые главы книги Чернышевского о Белинском - «Очерки гоголевского периода русской литературы» (печатание было завершено в 1856 году).
Эти два капитальных труда, выдвинувшие их автора в число известных русских писателей, и были тем своеобразным манифестом, который во всеуслышание провозгласил важнейшие философские, социологические и литературные принципы нового революционно-демократического направления.
Весной 1856 года Чернышевский встречается с Добролюбовым. Эта встреча положила начало их совместной журнальной деятельности, их дружбе. В Добролюбове Чернышевский имел верного и талантливейшего единомышленника.
В свою очередь, Добролюбов восхищенно отзывался о Чернышевском как о своем учителе.
В письме к Н. Турчанинову, ученику Чернышевского по саратовской гимназии, который, кстати сказать, и познакомил Чернышевского с Добролюбовым, последний заявлял: «Столько благородной любви к человеку, столько возвышенности в стремлениях и высказанной просто, без фразерства, столько ума, строго последовательного, проникнутого любовью к истине, - я не только не находил, но никогда не предполагал найти... С Николаем Гавриловичем толкуем не только о литературе, но и о философии, и я вспоминаю при этом, как Станкевич и Герцен учили Белинского, Белинский - Некрасова, Грановский - Забелина и т. п.».

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Если приснился плохой сон...

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Сочинение

Н. Г. Чернышевский сыграл выдающуюся роль в истории русской общественной мысли и литературы. Сего именем связан революционно-демократический этап в освободительном движении. Вся его многогранная деятельность была подчинена задаче революционного переустройства жизни во имя счастья трудового народа.

Эстетические взгляды Чернышевского были органической частью его идеологической деятельности как революционера-демократа. Вклад его в мировую эстетическую мысль определялся тем, что он подходил к решению многих актуальных проблем искусства с позиций материалистической философии. Основные положения эстетики Чернышевского наиболее полно отражены в его диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855). Само название очень точно передает замысел автора и суть его работы. Как соотносятся искусство и действительность? Это важнейший вопрос эстетики, который решается по-разному в зависимости от того, кто на, него дает ответ: материалисты или идеалисты. Во времена Чернышевского в области эстетики господствовала идеалистическая теория, опирающаяся на учение философа-идеалиста Гегеля. Борьба, которую вел Чернышевский, была трудной, он сражался с сильным противником.

Свое понимание прекрасного Чернышевский основывает на убеждении о первичности материи, реального мира. Эта действительность, этот мир прекрасны сами по себе, а вовсе не как отблеск какой-то идеи. Так возникает основополагающий тезис его диссертации: «Прекрасное есть жизнь». Тут же Чернышевский уточняет, конкретизирует свою позицию: «…прекрасно го существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям». Выражение «наши понятия» призвано было дать представление о передовых взглядах, основанных на защите народных интересов, ориентирующихся на народное восприятие красоты как наиболее истинное и объективное.

По убеждению Чернышевского-материалиста, действительность всегда выше искусства. В споре с идеалистами, которые «приподнимали» искусство над жизнью, Чернышевский склонен был как бы «принижать» его: он даже полемически называл искусство «суррогатом» (в том смысле, что реальная, живая, настоящая жизнь всегда богаче, ярче, значительнее своего отражения). В полном соответствии с материалистическим решением вопроса об отношении искусства к действительности Чернышевский четко формулирует цель и задачи искусства:

* «… воспроизведение всего, что интересно для человека в жизни; очень часто, особенно в произведениях поэзии, выступает также на первый план объяснение жизни, приговор о явлениях ее».

Эстетические взгляды Чернышевского не были мертвой схемой, они уточнялись в его дальнейшей деятельности. Но от основных положений своей теории он никогда не отказывался. В современной эстетике творчески развиваются многие положения, впервые выдвинутые Чернышевским. Искусство необходимо как особый метод общественного воспитания человека, его эмоционального и интеллектуального развития. И в этом отношении оно не может быть заменено, например, наукой и не является, следовательно, формой популяризации научных сведений. Значение эстетических воззрений Чернышевского было очень велико для своего времени, но они не устарели и в наши дни,

* «если их рассматривать не как системы готовых истин и не как образцы эстетики вульгарного толка (встречается и то, и другое к ним отношение) , а как определенный этап аналитического исследования искусства, результаты которого для нас недостаточны, но необходимы».

Литературная позиция Чернышевского прямо вытекала из его революционно-демократического мировоззрения. В статье «Об искренности в критике» (1854) он доказывал, что прямое назначение критики - служить выражением мнения «лучшей части публики и содействовать дальнейшему распространению его в массе». Ведущую закономерность развития русской литературы Чернышевский видел в сближении ее с действительностью, в углублении критического реализма и народности. С этой точки зрения он особенно высоко ценил историческое значение того направления в русской литературе, главою которого был Гоголь, а Белинский - гениальным теоретиком и истолкователем («Очерки гоголевского периода русской литературы»). Для Чернышевского Белинский был идеалом критика и общественного деятеля. Чернышевский был первым, кто не только напомнил о критических статьях Белинского, но указал на их принципиальное значение, сделал их краеугольным камнем своей историко-литературной концепции. Он писал, что Белинский - «истинный учитель всего нынешнего молодого поколения» }